Подача тепла в технологических помещениях не оплачивается. Почему мы платим за отопление круглый год? Как рассчитывается размер платы за отопление при наличии в доме общедомовых приборов учета тепловой энергии

И неоднократно указывали на незаконность применения такого коэффициента.

Однако, вышеназванное постановление, гласит:

"Установить, что если оплата за отопление населением произ¬
водилась ежемесячно (равными долями) в течение календарного года с учетом норматива (0,016 Гкал на 1 кв.м), то объем тепловой энер¬
гии, поставленной в отопительный период для нужд отопления до дня
вступления в силу настоящего постановления, определенный с учетом
иного отношения, чем отношение продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), подлежит пересмотру с учетом отношения 12/7."

Последствия такого "узаконения" нетрудно предугадать.

Коэффициент 12/7, увеличивает месячный норматив расхода тепловой энергии в 12/7 раз с 0,016Гкал/кв.м. до 0,027 Гкал/кв.м., то есть на 59%

В то время, как Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению (утв. постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. N 857) с изменениями и дополнениями от:10 сентября 2013 г. уже утверждена методика расчета с коэффициентом 7/12:

1. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (далее - коэффициент периодичности платежа), определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года.

2. Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в следующем порядке:

а) размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется по следующей формуле 1:

Общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения;

Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;

К - коэффициент периодичности платежа, определенный в соответствии с пунктом 1 настоящих Правил;

Тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

То есть это коэффициент 7/12, а не 12/7!

В то время, как в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг уже внесены изменения(утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. N 344)

1.В Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской

Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 22, ст. 2338; 2012, N 15, ст. 1783):

дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

3.1.При наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формуле 5 с учетом повышающего коэффициента, составляющего:

с 2017 года - 1,6.

Жилищные объединения Москвы о признании П , которым узаконен повышающий коэффициент 12/7, противоречащим действующему федеральному законодательству.

На отопление растут с каждым годом, и многих потребителей интересует, за что они платят, и почему цифры в платежке становятся все больше. Стоимость отопления рассчитывается по нормативу потребления тепла, а в многоквартирных домах она зависит от отапливаемой площади и от общедомовых расходов.

Каждый потребитель должен знать, как проводится расчет платы за отопление по нормативу, чтобы иметь возможность контролировать справедливость начислений в управляющей компании.

Размер платы за отопление зависит о разных факторов

В России действуют два основных документа, по которым рассчитывается плата за отопление. Первым из них является постановление правительства №354от 06.05.11. В нем регламентируются правила предоставления коммунальных услуг жильцам многоквартирных домов. Этот документ стал альтернативой постановлению правительства №307 от 23.05.06, однако на практике старое постановление до сих пор продолжает действовать.

Решение о том, по каким правилам начисляются платежи, принимаются на местном уровне, регион сам выбирает для себя оптимальный вариант. Между ними есть очень важное различие: по Правилам, установленным в постановлении №354, плата за отопление взимается только в продолжение отопительного сезона, а не распределяется на весь год. С одной стороны, это упростило методику расчета, с другой – привело к увеличению финансовой нагрузки на потребителя.

По новым правилам, в период с октября по май резко вырастает, так как в нее начинают включать стоимость отопления. Многим потребителям сложно оплачивать увеличенные счета, что приводит к росту задолженности. По традиционной методике, установленной в правилах. Постановления №307, потребители в течение всего года платят за квартиру приблизительно одинаковую сумму, и она корректируется с учетом общего роста тарифов.

Размер платы за тепло зависит от установленного общедомового счетчика, присутствия тепловых счетчиков в квартирах, а также наличия датчиков-распределителей в жилых и нежилых помещениях.

Расчет платы при неустановленном общедомовом счетчике

Общедомовой счетчик позволяет экономить

Если многоквартирный дом не оборудован общедомовым , плата за отопление рассчитывается на основе трех основных факторов:

  • Норматив на отопление. Это количество гигакалорий, которое требуется для обогрева до необходимых температур одного кв. метра площади. В каждом регионе устанавливается свой норматив в зависимости от климатических условий.
  • Тариф на отопление. Это стоимость одной гигакалории тепла, установленная для данного региона.
  • Величина отапливаемой площади. В многоквартирном доме в нее не включается площадь лоджии или балкона.

Таким образом, расчет платы отопления в этом случае ведется по относительно простой формуле:
Размер платы = норматив * тариф * , норматив и тариф устанавливают региональные власти.

Итоговая стоимость тепла не зависит от количества реально потребленных калорий тепловой энергии, поэтому такой способ расчета применяется все реже. Сейчас по всей России идет кампания по повышению энергоэффективности теплоснабжения, поэтому активно устанавливаются счетчики на тепло.

Расчет платы при установленном общедомовом счетчике

Более распространенная сегодня ситуация – в многоквартирном доме поставлен общедомовой , при этом в квартирах индивидуальные счетчики потребления тепла отсутствуют, Конструкции инженерных коммуникаций во многих домах таковы, что индивидуальные счетчики просто невозможно включить в отопительную систему, и у каждого потребителя нет возможности самостоятельно увеличивать или уменьшать нагрев. В том случае ведется расчет на основе четырех основных параметров:

  • Общее количество потреблено домом тепловой энергии, она определяется по показаниям общедомового счетчика. Его установка позволяет не платить за тепло, потерянное по дороге из-за неизолированных теплотрасс и других проблем тепловых сетей.
  • Отапливаемая площадь квартиры потребителя или нежилого помещения.
  • Общая отапливаемая площадь здания. Учитываются все жилые помещения, а также подъезды, пристроенные магазины, подключенные к общей тепловой системе и т. д.
  • Установленный законом тариф на тепловую энергию. Тарифы определяет местная власть.

Формула расчета выглядит следующим образом: Плата за тепло = общий объем * площадь квартиры/площадь дома * установленный тариф. Таким образом, распределение платы становится более справедливым, так как каждый дом фактически платит только сам за себя.

Однако и в этом случае система расчета неидеальна: поскольку у потребителей нет возможности контролировать расход тепла, нередко приходится просто «отапливать улицу», выпуская тепло наружу из-за его избытка. При этом платить за него все равно придется в полном объеме. Из-за этого все более популярным становится более современный вариант расчета с индивидуальными счетчиками.

Расчет платы при установленных индивидуальных счетчиках

Индивидуальный счетчик позволяет платить за фактично израсходованное тепло

Если во всех квартирах установлены индивидуальные счетчики потребления тепла, расчет станет более сложным, но в итоге потребитель платит за реально использованную энергию, и такой вариант оказывается наиболее выгодным. При расчете учитываются следующие параметры:

  • Количество тепла, потребленного одним жилым или нежилым помещением, оно определяется по показаниям индивидуального счетчика. Приборами учета должно быть оборудовано не менее 95% помещений в здании.
  • Количество тепла, потребленное всем домом, оно учитывается на основе показаний общедомового счетчика.
  • Площадь квартиры, для которой производится расчет платы за отопление.
  • Общая отапливаемая площадь дома. Учитывается жилых и нежилых помещений.
  • Установленный правительством тариф на тепловую энергию.

Все эти параметры учитываются при расчете по следующей формуле: Размер платы = (индивидуальное тепло + общее тепло * площадь квартиры/общая площадь) * тариф.

Из показаний общедомового счетчика вычитается сумма показаний индивидуальных счетчиков, а остаток делится между всеми потребителями. Таким образом, жильцы дома самостоятельно платят за обогрев подъезда и других помещений общего назначения, однако основной расчет ведется именно на основе индивидуальных счетчиков.

Это позволяет значительно сократить на отопление, так как не приходится платить за изношенные сети и бесконечные коммунальные аварии. И все же вариант с индивидуальными счетчиками удается реализовать далеко не всегда: чаще всего в доме монтируется общедомовой счетчик, и в итоге жильцам все равно приходится частично платить друг за друга. Это также вызывает сложности в борьбе с должниками: их невозможно отключить от единой отопительной системы, и в итоге они продолжают пользоваться теплом, оплаченным другими людьми.

Порядок расчета платы за тепло по правилам от 2006 года

По правилам, каждый год должен проводиться перерасчет

Если оплата за тепло начисляется по старым правилам, и в доме установлен общедомовой счетчик, то итоговые цифры в квитанциях потребителей будут зависеть от того, сколько тепла многоквартирный дом потребил в продолжение минувшего года.

Это значение делится на общую площадь здания, при этом учитываются как жилые квартиры, так и нежилые помещения, такие как офисы и магазины. В итоге получается количество тепла на 1 кв. метр площади, его делят на 12 месяцев.

После этого полученный среднемесячный объем потребления энергии умножается на тариф, утвержденный местным правительством. Полученную величину нужно умножить на площадь квартиры. Пример расчета, основанный на тарифах 2011 года для Ижевска. По общедомовому счетчику общее количество потребленной за один год тепловой энергии составило 990 гигакалорий.

Общая площадь всех квартир дома и помещений общего пользования составляет 5500 метров. После расчета получается, что в течение года на 1 кв. метр потрачено 0,015 гигакалорий в месяц. Полученный среднемесячный объем умножается на стоимость 1 гигакалории тепла по установленному тарифу. 943,60 (тариф) * 0,015 * 1,18 (НДС) = 16,70 рублей за 1 кв. метр отапливаемой площади.

Полученную величину нужно умножить на площадь каждой конкретной квартиры. Если, к примеру, она составляет 45 кв. метров, то итоговая ежемесячная стоимость отопления составит 751,5 рублей в месяц. Именно эту цифру жильцы будут видеть в платежках в течение всего года, так как учитывается не количество потраченного в месяц тепла, а среднемесячный расход, полученный по итогам прошлого года.

Как рассчитывается плата за отопление по этим правилам, если в доме не установлен общедомовой счетчик? В этом случае используется норматив – требуемое для отопления количество тепловой энергии. Для каждого дома оно определяется отдельно, эта информация должна находиться в открытом доступе . При обращении в управляющую компанию жилец многоквартирного дома должен получить всю информацию о том, каким образом начисляется плата за тепло.

По правилам постановления №307 каждый год в доме должен проводиться перерасчет. Он учитывает количество тепла, потребленного в прошедшем году, и на его основе рассчитывается новая плата.

Если цифры в платежке вызывают у сомнения и кажутся завышенными, он имеет право потребовать провести перерасчет повторно. Для этого пишется заявление и направляется в управляющую компанию, в нем необходимо указать сроки, за которые необходимо провести перерасчет. Коммунальщики не имеют права отказывать в обращении, ответ предоставляется в течение 4 дней. Если после повторного расчета будет выявлена переплата, она должна вычитаться из размера долга за следующий месяц.

Знание законов позволяет бороться за свои права и добиваться справедливости. Регулярное повышение тарифов создает серьезную нагрузку на , поэтому нужно добиться справедливого учета теплопотерь.

Как проводится расчет платы за отопление, можно узнать из видеоматериала:

Определение стоимости отопления и расчет размера платы для помещения, в котором две и более квартир - достаточно сложный процесс и требует специальных знаний. В порядке расчетов, которые начали действовать с 2017 года также произошли изменения.

Главным документом, которым руководствуются организации, осуществляющие начисление и расчет размера платы за отопление является Постановление Правительства РФ от 06.05.2011г №354 «О предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В соответствии с этим документом, существует 2 способа расчетов потребителей за услугу по отоплению:

  1. Одинаковыми суммами на протяжении всего календарного года (Далее - Способ №1);
  2. Начисление за фактическое потребление тепла только в отопительном периоде. А летом и вне отопительного периода - услуга не начисляется (Далее Способ №2).

Выбор способа расчетов осуществляет местная Администрация города или района.

В случае, если в муниципальном образовании выбран Способ №2 , потребителям должен быть произведен перерасчет в начале следующего года после года, в котором был изменен вариант начислений.

Как рассчитывается размер платы за отопление при отсутствии общедомового прибора учета тепловой энергии?

Установка теплосчетчика на вводном теплопроводе в зданиях жилых домов является обязательной.

Только для домов, которые относятся ветхому/аварийному фонду, а также, домов, нагрузка на теплоснабжение которых не превышает 0,2 Гкал/ч может быть сделано исключение. Указанное требование устанавливает Федеральный закон от 23.11.2009г 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В многоквартирных жилых домах, где общедомовой теплосчетчик не смонтирован (его технически невозможно установить), а также в квартирах, комнатах или нежилых помещениях не установлены индивидуальные теплосчетчики, расчет размера платы за отопление для конкретного помещения при Способе №1 (расчеты за тепло ведутся равномерно в течение года) осуществляется в следующем порядке:

Размер платы определяется на основании нормативов по отоплению на 1 м2 площади (размеры показателей нормативов принимаются комитетом по тарифам или местной администрацией для каждого региона) разделенного на периодичность (12 месяцев) и умноженного на тариф и площадь помещения .

При Способе №2 (расчеты за тепло ведутся только в отопительном периоде) периодичность не учитывается .

В многоквартирных жилых домах, где технически определено, что есть место и помещение для установки и нормального функционирования общедомового счетчика тепла, и для которых, такая установка является обязательной, к вышеуказанным расчетам дополнительно применяется повышающий коэффициент, увеличивающий нормативный расчет в 2016 году на 1,4, а с начала 2017 года на 1,5.

Иными словами, собственников помещений в многоквартирном доме законодательство мотивирует установить общедомоые приборы учета тепла и производить расчеты с их использованием.

В ином случае будут применяться санкции в виде повышающих коэффициентов к нормативам.

Как рассчитывается размер платы за отопление при наличии в доме общедомовых приборов учета тепловой энергии

Как правило, общедомовые теплосчетчики устанавливаются и обслуживаются управляющими компаниями, товариществом собственников жилья многоквартирного дома, либо любой специализированной организацией на усмотрение собственников квартир или других помещений дома.

Организация, нанятая для выполнения работ по техническому обслуживанию прибора учета, ежемесячно обязана производить съем показаний прибора учета тепла. Далее они передаются в теплоснабжающую организацию.

При Способе №2 (расчеты за тепло ведутся только в отопительном периоде) расчет размера платы за теплоснабжение помещения производится следующим образом:

для способа №2: отношение доли площади этого помещения из совокупной квадратуры всего дома (отношение S помещения к общей S всех занимаемых помещений) умножается на объем потребленного тепла за месяц и на тариф на теплоэнергию.

При Способе №1 сумма, начисленная за теплоснабжение в течение календарного года, одинакова.

для способа №1: сумма размера платы за отопление определяется следующим способом: площадь помещения умножается на среднее потребление теплоэнергии на единицу площади (1 м2) и на соответствующий размер тарифа.

Среднее потребление на 1 м2 вычисляется исходя из совокупного годового расхода по общедомовому счетчику за прошедший год разделенное на общую площадь всех помещений в доме.

При отсутствии фактических данных за прошлый год используется утвержденный норматив на тепловую энергию.

При этом, ежегодно в первом квартале года, следующего за отчетным производится корректировка: доначисляется или компенсируется разница между начисленной за год (по данным прошлого года) суммы и фактически потребленной тепловой энергии.

Как начисляется плата за отопление, если установлены общедомовые и индивидуальные теплосчетчики?

Индивидуальные приборы учета тепла (ИПУ) в нашей стране достаточно редко устанавливаются в квартирах и нежилых помещениях.

Причиной служит особенность внутридомовых систем отопления с вертикальными стояками, от которых подключаются отопительные приборы, преимущественно проектируемая в жилых домах до недавнего времени. О том, когда можно установить индивидуальный счетчик тепла в квартире мы писали .

Обычно, установка индивидуальных теплосчетчиков производится на вводе в помещение трубопровода отопления, в этом случае отопительные приборы подключены последовательно к горизонтальной разводке. А обратная линия идёт параллельно подающей и возвращается к месту ввода создавая «петлю».

При наличии во всех занимаемых помещениях МКД (многоквартирного дома) индивидуальных приборов учета при Способе №2 (расчеты за тепло ведутся только в отопительном периоде) , начисление за отопление для какого-либо помещения определяется:

Для способа №2 при наличии индивидуальных приборов учета во всех помещениях: как разность показаний по ИПУ (индивидуального прибора учета тепла в помещении) и доли ОДН, приходящегося на помещение (общедомовых нужд по отоплению) умноженная на тариф.

Доля ОДН определяется исходя из разницы показаний общедомового прибора учета (расхода тепла потребленного зданием) и суммы показаний всех ИПУ умноженная на отношение площади помещения деленого на общую площадь всех помещений в доме.

При Способе №1 расчеты ведутся аналогично методу при Способе №1 при наличии общедомового прибора учета и отсутствии ИПУ, только в качестве ежемесячного расхода принимается совокупный расход по теплосчетчику в помещении и ОДН за весь отопительный период деленные на 12 месяцев.

Если в Вашей квартире холодные батареи, то мы писали что делать в этом случае и куда жаловаться.

Остались еще вопросы? Хотите получить ответы на них?

Здесь Вы можете задать его бесплатно экспертам или юристам портала gkh-konsultant.ru.

Тарифы и Нормативы

Постановлением правительства РФ № 603 от 29 июня 2016 года предложило различные варианты оплаты отопления. О некоторых нюансах население уже оповещено. Отдельные так и остались непонятны.

Итак, напомним, с 1 июля 2016 года уже официально перестали действовать Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, по котором россияне жили в соответствии с постановлением правительства РФ № 307. В некоторых регионах начали жить по-новому раньше, но теперь это стало обязательным для всех.

Постановление вышло 23 мая 2006 года и провозглашало платежи в течение календарного года. Было довольно много возмущений по поводу того, что за тепло приходится платить летом, а также в первый месяц осени и в последний месяц весны, когда услуга не оказывается. В итоге, 6 мая 2011 года шестой пункт Постановления правительства РФ № 354 отменил действие 307-го законодательного акта. Отмена была назначена на текущий год - 2016. Причём, практически ежегодно в это Постановление вносились поправки. Последний раз это случилось в декабре 2015 году.

Незадолго до этого регионам дали право самим решать, каким образом собирать платежи - в течение всего года или только в отопительный период. Новый закон провозглашает такую очередность: услуга сначала предоставляется, потом оплачивается. Но, опять-таки, разрешаются варианты. И даже можно вернуться к старой системе - по многочисленным просьбам населения и по решению региональных властей. Подобные просьбы, кстати, уже появились. Не всех устроил переход на оплату по факту потребления. Ведь при новой системе появляется большая разница в платежах.

Размер платежа зависит от температуры воздуха на улице. В холодные месяцы платежи, естественно, резко выросли и никому это не понравилось. В некоторых регионах уже начались призывы платить, к примеру, как раньше, равномерными платежами, а потом ресурсоснабжающая организация сделает перерасчет. Законодатель, в принципе, разрешает и такую систему расчетов. Правда, уже не позволяет своевольничать и назначать различное количество месяцев для распределения таких платежей. Теперь они должны делиться не на семь, к примеру, месяцев, а на двенадцать. И, конечно, это касается в первую очередь многоквартирных домов, в которых так и не появились приборы учета тепла.

Отметим, что законодатель не обязывает устанавливать счётчики в ветхих, аварийных объектах, подлежащих сносу или капитальному ремонту в ближайшие годы, а также в многоквартирных домах, где тепловая нагрузка меньше 0,2 гигакалорий. Избавлены от этой обязанности и МКД, где технически невозможно установить прибору учета. Все остальные будут платить по повышенному тарифу. По закону стоимость тепла у «нормативщиков», которые могли, но не захотели поставить прибор учета тепла, должна вырасти весьма существенно. На деле во многих регионах этой настоятельной рекомендацией пока воспользоваться не спешат, принимая во внимание и без того тяжелое положение населения.

В постановлении № 354 есть отдельные пункты по размеру оплаты за отопление, сказано о необходимости корректировки расчетов. Прописаны формулы подсчёта повышающего коэффициента к отдельным категориям собственников. Учтена и смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению. И выход из строя общедомового прибора учета тепловой энергии. Если это случилось: сломался, кончился срок эксплуатации, украли, то через два месяца плата будет взиматься по нормативу.

Решение о способе оплаты коммунальной услуги принимается субъектом РФ за год до начала отопительного сезона, во время которого нужно будет перейти на выбранный способ. При изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 1 квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты.

Подчеркнём, собственники жилья не могут выбрать на собрании способ оплаты отопления. Это не допускается нормами жилищного законодательства.

Правила № 354 устанавливают запрет на предъявление потребителям коммунальных услуг к оплате стоимости сверхнормативного объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в расчетном периоде, в котором образовался такой сверхнормативный объем. Возмещение исполнителям коммунальных услуг выпадающих доходов осуществляется за счет средств, получаемых им в качестве оплаты за соответствующие оказываемые услуги.

Стоимость отопления жилья — одна из самых весомых составляющих счетов, которые мы оплачиваем за жилищно-коммунальные услуги. Неудивительно поэтому, что среди частых вопросов, возникающих у потребителей коммунальных услуг, важное место занимает порядок начисления платы за подачу тепла в наши дома. Поднять эту тему вновь мы решили в связи с утратой силы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, и принятием нового документа от 29 июня 2016 года № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг». Начиная с 1 июля 2016 года, был изменен порядок расчета платы за отопление, поэтому на страницах МГ мы разберем, откуда возьмутся конкретные цифры в графе «отопление» в 2017 году.

На сегодня расчеты за тепловую энергию могут осуществляться одним из двух способов :

  • только в течение отопительного периода
  • равномерно в течение календарного года

Конкретный способ выбирается Правительством Москвы не чаще одного раза в год в срок до 1 октября текущего года и реализуется принятое решение только в следующем году: с 1 июля при переходе на равномерную оплату в течение года, либо с первого дня отопительного сезона при переходе на оплату, соответственно, в отопительный период.

На 2017 год Правительством города сохранен равномерный способ внесения оплаты за отопление на территории Москвы, исключая Троицкий и Новомосковский округа . Однако для ТиНАО действует тот же порядок расчетов .

Жильцы домов, до сих пор не оборудованных общедомовым прибором учета тепловой энергии, в 2017 году будут платить в 1,5 раза больше жильцов тех домов, где такой счетчик установлен.

Рассмотрим четыре типовых случая, в соответствии с которыми начисляется плата за подачу тепла в наши дома.

Случай 1. Дом не оборудован общедомовым прибором учета (ОПУ), при этом техническая возможность его установки отсутствует. В основном это касается старого жилого фонда. Здесь расчет осуществляется по следующей формуле:

Случай 2 . Дом не оборудован ОПУ, но при этом техническая возможность его установки имеется (жилой фонд, где по разным причинам до сих пор не установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии). В данном случае расчет ведется следующим образом:

Как видно из приведенной формулы, жильцы домов, до сих пор не оборудованных общедомовым прибором учета тепловой энергии, в 2017 году будут платить в 1,5 раза больше домов, где такой счетчик установлен. В соответствии с Федеральным Законом № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности», общие счетчики должны быть установлены во всех многоквартирных домах до 1 июля 2012 года, затем этот срок был продлен, тем не менее, на сегодняшний день даже в Москве не все дома оборудованы ими. Специальный повышающий коэффициент должен стимулировать собственников жилья принимать меры, чтобы в их домах такие счетчики появились. Однако, например, в поселении Сосенское ОПУ ставятся в старом жилом фонде в рамках долгосрочной целевой программы за счет средств местного бюджета.

Случай 3. В доме имеется ОПУ, но не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепла (ИПУ). Под этот случай попадает подавляющее число домов, построенных после введения в действие закона «Об энергосбережении», когда установка общедомовых счетчиков стала обязанностью застройщиков. В этом примере расчет осуществляется по следующей формуле:

Один раз в год производится корректировка платы за отопление, исходя из фактического потребления, по формуле:

В данном случае управляющая компания в течение года равномерно начисляет оплату согласно нормативу или среднему фактическому потреблению за прошлый год, а по прошествии года производит перерасчет на основании показаний общедомового счетчика. При этом перерасчет может быть как в меньшую, так и в большую сторону в зависимости от того, насколько был холодным и продолжительным отопительный сезон, а также от экономности расходования тепла собственниками, в т. ч. в местах общего пользования.

Случай 4. Дом оборудован ОПУ и все помещения дома также оборудованы ИПУ. Данный случай в основном относится к новостройкам с горизонтальной разводкой системы отопления, которая позволяет установить счетчик тепла отдельно на каждую квартиру. Расчет будет осуществляться по следующей формуле:

Корректировка платы за отопление, исходя из фактического потребления (один раз в год):

Отдельно надо отметить, что для применения схемы расчета № 4 все жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме должны быть оборудованы счетчиками. При этом все счетчики должны находиться в исправном состоянии, пройти поверку в установленные сроки (1 раз в 4 года), а также должны быть введены в эксплуатацию с привлечением управляющей компании. Такое положение делает фактически невозможным оплату по индивидуальным счетчикам тепла, поскольку достаточно одного неработающего или не прошедшего поверку прибора, чтобы расчет производился уже по схеме № 3.

Правительством принято решение сохранить на 2017 год равномерную оплату за потребление тепла в многоквартирных домах.

Итак, мы рассмотрели 4 типовых случая оплаты тепловой энергии, с которым сталкиваются собственники многоквартирных жилых домов (особняком стоят многоквартирные дома, где в состав общего имущества входит собственная котельная и где собственники платят не за тепловую энергию, а, как правило, за газ, который используется для подогрева воды). Как можно заметить, согласно поправкам в федеральное законодательство, теперь столичное Правительство определяет, как москвичи будут платить за отопление: равномерно в течение года или только в отопительный период. Пока принято решение сохранить оплату равномерно в течение 12 месяцев. Можно предположить, что это связано с желанием равномерно распределить нагрузку на семейные бюджеты (в первую очередь малообеспеченных граждан). Если, скажем, годовая оплата за отопление составляет 12000 рублей и эта сумма распределяется равномерно в течение года, то ежемесячная нагрузка на бюджет составит 1000 руб. Если же оплата происходит только в отопительный период, который в нашем регионе составляет 5-6 месяцев, то расходы на отопление в этот период возрастают в 2 раза, хотя и исчезают совсем в остальное время года.

Нормативные документы:

1. В соответствии с пунктом 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

2. Пункт 2 постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг».

3. Постановление Правительства Москвы от 29.09.2016 N 629-ПП «О сохранении равномерного порядка внесения платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41».

4. Пункт 3 постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг».

5. Пункт 2(1), приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

6. Пункт 2(2), приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

7. Пункт 3(2), приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

8. Пункт 3(3), приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).