Коростенский регион. Древляне и другие самые воинственные славянские племена

Жили по течению рек Тетерев, Уж, Убороть и Свига, в Полесье и на правом берегу Днепра (современные Житомирская и запад Киевской области Украины). С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера Припять, за которой жили дреговичи. На западе они граничили с дулебами, а на юго-западе - с тиверцами. Главным городом древлян был Искоростень на реке Уж, были и другие города - Овруч, Городск и иные, названия которых не сохранились, но археологи раскопали городища в землях древлян.

Как говорит Нестор, название их происходит от того, что они жили в лесах. Также он говорит, что еще во времена Кия у древлян было свое княжение. При этом летописец относится к ним гораздо хуже, чем к полянам. Вот что он пишет: «А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды». Однако ни археологические данные, ни другие летописи не подтверждают такой характеристики.

Племя занималось хлебопашеством, владело разными ремеслами, необходимыми для натурального хозяйства (гончарным, кузнечным, ткацким, кожевенным), люди держали домашних животных, в хозяйстве были также кони. Находки множества иноземных изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика указывают на международную торговлю, а отсутствие монет позволяет предположить, что торговля была меновой.

Древляне долгое время сопротивлялись включению их в состав Киевской Руси и христианизации.

По сказанию «Повести временных лет», в давние времена древляне обижали своих соседей полян; но уже князь Олег Вещий подчинил их Киеву и наложил на них дань. Они участвовали в походе Олега на Византию, после его смерти сделали попытку освободиться, но князь Игорь победил их и наложил еще большую дань.

В 945 году Игорь попытался собрать дань дважды и поплатился за это.

«В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Сеенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь - пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружину его, так как было их мало.

И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени».

После этого вождь древлян Мал предпринял попытку посвататься к вдове Игоря, княгине Ольге, но та, мстя за мужа, обманом убила Мала и его сватовское посольство, заживо закопав в землю. После этого Ольга вместе с малолетним сыном Игоря Святославом пошла войной на древлян и разгромила их. Так в 946 году древляне были включены в состав Киевской Руси.

Святослав Игоревич посадил в Древлянской земле своего сына Олега. Владимир Святой, раздавая волости своим сыновьям, посадил в Древлянской земле Святослава, который был убит Святополком Окаянным.

Имя древлян последний раз встречается в летописи в 1136 год, когда их земля была подарена великим князем киевским Ярополком Владимировичем Десятинной церкви.

Расселение дулебов шло с запада на восток, через Полесье по направлению к Днепру. Районом наиболее плотного расселения дулебов явились верхнее и среднее течение Случи, междуречье Горыни и Случи и верховья Тетерева, притока Днепра. На север от Тетерева поселениями охвачены бассейн его притока Ирши и верховья Ужа. Здесь явно лежали земли нескольких племен. На Тетереве располагалась Корчакская группа селищ, давшая название археологической культуре славян. Из компактно расселившихся в этих областях дулебских племен позже сложился племенной союз древлян. Изначально древлянами называлось племя (или уже ряд племен), осевшее в лесных местах этого региона, непосредственно подступавших к антской лесостепи. В древлянском племенном союзе позднее выделялись два центра княжеской власти. Одним являлся район сближения Ирши и Ужа, где тогда располагались княжеские города Малин и Искоростень. Другим были земли выше по Ужу и к северу от Жерева, где располагался город Овруч. Последний район в корчакский период был заселен еще редко. Но единичные словенские поселение уже имелись и довольно далеко к северу оттуда, на впадающей в Припять Словечне.

Древляне хоронили умерших в основном в курганах, но иногда и в грунтовых могильниках. С VIII в. в курганах хоронили лишь одного покойника, как правило, без урны. Сожжение производили обычно на стороне, но иногда и на месте. В этом случае умершего помещали на доски или в деревянную колоду, располагая по линии восток-запад.

«Приход славянских поселенцев в район Киева с запада нашел отражение в нескольких преданиях, начиная с древнерусской «Повести временных лет». В одном из украинских текстов (из поздних – наиболее логично построенном) недвусмысленно рассказывается о военных действиях. Некий «пан» неимоверно притеснял людей, «отбирал от них все, что можно было». В конце концов, «подданные» восстали. Объединенные силы восставших разбили «пана» с его войском и гнали до места нынешнего Киева, где уничтожили своего угнетателя и его присных. В этом опять-таки чрезвычайно позднем предании смутно отразилось первоначальное могущество антов (ощущавшееся соседними дулебами) и падение этого могущества в результате войны, приведшей к заселению словенами-дулебами Киевщины.» (С.Алексеев. «Славянская Европа в 5-8 вв»)

Согласно Повести временных лет, «древляне жили зверским образом, живя по-скотски, и убивали друг друга, поедая все нечистое, и брака у них не бывало, но умыкали у воды девиц». Конечно, Нестор здесь явно сгущает краски, дабы подчеркнуть обособленность полян, претендующих на первенство в славянском мире. Но кроме политических разногласий у него для этого имелись и другие основания. Древляне и по образу жизни и даже чисто внешне отличались от полян. Так, волыняне, судя по позднейшим средневековым захоронениям, обладали удлиненной головой, широким лицом, сильно выступающим носом. Это сочетание славянской широколицести с типичными чертами всех европеоидов мы видим и у южных и западных соседей волынян – древлян, уличей, тиверцев. Они, особенно потомки антов, отличались лишь несколько менее вытянутой головой. Значительно отличались – более узким лицом, чуть менее выступающим носом, средних размеров головой – только поляне. На мой взгляд, это объясняется тем, что и анты и дулебы вообще и древляне в частности были сарматскими племенами в отличие от полян-скифов. И в этой связи мне кажутся сомнительным отождествление древлян с агачирами, описанными булгарскими хронистами Гази-Бараджем и Шейх-Гали, которое делает в статье «Древляне» С. В. Трусов. «Агач» по-татарски – «дерево», но сам же Трусов дает другое прочтение этого этнонима опираясь на Шейха-Гали. Вот оно:

«Первое упоминание о них у него соответствует 1300-1200 году до н.э., когда древние греки (тирцы) вышли с территории своей северочерноморской родины и двинулись на Балканы и Грецию: «Тирцы увлекли за собой часть карасакланов, обособившихся во главе с бием Аспарчуком в области «Ака Джир» на реке Ака и поэтому прозвавшихся акаджирами». Как видно из приведенного отрывка, Гали, также как и Гази-Барадж, пользовавшийся при составлении своей истории древними текстами, даже этимологию «древлян» (агачиров) выводит не из «дерева», а от названия местности в бассейне Оки (Аки). Напомню, что древний Ростов булгары называли Джиром. Акаджиры, по словам Гали, были вечными союзниками тирцев (греков): «С помощью этих сакланов-акаджиров тирцы завоевали Малый Рум и остров Крэш и безжалостно истребили тамошних имэнцев». Здесь: Малый Рум – территория Греции и Турции; Крэш – Крит; имэнцы – минойцы..»

Во втором веке нашей эры росомоны совместно с венедами-ругами, полянами и другими славянскими племенами образовали государство Русаланию , просуществовавшую около восьмидесяти лет и павшую под ударами готов. Скорее всего, древляне входили в этот Русаланский союз, столицей которой был город Гелон, известный еще со времен Геродота. После поражения русаланцев часть дулебов оказалось под власть вестготов, другая часть – восточная – под властью гуннов, выходцев с южного берега Балтики и изначально выступавших как союзники готов.(Читайте статью «Гунны» ) Не исключаю, что во времена Русалании и готско-гуннского владычества древляне-дулебы и гольдескифы-акаджиры воспринимались болгарами-степняками именно как агачиры, то есть «лесовики». Вот только говорили болгары того времени не на тюркском и даже не на финно-угорском, а на вполне славянском языке, что впрочем не исключает наличие в этом изначально сарматском этносе как угорских, так и тюркских родов. (Читайте статью «Болгары» ). Болгары были в гуннском союзе далеко не на последних ролях, так же, впрочем, как и акаджиры, жители поочья, вошедшие в историю Европы как акациры. Византийские хронисты отмечают присутствие племени акациров в постгуннскую эпоху именно на Дону, но в данном случае речь идет просто о сохранившемся со скифских времен этническом единстве жителей Поочья и Подонья. Ни о каком древлянском, угорском или тюркском присутствии в данном случае говорить не приходится.

Древляне появляются на правом берегу Днепра в начале 7 века, во время аваро-антской войны и тут же им навстречу двинулись с Дона савиры (потомки сарматов) и русы (потомки скифов), слившиеся к этому времени в единую общность росомонов-русаланов. (Читайте статью «Поляне» ) Возглавляет савиров-русов князь Кий. Трудно сказать, был ли этот Кий потомком Кия, основателя Русалании, известного нам по «Велесовой книге», либо речь идет о титуле, ставшем именем собственным. Скорее всего – второе. Оба Кия, и русаланский, и савирский основывают города под названием Киев, но если речь идет не об имени собственном, а о титуле, то скорее всего «киев», это резиденция «кия», верховного правителя. Так или иначе, но именно со вторым, савирским или донским Кием, связано происхождение современного города Киева. Дулебы вообще и древляне в частности входят в этот вновь образованный союз наряду с полянами, савирами и русами. Видимо, принцип этого союза тот же, что и в уже известной нам «Валинане» Масуди. Во главе нового образований становится Кий, он же «Маха», то есть Великий князь, а все остальные вожди племен или племенных союзов называются малыми князьями или Малами.

Древляне - восточнославянский народ, племя, обитавшее на территории нынешнего Украинского и Житомирского полесья, а также Правобережной Украины по течению рек Терев, Уж и Убороть. С востока их территория ограничивалась Днепром, а с севера - Припятью, за которой жили дреговичи. Древляне стали одним из племен, которое вошло в состав Руси и дало основу современному этносу.

Происхождение древлян и жизнь до присоединения к Руси

Древляне соседствовали со многими древними племенами: с востока - с полянами, с запада - с волынями и бужанами, а на севере - с дреговичами. Предками же древлян считаются дулебы; к этой же группе - дулебской - относятся и соседние племена. Считается, что древляне получили свое название из-за того, что селились в основном в густых лесах и вели оседлый образ жизни, максимально приближенный к природе и земле. Представители этого племени жили в основном в полуземлянках. Существовало лишь несколько укрепленных камнем «градов»: например, Вручий (современный Овруч на Украине) и столица древлян - г. Искростень (современный Коростень на Украине) на реке Уж, где до сих пор сохранилось древнее городище древлян.

В период своей самостоятельности древлянам удалось создать довольно развитую племенную структуру, которую можно отнести к раннегосударственной. Согласно «Повести временных лет», древляне имели собственное княжество с единым князем во главе. В частности, в летописи упоминается некий князь Мал и содружество «лучших мужей», управляющих древлянской землей. Древлян в летописях часто сравнивали с их соседями - полянами, и это сравнение показывало древлян как довольно дикий народ, который убивает и ест животных и постоянно ведет междоусобицы. Однако современные ученые пришли к выводу, что описание, данное в летописях, не совсем соответствует действительности. Причина кроется в том, что летописцы были христианами, а древляне - язычниками, а в рамках христианской традиции это практически равносильно дикарству. Кроме того, постоянные противостояния между русскими и древлянскими князьями (как и противостояние русских с печенегами , хазарами , половцами и другими кочевниками) приводили к тому, что этот народ считался диким и воинственным.

Древляне были самостоятельным племенем на протяжении нескольких веков, с 6-го по 10-й, однако в 946 г. окончательно потеряли независимость и вошли в состав Древнерусского государства, слившись с местным населением. Существуют сведения о том, что достаточно долгое время древлянская знать (упомянутый выше князь Мал) не хотела входить в состав Древней Руси и сопротивлялась этому всеми силами. Древляне стремились отстоять свою независимость и избежать принятия христианства, которое бы незамедлительно последовало за объединением.

Древляне и Русь

В 883 г. древляне впервые попали в зависимость от Руси - Киев был захвачен князем Олегом (Вещий Олег), который заставил проживающих неподалеку древлян платить ему дань и подчиняться его законам. Чуть позднее, в 907 г., древляне даже приняли участие в известном военном походе Олега на Византию. После трагической гибели Олега древляне отказались дальше платить дань, однако князь Игорь быстро подавил зарождающееся восстание и заново покорил древлян, заставив их продолжать выплаты.

В 945 г. Игорь попытался собрать со своих подчиненных двойную дань, что сильно не понравилось древлянскому князю Малу, который и так не хотел платить русскому князю. В 946 г. произошло восстание древлян. По приказу Мала в окрестностях древлянского города Искростень был убит Игорь. Убийство древлянами Игоря послужило причиной для начала очередной войны между древлянами и русичами, которую предприняла вдова Игоря - княгиня Ольга .

Война между древлянами и княгиней Ольгой закончилась полным покорением древлян. Были разорены и сожжены их города, уничтожена столица древлянского государства - Искростень (945-946 гг.), истреблена вся древлянская знать. Народ фактически остался обезглавленным. Все земли, ранее принадлежавшие древлянам, теперь вошли в состав Древнерусского государства и были обращены в киевский удел с центром в г. Вручий, где в дальнейшем княжили Олег и Святослав .

С этого момента древляне окончательно потеряли свою самостоятельность.

Древляне в летописях

Древляне упоминались не только в русских летописях. К примеру, поход древлян на Игоря и его убийство нашли свое отражение в летописях Константинополя. Согласно этим летописям, император Иоанн неоднократно переписывался с князем Святославом и достаточно часто упоминал в своих письмах древлян и то, как они убили отца Святослава, Игоря. После похода Ольги против древлян сведения об этом народе еще некоторое время встречаются в различных летописях, но постепенно сходят на нет.

Последний раз древляне упоминаются в летописи 1136 г., когда великий князь Ярополк Владимирович подарил бывшие земли древлян Десятинной церкви. С тех пор имя древлян навсегда исчезает из истории, а сам народ окончательно сливается с русичами.

Древляне – восточнославянский народ, племя, обитавшее на территории нынешнего Украинского и Житомирского полесья, а также Правобережной Украины по течению рек Терев, Уж и Убороть. С востока их территория ограничивалась Днепром, а с севера Припятью, за которой жили дреговичи. Древляне стали одним из племен, которое вошло в состав Руси и дало основу современному этносу.

Происхождение древлян и жизнь до присоединения к Руси

Древляне соседствовали со многими древними племенами: с востока с полянами, с запада с волынями и бужанами, а на севере с дреговичами. Предками же древлян считаются дулебы; к этой же группе – дулебской – относятся и соседние племена. Древляне получили свое название предположительно из-за того, что селились в основном в густых лесах и вели оседлый образ жизни, максимально приближенный к природе и земле. Так, жили представители этого племени в полуземлянках, существовало лишь несколько укрепленных камнем «градов», таких, как город Вручий (современный Овруч на Украине) или столица древлян – город Искростень (современный Коростень на Украине) на реке Уж, где до сих пор сохранилось древнее городище древлян.

В период своей самостоятельности, древлянам удалось создать довольно развитую племенную структуру, которую можно отнести к раннегосударственной. Согласно данным, которые можно прочесть в Повести Временных Лет , древляне имели собственное княжество с единым князем во главе, в частности, в летописи упоминается некий князь Мал и содружество «лучших мужей», управляющих древлянской землей.

Древлян в летописях часто сравнивали с их соседями, полянами и это сравнение показывало древлян как довольно дикий народ, который убивает и есть животных, постоянно воюет между собой и ведет довольно дикий образ жизни. Однако современные ученые пришли к выводу, что такое описание, данное в летописях, не совсем соответствует действительности.

Причина кроется в том, что летописцы были христианами, а древляне – язычниками, что в христианской традиции практически равносильно дикарству . Кроме того, постоянные противостояния между русскими князьями (также как и противостояние русских с печенегами , хазарами, половцами и другими кочевниками) и древлянскими приводили к тому, что этот народ считался диким и воинственным.

Древляне были самостоятельным племенем на протяжении нескольких веков, с 6 по 10, однако в 946 году окончательно потеряли независимость и вошли в состав Древнерусского государства, слившись с местным населением. Существуют сведения о том, что достаточно долгое время древлянская знать (упомянутый выше князь Мал) не хотела входить в состав Древней Руси и сопротивлялись этому всеми силами. Древляне стремились отстоять свою независимость и избежать принятия христианства, которое бы незамедлительно последовало за объединением.

Древляне и Русь

В 883 году древляне впервые попали в зависимость от Руси – Киев был захвачен князем Олегом (Вещий Олег), который заставил проживающих неподалеку древлян платить ему дань и подчиняться его законам. Чуть позднее, в 907 году древляне даже приняли участие в известном военном походе Олега на Византию. После трагической гибели Олега, древляне отказались дальше платить дань, однако новый князь Игорь быстро подавил зарождающееся восстание и заново покорил древлян, заставив их продолжать выплаты.

В 945 году Игорь попытался собрать со своих подчиненных двойную дань, что сильно не понравилось древлянскому князю Малу, который итак не хотел платить какие-либо деньги русскому князи, поднялось восстание древлян в 946 году. По приказу Мала в окрестностях древлянского города Искростень Игорь был убит. Убийство древлянами Игоря стало следствием восстания древлян и послужило причиной для начала очередной войны между древлянами и русичами, которую предприняла вдова Игоря – княгиня Ольга.

Война между древлянами и княгиней Ольгой закончилась полным покорением древлян. Были разорены и сожжены их города, уничтожена столица древлянского государства город Искростень в 945-946 годах, истреблена вся древлянская знать. Народ фактически остался обезглавленным. Все земли, ранее принадлежавшие древлянам, теперь вошли в состав древнерусского государства и были обращены в киевский удел с центров в городе Вручий, где в дальнейшем княжили Олег и Святослав.

С этого момента древляне окончательно потеряли свою самостоятельность.

Древляне в летописях

Древляне упоминались не только в русских летописях. В частности, поход древлян на Игоря и его убийство нашли свое отражение в летописях Константинополя. Согласно этим летописям, Император Иоанн переписывался неоднократно с князем Святославом и достаточно часто упоминал в своих письмах древлян и то, как они убили отца Святослава, Игоря. После похода Ольги против древлян, сведения об этом народе еще некоторое время встречаются в различных летописях, но постепенно сходят на нет.

Древляне

Жили по течению рек Тетерев, Уж, Убороть и Свига, в Полесье и на правом берегу Днепра (современные Житомирская и запад Киевской области Украины). С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера Припять, за которой жили дреговичи. На западе они граничили с дулебами, а на юго-западе - с тиверцами. Главным городом древлян был Искоростень на реке Уж, были и другие города - Овруч, Городск и иные, названия которых не сохранились, но археологи раскопали городища в землях древлян.

Как говорит Нестор, название их происходит от того, что они жили в лесах. Также он говорит, что еще во времена Кия у древлян было свое княжение. При этом летописец относится к ним гораздо хуже, чем к полянам. Вот что он пишет: «А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды». Однако ни археологические данные, ни другие летописи не подтверждают такой характеристики.

Племя занималось хлебопашеством, владело разными ремеслами, необходимыми для натурального хозяйства (гончарным, кузнечным, ткацким, кожевенным), люди держали домашних животных, в хозяйстве были также кони. Находки множества иноземных изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика указывают на международную торговлю, а отсутствие монет позволяет предположить, что торговля была меновой.

Древляне долгое время сопротивлялись включению их в состав Киевской Руси и христианизации.

По сказанию «Повести временных лет», в давние времена древляне обижали своих соседей полян; но уже князь Олег Вещий подчинил их Киеву и наложил на них дань. Они участвовали в походе Олега на Византию, после его смерти сделали попытку освободиться, но князь Игорь победил их и наложил еще большую дань.

В 945 году Игорь попытался собрать дань дважды и поплатился за это.

«В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Сеенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь - пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружину его, так как было их мало.

И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени».

После этого вождь древлян Мал предпринял попытку посвататься к вдове Игоря, княгине Ольге, но та, мстя за мужа, обманом убила Мала и его сватовское посольство, заживо закопав в землю. После этого Ольга вместе с малолетним сыном Игоря Святославом пошла войной на древлян и разгромила их. Так в 946 году древляне были включены в состав Киевской Руси.

Святослав Игоревич посадил в Древлянской земле своего сына Олега. Владимир Святой, раздавая волости своим сыновьям, посадил в Древлянской земле Святослава, который был убит Святополком Окаянным.

Имя древлян последний раз встречается в летописи в 1136 год, когда их земля была подарена великим князем киевским Ярополком Владимировичем Десятинной церкви.

Из книги История, мифы и боги древних славян автора Пигулевская Ирина Станиславовна

Древляне Жили по течению рек Тетерев, Уж, Убороть и Свига, в Полесье и на правом берегу Днепра (современные Житомирская и запад Киевской области Украины). С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера Припять, за которой жили дреговичи. На западе они граничили с дулебами,

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Те самые древляне После похода 944 года князь Игорь больше не воевал и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. В дружине Игоря скоро стали роптать: «Отроки (дружинники) Свенельда

Из книги Потаенная жизнь Древней Руси. Быт, нравы, любовь автора Долгов Вадим Владимирович

«Древляне живяху зверинскимъ образомъ»: свои «чужие» Вопрос об отношении к населению чужих земель-волостей тесно связан с проблемой осознания единства Руси. Как известно, в XII в. русские земли не составляли единого монолитного государства. В то же время они не были

Из книги Древние славяне, I-X века [Таинственные и увлекательные истории о славянском мире] автора Соловьев Владимир Михайлович

Поляне, древляне и другие Археологические данные позволяют утверждать, что восточные славяне – предки нынешних русских, украинцев и белорусов – начали обживаться на территории современной Западной Украины и Восточного Приднепровья примерно с V и в VI и VII веках нашей

Из книги Черты народной южнорусской истории автора Костомаров Николай Иванович

I ЮЖНОРУССКАЯ ЗЕМЛЯ. ПОЛЯНЕ-РУСЬ. ДРЕВЛЯНЕ (ПОЛЕСЬЕ). ВОЛЫНЬ. ПОДОЛЬ. ЧЕРВОНАЯ РУСЬ Древнейшие известия о народах, занимавших Южнорусскую землю, очень скудны; впрочем, не без основания: руководствуясь как географическими, так и этнографическими чертами, следует отнести к

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Древляне Это племя обитало, как об этом свидетельствует само название (от слова «древо»), в дремучих лесах, простиравшихся на юг от Припяти, а именно, судя по различным позднейшим летописным сообщениям, между рекой Горынь, ее притоком Случь и рекой Тетеревом, за которой уже

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Древляне Занимались земледелием, пчеловодством, скотоводством, развивали промыслы и ремесла. Земли древлян составляли отдельное племенное княжество во главе с князем. Большие города: Искоростень (Коростень), Вручий (Овруч), Малин. В 884 г. киевский князь Олег покорил

Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.

Древляне Древляне имеют скверную репутацию. Киевские князья дважды облагали древлян данью за поднятие восстания. Милосердием древляне не злоупотребляли. Князя Игоря, решившего собрать повторную дань с племени, связали и разорвали надвое.Князь древлян Мал тут же