Грехопадение прародителей и его последствия. Обетование о Спасителе. Грехопадение в православии

3 глава книги Бытия целиком посвящена грехопадению и его последствиям. Мифологический (в значении "священно-символический") язык древнего сказания не всегда понятен современнику. Часто говорят о невесть откуда взявшемся яблоке, которое съела жена - а она "вкусила плод" приходится также слышать о том, что первородный грех состоял в первом половом сожительстве, что-де запрещено Богом, и т. д. Западные средневековые сказки и ереси в отношении 1-3 глав книг Бытия перекочевали в обличительные книжки атеистов XIX в. и современных шутников, которые высмеивают то, чего в Библии нет и в помине. Но в Библии присутствует иносказательное описание величайшей драмы, произошедшей с человеком на заре его исторического существования.

В раю неожиданно появляется змей. Образ этот означает сразу две мысли:

Во-первых, зло уже существовало, до и вне человека;

Во-вторых, носитель этого зла, сатана, пред Богом всего лишь творение, хитрая гадина.

Примечательно, что во всём повествовании о творении мира и грехопадении человека не сказано прямо ни о диаволе, ни об изначальном отпадении части ангелов, им увлеченных во тьму. В 1 главе говорится о бездне, в 3 главе - о змее. По мысли Бытописателя, основные библейские события и проблемы спасения лежат только на оси "Бог - человек". Появление змея в райском саду есть отзвук того обстоятельства, что за границами рая - еще не преображенная, "безвидная" земля, вселенная, а за ее границами - всё та же тьма небытия. Змей - это "партизан" бездны в раю. Подползая к жене, он не может проникнуть в ее душу и потому силится обратить на себя внимание: "подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?". Здесь характерен призыв усомниться в истинности Бога (подлинно ли?) и в Его благости (не дает вкушать). Поистине, змей искушает жену логикой! Она отвечает ему, припоминая слышанную от Адама заповедь, что только плодов того дерева человекам нельзя вкушать, чтобы им не умереть. Но змею, который и так всё это знает, на самом деле важно то, что жена сумела его расслышать и беседует с ним. В следующей фразе он уже полностью являет себя духом клеветы на Бога: "нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их (плоды), откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло (т. е. всё на свете). Падение жены произошло уже в тот момент, когда она не возразила на эти слова. Некая тварь Божия опровергает Бога и продолжает спокойно существовать, значит, так можно жить! Она начинает по-новому смотреть на Бога, Он неискренен, Он что-то скрывает. Но и на окружающий мир тоже, оказывается, можно посмотреть с иной, не Божией точки зрения, и не умереть. И она по-иному смотрит на страшное дерево: оно "хорошо для пищи, приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание". Это те самые три составляющие первородного греха, которые святой апостол Иоанн Богослов назовёт "похотью плоти, похоть очей и гордостью", а отцы-аскеты сластолюбием, сребролюбием и славолюбием. Что же обещает змей человеку? - "будете как боги". Но разве не то же самую задачу поставил человеку Бог? "Я сказал: вы - боги" - восклицает от имени Творца Псалмопевец. А в Новом Завете Господь говорит еще определеннее: "будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершенен" - это и есть то самое "уподобление" Богу. Святой Ириней Лионский, святой Афанасий Александрийский, развивая эту мысль, дерзновенно говорят о Христе: "Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом". Но диавольская подтасовка заключена в слове "как" - "как боги". Бог призывает человека стать "богом у Бога", сыном Божиим, Его причастником. А змей соблазняет возможностью быть "богом без Бога", самому себе богом, ведь человек имеет потенциальное могущество.

Т. о., вкушение плода от древа познания добра и зла, приведшее человека к духовной катастрофе, означает познание мира вне Бога и устроение своей жизни в нем без Бога. Духовная тенденция, при которой человек стремится поставить себя в центре вселенной и подчинить себе все ее духовные и материальные силы, в богословии называется магизмом. И эта тенденция во всей дальнейшей истории противостоит тенденции религиозной, в которой человек, поставив Бога в центре своей жизни и жертвенно служа ему, стремится восстановить утерянную близость (термин "религия" можно трактовать как "воссоединение", возобновление единства).

Жена "взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и.. сделали себе опоясания". А до того "были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились". Адам вкушает то же, что и жена, ведь любовь еще не нарушена, они - как неразделенные сиамские близнецы. Итак, думали, что боги, но узнали, что наги. "Нагота" имеет весьма специфический смысл. Это ощущение собственной малости, ничтожества, незащищенности: всего лишь червь, всего лишь прах, всего лишь песчинка на окраине миров. Узнать о своей наготе - значит потерять ощущение благодати. До падения человек не знает об этой наготе и не боится, не знает о грехе и не стыдится, а падшему человеку состояния стыда и безблагодатности знакомы. Сделать себе "опоясания" - жалкая попытка прикрыть "наготу", компенсировать духовную потерю. Об этом же сказано и в (3, 8): "И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня близость Господа для автора, жившего в знойном климате Палестины, описана как желанная прохлада; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая". Это могли быть "древо науки", "древо искусства" и т. п.; так выражена попытка заглушить всё нарастающую душевную тревогу. "И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: Адам, где ты?". Вот удивительно, не человек Бога, а Бог взыскует человека! Змей действует нагло, обманывает, соблазняет, парализует волю тот, кто обещает свободу и не отступает, пока не добивается своего. Творец, подарив человеку жизнь и мир, дав заповеди и предупредив об опасности, требует доверительных отношений и не управляет каждым шагом человека, и когда последний совершает ошибку, не корит, не угрожает, а отечески спрашивает: где ты, куда уходишь, подумай, что ты теряешь. "Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся голос Божий был мелодией блаженства, а сейчас он источник страха - вот откуда появляется в древних религиях специфический ужас перед многорукими божествами, потому что я наг (ложное раскаяние, разве этого надо было бояться, стыдиться), и скрылся. И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?". Прямой вопрос требует прямого ответа. Если бы Адам сказал: да, это так, прости меня, то история пошла бы менее драматично. Но первый человек греховный путь прошел до конца. "Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел". Ему, как говорит в одной из своих проповедей преп. Симеон Новый Богослов, следовало так ответить своему Создателю: "Ей, Владыко, истинно согрешил я, преступив твою заповедь... Помилуй мя, Боже, и прости".Адам внешне говорит правду, но на самом деле он вместо раскаяния отвечает неблагодарностью и двойным обвинением: жены, которая его совратила - так рушится брачное единство, Бога, который ее даровал - так Адам впервые доходит до сатанизма. Жена на аналогичный Божий вопрос ссылается на змея: "змей обольстил меня, и я ела". (3, 9-14)."О нечувствие окамененное! И ты, Ева, после того, как согласилась беседовать со змием, предпочла... заповеди Господа совет его и почла его (змия) более истинным, чем заповедь Божия!.." - горестно восклицает преподобный Симеон.

Из последней сцены мы видим, что в грехопадении виноваты и Адам, и жена его, (Адам в итоге повел себя гораздо хуже), и когда говорится, что грех вошел в нас через жену, подразумевается не особая ее вина, а механизм проникновения первородной испорченности. Ввиду того, что в идеале "Адам и жена его" - это и есть полноценный человек (имя Ева появляется уже после грехопадения и означает начало разобщенности), некоторые комментаторы аллегорически толкуют Адама как ум и Еву как сердце человека; т. о. первородный грех сначала поразил чувствительную сторону души, а затем уже разумную ("вне Бога разум становится подобным животному и бесам" - святой Григорий Палама).

Вообще говоря, в Библии и христианстве Адам - это не только первый человек или первое человечество. Слово Адам также означает "человек вообще", "генотип человека". Западно-христианской формулировке - "все грешат из-за вины Адама" - святой апостол Павел противопоставляет "генетический" взгляд: " в нем (в Адаме) все согрешили" (Рим. 5, 12). Т. е. мы грешим "в Адаме", "вместе с Адамом", "как Адам". Мы все - это первый, или ветхий Адам. Понятие первородного греха описывает всеобщую испорченность человеческого рода, падшесть его, потенциальную греховность; отцы Церкви называют это "удобопреклонностью ко греху". (Но сия удобопреклонность не означает фатальной неизбежности совершения греха.)

Дальнейшее повествование 3 главы касается проклятия змея, осуждения людей и изгнания их из рая. Но то, что называется изгнанием, является результатом уже осуществившейся по вине человека потери рая в смысле духовном. Непослушание, нераскаянность и богоотвержение после грехопадения привели к тому, что прежняя жизнь с Богом была уничтожена. Падший человек не может быть в раю по определению, а не из-за гнева Божия.

В (3, 14-15) звучит Божественное проклятие змея-диавола перед всем светом. Он будет ползать на чреве своем (зло пресмыкается, затрагивает низменные страсти) и всегда питаться прахом (Адам - это одухотворенный "прах", но пища диавола - полностью бездуховные, внутренне мертвые люди). Некоторые отцы Церкви по избытку любви высказывали мнение о возможности спастись даже бесам, но по-видимому Люцифер, соблазнив человека, не только перенес грехопадение на другой уровень, не только значительно углубил искажение чудесного Божественного замысла, но и сам себя отлучил от зыбкой возможности спасения, т.е. оказался действительно проклят. И далее: "вражду положу между тобою и между женою, .. между семенем твоим и..семенем ее; оно (в оригинале - "Он") будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту". Действительно, отныне одной из главных задач духовной жизни станет борьба человека (семя жены) со всевозможными проявлениями зла (семя змея) - борьба на смерть. Пророки и праведники всех времен будут пытаться уничтожить зло (поразить змея в главу), но диавол будет успешно находить их слабые места (ср. с "ахиллесовой пятой"). Главной "пятой" окажется, конечно, смертность и беззащитность праведника, и зло будет часто торжествовать. Но однажды явится Тот, Кто уничтожит корень зла (на славянском это звучит конкретно: "семя жены сотрет главу змия"). Подобное сообщение прежде всего отражает древнейшую надежду человечества на спасение от власти зла и греха. Но в столь очевидных образах ("Он", "семя жены", "поразит в главу") Церковь не могла не усмотреть первого в библейской истории пророчества об Иисусе Христе. Поразительно: еще до того, как Бог определяет наказание Адаму и Еве за совершенное в раю, Он уже произносит Свое первое Евангелие, содержащее обещание непременного спасения! А ведь для Бога это означает отдание Сына на крест.

Беременность жены отныне скорбна и роды болезненны;

В браке неравенство: муж будет господствовать над женой;

В любовь вошла нечистота, похоть;

Земля (природа) отныне "проклята" за человека, больна, враждебна ему (св. апостол Павел говорит, что всё творение совокупно мучается из-за человека...);

"Кожаные одежды", данные Богом (3, 21), могут говорить либо о неком иммунитете либо об огрубении человека в связи с изменившимся климатом труд из благодатной задачи становится мучительной необходимостью для добычи пропитания. Самым страшным последствием первородного греха становится смерть. Она описана вначале просто как причина жизненной бессмыслицы: человек в поте лица добывает хлеб, произрастающий из земли, для того, чтобы сей хлеб, становясь частью самого стареющего человека, возвратил его в ту землю, из которой он был (материально) образован: "земля еси, и в землю отыдеши" (святой Иоанн Дамаскин, из последования панихиды). Но стихи (3, 22-24) глубже объясняют эту тему: "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас..и теперь как бы не простер он руки своей и не взял также от древа жизни..и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского.. и поставил.. Херувима и пламенный меч (вращающийся), чтобы охранять путь к дереву жизни". Итак, после грехопадения физическое бессмертие стало невозможным. Но и это, оказывается, не прихоть Творца (атеистические комментаторы любили здесь порассуждать о зависти Бога). Смерть не только трагична. Если бы человек, выбравший однажды зло, остался бессмертен, то это, особенно из-за слабости человека перед активным напором и обманом диавола, неминуемо привело бы к возникновению тотально осатанелого мира, где люди бы безвыходно и бесконечно страдали, т. е. к победе бездны над Божиим творением. Смерть становится тем естественным пределом, который ограничивает во времени любое злое явление, отныне уже не всевластное, а для самого человека означает важнейший жизненный рубеж. Смерть физическая не означает конец бытия, но является символом и предупреждением о "второй смерти" - духовной. Если первая смерть есть временное разделение души и тела, то вторая означает вечную разлуку души и Бога. Смерть оказывается последним аргументом в пользу веры и покаяния. Воистину, "благодетельно установлена смерть" (святой Иоанн Златоуст).

Грехи, болезни, страдания - всё это последствия смертности. Отцы Церкви говорят, что после грехопадения изменилась сама природа человека. В частности, действия разума, воли и чувств, а также тела и души между собой потеряли былое гармоническое единство. В связи с этим аскетика говорит о возникновении душевных и телесных страстей - глубинных болезненных комплексов.

Цель занятия – рассмотреть Библейское повествование о грехопадении прародителей и его последствиях.

Задачи:

  1. Дать слушателям информацию о появлении зла в сотворенном мире.
  2. Рассмотреть искушение первых людей, сущность их грехопадения и произошедшие с ними изменения.
  3. Рассмотреть беседу Бога с людьми после грехопадения как проповедь покаяния.
  4. Рассмотреть наказание прародителей, последствия грехопадения проклятие змия и обетование Спасителя.
  5. Рассмотреть толкования кожаных одежд, представленные в экзегетической литературе.
  6. Рассмотреть спасительность изгнания первых людей из рая и появления смертности.
  7. Дать информацию о местонахождении рая.

План занятия:

  1. Провести проверку домашнего задания, либо вспомнив совместно со слушателями содержание пройденного материала, либо предложив им пройти тест .
  2. Раскрыть содержание занятия.
  3. Провести обсуждение-опрос на основе проверочных вопросов.
  4. Задать домашнее задание: прочесть главы 4-6 Священного Писания, выучить наизусть: прочесть главы 4-6 Священного Писания, ознакомиться с предложенной литературой и источниками, выучить наизусть: обетование Божие о Спасителе мира (Быт. 3, 15).

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/16 http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/17
  2. Григорий Палама, свт. http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/6 (дата обращения: 27.10.2015).
  3. Симеон Новый Богослов, прп. http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo/45 (дата обращения: 27.10.2015).
  4. Ефрем Сирин, прп. http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/3 (дата обращения: 27.10.2015).

Основная учебная литература:

  1. Егоров Г., иер. http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashennoe-pisanie-vethogo-zaveta/2#note18_return (дата обращения: 27.10.2015).
  2. Лопухин А. П. http://www.paraklit.org/sv.otcy/Lopuhin_Bibleiskaja_istorija.htm#_Toc245117993 (дата обращения: 27.10.2015).

Дополнительная литература:

  1. Владимир Василик, диак. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60583.htm (дата обращения: 27.10.2015).

Ключевые понятия:

  • диавол;
  • Денница;
  • искушение;
  • грехопадение;
  • кожаные одежды (ризы);
  • Первоевангелие, обетование Спасителя;
  • Семя жены;
  • смерть.

Проверочные вопросы:

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

1. Корепанов К. Грехопадение

1. Возникновение зла в сотворенном мире

В книге Премудрости Соломоновой есть такое выражение: «Завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем.2:24). Появление зла предшествовало появлению человека, а именно – отпадение Денницы и тех ангелов, которые ему последовали. Господь Иисус Христос говорит в Евангелии о том, что «диавол человекоубийца искони» (Ин.8:44), – как объясняют святые отцы, поскольку видит человека, возводимого Богом туда, и даже выше того, что он имел прежде и от чего отпал. Поэтому в первом же искушении, которое находит на человека, мы видим действие диавола. Откровение не сообщает нам, сколько времени продолжалась блаженная жизнь первых людей в раю. Но это состояние уже возбуждало злобную зависть диавола, который, лишившись его сам, с ненавистью смотрел на блаженство других. После падения диавола зависть и жажда зла сделались свойствами его существа. Всякое благо, мир, порядок, невинность, послушание стали ненавистны для него, поэтому с первого же дня появления человека, диавол стремится расторгнуть благодатный союз человека с Богом и увлечь человека за собой в вечную погибель.

2. Грехопадение

И вот, в раю явился искуситель - в виде змия, который «был хитрее всех зверей полевых» (Быт. 3:1). Злой и коварный дух, войдя в змия, приблизился к жене и сказал ей: «Подлинно ли, сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1). Змей приступает не к Адаму, а к Еве потому, видимо, что заповедь она получила не прямо от Бога, но через Адама. Нужно сказать, что описанное здесь стало типичным для любого искушения злом. Сам процесс и его стадии очень ярко изображены. Все начинается с вопроса. Змий не приходит и не говорит: «Вкуси от древа», поскольку это явное зло и явное отступление от заповеди. Он говорит: «А правда ли, что Бог запретил вам вкушать плоды?» То есть, он как бы не знает. И в отстаивании правды Ева делает немного больше, чем следует. Она говорит: «плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете» (Быт.3:2-4). О прикосновении речи не было. Уже начинается путаница. Это обычный сатанинский прием. Сначала он прямо ко злу человека не увлекает, а всегда к некоторой правде примешивает маленькую капельку неправды. Почему, кстати, следует удерживаться от всякого рода лжи; ну подумаешь, я там чуть-чуть приврал, это не страшно. Это на самом деле страшно. Это как раз та самая маленькая капелька, которая прокладывает путь ко лжи гораздо большей. После этого уже следует более крупная ложь, потому, что змий говорит: «нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:4-5). Здесь, снова правда, но уже в других пропорциях, смешана с неправдой. Действительно, человек создан для того, чтобы быть богом. Будучи тварью по своей природе, он по благодати призван к обожению. Действительно, Бог знает, что они будут подобны Ему. Будут как Бог, но не как боги. Дьявол вводит многобожие.

Человек создан для того, чтобы быть богом. Но для этого указан и определенный путь в общении и в любви с Богом. А здесь змей предлагает иной путь. Оказывается, можно стать Богом и без Бога, без любви, без веры, посредством какого-то действия, посредством какого-то древа, – посредством чего-то, что Богом не является. Такими попытками до сих пор занимаются все оккультисты.

Грех есть беззаконие. Закон Божий – это закон любви. И грех Адама и Евы – это грех непослушания, но это и грех отступления от любви. Для того, чтобы отторгнуть человека от Бога, диавол предлагает ему в сердце ложный образ Бога, а значит, идола. И, приняв этого идола в сердце вместо Бога, человек отпадает. Змей представляет Бога лживым и ревниво отстаивающим какие-то Свои интересы, свои возможности и скрывающим их от человека.

Под действием слов змия женщина иначе, чем раньше, посмотрела на запретное дерево, и оно показалось ей приятным для глаз, а плоды особенно притягательны по таинственному свойству дать знание добра и зла и возможность стать богом без Бога. Это внешнее впечатление решило исход внутренней борьбы, и женщина «взяла плодов его и ела, и дала также мужу своему, и он ел » (Быт. 3.6).

3. Изменения в человеке после грехопадения

Величайший переворот в истории человечества и всего мира совершился – люди нарушили заповедь Божию и тем самым согрешили. Те, которые должны были служить чистым источником и началом всего человеческого рода, отравили себя грехом и вкусили плоды смерти. Лишившись чистоты, они увидели свою наготу и из листьев сделали себе опоясания. Им страшно стало предстать теперь перед Богом, к Которому они раньше стремились с большой радостью.

4. Предложение покаяния

Нет другого пути для восстановления человека, как путь покаяния. Ужас объял Адама и жену, и они скрылись от Господа в деревьях рая. Но любящий Господь позвал к Себе Адама: « [Адам, ] где ты? » (Быт. 3.9). Господь спрашивал не о том, где Адам находится, а о том, в каком он пребывает состоянии. Этим Он призывал Адама к покаянию. Но грех уже омрачил человека, и призывающий голос Бога вызвал в Адаме только желание оправдаться. Адам с трепетом ответил Господу из чащи деревьев: «Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся » (Быт. 3.10). – «Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? » (Быт. 3.11). Вопрос был поставлен прямо, но грешник не в силах был ответить на него так же прямо. Он дал уклончивый ответ: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел » (Быт. 3.12). Адам возложил вину на жену и даже на Самого Бога, давшего ему эту жену. Тогда Господь обратился к жене: «Что ты это сделала? » Но жена последовала примеру Адама и не признала свою вину: «Змей обольстил меня и я ела » (Быт. 3.13). Жена сказала правду, но в том, что они оба старались оправдать себя перед Господом, заключалась ложь. Отвергнув возможность покаяния, человек сделал невозможным для себя дальнейшее общение с Богом.

5. Наказание. Последствия грехопадения

Господь изрек Свой праведный суд. Змей был проклят перед всеми животными. Ему определена жалкая жизнь пресмыкания на своем чреве и питание прахом земли. Жена осуждена на тяжелые страдания и болезни при рождении детей. Обращаясь же к Адаму, Господь сказал, что за его ослушание проклята будет земля, которая его кормит. «Терния и волчцы произрастит она тебе... в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься » (Быт. 3.18–19).

Последствия грехопадения первых людей были катастрофичны как для человека, так и для всего мира. Во грехе люди отстранились от Бога и обратились к лукавому, и теперь для них невозможно общение с Богом так, как это было раньше. Отвернувшись от Источника жизни – Бога, Адам и Ева тотчас умерли духовно. Телесная смерть не сразу поразила их (по милости Бога, желающего привести прародителей к покаянию, Адам потом еще прожил 930 лет), но, в то же время, вместе с грехом в людей вошло тление: грех – орудие лукавого – стал постепенно через болезни и старение разрушать их тела, что, в конце концов, и привело прародителей к телесной смерти. Грех повредил не только тело, но и всю природу первозданного человека – в нем была нарушена та изначальная гармония, когда тело подчинялось душе, а душа – духу, пребывавшему в общении с Богом. Как только первые люди отошли от Бога, так сразу дух человеческий, потеряв все ориентиры, обратился к душевным переживаниям, а душа увлеклась телесными желаниями и породила страсти.

Как в человеке нарушилась гармония, так произошло и во всем мире. По словам ап. Павла, после грехопадения «вся тварь покорилась суете » и с тех пор ждет освобождения от тления (Рим. 8.20–21). Ведь если до грехопадения вся природа (и стихии, и животные) была подчинена первым людям и без труда со стороны человека давала ему пропитание, то после грехопадения человек уже не чувствует себя царем природы. Земля стала не так плодородна, и людям нужно приложить большие усилия, чтобы доставить себе пропитание. Природные катаклизмы со всех сторон стали угрожать жизни людей. И даже среди животных, которым Адам когда-то давал имена, появились хищники, представляющие опасность и для других животных, и для человека. Возможно, что умирать животные также стали лишь после грехопадения, о чем говорят многие святые отцы (свт. Иоанн Златоуст, прп. Симеон Новый Богослов и др.).

Но не только наши прародители вкусили плодов грехопадения. Став родоначальниками всех людей, Адам и Ева передали человечеству свою природу, искаженную грехом. С тех пор все люди стали и тленны, и смертны, и, главное, все оказались под властью сатаны, под властью греха. Греховность стала как бы свойством человека, так что люди не могли не грешить, даже если кто и хотел. Обычно про такое состояние говорят, что все человечество от Адама наследовало первородный грех. Здесь под первородным грехом понимается не то, что потомкам Адама передался личный грех первых людей (ведь потомки лично его не совершали), а то, что от прародителей ко всем людям перешла именно греховность человеческой природы со всеми вытекающими отсюда последствиями (тлением, смертью и др.). Первые люди, последовав диаволу, как бы засеяли семенем греха человеческую природу, и в каждом новом родившемся человеке это семя стало прорастать и давать плоды уже личных согрешений, так что всякий человек становился грешником.

Но милосердный Господь не оставил первозданных людей (и всех их потомков) без утешения. Он тогда же дал им обетование, которое должно было поддерживать их в дни последующих испытаний и невзгод греховной жизни. Изрекая змею Свой суд, Господь сказал: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно (в переводе семидесяти – Он ) будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту » (Быт. 3.15). Это обетование о «семени Жены» является первым обетованием о Спасителе мира и часто называется «Первоевангелием», что не случайно, т.к. в этих кратких словах пророчески говорится о том, как Господь намерен спасти падшее человечество. То, что это будет именно Божественное действие, ясно из слов «вражду положу » – человек, ослабленный грехом, не может самостоятельно восстать против рабства лукавого, и здесь требуется вмешательство Бога. При этом Господь действует через слабейшую часть человечества – через женщину. Как сговор жены со змием привел к падению людей, так и вражда жены и змия приведет к их восстановлению, что таинственно показывает важнейшую роль в нашем спасении Пресвятой Богородицы. Употребление странного словосочетания «семя жены» указывает на безмужнее зачатие Пречистой Девы. Использование в переводе LXX местоимения «Он» вместо «оно» свидетельствует о том, что еще до Рождества Христова многими иудеями это место понималось как указание не столько на потомство жены в целом, сколько на единственное лицо, на Мессию-Спасителя, Который сокрушит главу змия-диавола и спасет людей от его владычества. Змей же лишь может жалить Его «в пяту», чем пророчески указывается на Крестные страдания Спасителя.

6. Кожаные одежды

Кожаные одежды, по толкованию святых отцов, это смертность, которую получила природа человека после падения. Свмч. Мефодий Олимпийский подчеркивает, что «кожаные одежды не суть тела, но смертная принадлежность» . Вследствие такого состояния человеческой природы, он стал подвержен страданиям и болезням, образ его существования изменился. «В дополнение с неразумной кожей», говоря словами свт. Григория Нисского, человек воспринял: «половой союз, зачатие, рождение, осквернение, питание грудью, а затем пищей и выбрасывание ее из тела, постепенное возрастание, взрослую жизнь, старость, болезнь и смерть».

Кроме того, кожаные одежды стали завесой, отделяющей человека от духовного мира – Бога и ангельских сил. Свободное общение с ними после грехопадения стало невозможным. Эта огражденность человека от общения с духовным миром, по-видимому, благодетельна для него, потому что, многие встречающиеся в литературе описания встреч человека как с ангелами, так и с бесами, свидетельствуют, что такое неприкрытое столкновение человека с миром духовным, бывает для него труднопереносимо. Поэтому человек покрывается таким непроницаемым покровом.

Буквальное толкование кожаных одежд заключается в том, что была принесена первая жертва после изгнания из рая, которой Адам был научен Самим Богом, и из шкур жертвенных животных была сделана эта одежда.

7. Изгнание из рая

По облечении людей в кожаные одежды Господь изгнал их из рая: «и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни » (Быт. 3.24), которого они через свой грех сделались теперь недостойными. Человек впредь не допускается к нему, «как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно » (Быт. 3.22). Господь не хочет, чтобы человек, вкусив плоды древа жизни, остался вечно пребывающем во грехе, ведь телесное бессмертие человека только лишь утвердило бы его духовную смерть. И этим показывается, что телесная смерть человека есть не только кара за грех, но и благодеяние Бога по отношению к людям.

8. Смысл появления смерти

Стоит также остановиться на вопросе о смысле наказания: является ли смертность человека наказанием или благодеянием для самого человека? Несомненно, что она является и тем и другим, но наказанием не в смысле мстительного желания Бога сделать человеку плохо за то, что он непослушный, а как некое логическое следствие того, что человек сам сотворил. То есть, можно сказать, что если человек выпрыгнул из окна и переломал себе ноги и руки – он этим наказан, но он сам же автор этого наказания. Поскольку человек не самобытен, и вне общения с Богом он существовать не может, то смерть полагает и некий предел возможности развиваться во зле.

С другой стороны, смерть, как известно из практического опыта, является очень важным вразумляющим фактором для человека, нередко только перед лицом смерти он оказывается способным задуматься о вечном.

И, в-третьих, смерть, которая явилась наказанием для человека, явилась и источником спасения для него впоследствии, поскольку через смерть Спасителя человек был восстановлен, и стало для него возможным утраченное богообщение.

9. Местонахождение рая

С изгнанием людей из рая у них среди трудов и невзгод греховной жизни изгладилась с течением времени самая память о точном его местонахождении, у разных народов мы встречаем самые смутные предания, неопределенно указывающие на восток, как место первобытного блаженного состояния. Более точное указание находится в Библии, но и оно настолько неясно для нас при теперешнем виде земли, что по нему так же невозможно с географическою точностью определить местоположение Едема, в котором находился рай. Вот это библейское указание: «И насадил Господь Бог рай в Едеме, на востоке. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон; она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото, и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Тихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр); она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат» (Быт. 2:8-14). Из этого описания прежде всего ясно, что Едем - это обширная страна на востоке, в которой находился рай, как меньшее помещение, назначенное для обитания первых людей. Затем название третьей и четвертой рек ясно указывает на то, что эта Едемская страна находилась в некотором соседстве с Месопотамией. Но этим и ограничиваются понятные для нас географические указания. Первые две реки (Фисон и Тихон) не имеют теперь ничего, соответствующего себе ни по географическому положению, ни по названию, и потому они подавали повод к самым произвольным догадкам и сближениям. Одни видели в них Ганг и Нил, другие - Фазис (Рион) и Аракс, берущие свое начало на возвышенностях Армении, третьи - Сыр-Дарью и Аму-Дарью, и так далее до бесконечности. Но все эти догадки не имеют серьезного значения и основываются на произвольных сближениях. Дальнейшим определением географического положения этих рек служат земли Хавила и Куш. Но первая из них так же загадочна, как и орошающая ее река, и можно только догадываться, судя по её металлическим и минеральным богатствам, что это некоторая часть Аравии или Индии, служивших в древности главными источниками золота и драгоценных камней. Несколько определеннее название другой страны Куш. Этим термином в Библии обыкновенно называются страны, лежащие к югу от Палестины, и «кушиты», как потомки Хама, от его сына Хуша или Куша, встречаются на всем пространстве от Персидского залива до южного Египта. Из всего этого можно заключить лишь одно, что Едем действительно находился в некотором соседстве с Месопотамией, на что указывают и предания всех древнейших народов, но в точности определить его местонахождение невозможно. Земная поверхность с того времени претерпела столько переворотов (особенно во время потопа), что не только могло измениться направление рек, но могла порваться и самая связь их между собою, или даже прекратиться самое существование некоторых из них. Вследствие этого науке так же прегражден доступ к точному определению местонахождения рая, как он прегражден был согрешившему Адаму - ко вкушению от древа жизни в нем.

Проверочные вопросы:

  1. Какое событие в сотворенном мире стало причиной появления зла?
  2. Почему диавол приступает с искушением не к Адаму, к жене?
  3. В чем состоял грех первых людей?
  4. Какие изменения произошли в человеке после грехопадения?
  5. Расскажите об обличении согрешивших прародителей Богом и о предложении им покаяния.
  6. Какое наказание за грех получает жена?
  7. Какое наказание за грех получает Адам?
  8. В чем заключалось проклятие змия и какое обетование оно содержит?
  9. Как следует понимать кожаные одежды?
  10. Почему изгнание из рая и смерть являются спасительными для людей?
  11. Что можно сказать о месторасположении рая?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. Беседа XVI. О падении первозданных. «И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася» (Быт.2:25). http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/16 . Беседа XVII. «И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни» (Быт.3:8). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/17 (дата обращения: 27.10.2015).
  2. Григорий Палама, свт. Омилии. Омилия VI. Увещательная к Посту. В ней же в кратком изложении говорится и о создании мира. Сказана была на первой седмице Поста. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/6 (дата обращения: 27.10.2015).
  3. Симеон Новый Богослов, прп. Слова. Слово 45. П. 2. О преступлении заповеди и изгнании из рая. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo/45 (дата обращения: 27.10.2015).
  4. Ефрем Сирин, прп. Толкования на священное Писание. Книга Бытия. Глава 3. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/3 (дата обращения: 27.10.2015).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. - Изд. 3-е, испр., доп. - М.: ПСТГУ, 2014.Грехопадение прародителей и его последствия. Обетование о Спасителе.
  2. Егоров Г., иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая Книги законоположительные и учительные. Курс лекций. – М.: ПСТГУ, 2004. 136 с. Раздел I. Пятикнижие Моисея. Глава 1. Начало. 1.6. Грехопадение. 1.7. Последствия грехопадения. 1.8. Смысл наказания. 1.9. Обетование спасения. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashennoe-pisanie-vethogo-zaveta/2#note18_return (дата обращения: 27.10.2015).
  3. Лопухин А. П. Библейская история. М., 1993. III. Грехопадение и его последствия. Местонахождение рая. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.paraklit.org/sv.otcy/Lopuhin_Bibleiskaja_istorija.htm#_Toc245117993 (дата обращения: 27.10.2015).

Дополнительная литература:

  1. Владимир Василик, диак. Духовно-психологические аспекты грехопадения. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60583.htm (дата обращения: 27.10.2015).
  2. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. Толкование на книгу Бытия. Глава 3.

Видеоматериалы:

1. Корепанов К. Грехопадение

2. Антоний Сурожский (Блум), митр. Беседа об истории грехопадения

3. Бытие. "Гибель первого мира". Лекция 2 (главы 1-3). Священник Олег Стеняев. Библейский портал

4. Библейская история. Куприянов Ф.А. Лекция 1

5. Беседы на Шестоднев. Бытие. Глава 3. Виктор Лега. Библейский портал

6. Книга Бытие. Глава 3. Библия. Иеромонах Никодим (Шматько).

7. Бытие. Глава 3. Андрей Солодков. Библейский портал.

После того, как Господь создал Адама и Еву, Он им дал во владение всю Землю. Но при этом Бог им повелел:

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» 1 .

Очевидно, что дерево не случайно носило такое содержательное название – познания добра и зла . Все, что людям нужно было знать для их же блага, Бог им открыл. И человеку вовсе не обязательно было оценивать значение добра через познание зла.

Но первые люди послушали не Господа, а сатану, который, представ перед Евой в образе мудрого змея, играя на ее любопытстве и тщеславии, убедил ее нарушить завет с Богом, а затем стать искусительницей для Адама. Наверное, стоит пояснить, кто такой сатана. Сатана – это перевод с иврита слова противник. Изначально сатана был одним из выдающихся ангелов и носил имя Светоносец (Люцифер) – сын зари, но, возгордившись, он восстал против Бога, будучи недовольным своим положением и желая быть равным Иисусу 2 . В свое восстание Люцифер втянул и многих других ангелов, в неверном свете представив им характер Бога. Поэтому второе его имя диавол, что переводится, как лжец, клеветник. За мятеж сатана был изгнан с небес 3 . Местом его временной дислокации вместе с новыми подданными – бесами (падшими ангелами) – стала Земля, так как только на нашей планете под его «чары» попали Божьи творения. Сразу хочется заверить читателей, что сатана не имеет неограниченной власти над людьми. Всегда именно за человеком остается право выбора!

Нужно понять, что поступок Евы, а по ее наущению и Адама, не был простым ослушанием. Многие сегодня считают наказание Господа слишком жестоким. Мол, те люди всего лишь съели яблочко, а Бог так отреагировал. На самом деле речь идет не о яблочке. Кстати, и слово яблоко Библия не упоминает. Вопрос гораздо серьезнее. Люди вкусили плод от дерева познания добра и зла , вопреки повелению Божьему. Пророк Осия, возвещая от имени Господа, сравнивает нарушение завета народом израильским и его измену Богу с ослушанием Адама – вот насколько серьезным был выбор Адама и Евы: «Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне» 4 .

Ранее уже упоминалось, что Господь, предупредил молодую чету, что за нарушение Его наставления их постигнет смерть. Но сатана смог переубедить Еву, нашептывая ей то, что она желала слышать, но что не было истиной. Диавол заверил Еву в безнаказанности нарушения данного Богу обещания. В итоге, наши прародители пали, добровольно выбрав соблазн и тем осознанно отступив от Господа.

Но Бог сказал правду. Стоит отметить, что не раз в Библии Господь говорит, что Он никогда не лжет в отличие от людей и сатаны. Бог знал, какие последствия за собой повлечет познание людьми зла, поэтому так серьезно предупреждал Свои творения. Важно и то, что Бог не заставлял силой Адама и Еву слушаться Его. Тогда бы люди были уже не свободными, а рабами. Но Господь сделал человека свободным – с правом выбора. Мы можем выбрать путь с Богом, но можем пойти и своим путем, что и сделали Адам и Ева.

В результате этого проступка, который не без основания именуется грехопадением, на Землю проникло зло, а вместе с ним и предреченная смерть. Если до этого люди могли жить вечно, вкушая плоды от дерева жизни, то после грехопадения Господь закрыл доступ к этому дереву и люди стали смертными.

«Господь… поставил… у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни » 6 .

1 Библия, Ветхий Завет, книга Бытие, 2:16,17
2 Библия, Ветхий Завет, книга пророка Иезекииля, 28:11-19, пророка Исаии, 14:12-14
3 Библия, Новый Завет, книга Откровение, 12:7-9
4 Библия, Ветхий Завет, книга пророка Осии, 6:7
5 Библия, Ветхий Завет, книга Бытие 3:23,24

July 31st, 2012

Решил выложить свои семинарские семестровые сочинения. Пусть цена их невелика, но писал их с душой, хочется как-то сохранить. Вообще мне нравится учиться, только вот времени на это теперь почти совсем не остаётся.

Библейская история: "Грехопадение и его последствия"



Человек во все века стоял в центре внимания мыслителей всех стран и народов. Вглядываясь в его природу, многие из них сталкивались с противоречием. Гармония и красота человеческой природы сталкивались со старением, болезнями и тлением. Высота мысли и чувства, нашедшая своё отражение в памятниках мировой культуры и науки, граничила с глупостью, бездарностью и пошлостью. Героизм, благородство и доброта смешивались с эгоизмом, мелочностью и злобой. Человек являет себя во всём многообразии сторон своего бытия как существо дискретное, противоречивое. Этот конфликт нехристианские религиозно-философские системы пытались решить по-разному. Некоторые связывали всё отрицательное в человеке с телом, называя его темницей для духа, гробом. Кто-то пытался обожествить сами негативные черты человеческой природы. Однако все эти попытки земного разума проникнуть в тайну человеческого бытия едва ли приблизились к истине. Многие античные философы чувствовали, что разрешить их недоумение не возможно путём естественных размышлений. Так Сократ говорил: «Не надейтесь исправить человеческие нравы, доколе Сам Бог не благоволит послать особенного Мужа для наставления нас самих» . Платон утверждал, что «не быть на земле порядка, если только Сам Бог, сокрывшись под образом человека, не разъяснит нам и наши отношения к Нему, и наши взаимные обязанности друг к другу» .

Единственное, в чём более или менее согласны практически все учения - в признании того, что человек должен быть иным. Христианство однозначно отвечает на вопрос о природе человека, основываясь на Божественном Откровении о сотворении, грехопадении человека и его последствиях.

Непосредственно о событиях, связанных с сотворением мира и человека, состоянии первых людей до и после грехопадения повествуется в книги Бытие. Прежде, чем говорить об этих событиях, следует обозначить некоторые ключевые моменты, необходимые для правильного понимания первых глав Священного Писания.

Во-первых, цель Библии по своей сути сводится к одному - сообщить человеку Откровение Божие, необходимое для его спасения. Поэтому рассматривать книгу Бытие буквально в целях построения научных теорий недопустимо. Эта книга религиозная, таинственная, призванная дать человеку, прежде всего, духовные ориентиры. Существует два соблазна: приспособить научные данные под Библию и приспособить Библию к научной теории. В первом случае, возникает риск того, что современная наука через несколько лет или десятилетий устареет. И якобы «научные доказательства» Священного Писания перестанут быть таковыми. Это обязательно будет использовано соответствующими людьми в целях «разоблачения» Библии. Откровение Божие не нуждается в подпорках. «Толковая Библия» Лопухина и «Закон Божий» протоиерея Серафима Слобоцкого в части привлечения некоторых научных данных, современных авторам, выглядят сегодня несостоятельно.

Во втором случае, неизбежно искажение подлинного смысла Писания и смещение центра внимания от сотериологических истин к второстепенным обстоятельствам и предметам. С другой стороны, мир как творение непознаваемого Бога не может быть понят рациональными методами в своей сущности. Поэтому многие учёные отмечали тот факт, что научно-технический прогресс не увеличил целостных знаний о мире, а, напротив, лишь отдалил человека от понимания природы, дробя предметы изучения в своих исследованиях бесконечное число раз.

Для того, чтобы более полно понять сущность падения первых людей, стоит сказать несколько слов и сотворении и назначении человека.

Бог как Совершенное Существо творит мир из ничего совершенным. Вначале появляется невидимый ангельский мир. Ангелы - бесплотные духи, наделённые волей, разумом и свободой, имеющие свою иерархию. Именно в среде ангелов рождается зло. Верховный Ангел, Денница возымел гордую мысль и таким образом пал, увлекши за собой часть Ангелов. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Иоан.3:8). По мысли преп. Максима Исповедника, падение Денницы было уже после сотворения человека и было основано на зависти (которая есть, впрочем, исчадие гордости). «Завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2: 24). С этого времени зло появилось в мире. Само зло не имеет самостоятельной сущности, своего бытия. Зло - это отсутствие добра, как тьма отсутствие света.

Как Благой Бог-Любовь мог допустить появление зла вначале и его повторение во все времена? Ответ здесь кроется в свободе, которой Творец наделил своих разумных существ. Свобода - высочайший дар, которая отделяет непреодолимой пропастью ангелов и людей от животного мира, детерминированного инстинктами.

О появлении Адама и Евы книга Бытие сообщает следующее: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). То есть, с одной стороны в нас есть нечто, сродное всему живому («прах земной»), с другой - то, что роднит нас с Самим Творцом («дыхание жизни»). Однако мы не видим в первых людях противопоставления плоти и духа, свойственного для античной философии. Человек был создан как гармоничное существо, в котором дух, душа и тело, ум, чувства и воля были подобны отдельным звукам, сложенным в прекрасную мелодию.

Человека Бог творит по Своему образу и подобию. Образ Божий в человеке нельзя определить в полной мере в его сущности, поскольку это образ непостижимого Божества. Однако можно выделить некоторые его свойства: свобода, разум, бессмертие. Подобие же есть некоторый вектор, цель заданная каждому человеку и человечеству в целом. Достижение богоподобия через уподобление Богу в Его свойствах, другими словами, обожение - есть цель человеческой жизни. «Выражение: по образу - указывает на способность ума и свободы; тогда как выражение: по подобию - означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека», - пишет преподобный Иоанн Дамаксин в «Точном изложении православной веры» .

Таким образом, человек был создан с потенцией развития, перспектива которого бесконечна, как Бесконечно совершенен Отец Небесный (ср. Мф.5:48). Рай не был чем-то статичным, но имел в себе постоянное восхождение от славы к славе.

Крайне важен ещё один факт для уяснения дальнейших последствий грехопадения: Бог создаёт человеческую природу как единую. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). «Бог есть одновременно одна Природа и три Ипостаси; человек есть одновременно одна природа и множество ипостасей; Бог единосущен и триипостасен; человек единосущен и многоипостасен» .

В насажденном на Востоке Раю первым людям было позволено вкушать плоды всех деревьев, кроме одного: «От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17). Смысл установленной Творцом заповеди усматривают в том, что без неё невозможно было развитие и совершенство. «Древо познания должно было служить некоторым испытанием и искушением для человека и упражнением его послушания и непослушания» .

И вот диавол, приняв облик змея, соблазняет первых людей, внушая им сомнение в Боге, обещая благо («вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:5)) вне Источника всех благ. Ведь, по сути, Господь сотворил человека, чтобы он стал богом по благодати, разделив с Ним радость бытия. Архимандрит Георгий (Капсанис) так говорит об этом: «Адам и Ева были обмануты диаволом и захотели стать богами - только не с Божия содействия, не через послушание с любовью, а опираясь на свои силы и волю, эгоистично и автономно. Иными словами, в основе падения лежала самость. Соглашаясь с самодостаточностью, прародители отделили себя от Бога и, вместо обожения, обрели противное ему: духовную смерть» .

«Начало гордости - удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; ибо начало греха - гордость» (Сир. 10, 14-15). Ева и Адам принимают греховный помысел и вкушают запретный плод. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Быт.3:7). Блаженство первых людей состояло в общении с Богом, утратив которое через грех, они лишились живительной божественной благодати. Помрачённый грехом рассудок вынуждал Адама и Еву прятаться от Всеведующего и Вездесущего Господа в кустах. Бог взывал к покаянию, желая через него вернуть первых людей к прежнему состоянию. Однако самооправдание не позволило им покаяться: Адам винил жену («которую Ты мне дал» (Быт. 3:12)), а Ева змия. Вот здесь и происходит катастрофа вселенского масштаба, полное отступление, окончательный разрыв связи с Творцом. Собственно в этом и заключалось падение первых людей, всё остальное можно считать лишь следствием потери благодатной нити общения с Богом.

После пустых попыток прародителей оправдать себя, Бог изрекает проклятия, начиная с диавола. «Ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3:14), - во все последующие времена тёмные духи стали жить человеческими страстями и пороками, как бы питаясь ими. Еве, а в её лице и всему женскому роду, Бог предсказывает скорби, связанные с деторождением, и зависимость от мужа, а Адаму тяготы существования на земле и смерть. Последствия грехопадения распространяются не только на человечество, но и на весь космос. «Проклята земля за тебя» (Быт.3:17). Появились стихийные бедствия, природные катаклизмы, животный мир стал враждебным по отношению к людям.

Изгоняя Адама и Еву из Рая, Бог облекает их в кожаные ризы, которые означают грубость, чувственность плоти. Как сказано выше, люди были сотворены в теле, однако это тело было бесстрастным и бессмертным. О его свойствах мы можем судить по воскресшему Спасителю, Который проходил через закрытые двери и, в тоже время, вкушал рыбу и мёд.

Грехопадение нарушило всю гармонию в человеке, плоть стала довлеть над духом, болеть и умирать, помрачился рассудок, воля ослабела и стала легко склоняться ко греху, чувства извратились. «Умертвилась душа Адама, - говорит святой Григорий Палама, - преслушанием разлучившись от Бога: ибо телом он прожил после того (после падения своего) до девятисот тридцати лет. Но смерть, постигшая, по причине преслушания, душу, не только соделывает непотребною душу и наводит проклятие на человека, но и самое тело, подвергнув его многим немощам, многим недугам и тлению, наконец, предает смерти» . Через грех человек потерял богоподобие, однако сохранил в себе образ Божий. Каждый рождённый младенец уже содержит в себе наследственную повреждённость природы, семя греха. С ростом ребёнка и семя начинает возрастать, порождая кустистое древо человеческих страстей. В основе всего этого древа лежит самость, себялюбие, которое даёт три ствола: сластолюбие как склонность к чувственным удовольствиям, сребролюбие, или своекорыстие как пристрастие к тленному и славолюбие как поиск славы земной, человеческой, тщетное. От этих трёх стволов произрастает множество ветвей-грехов. По своей сути все страсти есть извращённые добродетели. Диавол не может творить ничего нового, а только портить, извращать. «Страстями называются свойства человеческие в их болезненном состоянии, произведенном падением. Так способность питаться превращается в наклонность к объедению и лакомству; сила желания - в прихоти и похоти; сила гнева или душевная энергия - в вспыльчивость, ярость, злобу, ненависть; свойство скорбеть и печалится - в малодушие, уныние и отчаяние; естественное свойство презирать унижающий естество грех - в презрение к ближним, в гордость и прочее», - говорит авва Исаия .

Смерть для людей стала выступать, с одной стороны, трагедией, противоестественным состоянием для человека, с другой стороны, уздой, сдерживающей зло. «И сказал Господь Бог… теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт.3:22). Бог в Ветхом Завете, чтобы остановить нечестие человеческого рода, сокращал продолжительность жизни. Так что пророк Давид восклицает: «Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс.89:10). Память о смерти святые Отцы называют важным деланием в деле спасения. Можно сказать, что последствия грехопадения благой Промысл Божий обращает на пользу человеку. Как пишет священник Олег Давыденков, «Бог создает для согрешившего человека условия бытия, наиболее соответствующие его духовно-нравственному состоянию, условия, полагающие предел развитию зла в падшем человеческом естестве» .

Бог изгоняет людей из Рая, Херувим с огненным мечом преграждает им дорогу обратно. Однако если учесть, что Эдем находился на земле, выступает несколько иная картина: люди остаются всё там же на земле, но это уже не Рай. То есть, употребив свою свободу во зло, человек как бы изгоняет Творца от себя и остаётся один. Бог, который не хочет смерти грешника (ср. Иез.33:11), дал обетование, что семя жены сотрёт главу змия.

После грехопадения повреждённой оказалась вся человеческая природа. Причина этого, как было сказано, в единстве природы людей. Каждый личный грех отдельного человека, как и его духовная победа, отражаются на его окружении, умерших родственниках и потомках. Однако это не означает, что человек виноват в грехах своих предков, как считают некоторые (например, призывая приносить покаяние за грех цареубийства), речь идёт именно о последствиях, а не о вменяемости чужого зла или добра. Поэтому в мире существуют страдания невинных, касалось бы непричастных к столь древним событиям. Все последующие за Адамом поколения несут на себе последствия его отступления. «Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» (Рим.5:12).

Православное богословие выделяет два аспекта в первородном грехе: сам грех непослушания прародителей и состояние, порождённое этим грехом. Проявления этого состояния во всех потомках Адама, согласно преподобному Максиму Исповеднику - это страстность, тленность и смертность . В нравственном отношении через первородный грех наследует склонность к греху. «Своим грехом прародители ввели дьявола в свою жизнь и дали ему место в богозданном и богообразном естестве. Таким образом, грех стал творческим началом в их естестве, противоестественным и богоборческим, злолюбивым и дьяволопентричным» , - пишет преподобный Иустин (Попович).

Часто, особенно среди молодёжи, можно услышать высказывание «что естественно, то не безобразно». Оно призывает людей жить, как им захочется, по стихиям своего падшего, противоестественного состояния. Это состояние подобно состоянию животных, а часто, и превосходит его в своей низости. Такое мировоззрение основывается именно на игнорировании факта грехопадения. Ведь естественным состоянием для человека можно считать лишь состояние Адама до падения.

Без правильного представления о грехопадении, его последствиях, первородном грехе невозможен правильный взгляд на природу человека, невозможно и правильное усвоение учения Церкви о Домостроительстве спасения. Ложный взгляд на последствия грехопадения приводит к искажению церковного вероучения и, как следствие, к искажению религиозной практики. Примером может служить католическое и протестантское понимание первородного греха. Первое сводит первородный грех лишь к потере благодати, не затронувшей самой природы. Протестантское богословие, напротив, что прародительский «грех уничтожил в нем созданное Богом естество и вместо образа Божия вложил в него образ дьявола» .

Православное учение о грехопадении, утверждено не человеческим умом, но соборным разумом Церкви, Духом Святым, основываясь на Божественном Откровении, Священном Писании и Предании. Оно даёт чёткие ориентиры для той борьбы с грехом, миром, диаволом и плотью, которую призван подъять христианин для усвоения спасительной благодати Божией, принесённой на землю Спасителем и пребывающей в Церкви.



Не секрет, что с психологической точки зрения мы все – очень разные. Одному дается математика, другому – литература, один как рыба в воде плавает в мире философских абстракций, другой твердо стоит на почве реальных вещей и фактов. Существует множество психологических типологий. Одна из них основана на отношении к Сущему – к Богу . Рассмотрим сначала частичные типы , которые выделяет данная типология.

Относящиеся к созерцательно-проникновенному типу имеют опыт непосредственной встречи с бытием Бога. Кажется, что люди этого типа находятся в мирском бездействии – возникает иллюзия не-деяния, внешнего отсутствия работы. Однако на самом деле представитель этого типа преисполнен глубокого внутреннего делания, погружен в глубины миротворения, в результате чего получает откровение.

Те, кого можно определить как символико-трансформационный тип, идут к Сущему опосредствованным путем: несут служение Господу через информацию (цифру, букву, число, слово) и знаковую трансформацию – переход, значение, символ, превращение.

Люди структурно-организационного типа также идут к Сущему опосредствованным путем, но их служение совершается через вещество (мир вещей), структуру, организацию, личностную и деятельную упорядоченность.

И наконец, четвертый частичный тип – энергийно-образовательный . Относящиеся к этому типу проходят служение через потоки, концентрацию, образы, взлеты, прорывы и пр.

В процессе осмысления памятников восточно-христианской богословской традиции, русской православной культуры (святоотеческих трудов, житий святых, биографий подвижников последнего времени и пр.) были выявлены и целостные типы онтологического отношения личности (соединительно-собирательный/комплексный и изначально целостный):

Человек соединительно-собирательного типа избирает опосредствованно-непосредственный путь к Сущему, который осуществляется в соответствии с Его замыслом (и своим), обстоятельствами, ситуацией и пр. Этот тип служения совершается через возможности и своеобразие всех четырех или нескольких из вышеупомянутых частичных типов, включая соответствующие им форму, содержание, структуру, знак, символ, образ, вещество, информацию, энергию.

Изначально-целостный тип определяет тех, чей путь к Сущему непосредственный, не разделенный на отдельные атрибуты, признаки и определения, в изначальной полноте отвержения себя «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» – целостности . Этот тип предполагает целостность служения «в Церкви – вселенском теле Христа» как жизнь, исполненную любви, обо жения, спасения .

Частичные типы являются обломками некоего прототипа – изначально целостного типа. По нашему убеждению, его следует искать в первочеловеке – Адаме. Основным онтологическим основанием определения Адама как изначально целостного типа является его творение по образу и подобию Божию, о котором говорит Библия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями], и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1: 26).

Проанализируем понятия «образ» и «подобие».

В отличие от отца Александра Меня , мы полагаем, что понятия «образ » (евр. Целем) и «подобие » (евр. Демут) не являются синонимами. В древнееврейском тексте «целем»–образ означает нечто постоянное, онтологическую константу, в то время как «демут»–подобие является величиной переменной.

С другой стороны, «целем» имеет значение «облик, внешний вид», а «демут» – «замысел, идея, чертеж».

Соответственно, если образ–«целем» можно интерпретировать как богодарованную данность, то «подобие» можно интерпретировать как заданность, замысел Бога о человеке. Эти же значения еще более углубляются в переводных греческих терминах: eikon (образ) и omoioma (подобие), где eikon обозначает «образ» (зачастую – естественный образ), а omoioma – нечто сходное не только внешне, но и внутренне, не только феноменологически, но и энергийно. Отметим, что понятие eikon апеллирует к целостности, целокупности, а omoioma – к бытийственной полноте.

В экзегезе отцов Церкви эти смыслы углубляются. В трактате «Об устроении человека» «образ» (eikon) рассматривается как нечто данное человеку от природы, а «подобие» (omoioma) как тот высший идеал, или предел (telos), к которому человек должен стремиться .

Итак, согласно святому Максиму Исповеднику, в Адаме присутствует совокупность энергий логоса, следовательно, он являлся некоей энергийной целостностью.

И следовательно, можно полагать, что он сочетал в себе все четыре онтологических типа. Подтверждение этой мысли мы встречаем и у других отцов Церкви. Святитель Григорий Нисский именует Адама всечеловеком. По выражению блаженного Августина, Адам есть «весь род человеческий» («totus genus humanorum»), и не только в силу того, что он – предок человечества, но и потому, что он представляет изначально целостный тип как носитель образа Божия, еще не поврежденного грехопадением.

Эта мысль отцов о всечеловечности Адама подтверждается библейским текстом. Из него мы видим, что Адам является носителем свойств самых разных типов.

Во-первых, необходимо отметить, что само повеление «владычествовать» связано с задачами управления и, следовательно, со структурно-организационным типом. Проявление структурно-организационного типа видно также в образе Адама – возделывателя райского сада: «И взял Господь Бог человека, [которого создал], и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15).

Адам является также носителем энергийно-образовательного типа, поскольку он дает имена зверям: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…» (Быт. 2: 19–20).

Согласно древневосточной мысли, дарование имени означало, прежде всего, властвование над кем-либо. Однако наречение имени подразумевает знание сущности именуемого и в некотором смысле соприкосновение с ней, а следовательно, мы вправе говорить здесь о синергийной деятельности, которая присуща энергийно-образовательному типу.

Естественно, Адам относился и к созерцательно-проникновенному типу, поскольку внимал Божественным повелениям и созерцал Божественные тайны.

Но он еще имеет черты символико-трансформационного типа. Подтверждение этому – притча, которую Адам изрек после сотворения Евы:

«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт. 2: 23).

Мы немногое поймем здесь, если не вспомним, что по-шумерски слово «ти» означает одновременно и «кость», и «жизнь», а в еврейском слова «муж» и «жена» происходят от одного корня: «муж» – «иш», жена – «иша».

Адам произносит эту притчу, символически обозначая связь мужа и жены, причастность жены к дару жизни, а также их онтологическое единство и, следовательно, причастность Евы к изначальной целостности.

Разнообразие типов, объединенных во Адаме, отцы Церкви представляли в образе его трех служений – царского, священнического и пророческого (святитель Григорий Богослов). Как царь, Адам был должен вести творение к совершенству. Как пророк – познавать волю Божию и общаться с Богом. Как священник – освящать творение и всего себя приносить в жертву Богу. Применительно к нашей классификации можно добавить, что царское служение в первом приближении соответствует структурно-организационному типу, священническое и пророческое служения (каждое по-своему) энергийно-образовательному и созерцательно-проникновенному. Призвание священника также подразумевает причастность к символико-трансформационному пути. Следовательно, и по линии библейского текста, и по линии святоотеческой экзегезы мы приходим к пониманию Адама как изначально-целостного типа.

Но вот происходит грехопадение. В его космической катастрофе разрушается изначальная целостность человека, в том числе и его онтопсихологический тип.

Потомки человека изначально-целостного типа по большей части становятся носителям типов атрибутивных, в чем-то онтологически ущербных.

Вот библейский рассказ, показывающий утрату целостности вначале Евой, а затем Адамом:

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3: 1–6).

Змей совершает свою разрушительную работу по всем правилам провокации и скрытого управления. Вначале он вовлекает Еву в диалог явно преувеличенным обвинением в адрес Бога, самой формой вопроса: «подлинно ли?» – оговариваясь, что это якобы невероятный слух, который надо проверить. Затем, втянув ее в поток разговора, он, успокоив Еву позитивной информацией («не умрете»), умело вливает ей в уши клевету, представив Бога жадным завистником («знает Господь Бог»), и завершает свою речь победным аккордом: «и будете как боги», – проведя последнюю и самую важную часть беседы в ключе триады «позитив-негатив-позитив» (гегелевский тезис-антитезис-синтез). Змей умело воздействует на все структуры человеческой личности: на стремление к знанию, жажду справедливости, инстинкт безопасности.

Утеря целостности начинается, когда жена вступает в диалог с искусителем: вместо того чтобы сразу пресечь его, она увлекается ходом дискуссии, переживает искушение инструментальности, иллюзию того, что доступными ей средствами она может привести к истине заблуждающегося (как ей кажется) змея. Таким образом, в человеке появляются ростки греха тщеславия.

Следующий важный этап разрушения личности – энергийно-резонансное переживание Евой навета змея на Бога – обвинения в Его якобы завистливости, а затем – кардинальное искушение для энергийно-резонансного типа: «И будете как боги, познающие добро и зло». Таким образом, в человеке появляется чувство ревности и его обратная сторона – грех зависти.

После разрушения инструментальной и энергийно-резонансной стороны единого типа происходит соскальзывание в нижний уровень созерцательно-недеятельностного типа – в тип гедонический: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание». Здесь уже выстраивается искаженная материалистическая иерархия бытия: вначале идет грубый материальный гедонизм – ощущение приятного вкуса, затем более утонченный гедонизм эстетический: «и приятно для очей», – и уже затем, на заднем плане, интеллектуалистская жажда знаний.

Каков психологический механизм падения Адама, не сказано – вероятно, в силу онтологического единства первых людей это происходило с Адамом, как и с Евой, – более-менее схожим образом. Относительно Адама следует отметить единственную деталь: не он сам берет плод, как должно было быть, но получает от жены, в некотором смысле подчиняясь ей и становясь зависимым от нее. Следовательно, в Адаме поражается структурно-организационное начало и торжествует гедонистический тип – то есть из царя он превращается в раба.

Мотив рабства еще более подчеркивается следующей деталью: «И открылись у них очи, и увидели они, что наги». Нагота на Древнем Востоке была символом рабства, беззащитности, плена и унижения. В человеке рождается чувство стыда, которое, однако, переживается им не столько как вина, сколько как дискомфорт. Это не случайно, поскольку данная реакция типична для представителей гедонистического типа. Именно поэтому Адам и Ева бегут и прячутся от Бога: «И скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3: 8–13).

Адам, находящийся в рамках гедонистического типа, испытывает страх, дискомфорт и всячески уходит от ответственности, воспринимаемой им как стресс. Сами его действия – бегство от Бога, а затем наглый и агрессивный ответ – являются попытками снятия стресса , уйти от вины и обличения в ней.

Бог проявляет по отношению к Адаму удивительную отеческую заботу и понимание, задавая вопрос: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от древа?..» Столь чуткий вопрос, напоминающий вопрос любящего родителя провинившемуся ребенку или духовника исповедующемуся, естественно, подсказывает положительный ответ, возможность раскаяния и, следовательно, очищения от греха и возможного восстановления человека. В этом вопросе Бог обращается к энергийно-образовательной стороне.

Но Адам отталкивает протянутую руку, предпочитая оставаться в агрессивно-стрессовом состоянии. Более того, ответственность и наказание он пытается переложить на другого – на свою жену, а в конечном счете – на Бога: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от древа».

Точно так же герой романа Дж. Оруэлла «1984» пытался «откупиться» от пыток своей возлюбленной, крича: «Сделайте это с ней».

Но если вчитаться в библейский текст, то мы увидим, что Адам, выстраивая «инструментальную» цепочку даяния» (Бог, Ева, Адам) в духе незамысловатого софизма, в конечном счете обвиняет Бога в том, что Он дал ему плод с древа познания добра. Адам не случайно забывает про змея: с его точки зрения, если Бог сотворил змея и Еву, то должен нести ответственность за все, что произошло с их участием; а он, Адам, – вне вины как таковой. Такое отношение характерно для потребительского сознания, тесно связанного с гедонистическим типом.

Реакция Евы гораздо более трезвая и искренняя, «сущностная», с признанием своей вины, что характерно для представителей энергийно-образовательного типа: «Змей прельстил меня, и я ела». Именно поэтому не Адаму, а ей дается надежда на то, что ее семя или потомство (а не Адама) сокрушит главу змия. Что касается Адама, то, во-первых, констатируется распад его личности, его изначальной целостности: «Прах ты, и в прах возвратишься».

А во-вторых, Бог, посылая страдания и скорби, предельно ограничивает возможности для развития и укоренения гедонистического типа – и в то же время, повелевая трудиться в поте лица, полагает возможность развития в Адаме типа инструментального или структурно-организационного: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 17–19).

Так воспитывается инструментально-аскетическое начало в человеке, а с другой стороны, «кожаные одежды» – грубость телесных чувств – ограничивают для него сторону жизни, связанную с созерцательно-проникновенным и отчасти с энергийно-образовательным. «Кожаные ризы», по мнению отцов Церкви, даются для того, чтобы человек не впал в нездоровую мистику и общение с демонским миром.

В то же время для человека еще сохраняется возможность общения с Богом и грядущего восстановления, которое совершится в Богочеловеке Христе, новом Адаме, по Его человечеству, – ибо Он являет Собой изначально-целостный тип.