Что должен делать арт директор. Арт-директор: должностные обязанности

Человек, создающий атмосферу в клубе, приглашающий диджеев, формирующий персонал и отвечающий за всю «начинку»: от оборудования и интерьера до музыки, - вот рабочий портрет арт-директора. Главное же в этой профессии - уметь «зажигать», и речь далеко не об умении завести толпу на танцполе.

Арт-директор - это и художник, и хозяйственник в одном лице. В советские же времена таких людей называли художественными руководителями. Но что тогда, что сегодня это особые люди, творческие и талантливые, постоянно продуцирующие какие-то идеи, проекты. А чтобы все эти идеи воплотить в жизнь, а проекты реализовать, нужен талант как художника, так и менеджера.

Основная задача арт-директора клуба - поддержание выбранного стиля и концепции развлекательного заведения, организация шоу-программ и других мероприятий. Чтобы выделяться на рынке развлечений, каждое заведение имеет свои особенности и «фишки» и предъявляет свои требования к арт-директорам и их обязанностям соответственно. Как правило, арт-директор придумывает программу, все прописывает, начиная с идеи, сценария, заканчивая бюджетом, а затем претворяет все в жизнь - находит и приглашает диджеев, танцоров, артистов, ведущих или других нужных в его программе людей, иногда и сам участвует во всем.

По своему опыту могу сказать, что арт-директор должен быть коммуникабельным, креативным, общительным, открытым и обязательно стрессоустойчивым, - объясняет арт-директор ночного клуба «С2» Ангелина Ромащенко. - Ситуации бывают разные: у диджея плохое настроение, в микрофоне батарейки сели, а ведущему надо начинать программу. Всякое бывает, но посетители ни в коем случае не должны об этом знать.

Без базы не обойтись

Образование, возраст и пол значения не имеют, главное, чтобы у арт-директора заведения были определенные знания и навыки.

Он должен иметь режиссерское видение, уметь ставить и организовывать шоу-программы, или как говорят тусовщики party, или знать, каких людей привлечь в помощь. А также арт-директору необходимо умение вести переговоры, заключать деловые соглашения (это необходимо уметь делать, если он приглашает в свое заведение гостей - музыкантов, диджеев, артистов).

В клубы часто приезжают диджеи из других городов или стран, - рассказывает Ангелина Ромащенко. - Помимо того, что надо выполнить их райдер (требования) по аппаратуре, необходимо поселить в гостиницу, а также устроить им развлекательную программу.

Профессионал должен быть знаком и с шоу-бизнесом, держать руку на пульсе. Это необходимо для того, чтобы ориентироваться в модных тенденциях и направлениях и знать заранее, какое музыкальное направление, какой диджей, группа будут иметь успех, и постараться первым предложить это своей публике. Но при этом не забывать о том, что у заведения есть свой стиль. Арт-директор-профи всегда должен быть на шаг впереди остальных.

Кроме того, по мнению специалистов, нужно найти своих постоянных клиентов и знать их по именам и в лицо, знать их музыкальные пристрастия, понимать, что будет востребовано, а что нет. Но зачастую арт-директоры сами определяют предпочтения своей публики, продвигая среди них модные музыкальные направления.

Помимо этого, у хорошего арт-директора должна быть своя база творческих коллективов, артистов, музыкантов и других людей искусства, шоу-бизнеса. В противном случае, не имея ее, он просто не сможет работать и организовывать свои мероприятия.

Без нее новичкам работать очень сложно, поэтому профессионалы советуют сначала сформировать связи, а потом начинать работать. А делается это очень просто - нужно ходить по клубам, различным мероприятиям, общаться, заводить знакомства или стать помощником у профессионала. Это, кстати, самый лучший способ обучения и приобретения опыта.

Я в свое время начала с того, что пришла в ночной клуб, который мне нравился, и предложила свои услуги, - вспоминает Ангелина. - Я стала организовывать свои вечеринки, причем в большинстве своем на первых порах за спасибо. Дальше - больше. Теперь в этом деле я уже как рыба в воде, получаю за свои услуги неплохие деньги. Но при этом я до сих пор отслеживаю, что творится в других развлекательных заведениях, чтобы быть в теме.

Все приходит с опытом

Работе арт-директора нельзя научиться теоретически, профессионализм приходит только с опытом. К тому же специальных школ по обучению арт-директоров у нас в области нет. Есть колледжи и школы, где обучают режиссерскому делу, например, колледж культуры. Но они лишь дают первоначальные навыки и знания режиссуры, обучают актерскому мастерству. Все остальное зависит только от самого человека.
Настоящий профессионал должен пройти через все сам, чтобы понимать, с кем и с чем он будет работать. Зачастую до работы арт-директором люди уже имеют опыт выступлений на сцене, разбираются в работе со светом, звуком. К примеру, многие до работы принимали участие в студенческих КВНах, были ведущими, имели опыт организации вечеринок. Часто арт-директорами клубов становятся музыканты, артисты, DJ, ведущие, художники и другие творческие люди. Просто их хобби перешло в разряд профессии.

При этом у талантливого арт-директора всегда есть возможность подняться по карьерной лестнице и стать директором заведения, а если есть деньги, то можно даже и открыть свой клуб или организовать свое дело. Некоторые бывшие арт-директоры уходят в свободное плавание - становятся промоутерами. По сути это те же арт-директоры, только они не привязаны к какому-либо заведению. Это свободные люди, которые сами определяют собственные возможности и свои обязанности.

Думать — самая сложная из работ.

Именно поэтому так мало людей ее делают.
Форд Генри

Писать о том, кто, чем занимается, что входит в компетентность рекламщика, астронавта, сантехника или штатного журналиста можно больше, чем много. А можно не спорить. Но не следует спорить о том, чем занимается арт-директор. Не следует по причине, в основе которой лежит единственно верная истина: работа любого арт-директора, будь то арт-директор рекламного агентства, ночного клуба, целого развлекательного комплекса или миленького уютного ресторанчика не оспаривается потому, что она не выполняется по шаблону.

Арт-дирекшн: что это?


В мире все циклично. Поэтому все повторяется. К примеру, через примерно равные временные отрезки появляются на рынке труда профессии, которые являются очень непонятными для огромного количества людей, но поскольку эта профессия является «чем-то модным», то она нужна. 10-15 лет назад это был пиарщик. Хотя на западе эта профессия давно не в ходу, у нас она еще не до конца понятна людям. Теперь появился арт-директор. Сразу опровергнем мнение, что нет таких профессий. Элементарно появилась форма двух важнейших составляющих бизнеса: «PR-специалист и арт-директор». Говоря о том, кто такой арт-директор, лучше сказать о том, что такое арт-дирекшн.

Арт-дирекшн – это направление визуально — креативного ведения бизнеса для клиента, выполняемое определенным специалистом – арт-директором. При этом следует уточнить, что арт-директор, не смотря на присутствие в определении слова «директор», как правило, «является свободным игроком». Арт-директор, в особенности, если говорится о заведении, является своеобразным человеком-аркестром и дирижером одновременно.

Рынок меняется столь стремительно, что очень многие игроки, не успевают адаптироваться к новым условиям и «сгорают». Или адаптируются. Сегодня подавляющая часть российского бизнес-рынка поделена и насыщена. Количество заведений уже подходит к «удовлетворительному», а потому рынок начинает работать по-новому закону: не на количество посетителей, а на качество проведенного посетителем времени в ресторане с точки зрения самого посетителя.

Арт-директор: кто это?

Но все эксперты сходятся в одном: главное в арт-дирекшене идея.

Сегодня арт–директор в заведении – мультипрофессионал. Особенно сейчас, в забавные, но непростые времена, когда границы функций и компетенций размываются десятибальными штормами бизнес-импровизаций. Канули в глубокую Лету времена дикого бизнеса. Потихоньку в тех же пучинах скрываются времена жестко разграниченных полномочий. Арт-директор – это человек, который должен уметь не очень многое, а просто все. Он должен обладать такими знаниями и опытом, которых хватит для решения или предупреждения различного рода ситуаций:

Шаг третий: PR
Арт-директор в заведении, в основном, птица свободная. Конечно, все зависит от формата заведения, от корпоративной культуры этого заведения и от личности арт-директора. Именно поэтому в элитных заведениях личность арт-директора, как правило, личность очень и очень многогранная. Это часто может быть композитор, музыкант, художник, писатель. По этой причине думающий и профессиональный арт-директор будет задумываться о том, как с помощью заведения раскрутить и свое имя. А для этого наилучшим методом является работа с прессой. Вот здесь мы и подходим к высшему пилотажу арт-дирекшена в заведении: PR.

Арт-директор - художественный руководитель и воплотитель проекта.

От англ. art - искусство. Профессия подходит тем, кого интересует экономика, психология, рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Арт-директор может работать в областях, требующих применения творческих и организаторских способностей. Это может быть издательское дело, дизайн, брендинг, реклама а также индустрия развлечений. Все эти области накладывают на данного специалиста несколько разные обязанности.

В дизайн-студиях и брендинговых агентствах арт-директор занимается разработкой фирменного стиля различных компаний и их товаров или услуг, работает над концепцией бренда, дизайном упаковки, сопутствующей полиграфической продукции и web-сайта, а также создает бренд-буки (многостраничные документы, объясняющие концепцию бренда, содержащие руководство по работе с графическими составляющими его стиля).

Арт-директор руководит штатом дизайнеров в процессе работы над различными проектами. Отвечает за качество творческой работы и сроки её выполнения, контролирует процесс технического воплощения дизайна (в печати, в нестандартных конструкциях и т.п.). Общается с заказчиком по вопросам художественной части ведения проекта, сотрудничает с внутренним отделом маркетинга и стратегического планирования и может работать в паре копирайтером.

В издательствах арт-директор занимается художественным оформлением книг или журналов и газет. Он подчиняется главному редактору издания, работает сообща с редакторами различных рубрик, имеет в подчинении дизайнеров, иллюстраторов и технических специалистов, которые занимаются версткой и цветокоррекцией. Для журнала или газеты арт-директор разрабатывает общую концепцию издания, сетку верстки, выбирает шрифты. В глянцевых журналах он также придумывает идеи для фотосессий и контролирует их воплощение, как и воплощение всего журнала. При разработке книг, арт-директорработает над стилем издания, соблюдая требования ГОСТ, особенно при работе с детскими книгами, где важно соблюдение требований к размеру шрифта, контрасту цветов и выбору бумаги.

Арт-директор рекламного агентства подчиняется руководителю творческой группы и креативному директору. Работает в паре с копирайтером. В его подчинении может находиться дизайнер, а также подрядчики (фотографы, иллюстраторы, режиссеры, привлечённые со стороны), перед которыми он ставит творческие задачи. Обычно креативная пара (копирайтер и арт-директор) предлагают несколько концепций, арт-директор отвечает за их визуальную часть. Далее идет оценка предложений сначала внутри агентства (проверяется соответствие заданию и духу бренда, оценивается неожиданность и свежесть решения). Когда концепции одобрены внутри агентства, их представляют клиенту, т.е. проводят презентацию, визуальную часть которых также готовит арт-директор.

После утверждения одной из концепций клиентом идет уже конкретная работа над проектом рекламной кампании. На этой стадии работы наиболее активно подключается дизайнер, занимающийся визуализацией идей креативной пары и созданием дизайна. Арт-директор, как ответственное лицо, контролирует качество всех этапов работы, включая допечатную подготовку, техническое воплощение нестандартных конструкций и видеосъемку рекламных роликов.

В небольших рекламных агентствах арт-директор выполняет вышеперечисленные функции лишь частично. Здесь он занимается разработкой дизайна полиграфической и сувенирной продукции, упаковки, фирменного стиля и является по сути старшим дизайнером. Подчиняется непосредственно генеральному директору или начальнику отдела дизайна.

В индустрии развлечений арт-директор работает с клубами, ресторанами и другими развлекательными заведениями. В его обязанности входит подбор репертуара, соответствующего стилю заведения, и организация концертов и вечеринок. Он также занимается продвижением этих заведений, то есть часто выступает как менеджер и PR-специалист. Следит за модой и новинками в шоу-бизнесе.

Важные качества

Не смотря на все различия содержания работы в таких разных областях, все арт-директора должны обладать следующими качествами. Арт-директору необходимо иметь образное мышление, чувство стиля, развитый художественный вкус, чувство формы и цвета, уверенность в своих силах, инициативность, высокую трудоспособность, хороший управленческий потенциал, харизму, дипломатичность и чувство такта.

Знания и навыки

Арт-директору необходимо иметь глубокие знания в области современного дизайна, рекламы и культуры, навыки разработки концепций рекламных акций, стиля изданий или образа бренда, опыт руководства штатом подчиненных сотрудников и подрядчиков, опыт презентации идей и конкретных разработок клиентам и умение защищать проект, умение работать в коллективе, планировать свою работу и подразделять ее на этапы.

Ему также важно обладать знаниями в области истории и теории дизайна и искусства, шрифта, цвета и композиции. Кроме того, арт-директор должен профессионально владеть компьютерными программами, такими как Photoshop, Illustrator, InDesign и другими. Необходимо обладать знанием закона об авторском праве. Арт-директор должен следить за новинками в своей области работы и идти в ногу со временем, отслеживая модные тенденции и изучая психологию и убеждения целевой аудитории.

Где учат

Подобное образование можно получить в вузах, имеющих факультеты рекламы и дизайна. Лучше всего обучаться в престижных вузах, например,таких как

  • Международный институт рекламы или МГХПА им. С. Г. Строганова.

Возможно также получение практических навыков на специализированных курсах, которые проводятся в таких образовательных учреждениях как

Бывший арт-директор бара «Стрелка»

«Любое развлекательное мероприятие - абсолютно непредсказуемое явление, случайный генератор надежд и ожиданий гостей и артистов, их настроений, погодных условий, различных технических нюансов, спонсорских и агентских желаний, качества и стойкости декораций, скорости барменов, любезности охраны, перечислять можно до бесконечности. Для того чтобы этот сложный и непредсказуемый организм функционировал и принимал правильные формы - нужен арт-директор. Человек, в голове которого есть план мероприятия: от изначальной задумки до финального конца, который он контролирует и корректирует на каждом этапе, учитывая все нюансы и создавая максимально комфортные условия для гостей в силу своего вкуса, возможностей, амбиций, сил, стрессоустойчивости, а самое главное - профессионализма.

Если бы пару лет назад мне сказали, что в роли арт-директора я буду строить индейские типи и лабиринты, руководить хором и бурлеск кабаре, программировать бегущие строки, вешать всю ночь новогодний дождик, красить сценические конструкции, выводить невменяемых и агрессивных людей c площадки, одевать барменов и официантов, продавать и бесконечно переставлять мебель, придумывать сладкую вату из водки, руководить световиками, составлять графики монтажей/демонтажей с самыми невообразимыми временными рамками, убеждать спонсоров дать денег на неизвестных им артистов и самые безумные проекты, искать иностранных музыкантов за четыре дня до мероприятия, танцевать на столах и прыгать по диванам с Каролин Полачек из Chairlift, слушать в гримерке концерт для трех человек от Арчи Маршалла, он же King Krule, выбирать вино в «Азбуке вкуса» с Р. Стиви Муром, смотреть на звезды в московском планетарии с Ариель Пинком, пить водку всю ночь c Джеймсом Ферраро и дегустировать соленые огурцы на кухне с Дином Блантом, то, наверное, я бы снова не задумываясь согласилась, потому что, несмотря на все безумие и непредсказуемость, это чертовски весело и интересно, хотя каждый раз я говорю себе - это был последний».

Бывший арт-директор клуба «Солянка»

«У арт-директора много менеджерских обязанностей, одна из них - это проводить время с музыкантами. У меня много таких историй, расскажу несколько. Например, на вечеринку «Capital Bass» приезжал Лил Силва, парень 19-летний из Лондона. Фстеп, промоутер «Capital Bass», попросил меня посадить этого музыканта в такси. Но после вечеринки парень не хотел ехать в отель, хотел дальше тусить. Я был с моими друзьями, и мы пошли в Plunk, я даже не помню, почему именно туда. Был октябрь, но уже выпал адский снег. И мы идем по сугробам огромным, Лил Силва вообще офигевает, приходим в Plunk, там странная вечеринка какая-то драм-н-бейса, еще мы встречаем наших друзей из «Солянки», и начинается жесткий бухач. А Лил Силва говорит, что он хочет найти себе какую-нибудь подругу. Я начинаю ходить по клубу и спрашивать у каждой, не хочет ли она познакомиться с диджеем, который только что отыграл сет в «Солянке». И в итоге я нахожу какую-то казашку. Все мы идем потом ко мне домой, с этой девушкой тоже. Куча людей. В какой-то момент Лил Силва вырубается на пуфике, а мы все пьем и пьем, но где-то глубоко внутри понимаем, что надо его уже везти в аэропорт. Мы заказываем такси, едем и попадаем в адскую пробку. Фстеп уже звонит в панике. Мы очень пьяны, но едем. Доезжаем до аэропорта Домодедово, но из-за пробки опаздываем. А следующий рейс только из аэропорта Внуково, и мы пьяные едем потом туда. Это было очень тяжело.

Еще недавно, в феврале, приезжал диджей Ассолт. Он уже отыграл, заметил девушку какую-то в толпе, подошел к ней и протянул сложенную купюру в 5000 рублей, а в ней презерватив. Видимо, у них так в Атланте все делают - деньги протягивают просто, и все. Девушка пошла с ним в гримерку, но он сидел и молчал там. Девушка уехала домой потом. А на следующий день Ассолт сказал, что хочет поехать в мужской клуб. Но мои коллеги были очень уставшими и сказали, что не поедут с ним. Тогда Ассолт нашел в отеле какую-то брошюрку, заказал себе такси и один поехал в какой-то мужской клуб. Один!

Еще очень интересны бытовые райдеры групп. Иногда такое просят! Вот, например, RL Grime, совсем еще юный музыкант, ему лет двадцать, кажется, просил поле для гольфа, Xbox в гримерке и фильм «День независимости» на DVD. Или Egyptian Hip Hop, они просили какое-то вегетарианское пиво, не знаю даже, что это такое. Но самое классное - это райдер «Коррозии металла», просили стриптизерш или «бухую герлу». Вот небольшой кусок из их райдера (орфография сохранена): «Гостиница (простейшие номера с душем) или квартира трешка (6муз+ тех чел) на 7 рыл, сразу с поезда или с транспорта, + транспорт по городу. Если в домик не менее 2 отдельных комнаты + холл и кухня. Если мы приезжаем на пол дня, можно один большой гостиничный номер или квартира на несколько часов + ОДИН хозяин. С возможностью приготовления еды. Для этого надо мобилизовать хозяйственную герлу, она должна частично заранее приготовить все ингредиенты (химическая еда по типу ДОШЕРАК непреемлема). Если мы едим в следующий город, желательно подрыватца сразу после концерта и фуршета с местной тусовкой».

Бывший арт-директор клуба «Мастерская»

«Арт-директор преимущественно составляет программу клуба - причем в российских условиях, когда клуб не может работать только как концертная площадка, арт-директорство помимо концертов и дискотек включает в себя и программинг кучи немузыкальных событий: ярмарки, аукционы, детские игротеки, мастер-классы поваров, лекции и еще кучу всего, что может привести в клуб самый разный народ, - и, конечно, корпоративы и заказники, без которых в Москве не может выжить ни одно место. Помимо этого, арт-директор отвечает за то, чтобы этот самый народ действительно дошел до клуба, - то есть контролирует пиар-активность вокруг всех событий. Остальная часть работы сугубо техническая (впрочем, именно она и занимает все свободное время): обсудить технический райдер, назначить саундчек, разбудить звукорежиссера (который на выходных работает практически круглосуточно), заказать дизайн афиш, ответить на сотню писем в день, посчитать билеты и гонорары артистов, накормить артистов, поздравить артистов или дать им плакательную жилетку и объяснить, почему на их концерт пришли две случайные калеки. Фактически арт-директор клуба - это такой профессиональный handshaker, который помогает артистам сделать их концерт от начала до конца, который понимает, как будет звучать и выглядеть их творчество в конкретном месте. Плюс пиарщик, плюс бухгалтер, плюс мистер «можно-водичку-на-сцену» и капитан «нам-очень-нужен-ксилосинт-без-него-не-состоится-концерт», а также фюрер «в-москве-нет-ксилосинтов-вот-рваный-баян».

Вероятно, главный вопрос, который беспокоит общественность, - слушают ли арт-директора присылаемые демозаписи? Лично я исправно слушал всю музыку, которую мне присылали, и со спокойным сердцем давал группам дни под их концерт на основании таких писем. Правда, ни разу не открывал приложенные MP3-файлы и не открывал ни одного оставленного мне CD - подобная корреспонденция сразу дает понять о легкой неадекватности артиста, а сотрудничать с таковыми не хочется. Но если артист присылает имейлом ссылку хоть телефонное видео последнего концерта, и это видео сообщает о том, что вечер в клубе сложится хорошо, - то почему бы ему не дать дату? С другой стороны, если артистом занимается адекватный менеджер, продвигающий артиста, и если этот артист по жанру музыки и публике соотносится с политикой клуба, то такой менеджер, с большой долей вероятности, может не отлавливать арт-директора на рабочем месте, а дожидаться входящего звонка с предложением - все адекватные артисты на виду, в Москве уж точно. Для бесталанного артиста арт-директор - это «жаба на трубе»; для регулярного посетителя клуба - это «санитар леса», а на самом деле мы просто хотим максимально интересно и разнообразно наполнить расписание клуба яркими событиями. Вот и все. Артистам, особенно начинающим, просто стоит уметь работать в самых разных условиях и уметь привлекать свою аудиторию - это всяко полезно, и в случае гастролей по России, и на фестивалях, и в европейских залах. Зритель приходит в клуб не за кристально чистым звуком - его можно и на альбоме послушать, - зритель приходит ради шоу, ради сценической харизмы артиста. А хорошее шоу сложно испортить плохим звуком, погодой за окном или недосоленным борщом.

Но бывают разные истории. Например, официанты «Мастерской» поколениями из уст в уста передают историю, как группа «Сегодня ночью» напилась до такого состояния, что исполнили четыре песни, после чего концерт превратился в запинающийся конферанс в духе «кому не нравится, могут уходить» - к слову, с тех пор Никита Козлов сменил состав, и теперь они работают очень качественно, на минералочке. Самые забавные истории наверняка всегда связаны с ментами - нас, например, один раз накрыли по ошибке. После беспорядков в Бирюлево московские правоохранители стали искать гастарбайтеров по Москве и среди прочих накрыли наших соседей, реконструирующих магазин «Детский мир». По каким-то причинам они на удачу зашли в «Мастерскую», где как раз в этот день проходил концерт датской мод-группы The Movement: гастарбайтеров на нем, разумеется, не было, но полторы сотни приятных джентльменов с татуировками A.C.A.B. показались правоохранителям подозрительными, и они изрядно задержали концерт. После долгих уговоров (это, кстати, тоже входит в обязанности арт-директора) доблестные служители правопорядка позволили его проведение, но с условием присутствия их представителей в «штатском» - эти самые представители в серых «гражданских» фуфайках, конечно, сильно выделялись на фоне ликующих молодчиков в подтяжках, но уже, скорее, веселили их и концерту не мешали. В общем, все закончилось хорошо - как и для гастарбайтеров, которых утренними «икарусами» свезли обратно к месту профессиональной дислокации».

Бывший арт-директор клуба China-Town-Café

«Многие считают, что арт-директор клуба - это работа мечты, связанная с исключительно приятным и расслабленным времяпрепровождением, свободным графиком и легкими обязанностями. На самом деле это совсем не так. Я с начала нулевых работал как независимый промоутер, потом занимался пиаром в клубах «Апельсин» и «Икра». Поэтому к началу своего арт-директорства считал, что понимаю про клубы все, знаю всю инфраструктуру изнутри, а работа в небольшом China-Town-Café после более крупных площадок не составит для меня особого труда. Это может показаться парадоксом, но работа в маленьком клубе - намного более стрессовый и энергозатратный процесс. И вот почему: в большом клубе больше штат и больше сотрудников. За работу с прессой там отвечает пресс-атташе, за подготовку пресс-релизов - копирайтер, за пребывание музыкантов на площадке и бытовой райдер - концертный администратор. И так далее. В маленьком клубе почти всеми этими вопросами так или иначе должен заниматься арт-директор.

Конкретно в China-Town-Café мы с моей напарницей (сначала Викой Косаревой, а потом Аней Гавриловой) делили концертную сетку примерно пополам, и каждый отвечал за свои мероприятия. В итоге обязанности у каждого были приблизительно такими: формирование концертного расписания с ценами на билеты (здесь надо уточнить, что в клубе в неделю было 9 мероприятий, без этого его экономика не складывалась: по понедельникам и вторникам - интеллектуальные игры, со среды по воскресенье включительно - концерты, по пятницам и субботам - ночные вечеринки); промоподдержка - написание и редактирование пресс-релизов с последующим размещением на сайте клуба, анонсы в СМИ, социальных сетях и аккредитация; составление технического задания для дизайнера по интернет-баннерам и афишам; согласование технических райдеров со звукорежиссером; частичное администрирование концертов и еще тысяча всяких мелочей.

Мой рабочий день выглядел так: утром работа из дома, к окончанию саундчека к 19–20 часам - в клуб, после концерта - снова домой, к компьютеру, и снова работа до глубокой ночи. В какой-то момент я взял за правило включать мобильный телефон после 15 часов дня - музыканты, желающие выступить в клубе, особенно незнакомые, не утруждают себя никакими нормами приличия и могут звонить как в 7 утра, так и в 2 часа ночи. Поэтому утром надо было избавить себя от разрывающегося мобильного телефона, чтобы спокойно посидеть за монитором, разгрести всю почту и написать важные рабочие письма. Музыканты - люди крайне забывчивые, поэтому у меня было обязательное правило: все договоренности резюмировать в переписке. Вообще, работа арт-директора - она не про чистое искусство (хотя культуртрегерская составляющая для меня очень важна, без любви к музыке это не имеет никакого смысла), она в большей степени про цифры. За нужными клубу и востребованными музыкантами нужно буквально гоняться, конкуренция среди площадок очень велика, а с директорами групп обязательно нужно торговаться, потому что они почти всегда выставляют сильно завышенные гонорары. Небольшие площадки почти ничего не зарабатывают с билетов, весь доход идет с барно-ресторанной выручки, 60–70% которой делается именно на мероприятиях. От этих цифр в конечном счете и зависит успех клуба, с ними нужно работать.

В приличный клуб нужно привлекать приличную аудиторию, никакому пристойному заведению не нужна агрессивная публика и отъявленные маргиналы, которые выпьют чайник чая на пятерых в течение концерта, а потом украдут с подоконников свечи вместе с подсвечниками или разрисуют граффити все заведение, начиная от туалета и заканчивая барной стойкой. Увы, такие прецеденты были неоднократно. Нужно следить и за музыкантами - они постоянно забывают вывесить анонс концерта к себе в группу «ВКонтакте» и разослать приглашения, опаздывают на саундчеки, а еще могут внезапно решить сделать из своего выступления незабываемое шоу с файерами и пиротехникой. В клубах такие вещи в принципе не возможны. Так что нужно быть всегда начеку и быть готовым задушить их очередной прекрасный порыв в зародыше.

Отдельная история - это общение с владельцами заведения. Как правило, их основной бизнес к площадке не имеет никакого отношения, поэтому погружаться в клубно-ресторанную тему и ее актуальные тренды они не имеют никакой возможности. А значит, практически еженедельно арт-директору приходится вооружаться цифрами, апеллировать к резонансу и рейтингам и доказывать правильность выбранной репертуарной политики.

При такой плотности событий и объемах работа превращается в калейдоскоп очень быстро сменяющихся картинок. Так что особых историй, связанных с ней, у меня нет. Чего уж там греха таить - после концертов случались посиделки с друзьями-музыкантами до 7 утра, но позволить себе вести насыщенную рок-н-ролльную жизнь я не мог. Но тем не менее истории случались: с The National за три дня мы посетили кучу питейных заведений, а потом в их гостиничном номере целый вечер играли в игру, которую музыканты назвали «smert-ushanka»: разделились на две команды и кидали на точность бумажки в купленную на Арбате шапку. Меланхолики-построкеры Peace Burial at Sea оказались большими поклонниками футбола и играли с командой «Апельсина» во дворе по соседству от клуба, а на следующий день ходили на «Гражданскую оборону» и очень прониклись. А вообще, всем рекомендую книгу своего коллеги Григория Гольденцвайга «Клуб, которого не было» про «Икру» - это самое лучшее описание будней арт-директора».

Арт-директор – это специалист, отвечающий за художественное направление деятельности компании. Его обязанностью является разработка общей творческой концепции отдельного проекта или деятельности организации в целом, а также ее внедрение и контроль. Данная профессия требует наличия креативного мышления и навыков управления людьми.

Какие задания выполняет арт-директор

Задачи арт-директора определяются в зависимости от специфики организации. В большинстве случаев перечень задач включает:

  • создание и внедрение стратегии визуальной подачи товара, отдельного проекта или бренда;
  • разработку дизайна;
  • управление командой дизайнеров, фотографов, режиссеров, промоутеров;
  • курирование процесса реализации созданной стратегии;
  • изучение требований заказчика и планирование новых проектов;
  • налаживание связей со сторонними исполнителями, партнерскими организациями.

Арт-директор – это лицо, отвечающее не только за генерирование идеи, но и за качество ее исполнения и соблюдение сроков реализации.

Нужен ли он в компании

Работа арт-директора необходима в сферах, требующих особого креативного подхода для развития своей деятельности. К таким сферам деятельности относятся рекламный бизнес, дизайн-студии, брендинг, полиграфия, кино, ресторанное дело, индустрия развлечений и СМИ .

Арт-директор – это прежде всего специалист, который дает направление работы всему отделу или компании в целом. Его можно сравнить с шеф-поваром в ресторане: нужно не только уметь готовить разные блюда, но правильно их презентовать. В этом он отличается от дизайнеров и других исполнителей.

Задачи, которые выполняет арт-директор, отличаются в зависимости от сферы деятельности организации.

Дизайн-студии и брендинговые агентства

В дизайн-студиях и брендинговых агентствах арт-директор выполняет следующие задачи:

  • разработка фирменного стиля;
  • разработка товаров и услуг;
  • создание концепции бренда;
  • разработка дизайна упаковки;
  • разработка дизайна полиграфической продукции;
  • разработка дизайна сайта;
  • создание бренд-бука.

В подчинении у арт-директора находится команда дизайнеров. Он полностью организовывает работу команды, следит за качеством выполнения работ и соблюдением сроков, следит за технической реализацией дизайнерских разработок. Он ведет общение непосредственно с заказчиком по вопросам дизайна проекта. Активно сотрудничает с копирайтером, а также отделом маркетинга и планирования.

Рекламные агентства

В рекламном агентстве арт-менеджер работает в креативном отделе совместно с копирайтером . Вместе они генерируют идеи, при этом арт-директор несет ответственность за визуальную часть, копирайтер – за вербальную. Руководит ими креативный директор.

Арт-директор должен отследить весь путь идеи от возникновения до момента, когда она выйдет в эфир . Исключительно от него зависит, сохранить ли идея свою целостность в процессе реализации и какого качества будет ее воплощение – это полностью его ответственность.

Работа арт-директора начинается с брифа . Бриф – это задача, которую ставит клиент агентству, причем задача может быть нестандартная. Арт-менеджер должен проанализировать бриф, изучить аудиторию и придумать решение, как выступить перед ней с определенным посланием. Он должен вести диалог с заказчиком, уточнять и корректировать пункты брифа.

После изучения задачи, арт-директор и копирайтер генерируют ряд идей для ее решения . Эти идеи оцениваются сначала внутри агентства, а затем проводится презентация для клиента. За визуальную часть презентации отвечает также арт-директор.

После того, как концепцию одобрил заказчик, выстраивается стратегия ее реализации. Арт-директор составляет набор понятных для своей команды задач. Ему подчиняются дизайнеры, фотографы, иллюстраторы, режиссеры как штатные, так и привлеченные со стороны. Все они получают творческие задачи напрямую от него.

Индустрия развлечений

В ночных клубах, ресторанах, барах предусмотрена штатная должность арт-директора. Компетенция такого сотрудника зависит от уровня развлекательного заведения.

Самой важной задачей арт-директора является продвижение заведения. Он должен создавать и контролировать полную концепцию и стилистику заведения, определять вектор его развития.

В эпоху, когда новые заведения открываются как грибы, только от него зависит заметит ли публика новинку или нет.

Арт-директор развлекательного заведения должен:

  • определить целевую аудиторию;
  • разработать концепцию заведения;
  • разработать рекламную компанию;
  • определить, как будет позиционироваться заведение в средствах массовой информации;
  • проводить тематические шоу-программы для привлечения целевой аудитории.
  • следить за трендами в индустрии.

В процессе своей деятельности арт-директор взаимодействует со штатными или привлеченными со стороны дизайнерами, промо-группами, артистами, рекламными агентствами и СМИ.

Издательства

В печатных издательствах арт-директор разрабатывает общий стиль оформления журналов и газет. Он подбирает сетку верстки, типографику. Определяет, по каким канал продвижения будет распространяться журнал или газета и в соответствии с этим разрабатывать необходимые визуальные решения.

Он устанавливает связи с руководителями различных рубрик . Имеет в своем подчинении команду дизайнеров и специалистов по верстке и цветокоррекции. Активно сотрудничает со сторонними фотографами и придумывает идеи для фотосессий. Сам он подчиняется непосредственно главному редактору.

Требования к специалисту

Арт-директор должен обладать навыками профессионального дизайнера , знать законы композиции и колористики, обладать художественным вкусом. Приветствуется знание английского языка, так как большая часть терминологии представлена именно на английском.

Арт-директор – это художник и руководитель одновременно, поэтому кандидат на должность обязан соответствовать множеству требований:

Плюс ко всему, арт-директор должен уметь продавать свои идеи . Ему платят за то, что он уверен в своей концепции.

Общие положения инструкции

Арт-директор обязан знать:

  • документацию, устанавливающую порядок деятельности предприятия;
  • закон о рекламе, защите прав потребителей, защите авторских прав;
  • основы дизайна и сценической деятельности;
  • основы менеджмента и маркетинга;
  • этикет и общение;
  • психологию и социологию;
  • специализированные компьютерные программы, графические редакторы, средства вычислительной техники, средства коммуникации и связи;
  • составление и заключение договоров;
  • специализированную терминологию;
  • порядок оформления внутренней документации;
  • трудовой закон.

Назначение на должность осуществляется приказом Генерального директора.

Должностные обязанности

Арт-директор:

  • контролирует творческую деятельность отдела рекламы и маркетинга;
  • возглавляет отдел дизайна;
  • обсуждает с клиентом главные элементы развлекательных мероприятий и маркетинговых кампаний;
  • выявляет потребности и желания клиента;
  • составляет план мероприятий, акций, банкетов;
  • организовывает работу своей команды, разъясняет основную концепцию и направление рекламной кампании или развлекательного мероприятия;
  • участвует в технической реализации проекта, несет ответственность за визуальное восприятие продукта;
  • контролирует разработку рекламных посылов, слоганов, лозунгов, действующих на сознание потребителя;
  • вносит коррективы в план развлекательных мероприятий;
  • определяет основные каналы распространения рекламы;
  • считает сметы и ратифицирует их у руководителя;
  • контролирует весь процесс реализации одобренной концепции;
  • налаживает связи с рекламными и иными организациями, услуги которых необходимы для реализации проекта.

Ответственность и права

Арт-директор имеет право:

Арт-директор несет ответственность:

  • за несоблюдение профессиональных обязанностей, прописанных в инструкции;
  • за профессиональные действия, повлекшие за собой нарушения закона;
  • за материальные убытки организации, возникшие в результате профессиональной деятельности.

Преимущества и недостатки профессии

Преимущества:

  • высокий спрос на рынке труда;
  • хорошее вознаграждение;
  • увлекательная креативная деятельность;
  • большой потенциал для карьерного роста;
  • творческая реализация.

Недостатки:

  • большая ответственность;
  • потребность совмещать творческую и организаторскую функции;
  • необходимость обладать широким набором знаний и навыков.

Интересное видео для тех, кто хочет построить карьеру бильд-редактора.