Алгоритм выполнения заданий егэ обществознанию. Алгоритм и методика решения егэ по обществознанию

Алгоритм работы с заданиями 21-24

1. Прочитайте текст целиком, чтобы получить общее впечатление о проблеме или сфере общественной жизни, которой посвящен текст.

2. Прочитайте текст еще раз, выделяя главное.

3. Выделите незнакомые или непонятные слова и выражения.

4. Попытайтесь понять смысл текста, выделяя существенное в каждом предложении или абзаце в целом.

5. Внимательно прочитайте вопрос.

6. Смоделируйте его конечную цель (другими словами - уясните, что от вас конкретно требуется.).

7. Обратите внимание на источник информации для вашего ответа: является ли им сам текст или необходимо привлечь теоретические знания, социальный или собственный опыт.

8. Выясните, есть ли необходимость приведения примеров (примеры должны быть четкими и конкретными).

10.Упростите фразы, если это возможно или нужно (не переписывайте бездумно целые абзацы).

Основы работы с текстом.

1. С чего начинать работу с текстом? Прежде, чем отвечать на вопросы, внимательно прочитайте текст. Некоторые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте. Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»). Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно ли определять главную идею текста? Да, нужно.

3. В каком порядке отвечать на вопросы? Общий принцип простой - отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

4. Как уяснить для себя - искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках? Просто отвечай на вопрос, не стоит задумываться как, нужно просто отвечать.

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

Важно:

Понять, что именно требуется для успешного ответа;

Уяснить, из каких частей складывается задание;

Стараться выполнить все задание;

Если можете ответить только на часть задания, обязательно отвечайте, возможно получите часть баллов

Не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;

Старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;

Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Первое задание из четырёх (21) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (22) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (23) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (24) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания 23 и 24 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».

Алгоритм работы с заданием 25

1. Выясните, смысл какого понятия вам необходимо раскрыть.

2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данное понятие.

3. Сформулируйте понятие, используя свои знания (в разных источниках и учебниках смысл понятия может быть раскрыт по-разному).

4. Составьте 2 предложения, содержащие информацию об этом социальном объекте.

5. Смысл понятия должен быть раскрыт явно в четких и корректных формулировках.

6. Предложения должны быть составлены с использованием обществоведческих знаний.

Подробнее.

25 – это задания на самостоятельное применение обществоведческих понятий в заданном контексте или на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса. За полное и правильное выполнение можно получить 2 балла. Задания 25 среди заданий ЕГЭ представлены двумя моделями. Первая разновидность задания 25 предполагает определение понятия и составления с ним двух информативных предложений, отражающих определённые теоретические или фактические обществоведческие данные.

Типичные ошибки учащихся при выполнении данного задания:

1) составляют не три, а два предложения, неверно поняв, что одним из предложений является само определение;

2) составляют предложение с указанным термином бытового уровня, фактически игнорируя условие задания «с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания». Если в задании предложено составить предложение с понятием «истина», то обойтись таким предложением, как «Истина рождается в споре», не получится.

Предложения, составленные без привлечения обществоведческих знаний, оцениваются нулевыми баллами, хотя и дано правильное определение понятия. Поэтому нужно четко фиксировать в конспектах и памяти значение базовых понятий. Причём постараться добиваться при этом четких и прочных ассоциаций смыслов таких понятий с представляемыми ими фактами, явлениями, процессами социальной жизни.

Начиная выполнять задание 25, уясните смысл требований:

1) при чтении задания обратите внимание, что и в каком количестве требуется назвать;

2) не приводите позиций больше, чем требуется в условии;

3) необходимо перепроверить свои ответы, отбросив сомнительные варианты ответа.

Алгоритм работы с заданием 26

4. Выделите особенности объекта, которые от вас требует вопрос, и приведите примеры.

5. Примеры должны четко раскрывать выделенные особенности. 6. Помните, что если вы только выделили особенности предложенного социального объекта или только привели три примера, то ваш ответ может быть не защитан.

26 – задание, требующее конкретизации приведенных положений. Оно проверяет умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Это тип задания высокого уровня сложности. В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую- либо его сторону или их взаимосвязь с помощью примеров из социальной жизни.

В практике ЕГЭ в настоящее время чаще всего используются задания двух моделей: требующие «раскрыть на примере» (первая модель) и «проиллюстрировать примерами» (вторая модель).

Вторая модель может формулироваться несколькими способами: «Назовите … и проиллюстрируйте примером», «Подтвердите конкретным примером …», «Приведите положение … с соответствующим примером», «Проиллюстрируйте примером …

Алгоритм работы с заданием 27

1. Внимательно прочитайте вопрос.

2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данный вопрос.

3. Определите, что от вас требуется.

4. Выберите одну из позиций, которая вам ближе и которую вы будете отстаивать.

5. Выразите собственную позицию.

6. Приведите аргументы в подтверждение своей позиции.

Задание 27 проверяет умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы.

За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.

Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).

В КИМ ЕГЭ представлены различные задания-задачи.

Они могут быть классифицированы по ряду показателей:

1) модели условия (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и

2) по конструкции требования (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).

Классификация может быть дополнена новыми типами заданий. Модели условия задач

В зависимости от содержания условия можно выделить задачи, условия которых содержат проблемное (спорное) высказывание (суждение); смоделированную социальную ситуацию правового, экономического, бытового и иного характера; конкретный реальный социальный факт (явление); статистические данные, на основе которых требуется сделать определенные выводы, дать анализ или интерпретацию данных.

Модели требования задач

По характеру требований (вопросов) могут быть выделены задачи, которые требуют подведения данных условий под общее понятие (от частного к общему); объяснения существующих взаимосвязей.

Памятка для решения познавательных задач

1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.

2) Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием: определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии; подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться: выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи; сократите эту область до конкретной проблемы, информацию но которой необходимо вспомнить; соотнесите эту информацию с данными условия задачи.

4) Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

5) Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

6) Убедитесь в правильности полученного вами ответа: соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи; если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них; нет ли противоречий между вашими аргументами; нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению.

Алгоритм работы с заданием 28

Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему.

Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль.

Озаглавьте каждую часть; в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль.

Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.

В случае необходимости внесите корректировки.

Помните, что план должен охватывать основное содержание темы.

В заголовках (пунктах и подпунктах) нежелательно повторять сходные формулировки.

При составлении сложного плана развернутого ответа можно воспользоваться универсальным алгоритмом:

1. Понятие, сущность…

2. Характерные черты, основные принципы…

3. Специфические признаки…

4. Важнейшие задачи, основные функции…

5. Формы, типы, виды, классификации…

6. Структура…

7. Основные этапы, стадии развития…

8. Особенности развития…

9. Тенденции развития в современном мире, в РФ…

10. Значение … в развитии общества, личности.

Алгоритмы выполнения заданий ЕГЭ

1. Памятка «КАК РАБОТАТЬ С ДИАГРАММАМИ»

1. Рассмотри диаграмму : найди изображение, легенду и числа. Любая диаграмма состоит из двух взаимосвязанных частей - изображения с заштрихованными сегментами (или столбцами) и пояснения, называемого легендой диаграммы.

Рядом с каждым заштрихованным сегментом (или столбцом) поставлено число , означающее, какой процент людей, отвечавших на вопрос, выбрали этот вариант ответа. В легенде диаграммы объясняется, какому варианту ответа на вопрос соответствует каждый сегмент (столбец) диаграммы.

2. Внимательно изучи диаграмму :

Проанализируй сам вопрос, на который респондентам предлагалось ответить;

Прочитай легенду диаграммы, соотнеси ее с соответст­вующими сегментами (столбцами);

Установи, сколько опрошенных выбрали каждый вари­ант ответа;

Лучше – на черновике запиши соответствующее число рядом с каждой позицией легенды.

3. Выполни задание - выбери единственную верную из предложенных четырех альтернатив.

2. Алгоритм выполнения и модели заданий типа С7

Задание С7 проверяет умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.

Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).

ПАМЯТКА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.

2) Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:

Определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;

Подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:

Выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;

Сократите эту область до конкретной проблемы, информацию но которой необходимо вспомнить;

Соотнесите эту информацию с данными условия задачи.

4) Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
5) Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
6) Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

 соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;

 если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них;

 нет ли противоречий между вашими аргументами;

 нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

 не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.

Рассмотрим на примере конкретных задач технологию работы по предлагаемой памятке.

Задание С7 . К фольклорному празднику группа мужчин и женщин подготовила номер, состоящий из танца и песен, которые их предки, жившие на этой земле несколько веков, исполняли в торжественные дни. О какой общности идет речь в данном сюжете? Назовите два признака, по которым вы это определили. Приведите дополнительный признак этой общности, не упомянутый в сюжете.

Какие действия необходимо выполнить для решения этой задачи:

1) внимательно прочесть условия и запомнить вопросы;

2) обдумать условие задачи и выявить все, что характерно для этой общности: общие территория, культура, ценности, язык;

3) определить, знание какой области обществоведческого курса проверяет данная задача (социальная сфера), понятие «социальная общность»;

4) выявить конкретную проблему – виды социальных общностей. По ней мы и будем привлекать дополнительную информацию: вспомним, какие виды социальных общностей существуют, и чем характеризуется каждая из них (виды социальных общностей – классовые, исторические, социально – демографические, корпоративные, этнические и др.).

Необходимо соотнести наши знания с данными условия. И исходя из условия задачи, делаем вывод: речь идёт об этнической группе.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) названа общность: этническая группа;

2) два признака по тексту:

– общность культуры;

– общность территории.

3) дополнительный признак, например:

– общность языка;

– сознание своего единства.

Опыт решения этой задачи наглядно доказывает необходимость внимательнейшего прочтения и детального анализа условия предложенной задачи, так как все необходимые данные и даже требуемые признаки были «зашифрованы» в тексте условия.

3. Памятка «Как написать сложный план (С8)»

1. Помни, план - это самая короткая форма изложения темы, его логическая схема в виде кратких формулировок.

2. Представь содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему.

3. Раздели это содержание на смысловые части, выделив из каждой из них главную мысль.

4. Озаглавь каждую часть.

5. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.

6. Проверь, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них содержание темы.

7. В случае необходимости внеси корректировки.

8. Помни, что план должен охватывать основное содержание темы.

9. В заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Библиотека
материалов

Алгоритм и методика решения заданий

при подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию.

Сегодня, в связи с введением ЕГЭ, перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию и подготовить выпускников к ЕГЭ? Мне, как и многим другим учителям, пришлось пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации. Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия.

    П

    О

    П

    С

Алгоритм действий

Во-первых, я применил тактику "сделай трудные в начале, пока есть силы, а легкие - оставь на последок" . Многие, конечно же обрушатся с критикой, а что делать слабым ученикам, которые не смогут сделать задания С и потратят время в пустую. Здесь есть два варианта: 1) многократное прорешаемость заданий и заучивание примерных ответов, либо 2) отказаться от экзамена на предварительных стадиях (8-10 класс), где идет подготовка по теоретической части и контроль через тесты (все же этот экзамен не обязательный). Что же касается самих заданий, хотелось бы сразу аттестующихся поставить перед заданием С8 и С9 уже в самом начале (т.е. обучающиеся приступают в самом начале не с Задания 1, потом Задания 2, а именно с С8 и С9), причем им дается цель и мотивированная конкретная задача в будущем. Задания С8 и С9 - это по сути курсовая или дипломная работа. Поэтому научится делать ее самостоятельно, это задача уже школьного периода. Предмет обществознания - это единственный предмет, который учит не только общению и коммуникации в обществе, но и ставит задачу первостепенную уже в студенческие годы - написание своих творческих и исследовательских работ.

Во-вторых, при решении заданий С, знания учебного материала по обществознанию будет малоэффективными, поэтому на помощь должны приходить информационные блоки с различных источников. И сейчас я не говорю, об межпредметных дисциплинах, так как, это самой собой разумеющееся. Я же имею ввиду о СМИ. Уже с 6 класса мною вводится практика обязательного домашнего задания "5 новостных блоков ". В начале урока мы 3 минуты посвящаем рассуждению, анализу событий происходящих в мире, в России и конкретно в республике Башкортостан.

3) информированность во всех областях.

I блок - (С8,С9) - назовем его " прототип курсовой работы" , на выполнение которого тестируемый должен затратить не более 20 минут, на задание С8 (5-7 минут), остальное на написание эссе(C 9).

II блок - (С1-С4) - работа с источником. Итак, С1-это элементарное задание, которые может занять от одной до трех минут, и большую затрату здесь занимает именно не само задание, а прочтение источника, который весьма объемный и устрашающий, что приводит к отказу выполнения или оставление "на потом". Поэтому его нужно выполнить при максимальной работе мозга и концентрации внимания, следовательно в начале экзамена, но никак не в конце. Общее же время на данный блок должен занять так же 20-25 минут.

III блок -

I V блок -

V блок

По­яс­не­ние.

в)   за­ко­но­твор­че­ская де­я­тель­ность в об­ла­сти пред­при­ни­ма­тель­ско­го права.

б) пен­си­он­ная ре­фор­ма;

б) «Скол­ко­во».

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы.

Ресурсы

    www. ege.edu.ru

Литература

    Алексашкина Л.Н. История. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки - М.: Издательство «Экзамен», 2006.

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

1. Введение

Актуальность и важность проблемы

2. Сбор и анализ информации

3. Алгоритм действий

4. Реализация плана действий

5. Приложения

(документы, фотографии)

Введение.

Проект представлен в виде отчета эффективного инициативного опыта, имеет практическую ценность, так как - это система действий педагога, школьников и родителей в период подготовки к ЕГЭ, в ней разработаны принципы работы педагога с экзаменуемыми обучающимися.

Актуальность: Сегодня, в связи с введением ЕГЭ, перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию и подготовить выпускников к ЕГЭ. Мне, как и многим другим учителям, пришлось пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия.

В первую очередь, конечно необходима организация системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету.

1) в 8-м, 9-м классе – пропедевтическая работа (использование тестовых заданий при осуществлении контроля знаний учащихся)

2) в 10-м, 11-м классах – на уроках обобщения материала, при контроле знаний – использование тестовых заданий разного уровня сложности; знакомство с типологией заданий уровня с №22 и до №40 (тесты развивающего и контролирующего характера), при этом формирование в процессе работы с тестовым материалом навыков адекватной самооценки учащихся.

В ходе изучения курса целесообразно усилить внимание к выработке широкого круга общеучебных и предметных умений. Практически на каждом занятии могут быть использованы задания на сравнение сходных процессов, явлений; классификацию социальных объектов; установление соответствия двух рядов информации; на поиск недостающего звена для подкрепления нужного вывода и т.п. Примеры подобных заданий можно найти в публикациях открытых материалов ЕГЭ.

Специальных усилий требует работа по формированию ведущих понятий курса. В особую группу уместно выделить многозначные понятия (общество, культура, познание, истина, экономика, право и др.). Важно фиксировать различные значения этих понятий, выявлять их соотнесенность, иерархичность. В практике преподавания хорошо зарекомендовал себя прием анализа понятий в «связках» (природа – общество, культура – общество, природа – культура, общество – цивилизация и т.п.).

Отдельные уроки могут проводиться в форме занятий-практикумов, занятий лабораторного типа. В ходе занятий-практикумов учащиеся с опорой на учебник, на объяснение учителя, с привлечением материалом СМИ выполняют разнообразные познавательные задания, включая и такую их разновидность, как задание-задача. На уроках лабораторного типа старшеклассники обращаются к анализу различных источников социальной информации, в первую очередь к неадаптированным научным, философским, публицистическим текстам.

Проблема проекта : Успешное решение сложных заданий ЕГЭ для получения проходного и максимально высокого показателя.

Цель проекта: Показать обучающимся алгоритм и методику решения заданий ЕГЭ.

До постановки и решения самой проблемы было выявлено с помощью опроса определенная статистическая закономерность среди обучающихся, которая показало следующие данные:

Особо стоит обратить внимание на следующие аспекты:

1. Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке.

2. Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.

3. Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель, по-возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.

4. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке). Истина эта кажется банальной. Но, поверьте опыту, для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.

5. За 2-3 месяца перед экзаменом напряжённость подготовки должна, по-видимому, достигать своего пика. В это время дети должны написать несколько контрольных работ на основе ЕГЭ, нужно заниматься с ними активным повторением наиболее сложных тем. За месяц до экзамена такая напряжённая работа должна прекратиться - учащимся нужно дать время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену.

6. При решении тестов не нужно пренебрегать интуицией, если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный ответ, а не тот, который основан на нечётких знаниях, оказывается верным. Интуиция, как привило, подсказывает правильный ответ сразу, как только человек прочитал задание, поэтому изменять ответ нужно только в том случае, если ученик вспомнил материал и совершенно уверен, что его первоначальный ответ был неправильным.

7.Существует также ещё одна особенность ЕГЭ по обществознанию - необходимость написания эссе. Методика написания эссе есть во многих методических пособиях. Мне больше нравится технология ПОПС, при которой ученик имеет готовый алгоритм учебных действий, выраженных первыми буквами сокращения ПОПС:

  • П -позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, “Я считаю, что смертная казнь не нужна…”);
  • О -обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”);
  • П -пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”;
  • С -следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, “В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).

Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.

В данном проекте партнёрами выступают педагоги, школьники и их родители. Сотрудничество, это не просто открытость и настроенность учителя на детей, это еще и способность через, определенную систему принципов и мер организовать совместное творчество . Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие со старшеклассниками, общаться с ними, руководить их деятельность. Осуществление тех или иных занятий с детьми от взрослого человека «требуют осознания его собственной готовности и возможности быть терпимым и проявлять стремление к кооперативности». Именно поэтому учителю необходимо тщательно продумывать формы и методы работы, более тактично подавать их учащимся, заинтересовывать их в конечном результате.

Организация подготовительной работы к экзамену протекает в атмосфере непосредственного взаимодействия педагога и детей.

Главное, в чем нуждаются подростки в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче экзамена. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать». Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо». Только слаженная работа всех участников проекта может дать хороший результат.

Масштаб решения проблемы : данный проект предполагает реализацию систематической работы в течении 3 лет, но не менее 2, на элективных курсах обучающихся, по подготовке к ЕГЭ по обществознанию;

Именно поэтому данный проект пройдя определенный период с момента выявления проблемы (2012/2013 учебный год) имеет свою специфику, которая предполагает конкретный алгоритм и методику при решении заданий ЕГЭ;

При реализации проекта выявились следующие критерии:

Обязательная необходимость решения всех заданий включая задания С(с 1 по 9)

Достижение максимального первичного балла

При реализации практических умений в решении ЕГЭ по обществознанию (С8, С9) заложить в будущем навык написание курсовых и дипломных работ в ВУЗах и СУЗах.

Этапы реализации проекта:

I этап: с 6 - по 8 классы - накопление теоретической части по обществознанию.

II этап: 9 класс - проверка теоретический умений и навыков на практике в виде ОГЭ по обществознанию.

III этап: 10-11 классы - систематическая подготовка к ЕГЭ (с углубленным изучением дополнительной теории).

У данного проекта имеются свои негативные последствия - данный проект в большую степень направлен на элективные курсы и частично применим при проведении контрольных и самостоятельных работ после прохождения большого блока или цикла.

Необходимость же данного проекта заключается во введении новых методов и уход от стандартной системы решения ЕГЭ.

Алгоритм действий

при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по обществознанию.

1.Познакомься с демоверсией (www. ege.edu.ru). Каждый год демоверсия обновляется, поэтому знакомимся с документом последнего года на указанном сайте и получим верное представление об экзаменационной работе.

2. При выполнении задания ЕГЭ по обществознанию, мною были выявлены ряд закономерностей в поведении обучающих, а конкретно отсутствие желания выполнить задания С, особенно ее последние задания. Связаны эти действия с распылением сил в предыдущих заданиях, которые были менее сложные, но тем не менее проходя их экзаменующиеся тратили силы и время. Поэтому я выработал свою методику при выполнении тестов.

Во-первых, я применил тактику "сделай трудные в начале, пока есть силы, а легкие - оставь на последок". Многие, конечно же обрушатся с критикой, а что делать слабым ученикам, которые не смогут сделать задания С и потратят время в пустую. Здесь есть два варианта: 1) многократное прорешаемость заданий и заучивание примерных ответов, либо 2) отказаться от экзамена на предварительных стадиях (8-10 класс), где идет подготовка по теоретической части и контроль через тесты (все же этот экзамен не обязательный). Что же касается самих заданий, хотелось бы сразу аттестующихся поставить перед заданием С8 и С9 уже в самом начале (т.е. обучающиеся приступают в самом начале не с Задания 1, потом Задания 2, а именно с С8 и С9), причем им дается цель и мотивированная конкретная задача в будущем. Задания С8 и С9 - это по сути курсовая или дипломная работа. Поэтому научится делать ее самостоятельно, это задача уже школьного периода. Предмет обществознания - это единственный предмет, который учит не только общению и коммуникации в обществе, но и ставит задачу первостепенную уже в студенческие годы - написание своих творческих и исследовательских работ.

Во-вторых, при решении заданий С, знания учебного материала по обществознанию будет малоэффективными, поэтому на помощь должны приходить информационные блоки с различных источников. И сейчас я не говорю, об межпредметных дисциплинах, так как, это самой собой разумеющееся. Я же имею ввиду о СМИ. Уже с 6 класса мною вводится практика обязательного домашнего задания "5 новостных блоков". В начале урока мы 3 минуты посвящаем рассуждению, анализу событий происходящих в мире, в России и конкретно в республике Башкортостан.

Источниками могут служить телевизионные блоки новостей по федеральным каналам (Первый, Россия 1, НТВ и Россия 24, где круглосуточно идут информационные блоки), а также газеты, журналы и даже социальная сеть ВКонтакте, где обучающие находятся постоянно, даже во время уроков.

Что же дает просмотр и чтение СМИ при решении заданий ЕГЭ?

1) запоминание новых терминов, которые они вряд ли услышат в повседневном контакте с родителями и друзьями;

2) анализ событий и выработка своего мнения или точки зрения;

3) информированность во всех областях.

В-третьих, при решении самого ЕГЭ перед обучающимися разделяется весь тест на несколько блоков с конкретным временным отрезком, который он должен постоянно придерживаться:

I блок - (С8,С9) - назовем его "прототип курсовой работы", на выполнение которого тестируемый должен затратить не более 20 минут, на задание С8 (5-7 минут), остальное на написание эссе(C 9).

II блок - (С1-С4) - работа с источником. Итак, С1-это элементарное задание, которые может занять от одной до трех минут, и большую затрату здесь занимает именно не само задание, а прочтение источника, который весьма объемный и устрашающий, что приводит к отказу выполнения или оставление "на потом". Поэтому его нужно выполнить при максимальной работе мозга и концентрации внимания, следовательно в начале экзамена, но никак не в конце. Общее же время на данный блок должен занять так же 20-25 минут.

III блок - (B22-B27) - работа с таблицами, выбором обобщающего понятия, классификации, дифференциациями, определением терминов. Как не странно, но после блока С1-С4 нужно оставить задания С5,С6,С7 ибо эти задания занимают максимальную трату времени и в большинстве случаев вопросы обучающиеся не могут до конца правильно ответить, поэтому чтобы успешно продолжить ЕГЭ, тестируемый должен оставить на последок именно эту тройку заданий С и тем самым он постепенно от самых сложных заданий перейдет к менее, что даст отдых мозгу. Более того многие термины и понятия у школьника уже будет на языку после заданий с источником.

I V блок - (Задания1 - Задания 21) - решение всех простых заданий по сферам обществознания (социальная, экономическая, политическая, духовная).

V блок - (С5-С7) - решение наиболее сложных заданий, по-своему усмотрению для высокого балла при поступлении в вуз, но с учетом того, что обучающийся уже достиг проходного балла (т.е. именно эти задания вызывают у тестируемых много вопросов и ответы даже у сильных учеников не всегда совпадают с ответами составителей тестов, поэтому чтобы одиннадцатиклассники не тратили свое время заведомо зная, что вряд ли их ответ правильный, лучше оставить эти задания на последок).

И в конце, хотелось бы еще раз сказать об основной мысли, данный алгоритм не является общеобязательным, но проделанные исследования и результаты показали, что она эффективнее. Проблемы во многом состоит в том, что школьники выбирают ЕГЭ по обществознанию и истории как самые легкие, хотя таковыми они не являются. Ажиотаж в выборе ВУЗа и профессии у многих сосредоточен на гуманитарных факультетах и на юридическом, где экзамен по обществознанию обязателен. Большинство обучающихся выбравших данный тест, учатся на оценку "хорошо" и "удовлетворительно" (т.е. их выбор ЕГЭ по обществознанию произошел не по собственному стремлению и желанию поступить именно в этот ВУЗ и в дальнейшем пойти по данной профессии, а из стремления просто хоть куда-нибудь поступить, а дальше видно будет). Сложная ситуация была до 2014 в 9-ых классах, когда ОГЭ из-за обязательности, кроме математики и русского языка брали еще обществознание и информатику. Нужно признать, что многие дети третий экзамен просто проваливали. Поэтому отказ от данной практики явился благом для учителей и для самих тестируемых.

Методика решения тестовых заданий по обществознанию.

При на­пи­са­нии эссе можно поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим при­мер­ным пла­ном.

1. Вступ­ле­ние – вво­дит в тему, дает пред­ва­ри­тель­ные, общие све­де­ния о той про­бле­ме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме во­прос; со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии ав­то­ра или ха­рак­те­ри­зо­ван ис­то­ри­че­ский пе­ри­од, если эти све­де­ния имеют важ­ное зна­че­ние для по­сле­ду­ю­ще­го ана­ли­за тек­ста.

2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой раз­вер­ну­тый ана­лиз вы­ска­зы­ва­ния. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо про­де­мон­стри­ро­вать зна­ние ма­те­ри­а­ла, уме­ние ло­гич­но, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски пра­виль­но, гра­мот­но из­ла­гать свои мысли. Ос­нов­ная часть – это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са - по­ло­же­ния, ко­то­рое вы бу­де­те до­ка­зы­вать. Потом при­ве­ди­те ар­гу­мен­ты, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты под­креп­ляй­те при­ме­ра­ми из тек­ста.

3. За­клю­че­ние: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние ска­зан­но­го, за­вер­ше­ние тек­ста, по­втор­ное об­ра­ще­ние вни­ма­ния на самое глав­ное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть ко­рот­кой, но емкой; ор­га­ни­че­ски свя­зан­ной с преды­ду­щим из­ло­же­ни­ем. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но от­но­ше­ние пи­шу­ще­го к про­бле­ме. Оно долж­но быть из­ло­же­но кор­рект­но, без чрез­мер­ных эмо­ци­о­наль­ных оце­нок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но ма­те­ри­а­лом ос­нов­ной части.

С8 план на конкретном примере:

«Внут­рен­няя по­ли­ти­ка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

По­яс­не­ние.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы.

1. По­ня­тие внут­рен­ней по­ли­ти­ки го­су­дар­ства.

2. При­о­ри­тет­ные на­прав­ле­ния внут­рен­ней по­ли­ти­ки го­су­дар­ства в об­ла­сти эко­но­ми­ки:

а) со­вер­шен­ство­ва­ние на­ло­го­об­ло­же­ния;

б) под­держ­ка ма­ло­го биз­не­са;

в)  за­ко­но­твор­че­ская де­я­тель­ность в об­ла­сти пред­при­ни­ма­тель­ско­го права.

3. Ос­нов­ные на­прав­ле­ния со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки го­су­дар­ства:

а) за­щи­та ма­те­рин­ства и дет­ства;

б) пен­си­он­ная ре­фор­ма;

в) под­держ­ка со­ци­аль­но не­за­щи­щен­ных групп ин­ва­ли­дов;

г) на­ци­о­наль­ный про­ект «Здо­ро­вье».

4. Раз­ви­тие науки и об­ра­зо­ва­ния:

а) на­ци­о­наль­ный про­ект «Об­ра­зо­ва­ние;

б) «Скол­ко­во».

5. Дру­гие на­прав­ле­ния по­ли­ти­ки го­су­дар­ства.

6. Внут­рен­няя по­ли­ти­ка Рос­сии: ре­зуль­та­ты и пер­спек­ти­вы.

Воз­мож­ны дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в на­зыв­ной, во­прос­ной или сме­шан­ной фор­мах.

При ана­ли­зе от­ве­та учи­ты­ва­ют­ся:

На­ли­чие пунк­тов плана, обя­за­тель­ных для рас­кры­тия пред­ло­жен­ной темы;

Кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия за­дан­ной теме;

Со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа.

Фор­му­ли­ров­ки пунк­тов плана, име­ю­щие аб­стракт­но-фор­маль­ный ха­рак­тер и не от­ра­жа­ю­щие спе­ци­фи­ки темы, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оце­ни­ва­нии.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы.

1. Из­ме­ри­те­ли эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти (мак­ро­эко­но­ми­че­ские по­ка­за­те­ли) и си­сте­ма на­ци­о­наль­ных сче­тов.

2. Функ­ции мак­ро­эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей:

а) из­ме­ре­ние объ­е­ма про­из­вод­ства в кон­крет­ный мо­мент вре­ме­ни

б) опре­дел­ние фак­то­ров, не­по­сред­ствен­но вли­я­ю­щих на раз­ви­тие эко­но­ми­ки

в) про­сле­жи­ва­ние ди­на­ми­ки и опре­де­ле­ние про­гно­зов эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия

г) раз­ра­бот­ка го­су­дар­ствен­ной эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки.

3. Ос­нов­ные мак­ро­эко­но­ми­че­ские по­ка­за­те­ли

а) ВВП ва­ло­вый внут­рен­ний про­дукт (это сто­и­мость ко­неч­ной про­дук­ции, про­из­ве­ден­ный на тер­ри­то­рии дан­ной стра­ны за опре­де­лен­ный пе­ри­од

б) ва­ло­вый на­ци­о­наль­ный про­дукт (ВНП) (это сум­мар­ная ры­ноч­ная сто­и­мость всех ко­неч­ных то­ва­ров и услуг, про­из­ве­ден­ных граж­да­на­ми стра­ны как в дан­ной стра­не, так и в дру­гих стра­нах за опре­де­лен­ный пе­ри­од вре­ме­ни

в) лич­ный доход (ЛД) (со­во­куп­ный доход, по­лу­чен­ный соб­ствен­ни­ка­ми эко­но­ми­че­ских ре­сур­сов (фак­то­ров про­из­вод­ства));

г) объем ВВП н душу на­се­ле­ния или на од­но­го за­ня­то­го в эко­но­ми­ке

д) объем ин­ве­сти­ций в на­ци­о­наль­ную эко­но­ми­ку

е) объем на­ци­о­наль­но­го экс­пор­та и им­пор­та и др.

4 Си­сте­ма на­ци­о­наль­ных сче­тов - ин­фор­ма­ция о со­сто­я­нии эко­но­ми­ки.

Ресурсы

Информационные ресурсы (специальная литература и интернет).

2. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Обществознание/ Редактор-составитель Е.Л.Рутковская - М.: Интеллект-Центр, 2003.

3 Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Правила и приёмы успешной сдачи экзаменов - М., 2004

4. Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2013. История России. М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2013.

5. Обществознание: ЕГЭ- Учебник. П.А.Баранов, С.В. Шевченко. Под редакцией П.А.Баранова. Москва: АСТ: Астрель, 2014.

6. Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Рекомендации и тренировочные материалы для подготовки к тестированию по истории России - М., 2005

7. ЕГЭ 2012.ФИПИ. Обществознание: экзаменационные задания. Составители Е.Л. Рутковская, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова и др. – М.: Эксимо,2012.

Важнейшим способом подготовки к экзамену является ИКТ – технологии. Интернет позволяет наиболее эффективно подготовиться к экзамену. Поэтому представляю вашему вниманию адреса сайтов, которые помогут при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

1. www. ege.edu.ru

2. http://humanitar.ru/page/11_class

3. http://ege59.ru/

4. http:///filecom.php?fileid=98672739

5. http://ege.yandex.ru/history/

6. http://info-olymp.narod.ru/prz.html

Литература

1. Алексашкина Л.Н. История. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки - М.: Издательство «Экзамен», 2006.

2. Артасов И.А. О системе и принципах подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию. «Преподавание истории в школе», 2006.- №9.

3. Баранов П.А., Шевченко С.В. Обществознание: ЕГЭ - Учебник. . Под редакцией П.А.Баранова. Москва: АСТ: Астрель, 2014.

4. Методический анализ результатов единого государственного экзамена. Новосибирский института мониторинга и развития образования.

5. Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Правила и приёмы успешной сдачи экзаменов - М., 2004.

6. Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Рекомендации и тренировочные материалы для подготовки к тестированию по истории России - М., 2005. на проекте "Инфоурок"!

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.

Затруднения при выполнении заданий базового уровня«Социальный контроль»,
«Политическая элита»,
«Политические партии и
движения»,
«Понятие и виды юридической
ответственности».

«Мышление
и деятельность»,
«Политический процесс»;
«Понятие истины и ее критерии»;
«Ценные бумаги»;
«Социальный контроль»;
«Социальная стратификация и
мобильность»,

Затруднения при выполнении заданий высокого уровня сложности

«Понятие и виды юридической
ответственности»,
«Органы государственной
власти Российской Федерации»
«Федеративное устройство
Российской Федерации»
(названия органов, функции).По группам
(см. Методические рекомендации)
Группа 1 (не получившие
минимального балла)
Группа 2 (42 – 60 баллов)
Группа 3 (61 – 80 баллов)

Сложные темы

Познание (что такое, уровни, виды,
формы, особенности научного и
социального познания, истина, ее
критерии, объективность истины)
Прогресс (критерии, последствия)
Социология (социальная
стратификация, мобильность, типы
семьи)

Сложные темы

Экономика (издержки фирмы, виды и
функции налогов, системы
налогообложения, функции основных
финансовых институтов, в
частности ЦБ, экономические задачи
государства и методы
государственного регулирования, в
рыночной экономике, меры по борьбе
с безработицей)

Сложные темы

Политика (политическая система,
формы государства, политическое
лидерство)
Право (основы конституционного строя
РФ, полномочия высших органов
государственной власти, права и
обязанности человека и гражданина,
принцип федерализма, разграничение
полномочий между центром и субъектами,
права и обязанности налогоплательщика)

Сложные темы

Право (условия и порядок
заключения трудового соглашения,
права и обязанности работника и
работодателя; условия и порядок
заключения брака и его расторжения,
порядок и условия заключения
брачного договора)
(см. видеоролик)

fipi.ru

Спецификация
контрольных
измерительных материалов
для проведения в 2018 году
единого государственного
экзамена по обществознанию

4. Структура КИМ ЕГЭ
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в
себя 29 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с
кратким ответом:
– задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного
перечня ответов;
– задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц;
– задание на установление соответствия позиций, представленных в двух
множествах;
– задание на определение терминов и понятий, соответствующих
предлагаемому контексту.
Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде слова
(словосочетания) или последовательности цифр, записанных без пробелов
и разделительных символов.
Часть 2 содержит 9 заданий с развернутым ответом. В этих задания ответ
формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой
форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников,
имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
Результаты выполнения заданий части 1 обрабатываются автоматически.
Ответы на задания части 2 анализируются и оцениваются экспертами на
основе специально разработанных критериев.

Спецификация Структура работы


1 часть
1 – 3 – понятийные задания базового уровня (человек,
общество),
4 – 19 – базовый и повышенный уровни
4 – 6 – человек, общество, познание, духовная
культура
7 – 10 – экономика,
11 – 12 – социальные отношения
13 – 15 политика
16 – 9 – право
20 – текст, в который необходимо вставить
отсутствующие элементы

Задания 14 и 16





Федерации, а
задание 16 – знание основ


гражданина

Спецификация Структура работы

5. Распределение заданий по содержанию
2 часть
21 – 24 – составное задание с фрагментом научного
текста
21- 22 – по тексту
23 – объяснять, конкретизировать
24 – самостоятельное формулирование,
аргументирование по проблематике текста
25 – смысл понятия и его применение
26 – конкретизация примерами теоретических
положений
27 – задача: анализ информации
28 – план ответа по теме
29 мини-сочинение

Спецификация Распределение по уровням

6. Распределение заданий КИМ по уровню
сложности
Часть 1 содержит задания двух уровней
сложности: 10 заданий базового уровня и
10 заданий повышенного уровня.
В части 2 представлены два задания
базового уровня (21 и 22) и семь
заданий высокого уровня сложности
(23–29).
17 заданий повышенного и высокого
уровней сложности и 12 – базового уровня

Спецификация продолжительность зкзамена

7. Продолжительность ЕГЭ по
обществознанию
На выполнение экзаменационной работы
отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Примерное время, отводимое на выполнение
отдельных заданий, составляет:
1) для каждого из заданий 1–3, 10 – 1–4
минуты;
2) для каждого из заданий 4–9, 11–28 – 2–8
минут;
3) для задания 29 – 45 минут.

Спецификация Система оценивания

9. Система оценивания выполнения отдельных заданий и
экзаменационной работы в целом
Задания 1–3, 10, 12 оцениваются 1 баллом.
Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20
оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются
следующим образом: полное правильное выполнение задания
– 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной
неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со
всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания
(отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное
выполнение задания (при указании двух или более ошибочных
цифр) – 0 баллов.
Полное правильное выполнение заданий части 2
оценивается от 2 до 6 баллов. За полное правильное
выполнение заданий 21, 22 выставляется по 2 балла; заданий
23–27 – по 3 балла; 28 – 4 балла, задания 29 – 6 баллов.
Максимальный первичный балл – 64.

Спецификация + справка

10. Изменения в КИМ 2018 года по сравнению с
КИМ 2017 года
Переработана система оценивания задания
28. Максимальный балл увеличен с 3 до 4.
Детализирована формулировка задания 29
и изменена система его оценивания.
Максимальный балл увеличен с 5 до 6.
Максимальный первичный балл за
выполнение всей работы увеличен с 62 до
64.

Спецификация Приложение 1

Спецификация Приложение 2

fipi.ru

Демонстрационный
вариант контрольных
измерительных материалов
единого государственного
экзамена 2018 года по
обществознанию

Инструкция

Инструкция

Задания части 2 (21–29) требуют полного ответа (дать
объяснение, описание или обоснование; высказать и
аргументировать собственное мнение). В бланке
ответов № 2 укажите номер задания и запишите его
полное решение работы.
Бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой, или капиллярной,
или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться
черновиком.
Записи в черновике не учитываются при оценивании
работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания,
суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и
набрать наибольшее количество баллов.

1 часть


заданий первой части
№ 1, № 2, № 3, №10

1 часть

Задание 1 на выявление

с помощью схем и таблиц

1 часть


Задачи правоохранительных органов РФ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ
ОРГАНЫ
ЗАДАЧИ
Полиция
Охрана законности и
общественного порядка,
пресечение и предупреждение
преступлений и др.
...
Надзор и контроль за
соблюдением законности всеми
участниками общественной
жизни

1 часть

Запишите слово, пропущенное в таблице.
Демократический режим
ЧЕРТЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО
РЕЖИМА
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Парламентаризм
Государственная власть, в
которой существенная роль
принадлежит народному
представительству
Политический

Многообразие и свободная
конкуренция в политическом
процессе различных политических
идей, взглядов, программ

1 часть

Таким образом:
Задание на выявление
структурных элементов понятия
с помощью схем и таблиц
Не надо дублировать слова,
которые содержатся в других
графах

Задание 1

Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристика форм духовной культуры
ФОРМА ДУХОВНОЙ
КУЛЬТУРЫ
Религия

ХАРАКТЕРИСТИКА
Взгляды и представления
людей, основанные на вере в
сверхъестественное
Сфера ценностей (оценок) и
норм (правил), регулирующих
жизнь с позиций гуманизма,
добра и справедливости

Алгоритм выполнения

1) определить – слово или словосочетание;
2) выявить область обществоведческого знания (! обратить
внимание на название таблицы и отдельных столбцов);
3) проанализировать заполненную строку;
4) привлечь обществоведческие знания и дать ответ;
6) проверить ответ (! название таблицы, отдельных
столбцов, элементы характеристик приведенных
понятий в таблице не могут быть правильным ответом).
! Обратить внимание обучающихся на то, что при
самопроверке выполнения задания следует следить за
постановкой задачи: слово или словосочетание
требовалось записать.

1 часть

Типичные ошибки при выполнении
задания 2 на соотнесение видовых
понятий с родовым понятием
(термином), выделение
обобщающего понятия

1 часть





Первичная группа, нация,
демографическая группа, большая группа,
социальная группа.

1 часть

В приведённом ниже ряду найдите понятие,
которое является обобщающим для всех
остальных представленных понятий.
Запишите это слово (словосочетание).
Республика, монархия, форма правления,
федерация, форма государства.
Ответ: ___________________________.

1 часть

Таким образом:
Задание 2 на соотнесение видовых
понятий с родовым понятием
(термином), выделение
обобщающего понятия
Обобщающее понятие находится в
самом задании

Задание 2

В
приведённом ниже ряду
найдите понятие, которое
является обобщающим для всех
остальных представленных
понятий. Запишите это слово.
Прибыль, доход, зарплата,
процент, рента.

Алгоритм выполнения

1) внимательно прочитать перечень;
2) определить позиции перечня, выделенные по
одному основанию; классифицировать
позиции;
4) записать выбранное слово/словосочетание в том
виде, в котором оно приведено в условии задания
(! без сокращений, дополнений и т.п.);
5) проверить ответ.

1 часть

Задание 3 на классификацию
объектов, выделение в ряду
однородной социальной
информации лишних звеньев

1 часть

Ниже приведён перечень признаков. Все они, за
исключением двух, относятся к признакам
государства любого типа.
1) суверенитет; 2) монополия на легальное
применение силы; 3) установление цен на
товары; 4) всеобъемлющий контроль за жизнью
граждан; 5) право на взимание налогов и сборов с
населения; 6) право на создание
общеобязательных правовых норм.
Найдите два признака, «выпадающих» из общего

они указаны.
Ответ:

Часть 1

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за
исключением двух, обозначают формы
политического участия граждан.
1) выборы; 2) регистрация юридического лица;
3) уплата налогов; 4) обращение в органы
государственной власти; 5) референдум;
6) Членство в политической партии.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего
ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми
они указаны.

Алгоритм выполнения

Таким образом:
Формат подобных заданий предполагает
ряд из шести терминов
/признаков/характеристик/функций,
два/две из которых являются лишними
(«выпадают» из общего ряда).
Требование задания связано с поиском
этих «лишних» элементов и записью
цифр, под которыми они указаны, в
таблицу ответов.

Алгоритм выполнения

1.
2.
3.
Следует уяснить смысл родового
понятия (термина);
Внимательно прочитав каждый из
предложенных терминов и вспомнив
сущностные характеристики,
приходим к выводу;
Порядок записи цифр ответа в
данном задании принципиального
значения не имеет

1 часть

Типичные ошибки при выполнении
заданий первой части
Задание 10
Напомним, что в экзаменационной
модели 2016 г. формат этого
задания был изменён:
предлагалось указать не один, а
несколько правильных ответов из
пяти предложенных вариантов

1 часть

Пример 1
На рисунке отражено
изменение предложения
женских кожаных сумок на
соответствующем рынке:
линия предложения S
переместилась в новое

количество.)
Какие из перечисленных
факторов могут вызвать
такое изменение? Запишите
цифры, под которыми они
указаны.

1 часть

появление моды на сумки из ткани
увеличение количества продавцов
женских кожаных сумок
3. уменьшение стоимости кожи,
используемой в производстве сумок
4. внедрение новых
высокопроизводительных технологий
производства женских кожаных сумок
5. подорожание аксессуаров, используемых
в производстве кожаных сумок
1.
2.

1 часть

Пример 1
На рисунке отражено
изменение предложения
легковых автомобилей на
потребительском рынке:
линия предложения S
переместилась в новое
положение – S1. (P – цена; Q –
количество.)
Какие из перечисленных
факторов могут вызвать
такое изменение? Запишите
цифры, под которыми они
указаны.

1 часть

1) увеличение количества производителей
автомобилей
2) снижение возраста получения
водительского удостоверения
3) снижение цен на комплектующие изделия
для автомобилей
4) рост тарифов на электроэнергию
5) повышение процентов по автокредитам

Алгоритм выполнения подобных заданий может быть следующим

1) Внимательно проанализируйте условие задания.
Обратите внимание на то, о чём идёт речь: об
изменении спроса или предложения. (Порой
именно невнимательность в этом пункте влечёт
ошибочное выполнение задания.)
2) Определите, произошло увеличение или
сокращение спроса/предложения.
3) Проанализируйте предложенные варианты ответа,
соотнося их с изменением спроса/предложения (?
может ли этот фактор вызвать такое изменение
спроса/предложения).

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) Последовательность основных стадий жизни человека, при
которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает
старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением
социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей
человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным
видам деятельности проявляется в социальных
обстоятельствах.

Задания 4, 6, 7, 9-13, 15-17, 19 – количество верных элементов ответа не фиксируется

В стране Z проводится реформа образования. Какие
факты свидетельствуют о том, что реформа
направлена на гуманизацию образования? Запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) ориентация на интересы и склонности ученика
4) применение технологий, сберегающих здоровье
5) уделение особого внимания нравственному
воспитанию
6) компьютеризация образовательного процесса

Задания 4, 6, 7, 9-13, 15-17, 19 – количество верных элементов ответа не фиксируется

Выберите верные суждения об отличительных чертах
рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Государство осуществляет централизованное распределение
ресурсов.
2) Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса
и предложения.
3) Предприятиям приходится решать проблему ограниченности
ресурсов.
4) Производители товаров и услуг конкурируют за спрос
потребителей.
5) Каждый вправе свободно распоряжаться своими
способностями и имуществом для предпринимательской и
иной не запрещённой законом экономической деятельности.

Модификация задания на выбор суждения

Выберите верные суждения о функциях
политической партии в демократическом обществе
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политические партии участвуют в парламентских
выборах.
2) Политические партии участвуют в судопроизводстве.
3) Политические партии мобилизуют граждан на
осуществление политических действий.
4) Политические партии участвуют в формировании
правоохранительных органов.
5) Политические партии проводят организационные
мероприятия среди партийного актива.

Задания на обращение к социальным реалиям

Автомеханик Роман нашёл новую работу по специальности. Для
заключения трудового договора он принёс документы
воинского учёта и трудовую книжку. Что ещё согласно
Трудовому кодексу РФ Роман должен предъявить
работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны
соответствующие документы.
1) свидетельство о регистрации права собственности на жилое
помещение
2) страховое свидетельство государственного пенсионного
страхования
3) паспорт гражданина РФ
4) налоговое уведомление
5) диплом о профильном образовании
6) выписку из финансово-лицевого счёта

Задания 14 и 16

В экзаменационной работе 2018 г.
задание 14 во всех вариантах проверяет
знание органов государственной власти
и федеративного устройства Российской
Федерации, а
задание 16 – знание основ
конституционного строя Российской
Федерации, прав и свобод человека и
гражданина

Задание 14

Установите соответствие между функциями
и субъектами государственной власти
Российской Федерации, которые их
исполняют: к каждой позиции, данной в
первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго
столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Ответ:

Задание 14

ФУНКЦИИ
А) утверждение изменения
границ между субъектами
РФ
Б) управление федеральной
собственностью
В) назначение на должность
Председателя Центрального
банка РФ
Г) разработка федерального
бюджета
Д) осуществление помилования
СУБЪЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РФ
1) Президент РФ
2) Совет Федерации
3) Государственная Дума
4) Правительство РФ

Задание 16

Что из перечисленного ниже относится
конституционным обязанностям гражданина РФ?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) указание своей национальности
2) сохранение исторического и культурного наследия
3) участие в выборах органов власти
4) уплата налогов
5) свободное распоряжение своими способностями к
труду
Ответ: ___________________________.

2 часть

Составное задание (текст) 21-24
Задания 21 и 22 направлены на выявление умения
находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить
информацию, содержащуюся в тексте в явном виде (задание
21), а также применять ее в заданном контексте (задание 22).
Задание 23 нацелено на характеристику (или объяснение,
или конкретизацию) текста на основе изученного курса, с
опорой на обществоведческие знания.
Задание 24 предполагает использование информации текста
в другой познавательной ситуации, самостоятельное
формулирование и аргументацию суждений, связанных с
проблематикой текста.

Задание 21

Правильный ответ должен
содержать следующие элементы.
Элементы ответа могут быть
представлены как в форме цитаты,
так и в форме сжатого
воспроизведения основных идей
соответствующих фрагментов текста.

Задание 22

В правильном ответе могут быть указаны
следующие элементы:
1) причины по тексту:
(Причины могут быть указаны в иных, близких
по смыслу формулировках)
2) причина не по тексту
Может быть названа другая причина.
Правильно названа только одна причина.
ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов

Задание 23

В правильном ответе должны быть названы результаты
социализации и приведены соответствующие примеры
социализирующего воздействия:
Могут быть приведены другие примеры социализирующего
воздействия.
0 баллов
Правильно названы только один–три результата
социализации.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не
соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный

Задание 24

Могут быть приведены такие
объяснения:
Могут быть приведены другие
объяснения
Приведены три объяснения
3
Приведены два объяснения
2
Приведено только одно объяснение 1

Задание 25

Задание 25 проверяет умение самостоятельно
раскрывать смысл ключевых обществоведческих
понятий и применять их в заданном контексте.
Это задание с универсальными критериями.
! Обратить внимание на требование задания –
раскрыть СМЫСЛ понятия
0 баллов
Смысл понятия в явном виде не раскрыт или
раскрыт неверно при любом количестве других
элементов ответа.
ИЛИ Ответ неправильный

Задание 26

Задание 26 проверяет умение конкретизировать
примерами изученные теоретические положения и
понятия.
! Обратить внимание на оформление:
- признак – пример (пример)
0 баллов
Правильно названы только одно–три основания.
ИЛИ Приведены только один–три примера.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера,
не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный

Задание 26

Изменение!
Каждый пример должен быть сформулирован
развернуто

Задание 27

Задание-задача 27 требует: анализа
представленной информации, в том числе
статистической и графической; объяснения
связи социальных объектов, процессов;
формулирования и аргументации
суждений, объяснений, выводов.
При выполнении этого задания
проверяется умение применять
обществоведческие знания в процессе
решения познавательных задач по
актуальным социальным проблемам.

Задание 28

Задание 28 требует составления плана
развернутого ответа по конкретной теме
обществоведческого курса.
При выполнении заданий данного типа
выявляются умения: систематизировать и
обобщать социальную информацию;
устанавливать и отражать в структуре
плана структурные, функциональные,
иерархические и иные связи социальных
объектов, явлений, процессов.

Задание 28

Изменения! (см. критерии)
28.1 Раскрытие темы
28.2 Общее количество пунктов плана
28.3 Корректность формулировок
пунктов и подпунктов
Если за 28.1 – 0, то за 28.2 и 28.3 -0
Если за 28.2 – 0, то за 28.3 - 0
4 балла

Алгоритм выполнения

1)
2)
3)
Чётко уяснить сущность требования, из которого
вытекают оцениваемые элементы ответа.
Выполнение этого задания предполагает:
выявление вопросов (пунктов плана), обязательных для
раскрытия предложенной темы (не менее трёх);
продумывание формулировок пунктов плана, чтобы они
соответствовали заданной теме;
составление сложного плана, т.е. детализация в подпунктах
не менее двух пунктов плана. Очень важно следить за тем,
чтобы план соответствовал заданной теме и позволял
содержательно её раскрыть.
«Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактноформальный характер и не отражающие специфики темы,
не засчитываются при оценивании». Любой план должен
отражать специфику темы.
Темы – из кодификатора

Задание 29

Альтернативное задание 29 написание мини-сочинения по одной
из пяти предлагаемых тем. Темы
задаются в виде кратких
высказываний представителей
общественной мысли, политических
деятелей, деятелей науки и культуры.

Задание 29

Проверяет широкий комплекс умений:
раскрывать смысл авторского суждения,
привлекать изученные теоретические
положения общественных наук,
самостоятельно формулировать и
конкретизировать примерами свои
рассуждения,
делать выводы.
План – инструкция, критерии

Задание 29

Наличие ошибочных с точки зрения научного
обществознания положений ведёт к снижению
оценки по этому критерию на 1 балл (с 1 балла до 0
баллов)
Аргументы, содержащие фактические и
смысловые ошибки, приведшие к существенному
искажению сути высказывания и
свидетельствующие о непонимании используемого
исторического, литературного, географического и
(или) другого материала, не засчитываются
при оценивании

Задание 29

Фактическая аргументация
используются сообщения СМИ, материалы
учебных предметов (истории, литературы,
географии и др.), факты личного
социального опыта и собственные
наблюдения.
примеры из разных учебных предметов
рассматриваются в качестве примеров из
различных источников

Задание 29

Нет требования:
писать о предмете исследования,
приводить информацию об авторе,
подкреплять свои аргументы цитатами
мыслителей,
выделять проблему и позицию,
по количеству слов, понятий.

Задание 29

Изменение!
29.1 – раскрытие смысла высказывания
29.2 – теоретическое содержание минисочинения
29.3 – корректность использования понятий,
теоретических положений, выводов
29.4 – Качество приводимых фактов и
примеров

Задание 29

Изменение!
29.4 – Качество приводимых фактов и примеров
Каждый приводимый факт/пример должен
быть сформулирован развернуто и явно
связан с иллюстрируемым положением,
рассуждением, выводом
6 баллов
Если 29.1 – 0, то другие критерии – 0
Если 29.2 – 0, то 29.3 - 0

Внимательно прочитать
Выйти на уровень понимания
(что от меня требуется, что я должен
сделать)
Просчитать количество элементов

Алгоритм работы с заданием части 2

21. Какое определение культуры
приведено автором? Как в тексте
объясняется положение о
«репрессивном» характере культуры?
22. Назовите три причины, которые, по мнению
автора, ограничивают «способность культуры
управлять человеческим поведением». Привлекая
обществоведческие знания, факты общественной
жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в
тексте.

Алгоритм работы с заданием части 2

23. Какие три результата
социализации названы в тексте?
Используя факты общественной
жизни и личный социальный опыт,
приведите пример того, какое
социализирующее воздействие
необходимо для достижения каждого
из этих результатов.

Алгоритм работы с заданием части 2

24. Используя
текст и
обществоведческие знания,
приведите три объяснения
высказанной в тексте мысли о
том, что без культуры люди
были бы полностью
дезориентированы.

Алгоритм работы с заданием части 2

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в
понятие «политический режим»?
Привлекая знания обществоведческого курса,
составьте два предложения:
одно предложение, содержащее информацию
о критерии(-ях) выделения типов политических
режимов, и одно предложение, раскрывающее
особенности демократического режима..

Алгоритм работы с заданием части 2

26. Назовите и проиллюстрируйте
примерами любые три основания
приобретения права собственности,
предусмотренные Гражданским
кодексом РФ.

Алгоритм работы с заданием части 2

27. В своде обычного права средневековой Франции
указывалось: «Следует знать, что людям нашего века
известны три состояния. Первое – это знатное. Второе –
состояние свободных по происхождению людей,
рождённых свободной матерью. Третье – крепостное
состояние людей. Между правами дворян и других людей
существует большая разница».
Какая сфера общественной жизни отражена в этих
правовых установлениях?
Какой исторический тип стратификации зафиксирован
этими нормами?
Используя обществоведческие знания, укажите любые три
критерия стратификации современного общества.