Схемы света для портретной студийной фотосъемки. Освещение портрета с использованием одного источника света Схема освещения с одной вспышкой

Материал о том, как фотографировать используя только один источник света. Он будет полезен как начинающим фотографам, так и фотолюбителям!

Способов и видов освещения в студии крайне много. Начиная от освещения одним источником, заканчивая использованием нескольких источников вместе с рассеивающими зонтиками и экранами. Хотелось бы начать с основ, именно поэтому в этой статье мы будем говорить об освещении одним источником света.

Хотя этот способ освещения в студийной съемке мало используется фотографами, мы постарались подобрать иллюстрации, как можно более полно отражающие данные световые схемы, даже если при их создании фотографами использовался более чем один источник света.

Теоретически лучшим источником света является естественное освещение, так как само солнце - одиночный источник. Но освещение от одного источника в студии никогда не получаются таким, как при прямом солнечном свете, поскольку в студии лампы расположены всегда очень близко к объекту.

Главный секрет работы с одиночным источником заключается в выделении границы между светом и тенью, которая подчеркивала бы контуры. Ведь если изменить угол падения света всего на несколько градусов, можно изменить ширину лица.

В каждом конкретном случае фотограф может выбирать между жестким и мягким освещением, используя зонтики и рассеиватели. Основное отличие жесткого света от мягкого заключается в градиенте перехода между световыми и теневыми участками. На фотографии с жестким светом тень получилась ярко выраженная, с резкими границами, тогда как на фотографии с мягким светом тень более размытая и переход от светлого участка к темному намного мягче, почти не заметен. Считается, что студийные портреты гораздо лучше получаются при мягком освещении.


При освещении объекта съемки одним источником полезно помнить о законе обратных квадратов: любое изменение расстояния от источника света до объекта съемки приводит к изменению освещенности обратно пропорционально квадрату этого расстояния. Уменьшите расстояние в два раза - освещенность увеличится в четыре раза, увеличите расстояние втрое - освещенность упадет в девять раз. Это справедливо для освещения только точечным источником. При использовании рассеивателя указанная закономерность нарушается, и степень отклонения от нее будет определяться размерами экрана по сравнению с расстоянием от экрана до объекта съемки.

Прямое фронтальное освещение


Когда источник света расположен непосредственно над фотоаппаратом, точно над оптической осью объектива, то возникают довольно резкие тени под подбородком и на заднем плане под волосами. Глаза, однако, освещены хорошо. Заметьте, прямое освещение придает особый блеск волосам. Но есть и большое «но», в этом случае свет не моделирует форму лица, и оно получается довольно широким, с мелкими чертами.

Освещение под углом в 45 градусов


Первостепенная задача такого света осветить самые главные элементы, подчеркнуть объем и формы снимаемого объекта или модели. Самостоятельно подобный свет употребляется редко, так как он дает контрастное освещение, затрудняющее проработку деталей из-за большого интервала яркостей.


Освещение под углом 90 градусов


Чисто боковое освещение резко делит лицо на освещенную и затененную половины. В результате лицо кажется значительно более узким, но теневая сторона выглядит шире, чем освещенная. Этого можно избежать, если задний план сделать очень темным.
Имейте в виду, при таком освещении глаза освещены слабо, а нос удлиняется. Волосы отбрасывают тень на лоб. Начинает все более выделиться структура кожи по направлению к границе раздела света и тени на освещенной стороне.


Освещение сверху


При подсветке сверху источник находится прямо над головой и чуть впереди модели. Нос отбрасывает четкую тень вертикально вниз на губу, глаза оттеняются бровями и лбом, на который в свою очередь падает тень от волос. Четко выявляются скулы. Такая схема может дать хорошие результаты с некоторыми типами лица.

Прямое освещение снизу


При подсветке снизу от источника, расположенного перед моделью на уровне пола, картина производит драматическое и призрачное впечатление. Этот тип освещения никогда не является естественным, если только снимающийся не лежит. Театральное освещение с нижних точек обеспечивает такой же эффект.


Контровое освещение


При подсветке сзади, а именно при расположении источника света точно позади модели и скрытого за ее головой, создается силуэтное изображение. Поток света образует светящийся нимб или ореол на волосах и плечах. Форма позволяет безошибочно узнать портрет, но на лице не будет проработано ни одной детали.

Контровой свет называют еще контурным и акцентирующим. Он выявляет форму всего объекта фотосъемки или какой-либо его части, а также «отрывает» объект от фона. Чтобы получить линию светового контура, источник контрового освещения располагается сзади объекта на близком расстоянии от него. Регулировать толщину линии светового контура на фотографии можно, увеличивая или уменьшая интенсивность контрового освещения.


Освещение под углом 45 градусов с использованием рассеивающего зонтика


Смягченное освещение под углом 45 градусов обычно считается наилучшим для обычной съемки портретов. Чтобы создать такой свет, используют софт-боксы и светоотражающие панели, лайт-панели, лайт-диски.

Боковое освещение профиля


Перпендикулярное по отношению к фотоаппарату освещение используется для съемки в полный профиль; при этом освещение может быть прямым или рассеянным. Это определяет резкость лепки контура лица. Глаза получаются полностью освещенными. Чтобы избежать легкой тени со стороны носа, источник света должен быть расположен немного ближе к модели, чем камера. Можно добавить заполняющий свет или освещение волос, чтобы ослабить тень позади головы.


Какие можно использовать способы смягчения света?

- Рассеивание. Просвечивающий предмет, а именно зонт, софтбокс, октабокс или рассеиватель необходимо поместить между объектом съемки и источником света.

- Отражение. Расположите объект съемки таким образом, чтобы на него попадал только отраженный свет. Именно для этого фотографы, снимая в помещение, направляют вспышку в потолок. Необходимо учитывать, что при смягчении света путем рассеивания или отражения значительная часть его теряется, и освещенность объекта съемки снизится, вследствие чего необходимо вносить корректировку в параметры съемки (увеличивать мощность источника света или увеличивать выдержку, открывать диафрагму, повышать ISO).

Какими особенностями обладает мягкий свет?

В противоположность жесткому, он хорошо скрывает изъяны и дефекты снимаемой поверхности, делает кожу модели более привлекательной, а границу перехода между теневым и светлым участком незаметней.


При подготовке статьи использовались материалы книги Девида Килпатрика «Свет и освещение». Благодарим за предоставленные иллюстрации Юрия Тимофеева, Павла Рыженкова, Романа Глосса, Анну Куприянову, Анну Матвееву, Геннадия Иванова-Куна, Anna Shakina, Дмитрия Кузнецова, Артёма Янковского.

Сразу же стоит сказать, что КПД это схемы — самый высокий среди всех других схем. С помощью одного источника можно получить, пожалуй, самые художественно выразительные портреты. Конечно, такие схемы не универсальны и не покрывают весь спектр потребностей фотографа в студии, например, им достаточно трудно управлять при съемке групповых композиций или особенностей некоторых портретируемых людей. Однако при всей своей экономичности и достаточно простой управляемости при съемке одной модели, схема с одним источником освещения остается одной из самых популярных и востребованных. Для начала давайте посмотрим, как можно располагать источник относительно модели.

Вот так будет выглядеть светотеневой рисунок при разных вариантах освещения:

Фронтальное и передне-диагональное освещение(рисующий свет слева)

Боковое освещение(рисующий свет слева) и задне-диагональное освещение(моделирующий свет)

Контровое освещение(контровой свет)

Источник света ставится немного выше головы модели. Если поставить его слишком высоко, то тени будут ползти вниз, вы получите тени под глазами и длинную тень от носа. Если слишком низко — тени поползут вверх и лицо будет вылядеть широким и жутковатым.
Вот варианты верхнего и нижнего света, как пример распределения теней.

Верхний свет и нижний свет

Теперь давайте на конкретных примерах посмотрим, как работает схема с одним источником освещения. Немалую роль здесь играют насадки и отражатели. Используя рефлектор, стрип или тарелку(и соты к ним), софтбоксы, отражатели, экраны(непрозрачные поверхности) и т. д. , мы может добиться большого разнообразия светотеневого рисунка.

Здесь мы используем моноблок, тарелку и белый фон. В итоге получаем жесткий рисунок света и тени, с четкими переходами между ними. Модель необходимо поставить как можно ближе к фону для того, чтобы источник света, расположенный фронтально, создавал короткую, плотную тень на белом фоне. Высота моноблока может быть разной, все зависит от поставленной задачи. Чем выше моноблок относительно модели, тем длиннее будет тень. В идеале нужна стойка типа« журавль», это позволит расположить моноблок строго напротив модели и ничего не будет мешать съемке, как это может быть в случае использования обычной стойки.

Здесь мы используем моноблок, белый зонт« на просвет» и черный фон. Такая схема света добавит глубины и выразительности портрету, хотя ее специфика в том, что подойдет она не любой модели. В данном случае модель должна встать на некотором расстоянии от фона. Обычно моноблок располагается на уровне головы модели.

И опять — портретная тарелка, но уже под углом 45−50 гр. Свет локально, но мягко ложится на лицо модели, а светотеневой рисунок создается за счет поворота головы. Близкое расположение источника света сделает тени жестче и «провалит» задний фон, сделав его темным до черноты. Чем дальше будет расположен источник света в этой ситуации, тем больше будет световое пятно, мягче тени и светлее фон.

В этом случае не стоит акцентировать свое внимание только на лице, ведь у модели есть много и других достоинств, поэтому мы используем софтбокс, который позволяет получить большое световое пятно и мягкий свет. Но для получения четкого, несмазанного светотеневого рисунка с глубокими тенями, подчеркивающими объем и фактуру модели, мы используем непрозрачный экран(картон, со стороной не меньшей стороны софтбокса), ограничивая площадь и пропорции софтбокса.

Достаточно интересна схема с одним источником и отражателем, когда источник работает, как моделирующий, а отражатель — как рисующий свет. Немного дублей для правильного расположения моноблока и отражателя, повернутого серебристой стороной — и портрет готов. Просто пообщайтесь с моделью, — отражение света пилота импульсного источника освещения для нее должно быть расположено по центру отражателя. Не забывайте, что последний расположен выше уровня головы модели. Этим мы решаем сразу две важные задачи: свет от моноблока не заслоняется портретируемой и источник отраженного света находится на правильном месте.

Интересные результаты дает использование одного источника освещения, расположенного сверху ровно над моделью на «журавле». Из насадок это может быть как рефлектор, дающий жесткий свет и четкие тени(и здесь стоит поиграть с расположением источника« дальше-ближе»), так и софтбокс, использование которого видно на примере.

Для этой фотографии был использован один источник света — портретная тарелка с сотами. Располагается источник над моделью сверху с помощью журавля или подвесной системы крепления, чтобы не мешали стойки. Тарелка направлена вниз под углом около 60 градусов. Моноблок с насадкой расположен в полуметре от лица модели. Обратите внимание, что свет на лице модели и световое пятно на фоне — от одного источника, поэтому стоит поиграть и сделать несколько дублей, что бы найти свой светотеневой рисунок.

Конечно, все световые схемы с одним источником освещения, дающие различные нюансы при создании фотопортрета, мы рассмотреть не можем. Да, если честно, это и незачем, — слишком разные варианты имеющегося оборудования у фотостудий, в которых вы будете снимать; их площадь и высота потолков; физиогномических особенностей моделей и другие аспекты. Но один секрет рассматриваемой сегодня схемы мы все же раскроем: один источник освещения идеален для съемке портрета мужчины в возрасте. Именно резкий боковой свет особенно выгодно подчеркивает лепку мужского лица, морщины и его брутальность…

… но это не значит, с его помощью нельзя передать и фактуру женской кожи.

N.B. При съемке в студии многие начинающие фотографы теряются в разнообразии насадок и большого количества источников. В действительности все не так сложно, как кажется и сегодня мы рассмотрели несколько вариантов интересного освещения с 1 источником и одной насадкой. Можно заметить, что днем чаще всего мы наблюдаем только один источник, этот источник солнце, оно находится значительно выше наших глаз и дает свет, от которого возникают жесткие тени. Однако в пасмурную погоду свет гораздо более мягкий, тени соответственно не такие жесткие и поэтому многие фотографы любят снимать именно тогда когда солнце заходит за облака. По большому счету, студийное оборудование создано для того, чтобы мы не зависели от погодных условий и могли создавать нужный нам свет в нужном нам месте. Фактически, используя насадки, которые делают свет более мягким(софтбоксы, октобоксы, стрипбоксы и т. д.), мы имитируем освещение в пасмурную погоду, рассеивая свет вспышки, как облака рассеивают солнце, а поднимая источник на большое расстояние в точности повторяем световую схему которую видим на улице. Помните о принципах естественного освещения в природе — это поможет вам правильно использовать описанные схемы и придумать свои.

Один источник света является необходимым и, зачастую, достаточным условием для создания шедеврального портрета.

Какие источники света бывают по своей природе?

Естественное освещение - это солнечный свет в самых различных вариациях. Это могут быть прямые солнечные лучи, рассеянный свет из окна, открытая тень.

Искусственное освещение - различные источники света искусственного происхождения. Это могут быть электрические лампы накаливания общего бытового и промышленного назначения, люминесцентные и импульсные лампы, декоративные огни и многочисленные другие источники.

Доступный свет - это свет, который доступен нам в данное время и в данном месте, и у вас нет возможности его каким-то образом изменить.

Мягкий и жесткий свет

Жесткий свет – это такой свет, при которой мы видим резкие границы теней. Тень четко повторяет форму освещаемого жестким светом объекта. Такой свет можно получить с помощью традиционных жестких источников света, таких как вспышка со стандартным рефлектором, с помощью портретной тарелки или же с помощью маленького зонта или софтбокса, если отнести их хотя бы на полтора-два метра от модели.

Мягкий свет — очевидно, самый часто применяемый в студийной съемке свет. Его характеризует наличие невыраженной, порой едва угадываемой тени. Граница теней очень широкая, благодаря чему сглаживаются все детали, превращая тень в бесформенное пятно, в котором практически не угадывается форма освещаемого объекта.

Не будем углубляться в плюсы и минусы этих типов света. Но хочу акцентировать внимание на различии понятий мягкости света и контрастности .

Закон обратных квадратов

Интенсивность света, падающего на модель, будет обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника до модели.

commons.wikimedia.org

Предположим, что наш источник стоит на расстоянии 1 метр от модели. Если мы отнесем его на расстояние 2 м, то квадрат расстояния будет равен 4. Обратная величина которого соответственно – 1/4, т.е. до объекта съемки дойдет лишь четверть мощности освещения от источника света, а совсем не половина, как кажется изначально.

Сегодня мы поговорим об одном источнике искусственного света.

Съемка студийного портрета. Варианты размещения источника света

Заполняющий свет. Ростовой портрет

Один источник света позволяет снимать ростовые портреты, освещая модель во весь рост. Для этого требуется источник света с большим рассеивателем (октабокс или софтбокс) отнести на достаточное расстояние (3-4 метра) от модели и поднять его так высоко, чтобы он светил под углом приблизительно в 45 градусов.

В соответствии с уже упомянутым законом обратных квадратов перепад освещенности между головой модели и ее ногами может составить всего 1/3 ступени, что легко поправить на постпродакшн.

Эта схема применяется, например, для каталожной съемки одежды.

Рембрандтовский свет

Ставшая уже классической схема портретного освещения.

Знаменитый голландский живописец Рембрандт Ван Рейн во многих своих портретах использовал свет, который, падая на лицо модели на теневой стороне, создавал световое пятно в виде треугольника.

Художник по праву считается мастером работы со светом и тенью, поэтому его метод был был использован фотографами для портретной съемки. А схема света названа его именем.

Один источник света располагается под углом 45° к модели на уровне щеки, на теневой стороне лица виден световой треугольник, равный высоте носа и ширине глаза. Необходимо убедиться, что в глазу на теневой стороне также присутствует блик от источника света.

Paramount (бабочка, голливудский, гламурный)

Данный тип света называется в честь студии Paramount и также известен как: бабочка, голливудский или гламурный свет.

Рисующий свет расположен фронтально и направлен прямо на лицо модели сверху под углом примерно 45 градусов. Так мы сформируем симметричную тень от носа, которая должна быть не более чем до половины расстояния до губ. Подобная постановка света позволяет максимально идеализировать кожу модели, поэтому считается, что данная схема света как нельзя лучше подходит для съемки женщин. Для заполнения глубоких теней, неизбежно возникающих в данном случае, можно использовать отражатель, который размещается снизу.

Схема света Петля (Loop)

Схема освещения Петля является вариантом предыдущей схемы Paramount. Такая схема света позволяет сформировать красивую тень на щеке модели.

Рисующий свет должен быть ниже, чем при использовании в схеме Paramount, и расположен не фронтально, а чуть сбоку. Освещение Петля помогает расширить лицо и подходит для работы с узкими лицами. Петля от области носа не должна коснуться теневой области стороны лица. Это — самая интересная световая схема. Создает красивый трехмерный эффект лица и тела модели.

Десять схем постановки света со стандартным набором из трёх осветителей Hensel.

Многие фотографы задают вопрос, как ставить свет в студии при съёмке портрета. Понимая, что без примеров учиться очень сложно, мы решили написать статью о фотосъёмке fashion.

Для того чтобы схемы можно было легко повторить в большинстве студий, мы использовали 3 моноблока Hensel 500 Integra.

И самые популярные светоформирующие насадки: октобокс 80 см, серебристый зонт 120 см, портретную тарелку, стандартные рефлекторы, стрипбоксы 60х120 см и 30х180 см (в идеале должны быть одинаковыми, но пришлось работать с тем, что есть).

Помимо этого, мы использовали отражающие панели и чёрные флаги.

Схема 1



В качестве рисующего света использовали осветительный прибор с серебряным зонтом, установленным немного справа от камеры. Два осветителя со стрипбоксами мы поставили по бокам и чуть сзади модели.

Чтобы контровики не влияли на фон, мы установили между фоном и светильниками белые панели. Панели отсекли лишний свет от фона и перенаправили его на модель, сделав контровой свет более объёмным, а сам фон освещался только основным рисующим светом.

Интенсивность освещения фона в этой схеме легко регулировать положением рисующего света. Если поднять светильник с зонтом выше и наклонить его к модели более круто, то основной свет попадает на модель, а на фон - только свет от верхней периферической части октобокса, фон в этом случае становится более тёмным.

Если опустить рисующий ниже и развернуть его более фронтально, то в этом случае на фон будет попадать довольно много света от основного источника, он станет более белым, но на фоне может появиться тень от модели.

Схема 2



Яркие, насыщенного цвета модели одежды прекрасно смотрятся на абсолютно белом фоне.

При максимальном освещении фона существует опасность, что отражённый от фона свет будет настолько мощным, что зальёт всю сцену светом.

В результате боковой свет от фоновых светильников, не попадая на модель, шёл непосредственно на фон, освещая его и отражаясь, делал фон абсолютно белым, без тени от модели, а белые панели выполняли функцию контрового света, отражая падающий от рисующего свет.

Картинка получилась контрастная с прекрасной проработкой деталей одежды.

Схема 3



Очень простая схема. В качестве рисующего света мы использовали светильник с октобоксом.

Модель снималась в полный рост, и для контрового света мы использовали ростовой стрипбокс 30х180 см, который установили слева от модели. Этот стрипбокс удобен для съёмки моделей в полный рост.

В итоге мы получили ярко освещённую модель, выделяющуюся на тёмно-сером фоне.

Схема 4



Схема с одним источником света. Рисующий свет от нашего фаворита - моноблока с октобоксом. По бокам модели две широкие отражающие панели для заполнения светом.

Этого оказалось вполне достаточно для получения интересной фотографии.

Как видите, фон при этом освещён равномерно.

Почему я назвал октобокс фаворитом? Он мне всегда нравился - достаточно мягкий, почти как от зонта, но легко управляемый свет. И в зрачках модели не получается квадратного блика, в отличие от обычного софтбокса.

Схема 5



В данной схеме рисующим стал октобокс, контровой стрипбокс, отделённый от фона отражателем, чтобы он меньше влиял на фон.

Чтобы получить на фоне градиент, мы поставили моноблок с рефлектором и сотами.

Светлое пятно на сером фоне оживило изображение.

При достаточной фантазии цветные фильтры, установленные на фоновом светильнике, добавят изображению желаемый эффект и превратят нежно-серый фон в цветной. Размер пятна легко отрегулировать с помощью установки сотовой решётки различной градусности.

Схема 6



В предыдущем кадре мы получили однородный тёмно-серый фон.

Добавив в кадр уже применяемый нами фоновый светильник со стандартным рефлектором и сотами, мы осветили фон и изменили настроение в кадре.

Этот пример лучше всего показывает, как любая схема может быть изменена и пополнена для достижения конкретной цели.

Схема 7



Фотосъёмка достаточно высокой модели в полный рост потребовала равномерного освещения от верхней до нижней границы кадра. Этого легко добиться, используя в качестве рисующего света осветитель с длинным стрипбоксом.

В качестве контрового света также использовался стрипбокс. По бокам модели установили чёрные светопоглощающие панели. Свет от источников попадал на модель, светопоглощающие панели исключали его бесконтрольное переотражение в кадре.

Схема 8



В качестве рисующего света мы использовали светильник с октобоксом.

Контровой источник со стрипбоксом установили позади модели слева и достаточно высоко, чтобы подсветить причёску.

Такая схема постановки позволила нам чуть приглушить освещение фона и обрисовать модель контровым светом.

Схема 9



Зонт достаточно редко используется в студии, зато на выезде он очень популярен за счёт своей компактности и быстрой готовности к работе.

В качестве рисующего света мы использовали источник с серебряным зонтом, который даёт мягкий, обволакивающий свет, которым чрезвычайно трудно управлять.

Свет распространяется от источника сплошной световой волной, освещая практически всё на своём пути. В нашем случае использовался большой параболический зонт, световой пучок от которого всё же был управляем, он расширялся или сужался простым перемещением источника света на оси зонта (ближе к зонту или дальше).

Зонт расположили практически над головой фотографа, чуть правее, и направили его круто вниз.

Схема 10



В качестве рисующего света мы использовали портретную тарелку. Чтобы получить более направленный пучок света, надели сотовую решётку.

По обеим сторонам от модели установили светопоглощающие панели, так называемые французские флаги. Модель в чёрной кожаной куртке, освещённая узким пучком света, получилась на абсолютно чёрном фоне.

Чтобы куртка не сливалась с фоном, мы осветили последний с помощью стандартного рефлектора.

Итоги

Завершая данный обзор, хочу сказать, что хорошие кадры можно сделать как с одним, так и с двумя источниками света, комбинируя их в соответствии с вашей фантазией. Использование же при съёмке трёх источников света практически делает ваши возможности безграничными. Не зря же многие известные компании, и в их числе Hensel, производящие и продающие осветительное оборудование, комплектуют наборы из трёх осветителей и светоформирующих насадок, упакованных в удобный фирменный кофр.

Бэкстейдж

Благодарности

Благодарим за техническую помощь в организации съёмки hensel-studio.ru , эксклюзивного дистрибьютора продукции Hensel в России.

Команда

  • Фотограф и стиль: Ира Бачинская, @irabachinskaya_photographer
  • Автор и технический специалист:


Добрый день, дорогие сообщники. Настало время нашего второго занятия в рамках , а это означает, что пора браться за ум. Оставим подготовительные этапы и сразу перейдем к самому важному - СВЕТУ В ФОТОГРАФИИ.
Думаю, никто не будет спорить со мной, что без хорошего света наши фотографии просто не получатся. Можно тратить тысячи евро на оборудование, заставлять свою квартиру шкафами с посудой, готовить лучше всех, но если у вас нет хорошего света в доме или студии, все будет напрасно.
Не всем повезло жить в светлых квартирах, поэтому кто-то снимает с источниками импульсного света. Но этот урок одинаково подойдет и тем и другим. Возможно, обладатели окон будут немного ограничены во времени съемок (т.к. сейчас зима) и не смогут переставлять свет, но справиться с заданиями смогут все.

Чаще всего я буду говорить об источниках импульсного света, которые использую сама при съемках. На прошлом занятии я перечислила свое оборудование, среди которого был комплект Falcon SS-150BF с 3-мя источниками. Наверное, это самое простое освещение, которое можно найти на рынке, но даже с ним мне удается делать неплохие фотографии.

Какой свет выбрать?
При студийной съемке используются источники постоянного и импульсного света. Постоянный свет - главный герой при видео съемках, он потребляет много энергии и очень быстро нагревается, поэтому для предметной съемки советую выбирать импульсный. Несмотря на то, что постоянный свет стоит немного дешевле.

Теперь поговорим о производителях: есть несколько недорогих, но достаточно приемлемых для нас марок - FALCON, RAYLAB, RECAM. Последняя - канадская фирма, которая производит как экономичные так и дорогие профессиональные источники. Если ваши финансы позволяют, то вы можете обратить внимание на такие марки как HANSEL, BOWENS. Но, говорила в прошлый раз и скажу сейчас: на начальном этапе, если вы планируете снимать еду и среднюю предметку, будет достаточно самого простого комплекта даже минимальной мощности в 150 дж. Потом, когда вы станете снимать профессионально и сможете себя побаловать дорогим светом, почему бы и нет.

При покупки комплекта не забудьте купить софт боксы (для предметки достаточно размера 50х50 см), стойки и обязательно радио синхронизатор, который устанавливается в горячий башмак фотоаппарата. Так вы избежите лишних проводов.
Обязательно купите набор аккумуляторов и зарядку к ним. У меня 2 комплекта, пока один в работе, второй в розетке.

Типы света.
Свет, как и почти все, бывает нескольких видов: рассеянный, направленный, контровой и т. д. Еще свет делится на мягкий и жесткий. Думаю, все из вас догадаются, что для стандартных съемок нам нужен мягкий свет. Именно для получения такого света мы и будем использовать софт бокс. Либо, те, кто снимают у окна - занавеску или облака.
Жесткий свет дает очень некрасивые, грубые тени, которые могут испортить любой торт и сделать его не аппетитным на фото. Когда вы научитесь управлять светом и реализовывать интересные идеи, поймете, что и жесткий свет можно так же использовать, но пока оставим его.

Рисующий свет - это основной вид света, который используется в студии. Этот свет располагается перед предметом съемки и немного выше объектива, его задача выявить объем и осветить объект.

Моделирующий свет располагается напротив источника рисующего света и должен осветить теневую сторону объекта съемки.

Заполняющий свет - мягкий свет, который служит для сглаживания теней и равномерного освещения всего кадра.

Фоновый свет - служит для освещения фона.

Контровой свет - направлен на объектив фотоаппарата и великолепно подсвечивает контуры.

Есть несколько стандартных схем расстановки света, но они совсем не универсальны. Тут все зависит от ваших задумок, желаний и предпочтений. Сегодня мы с вами рассмотрим 3 варианта съемок с одним источником, а вы уже сами выберете, что вам нравится больше.

Начну с такой схемы:

Здесь, как видно из картинки, мы используем ЗАДНИЙ БОКОВОЙ, практически контровой свет. Но я хочу, чтобы на фото была видна стена, поэтому отставляю источник немного в сторону.
Получается такая фотография:

Сразу скажу, что именно при такой схеме я сняла большинство своих фото. Задне-боковой свет очень красиво подсвечивает листья, бутылки и жидкости. Ярко-выраженные тени создают объем, делают фотографию более натуральной и теплой. Если кому-то кажется, что фото темное, посмотрите другие примеры:

Вторая схема, которую хочу показать - боковой свет. Обратите внимание, что здесь использован один отражатель:

Получилось при такой схеме следующее фото:

Тоже довольно неплохой вариант, который я активно использовала в прошлом. Сейчас не могу сказать, почему любовь к нему прошла. Может потому, что часто снимаю жидкости, для которых такая схема не подходит совершенно.

Третий вариант, который любят все новички:

С ним у меня получилась вот такая картина:

Неплохо, но ничего особенного. Снимала так очень давно, так давно, что даже не нашла фото, чтобы вам показать. На мой взгляд при такой съеме фото получаются очень плоские.

Посмотрите на все три картинки рядом. Может быть так виднее разница:

Параметра съемки везде одинаковые: Выдержка 1/160, Диафрагма 4.5, Исо 100
Хочу обратить ваше внимание на то, что у импулсьного света есть некий диапазон выдержки для синхронизации. Я снимаю на выдержке от 1/160 до 1/250. Если выставляю параметры выше 1/250 вспышки не успевают синхронизироваться, и с левого края фотографии остается заметная черная полоса.
Снимаю практически всегда на открытых диафрагмах от 3 до 5, на минимальной можности вспышек. И чаще всего, вместо параметров фотоаппарата отставляю или подношу источники ближе к предметам съемки или немного меняю угол.

Как вы видите, в импульсном свете нет ничего страшного. С ним довольно просто работать, просто нужно освоить несколько стандартсных схем и выбирать из них то, что вам по душе.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: снять 3 фотографии одного блюда или предмета, используя данные выше световые схемы. Разместить фото комментарием первого уровня к этому уроку. Я хочу, чтобы каждый из вас понял какая схема нравится ЛИЧНО ему больше всего. Снимаем в RAW, используем отражатели, штативы и выставляем диафрагму до 5.6.

Надеюсь, этот небольшой урок будет кому-то полезен. Желаю всем огромных успехов и продаж.

P.S. Т.к. после первого занятия я получила много писем с просьбой дать имндивидуальные уроки по скайп, я решила запустить новый проект - цикл из 3-х уроков по 1.5 часа. Программа подбирается индивидульно под каждого, исходя из ваших требований, но вы узнаете все мои секреты. Стоимость зависит от программы.