Петр 1 в сфере образования. Система образования при Петре I. Ссылка в Преображенское, создание потешных полков

Все представленные на рассмотрение Петра I проекты организации обра­зования в полной мере реализованы не были. Однако под влиянием этих проектов единый тип обра­зования, характерный для допетровского времени, разделился на два направления – церковное и светское, причем в рамках последнего возникли различные профессиональные школы. Про­фессиональная направленность новой организации образова­ния являлась его главной характеристикой. В новых учебных за­ведениях главное место занимали специальные предметы: ма­тематика, навигация, инженерия, артиллерия, медицина и т.д.

Другой важнейшей чертой образования стало преоблада­ние сословности. Внутренняя политика Петра I характеризо­валась стремлением к возвышению дворянского сословия. В итоге все создававшиеся государством средние и высшие школы предназначались в основном для детей дворян, гото­вившихся к занятию главных должностей в государственном аппарате, в армии, на флоте, для руководства промышлен­ностью и торговлей. Однако нередко в эти школы принима­ли детей и из других сословий. В целом же для различных сословий создавались свои школы. Исключение составляло лишь крестьянство, ибо крестьянский труд, как считалось, не требовал какого-либо образования. Все школы создава­лись по указам Петра I и даже при личном его контроле.

Первой попыткой петровского правительства создать в России сеть государственных начальных школ, доступных до­статочно широким народным слоям, было открытие цифир­ных школ. Они учреждались согласно указу царя от 1714 г. для детей от 10 до 15 лет с целью подготовки части народа к госу­дарственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах, верфях. Цифирные школы рассматривались также как подготовитель­ный этап для последующей профессиональной подготовки. Поэтому первоначально предполагалось, что эти школы бу­дут посещать не только дети солдатские и посадские, но и дети духовенства, дворян, приказных. В содержание обучения входили грамота, арифметика, начальная геометрия. В каче­стве учителей использовались ученики московской школы ма­тематических и навигацких наук. Однако организация и рабо­та этих учебных заведений столкнулись с трудностями, по­скольку они располагались на большом расстоянии от домов учеников. Для предупреждения побегов из школы и прогулов занятий учеников нередко содержали под караулом, приме­няли жестокие дисциплинарные меры, набирали в школу си­лой. Поскольку военная и гражданская служба дворянина с этого времени требовала первоначального обучения, своего рода прохождения учебной повинности, без которой ему зап­рещалось даже жениться, то родители изыскивали причины, по которым дети могли бы не посещать эти школы. В 1716 г. Петр I разрешил дворянским детям обучаться дома или в сто­личных школах. Вскоре была удовлетворена аналогичная просьба купцов, а возвращения церковных детей в духовные школы потребовал синод. Таким образом, цифирные школы не получили поддержки практически среди всех сословий и не могли стать базовым типом новой русской школы. Трудно­сти материального плана постепенно привели к почти повсе­местному их закрытию. Однако опыт их создания, безуслов­но, обогатил отечественную педагогическую практику.

Для обучения детей солдат и матросов в начале XVIII в. от­крывались гарнизонные и адмиралтейские школы, цель кото­рых состояла в подготовке младшего командного состава армии и флота, мастеров по строительству, обслуживанию кораблей. Первая гарнизонная школа начала работу еще в 1698 г. при ар­тиллерийской школе Преображенского полка. В ней обучали гра­моте, счету, бомбардирскому (артиллерийскому) делу, а в 1721 г. вышел указ о создании такого рода школ при каждом полку. Первая адмиралтейская школа была открыта в Петербурге в 1719 г., затем аналогичные школы – в Ревеле и Кронштадте. Все эти новые школы назывались «русскими», так как там препода­вали чтение, письмо и счет на русском языке, в отличие от других – «разноязычных», где главным образом изучались ино­странные языки с целью подготовки переводчиков.

В это же время создавались горнозаводские школы, в ко­торых готовили квалифицированных рабочих и мастеров. Первая была открыта в 1716 г. на Петровском заводе в Каре­лии, куда собрали 20 детей из бедных дворянских семей и стали обучать их чтению, письму, геометрии, арифметике, артиллерии, горному делу. Здесь же учили горному делу юно­шей, уже работающих на заводах, а воспитанников Москов­ской школы математических и навигацких наук – доменно­му, кузнечному, якорному.

В 1701 г. в Москве под руководством широко образованно­го ученого-математика, астронома, географа и видного го­сударственного деятеля Якова Вилимовича Брюса (1670–1735) начала работу государственная артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарских и иных посторонних чи­нов людей детей их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам». Однако постепенно школу ста­ли посещать почти исключительно дворянские дети. Школа делилась на две ступени: нижняя, или «русская», учила пись­му, чтению, счету; верхняя – арифметике, геометрии, три­гонометрии, черчению, фортификации и артиллерии.

В начале XVIII в. преимущественно для дворянских детей последовательно открывались новые учебные заведения, та­кие как Московская инженерная школа (1703), Петербургс­кая инженерная школа (1719), Петербургская артиллерийс­кая шкода и др.

В 1707 г. в Москве при военном госпитале была открыта школа для подготовки врачей – хирургическая школа. В со­держание обучения входили анатомия, хирургия, фармако­логия, латынь, рисование; обучение велось преимуществен­но на латинском языке. Теоретическая подготовка сочеталась с практической работой в госпитале. При школе имелся «ап­текарский огород», на котором учащиеся выращивали ле­карственные растения. Был свой анатомический театр.

Проблема профессиональной подготовки коснулась и го­сударственного аппарата. Для удовлетворения этой потреб­ности открывались школы, где готовились канцелярские слу­жащие (1721).

Все эти и другие новые «петровские» школы развивались, играя положительную роль в распространении грамотности и определенных профессиональных знаний и умений среди низших и высших сословий России.

Образцом для большинства из них служила Школа мате­матических и навигацких наук, открытая в Москве в поме­щении Сухаревой башни. Личным указом Петра I в 1707 г. здесь была введена жесткая система наказаний учащихся за провинности разного рода. За прогулы взимали денежные штрафы, которые пополняли школьную казну. В случае не­уплаты штрафов применялись телесные наказания; за побег из школы предусматривалась смертная казнь, за ходатайство об отсрочке от школы ученика могли отправить в ссылку. Вообще принудительный характер обучения в петровскую эпоху, когда казарма, канцелярия и школа одинаково явля­лись местом службы, подкреплялся еще и жесткой солдат­ской дисциплиной, применением к школам уголовного ко­декса. Такими варварскими методами Россия приобщалась к западноевропейской культуре. В 1715 г. школа была переведе­на в Петербург и переименована в Морскую академию.

При достаточно поспешном учреждении школ в петровс­кую эпоху организация их зачастую не была удовлетворитель­на. Часто это были, по сути, школы полурусские, так как русских учителей было мало и для преподавания приглаша­лось большое число иностранцев. Кроме того, первые про­фессиональные школы, несмотря на свою конкретную обра­зовательную задачу, выпускали «служилых людей на всякую государственную потребу», т.е. одновременно и военных и граж­данских чиновников, как, например, Навигацкая школа. От­сюда энциклопедичность образования, многопредметность, граничившая с хаотичностью: учебный курс мог включать ма­тематику, историю, географию, статистику, философию, тех­нологию, рисование и т.д. При этом сами по себе предметы были весьма обширны, в философию, например, одно время входила логика, психология, эстетика, риторика, нравоуче­ние, право естественное, право народное. Такое положение приводило к тому, что курс за недостатком времени прохо­дился не полностью, уровень образования тем самым сни­жался. Вместе с тем акцент на профессиональную подготовку в начале XVIII в. привел к тому, что государственных школ действительно общеобразовательного характера в России долго не создавалось.

Эту задачу пытались решить школы частные. Пользовав­шиеся в то время субсидиями от государства, именно они во многом послужили основой для последующего развития школьного дела в России.

Значительные преобразования произошли в петровское время и в традиционных для России духовных учебных заве­дениях, через которые еще в XVII в. в страну стало прони­кать западноевропейское образовательное влияние. Именно оно способствовало расширению целей обучения и измене­нию образовательных курсов и тем самым косвенно положи­ло начало российским просветительским реформам. Однако жесткая политика Петра I по отношению к церкви, стрем­ление полностью подчинить ее царской власти и государ­ству, желание иметь духовенство, поддерживающее преоб­разования в стране, а также появление нового, светского направления в обучении и воспитании не могли не отра­зиться на духовно-церковных учебных заведениях.

Сначала доступ в епархиальные школы и духовные семина­рии был достаточно открытым. Однако по мере возникновения светских, профессиональных школ эти учебные заведения ста­ли восприниматься как профессиональные. Кроме того, прави­тельство стало требовать, чтобы в духовные школы принима­лись лишь дети духовенства, для чего даже составлялись специ­альные списки. Наборы в школы происходили в неопределенные сроки в зависимости от количества учеников. Поступившие ис­пытывались в течение года, а затем решался вопрос об их воз­можности учиться, однако исключали крайне редко: «буде по­кажется детина непобедимой злобы, свирепый, до драки ско­рый клеветник, непокорна». Принятый ученик должен был оставаться в школе до конца учения, о чем давал письменное обязательство. В школах были распространены суровые наказа­ния, однако ученики, несмотря ни на что, часто убегали. За укрывательство беглецов из школы духовенство подвергалось денежным штрафам, лишению места и телесным наказаниям. Таким образом, постепенно устанавливался новый порядок образования духовенства: все дети этого сословия должны были учиться в духовных школах, в ином случае по указу 1708 г. их ведено было отдавать в солдаты.

В первой четверти XVIII в. была создана сеть новых духов­ных школ. Они получили название архиерейских, были толь­ко начальными и открывались по инициативе тех духовных служителей, которые поддерживали преобразования в госу­дарстве. Такие школы были созданы в Чернигове, Тобольске, Ростове, Смоленске. Вскоре епископов обязали открывать школы для подготовки священников при всех архиерейских домах. Предполагалось, что в них будут обучать детей чтению, письму, славянской грамматике, арифметике и геометрии.

Наиболее значительной была деятельность Новгородской архиерейской школы. Она давала ученикам широкий курс об­разования и, по сути, являлась повышенной школой. Она была открыта в 1706 г. братьями Лихудами, которые работали в ней учителями. По примеру Московской славяно-греко-латинской академии в Новгороде изучали греческий и латинский языки. Петр I использовал эту школу для подготовки к государствен­ной службе дворянских детей. За 20 лет работы в ней было обучено большое количество православных россиян.

Новгородская школа являлась образцом при создании но­вых духовных школ и одновременно готовила учителей для них. В 20-е гг. XVIII в. под началом этой школы было открыто 15 «мень­ших школ», в которых работали ученики из Новгорода.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Школа математических и навигацких наук. Морская академия

Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. Школы по изучению иностранных языков

Цифирные (арифметические) школы

Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы

Архиерейские школы

Учебная литература

Деятели в области образования

Заключение

Введение

Процесс развития российского образования и науки в первой четверти ХVIII века целиком связан с личностью грандиозного реформатора Петра I, который придал образованию первостепенную значимость для государства. Он в своих циркулярах требовал, что подданные обучали детей письму и чтению. В этих целях рекомендовалось использовать кроме азбуки псалтырь и часослов. Особые требования предъявлялись к детям дворян, которых обязывали изучать иностранные языки и иные науки. Особый интерес вызывает у современной молодежи знаменитый указ 1714 года, запрещавший жениться дворянским недорослям, пока они не пройдут курс наук, не овладеют грамотой. Поговорка «Не хочу учиться, хочу жениться!» родом из петровской эпохи.

Наиболее важным компонентом внедренных реформ Петр I считал развитие светского, ориентированного на Европу образования. В этой связи было принято решение об открытии государственных школ с целью подготовки образованных людей из семей купеческих, дворянских и верхушки посада. В России благодаря новаторским реформам Петра I появилась система профессионального образования. Так, в 1701 году основаны пушкарская, навигацкая, приказная, госпитальная и иные школы, пребывавшие под опекой соответствующих государственных органов. Первая школа «математических и навигацких наук» открылась в Москве 27 августа 1701 года. Здесь обучали будущих капитанов, кораблестроителей, а также преподавателей для иных школ.

Выпускники Медицинской, Навигацкой, Артиллерийской, Инженерной школ получали общее и профессиональное образование, после чего занимали ведущие должности и становились активными проводниками внедряемых реформ.

Петровская эпоха предоставила уникальные возможности для личностного роста каждому талантливому человеку из народа. В этот период приоритетной государственной задачей считалось развитие светского типа мышления, грамотности, всячески приветствовалась образованность в противовес церковной консервативности, религиозности.

Сначала студентов было очень мало, по большей части тут учились дети дворян или иностранцев, проживающих в России. Но после введения стипендии и особых мест для студентов, обучающихся за счет государства, появились среди них разночинцы и крестьяне. В гимназии обучались дети мастеровых, крестьян и солдат, но, как правило, они ограничивались лишь младшими классами.

Школа математических и навигацких наук. Морская академия

Указ о заведении «математических и навигацких, то есть мореходных хитростных наук учения», был издан Петром I 14 января 1701 г.

В школу принимали «добровольно хотящих», а также набирали принудительно мальчиков и юношей в возрасте от 12 до 17--20 лет из дворян и «разных чинов»: приказных, посадских, церковнослужителей и др. Неимущим выдавали деньги на «корм» в зависимости от изучаемого предмета и успехов в его усвоении. Контингент учащихся сначала был определен в 200 человек, но впоследствии вырос до 500 и более. Так, в 1712 г. в школе училось 538 человек. В школе были установлены строгие порядки, за нарушение которых школьников наказывали штрафами и розгами.

В Москву из Англии были приглашены профессор А.Д. Фарварсон, ставший директором этой школы, и специалисты по морским наукам С. Гвин и Р. Грейс. Фарварсон, крупный знаток своего дела, оказал известное влияние на постановку математического и морского образования в России. Что же касается С. Гвина и Р. Грейса, то, по свидетельству А.А. Курбатова, они «относились к делу нерадиво, которые учатся остропонятно, тех бранят и велят дожидаться меньших».

Душой школы был один из образованнейших людей своего времени, выдающийся русский математик Леонтий Магницкий, который с большим успехом вел преподавание математических предметов. Он же ведал и всей учебно-воспитательной работой школы.

В Школе математических и навигацких наук занятия начинались с изучения российской грамоты и счета в подготовительных классах, получивших название «русской школы». Затем в математических классах («цифирной школе») учащиеся овладевали знаниями по арифметике, геометрии, тригонометрии плоской и сферической. В старших, навигаторских классах обучали навигации, морской астрономии, географии (главным образом математической), геодезии, фехтованию.

Как правило, только дворянские дети продолжали обучаться навигаторской науке в высших классах. В школе была принята классно-предметная группировка учащихся: учебные предметы изучались последовательно, по мере выучки учеников переводили «из одной науки в другую», а из школы выпускали по мере готовности к делу или по требованию различных ведомств. На вакантные места сразу же принимались новые ученики. Определенных сроков приема и выпуска учащихся тогда еще не было.

Учебники и учебные пособия выдавались ученикам для постоянного пользования. В обучении применялись наглядные пособия: глобус, географические карты, таблицы, приборы и инструменты. Для занятий по астрономии была оборудована обсерватория, где имелся лучший для того времени телескоп. Большое внимание обращалось на практическую подготовку учащихся к мореплаванию и геодезическим работам. Навигаторы проходили практику на морских кораблях ежегодно от февраля до октября. Для повышения общей культуры будущих навигаторов при школе был устроен театр.

Окончивших школу определяли во флот, направляли в артиллерию, гвардию, назначали инженерами, топографами, учителями, а также посылали учиться за границу. Важное государственное значение Школы математических и навигацких наук было особо подчеркнуто в указе Петра I 1710 г., в котором говорилось: «Школа оная не только потребна к единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству...».

В 1715 г. высшие классы школы были переведены в Петербург, где на их основе образована Морская академия. К этому времени школа подготовила около 1200 специалистов морского дела. С 1716 г. она считалась приготовительным училищем Морской академии и обучала главным образом математике. Школа просуществовала до 1752 г. По времени возникновения Школа математических и навигацких наук была первой и самой крупной реальной школой в Европе.

Морская академия создавалась по образцу французских морских училищ -- как привилегированное военное учебное заведение. Принимать в нее полагалось исключительно «молодых шляхтичей», но при Петре I в академии обучались дети и других сословий. Воспитанники имели ружья, обучались строю и несли караульную службу. Вся жизнь академии была организована на основе составленной для нее инструкции, которая требовала соблюдения твердого режима и строгой военной дисциплины. При отпусках с них брали подписку, что в случае неявки в срок виновный будет отправлен на каторжные работы, а за побег подвергнется смертной казни.

Академия подготовила в XVIII в. много крупных специалистов флота, при ней проходили практику морские гвардейцы и геодезисты. Из воспитанников академии отбирались учителя для цифирных, адмиралтейских и гарнизонных школ.

Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. Школы по изучению иностранных языков

В 1701 г. в Москве на новом пушечном дворе учреждается артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам». Руководителем этой школы был Я. В. Брюс.

Артиллерийско-инженерная школа делилась на нижнюю и верхнюю «школы». В нижних классах, или «русской школе», учили чтению, письму и счету, в верхней школе -- арифметике, геометрии, черчению, фортификации и артиллерии. Преподавателями в основном были русские офицеры.

В 1703 г. открылась Московская инженерная школа. В 1712 г. контингент ее учащихся был определен в 100--150 человек. Учащиеся сначала изучали арифметику и геометрию, для чего их нередко посылали в Школу математических и навигацких наук, а затем фортификацию. По документам известно, что в ней наряду с другими использовались книги Яна Амоса Коменского. В марте 1719 г. открылась Петербургская инженерная школа, с которой в 1723 г. слилась вышеупомянутая московская. После этого слияния число учащихся школы доходило до 176 человек. Заведовал школой известный инженер Де-Кулон, преподавателями работали русские офицеры. В школе последовательно изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, фортификацию.

В 1721 г. была учреждена Петербургская артиллерийская школа. В первой половине XVIII в. положено начало и медицинскому образованию. Первая школа для подготовки врачей, известная также под названием хирургической, была открыта при Московском военном госпитале в 1707 г. Во главе ее поставлен известный врач - голландец Николай Бидлоо. Учащиеся жили при госпитале, их обучали анатомии, хирургии, фармакологии, латинскому языку, рисованию. Теоретические занятия сочетались с практической работой, в госпитале. При нем был устроен «аптекарский огород», на котором выращивались лекарственные растения. Учащиеся собирали лекарственные травы, выращивали их на «аптекарском огороде», помогали в приготовлении лекарств.

При изучении анатомии и хирургии использовался анатомический атлас, составленный анатомом Г. Бидлоо, отцом Николая Бидлоо. При госпитале был свой анатомический театр. Теоретические занятия велись преимущественно на латинском языке. Первый выпуск из школы состоялся в 1713 г., последующие происходили регулярно через каждые пять лет.

В 1716 г. открылась вторая, Петербургская медицинская школа. Обучение в ней было организовано по образцу московской.

В связи с осуществлением административных реформ была сделана попытка организовать юридическое образование. Создавались особые школы для подготовки канцелярских служащих. 10 ноября 1721 г. был издан указ об учреждении школы для обучения подъячих.

В 1701 г. Н. Швимер, ректор школы Немецкой слободы (Москва), в которой учились дети иностранцев, был назначен в Посольский приказ переводчиком латинского, немецкого и шведского языков. Ему вменялось одновременно в обязанность учить тем же языкам «русских всяких чинов людей и детей, кто к тому учению будет ему дан». К Швимеру направили шесть мальчиков. Он учил их иностранным языкам по учебным книгам Я. А. Коменского и применял методы, рекомендованные великим славянским педагогом.

В 1703 г. учеников Швимера передали для продолжения образования новому учителю -- пленному пастору из Лифляндии Э. Глюку, который также обучал по заданию правительства трех русских юношей немецкому, латинскому и другим языкам. Глюк считался хорошо образованным человеком, способным учить «многим школьным и математическим и философским наукам на разных языках». Ранее он занимался организацией школ среди местного населения Прибалтики и для русских поселенцев. Глюк здесь начал перевод на русский язык учебных книг Я. А. Коменского.

Петр I ценил знания и опыт Глюка и охотно поддержал его предложение об учреждении в Москве «большой школы». В 1704 г. под школу Э. Глюка был отведен дворец боярина В. Ф. Нарышкина и приглашены иностранные учителя. В царском указе от 25 февраля 1705 г. говорилось, что школа открывается для обучения детей «всякого служилого и купецкого чина людей... которые своею охотою приходить и в тое школу записываться станут».

В штате школы предполагалось иметь пять профессоров и пять учителей. В школе преподавался и французский язык, желающие могли также изучать греческий, древнееврейский, сирийский и халдейский. Кроме иностранных языков предполагалось преподавание арифметики, географии, этики, политики и физики. Однако широкие замыслы организаторов школы не были осуществлены. После смерти Глюка (май 1705 г.) школа стала «разноязычной». В ней учились братья Исаак и Федор Веселовские и некоторые другие видные деятели того времени.

В Петербурге первая «разноязычная немецкая школа» («немецкие школы» -- школы, основанные иностранцами различных национальностей) была открыта в 1704 г. В 1711 г. здесь уже числилось четыре «разноязычные немецкие школы». В одной из них значилось 38 учеников и 9 учителей.

Цифирные (арифметические) школы

В начале XVIII в. правительство Петра I сделало первую попытку создать на всей территории России сеть государственных общеобразовательных начальных школ, которые подготовляли их к государственной светской и военной службе, для работы на заводах и верфях, к обучению в профессиональных школах. Организация общеобразовательных школ проводилась через Военную, Адмиралтейскую и другие коллегии, магистраты, а также церковь. Государственные школы для обучения детей грамоте и счету создавались при архиерейских домах, при верфях, горных заводах, воинских частях.

28 февраля 1714 г. Петр I издал указ об открытии во всех губерниях при архиерейских домах и в больших монастырях цифирных, или арифметических, школ, в которых надлежало «учить цифири и некоторую часть геометрии». Этим актом вводилось обязательное обучение для «дворянских и приказного чина, дьячьих и подьяческих детей от 10 до 15 лет».

Большие трудности возникли с набором учащихся, так как родители отказывались отдавать мальчиков в школы, находившиеся на большом расстоянии от их места жительства. Жестокие дисциплинарные меры также не располагали к ним детей и родителей.

Суровые меры не принесли желаемых результатов. Одно сословие за другим просило царя об освобождении от принудительной повинности учить сыновей в новых школах. В 1716 г. от обязательного обучения в цифирных школах освобождаются дворянские дети. В 1720 г. из разных городов стали поступать челобитные об освобождении детей посадского населения от обязательного обучения в цифирных школах. Петр I удовлетворил просьбу купцов и приказал принимать в учение посадских детей только по желанию их родителей. Вместе с тем Петр I в «Регламенте Главного магистрата» потребовал не пренебрегать государственными школами, оказывать им всяческое содействие и магистратам всех городов заботиться о содержании малых школ для обучения детей чтению, письму и арифметике.

Хотя цифирные школы не смогли утвердиться в качестве основного типа русской школы, все же в развитии русской педагогики они имели важное значение. Они являлись первыми светскими государственными школами в провинциальной части России. В них велось обучение арифметике, начальной геометрии, географии. Опыт цифирных школ послужил основанием для организации учебной работы светских школ других типов -- адмиралтейских гарнизонных и горнозаводских. Многие учителя цифирных школ перешли на работу в эти школы и продолжали плодотворно трудиться в области начального обучения.

Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы

В первой четверти XVIII в. возникают государственные гарнизонные и адмиралтейские школы для обучения детей солдат и матросов. Школы предназначались для подготовки унтер-офицеров и других лиц младшего командного состава армии и флота, а также мастеровых для строительства судов и обслуживания кораблей. Эти школы находились на полном государственном содержании. Первая гарнизонная школа для солдатских детей была открыта еще в 1698 г. при артиллерийской школе Преображенского полка. В ней обучали грамоте, счету и бомбардирскому делу. Школы для солдатских детей имелись также приартиллерийской и инженерной школах в Петербурге. В 1721 г. последовало распоряжение об учреждении гарнизонных школ при каждом полку на 50 солдатских детей для обучения их грамоте и мастерствам.

Специальный указ Петра I об учреждении адмиралтейских школ издан в 1717 г. В нем предлагалось адмиралтейскому ведомству «плотничьих, матросских, кузнечных и прочих мастерств всех записных учить русской грамоте и цифири». В официальных документах эти школы назывались «русскими» (основными предметами обучения в них были чтение, письмо и счет, преподавание шло на русском языке). Этим названием их отличали от «разноязычных», «немецких» и «латинских» школ того времени, в которых главными предметами обучения были иностранные языки.

Первая адмиралтейская русская школа открыта в Петербурге в 1719 г. В том же году подобные школы открыты в Кронштадте и Ревеле, а затем (около 1720 г.) в Таврове и при Петербургской партикулярной верфи (1722).

В первой четверти XVIII в. возникли и первые школы, готовившие квалифицированных рабочих и мастеров. Первая из них открыта в 1716 г. по инициативе коменданта Олонецкой провинции В. И. Геннина на Петровском заводе -- на территории Карелии. Адмиралтейская коллегия для обучения послала в школу первых ее учащихся -- 20 подростков из бедных дворянских семей. Еще до открытия этой школы там же, на Олонецких заводах, учили горному делу юношей, мобилизованных правительством для работы на горных заводах, а также 12 воспитанников «из нижних чинов» Московской школы математических и навигацких наук доменному, кузнечному и якорному мастерствам.

Гарнизонные, адмиралтейские, горнозаводские школы Урала и Олонецких заводов получили дальнейшее развитие во второй четверти XVIII в. Они сыграли положительную роль в распространении грамотности и технических знаний среди низших сословий, в подготовке кадров для армии и флота, строительного дела и промышленных предприятий.

Архиерейские школы

Верным соратником Петра I по преобразованию церкви, превращению ее в надежное орудие государства стал Прокопович, один из самых видных деятелей церковного просвещения. Ф. Прокопович составил «Духовный регламент». Утвержденный царем 25 января 1721 г., этот документ коренным образом изменил положение православной церкви в государстве и по-новому определил ее роль в общественной жизни. Церковь ставилась полностью в зависимость от государства. Управление ею поручалось Духовной коллегии. Она была отстранена от руководства государственными светскими школами.

Еще в 1701 г. по указанию Петра I провел реорганизацию Московской Славяно-греко-латинской академии. Были восстановлены «учения латинские» (латинский язык в то время был международным языком науки). Академия превращена в крупное высшее учебное заведение. Петр I неоднократно брал воспитанников этой академии для комплектования светских школ и для работы в государственных учреждениях.

В первой четверти XVIII в. была создана сеть новых духовных школ. Они открывались вначале по инициативе отдельных епископов, поддерживавших правительственные преобразования. Эти начальные духовные школы получили название архиерейских (устраивались под надзором архиереев, часто при их домах).

По «Духовному регламенту» епископам вменялось в обязанность открывать архиерейские школы для подготовки священников при всех архиерейских домах. На каждую школу полагался один учитель, «который бы детей учил не только чисто, ясно и точно в книгах честь... но учил бы честь и разуметь. На содержание учителей и учащихся епископам разрешалось в своей епархии проводить особый хлебный сбор с монастырских земель. В архиерейских школах предлагалось обучать детей чтению, письму, славянской грамматике, а также арифметике и части геометрии..

В Нижегородской школе было устроено три «школы» (класса): букварная, славяно-российская и эллино-греческая. Учащиеся устраивали концерты и сценические представления. Учебная работа проводилась по инструкции, специально составленной Ф. Прокоповичем, в которой был определен порядок учебных занятий и отдыха, устанавливались правила надзора за школьниками, давались наставления о поведении их в школе, общежитии, церкви, о соблюдении правил гигиены.

В 1721--1725 гг. было открыто 13 архиерейских школ. В большинстве этих школ обучали славяно-российской грамоте и церковной службе, нередко арифметике и геометрии. После издания «Духовного регламента» в архиерейские школы перешла значительная часть учащихся из цифирных (главным образом дети духовенства).

Деятели в области образования

Пр оект организации образования Ф. С. Салтыкова

Одним из представителей педагогической мысли первой четверти XVIII в. был также Федор Степанович Салтыков, родственник Петра I, сторонник преобразований России. В 1711 г. Петр I отправил его в Англию и Голландию закупать суда для русского флота. Из Англии Ф.С. Салтыков прислал Петру I две записки -- «Пропозиции» и «Изъявления, прибыточные государству». В этих записках он предлагал развивать промышленность и торговлю с помощью купеческих компаний, строить фабрики и заводы, устраивать ярмарки, расширять торговые связи с другими странами.

Автор записок настаивал на широком распространении образования и рекомендовал учредить во всех губерниях высшие учебные заведения по 2 тысячи студентов в каждом. Обучаться в них, по его замыслу, будут дворянские, купеческие и «всяких разночинов» дети. Для академий намечалась обширная программа: иностранные языки, грамматика, риторика, поэтика, философия, богословие, история, арифметика, геометрия, навигация, фортификация, артиллерия, механика, статика, гидростатика, оптика, архитектура, география. Предлагалось также учить «на лошадях ездить, на шпагах биться и танцевать».

Одним из первых в России Ф.С. Салтыков поставил вопрос об организации женского образования, предложив «во всех губерниях учинить женские школы и на то обратить женские монастыри». В школах обучать девочек от 6 до 15 лет. Программа женских школ значительно уступала академиям, ограничиваясь чтением, письмом, счетом, французским и немецким языками, рисованием, музыкой, пением и танцами. Кроме учителей в женских школах предлагалось иметь специальных надзирательниц, которые обучали бы школьниц внешним манерам и правилам поведения.

Ф.С. Салтыков предлагал также организовать солидные библиотеки в каждой губернии.

Проект организации школьного образования Ф. С. Салтыкова, не учитывавший реальных возможностей государства и особенностей России того времени, не мог быть осуществлен, но он является свидетельством относительно широких в стремлений передовых представителей дворянства в организации просвещения.

Педагогические высказывания Посошкова

И. . Посошков остро реагировал на все вопросы, возникавшие в общественной жизни России начала XVIII в. Горячий сторонник преобразований и развития отечественной промышленности, И. . Посошков твердо верил в большие возможности своего народа. Его перу принадлежат такие работы, как «Письмо о денежном деле», «О ратном поведении», «Зерцало очевидное», «Завещание отеческое сыну своему», «Книга о скудости и богатстве». Последнее произведение содержит проект реформ, направленных на превращение России в независимую, сильную, культурную и богатую страну. Вопросы образования и воспитания у И. . Посошкова являются составной частью его общественно-экономических проектов.

И. . Посошков настойчиво ставил вопрос об организации широкой сети школ в России. В своих сочинениях талантливый писатель и экономист неоднократно поднимал вопрос об улучшении печатного дела, о печатании книг на русском языке и создании учебников и пособий.

Особое значение И. . Посошков придавал распространению грамотности среди крестьян. В «Книге о скудости и богатстве» он пишет, что среди крестьян нег грамотных людей, поэтому необходимо «поневолить» крестьян для их же пользы отдавать детей учить грамоте. Их следует обучать чтению и письму три-четыре года, используя в качестве учителей духовенство. При этом автор считал необходимым обучать не только русских, но и детей других национальностей, населявших Россию. Он считал нужным определить законом, чтобы помещики позаботились о повсеместном обучении крестьянских детей.

Автор продумал и последовательность обучения указанным предметам: начинать обучение со славянского чтения; когда же в нем школьники «крепко навыкнут», перейти к славянской грамматике; после того как юноша научится писать и изучит арифметику (до деления), перейти к иностранным языкам и «художеству».

И. . Посошков мечтал о том, когда в России будет много хорошо знающих свое дело специалистов, которые смогут заменить иноземцев. Для того чтобы юноши смогли приобрести разносторонние знания, И. . Посошков не возражает посылать их за границу, рекомендуя при этом для них широкую программу обучения инженерному, корабельному и морскому делу. Он считает необходимым изучать иностранные языки; арифметику, которая, по его мнению, «всем математическим наукам дверь и основание есть», затем «сокращенную математику», включающую в себя геометрию, архитектуру и фортификацию; «ведение земного глобуса», «искусство земных и морских чертежей», компас, «течение Солнца» и др.

Ф. Прокопович как видный деятель просвещения

По поручению Петра I Прокопович написал лучший для того времени букварь «Первое учение отроком». Открытая им в 1721 г. в своем доме школа для сирот и бедных детей «всякого звания» считалась передовой школой того времени. В своих сочинениях Ф. Прокопович горячо доказывал, что «учение доброе и основательное есть корень всякой пользы обществу», советовал шире распространять грамотность среди населения и устраивать школы во всех епархиях.

В «Духовном регламенте» Ф. Прокопович разработал подробный план устройства высшей духовной школы -- академии, которая, по замыслу, должна была стать прежде всего общеобразовательной школой, открывать воспитанникам дорогу «к разным делам». По предлагаемому им учебному плану академии в ней должны были изучаться семь последовательных циклов предметов:

· грамматика «купно» с географией и историей;

· арифметика и геометрия;

· логика или диалектика;

· риторика «купно или раздельно» с поэзией;

· физика вместе с краткой метафизикой;

· политика;

· богословие.

Новым в учебном плане было выделение географии и истории в самостоятельные учебные дисциплины и введение особых циклов математики и физики, изучение политики, сокращение курса богословия с четырех до двух лет. Географию надлежало изучать «на карте» и «на глобусе», так, чтобы ученики могли показать, где находится та или иная часть света или государство. Указывая на связь географии и истории, Прокопович писал, что изучать историю без географии -- значит «как бы с завязанными глазами по улицам ходить».

Большое внимание Прокопович уделил подбору учителей и организации обучения. Важно, чтобы ученики видели «берег, к которому плывут», и охотнее брались бы за дело. Будучи сторонником строгого порядка и организации жизни учащихся, Прокопович рекомендовал составить «устав, что надлежит знать и делать ученикам по дням и по часам». При академии предлагалось открыть среднее учебно-воспитательное, заведение -- семинарию. За семинаристами предлагалось установить строгий надзор. Он предлагал организовать для учащихся разумное времяпрепровождение и полезные развлечения: проводить игры в саду и в помещении; организовать чтение книг -- «историй воинских», повестей «о мужах, во учении просиявших» и многих других.

школа морской навигацкий петр

Заключение

Правительство Петра I проводит многочисленные просветительские реформы при самом активном и деятельном участии самого царя, в результате которых организуются светские государственные учебные заведения. Среди них выделилась крупнейшая Московская школа математических и навигацких наук, просуществовавшая более 50 лет и подготовившая большое число специалистов, в том числе и учителей первых светских школ.

В течение длительного времени Петр I вел разнообразную деятельность по созданию материальной базы и всего необходимого для организации Академии наук, ее открытие состоялось уже после смерти царя в 1725г. Петровские школы и Академия наук положили начало формированию в России людей, профессией которых стал умственный труд, культурная, просветительская и научная деятельность.

Использованная литература

1. Смирнов А.В. Русская школа в первой четверти XVIII века \ Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (т. 2) (отв.редактор Шабаева М.Ф.) - М.: «Педагогика», 1973. (299 стр)

2. Смирнов А.В. Русская педагогическая мысль первой четверти XVIII века \ Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (т. 2) (отв.редактор Шабаева М.Ф.) - М., 1973.

3. Егоров С.Ф. История педагогики в России. Хрестоматия. - М.: Издательский центр «Академия», 1999 (400стр).

4. Егоров С., Вендровскоя Р., Никандров Н. Образование в России: вехи истории; государственная педагогика XVII - середина XIX вв. \ Педагогика народов мира История и современность (автор-составитель Салимова К.И.,Додде Н.) - М.: «Педагогическое общество России», 2001 (255стр).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Прогрессивные реформы Петра I в области просвещения. Школа математических и навигацких наук. Морская академия. Школы артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих, по изучению иностранных языков. Цифирные (арифметические) школы. Учебная литература.

    контрольная работа , добавлен 11.01.2008

    Краткая биография Петра I. Реформы Петра I в образовании. Открытие школы математических и навигацких наук, Морской академии, школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. Ранние года, учеба и трудовая деятельность М.В. Ломоносова.

    реферат , добавлен 30.11.2015

    Период становления отечественного математического образования. Идея ценности образования в России. Использование научно-образовательного потенциала Европы. Основание школы математико-навигацких наук. Ее преподавательский состав. Организация обучения.

    презентация , добавлен 20.09.2015

    Становление российского флота со времен строительства Морской академии в Санкт-Петербурге при Петре I. Подготовка специалистов в области навигации, артиллерии, фортификации и устройства корабля. Развитие военно-морской теории и мореведческих наук.

    контрольная работа , добавлен 29.12.2010

    Сближение России с Западом. Первые реформы в области образования. Открытие Навигацкой школы. Особенности обучения в школах. Открытие медицинской школы в 1706 году. Библиотека и пресса при Петре I. Гимназии, университетские курсы и академия в России.

    реферат , добавлен 31.05.2010

    Отличительные черты образования при Петре I. Реформа алфавита, упрощение его начертания. Выход первой русской печатной газеты "Ведомости" в 1702 году. Создание школы математических и навигационных наук в Москве. Архитектурные традиции, парковое искусство.

    презентация , добавлен 17.10.2010

    Быт и нравы петровской эпохи. Система образования и ее совершенствование в I четверти XVIII века. Удовлетворение государственной потребности в управленческих кадрах как основная задача образования. Создание школы математических и навигацких наук.

    презентация , добавлен 05.04.2011

    Характеристика реформ Петра Великого в области просвещения, науки, культуры и быта. Издание указа об изменении летоисчисления в России, перенос столицы в Петербург. Повышение грамотности населения, развертывание книгопечатания. Развитие науки и техники.

    реферат , добавлен 02.07.2012

    История создания Академии наук в Российской Империи как центра развития науки и просвещения. Цели, которые ставил перед ней Петр I. Привлечение талантливой молодежи и видных ученых из различных европейских стран. Формирование русской интеллигенции.

    эссе , добавлен 24.11.2015

    Изучение основных направлений внешней политики России при Петре Первом. Анализ исторических предпосылок его реформ. Создание Великого посольства, его задачи. Северная война - борьба за выход к Балтийскому морю. Прутский и Каспийский (Персидский) походы.

1. Общая характеристика

2. Цифирные школы.

3. Другие типы школ профессиональной подготовки.

4. Духовные учебные заведений

1. Все представленные на рассмотрение Петру I проекты организации образования в полной мере реализованы не были. Однако под влиянием этих проектов единый тип образования, характерный для допетровского времени, разделился на два направления - церковное и светское, причем в рамках последнего возникли различные профессиональные школы.

Главные характеристики новой организации образования:

профессиональная направленность,

преобладание сословности - внутренняя политика Петра I характеризовалась стремлением к возвышению дворянского сословия.

2. Первой попыткой петровского правительства создать в России сеть государственных начальных школ, доступных достаточно широким народным слоям, было открытие цифирных школ. Они учреждались согласно указу царя от 1714 года для детей от 10 до 15 лет с целью подготовки части народа к государственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах, верфях. Цифирные школы рассматривались также как подготовительный этап для последующей профессиональной подготовки.

В качестве учителей использовались ученики московской Школы математических и навигацких наук.

Цифирные школы не получили поддержки практически среди всех сословий и не могли стать базовым типом новой русской школы. Трудности материального плана постепенно привели к почти повсеместномуих закрытию. Однако опыт их создания, безусловно, обогатил отечественную педагогическую практику.

3. Для обучения детей солдат и матросов в начале XVIII века открывались гарнизонные и адмиралтейские школы, цель которых состояла в подготовке младшего командного состава армии и флота, мастеров по строительству, обслуживанию кораблей. Первая гарнизонная школа начала работу еще в 1698 году при артиллерийской школе Преображенского полка. В ней обучали грамоте, счету, бомбардирскому (артиллерийскому) делу, а в 1721 году вышел указ о создании такого рода школ при каждом полку.

В это же время создавались горнозаводские школы, в которых готовили квалифицированных рабочих и мастеров. Первая была открыта в 1716 году на Петровском заводе в Карелии, куда собрали 20 детей из бедных дворянских семей и стали обучать их чтению-письму, геометрии, арифметике, артиллерии, горному делу.

В 1701 году в Москве под руководством Якова Вилимовича Брюса (1670 -173S) начала работу государственная артиллерийско-инженерная школа для обучения "пушкарских и иных посторонних чинов людей детей их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам". Однако постепенно школу стали посещать почти исключительно дворянские дети. Школа делилась на две ступени: нижняя, или "русская", учила письму, чтению, счету; верхняя - арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии.



В начале XVIII века преимущественно для дворянских детей последовательно открывались новые учебные заведения - Московская инженерная школа (1703), Петербургская инженерная школа (1719), Петербургская артиллерийская школа и др.

В 1707 году в Москве при военном госпитале была открыта школа для подготовки врачей - Хирургическая школа. В содержание обучения входили анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование; обучение велось преимущественно на латинском языке. Теоретическая подготовка сочеталась с практической работой в госпитале. При школе имелся "аптекарский огород", на котором учащиеся выращивали лекарственные растения. Был свой анатомический театр.

Проблема профессиональной подготовки коснулась и государственного аппарата. Для удовлетворения этой потребности открывались школы, где готовились канцелярские служащие (1721).

Образцом служила Школа математических и навигацких наук, открытая в Москве в помещении Сухаревой башни. Личным указом Петра I в 1707 году здесь была введена жесткая система наказаний учащихся за провинности разного рода. В 1715 году школа была переведена в Петербург и переименована в Морскую академию.

4. Значительные преобразования произошли в петровское время и в традиционных для России духовных учебных заведениях, через которые еще в XVII веке в страну стало проникать западноевропейское образовательное влияние.

Сначала доступ в епархиальные школы и духовные семинарии был достаточно открытым. Однако по мере возникновения светских, профессиональных школ эти учебные заведения стали восприниматься как профессиональные.

В первой четверти XVIII века была создана сеть новых духовных школ. Они получили название архиерейских, были только начальными и открывались по инициативе тех духовных служителей, которые поддерживали преобразования в государстве. Такие школы были созданы в Чернигове, Тобольске, Ростове, Смоленске. Вскоре епископов обязали открывать школы для подготовки священников при всех архиерейских домах. Предполагалось, что в них будут обучать детей чтению, письму, славянской грамматике, арифметике и геометрии.

Наиболее значительной была деятельность Новгородской архиерейской школы.

1. Проблема светского образования. Создание государственной системы образования в России начинается только с петровской эпохи. В Московской Руси по существу не было государственных образовательных учреждений. Обучение (преимущественно письму и чтению) проводилось частным образом духовными лицами и не выходило за рамки знания Псалтыри и житий святых. На Стоглавом соборе 1551 г. вопрос о создании училищ "в царствующем граде Москве и по всем градом" рассматривался исключительно под углом зрения подготовки церковнослужителей.

Назначенные "по благословению своего святительства", т. е. епископа, "долблие" попы, дьяконы и дьяки должны были учить "своих учеников страху Божию и грамоте, и честь и петь, со всяким духовным наказанием", блюдя "их от всякаго растления, наипаче же от всякаго содомскаго греха и рукоблудия и ото всякия нечистоты, чтобы им... пришед в возраст, быть достойными священническому чину".

Само государство еще не сознавало потребности в ученых людях: объем его прерогатив был относительно невелик и целиком удовлетворялся теми же "грамотниками", прошедшими поповскую выучку.

Положение начинает меняться с середины XVII в., когда Россия порывает с самоизоляцией и выходит на арену международной жизни. В делах государства важнейшее значение приобретает светский фактор , изменивший представление о содержании образованности и просвещения. Понимание учености больше не замыкается на знании человеком Священного писания и творений отцов церкви. Ценными стали знания мирские, позволявшие создавать материальные блага. Укрепление государственности требовало большого числа чиновников, подготовленных к службе в центральных и местных органах управления.

Снятию остроты проблемы на первых порах способствует присоединение Украины к России. В Москву устремились целые когорты западнорусских "нехаев", получивших высшее образование в Киево-Могилянской академии. Они-то и составили первый костяк русской интеллигенции. Белорус Симеон Полоцкий создает Заиконоспасское училище, где готовят кадры для посольского дела. В конце XVII в. учреждается Славяно-греко-латинская академия, профессорами которой в основном были украинцы.

Однако их деятельность не могла быть вполне свободной, поскольку им приходилось считаться с господствующим положением духовной власти. Церковь же была неумолима и настойчиво требовала запрещения всего "иностранного". Патриарх Иоаким прямо наставлял царей Ивана и Петра: "...да никако же они, государи, попустят кому христианом православным в своей державе с еретиками иноверцами, с латины, лютеры, калвины, безбожными татары... общения в содружестве творити, но яко врагов Божиих и ругателей церковных, тех удалятися; да повелевают царским своим указом, отнюдь бы иноверцы... обычаев своих иностранных на прелесть христианом не вносили бы, и сие бы им запретить под казнию накрепко".

Становилось ясно: без подавления церковной оппозиции невозможно осуществить успешное развитие светского образования. При поддержке питомцев Киево-Могилянской академии Петр I и принимается за решение этой трудной задачи, доводя дело до упразднения патриаршества.

2. Светское образование при Петре I. Первым светским учебным заведением в России была открытая по указу Петра I от 14 января 1701г. «Школа математицких и навигацких наук» в Москве. В нее принимали не только дворянских недорослей, но также детей приказных и других служилых людей. Их обучали морскому делу, артиллерии и инженерству. На базе Навигацкой школы в 1715 г. в Петербурге была создана Морская академия, а несколько ранее - Артиллерийская школа в Москве. Таким образом, общая направленность светского образования в петровское время всецело определялось диктатом военных интересов.

Это же верно и в отношении медицинского образования. В условиях Северной войны армия и флот остро нуждались в медиках, поэтому в 1707 г. при Московском военном госпитале организуется Медицинская школа. Поскольку для обучения медицине необходимым было знание латинского языка, то по указу Петра I школа была укомплектована учащимися Славяно-греко-латинской академии, владевшими этим "еретически речением". Тогда же в Петербурге при Сухопутном и Морском госпитале открылась Хирургическая школа, преобразованная в 1797 г. в Медико-хирургическую академию. Статус Военно-хирургической академии приобрела и Медицинская школа в Москве.

Если прибавить к этому многочисленные "цифирные", солдатские и прочие школы, то можно говорить о формировании светской профессиональной школы в петровскую эпоху.

3. Учреждение Академии наук. В намерение царя-преобразователя входило и создание Академии наук, которая на манер Синода могла бы осуществлять руководство всем научно-образовательным делом в России. В соответствии с подготовленным регламентом "самолутчие ученые люди" должны были:

"1) науки производить и совершать, однако-жде так, чтоб оне тем наукам

2) младых людей... публично обучали и что оне

3) некоторых людей при себе обучили, которые бы младых людей первым рудиментам (основательствам) всех наук паки обучать могли". Словом, предполагалось учредить "такое здание", т. е. ведомство, которое "с малыми убытками тое ж бы с великою пользою чинило, что в других государствах три разных собрания (академия, университет и гимназия) чинят".

Петр I хотел немедленным перенесением на русскую почву плодов западноевропейской учености сразу добиться "размножения наук" и заведения "вольных художеств и мануфактур". Открытие Академии состоялось 28 января 1724 г.

Отсутствие "русских, хто учен и к тому склонность имеет", заставило для начала обратиться к иностранным ученым. По поручению Петра I их вербовкой занимались библиотекарь царской библиотеки И. Д. Шумахер и лейб-медик Л. Л. Блюментрост, обладавшие широкими связями и знакомствами в научном и дипломатическом мире. Их усилия увенчались успехом, и с июня 1725 г. в северную столицу стали съезжаться первые приглашенные академики, в их числе:

  • профессора математики Я. Герман, X. Гольдбах и И. Бернулли,
  • профессор физиологии (затем математики) Д. Бернулли,
  • профессор физики Г. Б. Бильфингер,
  • профессор астрономии Ж. Н. Делиль,
  • профессор ботаники И. X. Буксбаум,
  • профессор медицины, анатомии, хирургии и зоологии И. Г. Дювернуа,
  • профессор химии и практической медицины М. Бюргер,
  • профессор греческих и римских древностей Г. 3. Байер,
  • профессор юриспруденции И. С. Бекен-штейн,
  • профессор элоквенции и церковной истории И. X. Коль,
  • профессор логики и метафизики X. Мартини,
  • профессор нравоучительной философии X. Ф. Гросс. 20 ноября 1725 г. первым президентом Академии назначается Блюментрост.

4. Деятельность Академии наук. Засилье иностранцев не могло способствовать сколько-нибудь быстрому "обрусению" Академии. Будь жив Петр I (он неожиданно умер 28 января 1725 г.), возможно, все повернулось бы иначе. Но ни Екатерина I, ни сменивший ее на престоле Петр II, а тем более Анна Иоанновна не обладали даже приблизительным пониманием того, чем должна заниматься наука. Начавший было функционировать университет зачах на самом корню: не было русских студентов. Попытка выписывать их из-за границы оказалась бесперспективной.

Кризис Академии усугубился после перевода Блюментроста в январе 1728 г. в Москву. В течение последующих 35 лет Академией безраздельно распоряжались Шумахер, ставший к тому времени советником Академической канцелярии, и его зять И. И. Тауберт. Основным их занятием было угождение власти. Академики превращаются в своего рода "потешных людей", тратя время и силы на организацию фейерверков для придворных торжеств, сочинение поздравительных од царским персонам и их фаворитам.

Неудивительно, что в обществе появлялись серьезные сомнения в пользе этого учреждения. Все думали, что "учения будут тамо главны", а вышли только одни "палаты славны", - сокрушался Антиох Кантемир. Он резко высмеивал парадность официальных академических собраний:

Иной бедный, кто сердцем учиться желает,
Всеми силами к тому скоро поспешает,
А пришед, комплиментов увидит немало,
Высоких же наук там тени не бывало!

Ко всему этому добавился общий упадок дворянского образования. Смерть Петра I в широких дворянских кругах была воспринята как освобождение от всех стеснительных обязанностей , наложенных на них царем, в том числе и от обязанности овладения школьной наукой. Снять с себя заботу о просвещении "благородного сословия" не прочь были и сами его ближайшие преемники. По закону 1737 г. дворянским сыновьям предоставлялось право получать образование на дому, не связывая себя какой бы то ни было официальной программой. К чему это привело - видно на примере фонвизинского Митрофанушки.

5. Образовательная политика Елизаветы Петровны. Некоторое оживление в области образовательной политики намечается в 50-60-е годы XVIII в., когда на престол восходит императрица Елизавета Петровна. При ней был открыт Московский университет (1755), в котором разрешалось "всем желающим изучать бесплатно любые науки". Этой демократической мерой он обязан прежде всего М. В. Ломоносову. При университете были созданы две гимназии - для дворян и для разночинцев. Из их выпускников составился основной контингент студентов.

Не менее значительным событием елизаветинской эпохи стало и учреждение в Петербурге Академии художеств, открытие которой состоялось 17 ноября 1757 г. Первым ее "главным директором" был назначен И. И. Шувалов, приобретший к тому времени известность своими хлопотами об основании Московского университета.

6. Реформы Екатерины II. Большое внимание развитию школьной системы уделяется в царствование Екатерины II. Признавая Россию европейской державой, императрица желала насадить в своем новом отечестве и европейское просвещение. Она постоянно сносилась с видными иностранными писателями , учеными и философами, спрашивая у них советов о школьных делах, предлагая им составлять записки и проекты о распространении народного образования. В 1762 г. Екатерина II предложила Ж. Даламберу занять должность воспитателя великого князя Павла Петровича, с тем чтобы провести одновременно подготовку общей учебной реформы, но тот отказался.

От имени императрицы обращались и к известному берлинскому педагогу Георгу Зульцеру, однако и он не решился на переезд в Россию, ограничившись составлением для Екатерины II «Мнения об учреждении народных школ» (1773). Не откликнулись на призыв также Д. Дидро и Ф. Гримм, с которыми российская монархиня состояла в длительной переписке. Екатерине II не оставалось ничего другого, как довольствоваться более скромными персонами, возложив проведение школьной реформы на одного из своих сподвижников И. И. Бецкого и приглашенного австрийского серба Ф. И. Янковича де Мириево.

Бецкой был последователем педагогической теории Дж. Локка и вслед за ним отдавал приоритет воспитанию над образованием. Добросердечие и нравственность он ставил выше всяких знаний. Поэтому начинать надо с воспитания добродетели, которая только и "делает... доброго и прямого гражданина". "Держась сего неоспоримого правила, -писал Бецкой, - единое токмо средство остается, то есть произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу, или новых отцов и матерей, которые бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и от них дети передали бы паки своим детям, и так следует из родов в роды в будущие веки".

Для исполнения "великого сего намерения" Бецкой предлагал завести закрытые воспитательные училища, где могли бы содержаться дети обоего пола с 5-6 лет до 18-20 лет безвыходно, не имея "ни малейшего с другими сообщения", кроме ближайших родственников, да и то в присутствии начальников. "Ибо неоспоримо, - доказывал он, - что частое с людьми без разбору обхождение вне и внутрь оного весьма вредительно, а наипаче во время воспитания такого юношества, которое долженствует непрестанно взирать на подаваемые ему примеры и образцы добродетелей" .

Таким образом, Бецкой высказывал сомнение не только в эффективности существующей системы образования, но и всего традиционного русского семейного воспитания . По планам екатерининского реформатора возникли воспитательные училища при Академии художеств и Академии наук, коммерческие училища в Петербурге и Москве, был преобразован Сухопутный шляхетский корпус, учрежденный еще в 1731 г. Бецкой организовал особые школы для разночинцев, детей купцов, мещан и т. д. Не было забыто и женское образование: сперва создается Смольный институт в Петербурге, а затем по его образцу и "институты благородных девиц" в других городах, которые позднее с некоторыми изменениями были преобразованы в женские гимназии.

Однако Екатерину II не устраивает в полной мере эта система "сердечного" воспитания. В ее представлении "гражданин" - не просто добросовестный человек, но подданный, слуга Отечества.

Поэтому она останавливается на австрийской системе воспитания, творцом которой был монах-августинец И. И. Фельбигер, автор широко известного трактата «О должностях человека и гражданина». Суть его педагогических рецептов сводилась к четырем основным "заповедям":

  1. не говорить, ни делать что-либо предосудительное в рассуждении правительства;
  2. повиноваться властям;
  3. иметь упование на прозорливость и праводушие правительства;
  4. во всем выказывать рвение и исполнительность.

Именно из этих принципов и складывается любовь к Отечеству , причем независимо от того, является ли оно "вольной республикой" или монархией, подчеркивал Фельбигер.

Осуществлять данную программу было поручено Янковичу де Мириево, служившему до того директором народных училищ в сербской провинции Австрии. В соответствии с представленным им Екатерине II проектом, в Российской империи повсеместно предполагалось учредить четырехклассные губернские ("главные") и двухклассные уездные ("малые") народные училища. Они должны были быть бессословными и содержаться за счет государства.

Екатерина II одобрила этот проект, увеличив лишь срок обучения в губернских училищах до пяти лет ввиду возможности по их окончании поступать в университет. В 1786 г. она утвердила «Устав народных училищ». Янкович де Мириево был назначен начальником Главного училищного правления. Всего в царствование Екатерины II было открыто 223 учебных заведения.

Конечно, этого для столь обширной империи с более чем 25-миллионным населением было мало, однако здесь важна общая тенденция, заданная реформой, а именно упор на начальное обучение как "единственно верное средство для всеобщего образования народа" .

Петр I (Петр Алексеевич, Первый, Великий) – последний московский царь и первый российский император . Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича Романова от его второй жены боярыни Натальи Нарышкиной. Родился в 1672 году 30 (9) мая (июня) .

Краткая биография Петра I представлена ниже (Петр 1 фото также) .

Отец Петра умер, когда ему исполнилось 4 года, и его официальным опекуном стал старший брат, царь Федор Алексеевич, к власти в Москве пришла сильная партия бояр Милославских (матерью Федора была первая жена Алексея Мария Милославская).

Вконтакте

Воспитание и образование Петра I

Все историки едины в своем мнении об образовании будущего императора. Они считают, что оно было максимально слабым. До года его воспитывала мать, а до 4 лет - няньки. Потом за образование мальчика взялся дьяк Н. Зотов. У мальчика не было возможности обучаться у известного Симеона Полоцкого, который обучал его старших братьев, так как патриарх московский Иоаким, начавший борьбу с «латинизацией», настоял на удаление Полоцкого и его учеников от двора. Н. Зотов обучил царя грамоте, закону Божьему и начальному счету. Писал царевич плохо, словарный запас его был скудным. Впрочем, в дальнейшем Петр восполнит все пробелы в своем образовании.

Борьба Милославских и Нарышкиных за власть

В 1682 году умер Федор Алексеевич , не оставив наследника мужского пола. Бояре Нарышкины, воспользовавшись возникшей смутой и тем фактом, что царевич Иван Алексеевич, следующий по старшинству брат, был душевно болен, возвели на престол Петра, а регентшей сделали Наталью Кирилловну, опекуном же был назначен близкий друг и родственник Нарашкиных боярин Артамон Матвеев.

Бояре Милославские под предводительством царевны Софьи, старшей дочери Алексея Михайловича, начали подстрекать стрельцов, которых в Москве было около 20 тысяч, к бунту. И бунт произошел; в результате были убиты боярин А. Матвеев, его сторонник, боярин М. Долгорукий, многие из рода Нарышкиных. Царица Наталья была отправлена в ссылку, а на престол возвели и Ивана, и Петра (причем старшим считался Иван). Регентшей при них стала царевна Софья, заручившаяся поддержкой предводителей стрелецкого войска.

Ссылка в Преображенское, создание потешных полков

После церемонии венчания на царство юный Петр был отправлен в село Преображенское. Там он рос, не чувствуя никаких ограничений. Очень скоро всем окружающим стал понятен интерес юного царевича к военному делу. С 1685 по 1688 год в селе создавались Преображенский и Семеновский (по названию соседнего с Преображенским села, Семенова) потешные полки, создавалась «потешная» же артиллерия .

В это же время царевич заинтересовался морским делом и заложил первую верфь на Плещеевом озере под Переславлем — Залесским. Так как среди русских бояр, знающих морскую науку, не нашлось, наследник престола обратился к иностранцам, немцам и голландцам, жившим в Немецкой слободе в Москве. Именно в это время он познакомился с Тиммерманом, который обучал его геометрии и арифметике, Брандтом, который изучал с ним навигацию, Гордоном и Лефортом, которые в будущем станут его ближайшими сподвижниками и соратниками.

Первый брак

В 1689 году по приказу матери Петр женился на Евдокии Лопухиной, девушке из богатого и знатного боярского рода. Царица Наталья преследовала три цели: связать сына с родовитыми московским боярами, которые в случае необходимости окажут ему политическую поддержку, объявить о совершеннолетии мальчика-царя и, как следствие, его возможности самостоятельно править, и отвлечь сына от его немецкой любовницы, Анны Монс. Царевич не любил жену и очень быстро оставил ее в одиночестве, хотя от этого брака родился царевич Алексей, будущий наследник императора.

Начало самостоятельного правления и борьба с Софьей

В 1689 году вспыхнул очередной конфликт между Софьей и Петром, который желал править самостоятельно. Вначале на сторону Софьи встали стрельцы во главе с Федором Шакловитым, но Петр сумел переломить ситуацию и вынудил Софью отступить. Она отправилась в монастырь, Шакловитый был казнен, а старший брат Иван полностью признал право младшего брата на престол, хотя номинально, до свой смерти в 1696 году, оставался соправителем. С 1689 по 1696 год делами в государстве занималось правительство, сформированное царицей Натальей. Сам же царь полностью «отдался» своим любимым делам – созданию армии и флота.

Первые самостоятельные года правления и окончательное уничтожение сторонников Софьи

С 1696 года Петр начал править самостоятельно , избрав для себя приоритетной задачей продолжение войны с Османской империей. В 1695, 1696 годах он предпринял два похода с целью захватить турецкую крепость Азов на Азовском море (Петр сознательно отказался от походов в Крым, считая, что его армия еще не достаточно сильна). В 1695 году взять крепость не удалось, а в 1696 году, после более тщательной подготовки и создания речного флота, крепость была взята. Так Петр получил первый порт на южном море. В этом же 1696 году на Азовском море была заложена еще одна крепость, Таганрог, которая стала бы форпостом для русских сил, готовящихся напасть на Крым с моря.

Однако нападение на Крым означало войну с Османами, а царь понимал, что для такой кампании сил у него еще мало. Именно поэтому он начал усиленно искать союзников, которые поддержали бы его в этой войне. С этой целью им было организованно так называемое «Великое посольство» (1697-1698 гг.).

Официальной целью посольства, которое возглавил Ф. Лефорт, было налаживание связей с Европой и обучение недорослей, неофициальной — заключение военных союзов против Оманской империи. Царь также отправился с посольством, правда, инкогнито. Он посетил несколько немецких княжеств, Голландию, Англию и Австрию. Официальные цели достигнуты были, а вот найти союзников для войны с Османами не удалось.

Петр намеревался посетить еще Венецию и Ватикан, но в 1698 году в Москве началось восстание стрельцов, подстрекаемых Софьей, и Петр был вынужден вернуться на родину. Стрелецкое восстание было им жестоко подавлено. Софья пострижена в монастырь. Свою жену, Евдокию Лопухину, Петр тоже отправил в монастырь в Суздаль, но подстрижена в монахини она не была, так как этому воспротивился патриарх Адриан.

Строительство империи. Северная война и экспансии на Юг

В 1698 году Петр полностью распустил стрелецкое войско и создал 4 регулярных полка, которые стали основой его новой армии . Такой армии еще не было в России, но она была нужна царю, так как он собирался начать войну за выход к Балтийскому морю.Воевать со Швецией, тогдашним гегемоном Европы, предложили Петру курфюрст Саксонии, правитель Речи Посполитой, и датский король. Им нужна была слабая Швеция, а Петру выход к морю и удобные гавани для строительства флота. Поводом к войне стала якобы обида, нанесенная царю в Риге.

Первый этап войны

Начало войны нельзя назвать удачным. 19 (30).11.1700 года русская армия была разгромлена под Нарвой. Потом Карл XII , король Швеции, разгромил союзников. Петр не отступился, сделал выводы и реорганизовал армию и тылы, проведя реформы по европейскому образцу. Они тут же дали свои плоды:

  • 1702 год – захват Нотебурга;
  • 1703 год – захват Ниеншанца; начало строительства Санкт-Петербурга и Кронштадта;
  • 1704 год – захват Дерпта и Нарвы

В 1706 год Карл XII , уверенный в своей победе после укрепления в Речи Посполитой, начал прорываться на юг России, где ему обещал поддержку гетман Украины И. Мазепа. Но сражение у деревни Лесной (русскую армию возглавлял Ал. Меньшиков) лишило шведскую армию фуража и боеприпасов. Скорее всего, именно этот факт, а еще полководческий талант Петра I привели к полному разгрому шведов под Полтавой.

Шведский король бежал в Турцию, где хотел добиться поддержки турецкого султана. Турция вмешалась, и в результате неудачного Прутского похода (1711 год) Россия была вынуждена вернуть Турции Азов и отказаться от Таганрога. Потеря была тяжелой для России, но мир с Турцией удалось заключить. После этого последовали победы на Балтике:

  • 1714 год – победа у м. Гангут (в 1718 погиб Карл XII и начались мирные переговоры);
  • 1721 год – победа у острова Гренгам.

В 1721 году был заключен Ништадтский мир, по которому Россия получила:

  • выход к Балтике;
  • Карелию, Эстляндию, Лифляндию, Ингрию (но России пришлось отдать Швеции завоеванную Финляндию).

В этом же году Петр Первый провозгласил Россию Империей, а себя наделил титулом императора (причем, в короткое время этот новый титул Петра I московского царя признали все европейские державы: кто мог оспорить решение, принятое самым сильным правителем тогдашней Европы?).

В 1722 – 1723 году Петром Первым был предпринят Каспийский поход, закончившийся подписанием Константинопольского мира с Турцией (1724 год), которая признавала за Россией право на западные берега Каспия. Такой же договор был подписан и с Персией.

Внутренняя политика Петра I . Реформы

С 1700 по 1725 года Петр Первый проводил реформы , которые так или иначе затронули каждую сферу жизни государства Российского. Наиболее значимые из них:

Финансы и торговля:

Можно сказать, что именно Петр Первый создал промышленность России, открывая государственные и помогая создавать частные мануфактуры по всей стране ;

Армия:

  • 1696 — начало создания российского флота (Петр сделал все, чтобы российский флот стал за 20 лет самым сильным в мире);
  • 1705 — введение рекрутской повинности (создание регулярной армии);
  • 1716 — создание Военных уставов;

Церковь:

  • 1721 – отмена патриаршества, создание Синода, создание Духовного регламента (церковь в России полностью подчинилась государству);

Внутреннее управление:

Дворянское право:

  • 1714 — указ о единонаследии (запрет дробить дворянские поместья, приведший к укреплению дворянского землевладения).

Семья и личная жизнь

После развода с Евдокией Лопухиной Петр женился (в 1712) на своей давней любовнице Екатерине (Марте Скавронской) , с которой состоял в связи с 1702 года и от которой уже имел несколько детей (в том числе Анну, мать будущего императора Петра III , и Елизавету, будущую российскую императрицу). Он венчал ее на царство, сделав императрицей и соправительницей.

Со старшим сыном, царевичем Алексеем, у Петра были сложные отношения, приведшие к измене, отречению от престола и смерти первого в 1718 году. В 1722 году император издает указ о престолонаследии, в котором говорится о том, что император вправе сам назначить себе наследника. Единственным же наследником мужского пола по прямой линии был внук императора — Петр (сын царевича Алексея). Но кто займет престол после смерти Петра Первого, до конца жизни императора так и оставалось неизвестным.

Петр обладал суровым характером, был вспыльчив, но о том, что это была яркая и неординарная личность, можно судить по фото, сделанным с прижизненных портретов императора.

Практически всю свою жизнь Петр Первый страдал от почечнокаменной болезни и уремии. От нескольких приступов, случившихся между 1711-1720 гг., он вполне мог умереть.

В 1724-1725 году болезнь усилилась и император страдал от жутких приступов боли. Осенью 1724 году Петр сильно простудился (долго простоял в холодной воде, помогая морякам спасать севший на мель бот), и боли стали беспрерывными. В январе император слег, 22 числа исповедовался и принял последние причастие, а 28-го, после продолжительной и мучительной агонии (фото Петра I, сделанное с картины «Император на смертном одре», доказывает этот факт), Петр Первый умер в Зимнем дворце Санкт-Петербурга .

Врачами был поставлен диагноз воспаления легких, а после вскрытия стало понятно, что у императора началась гангрена после того, как мочевой канал окончательно сузился и закупорился камнями.

Похоронен император был в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Его правление закончилось.

28-го же января, при поддержке А. Меньшикова, императрицей стала Екатерина Алексеевна, вторая жена Петра Первого.