Приключения эраста фандорина. Персонаж Эраст Петрович Фандорин: биография, описание и интересные факты

Эраст Петрович Фандорин - герой, которого придумал российский писатель . Главное действующее лицо серии исторических детективов, действие которых разворачивается во второй половине XIX и начале ХХ века в Москве, Петербурге, на Балканах, в Японии, в США и Европе. По задумке автора, каждая новая книга представляет один из существующих детективных жанров, поэтому каждый роман о Фандорине имеет свои особенности и подзаголовок - этнографический детектив, конспирологический детектив, герметический детектив, шпионский детектив и т.д.

Характеристика героя соответствует аристократическому идеалу XIX века. Фандорин благороден, прекрасно образован, неподкупен и верен принципам, хорош собой и для своего времени высок ростом (1,78 м), имеет безукоризненные манеры. Дамы относятся к Эрасту Петровичу с интересом, но герой, в силу драматических обстоятельств, остается одинок. Есть у героя и «суперспособности» - Эраст Петрович неизменно выигрывает в азартных играх и спорах. Своеобразная компенсация за печальную участь отца.


Судьба героя драматична. Фандорин происходит из старинной дворянской семьи, однако мать умирает при родах, а отец со временем разоряется из-за пристрастия к азартным играм и сомнительным финансовым прожектам. После смерти отца от сердечного приступа молодой человек остается вовсе без средств к существованию. У Эраста нет денег даже на то, чтобы оплатить собственную учебу в университете и продолжить образование. Чтобы обеспечить себе жизнь, достойную его положения, герой поступает на службу в московское полицейское управление.

Биография Эраста Фандорина

Особенность серии о Фандорине в том, что порядок книг не соответствует тому порядку, в каком происходили события по внутренней хронологии романов. Факты биографии героя разбросаны по романам и сборникам.

После смерти отца молодой Фандорин служит письмоводителем в сыскном управлении в низшем гражданском чине коллежского регистратора. Здесь герой вовлекается в опасное дело, связанное с тайным обществом – могущественной организацией «Азазель». Расследование начинается с самоубийства московского студента. Распутав этот клубок, Эраст Петрович попадает на службу в Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, занятое сыском и следствием по политическим делам.


Карьера героя идет вверх, однако в частной жизни наступает полный крах. Молодая жена Эраста, Лизанька фон Эверт-Колокольцева, трагически погибает на глазах у героя сразу же после венчания. После этой травмы герой никогда уже не вступает в официальный брак и не имеет законнорожденных детей. Однако с 1911 по 1914 год Эраст Петрович живет в гражданском браке с Елизаветой Альтаирской-Луантэн, актрисой театра «Ноев Ковчег». Знакомство героев происходит в романе «Весь мир театр».

У Фандорина есть двое сыновей от разных женщин. Первый появляется в книге «Алмазная колесница» как японский шпион, известный под именами господин Стэн и штабс-капитан Василий Рыбников. Это сын Эраста Петровича от куртизанки Мидори Тамба из клана Момоти, с которой тот познакомился в Японии. История отношений Фандорина и Мидори рассказывается во втором томе «Алмазной колесницы», а события, связанные с Рыбниковым, описаны в первом томе и эпилоге романа.


Второй сын Фандорина – Александер – упоминается в рассказе «Нефритовые четки» и в серии романов «Приключения магистра».

Жизнь Эраста Петровича предположительно обрывается накануне Первой мировой войны, в 1914 году, в Баку, где герой охотится за опасным террористом, приспешником большевистского вождя Ленина. Фандорин предан и обманом завлечен туда, где героя оглушают, связывают и предлагают выбор: дать клятву, что он прекратит преследование террориста, или умереть. Фандорин отказывается от соглашения с преступниками и получает пулю в голову. Эти события происходят в романе «Чёрный город».

Сюжет

Потеряв молодую жену в финале первой книги цикла («Азазель»), Эраст Петрович отправляется изживать горе на полях сражений Русско-Турецкой войны. Герой участвует в боях, получает контузию и попадает в плен, но затем возвращается в ставку российского Главнокомандующего с чрезвычайно ценными сведениями. Вместе с новой спутницей, суфражисткой Варварой Суворовой, герой ищет в русской ставке турецкого шпиона.

Описанные события происходят в книге «Турецкий гамбит». Дальнейшая судьба героя становится известна из романа «Левиафан». Фандорин отправляется в Японию как секретарь посольства Российской империи. По дороге герой попадает в переделку на пассажирском корабле «Левиафан», расследует серию загадочных убийств и заводит мимолетный роман.


В двух томах романа «Алмазная колесница» рассказывается о приключениях Фандорина в Японии и во время Русско-Японской войны. Герой заводит любовь с куртизанкой Мидори и учится искусству ниндзя. В очередной раз Эраст Петрович вынужден распутывать клубок интриг и терять любимую женщину. Еще одна небольшая история из жизни героя в Японии описывается в сборнике «Нефритовые чётки», в рассказе «Сигумо».

В 1882 году Фандорин возвращается из Японии в Москву, где расследует несколько преступлений - дело об убийстве Михаила Соболева, загадочное исчезновение наследницы громадного состояния, убийства предпринимателя Леонарда фон Мака и торговца антиквариатом Пряхина. Эти события отражены в сборнике «Нефритовые четки» и романе «Смерть Ахиллеса».


В сборнике «Особые поручения» вводится новый персонаж - Анисий Тюльпанов, мелкий чиновник и помощник Эраста Петровича. Вдвоем герои разбираются с изобретательным мошенником по кличке Момус и оказываются втянуты в загадочное дело землевладельцев Баскаковых, чья история напоминает события «Собаки Баскервиллей» .

Анисий Тюльпанов гибнет после событий повести «Декоратор», где герои ловят орудующего в Москве маньяка, чей почерк похож на знаменитого Джека Потрошителя. Дальше Эраст Петрович снова работает один.

В 1891 году жизнь героя совершает крутой поворот. В результате событий, описанных в романе «Статский советник», герой вступает в конфликт с братом императора, Великим князем Симеоном Александровичем. Эрасту Петровичу остается только эмигрировать. Герой уезжает сначала в Великобританию, а затем в США, где занимается частным сыском.


В Англии Фандорин получает в «напарницы» проницательную мисс Палмер, квартирную хозяйку, с которой вместе раскрывает таинственное исчезновение старого лорда. В США героя ждет калейдоскоп Дикого Запада - ковбои, индейцы, мормоны, всадник без головы и короткий бурный роман с одной лихой мисс. Эти события описываются в сборнике «Нефритовые чётки».

В романе «Коронация, или Последний из романов» Фандорин возвращается в Москву, где пытается остановить преступного доктора Линда, который похитил члена императорской фамилии прямо во время коронации императора .

Дома герой не задерживается и в 1899 году отправляется во Францию, где вступает в противостояние со знаменитым преступным гением Арсеном Люпеном. Герою выпадает шанс поработать с английским сыщиком и его коллегой (рассказ «Узница башни, или Короткий, но прекрасный путь трёх мудрых», сборник «Нефритовые чётки»).


В первом томе «Алмазной колесницы» герой сталкивается с собственным внебрачным сыном от Мидори, японской куртизанки, которая только инсценировала смерть, но не погибла. К сожалению, эта тайна так и остается скрытой от мастера сыска. Сын Фандорина становится японским шпионом, который готовит ряд диверсий, чтобы парализовать снабжение российских военных и помочь Японии выиграть Русско-Японскую войну.

В 1911 году пожилой Фандорин расследует серию убийств в театре и влюбляется в актрису Альтаирскую-Луантэн, о чем рассказывается в романе «Весь мир театр». Герой даже сочиняет пьесу «в японском духе», чтобы склонить к себе даму сердца. Однако уже через год становится ясно, что совместная жизнь не задалась. В повести «Куда ж нам плыть?» Эраст Петрович ввязывается в расследование ограбления поезда, только чтобы улизнуть от супруги. Жизненный путь Фандорина завершается в Баку, в 1914 году, о чем рассказано в романе «Чёрный город».

  • Эраст Петрович уже четырежды радовал поклонников появлением в кино, и каждый раз образ Фандорина на экране воплощал новый актер. Первая экранизация, телесериал «Азазель», вышла в 2002 году. Роль молодого чиновника сыскного ведомства Фандорина досталась , став первой в его карьере и открыв театральному актеру Носкову двери в кинематограф. Следующим Фандориным стал актер в фильме «Турецкий гамбит», где Эраст Петрович достиг уже положения титулярного советника, а действие происходит в обстановке Русско-Турецкой войны. сыграл Эраста Петровича в фильме «Статский советник», который, как и предыдущая экранизация, вышел в 2005 году. Роль князя Пожарского, звезды сыска, который прибывает из Петербурга с именным повелением и «отодвигает» Фандорина от следствия, играет в фильме .

  • Ко всем фильмам Борис Акунин сам писал сценарии. При этом часть моментов в книгах и фильмах решены по-разному. Заметно отличается концовка в «Статском советнике». В книге Фандорин отказывается служить под началом нового генерал-губернатора Симеона Александровича и уходит. После этого Эрасту Петровичу приходится податься в эмиграцию и провести годы за границей, в США и Великобритании. Там герой занимается частным сыском и оказывается на родине снова только в 1896 году, в книге «Коронация, или Последний из романов». На экране же зрители видят, как после отказа Фандорин возвращается и, передумав, принимает предложение Симеона Александровича.

  • После большого перерыва у зрителей есть шанс снова увидеть Фандорина на экране в исполнении . Фильм по мотивам повести «Декоратор» должен был выйти в 2017 году, но пока никаких подробностей о точной дате выхода нет. Есть надежда, что в 2018-ом зрители все-таки увидят, как Эраст Петрович ловит в Москве знаменитого Джека Потрошителя, жестокого маньяка, который зверски убивает и расчленяет юных барышень.

  • Герои Бориса Акунина попали и на театральную сцену. Московский театр РАМТ поставил спектакль «Эраст Фандорин» в 2002 году. А в 2006-ом там же были созданы две новые постановки - «Инь и Ян. Чёрная версия» и «Инь и Ян. Белая версия». Книгу «Левиафан» превратило в одноименную театральную постановку творческое объединение «Восемь в кубе». Спектакль демонстрировался с 2010 года, а в 2012 сменил название на «Приключения Фандорина».

  • Детективную серию об Эрасте Фандорине можно не только читать, но и слушать! Аудиоверсии книг выпускаются с 2003 года издательским домом «СОЮЗ». К текущему моменту озвучены 14 книг серии. Все книжки начитаны профессиональными актерами, а в записи одной из них - «Коронация» - поучаствовал сам автор, Борис Акунин.

Цитаты

За те двадцать лет, что выходят книжки и фильмы о приключениях Эраста Фандорина, у читателей и зрителей накопилось уже немало любимых и узнаваемых цитат оттуда.

«Вы верите, что мир существует по неким правилам, что в нём имеется смысл и порядок. А я давно понял: жизнь есть не что иное как хаос. Нет в ней вовсе никакого порядка, и правил тоже нет. Собственные правила - это не желание обустроить всё мироздание, а попытка хоть как-то организовать пространство, находящееся от тебя в непосредственной близости».

Текст: Федор Косичкин
Фото: Эраст Петрович Фандорин - Илья Носков. «Азазель», режиссер Александр Адабашьян, 2002

Дата рождения Эраста Фандорина условна по двум причинам. Нет, первая из них не та, что персонаж этот выдуманный. Это как раз не причина.

Просто он родился ровно за сто лет до (1956), имеющего, как известно, некоторое отношение к Б. Акунину, автору романов про Фандорина. А вторая - Эраст Фандорин, как и сам , - порождение не девятнадцатого века, а девяностых годов века двадцатого.

Именно тогда, когда реальность сорвалась с привычных мест и люди в 25-27 лет становились директорами банков и главными редакторами газет, а отнюдь не в 80-е годы XIX века, только и могла состояться головокружительная карьера молодого Эраста: мелкого полицейского чиновника, не слишком буквально соблюдающего букву закона, но демонстрирующего умение мыслить нестандартно, действовать решительно - и потому невероятно везучего. Что не может не произвести впечатление на могущественных покровителей.

Иллюстрации Игоря Сокурова к книгам Б. Акунина в издательстве «ЗахаровЪ»

Которые тоже помогают Эрасту далеко не бескорыстно, — что, как ни странно, безупречного Эраста не смущает. Когда в конце «Азазеля» выясняется, что Бриллинг ведет двойную игру и осыпает юного Эраста милостями (огромное жалованье, повышение на два чина в обход всяких правил) в собственных коварных целях, Эраст отнюдь не отказывается от полученных из рук «двойного агента» благ - а наоборот, упивается ими. (Точнее, упивался бы, если бы не трагическое происшествие в конце.)
Как тут не вспомнить некоторых деятелей девяностых, успешно и вовремя «соскакивающих» с опасных тем и отлепляющихся от попавших в опалу покровителей - отнюдь не возвращая при этом полученные от них квартиры, беспроцентные бессрочные кредиты и т. д.
Это не говорит о том, что Фандорин «плохой»; это говорит о том, что Фандорин - со всеми своими ретрозамашками, усиками и сюртуками - порождение девяностых, а не XIX века. Мало того. Успех всего цикла, а не только дебютного «Азазеля» объясняется не только мастерской стилизацией и закрученной интригой, а тем, что

в романах, помимо распутывания детективной загадки, искался ответ на насущный для образованных русских читателей в «сытые нулевые» вопрос: можно ли оставаться безупречным человеком,

служа в небезупречных структурах, как государственных, так и частных?

Эраст Петрович Фандорин в российских экранизациях: Илья Носков, Олег Меньшиков, Егор Бероев

К восьмому, и, пожалуй, лучшему роману фандоринского цикла, - «Статский советник» - герой окончательно решает для себя этот вопрос. Причем решает отрицательно - и подает в отставку. А потом, как выясняется в дальнейших книгах сериала, и вовсе надолго уезжает из страны. Почему-то мы совсем не удивлены, как говорится.

Любопытно, что в экранизации «Статского советника», продюсируемой компанией «Три Тэ», конец поменян на противоположный - Фандорин остается на службе у нового московского губернатора, который ему отвратителен, чтобы компенсировать его недостатки: таким образом он исполняет свой гражданский долг.

Увы - потеряв «сверхидею», фандоринский цикл отчетливо выдохся. Впрочем, оно и понятно: Эраст Петрович, как уже было сказано, человек девяностых и нулевых, а не десятых.

Иван Францевич Бриллинг - Сергей Безруков. «Азазель», режиссер Александр Адабашьян, 2002

Но к самому Б. Акунину это, к счастью, не относится: он полон новых замыслов, за реализацией которых мы с интересом наблюдаем. А Эраста Петровича остается поздравить с днем рождения и поблагодарить за доставленное удовольствие.

Просмотры: 0







(1914 )

Семья Отец Петр Исаакиевич Фандорин (ум. 1876)
Мать Елизавета Фандорина (ум. 1856) Супруг(а) 1. Елизавета Александровна фон Эверт-Колокольцева (1876);
2. Елизавета Анатольевна Альтаирская-Луантэн, она же Клара Лунная (1911-1914), гражданский брак Дети Момоти Тамба «штабс-капитан Василий Рыбников» (1879-1905)
сэр Александер Фандорин (1920-1994) Отношения Мидори Тамба (1878)
Ангелина Крашенинникова (1888-1889)
Эсфирь Литвинова (1891)
Ксения Георгиевна Романова (1896) Число эпизодов 14 книг Создатель Борис Акунин

Эраст Петрович Фандорин - герой серии исторических детективов Бориса Акунина «Приключения Эраста Фандорина». В этой серии писатель поставил себе задачу написать по одному детективу разных стилей: конспирологический детектив, шпионский детектив, герметичный детектив и т. д.

Фандорин воплотил идеал аристократа XIX века : благородство, образованность, преданность, неподкупность, верность принципам. Кроме того, Эраст Петрович хорош собой, у него безукоризненные манеры, он пользуется успехом у дам, хотя всегда одинок, и он необычайно везуч в азартных играх.

Биография

После успешного завершения дела «Турецкий гамбит» Фандорин, несмотря на головокружительные предложения шефа жандармского управления, просит назначить его служить «куда подальше» и получает назначение секретарем посольства в Японию .

В это же время Эраст Фандорин неожиданно для себя сталкивается с ещё одним сообществом любовников Смерти - на «Хитровке», в квартале московских преступников. Но к самоубийцам указанное сообщество не имеет никакого отношения. Ведь Смерть - это прозвище необыкновенно красивой молодой женщины, известной тем, что всем, с кем она вступит в любовную связь, жить остаётся совсем немного. Столкнувшись со Смертью, Фандорин сначала не может понять, почему чистая, верующая девушка с благородным сердцем и чувствительной душой принимает любовь самых отъявленных типов - убийц, бандитов, продажных чиновников и прочих негодяев. Разгадка проста: зная о таинственном своем проклятии - обрекать на погибель своих возлюбленных - Смерть, топя свое тело в грязи, пытается очистить мир от подлецов и злодеев, погибающих вскоре после начала романа с ней, со Смертью. Кроме того, Фандорин приобретает нового знакомого - им становится московский беспризорник-подросток Сенька Скорик. Скорик так же имеет свою тайну: он нашёл старинный клад серебра, с помощью которого хочет разбогатеть и этим привлечь внимание Смерти, очаровавшей его. Смерть же не хочет погубить ни Сеньку, ни Фандорина, поэтому отталкивает обоих. Дело осложняется тем, что именно в это время на Хитровке начинают происходить страшные по своей жестокости убийства. Фандорин начинает подозревать, что кровавые преступления каким-то образом связаны как со Смертью, так и с Сенькой, а точнее - с найденным им кладом… Описано в романе «Любовник смерти ».

1920 год . Елизавета Анатольевна, беременная от Эраста Фандорина, эмигрирует из Крыма. В шкатулке с семейными реликвиями, которую она сохранила, находились, в частности, нефритовые четки. Упоминается в книге Алтын-Толобас.

В «Шпионском романе » есть намёк на то, что Фандорина знал сотрудник советской контрразведки Алексей Октябрьский (он же Алексей Романов), известный из цикла «Смерть на брудершафт » (как Алексей Романов) и произведений «„Квест“ и Шпионский роман » (как майор Октябрьский).

Род Фандориных

Эраст Петрович связан родством с героями других серий Акунина. Историю семьи Фандориных мы узнаем из «Приключений магистра », главный герой которых, внук Эраста Петровича Николас занимается изучением своих корней. Уже в начале книги «Алтын-толобас» сообщается, что сын Фандорина - Александр Эрастович - стал знаменитым эндокринологом и одним из претендентов на получение Нобелевской премии , но, направляясь со своей супругой в Стокгольм , погиб во время крушения парома «Христиания». Вследствие этих событий Николас был вынужден вернуться в Россию. Выясняется, что Фандорины - это русская ветвь рода фон Дорнов, восходящего к крестоносцам. В XVII веке обедневший дворянин Корнелиус фон Дорн приехал в Россию на поиски счастья, остался и принял православие, став Корнеем Фондориным. Данила Ларионович и Самсон Данилович Фондорины принимали участие в драматических событиях, происходивших во времена Екатерины II («Внеклассное чтение ») упоминается во «Внеклассном чтении» и «Квесте».
Дорины являются потомками одного из предков Фандорина - «сладкого барина», потомками детей, рождённых от его крепостных девок.

Награды

  • Орден Святого Владимира 4 степени («Азазель»)
  • Орден Святого Станислава 3 степени за участие в переговорах с Турцией («Турецкий гамбит»)
  • Орден Святой Анны 4 степени («Алмазная Колесница»)
  • Орден Святого Владимира 3 степени (О награждении пишется в повести «Пиковый валет» (сборник «Особые поручения»), есть упоминание в книге «Коронация, или Последний из Романов»)
  • Ордена Большой и малой хризантем (упоминается в повести «Пиковый валет» (сборник «Особые поручения»))

Книги про Эраста Фандорина

  • Азазель - конспирологический детектив (действие происходит в 1876 году в Москве, Лондоне и Санкт-Петербурге)
  • Турецкий гамбит - шпионский детектив (действие происходит в 1877-78 гг. в Болгарии, Румынии и Турции)
  • Левиафан - герметичный детектив (действие происходит в 1878 году, на борту океанского лайнера рейса Саутгемптон - Калькутта)
  • Смерть Ахиллеса - детектив о наёмном убийце (действие происходит в 1882 году в Москве)
  • Особые поручения
  • Пиковый валет - повесть о мошенниках (действие происходит в 1886 году в Москве)
  • Декоратор - повесть о маньяке (действие происходит в 1889 году в Москве)
  • Статский советник - политический детектив (действие происходит в 1891 году в Москве)
  • Коронация, или Последний из романов - великосветский детектив (действие происходит в 1896 году в Москве)
  • Любовница смерти - декадентский детектив (действие происходит в 1900 году в Москве, одновременно с действием «Любовника Смерти»)
  • Любовник смерти - диккенсовский детектив (действие происходит в 1900 году в Москве, одновременно с действием «Любовницы Смерти»)
  • Алмазная колесница - этнографический детектив
  • Том первый (действие происходит в 1905 году в Санкт-Петербурге и Москве)
  • Том второй (действие происходит в 1878 году в Иокогаме и Токио)
  • Инь и Ян (действие происходит в 1882 году в подмосковной усадьбе Сигизмунда Борецкого)
  • Сигумо (рассказ, действие происходит в 1881 году в Иокогаме)
  • Table-talk 1882 года (рассказ, действие происходит в 1882 году в Москве)
  • Из жизни щепок (рассказ, действие происходит в 1883 году в Москве)
  • Нефритовые четки (рассказ, действие происходит в 1884 году в Москве)
  • Скарпея Баскаковых (рассказ, действие происходит в 1888 году в Пахринском уезде Московской губернии; сюжет «Собаки Баскервилей » Конан Дойла , перенесенный на русскую почву)
  • Одна десятая процента (рассказ, действие происходит в 1890 году в Москве и Санкт-Петербурге)
  • Бристольское чаепитие (рассказ, действие происходит в 1891 году в Бристоле)
  • Долина мечты (повесть, действие происходит в 1894 году в штате Вайоминг)
  • Перед концом света (повесть, действие происходит в 1897 году на Вологодчине)
  • Узница башни, или Короткий, но прекрасный путь трех мудрых (действие происходит в 1899 году на севере Франции)
  • Весь мир театр (действие происходят в 1911 году в Москве)
  • Чёрный город (действие происходит в 1914 году в Баку. В 2009 была опубликована первая глава романа под названием «Охота на Одиссея»).

Эраст Фандорин - статский советник в отставке, служивший чиновником особых поручений при Московском генерал-губернаторстве. Он является собирательным образом аристократов 19 столетия: обаятельный, интеллигентный, неподкупный - таким его изобразил во всех романах Борис Акунин.

Список произведений по году издательства

За написание серии романов о самом интересном и загадочном герое в литературном мире Георгий Чхартишвили принялся в 1998 году. Первые четыре книги - "Азазель", "Турецкий гамбит", "Левиафан" и "Смерть Ахиллеса" - были написаны всего за несколько месяцев. Следующие два романа - "Особые поручения" (сборник повестей "Пиковый валет" и "Декоратор") и "Статский советник" были изданы в 1999 году. Начало нового столетия для Акунина было менее плодотворным: он издает книгу "Коронация, или Последний из романов".

В 2001 году автор радует своих поклонников произведениями "Любовница смерти" и "Любовник смерти". "Алмазная колесница" - роман, изданный в 2003 году, состоящий из книг "Ловец стрекоз" и "Между строк". "Инь и Ян" - пьеса, написанная специально для Алексея Бородина, режиссера Российского академического молодежного театра. В этом же, 2006 году автор издает книгу "Нефритовые четки". Сборник состоит из десяти рассказов. Действия происходят в разных странах, но преимущественно в столице России.

В 2009 году Акунину удалось издать тринадцатую книгу "Весь мир - театр", а еще через три года - "Черный город". Прессе стало известно, что вскоре Георгий Чхартишвили, он же Борис Акунин, список произведений про Эраста Фандорина пополнит пятнадцатым романом.

Внешность главного героя

Эраст Фандорин - белокожий, довольно высокого роста, черноволосый, с голубыми глазами и длинными ресницами. Он носил "тонкие черные усы, словно углем нарисованы". Эта часть лица сводила с ума не только женщин, но и мужчин. Иногда кажется, что своим вымышленным героем восхищается сам автор (Борис Акунин). Список произведений из двенадцати книг демонстрирует, что Фандорин мало меняется с возрастом. Благодаря ежедневным занятиям гимнастикой он продолжает великолепно выглядеть даже в 50 лет.

Фандорин невероятно удачлив в азартных играх любого рода. Дар перешел к нему вследствие любопытных обстоятельств: когда-то его отец, разорив семью из-за пристрастия к этому занятию, умер в результате На удачу Эраст Фандорин носит с собой нефритовые четки, которые помогают ему сосредоточиться.

Он владеет английским, французским, немецким, турецким, болгарским, японским, испанским и итальянскими языками, также планировал освоить китайский и арабский. В некоторых книгах выступал под разными прозвищами: он был Неймлесом, принцем Гэндзи, Кузнецовым, Юмрубашем; приятель граф Зуров называл его Эразмом, а одноклассники - Фундуком.

Существует даже официальный сайт Эраста Фандорина, на котором имеются сведения об истории его рода, биографии и некоторых личностных характеристиках. Разрешение на создание ресурса дал сам Борис Акунин. Список произведений и новости от автора прилагаются.

Эраста Фандорина

Первой девушкой героя стала семнадцатилетняя Елизавета фон Эверт-Колокольцева. По роковому стечению обстоятельств она погибает в день венчания, после чего Фандорин приобрел седые виски и манеру заикаться. Через два года после трагедии Эраст знакомится с куртизанкой О-Юми, которая родила от него сына. Еще через 8 лет у него складываются романтические отношения с Ариадной Опраксиной.

Эсфирь Литвинова была любовницей героя в романе "Статский советник". Княжна Ксения Георгиевна Романова влюбляется в Фандорина, но их отношения не имеют долгого продолжения из-за разного героев. Девушка под любопытным псевдонимом Смерть находится подле героя в произведении "Любовник смерти". Елизавета Анатольевна, появившаяся в романе "Весь мир театр", в 1920 году родила от Фандорина сына Александра.

Саадат Валидбекова - последняя женщина из книги "Черный город", в которой герой погибает. Борис Акунин список произведений про Эраста Фандорина мог закончить на четырнадцатом романе, но автор решил продолжить цикл пятнадцатым сборником "Планета Вода", который выйдет в скором времени.

Все книги об Эрасте Фандорине (автор - Борис Акунин). Список произведений по порядку в хронологии

Действия первых трех романов происходят в 1876-1878 годах. Далее автор нарушает хронологию, упускает три года жизни Эраста Фандорина и возвращается к ним в последних книгах. У читателя могут возникнуть некоторые сложности в отношении смыслового восприятия романов, поскольку в каждом из них есть намеки на еще неизведанное прошлое и будущее героя. Может, на этот эффект и рассчитывал Борис Акунин.

Список произведений про Фандорина в хронологическом порядке может выглядеть подобным образом: сначала следует прочитать первые три романа, затем - вторую повесть книги "Алмазная колесница". Далее - первый рассказ сборника "Нефритовые четки", а затем - "Смерть Ахиллеса". После этого рекомендуется ознакомиться с пьесой "Инь и Ян". Далее прочитайте со второго по четвертый рассказ из сборника "Нефритовые четки", а затем - повесть "Пиковый валет"; после этого возвратитесь к пятому рассказу сборника "Нефритовые четки", а затем ко второй части сборника "Особые поручения".

После этого по хронологии следует шестой рассказ сборника "Нефритовые четки", а затем - "Статский советник". Далее прочитайте седьмой и восьмой рассказ сборника "Нефритовые четки". После этого вам следует ознакомиться с "Коронацией", а затем - с последними двумя рассказами из сборника "Нефритовые четки". Далее прочитайте восьмой и девятый роман, а также первый том десятого романа. "Весь мир театр" и "Черный город" - в самом конце.

Вымысел и реальность в книгах про Эраста Фандорина

Излюбленные жанры Бориса Акунина - детектив и историческая проза, однако в некоторых своих романах он не придерживается хронологии исторических событий.

Лайнер "Левиафан", на котором Фандорин раскрыл серию убийств и их причину, в действительности был спущен на воду полвека спустя после событий, описываемых в романе.

Михаил Соболев, известный по прозвищу Ахиллес, - прототип Михаила Дмитриевича Скобелева, выдающегося военачальника. Маньяк-убийца, чьи злодеяния описываются в повести "Декоратор", впоследствии оказывается Джеком-Потрошителем. Генерал-губернатор Долгорукий является прототипом Владимира Андреевича Долгорукова; великий князь Симеон Александрович - прототип Сергея Александровича, московского генерал-губернатора.

Книга "Коронация, или Последний из романов", полна противоречий: соблюдено время коронации императора, но не возраст княжны Ксении Георгиевны и Михаила Георгиевича (в романе - Мики, которого убивает злодей Линд) - так задумал Борис Акунин. Список произведений о Фандорине полон и реальных исторических событий, таких как давка на Ходынском поле и в старообрядчестве.

Основные сведения
Имя: Эраст Петрович Фандорин
Дата рождения: 8 января 1856 года
Цвет волос: черные
Цвет глаз: голубые
Рост: два аршина восемь вершков, или 1,78 м (Хочется заметить, что сейчас такой рост считается средним, однако в конце XIX века, судя по всему, средний рост был заметно ниже - Аликс)
Телосложение: худощавый
Особые приметы: заикается (в сильном волнении или раздражении заикаться перестает), на виске шрам от пули доктора Линда.
Вредные привычки: курит сигары
Интересы, хобби: увлекается конструированием автомобилей и автогонками.
На каких языках говорит: английский, французский, немецкий, японский, турецкий.
Специальные навыки: печатает на пишущей машинке десятипальцевым методом.
Образование: незаконченное среднее (или все же среднее?) до 1899 года. В 1899 году в Бостоне прошел экстерном курс инженера-механика. Тема дипломной работы - идея вседорожного мототрипеда.
Семейное положение: вдовец с 1876 г. В 1920 году (или раньше?) женился во второй раз. Во втором браке - сын Александр.
Проживает: Москва, М.Никитская, одноэтажный флигель усадьбы тестя, действительного статского советника Александра фон Эверт-Колокольцева.
Отец: отставной поручик Петр Исаакиевич Фандорин, скончался в 1875 г.
Мать: умерла рано, имя неизвестно
Братья-сестры: нет
Краткая биография
Потомственный дворянин, Эраст Петрович Фандорин девятнадцати лет остался круглым сиротой. Матери он сызмальства не знал, а отец пустил состояние на пустые прожекты и приказал долго жить. Разбогатев в железнодорожнуюю лихорадку, в банковскую лихорадку Петр Фандорин разорился и не оставил своему единственному сыну ничего кроме долгов. Гимназию Эраст Петрович не закончил и поступил в полицию коллежским регистратором.
В двадцать лет был произведен вне очереди в чин титулярного советника. Стал числиться в Министерстве иностранных дел, в действительности работая на Третье отделение.
24 сентября 1876 года женился на Елизавете Александровне фон Эверт-Колокольцевой, дочери действительного тайного советника, 1859 г.р. В день свадьбы юная жена Фандорина погибла от взрыва бомбы, принесенной в дом действительного тайного советника посыльным от леди Эстер.
В 1877-1878 гг. принимал участие в Русско-турецкой войне. Находился в плену у турок, свободу выиграл в нарды. После завершения войны отбыл в Японию на дипломатическую службу.
С 1878 г. - второй секретарь российского посольства в Японии.
В 1882-1891 гг. сначала в чине коллежского асессора, а затем статского советника служил чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе. После того как прежнего главу Москвы сменил на этом посту великий князь Симеон Александрович, Фандорин отказался от предложенного ему поста обер-полицеймейстера Москвы и подал в отставку.
С 1896 года жил в Париже, однако впоследствии вернулся в Россию, где женился на Елизавете Анатольевне..?.., которая в 1920 или 1921 году родила ему сына Александра, находясь уже в эмиграции в Англии.
Кавалер:
Ордена св. Владимира 4 степени за дело "Азазель"
Ордена св. Станислава 3 степени за дело "Турецкий гамбит"
Ордена св. Анны 4 степени за дело "Алмазная колесница"
Японских орденов Большой и Малой Хризантем

Имя и фамилия
Особенного внимания заслуживают имя и фамилия героя.
Упоминая в нескольких местах о происхождении Эраста Петровича, Б.Акунин пишет, что род Фандорина идет от крестоносцев, что предки его служили еще царю Михаилу Федоровичу Романову и что Фандорин - это искаженная, адаптированная, русифицированная фамилия фон Дорн.
Но давайте смотреть в лицо правде. Фамилия Фандорина родилась из имени одного из героев фильма "Фантомас" - журналиста Фандора.
А что до имени Эраст, то в Интернете мне попадались разные разглагольствования, что, мол, Эрастом Б.Акунин назвал своего героя неспроста. Что, мол, намекал на какую-то особенную сексуальную ориентацию Фандорина и т.п. Не знаю, если и хотел г-н Б.Акунин подшутить таким образом над читателями, то уж в сексуальной ориентации самого Фандорина сомневаться не приходится. Тому в романах есть немало подтверждений.
Кстати, кое-то в И-нете писал и о том, что оба, Фандорин и Маса, - бисексуалы. Хм... Я не могу припомнить, чтобы хоть один малый намек указывал на бисексуальность Эраста Петровича и его "вассала", а критики, конечно, имеют право фантазировать в зависимости от степени своей испорченности.
Интересует меня вот что. Назвал ли Б.Акунин Фандорина Эрастом ради того, чтобы можно было провести параллель между "Азазелем" и "Бедной Лизой", или же имя Эраст было давно припасено для героя, а идея о параллели родилась, когда пришлось подбирать имя для невесты Фандорина?