Опыт и ошибки на примере романа «Война и мир» и повести «Очарованный странник. «Русский характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник Опыт и ошибки в произведении очарованный странник

В повести «Очарованный странник» автор предпринял попытку религиозного истолкования российской действительности. В образе Ивана Флягина Лесков изобразил подлинно русский характер, раскрыв основу ментальности нашего народа, тесно связанную с православием. В современные реалии он облачил притчу о блудном сыне и тем самым вновь поднял вечные вопросы, которыми человечество задается не первое столетие.

Николай Семенович Лесков создавал свою повесть на одном дыхании. На всю работу ушло меньше года. Летом 1872 года писатель путешествовал на Ладожском озере, том самом месте, где происходит действие в «Очарованном страннике». Автор не случайно выбрал именно эти заповедные края, ведь там располагаются острова Валаам и Корелу, старинные обиталища монахов. В этой поездке и родился замысел произведения.

Уже к концу года работа была закончена и приобрела заглавие «Чернозёмный Телемак». Автор вкладывал в название отсылку к древнегреческой мифологии и привязку к месту действия. Телемак – сын царя Итаки Одиссея и Пенелопы, героев поэмы Гомера. Он известен тем, что бесстрашно отправился на поиски пропавшего родителя. Так и персонаж Лескова пустился в долгий и опасный путь в поисках своего предназначения. Однако редактор «Русского вестника» М.Н. Катков отказался печатать повесть, ссылаясь на «сырость» материала и указывая на несоответствие названия и содержания книги. Флягин – апологет православия, а писатель сравнивает его с язычником. Поэтому литератор меняет заглавие, но относит рукопись в другое издание, газету «Русский мир». Там она и была опубликована в 1873 году.

Смысл названия

Если с первым вариантом названия все ясно, то возникает вопрос, в чем заключается смысл заглавия «Очарованный странник»? Лесков вкладывал в него не менее интересную мысль. Во-первых, оно указывает на насыщенную жизнь героя, его странствия, как на земле, так в пределах своего внутреннего мира. В течение всего жизненного пути он шел к осознанию своей миссии на земле, в этом состоял его главный поиск – поиск своего места в жизни. Во-вторых, прилагательное указывает на способность Ивана ценить красоту окружающего мира, очаровываться ею. В-третьих, писатель использует значение «колдовские чары», ведь нередко персонаж поступает неосознанно, как будто не по своей воле. Его ведут мистические силы, видения и знаки судьбы, а не разум.

Повесть называется так еще и потому, что автор указывает финал уже в заглавии, как будто исполняя предначертание. Мать предрекла сыну будущее, пообещав его Богу еще до рождения. С тех пор над ним довлеют чары судьбы, направленные на то, чтобы исполнить предназначение. Странник идет не самостоятельно, а под действием предопределения.

Композиция

Структура книги – не что иное, как модернизированная и композиция сказа (фольклорного произведения, которое подразумевает устный импровизированный рассказ с определенными жанровыми особенностями). В рамках сказа всегда есть пролог и экспозиция, которые мы видим и в «Очарованном страннике», в сцене на судне, где путешественники знакомятся между собой. Далее следуют воспоминания рассказчика, каждое из которых имеет свою сюжетную канву. Флягин повествует сказание о своей жизни в той стилистике, которая свойственна людям его сословия, более того, он передает даже речевые характеристики других людей, что являются героями его историй.

Всего в повести 20 глав, каждая из которых следует, не повинуясь хронологии событий. Рассказчик выстраивает их по своему усмотрению, основываясь на случайных ассоциациях героя. Так автор подчеркивает, что всю жизнь Флягин прожил также стихийно, как и рассказывает о ней. Все, что произошло с ним, — череда взаимосвязанных случайностей, как и его повествование – вереница историй, связанных смутными воспоминаниями.

Лесков не случайно добавил книгу в цикл легенд о русских праведниках, ведь его творение написано по канонам жития – религиозного жанра, в основе которого лежит биография святого. Композиция «Очарованного странника» это подтверждает: сначала мы узнаем об особенном детстве героя, наполненном знаками судьбы и знамениями свыше. Потом описывается его жизнь, наполненная аллегорическим смыслом. В качестве кульминации выступает сражение с искушением и бесами. В финале Бог помогает праведнику выстоять.

О чем повесть?

Два путешественника беседуют на палубе о дьячке-самоубийце и знакомятся с монахом, который едет по святым местам спасаться от искушения. Людям становится интересна жизнь этого «богатыря», и он охотно делится с ними своей историей. В этой биографии и заключается суть повести «Очарованный странник». Герой родом из крепостных крестьян, служил кучером. Его мать с трудом выносила дитя и в молитвах пообещала Богу, что ребенок будет ему служить, если родится. Сама же она умерла в родах. Но сын не хотел идти в монастырь, хоть его и преследовали видения, призывающие выполнить обещание. Пока Иван упрямился, с ним случилось много бед. Он стал виновником смерти монаха, который приснился ему и предвещал несколько «погибелей», прежде чем Флягин придет в монастырь. Но и этот прогноз не заставил задуматься молодого человека, который хотел жить для себя.

Сначала он едва не погиб в аварии, потом лишился барской милости и согрешил, украв коней у хозяина. За грех он толком ничего не получил и, сделал фальшивые документы, нанялся в няньки к поляку. Но и там он долго не задержался, снова нарушив господскую волю. Потом в бою за коня он случайно убил человека, и во избежание тюрьмы уехал жить с татарами. Там он работал врачом. Татары не желали его опускать, поэтому насильно пленили, хотя там он обзавелся семьей и детьми. Позже пришлые люди принесли фейерверки, ими герой отпугнул татар и сбежал. По милости жандармов он, как беглый крестьянин, оказался в родном имении, откуда его выгнали, как грешника. Потом он три года прожил у князя, которому помогал выбирать хороших коней для армии. В один вечер он решил напиться и промотал казенные деньги на цыганку Грушу. Ее же полюбил и выкупил князь, а позже разлюбил и прогнал. Она попросила героя сжалиться над ней и убить, он столкнул ее в воду. Потом он пошел вместо единственного сына бедных крестьян на войну, совершил подвиг, приобрел чин офицера, пошел в отставку, но не смог устроиться в мирной жизни, поэтому пришел в монастырь, где ему очень понравилось. Вот, про что написана повесть «Очарованный странник».

Главные герои и их характеристика

Повесть богата действующими лицами из самых разных сословий и даже национальностей. Образы героев в произведении «Очарованный странник» столь же многогранны, сколь их пестрый, неоднородный состав.

  1. Иван Флягин – главный герой книги. Ему 53 года. Это седовласый старец огромного роста со смуглым открытым лицом. Так описывает его Лесков: «Он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого». Это добрый, наивный и простодушный человек, обладающий незаурядной физической силой и смелостью, но лишенный бахвальства и развязности. Он откровенен и чистосердечен. Несмотря на низкое происхождение, он обладает достоинством и гордостью. Так он говорит о своей честности: «Только я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам». В плену Иван не предает родину, так как сердце его принадлежит России, он - патриот. Однако даже при всех своих положительных качествах мужчина совершил множество глупых, случайных поступков, которые стояли жизни другим людям. Так писатель показал противоречивость русского национального характера. Может быть, поэтому история жизни персонажа сложна и богата событиями: 10 лет был в плену у татар (с 23 лет). Спустя какое-то время он поступает в армию и служит на Кавказе в течение 15 лет. За подвиг он заслужил награду (Георгиевский крест) и звание офицера. Таким образом, герой приобретает статус дворянина. В возрасте 50 лет он уходит в монастырь и получает имя отец Измаил. Но и на церковной службе ищущий правду скиталец не обретает покоя: к нему приходят бесы, у него появляется дар пророчества. Изгнание бесов не дало результата, и его отпускают из монастыря в странствие по святым местам в надежде, что ему это поможет.
  2. Груша – страстная и глубокая натура, покоряющая всех своей томной красотой. При этом ее сердце верно одному лишь князю, что выдает в ней силу характера, преданность и честь. Героиня настолько горда и непреклонна, что просит убить себя, ведь она не хочет мешать счастью вероломного возлюбленного, но и принадлежать другому не в силах. Исключительная добродетель контрастирует в ней с бесовкой очаровательностью, которая губит мужчин. Даже Флягин совершает бесчестный поступок ради нее. Женщина, сочетая в себе положительную и отрицательную силы, после смерти принимает облик то ангела, то беса: то защищает Ивана от пуль, то смущает его покой в монастыре. Так автор подчеркивает двойственность женской природы, в которой уживаются мать и искусительница, жена и любовница, порок и святость.
  3. Персонажи дворянского происхождения представлены карикатурно, отрицательно. Так, хозяин Флягина предстает перед читателем самодуром и жестокосердным человеком, которому не жаль крепостных. Князь – легкомысленным и эгоистичным мерзавцем, готовым продать себя за богатое приданое. Также Лесков замечает, что само по себе дворянство не дает привилегий. Их в этом иерархичном обществе дают только деньги и связи, поэтому герой и не может устроиться, будучи офицером. Это важная характеристика дворянского сословия.
  4. Иноверцы и иностранцы тоже имеет своеобразную характеристику. Например, татары живут, как придется, у них несколько жен, много детей, но настоящей семьи нет, а, значит, и настоящей любви тоже. Неслучайно герой даже не вспоминает о своих детях, оставшихся там, никаких чувств между ними не возникает. Автор демонстративно характеризует не отдельных личностей, а народ в целом, чтобы подчеркнуть отсутствие в нем индивидуальности, которая не возможно без единой культуры, социальных институтов – всего того, что дает русским православная вера. От писателя досталось и цыганам, бесчестным и вороватым людям, и полякам, чья нравственность дает трещину. Знакомясь с бытом и нравами других народов, очарованный странник понимает, что он – другой, ему с ними не по пути. Показательно и то, что у него не складываются отношения с женщинами других национальностей.
  5. Персонажи духовного звания суровы, но не безразличны к судьбе Ивана. Они стали для него настоящей семьей, братством, которое переживает за него. Конечно, они не сразу принимают его. Например, отец Илья отказался исповедовать беглого крестьянина после порочной жизни у татар, но и эта строгость была оправдана тем, что герой не был готов к посвящению и еще должен был пройти мирские испытания.

Тема

  • В повести «Очарованный странник» основной является тема праведничества. Книга заставляет задуматься о том, что праведник – это не тот, кто не грешит, а тот, кто искренне раскаивается в грехах и желает искупить их ценой самоотречения. Иван искал правду, оступался, ошибался, страдал, но Богу, как известно из притчи о Блудном сыне, дороже тот, кто вернулся домой после долгих странствий в поисках истины, а не тот, кто не уходил и все принимал на веру. Герой праведен в том смысле, что все воспринимал, как должное, не противился судьбе, шел, не роняя достоинства и не жалуясь на тяжелую ношу. В поисках правды он не сворачивал ни к выгоде, ни к страсти, а в финале пришел к истинной гармонии с собой. Он понял, что высшее его предназначение – пострадать за народ, «за веру умереть», то есть стать чем-то большим, чем он сам. В его жизни появился великий смысл – служение родине, вере и людям.
  • Тема любви раскрывается во взаимоотношениях Флягина с татарками и Грушей. Очевидно, что автор не представляет себе этого чувства без единодушия, обусловленного одной верой, культурой, парадигмой мышления. Хоть героя и облагодетельствовали женами, он не смог полюбить их даже после рождения совместных детей. Груша тоже не стала для него любимой женщиной, потому что его в ней увлекла лишь внешняя оболочка, которую он сразу же захотел купить, бросив казенные деньги к ногам красавицы. Таким образом, все чувства героя обратились не к земной женщине, а к абстрактным образам родины, веры и народа.
  • Тема патриотизма. Иван не раз хотел умереть за народ, вот и в финале произведения он уже готовился к будущим войнам. Кроме того, его любовь к родине воплотилась в трепетной тоске по отечеству на чужбине, где он жил в комфорте и достатке.
  • Вера. Огромное влияние на героя оказала православная вера, которой пронизано все произведение. Она проявила себя и в форме, и в содержании, ведь книга напоминает житие святого, как композиционно, так и в идейно-тематическом плане. Лесков считает православие фактором, определяющим многие свойства русского народного характера.

Проблемы

Богатая проблематика в повести «Очарованный странник» вмещает в себя социальные, духовные и морально-этические проблемы личности и целого народа.

  • Поиск правды. В стремлении обрести свое место в жизни герой натыкается на препятствия и не все из них преодолевает достойно. Прегрешения, ставшие средством для преодоления пути, становятся тяжелой ношей на совести, ведь он не выдерживает некоторые испытания и ошибается в выборе направления. Однако без ошибок нет опыта, который привел его к осознанию собственной принадлежности к духовному братству. Без испытаний он не выстрадал бы своей правды, которая никогда не дается легко. Однако цена за откровение неизменно велика: Иван стал своеобразным мучеником и пережил настоящие духовные терзания.
  • Социальное неравенство. Тяжелая судьба крепостных крестьян становится проблемой гигантского масштаба. Автор не только живописует печальную участь Флягина, которого барин довел до увечья, посылая на каменоломню, но и отдельные фрагменты жизни других простых людей. Горька доля стариков, едва не лишившихся единственного кормильца, которого забирали в рекруты. Ужасна кончина матери героя, ведь она умирала в муках без медицинской помощи и какой-либо помощи вообще. Отношение к крепостным было хуже, чем к животным. К примеру, лошади волновали барина больше, чем люди.
  • Невежество. Иван мог бы осознать свою миссию быстрее, но его образованием никто не занимался. У него, как и у всего его сословия, не было шанса выйти в люди, даже приобретая вольную. Эта неприкаянность демонстрируется на примере попытки Флягина устроиться в городе даже при наличии дворянства. Даже с этой привилегией он не смог найти себе места в обществе, так как ни одна рекомендация не заменит воспитания, образования и манер, которые постигались не в конюшне и не на каменоломне. То есть, даже вольный крестьянин становился жертвой своего рабского происхождения.
  • Искушение. Любой праведник страдает от напасти бесовской силы. Если перевести этот иносказательный термин на повседневный язык, то получается, что очарованный странник боролся со своими темными сторонами – эгоизмом, желанием плотских утех и т.д. Не зря в образе искусителя ему видится Груша. Желание, когда-то испытанное по отношению к ней, не давало ему покоя в его праведной жизни. Возможно, он, привыкший к скитаниям, не мог стать заурядным монахом и смириться с рутинным существованием, и эту тягу к активным действиям, новым поискам он облекал в форму «беса». Флягин – вечный скиталец, который не удовлетворяется пассивным служением – ему нужна мука, подвиг, своя Голгофа, куда он взойдет за народ.
  • Тоска по родине. Герой мучился и томился в неволе в неизъяснимом желании вернуться домой, которое было сильнее страха смерти, сильнее жажды комфорта, которым его окружали. Из-за своего побега он пережил настоящую пытку – ему в ступни зашили конский волос, поэтому он не мог сбежать все эти 10 лет плена.
  • Проблема веры. Мимоходом автор рассказал, как гибли православные миссионеры в попытках крестить татар.

Основная идея

Перед нами отрывается душа простого русского мужика, которая нелогична, а иногда даже легкомысленна в своих действиях и поступках, а страшнее всего, что она непредсказуема. Поступки героя объяснить невозможно, ведь внутренний мир этого, казалось бы, простолюдина - это лабиринт, в котором можно и заблудиться. Но, чтобы не происходило, всегда есть свет, который выведет на правильный путь. Этот свет для народа – вера, непоколебимая вера в спасение души, даже если жизнь омрачила ее грехопадениями. Таким образом, главная мысль в повести «Очарованный странник» заключается в том, что праведником может стать каждый человек, нужно лишь впустить в свое сердце Бога, раскаявшись в злых поступках. Николай Лесков, как ни кто другой из писателей, смог понять и выразить русский дух, о котором иносказательно и туманно говорил еще А.С. Пушкин. Писатель видит простом мужике, который воплотил в себе весь русский народ, веру, которую многие отрицают. Несмотря на это кажущееся отрицание, русский народ не перестает верить. Его душа всегда открыта для чуда и спасения. Она до последнего ищет что-то святое, непостижимое, духовное в своем существовании.

Идейно-художественное своеобразие книги заключается в том, что она переносит библейскую притчу о Блудном сыне в современные автору реалии и показывает, что христианская мораль не знает времени, она актуальна в каждом столетии. Иван тоже осерчал на привычный уклад вещей и покинул отчий дом, только вот его домом с самого начала была церковь, поэтому его возвращение в родную усадьбу не принесло ему покоя. Он ушел от Бога, предаваясь грешным увеселениям (алкоголь, смертельные бои, воровство) и все глубже увязая в трясине порочности. Его путь был нагромождением случайностей, в нем Н. С. Лесков показал, как пуста и нелепа жизнь без веры, как бесцельно ее течение, что всегда заносит человека не туда, где бы он хотел оказаться. В результате, как и его библейский прототип, герой возвращается к истокам, в обитель, которую ему завещала мать. Смысл произведения «Очарованный странник» кроется в обретении смысла бытия, который призывает Флягина к бескорыстному служению своему народу, к самоотречению ради высшей цели. Иван не мог сделать ничего более масштабного и правильного, чем это посвящение себя всему человечеству. В этом его праведность, в этом его счастье.

Критика

Мнения критиков о повести Лескова, как всегда, разделились из-за идеологических разногласий рецензентов. Они высказывали свои соображения в зависимости от журнала, в котором публиковались, ведь редакционная политика СМИ тех лет была подчинена определенной направленности издания, его главной идее. Были западники, славянофилы, почвенники, толстовцы и т.д. Кому-то из них, конечно, нравился «Очарованный странник» по причине того, что их взгляды нашли в книге свое обоснование, а кто-то был категорически не согласен с миропониманием автора и тем, что тот именовал «русским духом». Например, в журнале «Русское богатство» критик Н. К. Михайловский выразил свое одобрение писателю.

В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.

Столь же восторженно отозвался о книге критик из журнала «Русская мысль»:

Поистине чудное, способное растрогать самую черствую душу собрание высоких приме­ров добродетелей, которыми крепка земля русская и благодаря которым «стоит град»…

Н. А. Любимов, один из издателей «Русского вестника», напротив, отказался печатать рукопись и обосновал отказ в публикации тем, что «вся вещь кажется ему скорее сырым материалом для выделки фигур, теперь весьма туманных, чем выделанным описанием чего-либо в действительности возможного и происходящего». На эту реплику красноречиво ответил Б. М. Маркевич, который был первым слушателем этой книги и видел, какое хорошее впечатление она произвела на публику. Он считал произведение чем-то «в высшей степени поэтическим». Особенно ему понравились описания степи. В своем послании Любимову он написал следующие строки: «Интерес его все время поддерживается равно, и когда рассказ кон­чается, жаль становится, что он кончился. Мне кажется, лучшей похвалы нет для художественного произведения».

В газете «Варшавский дневник» рецензент сделал акцент на том, что произведение близко к фольклорной традиции и имеет истинно народное происхождение. Герой, по его мнению, обладает феноменальной, типично русской выдержкой. О своих бедах он повествует отстраненно, как о чужих несчастьях:

Физически герой рассказа — родной брат Илье Муромцу: он выносит такие пытки у номадов, такую обстановку и условия жизни, что не уступает ни одному богатырю древности. В нравственном мире героя преобладает то благодушие, которое так свойственно русскому простому человеку, в силу которого он делится последней коркой хлеба со своим недругом, и на войне, после сражения, подает помощь раненому врагу наравне со своим.

Об особенности русского менталитета, изображённого в образе Ивана Флягина, писал рецензент Р. Дистерло. Он подчеркнул, что Лескову удалось понять и отобразить простодушную и покорную судьбе натуру нашего народа. Иван, по его мнению, не отвечал за свои поступки, его жизнь как бы была дана ему свыше, а он смирился с нею, как с тяжестью креста. Также очарованного странника охарактеризовал Л. А. Анненский: «Герои Лескова — люди вдохновенные, очарованные, загадочные, опьяненные, отуманенные, безумные, хотя по внутренней самооценке всегда «невиноватые», всегда – праведники».

О художественном своеобразии прозы Лескова высказался литературный критик Меньшиков, подчеркнув наряду со своеобразием недостатки стилистики писателя:

Стиль его неправилен, но богат и даже страдает пороком богатства: пресыщенностью.

Нельзя от картин требовать того, что Вы требуете. Это жанр, а жанр надо брать на одну мерку: искусен он или нет? Какие же тут проводить направления? Этак оно обратится в ярмо для искусства и удавит его, как быка давит веревка, привязанная к колесу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение по четвёртому направлению от ФИПИ.

«Опыт – самый лучший учитель, только плата за обучение слишком высока»

Т.Карлейль
Жизнь прожить – не поле перейти

Идет человек по дороге ли, по лесной тропинке ли, торопится – споткнулся и упал, набил шишку, получил ссадину, ушиб. На ровном месте. Потому что очень спешил. Больно только ему одному.

Идет человек по жизни, по судьбе, торопится, не оглядывается по сторонам, спотыкается. На ровном месте. Потому что спешил, не думал ни о чем и ни о ком. Больно ли ему? Иногда – да, чаще – нет. Но больно тем, кто рядом, с кем пересеклась его дорога жизни. Работаем ли мы над собой, анализируя ошибки и превращая их в горький, но опыт, чтобы плата за обучение была не слишком высока. Все мы ошибаемся, но главное в нашей жизни – понимание того, что опыт, пусть даже порой и горький, - действительно самый лучший учитель в нашей жизни.

Испить такую горькую чашу ошибок, какая выпала на долю литературного героя Н.М. Лескова «Очарованный странник» Ивана Северьяныча Флягина, и прийти к праведной жизни – один из показательных примеров того, как в одном человеке соединяется несоединимое, и лишь время и усиленная работа мысли героя все расставляют по своим местам. Овому – овое, кесарю – кесареву, каждому – своё.

«Овое» началось с несчастного случая в юности, бедной, безрадостной, крепостной: озорство молодого форейтора стоило жизни старого монаха. Именно с этого момента, на мой взгляд, жизнь Флягина, в ту пору Голована, с рождения обещанного Богу, будет вести его от одной беды к другой, от испытания к испытанию, пока не очистится его душа и не приведет героя в монастырь. Долго он будет умирать и не умрет. В какие только передряги Иван ни попадал, где только ни служил. Но ведь выжил же! Иначе и быть не могло, потому что есть в романе фраза, которая как нельзя лучше подходит к главному герою: «Ты ведь русский человек? Русский человек со всем справится». Хоть это и было сказано относительно очередной работы героя, я склонна видеть в этих словах судьбу таких людей, как Флягин. Многим ему пришлось заплатать за свои ошибки: любовью, пленом в киргиз-кайсацких степях, рекрутством – почти всей своей жизнью, чтобы очистилась душа героя. Мы, читатели, видим Флягина в тот момент, когда он готов, сменив рясу на амуницию, жизнь отдать за русский народ.

Я привела пример, когда жизненная стезя героя, начавшаяся с ошибок и испытаний, его горький опыт позволили ему осознать свое истинное назначение на земле – защищать русский народ. Но так, к сожалению, случается не всегда. Если дорога Флягина – это дорога вверх, к очищению, то жизнь еще одного героя недюжинных способностей из романа «Угрюм-река» В.Я. Шишкова – это дорога в ад. А как же красиво всё начиналось! С размахом, с уверенностью, что ему, Петру Громову, все по плечу, даже строптивая сибирская река с несметным богатством её края, должна лечь у его ног. Фортуна улыбалась семнадцатилетнему парню: выжить в тайге, выброшенному туда отцом, пусть даже с находящимся рядом верным слугой Ибрагимом, - это ли не чудо?! Как все же схожи некоторые обстоятельства двух героев, о которых я веду речь: первому жизнь спасала молитва матери, умершей при его родах, второму –шаманка-ведьма Синильга, та, что ни одного путника не выпустит живым из своих мертвых объятий, а Петра Громова пожалела.

Как хорош был этот семнадцатилетний юноша в своих благих намерениях освоить таежные богатства Сибири, построить заводы, пустить пароходы, заботиться о простом народе. Но прав будет тот, кто скажет, что маленький орел опериться и выпустит свои когти, если кто попадет в них, несдобровать: хватка у него железная, мертвая – не вырваться. И тот, кто скажет: «Единожды предав предаст не раз». Эти два замечания относятся уже не к юноше с чистыми помыслами, а к богатому золотопромышленнику, который и стерлядь кушает, и в столице развлекается, а между этими занятиями отца загоняет в психушку, убивает преданного Ибрагима, любимую женщину Анфису, рабочих, волка… и свою душу. Не может душа справиться с таким потрясением, потому что глубоко запряталась в его могучем теле мысль, вроде маленьким зародышем пытается достучаться до совести, да там и остается, погибает. Об отсутствии души купца писатель нам говорит при помощи одного сравнения: иногда он плачет, только слезы его – это ртуть, которая скатывается со стекла. Плата за все злодеяния этого хищника высока – безумие.

Это лишь единичные примеры, подтверждающие главную мысль моего рассуждения: человек должен научиться анализировать свои ошибки, вместе с этим набираться опыта и давать себе отчет, что и как сделано, чтобы пружина собственной судьбы в итоге не была натянута до такой степени, что готова будет отплатить человеку за все его неверные шаги.

Поиски правды и справедливости в жизни

(по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)

О Н.С. Лескове так сказал М. Горький: «Один из лучших писате­лей наших ...» Все усилия мысли, вся страстность мятежного сердца пи­ сателя были устремлены к тому, чтобы себя «положить на пользу Рос­ сии» и «всей вселенной». Проблема идеала, проблема положительного героя особенно остро встала перед Лесковым с середины 70-х годов. Обратясь к жизни народа, Лесков нашел среди простых людей подлинно героические личности, и это позволило ему обрести веру в бу­ дущее России. Он раскрывал в разнообразных обстоятельствах жизни характеры русских людей, изображенных трезво, но с неизменной любо­вью и симпатией. Поиски своеобразного и оригинального человека при­вели писателя к созданию «богатырского духа», носителей основных ка­ честв русского народного характера: искренние и цельные, упорно и са­ моотверженно несущие бремя своей судьбы и всегда готовые постоять за правду. Герои Лескова, вышедшие из народной среды, в поисках правды готовы на любые жертвы, они мужественно встречают собст­венные неудачи и сочувствуют страданиям своих ближних. Это нравст­венно возвышает их над остальной инертной массой, свидетельствует о духовном богатстве их натуры.

Лесков неуклонно следовал жизненной правде, какой бы горькой и страшной она ни была. Мир полон неправды и зла, он нуждается в праведниках, в рыцарях духа, указывающих людям путь к борьбе и спа­ сению... У писателя есть стойкая вера в те коренные понятия о достоинст­ве, справедливости и правде, которые всегда живут в народе и противо­ стоят злу и лжи. О сокровенном гуманизме Н.С. Лескова с великим со­чувствием и восхищением писал М. Горький:

Лесков понимал как никто другой до него, что человек имеет право быть утешен и обласкан, человек должен уметь ласкать и утешать.

И ненавидеть злое - можно добавить в унисон с Лесковым.

«Очарованный странник» - произведение свободного жанра, это как бы своего рода сжатая эпопея. Это произведение напоминает ска­терть, сшитую из множества разных лоскутков, потому что она пред­ставляет собой множество разнохарактерных эпизодов. Автор не хотел заострять внимание в центре событий, он хотел, чтобы читатель взял во внимание все части произведения, не перепрыгивая с одного сюжета на другой. Вот поэтому произведение уникально тем, что в нем нет главно­го центра и резкого заключения, тут все происходит однородно и посте­пенно.

Иван Северьяныч Флягин - главный герой произведения, человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы, с самого детства «предназначенный для монастыря» и постоянно помнящий об этом, он однако не может преодолеть чар мирской жизни и расстаться с нею.

Герой Лескова, пройдя через суровые испытания, сохраняет чис­тоту и искренность чувств, доходящую до наивности. У него есть неос­поримое достоинство - все свои дела согласовывает только с собствен­ной совестью: Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые не продам». Им руководит какое-то интуитивное нравственное чувство, ко­торое его никогда не подводило.

Иван Северьянович с первого взгляда поражает своей оригиналь­ностью: «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета, так странно отлива­ла его проседь... он был в полном смысле богатырь».

Герой Лескова - человек, думающий о своем маленьком, скром­ном счастье. И события развертываются таким образом, чтобы ярче выявить неустройства общественной жизни, невозможность осуществить даже скромные желания человека. Флягин прошел долгий путь много­страдального искания истины, через страдания и жертвования. Приклю­чения героя можно сравнить с похождениями Чичикова в «Мертвых ду­шах» Гоголя. Но в отличие "от Чичикова, Флягин, несмотря на все про­шедшие испытания, сохранил человечность, чистоту своей души. Горя­чая любовь к родине, к народу помогли ему сквозь туман заблуждений пронести веру в прекрасного человека и в то, что будущее принадлежит добру и справедливости.

Итак, путь вечного искания истины, добра и справедливости... Эта тема актуальна не только для Лескова как писателя, но и как писате­ля-гуманиста. Протоирей Александр Мень в книге «Сын человеческий», посвященной Иисусу Христу, подчеркивает, что «... хотя Иисус часто вел жизнь странствующего проповедника, ученики не могли не чувствовать, что у него есть некий план, подобный далеко идущему плану полководца».

Всю жизнь шел Христос к своему храму: через туман непонима­ния, мужественно преодолевая трудности очищающего пути. Храм - всесияющая пустыня, это совершенная, высоконравственная жизнь че­ловека, народа, человечества. А истинная религия, как подчеркивал Вла­димир Соловьев, всегда начинается с проповеди покаяния и с внутрен­ней перемены в кающемся. Поиск истины и идеала через покаяние свой­ственен и герою Лескова. Имея от природы призванием некую высшую силу, от которой зависит жизнь, он, расходясь в поступках с нормами общества, считал себя в некоторой степени «грешником». Нарушая, од­нако, древнерусскую традицию, являясь «обещанным сыном» (святым) Флягин приходит к служению богу не в начале жизни, а в ее расцвете.

Из каких эпизодов складывается его жизнь?

Незаурядную личность и ее противоречивость видим в том, что с первых страниц повести он нечаянно убивает человека, встретившегося ему на пути, и в то же время, рискуя жизнью, спасает жизнь своему ба­ рину. Ключевое слово повести - «дурак», являющееся определенной смысловой скрепой, обнаруживает почти детскую наивность героя, ко­ гда в благодарность за спасение граф готов выполнить любую просьбу спасителя, тот после долгого раздумья просит гармонь. Поэтому засме­явшийся граф произнес: «Ну ты и взаправду дурак...» Удивленный не разум-ным желанием беглого крепостного «объявиться», сокрушается впоследствии писарь: «Дурак ты, дурак: на что тебе объявляться...» Со­ мнение в уме Флягина выражает и князь: «У меня есть человек - Иван Голован, из полковых конэсеров, очень не умен, а золотой человек - че­ стный и рачитель...» Мягкость, доброта и правдивость, полное отсутствие корыстных расчетов и выглядит в меркантильный век как глупость и являются при­чиной многих поворотов в судьбе героя.

Когда Иван Северьянович служил в должности няньки, которая совсем была несообразной с его полом и физическим обликом, он делает первые шаги в освоении мира чужой души. Впервые герой испытывает сострадание и привязанность, впервые глубоко проникает в чувства ма­тери доверенного ему ребенка: «Страшно я стал к ней привыкать, я то дитя любил». Эта привязанность определяет поступок: ему понятны страдания матери, что «пополам рвется» между ремонтером и дочерью. И невольно оказавшись замешанным в сложную человеческую судьбу, принимает решение не в свою пользу, а в пользу страдающего человека. Иван Северьянович Флягин - человек непредсказуемых человеческих реакций. Воспитание чувств героя идет через испытание привязанности к беззащитному ребенку. Было и тягостное испытание пленом, где раз­вилось всепоглощающее чувство тоски по Родине, пришло осознание себя русским человеком: «..дождешься ночи, выползешь потихонечку на ставку, чтобы никто тебя из поганых не видел... так молишь­ся., .что…где слезы падали, - утром травку увидишь». Святая Русь, к ко­торой стремился рассказчик отмечает возвращение блудного сына свое­образно - плетьми: «Высекли в полиции и в свое имение доставили», граф «велел…еще раз дома высечь».

Испытание женской красотой вызывает у героя не только насла­ждение, восторг и страсть, а нечто большее - потрясенность. Возникшее чувство слишком велико, чтобы низводить его к земному обладанию; оно сопоставимо лишь с наслаждением созерцания божественного со­вершенства, той спасительной красоты, которая являет особую, высшую духовную ценность. Писатель верит в преобража-ющую силу добра и красоты, перекликаясь с убеждением Ф.М. Достоевского, что «красота спасет мир». Автор открывает в простом мужике удивительную душев­ную тонкость и отстаивает ее с той же горячностью и страстью, с какой защищает спо-собность русского человека постигать тайны высокого ис­кусства. Видя обиду господ в том, что Груша угощает мужика, Флягин думает: «Ах вы, волк вас заешь! Неужели с того, что вы меня богатее, то у вас и чувств больше?..» Красота и талант обладают, по мысли автора, подлинно магической силой воздействия. Чужие деньги, о которых еще недавно так заботился и ни на минуту не забывал Иван Северьяныч, приоб-ретают вдруг другое качество: они теперь ценятся только по тому наслаждению, с которым он их выбрасывает под ноги цыганке, и из без­личных денежных знаков превращаются в «белых лебедей», которыми можно одарить красоту. Глядя в лицо Груши, Флягин думает: «Вот она...где настоящая-то красота, что природы совер-шенство называется». Всепобеждающее влияние женской красоты явилось гармони-зирующим началом в поиске главного смысла жизни героя - он чувствует себя нужным людям. Несчастье и неволя девушки отзываются в нем новой болью. Но самое удивительно - в противоречии. Он - каторжник, зато­ченный в стены существующей клетки, проявляет искреннюю жалость и сострадание к вольной молодой цыганке, оказавшей-ся в золотой клетке. Тему неравноправия женщины в обществе, поднятую в русской литера­туре, углубляет Лесков полным рабством девушки, на которую явятся смотреть богачи, не скрывая в своем кругу разложения нравов и наличия зла. И любовь Ивана Северьяновича ставит его перед самым мучитель­ным испытанием в жизни: он помогает Грушеньке уйти из жизни, взяв на себя страшный грех: «Грушина душа теперь погибшая, и моя обязан­ность за нее отстрадать и ее из ада выручить».

После смерти Груши - опять дорога, но это дорога к людям, для него исчезает грань между жизнью для себя и жизнью для другого. Пят­надцать лет на Кавказе в солдатах под чужим именем завершаются под­вигом Ивана на переправе. И после сурового суда над самим собой, над своей жизнью он взрослее духовно, и дорога странствий приводит Ивана Северьяновича в монастырь. Но и там неугомонный отец Измаил раз­лаживает привычный механизм монастырских будней. Его охватывает идея самопожертвования ради отечества, чтобы обрести «единодушие» со своей страной, со всем народом. Итак, герой снова в пути, ему «за народ умереть хочется».

Так сильна его вера в силу человеческого духа, источником кото­рого является доброта. Идущий по Руси очарованный странник, сохра­нивший после всех житейских бурь непосредственность и доброту, не­сет их в мир. На ноте новых исканий завершается повесть, в которой ав­тор показал, что защитник сам становится жертвой несправедливого общественного строя, потому что этот строй зиждется на зверином зако­не сильного. Поиски положительного героя привели Лескова к критике тех социальных условий, которые препятствовали деятельности этих ге­роев. Такие люди живут на свете ради добра, а не ради собственного благополучия. Они пытаются исправить людские души силою собствен­ного примера, каждодневного подвига во имя справедливости. И путь их нелёгок, судьба трагична - сила духа неколебима: они готовы к жертвам. Такие личности не только в среде разночинцев-демократов или мыслящей ин­теллигенции - они в самой гуще народа, и это является основанием веры в то, что будущее принадлежит добру и справедливости.

Проблему социального конфликта Лесков в произведении разре­ шает не через конфликт, а пропускает через собственные страдания и муки героя, через праведничество. Автор утверждает, что такая красота души свойственна только русскому человеку, и только русский человек может проявить ее так полно и широко. Само название повести оказывается многозначным. В нем нахо­ дит свое определение подвластная очарованиям натура героя, его благо­ родная душа, щедрое сердце. В то же время в названии «очарованный» - длительное время пребывающий во сне души, только выходящей из это­ го состояния, стремящейся к духовной свободе.

Сочинение

Повесть Лескова «Очарованный стран­ник» была создана в 1873 году. Первона­чально она называлась «Черноземный Телемак». В образе скитальца Ивана Флягина обобщены замечательные черты людей энергичных, талантливых от природы, во­одушевленных беспредельной любовью к людям. Герой повести - человек из на­рода, не сломленный трудной судьбой, хоть «он всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть». «Очарованный странник» был любимым героем Лескова, он ставил его рядом с Левшой. «"Очарованного стран­ника" сейчас же (к зиме) надо издать в одном томе с «Левшою» под одним об­щим заглавием: "Молодцы"», - писал он в 1866 году.

Добрый и простодушный русский испо­лин - таков главный герой повести. Этот человек с детской душой отличается неу­емной силой духа, богатырским озорст­вом и той чрезмерностью в увлечениях, которая столь чужда умеренности добро­детельных героев-буржуа. Он поступает по велению долга, часто по наитию и в случайном порыве страсти. Однако все его поступки, даже самые странные, неиз­менно рождаются из внутренне присуще­го ему человеколюбия. Он стремится к ис­тине и красоте через ошибки и горькие раскаяния, он ищет любви и щедро дарит любовь людям. Говоря словами Достоев­ского, «очарованный странник» - это тип «русского скитальца».

Конечно, Флягин не имеет ничего обще­го с дворянскими «лишними людьми» - типа Онегина, которых имел в виду До­стоевский. Но он тоже ищет и не может обрести себя. Ему не надо смиряться и желать трудиться на родной ниве. Он и без того смирен и своим мужицким зва­нием поставлен перед необходимостью трудиться. Но покоя ему нет. В жизни он не участник, а только странник, «черно­земный Телемак».

В повести жизнь главного героя пред­ставляет собой цепь приключений, столь разнообразных, что каждое из них, явля­ясь эпизодом одной жизни, в то же время может составить целую жизнь. Форейтор графа К., беглый крепостной, нянька груд­ного ребенка, татарский пленник, конэсер у князя-ремонтера, солдат, георгиевский кавалер - офицер в отставке, «справщик» в адресном столе, актер в балагане и на­конец инок в монастыре - и все это на протяжении одной жизни, еще не завер­шившейся.

Само имя у героя оказывается непосто­янным: «Голован» - прозвище в детстве и

юности, «Иван» - так зовут его татары (это имя здесь не столько собственное, сколько нарицательное: «у них все если взрослый русский человек - так Иван, а женщина - Наташа, а мальчиков они Кольками кличут»), под чужим именем Пе­тра Сердюкова служит он на Кавказе: уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует и его судьбу и по истечении срока службы уже не может вернуть себе свое имя. И на­конец, став иноком, зовется «отец Изма­ил», оставаясь тем не менее всегда самим собой - русским человеком Иваном Северьянычем Флягиным.

Создавая этот образ, Лесков не забудет ничего - ни детской непосредственности, ни своеобразного артистизма и патриотиз­ма. Впервые у писателя личность так мно­гогранна, так свободна, так «отпущена на волю». В самом странничестве лесковского героя есть глубочайший смысл: именно на дорогах жизни вступает «очарованный странник» в контакт с другими людьми; не­чаянные эти встречи ставят героя перед проблемами, о самом существовании ко­торых он прежде и не подозревал.

Иван Северьяныч Флягин поражает уже своей внешностью: «Это был человек ог­ромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцо­вого цвета: так странно отливала его про­седь... он был в полном смысле слова бога­тырь... напоминающий дедушку Илью Му­ромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как "смолой и земля­никой пахнет темный бор"».

Рассказ об укрощении коня как будто вовсе не связан с двумя предыдущими, но его финал - гибель укрощенного ко­ня - вызывает в памяти смерть ссыльного дьячка. И здесь и там налицо насилие над свободным от природы существом. И че­ловек и животное, проявившие непокорст­во, сломлены и не могут этого перенести. С рассказа об укрощении коня начинается повествование об «обширной протекшей жизненности» Флягина, и этот эпизод не случайно «вынут» из последовательной цепи событий. Это как бы своеобразный пролог к жизнеописанию героя. По убеж­дению «странника», его предназначение в том, что он - сын «моленый» и «обещан­ный» - обязан посвятить свою жизнь слу­жению Богу.

Иван Северьяныч Флягин живет по пре­имуществу не умом, а сердцем, и потому ход жизни властно увлекает его за собой, потому-то столь разнообразны обстоя­тельства, в которые он попадает. Путь, ко­торый проходит герой повести, - это по­иски своего места среди других людей, своего призвания, постижение смысла своих жизненных усилий, но не разумом, а всей своей жизнью и своей судьбой. Ива­на Северьяныча Флягина как будто и не занимают вопросы человеческого бытия, но всей жизнью, ее причудливым ходом он по-своему на них отвечает.
Рассказ Ивана Северьяныча о своей жизни кажется почти неправдоподобным именно потому, что все это выпало на до­лю одного человека. «Экий ты, братец, ба­рабан: били тебя, били, и все никак не до­бьют», - говорит ему лекарь, выслушав­ший всю повесть.

У Лескова герой обездолен, обокраден судьбой с самого начала, но в процессе самой жизни он во сто крат преумножает духовное богатство, которым наделен от природы. Его исключительность произра­стает, на русской народной почве и тем более значительна, что герой на все отве­чает собственным сердцем, а не разумом. Идее тут противостоит нечто безуслов­ное, выдерживающее самые трудные ис­пытания.

«Очарованный странник» продолжает основную тему творчества Лескова - ста­новление человека, мучительные терза­ния его духа в борьбе страстей и благора­зумия, в трудном познании героем самого себя. За происшествием, случаем встает у Лескова жизнь личности.

Обостренный интерес писателя к нацио­нальной культуре, тончайшее ощущение им всех оттенков народной жизни дали возможность создать своеобразный худо­жественный мир и разработать самобыт­ный, исполненный артистизма, неповтори­мый - «лесковский» способ изображения. Лесков показывал жизнь народа, слитую воедино с народным миросозерцанием, уходящим корнями в национальную исто­рию. Писатель верил, что народ способен глубоко «понимать общественную пользу и служить ей без подгона и притом служить с образцовым самопожертвованием даже в такие ужасные исторические моменты, когда спасение отечества представлялось невозможным».

Глубокая вера в великую народную силу дала ему возможность увидеть и постиг­нуть «вдохновенность» народных характе­ров. Несмотря на многие отрицательные черты, реалистически отмеченные авто­ром, собирательный полусказочный образ Ивана Флягина предстает перед нами во всем величии, благородстве, бесстрашии и красоте и сливается с образом народа-богатыря. «Очень мне за народ умереть хо­чется», - говорит «очарованный стран­ник». Глубоко переживает «черноземный Телемак» свою причастность к родной зем­ле. Какое великое чувство заключено в его незатейливом рассказе об одиночестве в татарском плену: «.. .тут глубине тоски дна нет... Зришь, сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обознача­ется монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь».

В «Очарованном страннике» Лесков го­ворит о «добром русском богатыре», о «добром простодушии», о «доброй ду­ше», о «добром и строгом житии». Жизнь описываемых героев полна диких, злых и жестоких порывов, но в скрытом источ­нике всяких человеческих поступков и по­мышлений покоится доброта - неземная, идеальная, мистическая. Она не открыва­ется среди людей в своем чистом виде, потому что доброта есть состояние души, соприкоснувшейся с божеством.

Тех героев, которые наиболее близки его сердцу, Лесков всегда сравнивает с героя­ми былин и сказок. Не только герои «Оча­рованного странника», но и многие другие образы, созданные писателем, были свое­го рода «иконами» в том смысле, что наи­более значительные их черты отражались писателем «статически», «традиционно», в духе религиозных жанров, жанров фольк­лора и древней русской литературы: житий и притч, легенд и преданий, сказаний, анекдотов и сказок.

Религиозное восприятие мира, склон­ность к суевериям характерны для боль­шинства лесковских героев, соответствуют их традициям и представлениям об окружа­ющем мире. На что бы ни посмотрел рели­гиозный человек из простого народа, все приобретает для него чудесное значение. Совершая свою житейскую дорогу, он про­ливает на нее свет своей младенческой ве­ры, не сомневаясь, что дорога ведет его к Богу. Эта мысль проходит через всю по­весть Лескова «Очарованный странник».

Глубокое ощущение нравственной кра­соты, чуждое развращающего равноду­шия, «одолевает дух» лесковских правед­ников. Родная среда сообщает своим жи­вым примером не только вдохновенные порывы, но и «строгое и трезвое настрое­ние» их «здоровой душе, жившей в здоро­вом и сильном теле».

Лесков любил Россию такой, какая она есть. Он изобразил Русь святую и греш­ную, неправую и праведную. Перед нами удивительная страна удивительных лю­дей. Где еще найдешь таких праведников, умельцев, чудаков? Но вся она застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть себя. В ней есть удаль, есть размах, есть великое дарование, но все дремлет, все скованно, все зачаровано. «Очарованная Русь» - термин условный, литературный. Это совокупный образ, вобравший в себя тем не менее некоторые стороны истори­ческой действительности.

Другие сочинения по этому произведению

Загадочная русская душа" в повести Н. Лескова "Очарованный странник Анализ эпизода из повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»? Женские образы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник») Иван Флягин - правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова "Очарованный странник") Иван Флягин в повести Лескова "Очарованный странник" Иван Флягин — главный герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник? Мир образов Лескова Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Образ Флягина Очарованный странник - самый значительный герой Н. С. Лескова Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»? Праведен или грешен Иван Флягин Россия в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский национальный характер — цель изображения повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский характер в рассказах Н. С. Лескова Свобода и необходимость в "Войне и мире" Л. Н. Толстого и "Очарованном страннике" Н. С. Лескова Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Смысл названия повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник») Странник Лескова Творчество Н.С. Лескова (Рассказ "Очарованный странник") Тема странничества в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Анализ текста повести «Очарованный странник» Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче Флягине Жанр, сюжет, композиция, образ главного героя Характеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник» Житие русского грешника в повести «Очарованный странник» Смысл слова «Странник» в одноименной повети Лескова Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере«Очарованный странник») Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник” Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник» Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник» Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы Загадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник» Законы художественного мира Лескова Флягин - характеристика литературного героя

Нужно ли анализировать свои ошибки? Для того, чтобы раскрыть поставленную тему, необходимо определиться с определениями основных понятий. Что такое опыт? И что такое ошибки? Опыт — те знания и умения, которые получил человек в каждой из жизненных ситуаций. Ошибки – неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях. Эти два понятия, которые не могу существовать друг без друга, они крепко связаны между собой. Чем больше опыта, тем меньше ты совершаешь ошибок – это расхожая истина. Но нельзя набраться опыта, не совершив ошибки – это суровая реальность. Каждый человек в своей жизни спотыкается, допускает погрешности, делает глупости. Без этого не обойтись, именно падения и взлёты учат нас жить. Только ошибаясь и извлекая уроки из проблемных жизненных ситуаций, мы можем развиваться. То есть, заблуждаться и сходить с пути можно и даже нужно, но главное анализировать ошибки и исправлять их.

Очень часто в художественной мировой литературе писатели затрагивают тему ошибок и опыта. Так, например, в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого один из главных героев Пьер Безухов проводил всё своё время в компании Курагина и Долохова, ведя праздный образ жизни, не отягощенный заботами, печалями и раздумьями. Но, постепенно осознавая, что щегольство и светский променад – занятия пустые и бесцельные, он понимает, что это не для него. Но он был слишком юн и несведущ: чтобы сделать такие выводы, нужно опираться на опыт. Герой не сразу может разобраться в окружающих людях, и очень часто ошибается в них. Это ярко проявляется в отношениях с Элен Курагиной. Позже он понимает, что их брак был ошибкой, его обманули «мраморные плечи». Через некоторое время после развода, он вступает в масонскую ложу и, судя по всему, находит себя. Безухов занимается общественной деятельностью, встречается с интересными людьми, словом, его личность обретает целостность. Любимая и преданная жена, здоровые дети, близкие друзья, интересная работа – составляющие счастливой и полной жизни. Пьер Безухов — именно тот человек, который путём проб и ошибок находит свой смысл существования.

Другой пример можно найти в повести «Очарованный странник» Н.С. Лескова. Главному герою Ивану Северьянычу Флягину пришлось испить горькую чашу проб и ошибок. Всё началось с несчастного случая в юности: озорство молодого форейтора стоило жизни старому монаху. Иван явился на свет «сыном обещанным» и с самого рождения был предназначен для служения Богу. Жизнь его ведёт от одной беде к другой, от испытания к испытанию, пока его душа не очистится и не приведёт героя в монастырь. Долго он будет умирать и не умрёт. Многим ему пришлось заплатить за свои ошибки: любовью, свободой (он был пленником в киргиз-кайсацких степях), здоровьем (его рекрутировали). Зато этот горький опыт лучше всяких уговоров и требований научил его, что от судьбы не уйти. Призванием героя с самого начала была религия, но молодой человек с амбициями, надеждами и страстями не мог принять сан осознанно, чего требует специфика церковной службы. Вера в священнике должна быть непоколебима, иначе как он поможет ее обрести прихожанам? Именно тщательный анализ собственных ошибок мог вывести его на путь истинному служению Богу.