Муравьи настоящие. Конспект урока "Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые" К общественным насекомым не относятся






Бортничество Это - борти, древнейший первобытный способ пчеловодства, любимого занятия древних славян - обитателей лесов. Здешний крестьянин считает грехом ловить рои: "Пчела - Божья тварь, вольная, грех принуждать её" - говорит он. Пчеловодство издревле составляло значительный промысел: воск вывозился через Днепр в Грецию. Местом кормления пчёл служат здесь многочисленные поляны, покрытые вереском. Вереск цветёт с 1 августа по 15 сентября. В это время миллионы пчёл издают гул, кружась над вереском и собирая нектар.




Муравейник Покрытие из иголок и веточек. Защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. 2. "Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться. 3. Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом. 4. "Кладбище". Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор. 5. Зимовальная камера. Насекомые собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полу спячки. 6. "Хлебный амбар". Здесь муравьи хранят зерна. 7. Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи. 8. Камеры с яйцами, личинками и куколками. 9. "Коровник", где муравьи содержат тлей. 10. "Мясная кладовка", куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу.


Значение муравьев в природе и жизни человека 1)Участвуют в почвообразовательном процессе (рыхление, обогащение кислородом, удобряют, перемешивают); 2)Регулируют численность насекомых – вредителей леса (уничтожают личинок); 3)Муравьи являются единственным опылителем какао. И не будь их, мы никогда не смогли бы попробовать шоколад; 4)Муравьиная кислота является действенным средством против клещей, уничтожающих пчёл. Эти клещи прогрызают хитиновый покров и высасывают гемолимфу.








Муравьи - самое многочисленное по количеству особей семейство насекомых. Да и по количеству видов немногие семейства могут поспорить с ним. Сейчас насчитывается примерно видов муравьев, но, учитывая, что каждый год описываются все новые и новые виды и роды и то, что муравьи многих районов земного шара почти не изучены, число это будет значительно увеличено. Все муравьи имеют характерный признак, по которому их можно отличить от любых других перепончатокрылых: между грудью и брюшком у них имеется тонкий стебелек из одного или двух члеников, тогда как у всех остальных перепончатокрылых брюшко непосредственно причленяется к груди.


Если у пчел и у ос в пределах одного семейства мы можем наблюдать все этапы перехода от одиночного образа жизни к общественному, то муравьи все без исключения являются общественными насекомыми. В лабораторных условиях отдельные рабочие особи могут дожить до 34 лет. Известен случай, когда муравей прожил семь лет. Значительно дольше до 20 лет живут самки.


Учёные наблюдают жизнь муравьёв в специальных стеклянных муравейниках. Каково же было их удивление, когда выяснилось, что не все муравьи так трудолюбивы, как это принято считать! Наблюдения показали, что 80% муравьев занимаются общественно полезной работой - чистят жилище, собирают корм; зато остальные - бьют баклуши. Ситуация не изменилась даже после того, как ученые убрали часть "работающих" муравьев. У оставшихся трудяг деятельность закипела с удвоенной силой, а бездельники так и остались не у дел. Возможным объяснением столь странного поведения последних, по словам исследователей, может служить либо их преклонный возраст, либо патологическая лень



Значение пчел в жизни человека Мед. Содержит около 60 различных веществ, главным образом глюкозу и фруктозу и: Ферменты, ускоряющие обмен веществ в организме; Минеральные вещества: Ca, Na, Mg, P, Fe, S, I, Cl, Rd; Микроэлементы: Mn, Si, Al, B, Cr, Cu, Li, Ni, Pb и т.д. Органические кислоты; Витамины; Фитонциды, обладающие противомикробными, противогнилостными, противогрибковыми действиями. Прополис, или пчелиный клей. Содержит эфирные масла, воск, пыльцу. Лечебные свойства: Обезболивающее (сильнее новокаина в 5,2 раза); Противозудное; Противомикробное; Тонизирует организм, повышает иммунитет; Укрепляет эмаль зубов; Обезболивает и размягчает мозоли.


Значение пчел в жизни человека Маточное молочко. Содержит минеральные соли, гормоны половые, микроэлементы, витамины и т.д. Лечебное действие: Повышает содержание эритроцитов и гемоглобина в крови; Повышает аппетит и повышает вес; Стимулирует рост волос; Улучшает память и зрение; Повышает иммунитет. Воск пчелиный. Богат витамином А, необходимым для развития эпителия кожи, слизистой бронхов, горла, носа, желудка и кишечника, для остроты зрения. Обладает противомикробным, питательным и регенерирующим действием. Пчелиный яд. Лечебное действие: Обладает выраженным противовоспалительным, обезболивающим действием; Повышает общую сопротивляемость организма, иммунитет; Противомикробное; Расширяет сосуды; Снижает кровяное давление; Уменьшает вязкость и свертываемость крови; Снижает холестерин в крови.

Тема урока : Пчелы и муравьи- общественные насекомые. Полезные насекомые, насекомые вредители. Значение в природе и жизни человека.

Цели урока: раскрыть особенности строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни; рассказать о их роли в природе и жизни человека; раскрыть разнообразие насекомых – вредителей, их отрицательную роль в практической деятельности человека; обозначить значение насекомых в природе и жизни человека.

Оборудование: коллекция насекомых, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал: таблицы, листы бумаги, фломастеры.

Ход урока:

I. орг. момент (1 мин) II. Актуализация опорных знаний (10 мин) Тестовая работа со взаимопроверкой.

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

Вариант 1.

А. Стрекозы Б. Прямокрылые В. Клопы

  1. Две пары крыльев.
  2. Личинка имеет маску.

Вариант 2.

Какие особенности характерны для насекомых из отряда

А. Бабочки Б. Двукрылые В. Перепончатокрылые

  1. Развитие с полным превращением.
  2. Развитие с неполным превращением.
  3. Две пары крыльев.
  4. Одна пара крыльев, вторая редуцирована (жужжальца) и служит для стабилизации полета.
  5. Первая пара крыльев превращены в жесткие надкрылья, вторая пара – кожистые крылья.
  6. Передние крылья более плотные, чем задние.
  7. Надкрылья спереди плотные, а сзади мягкие, вторая пара крыльев служит для полета.
  8. На крыльях находятся мелкие хитиновые чешуйки.
  9. Ротовой аппарат у взрослых насекомых сосущего типа.
  10. Ротовой аппарат лижущего типа.
  11. Ротовой аппарат у взрослых насекомых колюще-сосущего типа.
  12. У личинок ротовой аппарат грызущего типа.
  13. Задние ноги у многих представителей прыгательного типа.
  14. Личинка имеет маску.

Вариант 1. А: 2,3,14; Б : 2, 3,7,12,13; В : 2,6,11

Вариант 2. А: 1,3,8,9,12 Б: 1,4,10,11 В: 1,3

III. Активизация познавательной деятельности . (2 мин)

Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни, но есть насекомые, которые живут большими группами. Какие это насекомые? (пчелы, муравьи, термиты) Называют таких насекомых общественные и живут они семьями.

IV. изучение нового материала (25мин)

Рассказ учителя.

Как вы думаете какие из этих насекомых уже давно сделались домашними животными человека? (пчелы)

Где живут пчелы? (улей)

Мед и воск вместе с мехами у наших предков- славян считались главными предметами торговли. Мед использовался вместо сахара, воск использовался в свечах. В те времена еще не было пасек и для пчел человек предоставлял дупла лесных деревьев- «бортни»-бортничество. При этом ульи зачастую разорялись.

В начале XIXвека украинский помещик Петр Иванович Прокопович впервые применил изобретенный им разборный рамочный улей, который используется до сих пор.

Давайте рассмотрим, что же из себя представляет пчелиное семейство.

Сообщение учащегося. Состав пчелиной семьи.(презентация)

По мере рассказа учащиеся заполняют таблицу.

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу по разделу муравьиная семья, пользуясь учебником стр.135-136.

Таблица. Состав муравьиной и пчелиной семей:

Пчелиная семья

Муравьиная семья

Член семьи

Особенности, роль

Член семьи

Особенности, роль

Матка

Главная пчела по размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц.

Матка (царица)

Бескрылая самка, крылья обламывает после брачного полета. Роль заключается в кладке яиц.

Трутень

Самец. Роль заключается в оплодотворении самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают.

Самец

Крылатые особи. Роль заключается в оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают.

Рабочие пчелы

Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в жало.

Роль: чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов.

Рабочий муравей

Бесплодные самки, которые не имеют крыльев.

Роль заключается в чистке муравейника, собирании корма, уходе за царицей и личинками, в охране муравейника от врагов.

Во время выполнения задания учитель следит за тем, чтобы весь класс включился в работу, подходит к ученикам, смотрит за ходом выполнения задания, при необходимости вносит поправки.

После выполнения задания учитель задает вопросы к классу:

  • Все справились с заданием?
  • Какие трудности возникли при выполнении задания, что было не понятно?

Пчелы и муравьи общаются друг с другом при помощи прикосновений и выделяемых веществ. Но только у пчел имеется «язык танца». Видеофрагмент.

Как вы думаете такое сложное поведение можно назвать разумным? (нет)

Их поведение является инстинктивным, бессознательным.

Запись в тетради. Инстинкт- совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.

Помимо полезных насекомых есть также и вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Изучение материала происходит в процессе беседы. Учащиеся работают с раздаточным материалом: таблицы, насекомые.

Задание : определить к какому отряду относится ваше насекомое и какой вред оно наносит культурным растениям . План ответа:

1. Название отряда.

2. Название насекомого.

3. Признаки отряда.

4. Значение.

Отрицательное значение насекомых для человека

Представители

Значение, примеры

Прямокрылые

Азиатская саранча уничтожает урожай на больших территориях

Тли

Угнетают развитие растений, могут переносить вирусные заболевания растений

Клопы

Вредная черепашка высасывает содержимое несозревших зерен. Постельный клоп является переносчиком заболеваний, причиняет беспокойство

Жуки

Личинки свекловичного долгоносика питаются корнями свеклы, колорадский жук и его личинки снижают урожай картофеля. Личинки жука-долгоносика – яблоневого цветоеда – уничтожают завязи яблонь. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей – вредители деревьев

Бабочки

Гусеницы капустной белянки повреждают листья капусты; яблонной плодожорки – портят плоды яблонь; непарного шелкопряда – наносят вред растениям сада и леса. Гусеницы соснового шелкопряда вредят сосне; платяной моли – портят изделия из шерсти

Перепончатокрылые

Личинки пилильщиков объедают хвою деревьев; рогохвостов – питаются древесиной, повреждая деревья

Двукрылые

Тараканы

Черные тараканы и прусаки загрязняют экскрементами продукты питания, могут переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Иногда их выделения вызывают аллергию

Вши

Переносчики сыпного и возвратного тифа

Блохи

Переносчики чумы, туляремии, сыпного тифа

Учащиеся записывают ответы в тетрадь. Опрашиваются несколько учащихся. Выставляются оценки.

Дополнительно . Какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми?

В процессе беседы выясняется, что предложенные варианты можно разделить на четыре группы:

Методы борьбы человека с вредящими ему насекомыми

Методы

Примеры

Физические

Сбор гусениц или яиц насекомых: ловля малярийного комара различными ловушками, уничтожение его личинок керосином, который разливают по поверхности водоема

Химические

Обработка растений ядохимикатами, мест размножения личинок – хлорной известью, тараканов – различными ядами

Агротехнические

Смена культур – севооборот; своевременный посев и посадка растений; тщательная уборка полей, уничтожение сорных растений, служащих местом размножения насекомых

Биологические

V. Закрепление материала. (4 мин)

С какими насекомыми мы сегодня познакомились?

Какие особенности встречаются в семьях?

Какие насекомые вредят сельскохозяйственным растениям? Охарактеризуйте жизнедеятельность некоторых из них.

VI. Рефлексия. (1мин) Нарисуйте свое настроение в виде смайлика.

VII. Д\З Повторить темы по разделу членистоногие. Подготовка к контрольной работе.

Приложение. Матка по размерам самая крупная пчела в улье 18-20 мм. Имеет длинное брюшко с яйцекладом предназначенное для постоянного откладывания яиц. Самостоятельно не может питаться. Ее кормят рабочие пчелы зобным молочком. В семье всегда только одна. Развивается матка из оплодотворенных яиц. Живет до 5 лет. При появлении другой матки, старая улетает с частью пчёл. Такой процесс называется роение.

Трутни – самцы, с длинными крыльями и крупными глазами. Развиваются из неоплодотворенных яиц. Их задача оплодотворять матку. Живут один сезон. Осенью они погибают, их зажаливают рабочие пчёлы или просто выгоняют из улья.

Рабочие пчелы это бесплодные самки. Рабочие – обеспечивают жизнедеятельность всей семьи (собирают пищу, ухаживают за личинками, кормят их, убирают улей, строят соты, заготавливают мёд). Для выполнения этих функций имеют целый ряд приспособлений:

  • Ротовой аппарат;
  • Тело, покрытое ворсинками;
  • Медовый зобик;
  • Жало- видоизмененный яйцеклад;
  • Задние конечности с корзинками и щёточками.

Урок по теме « Пчёлы и муравьи общественные- насекомые»

Цель:

- выделить особенности строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни;

Показать роль в природе и значение в жизни человека; доказать необходимость охраны этих насекомых ;

- расширять кругозор учащихся.

Методы обучения : репродуктивный, поисковый, исследовательский, метод коллективного принятия решения

Тип урока: изучение нового материала .

Форма организации занятий : учебный проект.

Типология проекта : информационно – исследовательский, краткосрочный.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Пчёлы и муравьи -общественные насекомые, книги, раздаточный материал, дидактические карточки.

Форма организации работы в классе : классно-урочная, групповая, индивидуальная.

Содержание урока:

I . Организационный момент (Взаимное приветствие учащихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

Стадия вызова:

Прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я загадаю Вам загадки, а Вы должны угадать, о чем пойдет речь на уроке.

1. Я пахну летом и пыльцой.

Лечу к цветочкам пулей.

Но я бываю очень злой.

К тому, кто лезет в улей!

2. На поляне возле ёлок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нём миллион.

II .Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала . Активизация опорных знаний и умений.

- На предыдущих уроках мы начали изучать самый многочисленный тип животных - тип Членистоногие. Какие признаки данного типа наблюдаются у пчелы и муравья? (выслушиваю ответы детей).

Членистые конечности

Наличие хитинового покрова.

К какому к классу вы бы отнесли данных животных?

(к классу Насекомых).

Как Вы уже поняли героями нашего урока будут пчёлы и муравьи.

В виду того, что информации об этих насекомых очень много, изучать эту тему мы будем в рамках проекта.

Цели проекта:

    Изучить систематическое положение медоносной пчелы и муравья;

    изучить строение медоносной пчелы;

    изучить полиморфизм в улье и муравейнике; найти признаки сходства и отличия;

    изучить значение пчёл и муравьёв в природе и жизни человека; охрану насекомых;

    изучить историю пчеловодства;

    сделать вывод почему пчёл и муравьёв относят к общественным животным;

    презентовать наш проект.

III .Этапы работы над проектом.

1.Формируются 3 группы учащихся:

Каждая группа получает инструктивную карту, на которой напечатан план изучения области темы. Листы- ответа.

На сегодняшнем уроке работа будет проводится по группам

    « Теоретики», 2 « Пчеловоды», 3 « Биологи».

    Просьба к участникам групп помнить правила работы в группе, соблюдать время.

    На групповую работу отводится 20 минут, время выступления оратора 3-4 минуты.

    Просьба начать работу с ознакомления инструктивной карты.

    Я желаю вам удачи.

Инструктивная карта «ТЕОРЕТИКИ»

Цель: изучить систематическое положение медоносной пчелы и муравья, выяснить их значение в природе и жизни человека, предложить меры охраны насекомых.

1.Систематичесое положение пчелы и муравья.

2. Внешнее строение пчелы:

Рассмотрите подробнее строение рабочей пчелы на рис. 1 (справочный материал) и ответьте на вопросы?

    На какие отделы разделено тело пчелы?

    Сколько пар крыльев?

    Сколько пар ног?

    Какие органы чувств различаются на голове пчелы?

    Особенности в строении задних ног. Как вы думаете, для чего они нужны?

3. Какого значение пчёл и муравьёв в природе и жизни человека.

4. Предложите меры по охране насекомых.

5. Сделайте вывод почему пчёл и муравьёв называют общественными насекомыми?

Инструктивная карта «Пчеловоды»

Цель: изучить историю пчеловодства.

1. Откуда мы могли узнать информацию о том, что пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека?

3. Какими продуктами пчеловодства платили дань, подати и налоги?

4. Что использовали древние славяне вместо сахара, а что - для света?

5. Как называлось древнее пчеловодство?

6. Что изобрёл в 1814 году украинский помещик Пётр Иванович Прокопович?

7.Сделайте вывод в котором отражено значение пчёл в природе и жизни человека.

Инструктивная карта «Биологи»

Цель: изучить полиморфизм в улье и муравейнике; найти признаки сходства и отличия.

    Теоретическая часть.

1.Полиморфизм пчелиной семьи.

2.Полиморфизм муравьиной семьи.

3. Что называется роением? В чём его биологическая роль?

    Практическая часть.

Используя материал учебника стр 135-136 и справочный материал заполните таблицу "Полиморфизм пчёл и муравьёв»

Признаки сравнения.

Полиморфизм пчёл и муравьёв

Матка

пчелы

Матка

муравья

Трутень

Самец муравья

Рабочая пчела

Рабочие муравьи

1. Размеры тела.

l = 18-20 мм m = 0,25 г

До 50 мм

l = 15-16 мм m = 0,2 г

До 50 мм

l = 12-14 мм m = 0,1 г

2 мм

2. Количество особей в семье.

1

2 и более

Несколько

десятков

От нескольких десятков до нескольких сотен

70 000

От нескольких десятков до миллиона

3. Сроки жизни.

До 5 лет

12-20 лет

1 сезон

Несколько дней, недель

1 сезон

До 3 лет

4. Особенности строения.

Крупная пчела, длинное заострённое брюшко; связано с её воспроизводительной функцией

похожа на рабочих, но отличаются от них строением груди и более крупными размерами. Имеют крылья, которые откусывают себе после оплодотворения

пчела средней величины с очень крупными глазами , соприкасающимися на затылке, брюшко округлое

Развиваются из неоплодотворённых яиц,имеют крылья

на задних ногах корзиночки , на брюшке зеркальца, расширение пищевода - медовыйзобик; на конце брюшка жало

Самки с недоразвитой половой системой , Крылья у них отсутствуют, имеется упрощённое строение груди, глаза меньше, чем у самок, или отсутствуют

5. Выполняемые функции.

Спаривание

и откладывание яиц

Спариваие

И откладывание яиц

Оплодотворение

самки

Оплодотворение самки

Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья.

Забота о семье (Охранники, «няньки», чистят гнездо и тд)

Ответьте на вопросы?

1.Дайте понятие полиморфизм?

2. Сделайте вывод в чём заключается полиморфизм у пчёл и муравьёв,с чем это связано.

2.Поиск информации.

Учащимся предлагается найти ответы на вопросы, указанными в инструктивной карте. Учащиеся работают с учебником, дополнительной литературой.

3.Обработка информации .

Учащиеся в группах заполняют карты ответа, готовят выступление – защиту проекта, определяют из своей группы выступающего.

4. Защита проекта.

Представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях, делают выводы:

1. Пчела и продукты её жизнедеятельности имеют огромное практическое значение. Но самое большое значение деятельности пчёл проявляется в опылении растений.

2. Пчелиная семья состоит из матки, трутней и рабочих пчёл. Между ними в семье распределены обязанности.

4. Особенности строения рабочей пчелы связаны с её "профессиональными" обязанностями.

5. Пчела и муравей - "общественные" насекомое, обладающее сложным инстинктивным поведением, в их заботливом уходе за "деткой", в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве

IV . Домашнее задание.

Задания на выбор:

Подготовить сообщения о тутовом шелкопряде

Производство шёлка

Насекомых занесённых в Красную книгу.

V . Итоги урока и рефлексия.

Ребята, вы проделали большую работу.

Делаю свой комментарий. И предлагаю кратко ответить на вопросы

Какое у вас настроение?

Продолжите пожалуйста фразу

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…

Класс: 7

Презентация к уроку
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

Обучающие:

  • изучить особенности поведения общественных насекомых;
  • изучить многообразие общественных насекомых;
  • изучить роль общественных насекомых в природе и жизни человека.

Развивающие:

  • активизировать и развивать мыслительную деятельность учащихся с помощью проблемного обучения;
  • развивать творческие умения учащихся;
  • развивать умение выделять главное из рассказа учителя, материала учебника и дополнительных материалов.

Воспитывающие:

  • воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы;
  • воспитание устойчивого интереса к предмету биологии;
  • воспитание бережного отношения к общественным насекомым путем обозначения их роли в природе и жизни человека.

Знания, которыми должны овладеть ученики в итоге урока:

  • к общественным насекомым относят термитов, шмелей, ос, пчел, муравьев;
  • муравьиная семья состоит из бескрылой самки-царицы, рабочих муравьев, личинок; самцы участвуют только в оплодотворении самок, после чего погибают. Внутри семьи существует распределение обязанностей;
  • муравьи регулируют численность насекомых-вредителей леса;
  • пчелиная семья состоит из матки, трутней, рабочих пчел и личинок; трутни принимают участие в оплодотворении самок, после чего погибают.
  • внутри пчелиной семьи существует распределение обязанностей;
  • пчелы обладают сложным инстинктивным поведением, которое проявляется в сложных действиях, производимыми пчелами в процессе работы, в их заботливом уходе за потомством, в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве;
  • пчелы и продукты их жизнедеятельности имеют огромное практическое значение в природе и жизни человека.

Ход урока

I. Организационный момент (5 минут)

Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих в журнале.

II. Актуализация знаний по ранее изученной теме: “Типы развития насекомых”. (10 минут)

Фронтальный опрос:

Как происходит развитие насекомых с полным превращением?

Чем отличается развитие с неполным превращением от развития с полным превращением?

Насекомые какого типа развития имеют большее преимущество и почему?

III. Изучение нового материала

Изучение нового материала начинается с темы урока. На традиционном уроке тему урока учитель обычно записывает на доске в начале занятия, т.е. дает в готовом виде.

Целью проблемного урока при постановке темы является творческая деятельность учащихся.

Уже с самого начала изучения нового материала ученик должен думать, анализировать, рассуждать.

Попытаемся сделать так, чтобы ученик, отвечая на вопросы, сам сформулировал тему урока.

Для этого изначально разобьем тему урока на две подтемы:

  1. Пчелы и муравьи – общественные насекомые.
  2. Полезные насекомые.

Данные подтемы ученикам в готовом виде не сообщаются, мы их сформулировали для себя, чтобы в дальнейшем четко продумать вопросы, подводящие учеников к данным подтемам.

Разрабатываем диалог, побуждающий учеников к осознанию темы урока.

Подводящий к теме диалог, создание проблемной ситуации:

Задание 1 (5 минут)

Ученикам предлагается перечень слов, определенным образом характеризующих какое-то насекомое. В данном случае это пчелы и муравьи.

Учитель: Перед вами два ряда слов, каждый из них характеризует определенное насекомое. Предлагаю вам разбиться на пары и подумать: Что это за насекомые? Что вы знаете о данных насекомых?

ЛЕС, ДЕРЕВО, ЖИЛИЩЕ, СЕМЬЯ, НЕКТАР, МЕД.

ЛЕС, ПЕНЬ, ХОЛМИК, СЕМЬЯ, ТЛЯ.

После того, как ученики пришли к правильному ответу, им предлагается выполнить следующее задание:

Задание 2 (10 минут)

Для создания проблемной ситуации предлагаю сравнить иерархию общественных насекомых с иерархией, существующей в нашей школе.

Для этого на доске ученикам предлагается три схемы:

Ученикам предлагается посмотреть на данные схемы и ответить на вопрос: Что общего между представленными схемами?

Учитель: Перед вами представлены схемы (см. Приложение), на которых изображена иерархия в пчелиной, муравьиной семьях и иерархия нашей школы. Что общего между этими тремя схемами?

Ученики: Что у насекомых, что и у людей существует распределение обязанностей.

Учитель: Правильно. Давайте подумаем, что такое общество в целом?

Ученики: Это объединение людей.

Учитель: А что их объединяет?

Ученики: Какая-либо деятельность.

Учитель: Правильно. Общество-это группа людей, объединенная коллективной деятельностью. Как вы думаете, у муравьев и пчел существует совместный труд? Если да, то почему вы так думаете?

Ученики: Потому, что у них существует распределение обязанностей, они работают совместно и образуют семью.

Ученики: Можно.

Учитель : Правильно. Записываем первую тему сегодняшнего урока: “Пчелы и муравьи – общественные насекомые”.

Учитель: Ребята, кто из вас знает, что такое муравейник и что такое улей?

Ученики: Муравейник-это жилище муравьев, а улей-жилище пчел.

Учитель: Как вы думаете, все ли муравьи образуют семью, или существуют муравьи, которые живут по одному?

Ученики: Нет, все муравьи образуют семью.

Учитель: А почему муравьи не могут жить по одному?

Ученики: Они погибнут, т.к., к примеру, матка не может одновременно производить кладку яиц и охранять муравейник.

Учитель: А теперь подумайте и ответьте на мой вопрос: Как вы думаете, если пчелы тоже относятся к общественным насекомым, то распределение обязанностей будет такое же или другим?

Ученики: Распределение обязанностей будет аналогичным.

Задание 3 (10 минут)

Ученикам предлагается поработать с текстом учебника и составить таблицу, в которой будет более подробно отражены состав пчелиной и муравьиной семей, а так же функции, которые они выполняют в семье.

Предварительно схемы, представленные на доске необходимо убрать, для того, чтобы организовать поисковую деятельность учеников, а так же задействовать их память, посмотреть, как хорошо они запомнили то, что ранее видели на доске.

Учитель: ребята, откройте учебник на странице 135 (табл. 5). Предлагаю вам придумать и заполнить таблицу, в которой вы должны определить состав пчелиной и муравьиной семей, а так же указать роль, выполняемую ими в семье. Подсказкой вам может служить схема, которую вы видели на доске в начале урока.

Таблица. Состав муравьиной и пчелиной семей:

Пчелиная семья Муравьиная семья
Член семьи Особенности, роль Член семьи Особенности, роль
Матка Главная пчела по размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц. Матка (царица) Бескрылая самка, крылья обламывает после брачного полета. Роль заключается в кладке яиц.
Трутень Самец. Роль заключается в оплодотворении самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают. Самец Крылатые особи. Роль заключается в оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают.
Рабочие пчелы Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в жало.

Роль: чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов.

Рабочий муравей Бесплодные самки, которые не имеют крыльев.

Роль заключается в чистке муравейника, собирании корма, уходе за царицей и личинками, в охране муравейника от врагов.

Во время выполнения задания учитель следит за тем, чтобы весь класс включился в работу, подходит к ученикам, смотрит за ходом выполнения задания, при необходимости вносит поправки.

После выполнения задания учитель задает вопросы к классу:

  • Все справились с заданием?
  • Какие трудности возникли при выполнении задания, что было не понятно?

Если возникают вопросы, то учитель делает соответствующие пояснения и дополнения. Если все ученики справились с заданием, и вопросов не возникло, то учитель приступает к следующему заданию, а качество выполнения таблицы проверяет в конце урока при закреплении изученного материала.

Задание 4 (15 минут)

При выполнении данного задания организуется поисковая деятельность учащихся. Учащихся делят на три группы (деление можно произвести согласно рядам в классе). Каждому ряду учеников учитель задает по одному проблемному вопросу. После чего ученикам дается время на размышление и записи в тетради ответа на вопрос. Учитель спрашивает у учеников, как они могут ответить на этот вопрос, выслушивает все мнения. Далее раздает текст на карточках, с помощью которого ученики должны найти ответ на поставленный вопрос. Ответы ученики записывают в тетради, после этого организуется работа по обмену информацией, в завершении подводятся итоги и формулируются выводы.

Карточка №1

Проблемный вопрос: Какие преимущества дает общественный образ жизни муравьям и пчелам?

Семьи общественных насекомых обычно строят крупные жилища, создание которых не под силу одиночным видам. Наличие такого жилища, иногда к тому же весьма прочного (термитники), повышает защищенность как самих насекомых, так и, что намного важнее, их потомства и запасов пищи, которые можно в таком жилище хранить. За счет совместной деятельности общественные насекомые (пчелы, муравьи) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам.

Важные преимущества дает возможность совместных действий. Вместе можно защищаться от более крупных врагов, овладеть более крупной добычей, недоступной для одиночного насекомого такого же размера (муравьи).

Карточка № 2

Проблемный вопрос: Зачем муравью муравейник?

Муравейник – это гнедо, дом муравьиной семьи. Свои гнезда-купола муравьи используют для улавливания солнечных лучей и накапливания тепла.

Муравейники состоят из хвоинок, мелких веточек, кусочков коры и растительного мусора. На первый взгляд кажется, что весь этот мусор набросан беспорядочно. Однако оказывается, что даже в самый сильный дождь муравейник практически не промокает.

Высота муравейников обычно составляет 0,5-0,7 м, но иногда они достигают высоты 1,5 м. Началом для постройки гнезда зачастую служит старый пень. Население средних гнезд насчитывает около 500 000 особей, а в крупных бывает до миллиона муравьев. Каждая семья владеет обособленной, охраняемой территорией, в пределы которой другие муравьи не допускаются. На ней муравьи прокладывают “запаховые” дороги, по которым транспортируют пищевые продукты и строительный материал.

Муравьи очень сильны и успешно доставляют в муравейник не только мелких насекомых, но и превосходящих по массе. Если же добыча очень велика, то они транспортируют ее коллективно. При наблюдении за ними может показаться, что они не помогают, а только мешают друг другу – каждый тащит в свою сторону. Однако, поскольку общее стремление у всех муравьев одно, добыча, в конце концов, оказывается в муравейнике.

Таким образом, совместный образ жизни позволяет муравьям строить крупные жилища, которые повышают защищенность как самих насекомых, так и их потомства и запасов пищи. За счет совместной деятельности муравьи (общественные насекомые) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам.

Карточка № 3

Проблемный вопрос: Как общаются муравьи?

Текст (http://edu.zelenogorsk.ru/projs/eko/bespozv/nas35.html):

При общении друг с другом муравьи используют разнообразные сигналы, в основном путем прикосновения друг к другу усиками, ногами, головой. Используются также и химические сигналы. Всем известно, что потревоженные муравьи принимают оборонительную позу: поднимаются высоко на задних лапках и направляют конец брюшка вперед. И сразу чувствуется резкий запах. Это муравей выбрызнул жидкость, состоящую из муравьиной кислоты и вещества тревоги – ундекана. Нужно заметить, что у большинства муравьев, хотя они и относятся к жалоносным перепончатокрылым, жала нет. Однако ядовитые железы на конце брюшка у них сохранились. Как же они их используют? У муравья мощные челюсти, которыми он при нападении или защите кусает врага. Одновременно он подгибает брюшко так, что его конец оказывается возле головы, и выбрызгивает яд в нанесенную челюстями ранку. Если рядом находятся другие муравьи, то запах выбрызнутой жидкости воспринимается ими как сигнал тревоги, и они немедленно присоединяются к первому муравью. А на дорогах, по которым муравьи бегут из муравейника и к муравейнику, они выделяют другие, так называемые следовые, вещества, которые позволяют им не сбиваться с пути. Все муравьи из одного гнезда имеют общий запах, позволяющий им узнавать друг друга и не допускать муравьев из чужих гнезд в свое гнездо.

Учитель : Как вы думаете, поведение общественных насекомых сложное?

Ученики : да.

Учитель : означает ли это, что данные насекомые обладают разумом?

Ученики : наверно означает.

Учитель : А кто-нибудь из вас знает, что такое инстинкт?

Ученики высказывают свое мнение. Таким образом возникает проблема и выдвижение различных гипотез. Данную проблему ученикам предлагается разрешить с помощью учебника.

Учитель : что бы разрешить данную проблему, давайте обратимся к учебнику, и запишем, что же такое инстинкт, и действительно ли насекомые обладают разумом.

Ученикам предлагается открыть страницу 137, найти и записать информацию о том, что такое инстинкт.

Примерная запись в тетради:

Инстинкт – совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.

Поведение пчел, муравьев и некоторых других животных настолько сложно и удивительно, что наталкивает людей на мысль, что оно разумно. Однако эти действия животных инстинктивны, бессознательны.

Учитель : Ребята, как вы думаете, насекомые полезны или вредны?

Ученики : Полезны.

Учитель : Записываем в тетради вторую подтему нашего урока: “Полезные насекомые”. (10 минут)

Учитель : Каких полезных насекомых вы знаете?

Ученики : муравьи, пчелы, жуки, шелкопряд.

Учитель : А какую пользу приносят данные насекомые?

Ученики : мед, шелк, поедают вредных насекомых…

Учитель : А кто-нибудь из вас знает, кто такой тутовый шелкопряд и чем он известен?

Ученики высказывают свои версии, после чего им предлагается обратиться к тексту учебника и ответить на следующие вопросы:

Где в природе встречается тутовый шелкопряд? (вопрос на внимательность, ученики должны ответить, что тутовый шелкопряд полностью одомашненное животное и в природе не встречается).

  • Как выглядит взрослое насекомое тутового шелкопряда и почему этому насекомому дали такое название?
  • Как человек получает шелк с помощью тутового шелкопряда?

IV. Рефлексия. (5 минут)

Фронтальный опрос учащихся:

  1. Какие насекомые относятся к общественным?
  2. Назовите состав и особенности пчелиной семьи.
  3. Назовите состав и особенности муравьиной семьи.
  4. Почему поведение общественных насекомых является сложным, но не является разумным?
  5. Каких насекомых относят к полезным, какую пользу они приносят?
  6. Каких насекомых человек одомашнил? Какую пользу приносят они?

V. Домашнее задание.

Параграф 28, вопросы после параграфа, записи в тетради;

Ответить письменно на вопросы:

Взрослая бабочка тутового шелкопряда не питается. У нее не развиты ротовые органы. Как же живет это насекомое?

Как пчелы добывают мед?

Учебная литература

Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко: под ред. проф. И.Н. Пономаревой, - 3-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф. 2009. – 160 с.: ил.