Ib система образования. Получение диплома IB. Поставлю-ка я тебе семерку

IB or not IB?

IB or not IB?

Если вы хотите учиться в Оксфорде или Гарварде, это желание можно только приветствовать. Но беда в том, что сразу после окончания российской школы в английский, немецкий или, скажем, американский вуз вас не примут. Впрочем, есть один вариант, как отучиться в школе в России и сразу же поступить в зарубежный вуз. Это программа International Baccalaureate (IB).
Образовательная программа под названием International Baccalaureate (Международный бакалавриат) была создана в Швейцарии в конце 60-х годов. По инициативе школы ООН в Нью-Йорке и Международной школы в Женеве группа международных экспертов взялась составить универсальную школьную программу, которая позволяла бы учебным заведениям признавать эквивалентность образования, полученного в другой стране.
Программа имела успех. Сначала преподавание по ней велось всего в нескольких частных школах, но потом ее стали вводить все новые и новые учебные заведения разных стран мира, в том числе государственные.
По мере распространения программы IB Diploma (так называемый диплом IB, по сути - аттестат об окончании школы) стали признавать ведущие университеты мира. Сейчас в США, Канаде, Ирландии, Великобритании, Франции, Бельгии, Норвегии, Швеции и некоторых других странах абитуриентов с таким аттестатом принимают в университеты без вступительных экзаменов. Оговариваются только проходной балл и требования к оценкам в аттестате по определенному набору предметов. В других странах - например, в Испании - диплом IB признается наряду с национальным, однако не освобождает от сдачи вступительных экзаменов. В России же диплом IB признан документом, сопоставимым с национальным аттестатом, однако в российские государственные университеты с таким документом о среднем образовании пока еще никого не приняли.
Сегодня по программе IB можно учиться в 1.020 школах 100 стран мира. Быстрее всего количество школ IB растет в США. Как правило, во всех странах школы, практикующие обучение по этой модели, входят в число лучших (см. табл. 2). Это, в сущности, означает, что уровень среднего образования, получаемого в школах IB, выше национального стандарта.
В России создано семь школ IB: шесть - в Москве, одна - в Тольятти. Еще одна школа в Самаре в настоящий момент проходит авторизацию. Министерство образования России заинтересовалось программой еще в 1989 году. А в 1995 году по его приглашению из Женевы приехали с инспекцией представители IBO и остановили свой выбор на московской школе ь45. Она первой начала работать по программе, и через год, в 1996 году прошла аккредитацию и получила право выдавать диплом IB.

Из чего сделан IB?

Программы IB в первую очередь рассчитаны на то, чтобы дать учащимся знания и умения, необходимые в жизни каждому, независимо от профессии, а также навыки социальной адаптации. Благодаря такому подходу у учеников повышается мотивация и интерес к занятиям, а следовательно и успеваемость.
В настоящий момент существует три программы International Baccalaureate. Это дипломная программа (Diploma Program), которая, собственно, и является визитной карточкой IBO, программа для средних классов (Middle Years Program) появившаяся в 1992 году, и программа для начальных классов (Primary Years Program) созданная лишь три года назад. Мы расскажем о Diploma Program, так как для школьников, стремящихся поступить в зарубежный вуз, она представляет наибольший интерес.
Дипломная программа рассчитана на два года. Обучение ведется на одном из трех рабочих языков IBO: английском, французском или испанском (допускается преподавание родного языка, родной и мировой литературы на национальном языке). Основа дипломной программы - изучение шести предметов, которые ученик выбирает сам. "Вместо того чтобы изучать все подряд, как в российской программе, ученик может выбрать предметы, наиболее его интересующие, - говорит студентка Уорвикского университета (Warwick University) в Англии.Наталья Тумасьева, окончившая школу по программе IB. - Это увеличивает мотивацию к обучению, а поскольку предметов всего шесть, то каждому из них можно посвятить гораздо больше времени и сил".
Предметы программы преподаются на двух уровнях: "повышенном" (Higher level) и "вспомогательном" (Subsidiary Level). Первый предполагает изучение дисциплины в объеме 240 учебных часов, второй - 150 часов. На "повышенном" уровне изучаются три или четыре предмета. Это позволяет ученику сосредоточиться на дисциплинах, необходимых ему для поступления в вуз.
В конце курса школьники обязаны написать так называемое "развернутое эссе" (Extended Essay) объемом минимум в 4.000 слов. Оно должно представлять собой своего рода отчет о самостоятельно проведенном исследовании по выбранной теме, который выполняется под руководством учителя. Это позволяет ученикам приобрести навыки исследовательской деятельности. Такие работы принимаются по 60 предметам.

"Теория знания" и другие

Предметы программы IB объединены в шесть групп; из каждой группы ученик выбирает для изучения один. Первая группа - это "первый" язык (как правило, родной) и выборочное изучение произведений мировой литературы. Вторая - иностранные языки и литература на этих языках. Преподавание ведется для трех уровней владения языком: продвинутого (свободное владение), среднего, с предшествующим сроком изучения более двух лет, и начального (ab initio).
В третью группу предметов под названием "Человек и общество" входят история, география, экономика, философия, психология, социальная антропология, бизнес и управление, информационные технологии в мировом сообществе и... курс истории исламского мира.
Четвертую группу составляют естественные науки: биология, физика, химия, прикладная химия, а также курс с многообещающим названием "Экологические системы". В пятую группу входят математические дисциплины.
Шестая группа объединяет факультативные предметы. Сюда входят дизайн, музыка, театральное искусство, классические языки, компьютерное программирование, третий современный язык, второй предмет из третьей или четвертой групп, математика на продвинутом уровне или любой другой курс, предлагаемый школой и одобренный IBO.
Дипломная программа IB имеет также две черты, отличающие ее от всех национальных систем школьного образования в мире. Первая - это обязательное изучение предмета, который называется "Теория знания" (Theory of Knowledge - TOK). Он представляет собой курс философского плана, где сведены воедино различные вопросы междисциплинарного знания. "На этих занятиях школьников "учат учиться" и спорить с учителями, - поясняет Наталья Тумасьева. - Он дает базу для самообучения". В рамках этого курса школьников учат правильно писать эссе, аргументировать свою точку зрения, давать определения и формулировать гипотезы, грамотно дискутировать.
Второе отличие - также обязательная для всех работа в рамках программы "Творчество, действие, служение" (Creativity, Action, Service - CAS). К творчеству может относиться выпуск школьной газеты, написание сценария для новогодней елки и т. д. Действие - это спорт, танцы - одним словом, все подвижные виды деятельности. Служение обществу - это любая деятельность, направленная на помощь обездоленным, защиту окружающей среды и т.п. - от посещения детских домов до помощи в строительстве церкви.
"Раз в неделю я занимаюсь английским с мальчиком-инвалидом из нашего района, - рассказывает Надя Манойло из Московской экономической школы. - А все вместе мы ездим в подшефный детский сад в Хотьково. Сейчас собираемся восстанавливать там веранду. Этим будут заниматься несколько человек. Один составляет смету на строительство, другой отвечает за доставку стройматериалов. Это учит нас работать вместе".

Пушкина проходим, Лермонтов - на ум пошел

Отличие программы IB от российской проявляется, прежде всего, в подходе к изучению предмета. Так, российская программа по литературе построена по хронологическому принципу и включает большое количество изучаемых произведений. В программе IB используется метод сравнительного анализа. Ученики изучают меньше литературных произведений, но разбирают их значительно глубже.
Итоговая оценка ученика по литературе складывается из четырех компонентов. Это сочинение по двум произведениям мировой классики, устный комментарий к отрывку из произведения русской литературы, письменный комментарий к отрывку из другого произведения русской литературы, и, наконец, экзаменационное сочинение по произведениям русской литературы. Последние два элемента - обязательная часть заключительного письменного экзамена на получение диплома IB.
Курс математики в рамках программы IB более детален и имеет гораздо больше разделов, но при этом уровень сложности решаемых задач не столь высок. Зато ученики IB изучают теорию вероятности и математическую статистику - разделы, которые в российскую школьную программу не входят.
Этим отличия не исчерпываются. Программа по истории, по словам Елены Абакумовой, координатора блока истории программы IB Московской экономической школы, учит ребят анализировать источники и писать исследовательские работы. "Если российская программа в большей мере ориентирована на знание имен, событий и дат, то программа IB учит навыкам исторического анализа. Как правило, детально разрабатываются наиболее яркие примеры", - говорит она. В курсах биологии, химии и физики акцент делается на самостоятельную экспериментальную деятельность учащихся (проекты и мини-проекты, индивидуальные и групповые). А большая часть предметов, входящих в комплекс общественных наук, - например, бизнес и менеджмент, социология и др. - в российской средней школе вообще не изучается.

Поставлю-ка я тебе семерку!

"Международный бакалавриат - это, прежде всего, уникальная методика обучения, - говорит помощник регионального координатора программы в России Михаил Шнейдер. - Считается, что в России очень высокий уровень преподавания математики, в Великобритании - гуманитарных дисциплин, а естественные науки лучше всего изучать в Германии. Программа IB вобрала в себя лучшие стороны школьного образования каждой из стран".
Кроме того, школы должны выдерживать весьма строгие стандарты. Прежде чем ввести у себя преподавание по методике IB, школа должна пройти аттестацию на соответствие ее условий требованиям программы, а учителя проходят обучение в центрах подготовки IBO. Аккредитация школы обычно производится спустя год после начала ее работы по программе.
Особо следует отметить гибкость программы. Каждые три года в нее вносятся изменения. Над совершенствованием курсов постоянно работают профильные комитеты учителей. С помощью анкетирования опрашиваются едва ли не все педагоги, работающие по этой системе, и их мнения учитываются при совершенствовании программы.
Авторитетности диплома IB способствует также объективная оценка результатов. Выпускник программы должен получить две оценки по семибалльной шкале: внутреннюю, которую выставляет учитель школы, и внешнюю - то есть ту, что поставят зарубежные экзаменаторы. Все экзаменационные работы стекаются на проверку в город Кардифф в Уэльсе, в единый экзаменационный центр. Проверяющие не знают учеников, поэтому предвзятость оценки исключается. Всего в проверке работ задействовано более 3.500 экзаменаторов.
Непривычным может показаться и сам подход к выставлению оценок. Дело в том, что в IB оцениваются не столько знания ученика на текущий момент, сколько их динамика - от одного экзамена до другого.
Экзамены по шести выбранным предметам проводятся в конце второго года обучения, в мае. Внутренняя и внешняя оценки складываются в определенную сумму баллов по каждому предмету - от 1 до 7. Кроме этого, ученики пишут две работы по "теории знания", которая оценивается по шкале A-C, и дипломную работу по любому из выбранных ими предмету (оцениваемую по шкале А-Е). Отличные работы отмечаются дополнительными баллами, которые прибавляются к баллам, полученными за 6 предметов. Таким образом, максимальное количество баллов, которое может получить ученик - 45. Говорят, за всю историю существования IB такое случилось лишь однажды.
Ежегодно экзамены IB сдают 36.000 учеников. Из них только около 80\\\\% получают диплом. Его выдают в том случае, если выполнены все требования программы: написаны "развернутое эссе" и две работы по ТОК; не менее 150 часов отработано по программе CAS; завершены все проекты и мини-проекты по различным предметам; успешно выполнены экзаменационные работы (не менее 24 баллов за 6 экзаменов).

Российские форпосты IB

Пока по программе IB в России учатся единицы, поскольку по нашим меркам это обходится довольно дорого, хотя и дешевле, чем обучение в частной школе за рубежом. При этом программу IB изучают параллельно с российской, поэтому учебная нагрузка на ребенка оказывается изрядной. Да и сами школы не готовы обеспечить сотни учебных мест.
Например, московская школа №45, возглавляемая заслуженным учителем России Леонидом Мильграмом, не может позволить себе обучать по этой программе более 8 человек в год. Из стен школы пока вышло всего три выпускника программы IB. "От идеи обучать имеющихся учителей английскому отказались сразу. Пригласили людей со стороны, свободно владеющих английским. Трудно было найти учителя математики, но и эту проблему удалось решить", - говорит Михаил Шнейдер, заместитель директора школы.
От тех, кто собирается заниматься по программе IB в этой школе, требуется только знание английского. За все три года родители должны заплатить около $10.000. Сюда входит стоимость учебников и оплата труда преподавателей, читающих предметы на английском. Обучение предметам государственной школьной программы в школе бесплатное.
Дипломная программа уже целый год существует и в школе "Эколь". Претендентов на получение диплома в 2001 году здесь больше - 32 человека. Это отчасти объясняется тем, что преподавание ведется по программе английской спецшколы, и малыши начинают учить английский с "нулевого" класса. Конкурса для поступления в классы IB нет, шанс попробовать свои силы дается всем. Те, кто быстро понимает, что не сможет выдержать учебу на английском, отсеиваются сами.
Преподаватели, работающие по дипломной программе IB, как правило, имеют два образования: профильное и лингвистическое. Например, экономику здесь преподают специалисты, окончившие экономический факультет МГУ и Московский государственный лингвистический университет.
Частная Московская экономическая школа - это одна из 12 школ мира, которая получила аккредитацию на все три программы IB. Уровень преподавания дипломной программы здесь очень высок. Достаточно сказать, что три выпускника школы закончили программу с итоговыми оценками 37, 38 и 39 баллов, а с 38 баллами уже берут в Кембридж.
Преподавать по программе International Baccalaureate в МЭШ начали в 1997 году. Школе удалось не только пригласить преподавателей со стороны, но и обучить собственных учителей на курсах повышения квалификации, которые каждое лето проводит IBO. Кроме того, учителя школы ездят в крупные университеты мира изучать специальную лексику и методику преподавания предмета на языке. Например, этим летом группа преподавателей МЭШ отправится в Шотландию, в университет города Сент-Андрус.
МЭШ предъявляет очень серьезные требования к ученикам. В классы IB берут только тех, кто действительно настроен серьезно учиться. От школьников, желающих заниматься по дипломной программе IB, требуется хороший уровень владения английским (не менее 150 баллов из 200 возможных по Oxford Placement Test, что соответствует уровню Upper Intermidiate), достаточный уровень социальной и интеллектуальной зрелости.
В десятом классе те, кто хочет заниматься по программе IB, могут пройти тестирование и начать учиться в классе pre-IB. В нем дети проходят российскую программу 10 класса, но большая часть предметов читается на английском. Затем - еще одно тестирование по математике, английскому, русскому и литературе, а также собеседование с психологом. По их результатам принимается окончательное решение.
"Мы смотрим, как развиты в ребенке навыки анализа и обобщения, в какой степени он ориентирован на результат. Чтобы заниматься по этой программе, ребенок должен иметь определенный склад личности, быть эмоционально устойчивым и иметь высокий уровень самоконтроля, - поясняет школьный психолог Ольга Гаврилова. - После pre-IB многие сами понимают, что нагрузка для них слишком велика, и продолжают учиться дальше по российской программе".
Для учеников МЭШ не существует дополнительной платы за программу IB. Цена обучения для всех учеников школы одна - $500 в месяц. Большую часть расходов по организации работы программы берет на себя попечительский совет школы.
Сейчас по дипломной программе IB в МЭШ занимаются 11 человек, которых распределили по 8 учебным группам. По словам координатора программы IB Аллы Скворкиной, составить расписание было очень сложно. "Пока у нас никто еще не выбирал географию, из естественных наук все сделали выбор в пользу биологии. А информационные технологии, которые в прошлом году изучали трое наших выпускников, не взял никто. Хорошо еще, что TOK изучают все вместе", - шутит она.
Надя Манойло сейчас учится в 11 классе IB, она - круглая отличница. В прошлом году заняла 1 место на Всероссийской олимпиаде школьников по истории. Собирается поступать в Лондонскую школу экономики (LSE, cм. ь). Надя говорит, что уже год не подходит к телевизору, потому что "времени на него совершенно нет".
Ее одноклассник Максим хочет поступать в Гарвард. Он выбрал математику на уровне Higher level, а тема его развернутого эссе - "Теория игр и ее приложение в экономике". Естественно, работа будет написана на английском языке. И это при том, что теорию игр в российском курсе математики вообще не изучают.

Школа после школы

Главная сложность, которая беспокоит многих молодых людей и их родителей, - как строятся отношения выпускников с военкоматами. Напомним, что юноши заканчивают программу IB именно в призывном возрасте - в 18 лет. Но, по словам координатора программ IB школы "Эколь" Натальи Зыковой, школа предоставила военкомату список мальчиков - претендентов на получение диплома IB, и им была предоставлена отсрочка, так что у них еще останется время для поступления в вуз.
Ученики дипломной программы IB других школ заканчивают 12 класс, уже поступив на первый курс российского вуза. Так, руководство школы ь45 внесло в программу единственное, но существенное изменение: положенное по программе количество часов "растянули" не на два, а на три года. Последний год программы студенты IB проходят уже после окончания школы, совмещая учебу в вузе с выполнением всех заданий и написанием заключительных работ.
Что же касается МЭШ, то в1999 году в Международный институт экономики и финансов ГУ-ВШЭ были зачислены два выпускника школы, получившие государственные аттестаты - Алексей Котлов и Денис Скуратовский. Они считались стажерами дневного отделения факультета экономики и продолжали учиться по программе IB в 12 классе. В мае 1999 года они сдали экзамены по программе International Baccalaureate, а также ("для подстраховки") внешние экзамены по системе Advanced Placement Program по микроэкономике, макроэкономике и статистике вместе со студентами 1-го курса МИЭФ. Экзамены по системе Advanced Placement Program засчитываются университетами США и других стран и рассматриваются многими ведущими вузами (в том числе и Лондонским университетом), как вступительные.
Помимо МИЭФ с дипломом IB принимают в РЭА имени Плеханова. По словам Аллы Скворкиной, требования к поступлению в Центр международного образования РЭА им. Плеханова - две "шестерки" и одна "пятерка" по профильным дисциплинам. Студентам с дипломом IB предоставляется большая скидка за обучение.
Что касается возможности поступления с дипломом IB в другие российские государственные университеты, то здесь пока сложно говорить о чем-то определенном. Зато с иностранными университетами все очень просто: полный список вузов всех стран, принимающих абитуриентов с такими аттестатами, публикуется ежегодно. По словам Натальи Тумасьевой, при поступлении в Уорвикский университет у нее не возникло особых проблем. Многим родителям именно это и нужно. А вам?
Таблица 2. Стоимость обучения по дипломной программе IB в некоторых иностранных школах

Название школы Расположение Стоимость обучения, тыс. долл. в год

College du Leman Версуа, Швейцария 28,8-33
Ecole Brilliamont Лозанна, Швейцария 36-42
Ecole Lemania Лозанна, Швейцария 34-39
St Clare College Оксфорд, Великобритания 28,5
Skagerak Gymnas Сандефьорд, Норвегия 16

Образовательная программа Международного бакалавриата (International Baccalaureate) была разработана в Швейцарии в конце 60-х годов. Целью IB было создание единого критерия оценки знаний школьного образования студентов из разных стран, что, в конечном итоге, должно было способствовать поступлению студентов из разных стран в вузы разных стран. Программа стала пользоваться большим успехом и постепенно ее начали преподавать государственные и частные учебные заведения во многих странах мира. Результаты программы стали признаваться ведущими университетами. На сегодняшний день абитуриентов с дипломом IB принимают вузы США, Канады, Ирландии, Великобритании, Франции, Бельгии, Норвегии, Швеции и ряда других стран. Во многих странах диплом IB признается наряду с национальным документом об окончании школы, но не везде он освобождает от сдачи обязательных вступительных экзаменов. В России диплом IB официально признается документом, приравненным по значению к национальному аттестату. Существует несколько разновидностей программ IB. Наиболее распространенная среди них – дипломная программа (Diploma Program), рассчитанная на школьников, готовящихся к поступлению в вуз. Продолжительность дипломной программы составляет два года. Обучение проводится на одном из трех языков: английском, французском или испанском за исключением предмета «Родной язык и литература», который преподается на родном языке. В рамках программы IB учащиеся изучаются шесть предметов по выбору, три из которых углубленно, на высоком уровне (Higher level) и три – менее углубленно, на среднем уровне (Subsidiary Level). На изучение предмета на высоком уровне отводится 240 учебных часов, на среднем уровне – 150. Все предметы программы IB (а их может быть около 60) поделены на шесть групп: родной язык и мировая литература, иностранные языки и иностранная литература, человек и общество, естественные науки, математические дисциплины и группа факультативных дисциплин. К факультативным дисциплинам относят дизайн, музыку, искусства, программирование, дополнительные иностранные языки и др. Ученик выбирает для изучения по одному предмету из каждой группы. Отличительной чертой программы IB являются обязательное изучение предмета «Теория знания» (Theory of Knowledge), который представляет собой курс, направленный на формирование у учащихся навыков самообучения. В рамках курса студентов учат самостоятельно формулировать свои собственные суждения, дискутировать и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, для каждого студента, обучающегося по программе IB, существует обязательная программа «Творчество, действие, служение» (Creativity, Action, Service). Студент обязан выполнять определенную работу по каждому из трех направлений проекта. К творчеству может относиться какое-то участие в жизни коллектива, такое как подготовка праздника или выпуск школьной газеты. К действию относится участие, например, в спортивных мероприятиях, занятия танцами или в театральной студии. Под служением обществу понимается благотворительная деятельность, например, помощь инвалидам и обездоленным, работа в общественных организациях или защита окружающей среды. IB является одной из наиболее гибких образовательных программ. Каждые три года в нее вносятся изменения с учетом замечаний и предложений педагогов, экспертов и студентов. За развитие программы, аккредитацию школ и подготовку учителей отвечает международная организация International Baccalaureate Organisation (IBO), действующая с 1967 года. Центральный офис организации находится в Женеве. Экзаменационный центр IB, где проходят проверку работы студентов из всех стран мира, расположен в Уэльсе, в городе Кардиффе. Экзамен по программе IB сдается по всем шести предметам в конце второго года обучения. Ежегодно во всем мире экзамен IB сдают около 36 000 человек. Только 80% из них получают дипломы. Выпускник программы получает две оценки по семибалльной шкале: внутреннюю – ее выставляет учитель школы, и внешнюю – ее определяют зарубежные экзаменаторы. В проверке работ IB задействовано в общей сложности более 3500 экзаменаторов. Внутренняя и внешняя оценки складываются в определенную сумму баллов по каждому предмету – от 1 до 7. В экзаменационные испытания также входят две письменных работы: работа по «теории знания» и дипломная работа по любому из выбранных предметов. За письменные работы могут присваиваться дополнительные баллы. Диплом выдают в том случае, если выполнены все требования программы и общая сумма баллов по всем предметам составляет не менее 24. Сегодня по программе IB проводят обучение более 1000 школ в 100 странах мира. Наибольшее распространение программа получила в Великобритании и США. В России действует около 10 школ IB, большинство из которых находятся в Москве.

International Baccalaureate как универсальная школьная программа был создан в середине ХХ века (в конце 60-х годов) в Швейцарии. Целью создания IB было получение единого критерия оценки знаний, позволяющего жителям разных стран получать образование за рубежом. Потому обучение абитуриента по программе IB позволяет зарубежным учебным заведениям признать его диплом IB (IB Diploma - аттестат об окончании школы) эквивалентным дипломам, выданным внутри страны.

С момента появления, (Международный Бакалавриат) получила достаточно широкое распространение, потому сегодня дипломы IB признают ведущие высшие учебные заведения мира. В ряде стран (Великобритания, Франция, Бельгия, Швеция, Норвегия, Канада, США) абитуриенты с дипломом IB принимаются в вузы без обязательных вступительных экзаменов: согласно оговоренному проходному баллу и требованиям к оценкам по профильным предметам. В Испании диплом IB эквивалентен национальному аттестату об окончании средней школы, но не освобождает от вступительных испытаний при поступлении в вуз. В России подобные дипломы имеют такой же вес, что и общепринятые аттестаты.

В любом случае, абитуриент, получивший по результатам обучения степень Международного бакалавра, имеет возможность и соответствующую квалификацию, чтобы поступить фактически в любой из университетов мира. На сегодняшний день в программе задействовано 1500 школ в более чем 100 странах мира (включая 10 школ в России). Образовательный уровень в школах, работающих по программе IB, всегда выше национального стандарта - они традиционно входят в число лучших учебных заведений страны.

Особенности подхода

Программа IB рассчитана в первую очередь на привитие ученикам навыков социальной адаптации, а также передачу знаний и навыков, необходимых для жизни - независимо от профессиональной специфики. Особенным считается подход к изучению отдельных предметов в рамках программы. Широко используются различные аналитические методы, а основной упор сделан на академические достижения каждого ученика:

  • способность к критическому мышлению;
  • написание ряда исследовательских работ;
  • самостоятельная деятельность (научно-экспериментальная и творческая).

Подобный подход мотивирует участников программы к целеустремленности, интересу к знаниям и повышению академической успеваемости. Это одна из наиболее гибких образовательных программ в мире: каждые три года в программу IB вносятся изменения по рекомендации студентов, преподавателей и экспертов из разных стран мира.

Разновидности и специфика программы IB

Diploma Program (Дипломная программа) - это самая распространенная разновидность программы IB, рассчитанная на будущих абитуриентов. Продолжительность обучения - 2 года. Каждая школа предлагает собственный учебный план в рамках Diploma Program, но в общем он организован следующим образом:

1. На родном языке преподается только один предмет - «Родной язык и литература». В целом, обучение происходит на одном из европейских языков (английский, испанский либо французский).

2. В рамках программы все изучаемые предметы (порядка 60) объединяются в шесть групп. Основу программы составляет изучение шести базовых предметов, выбранных самим учеником (по одному предмету из каждой группы).

  • иностранные языки и литература;
  • первый язык (чаще всего, родной) и мировая литература (выборочно);
  • математические дисциплины;
  • естественнонаучные дисциплины (химия, физика, биология, экосистемы и пр.);
  • блок «Человек и общество» (философия, психология, экономика, география, история, информационные технологии, бизнес и управление, пр.);
  • блок дополнительных дисциплин по выбору (может включать предметы из других групп, продвинутое изучение математических дисциплин, дизайна, музыки, программирования, искусства театра, дополнительных иностранных языков и пр.).

3. Выбранные базовые предметы преподаются в режиме двух уровней:
. Higher level (углубленный уровень - 3 предмета, 240 академических часов). Традиционно для углубленного изучения выбираются профильные предметы, необходимые для поступления в вуз
. Standard level (стандартный уровень - 3 предмета, 150 академических часов).
Специфика: все ученики, занимающиеся по программе IB, обязательно принимают участие в следующих образовательных программах:
TOK (Theory of Knowledge) - «Теория познания». Обширный курс философского плана, включающий в себя теорию исследования, а также существующие на сегодняшний день научные модели и способы постижения нового. В рамках занятий формируется не только навык эффективного самообучения, но и способность к поддержанию научного спора. Участники программы овладевают искусством формулировать суждения и аргументировать, учатся писать эссе и принимать участие в дискуссиях на разные темы, выдвигать гипотезы и давать определения.
CAS (Creativity, Action, Service) - «Творчество, действие, служение». В рамках программы каждый участник обязуется выполнять конкретный объем работы по трем направлениям проекта:
. этап «Творчество» предполагает участие в жизни коллектива (написание сценариев, подготовка к выпуску школьной газеты и пр.);
. этап «Действие» предполагает активное участие в подвижных видах спорта, театральных студиях и пр.;
. этап «Служение» предполагает любую благотворительную деятельность, направленную на помощь обществу (посещение хосписов, детских домов, волонтерская работа и пр.).
Участие в программе CAS раскрывает не только творческий, но и гуманистический потенциал молодых людей.
К моменту окончания программы IB участник должен написать Extended Essay (развернутое эссе, от 4000 слов). Это своеобразный отчет о самостоятельном исследовании (дипломной работе по выбранному предмету) под руководством одного из учителей.

Получение диплома IB

Для получения IB диплома по окончании обучения каждый участник программы должен не только пройти академический курс, но и выполнить следующие требования:
. успешно сдать экзамены по шести выбранным для обучения предметам (общая сумма баллов - не меньше, чем 24). Объективность экзаменов IB подтверждается системой внешнего оценивания: помимо внутренней оценки (по 7-балльной шкале), каждый участник получает оценку от независимого зарубежного экзаменатора в едином экзаменационном центре IB, находящемся в Кардиффе (Уэльс, Великобритания). Внутренняя и внешняя оценки суммируются; за письменные работы участникам программы начисляются дополнительные баллы;
. отработать не меньше 150 часов в рамках обязательной программы CAS;
. написать две работы в рамках программы обязательной TOK;
. подготовить Extended Essay;
. завершить все проекты.
Ежегодно в мире 36 000 человек сдают экзамен IB, и порядка 80% получают диплом.

International Baccalaureate - это универсальная образовательная программа, в которой за годы ее существования соединились лучшие наработки школьного образования разных стран мира.

Программа Международного Бакалавриата (IB) на получение Диплома (DP) - это образовательная программа, которая преподается на одном из трех языков (английском, французском или испанском). Данная программа обеспечивает подготовку выпускников к поступлению в лучшие вузы мира.

По программе IB работают 2718 международных школ мира в 125 странах. Большинство школ, ведущих преподавание по программе DP (получение диплома) - это школы с государственными дотациями. Официально основанная в 1968 году в Женеве при поддержке UNESCO, Организация Международного Бакалавриата (IBO) является некоммерческим фондом, который не принадлежит ни одной конкретной стране. Сейчас IBO предлагает три варианта образовательных академических программ.

IB программы

Международный бакалавриат - это признанный лидер международных образовательных программ. Он представлен тремя согласованными программами для студентов от 3 до 19 лет:

  • программа начальной школы (Primary Years Programme, PYP) для детей в возрасте от 5 до 11 лет;
  • программа основной школы (Middle Years Programme, MYP) для детей в возрасте от 11 до 16 лет;
  • программа старшей школы (Diploma Programme, IB) для учащихся в возрасте 16-19 лет.

Учебный план

Программа на получение Диплома включает:

  • шесть предметов для обязательного изучения;
  • развернутое эссе (научная дипломная работа) до 4000 слов;
  • обязательный для изучения предмет - Теория Познания (объединенный курс различных дисциплин и навыки практического применения теоретических знаний в жизни).

Каждому студенту, обучающемуся по программе на получение Диплома, рекомендовано потратить 150 часов на развитие творческих навыков, развития физической формы (спорт) и благотворительную деятельность (защита окружающей среды, благотворительная помощь).

Каждый предмет оценивается по семи балльной системе, где 7 является высшим баллом. Дополнительные три балла могут быть получены за отлично выполненную дипломную работу (эссе) и за проект по Теории Познания.

45 баллов - максимально возможный результат, который может получить студент, обучаясь по программе на получение Диплома.

Для получения Диплома Международного Бакалавриата студент обязан набрать минимум 24 балла.

Тем не менее, существуют некоторые моменты, из-за которых студенту могут отказать в получении Диплома, несмотря на заработанные им баллы. Это неучастие в программе творческого, спортивного и духовного развития (CAS), копирование чужих идей, невыполненная дипломная работа.

С другой стороны, есть определенные условия, которые позволяют студенту получить Диплом, несмотря на его возможные неудачи в каких-либо дисциплинах: успешная сдача экзаменов на знание родного и одного иностранного языка, а также выполнение остальных дополнительных требований программы дает право кандидату получить Диплом о двуязычном образовании.

Студент имеет право изучать не весь перечень требуемых предметов и может отказаться от участия в некоторых обязательных мероприятиях школы, не посещать курс Теории Познания или не писать дипломную работу. В этом случае студент не получит Диплом, но ему будет выдан сертификат с результатами его успехов по каждому из изученных предметов. Такой сертификат является не чем иным, как констатацией оплаты студентом экзаменов и выпиской оценок с результатами этих экзаменов. Такой сертификат выдается на руки всем студентам по окончании курса.

Subject areas

Каждый студент выбирает для изучения шесть предметов (по одному предмету из каждой нижеприведенной группы 1-5), а также дополнительно берет шестой предмет из групп 1, 2, 3, 4 или 6.

Он обязан изучать минимум три предмета по углубленной программе (HL), остальные три предмета будут изучаться им в рамках стандарта средней школы. Нельзя изучать более 5 предметов по углубленной программе без специального разрешения IB координатора школы.

Предметы для углубленного изучения требуют 240 часов занятий по каждому курсу. На предметы стандартного курса отводится по 150 часов уроков в течение программы.

Группа 1: Языки A1: Обычно родной язык студента (80 различных языков на выбор).

Группа 2: Второй язык: Иностранный язык в дополнение к первому изучаемому языку из группы A1 (углубленно или стандартно).

Изучение второго иностранного языка разделяется на три категории по уровню владения этим языком: A2, B и ab initio (из латинского «с начала»).

  • A2 - второй язык, которым студент владеет как родным;
  • B - второй язык, который студент изучал уже два года;
  • ab initio - студент никогда не изучал этот язык.

Варианты выбора изучения каждого из языков из Групп 1 и 2 определяются студентом.

Группа 3: Люди и общество: гуманитарные предметы, такие как: философия, экономика, бизнес и управление, психология, антропология, правоведение, мирное управление конфликтами, информационные технологии, география, история.

Группа 4: Экспериментальные науки: физика, химия, биология, экология, технологии по защите окружающей среды.

Группа 5: Математика: математика стандартная, математика среднего уровня сложности, математика повышенной сложности, высшая математика. Компьютерные технологии и программирование могут быть только дополнительным шестым предметом, но не частью курса математики.

Группа 6: Творчество и дополнительные курсы: живопись, графика, керамика, музыка, хореография, драма. Предлагаемые предметы этой группы могут быть заменены студентом на любой другой предмет из Групп 2,3,4 или на компьютерные технологии из Группы 5.

Дипломная работа

Студент должен написать дипломную работу, состоящую из 4000 слов (10-11 страниц текста А4) по любому изучаемому им предмету (необязательно экзаменационному). Каждый курс имеет специальные пояснения, следуя которым, студент сможет правильно организовать и оформить свою первую научную работу. Тема для работы может быть любой, но заставляющей студента исследовать и изучать предмет темы. Дипломная работа пишется под руководством преподавателя, который параллельно разрабатывает эту же тему, дает письменные советы студенту. Дипломная работа должна быть выполнена обязательно, если студент претендует на получение Диплома.

CAS

CAS - это аббревиатура английских слов: Творчество, Движение, Служение (Creativity, Action, Service).

Этот блок программы является дополнительным. Он приглашает студентов принимать участие в социально значимых мероприятиях, участвовать в спортивных соревнованиях, заниматься творчеством. Этот раздел программы направлен на мотивирование студентов выйти за рамки школьной академической программы, почувствовать свою значимость и важность в мире, делясь своими навыками с окружающими. Каждый студент, желающий получить Диплом, в течение курса должен потратить 150 часов на благотворительную, спортивную и творческую деятельность. Конечно, студент может отдавать спорту, творчеству или благотворительной деятельности гораздо больше времени, но для получения Диплома важно, чтобы он занимался творчеством, спортом и социальной работой по 50 часов на каждый вид деятельности минимум. Часы документируются в официальных школьных журналах, которые подаются ежегодно в январе в головной офис Организации Международного Бакалавриата. Диплом выдается, если требуемый курс выполнен полностью.

Теория Познания

Каждый студент должен успешно сдать курс Теория Познания. На этот предмет отводится минимум 100 учебных часов. Целью данного курса является развитие у студентов критического мышления, логики и умения самостоятельно учиться. Условием для успешной сдачи данного предмета является написание реферата объемом в 1200-1600 слов (4-5 страниц печатного текста А4) на одну из предлагаемых тем по выбору и презентация его.

Оценки за реферат и презентацию сравниваются с оценками за дипломную работу по специальной таблице (матрице), разработанной Организацией Международного Бакалавриата, в результате чего студенту может быть начислено до трех дополнительных баллов.

Оценка эффективности

Все знания по предметам оцениваются в баллах, выставленным самой школой и по оценкам, выставленным независимыми экспертами организации, а также по результатам экзаменов, которые проводятся в мае месяце. Каждый экзамен обычно состоит из двух или трех комплектов тестов. Все комплекты тестов сдаются в один день. Например, экзамен по химии может состоять из теста 1 с заданиями и вариантами ответов к ним. Тест 2 будет иметь задания, требующие письменного обоснованного ответа. Тест 3 может потребовать от студента углубленного ответа на один определенный вопрос.

Пересдача экзамена возможна только в следующем году. Кандидат имеет право трижды пересдавать экзамен.

Каждый вариант теста занимает от 45 минут до 3 часов, но обычно экзамен длится от одного до двух часов.

Так как обычно большое количество разных предметов тестируется во время экзаменационного месяца, то часто студентам приходится писать несколько разных тестов в один день. Результаты тестов подтверждаются независимым экспертом из Организации Международного Бакалавриата.

Формы внутренних тестирований и экзаменов, которые проводит сама школа (IA) разные: устные презентации, практические работы, письменные работы, домашние работы. От оценок школы зависит 20-50 % итогового балла, который получит студент по изучаемому предмету.

Оценки, выставленные школой и экспертами за экзаменационные работы, обрабатываются и анализируются. Общие показатели результатов школ всего мира определяют границы минимального проходного балла для получения студентом Диплома в каждый определенный год.

Условия получения диплома

Для получения IB Диплома должны быть выполнены следующие требования:

  • Минимум три предмета изучены углубленно и три по стандартной программе.
  • Четыре предмета изучены углубленно и два по стандартной программе.
  • Каждому из шести изучаемых предметов дан балл от 2 и выше: например, родной язык - 2 балла, значит второй язык - 3 балла и так далее. Минимально студент должен набрать 24 балла.
  • На творчество, спорт и социальную работу должно быть потрачено 150 часов в течение курса.
  • Нужно сдать дипломную работу.
  • Предоставить реферат и презентацию по курсу Теория Познания. Для получения Диплома, студент должен получить оценку не меньше D (тройки) за дипломную работу или за реферат по Теории Познания.

Сертификаты

Студент может отказаться от полного курса на получение Диплома, а заниматься по программе на получение сертификата по определенному предмету. Кандидаты, которые занимаются только по определенному предмету, могут пренебречь дополнительными требованиями для получения Диплома (не писать дипломную работу, не изучать курс Теории Познания и не участвовать в социальной работе, не заниматься творчеством и спортом). Тем не менее, если студент решил получить сертификат по предмету Мировая История, то он должен посещать и изучать курс Теории Познания.

Те студенты, которые, в дополнение к программе IB Диплома, успели еще изучить и успешно сдать экзамен на знание дополнительного предмета, также получают сертификат, удостоверяющий уровень их знаний по этому предмету.

Признание

В Канаде и США некоторые программы IB Diploma признаются как уровень первого курса университета или колледжа. Университеты и колледжи могут разрешить студенту поступить на второй курс, в зависимости от итоговых оценок в его IB Дипломе. Таким образом, IB Диплом является эквивалентом Углубленной профильной программы.

В Англии большинство университетов, включая Oxford и Cambridge, принимают IB Диплом как альтернативу английскому сертификату A-levels или Шотландскому сертификату старшей школы. Организация UCAS в 2008 году создала таблицу для баллов IB Дипломов, где указаны минимальные баллы для поступления в каждый университет страны.

В некоторых странах, таких как Турция или Перу IB Диплом не считается эквивалентом национальному сертификату об окончании средней школы. Обычно такая позиция объясняется тем, что программа для IB Диплома не настолько специализирована, как в конкретной стране, либо программа для получения IB Диплома не предлагает к изучению определенные предметы. Тем не менее, в Перу некоторые университеты принимают студентов с IB Дипломом.

Другие страны, как, например, Германия установила определенные требования для абитуриентов с IB Дипломом:

Абитуриент должен пересдать в Германии следующие дисциплины:

  • иностранный язык по программе A2 (язык уже изучался студентом два года до начала курса IB) на стандартном уровне;
  • математику на стандартном уровне;
  • один из предметов экспериментального курса или математику по углубленной программе.

Некоторые университеты, несмотря на это, предпочитают принимать студентов с IB Дипломами, полученными ими в стране их обучения. Список университетов Германии, принимающих абитуриентов с IB Дипломами без пересдачи экзаменов всегда обновляется на официальном сайте IBO.

В Австралии все университеты принимают IB Диплом. Студенты с высокими баллами по предметам углубленной программы, могут попросить заочное начисление им кредитов на первом курсе учебы в университете.

Россия принимает IB Диплом в большинстве университетов, включая МГУ, МГИМО, РЭА им. Плеханова, но данные университеты требуют очень высокие итоговые баллы в Дипломе. Например, для поступления на факультет экономики в МГУ, абитуриент должен иметь 36 баллов в IB Дипломе, включая экзаменационную оценку не менее 6 по каждому предмету, изучаемому углубленно.

Во Франции IB Диплом является альтернативным дипломом для абитуриента, поступающего в любой вуз страны.

В Гонконге абитуриенты с IB Дипломом могут поступать в вузы страны, как иностранные студенты.

Государственный университет Сингапура признает IB Диплом как достойный сертификат для подачи заявления на первый курс университета.

Узнать информацию о признании IB Диплома университетами в интересующей Вас стране, можно на официальном сайте IBO: http://www.ibo.org/country .

Вместе с «Глобал Диалог» Вы можете поступить на программу IB в следующих школах:

  • St Clares (Оксфорд, Великобритания);
  • King’s-Edgehill School (Канада);
  • College du Léman (Швейцария).

IB сегодня наряду с Advanced Placement (AP) - две общепризнанные программы подготовки к университету. И AP, и программа Международного Бакалавриата (IB) учат школьников аналитически мыслить, быть ответственными, любопытными, стремиться знать больше и глубже. В этом их главная ценность.

Программа Международного бакалавриата IB (International Baccalaureate) делится на 3 этапа:

  • Primary Years Programme (3 - 12 лет)
  • Middle Years Programme (11 – 16 лет)
  • Diploma Programme (16 – 19 лет)

Международный бакалавриат, универсальная предуниверситетская программа International Baccalaureate (IB) была разработана в 1968 году в Швейцарии. IB задумывалась как идеальная программа полного общего образования, единая для всех стран. В ее разработке участвовали международные эксперты, а значит эта школьная система обучения вобрала в себя лучшие элементы различных среднеобразовательных программ. На сегодняшний день преподавание по этой программе ведется в 1341 школе 112 стран мира.

В большинстве стран обучение по системе международного бакалавриата или IB ведется на английском языке, хотя и существуют программы на немецком, испанском и французском языках. Диплом признается, а значит, имеющие его абитуриенты принимаются без экзаменов в большинство университетов мира – США, Канады, Великобритании, Ирландии, Франции и Бельгии и др. Диплом признается в 160 странах мира.

Несмотря на ожидания, огромной популярности программа не получила: она оказалась слишком сложной. В среднем не более 70% учеников, заканчивающих школу по этой школьной системе обучения, могут успешно сдать выпускной экзамен и получить диплом о том, что они прошли программу полного общего образования.

Международная программа полного общего образования IB считается одной из самых эффективных и сбалансированных, а кроме того, и самых трудных программ школьного образования. Она рассчитана на 2 старших класса (школьников 16-19 лет) и, кроме специализации, дает общее образование по разным областям знаний.

Главная особенность этой школьной системы обучения в том, что экзамены оценивают не тот уровень знаний, которым обладает ученик, а тот прогресс, которого он достиг за отчетный период. Это усиливает мотивацию, развивает любознательность и целеустремленность. Поэтому, как правило, уровень знаний выпускника программы IB выше.



Программы

Основа программы международный бакалавриат (IB) – изучение 6 основных предметов, выбирающихся учеником из 6 групп академических предметов:

  • Первый язык и литература: литература (на выбор из 55 языков, SL и HL), язык и литература (на выбор из 17 языков, SL и HL), литература и театр (английский, испанский, французский, SL)
  • Иностранный язык, обучение ведется на двух уровнях - для начинающего (SL) и продвинутого (SL и HL): современные языки, классические языки - древнегреческий или латынь
  • «Человек и общество»: бизнес и менеджмент (SL и HL), экономика (SL и HL), география (SL и HL), история (SL и HL), информационные технологии (SL и HL), философия (SL и HL), мировые религии (SL), психология (SL и HL), социальная и культурная антропология (SL и HL), глобальная политика (SL и HL).
  • Науки: Биология (SL и HL), Информатика (SL и HL), Химия (SL и HL), Дизайн и технологии (SL и HL), Физика (SL и HL), Экология и общество (SL и HL), Спорт, упражнения и здоровье (SL).
  • Математика: высшая математика (HL), математические исследования (SL), математика (SL и HL).
  • Искусства и факультативные предметы: хореография (SL и HL), музыка (SL и HL), кинематограф (SL и HL), театр (SL и HL), изобразительное искусство (SL и HL).

3 предмета должны быть на повышенном уровне, а 3 - на стандартном:
повышенный (HL): 240 учебных часов,
стандартный (SL): 150 учебных часов.

На повышенном уровне изучаются 3 предмета, что позволяет студентам лучше подготовиться для поступления в вуз. По окончании курса школьники должны написать эссе – своего рода исследовательский отчет по заранее выбранной и согласованной с преподавателем теме.

Как утверждает IBO - организация, которая разработала стандарты международного бакалавриата и отвечает за их исполнение, IB не только вобрала в себя все лучшее из национальных образовательных систем, но и добавила 3 очень важных компонента, а именно:

  • ТОК:«Теория познания», цель которой – побудить молодых людей критически осмысливать полученные знания, учиться спорить и задавать вопросы, формировать собственное мнение и аргументировано его отстаивать. На этот курс отводится как минимум 100 часов.
  • CAS:«Творчество, действие, служение обществу», цель которой в воспитании человека как ответственной личности, способной обращать свою энергию и таланты на пользу другим, например, участвовать в благотворительных акциях.
  • собственная творческая и исследовательская работа для написания итогового эссе, на что в учебном плане отводится как минимум 40 часов, а тема выбирается по 60 предметам.

В конце двухлетней программы обучения проводятся итоговые экзамены. Количество баллов по результатам экзаменов учитывают университеты при рассмотрении досье абитуриентов. Максимально возможное количество баллов – 45 баллов, минимально возможное - 24 балла при условии участия в творческой программе. Большинство британских университетов требует 32 балла для прямого зачисления на программы бакалавриата.