Готика: от Средневековья до наших дней. Готический стиль в интерьере: смелая гармония античной и современной эстетики Современный готический интерьер

В XIII веке первоначально в архитектуре, а потом и в интерьере появился стиль, который именуют готикой. Впервые так назвал его великий Рафаэль, причем в уничижительном смысле. Он противопоставил стиль собора Святого Петра римским эстетическим образцам, и в докладе Папе Римскому о том, как идет строительство назвал его готическим, в смысле лишенным истинной красоты, варварским.

Готический стиль интерьера обладает какой-то мистикой – витражи, поражающие многоцветием, на огромных окнах, стрельчатые своды. Главная отличительная черта стиля – вертикальные элементы, их много, как будто все пространство устремляется вверх, за счет чего достигается строгость, величественность. Среди других важных элементов, отличающих интерьер в готическом стиле:

  • очень большие окна;
  • обилие света;
  • сложные формы сводов.

Готика сочетает в себе аристократическую элегантность с изысканностью и величием. Со времен средневековья стиль претерпел много изменений, новую жизнь он получил в XIX-XX веках, но и сейчас его черты прослеживаются в дизайне интерьеров дорогих ресторанов, отелей и некоторых загородных домов. Стиль позволит создать неповторимый по уникальности интерьер, но он вряд ли подойдет для малогабаритных «хрущевок» и панельных многоэтажек – готика требует простора, высоты и обилия света.

А в загородном особняке, апартаментах есть возможность развернуться, однако даже здесь не стоит воспроизводить готический интерьер в его первозданном виде – может получиться мистически мрачное помещение. Отдайте предпочтение стилизации в готическом духе, выбрав главные черты, чтобы подчеркнуть роскошь интерьера.

Готический стиль в дизайне интерьера

Интерьер комнаты в готическом стиле

Необычный дизайн квартиры в готическом стиле

Современный готический интерьер

В первую очередь, стиль готика в интерьере – это пространство и много света. Поэтому лучше выбирать для стилизации просторные помещения с высокими потолками. Если вы задумали изначально оформление коттеджа в готическом стиле – обратите внимание на окна – они должны быть высокими, завершаться сверху аркой со стрельчатыми заострениями. Форма окон – вытянутые, вертикальные.

Для оформления интерьера предполагаются только натуральные материалы, среди которых нужно отдать предпочтение трем:

  • натуральный камень;
  • дерево;
  • металл.

Пластик, искусственные материалы – это не для готики. Оставьте их современности, а здесь уместны будут мрамор, дорогие породы дерева – для мебели, которую украсит резьба. Она может быть украшена позолотой, ведь главное в готическом интерьере – шик и роскошь. Правильный выбор материалов и распределение всех элементов декора создадут гостиную в стиле средневековых замков, а спальню – в стиле королевских покоев.

Готический стиль в интерьере квартиры

Дизайн квартиры в готическом стиле

Материалы для отделки помещения

Натуральность – основное требование при выборе материалов. Стены в готическом интерьере – не главное, они обычно бывают однотонными, но можно декорировать их:

  • панелями из дерева;
  • мозаикой;
  • гобеленами.

Это – в том случае, если не планируется выполнять витражные окна, нет возможности создания арок, ниш, иначе получится загромождение пространства, и не будет соблюдено главное требование стиля – воздух, простор. Ведь и вертикальные черты, характеризующие готику, появились не случайно – это стремление вверх, в небесную ширь.

Пол – лучше сделать дощатым либо каменным. Потолок в готическом стиле подразумевает роспись либо декорирование деревянными балками.

Окна – особая деталь интерьера, которая является организующим центром при создании стилизованного пространства. Для исторического готического здания характерны высокие узкие окна, завершающиеся сверху аркой, разделенной на секторы. Другим видом окна, характеризующим интерьер готического стиля, является так называемая «готическая роза» – округлое окно, разделенное переплетом на равные части в виде фигурной звезды, распустившегося цветка.

В современном исполнении такое окно может стать украшением фасада загородного коттеджа. Но чаще всего ограничиваются большими окнами по периметру, украшенными витражами. Они придадут и фасаду необычный вид, и украсят внутреннее убранство. В историческом понимании интерьера готического стиля они должны идти по периметру дома, впуская в комнаты много света, создающего необычный эффект.

Готический стиль в дизайне интерьера

Интерьер комнаты в готическом стиле

Необычный дизайн квартиры в готическом стиле

Цветовая палитра готического стиля

Цвет для готики в интерьере важен. Для создания близкой к исторической стилизации помещения в качестве основного тона выбираются светлые оттенки: белый, бежевый, молочный. Они позволят не выглядеть мрачно помещению, в котором используется характерная для готики цветовая гамма:

  • вишневый;
  • рубиновый;
  • пурпурный;
  • серый;
  • темно-синий;
  • сине-черный тона.

Без светлого фона комната выглядела бы мрачно, уныло. На нем особенно ярко играют разноцветные витражи, в которых могут использоваться разнообразные краски: красная, коричневая, желтая, синяя.

В витражах, а также в отделке мебели, предметов декора, деревянных или каменных резных элементах допускаются золотые, серебряные нити.

Готический стиль в интерьере квартиры

Дизайн квартиры в готическом стиле

Мебель в стиле готика

Если все в готическом интерьере стремится вверх, то мебель – тем более. Она должна быть высокой:

  • двухстворчатые высокие шкафы;
  • буфеты для посуды на высоких ножках;
  • массивные кровати с высокими изголовьями;
  • стулья с мягкой обивкой и высокими спинками.

Стол – массивный, с выдвижным ящиком, выступающей вперед Солидная, роскошная мебель изготавливается из темного дерева, она может быть украшена резьбой, дополнена кованой фурнитурой. Дверцы шкафов в гостиной, кухне могут быть оформлены витражными вставками. Часто шкафы украшают «готической розой», подчеркивая тем самым стилизацию интерьера. Темные резные элементы шкафов, кровати, столиков могут быть покрыты золотой, серебряной краской.

Важно! Любая мебель в готическом стиле должна иметь свои секреты – потайные ящики, ларцы, сундуки.

Готический стиль в дизайне интерьера

Интерьер комнаты в готическом стиле

Необычный дизайн квартиры в готическом стиле

В гостиной уместны напоминающие королевский трон кресла с высокими спинками и подлокотниками, круглые столики с резными ножками. Дополнят их мраморные столешницы, зеркала, обрамленные массивной рамой. Обязательным элементом гостиной является камин с металлической решеткой в деревянном обрамлении. Идеально, если оно будет украшено готическими орнаментами, кельтскими символами. Камин может быть отделан натуральным камнем, мрамором, к примеру.

В спальной должна быть широкая кровать с резными колоннами и балдахином либо кованая с высоким изголовьем. Здесь тоже можно поместить зеркало, стол, высокий платяной шкаф. Завершат стилизацию деревянный сундук с коваными элементами, плетеное кресло-качалка.

Важно! Не стоит перенасыщать интерьер, пытаясь вместить в него все элементы стиля. Выберите несколько – иначе вместо роскошного можно получить мрачный дом, навевающий уныние.

Готический стиль в интерьере квартиры

Дизайн квартиры в готическом стиле

Декор современного готического интерьера

Чтобы не перенасытить интерьер характерными для готического стиля деталями, не стоит увлекаться многочисленными украшательствами. Уравновесьте пространство.

  • Если окна украшены витражами – портьеры не нужны. Однако можно витражами оформить межкомнатные двери, фасады мебели, тогда окна задекорируйте плотными тяжелыми занавесями на кованых либо массивных деревянных карнизах.
  • Однотонные стены могут быть дополнены шпалерами либо гобеленами – картины готика не приемлет. Сюжеты гобеленов лучше найти в средневековой тематике – рыцари, замки.
  • Обивка мягкой мебели – дорогие ткани: парча, бархат. Цветовую гамму лучше подбирать темную – бордовый, темно-синий, с жаккардовым рисунком либо гладкой структуры.
  • «Готическая роза» сама по себе уже является средством стилизации, и расположение ее на фасадах шкафов, камине – это элемент декора.

Готический стиль в дизайне интерьера

Интерьер комнаты в готическом стиле

Необычный дизайн квартиры в готическом стиле

Вычурные и утонченные предметы будут уместны в готической гостиной – все должно подчеркивать высокий статус хозяев: скульптуры из камня, фигуры, вырезанные из дерева или слоновой кости, статуэтки из металла, кованые элементы мебели, массивные подсвечники.

Готические интерьеры много внимания уделяют свету – массивная люстра из стали на низких подвесах, украшенная коваными подсвечниками завершит стилизацию. Она вешается по центру высокой просторной гостиной и может быть дополнена подвесными светильниками, настенными бра.

Готический стиль в интерьере квартиры

Дизайн квартиры в готическом стиле

Основная задача выбора готического стиля для интерьера – создать атмосферу богатого средневекового замка. Учитывая, что в условиях современного жилища сложно добиться полного стилевого соответствия, лучше выбрать лишь некоторые, характерные для готики элементы. Они создадут эффект роскоши, не перегружая пространство.

Видео: Стиль готика в интерьере

Готический стиль в архитектуре подарил нам прекрасные образцы, красотой которых люди восхищаются до сей поры. Собор Парижской богоматери, Римский и Миланский соборы, аббатство Сен-Дени и сотни других прекрасных зданий, вызывающих душевный трепет и восторг. Готический стиль в интерьере стал достойным продолжением этих художественных традиций. Его образцы вдохновляют современных дизайнеров ничуть не меньше, чем их давних предшественников. Можно ли применить принципы готического стиля для оформления жилища современного человека? Не только можно, но даже нужно, ведь мода на готику снова набирает обороты.

Готами просвещенные римляне нарекли варварские племена, которые вторгались на территорию империи с севера и северо-запада. В средние века термин «готский, готический» был, скорее, насмешливо-презрительным, представляя собой синоним варварства и даже невежественности. Именно такого наименования удостоилась искаженная латынь. Художники Возрождения ввели термин «готика» для обозначения подчеркнуто величественных, даже устрашающих своими размерами и пропорциями, сооружений. Название быстро прижилось, и стало использоваться для обозначения апогея расцвета романского стиля, после которого последовал его стремительный упадок.

  • Готические сооружения строились очень долго, буквально, веками. Так, знаменитый Нотр дам де Пари возводили больше двух веков. Такова судьба большинства известных в наше время монументальных архитектурных форм готики.

  • Особенностью готических конструкций было строительное новаторство. Веерный свод помогал частично снять нагрузку со стен. Поэтому их можно было возводить гораздо выше, увеличивать количество и размеры оконных проемов, украшать и декорировать самым замысловатым образом. Кстати, данная технология положила начало системе каркасного строительства, которая так популярна в наши дни.
  • Готические сооружения обладали особенной экспрессией, словно застыв в последнем усилии в безнадежной попытке достигнуть неба. Устремленные вверх своды, с их острыми, тревожными украшениями, высокие потолки, теряющиеся в перспективе, витражные окна, причудливо преломляющие свет, все это создает атмосферу мистического напряжения в попытке познать то ли вечную красоту, то ли загадку неба, то ли тайну земли. Словом, готический стиль затрагивает самые потаенные струны в душах людей.

  • Такая экзальтация просто не может существовать в степени высокого накала, поэтому сразу за яркой вспышкой средневековой готической архитектурной мысли последовали долгие года равнодушного отношения.
  • Столетия спустя интерес к романтике способствовал новой волне популярности готики, как стиля. 18-19 века стали началом новой эры. В ней готика перебралась из высоких архитектурных сфер в более камерную обстановку. Теперь уже в готическом стиле строили не соборы, а усадьбы и дворцы, которые внутри отделывали по соответствующей моде.

С тех пор готический стиль прочно вошел в жилое пространство, где и продолжает вполне успешно существовать.

Помещения, оформленные в готическом стиле, можно узнать сразу. Набор правил и основных маркеров этого дизайна весьма выразителен.

  • Общее впечатление от готики можно охарактеризовать словом «величие». Такое ощущение достигается за счет использования в стилистике особых архитектурных элементов. Расширенные оконные проемы, вытянутые кверху, или круглые, оформляются яркими витражами. Потолкам придется сводчатый вид, или хотя бы иллюзия такового.
  • Стены перестают быть просто элементом конструкции, и несут свою собственную художественную нагрузку. По желанию владельца это может быть резьба, роспись, барельефы, или особенные конструктивные элементы, так называемые «рыбьи кости». Рельефные ребра выходят из стены и смыкаются под потолком, образуя высокий и стрельчатый купол. Конечно, такой образ реализовать в обычной городской квартире довольно сложно, поэтому, пожалуй, стоит ограничиться такими элементами, которые доступны для воплощения большинству наших читателей.

  • Отвлечемся от сложных архитектурных форм и обратимся к декоративным особенностям, для реализации которых не потребуется переделывать конструкцию дома.
  • Полы для готического интерьера можно сделать дощатыми или каменными, а также использовать для их отделки многочисленные варианты керамической плитки, которая предоставляет отличную возможность блеснуть фантазией, выложив затейливую каменную мозаику или выбрав дизайн в виде истертых от времени камней древнего храма.
  • Окна в готическом интерьере просто обязаны быть вписаны в образ комнаты. Для этого используются увеличенные проемы, витраж или мозаика, хотя бы на части стекла, стрельчатый переплет. Рамы и откосы можно покрасить в свинцово-серый цвет или оформить анодированным алюминием, чтобы создать впечатление обрамления из свинца, который часто встречался в ранней готике.

  • Над дверным проемом можно сделать окно-розу или, хотя бы, оформить его имитацию, с витражными вставками. Это еще более приблизит образ создаваемого интерьера к готическому стилю.
  • Цветовая гамма, вопреки расхожему мнению, положена яркая. Нужны насыщенные краски, представление о которых можно получив, взглянув на любой витраж готического стиля. Лазурный, карминно-красный, лимонный, сурьма, зеленый, малиновый, фиолетовый, густой ультрамарин - все это прекрасный выбор для роскошного готического интерьера. Хотя, если стоит задача придать помещению загадочность и нотку мистической экзальтированности, столь характерной для готического стиля, стоит остановить выбор на густых, тяжелых тонах. Винный, королевский синий, хвойный зеленый, алый подойдут как нельзя лучше. Лиловый и фиолетовый, черный и золотой помогут достойно завершить картину.

  • Любовь к архитектуре не покидает готику. Это нашло отражение в высоких спинках мебели, которые украшены деталями, наподобие тех, которые встречаются в замках и храмах средневековья. Что касается столярных украшений, то они довольно изысканны, утончены и сложны.
  • Типичными предметами меблировки для готического интерьера являются стулья с прямыми высокими спинками, жесткие кресла, высокие шкафы и буфеты. Вся мебель отвечает стремлению готики подняться выше, ножки у всех предметов интерьеров высокие, а спинки зачастую, увеличены за счет дополнительных украшений, наверший и резных элементов, которые крепятся сверху.
  • В готических интерьерах появились специальные рабочие столы, с выдвижным ящиком и выразительной столешницей, которую поддерживали мощные торцы.
  • Что касается спальни, то для нее главным предметом, безусловно, являлась кровать. Мало того, что она сама по себе представляла весьма внушительное зрелище, с высокими резными спинками, широким матрасом, атласными златоткаными покрывалами, так ее еще украшали балдахином или специальной жесткой конструкцией, на которую тоже крепились ткани.

  • Еще одним важным элементом готической обстановки был сундук. Если он имел плоскую крышку, то его использовали в качестве стола, сидения, подставки. Такие сундуки устанавливали друг на друга и получалось нечто вроде современной модульной системы хранения. Сундуки с круглой, покатой крышкой исполняли роль сейфов, платяных шкафов и буфетов.
  • Для создания готического стиля в интерьере и ранее, и сейчас, используются, преимущественно натуральные материалы. Ткань, среди которых особое место занимает бархат и атлас, кожа, дерево, камень, мозаика из камня и стекла, керамика, майолика. При этом скульптура предпочтительнее раскрашенная, а стекло - цветное.

  • Из металла делались украшения и декоративные накладки, кованые спинки для кроватей и кресел. Так что, если добавить в создаваемый интерьер несколько элементов кованого дизайна, то они гармонично дополнят образ комнаты.
  • В качестве украшений для интерьера готического стиля редко используют картины. Зато ремесленные изделия самой тонкой работы будут как нельзя более уместны. Ранняя готика формировалась как раз во время расцвета цеховых дел мастеров. Поэтому самая изысканная мозаика, резьба, узоры ткани, роспись по штукатурке, и прочие изделия, которые могли обеспечить ремесленные гильдии, пользовались большой популярностью для оформления внутренних пространств готических интерьеров.

Несмотря на понятную, хоть и затейливую логику готического стиля, многие сомневаются, как можно вписать его в современную жилую комнату. Мы специально сделали подборку фотографий различных вариаций современного готического стиля, чтобы продемонстрировать его возможности в оформлении.

  • Вот весьма оригинальный рабочий кабинет, оформленный в современном готическом стиле.
  • Высота помещения подчеркивается модифицированными оконными проемами со скругленным верхом. Контрастные планки потолка создают ассоциации со средневековым замком. Это впечатление призвана поддерживать и стена с обнаженной кирпичной вкладкой.
  • Мебель черного цвета, присутствие большого количества натуральных материалов обеспечивают создание роскошного интерьерного образа.
  • Оригинально выглядят хрустальные подвески замысловатой формы, с конусами и ограненными шарами. Такой необычный акцент сразу же позволяет интуитивно определить стилистическую принадлежность комнаты.

  • Эта столовая была самой обычной комнатой. Но насыщенный цвет паркетной доски, узорчатые текстильные обои, ярко-красный ковер и жесткий ламбрекен, изменивший восприятие окна, придали помещению вполне отчетливый готический колорит.
  • Образ удачно дополнен полированным столом из черного дерева и набором изысканных стульев, которые выглядят, словно, выкованные из металла.
  • Декоративные элементы - зеркало в виде солнца с длинными лучами, металлические декоры в центре стола - гармонично дополняют интерьер.
  • А вот белые настольные лампы с подставками под абажуры в виде греческих амфор, здесь явно лишние. Сюда более подошли бы фигуры фантастических горгулий или странствующих монахов. Да и белая, матовая поверхность абажуров выглядит слишком мягкой в этом интерьере. Структура камня, железа или лакированного дерева была бы более уместна.

  • В этой гостиной воссоздан поздний готический стиль, когда он пересекался с викторианским. Получившийся образ отличается большим изяществом и сдержанностью по сравнению с ранними образцами готики.
  • Обращают на себя внимание кованые элементы тонкой работы. Они встречаются в виде мебельных ножек, настенного украшения, которое словно призвано заменить традиционное окно-розу. Да и в декоративных вещицах много кованых деталей.
  • Искусная резьба декоративной ширмы продолжает заданную линию изящества и прихотливых форм. Закругленные верхние сегменты умело и ненавязчиво восполняют отсутствие стрельчатых окон и потолочных сводов.
  • Узоры ковра и орнамент мебельных тканей ставят заключительную точку в образе викторианской готической гостиной. Живые цветы удачно оживляют интерьер и делают его куда более домашним и уютным.

  • Еще один пример неудержимости человеческой фантазии, которая превратила в очаровательное прибежище готики обычную ванную комнату.
  • Насыщенный шоколадный оттенок стен создает уютное, даже камерное, настроение. Матовая поверхность удачно подчеркнута блестящими рамами зеркал, выполненных в тонкой чеканной технике.
  • Вполне современная ванна хорошо вписывается в интерьер, возможно, благодаря своим подчеркнуто минималистским очертаниям, которые не отвлекают внимание от выразительных деталей.
  • Зато небольшой стул со спинкой в виде черного ажурного остроконечного лепестка, выглядит весьма изысканно. Его дополняет прихотливо исполненный столик с миниатюрной черной лампой глянцевой фактуры. Кажется, будто это место предназначено для старомодного и неспешного чтения вслух любимому человеку, который в это время нежится в ванне.

  • Весьма экспрессивная стилизация готического стиля для спальни. Роскошная кровать, с высоким резным изголовьем, с традиционной центральной фигурой орнамента дополнена аналогом балдахина - занавесями на стене.
  • Пол из красного дерева, мебель черного и красного цвета, фрагментарное оформление стен - одна из них красная, с золотым узором, а проемы возле окна отделаны деревянными панелями - создают выразительный и тревожный образ.
  • Он подчеркивается необычным светильником, на ветвях которого расположились светящиеся колючие шарики. В этой комнате все работает на впечатление - и зеркало в широкой серебристой раме, и черное шелковое белье, и декоративные подушки с угольно-бархатистыми узорами на золотом фоне. Даже некоторый беспорядок в комнате лишь помогает восприятию, подчеркивая некоторые напряжение, характерное для готики.

Готический стиль в интерьере дарит весьма необычные, выразительные и емкие образы. Попробовать какую-то разновидность этого дизайна стоит настоящим романтикам или мистикам, путешественникам и странникам, словом, тем людям, в ком еще не умер дух приключений. Результат такого интерьерного эксперимента удивит и приятно порадует

Готический стиль пришел на смену романскому, и стал основным архитектурным стилем в Западной Европе, начиная с 12 века. Интерьеры роскошных готических замков и особняков до сих пор поражают воображение своих посетителей.

Наиболее яркими представителями готического стиля являются храмы и культовые сооружения эпохи Средневековья . Однако им не уступают интерьеры многих гражданских построек того времени.

В те времена религиозные здания стремились сооружать как можно выше, откуда и пошла мода на потолки со сводами . Поскольку такие потолки требуют стабильной опоры, готические сооружения имеют большое количество арок . Острота и высота стрельчатой арки требует различной силы распора несущих конструкций. Таким образом, чем арка выше и острей, тем меньше распирает несущие стены.

Промежутки между арками и колоннами полностью заполнялись окнами, часто украшенными витражами . Такие окна являлись источником большого количества света в готическом храме или дворце, не смотря на витражи.

Основные характеристики готического стиля

Для готических зданий характерны большое внутреннее пространство, величественные камины, многочисленные шпили. К основным отличительным чертам готического стиля относятся: стремление вверх, внешняя легкость и выразительность. В целом, помещение в готическом стиле достаточно просторно, оформлено окнами с витражами , имеет перекрещивающиеся детали в интерьере , неровный, ребристый потолок, множество арок, балконов .

Из ярких деталей готического стиля стоит отметить кованые предметы и детали, резьбу по камню, порталы, пучковидные колонны, кружевные узоры, своды и аркбутаны. Готику в интерьере можно охарактеризовать как олицетворение неземной красоты, загадочности, величественности.

Цвета в готическом интерьере

Поскольку готический стиль формировался в эпоху Средневековью, когда предпочтение отдавалось мрачным цветам , то и современные готические интерьеры не отличаются особой яркостью цвета. К наиболее популярным готическим цветам относятся: темно – зеленый, гвоздично - розовый, черный, темно - красный, рубиновый, фиолетовый, бежевый, цвет охры и пурпурный .

Как правило, в любом готическом интерьере можно найти серебряные и золотые цвета, которые призваны подчеркивать роскошь помещения. Нельзя не отметить особую атмосферу, создаваемую фресками и витражами, которые гармонично вписываются в цветовую гамму помещения.

Материалы для создания интерьера в готическом стиле

В готическом интерьере используются только натуральные отделочные материалы . В основном, это мрамор, булыжник, известняк, плиточная мозаика, камень майолика, древесина различных пород, железо и бронза. Словом, это все те материалы, что были доступны в эпоху Среднековья.

Стены могут быть оформлены стилизованными деревянными панелями, различными росписями, гобеленами, панно . Обычно все сюжеты оформляются на религиозные темы.

Для отделки пола используют доски, камень, поверх которых кладут ковры.

Как уже говорилось ранее, потолок в готическом интерьере имеет форму свода, который опирается на колонны. В современных готических интерьерах используются также потолки из балок и стропил . Оформление допускает различные росписи, лепнину, формирование ярусов.

Мебель в готическом интерьере

Для готического стиля характерны высокие двудверные шкафы с 4-9 филенками, стулья с высокими спинками, высокие буфеты, кровати с высокими спинками . В целом, интерьер должен иметь черты, напоминающие средневековую обстановку церквей и замков. Приверженцам ранней Готики рекомендуется обратить внимание на массивную мебель темных оттенков.

Стоит отметить, что в любом помещении в готическом стиле традиционной мебелью является сундук , который можно также использовать в качестве сидения, стола или спального места. В старину сундуки часто ставили друг на друга, таким образом, создавая подобие шкафа.

Для интерьера в стиле поздней Готики характерно наличие камина, книжные шкафы и буфеты с витражами . Период поздней Готики считается точкой отсчета, когда особую популярность начали приобретать витражи. Наиболее популярным мотивом является готическая роза , который использовался повсеместно. Для стола в готическом стиле характерна далеко выступающая столешница, а также глубокая выдвижная шуфлятка.

Кровать в готическом стиле должна обязательно иметь балдахин и крупный деревянный каркас. В спальне также может быть массивный комод с зеркалами, выполняющий функции туалетного столика.

В целом для мебели в готическом стиле характерна массивность, большое количество филенок с узорами, вычурные петли на дверях, а также металлические полосы в качестве украшения .

Освещение, текстиль и аксессуары в готическом интерьере

Для интерьера в стиле ранней готики характерны окна, обрамленные свинцом. В этом случае шторы вообще не использовались. Для эпохи Средневековья характерны широкие шторы на всю длину окна, а также тканые занавески. В период поздней Готики приобрели популярность шторы из массивных бархатных тканей с орнаментом в виде стрельчатых узоров . Для изготовления карнизов использовали дерево или железо.

В спальнях наиболее распространенным текстилем являются балдахины и покрывала, нередки и ковры ручной работы .

Что касается освещения, для готических интерьеров характерны массивные люстры , состоящие из обруча, металлических цепей и чашей для свечей. В отдельных случаях использовались деревянные люстры . В период поздней Готики люстры начали украшать различными деталями в виде листьев, цветов и прочего. Часто использовались средневековые прототипы современных торшеров - стоячие металлические светильники . В дневное время свет в помещение проникал через окна в стенах и в потолке.

Для оформления готического интерьера характерны оружие, геральдические атрибуты, различные детали, напоминающие рыцарскую эпоху . Для создания атмосферы таинственности можно использовать фигуры и изображения в виде химер, драконов, ведьм и прочих мистических представителей. В помещениях с двумя и более этажами используются винтовые кованые лестницы . Атмосферу таинственности создают зеркала в массивных рамах, кубки и подсвечники из металла, камины, элементы декора из слоновой кости .

В целом, готический интерьер требует обширного пространства, поэтому его целесообразно оформлять в частных домах.

Кульминацией развития средневекового европейского искусства является сдержанная мистическая готика, пришедшая на смену пышному роскошеству романского стиля. Яркие мозаичные витражи, устремленные ввысь иглы шпилей, сияние позолоты, экспрессия, симфония гармоничного сочетания света, стекла и камня – так образно можно охарактеризовать ее в интерьере. Термин появился в солнечной Италии в эпоху Возрождения. Так иронично римляне назвали примитивизм варварской культуры уходящего в небытие средневековья. Вначале это слово использовалось в литературе, когда автору хотелось с некоторой степени иронией обозначить в тексте искаженную латынь. Позже этим термином стал называть определенную архитектуру, который в двух словах можно назвать устрашающе величественным.

Воспроизвести в современных жилищах готический стиль не так-то просто, но отдельные его элементы довольно часто используются при создании проектов загородных домов.

При возведении готических зданий и их отделке используются дорогостоящие натуральные материалы:

  • камень;
  • мрамор;
  • древесина дуба, сосны, ели, ореха, кедра и можжевельника.

Декор готического дома всегда подразумевает наличие, поэтому его украшают:

  • плиточной мозаикой;
  • разноцветными витражами;
  • фигурной расписной или покрытой золотом лепниной;
  • обтянутыми натуральной кожей сундуками;
  • обилием бронзовой и металлической фурнитуры.

Цветовое решение

Насыщенные цвета являются неотъемлемой частью готики. В основе цветового оформления готического помещения, как правило, используются концентрированные красные, коричневые, желтые и синие тона. Стилистические акценты выполняются позолотой и серебром. А для внесения в интерьер контрастных элементов отлично подходят пурпурный, рубиновый, зеленый или иссиня-черный цвета.

Главными атрибутами являются кованная винтовая лестница, камин с кованой решеткой и колоритные художественные витражи. Эффектным украшением стен могут стать разноцветные художественные витражи с встроенной внутренней подсветкой. Изображения готической розы, лилии, трилистника, виноградных листьев или крестоцвета на витражах или нанесенные на тканевую, деревянную или каменную поверхность являются характерными чертами готики.

В эпоху рассвета станковая живопись и книжная миниатюра получили активное развитие. Поэтому типичными здесь являются предметы цехового ремесла такие, как:

  • резьба по дереву;
  • резьба по камню;
  • керамика;
  • изделия из стекла;
  • металлические изделия;
  • миниатюрные скульптуры из слоновой кости.

Мебель

В комнате обязательно должны присутствовать высокие буфеты и двустворчатые шкафы с филенками, дворцовые кровати и стулья с высокими спинками, имитирующие архитектурные фрагменты рыцарских замков и величественных средневековых церквей.

Отдельное место в готическом интерьере отводится сундукам, которые при необходимости могут служить столами, кроватями и скамьями. Сундуки принято ставить один на другой, украшая полученную конструкцию стрельчатыми сводами, чтобы таким образом получить импровизированный шкаф.

В готическом столе должны наличествовать довольно глубокий выдвижной ящик и значительно выступающая столешница, основанием которой служат две опоры. А под откидной столешницей должны быть скрыты от посторонних глаз множество крошечных ящичков и отделений.

Массивная готическая мебель, как правило, изготавливается из пород темного дерева, украшается изысканной резьбой и различными коваными элементами.

Потолок в готической комнате должен быть достаточно высоким, ведь готика – это прежде всего устремленная ввысь архитектура. Если того требует дизайн па потолке делается имитация балочных перекрытий, оформленных резьбой.

Стены, как правило, отделывают деревянными панелями или декоративным камнем, декорируют яркой готической росписью, разноцветной плиточной мозаикой и старинными гобеленами.

Конечно же, наличие огромных высоких окон, для которых стены являются лишь небольшим каркасом, многоцветных витражей, игры естественного света и большого витражного окна-розы над входом в помещение создает уникальное «лицо» готики. Витражи, выполненные в виде стрельчатых арок, считается наиболее узнаваемой особенностью готического стиля. Двери должны быть дубовыми и филенчатыми.

Фото

Как видите, вопреки бытующему мнению готика не является синонимом мрачности и суровости, напротив она может быть яркой и легкой, одухотворенной, иррациональной, устремленной в духовные высоты. Готическая стилизация превращает обычную квартиру в таинственный замок, в котором кухня становится лабораторией мага-алхимика, столовая великолепным пиршественным залом, а обычная спальня роскошной опочивальней.

Если вы с детских лет мечтали жить в прекрасном замке, дайте волю своему воображению и смело приступайте к дизайнерским экспериментам.

Видео

Предлагаем ознакомиться с видеоматериалом об истории создания готического стиля.

На смену романскому искусству и сложившемуся стилю пришло искусство готическое (готика ; от итал. gotico - готский, по названию германского племени готов). Термин готика как синоним варварства был впервые применён людьми Возрождения для характеристики средневекового искусства (в противовес римскому искусству), которое не следовало традициям и стилевым особенностям античности и потому не представляло интереса для современников.

Повышенные экзальтация и интерес к чувствам отличают это искусство от романского. Между романским и готическим стилем трудно провести хронологическую границу.

Расцвет романского стиля, который приходится на XII в., одновременно послужил толчком для возникновения другого стиля с иными характерными эстетическими идеалами и принципами сложения форм. В истории искусств принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю (так называемую пламенеющую) готику. Высокая готика достигла своих вершин в XIII в., поздняя - в XIV-XV вв. Готическое искусство, развиваясь в странах, где господствовала христианская церковь, оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике. Для него характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи.

Готический стиль в архитектуре

Собор в Страсбурге. Конец XII-XV вв. Франция - Strasbourg Cathedral Собор в Кёльне. Начало строительства в 1248 г., завершён в 1842-1880 гг. Германия - Cologne Cathedral Собор в Реймсе, западный фасад. Начало строительства в 1211 г., завершён в XV в. Собор Парижской Богоматери, западный фасад. 1163 г.-сер. XIV в. Франция - Notre Dame Cathedral Собор в Солсбери, стрельчатые арки. Англия - Salisbury Cathedral Эксетерский собор. 1112 г.-1400 г. Англия - Cathedral Church of St. Peter in Exeter Линкольнский собор Девы Марии. 1185 г.-1311 г. Англия - The Cathedral Church of the Blessed Virgin Mary of Lincoln Собор в Шартре, северный портал. Начало строительства в 1194 г., освящён в 1260 г. Франция - Chartres Cathedral …западный (королевский) портал, закончен в 1150 г. Скульптуры являются видимым переходом с романского стиля на готический

Гигантское пространство собора, устремлённого ввысь, подчинение скульптуры ритмам архитектурных членений, каменная резьба декоративных украшений, живопись витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты и др. Главная городская площадь часто обстраивалась жилыми домами с аркадами, в нижних этажах которых располагались торговые и складские помещения. Вдоль расходящихся от площади улиц и вдоль набережных строились двух- и трёхэтажные дома часто с высокими фронтонами.

Города окружались мощными стенами с проездными башнями. Замки постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений.

Обычно в центре города сооружался собор, который являлся культурным центром всего города. В нём проводились богослужения, устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, проходили собрания горожан. В ту эпоху строительство осуществлялось не только церковью, но и общиной через профессиональные цехи ремесленников.

Самые значительные сооружения и, прежде всего, соборы, возводились на средства горожан. Часто над созданием одного храма трудились многие поколения. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они высоки, обильно декорированы и очень вместительны.

Динамичность и живописность соборов начали определять характер городского пейзажа. Вслед за собором устремились ввысь и городские дома. Вся композиция собора с учащающейся снизу вверх ритмикой всех его основных элементов была порождена религиозным, идеалистическим устремлением души к небу. Готический собор развивал базиликальный тип постройки, в которой все её элементы стали подчиняться единой стилевой системе. Главное отличие готического собора от романского - это устойчивая каркасная система, в которой основную роль выполняют крестово-рёберные стрельчатые своды, выложенные из камня, и арки стрельчатой формы, во многом определяющие внутренний и внешний облик собора.

Каркасные арки, образующиеся на пересечении крестовых сводов, так называемые нервюры (от фр. nervure - ребро, складка) в зрелой готике связывали между собой опоры пролётов центрального и боковых нефов, где на каждый прямоугольный в плане пролёт главного нефа приходились по два квадратных пролёта боковых нефов.

Формы архитектуры стали выражать христианскую идею духовности, вознесения, устремления ввысь, к небу. Особенность готического стиля - дематериализация формы. Конструкция и свойства материала больше не определяют зрительный образ. Входя в храм, человек видел ряд тонких, уходящих вверх колонн, которые завершались пучком ещё более тонких рёбер сводов (нервюр) как бы парящих в высоте. На самом деле эти огромного веса своды давили на специальные столбы-опоры, скрытые в пучке тонких колонн. Боковой распор сводов главного нефа гасился не стенами, которые представляли собой сплошное каменное кружево, а через аркбутаны массивными столбами-контрфорсами, вынесенными наружу и подпиравшими каркас зданиями и потому невидимыми для человека, находящегося внутри собора. Здесь зрительный образ не совпадал с работой реальной конструкции. Если конструкция работала на сжатие, то зрительный образ выражал идею вознесения, устремления души к небу.

Сложная каркасная конструкция готического собора, высшего проявления архитектурно-строительного искусства того времени, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, обеспечить единство и взаимосвязь всех элементов его предметно-пространственной среды.

Готика зародилась в северной части Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в., достигла расцвета в первой половине XIII в. и просуществовала до середины 20-х гг. XVI в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5-нефные базилики с поперечным нефом-трансептом и полукруговым обходом хора (деамбула-торием), к которому примыкают радиальные капеллы (венец капелл). Впечатление движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных колонн и взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Живописность внутреннего пространства собора задаётся в первую очередь благодаря контрасту освещённости главного и полутёмных боковых нефов и цветных витражей окон.

Фасады соборов украшаются стрельчатыми арками и такими композиционными и образно-пластическими элементами архитектурного декора как узорный вимперг, фиал, крабб и т.д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в верхней арочной галерее, рельефы на капителях колонн, цоколях и тимпанах порталов образуют своеобразную многосюжетную картину, которая как бы показывает различные эпизоды Священного писания, аллегорические образы, реальных персонажей и т.д.

На главных площадях городов начинают строиться ратуши, которые обычно украшаются. Замки переделываются во дворцы (например, папский дворец в Авиньоне, 1334-1352 гг.). В XV в. возник тип богатого городского дома-особняка, т.н. отеля (например, отель Жака Кёрра в Бурже, 1453 г., отель Клюни в Париже, конец XIV в., и др.).

В это время происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, наметившееся ещё в романику, в которых отразилось средневековое представление о реальном и загробном мире. Основным видом изобразительного искусства была скульптура, получившая в готическом стиле новую пластическую трактовку. Статичная романская скульптура сменилась на динамичную готическую, где изображаемые фигуры как бы обращаются друг к другу и к зрителю.

Зрелая готика отмечена дальнейшим нарастанием ветрикализма линий, динамической устремленностью ввысь. Реймский собор - место коронования французских королей - одно из самых цельных произведений готики, замечательный синтез архитектуры и скульптуры.

Важное место в готическом искусстве, в том числе и скульптуре, начинает занимать сюжет. Усиливается роль светских сюжетов, но самым распространённым сюжетом в готике остался Страшный суд. Иконографические сюжеты начинают постепенно расширяться. Интерес к человеку, к его духовной и мирской жизни нашел выражение в изображении сцен из жизни святых. Выдающимся примером изображения легенд о святых является датируемый последней четвертью XIII в. тимпан История святого Стефана на портале собора Парижской богоматери.

Включение реальных мотивов характерно и для множества небольших рельефов. Как и в романских храмах, большое место в готических соборах занимают изображения чудовищ и фантастических существ - так называемых химер.

Считается, что первое произведение готической архитектуры появилось в процессе перестройки церкви аббатства Сен-Дени в 1137-1144 гг. К ранней готике относятся также соборы в Лани, Шартре и Париже. Величайшее достижение ранней готики - собор Парижской богоматери (собор Нотр-Дам-де-Пари), заложенный в 1163 г., достраивался до середины XIV в. Собор в Шартре, заложенный в XII в. и освященный в 1260 г., остается одним из красивейших в Европе.

Совершенством архитектурной композиции, богатством скульптурного и живописного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе (1211 г.-XV в.) - самом крупном соборе Франции (длиной 150 м с высотой башен 80 м) и в Амьене (1220-1269 гг.), где собор имеет длину 145 м и высоту главного нефа 42,5 м, а также церковь Сент-Шапель в Париже (1243-1248 гг.), построенная в качестве королевской дворцовой капеллы, с её многочисленными витражами. Примерно с середины XIII-XIV вв. величественные готические соборы строились в других европейских странах: в Италии (в Венеции, Сиене, Милане), Германии (в Марбурге, Наумбурге, Ульме, Кёльне), Англии (в Лондоне, Солсбери), Испании (в Барселоне, Бургосе, Лоне, Толедо), Австрии (в Вене), Фландрии (в Брюсселе), Чехии (в Праге) и др., где готика получила своеобразную местную интерпретацию. В результате крестовых походов с готическими строительными принципами познакомились зодчие Родоса, Кипра и Сирии.

В готическую эпоху были созданы подлинные шедевры скульптуры: рельефы и статуи северного портала собора в Шартре, глубоко человечный образ благословляющего Христа на западном фасаде собора в Амьене, образы группы Посещение Марией Елизаветы на западном портале собора в Реймсе. Эти произведения оказали большое влияние на развитие всей западноевропейской скульптуры.

Скульптуру соборов в Германии (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают экспрессия, жизненная конкретность и монументальность образов. Храмы украшались рельефами, статуями, витражами, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных. В декоре храмов, помимо религиозных, было уже много и светских мотивов.

В готической живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж. Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре. Фресковая живопись, в которую, наряду с каноническими сценами, включались светские сюжеты и портреты, украшала стены дворцов и замков (росписи папского дворца в Авиньоне). В готической миниатюре усилилось стремление к достоверному воспроизведению натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей, обогатилась их тематика. Под влиянием нидерландского и итальянского искусства появились станковые картины и портреты.

Стиль французской готики проявился, помимо соборов, в создании удобных и, вместе с тем, торжественных зданий, дворцов королей и высшей знати, изящно декорированных городских частных домов. Например, в замках Амбуаз (1492-1498 гг.), в Гайоне (1501-1510 гг.), во дворце правосудия в Руане (1499-сер.XVI в.) и др.

В поздней (пламенеющей) готике, особенно во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель. Для поздней готики характерен обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появление искривленных линий, прихотливый, напоминающий языки пламени, узор оконных проёмов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434-1470 гг., окончание строительства затянулось до 1580-х гг.). В миниатюрах наметилось стремление к передаче пространства и объёма. Увеличивается количество сооружаемых светских построек (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания и др.).

Мебель готического стиля

Интерьеры ранней готики ещё достаточно скромны, а их элементы ещё несут следы романики. Для этого времени характерны дощатые или кафельные полы, покрытые коврами. Стены облицовываются дощатыми панелями, украшаются яркой стенной росписью или коврами. Окна застекляются, но занавесей ещё нет. Картины для украшения помещений используются редко, вместо них выполняется настенная живопись и гравюры по дереву, потолки делаются, как правило, деревянными, балочной конструкции с открытыми наружу стропилами, правда, хорошо декорированными. Существуют и подшивные потолки, облицованные гладкими досками или расчлененные частыми рейками и украшенные декоративной росписью. В таких странах как Франция и Англия центром интерьера был камин, весьма обильно декорированный. В Германии уже с середины XV в. большую роль в интерьере начинают играть кафельные печи. Все предметы обстановки имеют тяжёлые пропорции, излишний запас материала, неуклюжи и обычно расставляются вдоль стен. Поначалу почти каждое мебельное (и не только) изделие ранней готики имеет церковное происхождение. Позднее, с развитием технологии мебельного дела, была создана отлично выполненная церковная мебель для ризниц, клироса и др., которая сильно повлияла на дальнейшее развитие мебели городских жилищ. Этому способствовало введение в конструкцию мебельных объектов техники рамочно-филёночной вязки дерева и почти всех других столярных приёмов соединения деталей, а также изобретение двуручной пилы, забытых со времен античности. Пила была вновь изобретена лишь в начале XIV в. в Германии и с этого времени появилась возможность вместо тесаных толстых, грубо обработанных топором досок получать тонкие и ровные пиленые. Уже к началу XV в. были выработаны все известные нам приёмы ящичной угловой вязки досок.

Постепенно дома средневековой аристократии всё больше украшаются, особенно это заметно по интерьерам приёмных залов и комнат для гостей, обставленных хорошо декорированной мебелью. Жилые дома богатых горожан следуют примеру знати, однако сохраняют определенную сдержанность и простоту декоративного оформления и обстановки. Всё оформление соответствует архитектурному декору каменных зданий, особенно храмовых построек. Только к XV в., в период пламенеющей готики, когда готическая архитектура начинает особенно активно насыщаться скульптурным декором, готический орнамент стал обильно украшать ранее сложившиеся устойчивые мебельные формы, в которых появились конструктивные приёмы, связанные со строительными принципами готической архитектуры. Кроме заимствованных архитектурных форм переплётов окон, порталов, островерхих башенок с фиалами (шпилей), колонок, стрельчатых сводов, ниш и др. мебель украшается также по каркасу и филёнкам резным орнаментом, в котором можно выделить четыре основные типа. Это ажурный геометрический орнамент, растительный (лиственный) орнамент, орнамент ленточного плетения и орнамент т.н. льняных складок или салфеток. Кроме того, в позднюю готику мебель, помимо резьбы, украшается росписью, позолотой и обильно декорированными металлическими частями оковок, замков, петель, уключин, а также скульптурными изображениями человеческих лиц и фигур.

В основе готического ажурного геометрического орнамента лежат простые геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, которые легко вычерчиваются с помощью линейки и циркуля. Ажурный орнамент представляет т.н. масверк (от нем. maßwerk - буквально работа по нанесённым размерам) в виде сложного пересечения частей окружности и прямых линий, в результате чего получается сложный узор со стрельчатыми арками и переплетениями, напоминающими нервюры готических конструкций.

Аналогичным образом строились знаменитый готический трилистник, розетка, квадрифолий, рисунок центрального окна собора - большая роза. Орнамент масверка в позднюю готику был весьма распространён по всей Европе и в Англии. Таким орнаментом украшались, как правило, стенки сундуков, дверцы шкафов, спинки кресел. Масверк выполняется приёмами углублённой резьбы, когда фон относительно орнамента углубляется, благодаря чему элементы орнамента тонко профилируются, очертания их сглаживаются и округляются. Это немного напоминает рельефную резьбу, хотя рельеф здесь режется целиком в плоскости доски (филёнки), не поднимаясь выше её поверхности. Растительный орнамент выполняется в виде стилизованных острых листьев и завитков, постепенно приобретая натуралистические формы.

Начиная с конца XV в. на филёнках особенно часто встречается плоский орнамент в виде уложенного двухсторонними байтовыми складками куска пергамента или полотна с узорными краями. Орнамент выполняется плоским рельефом. Этот тип орнамента встречается в большом количестве на мебельных объектах Франции, Германии и Англии. Особенно широко он использовался на платяных шкафах и сундуках, изготовлявшихся в Кёльне и Генте.

Готическая мебель на севере и западе Европы (во Франции, Нидерландах, северо-западной Германии и Англии) изготавливалась преимущественно из дуба, на юге и востоке (в Тироле, Швейцарии, Австрии, Венгрии) использовалась древесина сосны и ели, а также лиственница и можжевельник.

Основной вид мебели для хранения вещей, а также сидения и лежания в домах знати и простых горожан - сундук, из форм которого со временем образовались такие новые типы мебельных объектов как кресло-сундук, поставец (дрессуар), креденца и буфет. По размерам готические сундуки шире и выше итальянских сундуков-кассоне эпохи Возрождения. Как правило, сундуки имеют накладные железные петли, с помощью которых крепилась крышка. Эти петли, также как и большие накладные железные замки с ажурным орнаментом, являются элементами декорировки сундука.

С XV в. боковые стенки сундуков покрывает богатая резьба в виде орнамента масверк, растительного орнамента, каменных переплётов готических окон и других архитектурных элементов декорировки зданий. Передняя стенка также обильно украшается, специальное место отводится для герба владельца сундука и узорного, хорошо прочеканенного замка. Иногда, кроме архитектурных мотивов, выполняются целые скульптурные сцены на религиозные и мирские темы. В окончательной отделке сундука участвуют также живописец и позолотчик.

В средневековых домах, независимо от статуса владельца, было холодно и даже сыро, поэтому мебель приходилось поднимать над уровнем пола. Поэтому некоторые сундуки имели не только массивный по форме и сильно профилированный цоколь, но и делались с ножками, являвшимися продолжением боковых стоек каркаса или плоских боковых стенок с фигурным вырезом внизу. На юге Германии получили распространение сосновые сундуки с гравировкой и росписью цветами. Такой декор дополнялся прорезным орнаментом на раскрашенном фоне. Ажурный узор, несомненно, происходит от углублённой резьбы, но процесс его создания менее трудоёмок. С появлением тонких пиленых досок стали применяться сквозные орнаменты, накладывавшиеся на основную окрашенную доску, составлявшую фон. При значительно меньшей затрате труда создавалось то же впечатление декора в двух плоскостях. Приём этот получил весьма широкое распространение и надолго задержался не только в немецком, но и в швейцарском народном искусстве.

Характерными для готики типами ёмкостей были, помимо сундуков, поставцы (дрессуары). Прототипом такого шкафа является сундук, поставленный на четыре высокие ножки, которые внизу соединялись горизонтальной рамой, верхняя часть которой зашивалась доской. Благодаря этому получалась нижняя, у самого пола, полка. Впоследствии ножки шкафа с трёх сторон (с задней и двух боковых) также наглухо начали зашиваться досками - получалась своеобразная ниша. Верхняя часть поставца имела полки, которые закрывались распашными или откидными дверками.

Такие поставцы предназначали, как правило, для хранения посуды и напитков. В верхнем отделении размещали наиболее ценную металлическую, в том числе серебряную, и стеклянную посуду, а на нижней полке, находящейся в цокольной части, начищенную медную посуду. Поставец был заимствован из церковного обихода, где являлся чисто алтарной мебелью, и лишь затем проник в мирскую жизнь. Такие ёмкости там назывались креденцей, иногда имели форму высокого сундука с горизонтальной верхней поверхностью. И только с течением времени такой сундук был приподнят и поставлен на высокие ножки. В наиболее ранних французских поставцах верхние части выполнялись в виде прямоугольного ящика, дощатые стенки которого соединены простейшей ящичной вязкой. Задняя и две боковые стенки ящика продолжались до пола и соединялись для жёсткости и прочности внизу ещё одной плоскостью, благодаря чему поставец стоял высоко над полом. Две, а иногда и три, передние дверцы, выполненные из сплошных толстых досок, крепились на ажурных железных петлях. Сами дверцы украшались орнаментом, выполненным в приёмах углублённой резьбы. Сверху над поставцом делался дощатый навес для защиты от золы и копоти всё ещё дымивших каминов. Под навесом и на нижней плоскости расставлялась посуда.

В дальнейшем, с освоением рамочно-филёночной конструкции, поставцы начинают делать более сложной шестигранной формы, в которой явно прослеживается стремление мастеров облегчить пропорции, развить форму по вертикали, в том числе и за счёт верхних точеных декоративных элементов в виде фиал, или шпилей. В более поздних и обильно декорированных поставцах его боковые стенки опираются на тонкие витые колонки, которые в верхней части соединяются стрельчатыми арками. Передние три грани-стенки поставца имеют такие же арки, но без опор, заканчивающиеся повисающими в воздухе гирьками. Рёбра, образующиеся в месте пересечения граней стенок, украшаются резными островерхими готическими башенками, или фиалами. Стенки поставца составляются из нескольких рамок с филёнками. Рамки сильно профилированы с боков и сверху, что создает впечатление ниш, в которых глубоко помещены филёнки с резьбой на религиозные сюжеты. В других случаях филёнки заполнены или готическим растительным орнаментом, или масверком, или узором льняные складки, который будет весьма активно применяться наряду с орнаментами Ренессанса на мебельных объектах в XVI в.

В XV в. появляются большие и весьма громоздкие шкафы с двумя или четырьмя дверками (в виде двухъярусных шкафов), филёнки которых, как правило, украшены узором льняных складок.

Мебель для сидения постепенно становилась более разнообразной, однако всё ещё неохотно отделялась от стен, хотя часть такой мебели уже начинают свободно располагать в помещении. Длительное время скамьи и сундуки, пристроенные к стенам, оставались самой распространённой мебелью для сидения и лежания.

Сиденья табуретов и стульев приобретают разнообразные в плане формы - квадратную, круглую, прямоугольную, многогранную.

Характерной разновидностью готического кресла становится сундук, к которому была приделана очень высокая глухая спинка с глухими локотниками. Сиденье устраивалось обычно подъёмным, а спинка украшалась растительным орнаментом или масверком и завершалась ажурным готическим гребнем, фиалами, французскими лилиями и др. Передние и боковые филёнки ящика (сундука) такого кресла обрабатывались, как правило, льняными складками. Кресла ставились обычно около кровати и потому получили название прикроватных кресел. Они выполняли также роль домашнего клозета. Сиденье было дощатым, жёстким, нижний ящик мешал ногам при сидении, т.к. их нельзя было отвести назад, а резная вертикальная спинка не способствовала удобству сидящего человека. Эти кресла были весьма распространены во Франции, а в странах, лежащих к северу от нее, имели малое употребление.

Помимо кресел самое большое распространение имела такая мебель для сидения как табуреты, скамейки и стулья.

В бедных домах единственным видом сидений были, вероятно, табуреты, конструкция которых состояла из круглой или треугольной доски с тремя или четырьмя цилиндрическими или прямоугольными ножками. Изготавливались также табуреты более сложной формы с прямоугольным сиденьем, стоящим на боковых опорах, которые иногда украшались готическими стрельчатыми арками. Скамейки часто выполнялись в виде удлиненных табуретов с прямоугольным сидением для нескольких человек либо напоминали обычные сундуки, верхняя крышка которых была приспособлена для сидения. Такие скамейки имели высокую спинку и, как правило, ставились у стены. Существовали также скамейки с перекидной спинкой (с переметом), которые свободно размещались в помещении или устанавливались у камина. Известен также достаточно примитивный тип цилиндрического стула, который выполнялся на основе обычной бочки, к которой крепились несколько дополнительных деталей спинки. Использовались также и другие типы стульев, например, вращающийся стул (т.н. лютеранский), стулья (кресла) на трёх или четырёх ножках токарной работы, напоминающие места для сидения романской эпохи. Остальная мебель для сидения была намного совершеннее и лучше приспособлена для человека. Это были табуреты и стулья, выполненные на базе старинных Х-образных табуретов, стульев и курульных кресел. Такие места для сидения с перекрещивающимися опорными частями имеют старейшую родословную, ведя свое начало от Древнего Египта и античности.

Подобная мебель говорила о власти, которой обладал владелец стула или кресла, что подчёркивалось дополнительно специальным возвышением, на котором они стояли, а в некоторых случаях, ещё и балдахином.

Наиболее ранние из известных Х-образных табуретов могли складываться. Опорные части крепились перекладинами, верхние из которых стягивались ярко разукрашенными ремнями, образующими сиденье. В других случаях для того, чтобы получился стул, задняя опора делалась выше сиденья и превращалась в опору спинки. Дополнительное удобство такого стула достигалось с помощью войлочной обивки, подушки и скамеечки для ног.

Появившиеся в позднюю готику, особенно в Италии и Испании, Х-образные стулья и кресла лишь имитируют складную форму и представляют, по сути, уже мебель Возрождения, т.н. курульные кресла, в которых их боковые части возвышаются над сиденьем и являются своеобразными локотниками, соединенными иногда со спинкой. Такие кресла обильно украшались плоской резьбой, раскрашивались и золотились.

Со времен готики сохранилось крайне мало кроватей, в основном, из-за ветхости пышных драпировок. Кровати играли важную роль в выражении общественного статуса владельца, что видно, хотя бы, по сохранившимся многочисленным живописным произведениям той эпохи. В этот период парадные кровати в домах знатных вельмож считались одним из наиболее дорогих и престижных мебельных объектов и часто предназначались больше для показа, нежели для сна.

Подобно сундукам, кровати в странах Западной Европы необходимо было поднимать на возвышения для защиты от сквозняков и холодного сырого пола. Кровати в готическую эпоху, если они не были встроены в стену, имели полубалдахин, полный балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный короб-навес, украшенный резьбой и росписью. Появились тёплые драпировки, которые можно было откреплять и упаковывать в сундуки во время переездов.

Конструкция готических столов подобна столам романского периода, правда, номенклатура их увеличилась. Самый характерный тип стола - это обеденный прямоугольный стол с сильно выступающей столешницей на двух дощатых прямоугольных боковых щитах-опорах. На этих щитах выполнялась плоская резьба с готическим орнаментом, а средняя часть имела проёмы, выполненные в виде одинарного или двойного готического храмового окна с его характерной формой, включая решётку переплета. Иногда в коробках подстолья делали глубокие выдвижные ящики. Боковые щиты внизу у пола стягивались специальным бруском или доской-проногой.

На основе такого типа стола впоследствии образовалась ранняя форма письменного стола с массивной поднимаемой столешницей, под которой в коробке подстолья было множество отделений и маленьких ящичков, а ниже располагалась скрытая от посторонних взглядов ёмкость. Такими типами столов, характерными, например, для Южной Германии и Швейцарии, пользовались торговцы и менялы вплоть до XVI в.

Традиционное ленточное переплетение или растительный готический орнамент, выполненный углублённой резьбой по дубу, заполняет собой столешницы этих столов. Дополнительный декоративный эффект достигается за счёт контраста этого широкого плоского резного орнамента, натёртого воском, и слегка заглублённого плоского фона. Боковые опорные щиты соединены горизонтальным бруском, наружные концы которого обычно запирались клиньями. Известны также столы, стоящие на четырёх косо поставленных ножках, соединенных проногами. Такие ножки, как правило, имели плоскую резьбу. В позднюю готику были известны и раздвижные столы. Начали появляться столы с прямоугольной и круглой столешницей, стоящие на одной центральной опоре. Столешницы столов начинают оклеивать шпоном. Известны попытки еще примитивной инкрустации.

Продолжали существовать заимствованные из романики столы в виде простого деревянного щита, который устанавливался на козлы или на две полые прямоугольные складывающиеся между собой рамы.

Готический стиль в мебели характеризуется значительными местными различиями. Наибольшим изяществом пропорций, украшений, а также соразмерностью частей отличалась французская мебель, для которой характерно большое количество типов сундуков, кресел с ящиками и высокими спинками, стульев, скамеек, поставцов, шкафов и др. Правда, в Северной Франции мебель находилась под сильным влиянием нидерландской мебели и имела весьма тяжёловесные формы, но была всё же прекрасно декорирована. Это влияние было обусловлено работой многих приезжих нидерландских резчиков по дереву. В других странах мебельная номенклатура была значительно беднее, и формы изделий отличались некоторым однообразием. Тем не менее, в Испании развитие мебельного искусства шло в русле французского направления готики, однако декор мебельных объектов, как, впрочем, и архитектуры, оказался под сильным влиянием арабо-мавританского стиля - своеобразного смешения геометрических мотивов, а также мотивов вьющихся растений с уже запутанными линиями ажурного орнамента поздней, пламенеющей, готики. Для испанской мебели характерна чрезвычайно сложная и богатая плоскостная отделка поверхности. К сожалению, кроме церковных скамей и стульев для клироса мы не знаем другой испанской мебели для сидения времени средневековья. В средневековой Испании процветала резьба по дереву, но применялись и другие виды декорировки. Например, сундуки обтягивали цветной или тисненой кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски.

В готику мебельное искусство Германии и Нидерландов было развито весьма высоко и также имело много общего с искусством Франции. В художественном отношении и конструктивно мебель была прекрасно выполнена. Материалом служили твёрдые породы дерева. Мебель, как правило, имела рамочную конструкцию с тонкими филёнками. В качестве украшений применяли прекрасные резные растительные элементы, свободный ажурный и складчатый орнаменты. Типичными мебельными изделиями являются высокие двухстворчатые шкафы с четырьмя, шестью или даже с девятью филёнками, а также буфеты лесенкой с балдахином и на высоких ножках. Столярная работа выполнялась очень тщательно, с большой точностью. Резные работы отличались тонкостью и изяществом. В Северной Германии, на Рейне, использовали качественную готическую мебель с угловым соединением в шип. Большие шкафы по конструкции сходны с фламандскими. Заслуживает внимания высокий шкаф на ножках, украшенный складчатым орнаментом, а позднее - с растительным орнаментом на филёнках. Такие шкафы в большинстве случаев украшались декоративной ковкой. Изготавливались также типичные сундуки-скамьи. Южнонемецкий стиль бы распространён в Альпийских странах (Швейцарии, в Южной Баварии, Тироле, Верхней Австрии). Южнонемецкая мебель изготавливалась преимущественно из мягкой и полутвёрдой древесины, имела дощатую конструкцию и украшалась плоской резьбой.

Такая мебель была более разнообразной и по форме, и по декору, чем северная. Мебель украшалась ажурным орнаментом на растительные мотивы с завитками и лентами в технике плоской резьбы, выполненной на цветном основании и обогащённой фигурами животных и гербовыми щитами. Внутренние помещения имели деревянную обшивку с профилированными планками.

Такая технология убранства обстановки жилых помещений, включая мебель, неглубоким плоским резным орнаментом (Flachschnitt) с окраской, как правило, в красный и зелёный цвета, получила название тирольской плотницкой готики (Tiroler Zimmergotik). Прекрасная готическая мебель сохранилась в тирольских замках. Это различные типы столов, кровати с балдахинами, украшенные богатой резьбой, сундуки, стулья, скамьи, встроенные в стену узкие шкафы для умывальных принадлежностей и другие мебельные объекты. Здесь мы видим первые попытки фанеровки и примитивной инкрустации.

Южное направление готики захватило и Верхнюю Венгрию, где изготавливали прекрасную мебель. До нас дошли, прежде всего, предметы церковной обстановки: стулья для клироса, библиотеки, столы и т.д., имеющие простые формы, плоскую ажурную резьбу, роспись и позолоту.

Готический стиль на итальянскую архитектуру и мебельное искусство оказал весьма поверхностное влияние, что можно объяснить различиями условий жизни и климата.

В Италии, где по-прежнему чрезвычайно сильным было влияние античных традиций, готический стиль считался варварским; уже в самом названии его нашло выражение пренебрежения к чуждому по духу искусству северных стран. Готический стиль в Италии принёс свою орнаментику, но все острые готические углы были притуплены. Плоская резьба южнонемецкой мебели повлияла на орнаментику североитальянских шкафов. В XV в. в Венеции и Вероне деревянные сундуки украшались прекрасной ажурной резьбой с розетками и готическим лиственным орнаментом. Сундуки из Центральной Италии (Тосканы и Сиены, ок. 1400 г.) имели фигурную лепнину, которая расписывалась и покрывалась позолотой (стукко).

Готический стиль в Англии держался весьма значительное время. Принято разделять английскую готику на три периода: раннюю готику (1189-1307 гг.), декоративную готику (1307-1377 гг.) и позднюю, т.н. вертикальную, прямолинейную готику (1377-1590 гг.). Это как раз то время, когда в Италии уже было в полном расцвете Возрождение, а Англия ещё переживала готику третьего периода, которую англичане называют перпендикулярным стилем, получившем такое название из-за преобладания вертикальных прямолинейных линий конструктивных и декоративных элементов. В это время было принято зашивать стены помещений деревянными панелями рамочно-филёнчатой конструкции. Филёнки украшались резным орнаментом. Резьбой декорировались также внутренние деревянные перекрытия помещений. В ранний период английской готики мебель тяжеловесна, профили её просты и грубы. Основной декоративный элемент - складчатый орнамент. Позже в членениях мебели начинает ощущаться влияние архитектуры.

Английская мебель даже поздней готики отличается простотой конструкции и малым количеством украшений.

Главным мебельным универсальным объектом продолжает оставаться сундук. Как и по всей Западной Европе, каркас сундука состоит из толстых брусков, между которыми вставляются филёнки с плоской резьбой украшений. Каркас сундука также оковывается для прочности железными полосами, а над филёнками крепятся замки. Прототипом английского шкафа, как и везде в Европе, являются два поставленных один на другой сундука. Фасадная часть такого шкафа членится брусками каркаса на шесть ячеек-рам, в которые вставлены филёнки. Причём центральные филёнки более широкие, а боковые - узкие. Узкие боковые филёнки украшаются орнаментом с льняными складками. Рамы широких филёнок представляют собой дверки шкафа, навешенные на массивные и хорошо декорированные металлические петли.

Для английской мебели поздней готики характерны массивные кресла, каркас которых связан из толстых прямоугольных в сечении брусков, между которым в шпунт вставлены тонкие доски-филёнки, украшенные плоской резьбой. Филёнки спинки обработаны орнаментом масверк, а филёнки локотников и нижней части кресла - складчатым орнаментом.

Боковые стойки спинки и локотников дополнительно декорированы вертикальными стойками и шпилями. Помимо шкафов большое распространение в Англии получили низкие и широкие поставцы - coupe board . Столы в это время имеют, как правило, прямоугольную в плане столешницу и массивное подстолье, которое крепится к боковым щитам вместо ножек. Эти щиты и подстолье примитивно украшаются за счёт фигурно выпиленных краёв и неглубокой резьбы несложного растительного узора. Боковые опорные щиты столов часто скрепляются проногами, в наружные концы которых вставляются клинья.

Кровати имеют балдахин, который крепится на четырёх столбиках, являющихся своеобразным продолжением ножек. В нижней части ножки имеют четырехгранное сечение, а выше рамы кровати столбики обрабатываются резьбой с растительными мотивами в виде многогранников, разнообразных по форме перехватов и др. Головная спинка кровати делается высокой, а её пять филёнок украшаются резьбой невысокого рельефа.

В целом английская готическая мебель имела несложную конструкцию, элементы которой никогда не маскировались и использовались так же как декоративные элементы. Все узлы и сочленения ясно видны и понятны. Вся мебель делалась исключительно из дуба. В конце XV - начале XVI в. в Англии образуется смешанный стиль - своеобразный переход от готики к Возрождению, который получил название стиля Тюдоров. На готической конструкции начинает появляться классический узор.

Сквозной ажурный орнамент и особый вид арочных украшений ещё относятся к готике, однако по новой профилировке частей мебели, розеткам и другим мотивам уже заметно вторжение раннего Ренессанса. В большинстве случаев это относится к мебели, испытавшей на себе голландское влияние, например, шкафам для посуды. На филёнках самых разнообразных мебельных объектов начинают появляться гербы владельцев.

Влияние нового итальянского искусства Возрождения начинает проникать в Центральную Европу около 1500 г., прежде всего во Францию, где при королевском дворе работали итальянские художники. Французская мебель конца XV - начала XVI в. приобретает новый, совершенно своеобразный характер.

Декор этого времени в виде орнамента гротеска, например, здесь сочетается с готическими украшениями. По-прежнему в ходу накладные ажурные железные петли и замки. Одна часть филёнок поставца, например, украшается орнаментом льняные складки, а другая - гротеском. Передние опоры делаются в виде брусков, но дощатая задняя стенка продолжает опускаться донизу. Поставец продолжает быть шестигранным, но его передняя стенка делается шире боковых. Однако в Германии, например, поставцы, обычно отличались от французских более простой прямоугольной формой корпуса и отсутствием сплошной задней стенки. В их декорировке профильные изображения человеческих лиц в орнаменте гротеск иногда заменяются сильно выдвинутыми вперед скульптурными мужскими и женскими головами. Это было переходное время, когда в морфологии мебельных объектов начинает ощущаться конструктивная и композиционная ясность и определённость, а все членения и профили специально подчеркиваются и проявляются во внешней форме.

Готический стиль - важный этап в истории развития мебельных стилей. Было создано много новых типов мебели и воскрешена к новой жизни забытая античная мебельная техника. Столярное ремесло, с его живой оригинальной формой выражения в орнаментике, оказалось на подъёме. В готическом интерьере мебель всё ещё не совсем подвижна: многие её типы по-прежнему тяготеют к стенам или встроены в ограждающие конструкции, имеют тесную связь с архитектурой в плане заимствования её форм, характера их членений и декоративной отделки. Уже в период поздней готики столярное искусство было весьма развитым, что послужило основой для выполнения ещё более сложных задач в эпоху Возрождения.

Использованы материалы учеб. пособия: Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели - Москва: Архитектура-С, 2007