Большая энциклопедия нефти и газа. Производственное экологическое управление

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обладают комплексом прав и обязанностей в сфере экологического управления. Конкретные полномочия юридического лица, индивидуального предпринимателя зависят от сферы хозяйственной и иной деятельности, которую они осуществляют.

К наиболее типичным функциям производственного экологического управления можно отнести:

· проведение оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности; заказчиком проведения оценки воздействия выступает субъект хозяйственной деятельности (ст. 32 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Приказ Госкомэкологии от 16.0.5.2000 №372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации");

· направление в уполномоченный орган материалов на проведение государственной экологической экспертизы в случае, если субъектом хозяйственной деятельности намечается реализация объекта экологической экспертизы (объекты экологической экспертизы федерального уровня приводятся в статье 11, регионального уровня - в статье 12 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ "Об экологической экспертизе");

· разработка декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта, ее утверждение руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект (см. ст. 14 Федерального закона от 21.0.7.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасного производственного объекта");

· разработка проектов нормативов воздействия на окружающую среду, получение необходимых разрешений, лицензий, утверждение нормативов, лимитов для осуществления природопользования и оказания негативного воздействия на окружающую среду;

· осуществление производственного экологического контроля (ст. 67 Федерального закона "Об охране окружающей среды"), привлечение к дисциплинарной ответственности работников, которые ненадлежащим образом исполняют свои должностные обязанности, связанные с осуществлением функций экологического управления на предприятии;

· назначение экологического аудита;

· осуществление экологического страхования, как добровольного, так и обязательного;

· экологическая сертификация продукции и технологий.

В системе органов государственной власти в сфере экологического управления можно выделить:

1) органы общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ) - органы широкой компетенции, которая, в том числе, охватывает и вопросы экологического управления;

2) специально уполномоченные органы - органы государственной власти, специально созданные для осуществления государственных функций в сфере экологического управления;

· федеральные министерства, службы и агентства, руководство которыми осуществляет Президент РФ (МВД, МЧС, ФСБ)

· федеральные министерства, подведомственные Правительству, а также службы и агентства, подведомственные министерствам (Мин. Природы России – ФС по гидрометеорологии и окр.среды, ФС по надзору в сфере природопользования, Фед. Агентство водных ресурсов, Фед. Агентство лесного хозяйства, Фед. Агентство по недропользованию; Министерство с/х – ФС о ветеринарном и фитосанитарном надзоре, Фед. Агентство по рыболовству; МинЗдрав РФ – ФС по эоклогическому, технологическому и атомному надзору, ФС по надзору в сф. Защиты прав потребителей и благополучия человека)

3) иные органы, имеющие отдельные экологические функции - органы государственной власти, как правило, регулирующие смежные области общественной жизни (безопасность, охрана здоровья и т.п.), которые обладают отдельными функциями в сфере экологического управления.

Функции экологического управления:

· экол. Надзор и контроль

· экол. Экспертиза

· экол. Нормирование и стандартизация

· экол. Мониторниг

· экол. Аудит

· экол. Лицензирование и сертификация и др.

Экологическое управление: сущность, функции, методы и принципы

Экологическое управление – это совокупность осуществляемых органами публичной власти и иными уполномоченными субъектами действий по организации и контролю, упорядочению и надзору за экологически значимым поведением людей, за соблюдением требований экологического законодательства.

В зависимости от статуса осуществляющих экологическое управление субъектов выделяют несколько его видов: государственное; ведомственное (отраслевое); производственное; общественное.

Каждому виду свойственны специфические методы, способы, задачи.

Наиболее значимо в нашей стране государственное экологическое управление.

Государственное управление в сфере охраны окружающей среды означает реализацию всеми уполномоченными на то органами и лицами в рамках своей компетенции экологической политики, которая проводится в соответствии с действующим законодательством, концепциями и стратегиями, принятыми в установленном порядке.

Формы экологического управления : акты управления, административные соглашения, материально-технические действия, реализуемые в трех основных направлениях – социально-экономическом, административно-политическом и социально-культурном.

Функция управления – закрепленное в законодательных и иных нормативных правовых актах направление деятельности субъекта или группы субъектов экологического управления по организации охраны окружающей среды и использованию природных ресурсов.

Функции государственного экологического управления выделяют, учитывая следующие признаки: – принадлежность субъекта управления к системе публичной власти;

– обозначение субъекта управления в актах, регулирующих его правомочия, в качестве уполномоченного в сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды либо путем указания на конкретные управленческие задачи;

– осуществление управленческой функции от имени государства;

– наделение субъекта управления для осуществления функции соответствующими правовыми средствами (правом устанавливать запреты, ограничения, применять санкции, давать разрешения, определять условия деятельности, давать обязательные для исполнения руководящие указания и т. д.).

Функции экологического управления :

– определение стратегии и планирование;

– учет природных ресурсов и наблюдение за состоянием окружающей среды (осуществляемые в форме мониторинга и ведения кадастров);

– распределение и перераспределение природных ресурсов между пользователями;

– пространственно-территориальное устройство природных ресурсов;

– разрешительная система (выдача разрешений, лицензий на пользование природными ресурсами и оказание воздействий на окружающую среду);

– нормотворчество;

– контроль и надзор;

– разрешение споров (кроме подсудных).

Методы государственного управления в сфере охраны окружающей среды можно подразделить на административные (управленческие), экономические, идеологические (воспитание, образование, агитация и т. д.).

Принципы экологического управления являются составной частью общих экологических принципов, а также подсистемой принципов управления в целом. Это исходные положения, на основании которых строится вся система органов управления, распределяются полномочия, формулируются цели и задачи, определяются средства, применяемые органами управления.


Экологическое управление в любой данной компании, на предприятии или в другой экономической структуре требует исходящей оценки или рассмотрения экологических последствий - на месте работы (т.е. в рабочей среде) и вне него (т.е. внешней среде) - что касается всего диапазона действий и решений, относительно операций. Это также подразумевает последующую модификацию организации работы процессов производства в целях эффективного реагирования на экологические последствия.  

Экологическое управление можно рассматривать в нескольких срезах: через систему (совокупность) органов, его осуществляющих; путем анализа функций, возложенных на эти органы; наконец, с помощью тех способов, методов и правовых инструментов, которые используются для реализации функций.  

Задача экологического управления заключается в установлении баланса между потребностью людей в природных ресурсах и способностью окружающей среды удовлетворять эти потребности. Для природоохранных мероприятий превентивные меры гораздо важнее и практически всегда дешевле, чем исправление нанесенного ущерба, которое во многих случаях может оказаться невозможным.  

Общие принципы экологического управления развиваются системой принципов частных, подчиненных.  

В системе экологического управления организации установлена следующая последовательность процедур.  

Специальная подсистема органов экологического управления имеет более сложную структуру и выполняет более разнообразные функции. Ее образуют многочисленные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные (и межрегиональные) органы, специально уполномоченные указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ на осуществление экологического управления.  

Требования к системам экологического управления содержатся в ГОСТ Р ИСО 14001 Системы управления окружающей средой.  

В международных стандартах экологического управления ИСО 14000 под экологической политикой понимается заявление организации о намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и для установления целевых, а также плановых экологических показателей.  

Для разработки соответствующих процедур экологического управления, как на национальном, так и на региональном уровнях, необходимо определить общую регулятивную схему работы.  

Необходимой составной частью системы экологического управления являются коммуникации (регулируемые потоки информации и системы связи), необходимые для согласования внутренней и внешней деятельности организации.  

Важная роль в системе экологического управления отводится подготовленности организации к возможным чрезвычайным ситуациям (ЧС) - авариям и катастрофам техногенного и природного характера.  

В зависимости от статуса осуществляющих экологическое управление субъектов М. М. Бринчук выделяет несколько его видов. Это государственное, ведомственное (отраслевое), производственное и общественное управление.  

Лицензия выдается уполномоченным государственным органом экологического управления. Такими органами являются МПР России, его территориально-отраслевые департаменты в республиках, краях, областях, городах и районах. Компетенция этих органов на лицензирование определяется видом природного ресурса. Известно свыше 30 видов деятельности и услуг, связанных с выдачей лицензии в области природопользования.  

Экологическое аудирование служит важным инструментом экологического управления непосредственно на действующем источнике воздействия на природную и социальную среду. Экологические проверки проводятся как представителями администрации, так и независимыми экспертами. Участие работников предприятия в процедуре экологического аудита повышает эффективность и результативность мер по защите природной среды и обеспечению производственной безопасности.  

Сохранение и оздоровление окружающей среды входит в национальные интересы России в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ.

Экологическое управление можно рассматривать как сознательную деятельность по регулированию экосферы в соответствии с практическими целями цивилизации на основе познанных объективных экологических закономерностей естественного или антропогенного характера.

Целью правового регулирования в экологическом праве является «гармонизация отношений человека и природы, охрана окружающей среды и отдельных природных объектов, рациональное природопользование». Приоритеты национальной экологической политики России / под ред. В.М. Захарова. - М.: ООО «Типография ЛЕВКО», Институт устойчивого развития/Центр экологической политики России. - 2009. - С.78 Поэтому особое значение имеет специальная деятельность, направленная на достижение необходимого правового результата. Нормативного воздействия самого по себе не достаточно для эффективности эколого-правовых норм, требуются управленческие воздействия административного, дисциплинарного, финансового и экономического характера, издание правоприменительных актов.

Нормотворческая работа должна осуществляться одновременно, как в направлении системного развития законодательства, предполагающего главным образом создание и совершенствование регулятивных механизмов, условий юридической ответственности, правовой основы деятельности органов управления и правоохранительных органов, так и в секторальном аспекте, для решения наиболее острых природоохранных проблем, связанных с негативным влиянием отдельных видов воздействия на окружающую среду, либо с экологической деградацией или, напротив, с необходимостью особой охраны отдельных территорий.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

Управление в данной сфере призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Оно выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само экологическое право. Социальное значение управления в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина, сохранение и восстановление благоприятного состояния природы. Прежде всего, в рамках управления (а затем с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные экологическим правом, и его эффективность.

Экологическое управление - урегулированная нормами права деятельность специально уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также деятельность юридических лиц и граждан, направленная на создание конкретных правоотношений в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования, соблюдения экологических прав и исполнения экологических обязанностей.

В зависимости от субъекта экологического управления можно выделить его различные виды:

1) органы государственной власти и их должностные лица - государственное экологическое управление.

В масштабах государства наибольшая ответственность за последовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах государственного управления. Определяя место государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется в рамках исполнительной власти государства. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды - составная часть государственного управления в целом.

Роль государственного управления в этой сфере определяется статусом государственных органов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов - гражданин, предприятие и государство государственные органы занимают особое место. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. На них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды и рациональное природопользование в рамках экологической функции государства. Прежде всего «с них граждане вправе спрашивать за несоблюдение их экологических прав и законных интересов и законодательства об окружающей среде в целом». Круглов В.В., Осинцев Д.В. К вопросу об экологических функциях федеральных органов исполнительной власти / В.В.Круглов, Д.В. Осинцев // Экологическое право. - 2008. - № 6 [Электронный ресурс] - СПС КонсультантПлюс

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:

Законности управления;

Комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;

Сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;

Разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;

Наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.

2) министерства экологии - отраслевое управление.

Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.

В природоохранительной практике России сохраняется резерв для повышения эффективности общественного, производственного и отраслевого управления. Он касается развития сотрудничества общественных формирований и граждан, предприятий и отраслевых министерств с государственными специально уполномоченными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды. Основой для такого сотрудничества служит единство целей деятельности в данной сфере. Такое сотрудничество, несомненно, способствовало бы повышению эффективности государственного управления.

3) органы местного самоуправления и их должностные лица - муниципальное экологическое управление;

Муниципальное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на решение местных экологических проблем. Оно осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территории России. Это наиболее многочисленная система органов в стране, призванная решать задачи в сфере взаимодействия общества и природы. При оценке деятельности этих органов важно иметь в виду, что экологические проблемы, как правило, имеют локальный характер.

Деятельность по управлению природопользованием и охраной окружающей среды на местном уровне определяется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами. К ведению местного самоуправления относятся:

Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

Обеспечение санитарного благополучия населения;

Регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

Контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

Регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

Благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

Участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

Организация и содержание муниципальной информационной службы.

4) юридические лица, индивидуальные предпринимателя - производственное экологическое управление.

Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется практическими задачами, стоящими перед каждым юридическим лицом (предприятием) по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Эти задачи с учетом специфики предприятий могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, с охраной водных объектов, атмосферного воздуха, обращением с производственными отходами и др. Наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль. Управление осуществляется как функциональными службами (инженера, механика, технолога, энергетика, сбыта, контроля), руководителями производственных подразделений, так и специально создаваемыми отделами (службами) по охране природы. Если ранее на многих советских предприятиях создавались природоохранительные службы, то сейчас ответственность за охрану природу, как правило, возлагается на руководителя одного из функциональных подразделений, чаще всего главного инженера. Производственное управление природопользованием и охраной окружающей среды регулируется преимущественно локальными актами, то есть актами предприятия, с учетом его специфики.

5) граждане, общественные объединения - общегражданское экологическое управление.

Общественное управление природопользованием и охраной окружающей среды непосредственно связано с реализацией положения ст. 1 Конституции РФ о том, что Россия - демократическое правовое государство. Масштабы и эффективность осуществления данного вида управления свидетельствуют, с одной стороны, об уровне самосознания граждан, с другой - о степени демократизации власти в государстве. Данный вид управления осуществляется общественными формированиями и гражданами. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления являются участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологическое просвещение и контроль.

Каждому виду свойственны специфические методы, способы, задачи.

Формы экологического управления: акты управления, административные соглашения, материально-технические действия, реализуемые в трех основных направлениях - социально-экономическом, административно-политическом и социально-культурном.

Таким образом, экологическое управление - объективно необходимая деятельность, направленная на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

26.10.2011.

Экологические права и обязанности публично-правовых образований

Экологические права общественных организаций и Ю.Л.

Статья 12 З. ООС перечисляет ряд прав, в том числе общественным экологическим организациям и объединениям. В качестве основной уставной цели их деятельности должна быть оказана охрана окружающей среды. Есть право проведения общественной экологической экспертизы. Проводит её не научная организация, а общественная организация. Им предоставлено право обращаться в суд с защитой неопределенного круга лиц.

Также сформулированы и обязанности таких объединений.

Коммерческие организации- организации, которые осуществляют хозяйственную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду.

Есть такое право, как оказывать негативное воздействие на окружающую среду, т.к. никакая производственная деятельность не возможна без воздействия на окружающую среду.

Это право обставлено обязательны набором условий и рядом требований: соблюдение норматива, получение разрешения, регистрация воздействия на окружающую среду.

Речь идет об РФ, субъектах и муниципальных образованиях.

Экологическая функция всегда перечисляется в ряду функций современного государства.

Речь идет о полномочиях, которые реализуются ветвями власти в сфере охраны окружающей среды. Эти полномочия очень разнообразны. Их можно рассматривать и как права, и как обязанности государства.

Полномочия определены в Конституции- статьи 71 и 72. Статья 71- вопросы исключительного ведения РФ. В их ряду вопросы охраны природных ресурсов, континентального шельфа, принятие экологических программ.

Статья 72-предмет совместного ведения РФ и субъектов.

Закон ООС- ст. 5, 6,7,8, 9, 10.

Статья 5- права РФ как публично-правового образования.

Статья 6- субъекты РФ.

Статья 7-разграничение ведения.

Также полномочия закреплены в ЗК, ВК, ГрК.

Полномочия МСУ закреплены в ст. 14, 15, 16 Закона об общих принципах организации МСУ.

У МСУ есть обязанность вести Красную Книгу, которая не должна быть в противоречии с Международной Красной Книге.

Экологическое управление- это управление окружающей среды.

Следует вспомнить о понятии экологической среды- совокупность природных объектов, природно-антропогенных объектов.

Компоненты природной среды- воздух, земля, животные- ч.1 ст. 4 закона об ООС.

Эта деятельность многопредметная и многофункциональная.

В зависимости от видов управления, субъектов, которыми осуществляется управления выделяют:

1) Государственное управление на федеральном и региональном уровнях- исполнительные органы власти


2) Муниципальное управление- органы МСУ

3) Управление ведомственное- отдельными министерствами и ведомствами. Например, МО- это крупнейший природопользователь. Аналогичным образом можно привести пример о Федеральном агентства по ж/д транспорту- крупные природопользователи.

4) Управление производственное или внутри производственные- осуществляется субъектами хозяйственной деятельности. Это экологический менеджмент предприятий.

5) Экологическое управление

Наиболее значимым является управление государственное. Т.к. наиболее полно урегулировано.

Гос управление строится на ряде принципов:

1) Принцип законности

2) Принцип учета и сочетание экономических и экологических интересов общества. Экологический интерес общества это тот же самый экономический интерес.

При характеристике экологической деятельности далеко не всегда учитывается интерес общественности. Но общественность зачастую не обладает должным уровнем культуры.

3) Ответственность органов гос власти и МСУ за состояние окружающей среды на соответствующей территории

4) Принцип разделения хозяйственных функций, контрольных функций и управленческих функций – например, сформулирован в Лесном Кодексе.

В советский период многие министерства и ведомства осуществляли гос контроль и одновременно выступали в качестве субъектов хозяйственной деятельности.
Были ликвидированы лесхозы. Вот во времена пожаров 2010 года как раз не хватало таких органов с контрольно-надзорными функциями. Одной из причин того, что происходило- это непродуманные решения предыдущих лет. Стали воссоздавать низовые управленческие структуры, которые сочетают в себе хозяйственные и управленческие функции.

5) Принцип разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ.

Всё природно-ресурсное законодательство- в совместном ведении, а исключительная экономическая зона- в ведении РФ.

Есть федеральная собственность на природные ресурсы, собственность субъектов и муниципальная собственность (например, отдельные лесные участки, водные участки, земельные участки. Недра не могут находится в собственности муниципальных образований, а также и недра). Водные объекты- территориальные воды, водохранилища- в собственности РФ.

Леса государственного лесного фонда- федеральная собственность.

Методы управления:

1) Административный

Регулирование через налоги, налоговые льготы, налоговые платежи, предоставление субвенций, субсидий

2) Экономический

3) Идеологический- воспитание и образование.

Эти функции осуществляются и на муниципальном, и на ведомственном управлении.

Выделяют такие функции в доктрине, как планирование на разных уровнях (принятие планов, программ), государственный учет в сфере охраны окружающей среды, государственный и иной экологический мониторинг состояния окружающей среды, сбор и предоставление информации о состоянии окружающей среды, экологическое нормирование: установление нормативов, стандартов в сфере охраны окружающей среды, экологический контроль и надзор, экологическая экспертиза и ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду), экологическое лицензирование: предоставление лицензий, разрешений, экологическая сертификация, ведение Красной Книги РФ, субъектов РФ, создание и обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий: заповедники, заказники, памятники природы, ботанические сады. Не предусмотрена возможность частных особо охраняемых природных территорий.

Предусмотрена возможность принятия федеральных целевых программ, международных программ. Они отражены в ФЗ о федеральном бюджете. Программы могут приниматься и в регионах- например, в Москве действует программа вывода промышленных предприятий из центральной части Москвы, реконструкция таких предприятий. Есть программы, связанные с охраной особо охраняемых природных территорий. Такие программы также отражены в бюджете г. Москвы. Программы- это не НПА, но они утверждаются НПА законодательных органов или органов исполнителей власти. Существуют муниципальные программы, межмуниципальные программы.

Учёт в сфере охраны окружающей среды:

1) Учет негативного воздействия на окружающую среду

Есть учет негативного воздействия на атмосферный воздух. Стационарный учет ведется федеральный службой по надзору в сфере природопользования.

Если не получено разрешение на осуществление выбросов, то тогда это административное правонарушение.

2) Учет самих природных ресурсов

Есть регистр, реестр и кадастр. Реестр радиоактивных материалов, кадастр пунктов хранения ядерных отходов, регистр радиоактивных отходов.

Принята программа утилизации радиоактивных отходов. Существуют иные формы учета таких отходов.

Нерадиоактивные отходы: ведение кадастра отходов и ведение кадастра пунктов мест размещения отходов. Учету подлежат также опасные химические, биологические вещества- ведется государственный каталог веществ- ФЗ о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами.

Ростехнадзор, Росатом ведут такие учеты.

Например, учет лесов осуществляется в рамках государственного лесного реестра, учет объектов животного мира- гос кадастр объектов животного мира, земли- гос кадастр недвижимости, по недрам- гос кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. Есть гос кадастр особо охраняемых природных территорий.

Есть целый ряд подзаконных актов, которые регулируют ведение гос кадастров, как из них предоставляется информация заинтересованным лицам.

Мониторинг окружающей среды или экологический мониторинг.

Бывает государственный и негосударственный, а бывает международный (глобальный). Росгидромет занимается мониторингом. Помощь в реализации этой функции оказывают органы гос власти субъектов.

Ст. 1 закона об ООС и ст. 69 Закона об ООС.

Наблюдение, сбор, обработка информации- отслеживание динамики, предоставление информации гражданам, ю.л. и иным заинтересованным субъектом.

Осуществляется экологический контроль, экологическая экспертиза.

Есть Всемирная метеорологическая организация при ООН- предоставляет информацию о состоянии окружающей среды.

Мониторинг воздействия на окружающую среду.

Иные опасные производственные объекты- экологический мониторинг важно вести при постоянном наблюдении. В Москве есть система мониторинга- система камер, которые определяют, что произошёл выброс.

Необходим мониторинг конкретных опасных производственных объектов.

Предоставление информации

Говорили мы об этой функции в контексте права граждан. Есть обязанность органов гос власти

Власти такую информацию предоставлять. Такая информация предоставляется либо платно либо бесплатно. Это регламентируется Постановлением о порядке предоставления информации о состоянии окружающей среды. Можно посмотреть, в какой день были какие выбросы, например, по районам г. Москвы. На Западе такую информацию публикуют в печати. У нас это не слишком распространено. Отказ в выдаче такой информации часто аргументируется коммерческой тайной.

Важно понять, когда такая обязанность возникает у гос органов.

По информационной функции- есть такая форма, как составление ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды. Это очень солидные исследования. Там дается полная картина состояния окружающей среды по регионам, по отраслям, по динамике. Но этот доклад выходит с запозданием в полтора года.

Нормирование воздействия на окружающую среду

Это установление тех допустимых пределов в рамках которых возможно установление воздействия на ОС. Есть нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Нормативы качества окружающей среды: есть предельно допустимые концентрации различных компонентов водной среды.

ПДК есть санитарно-гигиенические (для человека) и есть рыбно-хозяйственные (для водных биологических ресурсов).

ПДК санитарно-гигиенические устанавливаются для природных водных объектов (разные будут для питьевых целей водных объектов и т.д.), для атмосферного воздуха, для почв.

Существуют ПДК для конкретных видов материалов, соединений (например, для порошков). Они устанавливались в СССР и до сих пор действуют.

Предельно-допустимые воздействия на окружающую среды: ПДС (сбросы), ПДВ (выбросы), ПДУ (уровни воздействия). При осуществлении выбросов, сбросов может обеспечиваться ПДК. У нас большинство предприятий не дотягивает до уровней ПДВ, ПДС. Для таких предприятий устанавливают временно согласованные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (ВСВ, ВСС)- ст. 45, 56 закона о ООС.

Предприятия забирают воду из водного объекта и вода уже там загрязнена. Когда вода сбрасывается, то она должна соответствовать ПДК. Это один из изъянов нормирования.

Нормативы изъятия компонентов природной среды.

Есть нормативы отвода земель для различных целей.

В основе нормативов должно лежать научное обоснование и экономическая потребность.

По охоте устанавливаются такие нормативы.

По рыбе предусматривается такая норма, как общие допустимые уловы по различным видам улова.

ПДК устанавливаются ФОИВ, а субъекты могут устанавливать свои ПДК только в том случае, если они будут более жесткими, чем федеральные ПДК. Нормативы антропогенной нагрузки.

Есть градостроительные нормативы. Но почему-то они не утверждаются. Норматив- это предел юридически допустимого и недопустимого поведения.

Если норматив не соблюдается, то нарушение будет являться правонарушением. Либо будет взимание повышенной платы за воздействие на окружающую среду.

Иные функции- экологическая экспертиза, экологический контроль и надзор.