Тренировка проспективной памяти. Как развить вашу память с помощью методик спецслужб? Шесть советов Развитие памяти по методу спецслужб

Денис Букин

Развитие памяти по методикам спецслужб

Руководитель проекта И. Гусинская

Корректор Е. Аксёнова

Компьютерная верстка К. Свищёв

Фотограф К. Гулиев

Дизайн обложки О. Назаров

Арт-директор С. Тимонов

© ООО «Эмпатика», 2014

© ООО «Альпина Паблишер», 2014

* * *

Памяти Леонида Минутко

Введение

Возможности человеческого мозга потрясают воображение. Память хранит огромный объем информации, далекие события представляются настолько живо и ярко, как будто все произошло только вчера. Мозг справляется с задачами, решение которых недоступно самым современным компьютерам. Мозг пластичен: если какая-то его функция активно работает, она усиливается. Верно и обратное: то, что не используется, отмирает. Рутинная работа, узкая профессиональная специализация, технические «костыли» в виде органайзера, навигатора, записной книжки в телефоне – все это освобождает память от работы, и со временем она ослабевает. Ухудшается способность концентрировать внимание, притупляется острота восприятия.

К счастью, это обратимо. Память можно тренировать. Чтобы тренировки были эффективными, они должны быть:

Регулярными;

Долгосрочными;

На грани возможностей.

Есть профессии, для которых отличная память, ясность и быстрота мышления жизненно необходимы. Одна из них – разведчик. Записывать что-либо запрещают законы конспирации, долго и вдумчиво штудировать документы некогда, перерисовать схему или карту невозможно. Приходится полагаться только на память. И помнить надо невероятно много, а воспроизводить точно.

Военные психологи накопили огромный опыт подготовки сотрудников, способных быстро и надежно запоминать информацию. Было бы глупо не воспользоваться их разработками. Мы и пользуемся!

Программа тренировки памяти в этой книге основана на методиках спецслужб, эффективность которых проверена временем и поколениями разведчиков и контрразведчиков.

Каждая глава соответствует этапам карьеры агента разведслужбы. Вы пройдете все ступени школы разведчика – от агента-установщика до двойного агента, от самой простой работы в разведке до самой опасной и сложной.

Вас будет сопровождать история одной контрразведывательной операции, изложенная в документах и дневниковых записях ее главного героя. По фактам этой операции будут задаваться вопросы, поэтому постарайтесь запомнить максимум из того, что прочтете.

Несмотря на то, что все персонажи в этой книге выдуманные, а любое сходство и совпадение с реальными людьми случайно, описанные в ней события основаны на действительно произошедшей истории. Также здесь необходимо сказать о том, что все содержащиеся в книге данные взяты из открытых источников.

Каждый этап-уровень содержит инструкции к методикам запоминания и упражнения для их отработки. Упражнения первых уровней могут показаться легкими, но дальше они будут усложняться. Постарайтесь освоить предлагаемые приемы и методы на первых простых заданиях. Даже если вы можете выполнить их без использования специальных методик, в дальнейшем, когда задачи усложнятся, обойтись без них будет крайне трудно.

В книге есть два вида упражнений. Первые обозначены словом «упражнение». Вы можете выполнять их во время отдыха, ожидания, в транспорте…

Вторые, интерактивные, размещены на отдельном сайте. Желательно выполнять эти упражнения по ходу чтения книги.

Повторите каждое упражнение несколько раз, чтобы закрепить успех. Если при его выполнении получается не все, вернитесь к методике, для отработки которой оно предназначено. Перечитайте ее заново и несколько раз выполните упражнение в менее сложном варианте.

Не падайте духом, если у вас не получится выполнить задания с первого раза. Помните, что «тренировки должны проходить на грани возможностей». Учеба в разведшколе похожа на путь мастера боевых искусств: чтобы освоить разведывательное дело, надо пройти через трудности и научиться преодолевать неудачи. Пытайтесь снова и снова, прогресс станет заметен и вам, и окружающим.

Кроме методик, инструкций и заданий в книге описываются особенности человеческого внимания, воображения и памяти, а также приемы работы с ними. Разведчики пользуются этими приемами каждый день. Оставим романтические истории беллетристам – разведывательное дело описано в книге таким, какое оно есть, без прикрас и лоска.

Руководитель проекта И. Гусинская

Корректор Е. Аксёнова

Компьютерная верстка К. Свищёв

Фотограф К. Гулиев

Дизайн обложки О. Назаров

Арт-директор С. Тимонов

© ООО «Эмпатика», 2014

© ООО «Альпина Паблишер», 2014

* * *

Памяти Леонида Минутко

Введение

Возможности человеческого мозга потрясают воображение. Память хранит огромный объем информации, далекие события представляются настолько живо и ярко, как будто все произошло только вчера. Мозг справляется с задачами, решение которых недоступно самым современным компьютерам. Мозг пластичен: если какая-то его функция активно работает, она усиливается. Верно и обратное: то, что не используется, отмирает. Рутинная работа, узкая профессиональная специализация, технические «костыли» в виде органайзера, навигатора, записной книжки в телефоне – все это освобождает память от работы, и со временем она ослабевает. Ухудшается способность концентрировать внимание, притупляется острота восприятия.

К счастью, это обратимо. Память можно тренировать. Чтобы тренировки были эффективными, они должны быть:

Регулярными;

Долгосрочными;

На грани возможностей.

Есть профессии, для которых отличная память, ясность и быстрота мышления жизненно необходимы. Одна из них – разведчик. Записывать что-либо запрещают законы конспирации, долго и вдумчиво штудировать документы некогда, перерисовать схему или карту невозможно. Приходится полагаться только на память. И помнить надо невероятно много, а воспроизводить точно.

Военные психологи накопили огромный опыт подготовки сотрудников, способных быстро и надежно запоминать информацию. Было бы глупо не воспользоваться их разработками. Мы и пользуемся!

Программа тренировки памяти в этой книге основана на методиках спецслужб, эффективность которых проверена временем и поколениями разведчиков и контрразведчиков.

О книге

Каждая глава соответствует этапам карьеры агента разведслужбы. Вы пройдете все ступени школы разведчика – от агента-установщика до двойного агента, от самой простой работы в разведке до самой опасной и сложной.

Вас будет сопровождать история одной контрразведывательной операции, изложенная в документах и дневниковых записях ее главного героя. По фактам этой операции будут задаваться вопросы, поэтому постарайтесь запомнить максимум из того, что прочтете.

Несмотря на то, что все персонажи в этой книге выдуманные, а любое сходство и совпадение с реальными людьми случайно, описанные в ней события основаны на действительно произошедшей истории. Также здесь необходимо сказать о том, что все содержащиеся в книге данные взяты из открытых источников.

Каждый этап-уровень содержит инструкции к методикам запоминания и упражнения для их отработки. Упражнения первых уровней могут показаться легкими, но дальше они будут усложняться. Постарайтесь освоить предлагаемые приемы и методы на первых простых заданиях. Даже если вы можете выполнить их без использования специальных методик, в дальнейшем, когда задачи усложнятся, обойтись без них будет крайне трудно.

В книге есть два вида упражнений. Первые обозначены словом «упражнение». Вы можете выполнять их во время отдыха, ожидания, в транспорте…

Вторые, интерактивные, размещены на отдельном сайте. Желательно выполнять эти упражнения по ходу чтения книги.

Повторите каждое упражнение несколько раз, чтобы закрепить успех. Если при его выполнении получается не все, вернитесь к методике, для отработки которой оно предназначено. Перечитайте ее заново и несколько раз выполните упражнение в менее сложном варианте.

Не падайте духом, если у вас не получится выполнить задания с первого раза. Помните, что «тренировки должны проходить на грани возможностей». Учеба в разведшколе похожа на путь мастера боевых искусств: чтобы освоить разведывательное дело, надо пройти через трудности и научиться преодолевать неудачи. Пытайтесь снова и снова, прогресс станет заметен и вам, и окружающим.

Кроме методик, инструкций и заданий в книге описываются особенности человеческого внимания, воображения и памяти, а также приемы работы с ними. Разведчики пользуются этими приемами каждый день. Оставим романтические истории беллетристам – разведывательное дело описано в книге таким, какое оно есть, без прикрас и лоска.

Настоящая, не «киношная» разведка – это не беготня с пистолетом, а работа с информацией. По крупицам данных восстановить целую картину – вот в чем состоит задача разведки.

Потасовка перед выборами

Странные события произошли в Буэнос-Айресе 10 декабря 1954 года во время предвыборной встречи с избирателями кандидата от Перонистской партии Аргентины Гарсиа Пульезе. Мероприятие, начавшееся обычной для таких случаев вступительной речью кандидата, закончилось массовой потасовкой. Выступление Пульезе с призывами к противоборству с социалистами было воспринято буквально. Собравшиеся (их было около 300 человек) вышли из кинотеатра, в котором проводилась встреча, и, скандируя лозунги, направились к предвыборному штабу социалистов. Агрессивно настроенная толпа, вооружившись садовыми инструментами, камнями и палками, била стекла, ломала мебель, избивала людей. Госпитализировано несколько работников штаба, в том числе кандидат от социалистов Габриэль Арьенцо.

Полиция почти не вмешивалась в драку, ограничившись кратковременным задержанием нескольких человек. Интересно, что задержанные отрицали участие в драке, не могли объяснить причины своего задержания и заявляли, что пришли на предвыборную встречу лишь из любопытства. Сама драка производила впечатление массового психоза, внезапно начавшегося и неожиданно прекратившегося.

Наблюдатели оценивают шансы партии перонистов на победу как высокие. На численность ее сторонников не повлияли даже распространившиеся в последние месяцы слухи о том, что в организации предвыборной кампании участвуют немецкие консультанты, служившие прежде фашистскому режиму Германии и бежавшие из Европы после разгрома Третьего рейха весной 1945 года.

Год подходит к концу. Пытаюсь охватить его взглядом и понять, каким же он был. За исключением испанского, могу описать его только словом “скучный”. Да и испанский я начал учить от скуки – чтобы хоть чем-то занять себя. От академической психологии я устал. Работа в деканате – рутина. В личной жизни – без перемен.

Надо было все-таки поступать в аспирантуру. Может, попробовать в следующем году?

Секретно

Начальнику второго отдела

КГБ при СМ СССР

В соответствии с указанием КГБ СССР от 1 декабря 1954 года "О замене оперативных работников, не имеющих необходимой подготовки и не обеспечивающих порученное им дело" и в целях усиления агентурного аппарата в среде научной и творческой интеллигенции проведена подготовка к вербовке агентов в штате МГУ. Прошу санкции на проведение вербовки следующих лиц:

Иванов Евгений Петрович, 1931 г. р.;

Ильина Елена Васильевна, 1929 г. р.;

Симонов Андрей Николаевич, 1930 г. р.

Оперативные установки на перечисленных лиц прилагаются.

Зам. начальника 9-го отдела

второго главного управления

подполковник Н.В. Ильин

гор. Москва

Секретно

Оперативная установка

на Симонова Андрея Николаевича

Андрей Николаевич Симонов родился в г. Ленинграде в 1930 г.

Отец, Симонов Николай Матвеевич, 1902 г. р., рабочий. В настоящее время механик парового буксира "Шахтер" в Ленинградском морском порту. На фронт не призывался по брони.

Мать, Симонова (в девичестве Иванова) Ольга Викторовна, 1910 г. р., рабочая. В настоящее время крановщица в Ленинградском морском порту.

Учился в средней школе № 120 г. Ленинграда. По окончании школы в 1948 году поступил в МГУ, на психологическое отделение философского факультета. Окончил его в 1953 году с отличием, получил рекомендацию для поступления в аспирантуру. Дипломную работу на тему "Психофизиологические методы установления истинности следственных и судебных показаний" защитил под руководством профессора А. Р. Лурии.

Поступление в аспирантуру и написание научной работы отложил до накопления научного материала и опыта. В настоящее время работает в деканате философского факультета МГУ на должности секретаря. Член ВЛКСМ. Признан среди преподавателей МГУ перспективным специалистом. Решение не поступать в аспирантуру сразу после окончания вуза было встречено ими с пониманием.

Для органов КГБ представляют интерес связи Симонова в среде преподавателей и студентов психологического отделения философского факультета МГУ. В перспективе возможности Симонова для получения информации будут расти.

Обладает хорошими способностями: высоким интеллектом, отличной памятью. Спокоен. Эмоционально устойчив. Проблем в общении не испытывает. Владеет немецким языком. Занимается спортом. Посещает футбольные матчи.

Интересуется психофизиологией, техниками гипноза, социальной психологией.

Не женат.

Предполагается вербовка на идейно-политической основе.

Зам. начальника 9-го отдела

второго главного управления

подполковник Н. В. Ильин

гор. Москва

Возможности памяти

Люди используют возможности своей памяти далеко не в полной мере. Более того, мало кто представляет, насколько велики эти возможности.

Несколько примеров. Русский художник Н. Н. Ге детально воспроизвел барочный интерьер комнаты дворца «Монплезир», побывав в ней только один раз. Секрет фотографической памяти мастера состоял, по его собственным словам, в том, чтобы «ежедневно по памяти изображать то, что вам встречалось дорогою, будь это свет, будь это форма, будь это выражение, будь это сцена – все, что остановило ваше внимание». Моцарт мог в точности записать сложную партитуру, прослушав произведение всего лишь раз. Услышав однажды сочинение Грегорио Аллегри «Miserere», сохранявшееся до этого Ватиканом в тайне, он сделал его ноты достоянием публики. Моцарту в это время было 14 лет. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира. Разучивая его произведения, он практиковался в ораторском искусстве. Венгерский шахматист Янош Флеш сыграл в 1960 году 52 партии одновременно, не глядя на доску. По окончании игры, которая длилась более 13 часов, Флеш помнил все ходы на всех 52 досках.

Не только признанные гении обладают выдающейся памятью. В одном эксперименте испытуемым, обычным людям, показали 10 000 слайдов, после чего проверили, сколько из них запомнилось. Оказалось, что точность узнавания изображений составила около 80 % – очень высокий результат. В случае, если для эксперимента выбирали необычные, яркие и красочные картины, точность узнавания повышалась практически до 100 %.

1. Главная проблема памяти человека не в том, чтобы запомнить информацию, а в том, чтобы вспомнить и воспроизвести ее, когда это необходимо. Таким образом, задатками отличной памяти обладает каждый человек. Чтобы развить их, нужно освоить ряд приемов.

2. Мозг человека очень хорошо запоминает изображения. Поэтому большинство приемов запоминания информации – мнемотехник – основано на воображении, которое служит инструментом перевода абстрактной словесной и цифровой информации в зрительную.

Виды памяти

Современная психология выделяет три вида памяти: мгновенная (или сенсорная), кратковременная и долговременная.

В сенсорной памяти хранится то, что мы воспринимаем непосредственно органами чувств: видим, слышим, ощущаем, обоняем и пробуем на вкус после того, как сам воспринимаемый стимул уже исчез. Длительность хранения информации в этой памяти невелика, не больше полсекунды. Но сенсорная память очень важна, через нее проходит все, что связывает нас с внешним миром. Также благодаря сенсорной памяти мы можем видеть последовательность кадров-картинок кино как непрерывное движение.

Из сенсорной памяти информация, заслуживающая внимания, переходит в кратковременную память, где может храниться несколько минут или часов. Кратковременная память задействована, например, когда мы повторяем «про себя» продиктованный кем-то телефон, одновременно ища ручку и блокнот, чтобы записать его.

Из кратковременной памяти важная информация переходит в долговременную, где она может храниться годами. Как правило, процесс долговременного запоминания информации происходит неосознанно. Именно поэтому мы нередко забываем важные вещи и помним несущественные детали, которые давно следовало бы забыть. Однако существуют приемы осознанного долговременного запоминания информации. Эта книга поможет вам развить кратковременную и долговременную память, а также научиться сознательно переводить информацию из кратковременной памяти в долговременную.

Хорошая память связана с умением замечать важное в увиденном и услышанном, а также перерабатывать информацию, представлять ее в виде образов и связывать с тем, что мы уже знаем. Иными словами, для запоминания необходимы внимание и воображение. Тренировка внимания и воображения – база для развития памяти. Именно с упражнений на внимание и воображение начинается школа разведки.


Внимание и память

Внимание – способность избирательно воспринимать информацию, видеть и слышать то, что нужно, не реагируя на посторонние раздражители. Сосредоточенному человеку шум не мешает читать. Он воспринимает текст, не отвлекаясь на посторонние звуки. Сконцентрированность позволяет усвоить все нюансы и подробности того, что нужно запомнить, не перегружая при этом мозг.

Тренированное внимание отличается от слабого тем, что человек может им управлять. Он способен быстро сосредотачивать внимание, долго удерживать его на одном предмете, когда это нужно, и легко переключать при смене деятельности.


Денис Букин

Развитие памяти по методикам спецслужб

Руководитель проекта И. Гусинская

Корректор Е. Аксёнова

Компьютерная верстка К. Свищёв

Фотограф К. Гулиев

Дизайн обложки О. Назаров

Арт-директор С. Тимонов

© ООО «Эмпатика», 2014

© ООО «Альпина Паблишер», 2014

Памяти Леонида Минутко

Введение

Возможности человеческого мозга потрясают воображение. Память хранит огромный объем информации, далекие события представляются настолько живо и ярко, как будто все произошло только вчера. Мозг справляется с задачами, решение которых недоступно самым современным компьютерам. Мозг пластичен: если какая-то его функция активно работает, она усиливается. Верно и обратное: то, что не используется, отмирает. Рутинная работа, узкая профессиональная специализация, технические «костыли» в виде органайзера, навигатора, записной книжки в телефоне – все это освобождает память от работы, и со временем она ослабевает. Ухудшается способность концентрировать внимание, притупляется острота восприятия.

К счастью, это обратимо. Память можно тренировать. Чтобы тренировки были эффективными, они должны быть:

Регулярными;

Долгосрочными;

На грани возможностей.

Есть профессии, для которых отличная память, ясность и быстрота мышления жизненно необходимы. Одна из них – разведчик. Записывать что-либо запрещают законы конспирации, долго и вдумчиво штудировать документы некогда, перерисовать схему или карту невозможно. Приходится полагаться только на память. И помнить надо невероятно много, а воспроизводить точно.

Военные психологи накопили огромный опыт подготовки сотрудников, способных быстро и надежно запоминать информацию. Было бы глупо не воспользоваться их разработками. Мы и пользуемся!

Программа тренировки памяти в этой книге основана на методиках спецслужб, эффективность которых проверена временем и поколениями разведчиков и контрразведчиков.

Каждая глава соответствует этапам карьеры агента разведслужбы. Вы пройдете все ступени школы разведчика – от агента-установщика до двойного агента, от самой простой работы в разведке до самой опасной и сложной.

Вас будет сопровождать история одной контрразведывательной операции, изложенная в документах и дневниковых записях ее главного героя. По фактам этой операции будут задаваться вопросы, поэтому постарайтесь запомнить максимум из того, что прочтете.

Несмотря на то, что все персонажи в этой книге выдуманные, а любое сходство и совпадение с реальными людьми случайно, описанные в ней события основаны на действительно произошедшей истории. Также здесь необходимо сказать о том, что все содержащиеся в книге данные взяты из открытых источников.

Каждый этап-уровень содержит инструкции к методикам запоминания и упражнения для их отработки. Упражнения первых уровней могут показаться легкими, но дальше они будут усложняться. Постарайтесь освоить предлагаемые приемы и методы на первых простых заданиях. Даже если вы можете выполнить их без использования специальных методик, в дальнейшем, когда задачи усложнятся, обойтись без них будет крайне трудно.

В книге есть два вида упражнений. Первые обозначены словом «упражнение». Вы можете выполнять их во время отдыха, ожидания, в транспорте…

Вторые, интерактивные, размещены на отдельном сайте. Желательно выполнять эти упражнения по ходу чтения книги.

Повторите каждое упражнение несколько раз, чтобы закрепить успех. Если при его выполнении получается не все, вернитесь к методике, для отработки которой оно предназначено. Перечитайте ее заново и несколько раз выполните упражнение в менее сложном варианте.

Не падайте духом, если у вас не получится выполнить задания с первого раза. Помните, что «тренировки должны проходить на грани возможностей». Учеба в разведшколе похожа на путь мастера боевых искусств: чтобы освоить разведывательное дело, надо пройти через трудности и научиться преодолевать неудачи. Пытайтесь снова и снова, прогресс станет заметен и вам, и окружающим.

Кроме методик, инструкций и заданий в книге описываются особенности человеческого внимания, воображения и памяти, а также приемы работы с ними. Разведчики пользуются этими приемами каждый день. Оставим романтические истории беллетристам – разведывательное дело описано в книге таким, какое оно есть, без прикрас и лоска.

Настоящая, не «киношная» разведка – это не беготня с пистолетом, а работа с информацией. По крупицам данных восстановить целую картину – вот в чем состоит задача разведки.

Для кого предназначена книга?

Книга написана для людей, испытывающих сложности с запоминанием информации, ощущающих потребность в развитии интеллекта, собирающихся стать эффективнее в коммуникации и в будничных делах, желающих научиться использовать больше возможностей своего мозга.

О книге:

Потенциал человеческого мозга потрясает воображение: он может решать задачи, которые недоступны даже самым мощным компьютерам. Но далеко не каждый человек способен использовать даже самую малую часть этих возможностей, для этого необходимы регулярные тренировки.

Тренировка памяти может напоминать тренировку мышц, поскольку требует регулярных нагрузок. При использовании таких «помощников» как ежедневники, блокноты – память обязательно ослабеет.

При регулярном занятии рутинной работой, перегрузке памяти информацией, способность концентрации и качественного запоминания информации ухудшается.

Хорошей новостью является то, что это можно исправить.

В книге переплетено несколько сюжетных линий, каждая из них обладает собственными стилистическими особенностями, вследствие этого создается впечатление, что Вы читаете и детектив, и учебник, и засекреченный архив данных ЦРУ.

Отличная память просто необходима сотрудникам спецслужб. Крайне важными чертами являются так же четкость и скорость мышления. В большинстве случаев у разведчика нет возможности сфотографировать на мгновение увиденные документы или черты лица нужного человека. У него нет времени разбираться с грудами текстовой информации, но при этом он обязан запомнить все мельчайшие подробности и в нужный момент четко воссоздать информацию.

Наше представление навязанное фильмами, о том что сотрудник спецслужб это “Рэмбо” отстреливающий врагов десятками. Это далеко не так, одним из ключевых навыков спецагента умение работать с большим объемом информации.

Так почему бы нам не использовать разработки для обучения спецагентов в повседневной жизни?

Почему книга заслуживает прочтения?

В основу программы развития памяти легла методика обучения сотрудников спецслужб, действенность приведенных в книге методов проверена временем и поколениями разведчиков.
Читая книгу вы пройдете все этапы карьеры агента, по мере получения знаний и сложность заданий будет возрастать – от самой простой работы до самой рискованной.
На каждом этапе Вам будут представлены новые методы запоминания информации и задания для их отработки.
Книга наполнена захватывающими иллюстрациями которые сделают процесс изучения более простым и интересным.

Купить книгу развитие памяти по методикам спецслужб

Купить в электронном формате Купить в бумажном варианте
Отличие карманной версии книги от альбомной:

После выхода в свет, книга мгновенно была раскуплена и получила премию Рунета. Она вызвала резонанс в средствах и в то же время заслужила признание читателей. Несмотря на прекрасное оформление захватившее внимание читателей, поступало много жалоб на то, что книгу из за ее габаритов читать можно только дома.

В связи с этим была изготовлена “карманная” версия книги. Отличие книги от альбомной только в количестве и качестве иллюстраций, они стали маленькие и бесцветные, это позволило уменьшить количество страниц почти в 2 раза. На содержание и упражнения книги это ни коем образом не повлияло.

Несколько отзывов на книгу с сайта издательства Альпина Паблишер:

В Киеве живет Евгений Степанович Березняк — легендарный разведчик, ветеран Великой Отечественной войны, Герой Украины, один из спасителей города Кракова, выступивший прообразом советского резидента в культовом телесериале «Майор Вихрь». Перечень его наград и званий — на wikipedia .

В это трудно поверить, но Евгению Степановичу сейчас 99 (!) лет. Стариком не выглядит: у него напрочь отсутствует верный спутник старости — склероз, его памяти может позавидовать любой тридцатилетний.

В 2004 году в интервью «Экспресс-газете» он рассказал о некоторых эпизодах своей биографии: как стал разведчиком, как попал в лапы гестаповцев. Чего только стоит описание гестаповской тюрьмы, побег из которой лег в основу киноленты:

«Гестаповские тюрьмы — это хорошо организованная фабрика пыток для выколачивания признаний. Там не только били, заламывали руки и ноги до хруста в костях, но и подвешивали в спецблоке с помощью различных хитроумных устройств, избивали резиновой палкой, сплошь унизанной остроконечными металлическими гайками, наждачными кольцами сдирали с узников кожу с мясом. Была там и спецкамера-одиночка для особо стойких, где держали несколько дрессированных злющих псов: чуть человек пошевелит рукой или ногой — собаки кидаются на него и рвут на куски».

Восхищает буквально вся история жизни героя. Но тема нашего блога — развитие и тренировка памяти . Поэтому и внимание, прежде всего, хочу обратить на следующие поведанные им особенности подготовки разведчиков:

«Работая в подполье, я своими глазами видел, как немцы расстреливали десятилетних детишек в селе Юрьевка за то, что они носили партизанам хлеб, был свидетелем того, как фрицы расстреляли сто ни в чем не повинных людей на заводе за то, что один рабочий дал пощечину немецкому офицеру. В разведшколе проучился шесть месяцев и был назначен на Первый Украинский фронт. Я отдавал себе отчет, что в десантно-оперативной разведке выживает один из четырех.

Записывать ничего нельзя — все нужно держать в голове! Встретился с нужным человеком — мгновенно «запиши на подкорку» его цвет волос, глаз, покрой костюма, узел на галстуке. Еще нужно уметь «читать» город по карте, запоминать с ходу сотни названий незнакомых улиц, адреса, пароли. А меня природа, увы, не наградила отличной памятью. Тогда мой преподаватель, Василий Степанович, объяснил мне, что память разведчика — отнюдь не дар божий, ее нужно развивать, тренировать, как спортсмены тренируют тело. И получилось — развил! Если бы не это, то операция на краковском рынке Тандетта, шикарно воспроизведенная в фильме «Майор Вихрь», провалилась бы в пух и прах".

Какие выводы из всего вышесказанного мы можем сделать?

  1. То, что легендарный разведчик в свои 98 находится в здравом уме и твердой памяти, несмотря на все, что ему довелось пережить — лишний раз подтверждает тот факт, что мозгу тренировки нужны так же, как и телу. Тренировка памяти положительно сказывается на многих как психических, так и физических процессах, ведь мы знаем, что в организме все взаимосвязано.
  2. Традиционно считается, что разведчики должны обладать исключительной памятью. Образ разведчика с феноменальной памятью воспет в книгах, фильмах и народной молвой. И это совершенно справедливо, ведь отличная память действительно крайне важна для разведчика. Как правило, во время разведывательных операций записывать что-либо нельзя и полагаться приходится только на память. При этом информация, которую необходимо запомнить, предъявляется лишь один раз и на мгновение. А запомнить требуется с абсолютной точностью и надолго, ведь сообщить о добытых сведениях в большинстве случаев получается далеко не сразу.
  3. Важно то, что разведчик может развить и натренировать свою память. Если бы при подготовке разведчиков ориентировались только на тех, у кого врожденная хорошая память, то о самой подготовке разведчиков, как институте, о разведывательной службе в целом не могло бы быть и речи. Отличная память от рождения если и встречается, то очень редко. При этом какой бы хорошей ни была память, без специальной тренировки все равно невозможно запомнить с первого раза сотни подробностей, названий, адресов, шифров, паролей и других точных сведений.

Благо, современные технологии позволяют любому желающему развить память, как у разведчика. Более того, в отличие от разведшкол, где «натаскивают» на запоминание исключительно специфических сведений, особенно важна и полезна практическая направленность сегодняшней мнемотехники.