Субботники в ссср. Субботник - это праздник или повинность

Добровольное и бесплатное коллективное выполнение в сверхурочное время общественно-полезного трудового задания, происходившее первоначально по субботам (откуда и происходит название).

Официально считается, что субботники возникли весной 1919 года, в период Гражданской войны и военной интервенции, в ответ на призыв Владимира Ильича Ленина улучшить работу железных дорог. Инициатором первого субботника выступила партийная ячейка депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. В ночь на субботу 12 апреля 1919 года 15 коммунистов депо, проработав безвозмездно 10 часов, отремонтировали 3 паровоза.

10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 человек) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге. В этот день рабочие выпустили из ремонта 4 паровоза и 16 вагонов, произвели большую работу по погрузке и разгрузке вагонов. Производительность труда была выше обычной на 270%. В мае субботники прошли на Александровской, Николаевской, Рязано-Уральской, Московско-Виндавской, Курской железных дорогах. Вслед за железнодорожниками субботники провели рабочие фабрик и заводов Москвы и других городов.

1 мая 1920 года был проведен всероссийский субботник-маевка, в котором только в Москве приняли участие 425 тысяч человек. В Кремле в субботнике принял участие Ленин. С тех пор субботник стал традицией.

Коммунистические субботники и воскресники проводились в годы восстановления народного хозяйства, индустриализации СССР, в период Великой Отечественной войны 1941‑1945 годов. После войны субботники проводились до 1990‑х годов. Субботник проводили либо по месту работы, и тогда во время субботника люди выполняли свою обычную, повседневную работу, либо для ускорения строительства хозяйственных объектов, клубов, школ, озеленения городов и т.п. Субботники также проводились по месту жительства, по инициативе местных органов самоуправления, и тогда люди трудились над облагораживанием родной местности, выполняя различные строительные работы: строительство и покраска заборов, высаживание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок.

Частота проведения субботников была непостоянной. Иногда субботники могли проводиться каждую неделю, иногда - только несколько раз в год. Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные к дню рождения В.И. Ленина (22 апреля), проводились ежегодно. Они как бы знаменовали собой окончательный приход весны и использовались для подготовки к празднованию Первомая.

Вначале субботники были добровольными, и участвовали в них в основном коммунисты, комсомольцы и так называемые "сочувствующие".

Субботники рассматривались как одно из средств коммунистического воспитания масс. В комсомольских и партийных организациях участием в субботниках измеряли общественную активность человека, а к немногочисленным уклонившимся могли применяться меры общественного порицания или даже административного воздействия. Впоследствии субботники превратились из добровольных в добровольно-принудительные.

Само понятие "субботник" было распространено только в Советском Союзе и ныне известно только в странах, возникших после его распада.

В современной России и других странах СНГ субботником называют любую работу по благоустройству территории, если она проводится не специализированными организациями. Так, многие частные и государственные предприятия проводят уборку силами своих сотрудников, а руководство учебных заведений к субботникам привлекает учащихся и студентов. Эти мероприятия уже далеко не всегда приурочены к субботе или тем более к неделе около дня рождения Ленина.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Суббо́тник (воскре́сник) - сознательный добровольный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные (откуда и происходит название).

Первые коммунистические субботники

Инициаторами проведения первого субботника выступили коммунисты депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги .

В ночь на субботу (отсюда название) 12 апреля 1919 года в депо Москва-Сортировочная группа рабочих из 15 человек после рабочего дня вернулась в цех ремонтировать паровозы . В протокольной записи организатора мероприятия, председателя деповской ячейки И. Е. Буракова отмечалось:

Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу - с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно - «до полной победы над Колчаком ». Затем пропели «Интернационал » и стали расходиться…

Коммунистические субботники в Москве и Московской губернии в 1919-1920 гг.

В первом коммунистическом субботнике участвовало 15 человек. Из них 13 коммунистов (Е. Апухтин - слесарь, И. Е. Бураков - слесарь, Я. Ф. Горлупин - слесарь, М. А. Кабанов - слесарь, П. С. Кабанов - слесарь, А. В. Каракчеев - слесарь, Я. М. Кондратьев - машинист, В. И. Наперстков - слесарь, Ф. И. Павлов - котельщик, П. С. Петров - слесарь, А. А. Сливков - машинист, А. И. Усачев - слесарь, П. И. Шатков - слесарь) и двое сочувствующих (А. В. Кабанова - чернорабочая, В. М. Сидельников - слесарь) .

10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 чел.) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге , который стал поводом для статьи В. И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу „коммунистических субботников“)», впервые опубликованной отдельной брошюрой в июле 1919 года. Почин московских железнодорожников, подхваченный на промышленных предприятиях, Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. В обстановке хозяйственной разрухи, голода, падения производительности труда субботники были восприняты им как выражение нового, коммунистического отношения к труду.

Наибольшего размаха движение достигло в 1920 году. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП(б) 1 мая был проведён Всероссийский субботник. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В. И. Ленин . Впоследствии этот факт активно использовался в коммунистической пропаганде.

Именно о таких коммунистических субботниках писал Владимир Маяковский в .

Субботники сегодня

Само понятие «субботник» было распространено только в Советском Союзе и ныне известно только в странах, возникших после его распада. По сути представляет собой привлечение граждан занятых в различных областях экономики к добровольному труду по уборке как правило прилегающих к месту работы/проживания территорий, их облагораживанию и т. д

В других странах, тем не менее, есть схожие понятия, которые подразумевают под собой добровольную бесплатную (или осуществляемую за символическое вознаграждение, например, угощение) совместную работу по благоустройству территории или общую помощь в том или ином деле. См. Community service .

В современной России и других странах СНГ субботником называют любую работу по благоустройству территории, если она проводится не специализированными организациями. В странах Балтии такая работа называется talka . Так, многие частные и государственные предприятия проводят уборку силами своих сотрудников, а руководство учебных заведений к субботникам привлекает учащихся и студентов. Эти мероприятия уже далеко не всегда приурочены к субботе или тем более к неделе около дня рождения Ленина. Иногда такая работа засчитывается в счёт рабочего времени, а иногда используется недобросовестными чиновниками как бесплатная рабочая сила для авралов и для поборов с населения - перечисления в счет субботника однодневной зарплаты даже с тех, кто в субботнике участия не принимал . Тем не менее, по сей день сохранилась традиция проведения субботников к дню рождения Ленина в ряде учреждений.

Уровнем предприятий, организаций и ВУЗов дело не ограничивается, в некоторых городах объявляются общегородские, а в некоторых странах, например в Узбекистане и Белоруссии , общегосударственные субботники.

См. также

Напишите отзыв о статье "Субботник"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Субботник

«Что ж я такой же, как и все, когда дело не коснется до травли. Ну, а уж тут держись!» казалось Николаю, что говорил вид этой собаки.
Когда, долго после, дядюшка подъехал к Николаю и заговорил с ним, Николай был польщен тем, что дядюшка после всего, что было, еще удостоивает говорить с ним.

Когда ввечеру Илагин распростился с Николаем, Николай оказался на таком далеком расстоянии от дома, что он принял предложение дядюшки оставить охоту ночевать у него (у дядюшки), в его деревеньке Михайловке.
– И если бы заехали ко мне – чистое дело марш! – сказал дядюшка, еще бы того лучше; видите, погода мокрая, говорил дядюшка, отдохнули бы, графинечку бы отвезли в дрожках. – Предложение дядюшки было принято, за дрожками послали охотника в Отрадное; а Николай с Наташей и Петей поехали к дядюшке.
Человек пять, больших и малых, дворовых мужчин выбежало на парадное крыльцо встречать барина. Десятки женщин, старых, больших и малых, высунулись с заднего крыльца смотреть на подъезжавших охотников. Присутствие Наташи, женщины, барыни верхом, довело любопытство дворовых дядюшки до тех пределов, что многие, не стесняясь ее присутствием, подходили к ней, заглядывали ей в глаза и при ней делали о ней свои замечания, как о показываемом чуде, которое не человек, и не может слышать и понимать, что говорят о нем.
– Аринка, глянь ка, на бочькю сидит! Сама сидит, а подол болтается… Вишь рожок!
– Батюшки светы, ножик то…
– Вишь татарка!
– Как же ты не перекувыркнулась то? – говорила самая смелая, прямо уж обращаясь к Наташе.
Дядюшка слез с лошади у крыльца своего деревянного заросшего садом домика и оглянув своих домочадцев, крикнул повелительно, чтобы лишние отошли и чтобы было сделано всё нужное для приема гостей и охоты.
Всё разбежалось. Дядюшка снял Наташу с лошади и за руку провел ее по шатким досчатым ступеням крыльца. В доме, не отштукатуренном, с бревенчатыми стенами, было не очень чисто, – не видно было, чтобы цель живших людей состояла в том, чтобы не было пятен, но не было заметно запущенности.
В сенях пахло свежими яблоками, и висели волчьи и лисьи шкуры. Через переднюю дядюшка провел своих гостей в маленькую залу с складным столом и красными стульями, потом в гостиную с березовым круглым столом и диваном, потом в кабинет с оборванным диваном, истасканным ковром и с портретами Суворова, отца и матери хозяина и его самого в военном мундире. В кабинете слышался сильный запах табаку и собак. В кабинете дядюшка попросил гостей сесть и расположиться как дома, а сам вышел. Ругай с невычистившейся спиной вошел в кабинет и лег на диван, обчищая себя языком и зубами. Из кабинета шел коридор, в котором виднелись ширмы с прорванными занавесками. Из за ширм слышался женский смех и шопот. Наташа, Николай и Петя разделись и сели на диван. Петя облокотился на руку и тотчас же заснул; Наташа и Николай сидели молча. Лица их горели, они были очень голодны и очень веселы. Они поглядели друг на друга (после охоты, в комнате, Николай уже не считал нужным выказывать свое мужское превосходство перед своей сестрой); Наташа подмигнула брату и оба удерживались недолго и звонко расхохотались, не успев еще придумать предлога для своего смеха.
Немного погодя, дядюшка вошел в казакине, синих панталонах и маленьких сапогах. И Наташа почувствовала, что этот самый костюм, в котором она с удивлением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном – был настоящий костюм, который был ничем не хуже сюртуков и фраков. Дядюшка был тоже весел; он не только не обиделся смеху брата и сестры (ему в голову не могло притти, чтобы могли смеяться над его жизнию), а сам присоединился к их беспричинному смеху.
– Вот так графиня молодая – чистое дело марш – другой такой не видывал! – сказал он, подавая одну трубку с длинным чубуком Ростову, а другой короткий, обрезанный чубук закладывая привычным жестом между трех пальцев.
– День отъездила, хоть мужчине в пору и как ни в чем не бывало!
Скоро после дядюшки отворила дверь, по звуку ног очевидно босая девка, и в дверь с большим уставленным подносом в руках вошла толстая, румяная, красивая женщина лет 40, с двойным подбородком, и полными, румяными губами. Она, с гостеприимной представительностью и привлекательностью в глазах и каждом движеньи, оглянула гостей и с ласковой улыбкой почтительно поклонилась им. Несмотря на толщину больше чем обыкновенную, заставлявшую ее выставлять вперед грудь и живот и назад держать голову, женщина эта (экономка дядюшки) ступала чрезвычайно легко. Она подошла к столу, поставила поднос и ловко своими белыми, пухлыми руками сняла и расставила по столу бутылки, закуски и угощенья. Окончив это она отошла и с улыбкой на лице стала у двери. – «Вот она и я! Теперь понимаешь дядюшку?» сказало Ростову ее появление. Как не понимать: не только Ростов, но и Наташа поняла дядюшку и значение нахмуренных бровей, и счастливой, самодовольной улыбки, которая чуть морщила его губы в то время, как входила Анисья Федоровна. На подносе были травник, наливки, грибки, лепешечки черной муки на юраге, сотовой мед, мед вареный и шипучий, яблоки, орехи сырые и каленые и орехи в меду. Потом принесено было Анисьей Федоровной и варенье на меду и на сахаре, и ветчина, и курица, только что зажаренная.
Всё это было хозяйства, сбора и варенья Анисьи Федоровны. Всё это и пахло и отзывалось и имело вкус Анисьи Федоровны. Всё отзывалось сочностью, чистотой, белизной и приятной улыбкой.
– Покушайте, барышня графинюшка, – приговаривала она, подавая Наташе то то, то другое. Наташа ела все, и ей показалось, что подобных лепешек на юраге, с таким букетом варений, на меду орехов и такой курицы никогда она нигде не видала и не едала. Анисья Федоровна вышла. Ростов с дядюшкой, запивая ужин вишневой наливкой, разговаривали о прошедшей и о будущей охоте, о Ругае и Илагинских собаках. Наташа с блестящими глазами прямо сидела на диване, слушая их. Несколько раз она пыталась разбудить Петю, чтобы дать ему поесть чего нибудь, но он говорил что то непонятное, очевидно не просыпаясь. Наташе так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки. После наступившего случайно молчания, как это почти всегда бывает у людей в первый раз принимающих в своем доме своих знакомых, дядюшка сказал, отвечая на мысль, которая была у его гостей:
– Так то вот и доживаю свой век… Умрешь, – чистое дело марш – ничего не останется. Что ж и грешить то!
Лицо дядюшки было очень значительно и даже красиво, когда он говорил это. Ростов невольно вспомнил при этом всё, что он хорошего слыхал от отца и соседей о дядюшке. Дядюшка во всем околотке губернии имел репутацию благороднейшего и бескорыстнейшего чудака. Его призывали судить семейные дела, его делали душеприказчиком, ему поверяли тайны, его выбирали в судьи и другие должности, но от общественной службы он упорно отказывался, осень и весну проводя в полях на своем кауром мерине, зиму сидя дома, летом лежа в своем заросшем саду.
– Что же вы не служите, дядюшка?
– Служил, да бросил. Не гожусь, чистое дело марш, я ничего не разберу. Это ваше дело, а у меня ума не хватит. Вот насчет охоты другое дело, это чистое дело марш! Отворите ка дверь то, – крикнул он. – Что ж затворили! – Дверь в конце коридора (который дядюшка называл колидор) вела в холостую охотническую: так называлась людская для охотников. Босые ноги быстро зашлепали и невидимая рука отворила дверь в охотническую. Из коридора ясно стали слышны звуки балалайки, на которой играл очевидно какой нибудь мастер этого дела. Наташа уже давно прислушивалась к этим звукам и теперь вышла в коридор, чтобы слышать их яснее.
– Это у меня мой Митька кучер… Я ему купил хорошую балалайку, люблю, – сказал дядюшка. – У дядюшки было заведено, чтобы, когда он приезжает с охоты, в холостой охотнической Митька играл на балалайке. Дядюшка любил слушать эту музыку.
– Как хорошо, право отлично, – сказал Николай с некоторым невольным пренебрежением, как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки.
– Как отлично? – с упреком сказала Наташа, чувствуя тон, которым сказал это брат. – Не отлично, а это прелесть, что такое! – Ей так же как и грибки, мед и наливки дядюшки казались лучшими в мире, так и эта песня казалась ей в эту минуту верхом музыкальной прелести.
– Еще, пожалуйста, еще, – сказала Наташа в дверь, как только замолкла балалайка. Митька настроил и опять молодецки задребезжал Барыню с переборами и перехватами. Дядюшка сидел и слушал, склонив голову на бок с чуть заметной улыбкой. Мотив Барыни повторился раз сто. Несколько раз балалайку настраивали и опять дребезжали те же звуки, и слушателям не наскучивало, а только хотелось еще и еще слышать эту игру. Анисья Федоровна вошла и прислонилась своим тучным телом к притолке.
– Изволите слушать, – сказала она Наташе, с улыбкой чрезвычайно похожей на улыбку дядюшки. – Он у нас славно играет, – сказала она.
– Вот в этом колене не то делает, – вдруг с энергическим жестом сказал дядюшка. – Тут рассыпать надо – чистое дело марш – рассыпать…
– А вы разве умеете? – спросила Наташа. – Дядюшка не отвечая улыбнулся.

Москвичи на Всесоюзном коммунистическом субботнике во время работы по благоустройству полосы с зелеными насаждениями на проспекте Вернадского. Автор – Ю. Каменец. Дата съёмки – 15.04.1972 г. Архивный фонд города Москвы

В субботу пройдёт первый городской субботник. сайт вспоминает, как зарождалась традиция убирать город самостоятельно.

Ещё лет 10 назад субботник воспринимался как обуза и пережиток советской эпохи. Но сегодня менталитет горожан изменился. Почти все понимают, что именно от них зависит, как будет выглядеть двор, а вместе с ним и весь город.

Какими были первые субботники

На самый первый массовый столичный субботник москвичи вышли чуть менее 100 лет назад — 1 мая 1920 года. Убирали Москву вместе с руководством страны в тот день свыше 400 тысяч жителей столицы. Однако традиция чистить, мыть и убирать город пошла от события, к благоустройству не имевшего никакого отношения. Первый субботник провели столичные железнодорожники 12 апреля 1919 года. В этот день рабочие на станции Москва-Сортировочная, закончив свою основную смену, бесплатно отремонтировали несколько паровозов. Ударно проработав всю ночь, они написали в своём отчёте: «В шесть часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу — с субботы на воскресенье — продолжать еженедельно, „до полной победы над Колчаком“. Затем пропели „Интернационал“ и стали расходиться…» Кстати, у видеть те самые отремонтированные паровозы можно и сегодня в музее станции Москва-Сортировочная.

Дальше — больше. Энтузиазм первого субботника подхватили другие железнодорожники столицы. 10 мая 1919 года рабочие на Московско-Казанской железной дороге объявили, что готовы в свободное время добровольно отремонтировать паровозы и вагоны. Идею «праздников освобождённого труда», как позже назовёт их Ленин, переняли фабрики и заводы по всей стране: с мая по июнь 1919 года только в Москве прошло 30 субботников.

Самый известный субботник

Подготовка к Всероссийскому субботнику 1 мая 1920 года шла загодя и со всей тщательностью. Уже 21 апреля на заседании комиссии по устройству первомайского субботника все предприятия Москвы были разделены на три группы:

  1. Предприятия особой важности, работавшие как в будний день, обычным порядком;
  2. Крупнейшие фабрики и заводы, работавшие в порядке субботника на своих местах с девяти утра до трёх часов дня;
  3. Остальные фабрики и заводы, в том числе недействующие, а также все служащие учреждений, работавшие по нарядам районных комиссий. На их плечи и легла забота о городе — закладка памятников, приведение в порядок Тверской и Мясницкой, перекопка газонов и клумб на бульварах, в скверах и парках, а также разборка скопившейся корреспонденции и посылок на Московском почтамте.

Демонстрируя личный пример, ударно поработал на Всероссийском субботнике над благоустройством территории Кремля и Ленин. Вождь не избегал никакой работы и помогал носить огромные брёвна в течение четырёх часов. В тот день Владимир Ильич, кстати, отметился и на других площадках коллективного труда: в два часа дня он закладывал памятник Карлу Марксу на Театральной площади, в три — присутствовал на торжественной закладке памятника «Освобождённому труду» и посетил посвящённую ему выставку. На вечер были назначены митинги в Бауманском, Замоскворецком и Благуше-Лефортовском районах. Посетил он и «Трёхгорную мануфактуру», где, опять же присев на бревно, провёл беседы с местными рабочими.

Неутомимость Ленина в благоустройстве столицы первого в мире социалистического государства послужила сюжетом для многочисленных анекдотов и вдохновила не одного советского художника. Сам вождь свой опыт переноски брёвен обобщил в статье «Великий почин». Главный вывод — совместный добровольный труд людей без принуждения освобождает человека от гнёта капиталистов и увеличивает его производительность.

Впрочем, утверждения Ленина о повышении производительности труда не оправдались. В отчётах Народного комиссариата труда можно найти признания, что труд на субботниках был не особенно эффективен и не самым лучшим образом организован. К тому же участвовать в них добровольно граждане не особо спешили. Суровым языком протокола партийные отделы предписывали: «…обратить особое внимание на пункт об освобождении от участия в субботниках ответственных работников лишь в исключительных случаях » и «в качестве организаторов субботников районов назначать товарищей наиболее энергичных, способных установить военную дисциплину и порядок ». На «праздник освобождённого труда» звали всех — от школьников до руководящих кадров.

Труд «субботничающих», кстати, в те времена оплачивался — либо деньгами, либо натурой (например, продуктами или дровами). Тогда же прошли первые дискуссии о том, какой характер должны носить субботники — добровольный или принудительный: «Коммунисты в субботниках обязаны участвовать не реже двух раз в месяц (постановление МК об участии в субботниках для коммунистов не реже одного раза в месяц единогласно отвергается; тов. Никифоров высказывается за полное добровольчество, а т. Гие — либо за обязательное участие не реже двух раз в месяц, либо - ПОЛНОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО)» (из протокола организаторов субботников Москвы, состоявшегося 27 января 1921 года в Отделе субботников при МК).

Позже к этому вопросу возвращались ещё не один раз.

Во времена развитого социализма самыми масштабными были Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники. Они проводились по всей стране — от Бреста до Владивостока. Рабочие на предприятиях трудились бесплатно. Студенты, школьники и служащие брали в руки грабли, лопаты и мётлы и приводили в порядок дворы, улицы и детские площадки.

Участие в субботниках в советское время провозглашалось важным общественным делом и имело черты добровольно-принудительной обязанности. Революционного запала первых лет с пением «Интернационала» и обсуждением «текущего момента» уже не было. Тех, кто отлынивал, порицали и прорабатывали на собраниях. К особо злостным нарушителям могли применить более суровые меры.

Полезное наследство

Субботник — одна из немногих сохранившихся советских традиций — приобретает сейчас всё больший размах. «Генеральная уборка» Москвы в 2015 году собрала около 2,7 миллиона человек. Два года назад горожан, готовых внести свой вклад в благоустройство Москвы, было два миллиона.

Основная идея современного субботника — совместная работа обычных граждан на благо города, в котором они живут. Сделать Москву лучше, чище и опрятнее теперь может каждый желающий. И сегодня всё больше людей это понимают и готовы тратить на это свободное время.

Общегородские субботники стали не только полезным, но и интересным событием. Добровольным помощникам предлагают не только потрудиться, но и хорошо отдохнуть. На них каждый может найти занятие по душе: послушать концерт, потанцевать, вкусно перекусить, посетить мастер-классы, поучаствовать в интерактивных играх, конкурсах и ярмарках и квестах.

Сегодня, наверное, никому не нужно объяснять, что такое субботник. Это слово, прочно вошедшее в обиход со времен Советского Союза, сейчас в основном ассоциируется с благоустройством территории, наведением порядка на придомовых участках, улицах, в производственных помещениях. Изначально же под субботниками подразумевались неоплачиваемые трудовые смены, когда люди, движимые благородными порывами и коммунистическим энтузиазмом, выполняли свою обычную работу.

Когда состоялся самый первый субботник

Датой рождения мероприятия, главной целью которого был добровольный безвозмездный труд на благо общества, считается 1919 года. Завершив пятничную смену, пятнадцать служащих депо «Москва-Сортировочная» решили остаться на своих рабочих местах, чтобы к утру закончить ремонт трех паровозов. Инициатива исходила от членов трудового коллектива, состоявших в ВКП (б). Поставленная перед тружениками железной дороги задача была успешно выполнена, причем производительность достигла ни много ни мало целых 270%. Поскольку внеурочная рабочая смена пришлась на ночь с пятницы на субботу, такая форма безвозмездного трудового энтузиазма была названа «субботником».

Дальнейшее развитие движения

Проведение субботника не осталось незамеченным. Уже через месяц инициативу подхватили работники других железнодорожных депо. Вскоре к ним присоединились труженики фабрик и заводов по всей стране. В. И. Ленин говорил, что субботник - это великий народный почин, всецело соответствующий коммунистической идеологии.

Уже через год 1 мая 1920 года состоялся Первый всесоюзный субботник, в котором приняли участие наравне с рядовыми тружениками и члены высшего эшелона власти. В этот день по всей стране люди наводили порядок не только на своих рабочих местах, но и на улицах, и во дворах - разбирали завалы, высаживали деревья, красили заборы, белили фасады зданий.

По свидетельству очевидцев, в благоустройстве кремлевской территории успел поучаствовать и вождь мирового пролетариата. По всей вероятности, вклад в общественное дело пятидесятилетнего мужчины, за два года до этого перенесшего серьезное ранение, не был столь существенным. Но Ленин действительно помогал переносить тяжелые бревна, что нашло отображение в изобразительном искусстве и тех лет.

Военные и послевоенные субботники

В годы Великой Отечественной войны востребованность субботников возросла еще больше. В редкие выходные дни труженики фабрик и заводов вставали за свои станки, чтобы выпустить сверхплановую продукцию. Безвозмездный труд во имя победы сближал сердца миллионов людей.

Не снизилась значимость субботников и в период послевоенного восстановления объектов народного хозяйства. Сплоченные единым трудовым порывом, граждане огромной страны строили дома, высаживали деревья, ремонтировали разрушенные войной мосты и дороги, не требуя за это материального вознаграждения. Считалось, что субботник - это праздник добровольного труда, а не принудительная обязанность.

Школьные субботники

Люди, чьё детство прошло под знаменами пионерской организации, наверняка помнят школьные субботники. Большинство учебных заведений в те времена, как и сегодня, работали по шестидневной системе. Но накануне дня, когда должен был состояться детский субботник, учащимся объявляли, что назавтра следует приходить в рабочей одежде, прихватив с собой орудия труда.

Уроки в этот день сокращали до 35-40 минут, и по их окончании школьники занимались генеральной уборкой учебных кабинетов, мыли стены в коридорах, драили лестничные ступеньки. Весной и осенью во время субботников полагалось ухаживать за зелеными насаждениями, очищать от мусора школьный двор.

Хотя и считалось, что субботник - это дело сугубо добровольное, но явка на такие мероприятия строго контролировалась. Тех, кто отлынивал от общественно-полезных работ, ждали «разборы полетов» на заседаниях пионерских активов и нахлобучка от классных руководителей.

Нужны ли субботники сегодня?

Общественные работы во внеурочное время не потеряли своей актуальности и в наши дни. С советских времен осталось такое понятие, как общегородской субботник, когда жители привлекаются к работам по наведению порядка на площадях и улицах своего населенного пункта весной после таяния снега или осенью в период листопадов.

Однако сегодня часто можно слышать призывы об отмене подобных мероприятий как несоответствующих конституционному положению о запрете принудительного труда. Многие граждане объясняют свое нежелание выходить на общегородской субботник тем, что они и так платят налоги, а значит, уборка дворов и улиц должна осуществляться силами работников соответствующих коммунальных служб.

Стоит отметить, что традиции благоустройства территорий силами общественности было бы неверным считать изобретением Советской власти. Известно, что в старину жители сел и городов добровольно выходили на улицы родных поселений с метлами и вениками, чтобы навести чистоту перед большими церковными праздниками.

Субботник в детском саду - неужели и такое бывает?

У людей, еще не познавших радость отцовства и материнства, подобная фраза может вызвать справедливый гнев. На самом же деле эксплуатировать малышей никто не собирается. Субботник в детском саду - мероприятие, предназначенное для родителей. Мало ли какие проблемы могут возникнуть в стенах дошкольного учреждения, с которыми няни и воспитатели не в силах справиться самостоятельно. Вот тогда и зовут на помощь пап и мам воспитанников.

Мытье окон, сборка купленной недавно мебели, стрижка газонов, посадка деревьев - такие работы сообща выполняются значительно быстрее. Хотя пяти-шестилетних детишек уже можно привлекать к простейшим работам, например, уходу за комнатными растениями или цветами в детсадовском дворе. Труд, он, как известно, облагораживает.

В ночь на субботу 12 апреля 1919 года в депо Москва-Сортировочная группа рабочих после трудового дня вернулась в цех ремонтировать паровозы.

В протокольной записи организатора мероприятия, председателя деповской партячейки И. Е. Буракова, отмечалось:

«Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу - с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно - „до полной победы над Колчаком“. Затем пропели „Интернационал“ и стали расходиться…»

В первом коммунистическом субботнике участвовало 15 человек. Из них 13 коммунистов и двое сочувствующих. История сохранила их имена - вот они: Е. Апухтин - слесарь, И. Е. Бураков - слесарь, Я. Ф. Горлупин - слесарь, М. А. Кабанов - слесарь, П. С. Кабанов - слесарь, А. В. Каракчеев - слесарь, Я. М. Кондратьев - машинист, В. И. Наперстков - слесарь, Ф. И. Павлов - котельщик, П. С. Петров - слесарь, А. А. Сливков - машинист, А. И. Усачев - слесарь, П. И. Шатков - слесарь, А. В. Кабанова - чернорабочая, В. М. Сидельников - слесарь.

Вскоре инициатива была подхвачена другими рабочими - 10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 чел.) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге. Именно это событие стало поводом для статьи В. И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу „коммунистических субботников“)», впервые опубликованной отдельной брошюрой в июле 1919 года. Почин московских железнодорожников, подхваченный на промышленных предприятиях, Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. В обстановке хозяйственной разрухи, голода, падения производительности труда субботники были восприняты им как выражение нового, коммунистического отношения к труду.

Наибольшего размаха движение достигло в 1920 году. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП (б) 1 мая 1920 был проведён Всероссийский субботник. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В. И. Ленин. Впоследствии этот факт активно использовался в коммунистической пропаганде. Именно о таких коммунистических субботниках писал Владимир Маяковский в поэме «Хорошо!».

Субботники получили широкое распространение в 1930-е годы - именно в этот период они постепенно превратились из добровольных в добровольно-принудительные.

Традиция проведения субботников сохранилась вплоть до падения социалистического строя в конце 1980-х - начале 1990-х. Субботники обычно проводились по месту работы, и тогда во время субботника люди выполняли свою обычную, повседневную работу. Но иногда субботники проводились по месту жительства, по инициативе местных органов самоуправления, и тогда люди трудились над облагораживанием родной местности, выполняя различные строительные работы: строительство и покраска заборов, ремонт зданий, штукатурка, отделка помещений, высаживание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок. Такие «строительные субботники», впрочем, могли быть устроены и по месту работы, если, например, учреждение переезжало в другое здание. Бывало и так, что школы созывали на подобные субботники (с целью ремонта школы) родителей учащихся.

Частота проведения субботников была непостоянной. Иногда субботники могли проводиться каждую неделю, иногда - только несколько раз в год. Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные к дню рождения В. И. Ленина (22 апреля), проводились ежегодно. Они как бы знаменовали собой окончательный приход весны и использовались для подготовки к празднованию Первомая.