Слог, строение слога, виды слогов. Теории слогообразования. Теории о природе слога

Слог – именная, произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство на основе единого выдыхательного толчка.

Теории слога:

а) экспираторная теория– теория слога, по которой слог является выдыхательным толчком воздуха.

Однако экспериментальные исследования показали, что число слогов не обязательно совпадает с числом толчков.

б) сонорная (акустическая) теория – теория слога, по которой слог является выдыхательным толчком воздуха, однако вершину слога образует звук, обладающий наибольшей звучностью.

Слабой стороной сонорной теории является то, что степень звучности того либо другого звука не есть величина постоянная. Один и тот же звук может быть произнесен с различной степенью звучности.

в) мускульная теория – теория слога, по которой слог есть результат мускульного напряжения во время артикуляции (Л.В. Щерба)

Теория мускульного напряжения объясняет сложные явления слогообразования лишь с точки зрения физиологии, т.е. только артикуляционно.

г) артикуляционно-акустическая теория– теория слога, по которой слог определяют как минимальную произносительную единицу речи, элементы которой тесно связаны между собой как акустически, так и артикуляционно.

18. Слоговые и неслоговые звуки.

Слоговыми звуками являются все гласные. Но в роли слоговых могут выступать и согласные, в особенности, сонорные [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], а также некоторые согласные в конце слова при наличии между ними так называемого большого артикуляционного расстояния: букв – [бýкОв]. Звук [к] – заднеязычный, [в] – губной, артикуляционное расстояние между данными звуками является существенным.

Слоговую функцию сонорные согласные приобретают в следующих позициях:

а) в позиции перед шумным в начале слова ([Олбы], [Орты]);

б) в позиции после шумного в конце слова ([д’иЭ/кá/бО р’], [кâ/рá/бОл’];

б) сонорные [р] и [л] в сложных сочетаниях звуков (надсмотрщик, литаврщик, супрасльских).

19. Типы слогов

По характеру конечного звука в русском языке выделяются два типа слогов – открытые и закрытые.

Слог, который оканчивается слоговым звуком, называется открытым, а слог, оканчивающийся неслоговым звуком, – закрытым.

В русском языке около 85% слогов – открытые, и большинство из них соответствуют модели СГ или ССГ, т.е. «согласный + гласный» или «согласный + согласный + гласный», например: ру-ка, све-ча, ко-шка, про-сти и т.п. Это можно объяснить двумя причинами:

1. Слова в древнерусском языке, как и в современном русском, делились на слоги. Однако, в отличие от современного, в древнерусском языке действовал закон открытого слога, согласно которому каждый слог в слове должен был оканчиваться на слогообразующий звук, то есть в подавляющем большинстве случаев на гласный, например: до/мъ, бра/тъ, съ/нъ, ла/въ/ка, се/стра, не/сти, мо/згъ, дь/нь. Следует обратить внимание на то, что ъ и ь в древнерусском языке обозначали гласные звуки: ъ обозначал краткий, ослабленный звук, близкий к [о], а ь – такой же краткий, ослабленный звук, близкий к [э].

Согласно закону открытого слога слоги строились по принципу восходящей звучности.

В современном языке этот закон утратил свою силу: слоги могут быть и открытыми, и закрытыми, то есть оканчиваться и гласным, и согласным звуком. Вместе с тем определенная тенденция к открытости слога, к построению его по восходящей звучности сохранилась.

2. Особенность русского языка в плане слоговой структуры заключается в тесной связанности согласного с последующим гласным и, наоборот, в слабом примыкании согласного к предшествующему гласному.

По характеру начального звука различают неприкрытые и прикрытые слоги. Неприкрытые начинаются слоговым звуком, прикрытые – неслоговым.

§ 51. Более сложной фонетической единицей, по сравнению со звуком или дифтонгом, является слог. Слоги – это кратчайшие произносительные единицы речи, кратчайшие элементы (сегменты), на которые распадается звучащая речь, речевой поток в произносительном отношении. "В первом приближении слог может быть определен как минимальная произносительная (артикуляционная) единица речи" .

Как известно, звуки речи, отличающиеся друг от друга в артикуляционном и акустическом отношении, в речевом потоке строго не разграничиваются, поскольку артикуляции смежных звуков в составе более сложных единиц частично накладываются одна на другую. Выделение фонем в потоке речи, как уже отмечалось, возможно лишь в результате лингвистического анализа. Членение речевого потока на слоги, выделение слогов в речи не вызывает особых затруднений, однако объяснение понятия слога, его сущности, определение его границ связано с большими сложностями.

По утверждению некоторых лингвистов, "слог – одна из самых сложных фонетических единиц" , "дать определение слога, выяснить его сущность и особенно те принципы, согласно которым происходит это членение (речь идет о членении речевого потока на слоги. – В. Н.), т.е. определить границы слога, представляется одной из самых трудных проблем фонетики" . Не случайно "природа слога и деление речи на слоги составляет предмет длительного спора между учеными" .

Трудности определения слога, его границ в речевом потоке связаны с тем, что слог сам по себе "никогда не может быть носителем смысла, а является лишь результатом физиологической последовательности движений артикуляционных органов, дающих определенный акустический результат" , что в большинстве языков, а именно в языках фонемного строя, каким является и русский, "он не соотносится с к.-л. значимыми единицами, а выявляется на основе достаточно неопределенных фонетических характеристик" .

Следует заметить, что в русском языке, так же как и во многих других языках, слог по своему звуковому составу может совпадать со значимыми единицами языка – словами или морфемами (ср., например, многие односложные слова: а, и, у, на, по, от, под, он, тот, так, там, здесь, дом, стол, лес, сад, день, тень; ср. также: вы-бор, из-нос, про-ход, не-вы-ход, не-до-лет). В то же время в большинстве случаев слова и морфемы, прежде всего корневые, состоят из двух и более слогов (например: го-род, ста-кан, та-ра-кан, о-то-звать, и-зо-бра-зить, пе-ре-си-лить). С другой стороны, имеется немало односложных слов, состоящих из нескольких морфем (ср.: бра-тъ, бра-л, зна-ть, зна-л, в-ста-ть, в-ста-л, с-би-ть, с-би-л, с-кры-ть, с-кры-л и т.п.).

Есть и такие языки, в которых границы слогов, как правило (почти всегда), совпадают с границами между морфемами. К ним относятся языки слогового типа, такие, как, например, китайский, вьетнамский, японский.

§ 52. Существуют разные теории слога, среди которых наиболее известны две: артикуляционная, или экспираторная, мускульная, теория мускульного напряжения, и акустическая, или сонорная, теория сонорности.

Артикуляционная теория слога , чаще называемая теорией мускульного напряжения , была выдвинута французским лингвистом М. Граммоном; в советском языкознании она была развита Л. В. Щербой и его учениками. Согласно этой теории слог определяется как "минимальная произносительная единица, т.е. такая последовательность речевых движений, к-рая образуется единым дыхательным толчком (Р. Стетсон), единым импульсом мускульного направления (Л. В. Щерба) или в результате одной управляющей команды (Л. А. Чистович и др.)" . Иначе, это "часть речевого потока, начиная с усиливающегося звука и кончая ослабляющимся" , "звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха" . Для проверки правильности такого понимания слога обычно рекомендуется произносить отдельные слова перед пламенем горящей свечи: сколько раз пламя дрогнет при произнесении того или иного слова, столько слогов должно быть в составе данного слова.

Объяснение слога как отрезка речи, произносимого одним дыхательным толчком, не выдерживает критики. Как показывают экспериментальные данные, число дыхательных толчков при произнесении отдельных слов не всегда совпадает с числом слогов в этих словах. Например, междометное слово ау считается двусложным, хотя оно произносится одним толчком выдыхаемого воздуха (при его произнесении пламя свечи вздрагивает один раз). Такие глагольные формы, как ткать, ткёт, бди, признаются односложными несмотря на то, что при их произнесении наблюдается два толчка выдыхаемого воздуха (пламя свечи вздрагивает два раза) .

Виднейшим представителем акустической теории слога , или теории сонорности , был известный датский лингвист Отто Есперсен. В нашей стране эта теория развивалась Р. И. Аванесовым и другими учеными. В соответствии с данной теорией слог определяется как "волна нарастания и ослабления звучности" , "сочетание более звучного (сонорного) элемента с менее звучным" , "сочетание слогообразующего элемента (обычно гласного) с одним или несколькими неслогообразующими элементами – согласными" , как "отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними – предшествующим и последующим" .

Теория сонорности тоже не в состоянии объяснить некоторые вопросы выделения слога. Слабым местом этой теории является, в частности, то, что она не позволяет определить границы между слогами в составе многих слов.

§ 53. Слоги в разных языках и в отдельно взятом конкретном языке заметно различаются по своей структуре .

Слог может состоять из одного, двух и более звуков. В составе каждого слога выделяется один "главный" звук – слоговой , или слогообразующий . Он называется еще вершиной слога (слоговой вершиной), его центром , или ядром . Это – наиболее звучный элемент слога. Остальные, неслоговые, звуки в слоге образуют его периферию. Периферийные звуки могут находиться перед слоговым звуком, могут следовать за ним или располагаться по обе его стороны, а могут и отсутствовать в слоге, т.е. слог может быть представлен одним лишь слоговым звуком .

Слогообразующим обычно является гласный звук. В некоторых языках в качестве слоговых употребляются не только гласные, но и согласные звуки, прежде всего сонорные. Так, в чешском языке слоговыми могут быть сонорные l и r . В качестве слоговых эти звуки употребляются в положении между разными согласными или в абсолютном конце таких слов (словоформ), как, например: vlk (волк),plst (войлок), nesl (нес), brта (бровь), krk (шея), prst (палец), hrdlo (горло), vrba (верба), Тrnка (фамилия чешского лингвиста), Вто (название города). Те же согласные (/ и г) могут быть слоговыми в словацком языке, например, в словах slza (слеза), zrno (зерно). В сербском языке в качестве слогового употребляется согласный р [г], например, в таких словах: брз (быстрый), с"рце (сердце), трг (рынок, площадь). Сонорные согласные могут выступать в качестве слоговых в английском языке. Таковым является, например, конечный звук l в слове little (маленький). В литовском языке слоговыми являются все соноры (/, т, п и г) в составе смешанных дифтонгов с восходящей интонацией, например в словах: vilkas (волк), pulkas (полк), kaltas (виноват), gardas (огороженное место), turgus (рынок, базар), kur (где), visur (везде), antis (пазуха), ginti (гнать), irati (брать). Плавные сонорные согласные л и р [r] регулярно употреблялись в качестве слоговых в древнерусском, старославянском языках, например в словах: плъкъ (полк), тръгъ (торг).

В современном русском языке в качестве слогового может выступать любой сонорный согласный "в беглом разговорном стиле произношения" . Слогообразующую функцию такие согласные выполняют (при беглом разговорном произношении) в случае их сочетания с другими (преимущественно шумными) согласными, чаще всего в абсолютном конце слова, например в таких словах: рубль , мысль , смысл , кремль, спектакль, спектр, центр, театр, жизнь, болезнь, боязнь, фильм, реализм, патриотизм. Реже такие согласные выступают как слогообразующие внутри многосложных слов в положении между разными согласными, например звук л в слове джентльмен. В качестве слоговых сонорные согласные внутри слова могут выступать в случае полной редукции соседнего безударного гласного в многосложных словах: учительница , жаворонок , Ивановна . Естественно, соноры произносятся как слоговые звуки в словах, в составе которых гласные отсутствуют: брр (междометие, выражающее чувство холода, отвращения, презрения и т.п.), тпррр (употребляющееся наряду с тпру междометие, которым останавливают лошадь).

В отдельных случаях слогообразующую функцию могут выполнять и шумные согласные. Это бывает, в частности, при отсутствии в составе слова гласных и сонорных согласных (ср., например, русск. междометия тсс!, тшш! или чш!, чш-ш!, франц. pst! – в значении "тсс!") . По утверждению М. В. Панова, в русском языке в качестве слоговых выступают конечные согласные в таких словах, как ветвь, волхв, Вакх, билингв, букв (родительный падеж множественного числа), предпоследний согласный в фамилии Коше .

Неслоговыми звуками, образующими периферию слога, обычно являются согласные. В то же время неслоговыми могут быть и гласные, например в китайском языке . По мнению некоторых лингвистов, есть неслоговые гласные и в русском языке: конечный звук в словах (словоформах) типа кий, опий, ликуй, выкуй иногда рассматривается как неслоговой гласный и [i], а конечный звук начального (или единственного) слога в словах Айвазовский, байронический, рейд, флейта – как неслоговой э [е] .

§ 54. Слоги в разных языках различаются и могут классифицироваться по ряду конкретных признаков. В русском языке, например, они традиционно классифицируются в зависимости от положения слогового звука по отношению к концу слога. По этому признаку слоги делятся на два типа: слоги открытые и закрытые. Открытыми считаются слоги, оканчивающиеся слоговыми звуками, например в словах: во-да, стра-на, мо-ло-ко. Закрытыми называются слоги, которые оканчиваются неслоговыми звуками, например в словах: дом, стол, под-нос.

В зависимости от положения слогового звука по отношению к началу слога многими лингвистами различаются слоги прикрытые и неприкрытые. Прикрытые – это такие слоги, которые начинаются неслоговыми звуками, например в словах: да, но, два, дом, стол. Неприкрытые – это слоги, начинающиеся слоговыми звуками, например в таких словах: он, акт, остр.

На основании обоих названных признаков, т.е. в зависимости от положения слогового звука по отношению к началу и концу слога, все слоги можно разделить на следующие четыре типа: 1) открытые неприкрытые (открыто-неприкрытые, или неприкрыто-открытые), т.е. состоящие из одного, слогового звука, который занимает положение и начала, и конца слова, например: а, и, у, о-чертить , у -гостить, по-о-бещать, ради-о; 2) открытые прикрытые (открыто- прикрытые, или прикрыто-открыгые), т.е. начинающиеся слоговыми звуками и оканчивающиеся неслоговыми, например: два, дно, сто, во-да, стра-на ; 3) закрытые неприкрытые (закрыто-неприкрытые, или неприкрыто-закрытые): ад, ум, он, акт, остр и др.; 4) закрытые прикрытые (закрыто-прикрытые, или прикрыго-закрытые): дом, стол, брат, вздох, страсть и т.п.

Некоторые лингвисты среди закрытых слогов особо выделяют слоги полузакрытые (или полуоткрытые ), т.е. оканчивающиеся сонорными согласными, а среди прикрытых – полуприкрытые , т.е. начинающиеся сонорными согласными .

В зависимости от наличия или отсутствия словесного ударения слоги иногда подразделяются на сильные и слабые. Сильными называются слоги, на которые падает словесное ударение, слабыми – слоги, у которых словесное ударение отсутствует .

Примечание. Существует и иное понимание сильного и слабого слога. "По количеств, характеристике различают С. (т.е. слоги. – В. Н.) сильные, или "тяжелые" (рифма состоит из долгого гласного или краткого гласного + согласный), и слабые, или "легкие" (рифма состоит из краткого гласного)" . В близком значении иногда используются термины "долгий слог" и "краткий слог". "Для некоторых языков, например для древнегреческого и латыни, для арабского, существенно различение долгих и кратких слогов. Долгие слоги содержат либо долгий гласный, либо краткий гласный перед группой из двух и более согласных; краткие слоги содержат краткий гласный не перед группой согласных" .

У разных типов слогов можно выделить конкретные модели, которые различаются количеством неслоговых звуков и порядком их расположения по отношению к слоговому звуку. Это можно пояснить на материале современного русского языка, в котором модели слогов исключительно разнообразны. В нем обнаруживается, примерно, 20 слоговых моделей. (При описании моделей слогов ниже используются следующие символы: С – для обозначения слогового звука и Н – для обозначения неслогового звука.) Открыто-неприкрытые слоги в русском языке, как уже известно, представлены одним звуком – слоговым. Следовательно, все они представляют одну слоговую модель – С (например, в словах: а, и, у, увидеть, о-чертить, по-о-бещать, ради-о). Открыто-прикрытые слоги представлены такими моделями: НС (да, но, мо-ло-ко ), ННС (два, сто, жду), НННС (мзда, п-скра, се-стра). Закрыто-неприкрытые слоги относятся к следующим моделям: СИ (ад, ум, он), СНН (акт, иск, ость), СННН (остр, Омск, Орск), СНННН (Эрнст – личное имя). Закрыто-прикрытые слоги образуются по таким моделям: НСН (дым, кот, наш), НСНН (гость, мост, шифр), ННСН (брат, стол, трон), НСННН (перст, пестр, Курск), ННСНН (дрозд, спорт, треск, хвост, Днепр), НННСН (вдруг, вздох, здрав, страх, строй), НСНННН (чувств, зло-действ), ННСННН (Днестр, се-квестр), НННСНН (страсть, изве-стность), ННСНННН (свойств, средств), НННСНННН (у-стройств) (примеры приводились выше, в § 54).

§ 55. Слоги есть во всех языках мира. При этом в разных языках они существенно различаются по своему строению, о чем уже говорилось выше. В частности, эти различия проявляются в отношении протяженности, фонетической сложности слогов, т.е. возможного количества звуков, составляющих один слог. Так, например, в китайском языке в состав слога может входить не более четырех звуков, в то время как в русском языке встречаются слоги, в которых содержится в два раза больше звуков.

В русском языке, как уже говорилось выше, различаются все основные типы слогов, т.е. слоги открытые и закрытые, прикрытые и неприкрытые. В общеславянском языке (или в славянском праязыке) на определенном этапе его развития, а также в древнерусском языке – до падения слабых редуцированных гласных – были возможны только открытые слоги, закрытые слоги не употреблялись, действовал так называемый закон открытого слога. Отсутствуют закрытые слоги и в некоторых современных языках, например в полинезийских (в языках коренного населения Полинезии). Только открытыми могут быть конечные слоги в испанском языке, точнее – в его исконной лексике. В арабском языке возможны открытые, закрытые и прикрытые слоги, но невозможны слоги неприкрытые, т.е. "допустимы лишь слоги вида “согласный + гласный” и “согласный + гласный + согласный”" .

В некоторых языках ограничен набор возможных моделей слогов (по сравнению с современным русским языком). Так, например, в японском языке прикрытые слоги начинаются единичными согласными, т.е. отсутствуют слоги, начинающиеся сочетанием разных согласных . То же самое характерно для исконной лексики финского и других языков финно- угорской семьи, тюркских языков. В ряде языков возможны различные ограничения в употреблении конечных согласных в закрытых слогах. Например, в дагестанском языке в конце закрытого слога могут употребляться только сочетания сонорных согласных с последующим шумным; в немецком языке в конце слога невозможны звонкие шумные согласные; в шведском языке "за кратким гласным следует долгий согласный, а за долгим гласным – краткий согласный" .

§ 56. Особенно сложным в теории слога представляется вопрос о выделении слогов в потоке речи, об определении границ слога , или слогораздела . Деление речевого потока на слоги во многих языках, в том числе и в современном русском языке, вызывает большие трудности. Это связано "с отсутствием единого понимания сущности слога.., а также с отсутствием четких критериев, на основании к-рых можно говорить о месте межслоговой границы" .

В русском языке границы между слогами (слогораздел) принято определять с учетом "закона восходящей звучности", суть которого состоит в том, что "в любом неначальном слоге слова звучность (сонорность) обязательно возрастает от начала слога к его вершине – гласному" . Звучность звуков речи можно различать с разной степенью точности. В зависимости от этого устанавливается разное количество степеней звучности звуков; некоторые ученые различают до десяти степеней звучности . По мнению Р. И. Аванесова, для установления слогораздела достаточно деления звуков по степени звучности на три большие группы: гласные (самые звучные), сонорные согласные, или сонанты, включая звук й [j] (менее звучные), шумные согласные (наименее звучные). В соответствии с таким делением звуков при сочетании шумного или двух шумных согласных с последующим сонорным внутри слова слогораздел проходит после гласного (например: па-трон, по-дъем , се-стра), при сочетании сонорного с шумным или двумя шумными – после сонорного перед шумным (ам-бар, вой-на, напер-сток), при сочетании разных шумных согласных – перед начальным шумным после гласного (со-пка , ни-тка) и т.д.

На основании осуществленных опытов установлено, что при сочетании сонорных согласных с последующими шумными слогораздел может проходить между сонором и предшествующим гласным, например, "возможно слогоделение мо-ржи, го-ржусь и даже ба-нда, бо-мба (хотя чаще мор-жи, гор-жусъ, бан-да, бом-ба)" . Болес того, некоторыми лингвистами высказывается мнение, согласно которому слогораздел в русском языке всегда происходит после гласных .

По утверждению отдельных лингвистов, на слогораздел в русском языке оказывают влияние и такие факторы, как словесное ударение, морфемные границы в слове .

Гораздо проще решаются вопросы определения слогораздела в таких языках, в которых отсутствуют закрытые слоги, или в языках, в которых границы слогов совпадают с границами морфем.

  • Маслов Ю. С.
  • Панов М. В. Русская фонетика. С. 171.
  • Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. С. 166.
  • Маслов Ю. С. Введение в языкознание. 1975. С. 78.

Лингвисты выделяют такое понятие, как слоги. Изучающим язык нужно уметь правильно определять их границы в словах и различать их по видам. Рассмотрим самые основные виды слогов, а также правила деления.

Слоги - что это такое?

Существуют разные подходы к определению этого понятия. С точки зрения фонетики, слог - это один звук или группа звуков, сопровождаемая выдыхательным толчком. В слове всегда ровно столько слогов, сколько в нем гласных. Можно сказать, что слог - это минимальная произносительная единица.

Слоговым (или слогообразующим звуком) является гласный. Согласный, соотвественно, считается неслоговым.

Виды слогов

Слоги также классифицируют на открытые и закрытые. Закрытые слоги оканчиваются на согласную, а открытые - на гласную. В русском языке отмечена тенденция к открытости слога.

Также если слог начинается с гласного звука, он является неприкрытым, а если с согласного - то прикрытым.

Выделяют еще слоги по акустическому строению:

  • восходящие, где от менее звучного (глухого согласного) идет и/или сонорный согласный, и/или гласный (па-па).
  • нисходящие, где, в отличие от восходящего, слог начинается от гласного, а затем идут уже сонорные согласные и/или глухие (ум).
  • восходяще-нисходящий, где получается подобие "горки", в которой сначала идут согласные по степени сонорности, затем вершина - гласный звук, и затем - "спуск" вниз, начиная с наиболее сонорных согласных (пинг-понг).
  • ровные слоги - одна гласная, то есть неприкрытые и открытые слоги являются ровными и состоят из одного только гласного (а).

Ударные и безударные слоги

Ударный слог - это слог, на гласную которого падает ударение, то есть гласная стоит в сильной позиции. На безударные слоги ударение не падает.

А безударные слоги, в свою очередь, делятся на два типа по отношению к ударному слогу: заударные и предударные. Нетрудно догадаться, что предударные стоят перед ударным слогом, заударные, соответственно, - после. Их также делят на предударные/заударные слоги разного порядка по отношению к ударному. Первый предударный или заударный находится ближе всего к ударяемому, второй по порядку стоит за первым заударным и предударным, и так далее.

Возьмем к примеру слово че-ре-до-ва-ни-е, где все слоги, стоит заметить, являются открытыми. Ударным будет четвертый слог -ва-, первым предударным - слог -до-, вторым - -ре-, третьим - че-. А вот первым заударным будет -ни-, вторым - -е.

Как делить слово по слогам?

Все слова можно поделить на слоги. В разных языках деление может происходить по-разному. Но как проходит деление в русском языке? Какие есть нюансы правила?

В целом, деление проходит по общим принципам:

  • Сколько гласных, столько и слогов. Если в слове есть один гласный звук, то это один слог, так как гласные являются слогообразующими. Например, это слова: кот, кит, тот, ток, которые состоят из одного слога.
  • Слогом может являться только гласный звук. Например, по слогам слово "этот" делится как э-тот.
  • Открытые слоги оканчиваются гласными, закрытые - согласными. Примеры открытости: мо-ло-ко, де-ле-ни-е, ко-ро-ва. Закрытые слоги встречаются, как правило, на конце слова или на стыке согласных (ком-пот, крот, дать). В русском языке, как уже говорилось, имеется тенденция к открытости слога.
  • Если в слове есть буква "й", то она отходит к предшествующему слогу. Например, мой-ка.
  • На стыке двух гласных происходит деление посередине, потому что двух гласных в одном слоге быть не может. В таком случае получается, что первый слог является открытым, а второй - неприкрытым (ха-ос).
  • Все сонорные (м, н, л, р) на стыке согласных перед глухими обычно "прилипают" к предшествующим им звукам, образуя слог.

Теории слогоделения

Тем не менее нет четких рамок того, что именно является слогом и где проходят его границы. Главное - наличие гласного, а вот определение границ может происходить по-разному. Существует несколько основных теории слогоделения.

  • Сонорная теория, в основе которой лежит принцип волны сонорности слога. Разработал ее ученый из Дании Отто Есперсен, а для русского языка продолжил идею Р. И. Аванесов. Он выделял четыре степени звучности, начиная с более сонорных и заканчивая несонорными. На вершине стоят гласные, затем по второй степени идут сонорные, третья степень - звонкие шумные, а на четвертом месте - полностью глухие согласные. То есть слог - это сочетание гласного с менее вплоть до несонорных.
  • Экспираторная теория (выдыхательная) подразумевает то, что слог - это один выдыхательный толчок. Сколько толчков, столько и слогов. Однако минус этой теории заключается в неопределенности границы слога на стыке согласных. В этой теории можно использовать свечку, чтобы понять, сколько слогов (воздушных толчков) в слове.
  • Теория "мускульного напряжения" несет в себе идею, что в слоге сочетаются уровни максимального и минимального мускульного напряжения (т. е. напряжния органов речи). Границей слога будут звуки минимального мускульного напряжения.

Теперь, когда вы знаете правила деления слов на слоги, у вас не возникнет проблем с переносом слов.


Фонетический слог - естественная минимальная произносительная единица речевого потока, одна из основных звуковых единиц фонетической системы русского языка. Л.Р. Зиндер писал: «Как бы ни была замедлена речь, как бы мы ни добивались ее членораздельности, дальше, чем на слоги, она не распадается».
Фонетические слоги состоят из одного или нескольких звуков, причем один из них должен быть слогообразующим. В русском языке слоговыми звуками являются гласные, как наиболее звучные.
В отечественной лингвистике не сложилось единого определения слога, хотя проблема слога и слогоделения слова давно привлекает внимание исследователей русской фонетики: одним из первых на эту тему высказался еще в 1747 году В.Г. Тредиаковский. Значительный вклад в развитие этой области был внесен такими известными отечественными лингвистами, как Л.В. Бондарко, Л.Р. Зиндер, М.В. Панов, Р.И. Аванесов, Л.В. Щерба. Было создано несколько теорий слога и слогоделения, в основе которых лежат разные подходы к слогу и, шире, к фонетике и разные аспекты изучения слога.
С точки зрения представителей экспираторной (физиологической) теории фонетический слог представляет собой звуковой поток, произносимый одним выдыхательным толчком. Проводя эксперимент с пламенем свечи, сторонники этой теории пытались наглядно доказать правомерность такого подхода. Если произнести слова том над пламенем свечи, то пламя дрогнет один раз, а в слове темный - два раза. Но эта теория не объяснит, почему в слове брызг пламя свечи колыхнется два раза.
Сторонники сонорной теории определяют слог, исходя из его акустических признаков. По этой теории слог - это волна звучности, потому в слоге группируются звуки разной степени звучности. Р.И. Аванесов, разрабатывая сонорную теорию применительно к русскому языку, присвоил всем группам звуков индексы, учитывая степень их звучности: гласные - 4, сонорные - 3, шумные звонкие - 2, глухие - 1. К примеру, слову амплитуда будет соответствовать ряд индексов 431341424. Место слогоделения совпадет с местом максимального спада звучности . Слоговым элементом является гласный звук; слоговые согласные нетипичны для русского языка, поэтому они часто развивают перед собой гласный - произносится [жызин], [тиатър]. Слоговыми иногда бывают и шумные согласные; слоговым согласным является, например, звук [с] в междометиях кс-кс-кс (когда подзывают кошку) или тс! (призыв к молчанию).
В теории мускульного напряжения (динамическая), разрабатываемой Л.В. Щербой и его последователями, понимает слог как отрезок звучания, произносимый одним толчком мускульного напряжения. В каждом слоге мускульное напряжение возрастает, достигает максимума при образовании гласных, а затем падает при образовании согласных. Обычно с волной мускульного напряжения совпадает волна сонорности. Данная теория, однако, позволяет проводить границу слога в одном и том же слове по-разному (спар-жа и спа-ржа). На место слогоделения по теории мускульного напряжения оказывает влияние место ударения: ударный звук как наиболее напряженный способен притягивать к себе рядом стоящие согласные звуки: [шап- къ], но [кА-пкан].
Согласно теории эксплозивно-имплозивной, выдвинутой Ф. де Сос- сюром, звуки подразделяются на «смыкатели» (имплозивные) и «размыкатели» (эксплозивные). Например, в слове кольский слоги распределяются следующим образом: [кол-скиу]. Слогоделение проходит обычно там же, где и по теории сонорности.
По-видимому, каждая из этих теорий, как считает М.В. Панов, заклю - чает в себе только часть истины. По-видимому, следует признать, что русском языке есть случаи двоякого и в равной мере допустимого слогоделения.

Сингармонизм (греч. σύν - одновременно и άρμονία - созвучие) - единообразное по составу гласных (иногда согласных - в некоторых индейских языках) оформление слова как морфологической единицы. Сингармонизм свойствен тюркским, финно-угорским, тунгусо-манчжурским и некоторым другим языкам: шалаш, баран, сундук, урюк, бурдюк . В частном случае под сингармонизмом может пониматься уподобление гласных (иногда и согласных) аффиксов гласным корня: в турецком языке oda + lar (комната - комнаты), ev + ler (дом - дома). Эта идеальная схема реализуется в сингармонических языках далеко не всегда: она часто не распространяется на префиксы и сложные слова, в словах с переднерядными и заднерядными гласными могут использоваться одни и те же нейтральные гласные (чаще е, i).

Комбинаторные изменения.

Аккомодация (лат. accomodаtio - приспособление, приноровление) - частичное приспособление артикуляции смежных согласных и гласных звуков.

Приспособление артикуляции проявляется всегда в частичном приспособлении экскурсии и рекурсии соседствующих звуков.

Выделяют прогрессивную и регрессивную аккомодации. Если экскурсия последующего звука приспосабливается к рекурсии предыдущего, то говорят о прогрессивной аккомодации: рад - ряд, лук - люк, ток - тёк . В этом случае гласные после мягких согласных становятся артикуляционно более передними. При прогрессивной аккомодации могут возникать глайды - скользящие переходные звуки: воля - в(у)ол’ь .

Если рекурсия предыдущего звука приспосабливается к экскурсии последующего, то говорят о регрессивной аккомодации: порядок - п˄р’адък, где [а] становится более передним; кавалерия - къвал’эр’иjь , лыком - лыкъм , где [ы] становится более задним, на слух ниже (в основном виде [и] после мягких: лик . В этом случае, как показывают примеры, гласные перед мягкими согласными становятся более закрытыми и напряженными, акустически они менее звучные.

Возможна аккомодация звуков в обоих направлениях: тот - тёть [т’от’] . В этом случае гласные артикуляционно и акустически становятся более передними и закрытыми.

Ассимиляция (лат. assimilatio - уподобление) - артикуляционное уподобление звуков. Ассимиляция возможна как между гласными, так и между согласными.

Виды ассимиляции различаются

  • по степени уподобления звуков,
  • по направлению уподобления,
  • по месту уподобления,
  • по признаку уподобления.

По степени уподобления выделяют полную и частичную ассимиляцию. Полная ассимиляция - абсолютное уподобление взаимодействующих звуков: сжечь [жэч’], бесшумный [б’и е шумный], летчик [л’оч’ик]. При неполной ассимиляции различия между звуками сохраняется: поход ка, двер ь, сданн ый.

По направлению уподобления выделяют регрессивную и прогрессивную ассимиляции. Сравним: сбросить - зброс’ит, походка - п˄хоткъ и Ванька - Ван’к’ь (в говорах русского языка), англ. pen - pens (s→z под воздействие звонкого n). Прогрессивная ассимиляция редка.

По месту уподобления звуков выделяют контактную и дистактную, или дистантную ассимиляции. Если взаимодействуют смежные звуки - ассимиляция контактная: трафкъ, лоткъ, з’в’ер’. При дистантной ассимиляции уподобляются звуки, разделенные другими: ч’и(е)ч’ас, роб’онък, лъбъл˄тор’иjь . Как видим, этот вид ассимиляции свойствен только диалектной речи.

По признаку уподобления: твердость / мягкость, глухость / звонкость, огубление.

Полная характеристика ассимиляции: зброс’ит - частичная, регрессивная, контактная, по звонкости; п˄хоткъ - частичная, регрессивная, контактная, по глухости; роб’онък - полная, регрессивная, дистантная, по способу образования.

Диссимиляция (лат. dissimilatio - расподобление) - процесс, обратный ассимиляции, расподобление одного или более одинаковых или подобных звуков в пределах слова, утрата ими общих фонетических признаков. Диссимиляция возможна между гласными и согласными и направлена на облегчение произношения. По месту взаимодействия звуков может быть контактной и дистантной: бонба, транвай, секлетарь, пролубь, колидор, дилектор. Закрепились в литературном языке диссимилятивные формы верблюд и февраль из велблюд, феврарь. По направлению выделяют регрессивную (колидор ) и прогрессивную (пролубь ) диссимиляции.

В ряде случаев ассимиляции и диссимиляция могут происходить одновременно: мягкий - м’ах’к’ий, где гк → кк в результате полной регрессивной ассимиляции по глухости и мягкости, а также регрессивной диссимиляции по способу образования - кк → хк.

На основе ассимилятивных и диссимилятивных процессов могут возникать диэреза, эпентеза, метатеза, протеза, гаплология и др. явления.

Диэреза , или выкидка (греч. διαίρεσις - разделенность) - выпадение звука в сложном сочетании звуков на ассимилятивной основе: поездка, здравствуй, лестница - п˄jэскъ, здрастуй, л’эс’н’ицъ.

Эпентеза , или вставка (греч. έπνθέσις - вставка) - вставка звука на месте непосредственного соседства двух гласных (зияния), которая чаще возникает на диссимилятивной основе:

  • вставляется звук j: Индия - ин’д’иjь, бульон - бул’jон, гильотина - г’ил’jэт’инъ, театр - т’и(е)jатр, шпион - шп’иjон;
  • вставляется звук в: Родион - ръд’ивон, радио - рад’ивъ, какао - к˄кавъ;
  • вставляются звуки т, д: срам - страм, нрав - ндраф, встреча - фстр’еч’ъ (ср. Сретенка, сретение). Исторически закрепились в языке эпентезы в словах типа корабль, плевать (л эпентетикум).

Протеза (греч. πρόσθεις - прибавление, приставление), или надставка - приставление звука к началу слова. Часто рассматривается как разновидность эпентез: восемь (ср. осьмушка, осьминог ), восходящее к индоевропейскому *okto, вострый (ср. навострить лыжи; Взял он саблю, взял он востру и зарезал сам себя ), гусеница (усеница), ишла, jэто .

Метатеза (греч. μετάθεασις - перестановка) - перестановка звуков, происходящая на ассимилятивной и диссимилятивной основах. В основном характерна для

  • заимствованных слов (футляр - Futteral, тарелка - Teller, Фрол - flor, невроз, но нервный - neuron ), Cеливерст, Селиверстов - Сильвестр (от лат. silvester - лесной);
  • детской речи (самолетик - масолетик ) и
  • территориальных диалектов (ларек - ралек, медведь - ведмедь, Таджикистан - Таждикистан ).

Гаплология (греч. άπλόος - простой, истинный) - выпадение вследствие диссимиляции одного из двух непосредственно следующих друг за другом одинаковых или сходных слогов: радодушие - радушие, знаменоносец - знаменосец, минералология - минералогия, коричневоватый - коричневатый.

Слог

Членение речевого потока на слоги характерно для всех языков мира. Слог везде выступает как минимальная произносительная (артикуляционная) единица речи. Слог - это такой минимальный отрезок речи, который характеризуется артикуляционной спаянностью входящих в него звуков и имеет единственную вершину звучности.

Слог может состоять 1) из одного звука, 2) из нескольких звуков, соседствующих в речевой цепи и объединенных с точки зрения произнесения в неделимое целое: про-хо-дить, па-ро-ход . С точки зрения 1) артикуляционной это волна мускульного напряжения речевых органов, с 2) акустической - нарастание и спад звучания, волна сонорности. Слог имеет вершину, или ядро, по терминологии Н.С. Трубецкого, - слогоноситель - звук самой сильной звучности (по о о к) - и периферию, на которой, как правило, располагаются согласные звуки: п о-р о-ш ок.

Возможны слоги, не содержащие гласного звука. В таких слогах ядро составляют сонорные согласные звуки, способные выполнять специфическую функцию - образовывать слоги. Сонорные - это согласные звуки, которые образуются при помощи голоса и незначительного участия шума: м, н, р, л и их мягкие варианты. Они называются слогообразующими , или слоговыми сонантами (от лат. sonans - звучащий). В русском языке такие слоги характерны для беглой разговорной речи: хол одно, им енно, антон овка .

В ряде языков слогообразущие сонанты являются нормой, а не только связаны с каким-то определенным стилем речи: чешское pr st , Br no, vr ba, vl k , сербохорватское р т (мыс). (Ударение падает на слогообразующий звук, ср.: Br no - Брно ). Слог может содержать и два гласных звука и даже три: немецкое Mau s, вьетнамское ngoai . В таких случаях в ядро включают ударный гласный, а другие - в периферию. Периферийные гласные называют неслоговыми .

В качестве слогообразующих элементов могут выступать дифтонги (διφθόγγον - двоезвучие) - сочетание двух гласных, произносимых как один слог, и трифтонги, которые иногда объединяются в одно понятие - полифтонг . Принято выделять истинные и ложные , или скользящие дифтонги. 1) Истинный дифтонг предполагает такое соединение гласных, в системе которого оба звука являются в одинаковой степени слогообразующими. Такие дифтонги есть, например, в латышском языке: Vai ši vieta ir brita ? (Это место свободно?). Однако в подавляющем большинстве языков в дифтонгах выделяется в качестве слогообразующего один звук, а другой только дополняет его; другие гласные называются в этом случае полугласными, или глайдами . Это и есть 2) ложные дифтонги.

Примеры трифтонгов можно обнаружить в английском языке: desire (желание), flower (цветок), lower (низший). В современном русском литературном языке дифтонгов и трифтонгов нет.

Помимо дифтонгов выделяются дифтонгоиды . Это гласные с неоднородным звучанием, начинающиеся или заканчивающиеся кратким призвуком другого гласного, обычно близкого по артикуляции (например, в долганском языке; полагают также, что русское [о] имеет в начале [у]-образный призвук): воля .

Во многих африканских языках (ламба, эфик, ибо, зулу), в ганацких говорах чешского языка в качестве слогообразующих выступают группы «гласный + согласный», последний, как правило, носовой м или плавные р, л .

Следовательно, можно выделить несколько типов слогоносителей : гласные звуки; дифтонги, трифтонги (многофонемная группа гласных); сонанты; группа «гласный + согласный». В русском языке вершина звучности представлена только гласной.

Количество слогов в отрезке звукового потока на основании такого определения установить легко - по количеству слогообразующих звуков. Сложнее обстоит дело с выделением границы слога. Затруднений не возникает, если два гласных следуют друг за другом или разделены единственным согласным: па-ук, во-о-чи-ю, на-у-гад, ко-ло-сок. Но если в слове имеется стечение согласных, то выделение слоговой границы не так очевидно: а-кус-ти-ка или а-ку- сти-ка, о-стров или ос-тров? А в словах типа мхи, лжет один слог, но две вершины (пика) звучности, потому что слог содержит и сонант, и гласный.

К сожалению, проблема не имеет однозначного решения. Из акустических описаний слога наиболее широко распространена в российском языковедении теория Рубена Ивановича Аванесова (1902-1982), восходящая к идеям датского лингвиста Отто Есперсена. По Р.И. Аванесову, при стечении согласных между гласными слогораздел зависит от соотношений сонорности звуков в этом стечении. Если первый согласный более сонорный, чем следующий, то он отходит к предшествующему слогу: пуль-ка, та-рел-ка, бан-ка, тол-стый , вой-на . Если же первый согласный в стечении менее сонорный или все звуки в стечении равны по сонорности, то стечение согласных целиком отходит к последующему слогу: пу-шка, о-стров, па-чкать .

Слогоделение во многом зависит от морфемной (смысловой) членимости слова: гор-к а, мерк-н ет, спеш-к а, вкус-н о. Вместе с тем, конечно, есть масса случаев несовпадения морфемного и слогового членения, что связано и с типологической спецификой каждого языка. В русском, флективном, языке, нет четких границ между морфемами, как, например, в агглютинативных языках. И это отчасти обусловливает характер слогоделения: го-ло-ва, зо-ло-той .

Каждый язык имеет свои типичные модели слога, в которых фиксируются специфические для этого языка характеристики слога. Они определяются сочетанием согласных и гласных внутри слога. Так, в арабском допустимы лишь слоги типа «согласный + гласный» или «согласный + гласный + согласный», в финском языке не может быть группы согласных в начале слога. Исключение составляют слоги в заимствованных словах новейшего времени. Напротив, в армянском языке сочетание Мкртчян вполне нормативно.

Связь слога с членением на морфемы.

  1. Слог может быть не связан с членением на морфемы (с выделением значимых частей слова), и потому при образовании грамматических форм слова границы слога могут быть подвижными: дом , но до-ма, до-му . Это характерно и для ряда служебных слов: от окна /а-та-кна/, под окном /па-да-кном/.
  2. Существуют языки, в которых слог является устойчивым звуковым образованием, он не изменяет в потоке речи своих границ и состава. Это, например, большинство языков Китая и Юго-Восточной Азии, в том числе китайский, бирманский, вьетнамский языки. Такие языки называются языками слогового строя. Слог обычно представляет одну морфему. То есть границы морфем и слогов совпадают. Поэтому минимальная фонологическая единица таких языков не звук, а слог, силлабема (греч. συλλαβή - повязка, завязка, слог). Если при этом учитывается возможность чередования звуков внутри слога, то в качестве единиц могут выступать инициаль (начальный согласный слога, участвующий в чередовании) или финаль (остальная часть слога как единое целое).

Типы слогов.

1. Слоги прикрытые и неприкрытые выделяются по характеру начального звука слога. Прикрытые начинаются неслогообразующим звуком: я, юг, сам, сто, кран, дни, шью . Неприкрытые слоги начинаются слогообразующим звуком: ак-ва-ри-ум, от-нес-ти, ад, ус, иск, он .

2. Слоги открытые и закрытые выделяются по характеру конечного звука слога. Открытый слог заканчивается слогообразующим звуком (не обязательно гласным!): сме-на, ja-ма, ja-ша, vr-ba, Br-no, ко-рова, стра-на, гли-на. Закрытый слог заканчивается неслогообразующим звуком: иг-рай, петь, кус-тик, под-рыв-ник, он, торт, текст, рой . В одних языках используются и открытые, и закрытые слоги: в русском, английском, немецком, французском и др. В ряде языков возможны только открытые слоги: в подавляющем большинстве случаев слоги японского языка.

3. Полуоткрытые (заканчиваются сонорными согласными): сор-няк, крон-штейн. Охарактеризуем слоги в слове дви-же-ни-йе .

4. Слоги долгие и краткие. Долгие слоги содержат либо долгий гласный, либо краткий гласный перед группой из двух или более согласных. Краткие слоги содержат краткий гласный не перед группой согласных. Такие слоги характерны для древнегреческого и латыни, существенно разграничение этих типов слогов и для арабского языка: Σε-λή-νη (Селена, дочь Феба, богиня луны), σεί ω (1) трясти, потрясывать, качать, 2) волновать, приводить в смятение); a-dōr-no (готовить, устраивать, подготовлять и др.), a-dū-lā-bi-lis (доступный лести, а также льстивый, вкрадчивый).

С позиций любой слоговой теории в русском языке преобладают прикрытые открытые слоги. Это одно из следствий действовавшего в древнерусском языке до XII-XIII вв. закона открытого слога: слог строился по правилу восходящей звучности и всегда оканчивался гласным (типа ко-ро-ва, дви-же-ни-йе ).

Слог относится к линейным , или сегментным единицам, к которым причисляют также слово, словосочетание, синтагму, фразу, сверхфразовое единство, текст. Это такие единицы, которые представлены реальными отрезками (сегментами) речи определенной протяженности. Кроме них выделяются суперсегментные (супрасегментные ) единицы. Они наслаиваются на линейную цепочку единиц, реализуются только одновременно с сегментными единицами, на их субстанции. Такие единицы называются просодическими (греч. προσωδια - припев, ударение). В некоторых теоретических построениях они называются просодемами и супрасегментными фонемами .

К просодическим элементам относятся

  • ударение, слоговое и словесное,
  • речевая мелодия, или мелодика,
  • временные и тембровые характеристики речи (темп, изменение интенсивности (силы) звучания и произнесения фрагментов речи, паузы, тембр),
  • ритм,
  • в тональных языках выделяется особая единица - словесные тоны. В последнем случае термин просодия часто употребляется синонимично термину интонация.

В связи со спецификой объекта и проблематики исследования выделяют акцентологию как раздел языковедения, исследующий ударение (и слоговой акцент, если он выделяется) и просодику в узком смысле (или интонологию ) - как исследование фразовой интонации

Словесное ударение (акцент), его функции и типы .

Ударение - выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств. Различают словесное, синтагматическое (тактовое) и фразовое ударение в зависимости оттого, с какой сегментной единицей соотносится ударение.

Сравним изолированное произношение слогов и идентичных им в звуковом отношении слогов в составе слова: ка-ран-даш и ка (название буквы), ран (р.п. мн. ч. от рана ) и форма 2 лица ед. числа буд. вр. глагола дашь . Слог, сохраняющий артикуляцию, сходную с его изолированным произношением, оказывается выделенным на фоне соседних. Такое ударение называется словесным ударением .

В разных языках ударный слог по-разному отличается от безударных:

  • характерной интонацией (при музыкальном, или тоновом ударении),
  • большей силой (при силовом, динамическом, или экспираторном ударении),
  • большей длительностью (при долготном, количественном, или квантитативном ударении),
  • а также может характеризоваться различной комбинацией перечисленных признаков.

Ударный слог или группа слогов, объединенных вокруг ударного, называется фонетическим, или акцентным словом.

От словоформы оно может отличаться,

  • во-первых, по объему, так как словоформы, не имеющие собственного ударения, могут примыкать к имеющим ударениям спереди или сзади (проклитики или энклитики): А в том городе они и жили - 7 словоформ, но 3 фонетических слова.
  • Во-вторых, фонетическое слово - это только звуковая оболочка, которая не фиксирует образование какого-то нового значения.

Совокупность форм слова с учетом места ударения в них называется акцентной парадигмой , которая может быть подвижной (голова , го ловы, головы , голово й ) и неподвижной (коро ва, коро вы, коро в ).

Если сравнивать в потоке речи не слоги, а целые фонетические слова, то окажется, что они звучат неодинаково: отдельные слова мы выделяем на фоне других: Давайте читать, давайте читать роман . Такое выделение слова на фоне соседних называется тактовым ударением , а слово, несущее тактовое ударение, или группа слов, - речевым тактом .

Вчера / над нашим островом / бушевал / страшный ураган.

В речевом потоке есть такие моменты, которые сигнализируют слушающему о том, что говорящий закончил свою мысль. Чаще всего это специфическая интонация. Отрезок речевого потока характеризующийся интонационной законченностью, называется фразой . Фраза может состоять из одного или нескольких тактов, которые не одинаково выделяются ударением в потоке речи: Из весенней земли // начали появляться // первые травы . Наиболее выделяющееся тактовое ударение во фразе называется фразовым ударением: // первые травы //. Фраза может иметь несколько фразовых ударений. В некоторых языках фразовое ударение очень важно. Считают, что, например, во французском языке это единственный тип ударения.

Для практического усвоения интонации другого языка необходимо знать образцы типичных интонаций - так называемые интонационные схемы, контуры, конструкции.