Ос в некоммерческой организации проводки. Учет основных средств некоммерческими организациями. Какие документы нужны – документальное оформление

Учет основных средств, используемых в основной уставной деятельности некоммерческих организаций, имеет свою специфику. Оценка и учет основных средств, используемых в некоммерческих организациях для ведения предпринимательской деятельности, аналогичны их оценке и учету в коммерческих организациях.

В настоящее время оценка и учет объектов основных средств регулируется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и ПБУ 6/01.

Поступление основных средств. Источниками поступления основных средств в некоммерческих организациях могут быть:

Уставный фонд;

Целевое финансирование;

Безвозмездное поступление (дарение) от сторонних организаций и физических лиц;

Доходы от предпринимательской деятельности.

По общему правилу основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. В зависимости от источника поступления первоначальная стоимость определяется следующим образом:

По основным средствам, полученным в счет вклада в уставный фонд, - согласованная учредителями стоимость;

По безвозмездно полученным основным средствам, в том числе в качестве целевого финансирования, - текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету*;

По основным средствам, приобретенным за плату за счет доходов от предпринимательской деятельности, за счет других источников - сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

В первоначальную стоимость объектов основных средств включаются также фактические затраты организации на доставку объектов и их приведение в состояние, пригодное для использования.

Вне зависимости от источников поступления объектов основных средств и формы организации используется счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» для предварительного аккумулирования затрат, которые впоследствии составят инвентарную стоимость объекта.

Основанием для принятия основных средств к учету является акт приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1), оформленный надлежащим образом.

Дополнительным условием для зачисления на баланс основных средств, относящихся к объектам недвижимости, является наличие свидетельства о государственной регистрации. Это же условие является необходимым для начисления амортизации по объектам недвижимости (кроме земли и недр, которые не амортизируются), если приобретенные или полученные объекты используются при осуществлении предпринимательской деятельности.

Поступление объектов основных средств оформляется следующими проводками:

ДЕБЕТ 08 «Вложения во внеоборотные активы» КРЕДИТ счетов учета расчетов и затрат (60, 23, 70,69,10 и т.д.)

Формирование первоначальной стоимости объектов основных средств, приобретаемых, создаваемых хозяйственным или подрядным способом;

ДЕБЕТ 08 «Вложения во внеоборотные активы» КРЕДИТ 75 «Расчеты с учредителями»

Внесение объекта основных средств в качестве вклада в уставный капитал;

ДЕБЕТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»

Отражена дебиторская задолженность по целевому финансированию;

ДЕБЕТ 08 «Вложения во внеоборотные активы» КРЕДИТ 76 «Расчеты с учредителями»

Получение объекта основных средств в счет целевого финансирования;

ДЕБЕТ 01 «Основные средства» КРЕДИТ 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Ввод объекта основных средств в эксплуатацию (на основании ОС 1).

Выбытие основных средств. Если объект основных средств не используется большев деятельности некоммерческих организаций по причине полного физического или морального износа, повреждения, утраты и т.п., он должен списываться с баланса организации.

Оценка. Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от реализации принимается к бухгалтерскому учету в сумме, оговоренной сторонами в договоре. Полученные суммы относятся на увеличение доходов по счету 91-1«Прочие доходы».

Выбытие объектов основных средств оформляется следующими проводками:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01 «Основные средства»

На сумму первоначальной стоимости выбывших объектов основных средств;

ДЕБЕТ 02 «Амортизация основных средств» КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

Списание начисленной по выбывающему объекту основных средств амортизации, если объект использовался в предпринимательской деятельности, и, следовательно, по нему начислялась амортизация;

КРЕДИТ 010 «Износ основных средств»

Списание начисленного износа по объекту основных средств, если он использовался для осуществления основной уставной деятельности некоммерческих организаций;

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 91 «Прочие доходы и расходы»

Получены материалы в результате демонтажа (разборки, ликвидации) выбывающих объектов;

ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы» КРЕДИТ счетов учета затрат (23, 10, 70, 69)

Произведены расходы на демонтаж (разборку, ликвидацию) объекта основных средств (работы вспомогательных производств, материалы, заработная плата (с начислениями) работников, занятых демонтажем);

ДЕБЕТ 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» КРЕДИТ 91 «Прочие доходы и расходы»

Отгрузка, отражена дебиторская задолженность по продаваемому объекту основных средств (на сумму договорной стоимости);

ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы» КРЕДИТ 01, субсчет «Выбытие основных средств»

Списана остаточная стоимость выбывшего объекта основных средств;

ДЕБЕТ 86 «Целевое финансирование» КРЕДИТ 91 «Прочие доходы и расходы»

Отражен убыток от выбытия объекта основных средств (относится на уменьшение доходов);

ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы» КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»

Отражена прибыль от продажи объекта основных средств или иного выбытия.

Износ ОС, используемых в основной уставной деятельности НКО. В некоммерческих организациях основные средства, используемые при осуществлении основной уставной деятельности (непредпринимательской), не амортизируются. Это значит, что их стоимость не переносится на себестоимость продукции (счета формирования затрат). На стоимость таких объектов основных средств в конце отчетного года начисляется износ. Но по имуществу, приобретенному до 1 января 2000 года, начисление амортизации и списание производятся в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 18.09.2000 № 04-02-05/2, причем речь в нем идет не только об основных средствах, но и о следующих видах имущества: малоценных и быстроизнашивающихся предметах, нематериальных активах).

По объектам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2002 года, амортизация начисляется исходя из Единых норм амортизационных отчислений. По объектам, введенным в эксплуатацию после 1 января 2002 года, для начисления износа можно пользоваться Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Для обобщения информации о движении сумм износа (которому, естественно, подвержены основные средства некоммерческих организаций) предназначен забалансовный счет 010 «Износ основных средств». Аналитический учет по счету 010 «Износ основных средств» ведется по каждому объекту основных средств.

Начисление износа производится в конце года по установленным нормам амортизационных отчислений (Инструкция по применению плана счетов). Напомним, что по забалансовым счетам не используется метод двойной записи, то есть начисление износа будет выглядеть так:

ДЕБЕТ 010 «Износ основных средств»

- на сумму износа за год по норме амортизации.

При выбытии отдельных объектов (включая продажу, безвозмездную передачу и т.п.) сумма износа по ним списывается со счета 010 «Износ основных средств» (проводка Кредит 010).

Изложенный выше порядок начисления амортизации по объектам основных средств применяется исключительно для целей бухгалтерского учета.

Налоговый учет содержит другие правила начисления и учета сумм амортизации по объектам основных средств некоммерческих организаций.

Амортизация основных средств, используемых в предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Эти основные средства амортизируются с использованием счета 02 «Амортизация основных средств». Их стоимость переносится на себестоимость продукции. Напомним, что в бухгалтерском учете существует четыре способа начисления амортизации:

Линейный способ;

Способ уменьшаемого остатка;

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение конкретного способа амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования этих основных средств.

Начисление амортизации по каждому объекту основных средств или группе однородных объектов основных средств производится ежемесячно проводкой:

ДЕБЕТ счетов учета затрат (20,26 и т.д.) КРЕДИТ 02 «Амортизация основных средств».

К тем объектам основных средств, которые приобретены за счет прибыли некоммерческих организаций и приняты к бухгалтерскому учету, начиная с 1 января 2002 года, для целей бухгалтерского учета рекомендуется применять Постановление Правительства РФ «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 1 января 2002 г. № 1 (Письмо Минфина России от 21.01.2003 № 16-00-14/17). Иначе говоря, амортизацию можно начислять исходя из тех же сроков полезного использования объектов основных средств, что и в налоговом учете.

Ремонт основных средств. В некоммерческих организациях ремонт основных средств, используемых в основной уставной деятельности, производится в соответствии со сметой доходов и расходов. Восстановление основных средств, в результате которого их первоначальная стоимость должна увеличиться (модернизация, реконструкция и т.п.), является отдельным целевым мероприятием и должно финансироваться также отдельно. Расходы по всем видам ремонта учитываются наравне с иными видами расходов - административными и хозяйственными: сумма расходов на ремонт основных средств относится в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» с последующим списанием за счет источников финансирования (Дебет 86 Кредит 26).

Переоценка ОС. Право на переоценку основных средств раз в год предоставлено коммерческим организациям, на некоммерческие организации это положение не распространяется (п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», это также подчеркивается в письме Минфина России от 25.1 1.2002 № 16-00-14/453). Получается, что некоммерческие организации переоценивать основные средства не могут, независимо от того, используются они в основной уставной или в предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.

Казенному учреждению подведомственному Минфину разрешили списать объект недвижимого имущества. Когда произвести списание объекта с баланса: после сноса или после прекращения прав собственности? Мы, получив согласие на списание объекта недвижимости, снесли здание. Затем подали документы на прекращение прав собственности РФ и оперативного управления. После получения кадастровый выписки о снятии объекта с кадастрового учета и получения выписки из ЕГРН о прекращении прав собственности РФ и оперативного управления произвели списание объекта недвижимости с баланса датой прекращения права. Как быть с инвентаризацией: как отображать еще не списанный с баланса, но уже снесенный объект недвижимости в инвентаризационных описях? Инвентаризация проходит с 01.11.17 по 30.11.17. прекращение права 21.11.17.

Ответ

Имущество, которое выбыло из эксплуатации в результате принятия в решения о его списании, до момента его ликвидации (уничтожения), не подлежит учету в составе основных средств. Это следует из письма Минфина России от 19.12.2013 № 02-06-010/56211 (см. здесь). Поэтому, объекты основных средств необходимо списывать с балансового учёта на основании акта о списании, согласованного с учредителем.

Учитывая, что при списании с балансового учёта, к акту должны прилагаться документы, подтверждающие прекращение права оперативного управления , соответственно, датой списания объекта недвижимости с балансового учёта должна быть дата, указанная в акте на списание (если иные условия не отражены в нормативно-правовых актах на региональном (местном) уровне).

При списании с балансового учёта, недвижимое имущество, подлежащее разбору (уничтожению, утилизации) одновременно должно быть отражено на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента уничтожения. Такой вывод следует из пункта 335 Инструкции № 157н и письма Минфина России от 19.12.2013 № 02-06-010/56211.

Имущество, отраженное на забалансовых счетах, подлежит инвентаризации в общем порядке. При проведении инвентаризации имущества, числящегося на забалансовом счёте 02, используйте инвентаризационную опись (сличительную ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).

В какую ведомость будут занесены данные об объекте недвижимости (по балансовым счетам или по забалансовым) будет зависеть от даты, на которую проводилась инвентаризация по недвижимому имуществу.

Учитывая, что положения пункта 51 Инструкции 157н и пункта10 Инструкции 162н (см. здесь), имеют двоякий смысл, так как в них не указано, с какого именно учета списывать имущество при утилизации (с балансового или забалансового), поэтому, во избежание разногласий с проверяющими, закрепите порядок отражения имущества, подлежащего утилизации (демонтажу), в Учётной политике учреждения.

Обоснование

Как оформить выбытие недвижимого и движимого имущества

Все имущество закреплено за учреждениями на праве оперативного управления. Исключение установлено для объектов культурного наследия (культурных ценностей). Такие объекты используются учреждением в особом порядке, как правило, на основе охранно-арендных договоров или на праве безвозмездного пользования. Об этом сказано в пункте 1статьи 123.21 пункте 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ, частях 1, 8 статьи 3 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, пункте 9 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Имущество учреждений подразделяют на следующие группы:

 имущество, которое закрепил за ними учредитель;

 имущество, приобретенное за счет средств учредителя (выделенных на эти цели);

 имущество, полученное учреждением другим способом (в т. ч. купленное за счет средств от деятельности, приносящей доход).

Распоряжение имуществом и его списание

Перечень имущества, выбытие которого необходимо согласовывать с собственником, и порядок получения согласия на его списание зависят от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, без согласия собственника (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Это значит, что при выбытии любого имущества казенное учреждение должно получить согласие собственника на списание.

Порядок согласования выбытия имущества зависит от того, на базе какого имущества создано казенное учреждение:

 имущества субъекта РФ (муниципального образования);

 федерального имущества.

Для казенных учреждений субъекта РФ (муниципалитета) порядок согласования устанавливается нормативно-правовыми актами, принятыми на региональном (местном) уровне. Например, для муниципальных казенных учреждений города Челябинска решением Челябинской городской Думы от 28 июня 2011 г. № 25/17утверждено Положение о порядке списания имущества. В частности, для получения согласия на списание имущества учреждению нужно представить:

 заявление о согласовании списания имущества казенного учреждения;

 экспертное заключение о техническом состоянии имущества казенного учреждения;

 акты о выявленных дефектах оборудования по утвержденной унифицированной форме.

Для федеральных казенных учреждений порядок согласования выбытия имущества устанавливают федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых они находятся (подп. «д», «е» п. 4, п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834). Например, для федеральных учреждений, подведомственных Росреестру, перечень документов установлен приказом от 30 июля 2012 г. № П/340. Порядок согласования решения о списании федерального имущества учреждений (в т. ч. казенных), подведомственных Минобрнауки России, определен регламентом, утвержденным приказом от 20 мая 2011 г. № 1676.

Документы, чтобы согласовать списание федерального имущества, учреждения представляют учредителю в Порядке, утвержденном совместным приказом от 10 марта 2011 г. Минэкономразвития России № 96 и Минфина России № 30н.

Отдельно выделим списание имущества федерального учреждения, которое прекращает деятельность: ликвидируется или реорганизуется. В этом случае решение принимает ликвидационная комиссия по согласованию с ГРБС и Росимуществом (п. 5.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834).

Особенности списания федерального имущества установлены также в отношении:

 территориальных органов федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), территориальных органов управления государственных внебюджетных фондов РФ, подведомственных учреждений государственных академий наук – подпунктами «в», «г» пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834;

 федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов управления внебюджетными фондами РФ, государственных академий наук – подпунктами «а», «б» пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834.

Документальное оформление

Списание объекта с учета нужно оформить первичным документом, к примеру – актом на списание. Какой документ (акт) нужно составить, будет зависеть от вида имущества. Так, например, при списании основных средств нужно составить акты по форме:

 № 0504105 – при списании транспортных средств;

 № 0504104 – при списании других основных средств (кроме транспортных средств);

 № 0504143 – при списании мягкого и хозяйственного инвентаря;

 № 0504144 – при списании исключенной из библиотеки литературы (с приложением списков исключенной литературы).

Это следует из Методических указаний к формам № 0504104, № 0504105, № 0504143, № 0504144, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Подробнее о документальном оформлении см. в рекомендациях:

 Безвозмездная передача основных средств;

 Ликвидация основных средств;

 Продажа основных средств;

 Отпуск материальных запасов в эксплуатацию (производство);

Реализация материальных запасов (кроме товаров и готовой продукции).

Зачастую решение о выбытии имущества принимает комиссия по поступлению и выбытию активов, она же утверждает составленные акты. Как ее создать, см. здесь.

Помимо первичного документа (акта) законодательством может быть предусмотрено оформление других документов. Так, чтобы согласовать списание федерального имущества, нужно оформить и направить собственнику:

 перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;

 копию решения о создании постоянно действующей комиссии, а также Положение о данной комиссии, ее состав, утвержденные приказом руководителя учреждения;

 копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов имущества.

Указанные документы направьте сопроводительным письмом, содержащим полное наименование учреждения.

Об этом сказано в Порядке, утвержденном совместным приказом от 10 марта 2011 г. Минэкономразвития России № 96 и Минфина России № 30н.

На региональном (местном) уровне может быть установлен другой комплект документов.

Пример оформления выбытия особо ценного движимого имущества в учреждении

Бюджетное учреждение «Альфа» в июне ликвидирует физически изношенное оборудование стоимостью 750 000 руб. Оборудование ранее было приобретено за счет средств выделенных учредителем и включено в состав особо ценного движимого имущества, поэтому его ликвидацию «Альфа» должна согласовать с учредителем. Процедура согласования утверждена учредителем.

Состав комиссии по поступлению и выбытию активов руководитель «Альфы» утвердил приказом.

После принятия решения о ликвидации оборудования комиссия составила акт о списании объекта основных средств (ф. 0504104). Далее (после оформления акта) «Альфа» направила учредителю заявление о согласовании списания имущества. К заявлению приложены следующие документы:

 акт (ф. 0504104);

 копия приказа о создании комиссии;

 копия инвентарной карточки;

 справка о балансовой стоимости оборудования;

 заключение о техническом состоянии объекта основных средств (составленное по результатам проведения технической экспертизы);

 копия протокола заседания комиссии по списанию объектов имущества.

Как оформить и учесть ликвидацию основных средств

На региональном и местном уровнях порядок списания имущества устанавливают соответствующие органы исполнительной власти. Например, в Челябинской области порядок списания имущества установлен распоряжением Минпрома Челябинской области от 2 декабря 2010 № 1439-р. Порядок принятия решения о списании имущества, установленный данным распоряжением, аналогичен вышеприведенному порядку принятия решения о списании федерального имущества. Но в пункте 9 распоряжения есть условие о том, что решение о ликвидации не может быть принято если нет представителя исполнительного органа по управлению имуществом, который является членом комиссии.

Чтобы подтвердить необходимость ликвидации основного средства, иногда лучше провести независимую техническую экспертизу (оценку). Например, это бывает предусмотрено законодательством или может потребоваться, когда члены комиссии не могут сами определить, что объект не подлежит восстановлению.

Результаты экспертизы оформляют актом или заключением. И этот документ, как правило, нужно подавать в вышестоящие ведомства, чтобы получить разрешение списать объект (см., например, приказ Росводресурсов от 23 ноября 2011 № 294).

В отношении имущества субъектов РФ (муниципального имущества) такое требование может быть закреплено в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления. Например, в Смоленской области требование о проведении технической экспертизы установлено в отношении списания объекта незавершенного строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения) постановлением администрации Смоленской области от 25 октября 2011 № 673.

Акты технической экспертизы составляют на каждое основное средство, запланированное к ликвидации. В них указывают:

 наименование объекта;

 инвентарный и серийный номера;

 год выпуска;

 балансовая и остаточная стоимость;

 процент износа, причины и характер неисправности, обоснование невозможности (нецелесообразности) ремонта;

 заключение о целесообразности дальнейшего использования при наличии согласования решения о списании объекта основного средства.

Если комиссия установила необходимость ликвидации основного средства, она составляет акт о списании имущества. Акт оформляйте на следующих типовых бланках:

 по форме № 0504105 при списании транспортных средств;

 по форме № 0504143 при списании мягкого и хозяйственного инвентаря;

 по форме № 0504144 при списании исключенной из библиотеки литературы (с приложением списков исключенной литературы);

 по форме № 0504104 при списании других основных средств (кроме транспортных).

Перечисленные формы содержат реквизит «заключение комиссии», в котором нужно указать причину списания объекта (итог результатов осмотра).

Оформленный комиссией акт должен утвердить руководитель учреждения. При списании федерального имущества – недвижимого или особо ценного движимого – руководитель утверждает акт после его согласования с учредителем. Проводить мероприятия, предусмотренные в акте (разукомплектование, демонтаж, разбор, утилизацию и т. д.), можно только после его утверждения. Разборка и демонтаж основных средств до утверждения актов об их списании не допускаются.

Такой порядок предусмотрен Методическими указаниями по заполнению форм № 0504105, № 0504143, № 0504144, № 0504104, утвержденными приказом Минфина России от 30 марта 2015 № 52н, пунктами 34, 52 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктами 9, 10, 11 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 № 834, а в части уничтожения имущества разъяснен также в письме Минфина России от 19 декабря 2013 № 02-06-010/56211.

Имущество, которое комиссия учреждения решила списать и которое требует демонтажа, учтите на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». На учет объекты ставьте в условной оценке: один объект – 1 руб. С забалансового счета имущество списывайте по акту на списание. Эти правила из пункта 335 Инструкции № 157н, пункта 10Инструкции № 162н, пункта 12 Инструкции 174н и пункта 12 Инструкции № 183н.

Приведем пример. Пока учреждение эксплуатировало автомобиль, он являлся активом. Автомобиль попал в ДТП и, по заключению экспертов, не подлежит восстановлению. После этого автомобиль – уже не актив, хоть и остается объектом собственности. Значит, не дожидаясь утверждения акта на списание, его следует перевести за баланс на счет 02.

Совет: порядок учета на забалансовом счете 02 дополнительно закрепите в учетной политике. Это обезопасит вас от претензий проверяющих. Дело в том, что в пункте 51 Инструкции № 157н сказано, что в бухучете основные средства списывают, когда завершили мероприятия по разборке, демонтажу. Но не указано, с какого именно учета списывать: балансового или забалансового.

На основании актов о списании сделайте отметки о выбытии основных средств в инвентарных карточках, которые используете для учета хранения и движения основных средств:

 в инвентарной карточке учета нефинансовых активов по форме № 0504031 (при выбытии объекта основных средств);

 в инвентарной карточке группового учета нефинансовых активов по форме № 0504032 (при выбытии группы основных средств).

Это предусмотрено в Методических указаниях по заполнению форм № 0504031, № 0504032, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 № 52н.

При ликвидации, демонтаже и разборке основного средства можно получить отдельные материалы, узлы и агрегаты, годные к использованию. Такое имущество надо оприходовать (п. 23 Инструкции № 162н, п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н).

Как провести инвентаризацию

Нужно ли проводить инвентаризацию активов и обязательств на забалансовых счетах

Проводите инвентаризацию имущества, финансовых активов, обязательств и других объектов бухучета на забалансовых счетах. Это правило прямо установили в пункте 20 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Инвентаризация забаланса подтвердит показатели годовой отчетности по этим счетам (п. 1.1 приложения к письму от 2 февраля 2017 Минфина России № 02-07-07/5669 и Казначейства России № 07-04-05/02-120).

Проверку проводите в том же порядке, что и по балансовым счетам: составьте описи, отразите результаты в акте и ведомостях. Подробнее

Как утвердить Порядок

Нужно ли в учетной политике отразить порядок инвентаризации

Порядок обязательной и добровольной инвентаризации закрепите в учетной политике (п. 6, 20 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, приказ Минфина России от 13 июня 1995 № 49, письмо Минфина России от 30 апреля 2015 № 02-07-10/25594). Для этого оформите приложение к приказу об учетной политике.

В Порядке пропишите:

 график инвентаризаций в отчетном году. В частности, установите даты для ежегодной инвентаризации;

 сроки инвентаризаций;

 перечень имущества, обязательств, финактивов и других объектов для проверки.

В Порядке учтите специфику деятельности учреждения. Федеральные ГРБС и подведомственные им ПБС дополнительно прописывают особенности инвентаризации дебиторской задолженности, которую проводят ежеквартально. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 30 апреля 2015 № 02-07-10/25594, письме от 10 декабря 2015 г. Минфина России № 02-07-07/73609 и Казначейства России № 07-04-05/02-848.

В соответствии с нормами федеральных законов «О некоммерческих организациях» (статья 25), «Об общественных объединениях» (статья 30), «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (статья 16), и т.д. некоммерческая организация может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

Имущество НКО, предназначенное для использования в их основной (непредпринимательской) деятельности, можно условно разделить на две части: используемое некоммерческой организацией для целей управления своей деятельностью и используемое непосредственно в основной деятельности. К последнему можно отнести оборудование учебных классов в образовательных учреждениях, имущество детских домов, используемое непосредственно детьми, имущество, передаваемое благотворительными организациями нуждающимся, и т.д.

В деятельности НКО довольно распространенным является использование в основной (непредпринимательской) деятельности имущества, которое не отвечает условиям отнесения его к основным средствам и материалам в той трактовке, которая предусмотрена официальными документами.

В отношении основных средств формально имущество некоммерческой организации не подпадает под критерии основных средств, данных в ПБУ 6/01. В пункте 4 этого ПБУ говорится, что «при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

  • а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
  • б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
  • г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации.

Имущество большинства НКО отвечает только пункту (в). А если не все условия выполняются, на него не распространяется действие ПБУ 6/01 и Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств. Однако, в Плане счетов пока нет иной позиции для учета дорогостоящего и долговременно используемого имущества, которое в то же время не относится к основным средствам.

В пункте 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н, говорится, что учетная политика организации должна обеспечивать отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой). Поэтому НКО имеют возможность указать в учетной политике, что отдельные виды имущества, например здания, автотранспортные средства, компьютеры, учитываются по правилам, предусмотренным для основных средств. А остальные виды имущества длительного срока применения, используемые для целей управления финансово-экономической деятельностью некоммерческой организации, отражаются на счете 10 «Материалы», субсчете 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

Правила учета основных средств указаны в следующих документах:

  • · План счетов и Инструкция по его применению;
  • · Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н (в ред. от 18 мая 2002 г.);
  • · Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденное приказом Минфина РФ от 21 ноября 2003г. № 91н.

Эти правила берутся НКО за основу, при этом в учетной политике устанавливаются отдельные особенности учета этого имущества, основанные на специфике хозяйствования некоммерческой организации. Например, виды имущества, которые будут учитываться по правилам учета основных средств либо их стоимостная граница, формы первичной учетной документации, отражающие специфику организации.

Кроме того, следует учитывать и те правила, которые прямо указаны для учета основных средств НКО в законодательно-нормативных документах и инструкциях. Пока такое правило только одно. В пункте 17 ПБУ 6/01 и пункте 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств говорится, что по объектам основных средств некоммерческих организаций (используемых в основной деятельности) амортизация не начисляется. По ним производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете.

Следует также указывать в учете, за счет каких источников поступили основные средства. Обычно ими являются целевое финансирование, целевые поступления. Основные средства могут быть получены НКО безвозмездно.

Приобретение основных средств, предназначенных для управленческих нужд, за счет целевых поступлений отражается в учете НКО следующими бухгалтерскими проводками:

· Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

Кредит счета 51 «Расчетные счета» -- оплата счетов за приобретение основных средств, включая НДС, их доставку и установку;

· Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»,

Кредит счета 60 -- покупная стоимость основных средств, включая расходы на доставку, установку и НДС;

· Дебет счета 01 «Основные средства»

Кредит счета 08 -- оприходование основных средств;

· Дебет счета 86 «Целевое финансирование», субсчета «Расходы»

Кредит счета 86, субсчета «Фонд внеоборотных активов» -- использование средств целевого финансирования на приобретение основных средств.

· Дебет счета 86 «Целевое финансирование»;

Кредит счета 83 «Добавочный капитал» - отражен источник финансирования приобретения основных средств.

Использование субсчета «Фонд внеоборотных активов» отражается в учетной политике, поскольку в Плане счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению данного субсчета нет.

Ввиду того, что приобретенное имущество используется длительное время, его отражают в оперативном учете по местам использования. Например, заводят тетрадь, в которой указываются сведения о поступлении имущества и его списании. Списание имущества производится обычно ввиду его непригодности для дальнейшего использования, что устанавливается инвентаризационной комиссией по результатам инвентаризации.

Если имущество не куплено, а получено в результате пожертвования, то возможны два варианта действий. Первый: заключить договор безвозмездного пользования в соответствии с требованиями главы 36 Гражданского кодекса РФ, части 2. Второй: заключить договор дарения (пожертвования) и поставить на балансовый учет исходя из первоначальной стоимости имущества. Основанием для бухгалтерских записей помимо договора дарения (пожертвования) является Акт о приемке-передаче объекта основных средств, Инвентарная карточка учета объекта основных средств и бухгалтерская справка-расчет износа.

При выбытии основных средств составляются проводки:

· Дебет счета 86, субсчета «Фонд внеоборотных активов»

Кредит счета 01 -- на первоначальную стоимость основных средств;

Кредит счета 010 «Износ основных средств» -- на величину рассчитанного износа.

Если основные средства реализуются, то поступившая сумма отражается как доходы от прочей реализации по дебету счета 51 «Расчетные счета» кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 1 «Прочие доходы»). Расходной части у этого счета не образуется, поэтому налогом на добавленную стоимость и на прибыль облагается вся сумма выручки от продажи ненужных основных средств.

Отдельная нормативная база, определяющая порядок бухгалтерского учета материалов в некоммерческих организациях, в настоящее время также отсутствует. В общем виде порядок бухгалтерского учета материалов дается в следующих документах:

  • · В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н;
  • · Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н;
  • · Методические указания по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов, утвержденные приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Специфика бухгалтерского учета в некоммерческой сфере отражается в этих документах лишь фрагментарно.

Особенностью некоммерческих организаций является то, что значительная часть имущества, используемая в уставной непредпринимательской деятельности, никак не может быть отнесена к материалам. Например, одежда, обувь, постельные принадлежности, игрушки и прочее для детей из детских домов, одежда для раздачи бездомным. Это и не предметы труда, и не малоценные средства труда. Другой пример: предметы религиозного назначения, книги, аудио- и видеокассеты религиозного содержания не могут быть отнесены ни к готовой продукции, ни к товарам, поскольку используются в уставной непредпринимательской деятельности. Соответственно, они не подпадают под понимание материально-производственных запасов как активов, предназначенных для продажи. В результате их распространения не формируется выручка, не используется понятие себестоимости и прибыли, а образуется сумма пожертвований на уставную деятельность.

В ПБУ 5/01 и Методических указаниях понятие материалов вообще не дается. Указывается, что материалы являются одним из видов материально-производственных запасов. Из перечня, отраженного в пункте 2, а также из пункта 4 ПБУ 5/01 в отношении некоммерческой деятельности можно взять их характеристику как активов, используемых для управленческих нужд организации.

В Плане счетов и инструкции по его применению присутствует счет 10 «Материалы». Но он находится в разделе II «Производственные запасы». Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении предметов труда, предназначенных для обработки, переработки или использования в производстве либо для хозяйственных нужд средств труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте, а также операций, связанных с их заготовлением (приобретением). Материалы, используемые в некоммерческой сфере, не участвуют в производстве, поэтому не могут иметь никакого отношения к производственным запасам.

Таким образом, данный документ может быть применим в некоммерческой сфере только в качестве рекомендательного.

В Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов к материалам отнесены сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы. Для некоммерческой деятельности, не предполагающей производство продукции, из этого перечня можно взять «прочие материалы». В Плане счетов и инструкции по его применению приводится субсчет с таким названием к счету 10. В этом документе говорится: «На субсчете 10-6 «Прочие материалы» учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.); неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье); изношенных шин и утильной резины и т.п.». Таким образом, для некоммерческой деятельности данный субсчет подходит разве что при реализации ненужного имущества.

Есть еще один субсчет, предлагаемый к счету 10 -- «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» (10-9). На нем учитывается наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте.

Бухгалтерские проводки НКО при приобретении малоценных основных средств, учитываемых на счету 10-9, предназначенных для управленческих нужд, по безналичному расчету будут следующими:

· Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счета 51 «Расчетные счета» - на сумму оплаты счетов;

· Дебет счета 10, субсчета 9

Кредит счета 60 - на сумму поступившего имущества, включая НДС.

Бухгалтерские проводки НКО при приобретении этих предметов за наличный расчет будут следующими:

· Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

Кредит счета 50 «Касса» - на сумму, выданную под отчет на приобретение инвентаря и хозяйственных принадлежностей;

· Дебет счета 10, субсчета 9;

Кредит счета 71 - на сумму поступившего имущества, включая НДС.

Бухгалтерская проводка НКО при передаче указанных предметов по месту их использования будет следующей:

· Дебет счета расходов (20, 25, 26, 91);

Кредит счета 10, субсчета 9.

Предлагаемый набор субсчетов можно и не применять. Некоммерческая организация имеет право указать в учетной политике, что ею используется счет 10 «Материалы» ввиду отсутствия отдельного счета для учета материалов в некоммерческой деятельности, а также ввести те субсчета к нему, которые соответствуют ее деятельности.

Например, если некоммерческая организация ведет работу с детьми-сиротами, то возможным набором субсчетов будут субсчета:

  • 10-1 «Продукты питания»;
  • 10-2 «Одежда и обувь»;
  • 10-3 «Игрушки»;
  • 10-4 «Спортивный инвентарь»;
  • 10-6 «Инвентарь культурного назначения»;
  • 10-7 «Мягкий инвентарь, включая постельные принадлежности»;
  • 10-8 «Инвентарь хозяйственного назначения» и т.д.

Поскольку в деятельности некоммерческих организаций имеется очень много специфических областей, поэтому порядок учета такого имущества, включая первичную документацию, является предметом учетной политики некоммерческой организации.

Можно использовать различные подходы к учету такого имущества.

Один из подходов основан на том, что чаще всего такое имущество приобретается и сразу передается для использования. Так, одежда и обувь покупаются для конкретного ребенка по его размеру. Если мы будем использовать счет 10, то после записи по дебету этого счета сразу же последует запись по его кредиту. В случае большого числа таких операций объем записей и первичной документации будет неоправданно высоким. Поэтому организуется их оперативный учет. Порядок этого учета, первичные документы, механизм документооборота и прочее устанавливаются учетной политикой НКО.

В этом случае поступление материалов отражается следующими бухгалтерскими записями.

Приобретение по безналичному расчету:

1. Поступили в кассу пожертвования на уставную непредпринимательскую деятельность НКО:

Дебет счетов 50,

Кредит счета 86, субсчет «Поступление средств»;

2. Сданы пожертвования на расчетный счет:

Дебет счета 51,

Кредит счета 50;

3. Перечислено поставщикам за приобретаемое имущество:

Дебет счета 60;

Кредит счета 51.

4. Поступившие предметы списаны за счет источника финансирования:

Кредит счета 60.

За счет источника финансирования списывается покупная стоимость предметов, включая НДС (как не возмещаемый налог) и расходы на доставку.

Приобретение за наличные:

1. Поступили в кассу пожертвования на уставную непредпринимательскую деятельность (приходный кассовый ордер):

Дебет счета 50;

Кредит счета 86 , субсчет «Поступление средств».

2. Выдано из кассы под отчет на приобретение предметов, предназначенных для распространения (расходный кассовый ордер):

Дебет счета 71 ;

Кредит счета 50.

3. Поступившие предметы списаны за счет источника финансирования:

Дебет счета 86, субсчета «Расходование средств»;

Кредит счета 71.

Поступившие предметы учитываются в дальнейшем в рамках оперативного учета по местам использования и материально-ответственным лицам в журнально-ордерной форме.

Использование материалов для использования в уставных целях отражается:

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»;

Кредит счета 10.

Специфика отражения этих операций в некоммерческих организациях заключается в том, что НДС, как правило, является невозмещаемым налогом и включается в фактическую себестоимость материалов. Кроме того, счет 26 ежемесячно закрывается проводкой:

Дебет счета 86 «Целевое финансирование»;

Кредит счета 26.

При передаче материалов для использования применяется только один способ оценки -- себестоимость каждой единицы. Применение этого способа оценки для инвентаря и хозяйственных принадлежностей отражается в учетной политике НКО.

В случае осуществления НКО предпринимательской деятельности учет основных средств нематериальных активов и других материальных ценностей, используемых для этой деятельности, осуществляется в порядке, установленном для коммерческих организаций.

Как известно, любое имущество рано или поздно приходит в непригодность и, следовательно, возникает необходимость списать его с баланса учреждения. Как показывает наша практика, списание федерального имущества часто оборачивается головной болью для бухгалтера учреждения. Какой пакет документов подготовить? С кем и в какие сроки согласовывать списание? Как избежать нарушений законодательства?

На эти и другие вопросы мы ответим в данной статье.

Для «грамотного» списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, федеральными органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, следует запомнить ряд важных документов общего характера (актуальны на момент написания статьи):

Уточните, существует ли в вашей организации приказ учредителя или иной внутриведомственный документ, регламентирующий более подробный порядок списания.

- Постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 года N 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее - Постановление N 834);

- Приказ Министерства экономического развития РФ и Минфина РФ от 10 марта 2011 года N 96/30н «Об утверждении порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления».

Учитывая положения указанных нормативных актов и разъяснения, приведенные в письмах Минэкономразвития, подробно рассмотрим особенности списания движимого и недвижимого федерального имущества.

Согласно п. 2 Постановления N 834 под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.

Списание федерального имущество - комплекс действий по признанию этого имущества непригодным для использования.

К сведению.

Положения Постановления N 834 не распространяются на списание:

а) федерального имущества, изъятого из оборота;

б) музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также документов, включенных в Архивный фонд Российской Федерации и (или) Национальный библиотечный фонд;

в) федерального имущества, расположенного за пределами Российской Федерации .

Решение о списании федерального имущества принимается в следующих случаях:

  • если федеральное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
  • если федеральное имущество выбыло из владения , пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
При этом решение о списании имущества принимается:

а) в отношении федерального движимого имущества , за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, - организацией самостоятельно ;

б) в отношении федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, - организацией по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится.

В целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества организацией создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (далее - комиссия).

Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя организации.

Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии.

В состав комиссии по списанию имущества могут включаться: - главный бухгалтер (бухгалтер; иные лица, на которых возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета);

- руководители структурных подразделений учреждения;

- материально ответственные лица, на которых возложена ответственность за сохранность имущества;

- специалисты учреждения, которые могут дать объективное заключение о состоянии имущества.

В случае отсутствия у организации работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты . Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе.

Экспертом не может быть лицо организации, на которое возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности, исследуемые в целях принятия решения о списании федерального имущества.

Понятие «эксперт» в различных нормативных актах трактуется по-разному, но в любом случае это не только профессионал, но и человек, обладающий глубокими познаниями в определенной сфере и соответствующим опытом.

Приведем несколько определений.

Эксперты - граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю (Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Эксперт саморегулируемой организации оценщиков - член саморегулируемой организации оценщиков, сдавший единый квалификационный экзамен и избранный в состав экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков общим собранием членов саморегулируемой организации оценщиков (ст. 16.2 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Если договором, заключенным между организацией, в которой создана комиссия, и экспертом, участвующим в работе комиссии, предусмотрена возмездность оказания услуг эксперта, оплата его труда осуществляется: а) федеральным органом государственной власти, органом управления внебюджетным фондом Российской Федерации, федеральным государственным учреждением, являющимися в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями средств федерального бюджета, - в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на их содержание;

б) федеральным бюджетным учреждением, федеральным автономным учреждением - за счет собственных средств либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий;

в) иными организациями - за счет собственных средств.

Если вы не хотите платить эксперту, необходимо, во-первых, найти такого энтузиаста, а во-вторых, прямо прописать безвозмездный характер в договоре.

Комиссия проводит заседания по мере появления утратившего целевое назначение имущества. Порядок заседаний аналогичен собранию учредителей какой-либо коммерческой организации.

Четко регламентирован срок рассмотрения комиссией представленных ей документов. Он не должен превышать 14 дней, после чего комиссия выносит решение.

При этом заседание комиссии считается правомочным при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии .

Комиссия осуществляет следующие действия:

а) осматривает федеральное имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

б) принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;

в) устанавливает причины списания федерального имущества, в числе которых : - физический и (или) моральный износ;

- нарушение условий содержания и (или) эксплуатации;

- аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации. При этом желательно, чтобы все события такого рода имели свое документальное подтверждение;

- длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания федерального имущества в соответствии с п. 3 Постановления N 834;

г) подготавливает акт о списании федерального имущества (далее - акт о списании) в зависимости от вида списываемого федерального имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.

Согласно п. 12 Инструкции по применению плана счетов бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н, и п. 9 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н , решение комиссии учреждения о списании объектов основных средств оформляется следующими первичными документами: - Актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003 );

- Актом о списании автотранспортных средств (ф. 0306004 );

- Актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033 );

- Актом о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143 ) (в части однородных предметов хозяйственного инвентаря);

- Актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144 ).

Приказом руководителя на комиссию могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования федерального имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, а также при своевременной подготовке и принятии решений о списании федерального имущества.

Однако составление акта комиссии - не последнее действие в долгой процедуре списания имущества!

1. Оформленный акт о списании имущества должен быть утвержден руководителем организации самостоятельно , а в отношении федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества - руководителем организации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.

2. В целях согласования решения о списании федерального имущества руководитель организации направляет в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится организация, следующие документы :

1) перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию (далее - объекты федерального имущества).

В данном перечне в обязательном порядке указываются: — номер по порядку;

— наименование объекта федерального имущества;

— инвентарный номер объекта федерального имущества в случае его присвоения;

— год ввода в эксплуатацию (год выпуска) объекта федерального имущества;

— балансовая стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании. Напомним, что балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений ;

— остаточная стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании (под остаточной стоимостью понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации );

— срок полезного использования, установленный для данного объекта федерального имущества, и срок фактического использования на момент принятия решения о списании;

2) копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя организации) в случае, если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение либо в состав внесены изменения;

3) копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества;

4) акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с пп. «г» п. 6 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 834 .

3. Указанные документы направляются сопроводительным письмом, содержащим полное наименование организации.

4. По результатам рассмотрения представленных учреждением документов учредителем принимается решение о согласовании или об отказе в согласовании списания .

Решение должно быть направлено учреждению в срок не позднее 45 календарных дней с момента поступления учредителю указанных документов. В случае принятия решения об отказе в согласовании, причины отказа должны быть также доведены до учреждения.

До утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

5. Реализация мероприятий по непосредственному списанию осуществляется организацией самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора и подтверждается комиссией.

6. И наконец, окончательное выбытие федерального имущества в связи с принятием решения о списании отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете организацией в установленном порядке в соответствии с п. 10 Инструкции N 162н1, п. 12 Инструкции N 174н2, п. 12 Инструкции N 183н3 и не относится к действиям по распоряжению федеральным имуществом.

7. Но! Даже после этого учреждению необходимо вовремя направить в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом утвержденный руководителем организации акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

Для этого учреждение должно уложиться в срок, не превышающий одного месяца , если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.

К сведению.

Согласно позиции Минэкономразвития РФ, изложенной в Письме от 10 февраля 2011 года N 2238-АЛ/Д08 «О разъяснении норм Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 834» согласовывать списание федерального имущества с Росимуществом не требуется, что не освобождает правообладателей от необходимости согласования с Росимуществом, после отражения соответствующих сведений в реестре федерального имущества в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», в установленном порядке дальнейших действий по распоряжению федеральным имуществом.

Bтак, в данной статье мы осветили основные нюансы списания федерального имущества бюджетными и казенными учреждениями. Придерживаясь вышеуказанных рекомендаций, вы сможете обезопасить себя от совершения ошибок и возможных негативных последствий, сэкономить время и нервы.

И помните, решение о списании федерального имущества принимается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится, только в отношении:

  • федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства);
  • особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных его учредителем.
В отношении движимого имущества, не относящегося в соответствии с законодательством к особо ценному движимому имуществу и не изъятого из оборота, учреждения правомочны принимать решения о списании самостоятельно .

Внимательно отнеситесь к порядку списания имущества и своевременному оформлению документов, и вся процедура пройдет без проблем!

____________________________________

  1. Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 года N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;
  2. Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 года N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;
  3. Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 года N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению».

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС»

Учет основных средств в некоммерческих организациях имеет свои особенности. И вызывает много вопросов у тех бухгалтеров, кто только начинает работать с НКО. В этом справочном материале мы покажем, как отражать операции в бухгалтерском и налоговом учете при приобретении ОС за счет средств целевого финансирования, а также при их продаже.

Бухгалтерский учет

Отражение операций по приобретению ОС в НКО отражается также, как и у коммерческих организаций. За исключением одного нюанса - НДС включается в стоимость как невозмещаемый налог. Впрочем, у коммерческих организаций, применяющих УСН, приобретение ОС отражается таким же образом.

Приобретение ОС

Дебет Кредит Комментарий
60 51 оплачено ОС
08 60 получено ОС
19 −1 60 сумма НДС, уплаченная поставщику ОС
08 19 −1 НДС включен в стоимость ОС как невозмещаемый налог (ПБУ 6/01, п.8)
01 08 ОС принято к учету

Поскольку ОС приобретается за счет целевых средств, оно должно быть отражено по 86 счету. Есть два варианта:

Вариант 1

Комментарий 86 83 Этот вариант рекомендован Минфином (правда, в ответах на частные запросы)

Вариант 2

Комментарий 86 86 −9 субсчет 9 «целевые поступления, использованные на приобретение основных средств»

Выбранный вами вариант должен быть закреплен в учетной политике организации.

Износ

Амортизация по основным средствам у НКО не начисляется, вместо неё ежемесячно начисляется износ на забалансовом счете 010 . Даже если основное средство приобретено за счет средств от предпринимательской деятельности, в бухгалтерском учете амортизация на него не начисляется, потому что такие условия указаны в ПБУ 6/01.

Продажа ОС

В случае продажи ОС, приобретенного за счет целевых средств, есть четыре варианта отражения связанных с продажей операций. Какой из них правильный — предмет споров специалистов по НКО.

  • 1. Вариант для тех, кто выбрал вариант 1 при покупке ОС, т.е. сделал проводку Дт 86 —Кт 83 .
Дебет Кредит Комментарий
76 91 −1 (1)
91 −3 68 (2)
01 −2 01 −1 (3) ОС к выбытию
91 −2 01 −2 (4)
51 76 (5) оплачено ОС покупателем
91 −9 99 (6) финансовый результат
010 (7) списана сумма износа
86 83 (8) красное сторно, восстановление источника финансирования по приобретенному ОС
  • 2. Вариант тоже для тех, кто выбрал 1 вариант при покупке ОС:
Дебет Кредит Комментарий
76 91 −1 (1) задолженность покупателя за ОС
91 −3 68 (2) начислен НДС (плательщиками НДС)
01 −2 01 −1 (3) ОС к выбытию
83 01 −2 (4) списание первоначальной стоимости ОС
91 −9 99 (5) финансовый результат
010 (6) списана сумма износа
  • 3. Вариант для тех, кто выбрал 2 вариант при покупке ОС:

Проводки с (1) по (7) одинаковы с вариантом 1.