Гуманизм и антропоцентризм эпохи возрождения. Гуманизм и антропоцентризм эпохи возрождения Главным идеологом антропоцентризма эпохи возрождения был

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV - XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

  • антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
  • оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики);
  • перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
  • принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
  • большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
  • торжество индивидуализма;
  • широкое распространение идеи социального равенства.

Гуманизм (от лат. humanitas - человечность) - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений.

Антропоцентризм (от греч. άνθροπος - человек и лат. centrum - центр) - философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Антропоцентризм предписывает противопоставлять феномен человека всем прочим феноменам жизни и Вселенной вообще. Лежит в основе потребительского отношения кприроде, оправдания уничтожения и эксплуатации других форм жизни.

В оппозицию ставится также мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму), где центром всего является бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос.

В то же время история слова намного более древняя. Известное выражение Протагора "Человек есть мера всех вещей" называют ключевой фразой антропоцентризма греческой философии. В Средние века был очень распространен антропоцентризм христианского толка, под которым подразумевали, что человек - вершина творения, венец его, и, соответственно, обязательства его - наибольшие. В этом смысле христианство - антропоцентрическая религия, т.к. строится вокруг человека. Сегодняшнее наполнение термина - светское, такой антропоцентризм называют также секуляризированным антропоцентризмом.

Все это сильно изменило философскую проблематику, в центре которой стали проблемы гносеологии. Принято выделять 2 направления:

Эмпиризм, согласно которому научное знание может быть получено из опыта и наблюдения с последующим индуктивным обобщением этим данных. Основателям эмпиризма были Ф. Бэкон, а его идеи развили Локк и Т. Гоббс.

Рационализм, согласно которому научное знание может быть получено путем дедуктивного поведения, разнообразными следствиями из общих достоверных положений. Основателем был Р. Декарт («Я мыслю, значит я существую»), а развили его Б. Спиноза, Лейбниц.

Т.о философия нового времени – это философия рационального антропоцентризма, согласно которому каждый человек представляет собой самостоятельную мыслящую субстанцию – действия и поведения его обуславливаются лишь его желаниями и мотивами.

Проявляется тенденция возврата к новозаветному учению, строящемуся на простых и понятных принципах и близкому к мирской жизни каждого человека. Следствием Реформации стали глубокие изменения в духовно-религиозной области, политическом ландшафте Европы и в экономико-социальных структурах. Возникший протестантизм в социальной сфере приводит к становлению новой этики, которая оправдывает труд в любой его форме, предпринимательство, которое становится нравственно обязательным и отражает стремление человека работать.

Введение

Эпоха Возрождения -- время зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств и абсолютных монархий, период глубоких социальных конфликтов: крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции, буржуазной революции в Нидерландах.

Эта эпоха характеризуется значительными достижениями во всех областях жизни общества и культуры. Культура Ренессанса зародилась в Италии в XIV в. ("треченто"), достигла своего расцвета в XV веке ("кватроченто"); в XVI в. ("чин-квеченто") культура Ренессанса стала общеевропейским явлением. Наиболее ярким проявлением культуры Возрождения стала культура Флоренции конца XV - начала XVI в.

Жизнь итальянских городов-республик этого времени отличалась большой активностью, резко контрастировавшей с атмосферой феодально-деревенского застоя, характерной для большинства других стран Европы. В этих городах развивались торговля и банковское дело, появились шерстяные и другие мануфактуры. Культура эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания и с великими географическими открытиями.

Философия эпохи Возрождения возникает и развивается параллельно с завершением поздней схоластической философии и в целом независимо от схоластической традиции. Это, конечно, не означает полного разрыва с наследием средневековой философии; но повышенный интерес к классической античной культуре, стремление к ее возрождению (что и дало наименование эпохе) определили решающее значение античного философского наследия в формировании новой философии. Происходит своеобразная модернизация аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли. Целью данной работы является изучение основных направлений философской мысли эпохи Возрождения.

Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли эпохи Возрождения

Философию эпохи Возрождения отличал ярко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье человек рассматривался не сам по себе, а только в рамках своих отношений с Богом, то для Возрождения характерно изучение человека в его, так сказать, земном образе жизни. Формально мыслители этой эпохи по-прежнему ставили в центр мироздания Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Человек рассматривался как деятельная творческая личность -- будь то в искусстве, политике, технике и т. д. Феодальному аскетизму, авторитету церкви, вере в потусторонний мир противопоставлялись светские интересы и полнокровная земная жизнь. Освобождение от духовных оков привело к необычайному расцвету искусства и литературы, становлению гуманистического мировоззрения.

Другая важная особенность эпохи заключается в формировании новой, пантеистической картины мира. Философы Возрождения тяготеют к отрицанию божественного творения, к отождествлению Бога и природы, своеобразному обожествлению природы и человека.

Обратимся к содержанию гуманистической концепции. В эпоху Возрождения выросло значение умственного труда, умножилось число лиц свободных профессий, появилась светская интеллигенция. Гуманисты, как правило, не были философами-профессионалами; это были представители новой социальной среды -- политические деятели, дипломаты, филологи, поэты.

Гуманисты сделали новые переводы античных авторов и извлекли из забвения многие их сочинения. Новые переводы враждебно встречались представителями схоластической традиции, поскольку прежние переводы были возведены до уровня не подлежащих обсуждению авторитетов. Ориентируясь на все богатство возрожденной культуры, гуманисты вступили в полемику с культом Аристотеля. В частности, в 1417 г. была найдена поэма Лукреция "О природе вещей"; обнаружены и переведены "Жизнеописания философов" Диогена Лаэртского и др. Никколо Никколи (ок. 1365-1437), один из гуманистов, купец, собиратель антикварных вещей, создал целую библиотеку, содержавшую около 800 рукописей произведений античных авторов.

Гуманисты негативно относились к официальному образованию, пронизанному церковно-схоластическим духом. Характерно, что гуманисты не имели отношения к университетам и не были связаны с интересами церкви.

Гуманисты находились в оппозиции к ряду сложившихся в Средневековье концепций. Если в Средневековье в человеке на первое место ставилась душа и культивировалось пренебрежительное отношение к телу, то гуманисты стремились к полной реабилитации телесного начала в человеке.

Духовно-телесный человек прекрасен. Если человек есть неразрывное единство души и тела, то не нужно бороться с его телесной, природной стороной и преодолевать греховную природу; наоборот, необходимо развивать телесную сторону человека. Такой подход к человеку антиаскетичен. Неслучайно гуманисты обращаются к возрожденному ими античному эпикуреизму.

Гуманисты провозглашали доброту человеческой природы и равенство всех людей, независимо от рождения и принадлежности к тому или иному сословию. В человеке заложены возможности к совершенствованию. Характерно, что если в Средневековье идеализировался смиренный, покорный Богу человек, то гуманисты подчеркивали важную роль человеческой активности и деятельности. С их точки зрения, значимость личности определялась ее собственными заслугами.

Важная черта гуманизма -- антиклерикализм, критическое отношение к профессиональным служителям католической церкви, особенно к монахам, наиболее многочисленным представителям церкви. Бруни и Браччолини пишут диалоги "Против лицемеров", Валла -- "О монашеском обете". Служителей церкви также подвергают критике Боккаччо и др.

В эпоху Возрождения изменяется форма философских произведений. Важным жанром становится диалог, поскольку он дает возможность всестороннего обсуждения проблем.

Гуманистическое движение зародилось во Флоренции. В начале XIV в. город был крупным политическим, торговым, финансовым и культурным центром. В городе со стотысячным населением было около 18 тыс. домов. Около десяти тысяч школьников посещали начальные школы, около тысячи -- коммерческие школы и примерно шестьсот -- "гимназии" при церкви (такие данные приводил Джованни Виллани), около половины мужского населения могло получить школьное образование.

Во Флоренции родился и долгие годы жил Данте Алигьери (1265-1321), в произведениях которого ("Божественная комедия", "Пир", "О монархии") гуманисты видели источник своих настроений и идей. Данте подчеркивает, что "из всех проявлений божественной мудрости человек -- величайшее чудо". Он выдвигает новую идею -- о двоякой роли человека. Человек предназначен к блаженству "вечной", посмертной жизни; но не меньшую ценность представляет его реальная, земная жизнь. Данте говорит, о том, что судьба "благородного человека" не предопределена рождением его в том или ином сословии и должна складываться на основе стремления "к доблести и знанию".

Признанным родоначальником гуманизма в Италии был поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374). Он пропагандировал древнюю культуру, собирал и исследовал старые рукописи и памятники культуры. Для произведений Петрарки типичны мотивы индивидуализма, восхищения природой, воспевания земной любви. Эти черты особенно ярко выражены в книге стихов, посвященных его возлюбленной Лауре.

Петрарка считает, что теология, богопознание -- вообще не дело людей. Он отвергает схоластическую ученость как "болтовню диалектиков", совершенно бесполезную для человека. Не следует упражняться в диалектике, в схоластической учености; нужно обратиться к проблемам человека. "Что пользы знать природу зверей, птиц, рыб и змей и либо игнорировать, либо не заботиться о знании природы человека". Кто мы, откуда и куда идем? Петрарка выдвигает на первый план моральную философию. Его взгляды означали разрыв с традицией официальной философии.

Петрарка подчеркивает важность и достоинство слова. "Хорош Сократ, который, увидев красивого подростка в молчании, сказал: "Говори, чтобы я тебя видел". Через слово человеческое лицо становится прекрасным".

Начиная с Петрарки, со второй половины XIV в. формируется тенденция уделять большое внимание латинской и греческой культуре и признавать античную культуру образцом для культурной деятельности.

Сильное влияние на формирование гуманизма оказал Джованни Боккаччо (1313-1375). В "Декамероне" он нападает на дворянство, выступает в защиту республики, прославляет пытливый разум и остроумие, кипучую энергию и полнокровную жизнь горожанина нового типа. Боккаччо высмеивает продажное, лживое и развратное духовенство, особенно монахов.

В круг гуманистов вошел друг Петрарки и Боккаччо Колюччо Салютати (1331-1406), канцлер Флоренции. Салютати утверждает преимущество активной жизни перед созерцательной. "Не верь, о Пилигрим, что избегая толпы, становясь отшельником, скрываясь в изоляции, уходя в скит, -- ты тем самым находишь путь к совершенству". "Ты пребываешь в созерцании, чтобы я, напротив, мог обогащаться. Медитируй в свое удовольствие, я же, напротив, всегда буду погружен в действие, направленное к высшей цели, чтобы всякое мое деяние было полезным и мне, и семейству и, что более важно, чтобы оно послужило для пользы моим друзьям и родине, а тогда оно может послужить примером и человеческому обществу".

Леон Батиста Альберти (1404-1472) -- архитектор, живописец, поэт, музыкант -- продолжает тему активности жизни. Под активностью им понималось множество разнообразных видов деятельности: художественной, государственной, военной, ремесленной, торговой и т. д. Альберти выступал против покорности судьбе. "Так не признается ли большинство из нас в том, что судьба наша есть то, что мы с быстротой и старанием вносим в качестве решения, которое мы утверждаем или поддерживаем? Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы только тот, кто привык подчиняться". Альберти был также против метафизических умствований: по его мнению, люди могут знать только то, что дано им в опыте.

Видный гуманист Лоренцо Валла (1407-1457) стал одним из основоположников научной критики текстов, использования филологического метода понимания священных книг. Валла враждебно относится к схоластической метафизике. Он восхваляет эпикуреизм, утверждая, что стремление к удовольствию есть требование природы, а потому безнравственных наслаждений не существует. Валла обосновывает полноценность жизни человека; духовная жизнь невозможна без телесного благополучия, всесторонней деятельности человеческих чувств. Однажды он даже выразил сожаление, что у человека только пять, а не пятьдесят или даже не пятьсот чувств. Наслаждение как "удовольствие души и тела" есть высшее благо. В книге "О наслаждении" он провозглашает: "Да здравствуют верные и постоянные наслаждения в любом возрасте и для любого пола!"

Валла утверждает индивидуализм: собственная жизнь в его понимании -- наивысшее благо, более предпочтительное, чем жизнь всех остальных людей. Даже о родителях следует думать во вторую очередь, а уж о родине -- тем более. В 1440 г. Валла опубликовал трактат "Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина". Применив разработанные гуманистами методы филологической и исторической критики источников, он доказал, что эти источники фальшивы и служат юридическим обоснованием претензий папства на светскую власть.

В эпоху Возрождения возродился интерес к философии Платона. Козимо Медичи (глава Флорентийской республики) санкционировал в 1459 г. учреждение Платоновской академии. Главой ее вскоре стал Марсилио Фичино (1433-1499). Фичино перевел на латинский язык все Диалоги Платона и произведения главных античных неоплатоников -- Плотина, Прокла, Порфирия. В духе платонизма Фичино предложил следующую иерархию: Бог, ангел, душа, качество (форма), материя. Основываясь на идее универсальной одушевленности вещей, Фичино предлагал использовать предметы с учетом их "симпатических свойств" (так называемая естественная магия). Он делал талисманы, призывал использовать в магических целях музыку, медицину.

Обращаясь к вопросу о соотношении философии и религии, он, в отличие от последователей популярной концепции томизма, полагавших, что философия -- прислужница вероисповедальной доктрины, считает их равноправными сестрами. Кроме того, он выдвигает концепцию "всеобщей религии", согласно которой отдельные вероучения представляют собой проявления некой единой религиозной истины.

Гуманистическая традиция в Италии была продолжена Пьетро Помпонацци (1462-1525). В работе "Трактат о бессмертии души" он вспоминает о концепции "трех великих обманщиков", сформулированной вольнодумцами прошлого. Дело в том, что из трех главных пророков, основавших иудаизм, христианство и ислам (Моисея, Христа и Магомета), ошибались как минимум два (как утверждают приверженцы каждой из этих религий) и, следовательно, была обманута большая часть человечества. Однако не исключено, что ошибались все три пророка, и тогда обмануто уже все человечество.

Помпонацци склоняется к идее о смертности души. Душа не может обходиться без тела. Кроме того, "считающие душу смертной гораздо лучше защищают добродетель, нежели те, кто полагают ее бессмертной. Ведь надежда на воздаяние и страх возмездия привносят в душу нечто рабское, что противоречит самим основаниям добродетели". Религиозной истине Помпонацци противопоставлял истину философскую, основанную на чувствах и разуме. К сказанному нужно добавить, что Помпонацци выступал против суеверий и считал, что любое "чудо", любое волшебство в принципе может быть объяснено, опираясь на явления природы, хотя это и очень трудная задача. Идеи, высказанные в трактате, вызвали осуждение со стороны томистов-доминиканцев; само произведение было сожжено в Венеции.

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения
Рубрика (тематическая категория) Культура

Ренессанс, или Возрождение, – важный этап в истории философии. Ренессанс в Европе (прежде всœего в Италии) занимает период с XIV по XVI в.

Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Священного Писания признается авторитет античной мудрости. Вместе с тем происходит возрождение ʼʼистиннойʼʼ христианской духовности, переосмысливается христианская традиция.

Возникают и новые философские направления – деизм и пантеизм. Деизм отвергал идею личного Бога и его повсœедневное вмешательство в жизнь природы и общества.

Деизм рассматривал Бога лишь как первопричину, как творца мира, то есть безличное начало, сообщившее миру его законы, которые после творения действуют самостоятельно. Деизм давал возможность рассматривать закономерности природы и общества вне Божественной предопределœенности.

В пантеизме Бог и мир отождествлялись. Одним из первых представителœей пантеизма был Николай Кузанский. Рассматривая Бога как бесконечной максимум и приближая его к природе как ограниченному максимуму, он сформулировал идею бесконечности Вселœенной. В учении пантеистов Бог, оставаясь бесконечным и незримым Абсолютом, всœе более сливался с природой, пока не стал по существу ее псевдонимом.

Главная особенность философии Ренессанса – антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителœей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтень и др.

Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Человек – природное существо. Отсюда другая особенность ренессансной культуры и философии – ʼʼсекуляризацияʼʼ – освобождение от церковного влияния. Постепенно и проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться всœецело сквозь призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого могут изучаться светскими науками. Но это не означает, что религиозные проблемы, касающиеся бытия Бога, добра и зла, спасения души, забыты. Просто они не находятся более в центре внимания философии. Эпоха Возрождения - это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.)

В случае если для древнегреческой философии завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философии эпохи Возрождения движение и становление предпочтительнее неподвижно неизменного бытия. Это позволило человеку почувствовать силу и власть над всœе сущим, совершенствоваться и развиваться без божественной милости. Человек осознал себя творцом. По этой причине в эпоху Возрождения всякая деятельность воспринималась иначе, чем в эпоху раннего средневековья и даже в эпоху античности. В творениях Бога, т.е природных вещах человек стремиться увидеть закон их построения и выразить его в научных знаниях.

Мыслителям Ренессанса присуще нежелание анализировать понятия, тщательно различая (как это делали схоласты) мельчайшие оттенки категорий. Οʜᴎ стремятся осмысливать сами явления природы и общества и не спорить о дефинициях (определœениях).

Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение. Развивается и своеобразный скептицизм (Монтень). На базе рационального создаются первые утопии, рисующие идеальное государство, - ʼʼУтопияʼʼ Т. Мора; ʼʼГород Солнцаʼʼ Т. Кампанеллы и др.

Будучи обусловленной социальной действительностью, философия активно влияет на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей.

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения" 2017, 2018.

Начиная с XIV века в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы происходят изменения, знаменующие начало новой эпохи, которая вошла в историю под названием Возрождения (Ренес­санса). Обусловлена она развитием ремесел и торговли, зарождением мануфактурного производства, расцветом городов. Носителями идеоло­гии Возрождения были городские высшие слои, мещанские верхи и церковные интеллектуалы. Они стремились к стабилизации и расшире­нию товарно-денежных отношений при помощи реформ государствен­ного аппарата, освобождения всех областей общественной жизни (куль­туры, науки, политики, философии) от религии и церковных институтов. Поэтому они выступали против церкви, дворянства и всех феодаль­ных порядков.

Выделение философии эпохи Возрождения в качестве особого этапа в истории философской мысли обусловлено специфическим характером поставленных ею проблем. Она противостоит всей системе средневековой схоластики. Она возродила классическую древность (что дало наимено­вание эпохе – Возрождение), определила решающую роль античного философского наследия для философских воззрений мыслителей XIV-XVI веков. Вместе с тем традиции античной и средневековой философ­ской мысли получили в философии Возрождения новый смысл, исполь­зовались для решения новых проблем.

Характерной особенностью мировоззрения эпохи Возрождения была его ориентация на искусство, поэтому зачастую и новые философские идеи Возрождения облекались в те или иные художественные образы (поэтические, живописные, архитектурные и т. д.).

В борьбе со средневековым теоцентризмом философия Возрожде­ния ставит в центр внимания человека; антропоцентризм становится ее важнейшей чертой. Если в средневековом обществе были очень силь­ны сословные связи между людьми, то в эпоху Возрождения индивид все чаще представляет не то или иное сословие, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и новая общественная пози­ция – гордость и достоинство, сознание собственной силы и таланта, самоутверждение. Такое мироощущение зарождается впервые в так назы­ваемых кружках итальянских гуманистов.

Гуманизм (от латинского слова гуманус – человеческий) означа­ет стремление к человечности, к созданию условий для достойной чело­века жизни. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуж­дать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и высоком предназначении, о смысле и цели своего бытия. Основы нового гумани­стического учения о человеке заложил выдающийся поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265-1321 гг.).



Из того, что человек есть некое среднее звено между природным и божественным, между тленным и нетленным, Данте делает вывод о его причастности «обеим природам». Двоякая – смертная и бессмертная – природа человека обусловливает и его двоякое предназначение, две цели его существования. Эти две цели человеческого существования образуют два вида блаженства, одно из которых достижимо в земной жизни и за­ключается «в проявлении собственной добродетели», а другое – «бла­женство новой жизни, заключающееся в созерцании божественного лика» достижимо лишь посмертно и лишь «при содействии божественной во­ли». В этом учении о двояком предназначении человека проявился разрыв Данте со средневековой традицией, осужденный томизмом.

Высшее, внеземное блаженство как цель человеческого существова­ния не требует, по Данте, отказа от осуществимого на земле человеческо­го блаженства. К блаженству ведут два пути: философское поучение, т. е. человеческий разум и «духовное поучение». Первое осуществляется в гражданском обществе под водительством светского государя, второе – посредством религиозного откровения с помощью церкви, возглавляемой верховным первосвященником. Четкое разделение земного и загробного блаженства ведет у Данте к требованию исправления церкви, отказа ее от притязаний на светскую власть, на земные богатства.



Данте отстаивал идеал земного совершенства человека, не приноси­мого в жертву загробному блаженству. Он обосновывал возможность возвышения человека до божественного состояния. «Если бывают под­лейшие и скотоподобные люди, – писал он, – то точно так же бывают люди благороднейшие и едва ли не богоравные». Не аскетическое по­движничество во имя отречения от мира и ухода от мирских забот, а достижение высшего предела земного совершенства – в этом Данте видит предназначение человека. Такая позиция позволила Данте создать в «Божественной комедии» первый гимн достоинству человека и открыть путь к новой гуманистической антропологии.

«Отцом гуманизма» считается Франческо Петрарка (1304-1374 гг.). Прежде всего он отверг с порога схоластическую премудрость, считая ее воплощением глупости и бессмыслицы. Новая гуманистическая куль­тура, в овладении которой Петрарка превосходил всех своих современни­ков, оказалась несовместимой с традициями средневековья. Отказываясь от теоцентризма средневековой философии, Петрарка и его последовате­ли обращаются к внутреннему миру человека, и притом такого человека, который порывает со средневековыми традициями и осознает этот раз­рыв. Если для средневековой философии человек есть субъект грехопаде­ния и религиозного искупления, то гуманизм идет через внутренний мир человека к его достоинству, потребностям и страстям, к земной славе. Петрарка считает, что земные заботы составляют первейший долг челове­ка и ни в коем случае не должны быть приносимы в жертву загробному блаженству. Философия гуманизма ставит в центр внимания внутренний мир человеческой личности в ее земном существовании, с ее земными страстями, в ее земной, активной, творческой деятельности. В этой связи по-новому предстает характер философствования, источники филосо­фии, стиль мышления, сам облик философа и его место в обществе. Гуманисты отвергают верность одной философской традиции, универси­тетскую философию, «варварскую» схоластическую латынь, официальные ученые звания. Они обращаются к подлинному античному философскому наследию, не искаженному средневековыми схоластами. Гуманист – это мыслитель-индивидуалист, который отвергает слепое следование фило­софской традиции, собственной деятельностью отстаивает достоинство своей мысли.

Возникающая не на университетской кафедре, а в самой гуще обще­ственной жизни итальянского города, философия гуманизма тесно связа­на с новыми общественными слоями – промышленниками и торговца­ми. Социальными корнями гуманизма определялась антифеодальная, антисхоластическая и антитеологическая направленность гуманистиче­ской философии.

Антропоцентризм гуманистической философии означал не только перенесение внимания с онтологических проблем на этические, но и перестройку всей картины мира. Мир в гуманистической философии – не место печали и слез, а область человеческой деятельности. Бог рас­сматривается прежде всего как творческое начало, в уподоблении которо­му – главная задача и предназначение человека. И задачей философии оказывается не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального начал, а раскрытие их гармонического единства. Если человек есть неразрывное единство тела и души, матери­ального и духовного начал, то и осуществление человеком своего пред­назначения требует не борьбы с собственной природой, а следования ей. Это относится как к природе самого человека, так и к положению его в окружающем мире, с которым он должен не конфликтовать, а искать согласия и гармонии. Уход от мира, отказ от следования собственной природе, преодоление земных соблазнов – все это не имеет ценности в системе гуманистической морали. Более того, всякое отступление от природы представляется противоестественным. Лицемерием считают гу­манисты приверженность враждебному природе аскетическому монаше­скому идеалу.

Презрению к миру гуманизм противопоставляет принятие мира и радостей земного существования, умерщвлению плоти – гимн красоте человеческого тела, подвижнической жертвенности – учение о самосох­ранении, страданиям во имя спасения – культ наслаждения и пользы. Свойственное человеку стремление к наслаждению объясняет и челове­ческую деятельность. Для достижения счастья, заключающегося в на­слаждении, люди способны переносить величайшие тяготы и труды, проявляют стойкость и храбрость в испытаниях, ради наслаждения зани­маются изучением наук и искусств. Так этика наслаждения соединяется с этикой пользы и личного интереса, понимаемого в самом широком смысле.

Гуманизм в отличие от христианского учения рассматривает место человека в мире не с точки зрения грехопадения и спасения, а как проблему достоинства человека. Достоинство заключено прежде всего в признанной за человеком возможности возвыситься от «дикого», «варвар­ского» состояния до истинно человеческого. Это истинно человеческое состояние есть результат осуществления заложенных в человеке возмож­ностей к совершенствованию. Хотя заложены они богом, но требуют для своего осуществления собственных усилий человека, творческой деятель­ности. Истинный человек есть не «дикий» варвар, а цивилизованный человек. Высшим результатом деятельности по возвышению человека, наиболее полным осуществлением человеческого достоинства является его «божественность», понимаемая не только как божественное проис­хождение, но и возвышение человека до того, по чьему образу и подобию он сотворен.

Красоте и величию человека, понимаемого как центр мироздания и высший результат божественного творения, посвящает свои трактаты, например, гуманист Джаноццо Манетти (1396-1459 гг.). Подчеркивая превосходство человека не только над животными, но и над всем миром природы, Манетти на первое место выдвигает красоту человека как высшего творения бога. Устройство человеческого тела свидетельствует о его красоте и целесообразности, наилучшим образом приспособленных к деянию и познанию, в которых и заключено главное предназначение человека. Вслед за античными мыслителями он видит в совершенстве человеческого тела отражение красоты Вселенной. Но еще большее зна­чение в глазах гуманистов имеет человеческий разум. Достоинство чело­века Манетти видит в научном и художественном творчестве, в ремеслах и мореплавании, в других видах человеческой деятельности, которая должна служить продолжением и завершением божественного творения. Именно с эпохи гуманизма само понятие «творчество», бывшее до этого исключительным достоянием бога, применяется к человеческой деятель­ности. Такое перенесение на человека одного из атрибутов бога неизбеж­но вело к его обожествлению. Манетти утверждает, что бог сотворил мир, но дальнейшее творческое совершенствование этого мира осуществляется людьми.

Прекрасен человек, созданный, как утверждают гуманисты, для на­слаждения миром. Прекрасен и мир, созданный для наслаждения. Имен­но в творческой деятельности должен человек находить высшее доступное ему наслаждение. Человек обожествляется в философии гуманизма, атри­буты божественности присваиваются его уму и деяниям. Поддерживая де­ятельное начало в человеке, гуманистическая антропология противостоит как средневековому аскетизму, так и пассивности, античным идеалам на­слаждения. Гуманистический идеал «обожествленного» человека – мак­симальное развитие и осуществление лучших человеческих качеств – становится нравственным идеалом гуманизма.

Такой антропоцентризм не мог остаться без последствий и для гуманистических представлений о мире. Обожествленной оказалась и природа, окружающая человека. Не случайно в произведениях гуманистов она если и не прямо отождествляется с богом, то постоянно употребляется в качестве синонима понятия «бог»,

В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно и др.

Основные установки философии Возрождения: Итогом античной философии был безличный неоплатонизм с его квартой: Единое-Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос; в нем еще нет четкого деления на субъект и природу. В средневековой ф. эта концепция подверглась существенной трансформации: на место Единого-Блага был поставлен Бог, в соответствии в этим стали понимать содержание Мирового Ума (читай: Христа), Мировой Души (читай: Святого Дуxa), Космоса (вообще всего природного).

В эпоху Возрождения в центр мироздания будет поставлен человек (антропос). Философская база возрожденческого мировоззрения: Формально по-прежнему в центр мироздания ставили Бога, но преимуще-ственное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Таким образом, философской основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм.

Теперь мыслителей интересует уже не столько системность философских построений, сколько человек, его природа, его самостоятельность, его творчество и красота, его само-утверждение, наконец. Вместе с тем философы Возрождения стремились максимально ис-пользовать преимущества как античного, так и средневекового неоплатонизма. От первого перенимается эстетическое внимание ко всему телесному, природному, восхищение человече-ским телом особенно.

Антропоцентризм, не мог не способствовать развитию гуманизма, воззрения, признававшего ценность человека как лично-сти, его права на свободу, счастье и развитие.

Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение он складыва-ется впервые именно в эпоху Возрождения.

Принцип гуманизма знаменует собой переворот во всей культуре и соответственно мировоззрении человечества. Одной из форм выражения этого переворота было противо-стояние схоластике

Гуманисты возрождает идеалы античных эпикурейцев, но без их спокойного и пассивного отношения к жизни. Эпоха Возрождения была этикой нарождавшейся активной молодой буржуазии в первую очередь. Вопрос стоит о благородстве человека, об истинном благородстве. Этот вопрос поставил еще Данте. Благородство человека заключает ся не в чужой славе, даже если этой славой является слава Бога. не в величии рода и не в скоплении богатства, а в доблести духа. Все люди равно получают от природы, каждый не меньше, чем сыновья царей и императоров, дело же состоит лишь в том, чтобы довести свою доблесть и благородство до совершенст-ва, будь то в науке, искусстве или производственной деятельности.

Многие гуманисты отстаивают идеалы умеренного утилитаризма. Под утилитаризмом понимается учение, согласно которому цель жизни и добродетель отождествляются с пользой.

Люди должны, считают гуманисты, быть друг для друга источником радости, а это невозможно без того, чтобы основу человеческих отношений составляли любовь и дружба.

Таким образом, гуманизм Возрождения ориентируется на свободомыслие и соответственно справедливое устроение обществен-но-государственной жизни.