Бдк красная пресня. Бдк "томский комсомолец"

БДК " Томский комсомолец" *

Убил - ся! Уби-ли-и! - заблеял громким дискантом голос со спардека БДК. Зам командира, услышав вопль, в одних трусах выскочил из каюты и метнулся по коридору в сторону спардека, на ходу соображая, что могло стрястись на верхней палубе в иностранном порту в два часа ночи... В это время года в мозамбикской столице Мапуту термометр в тени показывал 42 градуса по Цельсию. На спардеке, в свете палубного освещения, зам увидел картинку, заставившую его застыть с приоткрытым ртом... В рукотворном бассейне, сбитом из досок и застланном цельным куском брезента, лежало на спине голое тело адмирала - командира 8-ой оперативной эскадры. ...Тело не шевелилось. Над ним застыл в растерянности начальник политотдела эскадры. Он тоже был совершенно голый и бледный. Мотая головой из стороны в сторону, и совсем по-женски всплескивая руками и ударяя себя ладонями по бедрам, он уже негромко подвывал:- Уби-и-ли, совсем уби-и-ли. Осушить бассейн зам приказал своим матросам еще с утра, а брезент выдраить капроновыми щетками с хозяйственным мылом. Это приказание он лично получил от человека, лежащего на дне бассейна. И зам про себя размышлял:- Как могло такое случиться, что человек, заставивший его осушить бассейн, сейчас лежал бездыханно на дне этого рукотворного сооружения?.. Появились два матроса с носилками в сопровождении начальника медслужбы капитана Копылова. Копылов бросил на пояс командира эскадры цветастое полотенце, и картинка сразу повеселела. Начальник политотдела тоже начал приходить в себя. Он развернулся всем корпусом к трапу, спущенному в бассейн, и обеими ладонями стыдливо прикрыл мужские причиндалы. - Ну, что вылупился зам, брось лучше полотенце,- нестройно пропел он, заметив голову зама, торчащую из-за борта бассейна. Зам, молча, передал полотенце, благоразумно рассудив:- Зачем задавать глупые вопросы: ...что случилось? как это могло произойти?.. И так было понятно, что комэск забыл о своем приказании, видимо не заметил отсутствие воды в бассейне, и с третьей ступеньки трапа, как он любил, спиной, расставив в стороны руки, упал на дно пустого бассейна... Копылов, вытащив из сумки "Неотложной помощи" тонометр, замерил комэску артериальное давление. -Ну, что там, доктор? - нетерпеливо заглядывая из-за спины доктора на шкалу прибора, бормочет начпо. -Давление, как у ребенка, 120 на 80. Пульс ровный, хорошего наполнения - констатирует док. -Ну, а что с Михаилом Николаевичем - то? А? -Он... спит?!- разводя недоуменно руки, выговаривает док. -Как спит?- понижает до шепота голос начпо. -А вот так,- докладывает Копылов, прислушиваясь к ровному дыханию адмирала, - видно сильно притомился на встрече в советском консульстве. ... Воздал должное, так сказать, годовщине независимости наших африканских друзей, ...ну, и притомился... и решил поспать. -А как же падение, удар? Как так?- с недоверием в голосе, изрекает начпо. -Ну, что тут можно сказать,- задумчиво тянет док, поправляя полотенце на бедрах комэска, - очевидно хорошая анестезия помогла смягчить высоту падения... -Это как понимать?- недоуменно спрашивает начпо. -Проще говоря,- теряя терпение, подбирает слова Копылов, - перебрал. ...Ну и уснул. Бывает же такое - лег и уснул. -А! Понял! Понял! А-а!- изобразив на лице понимание, тянет начпо, - ...зам, давай сюда носилки. Где там эти, твои матросики? ...надо перенести Михаила Николаевича в каюту. Когда адмиральское тело заботливо укладывали на носилки, зам наклонился к доктору и заговорчески прошептал:- Ну, мне-то ты можешь сказать правду? Что с адмиралом? Как помочь Михаилу Николаевичу? -Конечно, могу,- широко улыбается Копылов,- солёный ему огурец в зубы, как проснется, и рассольчику, ...рассольчику...в самый раз... *БДК - большой десантный корабль.

Убил - ся! Уби-ли-и! - заблеял громким дискантом голос со спардека БДК. Зам командира, услышав вопль, в одних трусах выскочил из каюты и метнулся по коридору в сторону спардека, на ходу соображая, что могло стрястись на верхней палубе в иностранном порту в два часа ночи… В это время года в мозамбикской столице Мапуту термометр в тени показывал 42 градуса по Цельсию. На спардеке, в свете палубного освещения, зам увидел картинку, заставившую его застыть с приоткрытым ртом… В рукотворном бассейне, сбитом из досок и застланном цельным куском брезента, лежало на спине голое тело адмирала - командира 8-ой оперативной эскадры…Тело не шевелилось. Над ним застыл в растерянности начальник политотдела эскадры. Он тоже был совершенно голый и бледный. Мотая головой из стороны в сторону, и совсем по-женски всплескивая руками и ударяя себя ладонями по бедрам, он уже негромко подвывал:- Уби-и-ли, совсем уби-и-ли. Осушить бассейн зам приказал своим матросам еще с утра, а брезент выдраить капроновыми щетками с хозяйственным мылом. Это приказание он лично получил от человека лежащего на дне бассейна. И зам про себя размышлял:- Как могло такое случиться, что человек, заставивший его осушить бассейн, сейчас лежал бездыханно на дне этого рукотворного сооружения.. Появились два матроса с носилками в сопровождении начальника медслужбы капитана Копылова. Копылов бросил на пояс командира эскадры цветастое полотенце, и картинка сразу повеселела. Начальник политотдела тоже начал приходить в себя. Он развернулся всем корпусом к трапу, спущенному в бассейн, и обеими ладонями стыдливо прикрыл мужские причиндалы. - Ну, что вылупился зам, брось лучше полотенце,- нестройно пропел он, заметив голову зама, торчащую из-за борта бассейна. Зам, молча, передал полотенце, благоразумно рассудив:- Зачем задавать глупые вопросы: …что случилось? как это могло произойти?.. И так было понятно, что комэск забыл о своем приказании, видимо не заметил отсутствие воды в бассейне, и с третьей ступеньки трапа, как он любил, спиной, расставив в стороны руки, упал на дно пустого бассейна. Копылов, вытащив из сумки «Неотложной помощи» тонометр, замерил комэску артериальное давление. -Ну, что там, доктор? - нетерпеливо заглядывая из-за спины доктора на шкалу прибора, бормочет начпо. -Давление, как у ребенка, 120 на 80. Пульс ровный, хорошего наполнения - констатирует док. -Ну, а что с Михаилом Николаевичем - то? А? -Он… спит?!- разводя недоуменно руки, выговаривает док. -Как спит?- понижает до шепота голос начпо. -А вот так,- докладывает Копылов, прислушиваясь к ровному дыханию адмирала, - видно сильно притомился на встрече в советском консульстве. … Воздал должное, так сказать, годовщине независимости наших африканских друзей, …ну и, притомился … и решил поспать. -А как же падение, удар? Как так?- с недоверием в голосе, изрекает начпо. -Ну, что тут можно сказать,- задумчиво тянет док, поправляя полотенце на бедрах комэска, - очевидно хорошая анестезия помогла смягчить высоту падения… -Это как понимать?- недоуменно спрашивает начпо. -Проще говоря,- теряя терпение, подбирает слова Копылов, - перебрал. …Ну и уснул. Бывает же такое - лег и уснул. -А! Понял! Понял! А-а!- изобразив на лице понимание, тянет начпо, - …зам, давай сюда носилки. Где там эти, твои матросики? ...надо перенести Михаила Николаевича в каюту. Когда адмиральское тело заботливо укладывали на носилки,зам наклонился к доктору и заговорчески прошептал:- Ну, мне-то ты можешь сказать правду? Что с адмиралом? Как помочь Михаилу Николаевичу? -Конечно, могу,- широко улыбается Копылов,- соленый ему огурец в зубы, как проснется, и рассольчику,...рассольчику …в самый раз…

Большой десантный корабль «Саратов» (бывший «БДК-10», «Воронежский комсомолец», «БДК-65») является головным в серии из 14 кораблей проекта 1171, построенной четырьмя сериями на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» в Калининграде для ВМФ СССР.

Большие десантные корабли проекта 1171 «Тапир» (по классификации НАТО - «Alligator») - серия советских БДК, которые предназначены для высадки морских десантов на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов. БДК способны транспортировать различные виды бронетехники, включая танки. Развитием проекта стали БДК проекта 11711 строящиеся для ВМФ РФ.

Корабль может вместить груз из 20 основных боевых танков, или 45 БТРов, или 50 грузовых автомобилей, и 300 человек десанта (два кубрика десанта, в первом и четвёртом твиндеках). Корабль может нести до 1000 тонн различных грузов. На носу находится отсек для бронетехники, и там же располагается десантная аппарель, в виде раздвижных носовых и кормовых ворот.

Большой десантный корабль «Саратов» (бортовой номер 150) был заложен под именем «БДК-10» 05 февраля 1964 года, строительный номер 291. Спущен на воду 01 июля 1964 года. Вступил в строй 18 августа 1966 года. Вошел в состав Черноморского флота.

Имел следующие бортовые номера: 9 (1966 год); 447 (1969 год); 419 (1972 год); 405, 431, 435 (1974 год); 136, 139 (1982 год); 142 (1985 год); 146 (1989 год); 150 (с 1990 года).

Основные характеристики: Водоизмещение 4650 тонн. Длина 113,1 метра, ширина 15,6 метра, осадка 4,5 метра. Максимальная скорость хода 16,5 узлов. Дальность плавания 10 тысяч миль при 15 узлах. Вместимость до 1500 тонн техники и грузов. Экипаж составляет 55 человек.

Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 9000 л.с.

Вооружение: 1х2 57-мм артустановка ЗИФ-31Б, 3х8 ПУ ПЗРК.

22 февраля 1967 года кораблю было присвоено имя «Воронежский комсомолец». Входил в состав 39-й дивизии морских десантных сил, базировавшуюся на Крымскую ВМБ (Донузлав).

С 1966 по 2004 год с подразделениями морской пехоты на борту совершил более 20 дальних походов продолжительностью 6-8 месяцев.

В период с 1991 по 1994 год находился в консервации в Одессе. В этот период 15 февраля 1992 года был переименован в «БДК-65». В ходе раздела флота был переподчинен командованию 30-й дивизии надводных кораблей.

В августе 2000 года за 4 рейса перевез из пункта погрузки Гонио (район Батуми) в пункт высадки Утришенок (район Новороссийска) часть вооружения и техники контингента Группы российских войск в Закавказье.

10 августа 2008 года в составе группировки кораблей Черноморского флота принял бой с грузинскими катерами в ходе войны в Южной Осетии.

Осенью-зимой 2012 года выполнил задачи похода в Средиземное море. 10 декабря большие десантные корабли и «Саратов» Черноморского флота после похода в Средиземное море .

По сообщению от 11 января 2013 года на корабле, который направлялся в восточную часть Средиземного моря для участия в межфлотском учении ВМФ России, один из дизель-генераторов. В связи с этим командованием принято решение о проведении с привлечением специалистов плавмастерской «ПМ-56», на борту которой имеются необходимые запасные части. Корабль прошел ремонт при участии «ПМ-56» в сирийском порту Тартус.

По сообщению от 17 февраля 2014 года в Севастополе. В 2014 году БДК «Саратов» выполнил, по меньшей мере, 4 похода в Средиземное море. 04 марта рано утром БДК «Саратов» и БДК «Ямал» и вошли в Черное море.

, по классификации НАТО - «Alligator» class - серия из 14 (БДК) больших десантных четырех модификаций, построенных в Советском Союзе в 1964-1975 годах. Четыре корабля из этой серии до сих пор стоят на службе Тихоокеанского и России. Остановимся на них поподробней, кстати по местам службы и морских походах можно отследить зоны интересов и влияния именно СССР, у России интересов не меньше, к сожалению возможности просто не сопоставимы.

  • Проект 1171 Тапир, БДК -69, переименованный в 2002 году в "Орск", спущенный на воду в 1968 и в том же году вступил в строй и вошел в под бортовым номером 148.

    БДК -69 переименованный в 2002 году в Орск

  • БДК-10, затем -69 под бортовым номером 150, с 18 августа 1966 г находится в составе Черноморского флота СССР, а сейчас России. «Воронежский комсомолец» в 2003 переименован в "Саратов". Первые годы службы базировался в портах Египта и Сирии, в 1999 году осуществлял переброску личного состава и техники миротворческих сил Российской Федерации в Грецию. В середине 2000-го осуществлял перевозку техники и вооружения российских войск из Батуми в Новороссийск.

  • БДК «Николай Фильченков» бортовой номер №152, в строю Черноморского флота с декабря 1975 года. В 1976, 1977, 1978 г.г, часть времени дислоцировался в портах Анголы. В августе - сентябре 2000 года, совместно с большим десантным кораблем "Саратов", этого же проекта 1171 Тапир, занимался переброской оружия и техники российских войск из Батуми в район Новороссийска.

  • БДК "Николай Вилков" под номером 081, единственный из БДК корабли проекта 1171 Тапир , находящийся на вооружении Тихо океанского флота России, в строю с 1974 года. БДК "Николай Вилков" совершил 7 боевых служб в Индийском океане. В девяностых принимал участие в совместных учениях "Галфекс-22" в зоне Персидского залива, совместно с Военно-морскими силами Англии, Франции и конечно же США. Во время землетрясения в районе Южных Курил, оказал помощь пострадавшему населению.

    Большой десантный корабль проекта 1171, Николай Вилков на параде на День ВМФ, фото 30 июля 2006 года

БДК корабли проекта 1171 Тапир фото можно было использовать как для военных, так и для гражданских целей, но из-за этого первоначальные характеристики проекта были изменены. Судно должно было: обладать высокой экономичностью, хорошими каютами для экипажа и одновременно нести разноплановое вооружение и специальное оборудование, обладать повышенной непотопляемостью, большой скоростью и использовать весь объем трюмов.
Внешне гражданские, корабли проекта 1171 использовались только в интересах военного флота.
БДК предназначены для высадки морских десантов с боевой техникой на необорудованное побережье с малым уклоном дна (а плавающей техники - на воду) и для переброски морем войск и грузов.

Большой десантный БДК-182, высадка на побережье фото 90-е годы

На корабле класса 1171 можно разместить 20 или 45 (или боевых машин пехоты), или 52 грузовых автомобиля (типа ЗИЛ-131). Численность десанта (в зависимости от модификации корабля) составляет 313 или 440 человек. БДК может перевозить до 1000 т полезных грузов. На носу БДК находится десантная аппарель в виде раздвижных носовых и кормовых ворот. Класс «Тапир» вооружен одной универсальной спаренной корабельной артиллерийской установкой (АУ) калибра 57-мм, двумя пусковыми установками реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Град-М» и двумя-тремя переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК) «Стрела-3».
БДК корабли проекта 1171 Тапир фото из истории создания
В конце 1950-х годов у советского военно-морского флота (ВМФ) появилась потребность в создании большого десантного корабля океанской зоны действия.

БДК «Саратов» перед высадкой морского десанта во время батальон-тактических учений морской пехоты

И в 1959 году руководство ВМФ сформулировало техническое задание (ленинградскому ЦКБ-50) на разработку БДК проекта 1171 с тактико-техническими данными, сопоставимыми с аналогичными данными западных десантных кораблей. Практически одновременно Министерство морского флота заказало сухогруз проекта 1173 с носовой аппарелью, который в военное время можно было бы использовать как десантный. Оба проекта объединили в один под общим обозначением: проект 1171 «Тапир» . Но а решило отказаться от «совместного» судна, потому что его эксплуатация при столь мощных двигателях (ВМФ требовалась скорость до 17 узлов) становилась нерентабельной. Головной проекта 1171 «Воронежский комсомолец» был заложен 5 февраля 1964 года, спущен на воду - 1 июля 1964-го, а принят в боевой состав флота - 18 августа 1966 года.

Большие десантные корабли Черноморского флота ученья 1997 год

Корабли проекта 1171 строились в Калиниграде на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» с 1964-го по 1975 год. Всего было построено 14 кораблей (из 15 запланированных) в четырех вариантах. Четыре БДК данной серии до сих пор служат на Черноморском и Тихоокеанском флотах России смотри данные выше по тексту.
БДК корабли проекта 1171 Тапир фото , конструкция - это многопалубный типа Ro-Ro с твиндеком (длина которого - 90 м, ширина - 9 м), проходящим по всей длине корабля, с развитой надстройкой, в которой размещены помещения управления кораблем, каюты экипажа и т. п.

БДК типа 1171 «Тапир», вид сверху Николай Вилков у стенки Дальзавода

В верхней ее части располагается ходовой мостик, а на крыше - мачта с размещенными на ней антенными постами различных систем радиотехнического вооружения. Надстройка корабля располагается только на корме, где имеется герметичный откидной лацпорт, который в опущенном положении служит для погрузки техники с пирса (при швартовке кормой). Отсек для бронетехники находится в носовой части, там же имеется десантная аппарель (закрытая раздвижными воротами). Погрузка техники может осуществляться своим ходом через носовое или кормовое посадочные устройства. В первом и в четвертом твиндеках расположены кубрики для размещения десанта. На судне имеются краны для погрузки грузов на верхнюю палубу либо в твиндек через люки в верхней палубе.

Большой десантный БДК-69 и корабль комплексного снабжения Березина (потребность есть, но его пустили на иголки) Севастополь фото 2000 г

Главная энергетическая установка (ГЭУ) БДК включает в себя два дизеля 58А суммарной мощностью до 18 000 л. с., работающих на два гребных винта. ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых отсеках. Корабль оборудован навигационной радиолокационной станцией (РЛС) «Дон» и средствами радиосвязи.

Тем кому интересно судьба кораблей этой серии, смотри таблицу.

КОРАБЛИ ПРОЕКТА 1171 «ТАПИР»

ТТХ БДК корабли проекта 1171 Тапир фото

  • Водоизмещение 3040/4650 т.
  • размерения длина - 113.1 м, ширина - 15.6 м, осадка - 4.5 м.
  • Силовая установка 2*4500 л.с. дизели 58А, 2 винта
  • Вместимость 47 единиц техники и 313 чел
  • Вооружение 1 х 2 - 57-мм ЗИФ-51Б, ЗУР "Стрела" 24 ракеты, 2х22 ПУ НУРС
  • Скорость хода 16/5 узла, дальность плавания 10000 миль при 15 узлах.
  • Экипаж 69 человек.

Развитием проекта 1171 стал большой десантный корабль 11711 «Иван Грен», строящийся с 2004 года для ВМФ России, "впечатляющими темпами" но пока еще так и не построен.

БДК проекта 11711 Иван Грен заложен к постройке в 2004 году, фото 2010 темпы строительства впячетляют

Корпус проекта 1171 также послужил прототипом для более крупного десантного корабля океанской зоны действия проекта 1174 (шифр «Носорог»).

20.05.2005 00:00

У кораблей, как и у людей, – у каждого своя судьба. Рожденные для славы, боевые корабли мучительнее всего страдают не от полученных ран, а от предательства людей, от забвения. Судьба большого десантного корабля «Воронежский комсомолец» – тому подтверждение. 40 лет назад, 5 декабря 1965 года, заместитель командующего дважды Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирал В.В.Михайлин вручил командиру только что...

Чужой для своих

У кораблей, как и у людей, - у каждого своя судьба. И определяют ее чаще всего не обстоятельства, а люди. Рожденные для славы, боевые корабли мучительнее всего страдают не от полученных ран, а от предательства людей, от забвения. Судьба большого десантного корабля «Воронежский комсомолец» – тому подтверждение.


Фото Юрия Лисовского.

Сорок лет назад, 5 декабря 1965 года, заместитель командующего дважды Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирал В.В.Михайлин вручил командиру только что прошедшего государственного испытания большого десантного корабля (БДК) капитан-лейтенанту И.Г.Махонину (в настоящее время адмирал ВМФ России) Военно-морской флаг Союза ССР. Торжественно взметнувшись на корабельном флагштоке, он известил о рождении «Воронежского комсомольца» – первого корабля подобного класса в советском Военно-Морском флоте. Создание головного БДК было отмечено Государственной премией, лауреатом которой стали главный конструктор И.Кузьмин и его коллеги.

Построенный на Калининградском судостроительном заводе на средства, заработанные воронежской молодежью на субботниках, БДК «Воронежский комсомолец» был первым отечественным кораблем, способным решать боевые задачи в океанской зоне. Он мог близко подходить к необорудованному побережью и десантировать на берег до 50 единиц военной техники и батальон морской пехоты.

Четырнадцать кораблей типа «Воронежского комсомольца» были построены для всех четырех флотов ВМФ. К новинке стратегического вооружения проявляли большой интерес правительство страны и руководство Министерства обороны. В 1966 году на борту «Воронежского комсомольца» побывали маршал Советского Союза А.Гречко, главком ВМФ адмирал флота С.Горшков, командующий Балтийским флотом адмирал А.Орел.

В этот же год зародилось и шефство Воронежской области над своим «комсомольским десантником». Тогда корабль встретил первую делегацию своих воронежских шефов – полковника А.И.Кузнецова, работников обкомов КПСС и ВЛКСМ Ю.Ереминского и Е.Ахшова. С тех пор Воронежская область ежегодно оказывала своему подшефному кораблю гуманитарную и материальную помощь, а экипаж корабля с каждым призывом пополнялся 8-10 воронежскими новобранцами.

Одной из боевых частей корабля командовал и военно-морской офицер лискинец Юрий Лисовский, который уже позже станет одним из первооткрывателей Икорецкой верфи. Для многих поколений воронежцев служба на «Воронежском комсомольце» стала добротной школой боевой выучки, а девиз корабля: «Решительно и смело!», начертанный на его вымпеле, сделался их каждодневным жизненным девизом. Да и сам факт шефства Воронежской области – колыбели российского флота – над боевым кораблем с родным словом в его имени как бы утверждал нерушимость связей и традиций, зародившихся на петровских верфях. Связи земли воронежской и Черноморского флота.

Мужественно и честно служил «Воронежский комсомолец» своей родине. С 1967 по 1980 годы корабль семнадцать раз выходил в Средиземное море и Атлантику для решения боевых задач. Его имя прославилось и в Порт-Саиде во время арабо-израильского конфликта: корабль оказывал интернациональную помощь вооруженным силам Египта и Сирии в отражении израильской агрессии. В 1993 году по просьбе правительства Грузии «Воронежский комсомолец» выполнял миссию милосердия, эвакуировав из очага гражданской войны в Абхазии более 15 тысяч мирных жителей. И всюду с кораблем находилось знамя воронежских комсомольцев, подаренное ему Коминтерновским РК ВЛКСМ.

Двадцать пять лет с честью носил свое имя «Воронежский комсомолец». Годы перестройки черной тенью нависли и над его палубами: страна в суетливой спешке (и в основном в одностороннем порядке) сокращала стратегическое вооружение и свои лучшие корабли отправляла «под нож». К середине 2004 года из четырнадцати БДК класса «Воронежский комсомолец» в составе российского ВМФ осталось только четыре. Одни порезали на металлолом и переплавили в «иголки». Другие, как БДК «Илья Азаров», «подарили» ВМФ Украины, где его переименовали в «Рiвно» и подняли на флагштоке «жовто-блакитный» флаг. БДК «Красная Пресня» затонул в Северном море при буксировке в Индию для разделки на металлолом.

С бортов выживших «десантников» стыдливо в живую сдирали «комсомольские» названия и спешно проставляли бортовые номера – так новая Россия открещивалась от своего былого могущества в угоду политической конъюнктуре. Не избежал унижения и «Воронежский комсомолец». В 1991 году он был выведен в консервацию и смиренно ждал своей участи в порту Одессы. Два с половиной года стоянки у причала чужого порта унизили корабль ниже ватерлинии: экипаж сократили до минимума, сменив весь кадровый состав – офицеров и мичманов. Корабельное имущество «громадяне незалежной Украины» просто разворовали, и ни одно переданное в прокуратуру Украины дело о хищении к производству принято не было.

Но горше всего для экипажа Воронежского комсомольца стало предательство самих воронежцев, «забывших» о своем подшефном. Последний приезд воронежцев на корабль пришелся в канун дня ВМФ. О нем черноморцы вспоминают с особой теплотой. «Земляки привезли тогда, кроме гуманитарной помощи, видеотехнику, другое имущество, – вспоминает Ю.Лисовский. – Были с ними и фольклорный ансамбль, и родители моряков-воронежцев. Это был настоящий праздник». А уже в 1996-м…»

Напрасно перед Днем флота матросы, стоя на верхней палубе, с надеждой вглядывались в дорогу к причалу. К другим кораблям подъезжали автобусы с гостями, грузовики и автофургоны с кубанскими, курскими, белгородскими, ростовскими номерами. Воронежских среди них не было. А моряки ждали. «Уж кто-кто, а воронежцы приедут обязательно», – подбадривали друг друга черноморцы. Тщетно… В канун празднования 300-летия Военно-Морского флота его колыбель – Воронеж – топил совесть в предпраздничной суете.

И напрасно экипаж посылал в Воронеж заместителя командира корабля капитана третьего ранга Григория Кравчука с надеждой восстановить прерванное шефство – чиновники обладминистрации отмалчивались. А «Воронежский комсомолец», стыдясь своих ржавых, шесть лет не красившихся бортов, все еще не спешил сдирать с них буквы своего гордого имени. Но его заставили это сделать, наспех проставив на месте бывшего названия бортовой номер 150. Так в год своего 33-летия боевой корабль остался безымянным, как узник чьей-то совести, с порядковым номером вместо имени на груди. И долго еще через свежую шаровую краску проступали на бортах буквы его прежнего названия. Как немой укор всем воронежцам.

В те мрачные дни на брошенном всеми БДК капитан-лейтенант Ю.Лисовский писал в воронежский «Молодой коммунар»: «У нашего корабля теперь нет имени, и в официальных сводках он именуется как БДК-65. Одно время на нем служили воронежцы, а сегодня… Обидно сознавать, что «верхи» нас бросили. Мы фактически умираем. И страшно, что сегодняшние руководители дают нам эту возможность умирать. Тихо, молча, без крика. А мы не сдаемся. Выходим в море и доказываем, что нас еще рано списывать, а наши корабли пускать на иголки».

…БДК с бортовым номером 150 выжил всем смертям назло. Но оставался безымянным, пока на одном из учений с его участием не побывала саратовская делегация во главе с губернатором Аяцковым. На тех учениях бывший «Воронежский комсомолец» и стрелял метко, и десант высаживал с отчаянной лихостью. «Кто ваши шефы?» – спросил впечатленный Аяцков у экипажа «десантника». И сам же ответил на его стыдливое молчание: «Саратовцы теперь ваши шефы». Так бывший «Воронежский комсомолец» обрел новое имя – «Саратов».

…А Лискинский район, словно извиняясь за всю область, на изломе 90-х взял себе в подшефные такой же бедствующий от забвения БДК, не потерявший своего имени, – «Орск».