Правописание приставок. Безударные гласные в приставках Правило безударные гласные в приставке

Задания на эти орфограммы присутствуют в ЕГЭ.

Неизменяемые приставки

Всегда пишутся одинаково.
Их надо знать «в лицо»:

в- , во-, взо-, вы-, до-, за-, изо-, на-, над-, надо-, не-, недо-, о-, об-, обо-, пере-, по-, под-, подо-, пра-, пред-, про-, разо-, с-, со-

в/лез, во/шёл, взо/шёл, вы/лез, до/ехал, за/ржать, изо/драть, на/лево, над/строить, надо/рвать, не/быль, недо/писать, о/задачить, об/тереть, обо/злить, от/резать, ото/рвать, пере/прыгнуть, по/скакать, под/полье, подо/звать, пра/внук, пред/выборный, про/читать, разо/злить, с/делать, со/звать.

(N10) Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з(с))

  • Безударная гласная в приставках (кроме при-/пре-) в безударном положении пишется такая гласная, которая слышится в этой же приставке под ударением. Для проверки надо подобрать другое слово с этой приставкой, где она находится под ударением:

    от /растИ — От /блеск, на /рвАть —нА /прочь

  • В приставках роз-/рос- раз-/рас — под ударением пишется о , а без ударения а :

    ра спИска — рО спись,
    ра звалИть — рО звальни,
    ра ссЫпать — рО ссыпь.
    Но, розыскнОй (от розыск).

  • Согласная в приставках , кроме приставок оканчивающихся на з-/с-, пишется та, которая слышится в этой же приставке перед гласной или перед в, р, л, м, н .
    Для проверки надо подобрать другое слово с данной приставкой, где стоит перед гласной или в, р, л, м, н (в этой позиции сомнительная согласная слышна четко):

    об /тереть — об /расти, об /ыскать; под /тащить — под /раздел, под /ыскать.

Приставки на З-/С-

без-/бес-, воз-/вос- (вз-/вс-) , из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас, роз-/рос-, через/черес (чрез/чрес) .

  • Правописание корней с И — Ы после приставок

    • Если приставка оканчивается на согласную, то И корня меняется на Ы :

      и гра- розы грыш, и звестный – безы звестный, и стория – преды стория.

    • Но, после приставок меж-, сверх- и иноязычных приставок дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан И не изменяется:

      сверхи зысканный, межи нститутский, дизи нфекция, контри гра, пости мпрессионизм, транси ндийский, пани сламизм.

      Искл.: взимать .

    Двойные согласные на стыке корня с приставками

    • на стыке приставки и корня слова образуются двойные согласные, если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается на ту же букву :

      без/з аботный, без/звёздный, бес/смертный, бес/с лавный, воз/звать, вос/стать, рас/с вет, под/д ержать, в пред/д верии, без/з аботный, бес/с вязный, раз/звонить, рас/сердить.

      • Расчет, расчетливый, расчесть — приставка рас- прибавляется к корню -чет (вычет, нечет, вычесть ), кроме бессчётный ;
      • Рассчитывать, рассчитанный — приставка рас- прибавляется к основе -счит , в которой уже есть приставка с- (об/с/чит/а(ть ), пересчитать, отсчитать ).
      • Рассориться — две буквы с, а не три (рас-ссориться ), т.к. в русском языке не пишутся три одинаковые согласные подряд.
      • В словах разевать, разинуть, разорять и в производных от них приставок нет — одна буква з.

    • (№6) Разделительный Ъ пишется только после приставок на согласную перед буквами е, ё, ю, я, обозначающими два звука (появляется звук [й’]):

      подъезд, съезд, объявление; изъять, изъян, объять, необъятный, объятие (исторически корень -я-).

    Приставки ПРЕ-/ПРИ-

    • Приставки ПРЕ- и ПРИ- в безударном положении произносятся одинаково, но различаются значением и написанием.

      (№29) Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква и- (приставка при-). А если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере-, то в ней пишется буква е (приставка пре-).

      Приставка Значение, которое определяет выбор приставки Примеры
      ПРИ- приближение при/ехать, при/лив, при/плыть
      присоединение при/лепить, при/шить, при/клеить
      прибавление при/строить, при/рисовать
      нахождение вблизи (около чего-либо) при/дорожный, при/город, при/школьный
      неполнота действия при/сесть, при/открыть, при/тормозить, при/украсить
      доведение действия до логического конца при/говор, при/готовить, при/думать, при/бить
      совершение действия в чьих-либо интересах при/прятать, при/своить, при/беречь
      ПРЕ- значение близкое к значению слов очень, чрезвычайно пре/неприятный, пре/хорошенький, пре/добрый
      близкое к значению приставки ПЕРЕ- пре/рвать (перервать), пре/градить (перегородить)
    • Запомнить !
      Слова с приставками ПРЕ-/ПРИ- , которые произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, определяющее выбор приставки:
      При- Пре-
      Призреть (жалеть кого-либо),
      призирать (давать приют, воспитание)
      Презирать (не уважать),
      презреть,
      презрительный,
      презрительно
      Привратник (сторож) Превратный (ложный, искажённый),
      превратно понятый,
      превратности судьбы
      Приступить (к делу, начать),
      неприступный (нельзя подступиться)
      Преступить (нарушить закон, переступить черту),
      преступление,
      преступник,
      преступный
      Приумножить (незначительно) Преумножить (многократно, очень сильно умножить, преувеличить)
      Приуменьшать (незначительно,чуть-чуть) Преуменьшить (значительно, очень, во много раз)
      Приклонить (голову, нагибать, склонять)
      Приклониться (к земле — опереться)
      Преклонить (колена; преклонение перед подвигом)
      преклоняться (относиться с уважением — боготворить, благоговеть)
      Припирать (дверь),
      припирать к стенке (разоблачать)
      Препираться (перебраниваться),
      препирательство
      Притвориться (с целью ввести в заблуждение, напр., спящим),
      притворить (неполное действие: дверь — слегка закрыть, прикрыть),
      притворный (ненастоящий)
      Претвориться (Мечта воплотилась в жизнь,т.е. осуществиться.),
      претворять,
      претворить
      Приставить (что-то к чему-нибудь) Преставиться (умереть)
      Приходящий (повар — являющийся когда-нибудь, который приходит),
      привходящие обстоятельства (неожиданные, внезапно появившиеся)
      Преходящий (изменяемый, временный; непреходящие ценности, т.е. вечные):
      преходящий момент,
      преходящее явление
      Придать (добавить, напр.,серьезности),
      придавать,
      придание (оттенка, цвета, значения),
      приданое (невесты)
      Предать (подвести кого-либо),
      предавать,
      предаваться (веселью, печали),
      предание (легенда)
      Прибывать (на вокзал, куда?),
      прибытие
      Пребывать (где?, в каком состоянии?, в неведении, в хорошем настроении),
      пребывание
      Приёмник (устройство для приема) Преемник (продолжатель дела),
      преемственность
      Придел (пристройка) Предел (граница)
    • Запомнить ! Всегда пишется ПРЕувеличить .
    • Некоторые слова имеют формы с двумя приставками:

      пре умножать — при умножать, пре уменьшить — при уменьшить.

    • Приставка ПЕРИ- пишется в словах иностранного присхождения со значением «вокруг», «около» :

      перигей, перископ, перипетия, перифраз, периферия.

    • Следует запомнить написание иноязычных слов и слова, в которых значение приставок ясно не определяются. Проверять по словарю.
      При- Пре-
      В заимствованных словах пре-/при- не выделяются
      приватный
      привилегия
      примадонна
      примат
      примитив
      принципиальный
      приоритет
      преамбла
      превалировать
      президент
      президиум
      премьера
      препарат
      прецедент
      Пре-/при- не выделяются, т.к. приставки срослись с корнем. Их надо запомнить, проверять по словарю
      прибор,
      привет,
      привередливый,
      приглашение,
      пригожий,
      приключение,
      прилежный,
      приличный,
      пример,
      принадлежать,
      присваивать,
      притязание,
      причина,
      приютить,
      приязнь,
      приятель,
      приятный,
      причуда,
      прихоть,
      приключение
      предел,
      предмет,
      презрительный,
      преимущество,
      прекословить,
      прельщать,
      преминуть,
      преследовать,
      пренебрежение,
      (знаки) препинания,
      препона,
      препятствие,
      пререкаться,
      пресловутый,
      пресмыкающееся,
      преступник,
      пресыщаться,
      (камень) преткновения,
      превратность

    По-весеннему (нареч.) греет.
    По весеннему(прилагател.) небу.
    Во- вторых (нареч.).
    Во вторых (поряд.числит.) классах.

Приставки (частицы-приставки) Не-,Ни-

В правописании частиц-приставок Не-,Ни- : не или ни, слитно или раздельно.
Слитное и раздельное написание рассматривается в описаниях соответствующих частей речи.

  • (№46) Различение приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях
    • Отрицательные местоимения образованы от вопросительных (относительных) местоимений с помощью безударной приставки ни- и ударной приставки не-:

      никтО, ничтО, никакОй, ничЕй; нЕкого, нЕчего.

    • В отрицательных местоимениях под ударением пишется не , без ударения — ни- :

      нЕ кого спросить — ни когО не спрашивать, нЕ чему удивляться — ни чемУ не удивлялся.

    • В отрицательных местоимениях не и ни превращаются в приставки и пишутся слитно, если нет предлога. Местоимения никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего могут употребляться с предлогом, который стоит после приставки. При наличии предлога отрицательные местоимения пишутся раздельно. Предлог ставится между частицей и местоимением, образуя сочетание из трех отдельных слов:

      никогО — ни у когО, нЕчему — нЕ к чему, никакИм — ни с какИм; ни на чём, ни за чтО, ни за чьИм, нЕ с кого.

  • (№59) Буквы е и и в приставках не-/ни — отрицательных наречий
    • В отрицательных наречиях под ударением пишется не , без ударения — ни- :

      всегда нЕ когда; ни когдА не думай; нЕ куда выйти, ни кудА не выйдешь; нЕ зачем приходить, ни кАк не догнать, нЕ откуда отправить, ни откУда нет данных.

      При употреблении наречия с приставкой ни- в предложении всегда есть второе отрицание:

      ни когда не пройдет, ни как не услышать, ни когда нет времени.


§38. В соответствии с общим правилом (см. §33) написание букв на месте безударных гласных в приставках (кроме приставки раз-/роз-, см. §40) устанавливается путем проверки словами и формами с той же приставкой, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.:
безво?льный, безда?рный, беспе?чный, бестолко?вый (ср. бе?здарь, бе?столочь);
заморо?зить, занести?, запира?ть, запис?ать (ср. за?пертый, за?пись);
перебро?сить, перевра?ть, переда?ть, переложи?ть, переписа?ть (пе?репись, пе?реданный, пере?вранный);
отнима?ть, отпира?ть, отрыва?ть, отста?вить (о?тнял, о?тпер);
подложи?ть, подписа?ть, подре?зать, подступи?ть (по?дпись, по?дступ);
пробежа?ть, промахну?ться, пропуска?ть, прорва?ться, протере?ть (про?мах, про?пуск, про?рванный); праба?бушка (пра?дед).
Примечание1. От слов с приставкой пере- следует отличать слова с иноязычной приставкой пери-, напр.: периге?й, перице?нтр (термины астрономии), перикарди?т, перитони?т (медицинские термины), периско?п, перипети?я, перифра?з или перифра?за (филологический термин; отсюда глагол перифрази?ровать, но ср. перефрази?ровать ‘сказать, изложить иначе’).
Примечание2. На конце иноязычных (латинских) приставок ультра- и экстра- пишется непроверяемая буква а, напр. ультрареволюционный, экстраординарный, экстраверт. Однако в словах с латинской приставкой интра- (интро-) различаются написания с буквами а и о: ср., напр., интразональный, интрамолекулярный и интроекция, интроскопия, интроверт.

Еще по теме Безударные гласные в приставках:

  1. § 9. Ударные и безударные гласные. Словесное ударение. Особенности русского ударения.
  2. § 11. Понятие об орфоэпии. Сочетания согласных. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. Произношение согласных в некоторых грамматических формах.

Безударные гласные в приставках

На этом занятии мы узнаем, как писать без ошибок слова с безударными гласными в приставках.

Когда гласный звук стоит под ударением, он находится в сильной позиции, то есть хорошо слышится. В безударном положении гласный звук произносится неотчетливо - это его слабая позиция. Вспомним, как звучит правило проверки безударных гласных в корне:

Ударение, словно волшебная палочка, расколдовывает гласные и делает их чёткими и ясными:

Так мы действуем, когда проверяем безударные гласные в корне. Может быть, это правило поможет нам и в случае с безударными гласными в приставках?

Возьмём слово с безударным гласным звуком в приставке и попробуем подобрать к нему такие однокоренные слова, в которых этот безударный звук станет ударным.

К данным словам мы смогли подобрать однокоренные слова с приставкой под ударением. Но таких слов в нашей речи очень мало.

З_бег - з_бежать, з_бежавший, з_бегать. Д_стал - д_ставать, д_ставка. Пр_стояла - пр_стой, пр_стоишь. Мы видим, что гласный в приставке как был безударным, так им и остался. Значит, способ проверки, который мы использовали при работе с корнем, нам не подходит. Рассмотрим следующие слова:

В словах первого столбика - приставки с безударными гласными, в словах второго столбика - приставки под ударением. Общее в словах то, что гласные в приставках под ударением и без ударения пишутся одинаково. Это значит, что приставки нужно просто запомнить.

Есть несколько слов с приставкой пра-: прабабушка, прадедушка, правнук, правнучка и с приставкой па-: паводок, пасынок, падчерица. В этих случаях ударение падает на приставку, и вы не ошибётесь в её написании.



Урок русского языка в 3 классе по теме

«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ».

Тема: Правописание букв безударных гласных в приставках.

Цель:

развитие умений наблюдать за правописанием букв гласных в приставках, отличать ударные и безударные гласные в приставках, устанавливать закономерности их написания;

формирование умения писать буквы безударных гласных в приставках.

    Организационный момент

Проверьте друзья,
Готовы ли вы начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили, садитесь!

Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Какую запись должны сделать дальше?

Напишите слова «Классная работа».

    Самоопределение к учебной деятельности.

(Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока)

« Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь» (М. Горький)

Почему сегодня у нас такой девиз?

А можно ли их отнести к вам? (Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…)

Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.)

А вы хотите стать сильнее? (Да )

Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи! (хлопают друг друга в ладоши)

Вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности (1 шаг – что я не знаю; 2 шаг – сам найду способ)

    Минутка чистописания.

Ребята, работа на уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок и подготовим руку к письму. Откройте тетрадь, правильно положите её на столе. Запишем число, кл. раб. С чего мы начинаем урок русского языка? (С минутки чистописания.)

Обратите внимание на экран. Внимательно посмотрите на слоговое поле и найдите буквосочетание, которое встречается в каждой строчке этого поля?

(на)

Пропишите сочетание на на следующей строчке в тетради. (обратить внимание на соединение букв) . Подчеркните простым карандашом лучшее на ваш взгляд сочетание.

(Приставка ).

- (приставку )

    Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.

- Повторять будем всё подряд?

- Нет, только то, что нам необходимо.

Давайте вспомним, какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка ).

- Какую часть слова напоминают вам буквосочетания в тетради? (приставку )

Поработаем в парах.

У каждого из вас на парте таблица. Заполните первую колонку в таблице. Напишите всё, что вам уже известно о приставке (время 1 мин.)

    Приставка это часть ………….

    Приставка стоит …..

    Приставка служит для ……..

    Со словами пишется …….

проверка

Какие умения мы формировали?

Как обнаружить в слове приставку?

Приведите примеры слов с приставками по- и под - .( показываю карточки с приставками по- и под )

Какое слово с приставкой под- из тестового задания № 2, тема 4

в рабочей тетради вы выбрали? (Подснежник .)

Докажите, что в этом слове есть приставка.

    Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Спишите слова. Поставьте ударение

Долетел, забежал, надписал, обласкали, поплясали

Прочитайте слова . Чем похожи эти слова? (это глаголы)

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение в каждом слове.

Подчеркните буквы гласных в безударных слогах.

В какой части слова она находится? Обозначьте эти части слова.

Какие написания вы можете объяснить, а какие нет?

Эту проблему нам необходимо сегодня решить на уроке.

Сформулируйте тему урока. (Буквы безударных гласных в приставках.)

    Постановка проблемного вопроса.

Сейчас мы выступим в роли исследователей. Откроем учебники, найдем упр. 147

Для того, чтобы оно было выполнено достаточно быстро и успешно, выполним задание в парах.

Каждый ряд исследует четыре слова

Выполняется (если необходимо) с консультацией учителя.

Каждая пара сделает вывод: где могут находиться буквы безударных гласных, какие написания можно объяснить.

Вывод : безударные гласные могут быть не только в корне, но и в приставках. В корне их можно проверить .

А как быть с безударными гласными в приставках?

Сформулируем основной вопрос урока (высказывают свои предположения )

Сравните свои предположения с учебником на с. 171

Давайте определим цели нашего урока (поочередно прикрепить на доску карточки)

1) Научиться правильно писать слова с безударной гласной в приставке.

2) Составить алгоритм написания безударных гласных в приставке.

На какой вопрос нам предстоит сейчас ответить? (Как проверить безударную гласную в приставке)

Заполним вторую колонку в нашей таблице

    Приставка это часть слова

    Приставка стоит перед корнем

    Со словами пишется слитно

А как вы думаете, где можно получить правильный ответ, как написать слово? / В учебнике, в словаре, в энциклопедии, спросить у учителей, у мамы и папы/.

Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

7. Поиск решения.

а) Работа по учебнику.

- Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? Как вы думаете нужно действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в приставке?

У кого есть какие предложения?

Как проверить наши предположения?

1. Проверим ваши предположения, выполняя упр. 148

Что общего между приставками под ударением и безударными? (они одинаковые)

Какой вывод можем сделать? (приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково, з начит, для написания буквы безударного гласного в приставке можно подобрать проверочное слово с такой же приставкой, где бы гласный был под ударением.

Физкультминутка.

Проверим, верны ли наши предположения. Прочитаем правило в учебнике на с.123.

Почему некоторые приставки даны в скобках? (Они похожи на предыдущие, но в конце добавляется ещё одна буква гласного о – для удобства произношения: обновил/обозвал, откусил/оторвал, подбежал/подошёл.)

Предположение, выдвинутое вашими одноклассниками о правильном написании безударных гласных оказалось верным или нет? Докажите свой ответ.

Что вы ещё узнали из правила, о чём мы не предполагали? (написание безударной гласной в приставке можно проверить или запомнить)

- Как? ( Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной).

- Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? (Нет ).

Когда для проверки нужны обязательно однокоренные слова?

(Для проверки написания букв безударных гласных в корне.)

- На данном этапе урока, какую цель достигли?

(Узнали, как правильно писать безударную гласную в приставке).

Какой цели ещё не достигли? (Не составили алгоритм для написания безударных гласных в приставках).

Давайте попробуем, составить алгоритм для написания безударных гласных в приставках.

в) Составление алгоритма для написания безударных гласных в приставках.

- С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в приставке?

Поставить ударение

Определить в какой части слова находится расхождение между произношением и написанием.

Что это значит? (Выделить в слове его части).

Если безударная гласная находится в приставке, то подобрать проверочное слово с такой же приставкой, чтобы гласная была ударной.

Если проверочное слово подобрать нельзя, то это слово нужно запомнить, обратиться к словарю, использовать слово-шаблон, или посмотреть в интернете

Записать слово.

Подчеркнуть безударную гласную в приставке.

Кто сможет сам рассказать весь алгоритм для написания безударной гласной в приставке?

Какую цель достигли на этом этапе?

Запишем ключевые слова в 3 столбик нашей таблицы

    Приставка это часть слова

    Приставка стоит перед корнем

    Служит для образования новых слов

    Со словами пишется слитно

Как проверить безударную гласную в приставке?

    Подобрать слово с такой же приставкой под ударением

    Запомнить

    Обратиться к словарю

    Использовать слово-шаблон

    Интернет

Вернёмся к упражнению. Составьте предложение с любым словом из этого упражнения.

Запишите предложение самостоятельно.

Возьмите листочки, лежащие у вас на партах. Кто догадался, что нужно сделать?

а

о

Назовите приставки, в которых пишется гласная О? гласная А? Молодцы!

Почему остались пустые стрелочки? (Не все приставки записали)

Как вы думаете, всё ли мы сегодня узнали о правописании приставок? Почему вы так думаете?

И снова остались пустые стрелочки? Почему? Приставок очень много, на одном уроке мы со всеми приставками познакомиться не сможем. Продолжим знакомство и заполнение наших карточек на следующих уроках.

ФИЗМИНУТКА:

Игра « Да, нет»

Хлопни и присядь разок,

Если в слове есть предлог.

А приставку услыхали.

Хорошо её назвали.

Поехали, до школы, перешёл, за ворота, добежал, нарисовать, по траве, про кота, отбросить, подлить, за окном.

8 . Первичное закрепление

Теперь мы получили новые знания.

а) Игра “Хлоп - топ ”.

- Давайте с вами немного поиграем. Я читаю высказывания. Если вы согласны с ними – хлопаете, если не согласны – топаете.

    Корень- это главная часть речи

    Корень- это главная часть слова

    Приставка всегда пишется слитно со словом

    Приставка может писаться как слитно со словом, так и раздельно

    Приставка может стоять после корня

    Приставка всегда стоит перед корнем

    Безударные гласные бывают только в корне. (топ).

    Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить, подобрав проверочное слово с ударной приставкой. (хлоп).

    Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными. (топ).

    В слове замок есть приставка –за

    В слове записка есть приставка – за

б)Выборочная запись слов с изученной орфограммой .

Выпиши слова с орфограммой «Буква безударного гласного в приставке», обозначьте её. (слова на слайде)

Зазвенела птичья трель,

Закружилась карусель.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

РАБОТА В Р.Т.с.24 №3,4

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Какую отметку ты бы себе поставил?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

    Итог урока

Давайте вспомним цели нашего урока

Достигли мы поставленных целей?

Где можно использовать эти знания?(- Не только на уроках русского языка, но и в обычной жизни, где необходимо будет применить следующее правило)

Самооценка.

    Рефлексия

На столе у меня лежат звёздочки разных цветов. На каждой звёздочке для вас оставлено пожелание.

- Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваша звёздочка белая.

(Ты молодец! Так держать!)

- Если что-то не получалось, звёздочка голубая. (У тебя обязательно всё получится!)

- Если ничего не получилось, то звёздочка розовая. (Я верю в тебя!)

- Оцените свою работу на уроке . Выберите вариант утверждения.

Домашнее задание: д.м. упр.99

Спасибо за урок!

) устанавливается путем проверки словами и формами с той же приставкой, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.:

безво́льный, безда́рный, беспе́чный, бестолко́вый (ср. бе́здарь, бе́столочь );

заморо́зить, занести́, запира́ть, записа́ть (ср. за́пертый, за́пись );

перебро́сить, перевра́ть, переда́ть, переложи́ть, переписа́ть (пе́репись, пе́реданный, пе́ревранный);

отнима́ть, отпира́ть, отрыва́ть, отста́вить (о́тнял, о́тпер);

подложи́ть, подписа́ть, подре́зать, подступи́ть (по́дпись, по́дступ);

пробежа́ть, промахну́ться, пропуска́ть, прорва́ться, протере́ть (про́мах, про́пуск, про́рванный); праба́бушка (пра́дед).

Примечание 1. От слов с приставкой пере- следует отличать слова с иноязычной приставкой пери-, напр.: периге́й, перице́нтр (термины астрономии), перикарди́т, перитони́т (медицинские термины), периско́п, перипети́я, перифра́з или перифра́за (филологический термин; отсюда глагол перифрази́ровать, но ср. перефрази́ровать "сказать, изложить иначе").

Примечание 2. На конце иноязычных (латинских) приставок ультра- и экстра- пишется непроверяемая буква а, напр. ультрареволюционный, экстраординарный, экстраверт. Однако в словах с латинской приставкой интра- (интро- ) различаются написания с буквами а и о : ср., напр., интразональный, интрамолекулярный и интроекция, интроскопия, интроверт.


§ . Приставки при- и пре-. Написание этих приставок подчиняется общему правилу; обе приставки встречаются под ударением: ср. при́вязь, при́ступ, при́звук, при́свист, при́был, при́данный, при́званный и пре́рванный, пре́данный . Применение общего правила требует учета разных значений этих приставок.


Приставка при- имеет следующие основные значения:

близости, непосредственного примыкания к чему-н., напр.: приморье, Прибалтика, прибрежный, придорожный, приграничный, приуральский, приволжский ;

приближения, добавления, напр.: прибежать, придвинуть, приделать, пристроить, приписать, прикупить ;

неполноты действия, напр.: приоткрыть, приподнять, присесть, приободрить, притушить ;

доведения действия до определенного результата, напр.: приготовить, приучить, приласкать, пристыдить, примирить, примерить ;

в глаголах с суффиксами -ыва- (-ива-), -ва- значение сопутствующего действия, напр.: приговаривать, пританцовывать, припевать .

Приставка пре- в соединении с прилагательными и наречиями обозначает высокую степень качества, напр.: предобрый, премилый, пренеприятный, препротивно, преспокойно, предостаточно . В глаголах приставка пре- обозначает действие, проявляющееся в высокой степени (преисполниться, превозносить, преуспевать ), или имеет значения, близкие к значениям приставки пере- (прервать, преломляться, преградить, претерпеть ). В таких словах, как превысить, пресытиться, преизбыток , приставка пре- обозначает чрезмерность, выход за пределы чего-н.

В некоторых словах значение приставок пре- и при- не вполне ясно или их выделение сомнительно, напр.: презирать, преподавать, преследовать, преподнести, препроводить, престарелый, привольный, пригодный, пригожий, причудливый, приказывать, привет . Написание таких слов определяется в словарном порядке.

Примечание 1. Различаются приставки в глаголах преувеличить, приумножить и в составляющих пару, близких по смыслу глаголах преуменьшить и приуменьшить. Глаголы преувеличить и преуменьшить с приставкой пре- имеют значение "представить что-н. в бо́льших (меньших) размерах, чем на самом деле". Глагол приумножить означает "еще более умножить, увеличить", а приуменьшить - "несколько уменьшить".


Примечание 2. Различается также написание других близких или совпадающих по звучанию слов с приставками пре- и при-, напр.: пребывать (где) - прибывать (куда), предать (кого-что) - придать (кому-чему), предел - придел, преемник - приёмник, восприемник; преклонить (колени, голову ) и преклоняться - приклониться ) "нагнув (нагнувшись), приблизить(ся), прислонить(ся) к чему-н."; преступить (что) - приступить (к чему), претворить (во что) - притворить (что) и притвориться; преходящий - приходящий, претерпеть - притерпеться, непременный - неприменимый, преставиться - приставить, непреложный - приложить.


§ . Приставка раз- (рас-) / роз- (рос-). Вопреки общему правилу, в этой приставке на месте безударного гласного пишется буква а, а под ударением - о, напр.: разда́ть (ср. ро́здал, ро́зданный ), расписа́ние, распи́ска (ро́спись), рассы́пать, рассыпа́ть, рассыпно́й (ро́ссыпь), разлива́ть, разливно́й (ро́злив), разы́скивать, разыскно́й (ро́зыск), разже́чь (ро́зжиг), распусти́ть (ро́спуск), разыгра́ть (ро́зыгрыш).


§ . На конце приставок и предлогов, оканчивающихся на согласный или состоящих только из одного согласного, перед сочетаниями согласных в некоторых случаях появляется безударный гласный, передающийся на письме буквой о, напр.: согнуть (ср. сгибать), войти, войду, вошли (входить), отодрать (отдеру, отдирать), подослать (подсылать), оборваться (обрываться, обрыв), разобрать (разберу, разбирать, разбор), разогнаться (разгонюсь, разгоняться), подобью (подбить), разовью (развить), сотру (стереть), отомрут (отмереть); безо всего (ср. без денег), во всём (в новом), во мне (в нас), со своими (с нами), передо мной, надо мной (перед вами, над вами), ко всякому (к вам) . Такой безударный гласный приставок проверяется в ударной позиции в формах страдательных причастий прош. вр. некоторых глаголов (согнутый, подосланный, оборванный, разобранный ), а также в некоторых наречиях, напр.: вовремя, сослепу .