Комплекс отличницы. Как от него избавиться. Комплекс отличника. Нужно ли быть идеальным во всем

Комплекс отличницы. Что же это такое? Хорошо это или плохо? И Давайте с этим разберемся.

Некоторые женщины всю жизнь делают все на отлично, подтверждая тот факт, что ты –самая лучшая. Это касается всех сфер жизни: и личной, и деловой, и социальной, и сексуальной. Их жизнь – это сплошные экзамены на профпригодность. В этом и заключается суть комплекса отличницы. Комплекс отличницы – это психологическая проблема, связанная не только с контролем своей жизни, но и желанием контролировать все и всех подряд. А как иначе? Раз вы делаете что-то на отлично, значит, по вашему мнению, и другие должны делать так же.

Как избавиться от комплекса отличницы?

Давайте рассмотрим образ женщины отличницы. На первый взгляд, кажется, что у нее все великолепно в жизни. Она отличная хозяйка: у нее чистота и порядок в доме, она прекрасно готовит, да еще шьет, вяжет и вышивает. Она самая замечательная мать: и пожурит, когда надо, и по голове погладит. Она прекрасная жена и . К тому же она преуспевает в карьере. Идеальный образ, не правда ли? Всем бы такую…

С другой стороны, представляете, сколько труда нужно вложить во что-то, чтобы делать дело на все сто? Сколько усилий нужно приложить, чтобы не дай бог, кого-то не разочаровать, и чтоб не сказали, что она в чем-то не так уж и хороша! И чем больше проблем, тем с большими усилиями приходится их решать. Это все равно, что подниматься на 28 этаж пешком. Я пробовала, но на одиннадцатом почему-то мои ноги категорически перестали ходить: дыхание сбилось, мышцы задервенели с непривычки, пришлось остановиться и поискать лифт. Здесь происходит то же самое. От перенапряжения может произойти нервный срыв, расстройство психики, инсульт и прочие неприятные моменты. Так, к тридцати годам можно и в «ящик сыграть».

Откуда «ноги растут» у этой проблемы? Как часто бывает, все проблемы из детства. Часто это вина родителей, которые хотели видеть в своей дочке то, чего, возможно, им не хватало самим. Они возлагали на малышку множество различных обязанностей. И девочка пыталась их оправдать, быть всегда хорошей, боясь их огорчить. Вот и выросла женщина, которая все свои личные и финансовые проблемы решает сама. В ее душе остался страх разочаровать себя и окружающих, боязнь того, что она не сможет справиться с какой-то проблемой.

Как говорят психологи, вечное стремление к совершенству – это уже болезнь, которая на научном языке называется перфекционизм, а идеальную женщину можно назвать перфекционисткой. Женщина думает, что она «само совершенство», а на самом деле в ней кроется неуверенность в себе, которую она успешно маскирует под успешную женщину, боясь всех разочаровать. Она хочет всем быть полезной и востребованной, и без этого не мыслит жизни, поэтому тянет на себе всех и вся, находя удовлетворение только тогда, когда к ней обращаются за помощью. От этого у таких женщин только видимость успешности. Зачастую, она тянет на себе и мужа-неудачника, которому ничего не остается, как прожигать жизнь рядом с такой женой. Но такая психологическая нагрузка в какой-то момент может оказаться чрезмерной, и тут не обойтись без помощи специалиста. Но, как говорится, если сам себе не поможешь, не поможет никто. Поэтому, пока еще не поздно, давайте рассмотрим способы выхода из состояния напряжения самостоятельно.

Как избавиться от комплекса отличницы?

1.Примите себя такой, какая вы есть: с вашими достоинствами и недостатками. Примите тот факт, что близкие люди любят вас так же. Не стесняйтесь показать им свою слабость, особенно мужу. Не ставьте себя на пьедестал и не изображайте супер-женщину. Помните, что вы – где-то в глубине души хрупкое и нежное создание, которое нужно беречь, холить и лелеять, а когда это делать как не на отдыхе?

2. Теперь самое важное – устраиваем себе отдых. Уезжаем подальше от дома, меняем обстановку, чтобы вырваться за рамки домашнего быта. Езжайте одна или с подругой. Вы, наверное, думаете: «Как же я брошу мужа и детей? Кто же будет готовить им еду, стирать и гладить им одежду, собирать в школу и на работу, убирать в квартире? А на работе? Как же там без меня новый контракт?» Не бойтесь, вашим детям и мужу полезно будет остаться одним – научаться немного самостоятельной жизни. И работа никуда не денется, на вашу долю хватит. Так что пакуйте чемодан и к морю, солнцу, радостным эмоциям!

3. А теперь представьте себя через 10 лет. Вам есть, что вспомнить, кроме стирки, уборки, готовки, пеленок? Если вы не забыли, что такое романтические вечера, танцы до утра, сумасшедшие идеи и поступки – тогда у вас еще не все потеряно. А если забыли? Когда ваш муж дарил вам цветы без повода, кроме дня рождения и 8марта? Где же ваш азарт в жизни? Когда вы будете нянчить своих внуков, о чем вы будете вспоминать? Наверное, о том, как вы боялись опоздать на работу, боялись оставить детей и мужа без завтрака? Так что начнем менять свою жизнь, пусть вам 25, 35 или 45.

4. Оглянитесь вокруг. Давно ли вы замечали птиц, поющих на деревьях, когда бежали на работу? Давно ли упирались взглядом в небо, радуясь солнцу? Вдохните полной грудью. В мире столько интересного! И это не сравнить с вашим распорядком «Дом-работа-дом» . Займитесь , или вы так увлеклись решением чужих проблем, что уже забыли, что у вас самой может быть любимое дело? А о чем вы мечтали в жизни? Ну и как, реализовалась ваша мечта? Может, вспомнить о ней и сделать шаг ей навстречу? Короче говоря, вспомните о том, что вам приносило удовольствие, и сделайте это. Постарайтесь прямо сейчас.

Комплекс отличницы – это далеко не самое лучшее, что может быть в вашей жизни. Ответьте себе честно на вопрос: все, что вы делали в жизни, давалось вам легко и сразу или с большими трудностями? Расслабьтесь немного, постарайтесь получать от жизни максимум удовольствия, и напряжение станет уходить из вашей жизни, даже отношения с близкими людьми изменятся - станут теплее, и придет гораздо быстрее, чем у вас получалось обычно.

Бесплатная книга

Как свести с ума мужчину всего за 7дней

Скорей поймай "золотую рыбку"

Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку "Получить книгу".

Она везде и всегда первая? Ей становится плохо, если ее работу оценивают не самой высокой оценкой? Вы думаете, она человек, который стремится к лидерству, и для нее не существует преград? Вы заблуждаетесь. Она всего лишь несчастная женщина, которая страдает так называемым «комплексом отличницы». Таких еще называют «мисс безупречность».

Психологи утверждают, что мужчины не подвержены такому комплексу, поэтому его «жертвами» становятся только женщины. Они хотят совершенности во всем, что касается выполнения какого-либо задания или работы. Если это уборка в квартире или доме, то для этого будут использованы всевозможные чистящие средства. Все должно блестеть и быть сделано на «отлично»!

Отчего возникает «комплекс отличницы»?

«Комплекс отличницы», как и все остальные комплексы, закладывается в детстве. Его причиной могут стать завышенные требования и задания. Например, если любая четверка в дневнике вызывала у родителей разочарование, то развитие «комплекса отличницы» у девочки неминуемо.

Как правило, у таких девочек, а в дальнейшем женщин, занижена самооценка. Они боятся разочаровать родителей и потерять их любовь к себе. Поэтому, они стремятся всеми способами завоевать родительское уважение и любовь. Это стремление распространяется и на всех окружающих.

Оксана Баркова , врач-психотерапевт, гештальт-психолог:

«На консультацию пришла женщина 34 лет с жалобами на хроническую усталость и нежелание что-либо делать. Она была руководителем отдела в крупной компании, которая занималась строительством домов. За 8 лет работы женщина многого достигла в профессиональной и финансовой сфере своей жизни. А личная жизнь не удалась, не было времени, никто не нравился, не совпадали взгляды или ценности. Когда стали более подробно разбираться, вышли на завышенные требования к самой себе и к людям, на стремление, чтобы все было «идеально». Женщину это сильно выматывало, заставляло быть в напряжении и постоянном неудовлетворении.

Оказалось, что мать всегда была строга с ней и хвалила за достижения и критиковала за «ошибки». Женщина в процессе психотерапии осознала, что более мягкое и любящее отношение к себе снижает уровень тревоги и доставляет больше радости и удовольствия, научилась замечать свои потребности и регулировать границы, появилось больше сил и желания жить. Познакомилась с молодым человеком и начала строить отношения».

«Отличницы» на работе и дома

    Женщина может страдать «комплексом отличницы» независимо от того, в какой отрасли она работает, какой образ жизни ведет, какое положение занимает в обществе.Комплекс отличницы» отпечатывается на личной жизни. К сожалению, такие женщины очень одиноки. Они выбирают тех претендентов на свою руку и сердце, которых они оценили высшим балом. Остальные их просто недостойны.Они стараются быть «отличницей» и в постели. А это неправильно! Ведь здесь главное искренние чувства, а не отличное знание сексуальных поз.Такие женщины не привлекают, а наоборот, отпугивают мужчин своим ненормальным стремлением к чистоте и совершенству.

Как бороться с комплексом и нужно ли это делать?

Обычно женщины не замечают за собой «комплекса отличницы» и не могут самостоятельно от него избавиться. Однако с «комплексом отличницы» необходимо бороться. Ведь он мешает наслаждаться жизнью, а зачастую отравляет жизнь и окружающим: коллегам, друзьям и самым близким людям.

    Первым шагом к избавлению от комплекса будет понимание, что все «на пятерку» быть не может, и нужно с этим смириться и концентрироваться на позитивных моментах, а не зацикливаться на проблемах.Важно расставить приоритеты и понять, что Вам важно и требует максимум усилий, а что не имеет принципиального значения.Чтобы избавиться от комплекса отличницы очень важно также работать с самооценкой. Будут полезны тренинги уверенности в себе , а также индивидуальная работа с психологом.Принципиальным моментом является принятие себя, осознание своих положительных и отрицательных качеств.Часто комплекс заставляет женщин быть недовольными своей внешностью, не дает замечать ее достоинств. С данной проблемой работает телесный психолог , который помогает научиться жить в гармонии со своим телом.

Как и от любой другой психологической проблемы, от «комплекса отличницы» можно избавиться.

Перфекционизм, именуемый также комплекс отличника, – набор качеств личности, делающий человека требовательным к самому себе, стремящимся к постоянной работе над собой, к достижению идеала, совершенства, безупречности. Перфекционисты плохо переносят собственные изъяны и несовершенство окружающего мира. Люди с комплексом отличника требовательные, амбициозные, целеустремленные, трудолюбивые. Перфекционизм – сложный психологический феномен, имеющий как положительную, так и отрицательную сторону.

Достоинства и недостатки перфекционизма
Перфекционизм является двигателем развития, достижения уровня мастерства в своем деле, стимулом к профессиональному росту. Многие гении науки и культуры совершали свои открытия, писали великие картины, музыкальные произведения, романы, доводя их до совершенства. Возможно, без критической оценки своего труда, писатели, художники, музыканты и ученые не подарили бы миру ни одного гениального творения.
С одной стороны, перфекционизм порождает в человеке самокритичность, трудолюбие, желание быть безупречным в своем деле, при этом постоянно учиться, развиваться и расти над собой. Люди с комплексом отличника благодаря упорному труду и таланту достигают значительных профессиональных и личностных высот. Девизом перфекционистов выступает фраза: «Нет пределов совершенству!».
С другой стороны, обладатель комплекса отличника может быть человеком слишком требовательным не только к себе, но и к окружающим. Занудство, заумность, придирчивость, раздражительность – обратная сторона блестящей медали под названием «Перфекционизм».
Из-за чего формируется перфекционизм? Чрезмерная самокритичность, когда человек ругает себя за незначительную ошибку или промах, приводит к возникновению так называемого «комплекса отличника».
В школьные годы учителями и родителями ребенку прививается стремление к знаниям, к успехам в учебе, к отличным оценкам. В результате появляются ученики, которые расстраиваются, если получают оценку «хорошо» вместо «отлично». Ребенок воспринимает это как личное поражение, у него падает самооценка, может пропасть желание стараться дальше. Ученик с комплексом отличника постоянно напряжен, сосредоточен, подвержен страху неудачи.
Внешний контроль взрослых за достижением отличных результатов ребенка трансформируется во внутренний самоконтроль зрелой личности, которая стремится быть «отличником» во всех сферах жизни и обретает комплекс.
Перфекционизм парадоксален: он одновременно и порождает стремление человека развиваться, и снижает эффективность его деятельности в случае неудачи. Итогом работы перфекциониста может стать как отличный результат, так и полное его отсутствие.

Комплекс отличника приводит к следующим негативным последствиям:

  • неспособность удовлетвориться полученным результатом;
  • неумение ставить достижимые цели;
  • низкая самооценка, недовольство собой;
  • стрессы, неврозы, навязчивые состояния;
  • проблемы в межличностных отношениях.

  • Преодолеваем комплекса отличника
    Когда здоровая личностная черта перерастает в «синдром отличника», возникает потребность преодолеть этот комплекс, сохранив умение и желание развиваться и расти, как личность.

    Рекомендации лицам с избытком перфекционизма:
    Безоценочность. Когда взрослые люди страдают от необходимости получать только безупречные результаты своего труда, имеет место действие принципа: любовь и признание близких людей можно получить, только заслужив отличную оценку. Важно понять, что настоящая любовь – безоценочна. Безоценочно нужно учиться любить и самого себя. Каждый человек заслуживает любви и уважения своей личности как таковой, без учета побед и достижений.

    Идеалы и сравнения. Научиться рассматривать идеал как пример для подражания, а не цель. Понимать и принимать свою уникальность, оставить себе и другим людям право быть собой. Сравнивать себя в настоящем времени с собой в желаемом будущем, а не с другими людьми.
    Приоритеты. Человеку с комплексом отличника поможет умение правильно ставить цели, определять удовлетворительный желаемый конечный результат работы, различать задачи по степени важности и правильно расставлять приоритеты.

    Положительное подкрепление. Лицам с явным перфекционизмом нужно уметь хватить себя за достигнутый результат, даже если он неидеален. Следует понимать что ошибки – нормальные этапы в достижении результата, а не ругать себя за них.

    Отдых. Человеческий организм не может работать как бездушный механизм, ему нужно отдыхать и расслабляться, если человек желает сохранить физическое и психологическое здоровье.
    Людям с избыточным перфекционизмом чрезвычайно полезно уметь получать удовольствие от жизни, не пытаясь сделать ее лучше, иметь хобби или увлечения для души. Нужно любить себя и принимать окружающий мир таким, какой он есть!

    Илья Базенков

    Некоторые родители полагают, что детей,
    как сосуды, можно наполнить своими
    несбывшимися мечтами и стремлениями.
    Майкл Николс(психолог)


    Синдром отличника или комплекс отличника замечается, как правило, у взрослых, а не у детей. Иногда его еще называют комплексом отличницы, т.к. у женщин он встречается чаще. Объяснение простое. Ребенок с комплексом отличника удобен для взрослых, т.к. всеми силами пытается соответствовать их требованиям, быть всегда хорошим. Но во взрослом возрасте комплекс отличника может серьезно осложнить жизнь.

    Суть синдрома (комплекса) отличника не в том, чтобы все всегда делать на отлично, а в том, что основная потребность - это получать хорошие отметки от окружающих.

    Один из часто встречающихся запросов к психологам: как избавиться от комплекса отличника?

    Как перестать хотеть быть для всех хорошим, чтобы получить хорошую оценку себя?

    Сначала разберемся почему он возникает. Как родители и другие взрослые создают у ребенка синдром отличника.

    Необходимым условием избавления от синдрома отличника является осознание его причин.

    Так как же взрослые способствуют формированию этого синдрома?

    Ребенок пришел из школы.

    Как дела в школе?
    - Я сегодня по истории четверку получил.
    - Как? Почему четверку, а не пятерку? Ты меня расстраиваешь. А вот Петя только пятерки получает.

    Ребенок наводил порядок у себя в комнате.

    А почему эту книжку на полку не поставил? Я тобой недовольна.

    Подросток вымыл посуду, но вот беда – на одной тарелке осталось пятно.

    Плохо! Вся посуда должна блестеть! Ты меня очень огорчил.

    А есть еще и другое.
    Изо дня в день взрослые внушают ребенку, что он постоянно должен быть для всех хорошим, всегда идти навстречу другим, чтобы получить хорошую оценку себя.

    Так родители и другие взрослые способствуют формированию синдрома(комплекса) отличника у детей. Причем из самых благих намерений. Они ведь хотят, чтобы ребенок вырос успешным, хорошо справлялся со своими обязанностями, все делал хорошо и был не хуже, а то и лучше других.

    Исследования показывают, что предрасположенность к синдрому отличника может быть и врожденной, связанной с типом темперамента, индивидуальными психофизиологическими особенностями человека.

    Но возникает он в детстве в результате общения взрослых (в первую очередь родителей) с детьми. И если в детстве и подростковом возрасте синдром отличника часто не замечается и даже приветствуется окружающими ребенка взрослыми, то в дальнейшем он приносит существенную дисгармонию в жизнь человека.

    ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА

    Повышенная чувствительность к критике, даже если она незначительная;
    - постоянные опасения неудачи, часто приводящие к отказу от какой-либо деятельности из-за страха не справиться;
    - склонность часто сравнивать себя с окружающими, ревниво относиться когда хвалят не его, а другого;
    - неустойчивая самооценка, сильно зависящая от мнения окружающих;
    - первая же неудача может послужить причиной депрессивного настроения и отказа от дальнейших попыток продолжать что-либо делать;
    - застревание на переживаниях своих неудач, даже незначительных;
    - постоянная потребность оправдывать ожидания окружающих.

    Разумеется, степень выраженности синдрома отличника бывает разной. В крайних патологических случаях он встречается не так уж и часто. Но даже выраженный умеренно все-равно осложняет жизнь, приводит к ограничению собственных возможностей и сложностям в отношениях.

    ТИПИЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА

    1. Часто повторяющаяся установка, что любовь необходимо заслужить хорошими поступками. И чем «более ты правильный», тем сильнее тебя будут любить.

    2. Один или даже несколько близких взрослых патологических перфекционистов, стремящихся воспитать ребенка по своему образу и подобию.

    3. Частое и сильное порицание ребенка за ошибки и неудачи. Подталкивание его к чрезмерной самокритичности, к стилю мышления по принципу – «если бы поступил правильно, то все было бы хорошо», «если бы постарался, то все бы получилось», «если бы хорошенько подумал, то все сложилось бы по-другому».

    4. Слишком завышенные требования к ребенку. Родители ожидают от него "совершенства".

    Формирование комплекса отличника происходит в детстве, а проявляться чаще всего начинает в раннем подростковом возрасте.

    Иногда синдром отличника путают с умеренным перфекционизмом – стремлением к идеальному результату. Действительно, крайне выраженный перфекционизм и синдром отличника сосуществуют вместе.
    Но перфекционизм, естественно, не выраженный в патологической форме, может быть вполне нормальным – человек старается все сделать хорошо, добиться наилучшего результата.

    А «отличника» волнует не сам результат, а оценка, которую он получит, ему всегда по жизни необходима пятерка. И в результате происходит смещение цели с результата на оценку этого результата окружающими.

    Люди, страдающие комплексом отличника, часто превращаются в задерганного невротика, которому очень не комфортно жить. Он постоянно переживает по поводу неудач, как мнимых, так и реальных. Смысл его жизни - быть отличником, получать пятерки любой ценой, бороться за них. А если есть риск получить другую оценку, то он может и не взяться за выполнение чего-либо, отказаться из-за страха неудачи от реализации своих планов, идей и даже карьерных стремлений.

    Да и окружающим с ним нелегко. Как жить и общаться с человеком, который болезненно реагирует на любую критику, вплоть до впадения в депрессию? А похвала в адрес других людей вызывает у него чувство ревности.

    Увы, погоня за результатами в учебе, выраженных не в знаниях, а в оценках; тщеславие родителей; настойчивость учителей в борьбе за успеваемость все это создает благодатную почву для выращивания синдрома отличника. Разумеется, далеко не все дети и подростки приобретают этот синдром, даже если окружение этому способствует. Многое зависит от врожденных свойств личности.

    Ребенок с сильным типом высшей нервной деятельности более устойчив, подросток может сопротивляться через типичные подростковые реакции, да так, что окружающим взрослым «мало не покажется».
    Но людей, страдающих комплексом отличника много. Даже в легкой форме он вносит дисгармонию в жизнь, как самого человека, так и его окружающих.

    В обществе существует устойчивый миф, что школьные отметки являются показателем интеллекта человека и его дальнейшей профессиональной успешности. НО ЭТО НЕ ТАК!

    Эти факты подтверждены сотнями исследований, проведенных в разных странах:

    1.Школьная успеваемость не является показателем дальнейшей успешности человека.

    2.Школьная успеваемость не является показателем интеллекта.

    Недавние исследования в Высшей школе экономики показали, что профессиональная успешность выпускников не зависит от их оценок во время учебы. См. статью на нашем сайте

    Выше было сказано, что предрасположенность к синдрому(комплексу) отличника может быть врожденной. Но часто родители, сами страдающие от комплекса отличника, передают его детям через воспитание, проецирую собственные страхи получить негативную оценку за своего ребенка. В этом случае у родителей комплекс отличника проявляется в опасениях не выглядеть "идеальным родителем" в глазах окружающих, в первую очередь, учителей.

    Идет непрерывная борьба за успеваемость, где основное значение придается отметкам, а не собственно знаниям и интересам ребенка. Часто это касается не только школьных отметок, но и других сторон жизни. Главное - выглядеть соответствующим образом в глазах окружающих.

    А бороться с приобретенным комплексом отличника тяжело, вот и живут люди под этим бременем - повышенной чувствительностью к критическим замечаниям, обидчивостью, зависимостью от мнения окружающих, все время боящихся не получить "пятерку" (и из-за этого часто отказывающихся от каких-то своих намерений и желаний).

    Так стоит ли, уважаемые родители, требовать от ребенка, чтобы он всегда получал только пятерки? Всегда соответствовал во всем ожиданиям окружающих? А ведь иногда бывает, когда близкие взрослые из-за какого-то, по их мнению, неуспеха ребенка, начинают его "шантажировать" своим здоровьем. "Ах, у меня из-за твоих отметок сердце разбаливается", - говорит любящая мама или бабушка, даже не подозревая, что она этими словами формирует в ребенке.

    И, в конце концов, что для вас важнее? Здоровье и психическое благополучие ребенка, гармония в отношениях с ним или количество пятерок в дневнике, тем более, что не они определяют успешность человека.

    Часто родителям нравится синдром отличника, хотя они и не подозревают о его существование. Действительно, чего еще надо? Ребенок послушный, хорошо учится, искренне переживает, если у него что-то не получается. Мечта, а не ребенок! И невдомек взрослым, что самое важное для ребенка не результат его деятельности, а желание быть хорошим и «одобряемым». И формируется у него ощущение, что любят его только за «пятерки», а не его самого. Сделаешь ошибку – потеряешь любовь .

    Появляется страх ошибиться, сделать неверный выбор. И закрепляется этот страх часто на всю жизнь вместе с неуверенностью в себе и опасениями «выглядеть не так», «сделать не так» и даже «подумать не так». В крайних случаях боязнь ошибиться может превратиться в настоящую фобию.

    В своей жизни человек с комплексом отличника испытывает чувство неуверенности, ему трудно строить открытые отношения с другими людьми, ему часто кажется, что он может оказаться хуже ожиданий окружающих.

    Человек, которому в детстве внушили, что его любят только за хорошие отметки, за послушание, за какие-то успехи и достижения, в дальнейшей жизни будет казаться, что он кому-то нужен только за то, что он соответствует ожиданиям окружающих. Отсюда заниженная или неустойчивая самооценка, ощущение, что его не любят и не ценят, не признают.

    Возникает неготовность потерпеть неудачу, боязнь трудностей и неуверенность в себе.

    Как избавиться от комплекса отличника у ребенка?

    1. Хвалите ребенка не за отметки, а за результат.

    «Очень хорошо, что ты получил пятерку».
    «Очень хорошо, что ты справился с контрольной работой».
    Чувствуете разницу?

    2. Интересуйтесь не отметками в школе, а процессом учебы, что нового узнал, что было интересно или неинтересно, трудно или легко.

    3. Никогда не связывайте оценку результатов учебы(и не только учебы) с оценкой личности.

    4. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не ставьте их ему в пример.

    5. Не осуждайте ребенка за какие-либо неудачи, лучше поддержите его.

    6. Если ребенок болезненно переживает из-за отметки, полученной в школе, или еще из-за чего-либо, что него не получилось, то можно постараться обесценить неудачу, показать ребенку, что это не имеет большого значения и, тем более, не влияет на ваше отношение к нему. Например: "Подумаешь тройка по математике, ну и что?" Только не надо обесценивать усилий ребенка по достижению результата, здесь, наоборот, важно ему показывать, что он молодец, даже если не выполнил все на 5+.

    Вы ведь любите своего ребенка не из-за его отметок или за то, что он послушный, аккуратный, вежливый, хорошо учится и т.п.?

    Как избавиться от комплекса отличника во взрослом возрасте?

    1. Осознать. что ваши некоторые чувства, эмоции и поступки вызваны не реальной ситуацией, а опасениями не понравиться окружающим, не оправдать их ожидания. Комплекс отличника как бы возвращает вас в детство, и вы боитесь не соответствовать требованиям родителей или учителей.

    2. Разобраться, а действительно ли окружающие вас люди ждут, что вы всегда будет действовать на "отлично"? Кстати, мы часто склонны приписывать другим то, чего они на самом деле не думают.

    3. Разрешить себе право на ошибки и на то, чтобы не быть всегда идеальным человеком во всем и всегда.

    4. Осознавать, когда вами управляет синдром отличника, а когда ваши действия и эмоции от него не зависят. Другими словами. поставить свой комплекс отличника под контроль сознания.

    5. Перестать ожидать постоянного одобрения вас окружающими людьми, сравнивать себя с другими. На самом деле это не вы, а тот самый ребенок, у которого сформировалось чувство, что его любят только тогда, когда он делает все на отлично, должен быть лучше всех.

    6. Захотеть, чтобы комплекс отличника перестал вами управлять. Начать с ним бороться, действовать.

    Самое трудное в избавлении от комплекса отличника - это разрешить себе не всегда оправдывать ожидания окружающих.
    Кстати, эти ожидания мы часто сами и выдумываем. Человек с синдром отличника приписывает окружающим что-то, чего они якобы от него ожидают. Он считает, что если делать всегда хорошее окружающим, то и они будут отвечать ему тем же.
    Вот только в жизни так бывает далеко не всегда. Да и почему другие люди должны оправдывать ваши ожидания? Откуда растут ноги этого убеждения? Не из нашего ли детства, когда нам внушали, что надо всегда быть хорошим, причем для всех?

    Человек с синдром отличника часто не может начать делать что-то новое или закончить начатое. Причина простая. Ему нужна пятерка, т.е. надо добиваться идеала. А идеал то далеко и не всегда достижим, по крайней мере, в его воображении. А рядом люди, которые с точки зрения "отличника" халтурят, но при этом чувствуют себя уверенно и добиваются успеха. Какое чувство возникает у "отличника"? Правильно, чаще всего обида и ощущение несправедливости.

    А жизнь далеко не всегда справедлива, особенно, с точки зрения "отличников".

    Решите, что для вас важнее: всегда добиваться результата даже во вред себе или собственные интересы.

    Научитесь расставлять приоритеты, где на первом месте будут ваши личные интересы.

    Добавьте в ваши действия побольше эгоизма. Без его умеренного количества жизнь не очень привлекательна, как и пища без соли.
    Всем нравиться невозможно, да и зачем?

    Подумайте, как вы можете использовать свой синдром отличника, чтобы он вам не только мешал жить, но иногда помогал достигать своих целей. Именно своих, а не чужих! Он может помочь что-то сделать лучше других. Но только это надо делать для себя, для реализации своих целей, а не чтобы заслужить одобрение окружающих, которые скорее всего этого не оценят. Кстати, многих людей раздражает излишний перфекционизм. особенно когда его навязывают, демонстрируют. Человек с синдромом отличника часто может раздражать окружающих, т.к. предъявляет повышенные требования и к окружающим. А кому это нравится?

    Если синдром отличника контролировать, то он вполне способен не только портить жизнь, но и в чем-то помогать. Вот только полной свободы ему давать нельзя.