Технологии строительства домов на руси. Современный деревянный дом по старинным технологиям. Виды «человеческих» саженей

Читаю я сейчас про искусство и архитектуру Древнего Египта. Вы же меня знаете, всегда лезу в мелочи и частности, всегда вопросы возникают: «Как?» да «Из чего сделано». Посмотрела несколько фильмов про храмы и пирамиды, с этим все ясно: вырубленные из камня идеально ровные глыбы, несчастные строители с остеоартрозом, возможное вмешательство инопланетян и все такое. А как же жили простые египтяне?

Картинка сверху - это, вообще-то, скрин, само видео можете тут глянуть

А просто они жили и очень тесно. Дома строили из кирпича сырца, который лепили из того, что приносил ежегодно разливающийся Нил: смеси ила и глины.

Из такого кирпича строили дома в Древнем Египте

Площадь дома могла составлять 6-10 квадратных метров (как моя кухня). Правда, в доме только спали и делали детей (судя по всему, прямо при уже имеющихся детях), все остальное время проводили на работах или во дворе, когда опускались сумерки, перебирались на крышу, где можно было посидеть, выпить пива (это очень уважаемое занятие было в Египте) и обсудить события дня. Надо сказать, жилище фараона ненамного отличалось от «квартиры» крестьянина.


Здесь хорошо видна "анатомия" пирамид

Дворцы были на удивление маленькими и тесными, хоть, конечно, побольше чем у бедняков, но значительно меньше, чем храмы и погребальные комплексы. Дерево было в дефиците, так что прибрежная глина вполне решала проблему строительных материалов. Кирпич-сырец был недолговечен, зато дешев. Он со временем раскисал или крошился, поэтому до нас почти не дошло жилищ обычных людей. В одной передаче видела, что археологам удалось изучить один дом только потому, что он… сгорел во время пожара и был заброшен: глина под влиянием высокой температуры спеклась и приобрела свойства обожжённой, что позволило стенам, занесенным песком, «дожить» до наших дней.


Реконструкция жилища египтян

Так что весь имперский размах воплощался в «околопохоронной» архитектуре египтян: в пирамидах и храмах. Строили их там, где поближе были каменистые горы, чтобы не таскать далеко каменные глыбы, но если надо было, то и таскали. Вообще считается, что прообразом пирамид были горы. Строительного камня было полно - известняк, ассуанский гранит, порфир и мерцающий алебастр.


Древнее изображение производства кирпича

Так что получается, что вся историческая архитектура Египта к быту египтян имела весьма косвенное отношение, ее целью было порадовать богов, возвеличить фараона и обеспечить ему роскошное загробное существование. И не важно что на это уходила большая часть бюджета государства.


Дом современного египтянина


Интересно, что в Древней Палестине жилища простых людей были очень похожи на египетские

ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

С Египтом все понятно, а вот как дело обстояло, например, в Хараппской цивилизации, мало нам известной? Эти ребята были более практичными, архитектурная гигантомания им была не свойственна, да и стройматериал был более надежный - обожжённый кирпич.


Реконструкция хараппского города

Похоже, что это была какая-то полуутопическая цивилизация всеобщего благоденствия и процветания, так здесь заботились о своих гражданах: мостили мостовые, строили искусственные водохранилища, организован был в Хараппских городах водопровод и даже канализация. Правда, от такой роскоши и комфорта граждане со временем заскучали и выродились. А вот если бы понапрягались бы немного, строя какую-нибудь стену или пирамиду, может больше бы свободу любили да за свое добро держались.


Хараппские постройки. Руины Мохеджо-Даро

Использовали и кирпич-сырец, но значительно реже. Климат в древности на территории нынешней Индии когда-то был другой, намного влажнее, хоть и сейчас не особо сухой, поэтому сырец быстро расползался. Кирпичную кладку скрепляли илистым раствором, который брали у берегов местных рек.


Башня в Мохеджо-Даро

Известь использовали редко, только в нижних рядах кладки, илистый раствор не был очень прочным, не застывал "намертво", поэтому при необходимости постройку можно было легко разобрать, и кирпич использовать повторно. Интересно, что хараппские строители использовали несколько разнообразных строительных приемов, то есть были весьма "продвинуты" для своего времени. Кроме городских стен и ворот ничего гигантского от хараппов (или как их там) не осталось. Нечем, нечем было правителям занять народ!

КИТАЙ

Зато этот посыл вовремя дошел до китайских правителей. Они как раз заняли своих граждан такой полезной деятельностью, как постройка Великой Китайской стены, в то время как жилища китайцев были весьма скромными. Особенно по сравнению со Стеной, которую неплохо видно даже из космоса. Общая длина стены превышает 5 тыс. км. Стены выложены в два ряда, наружные части сделаны из камня и кирпича, а внутри стена набита утрамбованной глиной, общий объем которой составляет около 180 млн. кв. м.


Великая Китайская стена. Вид из космоса

Если говорить о китайских жилищах, то и жилье императоров было похоже не на гигантский дворец, а на поселок зажиточных крестьян - так, фольгой чуть облепили для форсу да стеной обнесли. Прекрасные и довольно большие постройки стали возводить относительно недавно, в последние столетия. Надо сказать, что и Китайская стена, и стены дворцов имели весьма утилитарное значение - оборонное. Империя постоянно страдала от нашествий варварских племен с Севера, а сам Китай постоянно раздирали внутренние конфликты, так что без стен - никак.


Реконструкция древнего китайского города Линьцзы, 7 век днэ

Красивые китайские дворцы и храмы с загнутыми углами крыш - отголосок тех времен, когда все постройки были деревянными, тогда их строили именно такими. А вообще говорить о какой-то единой архитектуре Китая довольно сложно - страна огромная, с неоднородным рельефом, лежит сразу в нескольких климатических зонах. Что под руками было, из того и строили: от бамбуковых хижин на сваях в воде до пещер в скалах.



Реконструкция-музей древнего китайского жилища

Надо сказать, не одни хараппские граждане были такие грамотные, что придумали водопровод. Был он и в Китае, китайцы использовали для подачи воды бамбуковые трубы. Водопровод был и в Древнем Египте, и в Риме, причем в последнем - весьма совершенный.


Современное жилище бедного китайского крестьянина в глубокой провинции


Древний пещерный город в Китае


Как же все перекликается - пещерный город в Петре, Иордания


... И еще - пещерный город в Чуфут-Кале в Крыму

ВАВИЛОН


Вавилонские ворота Богини Иштар в Пергамском музее в Берлине

Вернемся же к кирпичу. Обожженный кирпич использовали и вавилоняне. Они же весьма продвинулись в искусстве облицовки зданий. Всем известны их прекрасные изображения на синем фоне, выложенные из изящной поливной плитки. Знаем мы и о Висячих садах Семирамиды, правда с трудом себе представляем, что это было на самом деле.


Нынешние представляние о Висячих Садах Вавилона весьма разнятся: от вполне традиционных вариантов...


...До очень неожиданных. Это не реконструкция, а вполне реальное здание в современной Японии.

Ясно, что «Слава Иштар!» - это святое, а как же жили простые вавилоняне, те, что башню до самого неба строили-строили, да не достроили? Судя по материалам раскопок, жили они тесно и не особенно роскошно. Как и египтяне, и китайцы, и харрапские ребята.


Вавилон


Руины Вавилона, фото 1932 года

ХЕТТЫ

Еще мы хеттов забыли. Эти, в основном, строили из камня, иногда практически не обработанного, так как жили среди горных массивов Анатолии, камня там - хоть завались. Однако в городе Кархемыш (XX-VIII вв. до н.э.) обнаружены постройки и из все того же сырцового кирпича, правда на каменных основаниях. Крупных храмов и гробниц хетты не строили, но все же некоторые циклопические сооружения от них остались. Например, знаменитые Львиные ворота. Крепостные стены и башни тоже были весьма массивными - нужно было обороняться от беспокойных соседей. Каменные блоки для стен использовались просто огромные!

Львиные ворота в столице хеттов Хаттусе.

Для постройки жилых помещений использовали некрупный камень и упомянутый кирпич, снаружи вся эта красота обмазывалась глиной. Жилье, как вы уже догадались, как и у других народов, обычно было совсем небольшим.


Руины и частичная реконструкция Хаттусы



Хаттуса. Реонструкция.

Так что все народы, похоже, жили одинаково: в маленьких домиках без удобств и телека, а в исторической памяти цивилизации запечатлелись сооружениями "для защиты" и "для идеи". Тема эта далеко не исчерпана, так что потом продолжим как-нибудь.

ЗНАТЬ СВОЮ МЕРУ. Северная традиция домостроения

Интервью с мастером деревянного зодчества Игорем Тюленёвым, создающего дома по принципам старых устоев домостроения и саженевого пропорционирования. Интервью проведено специально для читателей газеты «Пашковка».

– В моём сердце нашли глубокий отклик устои нашей русской, Северной Традиции, – делится Игорь Тюленёв. – Постепенно учился воспринимать и понимать и передавать традиции домостроя. И продолжаю учиться. На Руси повсеместно ставили осмерик либо шестерик (дом с восемью либо шестью (как сота в пчелином улье) углами). И это напрямую связано с гармонией восходящих и нисходящих потоков силы: Живы Земной и Яри Небесной (как сейчас модно называть эти потоки – Инь и Янь, а Предки называли – природа Отца и Матери, мужская и женская энергия) с течением их по спирали. Терема и избы преимущественно были круглыми по форме. Всё в домострое имеет определённую важность, и форма тут не исключение.

К примеру, попробуйте, не меняя формы сосуда либо продукта, наполнить спелыми яблоками бутыль из-под минеральной воды. Ничего не выйдет, либо придётся разбить бутыль, либо мелко нарезать яблоки. Для хранения яблок лучше подойдёт корзина, в ней они будут легко дышать, и, соответственно, хорошо храниться, но хранить в плетёной корзине свежий мёд, или зрелый квас, никому не придёт в голову. То есть всему необходимо подобающее вместилище.

Жизнь – это Сила, а форма активизируется той Силой, а дом – наполнение. К примеру, «бензиновый» автомобиль не будет двигаться на дизельном топливе. Таким образом, форма может быть способна или не способна вместить и воспринять ту либо иную энергию, силу. Известное всем выражение: «дом – полная чаша», воспринимается сейчас как дом полный всевозможного «добра» – вещей, мебели, но изначально такой смысл в данное выражение-пожелание, никто не вкладывал. «Дом – полная чаша» – это дом до краёв заполненный гармонично переплетаемыми потоками Земной и Небесной силы, которым для этого нужна определённая форма, здесь и место постановки дома также имеет решающее значение.

Повторюсь, постепенно жилища и другие строения приобрели форму геометрически более «простую», стали квадратными и прямоугольными. В месте пересечения стен образуется прямой угол, силе же свойственно стекать Небесной, и подниматься Земной, Сила, словно вода в реке, под прямым углом не течёт, и поэтому в углах кирпичных, каменных и панельных сегодняшних домов, постоянно скапливается «негатив», там нарушен ток Силы, без движения она «затухает», река превращается в болото. В углу образуется постоянная минусовая точка. Впоследствии для избегания данного процесса в деревянных, уже квадратных домах, стали тесать стены, придавая, таким образом, закругление углам, и давая возможность потокам Силы течь.

– Почему отдавалось предпочтение дереву как строительному материалу?

– Ствол дерева по сути является – свитой (виток, спираль, а Вита – Жизнь) структурой трубчатых систем, так как весь ствол от комля до вершины пронизан животоками – каналами, по которым, пока дерево растёт, течёт сок – от корней вверх по стволу, а овеществлённый солнечный свет от листьев кроны – также по животокам, растекается по всему древу. В зависимости от предназначения дерева: принимать либо отдавать силу, его ствол в процессе роста приобретал левостороннюю либо правостороннюю закрутку, так называемая свиля, и из-за этого срубленное бревно становилось «правым» или «левым».

Избы раньше рубили, сочетая данные брёвна пропорционально, либо осознанно придавая строению те или иные качества, укладывая в сруб преимущественно правосторонне закрученные, либо левосторонне закрученные брёвна. Благодаря способу повенцовой укладки бревна в срубе (комель – вершина) достигался непрерывный ток Живы и Яри по спирали. В чашках (местах перерубов) полюса энергии меняются, осуществляется фазовый переход на 90 градусов – плюса на минус, Сила Отца «становится», наполняется Силой Матери, и наоборот. Но это происходит только в том случае, если не повреждена сердцевина, ядро дерева. Поэтому раньше дома и рубили в охряп – в нижнюю чашу. Сегодня специалисты критикуют такой способ рубки, мол, в нижней чаше скапливается влага, и дерево в срубе больше подвержено гниению, и предлагают срубы, рубленные в крюк – в верхнюю чашу. При этом избегают делать замки – курдюки, не понимая того, что нарушенная в срубе сердцевина дерева в данном случае это медвежья услуга жильцам таких домов.

Крыша замыкает весь контур дома. И тут уже имеет значение угол кровли, вернее углы, так как вариантов их в каноне домостроения множество. С одним углом кровли ставили дом, с другим – овин… Сейчас над этим мало кто задумывается подходя к данному вопросу из понятий эстетики, либо возможности материала, не более того. Дом же призван вместить в себя Жизнь с определёнными качествами. Таким образом, надо учитывать место постановки (слышали же выражение «дом необходимо ставить на камень», это потому что по-другому пересекается ток силы). Не стройте дома на песке, не только потому, что он может разрушиться, а и потому, что песок не является проводником, не будет в таком доме силы.

Также надо учитывать форму дома, и угол кровли, а также материал, из которого построен дом, и тогда дому можно придать любые свойства – Дом Целительный, Дом Ритуальный, Дом Жилой. Все сооружения и дома должны иметь стопроцентное соответствие Формы и Содержания.

Кстати, печь в доме, как его двигатель, должна обязательно опираться на несущие балки пола, а не на самостоятельный фундамент – как зачастую принято сейчас. В зависимости от того, как стоит печь в доме по отношению ко входу, справа, или слева от него, печь может быть Пряхой, и Непряхой соответственно. Вот и в доме у вас, либо «прёт» всё, ладится, либо не очень… Про магию русской печи можно и нужно говорить отдельно, её возможность Родить хлеба, согревать дом и хранить Огонь домашнего очага, сама по себе бесценна.

– Как в старину строили дома?

– Дома в былые времена ставили всей Роднёй, а зачастую всем миром, термин такой был – помочью, все собирались и строили сообща. Печи же были глинобитные, и на «битьё» печи приглашались только непорочные девушки и парни, какую силищу они в печь закладывали! «В родном доме и стены помогают» – так говорят. Раз уж заговорили о доме как понятии, о сути так сказать его предназначения, могу сказать проще: Дом – это место Силы, которое ты создаёшь искусственно. Дом – это инструмент эволюции, данный Родом. Твой дом, универсальный инструмент, с помощью которого ты можешь всё! Это сейчас дом построили, а взаимодействовать с ним не умеем. Я имею в виду с самим домом, с его пространством.

Конечно для того, чтобы дом по настоящему стал твоим, ты должен его построить сам, или, по крайней мере, принять максимальное участие в его строительстве. Структурировать его под себя надо, в процессе рождения дома полить его, где своим потом солёным, а, может, где и малой кровью коли пораниться случится, тем ценнее он для тебя станет, чем больше своей силы ты в него вложишь, в свой дом. Раньше в одной избе жили минимум три поколения сродственников Отец, Мать, Дед с Бабкой да детки. Знания передавались естественным образом. Была преемственность передачи знаний, от деда и отца ко внуку и сыну.

– Слышал, раньше существовало понятие «Строительной жертвы»?

– Да, это так. Перед тем как срубить дерево приносились дары каждому древу и у каждого дерева непосредственно просили разрешение на рубку. Обещая ему продолжение существования в новой форме, в форме Жилища. И если такое разрешение дерево давало, то оно испытывало при этом состояние высшей радости. В результате действия такой высшей эмоции менялась вся молекулярная структура древесины, и теперь она была дружественна к человеку. В новом воплощении – новая мера, это выражение равно ко всем. Срубленное в таком состоянии дерево запечатлеет его навсегда в своём теле, и построенный дом из такого бревна будет этим состоянием радости постоянно делиться с жильцами. А также будет их оберегать от всех напастей.

Сейчас такого практически почти никто не делает. Но что хочу сказать: отношение самого человека к дому, к Жизни может изменить всё вплоть до атомарного уровня. Очень важно, что у тебя внутри, с каким настроением ты живёшь и действуешь. Даже дом, построенный из железнодорожных шпал, пропитанных креозотом, может стать местом истока положительной силы, если в нём живёт светлый человек, полный Радости Жизни…

Дом, Родовое Поместье как артефакт.

Поместье представляет собой не только живую изгородь, сад, огород, лес, поляну, пруд, но и разнообразные постройки – дом, кладовка, сарай, баня, беседка.

Природа и сам человек должны быть образцом и мерой для сооружений, созданных в поместье. Тогда все постройки будут гармоничны и красивы, жизнь будет протекать в них максимально благоприятно для психики и здоровья, и станет возможным раскрытие и реализация многих, заложенных в человеке, способностей.

На сегодняшний день в архитектуре существуют:

1. Поместья и дома, построенные по живым размерам.

Этим домам присуще свойства всех живых существ – они создавались с учетом коэффициента золотого сечения и так называемых вурфных коэффициентов. Вурф – это трехчленное деление человеческого тела (о нем подробнее будет рассказано ниже). Сюда относятся дома, созданные с применением древнерусской системы саженей. Именно так строятся дома для комфортной и приятной жизни.

Основные сажени в метрах:

Городовая 2,848
Большая 2,584
Великая 2,440
Греческая 2,304
Казенная 2,176
Фараона 2,091
Пилецкого 2,055
Царская 1,974
Церковная 1,864
Народная 1,760
Черняева 1,691
Египетская 1,663
Кладочная 1,597
Простая 1,508
Малая 1,424
Меньшая 1,345

Все 16 фиксированных саженей, по которым предлагается проектировать сооружения, вычислены исходя из размеров исторических зданий – памятников культуры. Сажени возрастают в соответствии с коэффициентом гармонии музыкального ряда — 1, 059.
Хочется подчеркнуть, что сажени – это инструмент создания объема, а не только единица измерения длины. Из любого размера можно сделать сажень.

Гармоничные размеры придают зданиям и сооружениям следующие свойства:

1. Красоту;
2. Долговечность;
3. Прочность;
4. Отличная акустика;
5. Оздоровительный эффект для людей;
6. Гармонизация пространства.

До введения проектирования по метрам, не только дома, но и парки, города создавались по саженям, об этом нам напоминает название одной из саженей – городовая.

Земля в поместье изменялась десятинами – 1 десятина – 109 соток. В одной десятине 2400 квадратных саженей. 4,548 кв. м – квадратная сажень.

2,848х1,597=4,548 кв. м;
2,548х1,76=4,548 кв. м;
2,44х1,864=4,548 кв. м;
2,304х1,974=4,548 кв. м;
2,176х2,090=4,548 кв. м;
1,508х2х1,508=4,548 кв. м;

При создании дома по саженям, учитывается то, что в природе не бывает одинаковых фигур – разнообразие радует глаз, умиротворяет психику.

Отмечены также удивительные урожаи на грядах, размеченных по саженям.

Отдельно в поместье стоит тема создания «живого пруда», т.е. такого водоема, где вода максимально самоочищается (не зарастает), все благоприятно для жизни рыб, раков и, по желанию хозяев, для купания. Конечно, для строительства пруда важно в первую очередь наличие источника воды (показателями источника являются зеленая трава, ива, ольха), ложа из глины, расположение берегов по геодезическим линиям. И лишь затем производится разметка пруда по саженям.

Глубина дна должна быть разной, причем желательно, чтобы водоем был на севере глубже, на юге – мельче. Для удобства возможно сооружение 1 или 2 террас вглубь пруда шириной около 0,5 м для посадки водных растений, например кувшинок, камыша. Желательно берега пруда вытянуть по направлению ветра. Важно сочетание естественных форм и геодезических линий. Так, пруд в форме креветки или змейки не будет самоочищаться, если построен на равнине. Но эта форма отлично подходит для водоема у подножия горы или в овраге.

Дорожки в поместье не должны быть прямыми. Энергия идет извилисто. Яркий пример представляют собой улицы старой Москвы. Стоя в начале такой улицы, не увидите ее конца – настолько она кривая. Необходимо следовать природе, а в ней нет прямых линий, особенно – параллельных. Аналогично и с грядами. Лучше, когда длинные гряды расположены в форме меандра или змейки.

2. Мертвые поместья и дома.

Эти сооружения замедляют природные процессы, следовательно, применяются для сохранения неживых продуктов и тел, как холодильники, лабазы, склепы. В основе таких домов лежат правильные геометрические фигуры, не встречающиеся в природе – квадрат, круг, равнобедренный и равносторонний треугольник. Исключение здесь представляет шестиугольник — пчелиные соты, правильная геометрическая фигура, но живая.

Земля измеряется квадратами — квадратный метр, квадратная сотка, квадратный гектар.

Пруды создаются в форме правильных геометрических фигур, независимо от геодезических линий, сторон света и направления ветра.

Дорожки прямые, повороты по четким углам.

3. Остальные сооружения .

Не «живые» и «мертвые» поместья и дома. Такие сооружения создаются дилетантами или предназначены для каких-то неизведанных, космических целей. К ним относятся новострой, городские квартиры. Тема не изучена, можно написать диссертацию….

Используемая литература:


2. Семинар 6-10 июля Зеппа Хольцера в Краметерхофе.
3. Сайт sazheni.ru
4. Форум http://forum.anastasia.ru/topic_47351_90.html

Обоснование применения саженей

Бог устроил Мир, и в Гармонии Мира отдалено отражается совершенство Бога. Бог дал людям разум и чувства, способные воспринимать Гармонию Мира. Более того, Гармония заложена в самом Человеке. И Человек может не только воспринимать, но и воспроизводить Гармонию Мира в своих произведениях.

Гармония поддается измерению. Одним из мерил Гармонии является человеческая мера – сажень. Создавая что-либо по саженям, Человек придает Красоту и Гармоничность своим произведениям. Насколько Человеку органично жить в природе, созданной Богом, настолько Человеку естественно жить и пользоваться творениями, отражающими эту Гармонию.

Человеку естественно жить в созданной им самим гармоничной среде. Эта так называемая «культурная» среда. Она является вторичной, искусственно созданной Человеком средой обитания. Тем не менее, эта вторичная природа также должна отвечать законам Гармонии, быть благоприятной для человека. Такое соответствие и может обеспечить сажень.

Уникальность системы древнерусских саженей, в том, что «принципиально отсутствует единая для саженей стандартная измерительная единица, а сама система измерения не является евклидовой.

На протяжении многих веков отсутствие единого стандарта не мешало, а более того – способствовало возведению великолепных, эстетически пропорциональных природе сооружений еще и потому, что в древнерусской архитектуре все членения были трехчастными», отмечает в книге «Золотые сажени Древней Руси» А. Ф. Черняев.

Например, пальцы рук, ног, руки (плечо-предплечье-кисть), ноги (бедро, голень, стопа) и т.д.- имеют трехчленное строение. Причем двухчленной конечности в природе не существовало.

Отношение 3-х длин составляют пропорцию, называемую вурфной. Значения вурфа по телу человека варьируется, в среднем составляя 1,31.

Причем коэффициент золотого сечения в квадрате, деленный на два равен вурфу. (1,618х1,618):2=1,31.

В настоящее время большинство архитекторов в России незаслуженно забыли методику проектирования по саженям и используют метрическую систему.

Рассмотрим историю возникновения метра. Метр был впервые введён во Франции в XVIII веке и имел первоначально два конкурирующих определения:

Как длина маятника с полупериодом качания на широте 45°, равным 1 c (в современных единицах эта длина равна м).

Как одна сорокамиллионная часть Парижского меридиана (то есть одна десятимиллионная часть расстояния от северного полюса до экватора по поверхности земного эллипсоида на долготе Парижа).

Современное определение метра в терминах времени и скорости света было введено в 1983 году:

Метр - это длина пути, проходимого светом в вакууме за (1 / 299 792 458) секунды.

Получается, метр искусственно выведенная единица измерения, не связанная напрямую, а, соответственно, не отражающая Гармонию Мира и Человека. Метр – эталон, образующий линию. Сажени же являются естественной для Человека мерой. Они образуют трехчастную (3 — сакральное число) систему, по которой гармонично формируется площадь и объём.

Петр Первый, как пишет Д.С. Мережковский в своей работе «Антихрист», отменил естественные меры: сажень, палец, локоть, вершок, присутствовавшие в одежде, утвари и архитектуре, сделав их на западный манер фиксированными. Не просто так метр вводился во Франции и в России во время революций. Разрушители знали, зачем надо забыть мудрость и традиции предков, уничтожить корни…

Древние люди чувствовали Гармонию интуитивно, не думая о мерках. Но связь с Богом слабела, поэтому и возникли жестко фиксированные размеры саженей, появились правила построения различных сооружений по саженям.

Наши предки бережно хранили и передавали вековую мудрость и красоту, воплощая их в храмах Древней Руси. Жизнь в поместьях и домах, построенных по саженям, позволяла не утратить ощущения Гармонии Мира, напоминала Человеку о Боге.

Теперь мы посещаем чудом сохранившиеся после коллективизации и урбанизации поместья. Например, в Москве около Красной Площади родовое поместье Романовых, где сейчас остался только дом-музей, «Дом бояр Романовых». Сохранились дом-музей и часть поместья художника Васнецова в бывшем Троицком переулке около метро Сухаревское.

На Новом Арбате за высотками прячется кусочек усадьбы и родовой дом Лермонтовых. Каждый знает Болдино – родовое поместье великого русского поэта Пушкина. Очаровательным уголком является поместье художника Поленова в Тарусе, музеем в котором заведуют его потомки.

Родовое поместье «отца русской авиации», мемориальный Дом-музей и усадьба Жуковского находятся в сельце Орехово, что в 30 км от Владимира, на трассе Владимир — Александров. И таких примеров множество.

Возрождение древних традиций создания усадеб и поместий, несомненно, послужит социально-экономическому подъему и оздоровлению жизни в стране, развитию духовных, творческих сил и способностей новых помещиков.

Используемая литература:

  1. А. Ф. Черняев «Золотые сажени Древней Руси».
  2. Форум http://forum.anastasia.ru/topic_47351_90.html
  3. Википедия.

Многообразие саженей

Рассмотрим различные варианты применения саженей при проектировании жилого дома. Общее для всех способов: при построении дома по саженям внешние габариты дома должны иметь разные размеры по 3-м осям координат, причем откладывается только четное количество саженей. Аналогично планируется пространство внутри дома, только берется четное количество полусаженей, локтей, пядей, пястей или вершков.

Такие детали, как округлые сверху окна и двери, высокая крыша, разные террасы и крылечки, ассиметричные элементы и части дома делают его оригинальным и запоминающимся. Отдельная тема – украшение дома резьбой, так называемое «узоречье». Это целый язык различных фигурок, рассказывающий о семье, живущей в доме. Мебель изготавливается в соответствии с размерами дома и хозяев. Дополняет внутреннее пространство дома цвет убранства: шторы, ковры, картины.

Проектирование по 16 фиксированным саженям

По 3-м осям откладывается четное количество саженей, которые должны быть различны и не стоять рядом в списке.

1. Пилецкого 2,055
2. Египетская 1,663
3. Меньшая 1,345
4. Казенная 2,176
5. Народная 1,760
6. Малая 1,424
7. Греческая 2,304
8. Церковная 1,864
9. Простая 1,508
10. Великая 2,440
11. Царская 1,974
12. Кладочная 1,597
13. Большая 2,584
14. Фараона 2,091
15. Черняева 1,691
16. Городовая 2,848

Так, внешние габариты дома могут быть следующими: длина – 6 церковных саженей, высота – 4 царских сажени, ширина – 4 народных саженей. Если дом круглый или многоугольный – то внешний диаметр равен четному числу саженей, например, 4 кладочным саженям.

Сажени по золотым пропорциям хозяина.

Предлагается взять пять последовательных чисел золотого сечения 0,382/0,618/1/1,618/2,618. Данные коэффициенты необходимо умножить на рост хозяина – в результате получается ряд саженей, пропорциональный его росту. Например, при росте 1,764 м, шкала будет следующей: 0,674/1,090/1,764/2,854/4,618 м. Указанный ряд последовательно умножается на 2, 4, 8, 16… – формируется таблица, по которой определяются размеры индивидуальных саженей. Вычисленные данным способом сажени разделяются соответственно на 2, 4, 8 ,16, 32… частей. В результате получаем самостоятельные единицы: полсажени, локти, пяди, пясти, вершки.

Виды «человеческих» саженей.

Самые известные «человеческие» сажени:

— маховая. Это длина вытянутых рук;

— ростовая. Просто рост человека;

— косая. Высота человека с поднятой вверх рукой.

По указанным саженям проектируется дом с учетом размеров хозяина и хозяйки. Внешние габариты дома рассчитываются по размерам хозяина, а внутренние – по размерам хозяйки. Здесь скрыт определенный смысл: подобное соответствие предназначено отражать соотношение ролей мужчины и женщины в семье.

В заключение необходимо отметить, что независимо от единиц длины (расстояние можно измерять в футах, метрах или попугаях) при проектировании по саженям мы создаем «живое», гармоничное Человеку пространство для Любви, творчества и отдыха.

Используемая литература:

1. А. Ф. Черняев «Золотые сажени Древней Руси».

Отзыв хозяйки дома, построенном по системе древнерусских саженей, о своем доме

Мой домик действительно построен по русским саженям. Но только снаружи. Внутри – уж как получилось. Жить в нём комфортно, уезжать из него не хочется – мы воспринимаем его как живое существо, очень приветливое и весёлое.

Причина ли этому сажени, или то, что он построен с Любовью нашим единомышленником, очень чистым и добрым человеком, с большим опытом строительства – трудно сказать.

Чаще всего я слышу про свой домик такие слова: «какой он у тебя ладненький!». Вроде маленький, а вроде – не очень, в меру высок, в меру – широк, крепенький такой – одним словом – ладный. А вот в этом, я думаю, заслуга саженей.

Он приятен глазу своими пропорциями, ну и нарядный, конечно (ведь мы его любим – вот и нарядили). Гости, заходя на минуточку, не уходят часами – так и сидят на ступеньках или террасе. Особенно это заметно по детям, спустит мама малыша на землю, чтобы идти домой, а он опять карабкается по лестнице в дом – и довольный такой.

Спустя полгода после постройки дома побывала на семинаре Черняева в Липецке. Там узнала важную вещь, которую стоит всем учитывать при строительстве дома, даже если строительство не в саженях.

Высота потолка в доме с печным отоплением должна быть как можно больше – перегретый воздух поднимается вверх и висит у потолка. Если потолки 3 метра (Черняев говорит, лучше – 3,20), то всё нормально. Если – ниже, то наша голова всё время находится в зоне дискомфорта.

И правда, в отопительный сезон мой сын не мог спать на верху двухъярусной кровати (высота наших потолков – 2,5 метра) – очень жарко и душно там наверху.

Я – за то, чтобы дома у поселенцев были добротными, красивыми и ладными. Лишние затраты «на красоту» окупаются сторицей – сколько раз попадается мне на глаза мой

Сибирская тайга — это самый большой на земном шаре лес. Русские традиции рубки домов из бревна известны во всём мире. Вот только мы продолжаем сооружать морально устаревшие бревенчатые постройки — унылые и однообразные. А можно ли по исконным технологиям построить ультрасовременный дом? Оказывается, можно!

Леса занимают значительную часть территории нашей страны — достаточно вспомнить хотя бы о Сибирской тайге. Мы вновь научились рубить бревенчатые дома, но они почему-то не поставляются ни в Европу, ни в другие части света. Россия в основном экспортирует круглый лес. в лучшем случае пиломатериалы. Зато срубленные в Канаде дома из красного кедра с удовольствием покупают во всём мире (в том числе и в России), несмотря на их высокую стоимость. А чем наш кедр хуже канадского? Может, мы просто предлагаем и европейским, и отечественным застройщикам не те дома?

Подобные вопросы в течение нескольких лет не давали покоя специалистам компании «Таежный дом», которые пришли к неутешительному выводу: мы действительно предлагаем потребителю неподходящие дома. В них должно быть больше света и столько окон, чтобы ландшафт воспринимался владельцами как часть интерьера. А ещё — небанальные внешний облик и внутреннее пространство. Также необходимо, чтобы постройки были надёжными долговечными и очень тёплыми. Вот только как совместить все эти требования в бревенчатой конструкции?

Если углубиться в ботанику, то Сибирский кедр (лат. Pinus sibirica) на самом деле — один из видов сосны. Канадский красный кедр — тоже не кедр. Его официальное название — Туя складчатая (лат. Thuja plicata), или Туя гигантская, и относится он к роду Туя (Thuja) семейства Кипарисовые (Cupressaceae). Однако вслед за Канадой, наградившей тую именем Western Red Cedar, все стали называть это растение кедром.

Решение, конечно же, нашлось, но специалистам компании пришлось долго и тщательно изучать отечественные и зарубежные технологии выполнения угловых и стеновых врубок, методы создания каркасных конструкций из бревна, а также приёмы, позволяющие совместить в одном строении срубовые и каркасные конструкции.

Современные фасады деревянных домов

При этом неожиданно для себя они обнаружили, что все необходимые технологии, методы и приемы ещё столетия назад успешно применялись в русской рубке. Просто более дальновидные канадцы значительно раньше нас не только изучили и освоили, но даже доработали многие из них.

И сегодня мы перенимаем чужой опыт, напрочь забыв о собственных наработках.

Именно эти, почти забытые приёмы и положили в основу технологии строительства домов в новом русском стиле: рубку «в седло с курдюком» (от «канадской чашки» она все же несколько отличается), «в забир», каркасные конструкции крыш над огромными, составленными из отдельных срубов домами, которые напоминают по форме брус, букву «Г». «П» или «Д». (Кстати, прежде существовали технологии, позволявшие при необходимости увеличивать такие постройки, трансформируя их из одной формы в другую.)

Для того чтобы осовременить будущие фасады и интерьеры, специалисты компании внимательно изучили, не побоимся этого слова, творения такой известной домостроительной фирмы, как

Pioneer Log Homes of British Columbia, такого мастера в наивысшем понимании этого слова, как Bnan Moore, и такого архитектора-дизайнера деревянных домов, как Murray Amott. И конечно же. постарались перенять у них все самые лучшие технологии и приёмы. Например, лунный паз. вырезаемый в нижней части бревен для их плотного продольного соединения. Внешне он лишь незначительно отличается от русского полукруглого паза, но в собранной конструкции верхнее бревно острыми кромками вырезанного в нём снизу лунного паза плотно опирается на нижнее бревно.

В такое соединение и в самоуплотняющуюся седловидную чашку с «курдюком» утеплитель закладывается ещё при сборке стен, и они не нуждаются в последующем конопачении. Однако они весьма трудоёмки и должны выполняться только высококвалифицированными мастерами.

Особое внимание специалисты уделили скользящим соединениям деревянных элементов, позволяющим компенсировать усадку срубовых конструкций, сопряженных с каркасными, а также приемам монтажа, защищающим окна (обычные, панорамные, треугольные или даже ромбовидные) в срубах от раз-давливания. Обо всём этом — в нашем рассказе о строительстве бревенчатого дома полезной площадью 380 м 2 , выпол-ненного в столь необычной архитектур-ной манере, что её можно назвать новым русским стилем.

Возведён он в Подмосковье компанией «Таёжный дом».

Не секрет, что сооружение бревенча-того дома начинается задолго до того, как домокомплект доставят на уча-сток застройщика.

Это только неради-вые плотники позволяют себе привез-ти на участок кучу брёвен, а потом на месте изготавливать и собирать из них сруб — «смотри, хозяин, как мы работа-ем». Компетентный производитель из-готовит сруб на специальной площадке, максимально приближенной к источни-ку сырья, а потом привезёт его заказчи-ку и соберёт за неделю-две на фунда-менте, тем самым избавив владельцев от необходимости длительное время наблюдать за работой рубщиков, а по-том убирать горы древесных отходов.

В данном случае будущий дом в те-чение почти полугода изготавливался на площадке, расположенной на берегу одного из притонов Енисея. Для создания боковых срубовых частей использовали брёвна кедровой сосны со средним диаметром 450 мм, которые в перерубах и углах соединяли седловидным зам-ном с верхним затёсом — он красиво смотрится на бревнах большого диаметра (замок вырезается снизу, затёс делается сверху). В центральной (каркасной) части диаметр брёвен-стоек составлял 450-500 мм, а соединяющих их балок — 380-420 мм. Стропильные ноги выполнили из бревна диаметром 320-360 мм. После изготовления и тщательной подгонки всех элементов друг к другу дом был разобран и отправлен заказчику, а затем всего за 2 недели собран на фундаменте.

Основание постройки современного деревянного дома

Под домом запроектирован полноценный цокольный этаж, в мотором планировалось обустроить технические помещения, гостиную, домашний кинотеатр и т. д Сначала строители вырыли котлован и на его дне просверлили скважины глубиной 2 м и диаметром 320 мм (шаг свай — около 1.5 м), уложили в них армирующий каркас и залили бетон марки М400.

Далее по дну котлована соорудили песчано-гравийную подушку толщиной 300 мм, установили по периметру опалубку, поместили в нее арматурный каркас и отлили монолитную плиту толщиной 250 мм. После этого смонтировали опалубку для стен, уложили арматуру и отлили стены из бетона М400. Затем поверх них устроили настил из ламинированной фанеры, на него положили металлокаркас и залили плиту цокольного перекрытия толщиной 200 мм. В дальнейшем по периметру основания цокольного этажа проложили дренажные трубы, а его стены гидроизолировали и утеплили снаружи экструдированным пенополистиролом. «Подвал» получился тёплым и сухим.

Деревянный дом - теплый!

Поскольку фоторепортаж достаточно подробно проиллюстрировал процесс возведения бревенчатого дома с каркасной (из бревна) центральной частью и срубовыми боковыми (соединены со стойками каркаса врубкой «в забир»), мы добавим только несколько слов о теплосберегающих параметрах здания.

Благодаря продуманной технологии рубки и сборки минимальная толщина стен в углах, перерубах и продольных соединениях брёвен примерно в 1,2-1,5 раза больше, чем у стен домов от лучших канадских производителей. И значит, стены подмосковной постройки теплее.

Для создания оконных конструкций (включая панорамные) использовали тёплый алюминиевый профиль итальянского производства с тремя терморазрывами.

Конечно приобретение и доставка изделий из-за рубежа обходятся недёшево, но дело того стоило, ведь эти профили— одни из самых теплых из представленных на мировом рынке.

В такой профиль устанавливаются энергосберегающие двухкамерные стеклопакеты шириной 48 мм. со стёклами толщиной б мм. между которыми закачивается аргон. В результате приведенное сопротивление теплопередаче окна в целом получается очень высоким — Ro = 0,95-1 м2 . °С/Вт. Под всеми большими окнами в полы встроили конвекторы. Таким образом, в доме со столь обширным остеклением даже в самые сильные морозы будет тепло и комфортно.

Рубленый бревенчатый дом - строительство

1, 2. Сначала для сооружения сруба на площадке в соответствии с планом дома выставили в один уровень деревянные подставки (1), а потом уложили на них первый венец из лиственницы (2) — она не боится влаги и устойчива к болезням

3-8. В первую очередь возвели два боковых сруба, используя для соединения венцов лунные пазы (4) и седловидные замки с верхним затёсом (3, 5, 6). Затем с помощью врубки «в забир» к срубам пристыковали стойки каркаса (7, 8)

9. 10. После окончания монтажа стоек, объединяющих торцы брёвен срубов (9), плотники установили необходимые дополнительные стойки-опоры и смонтировали балки междуэтажного перекрытия и стропильную систему (10)

11-13. В конструкции стропильной системы использовались специально разработанные замки, позволяющие стропилам выдвигаться наружу при усадке сруба (11, 12). Над большими пролётами стропила объединили балками (13)

14,15. Для устройства цокольного этажа отрыли котлован, на его дне сделали буронабивные сваи (14). Далее последовательно отлили железобетонную плиту, стены и цокольное перекрытие(15)

16. Поскольку все детали деревянной конструкции были заранее тщательно подогнаны друг к другу, сборка сруба заняла всего 2 недели.

17,18. При сборке сруба под всеми брёвнами-стойками установили металлические винтовые компенсаторы усадки с диаметром резьбового стержня 80 мм. Их пришлось изготавливать на заказ.

19,20. При сборке венцы столь плотно подогнаны друг к другу, что ни в продольный стык брёвен, ни в чашку невозможно просунуть даже лезвие ножа (19). Лежащий в продольном лунном пазе (20) утеплитель можно увидеть только в оконных проёмах.

21-23. Сверху стропила стесали в одну плоскость, а затем уложили на них настил из досок (21). Поверх него настелили пароизоляцию и поперёк ската набили брус сечением 200 х 80 мм (22). Между брусками уложили утеплитель слоем 200 мм, прикрыли его ветроизоляцией, прибили контробрешётку и обрешётку, и на неё настелили медную фальцевую кровлю (23).

24, 25. Прямоугольные окна установили в обсадные коробки.прикреплённые к обрамляющим проём брёвнам скользящим способом. Для защиты от неизбежной усадки сруба над коробками оставили зазоры шириной 5 % от высоты проёма и заполнили их утеплителем.

26-28.И без того необычный архитектурный облик дома подчёркивают треугольные и ромбовидные окна, смонтированные под самой крышей. От раздавливания при усадке брёвен сруба окна защищает специально разработанная система монтажа с усадочным зазором.

29, 30. Естественное освещение гостиной и расположенных на втором этаже спален обеспечивают мансардные окна, которые оснащены системой автоматического открывания с дистанционным управлением.

31-33. При высыхании дерево «садится» на 0,5-0,8 % в направлении вдоль волокон. Поэтому панорамные окна (32, 33) монтировали в обсадные коробки, скользяще прикреплённые к стол-бам-стойкам (над коробками оставлен зазор).

34-36. Все деревянные элементы в доме отшлифовали. В гостиной возвели большой камин, облицованный камнем (ЗА). Двери с оригинальным декором, ведущие в спальни второго этажа (35, 36), изготовили на заказ

37, 38. Снаружи дома брёвна отшлифовали и покрыли защитным составом. Террасы застелили лиственничной доской, а их парапеты украсили балясинами из корней кедра, поднятых со дна реки.

39, 40. На медной кровле сразу же после её монтажа в два ряда установили снегоэадержатели, изготовленные из того же материала. Уже через полгода медь покрылась патиной, подчеркнувшей эстетичный и благородный облик строения

41-43. Бетонные стены цокольного этажа снаружи утеплили экструдированным пенополистиролом и облицевали камнем (42, 43). Вокруг дома по просьбе хозяев выровняли грунт, разбили газоны, а также высадили деревья и декоративные кустарники (41).

Читайте также:

Строительство современного деревянного дома - фото сруба и сборки













Коммуникации внутри современного деревянного бревенчатого дома

Поскольку все инженерные «службы» дома размещены на цокольном этаже, то идущие от них трубы, кабели и короба приточно вытяжной вентиляции развели по полу «подвала», а потом подняли на его стены и выпустили наверх с двух сторон просторной гостиной. В помещения первого этажа коммуникации провели по плите цокольного перекрытия. На втором уровне их проложили внутри каркасных стен и развели по комнатам внутри междуэтажного перекрытия.

Материал подготовлен Рябцевой Светланой на основе беседы, проведенной с семьей Штакиных – Мариной и Дмитрием, на участке которых была спроектирована и построена баня по саженям. Причем Светлана принимала активное участие в разработке проекта бани по традициям старого русского зодчества. Хозяева охотно поделились информацией о том, как оригинальный проект воплощался в жизнь. Итак, обо всем по порядку.
На юге Московской области в Серпуховском районе на берегу реки Оки расположена деревня «N». Гористый ландшафт этой местности позволяет назвать ее русской Швейцарией. До революции в деревне насчитывалось большое количество дворов. Там жили зажиточные крестьяне, большинство из которых владело рабочими ремеслами: литейным, кузнечным, слесарным делом. Многие из них состояли в родстве, имели большие земельные участки и красивые дома. До революции это было село с деревянной церковью. В этом красивейшем месте наши предки также владели участком земли. Более 300 лет они жили в этом месте и обрабатывали эту землю. В советское время участок ужали до размера 24 сотки. Как положено, в начале участка стоит добротная изба-пятистенок, выстроенная по русским традициям в саженях. Внизу в овраге бьет источник великолепной минеральной воды, служивший жителям со времени образования села.
С недавних пор мы стали наследниками этой земли. Все бы хорошо, но современному человеку требуется больше комфорта – и мы задумались о строительстве баньки в этом родовом гнезде. Как водится, аппетит приходит во время еды и баньку мы захотели возвести со вторым этажом, с балкончиком и террасой на первом этаже. Как положено, начинать нужно с плана и не простого, а с плана, рассчитанного в саженях, обеспечивающего гармонию размеров дома и размеров владельцев. Нас привлекло еще то, что дом, построенный по саженям, долговечен и оказывает благотворное влияние на всех в нем живущих /1/. Непосредственно перед началом строительства был утвержден план бани.

План 1 этажа.

План мансарды.​




План бани выполнен по древнерусским саженям, восстановленным А. Ф. Черняевым на основе измерений русских храмов /1/. Изначально размеры сруба предполагались 6х6,4м, то есть ширина- 4 простые сажени, длина – 4 кладочные сажени. Высота всей бани предполагалась 7м, то есть 4 народные сажени. Фундамент был запланирован невысокий, 40 см, поэтому в расчет не принимался. Непосредственно перед началом работ мы внесли коррективы – добавили ступеньки с навесом и свесы крыши. Окончательные размеры c крыльцом получились – 7,5 х8 м или 4 церковные сажени на 6 меньших саженей.
План в саженях разработали в соответствии со всеми нашими пожеланиями. Оставалось только найти отличных строителей. Первая компания, в которую мы обратились, не смогла изготовить сруб, отличный от стандартных размеров 6х6м. Тут нам случайно повезло. На рынке стройматериалов удалось достать телефон бригадира из Чувашии, который предлагал срубы под бани с бревнами диаметром аж 38 см.
В мае работа закипела. Была определена и расчищена площадка напротив старого дома. Предварительно немного ниже бани, со стороны парилки строители сделали септик с системой перелива - врыли 3 кольца, зацементировали дно и добавили 2 кольца на перелив, сверху их закрыли пластиковыми люками. С другой стороны, повыше, выбрали место для колодца. Фундамент запланировали по всем правилам: предусмотрели не только вентиляционные отверстия, но отверстия для труб – для подвода колодезной воды и отвода сточных вод. Осенью, уже после постройки бани был вырыт колодец рядом с баней. В дальнейшем мы запланировали подвести воду непосредственно в баню, установить бойлер, чтобы летом принимать душ, не прибегая к предварительной топке для нагрева воды.
Первым делом сделали разметку под фундамент.


Рабочие вырыли траншею под ленточный фундамент размером
6,0х6,5 м и глубиной 70 cм. На дно было уложено 20 см песка – так называемая песчаная подушка.