Механизмы саморазвития. Что такое саморазвитие личности и с чего начать? Сущность саморазвития

Саморазвитие - это регулярная работа человека над собой, направленная на реализацию и развитие своих возможностей, и устранение недостатков. Благодаря такому подходу человек совершенствует свои знания и навыки, становясь с каждым днем лучше. Процесс саморазвития не имеет временных рамок, и зачастую длится всю жизнь, поскольку невозможно знать и уметь все.

Перед тем, как начать изменения, необходимо составить для себя небольшой план по достижению целей.

  1. Анализ личности и вопросы самому себе. На этом этапе важно проанализировать свою жизнь, обдумав те вопросы, ответы на которые не получалось найти раньше. Что мешает быть счастливым? Какие черты характера не дают продвинуться вперед? Какие умения нужно приобрести для дальнейшего развития. Главное, быть честным с самим собой, иначе не получится сдвинуться с места.
  2. Выявление недостатков. Самокритика полезна в меру, и если честно признать свои недостатки, это поможет составить план по движению к цели.
  3. Формирование целей. Этот этап плавно вытекает из предыдущего, т.е. если у человека есть недостаток, мешающий счастливой жизни, то одной из целей станет его устранение.
  4. Поиск возможностей по реализации плана. Определившись с желаниями, нужно сосредоточить все силы для сбора необходимой информации: полезная литература, курсы, тренинги, общение с успешными людьми.

Следуя описанному плану, и развивая определенные качества, физические или интеллектуальные, со временем не замечаешь, как занятия становятся стилем жизни. Приобретенные качества меняют человека, наполняя его внутренними ресурсами для достижения целей, и тогда работу над собой можно считать успешной.

Что значит саморазвитие и как оно осуществляется

Не нужно пытаться охватить все стороны жизни одновременно, иначе успеха не будет ни в одном из аспектов. Начинать личное саморазвитие стоит с тех вопросов, которые беспокоят больше всего, и постепенно, по мере решения, переходить к другим.

  • Духовная сторона. Развитие человека начинается изнутри. Негативные чувства, такие как зависть, гнев или злость, мешают жить, вгоняют в депрессию и апатию. Поэтому важно полюбить себя и окружающих людей, весь мир с его недостатками. Положительный настрой наполняет созидательной энергией, вдохновляет на великие дела. Для поддержания душевного спокойствия практикуются медитации или чтение духовной литературы.
  • Физическая. Для улучшения качества жизни важно позаботиться о собственном здоровье. Решение этой задачи очевидно: нужно избавиться от вредных привычек, пересмотреть рацион питания, и заняться спортом. Кроме того, что это даст заряд сил и бодрости, подтянутое тело и цветущий внешний вид повысят самооценку.
  • Материальная. Несмотря на то, что счастье человека не в деньгах, от материальных благ отказываться не нужно. И для того, чтобы улучшить уровень жизни, тоже нужно развиваться. Возможностей для этого очень много: сменить квалификацию, перейти на другую работу, получить новую специальность, открыть собственное дело.
  • Интеллектуальная. Развитие интеллекта необходимо для того, чтобы всегда оставаться в форме. Мозг нуждается в подпитке новой информацией и знаниями: чтение книг, посещение семинаров, общение с профессионалами в различных сферах, - не только развивают память и внимание, но и помогают быть в курсе всех событий, и не пропустить очередную возможность в достижении успеха.
  • Социальная. Взаимодействие с социальной средой оказывает большое влияние на жизнь и развитие человека. Поэтому для построения гармоничных отношений с близкими людьми, родственниками, коллегами и партнерами по бизнесу, важно научиться слушать и слышать окружающих, уважать чужое мнение и уметь контролировать эмоции.

В саморазвитии так же важно то, как общаться с людьми. В то же время у многих женщин возникает вопрос - а нужна ли мне карьера для саморазвития? Ответ на этот вопрос есть в этой статье .

Личное саморазвитие на практике

Пример саморазвития на практике выглядит так: человек осознал, что его не устраивает его место работы. Он много лет выполняет рутинные, низко квалифицированные обязанности, хотя чувствует в себе потенциал к движению вверх по карьерной лестнице. Однако у него не хватает квалификации для перевода на более высокую должность. Проблема выявлена - и это уже часть успеха, теперь осталось сформулировать цель, и двигаться к ее достижению. А для этого продумать план профессионального саморазвития, например:

  1. Пройти курсы повышения квалификации.
  2. Проработать личностные качества, необходимые для новой должности: коммуникабельность, усидчивость, концентрацию.
  3. Изучить основы тайм-менеджмента.
  4. Составить грамотное резюме и подготовиться к успешному собеседованию.

Для достижения успеха необходимо сделать большой рывок, чтобы вырваться из зоны комфорта. И именно этот момент можно считать началом работы над собой, ведь чтобы изменить жизнь, нужно начинать с себя. Независимо от выбранного направления в работе над собой, важно постоянно быть готовым к обучению, приобретению новых знаний и опыта, а для этого развивать в себе черты характера, которые нужны для достижения успеха:

  • Умение планировать свои действия и придерживаться плана.
  • Сила воли и самоконтроль.
  • Позитивное отношение к себе и окружающему миру.
  • Умение отдыхать и восстанавливать силы, здоровый образ жизни.
  • Стремление к совершенству в выбранном деле.

Саморазвитие: мотивация к успеху

Не важно, в какой момент человек решил изменить свою жизнь. Саморазвитие дома или на работе всегда приносит положительный эффект. Главное в этом деле - всегда верить в себя.

А для большей мотивации пригодятся простые советы:

  • Визуализация. Изображение желаемого предмета нужно разместить на видном месте и как можно чаще рассматривать.
  • Самовнушение. Нужно проговаривать свои цели вслух в настоящем времени - так, словно это уже произошло.
  • Общение с успешными людьми. Так можно не только получить новый опыт от профи, но и увидеть перед собой пример, к которому стоит стремиться. С этой же целью можно читать биографии великих людей.
  • Прослушивание бодрящей и энергичной музыки.
  • Раннее пробуждение по утрам.
  • Отказ от бестолкового времяпровождения - просмотра сериалов и серфинга в интернете и социальных сетях.

Только развиваясь и совершенствуясь в течение жизни, человек становится успешным. Новые знания дают новые возможности в жизни, поскольку никогда не знаешь, когда именно они пригодятся. Поэтому, лучше не терять зря время, а стремиться вперед, к новым целям.

Понятие "развитие" является наиболее общим понятием, в рамках которого может быть проанализировано саморазвитие. Развитие рассматривается как:

  • · фундаментальная категория психологии, широко используемая в разных ее сферах и признаваемая представителями практических школ и направлений;
  • · объективно существующий факт;
  • · естественно осуществляющийся процесс количественных и качественных изменений в материи, сознании, обществе и т.п.;
  • · физическое, нравственное, личностное, интеллектуальное (применительно к человеку);
  • · некоторый объяснительный принцип многих явлений объективной реальности (применительно к науке: биологии, психологии, философии, педагогике и др.);
  • · ценность, особенно это касается наук о человеке. Для нас данный аспект будет иметь особое значение при раскрытии смысла и значения саморазвития.

Попытаемся определить, что такое саморазвитие. В отечественной психологии одними их первых дали определение и обосновали его отличительные признаки В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев; понятие "саморазвитие" -- это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

Каковы же характеристики и признаки саморазвития?

Прежде всего необходимо отметить, что для анализа саморазвития наиболее общим является понятие жизнедеятельность как непрерывный процесс целеполагания, деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Поэтому человек уже с раннего, в пределах трехлетнего, возраста, с момента выделения своего Я из окружающего мира (образование системы Я), становится субъектом своей жизнедеятельности, поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требований других. Однако, как отмечают исследователи, в частности Г. А. Цукерман, субъектом саморазвития ребенок становится только в подростковом возрасте, когда происходят кардинальные изменения в самосознании, возникает чувство взрослости, идет процесс переориентации с детских норм на взрослые. Но субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он более или менее осознанно начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т. е. определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или, наоборот, не желает менять в себе.

Другой характеристикой саморазвития является активность личности, которая может быть или социальной активностью, или социальной реактивностью. Единицей анализа социальной активности является оптимальное сочетание инициативы и исполнительности. Социальная реактивность проявляется либо в виде социальной импульсивности, либо в виде пассивности, но в обоих случаях она не характеризует человека как субъекта жизнедеятельности. Социальная активность проходит в своем развитии ряд уровней. Для дошкольника и младшего школьника в основном характерен нормативный уровень, когда ребенок лишь повторяет, имитирует даже в своих инициативах то, что усваивает в результате взаимодействия со взрослыми. Нормативно-личностный уровень свойствен в основном подросткам и юношам. Здесь происходит выход за пределы нормативно-заданного, проявляется свое собственное отношение к тому, что человек делает, познает. Личностно-продуктивный и продуктивно-творческий уровни свойственны для взрослых людей, когда человек посредством своей деятельности дает существенную прибавку обществу, социуму, создавая, например, что-то новое, оригинальное или усовершенствуя старое.

Понятно, что нормативный уровень -- это уровень воспроизводства (пусть и в авторском исполнении того, что уже известно), а вот нормативно-личностный уровень позволяет личности проявиться в полной мере как индивидуальности, заявить о себе. Именно поэтому в подростковом возрасте ребенок может стать субъектом не только своей жизнедеятельности, но и саморазвития. Применительно к проблеме саморазвития способность к личной инициативе распространяется на организацию самопознания и самовоспитания. Однако если в подростковом возрасте самовоспитание носит все-таки черты формирования в себе отдельных свойств и качеств, то уже в юношеском возрасте пересмотру подвергается личность в целом. Неотъемлемыми атрибутами социальной активности являются сознательность и самостоятельность, которые укрепляют позиции личности как субъекта саморазвития.

Способность к проявлениям социальной активности постепенно определяет и способность к совершению личностных выборов, т.е. развивает тенденцию к субъективной свободе. Эта свобода состоит в том, что человек самостоятельно может осуществлять выборы среди ряда альтернатив, конструировать эти альтернативы. Возможность самому совершать выборы, в том числе и выборы личностного роста, -- признак субъективности индивида как автора своей жизнедеятельности и биографии. Когда человек сам осуществляет выбор, он учится брать на себя ответственность и держать ответ не только перед другими (такая ответственность носит формальный характер), но и перед самим собой, перед своей совестью.

Наконец, важной характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания, способности к самопознанию. К этой мысли мы уже подводили читателя на протяжении всего первого раздела. Развитая способность к самопознанию с ее механизмами (идентификация и рефлексия) органически включается в процесс самопостроения личности, определения перспектив, способов и средств саморазвития. Обратимся теперь к проблеме взаимосвязи саморазвития и становления внутреннегомира человека, его субъективной реальности в процессе онтогенеза (индивидуального развития).

Время на чтение: 2 мин

Самопознание – это процесс постижения личностью самой себя. Через самопознание человек осмысливает себя, как личность, познает свое «Я», изучает свои психологические и физические способности. Самопознание является психическим процессом, который обеспечивает целостность, единство и развитие личности. Зарождается этот процесс в младенчестве и реализовывается на протяжении всей жизнедеятельности.

Чтобы понять, что такое самопознание, следует проследить основные аспекты его формирования. Процесс самопознания формируется поэтапно по мере отображения внешнего мира и постепенного познания самого себя, как уникальной персоны.

Самопознание личности включает три уровня, которые соответствуют трем сферам организации индивида. На биологическом уровне совершается познание себя, как отдельного, автономного организма. Социальный уровень выражает способность к изучению, овладению умениями и освоению норм поведения в обществе. Личностный уровень представляет способность осуществлять выбор, принимать решения, согласовывать свое поведение, организовывать свою жизнь.

Самопознание и развитие личности

Самопознание и развитие личности – это категории, которыми обеспечивается успешность и результативность самореализации человека.

Самопознание личности – это оценивание человеком самого себя, способность объективно взглянуть на себя и умение отнестись к себе, как объекту познания.

Развитие обозначает умение совершенствовать свои потенциальные возможности собственными силами, чтобы достигнуть наивысшего уровня развития.

В психологии существует научная концепция, согласно которой процесс самопознания имеет некоторые смысловые характеристики, представленные определенными аспектами: здоровье человека (психологическое и психическое); личностный потенциал (оптимальная реализация потенциала); гармония (внутреннего мира и психологическая зрелость). Все эти аспекты взаимодействуют и работают целостно, обусловливая высокую эффективность самопознания личности.

Самопознание, как и саморазвитие личности, довольно продолжительные во времени процессы. Они осуществляются в течение целой сознательной жизни индивида.

Начинается самопознание с раннего возраста. Дети развиваются, познают, на что они способны, учатся отличать себя от других объектов внешнего мира, знакомятся с окружающим миром с помощью механизмов подражания. Психика малыша раннего возраста настолько восприимчива, что он, как губка впитывает буквально все, что происходит вокруг него, всю информацию о предметах и процессах, при этом, не делая различия в содержании (нужна ли ему подобного рода информация, что плохое, что хорошее и что именно ему необходимо). Ребёнок начинает осознавать смысл предметов и разделять воспринятую информацию, когда саморазвитие личности становится еще более сформированным, примерно после трехлетнего возраста.

Существует много различных теоретических подходов и концепций саморазвития человека. Например, самоконцепция, она предполагает способность и готовность человека к процессу саморазвития.

В процессе возрастного формирования человек создает ряд собственных убеждений относительно себя самого и находит такой личностный мотив, который становится основным побуждением к саморазвитию и определяет поведение человека. Относительно этого мотива создается определенное содержание размышлений и чувств человека, вырабатывается специфика его поведения, личностное отношение к окружающему миру и мировоззрение. Из данной теории следует, что каждый индивид создает собственный жизненный сценарий и может его совершенствовать через изменение сознания и способа мышления.

Теория самоконцепции закладывает структуру личности, заключающуюся в тройственности образа человеческого «Я».

«Я» - идеальное – составляет четкое представление человека о его уникальности, его личных особенностях, мечтах, идеалах и надеждах. «Я» - идеальное является интегрированным образом идеального человека для конкретной личности. Такой идеал совмещает в себе самые лучшие качества, желаемые черты характера, оптимальные поведенческие паттерны и жизненные ценности.

«Я» - реальное – это собственный образ человека, то, как он видит себя, каким он есть на самом деле в действительности. Это своего рода внутреннее зеркало, отражающее настоящую личность, ее поведение, мировоззрение и прочее.

Как сам человек оценивает себя, отображает уровень его , дает ощущение себя привлекательным или выражает неудовлетворенность собой. Зависимо от уровня самооценки, она или поддерживает индивидуальность или загоняет человека в рамки, чем причиняет большой личностный дискомфорт.

Саморазвитие человека в представленной концепции происходит, как процесс взаимодействия и интеграции всех компонентов «Я».

Начальный этап предусматривает создание собственного идеального образа совершенного человека по определенным характеристикам, что дает возможность максимально точно увидеть задания саморазвития и подобрать для этого необходимые оптимальные методики. Мышление саморазвивающегося человека направлено на то, чтобы хотя бы в пределах 15 минут каждый день анализировать собственное мнение. Таким образом, постепенно развивается представление о способах, пользуясь которыми можно приблизиться к желаемому идеалу (как нужно вести себя, с кем общаться, что делать). Если человек соблюдает все эти правила и задачи, то он все больше близится к своему идеалу, и понемногу уменьшается расстояние между «Я» - идеальное и «Я» - реальное. Компонент «Я, как оцениваю себя сам» поможет увидеть в правильном ли направлении движется человек.

Самопознание и развитие человека – это два неразрывных между собой процесса, происходящих в личности. Когда человек не понимает и не воспринимает себя, как уникальную личность, он не сможет конструктивным образом саморазвиваться, не будет знать, в каком направлении ему двигаться и соответственной у него тоже не будет.

Самопознание возникает и развивается по мере того, как человек созревает и взрослеет, также под воздействием того, как развиваются психические функции и расширяются контакты с окружающим миром.

Самопознание и самооценка также имеют тесную связь и вместе влияют на процесс саморазвития. Существуют три главные мотивы, через которые человек обращается к самооценке: понимание себя; рост собственной значимости; . Уровень самооценки также имеет связь со степенью удовлетворенности человека самим собой и тем, чем он занимается.

Адекватная самооценка соответствует действительным возможностям, и способствует лучшему саморазвитию человека, искаженная самооценка препятствует этому.

Самооценка повышается, если человек добивается успеха в каком-то деле или в результате снижения требований к идеалу. Если реализовывается самопознание и самооценка личности адекватная, у человека сложится положительный образ самого себя, чем, если бы человек был с низкой самооценкой и придавал почти всем своим качествам негативную оценку.

Чтобы понять, что такое самопознание, нужно рассмотреть этот процесс поэтапно.

Процесс самопознания имеет несколько этапов. На этапе первичного самопознания происходит самопознание человека с помощью других людей. Такое самопознание рецептивное и конструирующее. Здесь человек доверчиво воспринимает мнение окружающих, создается его «Я-концепция», которая формируется под влиянием оценок и суждений окружающих. На этом этапе могут произойти проблемы несоответствия взглядов окружающих людей и самого человека.

После первичного самопознания, вторым этапом является кризис первичного самопознания. На этом этапе появляются несогласованные суждения о личности, которые исходят от окружающих людей, возникают внутренние изменения, не вписывающиеся в привычный образ личностного «Я» – все это обуславливает возникновение когнитивного диссонанса, который также требует разрешения. Возможно, самопознание, как познание самого себя, а не другими возникает именно от встречи с опытом, который не входит в привычную «Я-концепцию». Также кризис приводит к тому, что изменяется роль мнения других в самопознании. Личность больше не ориентируется на суждения других и человек переходит к самоопределению.

Третьим этапом самопознания является вторичное самопознание. Этот этап представлен изменением представлений личности о себе. Здесь процесс самопознания достаточно активен, поскольку человек научился полностью определять себя сам. Мнение других теперь играет пассивную роль, поскольку человек отдает предпочтение собственным представлениям. Такое познание реконструирующее, поскольку «Я-концепция» переопределяется на базе существующего представления, и человек ставит под сомнение истинность привычной конструкции, он переделывает себя соответственно собственного плана.

Виды самопознания

Процесс самопознания можно представить в виде очередности следующих действий: выявление в себе какого-то личностного качества, фиксация этого качества в сознании, анализ, оценивание и принятие качества. Если человеку свойственна высокая эмоциональность и непринятие себя, у него могут развиться комплексы, а сам процесс превратится в «самокопание». Поэтому важно, чтобы в самопознании, также как и в других процессах, соблюдались определенные рамки.

Процессы самопознания и саморазвития становятся еще более эффективными, если человек обладает знаниями об основах психологии личности и психологии чувств.

Существуют такие способы самопознания личности: самонаблюдение (наблюдение за своим поведением и мыслями, внутренними процессами); самоанализ (анализируются те вещи, которые обнаружились в результате самонаблюдения, определяются причинно-следственные связи, человек анализирует те характеристики, которые ему открылись); сравнение (сопоставление себя с другими людьми, с идеалами, образцами); моделирование личности (человек моделирует собственную личность, через отображения своих отдельных характеристик и отношений с другими, используя знаки и символы); осознание противоположностей (человек осознаёт наличие противоположностей какого-нибудь качества или поведенческой характеристики).

Последний способ (осознание противоположностей) используется на поздних этапах самопознания, когда личностная характеристика выделенная и анализированная. Отдельные личностные качества человека одновременно могут иметь положительную и негативную стороны. Если человек научился находить положительную сторону характеристики, в которой ранее видел только негатив, то болезненность ее принятия будет меньшей, а человек будет чувствовать себя сильнее. Этот последний момент очень важен, потому что самопринятие имеет очень большое значение в самопознании, саморазвитии и .

Способы самопознания способствуют не только лучшему пониманию человеком себя самого, но и познавать других людей. Если человек осознает себя, как личность, наделяет себя определенными характеристиками, он также сможет сравнить себя с другими, чтобы хорошо понимать, в чем заключается его отличие от других.

Выделяют следующие средства самопознания человека: самоотчёт (например, в виде дневника); просмотр фильмов, чтение литературы с обращением внимания на психологические образы героев, сопоставление себя с этими героями; изучение психологии личности, социальной психологии; прохождение психологических тестов.

Существуют также специальные средства самопознания, которые составляют различные формы деятельности психолога: индивидуальное консультирование, где психолог грамотно составляет индивидуальный план работы с клиентом, в результате применения которого, клиент способен максимально раскрыться, понять проблемы и найти внутренние ресурсы для разрешения этих проблем; групповая работа в рамках социально-психологического тренинга, в котором отношения строятся таким образом, что в группе происходит интенсификация процессов самопознания и познания других.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Если обратится к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные формы саморазвития: самопрезснтация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация, самореализация и др. Все они составные. Первая часть «само-», как мы уже отмечали, указывает па то, что субъектом, инициатором деятельности является человек. Вторая - характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться.

Какие же из этих форм являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно? К ним относят самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализацию и самореализацию.

Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как личности. Самосовершенствование характеризует стремление приблизиться к некоторому идеальному образу, который выступает в качестве ориентира для достижения каких-либо качеств в себе в будущем. Самоактуализация - выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни.

Сложнее дело обстоит с самореализацией. В одних исследованиях она отождествляется с самоактуализацией. В других - самореализация, наряду с саморазвитием в целом, рассматривается как самостоятельный процесс. В частности, А. А. Дсркач и Э. В. Сайко считают, что саморазвитие и самореализация являются базовыми составляющими развития индивида и характеризуют две его стороны движения-развития в жизненном пространстве [Деркач, Сайко, 2009]. Есть и такая точка зрения, где самореализация является более общим понятием по отношению к самоактуализации. Например, Д. А. Леонтьев рассматривает самореализацию как более широкое понятие, так как оно используется в различных психологических теориях и направлениях. А самоактуализация - это термин, характерный для гуманистического направления в психологии [Леонтьев, 2002].

Мы полагаем, что самореализация - это одновременно и форма саморазвития, и самостоятельный процесс.

Указанные основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, конечно, является самоутверждение. На этот факт указывали многие исследователи. В частности, А. Маслоу называл самоутверждение предтечей самоактуализации. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других людей. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и личностью самоутверждающейся. Одновременно и самоутверждение, и самосовершенствование, и самоактуализация тесно взаимосвязаны с самореализацией личности. Утверждаясь, совершенствуясь и актуализируя свой потенциал, человек реализуется в жизни и в деятельности: в груде, в учении, в познании, в общении, в творчестве. В этом смысле самореализация выступает в качестве своеобразной формы саморазвития. Уровень самореализации свидетельствует и о ступени в саморазвитии, на которую поднялся человек. Однако ее можно рассматривать и как самостоятельный процесс. Дело в том, что, даже имея актуализированный потенциал, человек в силу объективных или субъективных обстоятельств далеко не всегда может реализовать себя. И наоборот, он может реализоваться в доступных видах деятельности, не испытывая стремления к саморазвитию и не прилагая для этого особых усилий.

Результате каких причин нарушается процесс позитивного саморазвития? Почему личность теряет свою идентичность, предпочитая полноценной жизни и деятельности наркоманию, алкоголь? И многие другие. Но вернемся к позитивной ноте, с которой начали. Мажорная нота звучит достаточно оптимистично и вселяет надежды и уверенность: «Человек является автором, субъектом своей жизнедеятельности, своей судьбы и своей биографии». Осознание этого факта буквально сделало переворот в психологии, породило ряд оригинальных исследований, нашло непосредственный выход в практику. В то же время ничто не возникает на голом месте. Наши известные психологи уже давно подготавливали почву для новых взглядов. Идея субъектности затрагивается С.Л. Рубинштейном, Б. Г.Ананьевым, А. Н.Леонтьевым и многими другими. Основания для этой идеи просты: если человек проявляет активность, то он и является ее инициатором, ему принадлежит приоритет в определении своих жизненных целей, планов, он обладает свободой выбора. Уже Л.С.Выготский в своей педагогической психологии, написанной в 1926 г., отметил, что человека воспитывать нельзя, он воспитывает себя сам, а окружающие предоставляют лишь материал, который может потребоваться человеку для построения своей личности. -Большую роль сыграло внедрение идей гуманистической психологии в общественное сознание, психологию и педагогику. Согласно психологам-гуманистам (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), человек представляет собой целостную и уникальную личность, которая способна самостоятельно строить свой жизненный путь, продвигаться в своем высшем духовном развитии. Гуманистическая психология пронизана верой в человека, в его потенциальные и актуальные возможности к построению и реализации ценностей высшего порядка. Она же и постулировала тот факт, что личность сама строит себя, что вмешательство в этот процесс не способствует развитию, а тормозит его. Человек сам должен принять на себя определенную меру ответственности за то, что он делает, за свое развитие, сам должен находить выход из сложных ситуаций, определять смысл своей жизни в целом. Навязать или сформировать все это невозможно, поэтому необходимо создать лишь условия для саморазвития, оказывать личности поддержку и помощь в этом процессе, но ни в коем случае не навязывать ей ценности и какие-то трафаретные пути продвижения вперед, даже если эти пути оказались для кого-то эффективными. -Значительную роль сыграли исследования внутреннего мира человека, начало которым в отечественной психологии положили работы И.С.Кона, В. В. Сталина, А.Г.Спиркина, Б.Г.Ананьева, И. И. Чесноковой и многих других. Достаточно плодотворное и детальное исследование самосознания личности, ее >7-концепции (этот термин в большей степени применяется в зарубежной психологии) породило новые подходы, которые нашли отражение;, работах В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева по изучению структуры и развития субъективной реальности, Т.Н.Березиной по исследованию внутреннего пространства и времени человека, внутреннего диалога. -Хотелось бы отметить достижения в области практической психологии, в частности в сфере образования, где была выдвинута и реализована на практике идея сопровождения (работы Г. Бар-диера, И.Ромазана, Т.Чередниковой, М.Р.Битяновой, Т.И.Чирковой). Сопровождение - это способ включения взрослого в учебно-воспитательный процесс с целью создания условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов взаимодействия. На данной проблеме мы остановимся позже, где будем обсуждать вопросы поддержки, сопровождения самопознания и саморазвития детей дошкольного возраста и школьников. § 3. Сущность саморазвития и его основные характеристики Попытаемся определить, что такое саморазвитие. В отечественной психологии одними их первых дали определение и обосновали его отличительные признаки В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев; понятие «саморазвитие» - это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Каковы же характеристики и признаки саморазвития? Прежде всего необходимо отметить, что для анализа саморазвития наиболее общим является понятие жизнедеятельность как непрерывный процесс целеполагания, деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Поэтому человек уже с раннего, в пределах трехлетнего, возраста, с момента выделения своего Я из окружающего мира (образование системы Я), становится субъектом своей жизнедеятельности, поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требований других. Однако, как отмечают исследователи, в частности Г. А. Цукерман, субъектом саморазвития ребенок становится только в подростковом возрасте, когда происходят кардинальные изменения в самосознании, возникает чувство взрослости, идет процесс переориентации с детских норм на взрослые. Но субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он более или менее осознанно начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т. е. определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или, наоборот, не желает менять в себе. Другой характеристикой саморазвития является активность личности, которая может быть или социальной активностью, или социальной реактивностью. Единицей анализа социальной активности является оптимальное сочетание инициативы и исполнительности. Социальная реактивность проявляется либо в виде социальной импульсивности, либо в виде пассивности, но в обоих случаях она не характеризует человека как субъекта жизнедеятельности. Социальная активность проходит в своем развитии ряд уровней. Для дошкольника и младшего школьника в основном характерен нормативный уровень, когда ребенок лишь повторяет, имитирует даже в своих инициативах то, что усваивает в результате взаимодействия со взрослыми. Нормативно-личностный уровень свойствен в основном подросткам и юношам. Здесь происходит выход за пределы нормативно-заданного, проявляется свое собственное отношение к тому, что человек делает, познает. Личностно-продуктивный и продуктивно-творческий уровни свойственны для взрослых людей, когда человек посредством своей деятельности дает существенную прибавку обществу, социуму, создавая, например, что- то новое, оригинальное или усовершенствуя старое. Понятно, что нормативный уровень - это уровень воспроизводства (пусть и в авторском исполнении того, что уже известно), а вот нормативно-личностный уровень позволяет личности проявиться в полной мере как индивидуальности, заявить о себе. Именно поэтому в подростковом возрасте ребенок может стать субъектом не только своей жизнедеятельности, но и саморазвития. Применительно к проблеме саморазвития способность к личной инициативе распространяется на организацию самопознания и самовоспитания. Однако если в подростковом возрасте самовоспитание носит все-таки черты формирования в себе отдельных свойств и качеств, то уже в юношеском возрасте пересмотру подвергается личность в целом. Неотъемлемыми атрибутами социальной активности являются сознательность и самостоятельность, которые укрепляют позиции личности как субъекта саморазвития. Способность к проявлениям социальной активности постепенно определяет и способность к совершению личностных выборов, т.е. развивает тенденцию к субъективной свободе. Эта свобода состоит в том, что человек самостоятельно может осуществлять выборы среди ряда альтернатив, конструировать эти альтернативы. Возможность самому совершать выборы, в том числе и выборы личностного роста, - признак субъективности индивида как автора своей жизнедеятельности и биографии. Когда человек сам осуществляет выбор, он учится брать на себя ответственность и держать ответ не только перед другими (такая ответственность носит формальный характер), но и перед самим собой, перед своей совестью. Наконец, важной характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания, способности к самопознанию. К этой мысли мы уже подводили читателя на протяжении всего первого раздела. Развитая способность к самопознанию с ее механизмами (идентификация и рефлексия) органически включается в процесс самопостроения личности, определения перспектив, способов и средств саморазвития. Обратимся теперь к проблеме взаимосвязи саморазвития и становления внутреннего мира человека, его субъективной реальности в процессе онтогенеза (индивидуального развития). Глава 2. САМОРАЗВИТИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА И ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА Из контекста всего сказанного ранее ясно, что нельзя в полной мере понять особенности и закономерности саморазвития без анализа внутреннего мира человека, т.е. без анализа субъективной реальности. Дело в том, что саморазвитие - это одна из сложных форм работы внутреннего мира, в том числе и по преобразованию самого внутреннего мира, наряду с переработкой опыта, выработкой собственных позиций и убеждений, постановкой жизненных целей, поиском путей самоопределения. И все это осуществляется в процессе продвижения человека по своему жизненному пути, в рамках которого личность обнаруживает себя, строит себя, постигает смысл своего существования. § 1. Внутренний мир человека Внутренний мир человека, или субъективная реальность, - это все то внутреннее содержание психологической деятельности, которое характерно только для данного конкретного человека. Поэтому внутренний мир всегда индивидуален и всегда уникален. Каждый человек путем познания мира внешнего и самопознания пытается проникнуть в свой внутренний мир, понять его, чтобы использовать такое понимание для построения своей жизни, своего уникального жизненного пути. Исследовать внутренний мир объективными методами очень сложно, мы можем видеть лишь его «отблески», которые проявляются в мире внешнем. Тем не менее попытки объективного проникновения во внутренний мир никогда, наверное, не прекратятся - настолько интересна и привлекательна его природа. В психологии имеются довольно интересные опыты описания и анализа внутреннего мира, его структуры, его «работы». Установлено, например, что внутренний мир не возникает сам по себе, он - отражение в специфической форме мира внешнего и имеет свою пространственно-временную характеристику, свое содержание. Внутренний мир как отражение в специфической форме мира внешнего. Согласно некоторым религиозным и философским концепциям, внутренний мир дан человеку изначально, а в ходе жизни он лишь открывает и познает его. Согласно другим представлениям, имеющим под собой более материалистическую основу, внутренний мир возникает и развивается по мере развития человека как личности, обладающей активностью по отражению и освоению окружающей действительности. Человек может стать человеком только благодаря человеческому мозгу, который готов к особому отражению внешнего мира и в котором возникло и развилось сознание. В психологии известны эксперименты, когда детеныша шимпанзе воспитывали так же, как и ребенка, но шимпанзе так и не стал человеком в силу того, что его мозг изначально не приспособлен для овладения речью, абстрактным мышлением, сознанием в целом. Таким образом, наличие человеческого мозга - это важнейшая предпосылка для соответствующего развития. Но предположим на минуту ситуацию, когда родившийся ребенок, обладая человеческим мозгом, от рождения не видит, не слышит, не осязает, не ощущает. Какое-то время он, может быть, и проживет как организм, но человеком, личностью он никогда не станет, тем более личностью, обладающей внутренним миром. В другом случае, когда человек родился со всеми функционирующими органами чувств, но не воспитывался среди людей (а такие случаи известны), он также не станет личностью со своим уникальным внутренним миром. Отсюда становится понятным, что внутренний мир человека не задан изначально, он возникает в результате отражения мира внешнего. В итоге подобного отражения возникает Образ Мира (как писал известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев). Но такой образ не является простым слепком внешнего мира, он изначально индивидуален и субъективен, так как каждый человек по-своему конструирует отраженную реальность, создает свою уникальную систему образов, у него возникают собственные уникальные переживания, свое собственное видение действительности и самого себя. Все это осуществляется благодаря собственной активности по отражению внешнего мира, приспособлению к нему и преобразованию его, утверждению своего существования как личности. Таким образом, внешний мир и внутренний мир взаимосвязаны, имеют точки пересечения, зависят друг от друга. Пространственно-временная структура внутреннего мира. Если внутренний мир существует, то логично предположить, что, как и мир внешний, он имеет свое. внутреннее пространство и свое внутреннее субъективное время. Специальные исследования, проведенные психологами, в полной мере доказывают данный факт. К примеру, обратимся к результатам, полученным отечественным психологом Т.Н.Березиной, которая провела серию любопытных экспериментов по изучению внутреннего мира человека. По ее мнению, внутреннее пространство в широком значении - это форма существования психологического вообще, а в более узком - форма существования внутренних образов. Вне этих образов оно не бывает, как и сами образы не могут существовать вне пространства. Образы представляют собой субъективные формы объектов и порождаются внутренним миром, приобретая неповторимую уникальность в результате воздействия на них установок, потребностей и мотивов личности. Они сами выполняв г информационную, эмоциональную, регуляторную роль в психике человека. В результате экспериментов показано, что эти образы могут располагаться во внутреннем пространстве и локализоваться по-разному у разных людей: слева, справа, сзади, вверху, внизу, панорамно, могут выноситься как бы за пределы человека, могут быть приближенными, удаленными, различаться по форме, цвету, располагаться на временной оси: в прошлом, настоящем и будущем. Пример. Проведите над собой маленький эксперимент: представьте себе, как вы в первый раз идете в школу. Какой образ возник? Какой он по форме, по цвету? Где он располагался: вверху, внизу, слева, справа и т. д? Где вы находитесь, внутри образа или вне его? Если вы все это проделали и ответили на поставленные вопросы, то вам будет понятно, что такое образ и где он располагается во внутреннем пространстве. Не менее интересные данные получены и относительно субъективного времени. Во- первых, доказано, что такое время действительно существует. Во-вторых, обнаружены факты ускорения или замедления внутреннего времени, его обратимости, возможности получения информации из будущего или прошлого, существования параллельного времени и др. Пример. Рассмотрим факты ускорения-замедления субъективного времени (каждый из нас знает об этом из личного опыта). Если мы чем-то заняты интересным и увлекательным, то время проходит очень быстро и незаметно, а для нас субъективно оно как бы останавливается. Наоборот, если мы долгое время бездействуем, ничего не делаем, ожидаем, например, поезда несколько часов, то время течет очень медленно - оно также как бы останавливается, но природа такой остановки иная, чем в том случае, когда мы его не замечаем. По истечении нескольких недель или месяцев тот период, который промчался очень быстро, кажется нам более продолжительным, так как он был насыщен интересными событиями, а тот период, где мы ничего не делали, воспринимается как одно мгновение. Известны и возрастные изменения течения субъективного времени. Один человек внутренне живет быстрее, в силу этого ощущает себя старше, чем он есть на самом деле, другой - медленнее, поэтому даже в зрелом возрасте ему кажется, что все еще впереди, что он только начинает жить и многое успеет сделать. Мы можем сталкиваться и с некоторыми парадоксами времени, когда, например, попадая в какое-либо место или встречаясь с определенными людьми, нам кажется, что это уже было, или, наоборот, попадая в хорошо знакомое место, нам кажется, что мы видим его впервые и с интересом начинаем его изучать. Содержание внутреннего мира. Итак, внутренний мир имеет свое внутреннее пространство, субъективное внутреннее время. Кто «живет» в этом пространстве и во времени? А живет там каждый из нас, наша личность, наше Я, которое благодаря рефлексии обладает единством и множественностью одновременно. Таким образом, содержанием нашего мира является психика в целом, сознание и бессознательное. Структурировать это содержание чрезвычайно трудно, каждый из нас познает его самостоятельно: сознательно и интуитивно. В то же время в психологии предпринимаются попытки в этом содержании выделить некоторые ведущие структурные элементы. Сошлемся вновь на теоретические и экспериментальные исследования Т.Н.Березиной. Автор отмечает: с одной стороны, внутренний мир субъективен и включает в себя наши мысли, чувства, переживания, грезы, сновидения и многое другое; с другой - социален, поскольку включает в себя образы других людей, их действия и поступки. Внутренний мир человека, т. е. его размышления, фантазии, сновидения, существует либо в чувственно-образной форме, либо в виде мысли, облеченной в форму внутренней речи, либо, чаще всего, в сочетании того и другого. Способ существования - монолог или диалог: с самим собой, с другими, рассказ другому о происходящих с тобой событиях, сложный диалог - собственное Я представляется глазами другого. С помощью специального исследования было выявлено семь самых распространенных состояний нашей психики, характеризующих нашу внутреннюю жизнь. 1. «Самовыражения Я» - размышления человека о самом себе, отнесенные к настоящему времени; особенности состояния - монологичное мышление (монолог) и преобладание во внутренней речи местоимения Я. 2. «Размышление о другом» - характеризуется диалогом, преобладанием местоимения «Ты». Для этого состояния свойственно одобрение себя, но возможна мысленная самокритика. 3. «Необъективированность мысленных образов» - другой или Другие воображаются в абстрактной форме и существуют как бы в голове. Субъект сосредоточен на себе, своих достоинствах, недостатки отвергаются. 4. «Планирование будущего» - состояние, в котором человек осмысливает свои перспективы, планирует будущее, ставит определенные цели, размышляет над проблемами их воплощения. 5. «Фиксация на препятствии» - характеризуется тем, что человек, фиксируясь на препятствиях, трудностях, ощущает одиночество («никто никому не нужен»), отвергает возможность взаимодействия в разрешении трудной ситуации. 6. «Чувственное восприятие мира» - все образы представлены очень ярко, контрастно, мысли озвучены (мысли в виде голосов). 7. «Фантазии» - наиболее творческое состояние, где любые цели представляются достижимыми, при этом препятствия рассматриваются как несущественные («Нет такого безвыходного положения, из которого нельзя найти выход»). Себя человек представляет сильным и активным, способным достичь любых вершин. Итак, мы попытались показать, что внутренний мир человека, или субъективная реальность, тесно связан с внешним миром и является его отражением в специфической индивидуализированной форме с привнесением своего «видения» и своей «пристрастности» посредством собственной активности. Он имеет пространственно-временную структуру и существует в чувственно-образной и мысленной форме, оживляется монологом и диалогом, которые личность ведет с собой, реальными или воображаемыми людьми, планирует свое будущее, хвалит или ругает себя и других, фантазирует и многое другое. Теперь целесообразно рассмотреть вопрос: как же развивается этот внутренний мир, эта субъективная реальность? § 2. Развитие субъективной реальности В начале данного раздела мы рассмотрели развитие как объективный процесс, привели для примера две периодизации психологического развития (авторы Д. Б. Эльконин и Э. Эриксон). С точки зрения проблемы саморазвития важно поставить вопрос о возможности периодизации, когда развитие рассматривается не как объективный процесс, а «изнутри», как становление внутреннего мира, субъективной реальности; как становление субъекта собственной жизнедеятельности, осуществляемое тем не менее в тесной связи с социальным окружением. Следует отметить, что в современной психологии существует периодизация, которая разработана В. И. Слободчиковым. На ее характеристике мы и остановимся. В качестве исходных понятий выступает «событийная общность» и «само-бытность». Со- бытийная общность - это способ существования связи человека с другими людьми, без этой связи само развитие происходить не может. На первых порах роль другого выполняет мать, затем близкие люди, общественный взрослый, все человечество (в пределе). Само-бытность - это как бы выход из общности, индивидуализация, возможность проявить самостоятельность, творить новое. Далее выделяются кризисы рождения и кризисы развития. Автор считал, что человек рождается несколько раз. Конечно, биологическое рождение и биологическая смерть происходят только однажды, однако «рождение» человека как личности происходит неоднократно. Оно осуществляется в период вхождения в новую общность, когда принципиально меняется режим индивидуальной жизни. Кризис развития происходит в тот момент, когда обнаруживается разрыв между индивидуальной и совместной формами деятельности и сознания, когда возникает противоречие между чем или кем желает стать человек и его возможностями (например, для ребенка противоречие выражается в следующем: «Хочу быть, как ты, - и не могу стать, как ты»). Кризисы рождения и развития перемежаются стадиями: стадией принятия и стадией освоения. За кризисом рождения следуют стадии принятия, т. е. принятие партнерами друг друга в новых обстоятельствах. За кризисом развития - стадии освоения - способность самостоятельно по собственной инициативе строить и налаживать взаимодействия. Наконец, выделяются пять ступеней субъективности: оживление, одушевление, персонализация, индивидуализация, универсализация. Схематически периодизация представлена в таблице 1. Таблица1 Интегральная периодизация субъективной реальности (по В.И.Слободчикову) Ступени субъективнос ти Период становления событийности Период становления самобытности Кризисы Стадии принятия Кризисы развития Стадии освоения рождения Кризис Родовой кризис: Новорожденность: Младенчество: Оживление новорожденности: 0-2 мес. ±3нед. 0,4 - 3,5 мес. 6 - 12 мес. 3,5 - 7 мес. Кризис Кризис раннего Дошкольное Раннее детство: Одушевление младенчества: 11 - детства: детство: З года- 1,5 - З года 18 мес. 2,5- 3,5 года 6, 5 лет Персонализац Кризис детства: Отрочество: Кризис отрочества: Юность: 13 -18 лет ия 5,5 -7,5 лет 6,2 -И, 5 лет И - 14 лет Индивидуали Кризис юности: Молодость: Кризис молодости: Взрослость: зация 17-21 год 19 - 28 лет 27- 33 года 32- 42 года Универсализа Кризис взрослости: Зрелость: Кризис зрелости: Старость: 62-... ция 39 -45 лет 44 - 60 лет 55 -65 лет Проанализируем коротко содержание этих ступеней. На первой ступени - оживления - ребенок вместе с родным взрослым (биологической матерью или человеком, выполняющим материнскую функцию) начинает строить общение, сначала не опосредованное культурными орудиями, предметами, знаками. Культурным событием этой ступени развития субъекта является то, что ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность, «вписывая» себя в пространственно- временную организацию общей жизни семьи. Кардинальное приобретение этой ступени - подлинный синтез человеческого тела, его «оживление» в сенсорах, двигательных, общительных, действенных измерениях. На второй ступени - одушевления - ребенок вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредованные формы общения в плане совместных имитационно-предметных действа и с реальным партнером и в плане изобразительных игровых действий с воображаемым партнером. Два значимых события стоят в начале новой ступени развития - прямохождение и речь - кг к способы первичного самоопределения во внешнем и внутренне м пространстве субъективности. Это ступень овладения культурными навыкам и способностями, здесь ребенок впервые открывает свою собственную личность («Я сам!»), осознает себя субъектом собственных желаний и умений. На третьей ступени- персонализации - партнером растущего человека становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей: учитель, наставник, мастер и т.п., вместе с которым подросток осваивает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах социально-культурного бытия: в науке, искусстве, религии, морали, праве. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее. Кульминационным моментом личностного развития на этой ступени является проявление способности к саморазвитию, однако реализация ее ограничена тем, что человек:не достигает еще внутренней свободы, несмотря на выраженное стремление к взрослости, не может освободиться от зависимости от других людей. На четвертой ступени - индивидуализации - портом молодого человека становится человечество (в определенных пределах), с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредованные системой общественных ценностей и идеалов. И индивидуализация общественного «инвентаря ценностей» по мерке личностной позиции человека составляет суть данной ступени развития субъекта общественных отношений. Обособляясь от оценок окружающих, человек становится ответственным за свою личность. которая зачастую складывалась не по его воле и без его ведома. Последняя - пятая ступень - универсализации - знаменует выход за пределы собственной индивидуальности и одновременный вход в пространство общих сверхчеловеческих ценностей как в «свое другое». Соучастником в построении универсального события является Бого-человечество, когда личность осознает универсальность своей духовной сущности независимо от того, является она верующей или нет. Такова в общих чертах периодизация развития субъективной реальности. Из вывода В. И. Слободчикова следует, что процесс саморазвития - как сущностная форма бытия человека - начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри нее. Но человек долгие годы может и не быть его субъектом, тем, кто инициирует и направляет этот процесс. Эту роль очень долго и слишком часто берет на себя не индивид, а общность, в которой он живет, с которой взаимодействует. Вывод автора во многом объясняет, почему мы столько внимания уделили структуре внутреннего мира и ступеням его развития. Дело в том, что, хотя саморазвитие всегда внутренний, даже интимный, процесс, касающийся отдельного человека, отдельной личности, в то же время это процесс объективный, осуществляемый совместно со значимыми другими. Саморазвитие как объективный процесс осуществляется на протяжении всей жизни. Другой вопрос: всегда ли человек берет инициативу саморазвития в свои руки, становится полноправным его субъектом? Согласно приведенной периодизации, при благоприятных условиях это происходит на ступени персонализации, когда отрок проявляет интерес к постановке задач самоопределения, изменения и совершенствования своей личности. На двух предшествующих ступенях - оживлении и одушевлении - идет подготовительная работа, когда ребенок, проявляя инициативу и достигая определенных результатов, часто не всегда осознанно выстраивает свою личность. Подражая общепринятым образцам (не только положительным), он обретает самостоятельность, учится возлагать на себя ответственность, в актах самоопределения выражает свою личность и познает ее. Что же является единицей, «кирпичиком» саморазвития? Такой единицей является акт самопостроения личности. Самопостроение - это процесс, равный человеческой жизни, осуществляемый через акты самопостроения в конкретной ситуации. Процесс этот довольно сложен, в самом общем плане суть его состоит в следующем. Человек способен за счет механизмов самопрогнозирования строить Модель реального Я, т. е. проецировать себя в близкое будущее, ограниченное конкретной ситуацией. Эта Модель Я воплощается в реальное Я. Мы не будем описывать механизмы того, как это происходит (здесь включаются очень многие факторы: «каким я был», «чего достигал», «как переживал», «какой я сейчас», «каким бы хотел себя видеть» и многое другое, причем вся эта работа протекает далеко не всегда на сознательном уровне). Отметим, что в итоге человек выбирает стратегию самопостроения: воссоздает себя в прежнем качестве либо воссоздает себя в качестве новом. И то и другое, накапливаясь, трансформируясь, воспроизводит личность уже на новом уровне. Г: о-этому, действительно, личность всегда находится в движении в процессе саморазвития. Другое дело, какой характер носит его саморазвитие: позитивный или негативный, прогрессивный или регрессивный, насколько существенны и устойчивы позитивные и негативные изменения. Пользуясь периодизацией В. И. Слободчикова, можно на каждой ступени выделить и направления саморазвития личности. Например, на ступени оживления инициатива взрослого человека состоит в том, чтобы добиться разрыва эмоционально-личностного единства за счет введения предметов, которыми пользуются взрослые, или заместителей предметов - игрушек, которыми пользуются дети. Ребенок же, в свою очередь, проявляет инициативу в восстановлении единства и строит, следовательно, в этом направлении свою развивающуюся личность. Но выстроить прежние отношения оказывается уже невозможным, в результате чего сам ребенок требует введения предметов. Итог - разрушение единства «ребенок-взрослый», появление нового единства - «ребенок-предмет совместных действий -взрослый». На стадии одушевления взрослые проявляют инициативу в построении образа самостоятельности у ребенка, который строит свою личность в имитации существенного содержания поведения взрослых («Я -сам», «Я -большой», «Я -как папа»). Разрешение этого противоречия идет по пути совместной игровой имитации взрослого поведения. Ребенок строит свою личность (саморазвивается) в игровой, изобразительной, элементарной трудовой деятельности. В итоге разрушается воображаемое уподобление взрослому. На этапе персонализации инициатива общественного взрослого состоит в предъявлении социальных ожиданий, ценностей. Инициатива же подростка состоит в постановке задач самоопределения, они требуют совместного поиска способов решения социальных и личностных задач. В результате разрушаются отношения зависимости, выстраиваются возможные отношения равенства. Таким образом, на каждом возрастном этапе саморазвитие через конкретные акты самопостроения личности дает возможность решить задачи возраста, вплоть до задачи стать полноправным и независимым субъектом собственного саморазвития, своей жизни и судьбы, насколько это позволяют сделать складывающиеся обстоятельства. Все сказанное дает возможность анализа проблемы саморазвития в контексте жизненного пути человека. § 3. Саморазвитие и жизненный путь личности Понятие жизненного пути достаточно широко используется в современной психологии. Жизненный путь - это индивидуальная история человека как субъекта деятельности, которая развертывается в реальном пространстве и времени и определяется жизненными обстоятельствами и самим субъектом. Своеобразие жизненного пути определяется очень многими факторами: полом, возрастом, образованием, микросредой, где живет человек, образом жизни в определенных исторических условиях, психологическими особенностями и др. Единицей психологического анализа жизненного пути являются биографические события: коренная перестройка характера, изменение направлений и темпов развития и саморазвития личности. События (не путать с событийной общностью) могут быть случайными и закономерными. Если каждого из нас спросить, можете ли назвать события, которые буквально перевернули вашу жизнь, заставили почувствовать себя другим, то ответ, скорее всего, будет утвердительным. «Да, - скажете вы, - на меня очень повлияла встреча с замечательным человеком...» (или чтение художественного произведения определенного автора, или болезнь, или работа, или учеба и др.). Как мы уже отмечали, многие события носят случайный характер, но немало и таких, которые мы создаем сами, вполне сознательно и целенаправленно, например: ставим и достигаем определенные цели, выбираем партнера по общению; прогнозируем трудности такого общения и дружбы; сознательно идем на риск или, наоборот, избегаем трудностей. Что такое событие? Пожалуй, наиболее полное определение данному понятию дал известный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн. События жизни - узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период времени определяются перспективы жизнедеятельности. В современной психологии предпринимаются попытки разработать классификацию событий. Так, отечественный психолог Н. А. Логинова выделяет: события среды; события поведения человека в окружающей среде; события внутренней жизни. События среды чаще всего не зависят от личности и обусловлены вторжением различных внешних сил в судьбу человека. Сюда можно отнести: войну, различные стихийные бедствия, рождение или смерть близкого человека, назначение на новую должность. Поступки окружающих, имеющие отношение к жизни и деятельности конкретного человека, становятся обстоятельствами его развития, а в иных случаях - событиями. Необходимо отметить, что события среды вносят изменения в ход жизни человека, но не являются однозначными для него. Значимость того или иного события определяется позицией личности, которую она занимаем по отношению к происходящему. Роль события определяется и тем, станет ли человек жертвой внешних сил или борцом, отстаивающим свою индивидуальность. Например, человека несправедливо обвинили в чем-то. Можно смириться с таким обвинением а можно отстаивать свою правоту. События поведения человека в окружающей среде, или поступки являются обстоятельством жизни окружающих и в то же время преобразуют обстоятельства развития самого субъекта жизнедеятельности. Люди совершают множество поступков, но лишь некоторые из них приобретают характер событий, открывая новые перспективы (не всегда положительные). Поступки бывают разные: гражданские; трудовые; нравственные; поступки, связанные с самоизменением и самоформированием. Например, немало людей, для которых бросить курить - это поступок, помириться с врагом - также поступок. События внутренней жизни относятся к внутреннему миру человека и выявляют позитивную ценность самого себя. Что может быть значимым для внутренней жизни? Это моменты: утверждения себя; саморазвития как отражение тех достижений, которые произошли в жизни внешней. Вспомним всем хорошо знакомые слова А. С. Пушкина, когда он после удачной работы воскликнул «Аи, да Пушкин, аи, да сукин сын!» Успех в жизни - это успех и в саморазвитии. К событиям внутренней жизни можно отнести: новые переживания человека, новые мысли, открытие новых черт собственной личности, обнаружение в себе новых способностей а также открытие в себе чего-то «ужасного», напрочь изменяюще го положительное отношение к себе, актуализирующего тенденции к самобичеванию, самоуничижению и т.д. Все три группы событий тесно переплетены между собой и образуют комплекс, который обусловливает своеобразие жизненного пути человека. Отношение человека к этим событиям и определяет то, насколько он является автором своей жизнедеятельности, субъектом саморазвития. В свою очередь, саморазвитие и жизненный путь взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они имеют ряд общих и ряд отличительных черт. Во-первых, и жизненный путь, и саморазвитие - сугубо индивидуальные процессы, характеризующие уникальную неповторимость каждой личности. Во-вторых, несмотря на уникальность и индивидуализированность, они даны каждому человеку объективно. Не может человек прожить жизнь, не имея своего жизненного пути, не строя свою личность (не развиваясь). В-третьих, они равны по времени: и жизненный путь человека, и самосознание начинаются с рождения и заканчиваются со смертью. Различия между ними - разная степень взаимообусловленности, которая может осуществляться или на протяжении всей жизни, или на определенных ее этапах. Речь идет о том, что на определенных жизненных этапах интенсивность саморазвития коренным образом изменяет жизненный путь; в других же случаях сами жизненные события интенсифицируют, замедляют или придают противоположный знак саморазвитию человека. Многое зависит от того, насколько и когда человек становится субъектом собственной жизни и субъектом собственного саморазвития. Если таковым он не является, а роль субъекта выполняют другие, то жизненный путь подвержен случайностям, стечениям обстоятельств, человек как бы «плывет по течению» событий своей жизни. Нужно отметить, что не всегда такое «плавание» является неудачным. Обстоятельства могут сложиться и таким образом, что удача, несмотря на отсутствие выраженных позывов к саморазвитию, так и идет в руки. Возможны и обратные ситуации, когда человек четко знает, что ему нужно, умеет управлять собой и строить себя в позитивном направлении, но обстоятельства складываются крайне неудачно, и он «выживает» только благодаря своему мужеству, самоотверженности, своей позиции и философии жизни. Это и есть то, что обычно называется судьбой, которая всегда есть у человека, даже вне зависимости от того, является он автором своей жизни и субъектом саморазвития или подвержен чистым случайностям и вовлечен неосознанно в водоворот жизни. И все же позиция субъекта и автора своей жизни, своего саморазвития предпочтительнее (несмотря даже на неблагоприятные события и так называемые превратности судьбы), чем подчинение обстоятельствам, даже со счастливыми исходами. Человек, стремящийся к саморазвитию на основе глубокого познания своей личности, строит свой жизненный путь более целенаправленно и реализует себя в большей мере (несмотря на жизненные сложности и препятствия), заслуживает большего уважения и, как правило, добивается больших результатов, чем человек, саморазвитие которого подчинено внешним причинам. В первом случае человек способен к ответственности, при необходимости - к риску, не винит ни других, ни обстоятельства в своих неудачах. Во втором - все определяется внешними обстоятельствами (которые могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными), и человек оказывается зависимым от них, неспособным к инициативе в построении жизненного пути и своего внутреннего мира в случае неудач; рождается отчаяние, резко снижаются самоуважение и приспосабливаемость к жизни. Все это наводит на мысль о том, что в саморазвитии человеку необходимо оказывать помощь, чтобы он в полной мере мог самореализоваться и воплотить в жизнь свою миссию, свое предназначение, занял достойную позицию по отношению к своей судьбе. Но об этих проблемах мы поговорим в разделе 3. Итак, человек обладает уникальным, неповторимым собственным внутренним миром, который есть производное от мира внешнего, его отражение, осуществляемое в специфической для каждой личности форме. Этот мир имеет пространственно-временную организацию, свое уникальное содержание, основу которого составляют чувственные образы и мысли в виде внутренней речи Человеческое Я как центр внутреннего мира ведет диалоги и монологи и с самим собой, и с реальными или вымышленными собеседниками, планирует свою жизнь и деятельность, познает себя мечтает, ставит различные по значимости цели. Внутренний мир, или субъективная реальность, развивается проходя ступени оживления, одушевления, персонализации, индивидуализации и универсализации, что и составляет смысл, суть саморазвития человека, осуществляемого в тесной связи со значимыми близкими или значимыми другими (людьми, обществом) Единицей анализа саморазвития является самопостроение личности в каждый конкретный момент времени по воспроизводству, улучшению или ухудшению себя. В общем плане любой возраст имеет свои специфические задачи по самопостроению и саморазвитию личности. Саморазвитие осуществляется в ходе жизнедеятельности человека и тесно связано и взаимообусловлено его жизненным путем, на определенном этапе которого (чаще всего в подростковом возрасте) он становится субъектом собственного саморазвития. Глава 3. САМОРАЗВИТИЕ КАК ПРОЦЕСС. ФОРМЫ САМОРАЗВИТИЯ Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделить последовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например, последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития. Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование самоактуализация, самореализация и др. Все они составные - первая часть «само» указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая - характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться. Поэтому просто анализировать цели, мотивы, способы и результаты саморазвития, как это было в случае с самопознанием, не представляется возможным. Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития. Какие же формы саморазвития являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно? К ним относят: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация - выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности. Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и