Лексическая тема деревья и кустарники подготовительная группа. Лексическая тема: Осень. Объясни пословицы и поговорки

Логопедическое занятие по лексической теме «Осень. Деревья»

Программное содержание:

1. Уточнить представление об осени и ее приметах.

2. Расширить и активизировать словарь по теме.

3. Совершенствовать грамматический строй речи.

4. Развивать длительный плавный выдох.

5. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Материалы:

Листья дуба, клена, осины, березы вырезанные из картона; листья на ниточках из цветной бумаги; сюжетные картинки по теме «осень» , картинка по теме «лето»; наложенное изображение листьев; наборное полотно; корзинка; мяч.

I. Организационный момент

1. Л .: – Ребята, по дороге в детский сад я набрала целую корзинку листьев.

Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Каждый из вас выберет по одному листочку и скажет, с какого он дерева и какого цвета.

(Ребенок: – Это оранжевый лист клена.)

Л.: – Правильно. Это оранжевый кленовый лист.

(листья: клен, береза, дуб, осина).

Л.: – Молодцы. Положите листочек на свой стол.

– Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?

(О листьях, об осени .)

II. Беседа об осени с рассматриванием картинок.

(На наборное полотно выставить сюжетные картинки об осени).

2. Л.: – Ребята, посмотрите на картинки. Какое время года нарисовано?

(На картинках нарисована осень. )

Л.: – Что ты видишь на 1-ой картинке, Маша?

Что нарисовано на этой картинке, Лиза?

Что ты видишь на этой картинке, Паша?

Вы очень хорошо рассказали о том, что нарисовано на картинках.

А какие еще приметы осени вы знаете?

Молодцы, вы назвали все приметы осени.

3. Упражнение «Подуй на листочки»

– Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица. Начинайте дуть по моей команде.

Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

4. Игра «Четвертый лишний» (на наборное полотно выставить 3 картинки осени и 1 лета).

Л.: – Посмотрите на картинки внимательно и подумайте, какая из них не относится к осени. Какая картинка лишняя?

5. Игра «Один-много» (с мячом).

Л.: – Я буду бросать мяч и называть вам слово, а вы будете отвечать и бросать мяч обратно мне в руки (например: стол – столы, кот – коты).

Лист… зонт… туча…

Дерево… гриб… птица…

Л.: – Молодцы. Садитесь на места.

6. Игра «Что лишнее?».

Л.: – Я буду называть слова. Все они будут иметь что-то общее, но одно слово будет лишним.

Дуб, рябина, ромашка, береза;

Береза, трава, тополь, клен;

Туча, лед, дождь, ветер;

Грибы, урожай, листопад, подснежник;

Зонт, сапоги, шорты, куртка.

Л.: – Все верно назвали. Теперь надо немного поработать и пальчикам.

7. «Осень».

Ветерпо лесу летал, Плавные волнообразные движения

Ветер листики считал: ладонями.

Вот дубовый, вот кленовый, Загибают по одному пальчику

Вот рябиновый резной, на обеих руках.

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Спокойно укладывают ладони на стол.

8. Л.: – Немного отдохнули. Теперь будут ваши глазки смотреть внимательно. Здесь стоят листочки (4-5 листьев). Запомните их. Теперь закрывайте глаза, я уберу 1 листочек. Открывайте глазки.

– Какого листочка не стало?

– Все внимательные.

9. Игра «Найди листья».

(Посмотрите внимательно на картинку и скажите, что вы видите, затем обведите изображение пальцем. – Я вижу кленовый лист.)

10. Игра «Посчитай листья».

Л.: – Посмотрите сколько здесь листьев. Давайте посчитаем сколько листьев будет в букете. (Один кленовый лист, два кленовых листа, три кленовых листа, четыре кленовых листа, пять кленовых листьев. Также считаем листья дуба, березы.)

Ш. Окончание занятия, оценка детей.

Цель:

  • уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья осенью»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.;

  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

Совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оздоровительные задачи:

Развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джоко терапия.

Оборудование: картинки с изображением деревьев, картинки с изображением признаков осени, пень, су-джок мячики, схема рассказа.

Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов об осени, о деревьях, разучивание упражнения «Клен».

Ход занятия.

I. Организационный момент: (на столе сидит игрушка «Ежик»)

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Ежик!

Логопед: давайте поприветствуем ежика.

Это что же за комочек (сжимать кулаки)

Ковыляет между кочек? (перебирать пальцами)

На себе несёт комочек

(сжимать кулаки)

Два листочка и грибочек.(

разжимать пальцы в стороны)

Логопед: И ежик принес на своих иголках намек на то, о чем мы сегодня будем говорить.

Давайте попробуем угадать?

Дети: вспоминают, что принес ежик, логопед подводит к теме «Деревья осенью».

Логопед: Давайте поблагодарим ежика и погреем в руках маленькие мячики, которые так похожи на ежат. (Су-джок)

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением деревьев. Давайте перечислим те изменения, которые происходят с деревьями осенью. (Ответы детей. Например, листья желтеют, опадают, появляются плоды – перечисляем, какие. Логопед добивается полного ответа).

Логопед: Молодцы, вы очень наблюдательны.

Логопед: А сейчас давайте покажем ежику, что мы умеем с помощью язычка показывать истории (Артикуляционная гимнастика «История веселого ежика».)

Наступила осень, тучки все чаще закрывают солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). Из этих тучек поливает дождь (цокать языком). Ежик выглянул в окошко (тянем язычок), потеплее оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и услышал, как дровосек рубит старое дерево «Д-д-д». Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка ежика на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). Деревья стали такими красивыми, разноцветными, что ежик залюбовался (заборчик). Скоро тучек стало еще больше, и они вот-вот совсем спрячут солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Ежик поспешил домой.

Логопед: Ребята, ежик решил узнать, какие вы знаете названия деревьев? (логопед кидает мяч, ребенок, поймавший его, называет дерево). А теперь назовите части дерева (корни, ствол, стебель, листья, плоды, семена, ягоды, гроздья, сережки, кора, шишки, крона). А знаете ли вы, чем отличается дерево от кустарника? Какие вы знаете кустарники? (шиповник, смородина, малина)

Логопед: Давайте изобразим осеннее дерево (физминутка)

Дерево стоит, пошатываясь на ветру, вдруг налетел сильный ветер и сорвал листочки. Листочки медленно опускаются на землю. А дерево снова раскачивается, дышит свежим осенним воздухом. Но нут пошел дождь (похлопывания по себе), дождь становился все сильнее и сильнее… а потом затих. Тучки расступились и дерево снова стоит, раскачиваясь на ветру.

Логопед: А теперь поиграем в игру «Назови дерево ласково, а потом со словом «много». (с мячом)

Дуб – дубок, много дубов – много дубочков

Береза - ………………………………………..

Рябина - ………………………………………

Осина - ………………………………………

Сосна - ………………………………………

Ель - …………………………………………

Клен - ……………………………………….

Пень - ………………………………………..

Логопед: Ребята, ежик очень любит собирать гербарии. Вы знаете, что это такое? (добавь нужное слово)

Упал с дуба лист….(дубовый)

Упал с клена лист….(кленовый)

Упал с березы лист…(березовый)

Молодцы, прекрасный получился гербарий!

Логопед: Ребята, вы мне рассказывали, что к огда наступает осень, вся природа меняется, давайте с вами ощутим эти изменения

(Проводится массаж лица.)

Солнышко светит все меньше - поглаживаем лицо.

Часто льет холодный дождь. - постукивание подушечками пальцев

Ветер пронизывает насквозь. - пощипывание

И мы радуемся каждому лучику солнца. - снова поглаживание

Логопед: Еж живет в лесу, а осенью с деревьев падает много листьев, и поэтому у него их много. И ему очень хочется похвастаться. (Игра «Есть – нет» Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…..».)

Взрослый: «У меня есть дубовый лист (осиновый лист,кленовый лист, еловая шишка)».

Ребенок: «У меня нет дубового листа (осинового листа, кленового листа, еловой шишки)».

Логопед: А теперь давайте скажем, что делает ежик. Он устал и сел … (согласование с предлогами)

Он сидит … на пне (слез с пня, спрятался за пень, вышел из-за пня и т.д.)

Логопед: И вот сидел он на пне, сидел и придумал интересную историю. Хотите послушать?

(логопед обращает внимание детей на су-джок) Давайте возьмем наши маленькие ежики и будем участвовать в истории.

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним осенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони - сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик - сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый - и перебрался на другой берег!

А там поляна - большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо разноцветных листочков, наверное, ветром занесло! Красиво, как в сказке!

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик - один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж - сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

Логопед: Ребята ежик рассказал вам свою историю, а давайте покажем ежику, как мы умеем составлять рассказ по схеме?

Дети: Да.

Логопед: Давайте приготовимся, выпрямим спину, сядем красиво.

Дети составляют рассказ по схеме.

http://logoped-anna.blogspot.ru/2012/11/blog-post_7607.html

Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. О чем мы сегодня говорили? Давайте попрощаемся с ежиком!

Вы молодцы, отлично поработали.

ДЕРЕВЬЯ

Вводная беседа

Цели: собрать внимание, настроить детей на предстоящую дея­тельность, вызвать интерес, желание участвовать в совместной со сверстниками и взрослым работе; активизировать знания по теме.

Утренняя гимнастика

Цели: развивать умение дифференцировать ощущения напря­жения и расслабления, регулировать дыхание; выполнять упраж­нения в игровом образе дерева, выразительно изображая панто­мимикой состояние, эмоционально его окрашивая; воспитывать дисциплинированность.

Упражнение по методике «Расскажи стихи руками»

Цели: развивать слуховую и кинестетическую память, вырази­тельность речи; формировать интерес к растительному миру.

Дидактическая игра «Отгадай и покажи»

Цели: развивать логическое мышление, внимание; воспиты­вать выдержку при отгадывании загадок.

Занятия Если бы я был деревом (оздоровительное)

Цели: развивать активное воображение; формировать готовность и осознанность бережного отношения к природе.

Двигательные упражнения «Птицы»

Фонопедические упражнения

Педагог Расселись птицы на ветвях и запели звонкие песни.

У каждой птицы своя песенка.

Трещотка-чечетка, Тр-р-р, тр-р-р...

Кукушка-горюшка, Ку-ку, ку-ку...

Дружок-снегирек, Свинь, свинь... (в среднем реги­стре).

Мальчишка- воробьишка, Чик-чирик (по показу руки в разных регистрах).

Синичка-невеличка, Тень-тень... (в высоком регис­тре).

Утки-трататутки Кря, кря... (в низком регистре).

Гуси-шипуси Ш-ш-ш... (продолжительный выдох).

Упражнения для развития дыхания (по А. Стрельниковой)

    Наклоны вперед и назад (по принципу маятника). При на­клоне назад руки обхватывают плечи - вдох, при наклоне впе­ред- выдох.

    Полуприседы с выдохом, вдох активный, короткий, напря­женный, через нос.

    Темповые наклоны вперед, вдох при каждом наклоне.

Ритмический танец «Ежик резиновый»

(муз. С. Никитина, сл. Ю. Мориц)

Рисуем деревья и кустарники

Цели: развивать творчество, воображение, изобразительные умения; формировать интерес к изобразительной деятельности, природе.

Варианты. «Волшебный лес», «Осенний (по времени года) лес», «Волшебный сад», «Чудо-дерево», «Как растут в лесу деревья и кустарники», «Смешанный лес», «Лиственный лес», «Хвойный лес», «Деревья и кустарники нашего города» и др

Дидактическая игра «К дереву и кустарнику - беги!»

Цели: развивать внимание, ориентировку в пространстве; вос­питывать умение внимательно слушать педагога:

Дидактическая игра «Дерево - куст»

Цели : развивать быстроту реакции, память; формировать инте­рес к играм, в которых можно Проверить собственные знания.

Подвижная игра «Где растет дерево?»

Цели: развивать ориентировку в пространстве, внимание, па­мять; воспитывать умение не нарушать правила игры.

Творческое задание «Чудо-дерево»

Цели: развивать умение с помощью воображения представлять волшебное дерево, думать, чём и как его можно украсить, давать дереву названиё; развивать творчёство через выполнение задания - украсить выбранное на: участке дерево фантиками, игрушками ори­гами, другими самоделками, новогодним дождем, своими рисун­ками, игрушками и т.п.; развивать чувство ритма, умение согласо­вывать слова и движения в хороводе вокруг чудо- дерева; воспиты­вать желание выполнять совместную со сверстниками творческую работу, радоваться результатам.

Игра-перевоплощение «Ты - маленькое деревце»

Цели: развивать эмпатию (сочувствие, сострадание), воображе­ние; воспитывать бережное отношение к живой природе, желание охранять ее. .

Дидактическое упражнение «Дорисуйте за художника»

Цели: развивать воображение, память, пространственную ориен­тировку на листе, точность рисовальных движений; формировать настойчивость и усидчивость, интерес к результату деятельности.

Дидактическая игра «Наряди дерево по времени года»

Цели: развивать память (припоминание), воображение, монологи­ческую речь; воспитывать желание выполнить задание качественно.

Дидактические, игры На чем что растет?

Цели: развивать память, мышление (операцию сравнения), фра­зовую речь; формировать умение слушать партнера по игре, дей­ствовать в соответствии с сюжетом.

Посадим лес

Цели : развивать память, воображение, операции мышле­ния, активное внимание; воспитывать выдержку, культуру общения.

Дидактические упражнения Найди причину

Цели: развивать фразовую речь, память, логическое мышле­ние; воспитывать ответственность за свои поступки.

Что здесь лишнее?

Цели: развивать логическое мышление, его операции, память, речь; воспитывать умение внимательно слушать педагога, отве­чать на его вопросы.

Объясни пословицы и поговорки

Цели: развивать логическое мышление, мышление (суждение, умозаключение); воспитывать уважение к народной мудрости.

Имитационная игра «Путешествие в лес»

Цели: развивать воображение, двигательную активность, вы­разительность речи и пантомимики; формировать интерес к при­роде, совместной деятельности со сверстниками.

Игры с движениями

Цели: развивать умение согласовывать слова с движениями, двигаться ритмично, в едином темпе; ориентироваться в про­странстве; создать положительно-эмоциональное настроение у детей в совместной деятельности.

Мини-этюд «Березка»

Цели : развивать воображение, способность к пантомимике, пластику; воспитывать интерес к живой природе.

Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения

Цели: развивать чувство ритма и темпа, выразительность речи пантомимики; формировать интерес к играм, в которых через ритмичные движения можно создать образ дерева

Все движения в упражнениях

Весенняя, Тополиные пушинки, Яблоневый цвет

Инсценировка стихотворения

Цели: развивать внимание, выразительность движений, речи.

Чтение стихов о деревьях и кустарниках

Цели: развивать воображение, чувство ритма, чувство прекрас­ного; воспитывать эстетические чувства, интерес к теме.

Отгадывание загадок о деревьях, кустарниках, их плодах и семенах

Цели: развивать логическое мышление; речь; формировать интерес к загадкам.,

Чтение рассказа «История одной яблоньки» (К, Ушинский)

Цели: развивать, произвольное внимание, речь, наглядно-об­разное мышление; воспитывать уважение и интерес к труду са­довника.

Описательные загадки о деревьях и кустарниках

Использован материал из кн.: Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? М., 2005.

Береза , Дуб , Липа , Осина , Клен , Сосна , Ель , Рябина (Алябьева книга №2)

Чтение художественной литературы

Тема: Деревья зимой

1. Н. Павлова «Деревья зимой»

2. Каплан «Деревья в зимнем сне»

3. Пушкин «Зимнее утро»

4. Островский «Зимний лес», «Деревья зимой»

5. М. пришвин «Осинкам холодно»

6. С. Есенин «Береза»

7. Братья Гримм «Три счастливца»

8. Р. н. с. Сказка о молодильной яблоне и живой воде»

9. С. Воронин. «Голубая ель», «Птичья кладовая»

10. П. Соловьёва «Рябина».

Тема «Хвойные деревья»

Во время прогулки в зимнем парке или в лесу показать ребенку хвойные деревья (ель и сосну);

Объяснить, почему они называются хвойными, вечнозелёными деревьями. При этом зрительно и на ощупь следует сравнить (по форме и размеру) хвою и шишки этих деревьев, рассмотреть крону ели и сосны;

Рассказать, что можно сделать из древесины этих деревьев провести с ребенком беседу о бережном отношении к природе.

Задание 2. Рассмотреть иллюстрации с изображение елового леса и соснового бора.

Задание 3. Выучить стихотворения и загадки по выбор.

Зимой и летом одним цветом.

(Ель, сосна)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.

(Ель, сосна)

Сосны до неба хотят дорасти, небо ветвямихотят подмести,

Чтобы в течение года ясной стояла погода.

Что растет на елке? Шишки да иголки.

Разноцветные шары не растут на елке.

Не растут на елке пряники и флаги,

Не растут орехи в золотой бумаге.

Вопрос. В какой праздник все это появляется на елке

Задание 4. Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Ну и платье: сплошь иголки, его носят вечно...

Задание 5. «Что общего у елки и ежика?» - Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка тоже.

Задание 6. Дидактическая игра «Кто (что) на елке, кто (что) под елкой?» (составление предложных конструкций).

Шишки, грибы, белка, заяц, птица, ежик.

Задание 7. Пересказать рассказ и ответить на вопросы

У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирал шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала и шишек игрушки.

Вопросы. Где росла ель? Что сделала мама из шишек? Какие бы ты игрушки сам (сама) смог бы сделать из шишек?

Задание 8. Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение на словообразование): ель - елочка, сосна - ... иголка - ..., ветка - ...

Задание 9. Дидактическая игра «Один - много» (образование родительного падежа существительных): одна елка - много - ..., одна ель - много - ..., одна сосна - много... . Задание 10. Выложить елку из бумажных треугольников.

Задание 11. Упражнение для пальчиков.

Под высокою сосной Одна рука - «сосна» (пальцы рас-

Сидит заинька косой. топырены, подняты вверх);

на вто­рой руке указательный и средний пальцы

образуют «ушки» зайца, ос­тальные пальцы сжаты.

На прогулке Игры, наблюдения, представленные в этом разделе, вы можете проводить на улице, во время прогулки. Они направлены на обогащение и уточнение знаний и представлений детей о деревьях осенью, активизацию словаря, развитию наблюдательности, внимания, коррекцию мелкой моторики.


ГУЛЯЕМ ПО ОСЕННЕМУ ПАРКУ Гуляя по осеннему парку, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Остановитесь. Послушайте звуки осеннего парка. Какие звуки вы услышите? А ребенок? Походите по опавшей листве, послушайте, как шуршат листья. Создайте на прогулке свой ЛИСТОПАД. Объясните ребенку значение этого слова


ПОГОВОРИМ О ДЕРЕВЬЯХ ЦЕЛЬ: Активизировать знания по теме «деревья». ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: найдите по одному листу клена, дуба, рябины, иголку ели, сосны. ХОД БЕСЕДЫ: Расскажите (и покажите) ребенку о различных частях любого дерева (корни, ствол, ветви, листья). Поговорите о том, для чего предназначена каждая из них. Уточните, названия каких деревьев он знает. Покажите ребенку несколько разных листьев и спросите, с какого они дерева. Спросите, какие изменения происходят с деревьями осенью.


ИЗУЧАЕМ СТВОЛЫ ДЕРЕВЬЕВ ЦЕЛЬ: Активизировать знания по теме «деревья». ХОД БЕСЕДЫ: Обратите внимание ребенка на стволы различных деревьев. Спросите у ребенка, какой ствол у дерева, какими словами его можно описать? Стволы бывают ТОЛСТЫМИ (попробуйте вместе обхватить его руками), ТОНКИМИ. ГЛАДКИМИ И ШЕРШАВЫМИ – предложите ребенку потрогать их руками.


ИЗУЧАЕМ СТВОЛЫ ДЕРЕВЬЕВ продолжение Взяв увеличительные стекла, подробно рассмотрите кору дерева. Предложите ребенку рассказать, что он видит. Если посмотреть на поперечный срез ствола или ветки дерева, то можно без особого труда разглядеть так называемые годичные кольца. Расскажите ребенку, что Вы знаете о них.




КАТАЕМ ШИШКИ ПРИМЕЧАНИЕ: В эту игру можно играть на улице и дома. ЦЕЛЬ: Самомассаж ладоней для активизации речевых зон в коре головного мозга. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Постарайтесь найти сосновую и еловую шишки. ХОД ИГРЫ: Предложите ребенку покатать сначала еловую шишку. Теперь предложите сосновую. Спросите у ребенка, какая шишка больше колется.


РАСКЛАДЫВАЕМ ПО РАЗМЕРУ ПРИМЕЧАНИЕ: В эту игру можно играть как на улице, так и дома за столом. ЦЕЛЬ: продолжать закреплять навык составления ряда предметов с учетом их величины ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Необходимо собрать несколько желудей, каштанов, листьев разных размеров. ХОД ИГРЫ: Предложите ребенку выложить сначала желуди от самого большого к самому маленькому, а потом – наоборот. Предложите проделать тоже самое с каштанами. Можно предложить так же выложить листья. Предложите посчитать все предметы.


ДУЕМ НА ЛИСТОК ЦЕЛЬ: Закрепление навыка целенаправленного плавного выдоха. ХОД ИГРЫ: Положите на ладонь ребенка листок. Попросите его подуть на листок так, что бы он слетел с руки. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не надувал щеки.


























ВЕСЕЛЫЕ ПРИЩЕПКИ ЗАДАЧИ: Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Изготовьте из плотного картона основу для будущей работы. Проявите фантазию: желтый круг – основа для солнца, треугольник – ствол дерева и т.д. ХОД ИГРЫ: Попросите ребенка прикрепить к основе прищепки нужного цвета.


ЕЛОЧКИ НА ПОЛЯНЕ ЗАДАЧИ: Развитие мелкой моторики, закрепление представлений о геометрической фигуре «треугольник», развитие воображения ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Вырежьте несколько зеленых треугольников разной величины. ХОД ИГРЫ: Попросите ребенка собрать елочку (или елочки)




ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Сухие деревья горят, живые- плоды приносят. Без ветра деревья не качаются Высокие деревья больше страдают от ветра Деревья без плода садят, да после плод от них едят. Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах. Каковы деревья – таковы и плоды. ЦЕЛЬ: активизация словаря, уточнение значений слов, развитие понимания переносного смысла слов. ХОД БЕСЕДЫ: Прочитайте пословицы и поговорки. Выберите для начала одну. Объясните ребенку значение каждого из слов, используемых в пословице. Попытайтесь своим словами объяснить ребенку ее значение. Постарайтесь в течении последующих дней использовать эту пословицу в своей речи, чтобы ребенок начал лучше понимать ее переносный смысл. Так же можно поработать и с остальными поговорками.


ЗАГАДКИ ЦЕЛЬ: Развитие и активизация словаря, развитие логического мышления, чувства языка. ИНСТРУКЦИЯ: Давай вместе попробуем отгадать загадки. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЗАГАДКОЙ: 1.Прочитайте загадку. 2.Подождите немного, возможно ребенок догадается о чем идет речь, и тогда не нужно будет переходить к следующим тапам. 3.Если же и Вы не смогли разгадать загадку - нажмите мышкой в любом месте экрана, появится ответ. (ПОМНИТЕ– при повторном нажатии мышки появляется картинка-отгадка.) 4.Спросите, какие слова и выражения непонятные ребенку. Попытайтесь объяснить их смысл своими словами. 5.Возможно, что ребенок не скажет про возникшие трудности с пониманием («Мне все понятно»). В этом случае объясните те слова и выражения, которые трудны для ребенка на ваш взгляд. 6.Если ребенку все равно трудно, нажмите мышкой - появится картинка-отгадка. Назовите, что нарисовано. Прочитайте загадку еще раз вместе с отгадкой. 7.ПОХВАЛИТЕ РЕБЕНКА






Стихотворения об осени для чтения и разучивания: 1.А. С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» 2.А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» 3.А. Плещеев «Осень наступила…» 4.Е. Благинина «Улетают, улетели…» 5.И. Токмакова. Осинка 6.С. Маршак. Октябрь. 7.А. Екимцев «Старый тополь у крылечка..» 8.И. Семенов. Березка




ГУЛЯЕМ ПО ЗАЛАМ Следующий слайд представляет собой видео ряд изображений картин осени. Для его активации достаточно нажать мышкой в любом месте слайда. По ходу фильма обратите внимание ребенка на то, как изменяется настроение, переданное в картинах (изображения ранней осени отражают приподнятое, радостное настроение, а поздняя осень вызывает грусть, уныние, печаль) Посмотри внимательно на картину: на речку, на золотые листочки берёз, на пожелтевшую траву… Какое это время года? Как ты думаешь, почему художник назвал картину «Золотая осень»? Какие приметы ранней осени можно увидеть на картине? Что изображёно на картине слева? Что виднеется вдали? Что в картине самое яркое? Какое настроение передал художник? Как ты догадался, что именно такое - настроение отражено? Как это удалось сделать художнику? О чём думается или вспоминается, когда смотришь на эту картину? Понравилась ли тебе картина? Чем она понравилась?
Посмотри внимательно на картину. Что ты видишь? Какие приметы осени можно увидеть на картине? Если бы ты оказался в картине тебе стало холодно или жарко? Почему ты так считаешь? Что изображёно на переднем плане картины? Что виднеется вдали? Как ты думаешь, почему из трубы идет дым? Обрати внимание на небо. Какими словами его можно описать? (большое, хмурое, холодное и т.д.) Видишь птиц на нем? Как ты думаешь, что это за птицы и куда они летят? Какое настроение передал художник? Как это удалось сделать художнику Понравилась ли тебе картина?


УЧИМСЯ СРАВНИВАТЬ Попробуй вспомнить название и автора картин. О какой картине можно сказать «Солнечная, яркая, сочная», «Хмурая, ветреная»? Назови цвет красок, которые используют художники для своих картин? Сравни то, как изменяется твое настроение, когда ты смотришь то на одну, то на другую картину. Источники информации: КНИГИ: БаряеваЛ.Б. Гаврилушкина Игры-занятия с природным и рукотворным материалом, Спб, 2005 г Катаева А.А, Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников. М, 2001 г. Пожиленко Е.А. Мир вокруг нас. Спб 2004 г. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Лексическая работа по теме «Осень. Деревья»

Цель : познакомить детей с деревьями нашего региона , дать представление о жизни деревьев осенью ; обратить внимание детей на окрас листьев осенью ; формировать грамматически правильную речь; познакомить с обобщающим понятием деревья , закреплять умение изображать дерево , учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов; закреплять умение считать предметы (в пределах 5) воспитывать бережное отношение к растениям.

Физкультминутка

«Листья»

Листья осенние тихо кружатся , (кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги ложатся (приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками вправо - влево.)

Будто опять закружиться хотят. (поднимаются кружатся.)

Пальчиковая гимнастика

«Осенние листья »

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

листья рябины,

листики тополя,

листья осины,

листики дуба мы соберём (загибают пальчики, начиная с большого)

маме осенний букет принесём . (шагают по столу средним и указательным пальчиками) .

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна .

Н. Нищеева

ОСЕНЬ

Если на деревьях

листья пожелтели,

Если в край далеки

птицы улетели,

Если небо хмурое,

если дождик льется,

Это время года

осенью зовется .

М. Ходякова

Пальчиковая гимнастика

«Осень »

Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал : Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Укладывают ладони на коленки

Cтихотворения

«Деревья »

Ели на опушке

До небес макушки -

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару…

Дайте осинке

Пальто и ботинки -

Надо погреться

Бедной осинке.

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дёрнул иву

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросит

Если б дали берёзе расчёску,

Изменила б берёза причёску.

В речку, как в зеркало глядя,

Расчесала б кудрявые пряди,

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку.

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести.

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода

Яблонька.

Маленькая яблонька

У меня в саду.

Белая, белая,

Вся стоит в цвету.

Я надела платьице

С белою каймой.

Маленькая яблонька,

Подружись со мной.

Красненькую ягодку

Мне дала рябина

Думал я, что сладкую,

А она - как хина.

То ли эта ягодка

Просто не дозрела,

То ль рябина хитрая,

Подшутить хотела.

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закалённый.

И. Токмакова

Рассказ об Осени :

Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках .

Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки короткого «бабьего лета» . Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые , багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются.

В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.

Позднюю осень называют «серебряной» . Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки - снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев , серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы.

Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние - более пушистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу. Осенью у людей много работы : надо собрать урожай овощей и фруктов, приготовить к весне пашни, посеять озимые.

Надо позаботиться и о тех пернатых, которые остаются зимовать в наших краях, собрать для них семена и плоды, приготовить кормушки.

Закончи предложение об Осени

На смену лету пришла. (золотая осень ) .

Солнышко все реже и реже выглядывает. (из-за туч) .

Деревья надели . (разноцветный наряд) .

. (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем. (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.

Дождик. (моросит) и заставляет прятаться. (по домам) .

Птицы собираются в стаи. (и улетают в теплые края) .

Зверям некогда резвиться, они делают. (запасы на зиму) .

Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Пословицы Осени

Лето со снопами – осень с пирогами .

Холоден сентябрь, да сыт.

Весной дождь растит, а осенью – гноит .

В ноябре зима с осенью борется .

В осеннее ненастье семь погод на дворе – сеет, веет, крутит, мутит, и ревет, и льет, и снизу метет.

Загадки Осени

Висят на ветке

Золотые монетки. (Осенние листья )

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (листопад)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень )

Несет она нам урожай,

Поля вновь засевает,

Птиц к югу отправляет,

Деревья укрывает ,

Но не касается елей и сосен ,

Потому что это. (Осень )

Это кто такой садовник?

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы,

Вымыл травы и листы.

А как сумерки настали,

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придет

И польет наш огород. (Дождик)

Подбери действие

Листья осенью (что делают) - желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью - моросит , идет и т. д.

Урожай осенью - убирают .

Птицы осенью - улетают .

Деревья осенью - роняют листья .

Листья осенью (какие) - желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой) - холодный, моросящий.

Погода осенью (какая) - пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью ) .

Деревья осенью (какие) - ранней - с разноцветными листьями, поздней - голые.

Звери осенью - готовятся к зиме , меняют шубки.

лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску) ; белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы) .

Стихи об Осени

Осень .

Осыпается весь наш : бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне доли

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

Осень . (А. С. Пушкин)

Унылая пора!

Очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Осень

Закружила осень

Рыжие метели,

Золотые листья

С кленов полетели,

Закружился листьев

Пестрый хоровод,

Заблестел на лужах

Первый тонкий лед.

Стихотворения Е. Трутневой «Осень » .

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах -

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит! Должно быть, это

Пролетает наше лето.

Ветки голые стучат,

Галки черные кричат,

В тучах редко просинь –

Наступила осень .

Льдинка хрустнет звонко,

Крикнет птица тонко,

Будто есть попросит –

Наступила осень .

Гнезда черные пусты,

Меньше сделались кусты,

Ветер листья носит :

Осень , осень , осень .

Тема : «Осень разная »

Предметы : осень , сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, время года, листопад, дожди, туман, сырость, ненастье, тучи, отлет, урожай, сад, деревья , кусты, заморозки, листья,

лес, овощи, фрукты, птицы, слякоть, озимь, погода, мгла, небо, пора.

Действия : падают, осыпаются, летят, шуршат, шелестят, наступает, приходит, прощаются, хмурится, улетают, покидают, убирают, собирают, срывают, выкапывают, готовятся, сохнут, желтеют, вянут, моросит.

Признаки : ранняя, поздняя, золотая, грустная, унылая, прощальная, туманный, увядшие, дальний, рудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, сырая, багряная, голые, печальная, дивная.

Д. И. «Какой, какая, какие?» (подбор признаков)

Осень (какая) – ранняя, золотая, поздняя, грустная, дождливая, сырая, холодная…

Дождь (какой) – мелкий, моросящий, холодный, частый, короткий, унылый, сильный…

Деревья (какие,

Погода (какая,

Небо (какое…

Д. И. «Скажи, что делает?» (подбери действия)

Осень – приходит , наступает, наводит грусть…

Дождь – льт, моросит, идт, накрывает…

Листья – краснеют, желтеют, опадают, шуршат…

Д. И. «Подбери» (подбери предметы к признакам)

Осенний – день , вечер, дождь, ветер, лес…

Осенняя – погода , ночь, непогода, одежда, сырость…

Осеннее – небо , пальто, дерево , ненастье…

Осенние – каникулы , листья, перчатки, заморозки…

Сходите на прогулку в осенний лес и составьте рассказ про осень по плану .

осень ?

Назовите осенние месяцы .

Что происходит осенью в природе , в жизни зверей и птиц?

Чем занимаются люди в полях, садах и огородах?

Какую одежду и обувь носят осенью ? Почему?

Прочтите ребёнку стихи об осени .

А. С. Пушкин, «Унылая пора! Очей очарованье…» . «уж небо осенью дышало… » .

Ф. И. Тютчев, «Есть в осени первоначальной… » .

А. Н. Плещеев, «Осень наступила , высохли цветы…» .

А. А. Фет, «Осыпал лес свои вершины…» .

А. К. Толстой, «Осень ! Обсыпается весь наш бедный сад…» .

Беседы по теме

После какого времени года наступает осень ?

Назовите осенние месяцы .

Что происходит осенью в природе , в жизни зверей и птиц?

Что делают люди в полях, садах и огородах?

Какую одежду и обувь носят осенью ? Почему?

Какие праздники отмечают осенью ?

6. Игра «Исправь ошибки»

Осенние месяцы- февраль , июнь и март.

Правильно?

Осенние месяцы- сентябрь , октябрь, ноябрь.

Правильно?

Осенью погода ясная , солнечная и теплая.

Правильно?

Когда бывает такая погода : ранней осенью или поздней осенью ?

Скажите, какое из двух предложений правильное : Осенью дети надевают панамки, шорты и

сандалии. Осенью дети надевают плащи , куртки и сапоги.

Что было бы, если бы вы вышли на улицу осенью в панамках , шортах, футболках и

сандалиях?

Артикуляционная гимнастика.

Осенние листочки перенесли в осенний лес , где живут друзья Веселого Язычка.

Нам радостно и весело в осеннем лесу . Улыбнемся друг- другу и лесным обитателям.

Показать какие толстые щеки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть щеки.

Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.

Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас почистим зубы.

А вот мишка –косолапый зевает, ему осенью хочется спать . Раскрывать и закрывать рот.

У мишкиной берлоги очень много ягод малины. Полакомимся малинкой. Очень вкусная

Малина, оближем губки.

Д. И. «С какого дерева листочек

(Лист дуба - дубовый. Лист клена- кленовый. Лист березы- березовый. Лист липы - липовый. Лист тополя - тополиный. Лист осины- осиновый. Лист рябины - рябиновый.)

Беседы по рассказам

«Осень » Н. Калинина

На дворе дождь, ветер, холодно.

Саша подбежал к окну. А под окном качается от ветра большое дерево . Ветки уже голые, без листьев. Только у самого окошка один листок качается. Заметил его Саша, закричал : «Смотрите, какой листочек красивый!»

Подбежали ребята. А сильный ветер налетел, листок сорвал и унс.

Вопросы : Какая погода была на дворе? Что увидел Саша из окна? Почему ребята не смогли увидеть последний листок?

«Полянка в лесу» М. Пришвин

Берзки последнее сво золото ссыпают на ели и на уснувшие муравейники. Я иду по лесной тропе, и, осенний лес мне становится как море, а полянка в лесу – как остров. На этом острове стоят тесно несколько лок, под ними сел я отдохнуть. У этих лок, оказывается, вся жизнь вверху. Там в богатстве шишек, хозяйничают белки,

птицы клесты и ещ много неизвестных мне существ. Внизу же, под елями, мрачно, черно, и только

видишь, как летит шелуха от шишек. Это белки и клесты шелушат еловые шишки и достают из них

вкусные семечки. Из такого семечка выросла когда – то и та высокая ель, под которой я сейчас сижу.

Вопросы : С чем сравнивает Пришвин лес и отдельную полянку в лесу? Кто обитает на верхушках елок?

Чем питаются белки и клесты? Из чего выросла ель, под которой отдыхал автор? О каком времени года говорит Пришвин? Что ты сам можешь рассказать об осеннем лесе ?