Кто создан из камня, кто создан из глины. Анализ стихотворения «Кто создан из камня» Цветаевой Кто слеплен из глины цветаева

«Кто создан из камня, кто создан из глины...»


В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины...» М.И. Цветаева расшифровывает значение собственного имени. Имя «Марина» имеет значение «морская». Оно гармонично соответствует темпераменту цветаевской лирической героини, ее подвижности, энергичности и своеволию, которым она так гордится. Главной в стихотворении становится идея самовыражения, воплощения неутомимой жизненной энергии, с которой лирическая героиня бросает в море жизни. М.И. Цветаева создает образ неукротимой стихии, которая бушует не только в реальности, но и в сердце лирической героини. Героиня уподобляется серебрящейся морской пене. Она в буквальном смысле сливается с ней, испытывая чувство гармоничного единения с миром морской стихии. Беспутному своеволию морской купели в стихотворении противопоставлены земная соль, надгробные плиты, гранитные колена - статичные, приземленные образы.

В стихотворении важную художественную функцию выполняет звукопись. Это прежде всего причудливые переливы аллитерационных цепочек («Серебрюсь и сверкаю» (аллитерации «с», «р»), «Мне дело - измена, мне имя - Марина» (аллитерация «м»), «Я с каждой волной - воскресаю! Да здравствует пена - веселая пена - Высокая пена морская» (аллитерация «в»)).

Кроме того, в стихотворении довольно много различных повторов.

Основным изобразительно-выразительным средством становится метафора, благодаря которой содержание произведеия воспринимается в двух образных планах. Во-первых, перед глазами читателя возникает поэтичная картина морского побережья с ритмичным накатом пенящихся волн. Во-вторых, становится понятной мятежная душа лирической героини, переменчивая и своевольная. Морская стихия помогает ей возрождаться в пучине житейских испытаний. Стихотворение овеяно оптимистическим пафосом, духом бунтарства и свободомыслия, творческим стремлением к созиданию. Тематически произведение перекликается со стихотворением «Душа и имя», в котором М.И. Цветаева также упоминает о связях имени с морской стихией. Впоследствии она несколько переосмыслила свое отношение к образу моря. В произведении «Мой Пушкин» М.И. Цветаева писала: «...Безграмотность моего младенческого отождествления стихии со стихами оказалась - прозрением: «свободная стихия» оказалась стихами, а не морем, стихами, то есть единственной стихией, с которой не прощаются никогда»

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

Марина Цветаева

ЗНАЧЕНИЕ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИМЕНИ.

Имя Марина - женская форма старинного редкого имени Марин, происходящего от латинского слова "маринус" - морской. Хорошее, надежное и радостное имя внешне очень простой женщины. Его звучание рисует образ мягкой и цельной натуры, которая, подобно упругой волне, уверенно черпает из глубины чувств яркость своих эмоций.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ.
Марина (Маргарита) Антиохийская, великомученица. Дочь языческого жреца, научена вере Христовой своей кормилицей. В 15-летнем возрасте ее обезглавили после мучений за веру Христову (Ш в.), 30 (17) июля. Марина Берийская (Македонская), дева, затворница, преподобная. Более 50 лет подвизалась в пещере Сирийской. Скончалась около 450 г., 13 марта (28 февраля).


Анастасия и Марина Цветаевы с Николаем Мироновым 1912г.

ЗОДИАК ИМЕНИ. Рыбы.

ПЛАНЕТА. Луна.

ЦВЕТ ИМЕНИ. Цвет морской волны, зеленый, сочетание светло-малинового с синим. Основная цветовая картина - багровое солнце над синим морем.

КАМЕНЬ-ТАЛИСМАН. Перламутр.

РАСТЕНИЕ. Тальник, лилия, клен. Это имя можно также представить себе в образе крепких цветов на упругих стеблях, колеблющихся лишь под сильным порывом ветра.

ЖИВОТНОЕ. Морской конек, форель.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ. Возбудимость, восприимчивость, общительность, нетерпеливость, импульсивность.

ТИП. Лед и пламень - так можно определить эту натуру. Неврастеничный холерик с неустойчивой нервной системой. Легко разочаровывается, любая неудача доводит ее до отчаяния.

ИМЯ И ХАРАКТЕР. Марина чрезвычайно высокого мнения о себе, и не зря: женщины с таким именем обладают таинственным шармом и неким магнетизмом, перед которым мужчины совершенно беспомощны. Марина умна, смела, раскованна. С сильно развитым чувством собственного достоинства. Не терпит невнимания к своей особе. Чувствует некую свою обособленность, ощущает себя одинокой, даже отдаваясь возлюбленному. Особенно сложный характер у Марин с отчествами Владимировна, Матвеевна и Андриановна.

СУДЬБА. Марина - баловень судьбы. Она относится к тем женщинам, которые открывают тайны жизни. С раннего детства Марина становится объектом поклонения. В школе мальчишки постоянно обращают на нее внимание, стараются подружиться с ней, назначают свидания. Вообще, Марина или проходит по жизни тихо и совершенно незаметно, или пролетает шумно, ярко и бурно. Однако полет этот непродолжителен. Марина не любит чувствовать себя связанной с кем-то, не любит ограниченности - она как бы играет своей судьбой.

ПСИХИКА. Марина - женщина вольная, с воображением; она сама не знает, как поступит через миг. Это "женщины-дети", которых хочется охранять и оберегать. Если жизнь становится слишком трудной для восприимчивой натуры Марины, она замыкается в себе. Свое слово не всегда держит. Может отступить перед опасностью. Однако способна подчинять эмоции рассудку. Поэтому все поступки, связанные с ней лично, совершает расчетливо и обдуманно. Нередко культивирует в себе тоску, чувство одиночества. Порой упивается своими любовными страданиями - без них жизнь кажется ей бесцветной. Ее достоинства скрыты и равнодушному взгляду незаметны. С окружающими она ровна и приветлива, но редко кому удается достичь с ней душевной близости. Марина легко сникает и поддается чувству опустошенности, меланхолии.

ИНТУИЦИЯ. Марина обладает высочайшей интуицией и возбудимостью, что помогает ей открывать для себя новые, неизвестные другим источники радости жизни и интереса к ней. Живет в таинственном мире "знаков" и предчувствий.

ИНТЕЛЛЕКТ. Интеллектуалка, но действует так стремительно, что нередко совершает огромные промахи. У нее такая слабая память, что она забывает обо всем на свете.

НРАВСТВЕННОСТЬ. Марина нуждается прежде всего в любви и нежности. Ее характеру противопоказаны строгие запреты, они могут принести вред. В отношениях с детьми импульсивна: то уделяет им максимум внимания, а то оставляет их надолго одних.


Марина Цветаева, Борис Унбегаун. Фавьер, 1935 г.

СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Марина всегда в желанной осаде поклонников. Влюбляется в красивых, обаятельных и сильных мужчин. Понравившемуся кавалеру может отдаться с первой же встречи. Она вступает в половой контакт движимая не только чувственностью, но и физической страстью. Однако нередко имеет дело с партнерами, далекими от идеала. Ей больше всех подходят Денис, Михаил, Сергей, Глеб, Адриан, Евгений и Владислав. Наиболее сексуальна Марина Владимировна.

БРАК. В душе Марина лелеет единственного. В браке ищет спокойствия и материально обеспеченной жизни. Мужу придется постоянно уделять ей много внимания, иначе появится напряженность в отношениях. Измен мужу не прощает - вплоть до развода. Счастливым может быть брак с Антоном, Валентином, Владимиром, Денисом, Михаилом и Сергеем. Неудачным - с Анатолием, Борисом, Георгием, Николаем или Станиславом.


Марина Цветаева, Борис Унбегаун, Георгий Эфрон. Фавьер, 1935 г.

УВЛЕЧЕНИЯ. Ей нужно восхищение ею, комплименты, цветы. На кухне способна продемонстрировать чудеса кулинарного искусства и поразить любых гостей изысканностью кушаний.

ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Марина не очень активна. Это отличная мать, нежная и преданная жена. Интересуется медициной, дошкольным воспитанием. Как правило, выбирает профессию медсестры, врача, инженера, парикмахера, актрисы.

БИЗНЕС. Успехи в делах ее не очень волнуют, ибо ее страна - это пространство души. Однако при случае может придать делу большой размах.

1920 год, старой России уже нет, новая страна только строится на крови. Время смутное и тёмное, праздники смелись чередой будней, часть страны голодает, часть воюет, часть из голода и крови строит. Непростые годы переживает и Марина Цветаева. Муж вынужден эмигрировать, совсем недавно поэтесса похоронила младшую дочь и просвета впереди не видно.

Тема стихотворения

В это тяжёлое время Цветаева пишет «Кто создан из камня, кто создан из глины» - стихотворение, в котором оптимизма больше, чем во всей тогдашней стране, за исключением власти.

В стихах Цветаева сравнивает себя с морской пеной:


Я - бренная пена морская.

Поэтесса показывает в стихотворении, которое никто публиковать пока и не собирается, что она серебрится и сверкает, несмотря на обстоятельства. Людей окружающего мира она сравнивает с глиной и камнем. Кто-то окаменел и потерял на фоне смутного времени чувства, другой сделался глиной и из него можно лепить всё что хочешь – хоть красивую чашу, хоть сливной бачок. Она же пытается оставаться пеной, находя позитив в бренности.

Оптимизм и вера

Конечно, на душе тяжело, но оптимизм живёт за счёт веры в завтра, которую она потеряет лишь через годы, после возвращения в России после эмиграции.

В третьем четверостишье хорошо заметно стремление Цветаевой к лучшему, надежда что-то изменить:


Пробьётся мое своеволье.

Морская волна

Внутренняя сила Марины ещё не потухла, она подобна морской волне – то накатывает на берег, то прячется в глубинах океана. Почему Марина сравнивает себя с морской волной? Случайность ли это? Цветаева прекрасно знает, что Марина с греческого «морская», поэтому и прикладывает волну для сравнения своего состояния душа и характера. Верит – не верит, в жизни Цветаевой было немало волн и сравнение уместно.

Поэтесса пишет, что волна способна воскресать, что она и планирует сделать, так как давно подана просьба отпустить к мужу в Европу и надежда на восстановление семьи жива. Сравнивая себя с изменой, Цветаева не имеет в виду измену в общепринятом понимании, хотя долго прожить без страсти и чувств Марина не могла. Измена – это игривость волны – её приливы к берегу и отливы в океан, её своеволие.

Итог

В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины» чувствуется вера Цветаевой в будущее, надежда ещё жива в сердце, хотя 1920 год стал одним из самых сложных в судьбе поэтессы. Совсем скоро она уедет в Европу, пробудет там долгие годы и снова вернётся в Россию лишь на собственную плаху.

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробъется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
23 мая 1920

Слушаем и запоминаем стихотворение.

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» Марина Цветаева

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты…
— В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

Анализ стихотворения Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

После революции Марина Цветаева в полной мере ощутила все тягости жизни русской интеллигентки, которая осталась без крыши над головой и средству к существованию. За 5 лет, которые провела поэтесса в разграбленной и раздираемой на части стране до момента эмиграции, ей пришлось мысленно попрощаться с мужем, похоронить младшую дочь и отказаться от идеи достучаться до людских сердец с помощью стихов. Любая другая женщина в такой ситуации наверняка бы сломалась, однако Марина Цветаева была полна решимости выжить любой ценой. Кроме этого, в ее душе еще теплилась надежда на то, что все происходящее вокруг является дурным сном, который вот-вот закончится. Именно по этой причине в 1920 году спустя несколько недель после похорон трехлетней дочери Ирины Цветаева написала знаменитое стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…», полное оптимизма и веры.

В этом произведении поэтесса очень удачно обыгрывает свое имя, ведь Марина в переводе с латинского означает «морской». Она проводит параллель с Афродитой, которая вышла из морской пены, отмечая: «А я сребрюсь и сверкаю!». Попытки превозношения себя над другими людьми, которые созданы из камня или же глины, связаны не только с желанием Цветаевой самоутвердиться. Поэтесса обращается к истокам своей жизни, пытаясь найти в них силы для того, чтобы преодолеть многочисленные трудности. Она убеждена, что «гроб и надгробные плиты» являются не ее уделом. Ведь еще в подростковом возрасте Цветаева осознала, что наделена удивительным поэтическим даром. Поэтому в данном стихотворении она пытается провозгласить свое превосходство над другими и утверждает: «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети пробьется мое своеволье».

Действительно, поэтесса полна решимости доказать всему миру, что она заслуживает лучшей участи. Цветаева сбрасывает со счетов лишь тот факт, что судьбой ей уготованы тяжелые испытания. Господь смиряет строптивых, и на каждую попытку поэтессы доказать свою значимость будет отвечать весьма сильными и болезненными ударами. Первые из них поэтесса уже смогла ощутить, потеряв дочь и лишившись поддержки супруга, который после революции оказался за границей. Она не знает еще о том, что вскоре и сама станет эмигранткой. Но кажущаяся свобода не принесет ей облегчения, так как за границей творчество Цветаевой окажется еще менее востребованным, чем в советской России. Более того, тоска по родине будет отравлять безбедную и безоблачную жизнь поэтессы. Но все это случится гораздо позже, а пока Цветаева, переборов себя, с уверенностью заявляет: «Дробясь о гранитные ваши колени, я с каждой волной – воскресаю!». Ей невдомек, что после одного из таких ударов она уже не сможет оправиться и примет опрометчивое решение уйти из жизни.

Марина Ивановна Цветаева

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и нагробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!

После революции Марина Цветаева в полной мере ощутила все тягости жизни русской интеллигентки, которая осталась без крыши над головой и средств к существованию. За 5 лет, которые провела поэтесса в разграбленной и раздираемой на части стране до момента эмиграции, ей пришлось мысленно попрощаться с мужем, похоронить младшую дочь и отказаться от идеи достучаться до людских сердец с помощью стихов. Любая другая женщина в такой ситуации наверняка бы сломалась, однако Марина Цветаева была полна решимости выжить любой ценой. Кроме этого, в ее душе еще теплилась надежда на то, что все происходящее вокруг является дурным сном, который вот-вот закончится. Именно по этой причине в 1920 году спустя несколько недель после похорон трехлетней дочери Ирины Цветаева написала знаменитое стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…», полное оптимизма и веры.

Ирина, младшая дочь поэтессы

В этом произведении поэтесса очень удачно обыгрывает свое имя, ведь Марина в переводе с латинского означает «морской». Она проводит параллель с Афродитой, которая вышла из морской пены, отмечая: «А я сребрюсь и сверкаю!». Попытки превозношения себя над другими людьми, которые созданы из камня или же глины, связаны не только с желанием Цветаевой самоутвердиться. Поэтесса обращается к истокам своей жизни, пытаясь найти в них силы для того, чтобы преодолеть многочисленные трудности. Она убеждена, что «гроб и надгробные плиты» являются не ее уделом. Ведь еще в подростковом возрасте Цветаева осознала, что наделена удивительным поэтическим даром. Поэтому в данном стихотворении она пытается провозгласить свое превосходство над другими и утверждает: «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети пробьется мое своеволье».

Действительно, поэтесса полна решимости доказать всему миру, что она заслуживает лучшей участи. Цветаева сбрасывает со счетов лишь тот факт, что судьбой ей уготованы тяжелые испытания. Господь смиряет строптивых, и на каждую попытку поэтессы доказать свою значимость будет отвечать весьма сильными и болезненными ударами. Первые из них поэтесса уже смогла ощутить, потеряв дочь и лишившись поддержки супруга, который после революции оказался за границей. Она не знает еще о том, что вскоре и сама станет эмигранткой. Но кажущаяся свобода не принесет ей облегчения, так как за границей творчество Цветаевой окажется еще менее востребованным, чем в советской России. Более того, тоска по родине будет отравлять безбедную и безоблачную жизнь поэтессы. Но все это случится гораздо позже, а пока Цветаева, переборов себя, с уверенностью заявляет: «Дробясь о гранитные ваши колена, я с каждой волной - воскресаю!». Ей невдомек, что после одного из таких ударов она уже не сможет оправиться и примет опрометчивое решение уйти из жизни.