Эргономика в строительстве, архитектуре и дизайне оборудования зданий и помещений. Основные понятия эргономики Дизайн и эргономика в машиностроении

  • 2.5.4. Моделирование систем "человек-машина" в эргономике
  • Глава III
  • 3.3.3. Преодоление альтернативы между концепциями открытого и закрытого контуров управления движениями
  • 3.4.1. Характеристика зрительных образов
  • 3.4.3. Микроструктурный анализ когнитивных процессов
  • Глава IV
  • 4.1.2. Система организации производства и труда ф.Тейлора и формирование предпосылок возникновения эргономики
  • 4.1.3. Новые подходы к изучению человека и малых групп на производстве в начале XX века
  • 4.2. Зарождение и формирование эргономики
  • 4.2.1. Возникновение эргономики в Англии и создание Международной эргономической ассоциации
  • 4.2.2. Формирование исследований человеческих факторов в технике в сша
  • 4.2.3. Организационное оформление эргономического движения в европейских и других странах мира
  • Глава V
  • 5.1. Является ли Россия родиной эргономики?
  • 5.1.1. Духовная и интеллектуальная атмосфера возникновения эргономики в России в 20-е годы
  • 5.1.2. Концепции проектной культуры 20-х годов - предвестники эргономики
  • 5.1.3. Формирование предпосылок возникновения эргономики в России на рубеже конца XIX-начала XX века
  • 5.1.4. Зарождение эргономики в России в 20-30-х годах
  • 5.2. Общая характеристика начального этапа развития инженерной психологии
  • 5.3. Возрождение эргономики
  • 5.4. Эргономические исследования и разработки вниитэ и его филиалов
  • 5.5. Почему два содерджательных этапа формирования эргономики в 20-30-е и 60-80-е годы не привели к нормальному ее развитию в нашей стране?
  • Глава VI
  • 6.1. Эргономика в промышленности
  • 6.2. Эргономика в сельском и лесном хозяйстве
  • 6.3. Эргономика в строительстве, архитектуре и дизайне оборудования зданий и помещений
  • 6.4. Авиационная эргономика
  • 6.5. Эргономика наземных средств транспорта и среды движения
  • 6.6. Эргономика технически сложных потребительских изделий
  • 6.7. Эргономика для инвалидов и пожилых людей
  • 6.8. Космическая эргономика
  • 6.9. Военная эргономика
  • 6.9.1. Общая характеристика военной эргономики на примере сша
  • 6.9.2. Эргономика в нато
  • 6.10. Стандартизация в эргономике
  • 6.11. Подготовка кадров в области эргономики
  • Глава VII
  • 7.1. Понятие "рабочая система" и эргономические принципы ее проектирования
  • 7.2. Распределение функций
  • 7.3. Проектирование рабочих задач
  • 7.4. Проектирование работ
  • 7.5 . Проектирование рабочего пространства и рабочего места
  • 7.5.1. Общие положения
  • 7.5.2. Рабочие положения, позы и движения
  • 7.5.3. Расчет параметров рабочего места и его элементов
  • 7.5.4.Рабочая поверхность
  • 7.5.5.Рабочие сиденья
  • 7.6. Рабочий инструмент
  • 7.7. Проектирование интерфейса
  • 7.7.1. Построение информационных моделей
  • 7.7.2. Кодирование информации
  • 7.7.3. Средства отображения информации
  • 7.7.4. Органы управления
  • 7.8. Проектирование рабочей (производственной) среды
  • 7.9. Специфика оценки проекта рабочей системы и его реализации
  • Глава VIII
  • 8.1. Эргономика аппаратных и программных средств вычислительной техники
  • 8.2. Эргономические исследования и разработки средств ввода информации
  • 8.3. Работа с дисплеями и требования к ним
  • 8.4. Организация компьютеризованных рабочих мест и планировка помещений
  • 8.5. Организация диалога человека и эвм
  • 8.5.1. Основные принципы проектирования диалога "человек-эвм"
  • 8.5.2. Требования к интерфейсу пользователя
  • 8.5.3. Рекомендации по созданию графических интерфейсов пользователя
  • Глава IX
  • 9.2. Социально-гуманитарные основания изменения инженерного проектирования систем "человек-машина"
  • 9.3. Формирование человекоориентированного проектирования
  • 9.3.1. Как умерить крайности технико-центрированного проектирования?
  • 9.3.2. Новый тип проектирования
  • 9.4. Исследования духовного роста человека - зона ближайшего развития человекоориентированного проектирования
  • 9.4.1. Метафора духовного роста и развития человека
  • 9.4.2. Вертикаль духовного развития
  • 9.4.3. Геном (двойная спираль) духовного развития
  • 1. Органы зрения
  • 2. Органы слуха
  • 3. Другие органы чувств
  • 4. Приборы, средства индикации
  • 6.3. Эргономика в строительстве, архитектуре и дизайне оборудования зданий и помещений

    Комплекс производственных процессов, техничес­ких средств и оборудования, включающий строительные, монтажные, вспомогательные, транспортные работы, а также работы, связанные с восстановлением, рекон­струкцией и ремонтом зданий и сооружений, их разбор­кой и передвижкой, нуждается в эргономических иссле­дованиях и разработках . Однако пока они не полу­чили должного развития. Не случайно строительная ин­дустрия в подавляющем большинстве стран имеет самый высокий уровень травматизма и профессиональных за­болеваний по сравнению со всеми остальными отраслями промышленности.

    В мире все еще мало институтов или центров, кото­рые специализируются на проведении эргономических исследований и разработок в строительстве. К странам, в которых достаточно интенсивно проводятся работы в этой области, относятся Швеция, Германия, Нидерланды, Финляндия, США. Большинство исследований связано с изучением вредных и опасных факторов в стро­ительстве, где еще крайне высока физическая нагрузка работающих по сравнению с другими отраслями произ­водства. Подъем и перенос грузов во многих случаях осуществляются вручную. Превышение предельно до­пустимых концентраций пыли в воздухе, высокий уро­вень шума, вибрации, плохое освещение, особенно в зимнее время года, работа в неблагоприятных климати­ческих условиях - основные вредные и опасные факто­ры в строительстве .

    Лаборатория эргономических проблем в строитель­стве Швеции выполнила три крупных проекта.

    Цель первого - "Эргономика и рационализация работ в траншеях для прокладки трубопровода" - опре­делить необходимое рабочее пространство для укладки труб в открытых траншеях, а также разработать совер­шенные в эргономическом отношении инструменты для такого вида работ. Проект выполнялся в основном в лабо­ратории. Модель траншеи в натуральную величину со сдвижными стенами была помещена в ящик с гравием. В эксперименте участвовали квалифицированные рабочие.

    Второй проект - "Монтаж конструкции из рифле­ного железа при кровельных работах". Сотрудники лабо­ратории предложили несколько простых и практичных способов монтажа, а также меры по технике безопаснос­ти. Кроме того, было разработано монтажное оборудова­ние с учетом требований эргономики.

    Третий проект - "Транспортировка и прокладка бетонных труб" - разрабатывался совместно со стро­ительным подрядчиком и двумя машиностроительными предприятиями. Проект охватывал этапы от поставки труб с завода до окончательной их прокладки. В резуль­тате были не только разработаны эргономические и тех­нические предложения по системе прокладки труб, но и освоены новые виды сотрудничества между исследова­тельскими и промышленными организациями .

    Эргономические проблемы в строительстве связаны с механизацией работ (рис. 6-8). Канадские специалисты проанализировали удобство доступа водителей в ка­бины дорожно-строительных машин и выявили целый ряд недостатков: отсутствие поручней, слишком высокие подножки, узкие дверные проемы и т.п., что является причиной производственных травм и создает неудобства в работе. Подготовлено и издано руководство "Эргоно­мические основы проектирования кабин башенных кранов", в создании которого приняли участие сотруд­ники Института здравоохранения и Управления охраны труда в строительстве Нидерландов.

    Архитектурное проектирование и дизайн интерьера сталкиваются с эргономическими проблемами при реше­нии следующих задач:

    1) определение соотношения между архитектурными структурами и моделями организации пространства;

    2) размеры, форма и другие общие свойства пространства;

    3) организация маршрутов передвижений, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффектив­ности, охраны труда и безопасности;

    4) совместимость деятельности людей и окружающей среды;

    5) основные типы мебели, принадлежностей, оборудова­ния и их конструктивные характеристики, влияющие на выполнение деятельности, ее результаты и получаемое от нее удовлетворение;

    6) расположение мебели, приспособлений и оборудования;

    7) группы людей и виды деятельности, требующие специ­альных мебели, принадлежностей и их размещения, а также те аспекты охраны труда и безопасности, кото­рые хотя и маловероятны, но должны рассматриваться, как существенные для проекта;

    8) отделка поверхностей, если она может оказывать вли­яние на восприятие и деятельность человека;

    9) влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий на работоспособность человека и создание комфортных условий деятельности;

    10) влияние новой продукции и развивающейся технологии на характеристики традиционного типа здания.

    Типовая эргономическая программа, предусматри­вающая решение перечисленных выше задач, включает 26 пунктов . Эргономические программы различают-

    ся, хотя имеют и много общего, в зависимости от типа зданий и особенностей поведения людей и видов деятель­ности в них.

    Содержательно различаются эргономические про­граммы проектирования жилого комплекса и аэропорта, театра и почты, производственного здания и больницы. Анализ и изучение конкретных видов трудовой деятель­ности являются определяющими при проектировании цехов производственных зданий. Проектирование произ­водственных интерьеров методами и средствами архи­тектуры, дизайна и эргономики имеет целью создание наилучших условий труда и кратковременного отдыха, содействие формированию чувства удовлетворенности трудом и на этой основе повышению эффективности и качества трудовой деятельности.

    Эргономические исследования при проектировании театров - большая редкость. Шведская театральная фе­дерация предприняла инициативу по изучению условий труда в театрах. Это исследование вылилось в эргономи­ческий исследовательский проект, основная цель которо­го - изучение театрального производства, особенно вли­яния результатов творческой деятельности на производ­ственный процесс и технический персонал театра и на­оборот.

    Театр по природе - творческая организация, однако многие из них сегодня работают в условиях высокоинду-

    стриализованной производственной системы, включаю­щей практически все стороны производства. Театральное производство можно рассматривать как взаимосвязь трех параллельных процессов: творческого, техническо­го, административного. Вовлеченные в них специалисты используют различные производственные методы, раз­ные технологии, имеют разный уровень образования и т.п. Но все участвующие в этих трех производственных процессах создают один и только один совместный про­дукт - спектакль. С одной стороны, творческий процесс, развивающий сценическую интерпретацию текста, с дру­гой - процесс создания декораций, мебели, костюмов, грима, освещения, звука и т.п. С одной стороны, неопре­деленность, запоздалые решения и даже определенная степень хаоса, с другой - потребность в порядке (распи­сание, позволяющее рационально планировать производ­ство, и организация деятельности мастеров, знающих свое дело и использующих свой опыт).

    Как ранее произошло в промышленности, так в театрах сейчас идет процесс освоения новых технологий. Однако отсутствует перенос знаний из производства. Театры идут по тому же пути проб и ошибок, по которому уже прошла промышленность. Например, чересчур много функций передается теперь от человека машине. Типич­ным результатом этого процесса является компьютери­зированное создание декораций без использования зна­ний опытных рабочих сцены, что иногда приводит к несчастным случаям, монотонной работе и другим нега­тивным последствиям.

    То, что современный театр работает в условиях высокоиндустриализованной производственной систе­мы, включающей многие стороны производства, все еще не нашло достаточного отражения в архитектурном и дизайнерском проектировании. Поэтому эргономисты, за редчайшим исключением, не привлекаются к проектиро­ванию театров. В зданиях театров создаются прекрасно оборудованные сцены, великолепные фойе и зрительные залы. Но в них практически нет места для репетиций, мастерских, кладовых и транспорта. Речь уже не идет о создании нормальных условий для эффективной и твор­ческой работы многочисленного производственного пер­сонала театра, что отрицательно сказывается на самом хрупком, самом эфемерном и самом восприимчивом из всех искусств эпохи - театре, по словам знатока этого искусства француза П.Пави.

    Сложность технического оборудования современ­ных больниц и проектирование помещений в зависимос­ти от их назначения - для больных, посетителей, меди­цинского и обслуживающего персонала - делает эти объекты архитектурного и дизайнерского проектирова­ния эргономичными по своей сути. Не менее существен­но и то, что врач - основной потребитель медицинской техники - при ее оценке, как правило, пользуется теми же критериями, что и эргономист. И, наконец, эргономи­ка имеет особое значение для больниц, так как они не только медицинские, но и социальные учреждения, в которых человеку должны быть созданы условия для нормальной жизни.

    Шведской фирмой "Эргономическое проектирова­ние" совместно с Институтом психотехники (Гетеборг) проведен эргономический анализ условий труда и оборудования в операционных пяти больниц Сток­гольма. Методика исследования включала анализ психо­физиологических аспектов деятельности медицинского персонала (в том числе путем опроса), получение инфор­мации о ситуациях, при которых могут быть допущены ошибки, исследование влияния организации рабочего места на удобство рабочих поз во время операции, опре­деление маршрута передвижения персонала во время операций, влияния неправильного размещения оборудо­вания в операционных на работу врачей. Целью исследо­ваний являлась разработка эргономических требований к оборудованию и к организации предметно-пространствен­ной среды в операционных и последующего их проектиро­вания.

    В Германии в 80-е годы дизайнерами и эргономиста­ми фирмы "Мартин" спроектирован универсальный операционный стол, позволяющий придать больному любое нужное положение и проводить операции любой специализации. Больничная кровать относительно давно стала объектом эргономических исследований и разработок. Специалисты финской фирмы "Меривааро" создали кровать для транспортировки пациентов в боль­ницах, которая отвечает требованиям эргономики. Ее легко приспособить к различным больным и ситуациям, она удобна при обращении медицинского персонала с регулирующими механизмами, снабжена многими допол­нительными приспособлениями, облегчающими деятель­ность врача или санитара. Предусмотрены необходимые удобства для больного при его перемещении на кровать, обеспечены различные положения на ней и обратное возвращение на стационарную койку, а также при транс­портировке по больнице (рис. 6-9).

    Разработанные в конце 80-х-начале 90-х годов не­мецкими учеными и специалистами стоматологические установки "Ка Во Систематика 1060 ТК" обеспечивают комфорт и безопасность деятельности зубных врачей. Когда инженеры фирмы "Ка Во" вместе с дизайнерами, практиками и учеными размышляли над новой лечебной установкой на 90-е годы, то все думали о зубном враче и его деятельности: напряженной работе, подверженном опасностям здоровье, всевозможных лечебных процеду­рах, каждой отдельной манипуляции. В результате созда­на удобная, безопасная и красивая стоматологичес­кая установка "Ка Во Систематика 1060 ТК", осно­вательно поддерживающая зубного врача в работе: все лечебные процедуры детально продуманы в соответствии с эргономическими требованиями; все важные функции берет на себя надежная интеллигентная система управ­ления Ка Во. Установка настолько комфортабельна, что пациент легче переносит лечение. Таким образом, со­зданная стоматологическая установка освобождает всех участников лечебного процесса от ненужной работы, ненужного стресса, ненужного страха (рис. 34 на цв. вкладке).

    Все чаще эргономистов привлекают к проектирова­нию и совершенствованию существующих супермарке-

    тов и магазинов. Изу­чались деятельность и условия труда 88 девушек-кассиров одного из супермар­кетов во Франции. Ре­зультаты выявили фак­торы, обусловливаю­щие возникновение стресса у кассиров. К ним относятся: рабочие позы, условия труда (холод, сквозняки, пло­хое освещение) и вы­нужденная скорость выполнения работы. Были предложены меры по улучшению ус­ловий труда: лучшая ор­ганизация смен и пере­рывов для отдыха, стан­дартизация рабочих мест, схем их размеще­ния и оборудования (общие рекомендации, сиденья, подставки для ног, клавиатура кассо­вого аппарата) .

    Начиная со второй половины 60-х годов много эргономическихисследований деятельности и рабочей нагрузки кассиров и других работников супермаркетов проводится в Япо­нии. Разрабатываются рекомендации по совершенство­ванию организации их рабочих мест и условий труда .

    Тесные взаимосвязи между архитектурой, дизайном и светотехникой обусловили подключение к этому три­умвирату еще и эргономики . Кардинальное эрго­номическое решение освещения магазинов и витрин, офисов и квартир, музеев и выставочных стендов и других объектов предложила немецкая фирма "ЕРКО" . До 1968 г. главной задачей фирмы было произ­водство светильников. Однако после самокритичного анализа и тщательных исследований фирма пришла к выводу, что нужно продавать не "красивые" светильни­ки, дающие чисто случайное, без какой-либо видимой цели освещение, а свет специфического качества, излучаемый соответствующими приборами. Другими словами, зри­тельный комфорт важнее сверкающего эффекта све­тильника. Фирма перешла на производство продукции, которую можно обозначить несколько необычным тер­мином "машины света", т. е. изделий, разработанных для специальной, четко определенной цели .

    При создании современных школ большое внимание уделяется формированию предметно-пространствен­ной среды учебного процесса. Сегодня вряд ли кто сомневается в тесной взаимосвязи процесса обучения и возрастных особенностей поведения детей, объемно-пла­нировочного решения школьного здания, формированияфизической среды (микроклимат, освещение, цвет, шум, звуки и др.) и проектирования школьной мебели, обору­дования и технических средств. Рабочее место учащегося (конструкция стола и стула или все реже парты, их размеры и компоновка элементов) - традиционный объект эргономических исследований и разработок, цель которых - создание наилучших условий для учебной работы сидя. Имеется в виду создание предпосылок для правильной позы школьников, меньшего изгиба позво­ночника, предотвращения повышенного потения брюш­ной части туловища и давления на нижнюю часть живота, лучшей циркуляции крови в нижних конечностях, а также обеспечение нормального расстояния глаз до ра­бочей поверхности стола.

    Проводимые во многих странах эргономистами, вра­чами и антропологами совместно с учителями исследова­ния позы школьников в положении сидя позволяют вы­являть и устранять недостатки конструкции современной школьной мебели. В одном из городов Дании введена программа из 90 сокращенных по времени уроков, рас­считанных на пять лет, в ходе которых школьников учили правильно сидеть за школьными столами и партами. Чтобы оценить результаты такого направленного обуче­ния школьников правильной осанке, их в течение четы­рехчасового экзамена фотографировали с интервалом в 24 мин автоматическим аппаратом. Оказалось, что, не­смотря на тщательную отработку позы, все ученики на протяжении всего экзамена сидели, максимально согнув-

    шись над столами, высота которых была для них явно недостаточной, особенно для школьников старших клас­сов. В конце 70-х годов в Западной Европе было установ­лено, что за предыдущие 20 - 30 лет средний рост школь­ников увеличился на 4 -5 см, но по непонятным причи­нам высота школьной мебели за тот же период даже уменьшилась.

    Рабочее место учителя, которое в современной школе все больше превращается в своеобразный пульт управления техническими средствами обучения, позво­ляет при его проектировании использовать эргономичес­кие подходы, аналогичные разработке рабочего места оператора. Однако и традиционные рабочие места учи­телей сегодня требуют серьезной эргономической и ди­зайнерской проработки. В результате проведения в ряде стран унификации деталей столы для учителей собира­ются из тех же элементов, что и ученические, но с использованием дополнительных ящиков, тумб, торце­вых щитов.

    Традиционный принцип обучения по одинаковому расписанию при прохождении одного и того же материа­ла однотипными группами учащихся в настоящее время сочетается с другими формами обучения, в том числе с различной численностью групп и гибким расписанием. Метод "конструктора" позволяет дизайнерам и эргоно­мистам создавать простые и недорогие мебельные моду­ли, на основе которых выбираются различные варианты планировки и оснащения классов в зависимости от со­става учеников, размеров и конфигурации помещений, учебных программ и т.п. Школы получают не предметы меблировки, а контейнеры со "строительным материа­лом", из которого и монтируют нужные предметы, от­вечающие требованиям эргономики и дизайна. Новый комплекс психолого-педагогических, эргономических, гигиенических и дизайнерских проблем возник с ком­пьютеризацией высшей и средней школы, а также до­школьных учреждений.

    Эргономика это область знаний, которая комплексно изучает трудовую деятельность человека в системе «человек – техника – среда» с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфорта трудовой деятельности. Эргономика - наука о системах. Она включает в себя такие понятия, как антропометрия, биомеханика, гигиена труда, физиология труда, техническая эстетика, психология труда, инженерная психология. Это отрасль науки, которая изучает движения человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность конкретного труда человека. Область применения

    эргономики довольно широка: она охватывает организацию рабочих мест, как производственных, так и бытовых, а также промышленный дизайн. Эргономика - научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономика изучает движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. Эргономика подразделяется на миниэргономику, мидиэргономику и макроэргономику. В основу эргономики легли многие дисциплины от анатомии до психологии, а главной ее задачей является создание

    таких условий работы для человека, которые бы способствовали сохранению здоровья, повышению эффективности труда, снижению утомляемости, да и просто поддержанию хорошего настроения в течение всего рабочего дня. Возникновению эргономики способствовали проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологий в ХХ в., а именно рост травматизма на производстве, текучесть кадров и т. д., так как научно-технический прогресс начал набирать обороты, и это требовало нового объединения наук при активном привлечении психологии, гигиены и многого другого.

    Целью эргономики является изучение закономерностей трудовых процессов, роли человеческих факторов в трудовой деятельности и повышение эффективности производства при соблюдении условий безопасности труда. Э. включает изучение конфликтных ситуаций, стрессов на рабочем месте, утомления и нагрузки с учетом индивидуальных особенностей работника. Уделяет внимание процессу отбора, обучения и переобучения специалистов. Создание информационной базы, коммуникаций, дизайна рабочего места непосредственно отражается на производственном процессе и отношениях. Выработка единых стандартов и критериев трудовой деятельности для каждой профессии в подобных условиях имеет важное значение для безопасности, минимизации аварийных ситуаций и оптимизации условий труда.

    Тема 37. Антропометрические требования в эргономике

    Антропометрия - отрасль науки, занимающаяся измерениями человеческого тела и его частей. Форма и функциональные размеры всей предметной среды, ее объемно-пространственных структур неразрывно связаны с размерами и пропорциями тела человека на протяжении всей истории цивилизации. Древние народы и народы всей Европы вплоть до XIX века пользовались системами мер, основанными на параметрах человеческого тела (локоть, фут, ступня и т д.). Строители, архитекторы возводили постройки, в которых не только отношения частей были созвучны пропорциям человека, но и абсолютные размеры самих построек были сомасштабны людям. Художники и скульпторы, чтобы получить простые средства для воспроизведения фигуры без обращения к натуре, а также стремясь к созданию гармоничного образа человека, предлагали и пользовались системами пропорций - канонами .

    В каноне Поликлета, скульптора Древней Греции, за единицу принималась ширина ладони и голова составляла 1\8 длины тела, а лицо - 1\10 и т.д. Канон Леонардо да Винчи (1452-1519) - фигура с приподнятыми и разведенными руками и раздвинутыми ногами вписывается в круг, центр которого - пупок. Архитектор Корбюзье (1887-1965) запатентовал систему пропорционирования, названную «Модулор». Он представляет собой шкалу линейных размеров, которые отвечают трем требованиям: находятся в определенных пропорциональных отношениях друг с другом, позволяя гармонизировать сооружение и его детали; прямо соотносятся с размерами человеческого тела, обеспечивая тем самым человеческий масштаб архитектуры; выражены в метрической системе мер и поэтому отвечают задачам унификации строительных изделий. В современной практике предпочитают пользоваться антропометрическими характеристиками человека. Различают классические и антропометрические эргономические признаки. Первые используются при изучении пропорций тела, возрастной морфологии, для сравнения морфологических характеристик различных групп населения, а вторые - при проектировании изделий и организации труда. Эргономические антропометрические признаки делятся на статические и динамические. Статические признаки определяются при неизменном положении человека. Они включают размеры отдельных частей тела и габаритные (наибольшие) размеры в разных положениях и позах человека. Эти размеры используются при проектировании изделий, определении минимальных проходов и пр. Динамические антропометрические признаки - это размеры, измеряемые при перемещении тела в пространстве. Они характеризуются угловыми и линейными перемещениями (углы вращения в суставах, угол поворота головы, линейные измерения длины руки при ее перемещении вверх, в сторону и т.д.). Эти признаки используют при определении угла поворота рукояток, педалей, определении зоны видимости и т.п. Числовые значения антропометрических данных чаще всего представляют в виде таблиц. В основу общих правил использования антропометрических данных при расчете параметров рабочих мест и производственного оборудования положен метод перцентилей. Перцентиль - сотая доля измеренной совокупности людей, которой соответствует определенное значение антропометрического признака.


    Комплекс производственных процессов, техничес­ких средств и оборудования, включающий строительные, монтажные, вспомогательные, транспортные работы, а также работы, связанные с восстановлением, рекон­струкцией и ремонтом зданий и сооружений, их разбор­кой и передвижкой, нуждается в эргономических иссле­дованиях и разработках . Однако пока они не полу­чили должного развития. Не случайно строительная ин­дустрия в подавляющем большинстве стран имеет самый высокий уровень травматизма и профессиональных за­болеваний по сравнению со всеми остальными отраслями промышленности.

    В мире все еще мало институтов или центров, кото­рые специализируются на проведении эргономических исследований и разработок в строительстве. К странам, в которых достаточно интенсивно проводятся работы в этой области, относятся Швеция, Германия, Нидерланды, Финляндия, США. Большинство исследований связано с изучением вредных и опасных факторов в стро­ительстве, где еще крайне высока физическая нагрузка работающих по сравнению с другими отраслями произ­водства. Подъем и перенос грузов во многих случаях осуществляются вручную. Превышение предельно до­пустимых концентраций пыли в воздухе, высокий уро­вень шума, вибрации, плохое освещение, особенно в зимнее время года, работа в неблагоприятных климати­ческих условиях - основные вредные и опасные факто­ры в строительстве .

    Лаборатория эргономических проблем в строитель­стве Швеции выполнила три крупных проекта.

    Цель первого - "Эргономика и рационализация работ в траншеях для прокладки трубопровода" - опре­делить необходимое рабочее пространство для укладки труб в открытых траншеях, а также разработать совер­шенные в эргономическом отношении инструменты для такого вида работ. Проект выполнялся в основном в лабо­ратории. Модель траншеи в натуральную величину со сдвижными стенами была помещена в ящик с гравием. В эксперименте участвовали квалифицированные рабочие.

    Второй проект - "Монтаж конструкции из рифле­ного железа при кровельных работах". Сотрудники лабо­ратории предложили несколько простых и практичных способов монтажа, а также меры по технике безопаснос­ти. Кроме того, было разработано монтажное оборудова­ние с учетом требований эргономики.

    Третий проект - "Транспортировка и прокладка бетонных труб" - разрабатывался совместно со стро­ительным подрядчиком и двумя машиностроительными предприятиями. Проект охватывал этапы от поставки труб с завода до окончательной их прокладки. В резуль­тате были не только разработаны эргономические и тех­нические предложения по системе прокладки труб, но и освоены новые виды сотрудничества между исследова­тельскими и промышленными организациями .

    Эргономические проблемы в строительстве связаны с механизацией работ (рис. 6-8). Канадские специалисты проанализировали удобство доступа водителей в ка­бины дорожно-строительных машин и выявили целый ряд недостатков: отсутствие поручней, слишком высокие подножки, узкие дверные проемы и т.п., что является причиной производственных травм и создает неудобства в работе. Подготовлено и издано руководство "Эргоно­мические основы проектирования кабин башенных кранов", в создании которого приняли участие сотруд­ники Института здравоохранения и Управления охраны труда в строительстве Нидерландов.

    Архитектурное проектирование и дизайн интерьера сталкиваются с эргономическими проблемами при реше­нии следующих задач:

    1) определение соотношения между архитектурными структурами и моделями организации пространства;

    2) размеры, форма и другие общие свойства пространства;

    3) организация маршрутов передвижений, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффектив­ности, охраны труда и безопасности;

    4) совместимость деятельности людей и окружающей среды;

    5) основные типы мебели, принадлежностей, оборудова­ния и их конструктивные характеристики, влияющие на выполнение деятельности, ее результаты и получаемое от нее удовлетворение;

    6) расположение мебели, приспособлений и оборудования;

    7) группы людей и виды деятельности, требующие специ­альных мебели, принадлежностей и их размещения, а также те аспекты охраны труда и безопасности, кото­рые хотя и маловероятны, но должны рассматриваться, как существенные для проекта;

    8) отделка поверхностей, если она может оказывать вли­яние на восприятие и деятельность человека;

    9) влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий на работоспособность человека и создание комфортных условий деятельности;

    10) влияние новой продукции и развивающейся технологии на характеристики традиционного типа здания.

    Типовая эргономическая программа, предусматри­вающая решение перечисленных выше задач, включает 26 пунктов . Эргономические программы различают-

    ся, хотя имеют и много общего, в зависимости от типа зданий и особенностей поведения людей и видов деятель­ности в них.

    Содержательно различаются эргономические про­граммы проектирования жилого комплекса и аэропорта, театра и почты, производственного здания и больницы. Анализ и изучение конкретных видов трудовой деятель­ности являются определяющими при проектировании цехов производственных зданий. Проектирование произ­водственных интерьеров методами и средствами архи­тектуры, дизайна и эргономики имеет целью создание наилучших условий труда и кратковременного отдыха, содействие формированию чувства удовлетворенности трудом и на этой основе повышению эффективности и качества трудовой деятельности.

    Эргономические исследования при проектировании театров - большая редкость. Шведская театральная фе­дерация предприняла инициативу по изучению условий труда в театрах. Это исследование вылилось в эргономи­ческий исследовательский проект, основная цель которо­го - изучение театрального производства, особенно вли­яния результатов творческой деятельности на производ­ственный процесс и технический персонал театра и на­оборот.

    Театр по природе - творческая организация, однако многие из них сегодня работают в условиях высокоинду-

    стриализованной производственной системы, включаю­щей практически все стороны производства. Театральное производство можно рассматривать как взаимосвязь трех параллельных процессов: творческого, техническо­го, административного. Вовлеченные в них специалисты используют различные производственные методы, раз­ные технологии, имеют разный уровень образования и т.п. Но все участвующие в этих трех производственных процессах создают один и только один совместный про­дукт - спектакль. С одной стороны, творческий процесс, развивающий сценическую интерпретацию текста, с дру­гой - процесс создания декораций, мебели, костюмов, грима, освещения, звука и т.п. С одной стороны, неопре­деленность, запоздалые решения и даже определенная степень хаоса, с другой - потребность в порядке (распи­сание, позволяющее рационально планировать производ­ство, и организация деятельности мастеров, знающих свое дело и использующих свой опыт).

    Как ранее произошло в промышленности, так в театрах сейчас идет процесс освоения новых технологий. Однако отсутствует перенос знаний из производства. Театры идут по тому же пути проб и ошибок, по которому уже прошла промышленность. Например, чересчур много функций передается теперь от человека машине. Типич­ным результатом этого процесса является компьютери­зированное создание декораций без использования зна­ний опытных рабочих сцены, что иногда приводит к несчастным случаям, монотонной работе и другим нега­тивным последствиям.

    То, что современный театр работает в условиях высокоиндустриализованной производственной систе­мы, включающей многие стороны производства, все еще не нашло достаточного отражения в архитектурном и дизайнерском проектировании. Поэтому эргономисты, за редчайшим исключением, не привлекаются к проектиро­ванию театров. В зданиях театров создаются прекрасно оборудованные сцены, великолепные фойе и зрительные залы. Но в них практически нет места для репетиций, мастерских, кладовых и транспорта. Речь уже не идет о создании нормальных условий для эффективной и твор­ческой работы многочисленного производственного пер­сонала театра, что отрицательно сказывается на самом хрупком, самом эфемерном и самом восприимчивом из всех искусств эпохи - театре, по словам знатока этого искусства француза П.Пави.

    Сложность технического оборудования современ­ных больниц и проектирование помещений в зависимос­ти от их назначения - для больных, посетителей, меди­цинского и обслуживающего персонала - делает эти объекты архитектурного и дизайнерского проектирова­ния эргономичными по своей сути. Не менее существен­но и то, что врач - основной потребитель медицинской техники - при ее оценке, как правило, пользуется теми же критериями, что и эргономист. И, наконец, эргономи­ка имеет особое значение для больниц, так как они не только медицинские, но и социальные учреждения, в которых человеку должны быть созданы условия для нормальной жизни.

    Шведской фирмой "Эргономическое проектирова­ние" совместно с Институтом психотехники (Гетеборг) проведен эргономический анализ условий труда и оборудования в операционных пяти больниц Сток­гольма. Методика исследования включала анализ психо­физиологических аспектов деятельности медицинского персонала (в том числе путем опроса), получение инфор­мации о ситуациях, при которых могут быть допущены ошибки, исследование влияния организации рабочего места на удобство рабочих поз во время операции, опре­деление маршрута передвижения персонала во время операций, влияния неправильного размещения оборудо­вания в операционных на работу врачей. Целью исследо­ваний являлась разработка эргономических требований к оборудованию и к организации предметно-пространствен­ной среды в операционных и последующего их проектиро­вания.

    В Германии в 80-е годы дизайнерами и эргономиста­ми фирмы "Мартин" спроектирован универсальный операционный стол, позволяющий придать больному любое нужное положение и проводить операции любой специализации. Больничная кровать относительно давно стала объектом эргономических исследований и разработок. Специалисты финской фирмы "Меривааро" создали кровать для транспортировки пациентов в боль­ницах, которая отвечает требованиям эргономики. Ее легко приспособить к различным больным и ситуациям, она удобна при обращении медицинского персонала с регулирующими механизмами, снабжена многими допол­нительными приспособлениями, облегчающими деятель­ность врача или санитара. Предусмотрены необходимые удобства для больного при его перемещении на кровать, обеспечены различные положения на ней и обратное возвращение на стационарную койку, а также при транс­портировке по больнице (рис. 6-9).

    Разработанные в конце 80-х-начале 90-х годов не­мецкими учеными и специалистами стоматологические установки "Ка Во Систематика 1060 ТК" обеспечивают комфорт и безопасность деятельности зубных врачей. Когда инженеры фирмы "Ка Во" вместе с дизайнерами, практиками и учеными размышляли над новой лечебной установкой на 90-е годы, то все думали о зубном враче и его деятельности: напряженной работе, подверженном опасностям здоровье, всевозможных лечебных процеду­рах, каждой отдельной манипуляции. В результате созда­на удобная, безопасная и красивая стоматологичес­кая установка "Ка Во Систематика 1060 ТК", осно­вательно поддерживающая зубного врача в работе: все лечебные процедуры детально продуманы в соответствии с эргономическими требованиями; все важные функции берет на себя надежная интеллигентная система управ­ления Ка Во. Установка настолько комфортабельна, что пациент легче переносит лечение. Таким образом, со­зданная стоматологическая установка освобождает всех участников лечебного процесса от ненужной работы, ненужного стресса, ненужного страха (рис. 34 на цв. вкладке).

    Все чаще эргономистов привлекают к проектирова­нию и совершенствованию существующих супермарке-

    тов и магазинов. Изу­чались деятельность и условия труда 88 девушек-кассиров одного из супермар­кетов во Франции. Ре­зультаты выявили фак­торы, обусловливаю­щие возникновение стресса у кассиров. К ним относятся: рабочие позы, условия труда (холод, сквозняки, пло­хое освещение) и вы­нужденная скорость выполнения работы. Были предложены меры по улучшению ус­ловий труда: лучшая ор­ганизация смен и пере­рывов для отдыха, стан­дартизация рабочих мест, схем их размеще­ния и оборудования (общие рекомендации, сиденья, подставки для ног, клавиатура кассо­вого аппарата) .

    Начиная со второй половины 60-х годов много эргономических исследований деятельности и рабочей нагрузки кассиров и других работников супермаркетов проводится в Япо­нии. Разрабатываются рекомендации по совершенство­ванию организации их рабочих мест и условий труда .

    Тесные взаимосвязи между архитектурой, дизайном и светотехникой обусловили подключение к этому три­умвирату еще и эргономики . Кардинальное эрго­номическое решение освещения магазинов и витрин, офисов и квартир, музеев и выставочных стендов и других объектов предложила немецкая фирма "ЕРКО" . До 1968 г. главной задачей фирмы было произ­водство светильников. Однако после самокритичного анализа и тщательных исследований фирма пришла к выводу, что нужно продавать не "красивые" светильни­ки, дающие чисто случайное, без какой-либо видимой цели освещение, а свет специфического качества, излучаемый соответствующими приборами. Другими словами, зри­тельный комфорт важнее сверкающего эффекта све­тильника. Фирма перешла на производство продукции, которую можно обозначить несколько необычным тер­мином "машины света", т. е. изделий, разработанных для специальной, четко определенной цели .

    При создании современных школ большое внимание уделяется формированию предметно-пространствен­ной среды учебного процесса. Сегодня вряд ли кто сомневается в тесной взаимосвязи процесса обучения и возрастных особенностей поведения детей, объемно-пла­нировочного решения школьного здания, формирования физической среды (микроклимат, освещение, цвет, шум, звуки и др.) и проектирования школьной мебели, обору­дования и технических средств. Рабочее место учащегося (конструкция стола и стула или все реже парты, их размеры и компоновка элементов) - традиционный объект эргономических исследований и разработок, цель которых - создание наилучших условий для учебной работы сидя. Имеется в виду создание предпосылок для правильной позы школьников, меньшего изгиба позво­ночника, предотвращения повышенного потения брюш­ной части туловища и давления на нижнюю часть живота, лучшей циркуляции крови в нижних конечностях, а также обеспечение нормального расстояния глаз до ра­бочей поверхности стола.

    Проводимые во многих странах эргономистами, вра­чами и антропологами совместно с учителями исследова­ния позы школьников в положении сидя позволяют вы­являть и устранять недостатки конструкции современной школьной мебели. В одном из городов Дании введена программа из 90 сокращенных по времени уроков, рас­считанных на пять лет, в ходе которых школьников учили правильно сидеть за школьными столами и партами. Чтобы оценить результаты такого направленного обуче­ния школьников правильной осанке, их в течение четы­рехчасового экзамена фотографировали с интервалом в 24 мин автоматическим аппаратом. Оказалось, что, не­смотря на тщательную отработку позы, все ученики на протяжении всего экзамена сидели, максимально согнув-

    шись над столами, высота которых была для них явно недостаточной, особенно для школьников старших клас­сов. В конце 70-х годов в Западной Европе было установ­лено, что за предыдущие 20 - 30 лет средний рост школь­ников увеличился на 4 -5 см, но по непонятным причи­нам высота школьной мебели за тот же период даже уменьшилась.

    Рабочее место учителя, которое в современной школе все больше превращается в своеобразный пульт управления техническими средствами обучения, позво­ляет при его проектировании использовать эргономичес­кие подходы, аналогичные разработке рабочего места оператора. Однако и традиционные рабочие места учи­телей сегодня требуют серьезной эргономической и ди­зайнерской проработки. В результате проведения в ряде стран унификации деталей столы для учителей собира­ются из тех же элементов, что и ученические, но с использованием дополнительных ящиков, тумб, торце­вых щитов.

    Традиционный принцип обучения по одинаковому расписанию при прохождении одного и того же материа­ла однотипными группами учащихся в настоящее время сочетается с другими формами обучения, в том числе с различной численностью групп и гибким расписанием. Метод "конструктора" позволяет дизайнерам и эргоно­мистам создавать простые и недорогие мебельные моду­ли, на основе которых выбираются различные варианты планировки и оснащения классов в зависимости от со­става учеников, размеров и конфигурации помещений, учебных программ и т.п. Школы получают не предметы меблировки, а контейнеры со "строительным материа­лом", из которого и монтируют нужные предметы, от­вечающие требованиям эргономики и дизайна. Новый комплекс психолого-педагогических, эргономических, гигиенических и дизайнерских проблем возник с ком­пьютеризацией высшей и средней школы, а также до­школьных учреждений.

    Эргономика и дизайн являются индикаторами технического и культурного развития. Поэтому не только студентам, но и руководителям промышленности, предпринимателям, менеджерам, инженерно-техническим работникам, дизайнерам, архитекторам, экономистам и другим специалистам придется осваивать и использовать в своей деятельности современный научно-практический арсенал эргономики. Возникновению эргономики предшествовало развитие таких наук, как физиология, гигиена, психология труда, и таких сфер научной и практической деятельности, как безопасность и организация труда. Однако механическое соединение знаний из разных наук о возможностях и особенностях человека с целью использования их при проектировании строительных объектов и техники оказывается недостаточным.

    Определенной вехой на пути решения проблемы: "эргономика – это наука или технология", явился созванный в 1976 г. по инициативе НАТО Международный симпозиум по разработке университетских учебных программ в области эргономики. Участники симпозиума договорились о рабочем определении, процитированном в учебнике В. М. Мунипова и В. П. Зинченко : "Эргономика может быть определена как изучение многообразных взаимоотношений между человеком, с одной стороны, и его работой, оборудованием и окружающей средой – с другой, и как применение полученных знаний к решению проблем, возникающих из этого отношения. Это двуединое определение включает и науку, и технологию. Изучение человека в его отношениях с производственной и жизненной средой – наука. Практическое применение этих научных знаний – технология. Философия и цель эргономики – изучение и понимание человека в работе и на отдыхе, для того чтобы улучшить в целом положение человека. Как следствие, это может зачастую иметь результатом также улучшение методов работы, ее результатов и повышение производительности. Практическая цель эргономики, следовательно, – эффективность и безопасность систем “человек – машина” и “человек – окружающая среда” и одновременно безопасность, благополучие и удовлетворение человека деятельностью в этих системах".

    В документе ГОСТ Р ИСО 6385–2007 "Эргономика. Применение эргономических принципов при проектировании производственных систем" дается следующее определение эргономики: "эргономика (изучение влияния человеческого фактора: ergonomies study of human factors ) – научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека с производственной средой; сфера деятельности, вид трудовой деятельности, использующий теорию оптимизации, ее принципы, данные и методы для проектирования с целью обеспечения удобства и безопасности труда человека и повышения производительности производственной системы".

    Термин "производственная система" в цитируемом стандарте используется для обозначения большого ряда производственных условий и структур, которые рассматриваются с целью их улучшения, проектирования или изменения. Производственная система включает в себя людей и оборудование в заданном рабочем пространстве и производственных условиях, взаимодействующих при функционировании данной системы на основе соответствующей организации рабочего процесса. При проектировании производственных систем человек должен рассматриваться как главный составной элемент и неотъемлемая часть разрабатываемой системы, включающей еще производственный процесс и рабочую среду. Производственный процесс – это организованное упорядоченное взаимодействие работников во времени и в пространстве, производственного оборудования, материалов, энергии и информации внутри производственной системы. Рабочая среда – физические, химические, биохимические, организационные, социальные и культурные факторы, оказывающие воздействие на работника. Производственная система должна быть спроектирована и должна поддерживаться таким образом, чтобы физические, химические, биологические и социальные условия не оказывали вредного воздействия на людей, а способствовали сохранению их здоровья, а также развитию их способностей и готовности выполнять стоящие перед ними задачи.

    Эргономика еще до 1985 г. пыталась привнести в промышленность нашей страны новизну подходов к эффективности, качеству и надежности, которая проистекала из стремления воплотить на практике принцип – максимум внимания к человеку через конструкцию инструмента, прибора, машины, системы и характеристики рабочей или бытовой среды. Именно такая направленность эргономики делает ее эффективной. Но до сегодняшнего времени комплекс производственных процессов, технических средств и оборудования, включающий строительные, монтажные, вспомогательные, транспортные работы, а также работы, связанные с восстановлением, реконструкцией и ремонтом зданий и сооружений, их разборкой и передвижкой, нуждается в дополнительных эргономических исследованиях и разработках. Неслучайно строительная индустрия в подавляющем большинстве стран имеет самый высокий уровень травматизма и профессиональных заболеваний по сравнению со всеми остальными отраслями промышленности. Некоторые специалисты считают, что эргономика в отечественной строительной отрасли представляет собой практически неосвоенный потенциал повышения производительности труда.

    В мире мало институтов или центров, которые специализируются на проведении эргономических исследований и разработок в строительстве. К странам, в которых достаточно интенсивно проводятся работы в этой области, относятся Швеция, Германия, Нидерланды, Финляндия, США. Большинство исследований связано с изучением вредных и опасных факторов в строительстве, где еще крайне высока физическая нагрузка работающих по сравнению с другими отраслями производства. Подъем и перенос грузов во многих случаях осуществляются вручную. Превышение предельно допустимых концентраций пыли в воздухе, высокий уровень шума, вибрации, плохое освещение, особенно в зимнее время года, работа в неблагоприятных климатических условиях – основные вредные и опасные факторы в строительстве.

    Если перейти к архитектурному проектированию, то здесь придется столкнуться со следующими эргономическими проблемами:

    • 1) определение соотношения между архитектурными структурами и моделями организации пространства;
    • 2) размеры, форма и другие общие свойства пространства;
    • 3) организация маршрутов передвижений, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффективности, охраны труда и безопасности;
    • 4) совместимость деятельности людей и окружающей среды;
    • 5) группы людей и виды деятельности, требующие специальных принадлежностей и их размещения, а также аспекты охраны труда и безопасности;
    • 6) отделка поверхностей, если она может оказывать влияние на восприятие и деятельность человека;
    • 7) влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий на работоспособность человека и создание комфортных условий деятельности;
    • 8) влияние новой продукции и развивающейся технологии на характеристики традиционного типа здания.

    Эргономические требования при проектировании жилого комплекса и аэропорта, театра и почты, производственного здания и больницы существенно отличаются. Анализ и изучение конкретных видов трудовой деятельности являются определяющими при проектировании цехов производственных зданий. Проектирование производственных интерьеров методами и средствами архитектуры, дизайна и эргономики имеет целью создание наилучших условий труда и кратковременного отдыха, содействие формированию чувства удовлетворенности трудом и на этой основе повышению эффективности и качества трудовой деятельности. При проектировании современных школ большое внимание уделяется формированию предметно-пространственной среды учебного процесса.

    Эргономические методы и методики, которые могут применяться для разработки концепции, включают моделирование и методики анализа рабочих заданий, масштабированные модели и модели в натуральную величину, групповые обсуждения.

    Комплекс производственных процессов, технических средств и оборудования, включающий строительные, монтажные, вспомогательные, транспортные работы, а также работы, связанные с восстановлением, реконструкцией и ремонтом зданий и сооружений, их разборкой и передвижкой, нуждается в эргономических исследованиях и разработках. Однако пока они не получили должного развития. Не случайно строительная индустрия в подавляющем большинстве стран имеет самый высокий уровень травматизма и профессиональных заболеваний по сравнению со всеми остальными отраслями промышленности.

    В мире все еще мало институтов или центров, которые специализируются на проведении эргономических исследований и разработок в строительстве. К странам, в которых достаточно интенсивно проводятся работы в этой области, относятся Швеция, Германия, Нидерланды, Финляндия, США. Большинство исследований связано с изучением вредных и опасных факторов в строительстве, где еще крайне высока физическая нагрузка работающих по сравнению с другими отраслями производства. Подъем и перенос грузов во многих случаях осуществляются вручную. Превышение предельно допустимых концентраций пыли в воздухе, высокий уровень шума, вибрации, плохое освещение, особенно в зимнее время года, работа в неблагоприятных климатических условиях - основные вредные и опасные факторы в строительстве.

    Лаборатория эргономических проблем в строительстве Швеции выполнила три крупных проекта.

    Цель первого - «Эргономика и рационализация работ в траншеях для прокладки трубопровода» - определить необходимое рабочее пространство для укладки труб в открытых траншеях, а также разработать совершенные в эргономическом отношении инструменты для такого вида работ. Проект выполнялся в основном в лаборатории. Модель траншеи в натуральную величину со сдвижными стенами была помещена в ящик с гравием. В эксперименте участвовали квалифицированные рабочие.

    Второй проект - «Монтаж конструкции из рифленого железа при кровельных работах». Сотрудники лаборатории предложили несколько простых и практичных способов монтажа, а также меры по технике безопасности. Кроме того, было разработано монтажное оборудование с учетом требований эргономики.

    Третий проект - «Транспортировка и прокладка бетонных труб» - разрабатывался совместно со строительным подрядчиком и двумя машиностроительными предприятиями. Проект охватывал этапы от поставки труб с завода до окончательной их прокладки. В результате были не только разработаны эргономические и технические предложения по системе прокладки труб, но и освоены новые виды сотрудничества между исследовательскими и промышленными организациями.

    Эргономические проблемы в строительстве связаны с механизацией работ (рис. 6-8). Канадские специалисты проанализировали удобство доступа водителей в кабины дорожно-строительных машин и выявили целый ряд недостатков: отсутствие поручней, слишком высокие подножки, узкие дверные проемы и т.п., что является причиной производственных травм и создает неудобства в работе. Подготовлено и издано руководство «Эргономические основы проектирования кабин башенных кранов», в создании которого приняли участие сотрудники Института здравоохранения и Управления охраны труда в строительстве Нидерландов.

    Архитектурное проектирование и дизайн интерьера сталкиваются с эргономическими проблемами при решении следующих задач: 1) определение соотношения между архитектурными структурами и моделями организации пространства;?
    2) размеры, форма и другие общие свойства пространства;

    3) организация маршрутов передвижений, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффективности, охраны труда и безопасности;

    4) совместимость деятельности людей и окружающей среды;

    5) основные типы мебели, принадлежностей, оборудования и их конструктивные характеристики, влияющие на выполнение деятельности, ее результаты и получаемое от нее удовлетворение;

    6) расположение мебели, приспособлений и оборудования;

    7) группы людей и виды деятельности, требующие специальных мебели, принадлежностей и их размещения, а также те аспекты охраны труда и безопасности, которые хотя и маловероятны, но должны рассматриваться, кок существенные для проекта;

    8) отделка поверхностей, если она может оказывать влияние на восприятие и деятельность человека;

    9) влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий на работоспособность человека и создание комфортных условий деятельности;

    10) влияние новой продукции и развивающейся технологии но характеристики традиционного типа здания.

    Рис. 6-8. Гусеничный экскаватор с удобной кабиной (фирма «Зеннебоген Штраубинг», Германия)

    Типовая эргономическая программа, предусматривающая решение перечисленных выше задач, включает 26 пунктов. Эргономические программы различаются, хотя имеют и много общего, в зависимости от типа зданий и особенностей поведения людей и видов деятельности в них.

    Содержательно различаются эргономические программы проектирования жилого комплекса и аэропорта, театра и почты, производственного здания и больницы. Анализ и изучение конкретных видов трудовой деятельности являются определяющими при проектировании цехов производственных зданий. Проектирование производственных интерьеров методами и средствами архитектуры, дизайна и эргономики имеет целью создание наилучших условий труда и кратковременного отдыха, содействие формированию чувства удовлетворенности трудом и на этой основе повышению эффективности и качества трудовой деятельности.

    Эргономические исследования при проектировании театров - большая редкость. Шведская театральная федерация предприняла инициативу по изучению условий труда в театрах. Это исследование вылилось в эргономический исследовательский проект, основная цель которого - изучение театрального производства, особенно влияния результатов творческой деятельности на производственный процесс и технический персонал театра и наоборот.

    Театр по природе - творческая организация, однако многие из них сегодня работают в условиях высокоинду-
    стриализованной производственной системы, включающей практически все стороны производства. Театральное производство можно рассматривать как взаимосвязь трех параллельных процессов: творческого, технического, административного. Вовлеченные в них специалисты используют различные производственные методы, разные технологии, имеют разный уровень образования и т.п. Но все участвующие в этих трех производственных процессах создают один и только один совместный продукт - спектакль. С одной стороны, творческий процесс, развивающий сценическую интерпретацию текста, с другой - процесс создания декораций, мебели, костюмов, грима, освещения, звука и т.п. С одной стороны, неопределенность, запоздалые решения и даже определенная степень хаоса, с другой - потребность в порядке (расписание, позволяющее рационально планировать производство, и организация деятельности мастеров, знающих свое дело и использующих свой опыт).

    Как ранее произошло в промышленности, так в театрах сейчас идет процесс освоения новых технологий. Однако отсутствует перенос знаний из производства. Театры идут по тому же пути проб и ошибок, по которому уже прошла промышленность. Например, чересчур много функций передается теперь от человека машине. Типичным результатом этого процесса является компьютеризированное создание декораций без использования знаний опытных рабочих сцены, что иногда приводит к несчастным случаям, монотонной работе и другим негативным последствиям.

    То, что современный театр работает в условиях высокоиндустриализованной производственной системы, включающей многие стороны производства, все еще не нашло достаточного отражения в архитектурном и дизайнерском проектировании. Поэтому эргономисты, за редчайшим исключением, не привлекаются к проектированию театров. В зданиях театров создаются прекрасно оборудованные сцены, великолепные фойе и зрительные залы. Но в них практически нет места для репетиций, мастерских, кладовых и транспорта. Речь уже не идет о создании нормальных условий для эффективной и творческой работы многочисленного производственного персонала театра, что отрицательно сказывается на самом хрупком, самом эфемерном и самом восприимчивом из всех искусств эпохи - театре, по словам знатока этого искусства француза П.Пави.

    Сложность технического оборудования современных больниц и проектирование помещений в зависимости от их назначения - для больных, посетителей, медицинского и обслуживающего персонала - делает эти объекты архитектурного и дизайнерского проектирования эргономичными по своей сути.

    Не менее существенно и то, что врач - основной потребитель медицинской техники - при ее оценке, как правило, пользуется теми же критериями, что и эргономист. И, наконец, эргономика имеет особое значение для больниц, так как они не только медицинские, но и социальные учреждения, в которых человеку должны быть созданы условия для нормальной жизни.

    Шведской фирмой «Эргономическое проектирование» совместно с Институтом психотехники (Гетеборг) проведен эргономический анализ условий труда и оборудования в операционных пяти больниц Стокгольма. Методика исследования включала анализ психофизиологических аспектов деятельности медицинского персонала (в том числе путем опроса), получение информации о ситуациях, при которых могут быть допущены ошибки, исследование влияния организации рабочего места на удобство рабочих поз во время операции, определение маршрута передвижения персонала во время операций, влияния неправильного размещения оборудования в операционных на работу врачей. Целью исследований являлась разработка эргономических требований к оборудованию и к организации предметно-пространственной среды в операционных и последующего их проектирования.

    В Германии в 80-е годы дизайнерами и эргономистами фирмы «Мартин» спроектирован универсальный операционный стол, позволяющий придать больному любое нужное положение и проводить операции любой специализации. Больничная кровать относительно давно стала объектом эргономических исследований и разработок. Специалисты финской фирмы «Меривааро» создали кровать для транспортировки пациентов в больницах, которая отвечает требованиям эргономики. Ее легко приспособить к различным больным и ситуациям, она удобна при обращении медицинского персонала с регулирующими механизмами, снабжена многими дополнительными приспособлениями, облегчающими деятельность врача или санитара. Предусмотрены необходимые удобства для больного при его перемещении на кровать, обеспечены различные положения на ней и обратное возвращение на стационарную койку, а также при транспортировке по больнице (рис. 6-9).

    Разработанные в конце 80-х-начале 90-х годов немецкими учеными и специалистами стоматологические установки «Ка Во Систематика 1060 ТК» обеспечивают комфорт и безопасность деятельности зубных врачей. Когда инженеры фирмы «Ка Во» вместе с дизайнерами, практиками и учеными размышляли над новой лечебной установкой на 90-е годы, то все думали о зубном враче и его деятельности: напряженной работе, подверженном опасностям здоровье, всевозможных лечебных процедурах, каждой отдельной манипуляции. В результате создана удобная, безопасная и красивая стоматологическая установка «Ка Во Систематика 1060 ТК», основательно поддерживающая зубного врача в работе: все лечебные процедуры детально продуманы в соответствии с эргономическими требованиями; все важные функции берет на себя надежная интеллигентная система управления Ка Во. Установка настолько комфортабельна, что пациент легче переносит лечение. Таким образом, созданная стоматологическая установка освобождает всех участников лечебного процесса от ненужной работы, ненужного стресса, ненужного страха (рис. 34 на цв. вкладке).

    Все чаще эргономистов привлекают к проектированию и совершенствованию существующих супермарке
    тов и магазинов. Изучались деятельность и условия труда 88 девушек-кассиров одного из супермаркетов во Франции. Результаты выявили факторы, обусловливающие возникновение стресса у кассиров. К ним относятся: рабочие позы, условия труда (холод, сквозняки, плохое освещение) и вынужденная скорость выполнения работы. Были предложены меры по улучшению условий труда: лучшая организация смен и перерывов для отдыха, стандартизация рабочих мест, схем их размещения и оборудования (общие рекомендации, сиденья, подставки для ног, клавиатура кассового аппарата).

    Начиная со второй половины 60-х годов много эргономических

    исследований деятельности и рабочей нагрузки кассиров и других работников супермаркетов проводится в Японии. Разрабатываются рекомендации по совершенствованию организации их рабочих мест и условий труда.

    Тесные взаимосвязи между архитектурой, дизайном и светотехникой обусловили подключение к этому триумвирату еще и эргономики. Кардинальное эргономическое решение освещения магазинов и витрин, офисов и квартир, музеев и выставочных стендов и других объектов предложила немецкая фирма «ЕРКО». ДО 1968 г. главной задачей фирмы было производство светильников. Однако после самокритичного анализа и тщательных исследований фирма пришла к выводу, что нужно продавать не «красивые ‘ светильники, дающие чисто случайное, без какой-либо видимой цели освещение, а свет специфического качества, излучаемый соответствующими приборами. Другими словами, зрительный комфорт важнее сверкающего эффекта светильника. Фирма перешла на производство продукции, которую можно обозначить несколько необычным термином «машины света», т. е. изделий, разработанных для специальной, четко определенной цели.

    При создании современных школ большое внимание уделяется формированию предметно-пространственной среды учебного процесса. Сегодня вряд ли кто сомневается в тесной взаимосвязи процесса обучения и возрастных особенностей поведения детей, объемно-пла- иировочного решения школьного здания, формирования физической среды (микроклимат, освещение, цвет, шум, звуки и др.) и проектирования школьной мебели, оборудования и технических средств. Рабочее место учащегося (конструкция стола и стула или все реже парты, их размеры и компоновка элементов) - традиционный объект эргономических исследований и разработок, цель которых - создание наилучших условий для учебной работы сидя. Имеется в виду создание предпосылок для правильной позы школьников, меньшего изгиба позвоночника, предотвращения повышенного потения брюшной части туловища и давления на нижнюю часть живота, лучшей циркуляции крови в нижних конечностях, а также обеспечение нормального расстояния глаз до рабочей поверхности стола.

    Рис. 6-9. Кровать для транспортировки пациентов в больницах. Удобна для медицинского персонала и больных (фирма «Меривааро», Финляндия)

    Проводимые во многих странах эргономистами, врачами и антропологами совместно с учителями исследования позы школьников в положении сидя позволяют выявлять и устранять недостатки конструкции современной школьной мебели. В одном из городов Дании введена программа из 90 сокращенных по времени уроков, рассчитанных на пять лет, в ходе которых школьников учили правильно сидеть за школьными столами и партами. Чтобы оценить результаты такого направленного обучения школьников правильной осанке, их в течение четырехчасового экзамена фотографировали с интервалом в 24 мин автоматическим аппаратом. Оказалось, что, несмотря на тщательную отработку позы, все ученики на протяжении всего экзамена сидели, максимально согнув
    шись над столами, высота которых была для них явно недостаточной, особенно для школьников старших классов. В конце 70-х годов в Западной Европе было установлено, что за предыдущие 20 - 30 лет средний рост школьников увеличился на 4 -5 см, но по непонятным причинам высота школьной мебели за тот же период даже уменьшилась.

    Рабочее место учителя, которое в современной школе все больше превращается в своеобразный пульт управления техническими средствами обучения, позволяет при его проектировании использовать эргономические подходы, аналогичные разработке рабочего места оператора. Однако и традиционные рабочие места учителей сегодня требуют серьезной эргономической и дизайнерской проработки. В результате проведения в ряде стран унификации деталей столы для учителей собираются из тех же элементов, что и ученические, но с использованием дополнительных ящиков, тумб, торцевых щитов.

    Традиционный принцип обучения по одинаковому расписанию при прохождении одного и того же материала однотипными группами учащихся в настоящее время сочетается с другими формами обучения, в том числе с различной численностью групп и гибким расписанием. Метод «конструктора» позволяет дизайнерам и эргономистам создавать простые и недорогие мебельные модули, на основе которых выбираются различные варианты планировки и оснащения классов в зависимости от состава учеников, размеров и конфигурации помещений, учебных программ и т.п. Школы получают не предметы меблировки, а контейнеры со «строительным материалом», из которого и монтируют нужные предметы, отвечающие требованиям эргономики и дизайна. Новый комплекс психолого-педагогических, эргономических, гигиенических и дизайнерских проблем возник с компьютеризацией высшей и средней школы, а также дошкольных учреждений.