Что такое панно? Мозаичное панно. История возникновения мозаичного панно. Технологии изготовления мозаики Резные панно из дерева на стену

Панно - это один из видов монументального искусства, который сегодня пользуется большой популярностью в дизайне помещений. С помощью него любой интерьер можно украсить стильно и современно. Панно можно повесить и в обычной жилой квартире, и в солидном офисе. Это стильный и современный способ украсить любой интерьер, который придает комнате или кабинету незабываемую атмосферу. Тем более что его можно сделать на любой вкус и цвет. Немного фантазии - и любая комната станет частью помещения, где царит уникальная и незабываемая атмосфера.

Картина и панно. Отличия

Панно является элементом для декора помещений. Оно может стать красивым украшением стены, потолка или даже фасада здания. Таким образом, возникает естественный вопрос. В чем разница между панно и обычной картиной? Ведь и то и другое украшает интерьер. В первую очередь панно - это элемент декора, отличающийся особыми способами изготовления. Картина же является произведением живописного искусства. Панно может быть выполненным из различных материалов: гипса, металла, пластика, мозаики, ткани, дерева и прочих. Более того, в изготовлении данного элемента декора часто совмещают несколько способов работы. К примеру, отлично сочетаются дерево и камень. Интересным решением может стать художественная комбинация из необычных материалов. Все зависит от вкуса хозяина.

Несколько видов

Одним из преимуществ такой детали дизайна, как панно, является выбор материала, из которого его можно сделать. Такой элемент декора из ткани чаще всего изготавливается в виде вышитых картин, гобеленов или аппликаций. Для каменных изделий в основном используют гранит, мрамор или базальт. Мозаичное панно из таких материалов смотрится роскошно и добавляет обычному интерьеру нотку изысканности. Деревянные картины зачастую имеют абстрактный сюжет. Их вырезают из березы, дуба или иных пород. Редки случаи, когда их дополняют вставками из стекла или драгоценностей. Такое решение отлично подходит для квартир в классическом стиле. Мозаичное панно из керамики выглядит как картина, сложенная из многих кусочков плитки. Такая деталь интерьера прекрасно подойдет для ванной комнаты или кухни. Графический декор делают с помощью новых способов печати. Это может быть фотопечать или репродукция картины.

Оригинальная деталь в интерьере любой комнаты

Чтобы украсить дом или офис красиво и современно, нужно проявить воображение. Настенное панно может стать необыкновенной и уникальной частицей в интерьере помещения. Но для «попадания в цель» необходимо заранее обдумать, где именно его разместить. Ведь в соответствии с бытовым предназначением комнат различается их декор. К примеру, на кухне будет хорошо смотреться изделие, сделанное из керамической плитки, дерева или других природных материалов. Декоративное панно из текстиля в спальне придаст комнате спокойный и уютный вид. А использование светодиодной подсветки, как дополнения к картине, сыграет полезную роль ночника. В детской комнате хорошо смотрятся яркие картины с изображениями любимых персонажей ребенка, к примеру, из мультика или сказки. Панно - это не только красивая, но и эффективная часть дизайна. Например, в ванной комнате зачастую используют изделия из керамической плитки, которые обладают практичными свойствами. Их можно мыть и вытирать, так как они имеют устойчивость к воздействию влаги.

Необычные панно

Для тех, кто любит все оригинальное и необычное, панно станет незаменимой деталью в интерьере квартиры. Ведь многообразие материалов, из которого его можно выполнить, просто поражает. Так из чего экстраординарного делают декоративное панно? Есть несколько свежих и хороших идей. В изготовлении панно можно использовать морские ракушки, крупы, зерна, глину, макаронные изделия и прочие материалы. Чтобы придать им незабываемый вид, обычно применяют различные краски, блестки, а также дополняют панно разноцветными камешками или стеклом. Такой элемент декора просто не может не привлечь внимания. Панно - это универсальное решение для украшения любого помещения. Сюжеты такой частицы дизайна могут быть самыми разнообразными. Нужно лишь проявить немного фантазии и воображения. Ведь в результате можно превратить обычную комнату в незабываемый и оригинальный уголок искусства!

У слова "панно" - французское происхождение (от фр. - panneau), это живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели.

Панно, выполненные на внешних стенах здания из цветных плиток или в технике фрески, называют иногда муралями.

Мозаичное панно

История создания мозаичного панно не известна, однако такие панно можно встретить в развалинах Египта, Древней Греции и Рима. Создание мозаичной картины требовало кропотливой ручной работы. Именно поэтому выложенные из мелких кусочков мозаичные панно считались привилегией очень богатых людей и персон королевской крови. С помощью мозаичных панно можно придать интерьеру совершенно необыкновенный вид. Выбранный рисунок оцифровывают, и затем с помощью специальных программ создают схему будущего панно, подбирают размер элементов мозаики и их цветовое решение. Используя при укладке относительно большие кусочки, можно создать эффект больших уверенных мазков кистью. Такие панно идеально подойдут для гостиной, украшения стен или пола в бассейне или для придания эксклюзивного вида фасаду здания.

Фарфоровое панно

Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. Производство фарфора в России неразрывно связано с историей. Попытки организовать производство фарфора в России начались еще при Петре 1. Фарфоровая посуда отличается особым изяществом, легкостью, прочностью. Фарфор может длительное время сохранять тепло. При легком ударе по краю фарфорового изделия оно издает четкий продолжительный звук. Картины и панно из фарфора - это элемент интерьера, который придаст индивидуальность любому помещению, будь то городская квартира или загородный коттедж, кафе или ресторан, офис компании или кабинет руководителя.

Панно из кожи

Натуральная кожа обладает уникальными свойствами, которые позволяют использовать её для изготовления самых разных вещей.История художественной обработки кожи восходит к каменному веку. Уже тогда появились одежды из шкур, первые утилитарные предметы - ремни, обматывающие древко копья, пояса, сумки. Другой пример - созданные в технике интарсии византийские иконы (VIII-XII века).

Существует множество приёмов и технологий обработки кожи. В зависимости от назначения изделия и в соответствии с художественным замыслом, эти приемы используются как по отдельности, так и в сочетаниях. Разные народы использовали кожу и украшали предметы из нее по-разному. В Европе вместе с книгопечатанием появилось тиснение, дамские сумки и пояса украшали аппликация и вышивка. На севере кожу отделывали мехом, а на Востоке ее научились покрывать золотом. Кожаные одежда и обувь, мебель и обои, переплеты книг и ножны для оружия сопровождали человечество на протяжении всей его истории.

Панно – это современный и очень стильный способ украсить любой интерьер, от жилой квартиры до солидного офиса. Мы видим подобные произведения декоративного искусства очень часто, но редко задумываемся о том, что же всё-таки такое – панно. Этой интересной теме и посвящена данная статья.

Итак, панно – это элемент декора помещения, который призван украшать стены, потолок, а иногда даже фасады зданий. Чем в таком случае панно отличается от обычной картины, ведь и то и то служит для украшения интерьера? Прежде всего, способом своего изготовления. Если картиной считается, прежде всего, произведение живописного искусства, то панно может быть скульптурным, мозаичным, тканевым, деревянным и даже пластиковым. Давайте рассмотрим виды панно более подробно.

Современные виды настенных панно

Различают следующие виды декоративных панно:

  • тканевые: это всевозможные вышитые картины, гобелены и аппликации на ткани. Они могут быть выполнены вручную или серийно, в форме машинной вышивки;
  • из камня: здесь чаще всего используется натуральный камень – гранит, мрамор, базальт и другие. Очень красиво смотрятся панно из камня в мозаичной технике;
  • деревянные – чаще всего это панно с абстрактным сюжетом, к примеру, резные деревянные панно из дуба, березы, бука, сосны и других пород дерева. Иногда их дополняют инкрустацией из полудрагоценных камней, что отлично смотрится в классическом интерьере;
  • керамические – представляют собой мозаичные картины из керамической плитки, пригодные для размещения в ванной или рабочей зоне кухни;
  • скульптурные – являются объемными, что качественно отличает их от прочих видов панно. Такие мини-скульптуры выполняются из гипса, фактурной штукатурки, металла;
  • графические – в отличие от рисованных или написанных картин, этот вид панно выполняется с помощью современных видов печати, включая фотопечать. Сюда же можно отнести репродукции картин;
  • прочие: сюда можно отнести панно ручной работы, сделанные с использованием самых различных материалов (морских ракушек, сухоцветов, круп и зерен, глины, соленого теста и т.п.).

Декоративные панно в интерьере

Если вы планируете украсить свой дом красивыми современными панно, следует заранее обдумать их размещение. Ведь разное бытовое предназначение комнат влечет за собой и различия в их декоре.

Гостиную лучше всего украсит эксклюзивное панно или полиптих (несколько изображений, продолжающих одну тему). Здесь популярны абстракции, пейзажи или другая тематика, максимально подходящая к общей стилистике помещения. Учитывайте также размер вашей гостиной: чересчур большой размер декоративного панно непригоден для маленькой площади, и наоборот – небольшая картина может «потеряться» на стене просторной комнаты.

Для спальни предпочтительны более спокойные элементы декора – к примеру, панно на морскую тематику. Также неплохо смотрятся в спальне абстрактные панно из текстиля. Может показаться интересным вариант светодиодного панно с подсветкой, играющей также полезную роль ночника.

Детскую комнату можно украсить каким-нибудь ярким панно, изображающим любимых мультипликационных или сказочных героев малыша. А если вы практикуете совместное творчество с детьми, сделать панно можно и своими руками. Используя любые подручные материалы и свою фантазию, постарайтесь оформить произведение в наиболее подходящем стиле.

Панно на стену – одно из интереснейших декоративных украшений , при создании которого нет никаких ограничений – полный полёт фантазии. По такой интересной теме редакция онлайн-журнала сайт подготовила исчерпывающий материал с небольшим сюрпризом – интересными пошаговыми мастер-классами.

Декоративное панно в интерьере

Этот элемент оформления помещения можно создавать из самых разнообразных материалов. Многие считают, что эксклюзивность достигается не только созданием особого рисунка, но и применением разнообразных материалов в одной композиции. Тут следует учитывать особенность каждого и их совместимость.

Резные панно из дерева на стену

Древесина всегда считается оптимальным вариантом для создания элементов оформления любых помещений. Этот материал отличается прочностью и прекрасным внешним видом. Экологически безопасные элементы отлично подойдут для создания панно , или .


Для создания уникального интерьера можно использовать различные части дерева. Это могут быть как ветви, так и небольшие срезы ствола. Многие применяют готовые полотна. К примеру, . При помощи специальных инструментов для (резаки по дереву или ) изготавливается каждый элемент в отдельности. На завершающей стадии отдельные элементы собираются в особый узор.

Для того чтобы древесина прослужила как можно дольше, её необходимо подвергнуть дополнительной обработке. Покрытие лаком, краской и специальными составами, которые предотвращают гниение и появление червоточины. При этом купить деревянное панно на стену можно как в бюджетном варианте, так и настоящие произведения искусства.

Панно на стену из керамической плитки

Элементы мозаики крепятся к обезжиренной поверхности. Для этого необходимо применить специальный клей. При создании своей модели интерьера можно воспользоваться уже готовыми элементами. Они продаются в магазинах комплектами, куда входит всё необходимое.

Панно из стекла и зеркала – маленькое путешествие с Алисой в зазеркалье

Стеклянные варианты панно на стену внесут разнообразие в ваше помещение. Блики будут делать помещение каждый раз новым. Этот материал рекомендуется применять при оформлении кухни. На ровную поверхность наклеиваем отдельные элементы и формируем эксклюзивные рисунки. Для того чтобы панно выглядело законченным, рекомендуется применять .

Важно! Этот вариант оформления помещения позволяет производить уборку, не рискуя разрушить композицию. Стекло − наиболее износостойкий материал, который может прослужить ни один год.

В последнее время особой популярностью пользуются зеркальные панно. Но этот материал плохо поддаётся обработке. Соответственно, можно пользоваться разнообразными заменителями: , специальные и так далее. То есть, по сути, применяются любые материалы, которые обладают свойствами зеркала.

При применении стекла и зеркала можно создать самые удивительные варианты декора для . Дизайнеры рекомендуют применять эти виды материалов для оформления гостиных.

Панно из декоративной штукатурки – работа для настоящих мастеров

Для создания используется специальная смесь, в основе которой лежит применение финишной . На данный момент можно выделить несколько видов . В частности, популярностью пользуются . Каждый рисунок будет рельефным. Гладкие варианты − это, по сути, создание полноценной картины.

Поверхность покрывается специальными материалами, которые способствуют простоте ухода за поверхностью. При необходимости можно быстро изменить рисунки. Этот материал считается наиболее износостойким.

Текстиль как вид искусства

Для изготовления панно на стену можно применять самые разнообразные виды ткани. Для создания уникального варианта можно использовать даже мешковину. То есть, можно брать любую ткань, которую вы найдёте у себя в закромах.

1 из 5

Элементы сшиваются нитками. Эти варианты панно достаточно сшить и повесить на стену. Соответственно, данный вид можно регулярно обновлять, меняя особенности интерьера. Можно создавать под каждое время года и праздник.

Панно на стену в технике макраме


Плетение знаменито с древности. Современные узелковые варианты макраме позволяют быстро создавать самые причудливые и красивые узоры. После того как вы свяжите то или иное изделие, его нужно закрепить на стене. Этот вариант панно привлекает своей самобытностью. Ручная работа считается самой востребованной. Рукодельницы могут создавать узоры в национальном стиле, что позволит сделать уникальный интерьер в .

Панно из бумаги – красиво, изящно, но недолговечно

Для создания элементов декора достаточно вспомнить уроки труда в детском саду. Для этого необходимо подобрать рисунок и взять цветную бумагу или . Склеивая небольшие элементы, вы создаёте индивидуальные картины, которые можно будет смело считать настоящими декорациями. Поэтому панно своими руками из бумаги – довольно популярный вид декорирования среди рукодельниц. И что немаловажно – наиболее дешёвый.

На стену панно можно крепить различными способами. В частности, элементы можно . В то же время есть возможность воспользоваться кнопками и иными материалами.

Статья по теме:

: в чем отличие этих элементов декора, какие композиции сегодня в тренде, особенности выбора и размещения интерьерных картин в разных частях дома, советы по декорированию офиса, где и за какую стоимость можно приобрести картины и постеры - в нашей публикации.

Фотопанно на стену

Специалисты считают этот вид самым интересным. Для того чтобы создать декоративный элемент, необходимо нанести подобранное на поверхность стены при помощи специальной печати.

Можно подбирать самые разнообразные изображения и комбинировать их в единую композицию. Этот вариант оформления интерьера позволит сделать из помещения настоящее место для отдыха. Многие стремятся придать своим комнатам вид пляжа или леса. Эти картины приносят успокоение.

Статья по теме:

Выбор места для установки, существующие способы крепления, лучшие крепёжные элементы для фиксации модульных картин к поверхностям из различных материалов - мы рассмотрим в публикации.

Панно на стену из обоев

Для создания картин нет необходимости приобретать новые . Достаточно воспользоваться теми отходами, которые остались по завершении ремонтных работ. Достаточно выбрать изображение и реализовать их в виде картины на стене.

Таким способом можно оформить любое помещение. Кстати, при использовании моющих создаётся панно для ванной.

Панно из солёного теста или 3D-изображения своими руками из детства

Этот вариант подходит для семей с детьми. Не забывайте, что малыши просто обожают делать различные поделки из пластилина или . Вот тут нет ограничений для фантазии. Каждый элемент картины создаётся отдельно.

В конечном итоге каждая деталь становится элементом общей картины. Можно создать самые разнообразные декоративные украшения.

Прочие виды панно

Декоративные элементы можно мастерить из любых материалов. В том числе используя подручные средства. В данном случае рекомендуется комбинировать материалов. К примеру, у вас есть , дерево и стекло. Попробуйте объединить эти материалы в единую, цельную композицию. А можно просто сделать простое и красивое панно на стену из .


Кроме этого, панно различаются по типу помещений.Для детской подойдут только экологически безопасные элементы. Для ванной нужно использовать те материалы, которые не боятся повышенной влажности. Гостиную оформляют в светлых тонах. Тематику изображения можно подчеркнуть рамками и иными сопутствующими элементами.

Как разместить панно в интерьере

При размещении следует учитывать несколько основных правил:

  1. Панно должно смотреться гармонично с остальными . К примеру, если вы используете выразительные изображения, тогда рекомендуется сделать фон остальных поверхностей более спокойным и однотонным.
  2. Учитываем назначение помещения. Изображение должно приносить успокоение и ощущение комфорта. Соответственно, не рекомендуется украшать тяжёлыми по смыслу элементами. Чувство давления и нервозности не даст спокойно отдохнуть. не рекомендуется украшать тёмными тонами. Все изображения должны быть радостными светилами.
  3. Каждый элемент должен иметь своё место.
  4. Изображение должно быть целостным и полным. То есть, если вы решили украсить стены объёмным панно, тогда подберите такое место, где рисунок будет виден в полном размере. Его не стоит обрезать. Это может вызвать чувство дискомфорта.

Таким образом, для того чтобы придать вашему интерьеру оригинальности и эксклюзивности, рекомендуем применять разнообразные виды панно. Тем более, этот декоративный элемент можно смело создавать без помощи специалистов.

Как сделать панно своими руками из газетных трубочек

Декоративное панно своими руками – доступное интерьерное украшение для каждого, кого заинтересовала подобная техника. Как подготавливать газетные трубочки к последующему плетению, подробно расскажет видео ниже. А мы рассмотрим, как делать панно-веер.


Иллюстрация Описание действия

Подготовьте два полукруга из прочного .

По их размеру + 1см с каждой стороны вырежьте полукруг из ткани.

Приклейте подготовленные трубочки на один из полукругов.

Вторую часть обклейте тканью и также хорошенечко пристройте её к имеющейся заготовке. Это будет лицо будущего изделия.

С тыльной стороны для придания жёсткости приклейте полукруг большим диаметром.

Первый ряд сплетите объёмной косой по принципу, показанному на фото.

Последующие ряды плетите просто – через одну трубочку. В нашем случае получилось 6 рядов.

После чего отступите от первого блока плетения на 2-3 см и продолжайте в такой же технике. Чтобы работа не сползала, сделайте ограничители из коктейльных трубочек.

Когда плетение будет закончено, завершите работу заделыванием трубочек.

Обязательно последний ряд посадите на .

Обрежьте лишние части.

Также укоротите основные трубочки так, чтобы оставалось не более 3 см свободного края.

Сплетите объёмную косу из трубочек.

Приклейте полученную косу по краю изделия. Задекорируйте веер кружевом и бантиком.

Статья

Александр Кулёв,

искусствовед

Мозаичное панно

Прежде чем вести разговор о видах мозаичных панно, необходимо разобраться с тем, что понимается под словами панно и мозаика, смысл которых понятен интуитивно, но на самом деле требуются некоторое пояснение.

О происхождении понятия «мозаичное панно»

Значение слова панно происходит от французского «panneau», которое в свою очередь восходит к латинскому «pannus» — кусок ткани. Под словом панно понимается обычно произведение декоративного характера, предназначенного для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка. К его разновидностям можно отнести: барельеф, резную или лепную композицию. Таким образом, основной признак панно - его неперемещаемость и определенная монументальность, и как следует из латинского значения слова – похожесть на кусок ткани, то есть вставка на стену.

Слово моза́ика происходит от французского «mosaïque», а также итальянского «mosaico», восходящего, в свою очередь, к латинскому (opus) musivum - произведение, посвящённое музам. Мозаика – это декоративно-прикладное (относящееся к виду искусства, имеющему двоякую функцию: эстетического наслаждения и утилитарную, практическую) и монументальное (имеющее большой формат и связанное с архитектурой или интерьером) искусство. Мозаика достаточно разнородна по использованию материалов: это могут быть закрепленные на поверхности цветные камни, смальта, керамическая плитка или другие материалы.

Таким образом мозаичное панно – это крупная панель со вкраплениями кусочков разноцветных материалов, образующих смысловой рисунок или узор и выполняющая эстетическую функцию или утилитарную.

Иногда под мозаичностью понимают собрание разнородных элементов, образующих некое целое, в отдельности ничего из себя не представляющих, в целостности же создающие нечто особенное и цельное.


История возникновения мозаики

История возникновения мозаики восходит к четвертому тысячелетию до нашей эры, приблизительно ко второй его половине, времени развития государства шумеров. Если проследить далее (но только гипотетически), то, скорее всего, мозаика возникла из детской игры, развития способности первобытного человека к комбинированию различных материалов и выкладыванию из них изображения, первично, очень простого, из однородных предметов. Но, позднее, с развитием интеллекта, они приобретали более сложную форму, от ахроматической (исполненной в одной цветовой гамме) до полихромной (многоцветной). Первично, мозаика носила утилитарную функцию – функцию защиты облицовываемых поверхностей от атмосферных или других неблагоприятных воздействий. С освоением различных материалов, совершенствованием техники их полировки, развитием стекольного дела, а также с разработкой техники окрашивания стекла, она становилась все более и более усложненной.

В этой статье, посвященной мозаичным панно, мы коснемся только вопросов техники работы с мозаикой, рассмотрим ее основные виды и, частично, эволюцию и современные работы.





Эволюция техники создания мозаичных панно

Техника мозаики сложна компоновкой разнородных элементов в единое целое, чтобы из отдельных мелких элементов выложить картину и в определенной цветовой гамме требуется большое мастерство.

Возникновение мозаики

На первоначальном этапе развития мозаик (как мы предполагаем) разнородные элементы не фиксировались друг с другом, то есть это была в большей степени детская игра, или один из способов познания мира. Для компоновки разнородных элементов в единое целое необходимо развитие комбинаторного мышления, определенных, достаточно высоко развитых навыков обработки материалов, поэтому первоначальные образцы дошедшей до наших времен мозаик носят примитивный характер.

У шумеров мозаика составлялась из наиболее доступного для них материала – обожженных глиняных палочек, которые также закреплялись на глиняном растворе, из них формировался геометрический орнамент. Известны обрамления колонн по этому методу из города Ура. Какую функцию выполняли эти мозаики можно только предположить, возможно, утилитарную – предохранение цоколя колонн от выветривания, а скорее – чисто эстетическую, связанную с функцией своеобразного оберега в использовании геометрического орнамента. С усложнением техники появляются набранные из мозаики полы, богато инкрустированные шкатулки («Штандарт Ура»), мебель.

Так или иначе, это только предыстория возникновения мозаичных панно. К ранним этапам развития этого древнего искусства можно отнести галечные орнаменты из мозаики, датируемые 8 веком до нашей эры из Ассирии.

Мозаичное панно в античности

Постепенно техника усложнялась и уже в достаточно развитых формах встречается в античности. Первично в античности использовалась необработанная галька, затем осваивается техника шлифовки камня, его обработки и только в дальнейшем – цветного стекла, что позволило создавать не только красивейшие, но и реалистичные панно из мозаики.

Составление мозаики – чрезвычайно сложная и кропотливая работа, чтобы познакомиться с ней ближе – необходимо разобраться с тем, какие материалы могут быть использованы для ее создания.

Стекло и смальта

Один из основных материалов – это стекло, позволяющее создать тончайшие цветовые переходы, обыграть струение и игру света внутри мозаичных панно. Кроме того, стекло устойчиво к воздействию влаги, агрессивных жидкостей и сред, перепадам температуры. Панно, выполненные с использованием стеклянной мозаики, надежно защищают поверхность стен и дарят эстетическое наслаждение. Стеклянная мозаика выпускается на настоящий момент в различных видах: это могут быть пластинки, округлые или каплевидные элементы. Стекло позволяет варьировать не только структуру, но и степень окраски, то есть возможность работы с полутонами и чистыми цветами, а также иметь различную степень матовости или прозрачности. Панно из стеклянной мозаики широко используются в декорировании как интерьера (ванные комнаты, бассейны), так и экстерьера (панно на фасадах зданий или внутренних двориков).

Следующий, наиболее известный материал – смальты – цветные непрозрачные стекла, обычно, квадратной формы со слегка скошенными углами и слегка текстурированной внутренней поверхностью и шлифованной наружной. Смальты могут быть позолоченными, имеющими различные вкрапления, они позволяют добавлять в общий рисунок разнообразные эффекты и часто заменяют стекло, поскольку в силу своей прозрачности, полностью стеклянное мозаичное панно будет очень ярким, стекло очень чувствительно к расположению во внутреннем убранстве или экстерьере.

Технология изготовления смальты для создания мозаичного панно

Описав стекла и смальты, хотелось бы особо остановиться на описании процесса изготовления различных цветовых оттенков, столь важных для создания произведений искусства. Красочная палитра смальт насчитывает более 10 000 различных оттенков, достигается же это разнообразие применением немногим более 10 красителей, среди которых можно назвать: железо, марганец, медь, никель, кобальт, уран, золото, серебро, сурьмянокислый свинец; позднее стал применяться хром и уже в наше время - селен и сернистый кадмий. Большинство указанных элементов проявляют свои качества при окислении, то есть взаимодействии с кислородом. Металлы же характеризуются разной степенью окисления в зависимости от взаимодействия с количеством кислорода, так, например, медь в зависимости от степени окисления дает голубой и красный цвета, железо – желтый и синий. Добиться в процессе варки степени окисления достаточно сложно, для этого необходимо обеспечить либо избыток, либо недостаток кислорода, поэтому применяют различные окислители (калиевая или натриевая селитра) и восстановители (уголь, винный, камень, алюминий и другие). Окраска стекла в отдельных случаях сильно зависит от сочетаний с которыми находится краситель, например, сера окрашивает стекло в синий цвет, а в присутствии кадмия, который сам не дает окраски, в желтый. На окраску стекла сильно влияет его состав.

Большое значение для окраски имеет термическая обработка стекла после процесса варки. Например, медь, растворяясь в стекле, не дает сама по себе никакой окраски, стекло остается прозрачным, а вот при нагреве до температур, близких к плавлению стекла, она дает розоватый оттенок, при нарастающем нагреве который переходит в густой красный цвет. Если дальше продолжить нагрев стекла, то ярко – красный оттенок сменится буровато – коричневым с вкрапленными в его глубине кристаллами меди с параллельным изменением прозрачности, то есть станет мутным. Этот принцип широко применяется для создания эффекта искусственного авантюрина. Такой же процесс производится для производства хромового авантюрина, имеющего зеленую окраску.

Коллоидными красителями стекла могут выступать драгоценные металлы, такие, как золото и серебро, первый дает окраску стекла в малиново-красный, а второй - в желтый цвет, которые используются в производстве также особо ценной посуды.

К особой группе смальт, высоко ценимой римлянами и выплавлявшимися Ломоносовым, относятся: лаки, скорцеты и пурпурины. Они окрашены медью, находящейся в низких степенях окисления и имеют оттенки желто-оранжевые, коричнево-красные и сургучные тона. Производство их отличается сложностью, поскольку они требуют не только варки, но и последующей термической обработки. Окрашивание стекла является большим искусством и требует не только огромного мастерства, но и особого чувства краски, поскольку незначительные изменения дают вариации цветовой гаммы.

После описания цветовой гаммы, необходимо остановиться на процессе варки стекла. Сначала необходимо сказать о некоторых особенностях смальтоваренного производства, во-первых, оно не бывает большим, поскольку потребность в изготовлении необходимых материалов может быть удовлетворена небольшим цехом. Во-вторых, каждый оттенок смальты требует своего состава и поэтому варится в отдельных емкостях и в небольших количествах. Конструкционно смальтоваренные печи относятся к технически несложным устройствам: относительно низкая температура варки стекла позволяет не содержать сложные устройства для нагнетания дополнительной температуры, при поддержании теплового режима также не требуется особой точности, поэтому нет необходимости в дорогих и сложных автоматических устройствах для регулировки и поддержания необходимых температур. В мастерской по производству смальт, кроме варочной печи, имеются также вспомогательные устройства, предназначенные для отжига стекла, наводки цвета, обжига тиглей. Несмотря на примитивность устройств, работа по варке смальт - процесс, требующий большого мастерства и искусства, умения чувствовать материалы. Сваренная смальта прямо из тиглей или посредством металлической ложки выливается на чугунный противень, где застывает в отдельные плитки, которые после этого отправляются в печь для отжига.




Изготовление золотой смальты. Технология производства кантарели

Особую группу смальт представляют золоченые смальты, получившие широкое распространение в искусстве Византийской империи. Повышенные требования к прочности в мозаичной живописи не позволяют использовать традиционные методы золочения поверхности, при которых тонкий слой золота закрепляется на поверхности путем обжига. При использовании такого метода позолота быстро стирается. Поэтому применяется более надежный способ, получивший распространение в древности: заключение тонкой золотой фольги между двумя слоями стекла. Многим хорошо знакомы книжечки с тонкими листами золотой фольги - сусальным золотом. Золото является исключительно пластичным материалом, поэтому изготовление золотой фольги из него не представляет большой сложности. Эти золотые листочки имеют толщину менее толщины человеческого волоса, а если быть более точным, то не менее 0,0001 метра. Процесс изготовления золотых смальт заключается в следующем: из стекла выдувают листы не более 1 мм. толщиной, которые затем разрезаются на небольшие пластинки, на которые накладывается листок золотой фольги. Приготовленные таким образом пластинки вводят в печь, где при температуре, дающей размягчение стекла, поверх золотой фольги наливается новый слой стекла толщиной также коло миллиметра. Этот процесс завершается прессованием и последующим обжигом в специальной печи. Для изготовления золотых смальт необходимы два условия: стекло не должно быть тугоплавким, иначе золото начнет гореть, а также оба слоя стекла, между которыми располагается фольга, должны иметь одинаковый состав.

Несколько реже, чем золотые, применяются серебряные смальты. Они изготавливаются подобным образом, только слой серебряной фольги должен быть немного толще. Известны способы подделки серебряной смальты под золотую, когда лист серебряной фольги накрывается подкрашенным оранжевым стеклом. В наши дни также разработан способ получения более дешевой золотой смальты, основанный на том же способе, при котором вместо серебра наносится алюминиевое напыление.

Мозаичное панно из мрамора и других видов камня

Особо популярен, но сложен в работе для изготовления мозаики натуральный камень, например, мрамор, оникс, травертин, гранит. Узор, выложенный из камня, обладает неповторимостью, он позволяет создавать градации необычных и естественных цветов, использовать полутона, а также не обладает блеском и вычурностью стекла. В панно, выполненных из камня, в зависимости от мастерства художника можно передать практически любой сюжет, использовать реалистичность. Следует также отметить, что камень является «живым» материалом, обладающим своей собственной структурой, и при создании мозаики это учитывается; нельзя механически компоновать мозаику из камня, необходимо чувствовать, где можно разместить тот или иной элемент, чтобы не нарушить изображение. По сути, камень диктует правила создания изображений. Структура и цвет камня неповторимы, поэтому отдельные образцы оставляют необработанными, другие подвергают тщательной шлифовке для выявления природной текстуры камня (подобно текстуре дерева), некоторые камни можно искусственно состарить. Особый вид мозаик выполняется из фрагментов керамогранита, обладающего повышенной прочностью, такие облицовки часто используются в экстерьерах.

Керамическая мозаика и панно

Особую популярность в наше время приобрела мозаика из керамики, представляющая собой отдельные плитки квадратной формы с глазурованной внешней и шероховатой внутренней поверхностью. Такую плитку часто используют не только мастера-мозаичники, но и непрофессионалы в бытовых условиях, выкладывающие узор на фартуках кухонь или включая в декор ванных комнат. Разнообразные виды таких плиток легко заметить в любом магазине, торгующем керамической плиткой.

К особому виду создания мозаики можно отнести мозаичные панно из осколков керамической плитки или керамическую плитку малого формата. Этот вид восходит к древним образцам из обожженной глины, только обладает глазурованностью и большим разнообразием. При определенном умении, из керамики можно выложить мозаичные панно достаточно красивые, однако, керамическая плитка, обладающая различными оттенками, цветами, редко может быть использована для создания сложнейших образцов мозаичных панно, поскольку обладает однотонным цветом и не имеет такой естественной текстуры, как камень или тончайших цветовых полутонов, как стекло.

Все перечисленные материалы достаточно традиционны, но производители в наше время разрабатывают все новые и новые решения для мозаики. Так, например, итальянская фирма «Sicis» разработала металлическую мозаику, причем если традиционная форма – это квадрат, то разработчики ввели новые формы, такие, как ромб или треугольник. Подобная мозаика может применяться для создания поистине необычных эффектов, впрочем она вполне самостоятельна, только стилизовать интерьер под такие мозаичные панно очень и очень сложно.

Новые виды современной мозаики и эксперименты с мозаичным панно

Эксперименты над созданием различных видов мозаик продолжаются постоянно, к очень смелым и оригинальным находкам можно отнести мозаики из драгоценных металлов, таковы, например, мозаики, внутрь которых вложена золотая фольга высшей пробы или мозаика с добавлением настоящего аквамарина или с вкраплением оксида меди, разрабатываются также мозаики, обладающие особой светоотдачей, имеющие мерцание при различных типах освещения. Следует отметить, что процесс создания таких видов панно очень трудоемкий и стоят они, как правило, очень дорого. Естественно, нельзя представить себе панно, выложенное только из золотых плиток или с комбинированием дешевой керамической мозаики и дорогой.

Мастерам приходится находить золотую середину в этом процессе. Создание мозаичных панно – это прежде всего творческий процесс, причем очень трудоемкий, чувство меры и умение видеть свое произведение в целостности. Мастеру мало уметь создавать произведение, он должен видеть, где оно будет расположено, вписать его в пространство, поскольку только в пространстве или в окружении раскрываются в полном объеме панно из мозаики, которые неразрывно связаны с интерьером или экстерьером, только в этой тесной взаимосвязи в полной мере постигается их эстетическая функция, отодвинув на задний план утилитарную.

Поскольку материалы, используемые при создании мозаики, рассмотрены, можно обратиться к разновидностям техники, конечно, нельзя в полном объеме рассмотреть этот вопрос, как нельзя объяснить в словах процесс творчества, но перечислить с описанием основные виды – это возможно, но прежде нужно описать, как мастера работают с готовыми мозаичными плитками, поступившими из цехов по их изготовлению.

Процесс создания мозаичного изображения

В мастерскую мозаика поступает в нескольких видах: это могут быть крупные плитки, размеров 15-20 см, толщиной 1-2 см, либо в виде прямоугольных или вытянутых стволов. Для непосредственного использования она не годится, необходимо плиткам придать нужную форму в соответствии с выбранной идеей рисунка. Крупные бруски распиливаются на небольшие и им придается часто заостренная форма в нижней части кубика, а также для более плотного стыка плиток, они шлифуются.

Один из простейших видов, относящийся к имитации мозаики – фоновая мозаика . Ее делают из обычной плитки крупного размера, на которой в свою очередь по поверхности делаются пропилы, создающие имитацию мозаичного рисунка, при этом сохраняется текстура и рисунок самой плитки.

Миксы, или техника смешения – отдельные маленькие плитки выкладываются на поверхности бессистемно, отчего образуется рисунок, рожденный спонтанностью расположения плиток.

Собственно мозаичные панно , представляющие собой рисунок из множества отдельных мелких плиток, образующих целостность при рассмотрении на некотором удалении.


Техника набора мозаичного панно. Прямой и обратный способы набора

Техник набора мозаичных панно существует несколько. В древности плитку укладывали непосредственно на стене на предварительно подготовленную поверхность, на которой наносились насечки, а плитки укладывались на известковый раствор. Позднее мастера отказались от укладывания плитки подобным способом, поскольку он требовал большого мастерства и был трудоемким. В такой укладке малейшая ошибка давала сбои в воспроизведении рисунка, ведь само восприятие мозаичного панно требует осмотра его на некотором расстоянии, а также умения правильно комбинировать различные материалы и цветовые сочетания. Мастера стали использовать метод набора плитки в специальных ящиках или на поверхностях мраморных плит, площадью 1-2 квадратных метра, это позволяло в удобном положении в условиях мастерской наиболее детально нанести рисунок в соответствии с разработанным чертежом и избежать ненужных ошибок и неточностей в работе. По завершении набора, отдельные фрагменты извлекались вместе с плитой, на которой они закреплялись и вмуровывались в стену, образовавшиеся швы аккуратно заделывались и декорировались подобранными по цвету и тону плитками, продолжающими линию рисунка, таким образом, получалась целостность из отдельно набранных фрагментов.

Существует два основных способа набора мозаичных панно (прямой и обратный). При прямом способе мастер выкладывает кубики лицевой стороной вверх, при этом он может видеть результаты своей работы, и, отступив назад на некоторое расстояние, исправить имеющиеся недостатки рисунка. Технически этот способ выглядит примерно следующим образом: ящик заполняют на всю глубину гипсовым раствором, затем на поверхность накладывается бумага с нанесенным на нее будущим рисунком, после этого отмечают участок небольшого размера и вырезают гипс до самого дна ящика, получившееся отверстие заполняют порошкообразным веществом или специальной мастикой. В приготовленный слой, имеющий рыхловатость, мастер вставляет плитки в соответствии с рисунком, они там достаточно прочно закреплены, но в то же время легко вынимаются. Когда закончена обработка первого фрагмента, вырезается второй фрагмент, затем третий и так до самого конца. Когда вся поверхность будет заполнена рисунком, на лицевую сторону наклеивается бумага, а ящик переворачивается, порошкообразная смесь или мастика удаляются и нижняя часть заполняется клеевым раствором. Есть вариант, когда плитки укладываются прямо на клеевую или цементную смесь.

Часто применяют обратный способ набора, при котором на дно ящика (или кессона) укладывают кальку с нанесенным рисунком, при этом мастер, руководствуясь просвечивающими линиями через кальку, укладывает плитки лицевой стороной вниз, после завершения укладки, ящик заливают приготовленным цементным раствором, после затвердевания, он разбирается. Этот способ считается более быстрым, но он имеет один существенный недостаток: мастер не может видеть, что у него получается при укладке рисунка.

В столь кратком обзоре нельзя в полной мере рассмотреть тонкости применения материалов или техники изготовления мозаичных панно, однако, описательно изложить основы работы в достаточно сложной технике – возможно.


Полировка поверхности мозаичного панно. Технология и материалы

Завершая описание технологии изготовления мозаики, хотелось бы упомянуть о шлифовке готовых панно из мозаики, то есть окончательной обработке готовой поверхности по завершению работ. Шлифовка и полировка мозаик производится по необходимости. Применяются при этом различные абразивные материалы: металлические, войлочные материалы, химические жидкости, такие, как окись олова. Небольшие мозаичные картины, еще не вмонтированные в поверхность полируются на ротационных станках, представляющие собой вращающиеся в горизонтальной плоскости столы. Большие мозаичные картины полируются преимущественно вручную с использованием необходимых абразивных материалов. Следует отметить, что производить полировку требуется далеко не всегда.

Рассмотрим случаи, при каких требуется полировка, а при каких – нет. Если панно из мозаики выступает частью архитектуры и является монументальным по размеру и мыслится как объект, рассматриваемый с удаления, его не принято полировать, наоборот, принято оставлять специальную шероховатость или ставить плитки неровными рядами, не стараясь заделывать между ними швы. Это связано с особенностями зрительного восприятия человека, когда контуры отдельных мелких предметов, находящихся на удалении сливаются. Как пример в изобразительном искусстве можно привести направление пуантилизма. В больших размерах панно полировка поверхностей и отсутствие швов между плитками не имело бы никакого смысла. В случаях, когда мозаика вы ступает в качестве картины или предполагается ее рассмотрение с незначительного расстояния, полировка необходима, особенно это касается случаев, когда необходима передача тонких цветовых и тональных переходов. При работе со стеклом отсутствие полировки является признаком высокого мастерства, поскольку стекло само по себе имеет глянцевую текстуру и прибегать к дополнительным методам обработки нецелесообразно, выгоднее расположить фрагменты картины так, чтобы они сами по себе образовывали бы целостность.