Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Глухой согласный звук, буква Ц. Образовательная деятельность в старшей группе на тему "знакомство со звуком и буквой ц"

Цель:

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме: "Звук [ц] и буква Ц."»

Дата класс 1

Тема: Звук и буква Ц

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ц], буквами Ц, ц; развития речи, памяти, логического мышления; совершенствовать навыки правильного и сознательного чтения с новым звуком.

Задачи:

Образовательные: вырабатывание умения различать звуки и буквы [ц] по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на зрительные, слуховые и кинестетические ощущения;

Коррекционные: развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; уточнение и расширение лексического запаса;

3. Воспитательные: формирование положительной мотивации к занятиям; воспитание усидчивости, самоконтроля за речью;

Оборудование: зеркала; презентация, мульмедийный проектор

Планируемый результат : знать буквы Ц, ц. Уметь выделять в речи согласный звук [ц], обозначать его в письменной речи.

Этапы урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Организационный момент.

Задачи: создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, коррекция психофизических функций.

Прежде чем начать урок поиграем в игру «Я молодец!», «Ты молодец!» Скажите сначала себе «Я молодец!», а потом соседу «Ты молодец!»

Вы все молодцы и сегодня на уроке мы это увидим.

Первым сядет тот у кого имя начинается с звука С,А...

    Дыхательная гимнастика:

Глубокий вдох-выдох

Подыши одной ноздрей

Упражнение «Бабочка»

    Кинезиологические упражнения

Кулак-ребро-ладонь

В гости к пальчику большому…

Проговаривают стихотворение

Выполняют дыхательные и кинезиологические

упражнения

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную

деятельность

Сообщение темы урока.

Постановка цели.

Задачи:пробудить у детей интерес к занятию, активизировать внимание детей к изучаемому звуку.

Знакомство со звуком [Ц].

Послушайте внимательно чистоговорку и скажите какой звук мы будем сегодня изучать

Цапля, стоя на крыльце, объясняет букву «Ц»:

Подойди, цыплёнок Цып! Повторяй-ка: цып-цып-цып!

Если выучишь урок, подарю тебе цветок!

Про кого чистоговорка?

Какой звук первый слышится в слове цапля!

Как вы думаете с каким звуком мы будем сегодня знакомится?

А мы знакомы с буквой, которая обозначает этот звук?

Значит о чем мы будем говорить на уроке? (О звуке ц, и букве, которая её обозначает)

Чему мы должны будем научиться?

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Задачи: уточнение артикуляции (положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука); и акустических признаков звука.

Показ перед зеркалом и объяснение артикуляции звука [Ц]:

Характеристика звука [ц] по схеме.

Давайте произнесём звук ц

Что делают губы? (улыбаются)

Что делают зубы? (заборчик)

Что делает язык? (приподнимается)

Какой дует ветерок? (тёплый)

А есть ли в горлышке звоночек? (нет)

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Найти образное сравнение звука

Как стрекочет кузнечик?

Как подзывает хозяйка цыплят?

Как стучат мамины каблучки?

Артикуляционная гимнастика

Лягушка (улыбочка).

«Трубочка».

Лягушка-слоник (улыбочка-трубочка). Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

«Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.

«Заборчик». Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Качели.
а) широкий язык поднять к носу, опустить к подбородку;
г) широкий язык поднять к верхним зубам и опустить к нижним.

Произношение изучаемого звука в словах и слоговых сочетаниях.

Задачи: развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; уточнение и расширение лексического запаса;

овладение простыми и сложными видами звуко – слогового анализа и синтеза.

    Фонетическое упражнение.

«Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ц]»:

ц, п, ц, ц...; ца, фа, пу, цу...; цирк, цифра, курица, молоко, рука...

Курица - курицы, мельница - ..., больница - ..., рукавица - ...,

пуговица - ..., луковица - ..., граница - ...

    Дидактическое упражнение «Большой - маленький» - упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).

Дерево - деревце, блюдо - ..., болото - ..., зеркало - ...,

дело - ..., мыло - ...

    Найди слова (презентация)

Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Ц],

определить место звука в каждом слове.

    Игры с картинками:

Посчитай цыплят (Раз цыпленок, два цыпленка, три,цыпленка…)

Что изменилось? Чего не стало?

Найти лишнюю картинку.

    Прослушать отрывок из сказки . Назвать все слова со звуком [Ц]:

Курица гуляла с цыплятами. Она нашла в траве кольцо. Курица положила кольцо на крыльцо. На крыльцо вышла бабушка. Она надела кольцо на палец.

Физминутка

снять усталость и напряжение;

цыплятки

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задачи: зафиксировать новое содержание урока;

А сейчас выполним самостоятельную работу. Нужно найти и обвести в кружочек букву Ц.

Любовалась цыплятами курица,

Что не цыпленок – умница!

Молодец, удалец!

Очень славный птенец!

Если вы считаете, что выполнили задание без ошибок, нарисуйте зеленый кружочек. Если вы считаете, что допустили ошибки, нарисуйте желтый кружочек, взаимопроверка

Проверим по образцу,

Выполняют работу. Осуществляют: самооценку;

самопроверку; предварительную оценку.

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль.

Организует: коллективную проверку; проверку выполнения упражнения;

Закрепление нового

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Чтение слогов

Чтение слов

Прочитаем слоги (хором, по рядам, по партам)

Прочитаем слова (хором), несколько учащихся по очереди.

Чтение текста (если останется время)

Логоритмическое упражнение

Выполняют задание на закрепление полученных знаний

Составляют схемы

Читают слоги, слова, работают с учебником

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: - соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Какой звук мы сегодня учились правильно и чётко произносить?

Что было особенно трудно на занятии?

Что было интересно на занятии?

Организует рефлексию.

Организует самооценку

учебной деятельности

1. Закреплять умение слышать звук Ц в слогах, словах, тексте.

2. Закреплять умение давать характеристику звука по опорной схеме.

3. Упражнять детей в определении позиции звука в слове.

4. Упражнять детей в звуко-слоговом анализе и синтезе слов.

5. Развивать языковые представления на уровне слога.

6. Учить слоговому синтезу.

7. Закреплять зрительный образ буквы Ц.

8. Упражнять в составлении предложений по опорным схемам.

9. Развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление.

Оборудование:

Иллюстрация к рассказу «Цыплёнок Цып-Цып», цыплёнок, мяч, дидактическое пособие «Птичка», картинки со звуком Ц в начале, середине и конце, дидактическая игра «Цветочная поляна», дидактическое пособие «Матрёшки», подносы с манкой, дидактическое пособие «Составь предложение».

Ход занятия:

Организационный момент. Выделение звука Ц из текста, из слов.

Сегодня я приготовила для вас очень интересную историю, послушайте её внимательно (из пособия Л.А. Боровских Я логично говорю.)

(демонстрация иллюстрации к рассказу).

Цыплёнок Цып-цып.

Цыпленок Цып-Цып вылупился из яйца и осмотрелся по сторонам. Он увидел вокруг большой мир. Ярко светило солнце, и росли красивые цветы. «Пойду-ка я погуляю», - подумал Цып-Цып и пошёл по лужайке. Среди цветов Цып-Цып увидел пуговицу и удивился, потому что на его одежде пуговиц не было. Цыпленок рассмотрел пуговицу со всех сторон и пошел дальше. По дороге он увидел цаплю. У цапли в колодец упало кольцо, и она не знала, как его достать. Увидев цыплёнка, цапля обрадовалась. «Помоги мне достать кольцо, цыплёнок», - обратилась она к нему с просьбой. «Как же я смогу его достать?» - опять удивился Цып-Цып. «Ты сядешь в ведро, я спущу тебя вниз, и ты сможешь достать кольцо. А потом я тебя подниму наверх», - рассказала ему свой план цапля. Так они и сделали. Цыпленок достал кольцо и отдал его цапле. Так у Цып-Цыпа появился друг.

Какой звук чаще других слышался в этом рассказе (Ц) какие слова со звуком Ц вы запомнили?

2. Характеристика звука по опорной схеме.

А вот и наш цыплёнок. Давайте расскажем ему всё про его любимый звук Ц. (по опорной схеме)

3. Преобразование слогов.

Цыплёнок предлагает вам поиграть в мяч.

Звуки в слогах нужно поменять местами (ца-ац, цо-оц и т.д.)

4. Определение позиции звука в слове.

Цыплёнок приготовил для вас задания. Посмотрите на птицу. К голове нужно положить картинку, где звук Ц слышится в начале, к туловищу — те, где звук слышится в середине, а к хвосту – те, где Ц в конце.

5. Звуко-слоговой анализ слова.

Вспомните, с кем подружился Цып-цып в рассказе (с цаплей). Давайте научим цыплёнка слышать все звуки в слове цапля (Выкладывают схему слова фишками).

6. Физминутка.

7. Развитие языковых представлений на уровне слога, слогового синтеза.

Ой, что это за полянки такие? На них растут цветы, но не простые. На цветочках – картинки. Сколько лучей у солнышка над полянкой – столько должно быть слогов в названии картинки на цветочке. (Дети раскладывают цветы по полянкам).

А вот ещё одно задание, чтобы отгадать слова, нужно поменять слоги местами..

На клумбе растут ты-цве. На грядке поспел рец-пе.

8. Закрепление зрительного образа буквы Ц.

Звук Ц мы обозначаем буквой Ц. давайте познакомим с ней цыплёнка.

На что похожа буква Ц? Давайте напишем её в воздухе, теперь пальчиком на подносах с манкой.

Чем отличаются звуки и буквы? (говорят с опорой на схему)

9. Развитие фонематического синтеза.

Цып-цып приготовил ещё одно задание. Нужно поставить матрёшек по росту и прочитать слово. (Дети читают слово яйцо). А как связаны между собой цыплёнок и яйцо? (Цыплёнок вылупляется из яйца).

10. Психогимнастика.

Изобразить цыплёнка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупы: сначала высунул головку, потом – правое крылышко, затем – левое.

11. Составление предложений по опорным схемам.

Давайте составим предложения про Цып-цыпа по схемам. Номер схемы указан на карточке.

12. Итог занятия.

Цыплёнку пора возвращаться домой. Скажите, чему вы сегодня научились? Какие были трудности?

Уважаемые читатели, если вас заинтересовало это занятие, напишите в комментариях и я выложу фото наглядного материала.

Закрепление правильного произношения звука и знакомство с буквой Ц; образование существительных среднего рода с уменьшительно –ласкательным значением при помощи суффиксов –ец, -иц, -ц-; определение места звука в слове; работа с предложением, чтение, печатание слов, звуковой анализ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Звук и буква Ц

Цель: Закрепление правильного произношения звука и знакомство с буквой Ц;

Образование существительных среднего рода с уменьшительно –

Ласкательным значением при помощи суффиксов –ец, -иц, -ц-; определение

Места звука в слове; работа с предложением, чтение, печатание слов,

Звуковой анализ.

Ход занятия

1. Орг.момент. Психогимнастика.

Загадка: «Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки» (Цыпленок). Показ игрушки. Просьба изобразить цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое.

2. Произнесение, характеристика звука Ц : согласный, глухой, свистящий, всегда твердый.

3. Речевая зарядка.

Ац – оц – уц- иц ца – цо – цу – цы

Ацл – оцл – уцл – ыцл цва – цво – цву – цвы

Ца-ца-ца – у курицы два яйца

Цо-цо-цо – курица снесла яйцо

Цу-цу-цу – вот идцт птенцы к яйцу

Цы-цы-цы – все птенцы молодцы

4. Выделение на слух и в произношении

А) ас, ац, со, цу, ус, су, ста, цла, цта, ост, оцс.

Б) цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, сахарница, чай, цыпленок, пылесос, кольцо, теленок, мельница, цепь.

5. Составь (отремонтируй) предложение.

Цветы, много, в, цветнике, разные.

Курица, цыплята, двенадцать, у, пестрая.

Пять, ручка, на, пальцы.

Хлебница, стол, стоять, на.

Конфетница, в, конфеты, лежать.

6. Физкультминутка – логоритмика с музыкальным сопровождением

«Кольцо»

7. Определение места звука в слове.

Овца, цапля, цыпленок, цып, курица.

8. Знакомство с буквой Ц.

а) показ буквы

Б) прорисовывание в воздухе

В) выкладывание на коврографе

Г) нахождение в кассе

9. Работа с разрезной азбукой

Цвет – цветы – цвети – цветик – цветок

10. Физкультминутка.

Пальчиковая игра «Пироги пшеничные»

Мы печем пшеничные Дети «пекут пирожки» (то одна рука сверху, то

Пироги отличные. другая).

Кто придет к нам пробовать Поднимают вверх плечи, развести руки в стороны.

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра, Загибают на руке пальцы, начиная с мизинца.

Пес лохматый со двора.

И другие, все, кто может, «Зовут» руками.

Пусть приходят с ними тоже. Вытягивают руки вперед, слегка наклонившись.

Тесто замесили мы, Разминают пальцами бедра.

Сахар не забыли мы, Быстро перебирают пальчиками («сыплют сахар»).

Пироги пшеничные Прижимают неплотно ладони друг к другу, показывая

Пирожок

В печку посадили мы. Вытягивают прямые ладони вперед, прикасаясь их

Боковой частью друг к другу.

Печка весело горит, Быстро шевелят пальцами поднимая и опуская руки («огонь»).

Наша мама говорит: Ставят руки «полочкой» перед грудью.

Крошки, что останутся, «Крошат крошки».

Воробью достанутся. Стучат указательными пальцами по коленям

(«воробьи клюют»)

11. Печатание.

Улица, огурец, цветы, овца.

Цветы цветут.

12. Игра с мячом «Скажи ласково»

Дело – дельце

Задание – заданьице

Платье – платьице

Мыло – мыльце

Стихотворение – стихотвореньице

Расписание – расписаньице

Ружье – ружьецо

Сало – сальце

Здание – зданьице

Шило – шильце

Зеркало – зеркальце

Одеяло – одеяльце

Масло – маслице

Варенье – вареньице

Печенье – печеньице

Письмо – письмецо

Украшение – украшеньице

Угощение - угощеньице


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ласточка» п. Таежный»

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Ц»

подготовила учитель-логопед

Кудрина Наталья Владимировна

Таежный, 2014

Звук и буква Ц.

Цели : познакомить детей со звуком Ц и буквой Ц; Развитие фонематического слуха; научить произносить звук Ц в слогах, словах, предложениях; учить определять место звука в слове; совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова ЦЫП; развивать мелкую моторику рук детей и графомоторные навыки.

Оборудование : дед, баба, курица с цыплятами, скорлупки с заданиями, звук Ц, символ звука Ц, песочница, картинки со звуком в начале, середине и конце слова, тучка, прикрепленная к потолку, буквы Ц, схемы для звуко-слогового анализа.

Ход занятия

Организационный момент . Ребята, отгадайте загадку:

Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки.

(цыпленок)

— А кто мама цыплят?

Дети: курица.

— А хотите я расскажу вам сказку?

1. Логопед рассказывает детям сказку:

Жили-были дед да баба и была у них курица-ряба. Снесла курица яйца не золотые, а простые, и вылупились из них маленькие, желтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят в далекую песочную страну. Плачет дед, плачет баба, плачет курица: «Спасите моих маленьких цыплят».

— Ребята, поможем курице? Спасем ее маленьких цыплят?

Дети: Да.

— Но чтобы попасть в эту страну, надо выполнить много заданий. Но я думаю, что вы справитесь с ними. Итак, отправляемся в путь.

1. А вот и первое задание: Произнесите правильно звук Ц.

Дети произносят звук Ц хором, индивидуально. Логопед дает характеристику звука Ц (согласный, глухой, твердый, обозначаем синим кружком).

Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

2. Повторение слоговой цепочки за логопедом .

Повторяйте за мной:

ЦА- ЦО – ЦУ – ЦЫ

АЦ – ОЦ – УЦ – ЫЦ

3. Закончить слова слогом ЦА.

А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА), води(ЦА), певи(ЦА), кури(ЦА), умни(ЦА), больни(ЦА).

Молодцы, ребята. Наш путь продолжается.

4. Выделение звука Ц в начале, середине, конце слова по картинкам.

Не устали вы в пути?

Хотите водицы испить из колодца?

Дети: Да.

Ой, а водицы-то нет. Что это?

Логопед достает из колодца картинку.

Дети: Кольцо.

— А где в этом слове находится звук Ц?

Дети: в середине слова.

— Правильно.

Логопед помещает картинку на панно. И т.д. с остальными картинками. Дети достают картинки, называют слово, место звука Ц в слове и помещают на панно.

5. Отгадывание загадок.

Продолжаем наш путь.(на пути дерево). Дерево преграждает нам путь в песочную страну. Нужно отгадать загадки и тогда может быть дерево нас пропустит.

Логопед загадывает детям загадки.

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.

На гору бегом,

С горы кувырком.

6. Составление предложений по картинкам-отгадкам.

А теперь давайте составим предложения со словами-отгадками.

Дети составляют предложения. Дерево убирается. Перед детьми песочная страна.

— Ну вот мы и в песочной стране. Давайте позовем цыплят: ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП.

Что такое? Не откликаются наши цыплятки. Нужно выполнить еще одно задание, тогда мы их точно найдем.

7. Составление схемы слова ЦЫП.

Давайте составим схему слова ЦЫП.

Дети делают звуко-слоговой анализ слова.

Звучит музыка ветра, буквы падают с тучки.

8. Знакомство с буквой Ц.

Ой, что это, ребята?

Дети: Буквы.

А какая это буква? Может кто-то из вас уже знает?

Дети: Это буква Ц.

— Звуку Ц соответствует буква Ц.Давайте напишем букву Ц на песке.

Дети пишут букву Ц на песке и видят в песке цыпленка. Находят в пескевсех цыплят.

Вот мы и нашли всех цыплят. Давайте отнесем их курице.

Дети относят цыплят курице.

9. Итог занятия.

Дети, дедушка и бабушка спрашивают какие задания вы выполняли? Трудные ли были задания? С каким звуком мы сегодня познакомились? Дедушка и бабушка благодарят вас, и пока вас не было, курица снесла еще яйца, но не простые, а волшебные. Они с сюрпризом. Угощайтесь!

Логопед раздает детям шоколадные яйца и прощается с ними.

Использованная литература:

    Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной логогруппе/О.С. Гомзяк. – М.:Издательство ГНОМ, 2011г.

    Кузнецова Е.В. Развитие и коррекция речи детей в 5-6 лет: конспекты занятий / Е.В. Кузнецова, И.А.Тихонова. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

    Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР/ Н.В. Нищева. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

Конспект коррекционно-образовательной деятельности «Приключения цыпленка Цыпа» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обучение детей приемам сохранения здоровья, стимуляция работоспособности, мышления и речевой активности.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить произношение звука [ц]; развивать фонематическй слух, совершенствовать звуко-слоговой анализ слов. Коррекционно-развивающие задачи: развивать интонационную выразительность речи, мышление, слуховую память, зрительное восприятие, связную речь, речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательная задача: формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование: зеркала, индивидуальные схемы, предметные картинки, пальчиковые куклы «цыплята», тростевые куклы: лошадь, цыпленок, лиса, заяц, медведь, сюжетная картинка «Во дворе».

1. Организационный момент.

Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.
- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Дети, отгадайте загадку: «Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки. Кто это?» (Цыпленок)
Психогимнастика: Изобразить цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом - правое крылышко, затем - левое. Цыпленок под дождем, цыпленок греется на солнышке.
Послушайте, какая история приключилась однажды с цыпленком Цыпом. Вывела курица своих цыплят во двор погулять, червячков поискать. А цыпленок Цып был самый непослушный, сначала он выглянул из-под ворот, увидел клумбу с цветами (показываю большой цветок: цветотерапия - голубой цвет) и решил пойти понюхать цветы, потом он поиграл в догонялки с кузнечиком, потом долго изучал путь гусеницы и … заблудился.
Появляется кукла цыпленка
Цып: Что же мне делать, как найти дорогу домой.
(Звучит аудиозапись стука копыт лошади ц-ц-ц)
Цып: Ой, вы слышите, что это за странный звук?
Логопед: Дети, как вы думаете, кто это скачет? (Лошадь) Как стучат ее копыта? (Ц-ц-ц)
Сегодня мы с вами будем изучать звук [ц] и поможем Цыпу вернуться домой.

3. Характеристика звука

Произнесите звук [ц], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Дети анализируют произношение звука [ц] по схеме. Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя разбивает эту преграду. Голос не работает.
Логопед: -Какой звук [ц]? Дети: (Звук [ц] - согласный, всегда твердый, глухой.)

4. Упражнение в произношении с элементами су-джок терапии, развитие моторики, просодических компонентов речи.

Логопед: Лошадка Царица покажет нам путь

а.) Произношение стихотворения
Проговаривание стихотворения с отстукиванием каждого слога пальцами обеих рук поочередно с большого до мизинца (аппликаторные слепки).
Цок-цок-цок!
Ты лошадка, серый бок.
Ты копытцем постучи,
Нас домой скорей домчи.

б.) произношение слогов
скачет весело по камушкам: ца-цо-ца-цо
аккуратно перескакивает через ручейки: ац-оц-уц
тяжело поднимается в гору: цва-цву-цвы

Лошадка: Пройдите от колодца две клеточки вправо и одну вниз. Там под елкой сидит яц-за, он вам дальше дорогу покажет. (Один из детей выполняет ход на листе разлинованном в клеточку)
Логопед: Дети, а кто это яц-за? (Заяц).



5. Произношение звука в словах, развитие фонематических представлений.

Заяц: Подскажу дорогу, если вы мне поможете слова назвать а). Игра «Будь внимательным». - Рассмотрите картинку «Во дворе». Назовите слово со звуком [ц], в котором один слог (два слога, три слога).

(Цепь; яйца, крыльцо, цветы, овца, скворец; лестница, курица, цыплята, теплица, огурцы, колодец.)

Заяц: Пройдите две клеточки вниз и три влево, там возле старой мельницы вас кто-то ждет (Дети отгадывают по первым звукам слово лисица)

6. Развитие слухового внимания и памяти, звуко-слоговой анализ и синтез слова «курица».

Лисица: Ах, какие замечательные дети. Вы хотите со мной поиграть
Игра «Запомни-повтори» с элементами самомассажа
Открывайся, третий глаз
Научи скорее нас. Массажируем точку на переносице
Лучше станет наша память
Вы проверьте это сами. Массажируем точки на висках.
Предлагаются слова цапля, кольцо, ножницы, цветы
Скворец, певец, леденец, молодец
Лисица: Скажите, как зовут маму у цыпленка?
Дети: Курица.
Звуковой анализ слова курица

Логопед:
-Сколько слогов в слове курица? (Три)
-Назовите первый слог. (Ку)
-Сколько в нем звуков, назовите их. (К, у)
Аналогично разбираются слоги «ри» и «ца».
Дети самостоятельно выкладывают схему слова.
Лисица: Молодцы, все правильно сделали. Пройдите четыре клеточки вниз и одну вправо, там на поляне кто-то сидит, леденцы ест.

Логопед: Отгадайте, кто сидит на поляне. В названии этого животного первый звук [мь], последний [а], её детеныши-маленькие медвежата.
Медведица: Правильно отгадали, молодцы. Понюхайте, как пахнут мои цветы.

7. Формирование длительного речевого выдоха, релаксация.

Упражнение «Ах, как пахнет леденец!»

Теперь отдохните на моей полянке, а потом я вам дальше дорогу покажу.
Мышечная релаксация «Волшебный коврик»

Вместе с логопедом дети берутся за края коврика. Все вместе поднимают его вверх, делая вдох, на выдохе- опускают коврик вниз, протяжно произносят: «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза.
Затем коврик расстилается, дети встают вокруг него и произносят «волшебные» слова: «Раз, два, три - отдохни!» Затем дети проходят на коврик, делают круг(солнышко) и ложатся головами в центр круга (звучит спокойная музыка)

Ресницы опускаются…
Глаза закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Наши руки отдыхают…
Тяжелеют, засыпают…(2 раза)
Шея не напряжена,
А расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются…
Так приятно расслабляются. (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы чудесно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.

8. Профилактика зрительного утомления и близорукости.

Логопед: Посмотрите, какая красивая бабочка летает над поляной.

Давайте глазками проследим полет бабочки. (Тренажер «Бабочка»)
Дети следят глазами по заданной траектории.

Медведица: Ну, что, ребятки, отдохнули? Послушайте, куда вам дальше идти: пройдите три клеточки вправо и одну вверх, там на окраине села дом, в котором живет цыпленок.
(Один из детей выполняет ход)

Логопед: А вот и дом, в котором живет цыпленок Цып. (Выставляется картинка «Цыплята во дворе») Увидели цыплята Цыпа, обрадовались и зовут с собой играть, сны-небылицы придумывать.

9. Развитие связной речи.

Дети придумывают сон-небылицу о том, что случилось с цыпленком и тем предметом, который нарисован на картинке.

10. Рефлексия.

Логопед: Мы сегодня с вами сделали доброе дело, помогли цыпленку найти дорогу домой. А кто нам помогал и показывал дорогу? (Ответы детей).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида Новооскольского района Белгородской области».
Подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с№8: