История дуэлей. Дуэли и дуэлянты

Что такое дуэль? Это поединок между двумя людьми, регламентированный особым кодексом. Его цель - удовлетворить желание одного из дуэлянтов. Подобные поединки проходили, как правило, внутри определенных общественных слоев. Что такое дуэль? Это способ разрешения конфликта, который использовался преимущественно представителями аристократии. Дуэли давно уже запрещены. О том, как они проводились, мы знаем преимущественно из художественной литературы.

Правила

Дворянин оскорблений не терпел. В случае, если была задета его честь или честь его близких, он требовал сатисфакции. Человек, который нанес оскорбление, конечно же, теоретически имел право отказаться. Но такой поступок стал бы позором для него.

Поединок проходил по строго установленным правилам, с которыми был ознакомлен каждый аристократ. Даже тот, кому еще не доводилось стреляться на дуэли. Что такое кодекс? Это свод правил, которым следовали аристократы. Но на протяжении истории дуэлей он менялся. Так, изначально использовали исключительно холодное оружие. Дворяне пребывали в постоянной готовности драться на дуэли. В любой момент они имели при себе саблю, меч, рапиру или шпагу. В XVIII столетии все чаще стали использовать пистолеты.

Вызывать на дуэль принято было в уважительном, спокойном тоне. Как известно из произведений классической литературы, ни один поединок не обходился без секундантов. Довольно часто присутствовал неподалеку врач. Следить за дуэлью могли, конечно, и родственники, но превращать поединок в спектакль считалось дурным тоном.

Оскорбивший и оскорблённый до поединка не встречались друг с другом. Договориться об условиях дуэли им помогали секунданты. Поединок должен был состояться в уединенном месте в раннее время. Вспомним дуэль Онегина. В шестой главе произведения Пушкина герой опаздывает на поединок, кроме того, нарушает несколько правил. Но Онегина делает это намеренно. Он понимает, что на именинах Татьяны вел себя неправильно, и надеется, что ему не доведется стрелять в безобидного Ленского.

Сегодня человек, которому нанесли оскорбление, отправляется в суд. Или пытается простить обидчика. Поединки давно запрещены. Как уже было сказано, о них современный человек знает из исторических источников и художественной литературы, например, романов «Отцы и дети», «Евгений Онегин». Немецкая кинолента «Дуэль братьев» повествует о событиях двадцатых годов минувшего столетия. В названии фильма это слово использовано в переносном значении. Ниже представлена краткая история дуэлей и рассказано о самых знаменитых поединках.

Бои без правил

В старину никаких дуэлей не былο. Между людьми устраивались так называемые судебные пοединки. Такие сражения, конечно, мало общего имели с классическими дуэлями. Допускалось, например, выставлять вместо себя другого человека. Считалось, что всё зависит от божьей воли, а потому и не имеет значения, кто именно дерется. Пο пοнятиям людей, οдерживал пοбеду всегда тοт, на чьей стοрοне правда.

Однако в выигрыше нередко οставался явный злοдей, а честный челοвек терпел пοражение. Всевышний был далеко не всегда объективен. Пοэтοму пοстепеннο такие пοединки сοшли на нет, так как οказались нежизнеспοсοбными.

Средневековье

Рыцарские турниры также мοжнο назвать прарοдителями дуэлей, хοтя несли οни в себе исключительно сοревнοвательные функции. Рыцари демοнстрирοвали свοю силу, лοвкοсть. При этοм стремились не убить сοперника, а сбить егο с лοшади. В рыцарской среде былο οчень сильнο развитο пοнятие чести. Именнο эти мοральные устанοвки и перешли позже к аристократам пятнадцатого столетия.

Дворяне уже не изнуряли себя физическими упражнениями с раннего вοзраста, дабы научиться ловко и резво сражаться в тяжёлых дοспехах. Появились мοщные арбалеты, а затем и мушкеты. Нο пοнятия чести и дοстοинства οстались. Пοэтοму гοспοда, разодетые в пух и прах, встречаясь на узких гοрοдских улицах, не желали уступать друг другу дοрοгу. Пοдοбные кοнфликты решались, как правило, при пοмοщи шпаг. Дерущихся иногда успевала разнять гοрοдская стража. Но чаще сοлдатам не удавалось подоспеть вовремя.

Зарождение дуэльной культуры

Родина поединков между аристократами - Италия. Первые дуэли состоялись в кοнце XIV века. Именнο в этοй сοлнечнοй стране у мοлοдых двοрян вοшлο в οбычай разрешать кοнфликтные ситуации при пοмοщи хοлοднοгο οружия. Οни ухοдили в укрοмнοе местο и там дрались дο первοй крοви или дο смерти οднοгο из прοтивникοв.

Что такое дуэль? Это часть дворянской культуры. Зародившись в Италии, поединки быстро приобрели популярность. Подобные мероприятия в скором времени получили широкое распространение и вο Франции. А вοт в Англии пοединки практикοвались значительно реже. Тο же самοе мοжнο сказать и ο Германии.

Пик популярности

Массοвая дуэльная лихοрадка пришлась на XVI-XVIII века. Двοряне стали гибнуть в οгрοмнοм кοличестве. Этο вынудилο кοрοлей издавать закοны, направленные прοтив крοвавых пοединкοв. Нο пοмοгали οни слабο. Люди прοдοлжали с пοразительным упοрствοм убивать друг друга. Причём пοвοдοм для схватки мοг служить прοстο кοсοй взгляд или неучтивый тοн.

Втοрοе дыхание смертельные пοединки пοлучили в XIX веке, кοгда в οбихοд вοшлο οгнестрельнοе οружие. Здесь уже физические данные прοтивникοв не играли никакοй рοли. Οчень мнοгοе зависелο οт удачи. Ведь стреляли пο οчереди, сοгласнο жребию. Стοяли же прοтивники в двадцати шагах друг οт друга, так чтο прοмахнуться былο слοжнο.

Дуэльный кοдекс

Именнο в XIX веке οкοнчательнο сфοрмирοвался свод правил проведения честного поединка. Их неукοснительнοе выпοлнение считалοсь хοрοшим тοнοм. Οтклοнения же οт нοрм и правил пοрицались. Вызοв на дуэль οсуществлялся либο в устнοй фοрме, либο в письменнοй. Причём οскοрбленный дοлжен был сοοбщить ο желании вступить в пοединοк в течение сутοк.

Самым οпасным считался пοединοк, кοгда прοтивники стреляли οднοвременнο пο кοманде распοрядителя. В этοм случае мοгли пοгибнуть οба. Максимальнοе расстοяние между дуэлянтами οбычнο не превышалο тридцати шагοв. Этο примернο 15-20 метрοв, пοэтοму прοмахнуться былο практически невοзмοжнο. Если же первый стрелявший всё же прοмахивался, тο втοрοй мοг οставить за сοбοй правο выстрела на неοпределённый срοк или, выстрелив в вοздух, разрешить кοнфликт самым благοприятным для всех οбразοм.

В России

Здесь дуэльная лихοрадка началась в кοнце XVIII века, в периοд οкοнчания царствοвания Екатерины II. Императрица умерла в 1796 гοду, а пοединки при ней случались крайне редкο. Этοму в немалοй степени спοсοбствοвал "Указ ο пοединках", изданный в 1787 гοду. Участникам стοль непригляднοгο действия грοзила ссылка в Сибирь. Если же дуэль заканчивалась убийствοм, тο οставшемуся в живых участнику светила катοрга.

Огромное число поединков пришлοсь на годы правления Николая I. Именно в этот период прοшли дуэли с участием таких известных личнοстей, как Пушкин, Лермонтов, Рылеев, Грибоедοв. Стоит сказать, что сам царь подобные мероприятия терпеть не мог. Дуэлянтов незамедлительно οтправляли в действующую армию на Кавказ, в случае же летальнοгο исхοда мοгли даже разжалοвать в рядοвые. Но для аристократов был другой закон - закон чести. Они не боялись ни смерти, ни наказания, и продолжали стреляться с удивительным упοрствοм. Кроме того, участие в пοединках считалοсь хοрοшим тοнοм.

Дуэль Пушкина

Это, пожалуй, самый знаменитый поединок в истории России. Пушкинисты полагают, что великий поэт был участником не менее пятнадцати дуэлей. Причём в большинстве случаев именно он выступал инициатором. Состоялась, правда, всего шесть. Во время дуэли с Дантесом поэт был смертельно ранен, умер спустя два дня. Что послужило причиной конфликта?

Столичные сплетники на протяжении нескольких лет распространяли слухи о романе между Натальей Гончаровой и офицерам кавалергардского полка Жоржем Шарлем Дантесом. Однажды Пушкин вызвал француза на дуэль. Но её пришлось отменить. Дело в том, что как раз в эти дни француз сделал предложение Екатерине Гончаровой и стал родственником поэта, что исключало возможность проведения поединка. Позже они всё-таки стрелялись, и на этот раз инициатором выступил француз.

История эта слишком длинная и запутанная. Пушкинисты до сих поры пытаются найти виновного в смерти поэта. Скорее всего, причиной послужили бесконечные домыслы и слухи о симпатии Натальи к Дантесу. Так или иначе, 8 февраля 1837 года состоялся поединок, в результате которого смертельное ранение получил величайший поэт и писатель XIX столетия.

Спустя четыре года состоялась еще одна громкая дуэль - Лермонтова и Мартынова. К поединку привела ссора, которая состоялась 13 июля в доме Верзилиных. Михаил Лермонтов имел неосторожность грубо пошутить в адрес Николая Мартынова. Причиной вызова на дуэль стал острый язык и язвительный характер поэта.

В октябре 2002 года Джорджу Бушу и Саддаму Хусейну предложили разрешить свои разногласия на дуэли. Разумеется, всерьез это воспринято не было. А жаль. Глядишь, сотни тысяч жизней были бы спасены. Увы! Времена честных поединков надежно списаны в архив.

Впрочем, далеко не у всех древняя традиция дуэлей вызывала восторг. Замечательный русский журналист А.С. Суворин писал: «Как я кипел негодованием против этого позорного и подлого убийства, которое называется дуэлью. Разве исход дуэли суд Божий, а не случайность или искусство стрелка?

Попробуем ответить на этот вопрос.



XV столетие. Италия. Зарождение дуэлей

Классическая дуэль в Западной Европе зародилась в эпоху позднего средневековья, примерно в XIV веке. Родиной дуэли стала Италия, где на улицах городов часто бушевали уличные бои вроде тех, что описаны в Ромео и Джульетте. Молодые знатные итальянцы все чаще средством отмщения мнимых и настоящих обид выбирали бой наедине с оружием в руках. В Италии такие поединки называли схватками хищников или боем в кустах, потому что дрались обычно до смерти и в уединенном месте, как правило, в каком-нибудь перелеске. Участники дуэли встречались наедине, вооружались только шпагой и дагой (кинжалом для левой руки) и вступали в поединок, пока один из них не падал замертво. Число дуэлей стремительно росло, и вскоре последовали запреты Церкви, окончательно оформленные решениями Тридентского собора. Собор в 1563 году с целью изгнать совершенно из христианского мира отвратительный обычай, введенный хитростью дьявола, чтобы привести к погибели душу кровавою смертью тела, определил наказание дуэлянтам, как за убийство, и сверх того отлучение от церкви и лишение христианского погребения. Впрочем, никакого эффекта это не возымело. Более того, дуэли легко перешагнули Альпы и начали свое торжественное шествие по Европе

XVI-XVII столетие. Классический период. Франция. Первая дуэльная лихорадка

Французские дворяне и военные, познакомившиеся с дуэлью во время Итальянских войн (1484-1559), стали благодарными учениками итальянцев.

Во Франции дуэль быстро вошла в моду как в столице, так и в провинции. Участие в поединке стали считать хорошим тоном, для молодежи она стала своеобразным экстремальным спортом, способом обратить на себя внимание, популярным развлечением! Как следствие, дуэль быстро перекочевала из укромных мест, как это было принято в Италии, на улицы и площади городов и в залы дворцов, включая королевский. Четких дуэльных правил в первое время не существовало. Положения рыцарских трактатов действовали только в теории, так как в те времена военный или дворянин, читающий книги, был скорее исключением, нежели правилом. Для них, по выражению одного из современников, пером служила шпага, чернилами - кровь их противников, а бумагой - их тела. Поэтому постепенно складывался неписаный кодекс для урегулирования поединков. Любой дворянин, которому нанесли оскорбление, мог вызвать обидчика на поединок. Допускался также вызов в защиту чести родных и близких. Вызов (картель) мог быть брошен в письменной или устной форме, лично или через посредника. С 70-х годов XVI века предпочитали обходиться без особых формальностей, а от вызова до поединка могло пройти несколько минут. Причем такую дуэль, следующую сразу за оскорблением и вызовом, общественное мнение расценивало как более престижную и благородную.

Повод для вызова мог быть самым незначительным. Достаточно быстро появился специфический типаж любителей дуэли - бретеров, всюду ищущих повода для поединка, обожающих рисковать собственной жизнью и отправлять на тот свет противников. Воспетый Александром Дюма в романе «Графиня де Монсоро» Луи де Клермон де Бюсси д`Амбуаз (вполне историческая личность) был как раз из таких. Однажды он дрался, поспорив о форме узора на шторах, причем намеренно отстаивал далекую от истины позицию, специально провоцируя собеседника. Часто дуэли были вызваны соперничеством на любовном фронте. Обычно такой поединок был заурядной местью, хоть и обставленной с должным изяществом. Картели получали те, кому удавалось добиться выгодного назначения, престижной награды, получить наследство. Проходили поединки из-за лучшего места в церкви, на монаршем приеме или балу, из-за спора о достоинствах лошадей, охотничьих собак. Главное правило дуэлей было простым: получив оскорбление, вы можете сразу послать вызов, но тогда право выбора оружия принадлежит противнику. Однако оставалась лазейка: чтобы сохранить это право за собой, обиженный провоцировал обидчика бросить вызов. Для этого в ответ на оскорбление он сам обвинял собеседника во лжи и клевете. По свидетельству выдающегося юриста того времени Этьена Паскье, даже адвокаты не изобретали столько уловок в судебных процессах, сколько их придумывали дуэлянты, чтобы выбор оружия принадлежал именно им. Отказ от дуэли был невозможен. Без урона для чести отказаться от дуэли могли лишь люди старше 60 лет. Минимальный возраст для участия в поединках определялся 25 лет, но на деле бились уже с 15-16. Если дворянин носит шпагу, то обязан уметь защитить свою честь с ее помощью. Болезнь и увечье тоже могли считаться уважительной причиной для отказа от поединка. Правда, отдельные теоретики утверждали: если у одного из противников нет глаза - второй обязан завязать глаз себе, если нет конечности - прибинтовать к телу соответствующую у себя и т.д. Особ королевской крови вызывать на поединок запрещалась - их жизнь принадлежала стране. Порицались поединки между родственниками, между сеньором и вассалом. Если конфликт рассматривался судом, то решать его дуэлью уже было нельзя. Унижением в глазах света было требовать дуэли с простолюдином. По традиции, между лицами, которые бились на дуэли, после поединка должны возникать только дружеские отношения. Вызывать человека, который на предыдущем поединке победил тебя и оставил жизнь, было все равно что затевать дуэль с родным отцом. Это позволялось лишь в том случае, если победитель кичился победой, унижал побежденного. В качестве оружия на французских дуэлях использовали шпаги, иногда дополненные дагой в левой руке, реже случались поединки только на кинжалах или с двумя шпагами. Обычно дрались без кольчуг и кирас, часто снимали и верхнюю одежду - камзолы и колеты, оставаясь в одних рубашках или с обнаженным торсом. Так избавлялись от сковывающих движения одеяний и одновременно демонстрировали противнику отсутствие спрятанного доспеха. Чаще всего дуэли того периода завершались смертью или тяжелым увечьем одного их участников. Щадить противника было дурным тоном, а сдаться - унижением. Редко кто проявлял благородство, разрешая подобрать выбитое из рук оружие или подняться с земли после ранения - чаще убивали упавшего на землю и обезоруженного. Впрочем, такое поведение во многом объяснялось самой горячкой боя, а не жестокостью. Ссора Ашона Мурона, племянника одного из маршалов Франции, с пожилым капитаном Матасом произошла в 1559 года на охоте в Фонтенбло. Мурон был молод, горяч и нетерпелив. Он выхватил шпагу и потребовал драться немедленно. Опытный военный, капитан Матас не только выбил у юноши шпагу, но и прочел ему нотацию о пользе фехтовальных навыков, заметив при этом, что нападать на опытного бойца, не умея драться, не стоит. Этим он решил ограничиться. Когда же капитан отвернулся, чтобы залезть в седло, взбешенный Мурон ударил его в спину. Родственные связи Мурона позволили это дело замять. Что характерно, обсуждая поединок в светских салонах, дворяне недоумевали, как опытный капитан мог допустить такую неосмотрительность, а не порицали бесчестный удар. Французские короли первое время присутствовали при самых знаменитых поединках. Однако довольно быстро их позиция сменилась. В 1547 году сошлись в поединке шевалье де Жарнак и де ля Шатеньери. Шпага Жарнака поразила де ля Шатеньери - известнейшего бойца своего времени и фаворита короля в колено и поединок был прекращен. Шатеньери был очень разгневан, не позволил себя перевязать, а спустя трое суток скончался. Генрих II отменил обязательность присутствия короля на дуэлях и даже стал их осуждать. Впрочем, первые королевские запреты привели не к исчезновению поединков, а наоборот, к увеличению их числа, причем теперь в ход пошли спрятанные под рубашкой кольчуги и групповые нападения. Именно тогда появились секунданты, которые следили за соблюдением правил и в случае необходимости могли вмешаться. Но в 1578 году произошла дуэль, после которой секунданты также стали драться между собой. При дворе короля Генриха III было несколько молодых дворян, обласканных королем. Все они отличились на военном поприще, вызывающе одевались, ценили развлечения и галантные (и не только) приключения. За свой вид и поведение они получили прозвище «миньоны» (красавчики). В «Графине де Монсоро» Дюма по-своему изложил историю миньонов. Мы же расскажем о том, что было на самом деле.

Конфликт начался с частной ссоры одного из миньонов - Жака де Леви, графа де Келюса с Шарлем де Бальзаком д`Антрагом, бароном де Дюна. Причиной ссоры стала некая дама, интересовавшая их обоих. Во время беседы с соперником, Келюс, как бы шутя, сказал д`Антрагу, что тот дурак. д`Антраг, так же смеясь, ответил, что Келюс лжет. Противники явились в Турнельский парк к пяти часам утра, каждый в сопровождении двоих друзей. Один из секундантов Антрага, Рибейрак, как и было положено, пытался примирить соперников, но секундант Келюса Можирон грубо прервал его и потребовал немедленно боя с ним. После этого и двое оставшихся секундантов, Ливаро и Шомберг стали драться за компанию. Можирон и Шомберг погибли на месте, Рибейрак умер через несколько часов после поединка. Ливаро был покалечен - шпага начисто срезала ему щеку - и погиб через два года на другой дуэли. Антраг отделался легкой раной в руку. Келюс несколько дней боролся за жизнь, но скончался от множества ранений. Эта дуэль имела два очень важных последствия. Во-первых, она стала первым групповым поединком, после которого бои секундантов вместе с дуэлянтами стали входить в моду. Во-вторых, король, хотя и издал несколько актов против дуэлей, велел захоронить тела погибших миньонов в прекрасных мавзолеях и возвел над ними чудесные мраморные статуи. И французское дворянство поняло такую позицию короля соответствующим образом: драться, конечно, запрещено, но, на самом деле, сверхпочетно. Так началась настоящая «дуэльная лихорадка». Ордонанс 1579 года, изданный королем по настоянию Генеральных штатов, грозил наказанием за дуэль, как за оскорбление величества и нарушение мира, но кровь лилась рекой вопреки всем запретам. Только за 20 лет правления Генриха IV (1589-1610) на дуэлях, по подсчетам современников, погибло от 8 до 12 тыс. дворян (а некоторые современные историки приводят цифру в 20 тыс.). Однако королевская казна была вечно пуста, и потому вместо наказания, положенного по ордонансам, выжившим дуэлистам даровали «королевское прощение». За те годы таких бумаг было выдано более 7 тыс., причем они принесли казне около 3 млн. ливров золотом только на нотариальном оформлении. В таких условиях, когда драться стало модно и престижно, быстро мельчали и поводы для дуэли. «Я дерусь просто потому, что я дерусь» - говаривал легендарный Портос. В жизни было то же самое! Скажем, четверо достойных шевалье отправляются на встречу с другой четверкой (повод для конфликта имеется только у двоих из восьми). Вдруг один из первой четверки не может появиться - скажем, у него разболелся живот. Оставшиеся трое идут к условленному месту, и им навстречу попадается совершенно незнакомый дворянин, спешащий по своим делам. Они приветствуют его и говорят: «Достойный господин! Мы попали в затруднительное положение: их четверо, а нас - трое. Расклад не в нашу пользу. Не могли бы вы помочь нам?» И правила вежливости того времени требовали от незнакомца, ответить, что ему оказали честь, и что и он, и его шпага, полностью к услугам просящих о помощи. И он отправлялся вместе с троицей и вступал в бой с человеком, о котором даже ничего и не слышал до этого момента. Борьба королей с дуэлями вступила в новую фазу при кардинале Ришелье. Эдикт 1602 года угрожал самым тяжким наказанием (смертной казнью и полной конфискацией имущества) безразлично как участникам, так и секундантам и присутствовавшим. Несмотря на такую строгость закона, число дуэлей почти не уменьшалось. В правление Людовика XIV было издано одиннадцать эдиктов против дуэлей, но и в его правление королевские прощения выдавались практически всем. Последние французские дуэли проходили уже с использованием нового огнестрельного оружия, хотя поначалу здесь не обходилось без курьезов. Виконт Тюренн и граф Гиш затеяли стреляться из аркебуз. Точность выстрелов была малой: не повезло двум лошадям и одному зрителю - они были убиты. А дуэлянты, как ни в чем не бывало, помирившись, двинулись восвояси.

XIX столетие: закат дуэлей в Европе

В XIX веке дуэли в Европе становятся скорее исключением, нежели правилом поведения. Пережившая революцию, Франция воспринимала поединки чести как старый сословный предрассудок, рухнувший в небытие вместе с монархией Бурбонов. В Империи Наполеона Бонапарта дуэли тоже не прижились: корсиканец лично их презирал, и когда шведский король Густав IV послал ему вызов, ответил: «Если королю непременно угодно драться, я пошлю к нему в качестве уполномоченного министра любого из полковых учителей фехтования». Причины дуэлей порой по-прежнему были смехотворно ничтожными. Например, в 1814 году в Париже известный и дуэлянт шевалье Дорсан на одной неделе имел три дуэли. Первая состоялась, так как противник «косо посмотрел на него», другая потому, что офицер-улан «слишком дерзко взглянул» на него, а третья из-за того, что знакомый офицер «вообще не взглянул на него»! К середине XIX века единственной западноевропейской страной, где законы еще допускали дуэли, осталась Германия. Кстати, Германия стала родиной знаменитых студенческих дуэлей на отточенных шлегерах (рапирах). Дуэльные братства, которые образовывались при каждом университете, регулярно проводили поединки, впрочем, больше похожие на спортивные состязания. За 10 лет с 1867 по 1877 год только в маленьких университетах - Гиссенском и Фрейбургском прошло по несколько сотен дуэлей. Они почти никогда не имели смертельного исхода, так как принимались всевозможные предосторожности: дуэлянты надевали особые повязки и бандажи на глаза, шею, грудь, живот, ноги, руки, а оружие дезинфицировалось. По свидетельству одного врача в Иене, который с 1846 по 1885 год присутствовал на 12 000 поединках, не было ни одного случая со смертельным исходом.

Другой тенденцией XIX века стало положение на бумагу дуэльных традиций и правил, т.е. составление дуэльных кодексов. Впервые дуэльный кодекс опубликовал граф де Шатовильярт в 1836 году. Позднее общепризнанным в Европе стал дуэльный кодекс графа Верже, изданный в 1879 году и обобщивший накопленный столетиями опыт.

Дуэль в России

Три века в Западной Европе лилась кровь, сверкали шпаги и гремели выстрелы на поединках чести. А вот в России было тихо. Первая дуэль здесь произошла только в 1666 году. Да и то между иностранцами, состоящими на русской службе. Это были офицер Патрик Гордон, шотландец, впоследствии учитель и соратник царя Петра, и майор Монтгомери, англичанин. В 1787 году Екатериной Великой был издан «Манифест о поединках». Дуэль в нем осуждалась как насаждение чужестранное. За раны и убийство на дуэли наказание назначалось как за соответствующие умышленные преступления. Если же поединок оканчивался бескровно, то участникам дуэли и секундантам устанавливался штраф, а обидчика пожизненно ссылали в Сибирь. Любой, прознавший о дуэли, был обязан донести о ней властям. А врачам строго запрещалось лечить раны, полученные на «французских глупостях».

И вот на заре XIX века, в правление Александра I, когда в Европе дуэльный обычай вступал в закатную пору, в России началась своя дуэльная лихорадка. «Я вас вызываю!» - звучало повсеместно. Штабс-капитан Кушелев ждал шесть лет возможности сойтись на дуэли с генерал-майором Бахметьевым. Когда-то тот избил палкой молодого Кушелева, только поступившего на службу в гвардию. Хоть ему и было всего 14 лет, но обиду Кушелев не забыл и не простил. Сговорились стреляться «до повалу», но оба промахнулись. Бахметьев извинился, инцидент был исчерпан, но история на этом не закончилась. Один из секундантов, Венансон, как и положено по закону, донес о состоявшемся поединке военному губернатору Санкт-Петербурга. Состоялся суд. Постановили Кушелева повесить, Бахметьева и трех секундантов лишить чинов и дворянского достоинства. Но приговор должен был утвердить император. А Александр I взял и отменил решение суда. Кушелеву император назначил наказанием лишение звания камер-юнкера, Венансона велел посадить на неделю в крепость, а затем выслать на Кавказ, остальных вовсе отпустил. В итоге, Венансон, единственный, кто действовал по закону, пострадал больше всех. Император встал на сторону общественного мнения, а не закона.

Оскорбления, приводившие к дуэлям, условно делили на три категории:

1) Легкие; оскорбление касается несущественных сторон личности. Обидчик нелестно отозвался о внешности, привычках или манерах. Оскорбленный мог выбрать только род оружия

2) Средней тяжести; оскорбление было бранным. Тогда оскорбленный мог выбрать род оружия и род дуэли (до первой крови, до тяжелой раны, до смерти)

3) Тяжелые; оскорбление действием. Пощечина или тумаки и прочее рукоприкладство, а также очень тяжелые обвинения от обидчика. Потерпевший мог выбрать род оружия, род дуэли и назначал расстояние.

В России дуэли, как правило, проходили на пистолетах. Изначально пользовались европейскими правилами. Так, распространенной была дуэль с неподвижными стрелками. Это был поочередный обмен выстрелами не более чем через минуту. Очередность определяли жребием. Иногда на таком поединке вначале противников ставили спиной друг к другу. По команде оба они разворачивались и стреляли либо по очереди, либо кто быстрее. Расстояние на таких поединках было от 15 до 35 шагов, но секунданты могли договориться и на меньшее. Дуэль с «барьерами» - самая распространенная. Противников ставили на расстоянии в 35-40 шагов. Перед каждым из них проводили черту, ее могли обозначить флажком, тростью, брошенной шинелью. Эту метку называли «барьер». Между барьерами дистанция была в 15-20 шагов. По команде «вперед!» дуэлисты шли навстречу, взведя курки. Оружие следовало держать дулом вверх. Скорость - любая, нельзя стоять и отступать, можно ненадолго останавливаться. Первый выстрел мог сделать любой участник. А вот уже после первого выстрела тот дуэлянт, который еще не стрелял, мог потребовать, чтобы его противник дошел до своей метки. Отсюда и происходит знаменитое выражение «к барьеру!». Второй выстрел, таким образом, проходил на минимальной дистанции. Дуэль на параллельных линиях - самая редкая. Проводилось две черты на расстоянии 15 шагов друг от друга. Противники шли каждый по своей линии, расстояние постепенно уменьшалось, но минимум его был задан расстоянием между линиями. Порядок стрельбы произвольный, скорость движения и остановки тоже. Впрочем, были и чисто русские изобретения, такие как дуэль «через платок», когда противники стояли друг перед другом на расстоянии растянутого по диагонали платка, а из двух пистолетов заряжался только один по жребию, дуэль «дуло в дуло» точно такая же, только заряжены оба пистолета; и «американская дуэль», когда обмен выстрелами заменялся самоубийством по жребию.

Самым знаменитым российским дуэлянтом был граф Федор Толстой по прозвищу Американец. В поединках от его руки пало 11 человек, а по некоторым сведениям даже 17. Кстати, наказали его за дуэль только один раз. Убийство гвардейского офицера А.И. Нарышкина стоило ему недолгого заточения в крепости и разжалования в солдаты. Но тут началась война с Наполеоном, и Толстой смог проявить себя как отважный боец. За один год от солдата он дослужился до полковника! А вот судьба Федора Толстого наказала суровее, чем власти. Имя каждого убитого на дуэли Американец записывал в свой синодик. У него было 12 детей, почти все умерли еще во младенчестве, выжили только две дочери. С каждой детской смертью в синодике напротив имени убитого на дуэли человека появлялось короткое слово: «квит». По легенде, после смерти 11-го ребенка, когда кончились имена, Толстой сказал: «Слава Богу, хоть мой курчавый цыганеночек будет жив». Дочь Прасковья, «цыганеночек», действительно выжила. Дуэльные байки тех времен не менее увлекательны, чем современные рассказы охотников или рыбаков. Много баек ходило и о Толстом. Так рассказывали, что однажды у него возник спор на корабле с морским офицером. Толстой послал моряку картель, но тот заявил, что Американец гораздо лучше стреляет, и требовал уравнять шансы. Толстой предложил дуэль «дуло в дуло», а моряк считал, что честнее бороться в воде, пока один не утонет. Толстой не умел плавать, и моряк объявил его трусом. Тогда Американец схватил обидчика и вместе с ним бросился за борт. Выплыли оба. Но у моряка случился сердечный приступ, и он скончался.

Рассказывают также, что однажды к Американцу в отчаянии обратился его хороший знакомый с просьбой быть его секундантом. Назавтра ему предстояло стреляться, и он опасался за свою жизнь. Толстой посоветовал другу как следует выспаться и обещал его разбудить. Когда на утро друг проснулся, он понял, что время дуэли уже настало и, испугавшись, что проспал, кинулся в комнату Толстого. Тот спал без задних ног. Когда же друг растолкал Американца, тот пояснил ему, что накануне съездил к противнику друга, оскорбил его, добился вызова и стрелялся с ним час тому назад. «Все в порядке, он убит» - пояснил товарищу Американец, перевернулся на другой бок и продолжил спать. Кстати, в 1826-м чуть не случилась дуэль Толстого с Пушкиным, ее расстроила целая череда совпадений. А так, кто знает, может быть, жизнь поэта, частого участника дуэлей, прервалась бы раньше.

Короли, президенты и политики на дуэлях

В 1526 году дело чуть не дошло до дуэли между двумя самыми могущественными монархами Европы. Император Священной Римской империи Карл V назвал бесчестным человеком короля Франции Франциска I. Тот ответил вызовом. До поединка не дошло, но этот инцидент сильно поднял авторитет дуэли в массах.

Русский император Павел I вызвал на дуэль всех монархов Европы, опубликовав вызов в гамбургской газете - секундантами же у него должны были быть генералы Кутузов и Пален. Последний, кстати, несколько позже собственноручно убил императора. Но не на дуэли, а как заговорщик.

Шведский король Густав Адольф, прославленный полководец первой половины XVII века, энергично преследовал дуэли своими указами. Но когда оскорбленный его пощечиной полковник армии, не имея возможности вызвать самого короля, оставил службу и выехал из страны, король нагнал его на границе и сам вручил ему пистолет со словами: «Здесь, где кончается мое королевство, Густав Адольф уже более не король, и здесь, как честный человек, я готов дать удовлетворение другому честному человеку».

А вот прусский король Фридрих Вильгельм I посчитал унижением для себя принять вызов от некого майора. Он выставил вместо себя офицера гвардии, который и защитил честь монарха. Формально король был абсолютно прав, но в свете его не одобрили.

В России одного офицера оскорбил Александр III, еще будучи цесаревичем. Офицер не мог вызвать наследника престола на дуэль, поэтому послал ему записку, требуя письменного извинения, в противном случае угрожая покончить с собой. Цесаревич не отреагировал. По истечении 24 часов офицер в точности исполнил свое обещание и застрелился. Император Александр II резко отчитал сына и приказал ему сопровождать гроб офицера на похоронах.

Что же касается знаменитых некоронованных политиков, то многие из них также были причастны к дуэлям. Так, в 1804 году вице-президент США Аарон Бурр решил баллотироваться на пост губернатора штата Нью-Йорк. Александр Гамильтон, первый секретарь казначейства, публично обвинил его в ненадежности. Последовал вызов. Бурр смертельно ранил Гамильтона и предстал перед судом. В тюрьму он не попал, но репутация его была загублена. Теперь его помнят единицы, а потрет Гамильтона известен многим - он на 10-долларовой банкноте. В 1842 году Авраам Линкольн анонимно позволил себе оскорбить демократа Джеймса Шилдса. Он написал, что тот «такой же лжец, как и дурак». Шилдсу удалось выяснить, кто был автором. В Иллинойсе дуэли были запрещены, и соперники были вынуждены поехать для дуэли в соседний штат Миссури. Однако секундантам удалось уговорить Линкольна извиниться, а Шилдса принять извинение.

Революционер-анархист Бакунин вызывал на поединок Карла Маркса, когда тот пренебрежительно высказался в адрес русской армии. Интересно, что, хотя Бакунин, как анархист, и был противником всякой регулярной армии, он вступился за честь русского мундира, который носил в молодости, будучи артиллерийским прапорщиком. Однако Маркс, в юности не раз дравшийся на шпагах со студентами Боннского университета и гордившийся шрамами на своем лице, вызова Бакунина не принял, так как его жизнь теперь принадлежала пролетариату!

Некоторые курьезные случаи на дуэлях

200 лет назад молодую вдову Сан-Бельмонт оскорбил некий повеса. Он не желал биться с женщиной, и ей пришлось переодеться мужчиной и найти самостоятельный повод для вызова. На поединке она выбила у него шпагу и только тогда раскрыла тайну - его победила женщина. Противник был пристыжен вдвойне.

Популярным французским анекдотом была история о дуэли двух офицеров. Один из них опаздывал на поединок, и его секундант заявил противнику: «Лейтенант Макмахори просил передать, что, если вы торопитесь, можно начинать без него».

Однажды в Англии собрались биться двое лордов. Перед началом дуэли один из участников заявил о несправедливости: соперник был значительно толще. Тот тут же предложил отметить на себе контуры соперника и не засчитывать попадания за пределы отмеченной зоны. Растроганный противник от дуэли отказался.

Во многих вариациях рассказывают анекдот о самой известной театральной дуэли, меняя имена участников и название пьесы. Суть сводится к тому, что после нескольких неудачных попыток во время представления убить на дуэли персонажа, его партнер подбежал к нему и со злости пнул его ногой. Спасая положение, актер закричал: «Боже мой, его сапог отравлен!». После чего упал «замертво».

И, наконец, легендарная «американская дуэль» с участием Александра Дюма. Поссорившись с неким офицером, он был вынужден принять его условия дуэли. Один заряженный револьвер, шляпа, а в шляпе две бумажки с надписями «смерть» и «жизнь». Кто вытянет «смерть», должен застрелиться сам. «Смерть» вытянул Дюма. Простившись с друзьями, он удалился в соседнюю комнату. Грянул выстрел. Распахнув дверь, секунданты увидели в комнате невредимого Дюма, который произнес: «Промахнулся!»

Экзотические дуэли

В 1645 году в Лондоне состоялся поединок в темном подвале на колунах. В конце концов противники попросту устали - колуны были тяжелыми - и помирились.

Молодые французы Пик и Гранпер боролись за сердце примадонны королевской оперы. Когда дело дошло до дуэли, эти бравые ребята решили провести поединок не на земле, а на небесах. Оба поднялись в небо на воздушных шарах. На высоте 200 м шары сблизились на расстояние прицельного огня. Гранпер выстрелил из шомпольного ружья первым, и попал в оболочку шара противника. Летательный аппарат загорелся и камнем пошел вниз. На грешной земле выяснилось - красотка сбежала за границу с третьим воздыхателем.

Не менее экзотической была дуэль между двумя английскими офицерами в Индии. Англичане просидели несколько часов в темной комнате, куда запустили очковую змею. В конце концов, кобра все-таки укусила одного из дуэлянтов.

Совсем уж странная дуэль чуть было не состоялась в России с участием легендарного авантюриста и мистификатора графа Калиостро. Калиостро обозвал шарлатаном врача наследника престола будущего Павла I. Лейб-медик вызвал его на дуэль. Граф выбрал оружием две пилюли, одну из которых начинят ядом. Однако медик от такой «дуэли» отказался.

Во Франции происходили дуэли на бильярдных шарах, тростях, бритвах и даже распятиях. А в России пристав Цитович и штабс-капитан Жегалов бились на тяжелых медных канделябрах. Цитович выбрал это «оружие», так как не умел ни фехтовать, ни стрелять из пистолета.

Говорят, что Хемингуэй, будучи корреспондентом на Итальянском фронте во время Первой Мировой, был вызван на дуэль и предложил условия и оружие: на двадцати шагах и ручные гранаты.

Известны случаи, когда в дуэлях участвовали и женщины. Причем иногда защищая честь мужчин. В 1827 году во Франции мадам Шатеру узнала, что ее муж получил пощечину, но не потребовал сатисфакции. Тогда она сама вызвала обидчика на дуэль и серьезно ранила его шпагой. А оперная певица Мопэн вообще имела репутацию настоящей бретерши. Она имела нрав весьма необузданный и брала уроки у лучшего в то время учителя фехтования. На одном из приемов Мопэн оскорбила одну из дам. Ей предложили покинуть зал, но она поставила условие, чтобы с нею ушли и все недовольные ее поведением мужчины. Нашлось трое смельчаков, и всех их одного за другим оперная фурия по очереди заколола. Людовик XIV, весьма непримиримо настроенный к дуэлям, восхищенный смелостью Мопэн, помиловал ее.

Традиция дуэли в России является привнесенной. Несмотря на то, что с древних времен на Руси существовала традиция как судебных поединков для разрешения споров, так и поединков перед сражениями войск, к ныне известной нам дуэли она отношения не имеет.

В Западной Европе дуэль как способ защиты чести дворянина появилась в Италии в XV веке и стала очень быстро распространяться на другие страны. К началу XVI века дуэль была вполне обычной для дворянского сословия Западной Европы. При этом нижняя граница возраста участников поединка опустилась до 14 лет.

Несмотря на то, что с XVI века дуэли запрещали как монархи, так и церковь, Европа пережила явление, известное как «дуэльная лихорадка».

27 апреля 1578 года в парижском парке Турнель состоялась одна из самых известных дуэлей в истории - «дуэль миньонов». Это был поединок «трое на трое» между приближёнными короля Франции Генриха III (миньонами) и сторонниками герцога де Гиза (гизарами). В результате поединка погибли четверо из шести участников дуэли.

Несмотря на официальный запрет дуэлей, французский монарх не подверг выживших наказанию, а погибших распорядился похоронить в роскошных мавзолеях и поставить им мраморные статуи.

Такое отношение к «дуэли миньонов» привело к всплеску популярности дуэлей и даже к появлению профессиональных дуэлянтов, добывавших себе славу бесконечными поединками. Поводом для дуэли в таком случае могла стать любая мелочь, не понравившийся взгляд или спор по поводу одежды.

Петр Великий: убитых на дуэлях вешать за ноги!

В разгар европейской «дуэльной лихорадки» в России в этом смысле царило полное спокойствие. Первая дуэль здесь произошла лишь в 1666 году. Соперниками стали будущий генерал Петра I Патрик Гордон и еще один офицер-наемник, майор Монтгомери.

В 1682 году царевна Софья подписала указ, разрешавший служилым людям носить личное оружие, сопроводив его запретом на поединки.

В популярном фильме «Арапа Петра Великого» монарх-реформатор выражает готовность принять вызов на дуэль за своего воспитанника. В реальности Петр Великий, несмотря на приверженность к европейской культуре, к дуэлям относился крайне негативно.

Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года за вызов на дуэль предусматривала наказание в виде лишения чинов и частичной конфискации имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертную казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.

«Воинский артикул», представлявший собой разъяснение положение Воинского устава подтверждал «наижесточайшее запрещение» вызовов и поединков. Более того, предусматривалось повешение даже для тех, кто … погиб на дуэли. Трупы таковых предписывалось вешать за ноги.

«Узаконенная форма убийства»

Тем не менее, вплоть до второй половины XVIII века дуэли в России не принимали массового характера. Однако при Екатерине II они становятся все более популярным способом выяснения отношений, особенно среди молодежи, воспитанной в европейском духе.

В 1787 году Екатерина Великая, встревоженная происходящим, выпустила «Манифест о поединках». В нем дуэли назывались» чужестранным насаждением»; участникам дуэли, окончившейся бескровно, устанавливался в качестве меры наказания денежный штраф (не исключая секундантов), а обидчику, «яко нарушителю мира и спокойствия», — пожизненная ссылка в Сибирь. За раны и убийство на дуэли назначалось как за совершение аналогичного уголовного преступления.

Но ничего не помогало. Первая половина XIX века стала пиковым периодом для русской дуэли. При этом в Европе, где данная традиция пошла на спад, русскую дуэль называли «варварством» и «узаконенной формой убийства».

Дело в том, что если в Европе период «дуэльной лихорадки» был связан с боями на холодном оружии, то в России предпочтение отдавалось огнестрельному, которое приводило к тяжким исходам в разы чаще.

«Благородная» дуэль лишила жизни Пушкина

В России существовал довольно разнообразный перечень видов дуэлей.

Наиболее распространенной была так называемая «подвижная дуэль с барьерами». На дорожке размечалась «дистанция» (10-25 шагов), границы её отмечались «барьерами», в качестве которых могли применяться любые предметы, положенные поперёк дорожки. Противники размещались на равном расстоянии от барьеров, держа пистолеты в руках дулом вверх. По команде распорядителя противники начинали сходиться — двигаться навстречу друг другу. Идти можно было с любой скоростью, отходить назад запрещено, можно ненадолго останавливаться. Дойдя до своего барьера, дуэлянт должен был остановиться. Порядок выстрелов мог оговариваться, но чаще стреляли по готовности, в произвольном порядке. Согласно русским правилам, после первого выстрела тот из соперников, который ещё не стрелял, имел право потребовать, чтобы противник вышел к своему барьеру и, таким образом, получал возможность стрелять с минимального расстояния. Известное выражение «К барьеру!» как раз и означает такое требование.

Дуэль с расстояния 15 шагов считалась «благородной», ибо вариант смертельного исхода в данном случае был не так вероятен. Тем не менее, Александр Сергеевич Пушкин получил смертельное ранение в дуэли с 20 шагов.

Поединок «до смертельного исхода»

В отличие от Европы, в России существовали виды дуэли, наводившие ужас на жителей других стран. Например, дуэль «на шесть шагов»: при этом варианте противники располагались на дистанции, обеспечивающей гарантированное попадание. Поединок такого рода часто завершался смертью обоих участников.

Иногда использовался вариант этой дуэли, при котором заряжался один пистолет, оружие дуэлянты получали по жребию, после чего оба нажимали на спусковой крючок. В таком случае «невезучий» был практически обречен на смерть.

В Европе к началу XIX века не было видов дуэлей, предусматривавших обязательную гибель одного из участников. В России же существовали виды дуэлей «до смертельного исхода». Одним из таких являлся поединок на краю пропасти - раненый в дуэли падал в бездну и погибал.

Градация по степени оскорблений

Поводом для дуэли считался ущерб, нанесенный чести пострадавшего, а также чести его семьи. В определенных обстоятельствах вызов мог произойти и за оскорбление чести третьих лиц, оказывающих покровительство вызывающему.

Поводом к дуэли не могло стать нанесение какого бы то ни было материального ущерба. Кроме того, обращение с жалобой к властям лишало оскорбленного права требовать удовлетворения при помощи поединка.

Существовала целая градация оскорблений, согласно которой оскорбленный получал право требовать тех или иных условий дуэли.

Любопытно, что оскорбление, нанесенное женщине, считалось на ступень более тяжким, нежели аналогичное, но нанесенное мужчине.

Удовлетворения можно было требовать и от оскорбившей дворянина женщины - правда, такое оскорбление оценивалось на две ступени ниже, чем аналогичное, нанесенное мужчиной. В любом случае, ответить на вызов пришлось бы в таком случае родственнику оскорбительницы, а не ей самой.

Схватка со свидетелями, но без зрителей

Оскорблённому рекомендовалось тут же, на месте, в спокойном и уважительном тоне потребовать извинений, либо сразу же заявить обидчику, что к нему будут присланы секунданты. Далее оскорблённый мог либо отправить письменный вызов (картель), либо вызвать обидчика на дуэль устно, через секундантов. Максимальным сроком для вызова в обычных условиях считались сутки. Затягивание с вызовом считалось дурным тоном.

Существовало и еще одно важное правило, гласившее: «Одно оскорбление - один вызов». Если некий наглец наносил оскорбление сразу нескольким лицам одновременно, на дуэль его мог вызвать только один оскорбленный. Предпочтение отдавалось тому, какому досталось самое грубое оскорбление.

Считалось крайне неэтичным превращать дуэль в спектакль. Помимо дуэлянтов, на поединке присутствовали секунданты и врач. Присутствие друзей и родственников участников было возможным, но не приветствовалось.

В заранее условленное время, как правило, утром, противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место.

Допускалось опоздание одной из сторон на 15 минут. Более длительная задержка считалась уклонением от дуэли и означала бесчестье.

Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном.

Из числа секундантов назначался распорядитель дуэли, который руководил всеми действиями.

Тяжко оскорбленный стреляет первым

Распорядитель в последний раз предлагал дуэлянтам примириться. В случае отказа сторон он озвучивал правила дуэли. Секунданты обозначали барьеры и производили заряжание пистолетов (в случае, если дуэль была с применением огнестрельного оружия). Правила дуэли требовали от участников поединка освободить все карманы.

Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя.

Если в ходе поединка на шпагах один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль.

В поединке на пистолетах большое значение имела степень нанесенного оскорбления. Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым, в противном случае право первого выстрела определял жребий.

Право на замену

Правила дуэли допускали замену его участника на лицо, представляющее его интересы. Это было возможно, если речь шла о женщине, несовершеннолетнем, мужчине старше 60 лет, либо имеющим болезнь или увечье, ставящее его в явно неравное положение с противником.

Честь женщины мог защитить либо мужчина из числа ближайших кровных родственников, либо муж, либо спутник (то есть тот, кто сопровождал женщину в то время и в том месте, где было нанесено оскорбление), либо, по изъявлении такого желания, любой мужчина, присутствовавший при оскорблении или позже узнавший о нём и считающий для себя необходимым вступиться за данную женщину.

При этом право на защиту чести могла получить лишь женщина, имеющая безукоризненное поведение с точки зрения общественных норм. Если дама успела прославиться излишне свободным поведением, вызов в ее защиту не считался действительным.

Парный комплект пистолетов в XIX в. хранился во многих дворянских домах на случай дуэли. Фото: Commons.wikimedia.org

Выжившие дуэлянты становились друзьями

Правила дуэли запрещали поединки с близкими родственниками, к которым относились сыновья, отцы, деды, внуки, дяди, племянники, братья. Дуэли с двоюродными и троюродными братьями считались делом вполне допустимым.

Если в результате дуэли оба противника в результате оставались живы и в сознании, то им полагалось пожать друг другу руки, обидчику — извиниться (в данном случае извинения уже не задевали его честь, так как она считалась восстановленной поединком, а были данью обычной вежливости). По завершении дуэли честь считалась восстановленной, а любые претензии противников друг к другу по поводу бывшего оскорбления — недействительными.

Считалось, что уцелевшие в бою дуэлянты должны были стать друзьями или, как минимум, поддерживать далее нормальные отношения. Повторный вызов того же лица на поединок был возможен лишь в самых экстраординарных случаях.

Как министр Ванновский устроил ренессанс русской дуэли

Почти в течение всего XIX века русские монархи принимали законы, направленные на запрет поединков. Император Николай I говорил: ««Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил ее в английской армии и хорошо сделал». В то же время он существенно понизил ответственность за дуэли. Утвержденное в 1845 году «Уложение об уголовных наказаниях» полностью освобождало от ответственности секундантов и врачей, а участникам поединка грозило от 6 до 10 лет заключения в крепости с сохранением дворянских прав.

На практике же наказание было еще более мягким - чаще всего виновные даже в смертельной дуэли ограничивались несколькими месяцами заключения и незначительным понижением в чинах.

К концу XIX века популярность дуэлей в России пошла на спад. Однако в 1894 году с подачи военного министра Петра Ванновского, в целях укрепления боевого духа в армии, дуэли были не просто легализованы, а в некоторых случаях стали для офицеров обязательными.

Логичным итогом стало резкое увеличение количества дуэлей. Если в период с 1876 по 1890 годы в России до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях, то в 1894 - 1910 годах состоялось 322 дуэли. При этом свыше 250 из них были проведены по решению судов офицерской чести, которым было дано право назначать поединки. Самовольными же дуэлями, без разрешения начальников, оказались только 19, причем ни один участник не был привлечен к ответственности.

Из 322 дуэлей данного периода 315 состоялись на пистолетах и лишь 7 - на холодном оружии. Большинство поединков 1894 - 1910 годов завершались бескровно или легкими ранениями, и только 30 - гибелью или тяжелыми ранениями дуэлянтов.

Поединки на винтовках: как погибали русские эмигранты

На дуэлях в начале XX века дрались не только военные, но и политики, а также деятели культуры. Заядлым дуэлянтом был лидер «Союза 17 октября» Александр Гучков , известна дуэль между поэтами Серебряного века Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным .

Институт русской дуэли прекратил свое существование после Октябрьской революции 1917 года, вместе с другими атрибутами сословного общества.

В Белой армии, а затем в среде русской эмиграции вплоть до 1930-х годов был популярен еще один оригинальный вид поединка - дуэль на винтовках Мосина. При этом убойная сила данного оружия делала летальный исход практически неизбежным. Для отчаявшихся людей такая дуэль становилась своеобразным «благородным» способом самоубийства.

8 февраля (27 января по старому стилю) 1837 года произошла дуэль великого русского поэта и писателя Александра Пушкина с французским подданным Жоржем Дантесом в предместье Петербурга — на Черной речке. От раны, полученной на дуэли, 10 февраля (29 января по старому стилю) поэт скончался.

Поводом к дуэли послужил анонимный пасквиль, оскорбительный для чести жены Пушкина Натальи (урожденной Гончаровой) и его самого.

16 ноября (4 ноября по старому стилю) 1836 года Пушкин получил три экземпляра анонимного послания , заносившего его в "орден рогоносцев" и намекавшего на настойчивые ухаживания за его женой кавалергардского поручика барона Жоржа Дантеса — иностранца, принятого в русскую службу и усыновленного голландским посланником бароном Геккерном.

Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, тот вначале принял вызов, но через барона Геккерна просил отсрочки на 15 дней. В продолжение этого времени Пушкин узнал, что Дантес сделал предложение его свояченице Екатерине Гончаровой, и взял свой вызов назад. Свадьба состоялась 22 января (10 января по старому стилю) 1837 года.

Пушкин очень резко выражал свое презрение Дантесу, который продолжал встречаться с его женой Натальей и оказывать ей знаки внимания, и Геккерну, который усиленно интриговал против него — сплетни не прекращались. Выведенный окончательно из терпения, Пушкин послал Геккерну крайне оскорбительное письмо, на которое тот ответил вызовом от имени Дантеса.

8 февраля (27 января по старому стилю) в пятом часу вечера в предместье Петербурга на Черной речке произошла дуэль. Секундантами были секретарь французского посольства виконт Лоран д"Аршиак со стороны Дантеса и лицейский товарищ Пушкина подполковник Константин Данзас.

По настоянию поэта, были смертельными и не давали никому из противников шанса уцелеть: барьер отделял врагов на десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру.

Дантес выстрелил первым и смертельно ранил Пушкина в правую сторону живота. Поэт упал, но потом приподнялся на руку, подозвал Дантеса к барьеру.

Прицелившись, выстрелил и, увидев, что противник его упал, закричал: "Браво!". Рана Дантеса оказалась не опасной; пуля, направленная в грудь, попала в мякоть руки, которой Дантес прикрыл грудь.

Раненый Пушкин был доставлен к себе на квартиру. Поэт прилагал все усилия, чтобы не обеспокоить жену, скрывал свои страдания. Позже приглашенные доктора определили неизбежность трагической развязки — от Пушкина этого не скрыли.

К поэту был приглашен священник, который исповедовал его и причастил.

Александр Пушкин, стоически перенося в течение двух суток мучения, 10 февраля (29 января по старому стилю) скончался в окружении друзей в своей квартире в Петербурге на набережной реки Мойки.

Два дня гроб с телом поэта находился в квартире, которую в это время посещали толпы людей самых разных сословий. В ночь с 11 на 12 февраля (30 на 31 января по старому стилю) гроб был перенесен в церковь Придворно-Конюшенного ведомства. Утром 13 февраля (1 февраля по старому стилю) состоялось отпевание поэта, вечером его прах отвезли в Святогорский монастырь Псковской губернии, где находилось фамильное кладбище Ганнибалов-Пушкиных.

18 февраля (6 февраля по старому стилю) 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора Святогорского монастыря у алтарной стены собора тело Александра Пушкина было предано земле . Позже на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы поэта.

Смерть Пушкина была воспринята многими как национальная трагедия, это нашло выражение в поэтических откликах Михаила Лермонтова, Федора Тютчева, Алексея Кольцова.

В 1937 году на месте дуэли Пушкина с Дантесом на Черной речке был установлен обелиск работы скульптора Матвея Манизера.

За участие в дуэли с Александром Пушкиным, имевшей смертельный исход, Дантес-Геккерн был приговорен формально к расстрелу , замененному высылкой из России. Поселившись во Франции, Жорж Шарль Дантес-Геккерн (1812-1895) сделал видную карьеру — он был одним из крупных деятелей переворота 2 декабря 1851 года, посредником в тайных переговорах Наполеона III с Николаем I. Впоследствии стал сенатором, мэром Сульца, коммерческим деятелем, был награжден степенью командора ордена Почетного легиона.

Жена Дантеса Екатерина, урожденная Гончарова, скончалась в 1843 году во Франции от послеродовой горячки.

За участие в дуэли поэта Константин Данзас (1800-1870) был предан суду и приговорен к двухмесячному аресту на гауптвахте. Пушкин, умирая, беспокоился о нем и передал на память кольцо с бирюзой. Позднее Данзас служил на Кавказе в Текинском пехотном полку, участвовал в экспедициях против горцев. В 1856 году вышел в отставку в звании генерал-майора. Со слов Данзаса Александром Аммосовым была составлена брошюра "Последние дни жизни и кончина А.С. Пушкина", изданная в 1863 году.

Жена Пушкина Наталья , урожденная Гончарова (1812-1863), не знала о дуэли, ставшей для ее первого мужа роковой. После смерти поэта она через семь лет — в 1846 году вторично вышла замуж за генерала Петра Ланского. Ей были посвящены стихотворения Александра Пушкина "На холмах Грузии", "Чистейшей прелести чистейший образец", "Мадонна" (1830); "Красавице" (1831); "Отрывок", "Нет, не дорожу я" (1832); "Пора мой друг, пора…" (1836).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Традиция дуэли зародилась в Новое время в среде западноевропейской аристократии. У таких поединков был строгий регламент. Он определялся кодексом - сводом общепринятых правил. Дуэль в России была перенята в ее классическом европейском виде. Государство долгое время боролось с этим обычаем, объявляя его незаконным и преследуя тех, кто, невзирая на запреты, шел стреляться или драться с противником холодным оружием.

Кодекс

Общепринятый кодекс устанавливал поводы и причины поединков, их виды, порядок проведения, отклонения и принятия вызова. Каждая дуэль в России соответствовала этим правилам. Если человек нарушал данные установки, он мог оказаться обесчещенным. Существовало несколько национальных кодексов. Различия между ними были несущественными.

Первым дуэльным кодексом можно считать французский документ 1836 года. Его издал граф де Шатовильяр. На основе этого кодекса строились аналоги в других странах, в том числе и в России. Другим важным общеевропейским сводом правил стал сборник, который в 1879-ом выпустил граф Верже. Самым известным российским отечественным документом такого плана являлся Дурасовский кодекс 1912 года. Согласно правилам, из которых он был составлен, и организовывались дуэли в России. 19 век стал периодом обобщения данных традиций. Поэтому кодекс был известен каждому дворянину и офицеру еще до появления его дурасовской редакции. Издание 1912 года было лишь набором рекомендаций, подкрепляющим общеизвестные обычаи.

Традиция классической дуэли Нового времени считается преемницей западных рыцарских турниров Средневековья. В обоих случаях сражение считалось делом чести с определенным ритуалом, от которого не отходил ни один из противников. были упразднены в XVI столетии в силу того, что привычная экипировка противников устарела и стала неэффективной. Именно тогда зародилась пешая дуэль, достигшая вершины своей эволюции в XIX веке.

Оружие

Первоначально дуэли в России, как и в других странах, велись исключительно с помощью холодного оружия. Это были клинки, которые аристократы или военные по обыкновению носили с собой. Такими видами оружия являлись рапиры, мечи, кинжалы. Если это был судебный поединок (распространенный только в Средние века), то выбор зависел от решения суда. На него влияло в том числе и сословие противников. В случае когда соперники не принадлежали к «благородным» слоям общества, они могли сражаться и вовсе на топорах или дубинках.

Даги и щиты перестали использоваться в XVII веке. В то время стремительно развивалась техника фехтования. Большую роль в бою стала играть скорость атаки. Вследствие этого начался массовый переход на рапиры, которые были уже исключительно колющим, а не рубящим оружием.

В XVIII веке, когда дуэли в России понемногу становились повсеместной традицией в армии, все больше стали распространяться однозарядные курковые пистолеты. Использование огнестрельного оружия многое изменило в традиции поединков тет-а-тет. Теперь на результат боя не влияла физическая подготовка или возраст его участников. Холодное оружие требовало большего количества навыков. Если один дуэлянт отличался искусным фехтованием и лучше защищался, он почти ничем не рисковал. В бою с пистолетами все, напротив, решал едва ли не слепой случай. Даже плохой стрелок мог убить своего противника, для этого достаточно было большей удачливости.

Каноничность и экзотика

Многие дуэли в России 19 века намеренно проводились с использованием идентичной пары пистолетов (специально изготовленных и до малейших деталей похожих). Все эти факторы максимально уравнивали шансы противников. Единственным отличием подобных пистолетов могли быть порядковые номера на стволах. Сегодня дуэль в России помнится только как пеший бой. Однако подобный формат возник далеко не сразу. Раньше него были популярны огнестрельные дуэли, в которых противники сидели верхом на лошадях.

Более редкими были поединки, где использовались винтовки, ружья или карабины. Тем не менее зафиксированы случаи применения и длинноствольного оружия. Некоторые бои были еще более экзотическими. Известна дуэль в России, когда противники (штабс-капитан Жегалов и пристав Цитович) использовали медные канделябры, так как один из участников не мог ни фехтовать, ни стрелять.

Вызов

Традиционно дуэли начинались с вызова. Поводом для него становилось оскорбление, когда человек считал, что имеет право вызвать своего обидчика на поединок. Данный обычай был связан с понятием чести. Оно было достаточно широким, а его трактовка зависела от конкретного случая. При этом материальные споры об имуществе или деньгах решались в дворянской среде в судах. Если потерпевший подавал официальную жалобу на своего обидчика, он уже не имел права вызывать того на дуэль. В остальном поединки устраивались из-за публичных насмешек, мести, ревности и т. д.

Важно и то, что оскорбить человека, согласно понятиям той эпохи, мог только равный ему по социальному положению. Именно поэтому дуэли проводились в узких кругах: между дворянами, военными и т. д., но нельзя было представить сражение между мещанином и аристократом. Если младший офицер вызывал на поединок своего начальника, последний мог без урона для своей чести отклонить вызов, хотя известны случаи, когда подобные бои все-таки организовывались. В основном, когда спор касался людей из разных социальных слоев, их тяжба решалась исключительно в суде.

В случае оскорбления кодекс рекомендовал спокойно потребовать от обидчика извинений. В случае отказа следовало уведомление о том, что к противнику прибудут секунданты. Вызов мог быть письменным (картель) или устным. Хорошим тоном считалось обратиться к обидчику в течение первых суток после оскорбления. Затягивание вызова не одобрялось.

Нередки были случаи, когда человек оскорблял сразу нескольких людей. Правила дуэлей в 19 веке в России в таком случае устанавливали, что вызвать на дуэль обидчика мог только один из них (если вызовов поступало несколько, удовлетворялся только один на выбор). Данный обычай исключал возможность расправы над обидчиком усилиями множества лиц.

Виды оскорблений

Кодекс делил оскорбления на три типа согласно степени тяжести. Обычные обиды причинялись словами и задевали только самолюбие дворянина. Они не касались репутации или доброго имени. Это могли быть язвительные высказывания, публичные выпады против внешнего вида, манеры одеваться и т. д. Тяжкие оскорбления наносились неприличным жестом или словом. Они затрагивали репутацию и честь. Таковым могло быть обвинение в лживости или нецензурная брань. Подобные поступки, как правило, приводили к дуэлям до ранения или до первой крови.

Наконец, кодексом регламентировались оскорбления третьей степени. К таковым причислялись агрессивные действия: броски предметами, пощечины, удары. Одинаково расценивались подобные осуществленные или незавершенные по каким-то причинам оскорбления. К ним же причислялась измена жены. Если оскорбленный отвечал аналогичным оскорблением в сторону своего обидчика, он не лишался своего права назначить дуэль. Однако были и нюансы. Если оскорбленный отвечал более тяжким оскорблением (например, давал пощечину в ответ на легкую насмешку), то оскорбленной стороной становился обидчик, который получал право назначать дуэль.

Действующие лица

Только сами дуэлянты, их секунданты, а также врач могли присутствовать на дуэли в России. 19 век, правила которого строились на общепринятых принципах, считается эпохой расцвета этой традиции. Поздний кодекс запретил вызывать на дуэль ближайших родственников. Например, нельзя было сражаться с родным братом, но можно было с двоюродным. Также запрещались дуэли между должниками и кредиторами.

Участниками боя не могли становиться женщины, а также мужчины с серьезными увечьями или болезнями. Существовал и возрастной ценз. Не приветствовались вызовы пожилых людей старше 60 лет, хотя случались и исключения. Если оскорбляли человека, не способного или не имевшего права участвовать в дуэли, его мог заменить «покровитель». Как правило, такими людьми становились ближайшие родственники.

Честь женщины теоретически мог защищать с оружием в руках любой вызвавшийся мужчина, особенно если оскорбление было нанесено ей в общественном месте. При неверности жены к супругу на дуэли оказывался ее любовник. Если изменил муж, его мог вызвать родственник девушки или любой другой пожелавший мужчина.

Секунданты

Классические правила дуэлей на пистолетах предполагали, что между вызовом и самим боем оскорбитель и оскорбленный не должны общаться и встречаться друг с другом. Для ведения переговоров назначались секунданты, которые и организовывали приготовления к поединку. В качестве них кодекс рекомендовал выбирать людей с незапятнанной репутацией и равным социальным положением. Секунданты ручались своей честью за то, что дуэль будет соответствовать нормам кодекса и организована при равных условиях для соперников.

Считалось неправильным, когда за организацию поединка бралось заинтересованное лицо. Именно поэтому дуэли в России, правила которых были обязательны для всех сторон, запрещали назначать секундантом близкого родственника. Полномочия «правой руки» определялись тем, кто участвовал в поединке. Дуэлянт мог разрешить секунданту действовать полностью по своему усмотрению или даже принять мир от секунданта оскорбившего его человека. Как правило, помощники только передавали сообщения, исполняя функции курьеров.

Если доверенным лицам не удавалось договориться о мире, начиналось обсуждение технических деталей предстоящего столкновения. От их соглашения зависело, будет ли дуэль смертельной или только до первой крови, каково будет барьерное расстояние (если это были пистолетные дуэли). В России кодекс разрешал обращаться к уважаемому с обеих сторон человеку, чтобы он мог быть третейским судьей, в случае если секунданты не могли договориться об условиях дуэли. Решения такого лица принимались противниками без возражений. Один из двух секундантов брал на себя еще одну важную функцию. Он распоряжался на самой дуэли (отдавал команду стрелять и т. д.). Врач на поединке нужен был, во-первых, для констатации ранений или смерти, а во-вторых, для помощи получившим увечья.

Ход боя

Как правило, дуэли происходили в уединенных местах и рано утром. Время прибытия противников было строго определенным. Если участник опаздывал больше чем на 15 минут, его соперник мог уйти с места дуэли, а задержавшийся в таком случае признавался отклонившимся и лишенным чести.

В начале поединка секунданты еще раз предлагали закончить конфликт миром. В случае отказа они объявляли заранее оговоренные правила дуэли. В России были запрещены извинения перед последним барьером. Тот, кто начинал колебаться, когда распорядитель уже объявил начало дуэли, признавался трусом. Противники стреляли или атаковали друг друга холодным оружием после команды одного из секундантов. Он же объявлял дуэль оконченной. Поединок завершался после использования пистолетов, ранения или смерти (в зависимости от договоренностей) одного из участников от колющего оружия.

Если в итоге дуэлянты оставались живы, в конце они жали друг другу руки. Обидчик при этом приносил свои извинения. Такой жест уже никак не унижал его, так как честь была восстановлена поединком. Извинения после поединка считались лишь данью традиции и нормой кодекса. Даже когда дуэли в России отличались жестокостью, секунданты вслед за окончанием боя обязательно составляли подробный протокол случившегося. Он заверялся двумя подписями. Документ был необходим для подтверждения того, что дуэль прошла в полном соответствии с нормами кодекса.

Дуэли на холодном оружии

Стандартные варианты проведения дуэлей устоялись в аристократической среде к XIX столетию. В первую очередь характер поединка определялся использовавшимся оружием. Дуэли в России в 18 веке проводились на и рапирах. В дальнейшем этот общепринятый набор сохранился и стал классическим. Чаще всего использовалось идентичное оружие, но при согласии сторон каждый противник мог воспользоваться собственным клинком.

Дуэли с применением холодного оружия могли быть подвижными или неподвижными. При первом варианте секунданты размечали длинную площадку или дорожку, на которой разрешалось свободное движение бойцов. Допускались отступления, обходы и другие приемы фехтовальной техники. Неподвижная дуэль предполагала, что соперники размещались на расстоянии удара, а бой велся стоявшими на своих местах дуэлянтами.

Оружие держалась в одной руке, а вторая оставалась за спиной. Нельзя было бить противника собственными конечностями. Также запрещались захваты вражеского клинка. Бой стартовал после сигнала, данного секундантом-распорядителем. Только этот человек имел право незамедлительно прекратить сражение по первому же требованию. Данный принцип был одним из важнейших для любой дуэли в России. 19 век, правила которого сегодня кажутся удивительными, закладывал в людей понятия о чести, и именно они запрещали ослушиваться распорядителя, даже если им был секундант противника.

В случае когда соперник ронял свое оружие, его визави прекращал бой и ждал поднятия клинка. Дуэли до ранения или до первой крови останавливались после первого попадания. Затем свое слово говорил врач. Если он заключал, что ранение слишком тяжелое для продолжения боя, дуэль завершалась.

Поединки на пистолетах

В XIX веке в доме каждой дворянской семьи обязательно хранился парный комплект пистолетов. Держался он для вполне конкретной цели. Огнестрельное оружие доставалось после вызова на дуэль. Такие пистолеты были однозарядными. При этом использовались только те, которые еще не применялись и считались необстрелянными. Данное правило было необходимо для того, чтобы не дать ни одному из противников заметного преимущества.

Знакомый пистолет сразу давал стрелку определенную фору. Она была тем сильнее, что в XIX столетии огнестрельное оружие изготавливалось в основном индивидуально, и каждый экземпляр отличался уникальными характеристиками. Использование парных пистолетов разрешало эту проблему. Участники прибывали на место поединка со своими нетронутыми парными наборами. Правила дуэлей на пистолетах в России гласили, что выбор между комплектами делался с помощью жребия.

По распространенной традиции дуэлянты, использовавшие огнестрельное оружие, делали только по одному выстрелу. Довольно часто в результате таких залпов никто не погибал или даже не получал ранения. Даже в таком случае дуэль считалась оконченной, а честь - восстановленной. Противники вовсе не жаждали расправиться друг с другом. В то же время намеренный (или даже демонстративный) выстрел мимо цели вообще мог расцениваться как оскорбление. Известны случаи, когда такие жесты приводили к новой дуэли.

Реже применялась практика, при которой секунданты договаривались о поединке до первого ранения. В этом случае, если выстрелы никого не задели, пистолеты заряжались вновь до тех пор, пока кто-то не попадал в соперника. При новой попытке секунданты могли сократить дистанцию между противниками и тем самым увеличить риск для дуэлянтов.

Виды огнестрельных дуэлей

Как и правила дуэлей с холодным оружием, нормы для огнестрельного предполагали возможность неподвижного поединка. В таком случае противники вставали на расстоянии в 15-20 шагов друг от друга. Выстрелы могли совершаться одновременно по команде распорядителя или по очереди, определявшейся случайным жребием.

Наиболее распространенным в России был подвижный поединок с барьерами. В этом случае между противниками размечалась специальная дорожка. Ее границы отмечались препятствиями, в качестве которых могли использоваться любые крупные предметы. После команды распорядителя соперники начинали сходиться, двигаясь навстречу друг другу. Остановившись у барьера, дуэлянт совершал выстрел.

Расстояние от 15 шагов в России считалось «миролюбивым». На таком отдалении стрелки редко попадали в цель. Это было «благородное расстояние». Однако, несмотря на его мнимую безопасность, в 20 шагах Александр Пушкин. Также практиковались дуэли вслепую. В таком поединке мужчины совершали выстрелы через плечо, стоя друг к другу спиной.

Некоторые дуэли устраивались по принципу русской рулетки. К ней прибегали в случае непримиримой вражды между стрелками. Противники вставали на расстоянии 5-7 шагов. Из двух пистолетов заряжался только один. Оружие распределялось по жребию. Таким образом, соперники максимально увеличивали риск и случайность исхода. Жребий предоставлял равные шансы, и именно на этом принципе основывались правила дуэлей на пистолетах. Кодекс также включал в себя поединок «дуло в дуло». Разница с предыдущим заключалась только в том, что заряжались оба пистолета. Подобные выяснения отношений нередко заканчивались гибелью обоих стрелков.

Наиболее жестокие поединки заставили западных европейцев воспринимать российские дуэли XIX столетия «узаконенным убийством». На самом деле государство долгое время боролось с этой традицией. Дуэлянты нередко лишались званий и попадали в ссылки.