Характеристики главных героев произведения Дубровский, Пушкин. Их образы и описание. Герои романа дубровский пушкина сочинение Кто является главным героем романа дубровский

Русские авторы подарили миру множество выдающихся произведений. Борьба за свободу, любовь, деление общества по классам, значение чувства долга и ответственности для человека - вот бессмертные темы русских классиков. Отдельно в списке произведений можно выделить роман "Дубровский", созданный А. С. Пушкиным, который объединил все эти мотивы.

История создания

А. С. Пушкин взял за основу своего романа реальную историю, которая произошла с помещиком Островским в начале 30-х гг. XIX века. Тогда у него отняли имение, но крестьяне наотрез отказались принять нового хозяина и пошли в разбойники. Эта история сильно потрясла А. С. Пушкина, который всегда стремился к ограничению произвола и защите прав человека.

Сюжет

Автор романа "Дубровский" создал крайне интересное в плане сюжета повествование. Так, произведение начинает захватывать читателя буквально с первых страниц. Речь в романе идет о не очень богатом помещике Дубровском, который столкнулся с притеснениями более богатого соседа и бывшего друга Троекурова. В итоге по вине товарища и затем умирает Дубровский, а имение отходит к соседу. Сын Дубровского, Владимир, не может смириться с этим и сжигает свое имение. Однако внутри оказываются чиновники, и ему предъявляют обвинение в убийстве, в связи с чем он предпочел скрыться.

В это время образуется шайка разбойников, как предполагают, под предводительством Дубровского, а в доме Троекурова появляется новый учитель Дефорж, в которого влюбляется его дочь Мария. Как выясняется позже, он и является Дубровским, главарем шайки.

Произведение заканчивается трагично - главные герои романа "Дубровский" оказываются разлученными. Мария выходит замуж за другого по приказу отца, а банду Дубровского окружают и побеждают. Однако сам он исчезает, и судьба его остается неизвестной.

Главные герои романа "Дубровский"

Как следует из названия, главным героем романа является Владимир Дубровский. До начала проблем с имением он служил в столице и тратил время исключительно на развлечения. Однако ситуация с отцом сильно изменила характер героя. "Справедливость дороже всего остального, в том числе и личного счастья," - понимает Дубровский. Анализ его действий показывает, что герой готов добиваться справедливости любой ценой, в том числе и ценой жизни.

Он - противоположность Троекурова, поскольку для Дубровского важны честь, любовь, достоинство, забота, преданность и прочие высокие чувства. Как считают исследователи, именно через этого персонажа А. С. Пушкин излагает свои мысли.

Главная героиня произведения - Мария Троекурова. Это молодая девушка, которая имеет строгие Она влюбляется в Дубровского, появившегося в доме под прикрытием учителя Дефоржа, однако отказывается бежать с ним и выходит замуж за другого, нелюбимого человека по воле отца. Когда Дубровский останавливает их сразу после венчания и просит ее бежать вместе с ним, она снова отказывает, хотя любит его, и объясняет это тем, что помолвка уже состоялась. Чтобы понять ее поступок, надо принять во внимание время, отраженное в романе. Дубровский тем не менее хотел идти наперекор, упрашивая ее оставить мужа. Но любовь Владимира и Маши заканчивается трагично.

Время, отраженное в романе "Дубровский"

Чтобы лучше понимать произведение, необходимо принимать во внимание период его создания. Так, время, отраженное в романе "Дубровский", относится к 30-м гг. XIX века. Именно тогда А. С. Пушкина стала увлекать тема крестьянского бунта, которая впервые появилась как раз в этом произведении. Позднее же автор продолжил ее в повести "Капитанская дочка".

Эпоха в романе передана А. С. Пушкиным очень красочно. Так, при чтении сразу становятся понятными общественная ситуация в то время, быт дворян в провинции, а также их самовольство, ведь не один Троекуров его проявляет, но и другие дворяне.

Время, отраженное в романе "Дубровский", отделено от нас почти парой веков, однако мало что изменилось в стране с тех пор, ведь богачи по-прежнему творят все, что им вздумается, и зачастую безнаказанно, коррупция процветает.

Темы, затронутые в романе "Дубровский"

А. С. Пушкин затрагивает много идей, среди которых ярко выделяется проблема противостояния приниженных крестьян и помещиков, которые свободно творят произвол. Троекуров олицетворяет в романе все плохое: необоснованную жестокость к крестьянам, бывшему другу Дубровскому и даже собственной дочери, которая по принуждению отца выходит замуж не по любви. Автор осуждает такую ситуацию, именно поэтому главарь банды у него оказывается положительным персонажем.

Также в произведении четко отмечена тема коррупции, ведь на самом деле Троекуров не имел прав на имение Дубровских, но с помощью денег смог оформить все должным образом.

Следует отметить в романе и тему народного восстания крестьян, которые пошли за своим прежним хозяином не по закону, но по велению сердца.

"Дубровский" один из лучших романов А.С. Пушкина. В этом произведении у всех героев имеются разные черты характера, как плюсы, так и минусы, у каждого персонажа свои уникальные взгляды на жизнь. В романе автор ярко описывает каждого персонажа, из чего в свою очередь перед нами возникает портрет каждого действующего лица. Пушкин предоставляет нам истории не только героев, но и их семей. У каждого своя судьба, кому-то удается обойти все преграды, которые ему предоставляет жизнь, а кто-то сам себе строит какие-либо преграды.

Главные герои

Андрей Гаврилович Дубровский – упрямый, но добрый старик, вдовец из-за его воспитывал главного героя Владимира один, в прошлом был офицером, друг и сосед Троекурова. Владелец деревни Кистеневка, имение составляет около 70 душ. Крепостные уважают своего хозяина. Из-за резкости Троекурова, он пишет яростное письмо своему соседу. Вследствие этого возникает вражда. Она доходит до того, что богатый сосед обманом отсуживает у Дубровского имение.

Владимир Дубровский – единственный ребенок Андрея Гавриловича. Он смел, начитан, красив и образован. По приезду в Кистеневку тяжело переживает смерть родного отца. Не желая отдавать дом соседу, Владимир и слугу устраивают пожар, погибают находившиеся в чиновники, которые приехали для оформления документов. За хорошие деньги покупает документы у недавно приехавшего француза под его именем, работает и живет у Троекурова, где и влюбляется Марию Кирилловну.

Марья Кирилловна Троекурова – девушка образованная и довольно романтичная. Росла с отцом, мать умерла при родах, подруги у нее нет. Мария не любит шумные, веселые застолья, ей по душе тишина, книги помогают скрашивать ее дни и не ощущать себя одинокой. Она влюбляется во Владимира и готова бежать с любимым, чтобы не выходить замуж за князя.

Троекуров Кирилла Петрович – авторитетный и богатый человек. Ранее принимал участие в военных действиях, бывший генерал. У него тяжелый характер и иногда опасные шутки (забавы ради отправляет учителя в комнату с медведем). Троекурова нельзя назвать образованным человеком, он не любит читать книги, не знает французский. Раскаивается после нелепой ссоры с соседом, пытается все наладить, но Дубровский уходит из жизни. Против воли дочери выдает ее замуж за влиятельного старого князя.

Князь Верейский – пятьдесят лет, сосед Троекурова. В гостях у соседа замечает необычайную красоту Марии Кирилловны. Предлагает сыграть свадьбу, на что Троекуров соглашается, даже несмотря на слёзы дочери. Мария пишет письмо Варейскому, просит его отказаться от брака, но князь показывает письмо ее отцу и принимается решение сыграть срочно свадьбу.

Дефорж – учитель-француз, который едет в дом Троекурова. Его перехватывает Дубровский и за крупную сумму договаривается поменяться местами. У Троекурова все восторгаются учителем, его манерами поведения, умением ловко подержать разговор. Джефорж располагает к себе хозяина хорошим мастерством охоты.

Второстепенные герои

Шабашкин – чиновник, приехавший в имение Дубровского, чтобы переписать бумаги на Троекурова. Там и умирает.

Антон Пафнутьевич Спицын – дает в суде лживые показания в пользу Троекурова.

Архип, кузнец – помогает поджигать дом Дубровского. Ослушался Владимира, закрыл двери и окна, из-за чего чиновники не смогли спастись.

Вариант 2

Дубровкий Андрей Гаврилович

Бывший офицер, живущий по соседству с Троекуровым. Вдовец, растил сына самостоятельно. Честный и гордый, обладает здоровым упрямством. В его подчинении около 70 крепостных. Все они любят и уважают хозяина, поскольку он относится к ним по-человечески. Герой довольно вспыльчив. После дерзости слуги соседа, Дубровский пишет ему гневное письмо, требует извинений. Но Троекуров извиняться не хочет. В итоге разгорается вражда. После того, как подлый сосед лишает его имущественных прав, тяжело заболевает, теряет разум. Умирает на руках Владимира.

Владимир Дубровский

Корнет. Юноша смелый и гордый. Поклялся самому себе отомстить Троекурову за смерть родителя. Справедливый. Верен принципам. Но прибегает к хитрости, поскольку работает у врага под чужим именем, чтобы стать к нему ближе. Влюбляется в Марью Кирилловну, но узнав, что Троекуров – ее отец, проявляет великодушие и не убивает врага. Сколачивает шайку и борется за справедливость.

Кирилла Петрович Троекуров

Участник войны, бывший генерал. Человек твердый, с характером, богатый. Шутить с ним опасно. Как дворянин он щедрый, но скверный нрав дает о себе знать. Не успевает извиниться перед соседом, потому после смерти Дубровского – старшего, его мучает совесть. Он хотел лишь продемонстрировать свою влиятельность, но не желал кончины пусть даже антипатичного человека. Расчетлив, ведь заставляет дочь выйти замуж за старика, без любви.

Марья Кирилловна

Порядочная, воспитанная барышня. Ее детство прошло без матери. Подруг у нее нет. Не любит увеселительных мероприятий высшего света, не может достичь абсолютной откровенности с отцом. Ей 17 лет. Она красива и стройна. Влюбляется во Владимира и готова бежать с разбойником, чтобы не выходить замуж по расчету. Но впоследствии сдается.

Дефорж

Учитель родом из Франции. По дороге в имение Троекурова его перехватывает Дубровский и уговаривает сменить друг друга за деньги. Тем не менее, Дефорж из Дубровского получается не хуже – Троекуровы нарадоваться на него не могут. Новый Дефорж ловкий и сильный, мужественный, но в то же время, образован и умеет поддержать беседу. Отлично показывает себя на охоте.

Князь Верейский

Сосед Троекурова, влюбленный в Машу. Ему 50 лет. Спешит со свадьбой, ибо понимает, что воли невесты здесь нет. Наносит младшему Дубровскому ранение.

Второстепенные герои

Шабашкин, распорядитель

Приехал переписывать имение Дубровских на Троекурова. Остается в имении на ночлег, погибает от огня

Архип, кузнец

Устроил поджог дома с чиновниками. Владимир велит не затворять двери и окна, но кузнец не слушается. Он спасает кошку, а людей отставляет умирать

Антон, кучер

Рассказывает молодому хозяину новости, клянется в верности. Как и все остальные, не хочет служить Троекурова

Анна Савишна Глобова

Рассказывает о благородстве Дубровского младшего. Поскольку она везет сыну, который служит в гвардии, деньги, разбойники отпускают ее.

Антон Пафнутьевич Спицын

Дал ложные показания о том, что имение Дубровских некогда принадлежало троекуровским предкам.

3 вариант

Основными персонажами произведения являются представители семейства Дубровских в лице отца Андрея Гавриловича и его сына Владимира, а также члены семьи Троекуровых в лице помещика Кирилы Петровича и его дочери Марьи Кирилловны.

Старший Дубровский представляется писателем в образе высокого бледного старика, отставного гвардейского офицера, вдовца, имеющего старинное дворянское происхождение, в настоящее время являющегося обедневшим помещиком, горячо увлекающегося охотой. Характерными чертами Андрея Гавриловича изображаются его гордость, решительность и исключительное чувство собственного достоинства, проявляющееся в его независимости, суровости, хмурости. Андрей Гаврилович страстно любит единственного сына Владимира, испытывая к нему теплую привязанность. В связи с потерянным имением, которое отбирает у него сосед Троекуров, Андрей Гаврилович теряет рассудок, а впоследствии умирает.

Владимир Дубровский, являющийся ключевым героем романа, описывается в произведении в виде бедного дворянина, двадцативосьмилетнего возраста, среднего роста, кареглазого, с прямолинейными чертами лица. Воспитание Владимир получает отцовское, поскольку в раннем детстве лишается матери. Молодой Дубровский проходит обучение в петербургском кадетском корпусе, по окончании которого направляется на службу в гвардейский полк в чине корнета. Владимир обладает хорошим музыкальным слухом, отлично вальсирует и страстно обожает охотничье дело. Владимир характеризуется писателем в виде смелого, неробкого мужчины, отличающегося добротой, щедростью, великодушием и отважностью, чем заслуживает почитание и любовь своих крепостных крестьян. Будучи студентом военного училища, как и все юноши, ведет праздный образ жизни, не считая денег и не думая о грядущем будущем. Однако, вернувшись в родовое имение из-за болезни отца, Владимир резко меняется, а потеряв усадьбу, отобранную соседским помещиком Троекуровым, подается в лес, став разбойником, который оказывает помощь бедным людям и наказывает богачей. С целью отмщения Троекурову Дубровский нанимается в его дом в качестве француза, занимающегося репетиторством. В троекуровском поместье Владимир много времени проводит с дочерью помещика Марией и постепенно влюбляется в девушку, воспылав к ней страстными чувствами. После того, как Троекуров заставляет дочь стать женой богатого старого князя Верейского, Владимир оставляет разбойничью жизнь и принимает решение покинуть страну, в которой у него не осталось близких людей.

Кирила Петрович Троекуров, один из главных персонажей романа, изображается писателем в качестве помещика, отставного генерала-аншефа, имеющего принадлежность к знатному роду и значительное состояние в виде земельных участков, поместий и крепостных душ. Троекуров обладает крепким, сильным телосложением, громким голосом, при этом помещик увлекается выпивкой и организацией у себя в доме званых пиров, после которых мучается от переедания. Отличительными чертами Кирилы Петровича является его высокомерность, надменность, властолюбие, выражающиеся в самодурстве и капризности Троекурова по отношению к окружающим и своим крепостным крестьянам. Кроме того, Троекуров не соблюдает установленных законов, считая себя выше их, и с целью завладения имением Дубровских идет на подкуп судейского состава. Кирила Петрович очень трепетно относится к своей единственной дочери Марии, имея нескольких внебрачных детей от крепостных, а также от французской гувернантки, однако, не считаясь с чувствами и мнением Марии, выдает ее замуж за старика Верейского.

Мария Троекурова, семнадцатилетняя девушка, представляется автором в образе красивой, стройной женщины, рано оставшейся без матери и привязанной к отцу, Кириле Петровичу. Девушка проводит всю свою жизнь в деревенском уединении под присмотром гувернантки-француженки, не имея друзей, увлекаясь чтением, музыкой, вышиванием и прогулками. По характеру Мария является истинной аристократкой, умеющей сдерживать собственное настроение, любящей лесть и признающей справедливым разделение людей на классовые сословия. Девушка влюбляется в своего учителя, оказавшимся Владимиром Дубровским, но по настоянию отца выходит замуж за Верейского, старого князя, смиряясь со своей несчастной судьбой.

Второстепенным героем романа представлен образ князя Верейского, пятидесятилетнего приятного на вид мужчины, являющегося хилым, слабым человеком, мучающимся от старческой подагры и скучающим без светских развлечений. Верейский отличается слабостью к женскому полу, умея искусно очаровать женщин и используя свое богатое состояние. Несмотря на отсутствие чувств со стороны молоденькой Марии Троекуровой, Верейский заключает брак с девушкой, которая его не любит.

Сочинение Персонажи в романе Дубровский

Главным героем в произведении выступает Дубровский, пожилой дворянин, бывший офицер. Добродушный мужчина сам вырастил сына, так как потерял жену. У него есть небольшое имение, где работают крестьяне, которые его очень уважают и хорошо к нему относятся. У Дубровского был богатый сосед по фамилии Троекуров, между ними разразилась вражда, да такая сильная, что соседу удалось как- то отсудить у Андрея Гавриловича то самое имение. Дубровский на этой почве совсем сходит ума, он слег, а когда его сын приехал, то умер.

Сына Дубровского зовут Владимир. Он красивый, храбрый, гордый. Приехал в имение отца, когда узнал о произошедшем. Владимир очень переживает из-за смерти отца. И решает вместе со слугами устроить пожар, чтобы имение не досталось врагам. В этом пожаре погибли чиновники, которые приехали оформлять сделку. Затем он купил у одного французского учителя документы, и под чужим именем устраивается работать на Троекурова. Влюбляется в девушку Марию, и решает ее спасти от брака с ним.

Кирилл Петрович Троекуров мужчина с противоречивым характером, очень богат. Бывший генерал. Характер у него тяжелый, но как хозяин он щедрый. Он плохо образованный человек, совсем не любит читать. Когда поссорился с Дубровским, то позже начал сожалеть об этом. И когда Дубровский умер, ему мучают угрызения совести за содеянное.

Мария Кирилловна, дочь Троекурова, она умная, начитанная девушка. Она росла только с отцом, так как ее мать погибла при ее рождении. С отцом старается не делится своими мыслями и переживаниями, так как считает, что тот ее не поймет. Будучи семнадцатилетней красавицей, она влюбляется во Владимира Дубровсвого. И готова была с ним бежать, лишь бы не выходить замуж за престарелого мужика.

Также в произведении присутствует мужчина по имени Дефорж, которого встретил Дубровский и уговорил его продать ему свои документы.

Также у Троекурова был сосед, мужчина лет пятидесяти, Князь Верейский, он влюбляется в Марию. И отец Маши хочет выдать замуж свою дочь за него, несмотря на ее протесты. В итоге Мария все-таки была обвенчана с Верейским, несмотря на то, что Дубровский с шайкой пытались остановить это. И Верейский ранит Дубровского во время выстрела.

Также в произведении присутствуют и второстепенные персонажи. Например, Шабашкин, который погибает при пожаре в имении, он приехал вместе с чиновниками. Кузнец Архип, который участвовал в поджоге, он закрыл все двери и окна, хотя Владимир просил оставить их открытыми, чтобы те смогли спастись. Кучер по имени Антон, он встретил сына Дубровского и рассказал ему о том, что произошло. Товарищ Спицын, он дает показания в суде против Дубровского, говорил в суде, что имение принадлежало каким-то родственникам Троекурова. Анна Глобова она рассказывала о том, какой справедливый и благородный господин Дубровский.

Произведение Пушкина «Дубровский» имеет весьма необычный и очень интересный сюжет. Хоть и все герои этого произведение остаются в живых, в отличие от Дубровского старшего, который слег и вскоре помер, но они все же несчастны.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение-рассуждение Человек и мир природы

    На планете Земля проживает около семи миллиардов человек. Не важно, живёшь ты в большом городе или в глухой деревушке, природа всё равно окружает тебя всю жизнь.

  • Сочинение Мальвина из сказки Буратино (Образ и характеристика)

    Большое количество героинь, о которых читатель рано или поздно узнает из сказок, становятся любимыми для нас. Это зависит от того, какими чертами характера, действиями, внешним видом автор наделил своих персонажей.

  • Характеристика и образ Княжны Мери в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    В романе Лермонтова Герой нашего времени главным женским персонажем является княжна Мэри. Эта героиня очень образованна, поэтому принадлежит к светскому слою общества.

  • Красота как оружие может быть использована в разных целях. Думаю, что Достоевский говорил о такой красоте, которая возвышает, делает человека лучше. Увидел, поразился и раскаялся во всех грехах

  • Анализ сказки Бажова Серебряное копытце

    Известный уральский сказитель Бажов в своих произведениях воспевает свой родной край, его красоту и богатство природы, и доброту уральцев.

ДУБРОВСКИЙ

ДУБРОВСКИЙ Владимир Андреевич - главный герой незавершенного романа, «благородный разбойник».

У Дубровского - что в художественной системе Пушкина редкость - есть реальные прототипы. В 1832 г. в Козловском уездном суде слушалось дело «О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову <…> сельце Новопанском». Писарская копия этого дела (с заменой Муратова на Дубровского, Крюкова на Троекурова) включена в текст 2-й главы. Видимо, использовано и псковское предание о бунте крестьян помещика Дубровского (1737), и рассказ П. В. Нащокина о судьбе белорусского помещика Островского, оставшегося без земли и подавшегося в грабители; в планах и черновиках герой именуется то Островским, то Зубровским.

Роман (а значит, и его герой) в равной мере ориентирован на российскую действительность - и на литературную традицию. Пушкин ищет точку пересечения социальной роли «разбойника поневоле» и «романической» роли благородного разбойника. (Он прямо отсылает читателя к поэме А. Мицкевича «Конрад Валленрод» и «массовому» роману X. А. Вульпиуса «Ринальдо Ринальдини, предводитель разбойников» (рус. пер. - 1802–1803); рассчитывает на параллель с Карлом Моором Шиллера, но также имеет в виду оппозицию джентльмен/разбойник, восходящую к роману Бульвер-Литгона «Пэлем, или Приключения джентльмена», «разбойничью» тему романов В. Скотта «Роб Рой» и Ш. Нодье «Сбогар»; все это осложнено социальным анализом в духе новейших романов Ж. Санд и О. де Бальзака (см.: H. Н. Петрунина). В этой точке и сфокусирован образ Владимира Дубровского - одновременно и очень условный и очень реальный.

«Предыстория» героя вполне литературна; набор биографических подробностей типичен. С 8 лет Дубровский воспитывается в Петербургском Кадетском корпусе; «отец не щадил ничего для приличного его содержания». «Будучи расточителен и честолюбив», он кутит, играет в карты, влезает в долги и мечтает о богатой невесте. Получив известие о болезни отца, Андрея Гавриловича, а главное - о беззаконном отнятии единственного имения Кистеневки в пользу богатого соседа-самодура Кирилы Петровича Троекурова, Дубровский отправляется домой. Проезжая мимо имения Троекурова, он с нежностью вспоминает о детской дружбе с дочерью «злодея», Марьей Кириловной; дома застает отца при смерти.

Ситуации, в которых отныне предстоит действовать Дубровскому, также романически традиционны.

Сначала, даже не выйдя на порог (что важно; это впоследствии позволит ему остаться неузнанным), Дубровский разрывает отношения с Троекуровым, приехавшим мириться:

«- Скажи Кирилу Петровичу, чтоб он скорее убирался, пока я не велел его выгнать со двора… пошел! <…> Егоровна вышла.

В передней никого не было, все люди сбежались на двор смотреть на Кирила Петровича. Она вышла на крыльцо - и услышала ответ слуги, доносящего от имени молодого барина. Кирила Петрович выслушал его сидя на дрожках. Лицо его стало мрачнее ночи, он с презрением улыбнулся, грозно взглянул на дворню и поехал шагом около двора. <…>».

Затем, после похорон отца, Владимир приказывает поджечь дом, по суду отошедший врагу, и вместе с крестьянами подается в родную кистеневскую рощу, чтобы грабить неправедных помещиков. (Само название имения Дубровского, намекающее на разбойничий кистень, как бы заранее предполагает такой поворот событий.) Отныне он словно перестает быть реальным человеком, мелкопоместным дворянином Дубровским, и превращается в персонажа легенды о Роб Рое. Он полностью обособляется от своего настоящего лица. Поэтому помещицу Анну Савишну Глобову, которая рассказывает гостям Троекурова о Дубровском, явившемся к ней под видом генерала и разоблачившем вора-приказчика, ничуть не смущает, что ее гость был черноволос, как герой Отечественной войны генерал Кульнев, и на вид имел 35 лет, тогда как «настоящий» Дубровский светловолос и юн - ему 23 года. О чем тут же сообщает исправник, зачитывающий приметы Дубровского; повторяется прием «раздвоения» образа, использованный в «Борисе Годунове».

«Все взоры обратились на Анну Савишну Глобову, довольно простую вдову, всеми любимую за добрый и веселый нрав. Все с любопытством приготовились услышать ее рассказ.

<…> Какой-то генерал просит со мною увидеться: милости просим; входит ко мне человек лет тридцати пяти, смуглый, черноволосый, в усах, в бороде, сущий портрет Кульнева <…> „<…>Знайте, что Дубровский сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища“. Я догадывалась, кто был его превосходительство <…>

Все слушали молча рассказ Анны Савишны, особенно барышни. Многие из них втайне ему доброжелательствовали, видя в нем героя романического <…>

И ты, Анна Савишна, полагаешь, что у тебя был сам Дубровский, - спросил Кирила Петрович. - Очень же ты ошиблась. <…> не знаю, почернели ль у него волоса, а <…> был он кудрявый белокуренький мальчик, <…> ему не тридцать пять, а около двадцати трех.

Точно так, ваше превосходительство, - провозгласил исправник, - у меня в кармане и приметы Владимира Дубровского <…>

Исправник вынул из кармана довольно замаранный лист бумаги, развернул его с важностию и стал читать нараспев:

<…> От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.» («Дубровский»).

Пристав

Кто здесь грамотный?

Григорий (выступает вперед)

Я грамотный.

«Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями». <…>

<…> А лет ему вору Гришке от роду (смотрит на Варлаама) за 50. А росту он среднего, лоб имеет плешивый, бороду седую, брюхо толстое…

Варлаам (вырывая бумагу)

<…> «А лет е-му от-ро-ду… 20». - Что, брат? где тут 50? видишь? 20.

Во время чтения Григорий стоит потупя голову, с рукою за пазухой.

Варлаам (продолжает)

«А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая». («Борис Годунов»).

К этому моменту читатель уже должен догадаться, что Дубровский сидит среди гостей, ибо он пробрался в дом Троекурова под видом учителя-француза Дефоржа, вьшисанного для маленького Саши, сводного брата Марьи Кириловны. (Подробнее о «сцене с медведем», в которой «Дефорж», только что прибывший в дом Троекурова, проявляет героическое хладнокровие и «влюбляет» в себя Машу, см. ст. о ней). Естественно, использованы все сюжетные возможности такого положения. В комнате Дефоржа ночует помещик Спицын, чье лжесвидетельство как раз и позволило Троекурову обобрать Дубровских; мнимый учитель не может удержаться от мести и грабит Спицына, из-за чего спустя несколько дней вынужден бежать. Конечно же, перед исчезновением Дефорж-Дубровский объясняется с Марьей Кириловной, и тут читатель узнает подробность, которая полностью переворачивает ситуацию, наполняет узнаваемые «ходы» авантюрного романа новым смыслом. Читатель должен был предполагать, что разбойник Дубровский пробрался в дом Троекурова, чтобы убить виновника всех своих несчастий, и лишь внезапная любовь к Маше остановила его. Но нет; оказывается, он купил документы у «настоящего» Дефоржа (между прочим, за 10 000 ассигнациями) только ради того, чтобы оказаться рядом с Марьей Кириловной; ради нее он давно простил своего погубителя; его мечта о семейственном счастье (которая пробуждается в сердце героя при чтении писем покойной матери к отцу) куда сильнее, чем жажда мести.

Благородный разбойник превращается в несчастного любовника; несчастного при любом исходе событий - брак с лесным атаманом не сулит возлюбленной ничего, кроме тревоги, испытаний и - в каком-то смысле - позора. Его счастье равносильно ее несчастью, и наоборот, а жизни друг без друга они не мыслят. Потому-то, когда Марья Кириловна, сосватанная за утонченно-сластолюбивого немолодого (в ее глазах - «старого») князя Верейского, просит ее похитить («Нет, нет, - повторяла она в отчаянии, - лучше умереть, лучше в монастырь…»), Дубровский - чья мечта исполняется! - закрывает глаза руками и, кажется, задыхается от невидимых слез. Ситуация ужасна, неразрешима. Но в его сердце все равно «нет места ненависти»; по самоощущению он не атаман, не народный мститель, он - дворянин, он - человек. А социальная жизнь, обрекающая его, - бесчеловечна.

В том-то и состоит истинная трагедия Дубровского, в том-то и заключена истинная вина Троекурова, что честный русский дворянин, романически привязанный к отцу, к дому, лелеющий мечту о семье, поставлен в положение, из которого нет выхода. (Кистеневская роща - это уход, но не выход.) Беспросветная нищета равнозначна социальному самоубийству; подчинение троекуровскому самодурству равносильно потере дворянского (оно же человеческое) достоинства; бунт, во-первых, лишает надежды на счастье, во-вторых, не может быть до конца благородным. Первый же приказ Дубровского - поджечь дом, но открыть переднюю, чтобы успели спастись приказные чиновники, - не выполнен; Архип-кузнец втайне от барина запирает их, «окаянных». Не по личной, душевной злобе (он тут же лезет, рискуя собой, спасать из огня кошку), просто в нем просыпается страшный инстинкт бунтовщика, над которым уже не властна воля барина - «начальника шайки». Если бы не Дубровский - не было бы и бунта, пробуждающего этот ужасный инстинкт.

Недаром в финальной сцене, когда Маша уже безнадежно потеряна для Дубровского (разбойники опоздали, она обвенчана с Верейским и будет ему верна), а первая атака правительственных войск отбита, раненый Дубровский распускает своих кистеневцев. И хотя на прощание он говорит им: «…вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло», - тем не менее вскоре после ухода Дубровского грабежи прекращаются, дороги становятся свободными для проезда.

Что же до самого предводителя шайки, то первоначально Пушкин собирался отправить своего героя в Петербург, где Дубровского ждало разоблачение. Без вины виноватый; благородный разбойник, способствующий жестокому бунту; жертва насилия, становящаяся его орудием; дворянин, покинувший общество ради сохранения внутренней свободы и ставший заложником собственной социальной роли… Социальная мысль автора «Дубровского» пессимистична; последняя фраза в рукописи романа читается так: «<…> Дубровский скрылся за границу». Отъезд героя за границу - не только знак его личного поражения, но и знак поражения России. Дубровский, как трагическое следствие, вытеснен за ее пределы; причины полностью сохранены.

Проекция образа Дубровского на другую сословно-культурную почву очевидна в образе разбойника Пугачева в «Капитанской дочке». Н. В. Гоголь (видимо, знакомый с сюжетом неопубликованного романа) при создании «Мертвых душ» полупародийно повторил черты Дубровского в «Повести о капитане Копейкине», безногом офицере-дворянине, герое Отечественной войны (см. сравнение Дубровского с Кульневым в рассказе Глобовой), от безнадежности положения подавшемся в разбойничью шайку. Из книги Жизнь и труды Пушкина [Лучшая биография поэта] автора Анненков Павел Васильевич

Из книги Герои Пушкина автора Архангельский Александр Николаевич

«<Дубровский>» Роман (роман, 1832–1833; полностью опубл. - 1841; заглавие дано

Из книги Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

ДУБРОВСКИЙ ДУБРОВСКИЙ Владимир Андреевич - главный герой незавершенного романа, «благородный разбойник».У Дубровского - что в художественной системе Пушкина редкость - есть реальные прототипы. В 1832 г. в Козловском уездном суде слушалось дело «О неправильном владении

Из книги автора

Дубровский Сейчас тебе предстоит познакомиться с прозой величайшего из русских писателей, который до этого был известен тебе лишь как поэт. Проза эта совершенна и удивительна. Дело в том, что А. С. Пушкин очень скупо использует эпитеты и почти не прибегает к тропам. Речь

О романе. Роман написан А. С. Пушкиным на основе истории одного бедного русского дворянина, земли которого были несправедливо отобраны, а ему пришлось стать разбойником. Этот случай вдохновил Пушкина на создание произведения в жанре авантюрного романа. Образ и характеристика Дубровского младшего с цитатами, помогут разгадать загадку незавершенности романа и выявить его основную мысль.

Первая встреча с Владимиром

Владимир Андреевич Дубровский – молодой дворянин, офицер, который очень рано потерял мать. Ребенком его отправили на обучение в Петербург. "...Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию..." . Молодой человек ведет веселую жизнь на средства родителя, предаваясь развлечениям и азартным играм. Его мало заботят вопросы о будущем, все, чего он хочет от жизни – удачно жениться. «…Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости» .

Письмо о тяжелом состоянии отца всколыхнуло в нем сыновние чувства, и он отправился домой, в Кистеневку. Здесь он переживает две страшные потери: умирает Андрей Гаврилович, а родовое имение переходит в руки человека, повинного в этом. Испытания помогают характеру Дубровского раскрыться, проявляется невероятная сила духа. Высокое чувство дворянской чести, унаследованное от отца, толкает его на путь мщения. Он не желает, чтобы его дом попал в руки Троекурова, и принимает решение сжечь его дотла. Не ведая, что в помещении заперты судебные исполнители, он вместе со своими крестьянами воплощает задуманное в жизнь. Вследствие этого чиновники погибают. Понимая, что теперь пути назад нет, Владимир с некоторыми своими крестьянами, которые отказываются переходить к Троекурову, организует шайку и уходит в лес. Отныне все его помыслы и дела направлены на месть всем богатым и жестоким помещикам.

Благородный разбойник

Владимир Дубровский, как справедливо указывают исследователи, во многом схож с образом благородного разбойника, героя западноевропейской литературы. Это сходство проявляется в том, что, желая отомстить, молодой Дубровский сжигает за собой все мосты, сознательно становится человеком, преследуемым законом. Он грабит только богатых и подлых помещиков, при этом проявляет благородство по отношению к бедным дворянам (история Анны Савишны Глобовой). Образ молодого разбойника у многих вызывает симпатии, особенно у женского пола. «Многие из них втайне ему доброжелательствовали, видя в нем героя романического…» .

Испытание любовью

Дубровский проникает в имение своего врага под видом другого человека, входит в доверие к самому Троекурову, поражая своей смелостью и хладнокровием в схватке с медведем. Владимир влюбляется в дочь своего врага, Марию Кирилловну. Возникает конфликт между чувством личной мести и любовью. И он оставляет мысли об отмщении Троекурову, делая свой выбор в пользу нежных чувств. «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства» . Он готов сделать все для счастья Маши, но не успевает спасти ее от ненавистного брака. Ему приходится удалиться, оставив Машу со старым мужем.

Неоконченный роман

Образ Владимира, созданный Пушкиным, олицетворяет собой личность, не предрасположенную к незаконной деятельности, но вступающую на этот путь под давлением обстоятельств. Но к финалу произведения он осознает неправомерность своих действий и просит сообщников раскаяться и бросить это дело. «Он собрал всех своих сообщников, объявил им, что намерен навсегда их оставить, советовал и им переменить образ жизни. «Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло».