Функции культуры в современном обществе. Культурология как наука о культуре Функции культурологии в обществе

В статье поговорим об основных функциях культуры. Мы разберем самые главные из них, а также обратим внимание на второстепенные для того, чтобы понять сущность и важность самого явления в обществе.

О чём идёт речь?

Мы будем говорить об основных функциях культуры, так как нельзя отрицать того факта, что она играет огромную роль в жизни всего общества. Культура является неким средством хранения, передачи и аккумуляции человеческого опыта. Все свои роли она выполняет благодаря множеству функций, которые мы будем рассматривать ниже.

Образование и воспитание

Основные функции культуры касаются образования и воспитания, поэтому именно на этих двух понятиях строится будущее общества. В некотором смысле именно это может сделать из человека личность. Свои особенные черты человек приобретает, становясь членом общества, то есть социализируясь, таким образом получая новые знания, понимание языка символов, обычаев и традиций.

Он учится адаптироваться в пределах своей социальные группы. Нельзя отрицать того, что уровень культуры определяется тем, насколько человек социализирован, то есть насколько он приобщился к общему наследию и насколько развиты его индивидуальные способности. Культура личности заключается в эрудиции, интеллектуальных способностях, творческой самореализации, овладении иностранными и родным языками, вежливости, нравственности, самообладании и так далее. Но всё это возможно понять и приобрести только благодаря воспитательно-образовательной функции культуры.

Интеграция

К основным функциям культуры можно отнести интеграцию и дезинтеграцию. Отметим, что эти функции очень подробно исследовал Э. Дюркгейм. Согласно его мнению, освоение чего-то высокого формирует у человека ощущение своей общности с другими и принадлежности к одной нации, народу, социальной группе, религии и т.д. Таким образом культура выступает как некий объединяющий фактор, который интегрирует действия людей и формирует целостное общество.

Но при этом есть и другая сторона медали, а именно дезинтегративная функция, которая заключается в том, что, объединяя группу, культура противопоставляет её другим группа, таким образом расшатывая широкие общности. Не секрет, что внутри как малых и больших существуют различные конфликты, которые тоже вытекают из этой функции.

Регулирование

Одна из основных функций культуры в обществе регулятивная. Мы говорили выше, что в процессе социализации человек приобретает некие ценности, принимает нормы, идеалы и высшие цели, таким образом становясь уникальной личностью. Всё вышеперечисленное формирует именно культура, поэтому она является регулятором человеческого поведения. Говоря более масштабно, можно отметить, что она в некотором смысле устанавливает рамки дозволенного для человека.

А также пределяет границы возможного поведения в семье, коллективе, в быту, в школе и так далее. Для неё характерны не только эти предписания, но и определенные запреты. Нарушение каких-то норм приводит тому, что человек становится изгоем общества и несёт серьёзную ответственность на государственном уровне. Как рычаг управления иногда используется общественное мнение, которое способно очень сильно повлиять на человека.

Здесь же рассмотрим нормативную функцию, цель которой заключается в урегулировании определенных сторон общественной и личной деятельности. Это означает регулирование межличностных отношений, труда, быта и так далее. То есть культура может в большом масштабе влиять на действия людей и их выбор определенных ценностей. Главная опора этой функции заключается в таких понятиях, как мораль и право.

Передача социального опыта

Основные функции духовной культуры заключаются в том, чтобы транслировать или передавать социальный опыт. Но также часто эту функцию называют функцией исторической преемственности. Мы знаем, что культура - это довольно сложная и объемная знаковая система, посредством которой происходит передача опыта от поколения к поколению сквозь эпохи. При этом у общества нет другого механизма, который бы мог сосредоточить себе всё богатство накопленного опыта.

Гносеология

Основными функциями культуры являются те, без которых жизнь общества невозможна. Далее рассмотрим гносеологическую функцию, которая очень тесно связана с предыдущей, а некоторые свойства даже являются ее предложением. Культура является неким средоточием всех накопленных знаний и ценностей человечества, которые не только передаются, но и могут познаваться или изучаться людьми. Интеллектуальность общества напрямую зависит от того, насколько часто и активно оно использует богатство своей общности.

Знаки

Мы рассмотрели основные элементы и функции культуры, теперь поговорим о менее важных элементах, которые не настолько влиятельные, но без них представить всю систему тоже очень сложно. Знаковая функция является ключевой для самой культуры. Она представляет собой наличие определенной системы, благодаря которой культура вообще возможна. Как мы понимаем, без принятия знаковых систем постичь культуру невозможно.

Для примера приведем устный или письменный язык, который является необходимым средством для общения в человеческом обществе. Но при этом национальная культура познаётся благодаря литературному языку, который способен «показать» гораздо больше. В мире также есть специфические языки или знаки, которые необходимы для понимания мира живописи, музыки, театра. Естественные науки тоже имеют определённые знаковые системы.

Аксиологическая функция

Сущность и основные функции культуры мы рассмотрели выше, а теперь поговорим о важности культуры, как ценности. Аксиологическая функция определяет качество. Она формирует у человека ориентации и потребности. От их уровня и качества во многом зависит степень воспитанности как человека, так и всего народа. Главным критерием ценностной функции является интеллектуальный и нравственный уровень.

Основные социальные функции культуры

Социальные функции позволяют людям вместе вести коллективную деятельность и удовлетворять свои потребности путем взаимодействия. Это базовая функция, без которой существование общества невозможно. Она включает в себя социальную интеграцию, которая проявляется в единстве человеческого рода и общности мировоззрения, которые проявляются в религии, мифах и философии.

Также она подразумевает общие организации и регулирование совместной деятельности людей. Обеспечивается это благодаря политике, обычаям, праву, идеологии и т.д. Также сюда входит предоставление определенных средств для нормальной жизнедеятельности и взаимодействия людей. Это познание, образование, воспитание, ценностные наборы, накопление и передача знаний.

Не последним элементом социальной функции считается регуляция определенных сфер деятельности. Сюда мы можем отнести особенную культуру и быт, культура труда, питания и т.д. Таким образом, мы понимаем, что вся эта система не только очень разнообразна, но динамична. Она никогда не стоит на месте, а постоянно находится в процессе развития.

Адаптация

Насколько же глубоко понятие культуры? Основные функции культуры заключаются не только в теоретических моментах, но и во многом они проявляются на практике. Рассмотрим адаптивную функцию, которая помогает приспосабливается человеку в окружающей среде во всех смыслах. Как мы знаем, адаптация является необходимым условием для того, чтобы организм мог выживать.

В природе всё это происходит благодаря механизму естественного отбора, изменчивости и наследственности, которые регулируют выживание особей, наиболее приспособленных для определённой среды обитания. В человеческом мире всё происходит совсем по-другому, вопреки многим заблуждениям. Личность не приспосабливается к своей среде, а меняет её.

Конечно, мы понимаем, что есть случаи, когда индивид нарочно подстраивается под свое окружение, но это говорит о том, что он либо ещё не готов трансформировать свою среду, либо слаб и недостаточно духовно развит для этого. Мудрая или развивающаяся личность будет менять окружение для себя. И это ключевая особенность всего общества.

Дело в том, что в процессе этого преобразования человек создаёт какой-то новый мир, что является культурой. Так как мы понимаем, что человек не может видеть целью своего существования выживание, то ему необходимо окружение и общение для развития своих личностных качеств. Меняя свою среду обитания, человек меняет немного и самого себя, что развивает абсолютно всех участников процесса.

При этом давайте отметим тот факт, что со временем человек становится всё более и более независим от различных условий и природы. В то время как животное находится в непосредственной зависимости от какой-то экологической ниши, то человек способен приспосабливаться и выживать, формируя искусственный мир.

Конечно, полностью отделиться от природы он не может, так как это противоречит самому факту его существования. Но при этом от природных условий во многом зависит сама жизнь человека, то есть его обряды, верования, хозяйство, ритуалы и т.д. Различия эти очень приметы на примере народов, которые ведут кочевой образ жизни или у которых от природных условий зависит промысел и т.д. То есть понятно, что их культура формируется условиями их жизни.

Коммуникации

Структура и основные функции культуры динамичны только тогда, когда есть место коммуникациям, то есть общению. Коммуникативная функция является одной из важнейших, так как в принципе человек в одиночку не может решить практически никакой проблемы. Взаимодействие необходимо людям в трудовых отношениях, для выражения своих личностных качеств, для реализации проектов, для развития чего-нибудь.

При этом доказано, что долгое нахождение человека без общества, просто в одиночестве, приводит к психической и духовной деградации, а также полнейшему истощению. Личность буквально превращается в животное. То есть мы понимаем, что культура и есть теми условиями, которые формируют из нас людей. Коммуникация возникла скорее, как необходимость, потому что изначально человек не был наделён способностями обмениваться информацией или контактировать с другими людьми без каких-то звуков, письменности, мимики и т. д.

Способы коммуникации развивались вместе с обществом. Как мы знаем, информация может передаваться вербально, то есть словесно, и невербально, то есть посредством жестов, мимики, позы, дистанции. Также есть паравербальный способ, который заключается в темпе речи, артикуляции, громкости голоса, интонации и так далее.

Этапы

Понятие культуры и основные функции культуры невозможны без коммуникаций, которые сами по себе тоже довольно сложны. Они состоят из нескольких этапов. Первый заключается в том, что кодируется информация, которая будет передаваться другому человеку. Мы понимаем, что кодирование означает преобразование информации в определенную знаковую систему.

После этого происходит передача информации, которая может сопровождаться недопониманием, что приводит к потере части смысла. И третий этап заключается в раскодировании полученного материала, которое очень часто может происходить с большими погрешностями из-за разных точек мировоззрения и культурного развития людей. Именно поэтому коммуникация никогда не может быть стопроцентной, так как оно зависит от двух людей, как минимум.

Рекреативная функция

Она полностью противоположна нормативной функции, и заключается в психологической разрядке, которая необходима каждому человеку. Основной функцией физической культуры как раз является рекреация, которая позволяет проживать сильные эмоции, будто положительные или негативные, с максимальной безопасностью для организма. В то время как регулятивная функция устанавливает ограничения для человека, рекреативная позволяет избавляться от накопленного мешка подавленных эмоций, которые по тем или иным причинам не были проявлены.

Из-за этого может развиваться напряжение или скрытые конфликты. В результате человек может испытывать серьезные проблемы в разных сферах жизни из-за того, что будет подавлять внутренние позывы. Одно дело, когда эти позывы нормальны, но другое - когда они небезопасны, вредят здоровью и жизни других людей. Не всегда можно решить проблемы рационально. Именно поэтому нужны такие способы разрядки, которые бы не нарушали границ социальной стабильности.

Основная функция физической культуры заключается в том, чтобы человек мог правильно справиться со своими и внешними или недостаточными эмоциями. Только во вторую очередь рассматривается важность физической активности для здоровья тела. В обычной жизни человек может проявлять свои эмоции благодаря таким средствам разрядки, как смех, гнев, плач, откровенный разговор, исповедь, признание в чувствах. Есть и специфические методы разрядки, которые закреплены на коллективном уровне. Это праздники и коллективный досуг.

В такие дни люди могут забыть о работе и каких-то ограничениях. Они устраивают застолье, карнавалы, находятся в торжественной обстановке. Во время праздника человек напитывается положительной энергии, из-за чего испытывает большую радость и некоторое облегчение. Но при этом даже у праздников есть некоторые формальности, которые ограничивают поведение в разумных пределах. Нормальный здоровый человек будет это понимать, и ему не понадобится для расслабления переступать определённые границы. Ему будет достаточно этой разрядки, которую он получает, не нарушая прав других людей.

Но некоторым этого мало, и они ставят за цель получение такого-то наслаждения Это слабые люди, которые могут становиться алкоголиками или наркоманами, а также развивать в себе другие пороки.

Ритуалы и игры

Основные функции культуры в обществе заключаются в возможности построения семейных правоотношений и установление взаимосвязи. Для этого могут использоваться такие формы, как ритуал и игры. Ритуал является древнейшим способом коллективный разрядки, который относится к сфере чего-то сакрального. К таким событиям можно отнести рождение, смерть, бракосочетание, инициации.

В настоящее время первозданных ритуалах нет, но они есть в более современном виде. Так, люди отмечают и проводят обряды взросления, празднуя свой день рождения. Заключение брака тоже является важным событием, к которому готовятся, и которое сопровождается массовой гулянкой. О важности такой общей разрядки помнили ещё в первобытных культурах. Тогда ритуалы строились в основном вокруг религиозной тематики. Характеризовались они особой торжественностью и культурной насыщенностью.

Современный мир всё больше отдаляется от ритуалов и увлекается таким способом коллективной разрядки, как игра. Она способна помочь выразить скрытые эмоции, а также наладить психологическое состояние человека при помощи символических средств. Игра создает такую психологическую атмосферу, во время которой человек максимально раскрывает свои страхи и желания, так как он понимает, что всё происходит как бы не по-настоящему.

Благодаря игре он может выразить свои бессознательные импульсы, которые в иной культуре запрещаются или просто невостребованные. Отметим, что главные человеческие мотивы - это конкурирование и секс. Именно поэтому все игры в том или ином виде имеют такие элементы. Сюда относятся спорт, конкурсы, танцы, лотереи. Посредством коллекционирования человек может реализовать свои желания, которые в обычной жизни были бы классифицированы как жадность. Есть и более агрессивные игры, которые позволяют выразить человеку свои скрытые эмоции смерти. Это гладиаторские бои и коррида.

Отметим, что со временем наблюдается гуманизация игр. Если раньше были популярны публичные казни и кулачные бои, то сейчас люди больше увлекаются спортом, кино, телевидением. Но при этом даже киноискусство перенасыщено сценами насилия и убийств, что негативно сказывается на людях, а детей и вовсе травмирует.

Мы рассмотрели основные функции и формы культуры и для того, чтобы понимать насколько она важна в современном обществе. Проявления её неповторимы и уникальны. Характеристика основных функций культуры могла бы занять немного больше времени, но мы постарались кратко и емко описать важность их значения. Однако человеку понимание всего этого в большей степени прививают именно родители.

Основные функции организационной культуры заключаются в том, чтобы если этот этап был упущен родителями или воспитателями, он может быть настигнуть другими социальными институтами, которые формируют зрелую здоровую личность. Именно поэтому сейчас многие подростки развиваются благодаря контакту с молодежными организациями или своими кумирами. Однако надо понимать, что это влияние должно быть положительным.

Вы рассмотрели практически все основные функции культуры. Философия насчитывает их гораздо больше.

Культура представляет собой многофункциональную систему . Функциональный анализ культуры предполагает наличие в любом социуме аналогичных явлений, которые выполняют определенные функции (нормы, ритуалы, общение, производство и т. д.).

Познавательная (гносеологическая) функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Эти знания могут существовать как на уровне обыденно-эмоционального - психологического сознания, так и на уровне теоретического. Н. А. Бердяев по этому поводу писал: «Она (культура) осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах, добро - в нравах, бытии и общественных установлениях; красоту - в книгах, стихах и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представлениях».

Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические. Так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

Информационная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Культура в человеческом обществе - это большое информационное поле. Оно включает в себя машинный язык, память, программы переработки информации. Культура дает обществу языки - знаковые системы. Ее необходимым элементом является социальная память, в которой хранятся духовные достижения человечества. В ней содержатся программы человеческого поведения, отражающие опыт многих поколений.

Поэтому культура выступает как своего рода информационное обеспечение общества, причем общество само создает свое информационное обеспечение. Мир культуры представлен в трех основных аспектах: как мир артефактов, мир смыслов и мир знаков. Феномен культуры - это любые артефакты (искусственные созданные людьми предметы и явления), которые несут в себе смыслы, т.е. выступают как знаки, обладающие значениями. Совокупности знаков образуют тексты, в которых содержится социальная информация.

Эту функцию называют также функцией трансляции (передачи) социального опыта. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накопления, хранения и систематизации информации. Культуру считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, «языках» науки, философии, религии и др. В современную эпоху каждые 15 лет происходит удвоение информации.


Культура не наследуется или почти не наследуется генетическим и биологическим путем. Каналом передачи информации во времени и пространстве является не только духовная, но и материальная культура. Любое орудие производства или предмет потребления, представляя собой лишь очередное звено в неразрывной цепи родственных изделий или явлений, по законам семиотики несет на себе определенную информацию о человеке, об общественных отношениях своей эпохи и своей страны.

Коммуникативная функция культуры . Культура - есть условие и результат общения людей. Благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения; культура дает им средства общения - знаковые системы, языки. Результат - только благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру: в общении они научились пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и усваивать зафиксированные мысли других людей. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков или знаковых систем. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми.

Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык представляет важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными языковыми системами располагают и естественные науки (физика, математика, биология, химия). Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей. Суть коммуникационного процесса состоит в достижении культурно-социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

Развитие форм и способов коммуникации - важнейший аспект культурной истории человечества. На самых ранних этапах антропогенеза люди могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприятия жестов и звуков. Принципиально новым средством коммуникации стала членораздельная человеческая речь. Следующий этап начинается с появления специальных средств связи. Изобретение письменности создало основу для широкого распространения коммуникации во времени и пространстве; расстояния и годы перестают быть непреодолимым препятствием к общению. Однако парадоксом современной культуры стал дефицит общения при огромной массе контактов.

Нормативная (регулятивная) функция культуры связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Вспомним, что еще Т. Парсонс наряду с символичностью и волюнтаристичностью считал нормативность одним из важнейших признаков культуры. Эта функция обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей.

Нами рассмотрены лишь основные функции культуры. Особое внимание следует обратить на то, что каждому элементу культуры (науке, искусству, морали, праву, экономике и др.) могут быть свойственны различные функции. Так, мораль, реализуя человеческое поведение, пронизывает практически все сферы жизнедеятельности человека, нравственный аспект присутствует в каждом элементе культуры. Например, искусство, наряду с художественно-эстетической, гедонистической, выполняет и духовно-нравственную, воспитательную роль. Нравственность становится системой построения религиозных систем. В экономической культуре, предпринимательстве, политике также существуют свои «моральные заповеди».

Однако не все в культуре может быть объяснено с помощью функционального анализа. Функциональная интерпретация показывает лишь то, как культура обслуживает человека и общество.

1. Культура как понятие культурологии

Понятие «культура» трактуется в отечественной и зарубежной научной литературе неоднозначно. Разобраться во множестве его смысловых оттенков и определений, а также понять, что же все-таки представляет собою культура, нам поможет знание возможных вариантов использования этого понятия в истории.

Больше 2 тыс. лет прошло с тех пор, как латинское слово «colere» было использовано для обозначения обработки почвы, земли. Но память об этом до сих пор сохранилась в языке в многочисленных сельскохозяйственных терминах – агрокультура, культура картофеля, окультуренные пастбища и т.п.

Уже в I в. до н.э. Цицерон применил это понятие к человеку, после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина. При этом считалось, что признаки культурного человека – это добровольное ограничение своих желаний, спонтанных действий и дурных склонностей. Поэтому термином «культура» тогда обозначали интеллектуальное, духовное, эстетическое развитие человека и общества, подчеркивая его специфику, выделяя мир, созданный человеком, из мира природы.

В повседневной жизни мы обычно вкладываем в слово «культура» одобрение, понимая это слово как некий идеал или идеальное состояние, с которым мы сравниваем оцениваемые факты или явления. Поэтому мы часто говорим о профессиональной культуре, о культуре исполнения некой вещи. С тех же позиций мы оцениваем поведение людей. Поэтому стало привычным слышать о культурном или некультурном человеке, хотя на самом деле чаще всего мы имеем в виду воспитанных или дурно воспитанных, с нашей точки зрения, людей. Так же иногда оценивают и целые общества, если они основаны на праве, порядке, мягкости нравов, в противовес состоянию варварства. Не стоит забывать также, что в обыденном сознании понятие «культура» в основном ассоциируется с произведениями литературы и искусства. Поэтому данным термином обозначают формы и продукты интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности.

И наконец, мы используем слово «культура», когда говорим о разных народах в те или иные исторические эпохи, указываем на специфику способа существования или образа жизни какого-то общества, группы людей или определенного исторического периода. Поэтому очень часто можно встретить словосочетания – культура Древнего Египта, культура эпохи Возрождения, русская культура и т.д.

В современной отечественной культурологии принято выделять три подхода в определении культуры – антропологический, социологический и философский.

Суть антропологического подхода заключается в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни как отдельного человека, так и целых обществ. Это означает, что культура представляет собой способ существования человечества в виде многочисленных локальных культур. Данный подход ставит знак равенства между культурой и историей всего общества.

Социологический подход рассматривает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Организующим началом выступает система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но затем они же и определяют развитие этого общества. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим.

Философский подход стремится выявить закономерности в жизни общества, установить причины зарождения и особенности развития культуры. В русле этого подхода дается не просто описание или перечисление явлений культуры, но предпринимается попытка проникнуть в их сущность. Как правило, сущность культуры видят в сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира для удовлетворения человеческих потребностей.

Также выделяют функциональные определения культуры, характеризующие ее через функции, которые она выполняет в обществе, а также рассматривают единство и взаимосвязь этих функций. Например, среди специалистов по межкультурной коммуникации очень популярно короткое, но емкое определение Э. Холла: культура – это коммуникация, коммуникация – это культура. Подобные определения есть и у российских культурологов. Среди них следует назвать одного из крупнейших отечественных философов ММ. Бахтина, автора диалоговой концепции культуры. Он исходит из основополагающей идеи: культура никогда не существует сама по себе, а проявляется только во взаимодействии с другими культурами. У любой культуры есть зритель, или исследователь, причем это не какой-то абстрактный субъект, наблюдающий за культурой с позиций бесстрастного автомата, фиксирующего любые ее проявления.

Таким образом, во всех рассмотренных определениях есть рациональное зерно, каждое указывает на какие-то более или менее существенные черты культуры. В то же время можно указать и на недостатки каждого определения, на его принципиальную неполноту. Как правило, эти определения нельзя назвать взаимоисключающими, но простое суммирование их не даст никакого позитивного результата.

Культура – это сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а не целенаправленно меняющих ее, как человек.

Не вызывает сомнения также, что в результате этого преобразования образуется искусственный мир, существенной частью которого являются идеи, ценности и символы. Он противостоит миру природы. И наконец, культура не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, проходящего в обществе, среди других людей.

2. Функции культуры

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет разнообразие ее функций в жизни общества и человека. Но в вопросе о количестве функций культуры среди культурологов нет полного единодушия. Тем не менее все они соглашаются с идеей полифункциональности культуры, с тем, что каждый ее компонент может выполнять разные функции. Сопоставление различных точек зрения по данному вопросу позволяет сделать вывод, что к числу основных функций культуры относятся адаптивная, знаковая (сигнификативная), познавательная, информационная, коммуникативная, интегративная, регулятивная, аксиологическая и др.

2.1 Адаптивная функция культуры

Важнейшая функция культуры – адаптивная, позволяющая человеку приспособиться к окружающей среде, что выступает необходимым условием выживания всех живых организмов в процессе эволюции. Но человек не приспосабливается к изменениям окружающей среды, как это делают другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, приспосабливая ее к себе. При этом создается новый, искусственный мир – культура. Иными словами, человек не может вести естественный образ жизни, подобно животным, и, чтобы выжить, создает вокруг себя искусственную среду обитания.

Безусловно, полной независимости от окружающей среды человек добиться не может, так как каждая конкретная форма культуры во многом обусловлена природными условиями. От природных и климатических условий будет зависеть тип хозяйства, жилища, традиции и обычаи, верования, обряды и ритуалы народов.

По мере развития культуры человечество обеспечивает себе все большую безопасность и комфорт. Но, избавившись от прежних страхов и опасностей, человек встает лицом к лицу перед новыми угрозами, которые он создает себе сам. Так, сегодня можно не бояться таких грозных болезней прошлого, как чума или черная оспа, но появились новые болезни, такие, как СПИД, от которых еще не найдены лекарства, а в военных лабораториях ждут своего часа другие смертельные болезни, созданные самим человеком. Таким образом, человеку нужно защищаться не только от природной среды обитания, но и от мира культуры.

Адаптивная функция имеет двойственную природу. С одной стороны, она проявляется в создании необходимых человеку средств защиты от внешнего мира. Таковы все продукты культуры, которые помогают первобытному, а позднее и цивилизованному человеку выжить и уверенно чувствовать себя в мире: использование огня, создание продуктивного сельского хозяйства, медицины и т.д. Это – так называемые специфические средства защиты человека. К ним относятся не только предметы материальной культуры, но и те специфические средства, которые человек вырабатывает для приспособления к жизни в обществе, удерживающие его от взаимного истребления и гибели. Это государственные структуры, законы, обычаи, традиции, нормы морали и т.д.

Существуют также неспецифические средства защиты человека – это культура в целом, существующая как картина мира. Понимая культуру как «вторую природу», мир, созданный человеком, мы подчеркиваем важнейшее свойство человеческой деятельности и культуры – способность к «удвоению» мира, выделения в нем чувственно-предметного и идеально-образного пластов. Культура как картина мира дает возможность видеть мир не как непрерывный поток информации, а получать эту информацию уже в упорядоченном и структурированном виде.


2.2 Сигнификативная ф ункция

Культура как картина мира связана с другой функцией культуры – знаковой, сигнификативной, т.е. функцией присвоения имен. Формирование имен и названий очень важно для человека. Если какой-то предмет или явление не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для нас не существуют. Присвоив название предмету или явлению и оценив его, например, как угрожающий, мы одновременно получаем необходимую информацию, позволяющую нам действовать, чтобы избежать опасности. Ведь при маркировании угрозы мы не просто даем ей имя, но вписываем в иерархию бытия.

Таким образом, культура как образ и картина мира представляет собой упорядоченную и сбалансированную схему космоса, служа той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир. Эта схема выражается через философию, литературу, мифологию, идеологию, а также в поступках людей. Содержание ее большинством членов этноса осознается фрагментарно, в полном объеме она доступна лишь небольшому числу специалистов-культурологов. Основой этой картины мира являются этнические константы – ценности и нормы этнической культуры.

Культура как целостное явление выполняет определенные функции по отношению к обществу.

Адаптационная функция - культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Термин адаптация означает приспособление. Животные и растения вырабатывают механизмы адаптации в процессе биологической эволюции. Механизм адаптации человека принципиально иной он не приспосабливается к среде, а приспосабливает среду к себе, создавая новую искусственную среду. Человек как биологический вид остается одинаковым в очень широком диапазоне условий, а культура (формы хозяйства, обычаи, социальные институты) различаются в зависимости от того, чего требует природа в каждом конкретном регионе. Значительная часть культурных традиций имеет рациональные основания, связанные с каким-то полезным приспособительным эффектом. Другой стороной адаптационных функций культуры является то, что ее развитие все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт, увеличивается эффективность труда, появляются новые возможности для духовной самореализации человека, культура позволяет человеку с наибольшей полнотой раскрыть себя .

Коммуникативная функция - культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура создается людьми сообща, она есть условие и результат общения людей. Условие потому, что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им средства общения - знаковые системы, языки. Результат - потому что только благодаря общению люди могут создавать хранить и развивать культуру; в общении люди учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и усваивать зафиксированные в них мысли других людей. Таким образом, культура связывает и объединяет людей .

Интегративная функция - культура объединяет народы социальные группы государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов убеждений ценностей идеалов характерных для данной культуры. Эти явления определяют сознание и поведение людей, у них формируется чувство принадлежности к одной культуре. Сохранение культурного наследства национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа как существующей на протяжении долгого времени общности людей. Широкие рамки культурной общности создаются мировыми религиями. Единая вера тесно связывает представителей различных народов, составляющих мир ислама или христианский мир.

Функция социализации - культура это важнейшее средство включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию, и жить так как требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание средства и способы социализации. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы поведения, учатся жить мыслить и действовать в соответствии с ними .

Информационная функция культуры - с возникновением культуры у людей появляется особая отличающаяся от животных «надбиологическая» форма передачи и хранения информации. В культуре информация кодируется внешними по отношению к человеку структурами. Информация как приобретает собственную жизнь и способность к собственному развитию. В отличие от биологической, социальная информация не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Благодаря этому в обществе, возможно, то, что никогда не будет возможно в животном мире - историческое умножение и накопление информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа.

Познавательная функция культуры определяется определенным критерием познания, овладения человеческими силами природы и общества, а также степени развития "человеческого" в самом человеке. Охватывая все формы общественного сознания, взятые в их единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира. Конечно, культура не сводится к совокупности знаний о мире, но систематизированные научные знания выступают одним из важнейших ее элементов.

Однако культура не только характеризует степень познания человеком окружающего мира. При этом культура раскрывает не только степень развития форм общественного сознания в их единстве, но и уровень навыков и умений людей, проявляющихся в их практической деятельности. Жизнь необычайно сложна и все время перед людьми ставит все новые и новые проблемы. Это вызывает потребность познания процессов, происходящих в обществе, осознание их как с научных, так и с художественно-эстетических позиций .

Культура способствует также осуществлению эвристических целей человека, его поискам наиболее продуктивных форм познания нового, открытию новых путей и методов социальной жизни, усилению власти человека над стихийными силами природы.

Как следует из сказанного, роль культуры при этом сводилась к чему-то определенному и немногому, но важному.

В сегодняшних представлениях о функциях культуры важнейшее место, как правило, отводится человекотворческой функции.

Так что усилия великих мыслителей, призывавших видеть в культуре лишь условие для развития человеческих качеств, не пропали даром. Но реальная жизнь культуры все же не ограничена человекотворческой функцией. Многообразие потребностей человека послужило основанием для появления самых различных функций. Культура - это своеобразное самопознание человека, поскольку она показывает ему не только окружающий его мир, но и его самого. Это своего рода зеркало, где человек видит себя и таким, каким бы он должен стать, и таким, каким он был и есть. Результаты познания и самопознания передаются в виде опыта, житейской мудрости, посредством знаков, символов от поколения к поколению, от одного народа к другому.

Аксиологическая (ценностная) функция культуры, она фиксирует способность накопления в культуре художественных ценностей и их влияние на образ мыслей и поведение человека. Все многообразие материальной и духовной культуры может выступать в качестве материальных и духовных ценностей, которые оцениваются в плане истины или не истины, прекрасного или безобразного, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д.

Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций индивида образуют своего рода ось его сознания, обеспечивающую определенную преемственность культуры и мотивацию его поведения. В силу этого ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующие поступки человека. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры его социальности. Это - призма восприятия не только внешнего, но и внутреннего мира индивида. Таким образом, аксиологическая или ценностная функция культуры проявляется не только в оценке культуры, ее достижений, но и в социализации личности, в формировании общественных отношений, поведении людей .

Эстетическая функция культуры, прежде всего, проявляется в искусстве, в художественном творчестве. Как известно, в культуре существует некая сфера "эстетического". Именно здесь раскрывается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Эта сфера тесно связана с эстетическим отношением к действительности, к природе. В.Соловьев подметил, что “красота, разлитая в природе в ее формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущенною, подчеркнутою”, а эстетическая связь искусства и природы "состоит не в повторении, а в продолжение того художественного дела, которое начато природой ".

С эстетической функцией связана гедонистическая функция. Гедонизм в переводе с греческого означает наслаждение. Люди получают удовольствие от прочитанной книги, осмотра архитектурных ансамблей, музеев, посещения театров, концертных залов и т.п. Удовольствие способствует формированию потребностей и интересов, оказывает влияние на образ жизни людей.

Главной, синтезирующей функцией культуры, отражающей ее социальный смысл, является гуманистическая функция. Все названные выше функции так или иначе связаны с формированием личности, поведением человека в обществе, с расширением его познавательной деятельности, развитием интеллектуальных, профессиональных и других способностей.

Гуманистическая функция проявляется в единстве противоположных, но органически взаимосвязанных между собой процессов: социализации и индивидуализации личности. В процессе социализации человек осваивает общественные отношения, духовные ценности, превращая их во внутреннюю сущность своей личности, в свои социальные качества. Но эти отношения, ценности человек осваивает по-своему, неповторимо, в индивидуальной форме. Культура - особый общественный механизм, осуществляющий социализацию и обеспечивающий обретение индивидуальности личности .