Работа стюардессой в компании etihad. Мифы, секреты и раздражающие факторы: украинка о работе стюардессой в ОАЭ. Etihad Airways отзыв

сайт - Айжан Кудайбергенова посетила более 30 стран мира. Сегодня она любуется Эйфелевой башней, через пару часов она может оказаться в холодном Торонто, еще через некоторое время ее встретит Женева, потом она будет вспоминать свои прогулки по Сеулу. Героиня нашей популярной рубрики «Родом из KG» с улыбкой называет себя стюардессой по имени Айжана - она работает в «Etihad Airways» — крупной национальной авиакомпании Объединённых Арабских Эмиратов со штаб-квартирой в Абу-Даби. Кыргызстанка всегда хотела добиваться большего и лучшего, ради своей мечты увидеть огромный и мир с безграничными возможностями, она всегда шла напролом, преодолевая страхи, сомнения, ведь по природе своей Айжан любит принимать вызовы судьбы!

Однажды Айжан решила круто изменить свою жизнь и отправилась покорять ОАЭ. Сначала она устроилась продавцом консультантом в «Emirates Mall», затем она усердными шагами шла к своей главной мечте - устроиться в авиакомпанию «Etihad» и стать старшей бортпроводницей. И ей все удалось, но Айжан уверяет, это только начало!

Меня зовут Айжан Кудайбергенова, мне 30 лет, я из города Бишкек. Закончила Кыргызский Экономический Университет.

Моя история в ОАЭ началась с того момента, когда я оставила сотовую компанию, в которой я работала, так как решила круто изменить свою судьбу и начать с нуля в чужой стране со своими обычаями и нравами!

Довольно старый район Бур Дубай расположен на левом берегу залива Дубай Крик («Dubai Creek»), именно сюда в гостиницу «Дельфин» меня и ещё других ребят из Бишкека привезли на первую неделю проживания. Кстати, все мы были отобраны продавцами консультантами и должны были влиться в огромную семью давно существующей компании, имеющей огромное количество брендов. Не буду указывать какую именно, так как распрощались мы с ней, будучи в не очень хороших отношениях (улыбается). Тогда ещё в 2011 году скромный, но довольно развитый Бур Дубай казался мне чуть ли не Лас-Вегасом: высокие здания, широкие дороги. Все было новым и колоссальным на то время. Чего только стоит Шейх Заед Роуд!

Толпы индусов бродили по улицам района, где я проживала, гуляли много русских, филиппинцев. Деловые и не очень, туристы или просто зеваки. Вначале район казался мне целой цивилизацией, но в скором времени я открыла для себя район Марины, Пальм Джумейры, Бурдж Халифа, Аль Корниша и других не менее интересных мест, выделяющихся своими достопримечательностями.

Но все это я узнавала со временем, так как первую неделю нас безжалостно с утра до ночи водили по тренингам, и возвращались мы поздно, вымотанные и выжатые как лимоны, и эта жара, жара и влажность! Я была просто поражена и скучала по нашему прохладному в отличие от Дубая лету! Обычно работодатель предоставляет жильё работникам, но не в моем случае. Как я поняла уже там на месте, сравнив зарплату и условия проживания, я попала в самую неблагонадёжную и низкооплачиваемую компанию. И жильё пришлось искать, бродя по жаре, но в итоге нашла скромную, но чистую квартирку по знакомству, где в основном жили арабы. У меня была своя комната, и мы стали одной семьёй, готовили вместе. Я помню дни Рамадана, проведённые вместе, и мне очень приятно вспоминать этих людей!

Я безумно рада, что попала в бренд по продаже женской обуви, сумок и аксессуаров, а не в один из магазинов одежды, где в течение всего рабочего дня нужно складывать и перекладывать одежду. Наверняка у меня не хватило бы терпения на все это, а во время распродаж, когда люди несутся огромными толпами и переверчивают магазин вверх дном, ты можешь и себя найти под завалами одежды (смеется).

Думаю, я была lucky - удачлива! Да нет, просто я понравилась индусу, работающему в отделе HR, пару раз я улыбнулась ему и сделала комплимент по поводу галстука. Качая головой из стороны в сторону он с большим удовольствием направил меня в тот бренд, который я изначально выбрала для себя!
Тренинги позади, и продавец консультант Айжан прибыла в свой первый рабочий день, через неделю тренингов и поиска жилья в гигантский, по-нашему, гипермаркет, либо мегамолл «Emirates Mall», в котором есть зимняя площадка с искусственным снегом, а также горкой для лыж. В молле вы сможете реально увидеть местных жителей, обычно они не ходят по улицам, если только это не фешенебельный район.

Мужчины похожи на ангелов в своих белоснежных накрахмаленных кандурах, традиционной мужской одежде, и носят чёрные как смола аккуратные, подстриженные бороды.

Местные женщины носят абаю, чёрную накидку, скрывающую формы тела, и платок, покрывающий голову. Арабские модницы любят яркий макияж, каблуки. Под развивающимися полами абаи вы можете увидеть джинсы скини. Сейчас в моде приталенные абаи разных цветов, но чёрный остаётся традиционным. Стоимость брендовых абай со вшитыми бриллиантами может доходить до 20 тысяч дирхам, а то и дороже. В моллах и в домах люди жгут бахор, так арабы изгоняют злых духов, а также насыщают терпким ароматом большие расстояния.

Парфюм, особенно масла на основе сандалы, корицы, дуба, чувствуется везде и олицетворяют, как нам кажется, беззаботную жизнь. Это отражается в неспешной походке, паре идущих следом служанок, одетых в специально сшитые для них униформы. Они несут детей либо сумки. Местных жителей вы не встретите в районе Бур Дубай, увидеть их можно в моллах и дорогих ресторанах.

Я как вчера помню свой первый день и семью россиян, которым с первой минуты мне удалось «впарить» 4 пары обуви, предметы по уходу за обувью, сумки, кошельки и ещё какие-то мелочи. Мои коллеги с Кении, Египта, Филиппин и Индии были ошарашены успехом, и поняли, что у них появился ещё пока новенький, но сильный конкурент! Для меня это было раз плюнуть, учитывая многолетний опыт в продажах и обслуживании клиентов полученный в «Билайне».

Я быстро поняла схему работы, как заработать очки при продаже. Суть заключается в том, что работодатель даёт тебе очки (points) за любую продажу, но секрет заключается в следующем: если ты продал самую дорогую вещь, но одну, ты остался без очков. Но если ты продаёшь даже самые дешёвые аксессуары, но несколько, твои очки растут, а это прибавка к твоей зарплате. К примеру, к туфлям я старалась продать клеящиеся подушечки для защиты ступней, пяточек и других проблемных мест, спреи, пластыри антискольжения. К сумкам - кошельки и солнечные очки! Тут то и пригодились навыки продаж, убеждения, выявление потребностей, активное слушание и все, что будет «впаривать» любой тренер на своих занятиях. В этом плане работать было легко, были бы клиенты, а у моего бренда они были. А ещё попробуй весь рабочий день бегать в подсобку, карабкаться на полки за размерами, в общем к концу дня ты просто не чувствуешь своих ног. Плюс не всегда довольны твоими успехами коллеги, была парочка, которая время от времени попивала мне кровь, но я не обращала на них внимания, я просто выполняла свою работу.

А молл к вечеру, особенно в пятницу, гудит как улей: жители и туристы как бешеные скупают все, что могут, и так проходит день за днём. За год работы меня перевели в пять моллов: «Emirates Mall», «Dubai Mall», «Deira City Center», «Marina Mall» и «Festival city». За год это очень много, и моллы находятся в самых разных точках города, и они все имеют разную энергетику. Например, «Dubai Mall» и «Festival City» - fancy, т.е. модные. Я часами могла стоять у самого большого магазинного аквариума в Dubai Mall. Огромные рыбины плавали вперемешку с акулами, а я все мечтала о лучшей жизни и вспоминала мамины слова: «Доча, у тебя есть все: работа, машина, мы! Зачем тебе ехать туда на эту работу? Это же не твой уровень!». Я тогда говорила: «Мама, это всего лишь мост для меня в новую жизнь, лучшую жизнь!». И вот я в своей униформе продавщицы, стою возле аквариума, ноги изнывают, люди ходят взад и вперёд, и никому нет до тебя дела, ну про подмигивающих парней я промолчу, это дело обычное.

Давно известно, что «Deira City Center» это самый СНГшный магазин, еслши так можно выразиться. Бродя по его коридорам, ты то и дело слышишь русскую речь, и можешь даже встретить своих одноклассников! Мой самый любимый молл, который я назвала тихой гаванью, был «Marina Mall» с его тихой размеренной жизнью, приятными клиентами, в основном жителями района Марины. Именно тут я смогла получить передышку, отдышаться. От такого напряженного графика работы, стоячей работы, мои вены на ногах были ни к черту. Боль выше икры на правой ноге не давала покоя, и я обратилась к местным врачам. Чего делать не следовало.

В течение последних шести месяцев я активно занималась поиском работы, ходила на собеседования, мечтала стать бортпроводницей, ведь в ОАЭ имеются две гигантские авиакомпании «Emirates», «Etihad», а также коммерческие авиакомпании поменьше, такие как «Fly Dubai», «Air Arabia». Есть еще частные, но для меня они были менее интересны.

Мне не удалось покорить «Etihad» с первого раза, ведь на первое собеседование я пошла на третий месяц своего пребывания в новой стране. Из Дубая я отправилась в Абу-Даби абсолютно не подготовленная, а ведь люди достаточно серьёзно готовятся к подобным собеседованиям. Я была уверена, что они просто должны меня нанять! А потом начался тест на английском, групповая игра, собеседование face to face, и я как пробка вылетела с собеседования и отправилась восвояси. Я запомнила тот день навсегда и поняла, что необходимо готовиться тщательней.

Вернемся к моей миниоперации. На исходе первого года жизни и работы в Дубае я знала, что не смогу и не буду продолжать работу в своей компании. Долго составляла список нарушений по контракту, их нашлось немало. Операцию я оплатила за свой счёт, так как компания не подстраховала меня. Процесс занял немного времени, но мне удалось получить увольнительную без бана. Бан - это выдворение из страны на год за неисполнение контракта, в моем случае отработки в целых 3 года! Для меня это было настоящим спасением. Я обошлась одним годом и с меня было достаточно. Плюс ко всему я подстраховала себя сама, и к этому моменту у меня уже был подписан контракт с одной из самых лучших компаний на рынке - «Chalhoub» и мне предстояло работать в «Dubai mall», «Fashion Avenue» в фантастическом бренде «Fendi», где маленькая сумочка размером с ладонь могла стоить десятки тысяч долларов! Зарплата должна была быть в четыре раза больше, чем на предыдущей работе, я знала свой потенциал, что я могу больше. Если бы я только знала, что могу сама приехать в Эмираты и найти работу без посредников. Тем не менее отмечу, что прежняя компания научила меня бороться, проявлять выдержку, анализировать, планировать, бежать за целью, поэтому время было потрачено не зря, это была ещё одна школа, которую я освоила пусть и ценой здоровья.

У меня был месяц, пока мне откроют новую визу, прежняя компания предоставила мне билеты домой, покрыла расходы на операцию. Так что я с прекрасным настроением перед полётом домой сходила на ещё одно собеседование, теперь уже в авиалинию «Air Arabia», которая находится в эмирате Шарджа в 15 минутах езды от Дубая.

Вернулась домой, наконец-то дома с мамой и братом, как же мне их не хватало! И буквально через неделю проверяя почту, я узнала, что принята в авиакомпанию на позицию бортпроводника. Ура, моя мечта сбылась, и теперь я буду стюардессой по имени Айжана (смеется). Надену форму и буду такая деловая расхаживать по самолёту. Лепота!

Я приняла предложение «Эйр Арабии». На тренингах я улучшила свой английский, ведь учить пришлось не мало. Огромное пособие, новые слова, новые понятия, тонны информации вливались в мою голову. Мы полетели в соседний Королевский Бахрейн для практических тренингов в школе авиации. Занятия проходили в макетах самолётов, с реальными сценариями пожара на борту. Надували слайды в аварийном режиме, скатывались по ним, прыгали в воду, строили канопи, плавающий девайс, куда загружаются люди в случае аварийной посадки на воду. Проходили эвакуацию пассажиров на земле и в воде, оказывали первую медицинскую помощь, и многое другое. И каждый раз сдавали экзамены. Это было нечто, я помню, что в конце от напряжения и усталости, стресса и бессонных ночей, у меня поднялась температура, и я провалилась в 14-часовой сон.

Но вот я уже в новой униформе, пиджаке алого цвета, белой блузочке, серой юбочке, специальном макияже, волосы уложены в аккуратную дульку. Руки, ногти в идеальном состоянии, ведь перед полётом старший на борту проверит ваш grooming - внешний вид. Так и началась моя карьера стюардессы.

Компания летает на одном виде самолёта «Аэробус 320», не летающем на большие расстояния, рассчитанном на 168 пассажиров. Это довольно удобный, маленький и компактный самолет. Мы летали по всем странам залива, Индии, в Шри-Ланку, Непал, Кению и многие другие страны. В то время мы пока ещё летали в Сирию и Багдад. Но позже стало опасно, то же самое с направлением в Донецк. Полёты по этим маршрутам отменили.

Через год я чувствовала себя довольно удобно в роли бортпроводницы и мне показалось, что я смогу взять на себя роль старшей бортпроводницы. Говорили, рано! Есть люди, которые пробуют свои силы уже третий-четвертый год, но не всех берут за отсутствием лидерских качеств. Для меня это оказалось очередным challenge - испытанием. А как вы уже догадались, это дело я люблю (улыбается).

У меня все получилось! Теперь я работаю старшей на борту, несу ответственность за экипаж в кабине. А самый главный человек на борту это капитан. Они разные бывают, есть весельчаки, либо серьёзные, но всегда вежливые и мы, заходя на палубу пилотов, особенно в длинных полётах, конечно же, говорим о жизни, работе, семье да о чем угодно! Теперь мы одна команда, и здоровая, тёплая атмосфера делает команду продуктивной и сплочённой!
Поскольку перелеты не совсем длинные, за исключением нескольких направлений, мы совершали в основном разворотные полёты, т.е. загружали пассажиров, везли из от точки А до Б, и привозили других. Особенно я запомнила наши русские полёты в Казахстан и Россию, где пассажиры скупали все на борту, и после таких полётов практически отнимались ноги.

В таком режиме я проработала 2 года, но мысли мои были о том, а что дальше? И есть ли возможность перейти в другую компанию, где я смогу наконец увидеть мир. Да, на своих каникулах я могла побывать в любой точке мира, но мне хотелось совмещать это с работой, и я задалась целью, во что бы то ни стало попасть в компанию мечты «Этихад».

И как-то ранним утром я отправилась в другой эмират на собеседование в «Этихад». Я знаю людей, прошедших на работу, с шестого раза. А ещё знаю фантастически умных и красивых ребят вообще ни разу не прошедших. Многое зависит от удачи. На этот раз мне было довольно легко понять, что они ищут, и что хотят от будущего сотрудника. Ты должен быть обаятельным, и твой assessment - экспертиза - начинается с момента, когда ты входишь в зал. Они чётко наблюдают за каждым конкурсантом, за тем, как вы двигаетесь, улыбаетесь, сидите, говорите, пожимаете руку, ну и конечно, проходите тест на владение английским. Групповая игра выявляет в вас командного игрока либо наоборот. Последнее это интервью face to face. На этот раз я была во всеоружии, правильно выбрала макияж, прическу, надела строгий деловой чёрный костюм. В общем, я не доехала до родного Шарджи, как мне через три часа после собеседования прислали контракт. И теперь я бортпроводник национальной авиакомпании «Этихад», работаю в столице ОАЭ.
Я быстро распрощалась с коллегами и друзьями, пообещав часто навещать их, машина у меня была к тому времени и мне было удобно и всегда весело возвращаться к истокам, скажу, было приятно иногда проехать по старым районам Дубая, где я когда-то жила и работала.

Работа в «Этихаде» показалась мне чем-то запредельным, ведь билеты были намного дороже, чем в предыдущих авиалиниях, соответственно, авиакомпанией было предусмотрено питание на борту, и ты должен был, проходя с тележкой, накормить и напоить всех. И это не 10-15 человек из 160 в полёте «Эйр Арабии», это были 40-50 минут в ряду с длительной остановкой, обслуживание каждого гостя. Мы были обучены приготовлению коктейлей, сортам вин, арабских блюд, и самое главное улыбка не должна сходить с лица бортпроводника.

Теперь я летала в Европу! В понедельник я была в Париже, а в четверг летела в Пхукет, в воскресение на Мальдивские острова, а через три дня могла оказаться в заснеженном Торонто. Мы спим в ультрадлинных полетах, в самолёте предусмотрено отдельное место для нас и пилотов, где мы переодеваемся в чёрные пижамы и спим по 3-4 часа, и выходим к пассажирам совершенно отдохнувшие и с обновленным макияжем. Это секрет того, как нам всегда удаётся выглядеть свежими, я всегда смеюсь, когда пассажиры говорят: «Мы такие «помятые» за 23 часа полета, а вы будто только на работу пришли». И это приятно!

Вот, к чему я стремилась, вот, что хотелось увидеть. Через год работы в эконом-классе, я перешла в бизнес-класс, здесь другой уровень и от вас требуются дополнительные знания и навыки. Ты опять проходишь почти недельный тренинг. Здесь ты обслуживаешь VIP-гостей, золотых, платиновых! В работе ты можешь встретить даже звёзд американского кино, спорта, артистов мировой величины.

Теперь я стала летать не только на крошке 320, но и освоила «Боинг 777», все модели 330-й серии аэробусов, гиганта 380-го, где в эконом-классе 417 посадочных мест, в бизнес-классе на втором этаже 70 посадочных, имеются 11 мест первого класса, это отдельные кабины с гигантской плазмой, кроватью, туалетным столиком и кучей разных наворотов. А ещё есть отдельная резиденция для VVIP, ну очень важных персон, где есть свой лаундж, с диваном, телевизором, душем и спальной комнатой! Этого гостя будет обслуживать специально обученный батлер, отученный месяц в Лондоне, его форма отличается от нашей - он носит белые перчатки. Это человек разложит вашу сумку, подготовит душ, создаст полную атмосферу комфорта для вас и вашей семьи.

На одном из таких полётов мне удалось встретить певицу Кайли Миноуг. Это было совершенно секретно, никто из гостей не знал о ее присутствии, но когда мы ждали трапа по прибытию, одна из пассажирок то и дело пыталась угадать, кто же эта дама в темных очках, которой оказывается столько внимания. Потом Кайли пошла на транзитный полет в Лондон, и никто не знал, кто это, за исключением иммиграционной службы, поставившей штамп в паспорте певицы. Вот так звезды могут ходить среди нас, а мы даже не будем этого знать.

У коллег был Криштиану Роналдо, а Киану Ривз вообще сам приходит и наливает себе кофе с машины, он вообще очень прост и не любит доставлять кому-то неудобства. Так что эта работа очень интересная по своей природе.

У меня есть достаточно много выходных, и обычно их я провожу в зале, занимаюсь фитнесом, йогой, это просто необходимо при такой работе. Езжу кататься на велосипеде по трассам «Формулы-1», ведь правительство ОАЭ открыло двери для жителей страны, и каждый вторник и воскресенье вы можете абсолютно бесплатно брать велик на прокат и прокатиться на нем по трассам, где гоняют настоящие гонщики. А ещё скоро в Абу-Даби отроется Лувр! Я жду этого с большим нетерпением!

Также хожу на пляж, вечерами можно собраться с друзьями, отведать разных блюд, благо здесь вы можете найти любую кухню мира, сходить в кино. Но спорт это главное для меня, ведь только так можно избавиться от стресса, накопленного за время рейса. Не думайте, что это лёгкая работа, мы спим меньше, поддаёмся радиации, постоянно подвергаемся давлению, образованному в самолёте, наш организм устает ориентироваться в смене времени и климата. К примеру, я улетаю из Абу-Даби, где +37 градусов тепла, в Торонто, где за окном -20 градусов по Цельсию и воют холодные пронизывающие ветра. Могу оказаться во влажной Малайзии, или прохладном Сиднее.

Сейчас оборачиваясь назад, я нисколько не жалею о проделанном пути, о страданиях и выживании в какой-то мере, о приключениях, ведь рассказать можно ещё очень много. Но я хочу поблагодарить мою маму, что она всегда была рядом со мной, верила в меня с момента, когда увидела решительность в моем взгляде, она поверила в меня и отпустила, всегда поддерживала меня, и я знаю, так будет всегда. Мама, я посвящаю тебе все свои успехи и голы, забитые в моей жизни! И ещё обещаю много таких же блистательных! Она часто прилетает ко мне, и на каждый из таких приездов мы отправляемся в путешествие, где только мы с ней, гуляем по улочкам, пьём кофе, ведь я уже 6 лет живу без неё, так что сами представляете, сколько копится всего, и как хочется провести время вместе, наговориться, насмотреться на неё!

Если вы решили круто изменить судьбу, бегите, меняйте! Нашим ребятам, молодым девушкам и парням, желаю быть стойкими, жёсткими иногда, ведь из тех ребят, кто приехал со мной в группе, практически все вернулись домой под напором тяжёлой работы и других причин, не известных мне. Не бойтесь рисковать, я не модель для подражания, но я могу гордиться той дорогой, что сумела пройти. Аnd I"m not yet done! (Я ещё не закончила) Ещё много нужно будет пройти, достичь и преодолеть! Так что удачи всем! Идите к своим мечтам и не бойтесь рисковать!

Друзья, если вы также хотите попасть в рубрику о соотечественниках за рубежом, отправляйте свои заявки на [email protected] с пометкой «Родом из KG».

Посмотреть еще:

Свежий отзыв по авиакомпании Etihad Airways. Давно хотели полетать с Этихад Эйрвейз и наконец-то желание осуществилось. Мы совершили 2 перелета по маршруту Москва — Куала-Лумпур с пересадкой в Абу Даби. Рассказываем о нашем опыте, чтобы вы могли сделать для себя выводы, чего ожидать от Etihad Airways.

Etihad Airways отзыв

Сразу скажу, что ожидания от авиакомпании не оправдались
Я не знаю почему, но мы раньше считали Etihad авиакомпанией такого же уровня, как или . А на деле это уровень, скажем так, Аэрофлота. Только стюардессы улыбаются.

Первое, что испортило впечатление, это e-mail спам от Этихадов, который начался за неделю до вылета. После третьего письма я не выдержал и отписался от рассылки. Но все равно еще одно письмо пришло накануне вылета.

Где заказать трансфер из аэропорта?

Мы пользуемся сервисом - KiwiTaxi
Заказывали такси онлайн, оплачивали картой. В аэропорту встретили с табличкой с нашей фамилией. Довезли до отеля на комфортном авто. Про свой опыт уже рассказывали в этой статье

Рейс EY 68 Москва — Абу-Даби

Время: 12:50 — 19:05
В полете: 5,5 часов

Второе неприятное впечатление — очередь на регистрацию в Домодедово. Сама очередь небольшая, человек 10 всего-то, но каждого пассажира обслуживают по 5-10 минут. Почему? Что сложного в том, чтобы принять багаж и распечатать посадочный?

Мы простояли минут 40… Благо время было, приехали в аэропорт за 3 часа. Когда наконец-то подошли к стойке регистрации, у нас стали просить показывать оплаченный обратный билет из Малайзии. Хорошо, что такой авиабилет у нас был куплен, так как он требовался для . Сотрудница проверяла по базе номер билета. Иначе на самолет бы не пустили.

  • Нормы багажа в Этихад эирлайнс: 23 кг + 10 кг ручная кладь.

Заходим в салон. Видно, что самолет не новый. Но отделка качественная, аккуратные кресла приятного песочного цвета.



Места для ног достаточно. Кресла не узкие. Тесно не было. В спинке кресла удобный кармашек для бутылочки воды. Встроенные мониторы работают, неплохой выбор фильмов на английском, музыка, игры, карта, камера. Посмотрел новую серию «Звездных войн». Есть usb-зарядки. Также каждому пассажиру предоставляется плед и подушка (грязная).

Все вроде хорошо, но кресла не раскладываются

Вылет из Москвы без задержек.

Питание. Чем кормят Etihad airways

Еда на борту у Этихадов нас тоже разочаровала
Мы ждали «высокой кухни», как у Катаров и Туркишей, а получили на выбор обычную котлету с рисом или пасту макароны с подливкой. Еду и напитки за 5 часов полета разносили всего 1 раз после взлета. Никаких орешков и печенек не было. Из плюсов питания отметим вкусное вино и металлические столовые приборы.


Транзит через Абу-Даби

Перелет из Москвы в Абу-Даби занимает около 5 часов 30 минут. Заход на посадку над пустыней. Интересно посмотреть в иллюминатор.

Новый терминал в Абу Даби еще не открылся. На фото ниже можно разглядеть подъемные краны и стройку в аэропорту.

Аэропорт Абу Даби огромный, чистый и тихий. Время транзита 3 часа. Багаж получать не нужно. После первого рейса мы были голодны и перекусили в Макдональдсе. Цены адекватные, вдвоем покушали на 12$. Оплатили картой, чтобы не менять деньги.

Погуляли по магазинам дьюти фри, сходили в другой конец аэропорта, повалялись пол часика на удобнейших шезлонгах. В аэропортах Москвы сейчас стараются всячески запретить лежать на креслах, а в Абудаби наоборот, даже лежаки есть (на фото выше справа). Подключились к wi-fi бесплатно, без смс и регистрации

Рейс EY 418 Abu Dhabi — Kuala Lumpur

Время: 22:25 — 10:20
В полете: около 8 часов

Самолет большой, но кресла более тесные. При онлайн регистрации выбрали места в конце салона, где можно сидеть по двое, чтобы без соседа. Вылет задержали примерно на час. Air traffic control не давал разрешения на взлет. Пилот — американец.

Кормежка снова была неаппетитная. Есть можно, когда голодны. Хорошее вино опять спасло положение. Еще на выбор было пиво и виски. Разливают алкоголь даже несмотря на Рамадан.

Всем пассажирам полагаются только пледы и подушки (снова несвежие). Никаких тапочек, носков, повязок на глаза и прочих мелочей не дают

Я надел на ночь повязку с логотипом Qatar Airways. Надеюсь, кому-то из авиакомпании было стыдно, что их пассажиры пользуются аксессуарами конкурентной авиакомпании.

Поспать почти не удалось. Кресла тесные и практически не раскладываются. Приложив усилия, удалось немного откинуть спинку (вернуть в исходное положение получилось только при помощи стюардессы). Салон не полный, некультурному соседу-малайцу слева от нас повезло чуть больше:

Утром за час до посадки разнесли завтрак — 2 холодных сендвича в пакетике
Довольствовались пустым кофе. Кофе так себе

Одноразовые зубные щетки с пастой также никому не выдавались

Время в полете как-то нагнали и приземлились в Куала-Лумпур по расписанию. Отлично! Успеваем на следующий рейс.

Итог

Какие выводы можно сделать:

Этихад Эйрвейз — самый обычный авиаперевозчик. Точно не лакшери, не люкс, не престиж. Я бы даже сказал, что Etihad бюджетная авиакомпания. Возможно, в бизнес классе дела обстоят лучше, но в экономе вы сами увидели как.

Летать Этихадами можно, если есть выгодные билеты. У них бывают хорошие распродажи, по которой мы и купили билеты Москва — Куала-Лумпур за 17 тыс руб на человека. Но ждать от них какого-то дополнительного комфорта не стоит. Главное, что долетели. Покупать специально билеты на рейсы Этихад ради сервиса точно нет смысла, Qatar и Turkish гораздо лучше.

Честно говоря, мы были разочарованы. Хотя и сами в этом виноваты. Так бывает всегда, когда складывается неправильное представление. Маркетологи Этихадовцев постарались на славу, иначе откуда у нас были такие завышенные ожидания… Либо Etihad раньше были на уровне, а сейчас испортились.

Если вы летали Etihad Airlines, напишите в комментариях ваши отзывы. Что понравилось, что не понравилось? Если не летали, но давно хотели их попробовать, то как вам такая неожиданная правда про эту авиакомпанию?

Искать билеты

Aviasales
Skyscanner

Анна Поверенная живёт в Абу-Даби и уже два года работает стюардессой в авиакомпании Etihad. Мы пообщались, чтобы узнать больше о профессии мечты — тайной или явной — чуть ли не каждой второй девочки, развеять или подтвердить распространенные мифы о стюардессах и понять, как все происходит на практике.

Публикуем рассказ Анны от первого лица.

Как начать работать стюардессой

В 18 лет я училась на втором курсе Кировоградской летной академии и проходила практику в аэропорту Симферополя. Загорелась самолетами, небом, и в том же году устроилась работать на check-in в Аэропорт Борисполь. Для этого перешла на удаленное обучение в университете. Через три года Air Emirates объявили о том, что начинают полеты в Украину, и я устроилась у них работать наземным персоналом. Но через полгода сбили самолет над Донецком: компания сразу прекратила полеты в Украину и через какое-то время весь наш украинский офис уволили.

Тогда был кризис в стране и было понятно, что нужно попробовать найти работу за границей. К тому же в Украине конкурс на место стюардессы просто невероятный. Чтобы попасть на дни отбора Assessment Days, на которых компании набирают себе сотрудников, нужно пройти предварительный конкурс, и только потом тебя могут пригласить на основной отбор. И даже после этого отсева на Assesment Days приходят по 250 - 300 девочек модельной внешности с хорошим знанием английского и огромными амбициями: конкуренция очень высокая. Поэтому я подавалась в компанию Etihad в Амстердаме. Там конкурс был намного меньше.

Сначала я сдала довольно легкий тест на английский. Тех, кто его успешно прошел, разбивали на группы по 7 человек, где участники обсуждали самые разные вопросы. А рекрутеры в это время смотрели на то, кто как себя ведёт — кто не умеет себя сдерживать, кто закрывается в себе, а кто наоборот умеет слушать и спокойно аргументировать свою точку зрения. Потом были личные собеседования, где могли задать совершенно неожиданные вопросы, например, с кем из исторических личностей вы хотели бы поужинать. Отвечать нужно было сразу, и я сказала, что хочу поужинать с первым президентом независимой Украины, всё равно ведь принимали экзамен не украинцы и они даже не знали, о ком я. Ну это и правда было бы интересно.

После этого мне назначили личное собеседование, где уже более предметно обсуждали рабочие и организационные вопросы. Спрашивали, готова ли я к жизни за рубежом, работала ли когда-то в интернациональных компаниях. И только после этого прислали контракт. Два месяца я провела на курсах в ОАЭ: нас учили всему, что должна делать бортпроводница, в том числе и оказывать первую помощь. После этого я сразу начала работать. И да, в стюардессы действительно берут только если вы выше 160 см и ниже 175 см. Нижней планке нужно соответствовать, чтобы доставать до полки с вещами пассажиров.

Как выглядит рабочий день стюардессы

Я надеваю свою форму, наношу косметику, проверяю наличие документов. Приезжаю в аэропорт за полтора часа до вылета. Там у нас всегда проходят обязательные брифинги, посвященные ближайшему рейсу — мы изучаем маршрут, особенности полета, какие-то обновления по безопасности. После подъема на борт я проверяю свою зону самолета, в которой буду работать — исправно ли всё, есть ли в наличии баллоны с кислородом, дефибрилляторы, маски от дыма, ну и смотрю, нет ли чего-то лишнего на борту. Если в мою зону в этом полете входит и кухня, то я проверяю наличие продуктов питания и прочих кухонных вещей.

После этого я помогаю пассажирам найти свои места и после взлета начинаю разогревать продукты, которые к нам попадают замороженными. Некоторые пассажиры думают, что я должна вынести им горячий обед сразу после того, как мы взлетели, но это невозможно.

Почему стюардессы всегда выглядят хорошо?

У нас есть целая книжечка с установками по тому, как нам нужно выглядеть — разрешенные оттенки косметики для полетов, как нужно наносить тональный крем, помаду, тушь, рисовать стрелки и так далее. Так что выглядеть хорошо — это часть нашей работы. Но у стюардесс действительно бывают проблемы с суставами из-за работы на ногах и постоянных перепадов давления. Кроме того, в салоне довольно сухой воздух, поэтому каждая стюардесса должна дополнительно следить за состоянием кожи. К тому же, в небе мы подвержены влиянию радиации, особенно когда долго летишь через океан. Если уровень радиации, которую мы получили, превышает допустимую норму, мне меняют график и ставят только непродолжительные перелеты.

Есть распространенный миф, что стюардессы хорошо и молодо выглядят из-за особенного воздуха в самолёте. Это чушь. В этом воздухе часто не хватает кислорода и из-за кислородной голодовки клетки организма только быстрее отмирают. Кроме того, постоянные смены часовых поясов приводят к тому, что мы быстрее устаем и иногда не понимаем, который час за окном, что тоже сказывается на здоровье.

Почему мужчин-бортпроводников меньше?

Мне кажется, что это связано со стереотипами о сервисе. Когда представляешь пятизвездочный сервис, то чаще представляешь себе женщину, ведь она хранительница очага и так далее. В рекламе показывают, допустим, стюардессу, которая укрывает ребёнка, уснувшего в самолёте. Это выглядит мило. А если показать стюарда в той же ситуации, то это тоже будет выглядеть мило, но продаст меньше билетов. Хотя у нас в компании есть много мужчин, которые отлично справляются со своей работой. Примерно 15-20% от общего количества бортпроводников.


Привилегии для бортпроводников

У нас есть два типа скидок: 90% и 50% от стоимости билетов без учета налогов и сборов. В первом случае твоё место не подтверждено, и если в самолете не окажется свободного места, то у нас есть выбор — либо лететь на так называемом jump seat, откидном стуле для членов экипажа самолета, на котором больше пяти часов невозможно высидеть, либо ждать следующий самолет. Во втором случае за полцены у стюардесс есть подтвержденное место в салоне, но если вдруг компания-перевозчик продаст максимальное количество билетов, то твой билет тоже могут продать кому-то за полную цену. Так что стопроцентной уверенности в льготных билетах нет никогда.

Если наш рейс больше пяти часов, то компания-перевозчик обязана дать нам суточный отдых в городе, в который мы прилетели, так называемый layover. Для нас это вся Европа кроме Греции, куда из ОАЭ можно долететь быстрее. Нас селят в гостиницу и там мы уже можем сами решать, как провести этот день. Можно целый день проспать, можно прогуляться по городу. Таким образом за два года работы я побывала практически во всех уголках мира. Есть города, где layover"ы больше, чем 24 часа. Например, Торонто. По канадским законам после таких длинных перелетов, как Абу-Даби - Торонто, команде положено отдыхать больше, чем 48 часов.

А отпуск у меня так же, как и у всех — 30 дней. Сказать, когда именно я хочу отпуск, я должна минимум за полгода. Также у меня часто бывает хорошее расписание, иногда я могу по пять дней проводить дома. До и после дальних перелетов, например, в Сидней или Лос-Анджелес, наша компания обязана дать команде по два дня отдыха. Поэтому мой молодой человек не воспринимает мою работу в штыки.

Вещи, которые раздражают в пассажирах

Мне не нравится, когда люди думают, что они цари и короли, и им плевать на окружающих. Когда путешествуешь в таком замкнутом пространстве, нужно думать о людях вокруг и действовать соответственно. Грубо говоря, если ты знаешь, что у тебя проблема с запахом ног — не снимай ты эти ботинки. Пассажиры не всегда отдают себе отчет в том, что самолёт — это не ресторан, а стюардесса — это не официантка. Если я говорю, что в меню есть только курица и свинина, то кроме этого у меня действительно ничего нет, и рыбу я на высоте 4 000 миль нигде не возьму. Раздражает, когда люди постоянно нажимают кнопку вызова стюардессы, которая в принципе задумана для экстренных случаев и просят какую-то мелочь.

Я обожаю летать в Японию, потому что японцы очень вежливые и думают об окружающих. Они пытаются минимизировать любой дискомфорт даже для персонала, который летит с ними.

О чём не могут говорить стюардессы

Мы можем разговаривать с пассажирами, но у нас есть темы-табу. Все мы, конечно, стараемся не говорить о политике, религии, личных вещах, ведь никогда не знаешь, каких убеждений придерживается пассажир. Мы действительно не можем говорить о поломках и неисправностях в самолёте. Если мы видим что-то необычное за бортом или внутри, или же слышим неприятный запах — мы должны сообщить об этом капитану самолёта и он уже примет решение, стоит ли эта информация того, чтобы о ней докладывать пассажирам.

Если мы видим, что пассажир боится летать, то чаще всего мы разговариваем с ними, отвлекаем от переживаний. Спрашиваем, куда и откуда они летят, что-то сами можем рассказать.

О сексе в самолёте

Я никого не ловила, но знаю, что это случается. Чаще всего в туалете самолёта. Но я, мягко говоря, не советую этого делать. Конечно, я сторонник того, что взрослые люди могут делать то, что хотят, если это не нарушает правила, но этого в самолёте делать не стоит.

Туалеты в самолёте всегда чистые, этим занимаются специальные рабочие, пока самолёт стоит в аэропорту. Но иногда у них может быть 30, 45, 60 минут на уборку, так что полной дезинфекции, конечно же, они не смогут сделать.

Страшилки от бортпроводниц

Как и у многих профессий у нас тоже есть свои профессиональные байки и страшилки. Некоторые кажутся правдоподобными, некоторые — просто сказки. Уже и не припомню все, но вот пример такой истории. Она ходит не только в Etihad, но и вообще, наверное, во всех авиакомпаниях. У нас есть специальный отсек в самолёте, похожий на купе в поезде, где мы можем закрыться и поспать. Если рейс больше, чем 10 часов, то мы имеем право на три часа отдыха. И вот однажды в этой комнате стюардессу разбудил один из пассажиров, старик. Он пришел попросить воды. Пассажир не имел права находиться в той части самолета и стюардесса попросила его занять своё место. Когда бортпроводница принесла воду на указанное стариком место в салоне, то увидела там пожилую женщину. Услышав, что её муж попросил принести ей воды, она расплакалась. Оказалось, что он летит этим же самолетом, но в грузовом отсеке, грузом 200.

Есть ещё одна история о стюардессе из Азии, которая покончила с собой в одном из немецких отелей. После этого, как утверждают работники отеля, её дух тревожил и пугал постояльцев. Медиум, которого вызвали, чтобы утихомирить приведение, сказал повесить в каждой комнате отеля по одной картине с девушкой азиатской внешности. Это, как говорят, помогло. Я тоже останавливалась в этой гостинице и мне было довольно не по себе. Но ничего необычного там я не заметила.

1 июля 2016, 21:53

В разгар летнего сезона я решила написать пост о жизни «небесных ангелов» - стюардесс. Их профессия до сих пор остается одной из самых романтичных среди девушек. Сразу скажу, что пост о жизни девушек, которые работают в крупных международных авиакомпаний, типо Emirates, Etihad, Qatar airways и тд.

Начну пост с того, как же стать одной из стюардесс этих авиакомпаний. В принципе, обязательными условиями для получения этой работы являются возраст от 21 года (в Аэрофлоте - от 18 лет) , знание английского языка (нужно свободно говорить) и отличное здоровье. Ну, и конечно, не стоит забывать про доброжелательность и опрятность…

Если вы решили, что это именно то, чем вы хотите заниматься, то вам придется пройти несколько этапов собеседования

1 этап – регистрация на сайте.

Для начала необходимо зарегистрироваться на сайте авиакомпании. Заполняется анкета на английском языке, которая включает в себя практически все персональные данные вплоть до длины рук))) Также необходимы 2 ваши фотографии, на одной из которых будет крупный план лица.

2 этап – собственно собеседование.

Через некоторое время (может пройти и год!), если ваша анкета подходит работодателю, приходит электронное письмо с приглашением на собеседование. Emirates, например проводит собеседования в Москве и Санкт-Петербрге почти каждые 3 месяца. Они проводят его в 3 этапа:

I - Pre-selection day (Предварительный отбор)

Небольшое собеседование, где спрашивают почему вы решили стать стюардессой и тд. И написание эссе на английском языке на свободную тему. Например, «Самый лучший день в моей жизни».

II – Screening day

Обычно эта часть собеседования проходит в виде игры, где 2 человека наблюдают за вашей координацией, способностью находить выход из сложных ситуаций, способностью ладить с людьми и тд.

III – Individual interview (Личное собеседование).

Тут задаются вопросы о том, почему вы захотели стать стюардессой, а также вопросы, показывающие на сколько вы стрессоустойчивы и способны выходить из сложных ситуаций..

После собеседования результаты отправляются в головной офис, где еще некоторое время (полгода/год) ваша кандидатура рассматривается. При положительном решении необходимо пройти медкомиссию, собрать документы, подписать рабочий контракт и оформить визу. А/к предоставляют бесплатный билет до города, где базируется а/к (например, Emirates в Дубай, Etihad – Абу-Даби и тд), где вы проходите обучение.

Обучение.

Длится в среднем 6 недель, в течение которых вы сдаете промежуточные тесты, и в конце экзамен, после которого вам выдают сертификат) Проходит в специальных тренировочных центрах. Вот так выглядят тренировочные центры Emirates и Etihad.

Обучение состоит их некоторых этапов. Вот, что выдает Emirates стюардессам, проходящим обучение:

Стиль/мейкап. Тут показывают как должна выглядеть стюардесса, какой должен быть макияж и тд. В Emirates, например, обязательно красная помада, черные стрелки, тушь на ресницах, тональная основа.

Обучение на симуляторах. Экстренные посадки на воду, тушение пожаров и тд.

Оказание первой помощи (сердечно-легочная реанимация, роды и тд).

Обучение обслуживанию пассажиров в салоне при подаче еды/напитков.

После этого начинается 6 месячный испытательный срок. По окончании которого с вами заключает 3 годичный контракт. Далее отдел составляет расписание ваших полетов (ростер), который вывешивается на сайте. Иногда, удается выменять рейсы, которые у вас есть на другие).

Есть 2 типа рейсов, на которых работают стюардессы: turnaround и layover.

Turnaround (разворотные) – это рейсы длительностью в среднем от 1 до 5 часов. Самолет летит в пункт назначения, высаживает пассажиров, загружает новых и летит обратно назад. Стюардессы часто даже не выходят из самолета.

Layover (эстафетные) – командировки, длящиеся от 24 до 72 часов в зависимости от страны и длительности перелета. Также это один из самых приятных бонусов в работе, так как это возможность увидеть весь мир в буквальном смысле. Стюардессам оплачивают проживание в отеле с завтраком и выплачивают помимо зарплаты командировочные. И у вас есть от 24 до 72 часов, чтобы познакомиться с новым городом!

Также в течение года есть месяц, когда вы находитесь в резерве, то есть если кто-то из стюардесс не успевает на рейс/заболевает вы его заменяете. И иногда вы можете узнать куда вам лететь только за 4 часа до полета, и непонятно: брать с собой теплые вещи или же купальник?!

Некоторым может показаться, что в этой профессии нет карьерного роста. На самом деле, это совершенно не так) В начале, все работают в экономическом классе, но потом, если вы захотите, вы можете записаться на обучение для работы в бизнес-классе и тд. Конечно, для этого нужны положительные рекомендации пассажиров и ваших коллег, а также нужно дождаться своей очереди на обучение.

В каждой авиакомпании есть свои особые обозначения бортпроводников в зависимости от ранга, обязанностей, которые они выполняют и кабины, в которой они работают. В Etihad, например, обозначения такие:

1) FA - бортпроводник в эконом классе.

2) FN (flying nanny или летающая няня) - в обязанности входит заботиться и присматривать за детишками во всех кабинах, но всё же сервис выполняет в эконом классе наравне со всеми FA, по сути тоже является FA.

3) FJ - бортпроводник в бизнес классе.

4) FC - бортпроводник в первом классе.

5) CS (cabin senior) - старший бортпроводник в эконом классе, ответственный за все, что там происходит и за работу своих FA на большом самолете и в тот же момент главный бортпроводник на маленьком самолете - ответственный за работу всех и вся.

6) CM (cabin manager) - главный бортпроводник на большом самолете. Cервис CM практически не выполняет, он выступает в роли менеджера на борту, который следит, чтобы соблюдались все стандарты и слаженно работали все кабины.

7) FB (Food and Beverage Manager) - работает исключительно в бизнес классе. Является менеджером по питанию. Такой человек должен хорошо разбираться в винах, да и в принципе во всех напитках, в правильной и красивой подаче блюд. В основном это бывшие менеджеры в отелях, ресторанах, некоторые даже экс-сомелье. FB отвечает за работу FJ и за то, чтобы гости получили незабываемый и "вкусный" experience на борту самолета.

8) IC (inflight chef) - шеф повар. Шеф летает только на самолетах, где есть первый класс и работает в тандеме с FC. Присутствует исключительно на длительных перелетах и может даже вам на завтрак свеженький омлет приготовить или стейк на обед medium rare пожарить.

9) Butler - дворецкий. Прежде чем вступить в должность, дворецкие проходят строгий отбор, трехнедельное обучение в Лондоне в школе гостеприимства и туризма, а также практический курс обучения в отеле Savoy.

Также, помимо приличной зарплаты, предоставляется социальный пакет)

Социальный пакет Emirates, например, включает: бесплатную форму и чемоданчик (+бесплатная химчистка);

бесплатное проживание в общежитии в Дубае (или же вам выделяют определенную сумму, на которую вы можете сами снять жилье); медицинскую страховку; 1 бесплатный билет в год в любой пункт назначения, куда летает а/к; отпуск 30 календарных дней; скидки на перелеты для ваших родственников вплоть до 90%, траспорт от отелей, где проходит layover, до аэропорта.

Пост был написан благодаря комментариям и фотографиям в Instagram наших девушек, работающих в этих а/к)

See you, - с этими словами таинственный незнакомец протянул мне свою смуглую руку, при этом кокетливо улыбаясь мне.
Я немного растерялась, но свою руку в ответ протянула и что-то непонятное пробурчала себе под нос. «Я даже не знаю его имени», - подумала я про себя.
«О! Уже познакомились!» - прям во время сказала мама, которая вернулась из WC.
Мы стояли на автобусной станции в Дубае и думали, в каком направлении нам нужно дальше двигаться, чтобы доехать до аэропорта.
Иностранец говорил на английском с таким акцентом, что я практически его не понимала. Кто он был: индус, мексиканец или еще кто-то, я так и не смогла понять за наше короткое знакомство. Он еще в Абу-Даби садился с нами в один автобус и глядя на меня, что-то говорил. Потом помог нам поставить наш тяжелый чемодан в багажный отсек автобуса. И вот, когда мы уже прибыли в Дубай, он тоже не торопился бежать по своим делам, а околачивался возле нас. Дождавшись подходящего момента, то есть когда моя мама отойдет, он подошел ко мне. Что-то спросил, я переспросила, не поняла, он еще раз повторил, а я еще раз не поняла. В общем, так и поговорили. У меня в ОАЭ вообще как будто английский отключился: то есть по прилету в аэропорт Дубая внутренняя кнопочка под названием «English OFF» сработала и я как будто осталась без языка, без инструмента, с помощью которого я могла общаться с этим миром. По крайней мере, эта кнопка очень хороша реагировала на речь индусов, пакистанцев и иных народов, которые приехали на заработки в ОАЭ. А это таксисты, продавцы в магазинах, официанты в кафе и в ресторанах. То есть подавляющая часть Арабских Эмиратов.
Слава Богу, что когда речь шла ориентира на местности, я все-таки могла что-то из невнятной речи понять и сориентироваться.
Своего нового друга я спросила, как нам добраться отсюда до аэропорта Дубая. «Take a taxi», - ответил он мне. Действительно, самый удобный быстрый и комфортабельный вид транспорта в ОАЭ — это такси. В любую жару, что в + 25, что в + 50, внутри всегда работают кондиционеры, дороги у арабов чудесные — машины, словно самолеты летят, а не едут по кочками и лежачим полицейским как у нас в России. Да и таксисты хоть и черные, немного страшные для русских девушек, все одеты по форме (в белых рубашках и темных брюках, это сразу бросается в глаза после Москвы), с собственным ID (то есть его всегда можно найти), с навигатором (не потеряются) и, конечно, счетчиком, поэтому свою сумму, взятую из головы, не скажут, как любят делать наши русские таксисты, особенно частники.
Безусловно, жизнь в Арабских Эмиратах существенно отличается от жизни в Москве, по другому и быть не может, но об этому нужно писать отдельный пост. Сейчас же я хочу рассказать, что я делала в конце января в чужой стране и чем все это закончилось.
Мы сели с мамой в такси. И только мы повернули за угол, как передо мной открылась картина, которая присутствует почти в любом голливудском фильме о любви. Я сидела в машине, а он стоял посреди улицы, томно глядя на меня и помахивая рукой на прощание. И здесь обычно бывает так: героиня просит остановить машину, выбегает из нее, бросается на шею к своему возлюбленному и говорит, что она его безумно любит и никуда она не полетит. У меня такого не было, конечно, но в голове эта картина пронеслась и даже что-то защемило в сердце: «Может, эмэйл хоть нужно было оставить пареньку? А, может, это моя судьба?» Но машина унеслась прочь, как и мысли, которые пришли на несколько минут в голову, а точнее в мозг, потом также быстро и ушли из него. «Он же сказал, что еще увидимся, - где-то внутри перед собой же оправдывалась я. - Значит, увидимся. Пусть перевернет все на свете и разыщет меня». Хотя я понимала, что такой ход действий просто невозможен.
Мы благополучно прошли таможню, затарились разными товарами в «Дьюти Фри» и сели в самолет. Наш рейс задержался и мы вылетели почти на час позже указанного времени в билете. И все из-за того, что наши русские туристы от души пошопились в Дубае (во время великих распродаж!) и не удосужились сдать все свои вещи в багаж, а взяли их с собой на борт. Естественно, посадка затянулась, не хватало багажных полок, чтобы разместить куртки от Дольче, сумки от Майкла Корса, теплые свитера от Тома Форда. Бедные бортпроводники все попрятались на задней кухне и никто даже не вышел, чтобы помочь пассажирам с размещением их ручной клади. Только когда ситуация с вещами достигла апогея, одна из стюардесс вышла в салон со словами: «Быстрей укладывайте свои вещи! А то мы так никогда не улетим!» Сервис, конечно, на высоте. Но это ведь не «Этихад» и не «Эмирейтс». Одна женщина в конце салона подняла вопль, что на ее собственную полку (интересно, она ее тоже выкупила вместе с билетом?!) кто-то положил свои вещи. Она требовала немедленно их убрать оттуда. Пришла старшая стюардесса, молоденькая девушка, которая, скорее всего, совсем недавно стала бригадиром. Она не смогла угомонить эту женщину, как-то договориться с ней, объяснить, что полки над пассажирскими креслами не закреплены конкретными местами. И, если полки над вашим креслом свободны, то пассажиры, сидящие рядом, могут спокойно туда положить свой багаж. А поскольку данная ситуация была патовая, то этого и объяснять было не нужно, настолько очевидные вещи! Но женщина не утихала, уже весь самолет свернул себе шеи в ее сторону, чтобы своим выражением лица намекнуть скандалистке, что пора утихать, представление окончено, всем хотелось домой в Москву. В итоге, женщину пересадили в салон повышенной комфортности (простите, но я не знаю, как в этой авиакомпании называется этот класс обслуживания, но места для ног там больше) и она успокоилась. Старший бортпроводник поздоровалась с пассажирами, приветствуя их на борту самолета, пожелала всем приятного полета. Затем полусонным голосом что-то пробурчал командир корабля, путаясь во времени прилета, тем самым рассмешив всех пассажиров, бортпроводники раздали всем летные конфетки, проконтролировали, чтобы у всех были пристегнутые ремни безопасности. И вот уже мы вырулили на взлетную полосу, уже хотелось, чтобы самолет оторвался от арабской земли, да нет...нам почему-то не давали разрешение на взлет. И мы еще полчаса стояли и ждали команды или своей очереди на взлет. Я успела за эти полчаса вздремнуть и мне даже что-то приснилось.
И, как только мы взлетели, я стала вспоминать эти три сумасшедших дня в Арабских Эмиратах.
С чего все началось? Еще, когда я работала в «Аэрофлоте», однажды с нами в одном экипаже летела стюардесса, которая перешла к нам в компанию из «Эмирейтс». Мы обслужили пассажиров, рейс был длительным и у нас было время, чтобы пообщаться. Я стала расспрашивать ее о предыдущей работе, о том, куда она летала, где в каких странах побывала — мне все было интересно. Еще тогда, а это было года полтора назад, я подумала про себя: «Вот бы здорово поработать в иностранной компании, облететь весь шар земной, познакомиться с людьми разной национальности! Какой опыт бесценный! Где ты такое в Москве приобретешь? Где в столице найдешь такую работу?» А еще эта авиакомпания своим сотрудникам предоставляла бесплатное комфортное жилье и транспорт до места работы — ну разве не из области фантастики? У нас в компании работали девочки из разных городов России, приезжали в столицу и были вынуждены сами искать себе жилье, сами его оплачивать, тратить деньги на транспорт до аэропорта. А тут прям настоящая арабская сказка — приезжай к нам в страну, мы тебя и жильем обеспечим, и красивой формой, и мир посмотришь (вся Европа у них в командировках в лучших отелях), и, самое главное, зарплату будешь достойную получать. А вот про минусы, конечно, все молчат, а именно, что будешь жить в чужой культуре среди другого менталитета, что по ночам тебя будут будить песни из мечети, призывающие всех мусульман к молитве, ну и, конечно, 50-градусная жара почти полгода.
Подумала я тогда об этой работе и забыла. Уволилась из «Аэрофлота», переехала жить в Петербург. Стала работать секретарем и иногда замещать учителей, когда они болели. Каждый день вставала в 6 утра, а иногда и раньше, ехала по морозу на работу, сидела с избалованными детьми, как-то выдерживала их капризы и капризы их родителей. Выслушивала недовольство начальства, смотрела со школьного двора на самолеты в небе и вспоминала свою летную карьеру. Я скучала. Скучала по ненормированную графику, когда тебе не нужно каждое утро рано вставать и бежать на работу, скучала по солнечному Дубаю, в котором я побывала за полтора года работы в «Аэрофлоте» раз 6, наверное. Не выдержала моя творческая натура этой пятидневной «тюрьмы» и через полгода я вернулась обратно в Москву. В столице стала искать новую работу, обновила свое резюме, добавила еще один небольшой опыт работы в Петербурге и стала ждать ответов от работодателей. Отклики были, но меня не устраивала либо слишком маленькая зарплата, либо сама работа была скучной и не интересной без каких-либо перспектив на будущее. Хотя я ходила на собеседования, но нигде не хотелось работать. Потом мне пришла мысль поехать волонтером на Олимпиаду в Сочи. Но я опоздала с заявкой, ее нужно было отправлять еще в марте, а я спохватилась только летом. Стала искать работу в Сочи на время проведения игр, смотрела разные вакансии, даже и официанткой, и на ресепшене в отеле. Нашлась одна достаточно неплохая вакансия — работать с иностранцами, отправлять заявки на базу при сбое сотовой связи. Вроде, и условия неплохие были: оплата проезда туда-обратно, предоставление жилья и питания на момент работы, и сам труд не тяжелый физически и не пыльный. Стой себе за стойкой, улыбайся всем и правильно оформляй заявку. Вот только зарплата небольшую обещали, за месяц работы всего 20 с небольшим тысяч рублей. Пришла на собеседование, вроде, удачно прошла, а нет в сердце мира и какой-то радости от этой работы. Села дома взвесила все плюсы и минусы и отказалась. Сочи как вариант вообще отбросила. Примерно в конце лета «вконтакте» я наткнулась на страничку одной стюардессы из арабской авиакомпании «Etihad Airways», она очень активно писала о своей работе у себя на стене, выкладывала красивые фотографии в форме и в разных частях света: сегодня она в Париже гуляет возле Лувра, а завтра она в Сиднее катается на маленьком катере, фотографируясь на фоне Сидней-Опера. Я написала ей сообщение, в котором рассказала о себе, о том, что я тоже бывшая стюардесса и ищу сейчас работу. Стала задавать ей вопросы о ее компании, как устроиться, как они работают, куда летают, сколько длятся командировки и т.д. Потом наткнулась на блог еще одной стюардессы из этой же компании. Стала с ней переписываться, потом она предложила выйти в скайп и там пообщаться «в живую», где она детально бы все рассказала. В это же примерно время нашла блог стюардессы из «Эмирейтс». Почитала его, потом другие отзывы об этой компании, и все-таки решила идти именно в «Этихад», мне показалось, что у них условия для бортпроводников лучше, да и зарплата выше (об этом мне написала одна стюардесса «Этихада» как бы по секрету).
Хочу сказать, что с момента, как я задумалась о том, чтобы попробовать пройти собеседование в компанию «Этихад», и до подачи моей заявки прошло почти полгода. Все это время я прибывала в сомнениях, смогу ли я там работать, хватит ли моего английского на эту работу, как я буду жить в чужой стране и еще 150 всяких терзаний и страхов внутри себя я смогла лишь преодолеть 25 декабря 2013 года. Именно в Рождество я заполнила анкету на официальном сайте компании, прикрепив туда фотографии и свое резюме, и, естественно, помолившись о том, что если это от Бога, пусть они меня пригласят на собеседование. Заполнила и уехала в церковь на рождественское богослужение. Возвращаюсь домой поздно вечером, открываю компьютер, захожу в свою почту, а там уже ответ-приглашение на собеседование. Моей радости не было предела! Как рождественский подарок или даже рождественское чудо! Я была на 7 небе от счастья. В письме было указано несколько дат и городов, где будет проходить собеседование. Я должна была сама выбрать, когда и в какой город мне удобнее всего приехать. Хочу сказать, что компания набирает бортпроводников со всего мира, поэтому собеседования проходят тоже в разных городах, не только в Абу-Даби. Я сначала захотела поехать в Сербию, в Белград, так как были дешевые билеты на самолет и туда не нужна виза для граждан РФ (очень удобно, большая экономия средств и времени на ее оформление). Но, созвонившись по скайпу со своей новой знакомой стюардессой из «Этихада», изменила свое решение в пользу Абу-Даби. Катя, так зовут девушку, предложила мне приехать и на время собеседования остановиться у нее. А она жила в квартире, которую предоставила ей компания. То есть у меня появилась возможность посмотреть своими глазами на условия, в которых живут стюарды. Предложение было заманчивым, но в тоже время появилась другие преграды — это оформление визы в ОАЭ и покупка билета на беспересадочный рейс из Москвы в Абу-Даби. Единственная компания, у которой были такие рейсы, конечно же «Этихад». Но, когда я увидела цены на билеты, то волосы стали дыбом, за такие деньги я бы «Аэрофлотом» слетала в Нью-Йорк туда-обратно. Что делать? Мама предложила пойти в тур агентство и взять какой-нибудь недорогой тур на 3 дня в Абу-Даби. Так я и поступила. Но там меня стали устрашать, что мне молодой, да еще одной путешествующей не дадут визу. «Вам лучше ехать с мамой, тогда шансы на получение визы почти 100%», - так предложил агент в турфирме. Пришла домой, поговорила с мамой, и уже через пару дней 2 наших паспорта лежали у них на столе, гостиница бронировалась, билеты на чартерный рейс ждали своего подтверждения. Бог нам сделал большой подарок мы за 18.000 рублей ВДВОЕМ слетали на 3 дня в солнечную страну, и в эту сумму входила и виза, и гостиница с завтраками, и страховка, и перелет. Разве не чудо? Мы потом всем рассказывали, как дешево мы купили путевки в ОАЭ, но никто нам не верил. А это так Бог сделал, специально для нас, потому что Он знал, что бюджет у нас был небольшой.
Правда, пришлось лететь в Дубай, а уже оттуда на перекладных добираться до Абу-Даби.
Доехали до гостиницы, сделали Check in и пошли искать ближайший банк, чтобы обменять деньги. Банки оказались уже все закрыты, и мы, чтобы не сидеть в отели, а наслаждаться теплым морским воздухом (а залив от нас был в 5-минутах ходьбы) пошли куда глаза глядят. Глаза привели нас к торговому центру «Abu Dhabi Moll», там мы обменяли нашу валюту и успели пробежаться по магазинам. Хочу отметить, что в Абу-Даби, в отличии от Дубая, никаких распродаж не было. В некоторых магазинах вообще не было скидок. Нас это удивило. Но хочу уже перейти к главному — это моему собеседованию.
Как мы и договаривались с Катей, она приехала за мной в гостиницу, чтобы нам вместе с ней поехать в ее квартиру и уже оттуда утром я должна была ехать на собеседование в компанию «Этихад». Так все и получилось. А продолжение истории в следующем блоге.