Какие бывают нравственные чувства. Нравственные чувства. Волевая регуляция поведения

  • 6. Познавательные процессы. Ощущения и восприятие, их свойства, виды, роль в построении картины мира.
  • 8. Память, процессы и виды памяти способы ее активизации на уроке.
  • Вопрос 9. Мышление, мыслительные операции, виды мышления. Факторы, влияющие на развитие мышления.
  • 10. Воображение, основные приемы и виды воображения. Креативность как свойство личности.
  • 12. Понятие о личности и её психологической структуре. Биологическое и социальное в личности.
  • 13. Эмоциональная жизнь личности. Виды эмоций и чувств.
  • 1. Моральные (нравственные) чувства
  • 2. Интеллектуальные чувства
  • 3. Эстетические чувства
  • 14. Понятие о воле, структура волевого акта, волевая регуляция поведения
  • 15.Мотивационная сфера личности. Понятие о направленности личности. Теория мотивации а. Маслоу.
  • 16. Общее понятие о деятельности. Структура и основные виды деятельности.
  • 17.Темперамент – биологический фундамент личности. Типы темперамента, учет их особенностей в учебной деятельности.
  • 18. Характер, его структура, типология. Воспитание с самовоспитание характера.
  • 20. Самосознание личности. Я - концепция, ее структура и функции
  • 21. Социальная психология, ее предмет, методы, история развития
  • 22. Понятие о личности в социальной психологии. Социальная роль, социальная установка
  • 24. Общение…
  • 25. Психология общения, функции и стороны общения, коммуникативная сторона общения.
  • Вопрос 26. Основные признаки, функции и структура малой группы. Совместимость и сплоченность группы. Динамика развития малой группы.
  • 27. Проблема лидерства в социальной психологии. Функции лидера, типология лидерства.
  • 28. Психология больших групп, их типология. Феномен толпы, психология стихийных массовых явлений.
  • 29.Предмет, задачи, методы, становление возрастной психологии
  • 30.Психическое развитие: определение, основные закономерности, периодизация психического развития.
  • 31.Проблема движущих сил психического развития. Биогенетический и социогенетический подходы к проблеме развития.
  • 32.Проблема соотношения обучения и развития. Понятие об уровне актуального и зоне ближайшего развития.
  • 33.Понятие о ведущем виде деятельности, социальной ситуации развития, психических новообразованиях и возрастных кризисах (с примерами).
  • 34.Зарубежные концепции периодизации психического развития (з. Фрейд, э. Эриксон, ж. Пиаже)
  • 35.Отечественные концепции периодизации психического развития (л.С. Выготский, д.Б. Эльконин)
  • 36.Психическое развитие ребенка в период младенчества. Кризисы новорожденности и одного года.
  • 37.Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет
  • 38.Психическое развитие ребенка в дошкольный период. Кризис 7 лет и проблема готовности к школе.
  • 39.Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте
  • 40.Подростковый возраст – когнитивное, психосексуальное и личностное развитие. Проблема подросткового кризиса в психологии
  • 41.Юношеский возраст – задачи развития в юности, когнитивное и личностное развитие
  • 42.Ранняя взрослость – задачи развития, когнитивное и личностное развитие, кризис 30 лет.
  • 43.Средняя взрослость – задачи развития. Когнитивное и личностное развитие, кризис среднего возраста
  • 44. Взрослость – задачи развития, физические и социальные изменения в старости. Изменения в когнитивной и личностной сфере
  • 45.Предмет, задачи, становление, основные понятия педагогической психологии.
  • 46.Обучаемость, критерии обучаемости. Причины неуспеваемости у детей с особенностями развития
  • 47.Развивающее и проблемное обучение, их отличия от традиционного.
  • 48.Психология воспитания: принципы воспитания и средства воспитания. Понятие воспитанности и воспитуемости.
  • 49.Понятие о просоциальном и асоциальном поведении
  • 50.Психологический портрет учителя
  • 1. Моральные (нравственные) чувства

    Моральные чувства представляют собой сферу эмоций. Эмоциональные чувства возникают по отношению к поведению других людей либо самого себя. Обычно это происходит в ходе некой деятельности и имеет прямое отношение к тем моральным нормам, которые приняты в данном обществе. В зависимости от того, соответствует ли увиденное внутренним установкам человека, возникает чувство удовлетворения или негодования.

    Сюда же относятся все антипатии и симпатии, привязанности и уважения, презрения и отчужденности, а также благодарность, любовь и ненависть. Особняком стоит чувство дружбы, коллективизма, совести – они обусловлены скорее взглядами и убеждениями человека.

    2. Интеллектуальные чувства

    Интеллектуальные чувства – это то, что испытывает человек в ходе умственной деятельности. Сюда относятся весьма глубокие переживания – радость открытия, глубочайшее удовлетворение, вдохновение, стресс от неудач и т.д. Радости и переживания, которые человек испытывает относительно собственных открытий, это довольно сильный стимулятор эмоций.

    3. Эстетические чувства

    Эстетические чувства - это то, что ощущает человек, который созерцает или создает нечто прекрасное. Обычно это относится либо к природным явлениям, либо к различным произведениям искусства.

    Сложно сказать, какие из этих чувств ценнее. Одни люди стремятся испытывать максимум моральных чувств, другие – эстетических. Все виды чувств в психологии видятся одинаково важными в эмоциональной жизни человека.

    14. Понятие о воле, структура волевого акта, волевая регуляция поведения

    Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности.

    Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной .

    Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

    Структура волевого акта

    Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.

    К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.

    В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:

    Первая фаза -- возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

    Вторая фаза -- обсуждение и борьба мотивов.

    Третья фаза -- принятие решения.

    Четвертая фаза -- исполнение решения.

    Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.

    Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.

    Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

    Четвертая фаза -- исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.

    Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах . Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.

    Волевая регуляция поведения

    Под волевой регуляцией понимают намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости и выполняемому человеком по своему решению. При необходимости торможения желательного, но социально не одобряемого действия имеют в виду не регуляцию побуждения к действию, а регуляцию действия воздержания.

    Среди уровней психической регуляции выделяются следующие:

    Непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные реакции; образная (сенсорная) и перцептивная регуляция);

    Произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования);

    Волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели).

    Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

    Механизмами волевой регуляции являются: механизмы восполнения дефицита побуждения, совершение волевого усилия и намеренное изменение смысла действий.

    Механизмы восполнения дефицита побуждения состоят в усилении слабой, но социально более значимой мотивации посредством оценки событий и действий, а также представлений о том, какую выгоду может принести достигнутая цель. Усиление побуждения связано с эмоциональной переоценкой ценности на основе действия когнитивных механизмов. Особое внимание роли интеллектуальных функций в восполнении дефицита побуждения уделяли когнитивные психологи. С когнитивными механизмами связана опосредствованность поведения внутренним интеллектуальным планом, который выполняет функцию сознательной регуляции поведения. Усиление мотивационных тенденций происходит за счет мысленного построения будущей ситуации. Предвидение положительных и отрицательных последствий деятельности вызывает эмоции, связанные с достижением сознательно поставленной цели. Эти побуждения и выступают дополнительной мотивацией к дефицитарному мотиву.

    Необходимость совершения волевого усилия обусловливается степенью трудности ситуации. Волевое усилие - это способ, с помощью которого происходит преодоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей. Данный механизм волевой регуляции соотносят с различными видами самостимуляции, в частности с ее речевой формой, с фрустрационной толерантностью, с поиском положительных переживаний, связанных с наличием препятствия. Обычно выделяют четыре формы самостимуляции: 1) прямая форма в виде самоприказов, самоободрения и самовнушения, 2) косвенная форма в виде создания образов, представлений, связанных с достижением, 3) абстрактная форма в виде построения системы рассуждений, логических обоснований и выводов, 4) комбинированная форма как сочетание элементов трех предыдущих форм.

    Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

    "

    Высшие чувства. Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей (в отличие от низших чувств, связанных с удовлет¬ворением или неудовлетворением органических потребностей в пище, воде, тепле, свежем воздухе и т. д.). К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Высшие чувства имеют ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека как общественного существа к различным сторонам и явлениям жизни. Содержание высших чувств, их направленность определяются мировоззрением человека, правилами нравственного поведения и эстетическими оценками. Содержание высших чувств советского человека определяется задачами построения коммунизма, диалектико-материалистическим мировоззрением и моральным кодексом строителя коммунизма.
    Моральные чувства - это чувство советского патриотизма, чувство долга, чувство ответственности перед коллективом, чув¬ство коллективизма и т. п.
    В основе чувства долга лежит осознание человеком общест¬венных интересов своего народа и своих обязательств по отноше¬нию к нему. Однако это не холодное, рассудочное знание своих обязанностей перед народом, а глубокое переживание обязанно¬стей. Если человек радуется успехам своего народа, коллектива так же искренне, как и собственным успехам, рассматривает уда¬чи своего коллектива, как собственные удачи, тогда долг для него не только знание, но и глубокое чувство.
    Пример проявления чувства долга - подвиги тысяч советских людей во время Великой Отечественной войны, героев-молодо¬гвардейцев, Зои Космодемьянской, Александра Матросова. Чув¬ство долга проявляется и в самоотверженной работе наших космонавтов, строителей Байкало-Амурской магистрали.
    Чувство долга может проявляться и в повседневной жизни. Например, чувство долга заставляет школьника отказаться от возможности посмотреть интересную телепередачу и сесть за уроки. Это же чувство заставляет его помочь по хозяйству боль¬ной матери, жертвуя игрой с товарищами.
    Труд советского человека вызывает особую радость труда, связанную с сознанием его общественного значения, с сознанием того, что твой труд служит делу строительства коммунизма. Человек переживает чувство удовлетворения от самого процесса труда и при успешном его завершении, чувство огорчения при неуспехе, скуку - при отсутствии деятельности.
    Оценка человеком своих поступков (самооценка) связана с переживанием такого чувства, как совесть. Если человек, исхо¬дя из чувства долга, сознает правоту своих поступков, то он переживает состояние спокойной совести: «Моя совесть спокойна, так как я поступил правильно». Спокойная совесть связана с переживанием большого морального удовлетворения и радости, она дает человеку силу и уверенность в правоте своих действий.
    Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познаватель¬ной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Интел¬лектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения.
    Чувство удивления возникает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивлять¬ся - очень важное качество, стимул познавательной деятель¬ности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предположений с некоторыми фактами и соображениями. Оно необходимое условие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательной проверке полученных данных. И. 21. Павлов подчеркивал, что для плодотворной мысли надо постоянно сомневаться и проверять себя. Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате всесторонней проверки их. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения. Например, тщательно выполненное учебное задание, остроумно решенная задача вызывают у ученика чувства удовлетворения и радости.
    Большое место в жизни человека занимают эстетические чувства, прежде всего чувство красоты, восхищение прекрас¬ным. Источник эстетических чувств - произведения искусства: музыка, живопись, скульптура, художественная проза и поэ¬зия, а также произведения архитектуры и замечательные дости¬жения в области технических сооружений. Глубокие эстетические переживания мы испытываем при созерцании природы.
    Зависимость эмоций и чувств от особенностей личности. О личности мы судим не только по мыслям, действиям и поступ¬кам, но и по ее эмоциям и чувствам, которые всегда на что-либо направлены. Здесь наблюдаются большие индивидуальные различия. Прежде всего свойствами личности, ее мировоззрением, взглядами и убеждениями определяется направленность эмоций и чувств. У принципиального человека и чувства устойчивы и принципиальны, будь то даже гнев или ненависть. Человек, не обладающий постоянством убеждений, внутренне противо¬речивый, характеризуется эмоциональной разбросанностью. У та¬кого человека эмоции и чувства возникают по случайным моти¬вам, отражая неустойчивость его внутреннего мира, непостоянство его принципов и убеждений.
    Следует отметить также, что наряду с высокими моральными чувствами, отличающими советских людей, встречаются еще у нас и люди с мелкими, низменными чувствами, недостойными советского человека, как пережитки старой идеологии и морали - мелкой завистью к успехам и благополучию других людей, жад¬ностью, чувством собственности и стяжательства. Таким же злом является и эмоциональная тупость человека, его безразличие и равнодушие ко всему окружающему.
    В зависимости от моральной стойкости и развития волевых качеств трудности и неудачи вызывают у разных людей различ¬ные чувства. У одних это чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого возбуждения, у других - чувство беспомощности и досады, уныние, апатия.
    Переживания человека могут быть как глубокими, так и повер¬хностными. Глубокие чувства связаны со всем строем личности, т. е. с основными сторонами ее внутренней жизни: мыслями, желаниями и стремлениями. Иначе говоря, человек глубоко пере¬живает лишь то, без чего он не может ни жить, нп существовать, что составляет цель его жизни, основную сущность его интересов. В тесном единстве с глубиной переживания находится устойчи¬вость чувств. Глубокое чувство устойчиво и прочно, оно не под¬вержено влиянию побочных и несущественных обстоятельств. Чувства неглубокие, хотя, может быть, и сильные, временны и преходящи.

    Эмоции и чувства - это переживание человеком своего отно­шения к тому, что он воспринимает или представляет, о чем мыс­лит или говорит, что он делает, к чему стремится. Субъективно эти отношения переживаются как приятное (удовольствие) или непри­ятное (неудовольствие).

    Чувства - это одна из форм отражения объективного мира в сознании че­ловека, переживание им своего отношения ко всему тому, что он познает и де­лает, к тому, что его окружает.

    Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашем организме. В разное время значимость од­них и тех же предметов для человека бывает неодинакова. Своеоб­разие эмоций и чувств определяется потребностями, стремления­ми, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением мотивов меняется и его отношение к предмету потреб­ности. В этом проявляется личностное отношение человека к дей­ствительности.

    Понятия «чувства» и «эмоции» означают два разных, хотя и вза­имосвязанных, явления эмоциональной сферы личности. Эмоция­ми считают более простое, непосредственное переживание в дан­ный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (страх, гнев, радость и т. п.). Эмоции, связанные с удов­летворением органических потребностей, имеются и у животных. Но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Проявляясь как непосредственные реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Так, первое впечатление от зна­комства с новым человеком носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией на какие-то внешние прояв­ления его потребностей.

    Чувство - это более сложное, чем эмоции, постоянное, устояв­шееся отношение человека (чувство патриотизма, коллективизма, долга и ответственности за порученное дело, совесть, стыд, любовь к труду, гордость). Являясь сложной формой отражения, обобщаю­щей эмоциональное отражение и понятия, чувства свойственны только человеку. Они социально обусловлены. Чувства выражают­ся в эмоциях, но не беспрерывно, и в данный момент могут не выра­жаться в каком-либо конкретном переживании.

    Общим для эмоций и чувств являются функции, которые они выполняют в жизнедеятельности человека и животных. Так, иссле­дованиями на животных установлено, что эмоции выполняют сиг­нальную и регулятивную функции. Эти же функции выполняют у человека эмоции и чувства. Сигнальная функция эмоций и чувств связана с тем, что они сопровождаются выразительными движени­ями: мимический (движения мышц лица), пантомимическими (дви­жения мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек.



    Регулятивная функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, за­ставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Ре­гулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, про­исходит их трансформация в такие процессы, как секреция слез­ной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулату­ры. Плач обычно продолжается не более 15 минут. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы разрядить избыток напряжения. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление, лег­кую оглушенность, отупение, что в целом воспринимается как об­легчение.

    К видам высших чувств относят интеллектуальные, нравственные и эсте­тические чувства.

    Интеллектуальные чувства - это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Существование интеллектуальных чувств (удивления любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности правильности доказательства и т.д.) является ярким свидетельством взаимосязи интеллекта человека с эмоциями.

    Нравственные чувства (моральные чувства) - это чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Нравственные чувства - важнейший регулятор поведения человека мотивационная основа межличностных отношений.

    К нравственным чувствам относят: чувство долга, гуманность, доброжела­тельность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т.д. Отдельно можно вы­делить морально-политические чувства, Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и орга­низациям, а также к государству в целом. К аморальным чувствам можно от­нести жадность, эгоизм, жесткость, злорадство и т.д.

    Эстетические чувства - это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. Это те чувства, которые отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отражению в искусстве как чему-то прекрасному или без­образному, трагическому или комическому, возвышенном или прошлому, изящному или грубому.

    «Эта книга пришла к нам с большим опозданием (она впервые увидела свет в 1928 году), но как своевременно! Пиаже затрагивает многие темы: соотношение свободы и принуждения в общении с детьми, роль авторитета взрослого и личного опыта ребенка, но главное - он показывает, какой сложный путь проходит каждый дошкольник, осваивая принципы морали.

    Возможно, немало родителей будут удивлены, узнав, что обычная детская игра - это не просто развлечение, а важная и незаменимая школа морали. В совместной...

    Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

    Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с...

    В ХХ веке психологов, психоаналитиков, психотерапевтов жизнь все-таки заставила всерьез заняться изучением всего спектра любовных чувств между мужчиной и женщиной. К этому времени был накоплен огромный материал для изучений и анализа.

    И когда специалисты стали без заклинаний и мистики изучать не только многочисленные любовные сюжеты, а и подробные жизненные истории их героев от раннего детства до старости: воспитание - родительское внимание, здоровье - болезни, творчество - застои, жизнелюбие...

    Нравственность связана с духовностью. Что такое нравственность?

    Это жизнь человека в соответствии с моральными законами Космоса и человеческого общества. Строго исполняющий эти законы человек – нравственный человек. Законы нравственности изложены во всех великих духовных учениях: Ведах, Библии, в Евангелии Иисуса Христа, Коране, в трудах учителя О.М. Айванхова и других духовных учениях.

    Нравственность и нравственные отношения – основа бытия и основа развития общества. Нравственное...

    Чувство юмора - способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь. Чувство юмора предполагает наличие положительного идеала, без которого оно вырождается в негативные явления вроде пошлости и цинизма.

    Довлатов писал: "Юмор - инверсия жизни. Лучше так: юмор - инверсия здравого смысла. Улыбка разума." Улыбка - выражение эмоции, сама по себе эмоция, чувство. Разум же безэмоционален по природе своей. Две противоположности - разумное и чувственное, лед...

    Что это такое, откуда оно берется? Для чего оно существует?

    Чувство вины связано с таким понятием, как совесть. То, что считается правильным и неправильным.

    Чувство вины регулирует наше поведение на внешнем и социальном уровне.

    Это социально воспитанное чувство. Оно не относится к тем природным чувствам, с которыми мы рождаемся. Оно появляется у нас в тот момент, когда родители начинают нас воспитывать.

    Другой момент появления этого чувства - это родовые модели поведения, которые...

    Страх перед неопределенностью - это ситуация, при которой человек беспокоится и переживает стресс относительно непредвиденных событий, которые могут или не могут произойти. Об этом понятии начали говорить лишь недавно, поэтому оно считается новомодным веянием, о котором совсем скоро забудут.

    Однако это не так. Сейчас мы подробно поговорим о том, почему об этой проблеме нужно знать.

    У Тони Роббинса есть фраза, которую он повторяет все время: «Качество вашей жизни прямо пропорционально...

    Чувство социальной справедливости, забота о благе других людей появляется у детей лишь в возрасте семи-восьми лет, в младшем возрасте дети склонны вести себя абсолютно эгоистично. Исследователи провели ряд экспериментом с участием 229 швейцарских детей разного возраста, которые должны были сыграть в ряд игр, связанных с разделом ценностей, роль которых играли сладости.

    Детей разделили на пары, и один из них должен был сделать выбор между двумя возможностями - например "одно мне - ничего тебе...

    Нравственные чувства выражают отношение человека к человеку и к обществу. Основанием оценки, которую объективно получают эти чувства со стороны окружающих, являются моральные нормы, регулирующие поведение личности во всех сферах её общественной жизни. От внешних восприятий мозг человека получает не больше, чем мозг животного, которое так же видит, слышит, осязает и обоняет (в ряде случаев лучше людей). Отказываясь от нравственных усилий, ограничивая себя плотским потребительством, в том числе и потреблением знаний или любви, человек опускается духовно, затем падает душевно. Это именуется бездушием или «окаменелостью сердца». Именно наличие высших чувств - стыда, раскаяния, совести, любви и т.д. - отличает человека от животного. Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности. Конформизм, презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие, жестокость - это плоды безразличия к нравственному фундаменту общества. Различие душевной и духовной жизни в их качественном своеобразии отражается уже на уровне языка. Когда мы говорим «душевный человек», то указываем на присущие ему качества сердечности, открытости, способности сопереживать другому, понимать и учитывать другого в его самоценности. Говоря о духовности человека, мы имеем в виду его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты.

    К нравственным чувствам относятся: сострадание, гуманность, доброжелательность, преданность, любовь, стыд, укоры совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как «всеобщее», служащее основной всех частных добродетелей.

    Своеобразным внутренним контролёром личности является совесть - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Количество совести прямо пропорционально уровню личности. Даже ничтожно малая нравственная неполноценность становится отклонением от сознательной нормы и выступает (хотя и незаметно) как симптом душевной болезни. Выдающийся русский психиатр профессор В.Ф.Чиж рассматривал душевное равновесие православных праведников в качестве эталона психического здоровья. Уровень личности ниже святости уже не является совершенным, хотя и считается практически нормальным. Дальнейшее снижение уровня ведет к развитию малодушия, со всеми вытекающими последствиями, вплоть до развития психических патологий.

    Сложное чувство, возникающее при действии сильного желания и при ожидании успеха, называется надеждой. В случае появления затруднений надежда уступает место тревоге, но она не смешивается с отчаянием; скорее, по мере уменьшения благоприятности обстоятельств, чувство незаметно изменяется к тревоге и, возможно, к отчаянию.

    Любовь - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии - космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона любовь - эрос - побудительная сила духовного восхождения. Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в себе. Это свойственно всякой любви, но половой любви по преимуществу; она отличается большей интенсивностью, более захватывающим характером, и возможностью более полной и всесторонней взаимности; только эта любовь может вести к действительному и неразрывному соединению двух жизней в одну, только про нее в слове Божьем сказано: будут два в плоть едины, т.е. станут одним реальным существом. Внешнее соединение, житейское или физиологическое, не имеет определенного отношения к любви. Оно бывает без любви, и любовь бывает без него. Оно необходимо для любви как ее окончательная реализация. Если эта реализация ставится как цель, она губит любовь. Значение связанных с любовью внешних актов и фактов, которые сами по себе ничто, определяется их отношением к тому, что составляет любовь и ее дело. Когда нуль ставится после целого числа, он увеличивает его в десять раз, а когда ставится перед ним, превращает его в десятичную дробь. Чувство любви есть побуждение, внушающее нам, что мы можем и должны воссоздать целость человеческого существа. Истинная любовь - та, которая утверждает безусловное значение человеческой индивидуальности в другом и в себе, и наполняет абсолютным содержанием нашу жизнь.

    Духовная жизнь человека всегда обращена к другому человеку, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека.