Как создать плодородный слой земли. Как сделать черную землю на своих грядках. Определение типа почвы

Как сделать почву плодородной? Вопрос интересный. Ответов на него каких только нет! Одни советуют чуть ли не каждый месяц глубоко перекапывать землю. Другие - просто привезти навоз и не ломать голову. Только где взять средства на его приобретение, почему-то не рассказывают.

И вспомнилась мне бабушка одна. Знали мы ее много лет, и сколько знали - ни разу не видели на ее огороде трактора или куч навоза. С лопатой наблюдали только во время посадки и уборки картофеля. Но вот что удивительно, земля на ее участке была черного цвета, очень рыхлая. А урожаи! Каюсь, сама кусала губы от зависти. Сразу начали вспоминаться ее советы.

Что из земли вышло, то верни

Никогда не выносите выполотые сорняки за пределы участка, кроме случаев заражения болезнями. Всегда складывайте их либо в компостную кучу, либо как мульчу сразу на грядке.

Соседка каждую свободную минуту тратила на поиски травы, веток, опилок. Бывало даже наши сорняки с общей стежки забирала и у себя раскладывала. Нам смешно, а она сколько зайцев одним выстрелом:
  1. Толстый слой мульчи не дает прорастать семенам сорной травы, плюс сохраняет нормальный уровень влажности почвы.
  2. Все растительные отходы со временем перегнивают, повышая плодородие почвы.
  3. Под такой питательной подстилкой дождевые черви живут целыми колониями. Про их полезность знает каждый.

Только не стоит накладывать на грядках растительные остатки целиком. По возможности, постарайтесь их измельчить. Так процесс повышения плодородия пойдет гораздо быстрее и качественнее.

Про лопату забудь

Соседка никогда не перекапывала свой огород. И трактором не пахала. Однако, на участке нога утопала выше щиколотки. Теперь я знаю, почему у нее везде росли люпины и бобы. У них толстые длинные корни, которые оставляют в почве приличные ходы после перегнивания. Вот поэтому земля была рыхлой и пушистой.

Кстати, по осени она никогда не вырывала растения с корнем. Пройдет с лопатой или мотыгой, срубит на уровне земли, и так оставляет до весны. Только и весной эту ботву не убирала, как мы привыкли делать. Разгребала лунку прямо в мульче, и уже туда сажала свои простенькие семена, клубни, ростки.

А все операции бабушка проводила обычной огородной тяпкой. Сейчас ее вполне заменяет плоскорез. Просто надо приноровиться к нему и выставить нужный угол наклона строго под свой рост.

Овес да рожь в землю положь

Отставим в сторону филологические изыскания о существовании такого слова. Лучше обратим внимание вот на что: в естественных природных условиях земля никогда не бывает голой. На ней всегда что-нибудь растет или лежит толстый слой мульчи. Но плодородие не снижается! Вот и у соседки никогда мы не видели голой земли.

Тогда не знали слово сидераты. И про горчицу не слышали. Зато прекрасно решали проблему с помощью посева овса и ржи. Соседка всегда засевала любой освободившийся клочок огорода. Даже самую маленькую грядку. Но вырасти большому урожаю не давала. Как только всходы достигали высоты примерно 17-21 см, бабушка проходила с обычной косой.

Срезала низко, почти у самой земли. Только не укладывала рядами, как сено на лугу, а наоборот, старалась раскидать зелень пошире. По мере отрастания снова брала в руки косу. И так до самых морозов. За это время получался приличный слой мульчи. Оставшиеся в грунте корни тоже делали полезное дело. Ведь многие знают - где посеяна рожь, не проскочит даже самый крошечный сорняк. Мочковатая корневая система просто не пропустит.

А не дюже жирно?

Как-то раз донес ветер до нас специфичный запах навоза. Что такое? Соседка вроде не приветствует. Любопытство пересилило чувство такта, пошла смотреть. Гляжу, соседка черпает что-то литровой кружкой из большой бочки, добавляет это в ведро с водой, и поливает свои посадки. Спросила, что за вонючка.

Оказалось бурда. Сейчас мы эту жидкость называем жидкое зеленое удобрение. Отсюда и запах. Кто хоть раз пробовал приготовить такую смесь, аромат не забудет. Но самое главное, что от такой подкормки растения прут прямо на глазах. Им на амбре плевать, состав гораздо важнее. А в правильно приготовленной подкормке все самые необходимые микроэлементы, причем в легко усваиваемой форме. Ловите рецепт, соседке не жалко:

  • 100 л воды
  • 0,5 кг сырых дрожжей
  • 1 л старого варенья
  • любая свежая трава, 10 кг

Все это добро помещается в подходящую емкость, хорошенько перемешивается и оставляется на солнышке, дней на 5-7. Бабушка велела накрывать крышкой. Не от вони, «авось потерпите». Для того, «чтобы птички не потравились, они же пить прилетают».

После недельного настаивания раствор смешивают с обычной водой в пропорции 1 к 10, и поливают посадки. Можно даже просто опрыскивать прямо по листве.

Но, это не только эффективная подкормка. Бактерии, живущие в этой смеси, очень благоприятно влияют на общее плодородие почвы. Это мы уже сейчас в курсе. А тогда не задумывались, помогает и ладно.

На мой вопрос, не проще ли привезти и раскидать навоз по участку, был получен ответ: «Посмотри на мой огород. А не дюже ли жирно будет?». Да куда уж жирней, когда капуста меньше 12 кг не вырастала. И с 5 метров грядки 4 ведра картофеля, размером со взрослый кулак, а то и побольше.

Так что не стоит скидывать со счетов стариков. Они и раньше без всякой науки и опытов знали, как сделать почву плодородной. Поэтому огороды держали большие, ибо обрабатывать такую землю легко и приятно. Конечно, это дело не одного сезона. Но при желании и на камнях можно сад вырастить. Просто надо немножко потрудиться. Только не бросайте начатое. Продолжайте работу, и ваш участок одарит вас по-царски.

Как сделать почву плодородной? Сначала надо осознать, что это принцип земледелия, а не машина навоза или перегноя. Все-таки очень тяжело отказаться от привычных стереотипов, вдолбленных с детства. Но ведь можно же попробовать сначала на небольшом участке земли. И уже потом плясать от результатов. Вполне возможно, что поначалу вы будете эдаким посмешищем для соседей. Зато осенью им придется поменяться с вами ролями. Тогда и посмотрите, кто смеется последним.

Видео: как обогатить землю

Равняемся на природу

Что делать? Конечно же, растить, холить, лелеять жителей почвы, и рыхлить, только рыхлить почву, чтобы им не навредить! Вместо лопаты вы будете использовать плоскорез Фокина. У него есть заостренный конец, вот им-то и будете делать борозды сначала вдоль, потом поперек, заглубляя его в почву примерно на 5 см. Затем плоской частью плоскореза слегка перекопаете этот слой.

Если потребуется, то разборонуете граблями. Кстати, грабли тоже можно использовать для разрыхления верхнего слоя почвы. Лучше всего для такой поверхностной обработки земли подходит ручной культиватор, у которого кроме разрыхляющих почву колес есть еще подрезающая пластина.

Можно делать эту работу заточенной тяпкой, полольником "Стриж" и другими приспособлениями. Их сейчас довольно много появилось в продаже. Единственное требование к таким инструментам - они должны быть очень хорошо заточены. И не верьте в самозатачивание. Инструмент надо затачивать перед каждым использованием, тогда работа пойдет легко. Эти инструменты не следует заглублять глубже 5 см в почву, и они не должны перемешивать пласты. Можно копать и обычной лопатой, но только поверхностно.

Не беспокойтесь о корнях, они найдут себе дорогу в более глубоких пластах, проникая в микроканалы, оставшиеся от корневой системы предыдущих жильцов (если вы не разрушили их перекопкой). Так что корни не нуждаются в глубокой перекопке.

Зачем нужен гумус? Гумус является наиболее ценной составляющей любой почвы. Его-то и создают дождевые черви и почвенные микроорганизмы. Поэтому вполне надежным показателем плодородия почвы является количество живущих в ней дождевых червей. Чем их больше, тем почва плодороднее. Чем больше гумуса, тем темнее цвет почвы.

Гумус - сложное органо-минеральное образование. Главная его часть - это гуминовые кислоты и фульваты.

Гуминовые кислоты "склеивают" наподобие синтетического клея мельчайшие комочки почвы в агрегаты, которые не склеиваются между собой. Таким образом, создается структура почвы, при которой между этими агрегатами вода и воздух легко проникают в толщу почвы.

Фульваты несут на своей поверхности отрицательный электростатический заряд и притягивают положительно заряженные ионы химических элементов, находящихся в почвенном растворе, в частности, азота. То есть они помогают насыщению почвы минеральными веществами.

Один квадратный метр почвы толщиной 25 см (пахотный слой) весит около 250 кг. Если гумуса в почве около 4%, то в этих 250 кг его содержится всего 10 кг. За сезон корни растений разрушают около 200 г гумуса с каждого квадратного метра пахотного слоя. Чтобы его восстановить, потребуется ежегодно вносить по ведру (5 кг) перегноя на метр поверхности почвы. Если же вносить вместо перегноя зеленую массу сидератов, сорняков, травы, листьев или другой неперепревшей органики, то их количество следует увеличить в три раза.

Иногда задают вопрос: куда лучше вносить органику - в верхний слой почвы или в нижний? Экономически целесообразнее вносить ее в нижний слой почвы. То есть наращивать плодородный слой почвы снизу. На глубине штыка лопаты гумуса образуется в 6 раз больше, чем в верхнем слое при одинаковом количестве внесенной органики. Но перекопка допустима только в слое 5 см. Как же быть?

Если почва у вас очень бедная (серый цвет указывает на то, что в почве всего 2% гумуса), первую перекопку следует сделать следующим образом. Разметьте грядку. Чтобы не топтать почву, положите поперек грядки доску, отодвинув ее от края на ширину штыка лопаты. Стоя на доске, вынимайте почву и складывайте ее рядом с торцом грядки. Вилами взрыхлите нижний слой. Заполните выкопанную траншею зеленой массой сорняков или скошенной травы и передвиньте доску дальше. Теперь почву, вынутую из следующей траншеи, не переворачивая, складываете на зеленую массу. Рыхлите вилами нижний слой во второй траншее, складываете в нее зеленую массу, передвигаете доску еще дальше, и так продолжаете до конца грядки. Когда последняя траншея будет заполнена зеленой массой, перенесете на нее почву, которую вынули из самой первой траншеи и сложили около торца грядки. Самое важное в такой перекопке - это не переворачивать почву. Во все последующие годы зеленую массу сорняков или опилки, листья и другую органику вы будете вносить на поверхность грядки. Затем ее надо будет слегка присыпать землей или перекопать вместе с верхним слоем почвы на глубину не более 5 см. Эту работу лучше делать в конце лета или в начале осени, чтобы к весне большая часть органики успела перегнить.

А что делать, если у вас на участке сплошная глина или тяжелый суглинок? Тем более не копать. Часто в книгах рекомендуют в глинистые почвы добавлять песок и органику. Но тот, кто это делал, знает, что песок через сезон уходит глубже, а на поверхность опять выходит глина. Вам потребуется ежегодно вносить по ведру песка и по ведру органики на каждый квадратный метр поверхности почвы в течение 12-15 лет, пока, наконец-то, земля не станет более или менее пригодной для огорода. Расчеты ученых показывают: чтобы распесковать всего один квадратный метр глинистых почв, потребуется около 150 кг песка! И это только на один квадратный метр! Зачем вам такая каторга?

Если у вас очень плотная земля , наращивайте плодородный слой сверху. То есть складывайте на месте будущей грядки компост. Чтобы вас не смущал его непрезентабельный вид, огородите грядки какими-нибудь рейками, жердями и посейте перед ними горох, настурцию или вьющуюся декоративную фасоль, либо посадите по периметру бобы, подсолнухи, кукурузу, космею. Оставьте только с той стороны, которую вы не видите, проход, чтобы наполнять кучу.

Итак, без гумуса в земледелии "и ни туды, и ни сюды". Его придется систематически наращивать, как это делает природа, внесением органики. Причем ежегодно сами растения возвращают почве больше, чем из нее выносят.

Самый простой способ выращивания гумуса - через компостную кучу. Для ускорения процесса образования гумуса следует использовать живые бактерии, которые содержатся в препаратах "Возрождение" и "Байкал ЭМ-1". Делать это следует в середине лета.

Отчего наступает оскудение земли? Это часто наблюдаемое явление. Почва перестает "работать". Она "бастует", на ней падают урожаи. И тогда мы начинаем увеличивать дозы минеральных удобрений, покупаем или запасаем навоз. Но через некоторое время все "возвращается на круги своя". В чем дело?

Природа не сеет сидератов, не вносит навоз в таких количествах, как это делаем мы, а из года в год растит огромные леса и луга, и все у нее в порядке. А дело в том, что растения наращивают органическую массу гораздо больше той, которую выносят, разрушая гумус, из почвы. То есть они не истощают, а наоборот, наращивают плодородие земли. Как же это им удается, и почему не удается нам?

Вы видели, чтобы природа сгребала и увозила, да еще и сжигала опавшую листву и отмершие растений? А мы что делаем? Мало того, что выносим с урожаем из почвы питательные вещества, запасенные в плодах. И не возвращаем награбленное. Мы еще опавшие листья и растительные остатки убираем, мешая нормальному процессу восстановления гумуса. Откуда же ему взяться, если нет исходного материала? Кроме того, бесконечными перекопками разрушаем естественную структуру почвы. А в такой почве практически нет жителей. Обратите внимание, бесплодная почва похожа на серую безжизненную пыль.

Обычно для улучшения плодородия почвы рекомендуют засевать поле сидератами или оставить его "погулять", то есть ничего на нем не сеять. Оно, конечно, тут же зарастет сорняками, которые, как и специально посеянные сидераты, рекомендуют через годик перекопать.

Начинающие огородники спросят: что такое сидераты? Это растения, на корнях которых живут бактерии, умеющие брать азот из воздуха и накапливать его в почве. Зеленая надземная масса, будучи перекопана вместе с почвой, внесет в нее необходимую для жизни микроорганизмов органику.

В качестве сидератов можно высевать горох, люцерну, вику, клевер, люпин. Рекомендуют также вносить бактериальные препараты АМБ, азотобактерин, фосфоробактерин, нитрагин. То есть нам предлагается заселить поле бактериями. "Гуляющее" поле отнюдь не держат под паром, то есть "голым". Оно заселяется растениями, и, как ни странно, утомленная, истощенная почва при этом не утомляется дальше, а прекрасно восстанавливается.

Почему же у нас она утомляется и истощается, а у природы нет? Да потому, что она не копает и ничего со своих полей не уносит. Все возвращается обратно в землю, причем с большими процентами. Вот и давайте следовать природе, меньше брать, больше отдавать. Как это сделать?

Не уносите с грядок, из-под кустов и деревьев выполотые сорняки, а оставляйте их лежать в междурядьях и под посадками. Не беспокойтесь, через пару недель они исчезнут, потому что черви растащат их по своим ходам в землю. А до этого некоторое время они послужат мульчирующим материалом, то есть прикроют открытые места на почве и не дадут влаге испаряться с поверхности, а почвенной структуре разрушаться. Не убирайте корни и надземную часть растений после уборки урожая. Все оставляйте на грядках.

Если боитесь возбудителей болезней на этих растительных остатках, то обработайте грядки прямо по ним препаратом "Фитоспорин". Живая бактерия-хищница, которая есть в этом препарате, в течение осени "съест" возбудителей любых грибных и бактериальных заболеваний. Она, в отличие от бактерий, о которых говорилось выше, погибает не при одном градусе мороза, а при минус 20 градусах. Если зима окажется теплой, то она благополучно перезимует в почве и будет дальше служить санитаром на ваших грядках. А если зима все же выпадет суровой, то и снега обычно бывает много, а под этой шубой у нее есть большой шанс выжить.

Вредителей, зимующих под растительными остатками, таким способом, конечно, не уничтожить, но и на них можно найти управу, если хорошо позаботиться о своих питомцах.

Итак, причина оскудения почвы кроется в неразумном землепользовании. Если же все время из почвы только выносить питательные вещества вместе с урожаем, то ничего в ней и не останется. Надо же и возвращать когда-нибудь.

Г. Кизима, садовод

В одном из романов Жюля Верна описывается, как герои оказались на необитаемом острове, практически лишенном какой-либо растительности. И они смогли на нем выжить и даже развести огороды, снабжавшие их зеленью и самыми разными овощами. И это при условии, что почвы на острове изначально, по сути, не было. Как им это удалось? Помогли водоросли и пепел, из которых и была создана плодороднейшая почва. Правда, стоит также отметить, что ко всему прочему у жюльверновских робинзонов был еще и целый набор лучших семян, а также необходимые орудия труда (как, собственно, обычно и бывает в подобных романах).

Все это я веду к тому, что многие начинающие садоводы и огородники оказываются примерно в сходных условиях, ведь семена и инструмент купить – не проблема, а вот с почвой сложнее. В большинстве случаев, если, конечно, у вас не дом в деревне, где столетиями вносился навоз, то, что в наших садах-огородах понимается под почвой – в реальности почвой назвать сложно. В лучшем случае – это дерново-подзолистая и вдобавок еще и кислая почва , на которой не будет расти даже мокрица (про огурцы, понятно, даже и речи нет). Все дело в том, что под садоводческие товарищества принято было отводить так называемые неудобья . Они чаще всего представляли собой болота или скалистые участки, практически лишенные почвы и в лучшем случае покрытые 3-4 сантиметровым подзолом – чуть ли не самым бесплодной из существующих почв. Если речь идет о болоте , то тут я ничего хорошего сказать не могу, так как, на мой взгляд, на болоте вообще перспективы никакой, ведь даже облагородив почву, избавиться от отрицательного влияния высокого уровня вод и более низких температур со всеми вытекающими последствиями невозможно. А вот если вам достался участок с дерном, слегка покрывающим обычные скалы (при прочих плюсах в виде экологически чистого района и хорошей освещенности), то при желании его вполне реально превратить в маленький сказочный садик-огородик с наиплодороднейшей почвой. По крайней мере, на моем участке это случилось именно так, хотя, конечно, на это ушли годы и годы каторжного труда.

Два пути создания почвы

Как известно, самыми лучшими считаются черноземные почвы , которые обладают естественным высоким плодородием, ведь на черноземе все растет как «на дрожжах». У нас, на Урале, к сожалению, таких почв не найти – их просто нет в природе. Здесь преобладают торфяные или дерново-подзолистые почвы , которые без окультуривания совершенно непригодные для выращивания овощных культур.

Поэтому первой и основной задачей в таком случае встает задача – сформировать на своих сотках достаточный для развития растений пахотный слой . Иными словами, создать плодородную землю практически из ничего. Одни прибегают к наиболее простому способу – привозят готовый грунт , что сейчас не так и сложно, так как аграрные предприятия продают желающим отслуживший свое грунт из промышленных теплиц. Но, с одной стороны, много ли привезешь, а с другой – в какие суммы это выльется? Однако финансовые затраты не идут ни в какое сравнение с тем, на какие затраты вам потом придется пойти, чтобы избавиться от последствий столь необдуманных действий. Поверьте, привезенный грунт, несмотря на то, что он, кажется, такой черный и рассыпчатый, не представляет для вас особой ценности. Более того, он может быть даже вредным, так как с такой землей могут прийти на участок целые полчища вредителей и возбудителей заболеваний, которые заставят вас в одночасье узнать все отрицательные прелести садово-огородной жизни.

Гораздо разумнее пойти другим путем – попытаться самим создать почву , внося повышенные дозы органических и минеральных удобрений параллельно с известкованием почвы. Правда, если почвы практически нет, то даже на один навоз, сдобренный минеральными удобрениями и известью, растения, конечно, не посадишь. Да и завести такое количество навоза (или куриного помета) совершенно нереально. Кроме того, сам по себе навоз не так уж быстро перегнивает, а для ускорения этого процесса, как и для получения рыхлой по своей структуре почвы он требует добавления других видов органики.

Быстрый способ формирования плодородного слоя

Именно в таких же условиях много лет назад оказалась и я. Завозить почву я не стала, догадываясь о возможных последствиях такого решения. Выход был один: получить гумусный слой за счет огромной массы растительных остатков, смешанных с ограниченным количеством навоза и извести. В качестве растительных остатков в дело может пойти абсолютно все – измельченная кора, опилки, тонкие ветки кустарников, использованные веники, солома, скошенная трава, листовой опад, камыши и кухонные отходы.

При этом, если вспомнить классические трактаты по овощеводству, все подобные отходы рекомендуется предварительно компостировать . Как известно, качественный компост получают за три года. Для реализации этого процесса обычно принято иметь три компостные кучи с разными сроками закладки отходов. Эти кучи периодически следует перелопачивать и увлажнять, и, наконец, по истечении третьего года можно приступить к использованию компоста из первой кучи.

Правда, сейчас этот процесс можно ускорить, так как в продаже появились ускорители компостирования. В результате, как обещает их инструкция, компост можно получить всего лишь за один год. Однако ждать три года (в то время ускорителей компостирования не было) я не хотела и не могла, потому что урожай, как и всем начинающим садоводам, хотелось иметь сразу. Поэтому я полностью отказалась от традиционного компостирования растительных остатков и до сих пор не жалею об этом. И смогла в итоге получить требуемый плодородный почвенный грунт. Причем уже с самого начала я имела небольшой, но верный урожай овощных и зеленных культур. А помогли в этом высокие гряды в двух вариантах: обычные вытянутые (то есть напоминающие обычные гряды) и небольшие круглые (мое личное изобретение).

Высокие (холмиковые) гряды

Метод высоких гряд – это один из вариантов быстрого формирования грунта , который подойдет для выращивания капусты, зеленных культур (укропа, салата, листовой петрушки, лука на перо) и репчатого лука из севка. Все названные растения можно даже при минимальном количестве имеющейся почвы вырастить на высоких грядах, сформированных прямо на дерне. А в результате к осени вы сможете не только получить некоторый урожай, дающий вам полное право называть себя садоводом, но и столь недостающую на участке почву.

Теоретически высокие гряды бывают двух типов: с бортиками и без них – так называемые «холмиковые» грядки. На первых этапах освоения участка возможен лишь второй вариант, так как даже при наличии досок постоянные гряды формировать нельзя, ведь участок еще не выровнен, да и времени на обустройство бортиков просто нет. Поэтому прямо на дерн слоями сложите любые имеющиеся древесные отходы: измельченные ветки, щепки, кору. Далее уложите слои листьев, извести, скошенной травы, навоза и опилок. Желательно добавить и слой торфа. Сверху все опять надо присыпать слоем листьев и извести, добавить горсть полного минерального удобрения. Затем идет последний слой – слой почвы, если она у вас имеется в достаточном количестве. Если же нет, то делаются ямки или рядки (в зависимости от культуры). Естественно, приведенный вариант – не догма, и состав холмиковой грядки может изменяться в зависимости от имеющейся в настоящий момент органики. Возможно использование в ее составе прудового или речного ила, водорослей, соломы, рубленого камыша, коры и прочей органики. Возможно формирование высоких гряд лишь на основе одних листьев, сдобренных минеральными удобрениями и известью. Правда, следует учитывать, что опавшие листья содержат крайне мало питательных веществ. Поэтому в данном варианте еще более актуальными становятся еженедельные подкормки посаженных культур органическими удобрениями интенсивного действия («Исполин», «Кормилец», «Идеал» и др.).

В любом случае после окончательной подготовки гряд потребуется небольшое количество почвы или для заполнения лунок при посадке рассады капусты или же для заполнения рядков при посадке зеленных культур и лука. Затем гряды интенсивно увлажняются и на них высеваются зеленные (укроп, салат, листовая петрушка) или высаживается рассада капусты, лук на перо и лук из севка. При дальнейшем уходе стоит иметь в виду, что высокие гряды быстро пересыхают, поэтому к поливам нужно отнестись с большим вниманием.

Круглые мини-грядки

Данный вариант мини-грядок , которые также можно сформировать прямо на слое дерна, идеально подойдет для выращивания тыкв и кабачков. Каждая грядка формируется из ведра дерна, ведра навоза, нескольких горстей опилок – нижним слоем пойдет нетронутый дерн, затем навоз. В навозе делаете углубление в виде большой лунки и все густо посыпаете опилками. Затем в лунку насыпаете полведра лесной земли или почвы с участка и сдабриваете горстью комплексного удобрения.

Такие грядки размещаются на некотором расстоянии друг от друга так, чтобы растениям было достаточно свободно. Затем все они поливаются водой и укрываются пленкой (каждая куча своим куском пленки). Пленку надо тщательно придавить камнями, чтобы не сдувал ветер. В середине грядки-кучи в пленке нужно прорезать круглое отверстие, в которое после высадите одно растение кабачка или тыквы. Могу гарантировать, если все сделаете правильно, уже в первый год будет неплохой урожай. Правда, подкармливать кабачки и тыквы придется несколько раз за сезон комплексными удобрениями и золой, а также поливать по мере необходимости.

К осени дерн под кучами в большинстве случаев перегнивает, значит, вскапывать его уже будет значительно легче. К тому же у вас уже образуется и некоторый слой почвы за счет перегнивших куч и перепревшего дерна.

Что делать в первую осень

Если ваш участок представляет довольно ровную поверхность, то вам повезло. В этом случае, разрушив импровизированные гряды и выровняв граблями поверхность, можно будет приступать к обычной перекопке. А здесь уже никаких особенных нюансов нет: копаете, убираете выступающие камни и корни явно не желающих сгнивать многолетних сорняков. А затем, учитывая, что слой почвы у вас еще совсем невелик, опять формируете все те же высокие гряды – вполне возможно, что уже большую часть из них удастся разместить на постоянном месте.

Если ваш участок на холме, то все будет гораздо сложнее: вам придется подумать о террасах и создать опорные стенки для намеченных террас. На первое время можно возвести временные опорные стенки с сухой кладкой из обычных, вытащенных в процессе перекопки камней. После этого на каждой из террас надо разровнять почву, разрушив грядки, а затем провести обычную перекопку. И затем вновь сформировать высокие гряды для посадок следующего сезона, но уже на террасах.

Кроме того, осенью желательно подготовить посадочные площади для смородины, крыжовника и малины. Для этого во вскопанном плодородном слое нужно вырыть ямы – они должны быть небольшими (до скального грунта или глины), а поверх них насыпать холмы по принципу холмиковых гряд. В верхнюю часть холмов нужно будет внести хотя бы полведра нормальной почвы. Следующей весной в центр каждого из холмов вы сможете высадить приобретенные растения – осенью высаживать их не стоит, так как на холмиках кустики могут зимой замерзнуть. В течение следующего лета вам придется подумать о заполнении пока пустого пространства между холмиками с ягодниками появляющейся органикой, чтобы к осени кустики располагались уже не на холмиках, а на ровной поверхности. Тогда следующей зимой растения уже не замерзнут, а когда корни кустарников выйдут за пределы изначально сформированных холмов, их там уже будет ожидать плодородная почва, успевшая сформироваться из заложенной органики.

Наталия Герасимова
Конспект ОД в подготовительной группе «Почва - живая земля. Кто создаёт почву?»

Выполнила : воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №110 г. Калининград Герасимова Н. Е.

ЦЕЛЬ :

Ознакомление детей с понятием "почва " на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли .

ЗАДАЧИ :

1) Познавательно-исследовательские, формировать навык опытнической деятельности;

2) Коммуникативные; учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;

3) Речевые и игровые : учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;

4) Двигательные : давать возможность активно двигаться посредством чередования видов деятельности : беседа, опыты, физминутка, работа с моделью "почва - взаимосвязь с окружающим, сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность;

5) Восприятие фольклора : пословиц о земле .

ОБОРУДОВАНИЕ :

ПК и презентация "Состав почвы ", "схема-плакат состав почвы ", для опытов : образцы почвы , стаканы с водой, лупы, образцы листьев, пословицы, для игры : листья, стаканчики с землёй (по количеству детей, наголовники с изображением дерева 2 шт., и с изображением дождевого червя- 2шт., обруч - 4 шт., 8 леек для полива.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Восптатель : - Есть у природы удивительная кладовая, положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять вёдер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. - Как вы думаете ребята, что это? (ответ земля , почва ) .

Сегодня мы поговорим с вами о почве , узнаем, из чего она состоит, кто вней живёт, и как мы можем сохранить её.

Что же такое почва ?

Как вы думаете дети? (ответ детей)

Вопитатель : - Знаете ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно-давно на земле не было такой почвы , как сейчас, не было растений. Возникали моря и океаны, появлялись, а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом

появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид , к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву .

ПОКАЗ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ "СОСТАВ ПОЧВЫ ".

Конечно же, вы правы, почва это земля . Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты Земля . Все мы ходим по земле . В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую - что слишком грязно. А ведь пыль и грязь -это не прото земля . Под ногами у нас почва - это правильное название. Она поит и кормит растения в тёплое время года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды (весна, лето, но этот тёплый период сменяется прохладным временем года, которое приносит нам дары - осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу-землю (или как првильно её называют почву ) толстым покрывалом сухих листьев : жёлтых, красных, оранжевых, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю : жёлуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили. И им одна дорога, как говорит народная пословица : "Из земли пришли , в землю уйдут ".

А, что это означает? (ответы детей) .

Дело в том, что почва есть только там , где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы .

Секрет в том, что все эти опавшие листья и веки перегнивают, и в этом участвуют, и различные подземные обитатели невидимые нашему глазу. - А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя ? (ответы детей) .

Как вы думаете из чего состоит почва ? (ответы детей) .

Правильно дети, почва состоит из песка , глины, перегноя, в почве есть вода , воздух. Сейчас мы свами проверим это на опытах.

ОПЫТ №1. В почве есть воздух . Им дышат многие животные из подземного мира. Возьмём стакан с водой и бросим в него комочек почвы . - Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта. Вывод : мы видим пузырьки, которые поднимаюся наверх. А это значит, что в почве есть воздух .

ОПЫТ №2. Состав почвы . Размещаем почву в стакане с водой . Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений - это и есть перегной. Вывод : почва в своём составе имеет перегной, песок, глину.

ОПЫТ №3. Ещё мы говорили, что в почве есть вода , потому и растут растения. - Откуда же она берётся в почве ? (ответы детей) .

Всё правильно дети. Вода попадает в почву , когда идёт дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы .

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли , прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло. Вывод : на стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы , а это значит там можно жить.

Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? (ответы детей) .

Кто живёт под землёй ?

Почва даёт приют многим растениям и животным. Так хорошо уживаются они вместе . Помотрите, как они живут, помогают друг другу. Растения растут в почве , берут у неё питательные вещества. И наступает время - осень, когда растения : деревья, кустарник, травы, цветы опадают теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле (рассказ о переработке листьев, так создаётся перегной , который даёт растениям много питательных веществ.

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке, зовёт нас с вами немного отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА "СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ".

Молодцы, а как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей) . Подойдём к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого ? Беседа у плаката.

Ну вот и пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву .

ИГРА "ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ".

Дети делятся на 2 команды. В каждой команде свой "червяк" и соё "дерево". В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут "норки" червячков. От каждой команды выделяется ребёнок испоняющий роль-дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землёй . В противоположном конце помещения положить ещё два обруча для детей, которые будут выполнять роль-деревьев. Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего "Осень" - дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землёй . Потом возвращается с ним к дереву и отдаёт. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесёт землю своему дереву .

Сегодня на занятии вы познакомились с понятием почва . Вспомните пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей) .

Как же мы можем сберечь почву дляэтих существ ?

Что же мы сможем сделать?

Что полезного мы узнали сегодня? (ответы детей)

А вы знаете ребята, нас с вами 2 дня не было в Зимнем саду, и почва за эти дни высохла , потому что вон какие большие растения здесь растут, они выпили всю воду, я предлагаю вам сделать доброе дело - полить почву , а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва и растения Зимнего сада, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?

Какие пословицы о земле вы знаете ?

Без хозяина земля - круглая сирота .

В землю не положишь - и с земли не возьмёшь .

Где нет земли , там нет травы.

Земля - кормилица .

А сейчас, я предлагаю вам зарисовать, кого-нибудь из "подземного жителей", который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ. Вы такие молодцы, очень хорошо работали сегодня.

Чернозем, чернозем, плодородие... А усыхает в камень. Один год после мульчирования сеном была очень рыхлой весной, но с мульчей - напряженка.

Чем можно разрыхлить? Некоторые советуют добавить песок и торф. Не знаю, как песок, а вот торф... Почва и так кислая, зачем добровольно ее закислять дополнительно?

Прочитала еще советы:

Высокая плотность почвы может быть вызвана повышенным содержанием натрия. Поэтому, прежде всего, необходимо исключить жидкие гуматные удобрения, в которых содержится натрий. Увеличить рыхлость почвы поможет добавление компоста или навоза, известняковой муки или торфа.

Чтобы сделать грунт рыхлым, я бы внес машину шелухи подсолнуха, а если вы хотите иметь обеднённую и кислую почву, то вносите песок и торф.

- "Осенью засеваешь рожь, весной как можно позже перекапываешь и всё." Ну, ко ржи я отношусь настроженно, но вообще сидераты должны помочь. Хотя - большое обсуждение сидератов и приносят ли они пользу

Неплохо помогает (если если такая возможность) завоз пары машин перегноя, добавление гречишной шелухи, добавление опилок и песка в землю. Одна моя знакомая делает так - после прополки сорняков закапывает их по дорожкам, а на следующий год делает на них грядки.

Используют торф, компост или перепревший навоз, хорошо ещё добавить золу или известь. Всё это раскладываете на будущей грядке и аккуратно перекапываете лопатой, а потом ещё раз протряхиваете всё вилами. И всё. Осенью, после уборки супер-урожая, в грядку можно добавить ещё торфа и золы и опять аккуратно перетрясти почву вилами, выбирая всякий мусор. Весной останется только порыхлить вилами и можно опять сажать.

Перегной, мульча, сидераты, раст. остатки через измельчитель. Земля как пух стала.

На грядки вносил всё: песок. навоз, торф, золу, компост, листву, хвою сосновую, траву скошенную. Поливал биопрепаратом «Возрождение». В результате многолетних усилий на грядках появилась почва вместо глины. В последние годы применяю ещё один метод: комки глины просто выношу с грядки и сваливаю за пределами участка в отвал.

Местные горячие головы привозили на картофельные гряды по самосвалу древесных опилок. Гряду перекапывали с опилками. После этого урожай картофеля 3 года был вообще никакой.

На применение древесных опилок решился прошлой весной. Сделал как рекомендуют спецы: в древесные опилки внёс минеральные удобрения: много азотных и мало фосфорных и калийных. Снижение урожая картофеля на этих 2 экспериментальных грядках было весьма ощутимым: примерно в 2 раза. В этом сезоне началось восстановление урожайности этих 2 грядок.

[ Я опилки замачивала в растворе мочевины и укладывала на дорожки. Осенью все рыхлилось, грядки намечались по-новому]

Для повышения плодородия [на глине] сделал бы так (подготовка грядок) снял верхний слой плодородной почвы до глины, полил глину настоем компоста, навоза, и добавил в него пекарских дрожжей из расчета 20гр на ведро воды.+треть стакана варенья. Получилось "озеро" , тогда беру лом и проделываю углубления в глине на расстоянии 10-15 см друг от друга. И получаем - дрожжи попадая в глину начинают рыхлить глину выделяя углекислоту,а образованные полости заполняет питательная среда разведенной органики. И так получаем более структурированную почву

Со своей почвой [гранит и гранитный отсев +8 КАМаЗов чернозема] (на песчаной такая же технология) делаю аналогичные "озера" только вместо дрожжей добавляю клестер (готовлю из муки)

А по поводу урожая картофеля - любит тепло, длинный световой день, рыхлую почву богатую калием. (в картофельной ботве 30-40% калия)

Если в качестве рыхлильщиков пригласить земляных червячков, они почти бесплатно поработают. Ну только пищевых отходов, травы да можно немножко навозу. У меня поработали.

Книга "Безумие пахаря" про окультуривание такого участка