Ли питание в самолетах. Вкусная еда в самолете — что такое спецпитание и как его получить. «Аэрофлот»: отзывы пассажиров

После вопросов безопасности, точности расписания и комфорта в полете на четвертое место пассажиры авиакомпаний ставят питание. Как меняется бортовое меню в кризис и как не покинуть самолет голодным, узнали у экспертов.

Двоякий свод правил

Для российских авиакомпании разработаны «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Этот документ обязует предоставлять пассажирам при полете свыше трех часов питание и прохладительные или горячие напитки. Но он же допускает не кормить пассажиров вовсе, если компания проинформирует об этом на этапе приобретения билетов.

Вероятность остаться голодным при перелете иностранным авиарейсом весьма высока.

Большинство американских и европейских перевозчиков не включают полноценное питание в цену билетов. Для внутренних перелетов «экономом» по США средней продолжительностью 5–6 часов считается нормой стакан воды/сока и небольшая упаковка чипсов или арахиса. Европейские перевозчики могут ограничиться лишь шоколадкой или пачкой чипсов. Но нарастающая конкуренция заставляет некоторые зарубежные компании пересматривать устоявшиеся принципы подхода к питанию пассажиров: перекусы заменяются полноценными горячими обедами.

К слову, как правило, не кормят пассажиров бесплатно, предоставляя возможность лететь недорого, но без дополнительных услуг.

Очередные коррективы в бортовое меню внес кризис. Российские пассажиры, привыкшие плотно питаться на внутренних авиарейсах, отмечают тенденцию снижения количества еды, особенно в экономическом классе популярных российских авиалиний.

Чем кормят российские авиаперевозчики

Меню «Аэрофлота» для экономического класса все больше включает сэндвичи. Сперва с коротких рейсов продолжительностью до двух часов убрали снэк-боксы с десертом, бутербродом и соком. Позже холодных обедов и ужинов лишились пассажиры, летящие до трех часов, взамен им предложили те самые снэк-боксы.

S7 Airlines сменили меню еще осенью 2014 года. Новое блюдо тортилья предлагают пассажирам рейсов продолжительностью до 2–2,5 часов. Раньше, в зависимости от направления, пассажирам либо не предлагали перекусить вовсе, либо предоставляли коробку еды.

Что касается Utair, некогда предлагавшей пассажирам экономического класса даже при коротких перелетах полноценный горячий обед с мясной нарезкой, салатом и десертом - это осталось в прошлом. При перелете до трех часов остается довольствоваться стаканом воды, свыше этого времени - сэндвичем и горячим напитком. Пресс-служба UTair подчеркивает, что «решение сократить рационы питания для пассажиров принято с целью сохранения существующих цен на авиабилеты».

Директор по коммуникациям Andgo.travel Константин Парфененок отметил две тенденции: упрощение питания на коротких рейсах и планомерное введение платного. «Если раньше самолет был в воздухе 2–3 часа, и можно было рассчитывать на поднос с холодными закусками, десертом и напитками, то теперь только сэндвич и вода (примеры - Аэрофлот и S7 Airlines). А на длительных рейсах более восьми часов второй рацион питания - чаще всего завтрак - стал менее разнообразным. Авиакомпания „Россия“ продолжает кормить своих пассажиров бесплатно, но при этом предлагает приобрести на борту за дополнительные деньги шоколадки, снэки и напитки».

Эксперт по маркетингу и бизнес-тренер Александр Левитас, которому приходится совершать до 100 полетов в год, обращает внимание, что выбирать следует ту авиакомпанию, где не экономят на еде. «Я перестал летать с задолго до того, как о кризисе в компании написали газеты. Обнаружил, что знакомые стюардессы из этой авиакомпании предпочитают брать с собой бутерброды, а не питаться тем, что подают пассажирам».

Как не остаться голодным?

На набор блюд на борту влияют сезон, бюджет авиакомпании, класс обслуживания, национальные особенности и длительность перелета.

Поскольку полноценное питание изначально включено в стоимость билетов пассажиров, предпочитающих первый и бизнес-класс, экономить на них авиаперевозчики станут в последнюю очередь. Кроме того, потеря клиента бизнес-уровня может обойтись дороже пассажира из «эконома». Летать первым классом - верный способ полноценно питаться на борту.

Что касается сезонности, стоит знать, что «зимнее» питание более калорийное, чем летнее. Весна же в некотором смысле, сезон рыбы.

Есть и известная уже многим «хитрость» - заказ спецпитания за 24–36 часов до вылета на сайте или по телефону авиакомпании.

К слову, не у всех авиаперевозчиков оно бесплатное. И в большинстве случаев доступно лишь при длительных перелетах от трех часов. Зато многие пассажиры отмечают куда большее разнообразие и объем спецблюд в сравнении с обычной порцией. Кстати, детское меню по предзаказу доступно на каждом рейсе всех авиакомпаний.

«Я обычно заказываю кошерное питание, поскольку это не только самая большая порция среди всех вариантов спецпитания, но еще и самая качественная, на мой взгляд, по составу», - делится опытом Александр Левитас.

Книга вместо обеда

К питанию на борту при коротких перелетах полезно отнестись как к способу отвлечься от полета, нежели жизненной необходимости.

«Замечала, что есть в самолете хочется от скуки. Поэтому интересная книга или фильм в полете скрашивают неудобства. И мой личный рецепт - заняться в полете работой. Кода я „по уши“ включаюсь в любимое дело, забываю о еде напрочь», - соглашается трансформационный тренер, коуч, целитель Ева Ефремова.

При условии, что скромный «перекус» предоставляется за отдельную плату, лучше иногда организовать его себе самостоятельно.

Юлия Курец, PR-менеджер Kupibilet.ru, отмечает, что главное - знать, какие продукты и в каком количестве можно принести на борт. Все они должны быть упакованы в герметичные пакеты или контейнеры. Это требование службы безопасности. «В качестве перекуса лучше выбрать продукты, насыщенные белком: говядина, мясо птицы, твердый сыр, орехи. Избегайте скоропортящихся продуктов, ингредиентов с резким запахом (лук, чеснок, рыба) или повышающих газообразование (бобы, яйца, капуста). Идеальным вариантом будут орешки, салат или сэндвич, упакованные в герметичный контейнер. Не берите в самолет жидкие продукты - джемы и варенье, мед, йогурты, творог, желе, суп, паштет, арахисовую пасту и т. д. Если летите с ребенком до двух лет, можете взять для него детское питание - пюре или паштет - в объеме более 100 мл, но при условии, что эта порция рассчитана только на время перелета - не больше».

«В ручной клади у меня обычно лежит пакетик смеси орехов и сухофруктов. Легкая по весу, питательная и при этом не вредит здоровью, в отличие от шоколадок или снэков», - соглашается Александр Левитас.

Если вам предстоит перелет с лоукостером, и вы предполагаете, что к моменту посадки на рейс проголодаетесь, лучше заказать еду заранее через сайт. Это выйдет примерно вдвое дешевле, чем покупка непосредственно в самолете.

На углеводах

Многим известна история, как авиакомпании American Airlines удалось сэкономить $40 000 за год на одной оливке, «исчезнувшей» из каждого салата у пассажиров первого класса.

Российские авиаперевозчики уверяют, что изменения в меню не позволяют существенно экономить. При этом сокращается питание с завидной регулярностью.

Вероятно изменения в бортовом питании российских авиалиний на этом не закончатся - кризис. Предпочтение будет отдаваться картофелю, макаронам и крупам, а мясных и рыбных блюд и овощей не прибавится.

Средняя стоимость порции пассажира в самолете с учетом упаковки, как и прежде, достигает 200–300 руб. Но при росте цен на продукты попытки оставаться в рамках заявленного бюджета вынуждают либо переигрывать набор предлагаемых блюд, либо заменять ингредиенты и уменьшать объем порций.

«Как я понимаю, цифра осталась в том же диапазоне, что и раньше: 200 - 500 - 700 руб. Другое дело, что на данную сумму теперь можно позволить совсем иной ассортимент продуктов», - подтверждает Константин Парфененок.

Формально еду на борт пассажирам проносить нельзя, хотя бортпроводники и не проявляют строгости с этим. В любом случае, о питании во время перелета лучше позаботиться заранее: подойти основательно к выбору авиакомпании или класса перелета, оформить спецпитание. И, как вариант, подкрепиться непосредственно в терминале аэропорта.

Питание на борту самолета - это что-то само собой разумеющееся. Мы всегда этого ждем, удивляемся, если его нет, но на самом деле многого о нем не знаем.

  1. Ваше меню сильно зависит от авиакомпании и класса, которым вы летите. Питание в бизнес-классе схоже с ресторанным меню, в “экономе” все значительно проще.
  2. Питание в самолете зависит от продолжительности рейса. Короткими считаются рейсы длительностью до трех часов, продолжительными - от трех часов и более.

Немного внутренней кухни

Еду для самолетов готовят в специальных цехах. Все это тщательно маркируется, сортируется и отправляется на временной склад. Оттуда уже контейнеры забирают на борт самолета. В полете стюардессы разогреют все в специальной печке и вы получаете свою порцию.

Существуют даже специальные рейтинги, по которым можно узнать в какой авиакомпании самое вкусное питание в самолете. В 2013 году лучшей авиакомпанией с самым вкусным питанием на борту самолета стала Turkish Airlines . Даже для экономического класса. Фирменное меню компании носит название Turkish Delight, а на некоторых рейсах можно встретить шеф-повара в составе летного экипажа.

Одним из лучших считается меню компании Emirates и для экономического класса, и для бизнеса. При разработке каждого меню учитывается страна назначения и традиции ее кухни. В бизнес-классе во время полета происходит более пяти смен блюд. На борту этой авиакомпании можно попробовать марочные вина, лучший кофе и чай.

Питание в самолетах «Аэрофлота» делится на два “цикла”. В зависимости от направления и продолжительности полета, у вас будет выбор из двух блюд: холодный или горячий завтрак, горячий или холодный обед и закуски. Кстати, «Аэрофлот» - единственная российская авиакомпания, которая входит в рейтинг авиаперевозчиков с лучшим питанием на борту. Меню обновляется каждый месяц. Можно также заказать себе специальное питание: диетическое, вегетарианское, детское. Все это можно сделать еще при заказе билета.

Скромнее питание в самолетах «Ютэйр» : овощная закуска, мясная закуска, основное блюдо из рыбы или курицы, чай или кофе и что-нибудь на десерт. Но зато авиакомпания «Ютэйр», как и «Аэрофлот», имеет собственную кухню и сама готовит питание своим пассажирам.

Не всегда предлагают питание своим пассажирам, а иногда еда в самолете бывает только платной.

Питание в самолете: основные принципы

Питание в самолете меняется в зависимости от сезона, длительности полета, бюджета авиакомпании, класса обслуживания и национальных особенностей. Сильно зависит питание от длительности перелета.

На рейсах продолжительностью до трех часов путешественнику предлагают холодные закуски, прохладительные напитки и десерт. На рейсах более трех часов в меню войдут горячие блюда и алкоголь. При перелетах длительностью более шести часов еду подадут два раза, предложат горячие блюда на выбор и алкоголь. Если вы летите бизнес-классом, то и посуда, и столовые приборы будут не одноразовыми: фарфор и металлические вилки, ножи и ложки.

Зимой питание любой авиакомпании будет более калорийным, чем летом. А весной в меню скорее всего будет рыба.

Спецпитание можно заказывать только на длительных перелетах более трех часов. У «Аэрофлота» его 14 видов. Детское питание есть на каждом рейсе каждой авиакомпании. Все это можно заказать на стадии этапа бронирования билета - у каждого вида питания есть определенный шифр из четырех латинских букв. Можно также позвонить в авиакомпанию. Главное - сделать заказ за 24 часа до полета.

Хотя бы один раз в жизни каждый из нас летал на самолете, а большинство людей делают это в той или иной мере регулярно. Одни имеют возможность отдыхать на заграничных курортах несколько раз в год, а другие часто проводят время в авиалайнерах из-за постоянных командировок. Если ваш перелет не занимает более трех часов, то питание вас вряд ли будет серьезно волновать. А вот если вы летите куда-то вместе с ребенком или вам предстоит провести на борту около пяти - семи часов, то питание в самолете становится очень серьезным и важным вопросом. В некоторых ситуациях его стоит продумывать и оговаривать с авиакомпанией за несколько дней до перелета. Поэтому, думаем, наша статья окажется полезной каждому, кто хочет знать все секреты бортовой кухни.

Несколько фактов о питании на борту авиалайнера

Нам кажется, что питание в самолете - это авиаперелета. Ведь еще с советских времен мы привыкли к тому, что после взлета приветливые стюардессы предлагают пассажирам разнообразные прохладительные напитки и простые, но сытные блюда.

Однако мало кто знает, что еда на борту бывает бесплатной далеко не на всех авиарейсах. А на некоторых она вообще не предусмотрена правилами перевозки пассажиров. От чего это зависит? И каким образом не остаться голодным на борту?

Имейте в виду, что каждый авиаперевозчик самостоятельно выбирает, каким образом организовать питание на борту самолета. Чтобы удешевить авиабилет, некоторые европейские и американские компании включают в его стоимость только легкий перекус в виде крекеров или чипсов и одного прохладительного напитка. Также работают и лоукостеры, предоставляющие пассажирам самые дешевые авиабилеты по различным направлениям.

Специалисты утверждают, что во время кризиса многие авиаперевозчики стараются максимально сократить свои расходы, и в первую очередь это сказывается на разнообразии и качестве питания в самолете. К примеру, в начале нулевых многие российские компании убрали из меню десерты и выпечку, а на коротких перелетах и вовсе ограничились рядом закусок.

Однако на данный момент эта тенденция уже давно сменилась борьбой за пассажира, и не последнюю роль в ней играет именно еда на борту. Авиаперевозчики стараются привлечь к себе внимание ежемесячным обновлением меню, разнообразием блюд и даже включением в рацион необычных рецептов, взятых из национальных кухонь мира.

Порой кажется, что авиакомпании стараются перещеголять друг друга в искусстве накормить пассажиров. Однако будьте внимательны при покупке билета на рейс, обязательно уточните, включено ли в его стоимость питание и сколько раз вас будут кормить за время полета.

Факторы, влияющие на питание

Если вы часто летаете самолетами, то вам хорошо известно, насколько еда на различных рейсах может отличаться. На это влияет несколько факторов:

  • статус авиакомпании;
  • класс билета;
  • продолжительность перелета;
  • направление рейса.

Каждая компания имеет свои представления о питании в самолете. "Аэрофлот", например, владеет собственными цехами, где готовится вся еда, попадающая на борт авиалайнера. К тому же данная компания ежемесячно добавляет в меню новые блюда и чутко прислушивается к пожеланиям пассажиров, оставленным на официальном сайте. По последним данным, именно "Аэрофлот" возглавляет список авиаперевозчиков, которые очень вкусно кормят своих пассажиров.

Для тех, кто летает бизнес-классом, предоставляется весьма разнообразное и даже изысканное питание в самолете, эконом не может похвастаться таким же выбором блюд. Ведь в бизнесе пассажиры имеют возможность выбирать из нескольких перемен блюд, каждая из которых предусматривает список из двадцати пяти пунктов. Довольно часто для подобной категории путешественников еда готовится в отдельных цехах известными шеф-поварами или прямо на борту самолета. Сервируется она на красивой фарфоровой посуде от известных дизайнеров с настоящими столовыми приборами.

Имейте в виду, что непродолжительным считается перелет до трех часов, в этот период вы можете рассчитывать на прохладительные напитки и закуски. А вот на длительных маршрутах питание в самолете является полноценным - прохладительные напитки, горячие и холодные закуски, обед, состоящий из мяса или рыбы и гарнира, десерт, а также чай и кофе. То есть можно быть абсолютно уверенным, что во время долгого и тяжелого авиаперелета вы не останетесь голодным и всегда сможете выбрать для себя что-нибудь вкусненькое.

Не последнюю роль играет и направление маршрута авиалайнера. Ведь перед вылетом самолет загружается боксами с едой, приготовленной именно в аэропорту города отправления. Поэтому, например, курица на маршруте Бангкок - Москва будет существенно отличаться по вкусу от того, что вам подадут на рейсе из Москвы в Бангкок. Конечно, повара стараются готовить максимально нейтральную по вкусу еду, но все же не могут обойтись и без национального колорита.

Виды питания

Мало кто из пассажиров знает о том, что питание на борту авиалайнера имеет множество видов и может заказываться индивидуально. Например, обычное классическое меню разделено на несколько подвидов, подразумевающих отдельный предварительный заказ:

  • низкокалорийная еда;
  • диабетическая;
  • бессолевая;
  • диетическая и тому подобное.

Особое меню существует и для вегетарианцев, которое, в свою очередь, делится на несколько категорий:

  • только растительные продукты;
  • меню с яйцами и молочными продуктами;
  • азиатское вегетарианское питание и тому подобное.

Не обошли стороной авиакомпании и религиозные убеждения своих пассажиров, поэтому было продумано питание и для них:

  • индусское;
  • постное;
  • кошерное;
  • мусульманское и так далее.

Особое волнение родителей обычно вызывает детское питание в самолете. Ведь пассажирами становятся и малыши нескольких месяцев от роду и карапузы двух-трех лет. Для них разработано меню с учетом возраста: до двух лет - пюре в баночках, от двух до двенадцати лет - особое питание с постными блюдами.

Заказ особого питания

Если вы планируете сделать особый заказ еды, то должны позаботиться об этом заранее. Некоторые компании учитывают данный факт еще на стадии бронирования билетов, вы должны будете поставить галочку в специальной графе. Однако обычно в правилах авиаперевозчика указано, что специальный заказ делается максимум за тридцать шесть и минимум за двадцать четыре часа до вылета.

Не забывайте о том, что каждое особое меню имеет свою буквенную кодировку. К примеру, для малышей младше двух лет детское питание в самолете будет обозначаться как BBML.

Учтите, что если авиаперевозчик изменяет время вылета, то ваш заказ потребуется подтвердить еще раз. В противном случае он будет аннулирован.

Где готовятся блюда для питания на борту?

Еда, предназначенная для пассажиров авиалайнеров, готовится в специальных цехах. Там на конвейере проходят термическую обработку те самые курица и рыба, которыми чаще всего кормят путешественников в самолетах. Здесь же все блюда упаковываются в специальные герметичные контейнеры, отправляющиеся в камеру для охлаждения.

Повара, разрабатывающие меню для авиакомпаний, всегда учитывают тот факт, что блюдо должно быть быстро охлаждено до нужной температуры и при этом не поменять своих вкусовых качеств после десяти - пятнадцати часов хранения на складе и разогрева на борту в

Именно из-за таких манипуляций многим пассажирам куриное мясо кажется немного резиновым, а рыба водянистой. Однако ученые утверждают, что зачастую еда в полете кажется нам невкусной совсем по другим причинам.

Влияние перелета на вкусовые рецепторы человека

Существует категория пассажиров, уверенная в том, что любая еда в самолете является крайне невкусной. А вот другие с удовольствием уплетают все, что им приносит стюардесса. Недавно ученые выяснили, что это зависит не от капризов путешественников, их настроения, и даже не от вкусовых пристрастий. Дело в том, что на высоте в несколько тысяч метров рецепторы во рту человека начинают вести себя абсолютно по-особенному.

Обостряется обоняние и вкусовые ощущения, особенно активно работают рецепторы, отвечающие за восприятие кислого и соленого. Поэтому во время полета так востребованы становятся томатный сок и чай с лимоном. Сахар, наоборот, кажется менее сладким, а вот кофе - более мягким.

Благодаря всем этим капризам нашего организма многие пассажиры с удовольствием едят ранее нелюбимую еду, а другие не испытывают ни малейшего удовлетворения от приема пищи.

Мифы о вреде питания в полете

Некоторые пассажиры уверяют, что принимать пищу во время авиаперелета - это не только вредно, но и опасно для пищеварения. Ведь, по их мнению, продукты питания в самолете на большой высоте и в условиях повышенного давления просто не будут переварены. Это, в свою очередь, существенно навредит организму.

Современные медики полностью опровергают эту версию. Они доказали, что пищеварение человека никак не взаимосвязано с давлением и высотой. К тому же они утверждают, что отказ от еды на долгих перелетах очень опасен для здоровья. Поэтому необходимо питаться каждые три-четыре часа. А чтобы избежать обезвоживания, нужно соблюдать - не стесняйтесь просить у стюардессы очередной стакан воды или чая.

К тому же многих пассажиров прием пищи отвлекает от распространенного страха перед полетами. Во время еды нервная система успокаивается, а организм начинает активно выделять гормоны радости.

Правила питания в самолете: запрет на некоторые виды продуктов

Если вы боитесь отравиться едой в самолете, то спешим вас успокоить - блюда обязательно проверяются на наличие микроорганизмов. Особенно тщательной проверке подвергаются десерты на основе сливочного масла и заварного крема.

Международными правилами запрещено приготовление блюд из некоторых видов продуктов. К ним относятся, например, моллюски и ракообразные. Также запрещены заливные, приготовленные с использованием желатина, и сырая кокосовая стружка. В целом данный список включает в себя более сотни различных продуктов.

Можно ли проносить продукты питания в ручной клади в самолет?

Мы уже выяснили, что в стоимость некоторых билетов не входит питание. Но что делать, если вы не можете обойтись без еды? Доплачивать или оставаться голодным? Вовсе нет. Правилами перелета не запрещен пронос продуктов питания на борт самолета. Вы можете разместить их в ручной клади. Однако не стоит забывать о том, что существуют некоторые ограничения, которые необходимо учитывать, если вы хотите полакомиться во время воздушного путешествия едой собственного приготовления.

Правила проноса продуктов на борт авиалайнера

Естественно, что в первую очередь пассажиры берут с собой еду, которую можно купить в дьюти-фри. В этом случае нет никаких ограничений в количестве и виде проносимых продуктов питания.

Однако положить в ручную кладь можно и другую еду, которая составит вкусный перекус во время перелета. Часто пассажиры берут с собой чипсы, крекеры, шоколад и орешки. Довольно распространены и домашние заготовки, упакованные в небольшие контейнеры. Имейте в виду, что во время регистрации на рейс вы должны будете показать их сотрудникам авиакомпании.

Не забывайте о том, что объем любой жидкости, проносимой на борт, не должен превышать ста миллилитров. Причем она должна быть упакована в плотно закрытую тару объемом не более одного литра. Если вы берете с собой в полет домашний салатик в контейнере, то позаботьтесь о том, чтобы он был помещен в герметичный пакет из пластика. Причем один пассажир имеет право поместить в ручную кладь только один такой пакет.

Поэтому мамочки, волнующиеся о том, можно ли детское питание в самолет брать из дома, могут быть абсолютно спокойны. Никто не запретит вам пронести на борт авиалайнера несколько герметично закрытых баночек пюре для маленького пассажира рейса.

Если вы никогда раньше не брали с собой в самолет еду из дома, то мы можем помочь вам избежать самых распространенных ошибок. Прислушайтесь к нашим советам, и тогда ваш авиаперелет однозначно будет приятным:

  • во время воздушного путешествия организм отчаянно нуждается в белковой пище, поэтому возьмите с собой отварную курятину или говядину и сыр;
  • еда не должна иметь резких запахов (в полете обоняние человека обостряется);
  • продукты, взятые с собой, не должны доставлять неудобства вам и другим пассажирам (крошиться и быстро портиться);
  • отлично подходит для перекуса темный шоколад, ореховая смесь или сухофрукты;
  • хорошо утоляют голод обычные бутерброды;
  • тем, кто не может обойтись в полете без полноценного питания, советуем приготовить легкий салат (без бобовых и обилия майонеза);
  • фрукты во время авиаперелета отлично утоляют жажду и голод, однако они не должны быть слишком водянистыми.

Надеемся, что после прочтения нашей статьи у вас не осталось никаких вопросов по поводу питания на борту. И теперь даже долгий авиаперелет не превратится для вас в тяжелое испытание.