Кто такой тьютор в институте. Тьютор (tutor) — профессия будущего. Каковы требования к кандидатам на должность тьютора

Современный мир характеризуется довольно-таки яркой тенденцией к использованию всего американизированного, нерусского: индивидуальные занятия заменяются коучингами , вместо изменений происходит ребрендинг , а учителя и преподаватели превращаются в тьюторов . Последняя тенденция – в области образования – особенна интересна: первые два слова укоренились в бизнес-сфере, а вот к тьютору Марье Ивановне привыкнуть как-то сложнее. Отсюда – попытаемся определить, кто же такой тьютор и насколько сильно он отличается от учителя?

Слово «тьютор» пришло к нам из языка Шекспира, Бернса, Мильтона и Дефо и является по сути «прочтением» слова-оригинала tutоr . Цель тьютора – это качественное обеспечение и сопровождение индивидуального обучения учеников и студентов. Иными словами, тьютор – это личный куратор для каждого из обучающихся : он контролирует расписание, помогает уточнять организационные моменты и всячески направляет и наставляет своего подопечного. В нашей системе образования тьютор – «приобретение» достаточно новое, недавнее, а вот в Америке и Европе тьюторство – обычная практика, довольно успешная и активная педагогическая позиция.

Ошибочно думать, что тьютор «пришел» к нам из XX века. Напротив, феномен тьюторства как новообразования в сфере обучения берет свое начало в европейских университетах XIV века : в Оксфорде и Кембридже тьютор воспринимался как наставник. Это время характеризовалось значительной либеральностью в плане образования: студенты по сути не были закреплены за конкретным университетом, могли «перетекать» из одного курса на другой, а также слушали только те циклы, которые предпочитали сами. Университет ограничивал студентов только требованиями, предъявляемыми к экзаменам, а вот способ и средства, которыми будет достигнуто отличное знание предмета, оставалось на совести студента и его тьютора.

Тьютор рассматривался как посредник между университетом в лице профессора и студента в лице оного же. Это посредничество было жизненно необходимо обеим сторонам, т.к. в то время больше всего ценилась свобода , а свободному профессору сложно выловить не менее свободного студента и наоборот. Поэтому тьютор выполнял важную и необходимую функцию для своего времени: он адаптировал личные предпочтения обучаемого к требованиям обучающего. Кроме того, на тьюторе лежала и еще одна важная задача: он контролировал процесс самообразования студента.

С XVII века тьютор приобретает все более образовательные функции, становясь главным «путеводителем» студента по терниям учебного процесса: он советует студенту, какие курсы посетить, помогает ему составить индивидуальный план занятий и решить проблемы. Именно в XVII веке тьюторство стало официальным преподавательским «институтом» и закрепилось как неотъемлемая часть английской образовательной системы: тьютор не только направлял студента и помогал ему, но и готовил его к сдаче экзаменов.

Сейчас нередко возникают споры относительно оправданности введения института тьюторства. По сути своей тьютор – это тот же преподаватель, но не все так просто. Учитель – в нашей системе – ориентирован на группу обучающихся, т.к. применять индивидуальный подход не всегда возможно в силу отсутствия соответствующей методической базы, ограниченности времени урока, большой нагрузки на преподавателя и др. Тьютор же – это учитель образовательной, социальной и психологической «направленности», если так можно выразиться. Учитель учит и воспитывает, тьютор учит, контролирует, сопровождает, помогает, адаптирует и др. Иными словами, при разработке индивидуальноориентированного образования тьютор – незаменимая фигура. Тьютор – и психолог также: он помогает ученику / студенту определиться с предпочтениями, с направлением творческой или исследовательской деятельности и др., помогает справляться с трудностями в процессе получения образования. Иными словами, тьютор – это тот, кто организовывает максимально комфортные условия для реализации обучаемого как личности.

Проанализировав изложенный материал, мы приходим к выводу о том, что тьюторство – не такая уж и популистская концепция, если объемно и полно рассматривать понятие «тьютор», то мы можем прийти к кардинально новому проекту образовательного процесса, основанного на формировании и развитии человека как личности в условиях взаимопонимания и поддержки.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тьюторское сопровождение инновационного развития образовательных учреждений

А тьютор – кто? Тьютор – «tutor» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж».

А тьютор – кто? Тьютор – педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий (в российской системе образования, из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика»)

А тьютор – кто? Тьютор – это тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности (из книги «Тьюторство как новая профессия в образовании» Школы «Эврика – развитие»)

А тьютор – кто? Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т.М.Ковалева, д-р педагогических наук, разработчик квалификационной характеристики, президент Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская Ассоциация»).

ГДЕ, КОГДА И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТЬЮТОРСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ?

Сопровождение – это определенное действие; сопровождать – значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать. Тьюторское сопровождение – это сопровождение процесса индивидуализации в открытом образовании.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА?

Индивидуальный подход: работа с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат) Индивидуализация: работа с человеком возможным (создание среды, возможности, личный результат)

Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальной образовательной программы Психолог работает с развитием психических процессов Учитель Задает нормы: содержание, маршрут, темп работы

Направления тьюторства в Российском образовании: Дистанционное обучение; Психологическая служба – коучинг; Консультационная работа; Тьюторство в школе: в начальной, старшей, средней, высшей; Тьюторство в системе повышения квалификации.

Подходы к тьюторству: Младшая школа: выявление, осмысление и реализация познавательных интересов; Средняя школа: проект, исследование, спонтанное творчество; Старшая школа: тьюторское сопровождение в профильной школе; Дополнительное образование.

О КАКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ ИДЕТ РЕЧЬ, КОГДА МЫ ГОВОРИМ О ТЕХНОЛОГИЯХ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ?

Технологии открытого образования в работе тьютора Дебаты Критическое мышление Портфолио Социально-культурные технологии Образовательные путешествия Проектная и исследовательская деятельность Кейс-стади

ЧЕМ ВЫЗВАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ?

Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе, должность тьютор.

ЧТО СЕГОДНЯ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НА ФОНЕ ОТСУТСВИЯ ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ?

Меняется мир непрерывно и спешно Меняется всё – от концепций до слов И тот лишь сумеет остаться успешным Кто сам вместе с миром меняться готов! Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

За последние десять лет многократно увеличилось количество публикаций по тьюторству. В подобной ситуации отношение к проблеме традиционно имеет тройственный характер: «тьюторство - это полная ерунда», «в тьюторстве что-то есть» и «кто же не знает, что такое тьюторство»

КТО ТАКОЙ ТЬЮТОР?

Тьютор – «tutor» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж».

«Современный Оксфордский словарь английского языка определяет тьютора в качестве лица, имеющего ученую степень, которому вверен надзор за студентом (undergraduate). Последний называется его подопечным (pupil)».

«…педагог-тьютор в современной ситуации классического европейского университета проводит еженедельные индивидуальные консультации – тьюторские часы и регулярные тьюториалы – занятия в мини-группах, состоящих из 5-7 обучающихся. По данным современных исследователей, большая часть учебного времени (от 75 % до 90%) в Оксфордском и Кембриджском университетах отводится на занятия с тьютором».

Тьютор – педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий (в российской системе образования, из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика»)

Тьютор – это тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности (из книги «Тьюторство как новая профессия в образовании» Школы «Эврика – развитие»)

Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т.М.Ковалева, д-р педагогических наук, разработчик квалификационной характеристики, президент Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская Ассоциация»).

ГДЕ, КОГДА И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТЬЮТОРСТВО?

Тьюторство возникает там и тогда, где и когда появляются потребность и необходимые условия перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ. Это могут быть массовая общеобразовательная школа, лицей, гимназия, учреждение дополнительного образования, детский сад, колледж, вуз, система повышения квалификации, семья и т.д.

ЧТО ТАКОЕ ТЬЮТОРСКОЕ С СОПРОВОЖДЕНИЕ?

Сопровождать – значит «сопутствовать, идти вместе, быть рядом или помогать» (из словаря В.Даля).

Тьюторское сопровождение – это особый тип гуманитарного педагогического сопровождения.

Под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Культурные нормы известны заранее.

В ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус смещен в сторону самостоятельного разрабатывания приемлемых для данной личности норм, которые обсуждаются с тьютором. Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен сам совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и будут предметом совместного анализа.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА?

В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации, что и определяет все используемые тьютором приемы и способы. В современном образовании это понятие очень часто смешивают с индивидуальным подходом в образовании.

Индивидуальный подход: работа с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат)

Индивидуализация: работа с человеком возможным (создание среды, возможности, личный результат)

Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора – создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений учащегося на пути освоения знаний.

Стержневое понятие такой педагогики – уникальность человеческой личности, ее предназначения (в том числе и профессионального) и связанная с этим индивидуализация обучения.

А отсюда, разные задачи и функции:

  • Учитель, приходя на урок, имеет и реализует свои образовательные интересы и цели, а тьютор двигается от интересов учащихся, помогая ему реализовать его цели. Учитель задает нормы, содержание, маршрут и темп.
  • Педагог – психолог работает в направлении изучения и развития психических процессов школьников.
  • Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе.
  • Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ.

Основные направления тьюторства в Российском образовании: (на слайде)

  • Тьюторство в начальной школе акцентировано на специфике тьюторского сопровождения при переходе от дошкольного к начальному образованию, на создании условий для возникновения образовательной инициативы у первоклассников, на индивидуальной образовательной программе в начальной школе.
  • Тьюторство в подростковой школе основывается на технологиях аналитической и проектной работы, на школе индивидуализации образования, на тьюторском сопровождении самообразования школьника, на организации пространства тьюторского сопровождения подростка в массовой школе.
  • Тьюторство в старшей школе основывается на формировании исследовательской компетенции старшеклассника, на организации для формирования образа будущего как способ психологической поддержки индивидуальной траектории старшеклассников, на тьюторском сопровождении как возможности эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного образования.

О КАКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ ИДЕТ РЕЧЬ, КОГДА МЫ ГОВОРИМ О ТЕХНОЛОГИЯХ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ?

Технологии тьюторского сопровождения - технологии, которые помогают тьютору организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в инициирование конкретной деятельности, которая возможна либо как образовательная или социальная проба ученика. Эти задачи эффективно решаются с помощью технологий открытого образования (технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры, робинзонада и т.д.).

Но в арсенале тьютора должен быть целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д.). Однако ключевым инструментом тьютора можно назвать вопрос и умение тьютора с ним работать.

Особенность тьюторских технологий заключается еще и в том, что они позволяют тьютору усилить индивидуальный ресурс подопечного внешними (социальными) ресурсами, то есть тьютор становится своеобразным «посредником» между подопечным и возможностями «мира», «социума».

ЧЕМ ВЫЗВАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ?

Необходимость внедрения технологий тьюторского сопровождения учащихся в практику образовательных учреждений обусловлена следующими причинами:

1. Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», предполагающей в рамках формирования принципиально новой системы непрерывного образования «постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения». При этом ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению», «умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь». «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. «Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.

2. Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе, должность тьютор.

ЧТО СЕГОДНЯ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НА ФОНЕ ОТСУТСВИЯ ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ?

В современной системе образования сегодня речь идет, прежде всего, не столько о педагогах, официально работающих в должности «тьютор», сколько о педагогах, обладающих тьюторскими компетентностями, то есть владеющих технологиями тьюторского сопровождения.

А отсюда, главная задача системы повышения квалификации на сегодня заключается в оказании помощи педагогам в формировании новой профессиональной роли, в освоении ими технологий тьюторского сопровождения и внедрении этих технологий в практику работы образовательных учреждений.


Кто такой тьютор?

Однажды, на берегу озера голодный человек встретил мудреца и попросил его: "Я голоден, помоги мне!". А мудрец ответил: "Я могу дать тебе рыбу, ты быстро наешься, но так же быстро проголодаешься вновь и снова попросишь помощи. Я могу дать тебе удочку, но она когда-то сломается, и ты опять позовешь меня. Я могу научить тебя делать удочки, это долго и трудно, но зато потом тебе уже не понадобится моя помощь. Выбирай свой путь...".

Последний подход довольно точно характеризует тьюторскую позицию. Тьютор - это педагог. Особый педагог, главная цель которого не просто деть знания, научить ребенка чему-то доброму и светлому, но помочь ему научиться находить средства самостоятельного достижения поставленных целей. Тьютор это педагог, который стремиться научить своего подопечного свободе и самостоятельности, осознавать свои цели и понимать вой возможности, находить недостающие ресурсы и использовать культуру, опыт предшествующих поколений, для того чтобы не изобретать велосипед, а действовать эффективно и успешно.

В жизни каждого человека было много педагогов, учителей. Имена некоторых из них давно и прочно забыты. Другие... Возможно, последний раз вы встречались с ним лет двадцать назад, но каждый раз, когда вам нужен он - учитель - вы вспоминаете ту Марию Николаевну или Оксану Сергеевну, которые не просто учили вас математике или истории, но были Учителем, именно так, с большой буквы. В чем отличие? Вы помните: вроде бы в очень разных и тонких вещах: когда-то вовремя взяла за руку и посмотрела в глаза, когда-то поставила "двойку", а когда-то, наоборот, не поставила, когда-то спросила о чем-то очень важном, а однажды промолчала. Рядом с Учителем вы становились взрослее, узнавали себя и открывали мир, понимали смысл жизни и строили планы на будущее. Ну, и еще учили математику..., или историю.

В российской школе всегда были Учителя. К сожалению, часто вопреки школьным порядкам, планам уроков, целям и задачам. Так же понятно почему - чтобы взять за руку надо время, а идет урок математики... Хороший учитель старался успеть и совмещал в себе сразу несколько лиц: учителя, который передает знания, умения и навыки; воспитателя, который старается привить своему подопечному нравственные ценности, и наставника, стремящегося понять самому и помочь понять взрослеющему человеку какой он, зачем он, зачем ему школа, что ему надо в жизни.

В разных культурах, в разные времена таких людей называли по-разному: Учитель, Наставник, Гуру, Попечитель, Духовник.

В средние века в Англии открылись старейшие британские учебные заведения:

Оксфордский и Кембриджский университеты. Обучение в Оксфорде и Кембридже очень сильно отличалось от занятий в так называемых "немецких университетах", для которых были характерны система кафедр и учебных программ, закрепленных за каждой кафедрой. Английский университет не заботился о том, что бы студенты слушали именно определенные курсы. Студенту самому предстояло решить, на лекции каких профессоров он будет ходить и какие курсы изучать. Университет предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. Человеком, который помогал найти свой путь, был тьютор. "Тьютор" в переводе с английского означает "наставник".

В современном мире все труднее хорошо учиться. Очень много знаний накопило человечество, тех знаний, которые должны освоить наши дети (по крайней мере - так думают родители и учителя). Выучить ВСЁ - просто невозможно. Надо выбирать, надо учиться не просто, как губка, впитывать все, чему тебя учат, а находить нужные именно тебе знания. Что интересно именно мне? Есть ли в культуре то, что мне интересно? И зачем мне школа? Тьютор это человек, который готов не только понять интерес ребенка, выслушать его рассказ "Я знаю об этом:...", но и помочь понять, что в опыте человечества, в российской культуре, в нашем городе и родной школе есть очень много ЗНАНИИ о том, что ему интересно.

Например? Пожалуйста: "все о динозаврах" - есть палеонтология (идем в библиотеки, консультируемся с учителем, с интересом листаем учебник по биологии), раскопки останков динозавров, почёму-то вымерли - никто не знает абсолютно точно, почему - "А я узнаю!!!" Мама с папой еще будут запрещать заниматься своему чаду ("спать не загонишь!") Но что бы написать статью или доклад оказывается нужен русский язык (как-то с ошибками неудобно). А для того, чтобы понять, что написано на англоязычном сайте под картинкой с динозаврами - английский (да не адаптированный, а "нормальный"). Подготовка к презентации - навыки организатора, владения компьютером. Выступление на защите собранного материала - научиться говорить "по-русски" - прямая дорога к учителю литературы, и т. д. и т.п.

Если все это назвать в довольно строгих научных терминах, то называется это - тьюторское сопровождение индивидуального образовательного маршрута ученика. Ребенка всегда что-то интересует, но ему (особенно подростку) свойственно отрицать опыт (знания) взрослых. А в культуре существует очень много знаний удовлетворяющих интерес ребенка. Школа - транслятор таких знаний, но обычно она делает это "привязываясь" к расписанию уроков. Тьютор "привязывается" к интересу ребенку, через интерес, показывая ему, "зачем русский", "зачем история". Самое трудное - показать. Не навязать, не заставить, а создать ситуацию, которая демонстрирует: "МНЕ НУЖЕН английский".

Тьютор - это человек, который очень аккуратно идет рядом с ребенком, обеспечивая поддержку в трудную (сложную) минуту, и отходя в сторону, когда ученик справляется сам. Это сложно, очень сложно. Тьютор в современной массовой школе это профессионал, который может (должен по определению его позиции), найти индивидуальность ребенка, понять, в чем особенность познавательных интересов не группы детей, а одного, отдельно взятого, конкретного Пети Иванова. Тьютор может (обязан) создать такую ситуацию своего взаимодействия с ребенком, чтобы "Петя" сам осознал свой интерес, и сам понял, что он хочет узнать, пока (так судьба распорядилась) он учится в школе. И как это узнать. И где. И на каких предметах. У каких учителей. И в каких учебных заведениях продолжить свое обучение потом, после школы. И как жить дальше. И как жить сейчас. Это - формирование индивидуального образовательного маршрута. Формирование образа себя как человека себя образующего, т.е. не растущего "как придется", "как трава под забором", а самостоятельно руководящего своим собственным развитием и становлением.

Кто такой тьютор? Что это за профессия, из какой она области и зачем она нужна? Чем занимается тьютор?

Первая мысль, которая приходит в голову — очередная новомодная профессия, о которой в нашей стране ничего не слышали. Если о ней раньше ничего не слышали, нужна ли она вообще?

Тьютор — это личный наставник или куратор школьника, студента, новичка на предприятии. Сегодня тьюторы появляются во многих московских школах, внедряясь в систему нашего образования со школьного звена. У нас на таких специалистов родители смотрят с недоверием, а вот за рубежом, в Америке или Англии, эта профессия широко распространена.

Кто такой тьютор расскажет это короткое видео:

Нельзя сравнивать тьютора с учителем, так как цели их работы тоже различны. Наставник основной целью ставит индивидуальное обучение ребенка, школьника, студента. Его задача — организационный процесс индивидуального обучения, правильный психологический настрой подопечного, подготовка расписания занятий в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Индивидуальный тренер обязан найти подход к любому ребенку, вне зависимости от уровня его успеваемости и поведения, наладить с ним более глубокий психологический контакт, позволяющий разобраться в том, что ребенку в действительности интересно, и понять, какими талантами он обладает.

Подобный подход позволяет еще на раннем этапе провести профориентацию школьников и направить их на изучение необходимых в будущем предметов и наук.

Тьюторы пришли к нам из университетов Кембриджа и Оксфорда, где они считались связующим звеном между студентами и профессорами. Личные наставники следили за тем, какой курс выбрали их подопечные, какие предметы они посещают и как эффективно они занимаются самообразованием. В их задачу также входила адаптация подопечного в университете, выбор подходящих курсов для слушания, составление расписания учебного процесса, подготовка к экзаменам. Однако, тьюторы не являются индивидуальными консультантами — они работают с группами студентов, уделяя каждому из них достаточно внимания.

Где в России работают тьюторы?

Как правило, в частных школах. В общий образовательный процесс эта профессия еще не вошла. Часто наставники работают с детьми с ограниченными возможностями, когда стандартное обучение невозможно.

Сложностью этой работы является то, что возникает необходимость четкого распределения обязанностей и времени, так как необходимо оказать равное внимание каждому подопечному. Каждого нужно поддержать, настроить на обучение, помочь наладить общение в коллективе, решить организационные вопросы, разъяснить, как занять свое место в жизни даже человеку с ограниченными возможностями, вдохнуть в него стремление развиваться и силу воли. Принято считать, что наставник всегда поможет решить сложную ситуацию, связанную с учебой, расскажет, как поступать и что делать.

Однако есть один минус — в России практически нет подобных специалистов, а также очень мало учебных заведений, которые проводят профессиональную переподготовку кадров по данной профессии. Из-за нехватки профессиональных кадров функции наставников при работе с детьми — инвалидами берут на себя родители, социальные работники, педагоги школ, волонтеры. Наставник приучает детей к самостоятельности, объясняет, как жить с особенностями и выстраивать отношения со здоровыми людьми и окружающим миром.

В отличии от России, в Америке и Европе тьюторы работают со всеми желающими. За рубежом каждый студент знает, что по любому вопросу, связанному с образовательным процессом, он может обратиться к своему куратору.

Каковы требования к кандидатам на должность тьютора?

Этот человек должен хотеть помогать другим людям и, преимущественно, детям. Он должен быть всегда в хорошем настроении, доброжелателен и позитивно настроен, относиться к воспитанникам как к равным. Все эмоции и недовольства придется держать при себе, контролировать свою мимику, жесты, поведение. Коме этого, при работе с детьми необходимо хорошо разбираться в педагогике, быть психологом для каждого подопечного, знать и уметь применять методики коррекционного развития. Также тьютор для школьников и детей детсадовского возраста должен иметь высшее педагогическое образование со специализацией «тьюторское сопровождение образовательной деятельности».

На фоне стремительно развивающихся возможностей современного мира, резко расширившегося многообразия социокультурной жизни и динамики общества в целом образовательная школа долгое время выглядела устаревшей системой. Политика нашего государства, в частности модернизация и реформирование системы образования Российской Федерации, направлены на то, чтобы устранить давно созревшую проблему - исключить обезличенность массовой школы.

Сегодня от учеников требуется новое качество - стремление к инициативному, самостоятельному и ответственному движению в собственном непрерывном обучении. Но как должен измениться учебный процесс, чтобы обеспечить выполнение этих требований?

В российском образовании появились новые должности

Индивидуализация обучающих программ привела к появлению новых, неведомых до сих пор профессий в образовательной сфере. В нашей стране присутствует довольно яркая тенденция все «американизировать». В результате понятие «индивидуальные занятия» постепенно вытесняет термин «коучинг», а учителя и педагоги перевоплощаются в тьютеров. Однако, если «коучеры» укрепились в области бизнеса, то что же такое тьюторство в современном образовании? Чем будет заниматься тьютор в детском саду, школе или вузе?

Кто такой тьютор?

В переводе с английского tutor означает «домашний учитель, наставник, опекун». Происхождение этого слова идет от латинского tueor - заботиться, оберегать, связано с понятием «защитник» или «покровитель». Таким образом, тьютор выполняет посредническую роль и выступает в качестве помощника учащегося, его консультанта и организатора эффективной учебной деятельности. Именно деятельность наставника отвечает важным аспектам образовательного процесса ученика.

Особенности профессии

Тьюторство в образовании - это принципиально новый вид педагогической деятельности. Свое применение находит в работе с проблемными семьями, детских дошкольных учреждениях, школах, колледжах, в сфере дополнительного или профессионального образования, в высших учебных заведениях.

На сегодняшний день рассматривается несколько аспектов тьюторства в образовании. Это, во-первых, компенсаторная деятельность, направленная на разрешение трудностей с успеваемостью, дисциплиной или организацией дополнительных занятий. Задача наставника - помочь преодолеть несоответствие между учебной программой и реальными возможностями ученика.

Во-вторых, тьютор должен суметь помочь решить проблему развития личностного потенциала средствами просвещения - организовать «избыточность» образовательной среды, чтобы ученик смог открыть для себя что-то новое и заинтересоваться учебным процессом. Здесь подразумевается помощь в направлении воплощения проектной и исследовательской деятельности.

В-третьих, тьюторство в системе образования подразумевает формирование процесса работы, направленное на достижение конечного результата. Таким образом, обучающийся должен пройти путь культурного, профессионального и личностного самоопределения. Сопровождение непрерывно длится в течение всего образовательного процесса.

Дошкольное образование

Что такое тьюторство в дошкольном образовании? Новый вид педагогической деятельности проявляется там, где необходимо индивидуализировать любой учебный процесс. Детские сады и дошкольные заведения не являются исключением. Напротив, именно здесь задается личностный старт маленького человечка: наставник запускает механизмы совершенствования ребенка, поддерживая и помогая освоить ресурсы социума для самостоятельного познания и личностного развития.

Чтобы добиться эффективных результатов в работе с конкретным малышом, тьютор-воспитатель должен изучить его жизненную среду и помочь преодолеть дефицит опыта или, наоборот, укрепить и развить сильные стороны личностного потенциала. При этом не стоит забывать, что нормальное обучение не может происходить без участия родителей. Поэтому специалист будет их привлекать, консультировать и ориентировать в том или ином обучающем процессе.

В работе с каждым конкретным ребенком тьютором составляется индивидуальная программа (маршрут) развития с учетом возрастных и личностных особенностей малыша. Разработка производится таким образом, чтобы расширить детский кругозор и максимально стимулировать заинтересованность ребенка к самостоятельному познанию в обучении.

Дополнительное образование

Благодаря тому что система дополнительного образования не имеет четких государственных стандартов, именно эта область обучения позволяет индивидуализировать учебный процесс. Здесь доступно обучение по гибким, вариативным методикам: каждому ребенку гарантированы свободные темпы и глубина освоения образовательных программ.

Тьюторство в дополнительном образовании способствует применению личностно-ориентировочных технологий и способствует развитию собственного потенциала.

Принципы личностного развития ребенка

Тем не менее для наиболее эффективного решения задач образовательного процесса и достижения поставленных целей педагог должен выстроить определенную коммуникационную систему - наладить связь со своими подопечными. Общение с ребенком должно основываться на таких принципах, как:

  • Признание безусловной ценности. Ребенок должен чувствовать свою значимость.
  • Безоценочное суждение. Нельзя судить ребенка, основываясь на собственном мнении, объективность оценки его мыслей и действий способствует творческому развитию малыша.
  • Свобода самовыражения. Каждый педагог дошкольного образования должен всячески поддерживать выражение собственного «Я» ребенка.

Исходя из этого, можно смело говорить о том, что компетентность наставника будет способствовать эффективной индивидуализации процесса обучения и развитию личности малыша.

Инклюзивное образование. Стремление к самостоятельности

Сегодня в системе российского обучения активно применяется практика, обеспечивающая доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями в обычных школах. Тьюторство в инклюзивном образовании дает возможность детям с инвалидностью нормально адаптироваться в социуме. Вместе с тем у здоровых детей развивается чувство толерантности и ответственности.

Поэтому в школьной среде зачастую возникают ситуации, когда присутствие педагога-наставника жизненно необходимо ребенку. В первую очередь подобная проблематика касается ребятишек, имеющих ограниченные возможности. Однако это вовсе не означает, что тьютор - ежеминутно обслуживающая, заботливая нянька. Задача наставника - поддерживать в ученике стремление к самостоятельности.

Тьюторство в профессиональном образовании: перспективы развития

В очень многих российских вузах образовательный процесс являет собой разрозненную, а не целостную структуру. Получается так: студент изучает какие-то дисциплины, которые как-то относятся к получаемой специализации, но для самого обучающегося это отношение остается невыявленным. В результате окончивший обучение специалист, хоть и изучил очень много предметов, но связать их между собой не может.

Сегодня тьюторство в образовании - это реализация основных программ вузов, где студент может самостоятельно выбрать дисциплины, влияющие на будущий профиль. В профессиональном обучении такая тенденция становится весьма востребованной. В связи с этим современный непрерывный процесс получения знаний требует упрочнения позиции тьютора как полноценного участника.

Именно этот специалист является выразителем интересов обучающегося. Его работа заключается в помощи, консультациях и организации эффективного учебного процесса, траекторию которого должен выстраивать сам студент.

Однако фактически на сегодняшний день не все российские вузы готовы иметь в своем штате тьютора. Во-первых, это немалые дополнительные расходы. Во-вторых, многие пока не понимают, какую позицию он занимает, что будет делать и какие проблемы можно решить, введя его в структуру учебного заведения.

Кто может быть тьютором?

Как уже говорилось, тьюторство в образовании - это индивидуализация учебного процесса под конкретного ученика. К основным задачам наставника относятся определение круга интересов учащегося, координация его самостоятельных занятий и оказание помощи при выборе специализации. Однако кроме этого, тьютор помогает ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Для учащегося он чаще всего становится психологом. Поэтому данный специалист обязательно должен иметь специальную тьюторскую или психолого-педагогическую подготовку.

Тьютором может стать работник-педагог, способный оценить и поддержать собственный выбор ученика, стремление к самостоятельности и его активность. Это может быть классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог или учитель-предметник.

Тьюторство и консалтинг в образовании

Деятельность любого учебного заведения, независимо от формы собственности, обязательно подлежит лицензированию и находится под контролем государства. В ходе регулярных проверок учебного заведения на предмет оценки качества образовательного процесса, использования современных методик обучения, качественного состава работников-педагогов и соответствия уровня образования проверяющие органы проводят необходимое консультирование руководящего состава.

Консалтинг в образовании и тьюторстве имеет свои особенности, обуславливаемые определенной спецификой. С одной стороны, сами учебные заведения предоставляют консалтинговые услуги определенным группам населения, а с другой - сами структуры и их сотрудники могут стать потребителями консалтинга.

Сегодня консалтинг в образовании развивается таких направлениях, как:

  • Педагогическое.
  • Социально-педагогическое.
  • Психологическое.
  • Управленческое.

Помощь консалтинговых структур может понадобиться учебным заведениям при разработке индивидуальных программ развития ребенка, адаптации ученика, сопровождении и консультировании, проведении различных видов диагностик и исследований с целью обобщения опыта или введении инновационных технологий и методик.