Урок-исследование "Морфология. Части речи". Открытый урок по русскому языку на тему "морфология" Алгоритм работы в группах

Конспект урока русского языка. 3 класс.

Тема урока: «Морфологический разбор имени существительного».

Цель. Формировать умение разбирать имя существительное как часть речи.

Задачи.

    Знать признаки имени существительного, его роль в предложении.

    Уметь разбирать имя существительное как часть речи по алгоритму.

    Уметь работать в парах, группах, самостоятельно; анализировать свою деятельность и работу товарищей; выполнять взаимопроверку и самооценку.

    Уметь выбирать задания по своему уровню.

Оборудование.

    Листы с дифференцированными заданиями для каждого ребёнка.

    Конверты с групповыми заданиями.

    Эталоны выполнения разборов, дифференцированных заданий.

    Алгоритмы работы в парах, группах, индивидуально при выборе заданий определённого уровня.

    Алгоритм морфологического разбора имени существительного.

Ход урока.

I .Организационный момент.

Сегодня на уроке нас ждёт большая интересная работа. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Работать будем по данному плану.

План .

    Введение в тему. Групповая работа.

    Открытие темы. Постановка цели и задач урока.

Составление алгоритма морфологического разбора имени существительного.

    Применение знаний и умений. Работа в парах.

Самостоятельная дифференцированная работа.

    Итог урока.

    Рефлексия.

II . Введение в тему.

Вам предстоит самим открыть тему нашего урока.

- Для этого объединимся в группы.

Но сначала повторим алгоритм работы в группах.

1.Работа в группах.

Алгоритм работы в группах.

    Собраться в группы.

    Получить задание.

    Начать работу по команде учителя.

    Распределить обязанности между членами группы.

    Работать сообща.

    Закончить работу по команде учителя.

1группа

Задание

Распределите данные слова по группам: собственные и нарицательные.

Запишите в тетрадь.

гора, свет, Луна, кот, Барсик, Памир

2группа

Задание

Распределите данные слова по группам: одушевлённые и неодушевлённы.

Запишите в тетрадь.

земля, Коля, камень, енот, диван, соловей

3группа

Задание

Определите род имён существительных и распределите слова по группам.

Запишите в тетрадь.

окно, крот, шкаф, карта, село, деревня

4группа

Задание

Определите число имён существительных и распределите слова по группам.

Запишите в тетрадь.

ухо, деревья, столы, корень, рак, стулья

5группа

Задание

Составьте из данных слов предложение, запишите и разберите его по членам.

Найдите существительные.

Какими членами предложения они являются?

светит, в, яркая, Луна, небе

2. Отчёт групп.

3. Рефлексия.

Понравилось ли вам сегодня работать в группах?

Как оцениваете своё участие в работе группы?

Какие трудности возникли в процессе совместной работы?

Чему научились, работая вместе?

4. Подведение итога работы в группах.

Какой частью речи являются слова, над которыми вы работали в группах?

Что такое имя существительное?

Что вы повторили, выполняя задания в группах? (Признаки имён существительных и их роль в предложении).

III . Открытие темы. Постановка цели и задач урока.

Мы уже много знаем с вами об имени существительном, давайте объединим эти знания в одно целое и дадим название теме нашего урока.

Что мы делали с именами существительными? (Мы их разбирали: указывали признаки и роль в предложении).

Попробуйте сформулировать тему урока.

Правильно, тема нашего урока: «Разбор имени существительного как части речи».

С какой целью мы изучаем эту тему? (Научиться разбирать имя существительное как часть речи).

Какие задачи вы поставите перед собой, чтобы достичь этой цели?

Чему вы должны научиться?

Составление алгоритма разбора имени существительного как части речи.

Давайте составим алгоритм разбора имени существительного как части речи.

Алгоритм

IV . Применение знаний и умений.

1.Работа в парах.

Давайте вернёмся к составленному вами предложению:

В небе светит яркая Луна.

И разберём существительные как часть речи:

I вариант II .вариант

в небе Луна

(Задание выполняется с взаимопроверкой в парах, у доски работают 2 ученика).

Проверяем. Оцениваем.

Что мы сейчас учились делать?

Физкультминутка.

2. Самостоятельная дифференцированная работа.

Давайте поработаем самостоятельно.

Вам на выбор предлагаются задания разного уровня сложности.

Вспомните алгоритм работы с разноуровневыми заданиями.

Алгоритм

    Внимательно прочти все варианты заданий.

    Осмысли каждое задание.

    Соотнеси свои желания с возможностями.

    Выбери то задание, с которым можешь справиться.

    Выполни задание.

    Проанализируй и оцени полученный результат и правильность сделанного тобой выбора.

I уровень

Найди в предложении имя существительное и разбери его как часть речи.

Всё запорошило снегом.

II уровень

Звёзды погасли на небосклоне.

Разбери существительное «звёзды» как часть речи.

III уровень

Лена прочитала интересную сказку.

Разбери существительное «Лена» как часть речи по алгоритму.

Алгоритм

    Назови часть речи (значение и вопрос).

    Поставь слово в начальную форму.

    Перечисли постоянные признаки.

    Перечисли непостоянные признаки.

    Укажи, каким членом предложения является данное существительное.

Самооценка.

Проверка по эталону.

Рефлексия.

Какое задание выбрал? Почему?

Что вызвало затруднение?

Мог бы выполнить более задание другого уровня?

V . Итог урока.

Вспомните тему урока.

Выполнили ли мы поставленные перед нами задачи?

Достиг ли урок цели?

VI . Рефлексия.

Какую цель для себя ты ставил в начале урока?

Достиг ли ты её?

Какую бы цель ты поставил для себя на следующем уроке?

Что на уроке показалось тебе интересным?

Что вызвало затруднения?

Над чем тебе ещё нужно поработать?

VII . Домашнее задание.

    Всем:

Запомнить порядок разбора имени существительного как части речи. Составить памятку.

    По выбору :

    или составить предложение, найти в нём существительное и разобрать его как часть речи,

    или составить предложение, найти в нём 1 существительное, разобрать его по составу и как часть речи,

    или составить предложение, найти в нём 1 существительное, сделать фонетический разбор, разобрать его по составу и как часть речи.

Класс: 10

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: традиционный.

Используемые технологии: интерактивная деятельность (коллективная и индивидуальная работа), здоровьесберегающие технологии.

Цель урока: систематизация знаний о грамматических признаках разных частей речи.

Задачи урока:

  • Образовательные :
    • актуализировать знания учащихся по самостоятельным и служебным частям речи;
    • учить определять грамматические признаки самостоятельных и служебных частей речи;
    • учить по грамматическим признакам определять часть речи;
    • учить определять синтаксическую роль разных частей речи;
    • учить различать категорию состояния и омонимичные части речи;
    • учить применять на практике знание орфоэпических норм;
    • учить объяснять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях;
    • учить формулировать проблему по предложению.
  • Развивающие :
    • развивать навыки определения грамматических признаков разных частей речи;
    • развивать навыки правильного произношения слов;
    • развивать навыки синтаксического разбора сложного предложения.
  • Воспитательные :
    • воспитывать толерантные отношения работы в коллективе;
    • воспитывать доброе отношение к людям и всему живому на Земле.

Оснащение урока:

Доска – тема урока: «Повторение. Морфология»; предложение для синтаксического разбора, предложения для анализа.
Дидактический и раздаточный материал – микротексты для орфоэпической разминки

ХОД УРОКА

I. Организационно-психологический момент

II. Мотивация и целеполагание

– Какие разделяя науки о языке изучают слово?(Лексикология, морфемика, словообразование, морфология, орфография.)
– Что изучает «Морфология»?


(Предлог, союз, частица.)

III. Основная часть

1. Орфоэпическая разминка

Учитель: Прочитайте микротексты, обращая внимание на произношение выделенных слов (Приложение 1 ) и ответьте на вопросы:

  • Какой раздел науки о языке изучает правильное произношение слов? (Орфоэпия)
  • Что необходимо делать для того, чтобы усвоить акцентологические нормы?

(Заучивать произношение слов.)

2. Актуализация знаний морфологических признаков частей речи

Найдите переходный(ые) глаголы – 1 часть
– подтверди
Найдите качественное(ые) прилагательное(ые) – 2 часть
сложных
Найдите сложносокращённые слова, определите их род – 4 часть
– США (мн.ч.), ФБР (ср.р.)
Найдите причастие, укажите его грамматические признаки и способ образования – 7 часть
– (по) обсуждавшимся (действит. прич., пр.вр.)
Найдите относительное(ые) прилагательное(ые) – 6 часть
– (на) политическую (зрелость)
Определите часть речи слова чрезвычайно – 9 часть
– наречие
Определите часть речи слова между – 9 часть
– производный предлог
Найдите краткое причастие – 10 часть
– отстранён
Определите часть речи слова что – 10 часть
– подчинительный союз
Найдите указательное наречие – 11 часть
– там

Релаксация (физкультминутка)

3. Актуализация знаний по лексике и синтаксису

Учитель: Найдите в толковом словаре лексическое значение слова тепло . Определите синтаксическую роль слова тепло в предложениях, записанных на доске. Чем оно выражено? Что обозначают слова категории состояния?

4. Актуализация знаний по синтаксису и пунктуации

Учитель: – Выполните полный синтаксический разбор. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

Учитель: Какую проблему можно выделить, опираясь на это предложение?
(Необходимо ли каждому из нас воспитывать в себе «дружелюбное чувство ко всему живому?)

IV. Подведение итогов урока

– Понятия какого раздела науки о языке мы с вами повторяли? (Морфологии)
– Что такое «Морфология»? (Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.)
– На какие группы делятся все части речи? (Все части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия.)
– Какие части речи относятся к самостоятельным? (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, причастие, деепричастие, наречие, местоимение, категория состояния.)
– Какие части речи относятся к служебным? (Предлог, союз, частица.)

Какие задания нашего урока дались вам легко, а какие нет?
– Какие задания вам понравились?

V. Домашнее задание

  • Придумайте интересные задания по теме «Морфология» (кроссворды, тесты, шарады и т.д.)
  • Напишите сочинение по проблеме, которая содержится в разобранном нами предложении (без комментариев к позиции автора)
Тема : Морфология . Общее понятие о частях речи. Самостоятельные и служебные части речи. Междометие.

Цель урока:

    дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить детей распознавать части речи в тексте;

    развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;

    воспитывать интерес к русскому языку, литературе и культуре.

Оборудование:

    компьютер,

    учебник,

    сигнальные карточки,

    мишень.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

    Доброе утро, дети. Давайте с вами поздороваемся (звучит стихотворное приветствие)

    А сейчас проверяем Вашу готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся учебники, тетради, ручки, дневники. Все готовы?

    Сейчас мы отправимся в плавание по удивительной стране - Русский язык. На прошлых уроках мы побывали в некоторых государствах русского языка - фонетике, лексикологии. А кто сможет мне напомнить, что это за разделы языка? (ответы детей).

II.Объявление темы и цели урока.

    Молодцы, вы все запомнили. Наше путешествие начинается. Мы отправляемся в страну Морфологию, которая лежит на трех островах. Но чтобы мы не заблудились в морских просторах, нам нужна карта! К счастью, одну такую волшебную карту мне подарил один мой знакомый моряк. (открывается презентация, карта)

    Ой, что же это с ней? Все названия стерты! Это, наверно, оттого, что картой давно не пользовались. Но все еще можно исправить, достаточно только разгадать загадки волшебной карты и названия снова появятся. А в конце нашего путешествия мы сможем сказать, из каких островов состоит страна Морфология. Ну что отправляемся в путь?

    Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока: «Морфология».

    Но чтобы в пути у нас не возникало «бунтов на корабле», есть несколько правил:

    Отвечая на вопросы, поднимать руку.

    Не выкрикивать.

    Не мешать другим отвечать на вопросы.

III.Изучение нового материала.

1.Самостоятельные части речи

1.Имя существительное

    Первый остров, на который мы попали, состоит из шести частей.

    Вот первое задание карты: необходимо при помощи ключа разгадать криптограмму, в которой зашифровано название страны (презентация)

Имя существительное

12; 5; 6; 4; 1; 2; 3; 4; 7; 8; 12; 7; 3; 9; 10; 11; 13; 3;

    Вы уже раньше знакомились с именем существительным, вспоминайте, что это такое (дети говорят определение).

    А теперь выпишите из данного текста имена существительные и устно поставьте к ним вопрос. Задание следует выполнять в тетради с красной строки.

Лес в полном смысле звенел. Я узнавал тонкий, острый свист синиц, клацанье дроздов, тревожные переклики сорок.

    Молодцы! Смотрите, появилось первое название.

2.Имя прилагательное

    Следующая страна острова – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какая же это часть речи?

    Правильно, это имя прилагательное. Имя прилагательное – это слово, прилагаемое к существительному для обозначения его свойств или качеств. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. А давайте и мы попробуем правильно записать данные словосочетания.

В (дальней) походе, с (неожиданная) радостью, на (розоватые) облаках, к (раскидистая) ели, на (могучий) дубе.

    Умницы, как быстро вы справились с заданием. Вот и еще одно название появилось на нашей карте.

3.Глагол

    А попробуйте определить, к какой части речи относятся эти слова: слышать, читать, рисовать..

    Да, действительно это глаголы. Давайте сформулируем правило. Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

    К данным глаголам подберите близкие по значению глаголы – синонимы и запишите их:

Смотреть -…, сказать -… , желать - ….

4.Имя числительное

    Вот уже три названия на нашей карте, а какая же это часть речи слово три?

    Действительно, это имя числительное, оно обозначает количество предметов или порядок при счете и отвечает на вопросы сколько? который? Придумайте самостоятельно и запишите три числительных в тетрадь. А Галя нам прочитает, что она написала.

Физкультминутка.

5.Местоимение

    Посмотрите, опять криптограмма:

Местоимение

4; 3; 5; 2; 6; 1; 4; 3; 7; 1; 3;

    Что за странное название- местоимение? Если вначале слова добавить букву В, а с конца убрать Е то получается вместо имени. Давайте попробуем разобраться, зачем нужна такая часть речи. Обратите внимание на текст:

Наша школа новая. Школа построена в прошлом году. Здание школы имеет четыре этажа. Здание снаружи очень красиво.

    Не кажется ли вам, что здесь что-то «режет глаз»?

    Конечно, повторяются одинаковые слова. А можем ли мы этот текст исправить? (устно) Проверьте себя.

Наша школа новая. Она построена в прошлом году. Здание школы имеет четыре этажа. Оно снаружи очень красиво.

    Вот и пятое название открылось.

6.Наречие

    Опять какое-то непонятное слово на непонятном языке. Да это же ребус!

чие

ре

    Попробуем его разгадать. Отлично, это слово – наречие. Наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? когда? как? послушайте, какую сказку я вам расскажу.

1. Проделки наречий

Наречия легко образуются из других слов. И это неслучайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагатель¬ными. Заменил в слове хороший окончание суффиксом -о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!

Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание - в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху и даже верхом - очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.

Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -о-. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом -о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами - сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!

Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать - вскачь и на скаку, из догонять - вдогонку, из обнимать - в обнимку.

Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти на¬речия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать - слитно или раздельно. а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому - через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.

    А сейчас мы образуем наречия от разных частей речи:

Красивый –красиво

Низ –внизу

Правый –направо

Близкий - близко

    Мы разгадали все шесть названий частей острова. А кто сможет сказать, какими словами называются эти все части речи? (Самостоятельные части речи)

2.Служебные части речи

1.Предлог

    Однако у нас впереди осталось еще два острова, не задерживаемся, плывем дальше.

    Какое странное стихотворение, кажется, здесь чего-то не хватает.

Рыхлый снег темнеет … марте,

Тают льдинки … окне,

Зайчик бегает … парте

И … карте, …стене.

    Конечно, здесь не хватает предлогов. Они нам нужны для связи слов в предложении. Смотрите, появилось новое название, значит, мы правильно выполнили задание.

Физкультминутка.

2.Союз

    А теперь мы должны найти отличия в смысле приведенных предложений

Дети ходили в лес за ягодами и грибами.

Дети ходили в лес за ягодами, а не за грибами.

    Чем отличаются предложения? (смыслом) При помощи чего меняется смысл? Как называется эта часть речи?

    Союз – часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.

    Придумайте и запишите предложение с союзом и или а

3.Частица

    А эти жители страны сами говорят за себя.

Мы, - промолвили частицы, -

Можем с каждым подружиться,

Выражаем утвержденье,

Отрицание, сомненье.

Частицы ЖЕ,НИ,ЛИ

    Частицы вносят дополнительные оттенки в значения других слов или предложений. Придайте данному предложению значения отрицания, сомнения, утверждения.

Нам интересно название второго острова.

    А кто скажет название второго острова? (служебные части речи)

3.Междометие

Остался только третий остров. Он называется междометие. Прослушайте стихотворение найдите междометия и определите их роль в речи.

Сердце так и гложет страх. Ах!

Ох, не помню, как назло!

Вот бы нынче повезло!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Если б кто-нибудь помог. Ох!

Ух, захватывает дух.

Ух! Ах, эх, ох.

Ух, не вызвали!

    Междометия выражают эмоции и побуждения, но не называют их. Приведите три примера междометий.

IV. Закрепление изученного материала.

    Вот наша карта и открылась полностью. Посмотрите на нее и скажите, что же мы сегодня изучали на уроке (части речи). Так из каких же частей речи состоит страна МОРФОЛОГИЯ?

    А в качестве закрепления изученного материала я вам предлагаю в предложении Мы сегодня изучали части речи определить части речи, пользуясь таблицей на странице учебника № 173.

V.Подведение итогов урока. Релаксация.

Урок наш закончен, и я попрошу вас взять ваши кружочки и «выстрелить» в мишень – на красный фон прикрепляют кружочки те, кто все понял, на желтый – те кто не совсем все понял, и на синий – те, кто ничего не понял на нашем уроке.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение лицей №1

Открытый урок на тему:

«Повторение по теме «Морфология»

Учитель: Жоржикова

Татьяна Алексеевна

п. Добринка 2014г.

Цель:
    повторить изученное по теме «Морфология»; Закрепить навыки отличия одной части речи от другой; Развитие наблюдательности, умения сравнивать находить лишнее; Развитие речи, воспитание трудолюбия, бережного отношения к окружающему миру.
1. Орг. момент Я очень рада вновь войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших знаний И вместе с вами проведем урок!

И нашим девизом сегодня на уроке будет фраза: «Невозможно без вниманья получить образованье!» Как вы понимаете эти слова? 2. Повторение. Введение в тему урока. (на экране слова. Дети должны самостоятельно сформулировать задание) Пр…бежался, бе…помощный, ярче, (кое) как, (не) счастье.

    Выдели лишнее слово, объясни свой выбор. Выделите окончание в остальных словах. В какой морфеме пропущена орфограмма? Можем ли мы объединить их в одну орфограмму? Чем ещё отличаются слова данного ряда? О каком же разделе языкознания мы сегодня с вами будем говорить? Что изучает морфология? Что такое часть речи? На какие группы мы можем разделить все части речи? Слова какой группы чаще встречаются в нашей речи?
3. Работа по теме урока. Перед вами таблица. Попробуйте сформулировать основные цели и задачи, которые мы должны выполнить сегодня на уроке?

Часть речи

А подсказкой в заполнении таблицы нам послужит данный текст. (текст высвечен на экране, а также у каждого на парте) 4.Физкультминутка (учитель читает текст о весне на фоне тихой музыки, обучающиеся в процессе выполняют упражнения) 5. Работа с текстом.

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.
Разгорел..сь солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.
Первая пчелка зазвенела в теплом воздух… притихш..го утра. За ней метнулась другая, третья. Син.. стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунь... У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.
Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги раст…т подсолнух. Он привлека…т к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собира..т до пяти килограммов меда.

    Чтение текста. Работа в группе: докажите, что перед вами текст; определить тему, основную мысль, тип и стиль текста. Найдите в тексте средства художественной выразительности и укажите их роль. Индивидуальное задание: синтаксический разбор выделенного предложения в тексте) Работа с классом: какую работу с текстом мы ещё должны провести? Что объединяет эти пропущенные орфограммы? От чего зависит их написание? Какую первую подсказку принесло нам это задание? (о каких частях речи мы будем говорить и заполнять в таблице)
6.Работа группы. Оценивание. 7.Мы с вами определили, что должны повторить такие части речи, как существительное, прилагательное, глагол. Работа в парах по рядам: найти в тексте определенную часть речи и определить их морфологические признаки. 8. Заполнение таблицы в тетрадях и у доски. 9. Подведение итогов урока, оценивание работы. 14.12.2011 43988 3235

Уроки 9-10. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

Цель: закрепить знания о морфологии, навыки анализа текста.

Методические приемы: лингвистический разбор, беседа по вопросам, выразительное чтение, предупредительный диктант; объ­ яснительный диктант; взаимопроверка; самостоятельная работа.

Ход урока 1

I . Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения: Потребительское отношение к природе недопустимо. Выделим и объясним орфограммы, отметим, что сказуемое вы­ ражено кратким прилагательным.

II . Проверка домашнего задания

Упражнение 27: по цепочке объясняем выбор слитного и де фисного написания слов.

III . Повторение темы «Морфология и орфография»

1. Беседа по вопросам с. 14.

Комментарий. К вопросу № 3. Глаголы настоящего времени изменяются по лицам и числам, прошедшего времени - по родам и числам. Вид глагола определяется по вопросу: «Что сделать?» - совершенный {научить, решить), «Что делать?» - несовершенный (учить, решать).

К вопросу № 4. Спряжение глагола с ударными личными окончаниями определяется по окончанию: (идёшь - I спряжение, стоишь - II спряжение). Спряжение глагола с безударными лич­ ными окончаниями определяется по инфинитиву (неопределенной форме).

Напомним, что спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам:

Я живу, говорю; ты живешь, говоришь; он живет, говорит;

Мы живем, говорим; вы живете, говорите; они живут, говорят.

Заметим, что совпадают гласные окончаний только в 1 лице единственного числа, а в окончаниях всех остальных форм глагола ясить наблюдаются гласные е или у (живем, живешь, живут...), глагола говорить - и или я (говоришь, говорит, говорят...). Так изменяются все глаголы русского языка за малым исключением. На­ пример, глагол хотеть изменяется двояко: часть форм - по I спря­ жению (хочешь, хочет), часть - по II (хотим, хотите, хотят); то же относится к глаголу бежать.

Существует всего два способа изменения: одни глаголы имеют в личных окончаниях буквы е, у (ю), другие - и, а (я). То есть спря­ жение глаголов - это объективно существующее различие в их фор­ мах, давно замеченное и зафиксированное. Таким образом, надо запомнить всего по две буквы (условно назовем их сигнальными) для каждого спряжения: для I спряжения - гласные е, у (ю), для Й спряжения - и, а (я).

Например, к какому спряжению относится глагол спать"? Проспрягаем (то есть изменим) его по лицам и числам: сплю, спишь, спит, спим, спите, спят. Гласные и, я говорят о том, что это глагол II спряжения.

Трудности начинаются там, где гласные окончаний безударные. В этом случае действует правило, позволяющее определять глас­ ную окончания, то есть спряжение. Представим его в виде таблицы. Начнем со второго спряжения.

I спряжение

II спряжение

брить, стелить, брезжить + все остальные глаголы (на -ать, -оть, -уть и т. д.) «Сигнальные» буквы - е, у(ю)

все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, брезжить + 11 глаголов- исключений. «Сигнальные» буквы - и, а(я)

Одиннадцать глаголов-исключений легко запомнить в виде стихотворения:

Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Заметим, что приставки и постфиксы (-ся, сь) не влияют на спря­ жение глаголов (например: услышать спрягается как слышать, вертеться - как вертеть и т. п.).

Алгоритм проверки окончаний глаголов и суффиксов действи­ тельных причастий настоящего времени очень прост:

Ставим глагол (или причастие) настоящего или будущего времени в начальную форму

Определяем спряжение (удобнее «примерять» глагол сначала ко II спряжению: выбор вариантов меньше).

Подставляем «сигнальную» букву в окончание глагола (или суффикс причастия).

Они завис..т: зависеть; II спряжение (иски.) -я; зависят.

Флаги ре. ..т: реять; I спряжение - ю; реют.

Важно помнить, что спряжение - это изменение личных окон­чаний глаголов, а определение начальной формы необходимо лишь для глаголов с безударными окончаниями. Так, у глагола сидеть личные окончания ударные, он относится ко II спряжению {сидишь, сидят...).

2. Повторение темы «Морфология именных частей речи».

Сколько склонений имеют существительные?

-Какие существительные относятся к разносклоняемым? В чем их особенность?

Все ли существительные в русском языке склоняются? Ка­ковы несклоняемые имена существительные по происхож­дению? (Заимствованные слова.)

На какие разряды делятся прилагательные? (Качественные: яркий, добрый; относительные: стальной, городской; при­тяжательные: мамин, лисий.)

В чем особенность качественный прилагательных? (Признак проявляется в большей или меньшей степени: ярче, ярчай­ший, самый яркий. Качественные прилагательные имеют краткую форму: ярок.)

Как пишутся отрицательные местоимения? (Отрицательные местоимения пишутся слитно, если не имеют предлогов: некого, но не с кого. Под ударением пишется не, без ударе­ния - ни: некем - никем.)

На какие разряды делятся числительные? (Количественные: один, два, тридцать шесть; порядковые: первый, второй, тридцать шестой.)

Как склоняются составные количественные и составные по­рядковые числительные? (У составных количественных чис­лительных склоняются все слова: четырехсот шестидесяти восьми. У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: в тысяча девятьсот восемьдесят девятом году.)

3. Предупредительный диктант.

Задание: определить склонение и падеж существительных, объ­яснить выбор написания слов.

Объявить об окончании матча, жить в роскоши, сделан из не­ржавеющей стал.., красивая брошь, о позднем возвращении, прочел о затерявшейся экспедиции, никому не известный, сгореть в пла­ мени, воскликнуть от радости, лебединая шея, образован в две тысячи пятом году, написать Евгении, у хорошего тренера, никто не знал, боевой клич, родиться в Сибири, не с кем поговорить, равен двумстам метрам, деревья в инее, всё дело в трении, письмо ма­ тери, проказы шалуньи, обжечься горячим кушаньем, на длинной дистанции, телефон Анастасии.

IV. Работа с текстом

1. Упражнение 28: чтение текста, ответы на вопросы.

2. Составление плана доклада.

3. Упражнение 29: чтение текста, обмен мнениями об утверж­ дении Ломоносова.

V . Сообщение ученика

Реализация индивидуального задания.

Домашнее задание

Упражнения 30, 32.

Ход урока 2

I . Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Мощный экскаватор, необходимая помощь, шиповник колюч, непромокаемый плащ, тушь для рисования, стая туч, ночной дозор, опасный хищник, пятьдесят тысяч, находишься в незнакомой мест­ ности, купаться недалеко от берега, лучший теннисист, походная аптечка, ветошь для протирки стекол автомобиля, детский плач, калач с корицей, отрежь несколько кусочков.

II . Проверка домашнего задания

1. Упражнение 30: выразительное чтение, обсуждение основной мысли и заглавия текста.

Основная мысль: мощная сила природы. Вариант заголовка: «Гроза». Проследим, как построен текст: в трех небольших абзацах показаны стадии развития природного явления. 1-й абзац - пред­вестники грозы, 2-й - кульминация, 3-й - разрядка.

- С помощью каких средств достигается эффект изображае­ мого?

Эффект достигается, во-первых, лаконичностью: краткостью и емкостью описания. Во-вторых, аллитерацией - сочетанием со­ гласных звуков. В 1-м абзаце - сочетание шипящих и сонорного «р»; во 2-м - усиление раскатистого «р» подчеркнуто контрастом сочетаний с «х», создающим впечатление восклицаний: «ах!»; в 3-м - преобладание шипящих, передающих шум дождя.

Важную роль играют и синтаксические средства: ряды одно­ родных членов, обилие глаголов, многосоюзие, возрастающая гра­ дация (долетела одна капля, другая, забарабанило... треснуло... раскатилось).

2. Упражнение 32: проверка «по цепочке».

III . Повторение темы «Морфология и орфография»

Выполнение упражнений по морфологии глагола.

1. Упражнение 36: устно.