Оценка эффективности бизнес-плана по приобретению и реконструкции азс. Рынок азс россии Метод сбора и анализа данных

Описание

Цель исследования

Текущее состояние и перспективы развития рынка контейнерных АЗС в России.

Задачи исследования:

1. Тенденции и перспективы рынка контейнерных АЗС в России

2. Классификация контейнерных АЗС.

3. Объем и темпы роста рынка контейнерных АЗС в России.

4. Объем и темпы роста производства контейнерных АЗС в России.

5. Объем импорта в Россию и экспорта из России контейнерных АЗС.

6. Рыночные доли основных участников рынка контейнерных АЗС.

Объект исследования

Рынок контейнерных АЗС в России.

Метод сбора и анализа данных

Основным методом сбора данных является мониторинг документов.

В качестве основных методов анализа данных выступают так называемые (1) Традиционный (качественный) контент-анализ интервью и документов и (2) Квантитативный (количественный) анализ с применением пакетов программ, к которым имеет доступ наше агентство.

Контент-анализ выполняется в рамках проведения Desk Research (кабинетное исследование). В общем виде целью кабинетного исследования является проанализировать ситуацию на рынке контейнерных АЗС и получить (рассчитать) показатели, характеризующие его состояние в настоящее время и в будущем.

Метод анализа данных

1. Базы данных Федеральной Таможенной службы РФ, ФСГС РФ (Росстат).

2. Материалы DataMonitor, EuroMonitor, Eurostat.

3. Печатные и электронные деловые и специализированные издания, аналитические обзоры.

4. Ресурсы сети Интернет в России и мире.

5. Экспертные опросы.

6. Материалы участников отечественного и мирового рынков.

7. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.

8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.

9. Результаты ценовых мониторингов.

10. Материалы и базы данных статистики ООН (United Nations Statistics Division: Commodity Trade Statistics, Industrial Commodity Statistics, Food and Agriculture Organization и др.).

11. Материалы Международного Валютного Фонда (International Monetary Fund).

12. Материалы Всемирного банка (World Bank).

13. Материалы ВТО (World Trade Organization).

14. Материалы Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development).

15. Материалы International Trade Centre.

16. Материалы Index Mundi.

17. Результаты исследований DISCOVERY Research Group.

Объем и структура выборки

Процедура контент-анализа документов не предполагает расчета объема выборочной совокупности. Обработке и анализу подлежат все доступные исследователю документы.

К отчету прилагается обработанная и пригодная к дальнейшему использованию база данных с подробной информацией об импорте в Россию и экспорте из России контейнерных АЗС. База включает в себя большое число различных показателей:

1. Производитель

2. Год импорта/экспорта

3. Месяц импорта/экспорта

4. Компании получатели и отправители товара

5. Страны получатели, отправители и производители товара

6. Объем импорта и экспорта в натуральном выражении

7. Объем импорта и экспорта в стоимостном выражении

Резюме:

Маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка контейнерных АЗС.

Объем рынка контейнерных АЗС в России в 2017 г. составил $ 2 739,1 тыс. или 143 шт.

Объем производства контейнерных АЗС в России в 2017 г. был равен $ 2 678,2 тыс. или 182 шт.

Крупнейшими в России производителями контейнерных АЗС являются ООО "ЗАВОД РЕЗЕРВУАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ СТРОЙТЕХМАШ" и ЗАО "ПЕНЗАСПЕЦАВТОМАШ".

Объем импорта контейнерных АЗС в Россию в 2017 г. был равен $ 64,7 тыс. или 4 шт.

Наибольший объем импорта в 2017 г. осуществила компания ООО "ПЕТРОМЕТАЛ".

Объем экспорта контейнерных АЗС из России в 2017 г. был равен $ 3,9 тыс. или 4 шт. В 2017 г. экспортировала из России компания RIETBERGWERK E GMBH & CO. KG.

Развернуть

Содержание

Подробное оглавление/содержание отчета:

Список таблиц и диаграмм

Диаграммы:

Глава 1. Технологические характеристики исследования

§1.1. Цель исследования

§1.2. Задачи исследования

§1.3. Объект исследования

§1.4. Метод сбора и анализа данных

§1.5. Источники получения информации

§1.6. Объем и структура выборки

Глава 2. Тенденции и перспективы рынка контейнерных АЗС в России

Глава 3. Классификация и основные характеристики контейнерных АЗС

Глава 4. Объем и темпы роста рынка контейнерных АЗС в России

§4.1. В натуральном выражении

§4.2. В стоимостном выражении

Глава 5. Производство контейнерных АЗС в России

§5.1. В натуральном выражении

§5.2. В стоимостном выражении

Глава 6. Импорт в Россию и экспорт из России

§6.1. Импорт контейнерных АЗС по производителям

6.1.1. В натуральном выражении

6.1.2. стоимостном выражении

§6.2. контейнерных АЗС по производителям

6.2.1. В натуральном выражении

6.2.2. стоимостном выражении

Перечень приложений к отчету; количество и названия таблиц, диаграмм, графиков:

Отчет содержит 10 таблиц и 16 диаграмм.

Развернуть

Таблицы

Таблицы:

Таблица 1. Объем рынка, импорта, экспорта и производства контейнерных АЗС в России, шт.

Таблица 2. Объем рынка, импорта, экспорта и производства рынка контейнерных АЗС в России по производителям, шт.

Таблица 3. Объем рынка, импорта, экспорта и производства контейнерных АЗС в России, тыс. $.

Таблица 4. Объем рынка, импорта, экспорта и производства рынка контейнерных АЗС в России в по производителям, тыс. $ .

Таблица 5. Объем производства рынка контейнерных АЗС в России, шт.

Таблица 6. Объем производства рынка контейнерных АЗС в России, тыс. $.

Таблица 7. Объем импорта контейнерных АЗС по производителям в Россию, шт.

Таблица 8. Объем импорта контейнерных АЗС по производителям в Россию, тыс. $.

Таблица 9. Объем экспорта контейнерных АЗС из России, шт.

Таблица 10. Объем экспорта контейнерных АЗС из России, тыс. $.

Диаграммы:

Диаграмма 1. Темпы прироста объемов рынка, импорта, экспорта и производства контейнерных АЗС в России в натуральном выражении, %.

Диаграмма 2. Доли производителей в общем объеме рынка контейнерных АЗС в России, % от натурального объема рынка.

Диаграмма 3. Темпы прироста объемов рынка, импорта, экспорта и производства контейнерных АЗС в России в стоимостном выражении, %.

Диаграмма 4. Доли производителей в общем объеме рынка контейнерных АЗС в России, % от стоимостного объема рынка.

Диаграмма 5. Объем и темп прироста производства контейнерных АЗС в Россию, тыс. $ и % прироста от натурального объема рынка

Диаграмма 6. Доли субъектов РФ в объеме производства рынка контейнерных АЗС в России, % от натурального объема.

Диаграмма 7. Доли производителей в объеме производства рынка контейнерных АЗС в России, % от натурального объема.

Диаграмма 8. Объем и темп прироста производства контейнерных АЗС в Россию, тыс. $ и % прироста от стоимостного объема рынка

Диаграмма 9. Доли субъектов РФ в объеме производства рынка контейнерных АЗС в России, % от стоимостного объема.

Диаграмма 10. Доли производителей в объеме производства рынка контейнерных АЗС в России, % от стоимостного объема.

Диаграмма 11. Объем и темп прироста импорта контейнерных АЗС в Россию, шт. и % прироста от натурального объема рынка

Диаграмма 12. Структура импорта рынка контейнерных АЗС в Россию по производителям, % от натурального объема сегмента

Диаграмма 13. Объем и темп прироста импорта контейнерных АЗС в Россию, тыс. $ и % прироста от стоимостного объема рынка

Диаграмма 14. Структура импорта рынка контейнерных АЗС в Россию по производителям, % от стоимостного объема рынка

Диаграмма 15. Объем и темп прироста экспорта контейнерных АЗС из России, шт. и % прироста от натурального объема рынка

Диаграмма 16. Объем и темп прироста экспорта контейнерных АЗС из России, тыс. $ и % прироста от стоимостного объема рынка

Процесс создания автозаправочной станции с нуля является кропотливым как с точки зрения материального обеспечения проекта, так и с точки зрения оформления разрешительной документации. Гораздо проще купить АЗС в Москве и Санкт-Петербурге от хозяина, полностью укомплектованную оборудованием и персоналом. Это минимизация затрат и получение готового решения для автоматизации прибыли. Купить готовую заправку можно при помощи электронного сервиса с предложениями на рынке.

Как и где организовать продажу своего дела?

Активы в виде предпринимательства продаются на досках объявлений. Такие объявления размещают собственники и посредники, поэтому бывает трудно сориентироваться.

Купить АЗС можно через брокера, который не только сведет Вас с собственником, но и позаботится о переоформлении документов на АЗС. Прежде чем обращаться к конкретным предложениям, стоит оценить свои финансовые возможности, сориентироваться по тому, как Вы разбираетесь в теме, а также оценить продаваемые автозаправки с точки зрения адекватности цены.

Немаловажно также убедиться в подлинности документов и узнать о репутации, как самой заправки (АЗС), так и ее владельца. Вполне возможно, что он продает свое дело из-за низкой рентабельности. Факторы могут быть противоречивыми - либо человек просто не смог управиться с делами, либо заправка заведомо убыточная.

Чем выгодна такая покупка АЗС?

По запросу продам готовый бизнес автозаправку можно увидеть не только саму колонку. В имущественном пакете к Вам в распоряжение поступает земельный участок, нефтебаза, резервуары, касса, офисное здание, прилегающая территория, а также площади магазинов и супермаркетов, которые, возможно, сдаются в аренду партнерам. Такое предложение, как продажа готового бизнеса - автозаправок, интересно не только покупателю, но и потенциальному продавцу. Продать автозаправочную станцию можно на сайте, указывая основные параметры объекта, его состояние, потенциал, окупаемость, а также прогнозируемую прибыль. База данных по запросу продам бизнес в Москве позволит сориентироваться в плане цены на продукт. Многие так и поступают - открывают бизнес и выгодно его продают.

Настроение «замотать шланги». С российского рынка активно начали уходить независимые АЗС. На этот сегмент приходится 40% реализации топлива в России, однако уже в следующем году, по прогнозам экспертов, количество заправщиков может сократиться вдвое. По данным Независимого топливного союза, автозаправочным станциям жизненно необходима наценка на бензин не менее трех рублей на литр, в противном случае они работают в убыток.

Сейчас же, в соответствии с подписанным соглашением между правительством и крупными нефтяными компаниями о «замораживании» розничных цен на топливо, средняя маржинальность составляет 1 рубль 70 копеек. Директор и совладелец сети АЗС «Олви» Олег Кузин назвал ситуацию на розничном рынке топлива катастрофической:

Мы последние 8 месяцев находимся на грани выживания и держимся лишь за счет тех запасов, которые были наработаны ранее. Как конкретный пример - в Самарской области закрылась крупная сеть АЗС «Витязи», состоящая из 16 станций. И такое же настроение «замотать шланги» у большинства независимых АЗС. Это происходит не от того, что мы хотим кому-то диктовать условия, а оттого, что работать становится просто бессмысленно.

Фото: GANNA MARTYSHEVA / Shutterstock.com

Похожая ситуация - и в других регионах России. Независимые автозаправочные станции не хотят работать себе в убыток и принимают решение «сворачивать» бизнес. То ли ещё будет, говорят профучастники рынка. С 1 января 2019 года акцизы на топливо будут повышены в полтора раза, что еще сильнее ударит по карманам заправщиков, которым запретили повышать ценники на заправках. Коммерческий директор сети АЗС «Северная империя» Игорь Ефремов назвал этот шаг экономической диверсией:

Акциз - это что? Это добавочный налог. Это значит, еще прибавили что-то. Как мы можем не повышать цену в следующем году, если прибавили акциз? Это же экономическая безграмотность правительства, с которой нам приходится жить.

Фискальная нагрузка на внутренний рынок и без грядущего повышения значительная. Акцизы, НДПИ, НДС и прочие налоги составляют 62% от стоимости бензина. 9% - это расходы на розницу, 11% - себестоимость добычи, еще 10% - прибыль компании и 8% - затраты на переработку и транспортировку. Говорить о последнем пункте без иронии невозможно. Чем дороже бензин, тем дороже его перевозка, и в свою очередь подорожание перевозки ведет к росту цен на бензин.

Инфографика: Телеканал «Царьград»

Одновременно с этим налоговая нагрузка для тех, кто продает топливо на экспорт, снижается. В России сложилась ситуация, при которой экспортные пошлины на нефть снижаются, а налог на добычу полезных ископаемых растёт. В федеральном правительстве это называют «налоговым маневром». Он начался ещё 3 года назад и должен продлиться до 2019-го.

Нефтяные компании оказались в ситуации, при которой стало выгоднее продавать топливо за рубежом, нежели в собственной стране, заявил президент независимого топливного союза Павел Баженов:

У нас предусматривается значительно больше налогов на внутренний рынок, чем налогов экспортных. Это постоянно вызывает ситуацию, при которой экспорт становится более интересным, и объемы с внутреннего рынка уходят вовне. При этом нам с вами объемов не хватает - начинаются колебания и скачки.

Ещё один фактор, который негативно влияет на внутренний рынок, - слом цепочки поставок топлива. Независимым игрокам всё сложнее приобрести топливо на бирже - практически весь объем выбирают крупные нефтяные компании, которые фактически покупают топливо сами у себя, да еще и по завышенным ценам, а затем продают его на своих же заправках. В Независимом топливном союзе назвали такую ситуацию чистой воды монополизацией. Вот что, в частности, заявил Павел Баженов: «Мы наблюдаем монопольную природу российского внутреннего рынка. Это вредит как независимым заправщикам, так и потребителям топлива. Если ситуация не изменится, мы лишимся ряда АЗС».

Если ряд независимых автозаправочных станций всё-таки не выдержат существующих условий и закроются, рынок столкнётся с проблемой нехватки заправок. Особенно остро она будет ощущаться в небольших населённых пунктах - там, где крупным игрокам типа «Лукойла» и «Газпрома» невыгодно открывать и содержать АЗС. Специалисты говорят: люди из деревень будут вынуждены преодолевать десятки километров до ближайшей заправки. В городах же это обернется очередями среди автовладельцев.

Но страшно даже не это, а прогрессирующая монополизация рынка крупными вертикально-интегрированными топливными компаниями. Они получат на руки все козыри для манипулирования ценами. В Независимом топливном союзе говорят, что исправить ситуацию сложно, но можно. В качестве стабилизирующих мер предлагается отмена запланированного на следующий год роста акцизов на топливо, начало либерализации цен, введение обязательств для крупных нефтяных компаний продавать весь объем нефтепродуктов на бирже, рост экспортных пошлин и снижение НДПИ.

Москва является самым ёмким и платежеспособным топливным рынком в России. На 680 АЗС здесь ежегодно реализуется около 3 млн. т. топлива. Годовой оборот этого рынка с учетом сопутствующих услуг можно оценить примерно в 1,5 млрд. долларов, причем это живые деньги. Сегодня на топливном рынке Москвы существует около 250 фирм. Но только 60 из них объединившиеся в Московскую топливную ассоциацию, контролируют 85-90% поставляемых в столицу нефтепродуктов. Сейчас МТА охватывает около 450 АЗС. За три последних года инвесторы вложили в автозаправочный сектор более 500 млн. долларов, и строительство продолжается.

В Москве в 1999 году должны быть демонтированы 100 контейнерных АЗС, и часть из них будет заменена стационарными комплексами. Оптимальным же количеством автозаправок при нынешней численности автопарка считается 750. При этом стоимость оборудования и строительных конструкций для современного АЗК с 8 местами для заправки доходит до 700 тыс. долларов, а всего комплекса – до 3 млн. долларов. С 1992 по 1996 год город передал в аренду приблизительно 25 фирмам-инвесторам около 140 бензоколонок МПКА. Предполагалось, что после подписания контракта инвестор в течение первых восьми месяцев должен согласовать все свои действия с соответствующими инстанциями, а затем за 18 месяцев полностью переоборудовать заправки. Завершив реконструкцию, инвестор мог выкупить бензоколонки МПКА по остаточной стоимости. Условия соглашения были выполнены только частично. В декабре 1997 года в столице появилась новая топливная структура “Московская топливная компания ” (МТК), учрежденная на паритетной основе московским правительством и “Мост-ойлом” (входит в группу “Мост”). Основной производственной базой МТК стали одна из крупнейших в столице Павельцовская нефтебаза и оставшиеся 56 АЗС МПКА.

В Санкт-Петербурге на данный момент насчитывается 170 стационарных и 113 контейнерных,13 из них в области. За 1998 год в Санкт-Петербурге было построено 20 новых станций и автозаправочных комплексов, 26 прошли серьёзную реконструкцию. В 1999 году планируется полностью отказаться от АЗС контейнерного типа. Предполагается, что они будут разбиты на несколько категорий. Одна из них предусматривает возможность реконструкции станций в стационарные. Около 20 АЗС будут полностью ликвидированы.

Около 20-25% АЗС города используют морально и физически устаревшее оборудование. В эксплуатации всё еще находятся ТРК “Нара-2”, “Нара-6”, “Ливны”, а также “Нара-22” с механическим отсчетом. Погрешность отпуска топлива на них составляет 0,5%. За последние годы парк ТРК начал обновляться. Вводятся в эксплуатацию колонки с электронным отсчетом: это отечественные “Нара-27”, “Нара-28”, импортные – “Нестерн” (Финляндия) , “Вейн Дрессе” (Швеция) , “Джильбарко” (Англия) , “Шлюбертер” (Германия), “АДАСТ” (Чехия). Параллельно с рынка исчезли передвижные станции.

Балтийская финансово-промышленная группа является крупнейшей на Северо-Западе компанией по поставке и продаже нефтепродуктов. БФПГ представляет интересы фирмы “Джилбарко” на Северо-Западе России и осуществляет поставки оборудования этой фирмы. В состав Балтийской финансово-промышленной группы входят: ЗАО “Балтийская финансово-промышленной группа”, ЗАО “Роснефть-Балтика”, ЗАО “Балт-Маркет”, ООО “Эко-Бельм”, АОЗТ “Балт-Трейд”, ЗАО “Мега-Плюс”, ООО “Экор”, ООО “Стимул”, ООО “Россернефть”, ООО “Балт-Сельхозтехника”, ЗАО “Транс-ЛЕС”, ЗАО “Балтика-Дорсервис”, ЗАО “Севзап-Ойл” и др. В период с1996 по 1998 год компания построила 20 АЗС и передала их в эксплуатацию дочерним фирмам, годовой объём продаж бензинов и дизельного топлива составил около 200 тыс. тонн.

На основание паспортизации АЗС, Центр гослицензирования разработал критерии оценки состояния автозаправочных станций в Санкт-Петербурге. На основание рейтингового анализа по 83 показателям, таким. как техническое состояние и оснащение, комплексность предоставляемых услуг, соблюдение норм и правил безопасности эксплуатации станций и другим, определена первая двадцатка лучших АЗС. Они принадлежат 11 фирмам - ООО “Несте Санкт-Петербург” , ООО “Шелл АЗС” , ООО “НТК” , ЗАО “Транссервис” , ООО “Барель-П” , ООО “Русланд” , ЗАО “Эгрин Инк” , АОЗТ “ТИК Балт-Трейд” , ЗАО “Киришиавтосервис” , ТОО “Велиор” и частное предприятие “Горбунцова Д.Ю.”

Из 15 петербургских АЗС, принадлежащих “Несте” , 10 построено при участие “Лентека”. ЗАО “Лентек” основан российским концерном “Севзапмебель” и финляндским АО “Финн-строй”. В настоящее время основным владельцем “Лентека” является финляндский концерн YIT Corporation (88% акций).

ООО “Шелл АЗС” официально открыло в Петербурге две автозаправочные станции – на площади Конституции и на улице Фучека. Строительство станций обошлось компании примерно в 4 млн. долларов США. Их открытие является первым шагом “Шелл АЗС” по реализации проекта строительства 25 фирменных АЗС в течение 2 лет. Оборудования для ТРК с апреля прошлого года компанией “Шелл АЗС” было ввезено на сумму 171 тыс. долларов.

В Ленинградской области сильные позиции имеет “Сургутнефтегаз”. Там находится Киришский НПЗ (“Кинеф”) , который “Сургутнефтегазу” удалось реорганизовать в ООО с небольшой долей мелких пайщиков. “Кинеф” обеспечивает по разным оценкам от 50% до 70% розничного рынак нефтепродуктов Петербурга. Кроме этого, “Сургутнефтегаз” продолжает контролировать деятельность АО “Леннефтепродукт” (сеть АЗС и небольших нефтебаз в Ленобласти) и еще нескольких сбытовых компаний.

Весьма преуспела в создание сети своих автозаправочных станций компания “ЮКОС”. В состав “ЮКОСа” входят сбытовые предприятия Центральной России – “Белгороднефтепродукт” , “Брянскнефтепродукт” , “Орёлнефтепродукт” , “Воронежнефтепродукт” , “Липецкнефтепродукт” , “Тамбовнефтепродукт” , “Пензанефтепродукт” , “Ульяновскнефтепродукт” и “Самаранефтепродукт” ,распологающие 180 нефтебазами и более 800 АЗС. Сейчас “ЮКОС” стремится увеличить продажу нефтепродуктов в розничной продаже с 10% до 18%. За счет реконструкции существующих и строительства новых заправок ЮКОС намерен расширить свою долю рынка.

Тюменская нефтяная компания расширяет рынок сбыта своих нефтепродуктов, выпускаемых на Рязанском НПЗ. Она приобрела в прошлом году контрольный пакет акций сбытового предприятия АО “Карелнефтепродукт” , в состав которого входило 20 автозаправочных станций и четыре нефтебазы. В результате этой сделки ТНК увеличила количество своих автозаправок до 400. В январе 1999 года ТНК закупила у “Вест Груп Ресорсес Инк” оборудование для строительства контейнерных АЗС на общую сумму 590 тыс. долларов США. Если сравнивать, то ЗАО “ЛУКойл-Нефтепродукт” в Тюмени за период ноябрь-декабрь 1998 года и январь 1999 года закупил у фирмы “Шлумбергер Электроник Трансаксьон” топливораздаточные колонки СПЕКТРА для использования на открытых АЗС на сумму 247тыс. долларов США.

В Нижнем Новгороде и области около 30% АЗС принадлежат “Нижегороднефтепродукту”. Предприятие существует уже 80 лет и имеет 140 АЗС.

В Минске действует около 70 автозаправочных станций (не считая ведомственных), 40 из них принадлежат не государственным структурам. В Белоруссии под вывеской белорусско-российской нефтегазовой компании “Славнефть” работает 10 фирменных автозаправочных станций. Строительством занимается совместное предприятие “Славнефть-Старт”. Причем АЗС на шоссе Гродно-Минск – первая автозаправка, которую в Белоруссии компания построила с нуля. АЗС построена в течение 10 месяцев. Стоимость строительства обошлась сравнительно недорого – 380 тысяч долларов США. АЗС рассчитана на обслуживание легковых и грузовых машин. Мощности этой АЗС позволяет ежедневно реализовать 22 тонны дизельного топлива и 5 тонн светлых нефтепродуктов за безналичный и наличный расчет. На АЗС установлены раздаточные колонки производства компании АДАСТ (Чехия). Всего в Белоруссии до конца 2000 года “Славнефть” планирует ввести в эксплуатацию 20 АЗС. Все АЗС строятся с учетом мировых разработок и широким комплексом сервисных услуг.

Скромная модернизация АЗС сегодня обходится около 4-5 млн. рублей. Разброс цен между отечественным и импортным оборудованием составляет 300-400%. Если же речь идёт о строительстве новой станции, то инвестору придётся выложить, как минимум, 450 тыс.долларов США.

Поэтому, несмотря на потерю качества, многие предприятия переходят на отечественное оборудование. Фирмы, которые производят подобное оборудование есть почти в каждом регионе страны.

Например строительством автозаправочных станций, производством, монтажом, ремонтом и техническим обслуживанием топливораздаточных колонок в Московской области занимается ЗАО “Спецавтоматика”. АО “Автозаправочная техника” предлагает топливораздаточные колонки и передвижные ремонтные мастерские. ТОО “Вега” - монтаж и ремонт автозаправочных станций, топливораздаточных колонок и топливных магистралей. Проектированием автозаправочных станций, автотранспортных предприятий, индивидуальных гаражей, станций техобслуживания, моек, терминалов и т.п. и разработкой нормативов для всего этого в Москве занимается ЗАО “Гипроавтотранс”. Концерн “КОНАТЭМ” - изготовление и монтаж стационарных автозаправочных станций. Комплексное строительство стационарных АЗС производит ООО “Партнер АЗС”.

В Ленинградской области Сосновоборский машиностроительный завод строит автозаправочные станции. АООТ “Сила” и МП “УИМП” выполняют по желанию заказчика модули из металлоконструкций для АЗС стационарного типа.

В Калужской области монтаж контейнерных АЗС производит ЗАО “Феррум” и балабановский завод металлоконструкций “Венталл”. Комплексное строительство автозаправочных станций осуществляет ЗАО “Электронные системы”.

В Орловской области АООТ “Промприбор” предлагает электродвигатели для бензоколонок.

Ростовский опытный завод автозаправочных станций строит АЗС контейнерного типа и предлагает сервисное и техническое обслуживание АЗС всех типов в Ростове-на-Дону.

Саратовский электротехнический завод производит автозаправочные колонки в Саратове.

В Ярославской области 751 ремонтный завод делает контейнерные автозаправочные станции.

В Тверской области бежецкий завод ОАО “Автоспецоборудование” предлагает установки для мойки двигателей, легковых и грузовых автомобилей, автобусов, насосы, гаражные компрессоры и т.п.

В Нижегородской области ТОО “Автотранссервис” занимается проектированием и производством гаражного оборудования для станций технического обслуживания. ООО “Альбатрос” - монтаж автозаправочных станций.

В Пензенской области передвижные и контейнерные автозаправочные станции строит Грабовский завод специализированных автомобилей. Фирма “Лантал” - бензоколонки. ОАО “Пензхиммаш” предлагает оборудование для АЗС. Ремонт и техническое обслуживание бензоколонок – РТП Пензенского района.

В Воронежской области АООТ “Лиски-металлист” предлагает топливозаправочные станции. ЗАО “Приборремонт” занимается ремонтом бензоколонок.

В Марий Эл автозаправочные станции строит ПО “Марийский машиностроитель”.

В Самарской области Машиностроительный завод и АО “Нефма” производят автозаправочные станции контейнерного типа. АЗС и контейнерного, и стационарного типа строит АООТ “Термостепс-МТЛ”

В Краснодарском крае блочно-контейнерные заправочные станции строит авторемонтный завод “Павловский”.

В Омской области комплектующие агрегаты для топливораздаточных колонок и сами колонки производит Омское машиностроительное КБ и ОАО “Сатурн”.

В г. Барнауле “Алтайтрансводстрой” и Барнаульский завод металлоконструкций предлагают блочно-контейнерные заправочные станции. АООТ “Экстрим” - АЗС.

В Иркутской области “Ангарскнефтепродукт” проектирует, строит и вводит в эксплуатацию АЗС, нефтехранилища и гаражи.

В нашей стране за последние годы количество автомобилей увеличилось в десятки раз. Строятся новые дороги, началось строительство скоростных автомагистралей. Объемы перевозок автомобильным транспортом непрерывно растут. Есть надежда, что начнет развиваться автотуризм. При всех этих условиях пока даже разговоров нет о строительстве автозаправочных комплексов европейского класса на российских автодорогах – с барами, закусочными, аптеками, магазинами, мотелями, с ремонтными мастерскими, с продажей всех автозапчастей и автокосметики и, обязательно, с охраняемыми автостоянками. В Польше вдоль всех автодорог в частных домах устроены автомастерские, автосалоны, продажа автозапчастей, маленькие придорожные бары и кафе, небольшие мотели.

Развитие автодорожного строительства и оборудования дорог позволило бы повысить безопасность проезда по нашим дорогам, дало бы дополнительные рабочие места и возможность развития мелкого предпринимательства, развития предприятий, поставляющих необходимое оборудование. А также позволило бы развивать тот автобусный туризм по нашим российским просторам, который приносит европейским странам миллионы долларов доходов.

Организация бизнеса на рынке услуг, на сегодняшний день, является более чем не простой задачей, если потенциальный учредитель или предприниматель пытается ещё на этапе планирования своей деятельности, анализировать реальные перспективы избираемого сегмента, в котором планируется дальнейшее развитие. При этом, анализ должен позволить дать оценку как текущего положения в данном сегменте, так и перспектив развития в нём, хотя бы в среднесрочной перспективе (5лет).

Высокая степень концентрации экономики в России, в других государствах, где свойственно называть вещи своими именами, называется монополизацией рынка. Сегодня, отечественный рынок товаров и услуг сильно монополизирован, исследовательский отдел по мониторингу рынка при РАНХиГС выделяет 3 основных причины такому положению дел:

Таблица 1

Таким образом, становится очевидным, что уже на этапе стратегического планирования будущей экономической деятельности, для большинства предпринимателей, особенно тех, кто относит себя к категории малого и среднего бизнеса, катастрофически сужаются перспективы занять выгодные позиции на рынке товаров и услуг, в том или ином сегменте.

Дополнительно ситуация отягчается ещё и тем, что в период социально-экономического регресса, который переживает Россия, наблюдается существенное снижение покупательской способности населения, что находит своё выражение в тенденции потребителя покупать наиболее дешёвые товары-заменители, сокращать как объёмы, так и частоту совершаемых покупок. При этом, монополизированный рынок практически не оставляет шансов для успешного старта тем предпринимателям, которые среди своих изначальных преимуществ, не наблюдает ни одного из приведённых выше факторов (в таблица 1)

Успешное планирование экономической деятельности в России сегодня, складывается на основе анализа избранного сегмента товаров или услуг, по следующим основаниям:

Из приведённых выше факторов, на сегодняшний день, фактор социальной значимости не должен оставаться недооценен. Дело в том, что при напряжённой экономической ситуации, частный сектор всё чаще оказывается вынужден прибегать к альтернативным источникам финансирования (традиционными источниками долгое время остаются коммерческие банки). Программа государственной поддержки бизнеса и малого предпринимательства, в условиях ежегодного дефицита бюджета, становится гораздо более «разборчивой» в отношении тех субъектов экономической деятельности, которые за этой поддержкой обращаются. На сегодняшний день, фонд содействия бизнесу и предпринимательству идёт на встречу и помогает в первую очередь тем проектам, которые представляют особую социальную значимость, или являются важными для территориальной инфраструктуры.

Само по себе, АЗС не должно рассматриваться лишь в контексте автомобильной заправочной станции, реализующей бензин и/или дизельное топливо. Полноценная АЗС, в теории, должна включать в себя следующие сегменты:

Разумеется, что полнота предоставляемых услуг по продаже топлива во многом зависит от спроса, который в России складывается вокруг преимущественного использования бензина и дизельного топлива.

Технологический прогресс обуславливает приверженность современного населения к определённому комфорту, и в некотором роде позволяет занятым в АЗС-бизнесе субъектам реализовывать сопутствующие товары и услуги. В частности, современные, технологичные АЗС представляют собой именно «станции», на которых, помимо основного, целевого функционала, реализуются товары широкого потребления, продукты питания, и услуги сферы общественного питания. Территориальное расположение каждой конкретной АЗС, может существенно влиять на цены реализуемых там сопутствующих товаров, в зависимости от степени удаления станции от ближайшего муниципального образования, что позволяет владельцам таких АЗС извлекать дополнительную прибыль.

Перспективным также видится реализация на базах АЗС, услуг технического характера, заключающихся в техническом обслуживании транспортных средств. При этом, вариация предоставляемых сервисных услуг такого рода может варьироваться от так называемых «срочных сервисных работ», к которым относятся работы по восстановлению покрышек при проколах, замена необходимых агрегатов, без которых невозможно продолжение движения транспортного средства (стеклоочистители, предохранители, свечи зажигания, моторные и трансмиссионные любриканты и т.д.) Но также возможна и организация полноценных сервисных услуг, если это обусловлено возможностями владельца АЗС и перспективами успешной реализации таких услуг.

В противоположном векторе работает тот бизнес АЗС, который направлен на автоматизацию реализации товаров и услуг. В таких случаях, АЗС обретает качественно иной вид, представляя собой технологичную систему, работающую на едином программном обеспечении, с автоматизированным процессом реализации своей основной целевой функции. Данное направление является спорным, потому как с одной стороны, автоматизированные АЗС, лишённые обслуживающего персонала, в перспективе, окупаются за счёт экономии на зарплатном фонде работников, но с другой стороны, через них уже не получается реализовывать столь широкий спектр товаров и услуг, эти АЗС требуют собственного сервиса, и в меньшей степени защищены от распространённого феномена вандализма.

На настоящий момент, автоматизированные АЗС занимают лишь 1/12 от общего числа АЗС в РФ. И лишь прогнозы на отдалённые перспективы указывают на ожидаемый рост численности автоматизированных АЗС в будущем.

Возвращаясь к вопросам концентрации рынка АЗС в России, у многих потенциальных предпринимателей встаёт справедливый вопрос, насколько возможна адекватная конкуренция на данном рынке, в условиях доминирующего положения ряда крупных организаций -лидеров рынка.

Информационно-аналитическое агентство «Info-line Spb» проводит анализ вовлеченности основных крупных экономических субъектов данного сегмента на рынке АЗС:

При этом, не стоит делать поспешных выводов относительно роли указанных компаний в отношении переработки добываемых углеводородов и рынка АЗС в России. Так, если на рынке добычи и переработки добываемых углеводородов, Лукойл занимает лидирующие позиции, а вот на рынке АЗС, практически во всех регионах ветвь первенства держит Газпром.

При этом, внутри данного сегмента рынка, в сложившихся условиях экономических условиях и при отсутствии адекватного антимонопольного регулирования, наблюдается дальнейшая концентрация рынка АЗС среди ключевых игроков, по следующим направлениям:

Ø Поглощение «Роснефти» такого крупного регионального игрока как «Башнефть»;

При этом, и «Росснефть» и «Газпром» являются компаниями с государственным участием, что изначально обеспечивает им доминирующее положение на рынке, в том числе и на рынке АЗС. И на сегодняшний день, такие организации как «Татнефть» ещё имеют некоторую представленность на рынке АЗС в пределах муниципальных образований, в то время как рынок АЗС представленностью за пределами муниципальных образований, включая и на наиболее логистически-затруднительных участках авто-дорожной инфраструктуры, представлен компаниями «Лукойл» и «Газпром»

Традиционно, ПАО «Лукойл» является второй по рейтингу нефтедобывающих компаний, по получению прибыли от реализации собственной продукции;

ПАО «Газпром», в свою очередь, уступает ПАО «Лукойл» по доли в добыче углеводородов, но опережает по доли рынка в АЗС

Тем не менее, данные показатели, касающиеся ключевых игроков рынка, не должны отпугивать потенциальных предпринимателей, оценивающих свои шансы на рынке АЗС. Далее, мы рассмотрим перспективы данного бизнеса с АЗС.

Перспективы

Рынок АЗС, на современном этапе развития Российского топливного ретейла первичного звена, является перспективным по ряду причин:

Таблица 2

Каждая из приведённых в сводной таблице факторов обуславливает перспективность развития АЗС-бизнеса в России, но в то же самое время, требует анализа каждого отдельного фактора и сопоставления с способностями каждого конкретного экономического субъекта к развитию в данном направлении.

1) Обширность территорий в РФ является фактором, ставшим «притчей во языцех», но в то же самое время, недопустимым является такое отношение к этому фактору, при котором он рассматривается как безусловное преимущество. Дело всё в том, что при достаточной территориальной протяжённости между объектами АЗС, с одной стороны, предпринимателю удаётся зайти на рынок первичного топливного ретейла в тех территориях, где наименьшая степень конкуренции в данном сегменте (отдалённые муниципальные образования, с слабым транспортным сообщением), а с другой стороны, требует готовности обеспечить логистическое снабжение собственных объектов АЗС на такой удалённости, что не просто и составляет собственные издержки, к которым нужно быть готовым;

2) Широкое применение автомобильного транспорта является казалось бы общераспространённым явлением в России, однако, уповая на этот фактор, владельцу объекта АЗС стоит уже изначально проанализировать какие типы ДВС используются в тех местностях, где он планирует размещать свои АЗС. На сегодняшний день, статистика показывает, что в отдалённых местностях, особенно в тех муниципальных образованиях, которые имеют статус населённого пункта и сельского поселения, преимущественно используются дизельные ДВС, а это требует от пункта АЗС готовности удовлетворить потребность населения именно в дизельном топливе, типы которого, к тому же, имеют свою сезонность и температурную диверсификацию;

3) Высокая степень значимости для инфраструктуры и социальная значимость, эти факторы можно объединить, так как они представляются совокупностью наиболее значимых преимуществ для ведения бизнеса с АЗС. В силу уже рассмотренного территориального фактора, в каждом регионе РФ существуют свои собственные местности, где в силу недостаточности развития авто-дорожного сообщения, сохраняется проблема с доступом к услугам АЗС профессиональных потребителей - организаций, как частного, так и публичного сектора, которые в своей деятельности непременно задействуют транспорт. Для работы таких организаций, наличие доступных АЗС является крайне важным фактором, потому как это позволяет им отказаться от заправок мобильно-цистерного типа. В таких местностях, муниципальные образования имеют, в подавляющем большинстве, моноотраслевую специализацию, и эффективное функционирование работающих там предприятий обуславливает как экономическую, так и социальную жизнедеятельность местности. Таким образом, функционирующие АЗС в таких местностях становятся «опорным фактором» как инфраструктуры, так и социального развития. И уже из этого вытекает возможность предпринимателя развивающего бизнес с АЗС, обращаться за государственной поддержкой своего бизнеса, поскольку бизнес с АЗС при данных условиях, отвечает всем требованиям, предъявляемым программой господдержки (социально-экономическая значимость конкретного вида экономической деятельности);

4) Наличие большого числа потенциальных клиентов объясняется унифицированностью предоставляемых услуг и реализуемого товара через АЗС. От потребления топлива для ДВС зависит деятельность широкого круга экономических субъектов, как публичного, так и частного сектора, при этом, бизнес через АЗС предполагает возможность гибкого регулирования как ценовой политики реализуемых товаров и услуг, так и условий взаимодействия с другими экономическими субъектами.

Предприниматели, решающие начать вести бизнес с АЗС, помимо вопросов стратегического планирования бизнеса, сталкиваются и с более «земными» проблемами, решение которых, тем не менее, во многом определяет эффективность осуществления целевых функций будущей АЗС.

Речь идёт о непосредственном материально-техническом оснащении АЗС, через которое реализуется главный продукт - топливо.

Как уже было сказано выше, в основе любой АЗС лежит реализация топлива различного типа, при этом, вне зависимости от формы реализации, отпускать данный товар возможно только при наличии работоспособного оборудования, которое проектируется специально для АЗС.

Кроме того, специфика целевого товара (топлива), такова, что данный товар является объектом повышенной опасности, в следствии чего, любое обращение с ним, транспортировка, хранение, реализация, требуют соблюдения не просто техники безопасности, а именно административных предписаний, данных профильными службами, в которые включены особенности всего того оборудования, которое должно использоваться на АЗС.

Необходимость соблюдения этих прескриптивных соответствий и составляет ту административную издержку, которая свойственна бизнесу с АЗС.

Однако, предпринимателей, решивших развивать бизнес с АЗС, не должны отпугивать эти обстоятельства, хотя бы уже потому, что на сегодняшний день, сложились отработанные пути решения этих административных вопросов. Главным образом, таких путей 2:

Пути решения

Преимущества

Недостатки

Ведение бизнеса с АЗС через договор коммерческой концессии

– позволяет целиком решить вопрос с выбором оборудования, оформлением непосредственно АЗС, развитием фирменного наименования;

– решённая система правового сопровождения деятельности АЗС;

– решенный вопрос с кадровым обеспечением деятельности АЗС;

– нет возможности индивидуального оформления АЗС и развития фирменного наименования;

– отсутствие возможности гибкого ценового регулирования деятельности АЗС;

– обязанность выплатить «паушальный взнос» в начале деятельности АЗС и последующих выплат «роялти» обладателю средств индивидуализации (франчайзеру);

Самостоятельное ведение бизнеса с АЗС

– возможность самостоятельного развития фирменного наименования, выбора оборудования и представляемой через АЗС продукции;

– возможность осуществлять гибкую ценовую политику;

– возможность самостоятельно устанавливать партнёрские отношения с сторонними организациями;

– изначально, отсутствие клиенткой базы, собственных средств индивидуализации и фирменного наименования;

– необходимость самостоятельного кадрового обеспечения, правового обеспечения;

– низкая степень доверия со стороны клиентов- физических лиц;

На сегодняшний день, на российском рынке АЗС, наиболее предпочтительными профильными компаниями, предоставляющими возможность заключения франшизного соглашения (договора коммерческой концессии) является следующие:

Ø «Лукойл» - нефтяная компания;

Ø «Газпром нефть»;

Ø ОАО НК «Бащнефть»

В свердловской области, именно эти три компании имеют наиболее существенные доли в рынке АЗС. При этом «Лукойл» готов предоставить своим потенциальным концессионерам (пользователям по договору коммерческой концессии в соответствии со ст1027 ГК РФ) наиболее лояльные условия. В частности, данная организация, при заключении франшизного соглашения, рассматривает каждого потенциального партнёра - индивидуально. При этом, компания-правообладатель берёт на себя функции по обеспечению таких принципиальных элементов ведения бизнеса, как оформление АЗС, формирование фирменного наименования и средств индивидуализации, кадрового оби правового обеспечения. В рамках франшизного соглашения, предприниматель освобождается от проблемы выбора оборудования АЗС. Но разумеется, чтобы осуществлять бизнес на данных принципах, компания-правообладатель должна быть уверена в состоятельности своего партнёра по франшизному соглашению.

Если же предприниматель намеривается самостоятельно вести бизнес с АЗС, то следует быть готовым к принятию таких ответственных решений, каким оборудованием обустраивать свою АЗС. Так как к оборудованию предъявляются очень серьёзные требования, а устойчивость работоспособности оборудования является ключевым фактором эффективности работы АЗС, возникает необходимость в выборе надёжного производителя оборудования.

Пытаясь определить, продукцию какого производителя оборудования для АЗС стоит использовать в своей деятельности, кажется наиболее целесообразным исходить из того, каким оборудованием пользуются ведущие крупные организации на рынке АЗС России.

Сегодняшний рынок оборудования для АЗС представлен следующими производителями:

При этом, если предприниматель намерен вести бизнес с АЗС на основе действительно качественного оборудования, которое соответствует европейским стандартам качества, то выбор оборудования может быть сделан в пользу Gilbarco Veeder-Root.

«Гилбарко Видер-Рут» является объединением ведущих компаний-производителей в своём сегменте, производящих оборудование высокого качества. Продукция от данного производителя совмещает в себе как надёжность и качество, так и высокую степень экологической безопасности.

Компания «Гилбарко Видер-Рут» является уникальной ещё и потому, что ей предлагаются продукция и услуги для смежных отраслей:

Ø Автоматизированная система учёта запасов и движения топливных продуктов;

Ø Насосные системы для приёма-подачи топлива, и топливораздаточные колонки;

Ø Автоматизированные системы управления АЗС и АЗК;

Ø Электронные платёжные системы и терминалы;

Дополнительным преимуществом данной компании является ещё и то, что она представляет свои услуги во всех регионах РФ, включая и Уральский федеральный округ.

Оборудование «Гилбарко Видер-Рут» сегодня можно увидеть на АЗС таких компаний как «Лукойл НК» и «Газпром нефть». Топливораздаточные колонки от этого производителя зарекомендовали себя особенно хорошо своей надёжностью и скоростью выполнения функции. Кроме того, дополнительным преимуществом продукции данной производителя является её эргономичный вид, удачно вписывающийся в оформления современных АЗС.

Компания «Шельф-М» является отечественным производителем специализированного оборудования для АЗС и топливохранилищ, соответственно, данный производитель также выпускает оборудования и для транспортировки топлива, включая и газовой субстанции.

«Шельф-М» выпускает собственные автоматизированные топливораздаточные колонки, в относительно не широкой линейке. Углублённая специализация «Шельф-М» складывается вокруг оборудования непосредственно для хранения топлива и его транспортировки. Очень часто, особенно на тех объектах АЗС, которые территориально находятся на достаточном удалении от пунктов снабжения или на удалённых участках логистических маршрутов, возникает необходимость закупа большего объёма реализуемого топлива. Хранение топлива требует соблюдения особых условий и использования технологии разлива и хранения. Именно эти задачи можно решить наиболее эффективным способом с помощью оборудования от «Шельф-М»

Продукция компании «Винсо СВ» уже успела себя хорошо зарекомендовать у таких крупных участников рынка АЗС, как «Башнефть» и «ТНК»

Этот отечественный производитель поставляет специальное оборудование как для АЗС, так и для нефтебаз, позволяя решать вопросы не только организации реализации топливных продуктов на АЗС, но и надлежащее хранение топлива.

Примечательным является то обстоятельство, что продукция «Винсо СВ» на российском рынке оборудования для АЗС, в части топливораздаточных устройств, производится по стандартам одного из ведущих производителей аналогичного оборудования в Италии (компания «Piusi»).

Отдельного внимания заслуживают устройства для раздачи дизельного топлива и комплектующие в виде контрольно-учётного оборудования. Отдельной линейкой &l