Древние народы европы. Кратчайшая история европы

Огромная роль в познании Земли и развитии географии принадлежит учёным и философам Древней и Древнего Рима. Многие идеи и достижения этих древнеевропейских цивилизаций унаследованы современной географией.

Древняя Греция

Древнегреческая цивилизация, существовавшая с середины 2-го тысячелетия до нашей эры, достигла высшего расцвета в период с 8 по 2 век до нашей эры. К этому времени относят и самые важные работы греческих географов. Многие из них посещали страны Востока, имевшие более древнюю культуру, знакомились с их достижениями и опирались на научные знания в своих трудах. Мореплаватели составляли описания суши и морских берегов, так как греческие поселения располагались по берегам морей.

Развитие мореплавания и торговли привело к зарождению в Древней Греции одного из важнейших направлений географии — картографии (науки о создании карт). Считается, что древнейшую карту в 6 веке до нашей эры составил Анаксимандр - автор книги «О природе». В начале 5 века до нашей эры Гекатей Милетский составил описание Ойкумены - так греки называли весь известный им в то время мир. «Землеописание» Гекатея Милетского положило начало ещё одному направлению развития географии - страноведческому, то есть описанию земель и народов.

Расширили представления древних греков о мире походы Александра Македонского: греки узнали о , получили сведения об , берегах Аравийского моря и Персидского залива.

Учёные Древней Греции изучали причины , ветров, разливов Нила, происхождение суши и моря, распределение тепла на Земле. Была впервые высказана идея о том, что Земля имеет форму шара. Аристотель в 4 веке до нашей эры привёл доказательства шарообразности Земли и высказал идею о земных оболочках. Его считают основоположником физической географии.

Древний Рим

Географические представления древних римлян складывались во время их военных походов. Уже к началу нашей эры римляне завоевали почти всё побережье Средиземного моря, затем достигли берегов Персидского залива на востоке и переправились через пролив на севере Европы.

Итоговые труды по географии Древнего мира были писаны двумя учёными греческого происхождения - Страбоном и Клавдием Птолемеем.

Римский учёный Страбон представлял страноведческое направление географии. Он много путешествовал и свои впечатления и наблюдения описал в знаменитой «Географии» (в 17 книгах). Это первое целиком дошедшее до нас географическое описание почти всех стран Европы, Азии и Африки, то есть известного европейцам в то время мира.

Птолемей был последним и самым выдающимся представителем древней математической географии. В составленном им «Руководстве по географии» изложены способы построения карт и приведён перечень нескольких тысяч пунктов с указанием их точного местоположения. Птолемеем была составлена наиболее совершенная для 2 века карта мира, написан труд «География» (в 8 книгах) - полный свод географических знаний древности.

Европейская цивилизация уникальна тем, что она единственная цивилизация, оказавшая основополагающее влияние на мир. Она сумела этого добиться с помощью завоеваний и переселений; благодаря экономической мощи и силе идей; а также потому что оказалась в состоянии предоставить то, что хотели получить все. Сегодня все страны мира пользуются научными достижениями и разработанными с их помощью технологиями, а ведь наука – это европейское изобретение.

В основе европейской цивилизации лежат три следующих элемента:

1. Культура Древней Греции и Древнего Рима.

2. Христианство, которое само по себе является ответвлением иудаизма, религии иудеев.

3. Культура германских племен, вторгшихся в Римскую империю.

Таким образом, европейская цивилизация представляет собой смесь разнородных элементов. Почему это так важно, мы узнаем из дальнейшего.

* * *

Если мы задумаемся об истоках нашей философии, нашего искусства, нашей литературы, нашей математики, нашей науки, нашей медицины и нашего понимания политики, нам придется признать, что всеми этими интеллектуальными достижениями мы обязаны Древней Греции.

В период своего расцвета Древняя Греция не была единым государством; она состояла из маленьких государств, или «городов-государств», как мы их сейчас называем. Каждое из таких государств представляло собой отдельный город с окружающими его землями, который можно было обойти за день. В некотором смысле греки принадлежали тому или иному государству, как мы являемся членами того или иного клуба. Именно в этих маленьких государствах впервые возникло понятие демократии. Это была не представительная демократия, как сегодня – никто никого не выбирал членом парламента. Все мужское население города собиралось в определенном месте и обсуждало общественные дела, принимало голосованием законы и решало политические вопросы.

По мере роста населения города-государства основывали колонии в других частях Средиземноморья. Греческие поселения возникли на территории современной Турции, вдоль побережья Северной Африки и даже вдоль берегов современной Испании, южной Франции и южной Италии. И именно в Италии римляне, бывшие в период истории довольно отсталым народом и жившие в городе-государстве, центром которого был Рим, впервые столкнулись с греками и многое позаимствовали у них.

Древнегреческие города и колонии. Древнегреческая цивилизация представляла собой города и колонии, занимавшиеся торговлей и сельским хозяйством и расположенные на побережье Средиземного и Черного морей

Со временем римляне создали огромную империю, включившую себя и Грецию и греческие колонии. На севере границы империи проходили по двум большим рекам, Рейну и Дунаю, хотя иногда эти границы расширялись. На западе естественной границей служил Атлантический океан. Англия входила в Римскую империю, но Шотландия и Ирландия находились уже за ее пределами. На юге простирались пустыни Северной Африки. Самой неопределенной была восточная граница, потому что там существовали соперничающие с Римом империи. В целом Римская империя окружала Средиземное море и включала в себя не только часть нынешней Европы, но и территории, лежавшие за пределами Европы: Турцию (Малую Азию), Ближний Восток и Северную Африку.

Римляне воевали искуснее греков. Они лучше составляли законы, с помощью которых управляли своей империей. Они превосходили греков в строительстве и в инженерных сооружениях, полезных как для войны, так и для мирной жизни. Но во всем остальном они признавали авторитет греков и рабски копировали их достижения. Типичный представитель римской элиты говорил на двух языках: на греческом и на латинском (языке древних римлян); он посылал своих сыновей в афинскую школу или нанимал раба-грека для обучения детей на дому. Поэтому когда мы говорим о «греко-римской» культуре, мы так поступаем вслед за самими римлянами.

Территория Римской империи в I в.

Самой наглядной демонстрацией острого ума греков служит геометрия. Многие наверняка забыли, что это такое, поэтому начнем с азов. Геометрия устроена точно так же – она начинает с наиболее простых определений, служащих основанием дальнейших рассуждений и выводов.

Отправная точка – это точка, которую греки определяли как имеющую положение в пространстве, но не имеющую величины. Конечно, на этой странице она имеет определенную величину, но речь идет об идеальном случае, относящемся к царству чистых идей. Второе определение: линия имеет длину, но не имеет ширины. Далее, прямая линия – это кратчайшее расстояние между двумя точками.

На основе этих трех определений можно дать определение окружности: прежде всего, это замкнутая линия, образующая некоторую фигуру. Но как дать определение «округлости»? При здравом размышлении сделать это довольно трудно, хотя и возможно. Чтобы не мучить вас, сразу скажу, что окружность – это такая фигура, внутри которой есть точка, обладающая определенным свойством: отрезки прямых линий, проведенных от этой точки до любой точки на окружности, будут равной длины.

Кроме окружностей геометрия рассматривает и параллельные линии, которые никогда не пересекаются, и треугольники во всем их разнообразии, и квадраты, и прямоугольники, и другие фигуры.

Все они образованы линиями и имеют собственные свойства, все они строго определены, как и их пересечения и сочетания. Все доказывается с помощью описанных выше положений.

Например, с помощью свойств параллельных линий можно доказать, что сумма углов в любом треугольнике равна 180 градусам.

ГЕОМЕТРИЯ В ДЕЙСТВИИ

Параллельные линии не пересекаются. Из этого определения следует, что другая линия будет пересекать их под равными углами. Если бы эти углы не были равными, то параллельные линии сходились бы или расходились, и тогда они уже не были бы параллельными. Для обозначения углов мы используем греческие буквы, напоминающие нам об истоках геометрии. Здесь использованы три первые буквы греческого алфавита: альфа, бета и гамма, и на рисунке слева буквой? обозначены два равных угла.

На этом основании можно вычислить сумму углов треугольника. Треугольник ABC на рисунке справа заключен между двумя параллельными линиями; вообще, опираться на известное – это основной способ, каким в геометрии узнают неизвестное. Угол α у точки А равен углу α у точки В, поскольку это противоположные углы, образованные линией, пересекающей параллельные линии. Точно так же угол γ у точки С равен углу γ у точки В. Таким образом, вдоль верхней параллельной линии расположены три угла: α + β + γ. Вместе они образуют прямую линию, равную 180 градусам.

Итак, α + β + γ = 180 градусов. Как мы уже показали с помощью параллельных линий, сумма внутренних углов треугольника равна α + β + γ. Следовательно, сумма внутренних углов треугольника равна 180 градусам.

Так мы использовали свойства параллельных линий для доказательства некоего свойства треугольников.

Геометрия – это не только простая, элегантная и логическая, но еще и красивая система. Но что значит «красивая»? Красивой ее находили греки, и это многое объясняет в их понимании мира. Греки занимались геометрией не только для гимнастики ума, как это мы делаем в школе, и не только в практических целях, таких как измерение площади поля или навигация. Они воспринимали геометрию как средство объяснения основополагающих законов мироздания. Если посмотреть на все, что нас окружает, можно поразиться удивительному разнообразию мира: самые разные формы самых разных цветов и размеров. На первый взгляд кажется, что одновременно происходит великое множество разных событий, причем бессистемно и хаотично. Греки же верили, что всему можно найти простое и логичное объяснение. В основе всего сущего должно лежать нечто простое, регулярное и логичное. Нечто вроде геометрии.

Греки не занимались наукой в том смысле, в каком ею занимаемся мы, то есть выдвигая гипотезы и ставя эксперименты. Они считали, что если напрячь ум и хорошенько подумать, то можно прийти к правильному ответу. Поэтому всю их науку можно назвать системой вдохновенных догадок. Один греческий философ сказал, что все в мире состоит из воды, и это показывает, насколько отчаянно греки стремились свести все к простому объяснению. Другой философ сказал, что все состоит из четырех элементов: земли, огня, воздуха и воды. Еще один философ говорил, что все состоит из мельчайших частиц, которые он назвал атомами – и, как выяснилось впоследствии, оказался прав. Он высказал вдохновенную догадку, к которой мы вернулись только в XX веке.

Когда лет четыреста назад, через две тысячи лет после древних греков, появилась наука в современном понимании, она начала ставить под сомнения главные постулаты древнегреческой мысли, пользовавшиеся до тех пор авторитетом. Но при этом она не отказалась от стремления древних греков находить простые, логические и математические объяснения. Ньютон, величайший ученый семнадцатого столетия, и Эйнштейн, величайший ученый двадцатого столетия, утверждали, что ближе всего к правде самые простые ответы. Оба они умели выражать свои теории в математических формулах, описывающих состояние и движение материи.

Древние греки часто ошибались в своих предположениях, причем довольно сильно. Их предположение, что в основе всего лежат логические и математические объяснения, тоже могло оказаться ошибкой, но оказалось правдой. Это величайшее наследие древних греков, которые они передали европейской цивилизации.

Можно ли объяснить, почему древние греки оказались настолько умными и проницательными? Вряд ли. Предполагается, что историки должны объяснять исторические факты, но когда дело доходит до самых общих фактов – например, почему именно в маленьких городах-государствах родились великие мыслители с таким логичным и проницательным умом – они не могут предложить убедительных объяснений. Историкам, как и всем остальным, остается только удивляться.

Вот вам еще одно чудо. Мы подходим ко второму элементу европейской смеси. Древние евреи верили в существовании только одного Бога. Для той эпохи это было необычное воззрение. Древние греки и римляне верили в существовании целого множества богов. Евреи к тому же считали, что один-единственный Бог заботится прежде всего именно о них и что они принадлежат к богоизбранному народу. В обмен на такую привилегию евреи были обязаны соблюдать закон Божий. В основу этого закона были положены десять заповедей, данных евреям Моисеем, который вывел их из египетского плена. Христиане сохранили эти десять заповедей, которые оставались главным моральным критерием западного общества вплоть до недавнего времени. До сих пор можно услышать, как о человеке говорят, что он, допустим, никогда не нарушит восьмой заповеди, но иногда нарушает седьмую.

Вот эти десять заповедей, как они перечислены в Библии, в главе 20 Книги Исход:

И изрек Бог все слова сии, говоря:

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. <...>

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его.

Шесть дней работай, и делая всякие дела твои. <...>

Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Эти десять заповедей были лишь первыми из огромного множества моральных предписаний. У евреев была очень сложная система законов и правил, которые касались не только областей, обычно регулируемых законами – преступлений, имущества, наследства, брака, – но также и питания, соблюдения чистоты, управления хозяйством и принесения жертв Богу в храме.

Хотя евреи и считали себя избранным народом, жизнь их была далека от идеальной. С ними часто случались различные бедствия; их завоевывали и брали в плен; но при этом они не только не сомневались в существовании Бога, но и в том, что он о них заботится. Каждый раз, как случалось какое-нибудь несчастье, они приходили к мысли, что это кара за то, что они разгневали Бога, не выполняя как следует его законы. Поэтому в иудаизме (еврейской религии), как и в христианстве мораль и религия тесно переплетены, что наблюдается далеко не всегда.

Боги греков и римлян не останавливались перед безнравственным поступком, они вступали в незаконные связи и плели друг против друга интриги. В римской религии боги тоже могли наказывать людей, но не потому, что те поступали безнравственно, а потому, что не приносили им жертвы как следует или приносили, но недостаточно часто.

Иисус, основатель христианства, был иудеем, и все его последователи тоже были иудеями. В то время, когда он проповедовал свое учение, иудеи сами не распоряжались своей страной; Палестина была провинцией Римской империи. Некоторые из последователей Иисуса надеялись, что он возглавит восстание против римлян. Противники Иисуса пытались заставить его открыто признаться в этом. «Должны ли мы платить подать римлянам?» – спрашивали они его. «Покажите мне монету», – говорил он. – «Чье это изображение?» «Кесарево», – отвечали они ему. «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу», – говорил Иисус.

Иисус очень хорошо знал иудейский Закон и предание иудеев; на них основывалось и его собственное учение. Отчасти оно подводило краткий итог всей этой идеологии и обращало внимание на ее главные положения. Вот одно из его заповедей: «Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим <...> возлюби ближнего твоего как самого себя».

Непонятно, хотел ли Иисус сказать, что можно взять только суть и отбросить детали, или детали для него были тоже важны – подробности о том, как соблюдать чистоту, приносить жертвы и тому подобное, – но все же основное внимание он уделял именно общему, а не частностям.

Ученые спорят, оставался ли Иисус в рамках иудаизма или отходил от него. Но ясно одно: он расширял древние моральные предписания, делал их очень требовательными и, казалось бы, почти невозможным для исполнения. Подумайте только о том, что он говорил о любви к врагам в Нагорной проповеди, как записано в пятой главе Евангелия от Матфея:

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари [ненавистные сборщики римских податей]?

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.

В данном случае Иисус расширил иудейское предписание до понятия всеобщей любви.

Иисус был не единственным учителем и пророком той эпохи. Все эти проповедники возбуждали подозрения первосвященников еврейского народа, и в случае с Иисусом, религиозные предводители евреев вместе с римлянами договорились о его казни. Но от всех других учителей Иисус отличается тем, что ожил после своей смерти – по крайней мере, так считают его последователи. Так что он не был всего лишь учителем, пророком или просто хорошим человеком, как, пожалуй, считают многие из посещающих церковь в наши дни. Последователи Иисуса верили, что он был сыном Бога и что при его распятии случилось нечто, имеющее вселенское значение. Бог пожертвовал своим сыном ради спасения человечества от проклятия, последствия первородного совершенного человеком греха, из-за которого в мир пришло зло. Они утверждали, что если поверить в Христа, то можно спастись, и после смерти человек не будет приговорен к мучениям в аду, а будет находиться вместе с Богом на небесах.

Предназначалась ли эта религия для всех или только для евреев? Мнение учеников Иисуса по этому поводу после его смерти разделилось. Приверженцы традиции утверждали, что христианином можно стать только став сначала иудеем, соблюдающим все строгие предписания Ветхого Завета. К ним причислялось и обрезание, довольно болезненная процедура для взрослых мужчин. Если бы победили сторонники этой точки зрения, христианство осталось бы немногочисленной сектой иудаизма и, возможно, давно бы исчезло или не привлекало бы к себе особого внимания. Но победила другая точка зрения, согласно которой это была совершенно новая религия. Не обязательно сначала быть иудеем, чтобы стать христианином; все строгие предписания не имеют значения, потому что Христос освободил нас от них; его учение о любви превосходит все ограничения закона. Такого мнения придерживался Павел, великий апостол и, как считают некоторые, основатель христианства как религии, потому что непосредственно после смерти Иисуса христианство считалось делом лишь одних иудеев. Иисус был иудеем, его последователи были иудеями и некоторые из них хотели, чтобы все это так и оставалось. Именно Павел четко сказал, что религия должна быть для всех, так что с этого момента христианство (пусть поначалу и в теории) стало всемирной религией. Через триста лет оно распространилось по всей Римской империи.

Третья составляющая европейской смеси – это германские племена, вторгшиеся в Римскую империю. Они жили у северных ее границ и пересекли их около 400 года. К 476 году они разрушили западную часть империи. Именно здесь, во Франции, Испании и Италии, впервые оформилось то сочетание различных культур, которому предстояло стать европейской культурой.

Германские народности поначалу не имели письменности и не оставили письменных памятников своей древности; о них имеется чрезвычайно мало сведений до их вторжения. Лучший письменный источник их истории, хотя и опосредованный – это сочинения римского историка Тацита, жившего в I веке. Он описывал вождей варваров и их товарищей, которые жили и сражались вместе, находя смысл жизни исключительно в битвах:

Если дело дошло до схватки, постыдно вождю уступать кому-либо в доблести, постыдно дружине не уподобляться доблестью своему вождю. А выйти живым из боя, в котором пал вождь, – бесчестье и позор на всю жизнь; защищать его, оберегать, совершать доблестные деяния, помышляя только о его славе, – первейшая их обязанность: вожди сражаются ради победы, дружинники – за своего вождя. Если община, в которой они родились, закосневает в длительном мире и праздности, множество знатных юношей отправляется к племенам, вовлеченным в какую-нибудь войну, и потому, что покой этому народу не по душе, и так как среди превратностей битв им легче прославиться, да и содержать большую дружину можно не иначе, как только насилием и войной; ведь от щедрости своего вождя они требуют боевого коня, той же жаждущей крови и победоносной фрамеи; что же касается пропитания и хоть простого, но обильного угощения на пирах, то они у них вместо жалованья. Возможности для подобного расточительства доставляют им лишь войны и грабежи. И гораздо труднее убедить их распахать поле и ждать целый год урожая, чем склонить сразиться с врагом и претерпеть раны; больше того, по их представлениям, потом добывать то, что может быть приобретено кровью, – леность и малодушие .

Через триста лет эти воины завоевали Римскую империю.

Итак, мы рассмотрели все три элемента. Давайте подведем итоги.

Греки считали, что мир прост, логичен и объясняется математическими формулами.

Христиане верили, что мир порочен и что спасти человечество может только Христос.

Германские воины находили смысл жизни и удовольствие в битве.

Из такой неоднородной смеси и возникла европейская цивилизация.

Но как эти три элемента слились вместе? Рассмотрим для начала связь христианства с греко-римским миром. Римские власти периодически пытались искоренить христианство. Они отбирали священные книги и имущество церквей, бросали христиан в темницы и пытали их; тех, кто не соглашался отречься от Христа, они подвергали жестоким мучениям.

Обычно римляне были веротерпимы. Они управляли империей, которую населяли разные народности, придерживавшиеся разных верований. Если какие-то племена или народы не доставляли неприятностей и не бунтовали, то римляне позволяли исполнять им свои ритуалы и заниматься своими внутренними делами. Можно было исповедовать любую религию, но только при одном условии: приносить подношения императору. Да и подношения эти были чисто символическими. Обычно перед портретом или статуей императора возжигали огонь, в который бросали щепотку соли. Пламя вспыхивало, и этого было вполне достаточно. Это все равно что в наши дни отдавать салют флагу или исполнять государственный гимн. Но христиане этого не делали, потому что, как и иудеи, они утверждали, что поклоняться нужно только одному-единственному Богу, а император никоим образом им не является. Иудеев обычно освобождали от необходимости отдавать почести императору; римляне считали иудеев беспокойными чудаками, но, тем не менее, для них это был древний народ, со своими традициями, со своим богом и проживавший на определенной территории. Христиане же исповедовали новую религию и могли оказаться везде. Для римлян это были бунтовщики, которых следовало уничтожить. И они преуспели бы в этом, если бы последовательно их преследовали.

Затем произошло чудо. В 313 году император Константин стал христианином, или, по крайней мере, начал оказывать официальную поддержку христианской церкви, придя к мнению, что бог христиан поможет ему управлять империей гораздо лучше всех других богов. Тогда христиане еще не составляли большинства населения империи, но правитель государства давал деньги христианским церквам и подтверждал власть епископов. Еще пятьдесят лет спустя другой христианский император запретил все остальные религии. Через четыреста лет, после того, как Иисус начал читать свои проповеди в беспокойной отдаленной провинции Римской империи, христианство стало официальной и единственной религией государства. Теперь большую власть в городах и селениях получили священники и епископы, принявшиеся разрушать языческие храмы. И это первая связь между разнородными элементами: Римская империя становится христианской .

Константин (272 – 337), римский император, официально признавший христианство в 313 году

К тому времени церковь уже отличалась от той, какой она была в первые годы после своего возникновения. Поначалу христиане встречались группами в частных домах. Через три-четыре века существовала уже целая иерархия церковных сановников: священники, епископы и архиепископы. Одному из епископов, епископу Рима, удалось стать папой, управляющим всей церковью. У церкви появилась своя система законов, свои собственные суды и тюрьмы. Не говоря уже о церковных делах, церковь заведовала такими важными вопросами как брак и наследство. Церковь устанавливала и взимала свои налоги, которые должны были выплачивать все, поддерживая таким образом господствующую религию.

После распада Римской империи церковь выжила, поскольку представляла собой своеобразное государство в государстве. Римский папа правил параллельно с императором, контролируя всю иерархию нижестоящих церковных постов. Вот и вторая связь между элементами: церковь становится римской .

После распада империи церковь сохранила греко-римскую ученость. И это довольно удивительно, потому что все писатели, философы и ученые античной эпохи были язычниками, а не христианами. Зачем же христианской церкви было заботиться о наследии древних? Внутри церкви действительно была группа лиц, настроенных против древней учености и утверждавших, что все написанное в древности – ложь, а единственная истина это Христос. «Что общего между Афинами и Иерусалимом?» – вопрошал Тертуллиан. Но эта точка зрения не победила.

Христиане не разрабатывали своей системы образования, поэтому церковь полагалась на образованных людей, придерживавшихся греко-римской традиции, когда, став сложным организмом, ей пришлось упорядочивать и систематизировать свои правила и идеи. Для объяснения и защиты основных постулатов христианства ученые люди опирались на греческую философию и греческую логику. Христианские учителя считали, что великие философы и моралисты Греции и Рима тоже были в чем-то правы, хотя, конечно, непреложной истиной для них обладало лишь христианство. Учение древних философов можно использовать как путь продвижения к истине и как способ рассуждения об истине. Поэтому церковь и сохраняла сочинения древних, несмотря на то что считала их языческими. Это третье связу ющее звено между разнородными элементами: церковь сохраняет греко-римскую ученость .

Германские племена, наводнившие Римскую империю, вовсе не собирались ее разрушать. Они приходили за добычей, за лучшими землями, на которых можно было бы поселиться и наслаждаться хорошей жизнью. Многие из них охотно признавали власть императора. Но проблема заключалась в том, что к IV веку германцев стало так много и они заняли так много земли, что император почти полностью лишился подконтрольных ему территорий. По сути, Римская империя прекратила свое существование как раз из-за того, что не оставалось ничего, чем можно было бы править.

С другой стороны, германские воины обнаружили, что они должны были хоть как-то управлять обществом, в котором обосновались, а это вовсе не было их изначальной целью. Поэтому германцы сами оказались в довольно трудном положении. Германцы были неграмотными, остатки римской администрации исчезли в хаосе, который они сами же и породили, торговля и города постепенно приходили в упадок. Вожди воинов провозглашали себя королями маленьких королевств, воевали с другими королевствами, расширяя свои земли или теряя их. И только по прошествии нескольких столетий начали формироваться границы таких современных западноевропейских государств, как Франция, Испания и Англия.

Центральная власть при подобных обстоятельствах была чрезвычайно слабой, настолько слабой, что даже не могла взимать налоги. (Для нас это кажется противоречием – власть, которая не взимает налоги.) Германский вождь стал королем, который наделял землями своих ближайших соратников, превратившихся в знать; если вдруг королю требовалось войско, то обеспечить его должны были представители знати. Но они теперь рассматривали выданные им земли как свою собственность и поэтому сами решали, сколько и каких воинов посылать королю, и на какие цели.

В наши дни главы государств иногда принимают парады и инспектируют войска. Они проходят вдоль шеренг, делают вид, что внимательно рассматривают солдат, возможно даже, делают им пару замечаний. Это остатки средневекового обычая, когда король действительно устраивал смотр присланному ему войску и думал: «Какой же сброд мои подданные прислали на этот раз?»

Короли долго боролись за упрочение личной власти: им хотелось править без опоры на знать, установить свою систему сборов налогов, содержать собственную армию и собственный штат чиновников. Но поскольку позиции королей оставались весьма шаткими, некоторые институты они так и не посмели поставить под сомнение. Частная собственность осталась неприкосновенной; землевладельцы превратили земли, которыми они владели на определенных условиях, в свою непререкаемую собственность. И этот факт всегда ограничивал притязания центрального правительства, поэтому европейские короли так и не стали подобием восточных деспотов, даже упрочив свою власть. Если деспоту что-то требовалось, он просто захватывал чью-либо собственность или посылал воинов на базар взять необходимые ему товары. В европейских же монархиях, даже когда они назывались «абсолютными», такого никогда не было. Фраза «Не все принадлежит королю» как нельзя лучше выражает европейское отношение к власти. На основе права собственности выросло представление о правах человека, основополагающее европейское понятие. Убеждение, что власть центрального правительства должна быть ограничена, происходит из того, что когда-то власть правителей действительно была ограниченной.

Ограничение власти сказалось и на экономическом развитии. Уверенность торговца в том, что его товары не отберут, в немалой степени способствовала росту экономики Европы до невиданных в других частях света высот.

Теперь, зная о германских воинах и об их образе жизни, мы не удивимся, узнав, что вскоре после вторжения в империю они приняли христианство. Церковь оставалась единственным институтом, пережившим падение Римской империи. Встречать очередной отряд воинов, пришедших за добычей, часто выходил местный епископ. И именно епископ говорил: «Вы можете получить землю на этой стороне реки, но прошу вас, оставьте нам остальное». Он указывал на дворец бывшего римского наместника, который, вне всяких сомнений, присваивал себе военный вождь, и добавлял, что вождь может в любое время обратиться к нему за помощью в управлении. Вскоре епископы убедили военных вождей, что они полу чат больше добычи и убьют больше врагов, если призна ют христианского бога. Это были завоеватели особого рода: завоеватели, принявшие веру завоеванного населения. Церковь совершенно четко дала понять, что новые правители, короли и знать, должны стать заступниками христианской веры. Вот и последняя связь: Германские воины поддерживают христианство .

Если теперь мы перечислим все эти связи:

то придем к следующему заключению:

Очень странное сочетание, не правда ли? Но германцы были вовсе не прирожденными союзниками, поэтому сочетание и оставалось нестабильным. Время от времени оно давало трещину, хотя и продержалось около тысячи лет – примерно с 476 года, когда окончательно пала Римская империя, до примерно 1400 года. Этот период историки называют Средними веками, или периодом Средневековья.

Многие исследователи, рассматривающие историю наиболее широко, считают, что именно в XV веке берет начало современность. Таким образом, мы имеем три эры европейской истории: древняя (античная), средневековая, современная.

На протяжении Средневековья указанные выше элементы составляли единое целое, хотя внутренне они могли изменяться. Возьмем для примера христианство. Чем-чем, а воинственной религией его никак не назовешь. Иисус сказал: «Любите врагов ваших». Первые христиане отказывались поступать на военную службу, и это была одна из причин, по каким римляне относились к ним с подозрением. Но вот христиане заключили союз с германцами, и эти закаленные в битвах воины поддерживали учение, призывавшее подставлять вторую щеку, если тебя ударили по первой щеке. Что это за противоречие? На самом деле оно не настолько велико, как кажется. После того как император Константин принял христианство и сделал его официальной религией, христианству неминуемо пришлось изменить свои взгляды на насилие. Любое государство должно защищать себя, и если церковь хочет найти у государства поддержку, она должна признать его право хотя бы на справедливую войну.

И все же, когда церковь приняла в свое лоно германских воинов, полностью их взгляды она не признала. С течением столетий воины превратились в рыцарей. Рыцарь находил удовольствие в битвах и гордился своей военной доблестью, но сражался он по благородным причинам. Церковь побуждала его сражаться с иноверцами, и он считал это весьма благородной причиной. Церковь поддерживала крестовые походы в Святую Землю, попавшую в руки арабов-мусульман, и даровала некоторые привилегии тем, кто отправлялся туда с мечом.

Король франков Карл Великий крепит меч к поясу Роланда, который, согласно легенде, погиб, сражаясь с мусульманами-сарацинами в Испании

Рыцарь также защищал слабых, особенно благородных дам. Теперь, когда воин руководствовался определенными моральными принципами, посвящение в рыцари происходило в ходе своего рода религиозной церемонии. Его меч клали на алтарь христианской церкви, а затем даровали рыцарю, который после этого должен был отправиться совершать подвиги.

Представление о том, что женщин нужно защищать и уважать, пустило в европейской культуре глубокие корни. После исчезновения рыцарства такое поведение стало считаться обязанностью «джентльмена», наследника христианских рыцарей. Джентльмен должен был демонстрировать свое уважение к дамам, вставая, когда они входили в помещение, не позволять себе садит ься рядом с ними и приподнимать шляпу в знак приветствия. Даже меня еще учили этому в школе, и забыть эти правила поведения весьма трудно. Таким обра зом, меня можно назвать реликвией эпохи Средневековья.

В последние десятилетия женщины пытаются бороться с таким отношением к себе. Они не хотят, чтобы их ставили на пьедестал; они хотят быть равными. Но они часто забывают, что в этой борьбе они изначально обладают преимуществом: легче бороться, находясь на пьедестале, нежели под пятой на земле. Именно потому что к женщинам в Европе испытывали определенное уважение, феминизм и нашел здесь широкую поддержку.

В других культурах дело обстоит иначе.

Рассмотрим теперь другой источник напряжения в этом союзе разнородных элементов.

Христианская церковь, как мы уже говорили, сохраняла греко-римскую ученость. И это был достаточно активный процесс; церковь не просто ставила древние книги на полку и благополучно забывала о них.

Эти книги дошли до наших дней (и мы можем их читать сегодня) только потому, что церковь делала с них копии на протяжении всех Средних веков. Книгопечатания тогда не существовало, книги ветшали и погибали. Именно монахи в монастырях, часто сами не зная, что они переписывали (отсюда и много ошибок), сохранили для нас большинство культурных сокровищ Древней Греции и Древнего Рима.

Монах-переписчик из Лакруа за работой. Христианская церковь стала хранительницей греко-римской литературы и использовала ее для поддержки своего вероучения

Если воспринимать эту литературу в буквальном смысле, можно прийти к выводу, что она излагает философию, систему ценностей и отношение к жизни, в основе своей не-христианские, языческие. Но церковь в Средние века обладала такой интеллектуальной властью, что никто и не думал воспринимать буквально все, что написано в книгах. Церковь заимствовала из них самое необходимое, переставляла избранные фрагменты по своему усмотрению, совмещала их с отрывками из Библии.

Так возникла христианская теология, то есть описание Бога, Божьего мира и его плана спасения человечества. Таким образом, древнегреческая философия, древнегреческая ученость и древнегреческая логика поступили на службу христианству. Открытие ранее неизвестных текстов не доставляло беспокойства христианским ученым; они переплетали их с уже имеющимися отрывками и составляли новую версию своей теологии.

Давайте подведем итоги всего, что происходило в Средние века. Воины становятся христианскими рыцарями , а греко-римская ученость поддерживает христианство .

В центре этих процессов находится церковь, на которую и опирается вся конструкция. Ученость стала христианской, рыцари стали христианскими, весь мир стал христианским.

Примерно после 1400 года этот странный союз начинает разваливаться, и зарождается то, что историки называют современностью.

Именно в этот исторический момент начинается разложение всех структурных элементов рабовладельческого общества. Рабский труд все более и более вытесняется трудом колона. Средняя рабовладельческая вилла с товарной направленностью хозяйства отмирает, заменяясь латифундией. Крупные земельные владения приобретают черты замкнутых хозяйств, развивая в своих границах не только земледелие, но и ремесло. Происходит падение местных рынков и крупной, в пределах всей империи, торговли. Происходит постепенное «увядание» городов. Муниципии все более теряют полисные черты, гражданство их дифференцируется, а гражданские коллективы утрачивают свои права и привилегии. Все большую роль начинают играть иные, не связанные с полисом, формы землевладения. Императорская власть, выступавшая ранее в роли выразителя «коллективной воли» рабовладельцев всей империи, защитника класса рабовладельцев в целом, теперь становится гарантом привилегий только верхушки этого класса. Происходит все большее сужение массовой ее опоры. Римская империя слабеет. В ее рамках происходит постепенное вызревание феодальных отношений, простор развитию которых, однако, дали только гибель империи и варварские завоевания. Дальнейший исторический прогресс Европы мог быть достигнут только в рамках новой общественно-экономической формации.

Жизнь народов Европы в древности была теснейшим образом связана с историей народов Западной Азии и Северной Африки. Единая, древнегреческая цивилизация рождалась одновременно на двух материках: на Балканах и в Малой Азии, а финикийская, сложившись в Азии, широко распространилась по африканским и европейским берегам Средиземного моря. Греческая колонизация также охватила побережье всех трех континентов. Держава Александра Македонского простиралась от Балкан в Европе до Индии и южных границ Египта. Римская империя, включавшая в себя огромные территории Западной и Южной Европы, - владычествовала также над значительной частью Северной Африки.

Европу, Азию и Африку соединяли не только политические узы. Очень рано установились широкие по масштабам экономические связи различных народов этих трех континентов. Современные исследователи все больше подчеркивают сотрудничество, а не соперничество между греками и финикийцами, результатом чего было возникновение густой сети экономических связей по всему Средиземноморью. Важнейшим поставщиком продуктов питания в эпоху Империи для Италии был Египет. «Великий шелковый путь» связал в первые века н.э. Средиземноморье с Восточной Азией. Не менее важны были и культурные контакты и взаимовлияния. Создание греческого алфавита, одного из важнейших достижений греческой цивилизации, демократизировавшего процесс приобщения к знаниям, произошло под влиянием финикийского, греческий язык стал средством общения различных народов Азии в эллинистическую эпоху и Африки. В сокровищницу греческой философии свой вклад внесли многие уроженцы Востока. Христианство, широко распространившееся в первые века н.э. в пределах Римской империи, зародилось в Азии.

Сам процесс становления европейской цивилизации немыслим вне контактов и влияний, пришедших с Азиатского материка. Древнейшие государственные образования Балкан и Крита, видимо, имели структуру, близкую к современным им ближневосточным государствам. Становление самобытной греческой цивилизации, основополагающим элементом которой был полис, могло произойти только в условиях распространения железной металлургии, зародившейся в Передней Азии.

Вычленение истории Европы из общего исторического процесса отнюдь не означает того, что «европейский» путь развития в древности рассматривается авторами тома как наиболее прогрессивный или наиболее типичный. Это вычленение имеет значение методическое - попытаться выяснить специфику исторического развития одного из континентов на всех этапах развития общества, чтобы путем сопоставления с иными путями глубже и яснее понять то общее, что объединяет все человечество.

В античную эпоху Римская империя, распространившая свое могущество на громадные территории, как на Западе так и на Востоке, объединяла под своей властью всю ойкумену. И лишь с ее разделением на западную и восточную части начинается автономное существование отдельных регионов. С этого времени постепенно складывается и понятие «европейская общность», которое отчетливо оформляется в эпоху раннего средневековья, базируясь на тех предпосылках, которые были заложены в античную эпоху.

Уже в этот период на просторах Северной, Центральной и Восточной Европы, а также на севере Балканского полуострова обитавшие там или пришедшие из других мест племена начинают переходить к государственности. На самостоятельные варварские государства распадается также территория бывшей Западной Римской империи.

В рамках этих новых объединений и взаимодействия отдельных этнических элементов - кельтского, германского, италийского, греческого, иберского, славянского, аварского и др. складываются народности, положившие начало политической карте средневековой Европы.

Единство Европы как своеобразной историко-культурной общности при всей пестроте и сложности этнического состава и уровня социального и экономического развития базировалось на том, что все ее народы переживали процесс феодализации. Этому единству способствовало и то обстоятельство, что все жившие на территории Европы народы постепенно включались в сферу влияния как христианства, так и культурных традиций античного мира.

Часть первая

ЕВРОПА В КАМЕННОМ И БРОНЗОВОМ ВЕКЕ

Глава I

ПАЛЕОЛИТ И МЕЗОЛИТ

История Европы с появления в ней древнего человека охватывает около 2 млн. лет, из которых письменными источниками освещены лишь события последних 3 тыс. лет. Весь предшествующий период - продолжительный и сложный, который западные историки называют предысторией (Vorgeschichte, prehistory, prehistoire), примерно в 600 раз более длительный, чем период письменной истории, известен преимущественно по данным археологии, лингвистики, палеоантропологии, геологии, палеонтологии и др.

Количество археологических материалов по древнейшей истории Европы за последние 30 лет чуть ли не удвоилось. Под влиянием многочисленных, зачастую качественно новых материалов старые концепции древнейшей истории Европы постоянно пересматриваются и те представления, которые еще недавно казались незыблемыми, решительно устаревают. Незыблемой остается лишь концепция первобытнообщинной социально-экономической формации, формации, в условиях которой протекала жизнь древних обитателей Европы почти в течение 2 млн. лет.

Быстрое накопление нового материала по древнейшей истории Европы, огромный поток информации на десятках языков, естественно, приводят к тому, что работа по изучению этих материалов в известной мере отстает, запаздывает, и современные обобщающие исследования по этой теме еще не созданы. Однако именно в настоящий момент интерес к проблемам экономической и социальной истории древнейшей Европы необычайно велик, особенно в связи с появлением материалов, полученных с помощью естественных наук, и новых методов их интерпретации, созданных в результате содружества естественных и общественных наук. Возможно, время синтеза еще не наступило, не завершены разработки многих региональных проблем, экономические и социальные аспекты ряда периодов слабо изучены. Поэтому данная попытка краткого рассмотрения древнейших периодов истории Европы не претендует на что-либо большее, чем быть первым опытом в этом направлении, предпринятым в советской науке.

Археология различает три основных «века» (периода, эпохи) в древней истории Европы: каменный, бронзовый, железный. Каменный век - самый длительный из них. В это время основные орудия труда и оружие человек изготавливал из дерева, камня, рога и кости. Лишь в самом конце каменного века древние обитатели Европы впервые познакомились с медью, но использовали ее преимущественно для изготовления украшений. Орудия и оружие из дерева, вероятно, были самыми многочисленными у древнего человека в Европе, но дерево обычно не сохраняется, как и другие органические вещества, в том числе рог и кость. Поэтому основным источником для изучения каменного века служат каменные орудия и остатки их производства.

Текущая страница: 1 (всего у книги 25 страниц) [доступный отрывок для чтения: 17 страниц]

Олег Девлетов
История Европы с древнейших времён до конца XV века

Предисловие

Предлагаемое вниманию читателя учебное пособие посвящено истории Европы. Данный регион не был первым местом на Земле, где появился человек, где в его жизни произошли революционные изменения, способствовавшие появлению цивилизации. Европа в этом смысле вторична. Но именно она стала колыбелью античности, одарившей мир великими достижениями. Античные структуры послужили основой формирования средневековой Европы, которая уже на излете своего существования явила культуру Возрождения. Наконец, именно в Европе родилось индустриальное общество, способствовавшее прогрессу человечества в науке и технике. Европейцы во весь голос заговорили о правах и свободах граждан в новых условиях, о необходимости государственной власти соблюдать баланс интересов в обществе. Европа дала пример массовых движений граждан в борьбе за свои интересы.

Однако именно здесь родились идеи колониализма, именно здесь были развязаны самые кровопролитные войны XX столетия, именно здесь возникли тоталитарные режимы, подчинившие себе целиком и полностью жизнь людей.

Преодолевая груз прошлого, осмысливая настоящее с точки зрения ценности человека, уникальности его существования, Европейский регион не оставил своего лидирующего положения. Идеи прав человека, свободы и демократии, процветания и прогресса, рожденные в Европе, и сегодня на знаменах тех, кто видит свое будущее, будущее своего отечества среди самых передовых сил мира. Понять своеобразие Европейской истории, ее неповторимые черты вам поможет предлагаемое пособие.

Введение

Европейский регион долгое время рассматривался учеными как центр мировой истории. И действительно, именно здесь сложились условия для индустриального переворота, который позволил странам, расположенным в этой части света, сделать мощный рывок и обогнать всех в своем развитии. Ныне такой подход не кажется верным. Страны Азии демонстрируют впечатляющие успехи. Однако европейский регион продолжает играть важнейшую роль в мировом процессе, имея богатое прошлое. Изучение истории Европы помогает понять истоки становления нынешних государств, оценить в полной мере путь развития европейских обществ, их достижения в сфере экономики, политики, культуры, понять своеобразие и составить представление об общих явлениях в мировом историческом процессе.

Наши представления об истории Европы складываются на основе исторических источников. Под историческим источником следует понимать вообще форму, в которой дошли до нас конкретные исторические факты. Это могут быть письменные, вещественные, устные, фольклорные, этнографические, лингвистические, фото– и кино– документы, фоно-документы. В последнее время в качестве исторического источника стал рассматриваться электронный документ.

Ряд специальных и вспомогательных исторических дисциплин также предоставляют материалы для изучения истории. Среди специальных дисциплин – историография (совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе), источниковедение (наука о теоретических и прикладных проблемах изучения и использования исторических источников). К вспомогательным историческим дисциплинам относятся археология, геральдика, историческая география, нумизматика, ономастика, сфрагистика и ряд других наук.

Археология изучает историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным памятникам. Геральдика обращает внимание на изучение гербов: государственных, частных, гербов учреждений, обществ и т.д. Историческая география изучает физическую, экономическую и политическую географию прошлого той или иной страны или территории. Нумизматика исследует монеты и медали, ономастика – значение, историю возникновения географических названий, фамилий и имен людей. Наконец предметом изучения сфрагистики являются печати.

На основе этих данных можно составить полное представление об истории региона, отдельной страны. Находки археологов, сведения древних авторов, предметы быта, анализ языковых структур и многое другое позволяет написать историю Европы до конца средневековой эпохи, краткое изложение которой представлено в предлагаемом пособии. Автором выбран традиционный (последовательный) вариант изложения событий: Первобытность, Античность, Средневековье. Таким образом, настоящее пособие посвящено предыстории Европы, античности и средневековью.

Глава 1. Предыстория Европы

Основные понятия главы:

Палеолит;

Ашельская культура;

Эпоха мустье;

Тотемизм;

Анимизм;

Первобытное искусство;

Мезолит;

Неолитическая революция;

Неравномерность развития;

Энеолит;

Социальная дифференциация;

Имущественная дифференциация;

Иерархическая структура;

Бронзовый век;

Железный век.

Вопрос 1. Периодизация европейской истории в соответствии с материалом орудий труда

Человек появился на просторах Европы примерно 2 миллиона лет тому назад. По письменным источникам можно узнать историю человека в Европе лишь за последние 3 тысячи лет. Остальные страницы туманного прошлого способны приоткрыть данные таких наук как археология лингвистика, палеоантропология, геология, палеонтология и др.

Археология различает три основных периода в древней истории Европы: каменный, бронзовый, железный. Каменный век – самый длительный из них. В это время основные орудия труда и оружие человек изготавливал из дерева, камня, рога и кости. Лишь в самом конце каменного века древние обитатели Европы впервые познакомились с медью, но использовали ее преимущественно для изготовления украшений. Скорее всего, самыми многочисленными у древнего человека были орудия и оружие из дерева, но органические вещества не сохраняются, поэтому каменные изделия являются основными источниками для изучения существования человека.

Каменный век учеными принято подразделять на три части: древний каменный век, или палеолит; средний каменный век, иди мезолит, и новый каменный век, или неолит.

В эпоху палеолита (различают верхний, средний, нижний палеолит) человек, существуя на европейском пространстве, занимался охотой и собирательством. Его каменные орудия были изготовлены без шлифовки и сверления, методом оббивки. Условия жизни того времени были крайне суровыми: палеолит совпадает с плейстоценом – ранней частью ледникового (четвертичного) периода истории Земли.

Мезолит отличается от протяженного по времени палеолита новыми природными условиями – наступлением послеледникового периода. Наряду с охотой и собирательством стали развиваться рыболовство, в том числе и морское, охота на морских млекопитающих, собирание морских моллюсков. Человек научился применять уменьшенные в размерах каменные орудия труда – микролиты.

Однако главное событие в развитии человеческого сообщества на территории Европы происходит в эпоху неолита. Именно тогда присваивающий тип хозяйства заменяется на производящий. На смену охоте, собирательству, рыболовству приходят земледелие и скотоводство. Этот важнейший рубеж называется неолитической революцией, так как кладет основу для возникновения новой стадии в развитии человеческого общества – стадии цивилизации.

После каменного века приходит бронзовый век. Между ними выделяют медно-каменный век (энеолит, халколит), однако этот период прослеживается не во всей Европе, а преимущественно на юге континента. В то время там возникают и достигают расцвета земледельческо-скотоводческие общества, обладающие крупными поселениями, развитыми социальными отношениями, религией и даже протописьменностью.

В эпоху энеолита появляются первые медные орудия крупных размеров – например, боевые топоры, а также украшения из меди, золота и серебра.

Бронзовый век в разных частях Европы продолжался 1– 2 тыс. лет. В первой половине бронзового века изделия из бронзы (сплавов меди) редки, в основном это топоры, кинжалы, ножи, наконечники копий, украшения. А вот во второй части бронзового века появляются первые сельскохозяйственные орудия из бронзы, усовершенствованное оружие (мечи), оборонительные доспехи (шлемы, панцири, поножи), изделия из листовой меди и бронзы, высокохудожественные изделия из золота и бронзы. Бронзовый век в истории Европы заканчивается в начале I тыс. до н. э.

Уже с конца палеолита в древней Европе наблюдается неравномерность экономического и культурного развития. Так, неолитическая эпоха на юго-востоке, а затем и в Центральной Европе существует параллельно с мезолитом на севере и востоке Европы. Энеолит на юго-востоке Европы развивается параллельно палеолиту на западе, севере и востоке этой части света. Ранний бронзовый век на территории Эгейского побережья совпадает с поздним энеолитом в Подунавье и Центральной Европе, энеолитом юга Восточной Европы и поздним неолитом Северной и Северо-Восточной Европы.

Вопрос 2. Становление первобытного человека и общества на территории Европы

Существуют разного род теории антропогенеза (происхождения и развития человека как вида). Длительное время господствовала теологическая версия о Божественном создании человека по образу и подобию Божьему. С XVIII в. начинают развиваться научные представления об антропогенезе. В середине XVIII века К. Линней в своей книге «Система природы» отнёс человека к животному миру, помещая его в своей классификации рядом с человекообразными обезьянами. Он дал название человеку Homo(гоминиды).

Бурный отклик вызвала публикация трудов Ч. Дарвина в середине XIX столетия, в частности, книга «Происхождение видов путем естественного отбора».

Обезьяноподобные предки человека, будучи частью окружавшей их природы, по причине изменения внешних условий постепенно видоизменялись, что и привело к появлению современного человека. Таким образом, по мысли Дарвина важнейшее слово в эволюции имеют биологические факторы. Это – изменчивость (мутации), отбор (оценка средой эффективности этих мутаций) и наследственность (передача этих мутаций). Среди свойств человека, представляющих в нём специфически человеческое, прежде всего, выделяются когнитивные способности (сознание) и язык.

Формирование составляющих сознание когнитивных особенностей современного человека – целеполагания, способности к абстрагированию, воображения, памяти – было определено изменениями организма предков людей. Среди них – увеличение объёма головного мозга – от 500 кубических сантиметров у современных крупных обезьян до 1450 у современного человека, противопоставление большого пальца руки (сделало возможным манипуляцию предметами), формирование современного вида стопы (сделало возможным прямохождение). Это – так называемая гоминидная триада.

Еще одно видение происхождения человека – сугубо биологическая концепция анатома Л. Болька, высказанная в начале XX. Он считал, что человек представляет собой как бы «неповзрослевшую» обезьяну, половозрелый ее зародыш.

В 1876 г. Фридрих Энгельс опубликовал статью «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В ней он сформулировал идею, по которой эволюция человека происходила в основном по социальным причинам. Главной движущей силой преобразования обезьяны в человека, одновременно отличающей их друг от друга, Ф. Энгельс считал трудовую деятельность. «Труд создал человека», а также и его современную анатомию. Переход к прямохождению привел к освобождению рук от функции передвижения. Руки стали использоваться для изготовления и применения орудий труда. Усложнение трудовых операций приводило к увеличению головного мозга, что вновь вызывало усложнение деятельности. Труд также содействовал сплочению коллектива, возникновению речи и, наконец, общества. Конкретным механизмом влияния социокультурной среды на биологическую эволюцию Ф. Энгельс считал закрепление в наследственности приобретенных в процессе труда морфологических признаков.

На важность климатических признаков как внешних условий существования человека указывает концепция Г. Вейнерта (1935 г.). Современный человек возник под воздействием суровых условий ледникового периода. Бороться с этими условиями человеку помогал огонь. Огонь играл огромную роль в жизни первобытных людей – согревал, защищал от свирепых хищников… Человек потерял волосяной покров на теле из-за постоянного ношения одежды и обогревания огнем, большие клыки и челюсти из-за нового способа приготовления пищи на огне и использования огня для борьбы с хищниками. Люди собирались вокруг очагов, что способствовало общению и привело к возникновению речи. Таковы тезисы ученого.

Еще один вариант представлен концепцией Б.Ф. Поршнева, делающего акцент на психологические аспекты эволюции человека.

Таким образом, теории эволюции человека прошли определенный путь развития. В отечественной науке существует представление, что ключевым фактором в эволюционном процессе стала деятельность человека по производству орудий труда. В связи с этим принято считать, что эволюцию человека можно представить в виде следующих основных форм.

Человек умелый (Homo habilis). Жил 2-1,5 млн. лет назад.

Человек прямоходящий (Homo erectus), питекантроп, синантроп. Жил от 1,6 млн. до 200 000 лет тому назад.

Человек разумный (Homo sapiens), неандерталец. Жил от 200 тыс. до 35 тыс. лет назад.

Человек разумный разумный (Homo sapiens sapiens), кроманьонец. Жил 40 тыс. – 10 тыс. лет тому назад.

Рассмотрим развитие человека, его становление и появление первых обществ в соответствии с эпохами, названными по материалам, из которых изготовлялись орудия труда.

Эпоха палеолита.

Древний человек появился в Европе 2 млн. лет назад. Среда его обитания определялись условиями четвертичного или ледникового периода. Длительность этого периода на планете Земля по оценкам некоторых ученых составляла 2,8 или 3-3,5 млн. лет. Именно тогда на территории Европы появилась современная фауна с такими животными, как слон и лошадь. Ледниковый период подразделяют на более раннюю часть (плейстоцен) и более позднюю (голоцен), причем границей между ними принято считать окончание последнего оледенения – около 10 тыс. лет назад.

В период плейстоцена, когда происходили значительные колебания температуры, Европа, пережила шесть-семь оледенений. Основными центрами оледенений были Скандинавия, где толща ледника доходила до 3 км, Новая Земля и Северный Урал. К концу плейстоцена ледник покрывал только Скандинавский полуостров. Эти природные условия формировали соответствующую флору и фауну. Например, во время последнего оледенения тундра и холодные степи продвинулись на юг до Пиренеев, Альп, Динарских гор и Кавказа. И если в теплые периоды представителями европейской фауны вплоть до Англии были гиппопотамы и слоны с прямыми бивнями, то при похолодании стали распространяться мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь, пещерный лев.

Как человек появился на европейской территории? Существуют разные точки зрения. Возможно он пришел из Индии, многие считают, что первые гоминиды прибыли из Африки. Для такого перемещения называются три возможности. Первый кратчайший путь по суше – через Босфор и Дарданеллы, второй – через Тунисский залив, третий – через Гибралтар.

Начальной структурной фазой человека разумного (Homo sapiens) – архантропом – многие антропологи считают древний вид человека прямоходящего (Homo erectus). Следы пребывания и останки такого архантропа находят археологи и в Европе, и в Азии. Однако большой редкостью являются свидетельства пребывания архантропа в Европе в древнейший период палеолита. Так во Франции, в Сан Валье, обнаружили каменное орудие, возраст которого 2,3-2,5 млн. лет. Еще одна группа находок на территории Франции – это Шийяк (1,8 млн. лет назад) и Ля Рош Ламбер (1,5 млн. лет назад). Очень интересным памятником является пещера Шандалья I (Истрия), возраст находок в которой составляет примерно 1,6 млн. лет назад. В пещере найдены два примитивных каменных орудия из гальки, зуб гоминида и много костей млекопитающих, значительная часть которых принадлежала молодым особям лошади, носорога, кабанов и была обожжена. Можно предположить, что уже тогда примитивный человек был знаком с использованием огня.

Древнейшие останки архантропа, найденные на территории Европы, датируются временем 360– 340 тыс. лет назад и представляют собой фрагменты черепа из Вертешсёллёша, череп из Петралоны и челюсть из Мауэра под Гейдельбергом (Германия). Ученые отмечают различия в найденных скелетах первых европейцев и считают, что существовали целый волны расселений древнего человека различного физического типа.

Описать древнего человека типа Homo erectuc (человек прямоходящий) можно следующими характеристиками. Объем мозга – около 1000 куб. см, черепной свод довольно уплощен, лоб слегка выпуклый, нижняя челюсть массивна, но без подбородка, надглазничные валики большие. Двуногое хождение уже было усвоено архантропом, но форма черепа и строение лицевого скелета содержали еще многое от обезьяны.

Как жили древние люди в Европе в самые отдаленные времена? Лучше других известна культура раннего палеолита Европы, названная ашельской (примерно 900 – 600 тыс. лет назад – 170 тыс. лет назад). Она широко распространена на западе и юге Европы, встречается в центре и на востоке – в Закарпатье, Поднестровье, Приазовье и на Кавказе. Одним из характерных орудий этого периода были ручные рубила (орудия универсального назначения длиной 35 см, овально-миндалевидной формы с двумя продольными лезвиями и одним заостренным концом).

По находкам в Терра Амата и Ле Лазаре (Франция) ученые реконструировали жизнь людей той эпохи. Видимо, весеннее и зимнее места обитания различались. В основании легкого жилища в Терра Амата (кстати, древнейшего из найденных на территории Европы) была положена овальная ограда из камней. Длина ее – 8 -16 м, ширина – 4 -6,5 м. Внутри жилища находились очаги и места изготовления орудий. Люди жили здесь, когда занимались охотой на травоядных, сбором морской рыбы, моллюсков и черепах. Рядом в пещере Ле Лазаре было сооружено убежище (размером 11 x 3,5 м). Ученым удалось реконструировать вход, внутренние перегородки, два очага в большем помещении и малое помещение без очагов. Восстанавливаются даже места для сна, своего рода постели из волчьих, рысьих, лисьих шкур и водорослей. Археологи отмечают, что примерно в середине ашельской эпохи начинают появляться региональные различия. Причины их остаются неизвестными, хотя можно предположить различия в экологических условиях и др.

В более позднюю палеолитическую эпоху, которую называют еще мустье (от 125/100 до 40 тыс. лет назад) древний человек расселился почти на всю свободную от ледового покрова территорию Европы, и, конечно, найдено значительно больше памятников того периода. Территория России тогда заселяется вплоть до Волги. Возможно, было два очага развития эпохи мустье – западная Европа и Кавказ. А уже оттуда произошло распространение новых явлений на остальную Европу.

В этот период произошли изменения в орудиях труда человека. Основным орудием становится скребло, которое использовали для обработки дерева и шкур, для строгания, резания и даже сверления.

Люди эпохи мустье жили в пещерах и гротах, под скальными навесами, реже – на открытых местах. Они продолжали заниматься охотой и собирательством, но в этой охоте стали появляться отличия, связанные с определенным видом преследуемого животного. Например, в Крыму охотились почти исключительно на дикого осла и сайгу, на Кавказе, в Воронцовской пещере, 98,8 % остатков фауны принадлежат пещерному медведю, в венгерском местечке Эрде объектом весенней охоты древних людей был в основном пещерный медведь (было убито около 500 особей), а летней – лошади и гиппопотамы.

По-прежнему люди жили в доплеменном родовом обществе мелкими изолированными группами – общинами, члены которых были связаны общими хозяйственными интересами и узами родства. Но появляются изменения, связанные с духовной сферой. Археологи находят первые погребения, и следы ритуалов, возможно связанных с зарождением тотемизма.

Тотемизм – вера в сверхъестественную связь между племенем, общиной, группой людей и животным, птицей. Считается одной из первых ступенек религиозного сознания

Например, встречаются случаи особого обращения с черепами и костями медведей: черепа складывают в специальные ниши в пещерах или в ящики из каменных плит (Драхенлох, Швейцария; Петерсхёле, Германия), кости погребают в специальных каменных сооружениях (Регурду, Юго-Западная Франция). Видимо, медведь – пещерный или бурый, – был тотемом для многих родов.

Существуют данные о применении, правда крайне редком, орнаментации – ритмичные повторения нарезок на костях или камнях, а также об использование краски – в первую очередь красной охры.

Появление погребений должно свидетельствовать о том, что древние люди уже осознавали свое отличие от животного мира. Быть может, в их головах зарождались какие-то смутные представления о «жизни после смерти».

Внешность человека в эпоху среднего палеолита претерпела изменения. По найденным останкам неандертальцев можно описать как низкорослых, или среднего роста людей, большеголовых. У них отсутствует подбородочный выступ, имеется выступающие надглазные дуги, низкий уплощенный череп, затылочный выступ. Объем мозга у неандертальцев не меньше, а подчас даже больше, чем у современного человека. Структура мозга, однако, более, примитивна, например, слабо выражены лобные доли мозга. Необходимо отметить, что наряду с типом неандертальца в Европе существовали и другие формы первобытного человека. Вероятно, на континенте происходило скрещивание популяций, которое приводило к тому, что мутации или генетически благоприятные адаптации переносились и возрастали.

Быть может, к концу среднего палеолита начинается процесс формирования Homo sapiens sapiens и выделения расовых групп и антропологических типов. Эти процессы ярко проявятся в верхнем, последнем периоде палеолита, начало которого датируется временем от 37 до 32 тыс. лет назад.

Верхний палеолит – время возникновения и высокого взлета искусства. Изменения, имевшие место на грани между средним и верхним палеолитом, затронули не только технику изготовления орудий, хозяйственную деятельность человека, но и его физический облик. Человек верхнего палеолита – это Homo sapiens sapiens, или кроманьонский человек, по антропологическим характеристикам стоящий очень близко к современному человеку. Но как место неандертальского населения заняла популяция Homo sapiens sapiens, остается во многом неясным.

В верхнем палеолите не только увеличивается плотность населения, но и, расширяется человеческая ойкумена, охватывая новые области на севере и северо-востоке Европы и поднимаясь в горные районы. По мнению ряда ученых, лук и стрелы распространяются в Европе именно в это время. Охотники-собиратели верхнего палеолита имели общинно-родовую организацию. Минимально община состоит из совокупности нескольких семей, связанных кровно-родственными или близкородственными связями. Она насчитывала в среднем из 25 членов. Общины могли образовывать более крупное объединение, связи внутри которого осуществлялись через общие ритуалы, а также сеть браков, которая гарантировала биологическое сохранение его членов. Такое объединение насчитывало от 200 до 500 человек, в него входило от 7 до 19 минимальных общин.

В духовной жизни кроманьонцев широко распространился тотемизм и анимизм в сложном переплетении с охотничьей магией.

Анимизм – одушевление природы

Об этом свидетельствуют погребения, найденные ученым. Погребальный обряд имел устоявшиеся нормы: были найдены сильно скорченные погребения на боку, с коленями, подтянутыми почти к подбородку, посыпанные красной охрой, в могилах имелись орудия труда, оружие, украшения – бусы и подвески. Засвидетельствованы и погребальные сооружения – надмогильные холмики, выкладки из костей или плит.

В верхнем палеолите Европы развивается и достигает первого взлета искусство. Ученые выделяют две большие группы произведений первобытного искусства. Это – наскальная и пещерная живопись, а также гравировка, своего рода монументальное искусство. В качестве примеров можно привести гроты Дордони (Франция), пещеры в Пиренеях (Северная Испания). В некоторых из них найдены десятки и сотни изображений. Самые известные из пещер – Альтамира в Испании, Ласко и Фон-де-Гом во Франции.

Изображения, первоначально выполненные в технике гравировки, однотонно закрашенные, меняются в сторону многоцветных изображений. Древние художники пытаются дать представление о перспективе и о движении животного, причем человеческие фигуры в этом искусстве редки.


Рис. 1. Пещера Альтамира


Второй вид первобытного искусства – произведения из рога, кости и камня. Это – малые формы и первое появление декоративного искусства. Например, женские фигурки высотой от 12 до 25 см из бивня мамонта, найденные на территории Франции, Италии, Австрии и др.

Районы, где зародилось первобытное искусство, немногочисленны. Это – Средиземноморская область – преимущественно Италия, Восточная область, которая простирается от Центральной Европы до Сибири (например, Капова пещера на Урале). Но важнейшим по объему представленных памятников археологами считается франко-кантабрийский регион, к которому относится территория от Астурии на севере Испании до Прованса на юго-востоке Франции, то есть южная половина Франции и северная полоса Испании у Бискайского залива.

Мезолит.

Примерно 10 тыс. лет назад началось наступление постледникового периода, или голоцена. Оно ознаменовалось значительными изменениями природных условий в Европе. Экологические изменения после конца оледенения имели комплексный характер: менялись и температура, и влажность, а вместе с ними – растительность и животный мир. В конце плейстоцена вымерли многие из гигантских травоядных, составлявших характерную черту фауны ледникового периода. Мамонт на Украине существовал до XI тыс., а шерстистый носорог и степной бизон – до IX– VIII тыс. Исчезли мускусный бык, гигантский олень, лев, гиена, а северный олень и песец значительно продвинулись на север.

Начавшийся в Европе во второй половине IX тыс. д.н.э. значительный сдвиг на север температурных зон означал, что человеком могли быть заселены те регионы, которые ранее были для него недоступны, например север Скандинавии и Шотландии или высокогорные зоны – Швейцарские Альпы.

С изменением характера животного мира изменились методы и приемы охоты. В центре внимания охотников мезолита оказались животные, жившие поодиночке или небольшими группами. Охота стала более сложной и менее успешной. Мезолитическое население Европы вынуждено было обратиться к добыче иных пищевых ресурсов – к рыбной ловле, морскому промыслу, собиранию морских моллюсков, более интенсивному собирательству семян и плодов.

Человек стал вести более подвижный образ жизни, используя в разное время года различные экологические зоны своей территории. Появился специфический тип памятников на берегах Средиземного и Северного морей и Атлантического океана – раковинные, или кухонные, кучи (кьёккенмёдинги). Они представляли собой скопления остатков человеческой жизнедеятельности в виде обширных куч раковин морских моллюсков, смешанных с костями морских и сухопутных млекопитающих – объектов охоты мезолитических общин. Сами общины стали менее крупными, а количество сезонов, когда община могла собираться целиком, сократилось.

Характерной чертой большинства мезолитических культур Европы является обилие микролитов – орудий, сделанных из мелких пластин или отщепов и имеющих геометрические формы (треугольники, трапеции, сегменты и др.). Они чаще всего служили наконечниками стрел и метательных дротиков, но могли использоваться в качестве составных орудий. Примером новых явлений в жизни европейцев могут служить данные о пещере Франхти (Греция). Здесь ученые нашли обсидиан, который привозили с о. Мелос, находящегося на расстоянии 150 км от Франхти.

Следовательно, примерно на рубеже третьей и четвертой четвертей VIII тыс. д.н. появились лодки, и началось мореходство. Рыболовство играло существенную роль в хозяйстве обитателей пещеры. С лодок, вероятно, ловили крупную рыбу типа тунца. Единственным домашним животным в эпоху мезолита была собака.

Неолит и неолитическая революция.

Кардинальные изменения в жизни первобытного человека произошли в эпоху неолита. Новый каменный век начинается в Европе на рубеже VII и VI тыс. д.н.э. и захватывает районы крайнего юго-востока Европы, юг Балкан, и Северо-Западное Средиземноморье. Одновременно существуют мезолитические поселения. Завершение неолита на территории Европы происходит разновременно. На Балканах, в Нижнем и Среднем Подунавье неолит довольно быстро сменяется энеолитом (медно-каменным веком), или медным веком. В других регионах, например в Прибалтике и Скандинавии, энеолит не выделяется, на смену неолиту непосредственно приходит бронзовый век.

Неолит – новая эра в истории Европы и всего человечества. Появление земледелия и скотоводства, переход к производящему характеру хозяйства приводит к устойчивой оседлости, к постоянным поселениям и более прочно построенным жилищам. Такой порядок сохраняется тысячелетиями, вплоть до возникновения и распространения городов. Отношения обмена получают для своего развития новый импульс. Новый тип хозяйства способствует росту населения, его концентрации в более крупных поселениях, а также переселению земледельцев и скотоводов на новые территории. Впервые неравномерность в развитии отдельных регионов Европы выступает отчетливо и ярко.

В неолитическую эпоху появляется новая техника изготовления каменных орудий – шлифовка и полировка, посуды и других изделий из обожженной глины – керамики.

Европа не являлась тем центром, где процесс перехода к неолиту свершился независимо. Она находилась вблизи переднеазиатского, древнейшего центра возникновения земледелия и скотоводства. И, когда первые свидетельства производящего хозяйства появились на юге Балканского полуострова на рубеже VII и VI тыс. д.н.э., неолитическая революция на Ближнем Востоке, начало которой относят к IX – VIII тыс. д.н.э., уже закончилась.

Новые явления отразились на социальной структуре общества. Именно с переходом к неолиту ученые связывают появление племенного общества. Увеличились количества и размеры поселений, плотность их застройки, количество их обитателей. Значительно возросло население древней Европы.

Земледельческое население Европы медленно распространялось с юга, Балкан, на север, северо-запад и северо-восток. Оно соседствовало с охотниками-собирателями. И это соседство не всегда было конфликтным. Но влияние на окружающий ландшафт земледельцев оказалось значительным: часть лесов была расчищена, появились новые, неместные растения и животные, и тогда вероятность столкновений с охотниками и собирателями становилась все большей. Преимущество было за земледельцами, которые имели более крупные общины. В результате охотники и собиратели оказывались в районах, расположенных на окраинах ареала земледельческих культур.