Тест по языкознанию 1 курс. Проверочный тест по курсу «Общее языкознание. Основные функции языка

Контрольные тесты

1. Общее языкознание изучает:

А) законы происхождения, развития, строения и функционирования конкретного языка;

Б) общие законы происхождения, развития, строения и функционирования языков.

2. Внутреннюю организацию языка изучают науки:

А) когнитивная лингвистика, контрастивная лингвистика, социолингвистика;

Б) фонетика, морфология, синтаксис, лексикология.

3. Процессы порождения и восприятия речи изучает:

А) социолингвистика;

Б) синтаксис;

В) психолингвистика.

4. Когнитивная лингвистика изучает…

А) процессы порождения и восприятия речи;

Б) взаимодействие языка и культуры;

В) процессы структурирования человеческого знания в языке.

5. Сравнительным изучением языков занимаются науки, входящие в раздел

А) интралингвистика;

Б) компаративистика;

В) экстралингвистика.

6. Языкознание относится к числу…

А) гуманитарных, общественных наук;

Б) естественных наук.

7. Основой для развития общей теории языкознания явилось…

А) сопоставительное языкознание;

Б) сравнительно-историческое языкознание;

В) когнитивная лингвистика.

1. Язык по своей сущности явление…

А) биологическое;

Б) социальное;

В) психическое.

2. Укажите неверное утверждение:

А) физические признаки человека не имеют отношения к языку;

Б) существование и развитие языка подчинено законам природы;

В) язык возникает и развивается только в коллективе людей.

3. Сущность языка проявляется в его свойствах:

А) выражать чувства и эмоции, влиять на психику людей, устанавливать контакт с собеседником, создавать художественных тексты;

Б) осуществлять выражение мысли, называть объекты и явления действительности, накапливать знания в словесной форме, быть средством познания мира, средством получения новых знаний.

4. Основная функция языка:

А) регулятивная;

Б) контактная;

В) коммуникативная.

5. Функция использования языка как средства влияния на психику

другого человека называется…

А) символической;

Б) регулятивной;

В) суггестивной.

1. Положение о том, что язык как система существует в сознании человека, а функционирует он в речи, обосновал…

А) И.А. Бодуэн де Куртенэ;

Б) Ф. де Соссюр;

В) В. фон Гумбольдт.

2. Система знаков, которая хранится в мозгу человека, называется…

В) текст.

3. Л.В. Щерба предложил разграничить следующие аспекты языка:

А) речевая деятельность, языковая система, языковой материал;

Б) языковая система, речевая деятельность, языковая способность.

4. Укажите неверный вариант характеристики особенностей языка в сравнении с речью:

А) средство общения, явление социальное, относительно стабильная система знаковых единиц, независимая от ситуации и обстановки общения;

Б) процесс общения, явление физическое и физиологическое, вариантное, контекстно и ситуативно обусловленное.

5. Совокупность психологических и физиологических условий, которые обеспечивают говорение и понимание, называется…

А) речевой деятельностью;

Б) языковой способностью;

В) языковой компетенцией.

6. В каких основных аспектах проявляется языковая деятельность?

А) …в языковой системе и речи;

Б) …в говорении и понимании;

В) …в языковой системе, речи и тексте.

1. Язык животных…

А) передается по наследству, имеет ограниченный набор смыслов, однонаправленность коммуникации, закрытость;

Б) не передается по наследству, усваивается в результате обучения, передает любую информацию.

2. Искусственные языки создаются для того чтобы…

А) обеспечить приспособление к окружающей среде;

Б) передавать ограниченную информацию в определенных условиях;

В) дать людям простое, легко изучаемое средство международного общения.

3. В искусственных языках волапюк, интерлингва, эсперанто…

А) грамматика конструируется, а словарный состав заимствуется из естественных языков, частично видоизменяясь;

Б) грамматика и словарный состав конструируются по собственным правилам.

4. Отметьте те языки / азбуки, которые выполняют компенсаторную функцию:

А) дактилология;

Б) жестовая речь;

В) азбука Морзе;

Г) азбука Брайля.

5. К системе условных сигналов относятся:

А) светофор, химические формулы, сигнальные ракеты, язык цветов;

Б) жесты, мимика, физический контакт, паузы.

1. Укажите неверное утверждение: Мышление – это…

А) высшая форма отражения действительности;

Б) субъективная реальность;

В) объективная реальность.

2. Согласно теории вербальности мышления…

А) язык является материальной опорой мышления;

Б) мышление не связано с речедвигательным кодом.

3. Укажите неверное утверждение:

А) УПК имеет сенсорную природу;

Б) УПК содержит признаки словесного языка.

4. Кем впервые была высказана мысль о влиянии языка на мышление?

А) Ф. де Соссюром;

Б) В. фон Гумбольдтом;

В) Э. Сепиром.

5. По теории языковой относительности…

А) каждому языку соответствует своя логика мышления;

Б) развитие языка определяется обществом.

6. Каким термином обозначается совокупность зафиксированных в

единицах языка представлений народа о действительности на определенном этапе развития этого народа – а) когнитивная картина мира;

Б) языковая картина мира.

1. Согласно лингвистической теории Ф. де Соссюра языковой знак – это…

А) двусторонняя психическая сущность;

Б) односторонняя сущность.

2.Семиотика – это наука…

А) о знаковых системах в природе и обществе;

Б) специфике языковых знаков.

3. Укажите, какой из признаков знака указан неверно:

А) имеет идеальный характер;

Б) не связан с обозначаемым предметом причинной связью

В) обозначает нечто, находящееся вне него.

4. Согласно унилатеральной концепции знака

А) значение не является составной частью звуковой оболочки слова;

Б) значение входит в знак.

5. Между планом выражения системы языка и планом содержания существует

А) полное соответствие;

Б) асимметричное соотношение.

6. Укажите верное утверждение:

А) семиотика раскрывает один из аспектов языка – знаковый;

Б) языковой знак не отличается от множества других знаков.

1. Укажите неверное утверждение: Система – это…

А) сложное целое, состоящее из взаимозависимых и взаимообусловленных элементов и выполняющее единую функцию;

Б) совокупность связей и отношений между элементами.

2. В системе языка:

1) отношения иерархии отражают…

А) противопоставление единиц;

Б) вхождение простых единиц в более сложные, зависимость одних единиц от других;

2) в системе языка парадигматические отношения – это

А) отношения единиц, расположенных линейно, в высказывании;

Б) отношения в группе, образованной из единиц, имеющих сходства и

различия;

3) отношения мотивации отражают…

А) связь плана выражения и плана содержания;

Б) связь новой, производной единицы языка с исходной единицей.

3. Почему язык представляет собой гетерогенную систему? Исключите лишнее.

А) его образуют однородные элементы;

Б) его образуют неоднородные элементы;

В) в нем есть нерегулярные элементы.

4. Давление системы проявляется в том, что…

А) в системе есть нереализованные возможности;

Б) нерегулярные элементы стремятся подстроиться под типовые.

5. Чем определяется динамизм языковой системы? Исключите лишнее.

А) противопоставленностью языковой традиции и живой языковой практики;

Б) противоречием между системой и структурой языка в ходе его развития;

В) наличием вариативности элементов системы языка.

6. Какой уровень не является основным уровнем языка?

А) фонологический;

Б) лексический;

В) фономорфологический;

Г) синтаксический.

7. Какая модель языка характеризуется в определении: нечетко ограниченная совокупность системно организованных разнородных единиц, объединенных общим признаком или функцией:

А) уровневая модель языка;

Б) полевая модель;

В) ассоциативно- вербальная модель.

1. Фонетика как наука изучает…

А) звуки с точки зрения их смыслоразличительной функции;

Б) акустические и артикуляционные особенности звуков, изменение

звуков в речевом потоке.

2. Элементами фонологической системы языка являются

А) аллофоны;

Б) фонемы;

В) звуки.

3. Определение фонемы как звукового типа, в котором объединяются звуки, близкие на слух и по артикуляции, принадлежит…

А) московской фонологической школе;

Б) ленинградской фонологической школе;

В) лондонской фонологической школе.

4. Фонологическое содержание фонемы – это…

А) совокупность ее постоянных признаков;

Б) совокупность ее различительных (дифференциальных) признаков;

В) совокупность переменных признаков.

5. Основные типы оппозиций фонем описал…

А) И.А. Бодуэн де Куртенэ;

Б) Н.С. Трубецкой;

В) Л.В. Щерба.

6. Структура системы фонем любого языка определяется…

А) привативными, одномерными, пропорциональными оппозициями;

Б) привативными, многомерными, изолированными оппозициями.

7. Просодический уровень языка образуют…

А) ударение и интонация;

Б) ударение, интонация и чередование звуков;

В) ударение и слоги.

8. В консонантных языках преобладают…

А) гласные звуки;

Б) согласные звуки.

9. Дистрибуция – это…

А) противопоставление фонем по парам;

Б) совокупность всех возможных окружений (сочетаний), в которых

встречается фонема.

10. Согласно теории силлабофонем фонема содержит…

А) образ слога;

Б) образ звука.

1. Морфология как часть грамматики изучает…

А) систему слов;

Б) систему грамматических категорий, грамматических средств.

2. Как называется иерархическая организация слов по корневым и словообразовательным морфемам?

А) словообразовательная подсистема;

Б) словоизменительная подсистема.

3. Традиционно части речи выделяются на основании…

А) синтаксического и семантического критериев;

Б) морфологического, синтаксического и семантического критериев;

В) морфологического критерия.

А) большие группы слов по словоизменительным аффиксам;

Б) система противопоставленных друг другу грамматических форм,

выражающих общее грамматическое значение.

5. Укажите, в каком ряду приведены только примеры лексикограмматических разрядов слов:

А) вид глагола, падеж существительного, качественные и относительные прилагательные;

Б) переходные и непереходные глаголы, одушевленные и неодушевленные существительные, качественные и относительные прилагательные.

1. Укажите, какой макрокомпонент слова несет информацию о наиболее общих и существенных признаках слова:

А) денотативный;

Б) коннотативный.

2. Укажите, какой макрокомпонент несет информацию об особенностях функционирования единицы в речи:

А) коннотативный;

Б) функциональный.

3. Для обозначения звуковой оболочки слова используется термин:

А) семема;

Б) лексема.

4. Какие из признаков слова не имеют абсолютной силы, то есть действуют не во всех языках:

А) фонетическая оформленность;

Б) грамматическая оформленность;

В) наличие значения;

Г) непроницаемость;

Д) воспроизводимость в речи.

5. Внутренняя форма слова – это…

А) элемент значения, отражающий признак, который был положен в

основу наименования предмета;

Б) совокупность отражаемых словом признаков предмета.

1. В основе системной организации лексики лежит…

А) семантика слов;

Б) системность мира.

2. Системность лексики проявляется:

А) в возможности объединения слов на основе семантики в группы;

Б) в многозначности слов.

3. Какое объединение слов характеризуется в следующем определении: большая группа слов одной части речи, объединенных одним словом –

идентификатором, значение которого полностью входит в значение остальных слов группы:

А) тематическая группа;

Б) ассоциативная группа;

В) лексико-семантическая группа.

4. Укажите верное определение лексико-семантического поля:

А) совокупность большого числа слов разных частей речи, словосочетаний и фразеологизмов, относящихся к одной сфере действительности;

Б) совокупность слов разных частей речи, связанных в сознании человека с определенным словом – стимулом;

В) совокупность большого числа слов одной или разных частей речи,

объединяемых общим понятием.

5. Системная организация лексики в целом имеет…

А) иерархическую структуру;

Б) полевую структуру.

6. В характеристике основных особенностей лексической системы языка исключите лишнее:

А) многомерность;

Б) вариативность;

В) жесткость;

Г) открытость.

1. Изучением плана выражения предложения занимается…

А) конструктивный синтаксис;

Б) коммуникативный синтаксис.

2. Структурная схема предложения – это…

А) совокупность двух словоформ, выражающих субъект и предикат

Б) совокупность всех членов предложения.

3. Структурная схема является знаком…

А) пропозиции;

Б) предикативности;

В) модальности.

5. Модальность передает…

А) соотнесенность высказывания с моментом речи;

Б) отношение сообщаемого к действительности в плане возможности

Или невозможности осуществления.

6. В аспекте плана содержания позиционная схема предложения является знаком…

А) предикативности;

Б) пропозиции

7. Как называется совокупность семантических компонентов, описывающих ситуацию, о которой говорится в предложении:

А) пропозиция;

Б) позиционная схема

8. Как называется часть предложения, содержащая новую для собеседника информацию?

А) схема;

Г) пропозиция.

9. Укажите неверное утверждение:

А) актуальное членение предложения совпадает со структурным

членением;

Б) актуальное членение предложения – это смысловое членение

предложения на известную и новую информацию.

1. Диахроническое описание языка предполагает изучение…

А) изменений языка в границах одного и того же состояния;

Б) изменений языка в разные периоды времени.

2. Что понимается в диахроническом изучении языка под дифференциацией?

А) …процесс взаимодействия между диалектами одного языка или

Б) …социально обусловленное расслоение языка;

В) …исторически обусловленный процесс дробления языка на диа-

лекты или на отдельные родственные самостоятельные языки.

3. Звуковые законы…

А) фиксируют соответствия звуков в разные периоды развития одно-

го или нескольких родственных языков;

Б) отражают чередование звуков.

4. Самые древние части речи – это…

А) имя существительное и прилагательное;

Б) имя существительное и глагол;

В) глагол и наречие.

5. Самым древним типом предложения было…

А) двусоставное;

Б) односоставное;

В) односоставное безличное предложение.

6. В древнем предложении связь между словами осуществлялась…

А) при помощи союзов;

Б) при помощи примыкания;

В) при помощи примыкания и уподобления.

7. В развитии сложного предложения большую роль сыграли…

А) причастия и причастные обороты;

Б) выделение логического субъекта и предиката.

1. Отметьте внешние (экстралингвистические) факторы развития языка:

А) контакты языков;

Б) действие аналогии;

В) языковая политика;

Г) революции, войны;

Д) миграция населения;

Е) речевая экономия.

2. Закон экономии речевых усилий состоит…

А) в стремлении человека минимизировать умственные и физические

усилия в речевой деятельности;

Б) в стремлении языка включать каждый новый факт речи в определенную систему языковых форм.

3. В чем проявляется саморазвитие языка?

А) в борьбе противоположностей;

Б) в эволюционном развитии.

4. Самой подвижной подсистемой языка, отражающей изменения в

жизни общества, является…

А) словарный состав;

Б) грамматика;

В) словообразование.

5. Почему язык перестает развиваться, «умирает»? Исключите лишнее.

А) в связи с переменами в общественной жизни;

Б) в связи с тем, что распадается общность говорящих на нем людей;

В) в связи с тем, что язык утрачивает общественные функции.

6. С чем связан прогресс в развитии языка? Исключите лишнее.

А) …с изменением его внутренней структуры;

Б) …с расширением общественных функций языка;

В) …с развитием возможностей выразить новое содержание.

1. В чем проявляется двусторонняя связь языка и общества?

А) язык – необходимое условие существования общества;

Б) развитие языка определяется обществом;

В) язык возникает только в обществе, а существование общества

обеспечивается коммуникацией на базе языка.

2. Общенациональный язык существует в нескольких формах:

А) книжная и разговорная речь;

Б) литературный язык, диалекты, жаргон, просторечие;

В) научный, официально-деловой, публицистический, разговорный

3. Какой из признаков не является типичным для литературного языка:

А) устная форма существования;

Б) кодификация норм;

В) стилистическая дифференциация.

4. Литературный русский язык – это…

А) язык художественной литературы;

Б) строго нормированная форма языка;

В) книжный вариант русского языка.

5. К ненормативным формам языка относятся…

А) территориально ограниченная форма;

Б) литературный язык;

В) социальные диалекты;

Г) просторечие.

6. Основная сфера функционирования территориально ограниченной

А) научная сфера;

Б) обиходно-бытовое общение;

В) публицистика.

7. Чем обусловливается социальная дифференциация языка?

А) …наличием территориальных диалектов;

Б) …социальной дифференциацией общества;

В) …языковыми контактами.

8. Каковы последствия коренных общественных изменений (война,революция) для развития языка? Исключите лишнее.

А) расширение сферы использования литературного языка;

Б) демократизация языка;

В) обновление политической лексики и фразеологии;

Г) смещение диалектных границ;

Д) языковой пуризм.

9. Как называется совокупность политических, юридических, адми-

нистративных и экономических мер, предпринимаемых государством для

целенаправленного развития языка?

А) языковая политика;

Б) языковая ситуация.

Ключ к тестам

Тест № 1: 1б, 2б, 3в, 4в, 5б, 6а, 7б. Тест № 2: 1б, 2б, 3б, 4в, 5в. Тест № 3:

1б, 2б, 3а, 4б, 5б, 6в. Тест № 4: 1а, 2в, 3а, 4а, б,г; 5а. Тест № 5: 1в, 2б, 3б,

4б, 5а, 6б. Тест № 6: 1а, 2а, 3а, 4а, 5б, 6а. Тест № 7: 1б; 2: 1)б; 2)б; 3)б; 3б,

4б, 5в, 6в, 7б. Тест № 8: 1б, 2б, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 8б, 9б,10а. Тест № 9: 1б,

2а,3б, 4б, 5б. Тест № 10: 1а, 2б, 3б, 4б, г; 5а. Тест № 11: 1а, 2а, 3в, 4в, 5б,

6в. Тест № 12: 1а, 2а, 3б, 4в, 5а, 6б, 7а, 8в, 9а. Тест № 13: 1б, 2в, 3а, 4б,

5в, 6в, 7а. Тест № 14: 1а, в, г, д; 2а, 3а, 4а, 5а, 6а. Тест № 15: 1в, 2б, 3а, 4б,

Основная литература

1. Попова З.Д. Общее языкознание: учеб. пособие / З.Д. Попова,

И.А. Стернин. – М. : АСТ: Восток–Запад, 2007. – 408 с.

2. Введение в языкознание: курс лекций – Воронеж: Истоки, 2004. – 154 с.

3. Практикум по курсу «Введение в языкознание»: учеб. пособие / сост.

О.Н. Чарыкова. – Воронеж: Истоки, 2008. – 58 с.

4. Общее языкознание: в 2 ч. Ч. 1: Общие проблемы языка: учеб.-метод.

пособие / сост. Н.А. Козельская. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та,

2004. – 36 с.

5. Общее языкознание: в 2 ч. Ч. 2: Система языка: учеб.-метод. пособие / сост.

Н.А. Козельская. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. – 44с.

Дополнительная литература

1. Горелов И.Н. Основы психолингвистики: учеб. пособие / И.Н. Горелов,

К.Ф. Седов. – М. : Лабиринт, 2002. – 256 с.

2. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типоло-

гия языков: учеб. пособие / Н.Б. Мечковская. – 2-изд. – М. : Флинта:

Наука, 2001. – 312 с.

3. Стернин И.А. Язык и мышление: учеб.-метод. пособие / И.А. Стернин. –

Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. – 23 с.

I вариант

1. Изучением общих проблем, связанных с устройством и функционированием любого языка в обществе, занимается

A) языковедение

B) частное языкознание

C) филология

D) общее языкознание

2. Когнитивная функция языка – это способность

B) выражать внутреннее состояние говорящего

C) служить средством общения

3. Отношения, которые связывают единицы языка одного уровня в системе, называют

A) лингвистическими

B) парадигматическими

C) стилистическими

D) синтагматическими

4. Элементарная минимальная часть значения, его компонент – это

D) архисема

5. К непредельным (недискретным) единицам языка относятся

C) квазиморфемы

D) свободные словосочетания

6. Грамматика Пан́ини излагает

A) грамматическую систему санскрита

B) лексическую систему санскрита

C) фонетическую систему санскрита

D) стилистические особенности санскрита

7. Первые центры арабской лингвистики возникли в Басре и Куфе в

B) VII – VIII в.

8. Парадигматика – это

9. У истоков отечественной психолингвистики стояли

A) И. А. Бодуэн де Куртене, С. Карцевский

B) В. В. Виноградов, Л. В. Щерба

C) Ф. Ф. Фортунатов, Ф. И. Буслаев

D) Л. С. Выготский, А. М. Леонтьев

10. Языковые знаки представляют следующий вид семиотических единиц

A) копии или изображения

B) признаки или симптомы

C) знаки-символы

D) собственно знаки

11. Сложную сущность языка представлял в целом ряде антиномий (диалектических противоречий)

A) В. фон Гумбольдт



D) Г. Штейнталь

12. Представители бихевиористского направления в психологии

C) не имеют никакого отношения к становлению психолингвистики

13. «Общая рациональная грамматика», разработанная учеными-монахами «По́р - Рояля» опиралась на

B) философию

C) психологию

D) естествознание

14. Национальный билингвизм характерен для такой языковой ситуации, когда

A) граждане страны используют разговорный и литературный язык

B) граждане страны знают родной диалект и национальный язык

C) в стране живут люди разных национальностей

D) в стране используются два языка в качестве государственных

15. Заслугой младограмматиков является

A) открытие ими языкового закона

D) эмпиризм и индуктивизм

16. В числе основоположников социологического направления в языкознании были

B) А. Мейе, Л. Блумфильд, А. Бергсон

C) Ф. де Соссюр, В. фон Гумбольдт, Л. Ельмслев

17. Тезис «Язык, рассматриваемый в самом себе и для самого себя, - является единственным и истинным объектом языкознания» принадлежит известному лингвисту

A) Ш. Балли

C) Ф. де Соссюру

D) Ж. Вандриесу

18. Теорию психологической коммуникации выдвинул

A) А. Х. Востоков

B) А. А. Шахматов

C) А. А. Потебня

D) Ф. И. Буслаев

19. Московская лингвистическая школа является представителем

A) логического направления в языкознании

B) формального направления в языкознании

C) психологического направления в языкознании

D) социологического направления в языкознании

20. Лингводидактика – это

II вариант

1. Диахронические универсалии – это

A) грамматические универсалии, представленные в древних языках

B) общие тенденции в развитии различных языков

C) история формирования и развития одной из синтаксических категорий

D) семантические универсалии, утратившие свое значение

2. Понимание фонемы как минимальной единицы психофонетики связано с именем

A) Бодуэна де Куртене

B) Е. Д. Поливанова

C) Н. В. Крушевского

D) В. А. Богородицкого

3. В чем сущность концепции Н. Хомского?

A) Переход языка из предметной формы в форму деятельности

B) Надиндивидуализация речевой деятельности

C) Представление об универсальности врожденных правил оперирования языком

D) Речевая деятельность как один из видов человеческой деятельности

4. Пиджин возникает в результате

B) исчезновения какого-либо языка для его замены

D) массовых межэтнических контактов

5. «Новое учение о языке» разработал

A) В. В. Виноградов

B) И. И Мещанинов

C) Н. Я. Марр

D) Л. В. Щерба

A) модальность, время, лицо

B) время, лицо

C) модальность, лицо

D) модальность, время

7. Лингводидактика – это

A) педагогическая дисциплина, занимающаяся развитием речи ребенка

B) научная дисциплина, занимающаяся описанием системы языка и его единиц в учебных целях

C) лингвистическая дисциплина, занимающаяся становлением языковой способности

D) дисциплина, разрабатывающая проблемы высшего образования

8. Возникновение народностей связано с

A) развитием производительных сил общества

B) заменой прежних племенных связей территориальными связями

C) появлением частной собственности и распадом первобытнообщинных отношений

D) развитием производительных сил общества, появлением частной собственности, распадом первобытнообщинных отношений и заменой прежних племенных связей территориальными связями

9. Деление человечества на расы полностью связано с делением населения

A) территориальным

B) этническим

C) социальным

D) религиозным

10. Отношения, которые связывают единицы языка одного уровня в системе, называют

A) лингвистическими

B) парадигматическими

C) стилистическими

A) А Леонтьев

B) Дж. Миллер

C) Л. В. Щерба

D) Л. С. Выготский

12. К непредельным (недискретным) единицам языка относятся

C) квазиморфемы

D) свободные словосочетания

13. Московская лингвистическая школа представляет

14. Элементарная, минимальная часть значения, его компонент – это

D) архисема

15. Деятельность Пражского лингвистического кружка связана с

A) дескриптивной лингвистикой

B) глоссематикой

C) социолингвистикой

D) функциональной лингвистикой

16. Теорию психолингвистической коммуникации выдвинул

A) А. Х. Востоков

B) А. А. Потебня

C) А. А. Шахматов

D) Ф. И. Буслаев

17. Языки, используемые для межнационального общения, - это

A) африкаанс, суахили

B) английский, русский

C) литовский, армянский

D) китайский, монгольский

18. Сложную сущность языка представлял в целом ряде антиномий (диалектических противоречий)

A) В. фон Гумбольдт

D) Г. Штейнталь

19. Когнитивная функция языка – это способность

A) выражать внутреннее состояние говорящего

B) служить средством общения

C) воздействовать на адресат речи

D) служить средством познания окружающего мира, выражать деятельность сознания

20. Изучением общих проблем, связанных с устройством и функционированием любого языка в обществе занимается

A) языковедение

B) частное языкознание

C) общее языкознание

D) филология

III вариант

1. Заслугой младограмматиков является

B) индивидуализм и психологизм

C) атомизм, подчеркнутый историзм

D) эмпиризм и индуктивизм

2. Учение о языке как категории живых организмов принадлежит

A) Г. Штейнталю

B) А. Шлейхеру

C) В. фон Гумбольдту

D) Г Курциусу

3. Происхождение любого языка необходимо рассматривать с

A) культурой носителя данного языка

B) ментальностью самого народа

C) общественно-экономическим развитием народа

D) историей самого народа - носителя данного языка

4. Большинство отечественных исследователей синхронии и диахронии исходили из тезиса

A) синхрония и дахрония находятся в резкой оппозиции друг к другу и потому сохраняют свою специфику

B) синхрония и диахрония, постоянно взаимодействуя, теряют свою специфику

C) синхрония и диахрония постоянно взаимодействуют, сохраняя свою специфику

D) противопоставление синхронной и диахронной точек зрения совершенно абсолютно и бескомпромиссно

5. В числе основоположников социологического напавления были

A) Ф. де Соссюр, А. Мейе, Ж. Вандриес, Э. Бенвенист

B) Р. Раск, Ф. Бопп, В. фон Гумбольдт

C) Г. Штейнталь, А. Шлейхер

D) А. А. Шахматов, Ф. Ф. Фортунатов

6. Изучением общих проблем, связанных с устройством и функционированием любого языка в обществе, с функциями языка, занимается

A) языкознание

B) частное языкознание

C) филология

D) общее языкознание

7. Зарубежная психолингвистика возникла в

A) начале XX века

B) 70 – е годы XX века

C) 50 – е годы XX века

D) конце XIX века

8. Сознание - это

A) проявление языковой способности

B) высшая форма психического отражения действительности

C) одна из сторон взаимосвязи языка и мышления

D) самореализация языковой личности

9. В чем заключается сущность мышления?

A) Мышление есть сущность человеческого мозга

B) Качество любого естественного языка

C) Система выражения смысла слов

D) Свойство искусственного языка

10. Элементарная, минимальная часть значения, его компонент – это

D) архисема

11. Понимание фонемы как минимальной единицы психофонетики связано с именем

A) Н. В. Крушевского

B) В. А. Богородицкого

C) Е. Д. Поливанова

D) Бодуэна де Куртене

12. Пиджин возникает в результате

A) сознательной деятельности человека

B) массовых межэтнических контактов

C) постоянного контактирования двух языков

D) исчезновения какого-либо языка для его замены

13. Деление человечества на расы связано с делением населения

A) этническим

B) территориальным

C) религиозным

D) социальным

A) время, лицо

B) модальность, лицо

C) модальность, время, лицо

D) модальность, время

15. К непредельным (недискретным) единицам языка относятся

C) квазиморфемы

D) свободные словосочетания

16. Московская лингвистическая школа представляет

A) логическое направление в языкознании

B) формальное направление в языкознании

C) психологическое направление в языкознании

D) социологическое направление в языкознании

17. Основателем американского структурализма (дескриптивной лингвистики) является

B) Э. Сепир

C) Л. Блумфильд

D) Г. Глисон

18. Отношения, которые связывают единицы языка одного уровня в системе, называют

A) лингвистическими

B) парадигматическими

C) стилистическими

D) синтагматическими

19. Семантические классификаторы (ключи) указывали

A) какие гласные входят в состав слова

B) сколько в слове слогов

C) к какой смысловой сфере, области действительности относится данное слово

D) какие согласные входят в состав слова

20. В. фон Гумбольдт трактовал язык как

A) совокупность культурных, образных и словесных знаков

B) систему знаков

IV вариант

1. Аналогия – это

A) грамматические изменения в языке

B) установление между единицами языка ассоциативной связи

C) уподобление одних элементов языка другим элементам того же уровня, более распространенным и продуктивным, или сближение таких элементов

D) изменение семантики слова по метафорическому типу

2. Основателем копенгагенского структурализма (глоссематики) является

A) Х. И. Ульдалль

B) К. Тогебю

C) К. Вернер

D) Л. Ельмслев

2. Учение о морфологической структуре слова было развито в трудах представителя Казанской лингвистической школы

A) В. А. Богородицкого

B) Н. В. Крушевского

C) И. А. Бодуэна де Куртене

D) А. И. Александрова

4. Первые центры арабской лингвистики возникли в Басре и Куфе в

A) VII – VIII вв.

5. Теорию психологической коммуникации выдвинул

A) А. А. Шахматов

B) А. Х. Востоков

C) А. А. Потебня

D) Ф. И. Буслаев

6. Коммуникативная функция языка - это способность

A) служить средством познания окружающего мира, выражать деятельность сознания

B) служить средством общения

C) выражать внутреннее состояние говорящего

D) воздействовать на адресат речи

7. Изучением общих проблем, связанных с устройством и функционированием любого языка в обществе занимается

A) языковедение

B) частное языкознание

C) филология

D) общее языкознание

8. Московская лингвистическая школа представляет

A) логическое направление в языкознании

B) формальное направление в языкознание

C) психологическое направление в языкознании

D) социологическое направление в языкознании

9. Отношения, которые связывают единицы языка одного уровня в системе, называют

A) парадигматическими

B) лингвистическими

C) синтагматическими

D) стилистическими

10. Тезис «Язык, рассматриваемый в самом себе и для самого себя, - является единственным и истинным объектом языкознания» принадлежит

A) Ш. Балли

C) Ж. Вандриесу

D) Ф. де Соссюру

11. Элементарная минимальная часть значения, его компонент - это

D) архисема

12. В. фон Гумбольдт трактовал язык как

A) систему знаков

B) совокупность культурных, образных, словесных знаков

C) семиотическую систему вербальных и невербальных знаков

D) выразитель духа и характера народа

13. К непредельным (недискретным) единицам языка относятся

C) квазиморфемы

D) свободные словосочетания

14. Представители бихевиористского направления в психологии

A) являются основными критиками психолингвистических теорий

B) внесли большой вклад в становление психолингвистики

C) не имеют никакого отношения к психолингвистике

D) отрицают саму возможность существования психолингвистики

15. Историко-культурный ареал - это

A) то же, что и языковой союз

B) объединение нескольких языковых союзов

C) объединение народов и их языков на основе общности культурно-исторических традиций, характера письменности, культурного пласта лексики и т. п.

D) объединение народов на основании этнического родства

16. Заслугой младограмматиков является

A) открытие ими звукового закона

B) индивидуализм и психологизм

C) атомизм и подчеркнутый историзм

D) эмпиризм и индуктивизм

17. В числе основоположников социологического направления в языкознании были

A) А. Мейе, Л. Блумфильд, Л. Ельмслев

B) Ф. де Соссюр, В. фон Гумбольдт, А. Бергсон

C) Ф. де Соссюр, А. Мейе, Ж. Вандриес, Э. Бенвенист

D) Ж. Вандриес, А. А. Шахматов

18. К первичным видам речевой деятельности относятся

A) говорение и чтение

B) чтение, письмо

C) письмо и аудирование

D) говорение и аудирование

19. Языковые знаки представляют следующий вид семиотических единиц

A) копии или изображения

B) признаки или симптомы

C) знаки-символы

D) собственно знаки

20. Прагматика – это

A) специальная область, изучающая целесообразность использования тех или иных речевых конструкций

B) раздел языкознания, в котором изучается функционирование знаков языка в речи

C) направление, изучающее способы применения на практике достижений социолингвистики

D) дисциплина, изучающая правила поведения индивида в обществе

Языкознание, языковедение, лингвистика - это все синонимичные названия одной и той же научной дисциплины. Языкознание - это наука изучающая языки, существующие, когда-либо существовавшие или могущие возникнуть в будущем, а тем самым человеческий язык вообще. Языкознание входит в состав филологии, которая изучает литературные и исторические памятники прошлого. Филология вышла из недр философии и само языкознание стало наукой только в 19 веке Основной характеристикой языкознания является то, что эта наука социальная. Языкознание связано с историей (любая историческая эпоха запечатлевается в языке), с литературой (любой текст создается с помощью языка), с психологией (состояние центрально-нервной системы связано с языком) с физиологией (человеческие органы участвуют в произношении слов), с археологией (изучает древнейшую историю по предметам быта), с географией (язык имеет диалекты), с философией.

2. Общее и частное языкознание.

Общее языкознание изучает особенности языка человека, законы его строения,функционирования и развития, т.е такие факты языка, которые свойственны всем языкам мира – т.е языковые универсалии(звуки, слоги, части речи) Частное яз. – занимается отдельными проблемами языка или группы родственных языков (например:Славянская,Германская.) Частное делится на описательное и историческое Описательное – изучает состояние языка на данном этапе его развития Историческое - изучает язык в его историческом развитии.

3. Язык как общественное явление.

Язык возникает, развивается и существует как социальный феномен. Его основное назначение заключается в том, чтобы обслуживать нужды человеческого общества и прежде всего обеспечить общение между членами большого или малого социального коллектива, а также функционирование коллективной памяти этого коллектива. Понятие общества относится к одному из трудно определимых. Общество - это не просто множество человеческих индивидов, а система разнообразных отношений между людьми, принадлежащими к тем или иным социальным, профессиональным, половым и возрастным, этническим, этнографическим, конфессиональным группам, где каждый индивид занимает своё определённое место и в силу этого выступает носителем определённого общественного статуса, социальных функций и ролей.

4. Основные функции языка.

Коммутативность-дает возможность людям понять друг друга,наладить совместную работу во всех сферах человеческой жизни.Благодаря этому возможно продвижение вперед и дальнейшее развитие человеческого общества

Экспресивная функция(выражение)-благодаря этой функции человек может оформлять и выражать свои мысли.Пока мысль не выражена с помощью языка-она остается мыслью в себе и не является достоянием окружающих

Эмотивная функция выражения,эмоций.С помощью нее можно выразить свое отношение к тому,о чем мы говорим.

5. Вторичные функции языка.

Изобразительная функция - с помощью нее можно достаточно ярко охарактеризовать предмет речи, рассказать о человеке, нарисовать «картину»

Эстетическая -способность поведения рисовать картины прекрасного в мыслях и чувствах. Вызывает эстетическое наслаждение

Педагогическая -в процессе освоения языка происходит становление человека, через язык человек усваивает нормы поведения,морали,принципы жизни, представление о добре и зле. Благодаря этому осуществляется воспитание человека

Аккумулятивная -в процессе своего развития и становления человек приобретает опыт, но в тоже время он должен изучать и осваивать опыт предыдущих поколений, осмысливать его и использовать для дальнейшего продвижения

Функция социально-психологического воздействия – с помощью нее можно организовать на различные поступки, действия, а можно дезорганизовать

Дидактическая единица: «языки живые и мертвые, искусственные языки. Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Билингвизм»

№ 1 Shortanswer Как называются изменения, связанные с серьезными перерождениями в структуре языка-победителя, когда носители побежденного языка вносят в принятый ими язык свой «акцент»? субстрат № 2 Multipleselection Какие факты не следует смешивать с явлениями скрещения (смешивания) языков? 1,2 № 3 Singleselection Что представляет собой влияние субстрата? № 4 Singleselection Какой фонд лексики изменяется медленнее в диахроническом аспекте? № 5 Singleselection К какому пласту лексики Относятся следующие слова: боярин, подьячий, стрелец, кистень? № 6 Shortanswer Могут ли архаизмы из пассивного словаря переходить в активный? (в ответе используйте утвердительную /отрицательную частицу). да № 7 Shortanswer Как называется обогащение словарного состава языка за счет словаря других языков? заимствования № 8 Shortanswer Кто одним из первых начал создавать на математической основе рациональный искусственный язык? Лейбниц № 9 Singleselection К каким языкам относятся: эсперанто, воляпюк, аджуванто?
1. международным
2. естественным
3. искусственным
№ 10 Shortanswer Общий язык на основе смешения родственных языков или диалектов? койне № 11 Shortanswer Устное средство межэтнического общения, которое не вытесняет из обихода другие языки, а сосуществует с ними на одной территории? лингва франка № 12 Shortanswer Вспомогательный торговый язык в бывших колониальных странах? пиджин № 13 Shortanswer Двуязычие, владение и попеременное пользование одним и тем же лицом или коллективом двумя различными языками или различными диалектами одного и того же языка? билингвизм № 14 Shortanswer Одновременное существование в обществе двух языков или двух форм одного языка, но один из этих языков или форм считается более престижным? диглоссия № 15 Shortanswer Языки, имеющие только значение инструмента образования и предмета научного исследования? мертвые № 16 Singleselection К каким языкам относятся: латынь, арамейский, коптский, галльский, аккадский? № 18 Multipleselection Какие виды международных языков существуют? 1,2 № 19 Singleselection К каким языкам относятся языки математики, химии, логики, программирования? № 20

Правильные ответы отмечены " + "

1. Татарский язык относится к

а) индоевропейским,

Б) тюркским,

в) алтайским языкам.

2. Для агглютинативных языков характерна

а) многозначность аффиксов,

б) отсутствие суффиксов,

В) однозначность аффиксов.

3. Фразеологизм дойти до ручки – это

а) сращение,

Б) единство,

в) сочетание.

4. Слово зашквар – это

А) жаргонизм,

б) профессионализм,

в) диалектизм.

5. Японский язык использует

а) слоговую,

б) иероглифическую,

В) слоговую и иероглифическую письменность.

6. К способу выражения грамматического значения не относится

А) редукция,

б) супплетивизм,

в) редупликация.

Тест.7. Интерфикс служит для

а) связи между приставкой и корнем,

Б) соединения двух корней,

в) соединения суффикса и окончания.

8. Значение слова тарелка ‘летательный аппарат инопланетян’ образовано путем

А) метафорического переноса,

б) метонимического переноса

в) или является прямым.

9. Выделите ряд с языками только индоевропейской семьи:

а) греческий, армянский, баскский,

Б) греческий, латинский, санскрит,

в) латинский, арамейский, готский.

10. Одна из теорий происхождения языка носит название

А) теории трудовых выкриков,

б) теории совместной деятельности,

в) теории ритуального пения.

11. Единицей грамматики не является

а) морфема,

б) словосочетание,

В) фонема.

12. Марксистская теория происхождения языка связана с именем

а) Маркса,

Б) Энгельса,

в) Ленина.

13. Понятие языковая семья характерно для

А) генетической,

б) типологической,

в) лингвогеографической классификации языков.

14. Представление о языке как о знаковой системе заложил

а) Вильгельм Гримм,

Б) Фердинанд де Соссюр,

в) Михаил Ломоносов.

15. Гипотеза лингвистической относительности предполагает зависимость

а) языка от географического положения,

Б) мышления от языка,

в) языка от мышления.

16. На зарождение сравнительно-исторического языкознания повлияло исследование

А) санскрита,

б) китайских иероглифов,

в) языков народов Полинезии.

а) тексту,

Б) предложению,

в) словосочетанию.

18. Проблемами государственных языков занимается

а) этнолингвистика,

б) психолингвистика,

В) социолингвистика.

19 - Тест. Эвфемизм – это

а) территориально ограниченная лексика,

Б) нейтральное слово, заменяющее грубое или неуместное,

в) антоним анахронизма.

20. К числу мертвых относятся все языки в ряду

а) иврит, греческий, латынь,

б) санскрит, фарси, хинди,

В) латынь, готский, старославянский.

21. Главные способы выражения грамматического значения для аналитических языков:

А) порядок слов в предложении, служебные слова,

б) порядок слов в предложении, аффиксация,

в) аффиксация, супплетивизм.

22. Английский язык относится к числу

а) синтетических,

Б) аналитических,

в) полисинтетических языков.

23. В каком ряду названы представители структурализма?

А) Вилем Матезиус, Роман Якобсон,

б) Эдуард Сепир, Бенджамин Ли Уорф,

в) Николай Трубецкой, Александр Потебня.

24. К путям появления омонимов не относится

а) распад полисемии,

б) случайное совпадение в результате заимствования слова,

В) сознательная замена заимствования на исконное слово.

25. Транслитерация – это точное соотношение

а) между звуками двух языков,

а) между звуками одного языка и буквами другого,

Б) между знаками письменности двух языков.

Тест - 26. Диакритические знаки в письменности – это

а) знаки, уточняющие или изменяющие значения других знаков,+

б) синоним знаков препинания,

в) только знаки ударения.

27. Не относятся к устаревшей лексике

а) архаизмы,

Б) неологизмы,

в) историзмы.

28. Фразеологизм – единица

А) лексики,

б) морфологии,

в) синтаксиса.

29. Полисемия – это

а) многозвучность,

б) многосложность,

В) многозначность.

30. Не является общепризнанной языковой семьей

а) тюркская,

Б) ностратическая,

в) семито-хамитская.