Сопоставительный анализ новеллы маттео фальконе. «Маттео Фальконе», художественный анализ новеллы Проспера Мериме. Чтение стихотворения Александра Яшина

Какие сложные и неоднозначные чувства вызвал во мне рассказ П. Мериме «Матео Фальконе»! Следуя суровому кодексу чести Корсики, главный герой произведения ли шил жизни своего десятилетнего сына, совершившего сво-еобразное предательство.

Матео Фальконе красив: у него черные как смоль кур-чавые волосы, огромный нос, тонкие губы, лицо цвета дуб-леной кожи и большие живые глаза. Этот человек просла-вился своей меткостью и сильным несгибаемым характе-ром. Его имя было знаменито на Корсике, и Матео Фаль-коне считался «таким же хорошим другом, как и опас-ным врагом».

Сыну Матео Фальконе, Фортунато, всего десять лет, но он смышленый, умный и внимательный мальчик, «надежда семьи и наследник имени». Он еще мал, но на него уже можно оставить дом.

Однажды, когда родителей не было дома, Фортунато лицом к лицу встретился с беглецом, которого преследова-ли вольтижеры. Беглец был ранен и решился обратиться к доброму имени Фальконе в надежде, что здесь ему помо-гут переждать опасность. За плату Фортунато спрятал это-го человека в стогу сена.

Спокойно, хладнокровно и насмешливо встречает Фор-тунато преследующих нарушителя стрелков во главе с гроз-ным сержантом Гамбой — дальним родственником Фаль-коне. Уверенный в том, что славное имя защитит его, маль-чик очень долго пытается убедить солдат, что никого не видел. Однако многие факты выдают сержанту, что беглец скрывается неподалеку, где-то здесь, и он соблазняет ма-ленького Фортунато часами. Мальчик, не выдержав иску-шения, выдает убежище спрятанного им беглеца.

Родители Фортунато — гордый Матео с женой — появ-ляются тогда, когда беглец уже связан и обезоружен. Ког-да сержант объясняет Матео, что в поимке «крупной пти-цы» им очень помог маленький Фортунато, Матео понима-ет, что сын совершил предательство. Его славное имя и репутация опозорены; презрения полны слова пленника, брошенные через плечо: «Дом предателя!» Матео понима-ет, что скоро все вокруг будут знать об этом событии, к тому же сержант обещает упомянуть имя Фальконе в ра-порте. Жгучий стыд и негодование охватывают сердце Матео при взгляде на сына.

Фортунато уже понял свою ошибку, однако отец не-преклонен. Не слушая объяснений и не принимая извине-ний, Матео с заряженным ружьем ведет своего насмерть перепуганного сына в маки — густые заросли кустарника.

Развязка новеллы жестока и неожиданна, хотя ее и можно было предвидеть. Матео Фальконе, подождав, пока мальчик прочитает все известные ему молитвы, убивает его. Материал с сайта

Суровые законы научили Матео, что расплата за преда-тельство может быть только одна — смерть, даже если это лишь проступок ребенка. Совершая преступление в гла-зах отца, мальчик был лишен права на исправление ошиб-ки. И все дело не в том, что Матео Фальконе злой или плохой отец, а в том, что наши понятия о любви и ненави-сти, чести и бесчестии, справедливости и преступлении слиш-ком различны.

Я не одобряю поступка Фортунато, однако бесповорот-ность и бескомпромиссность действий его отца меня пу-гают.

В новелле П. Мериме нет однозначно положительных или однозначно отрицательных героев. Автор говорит нам о том, что жизнь сложна и многоцветна, учит нас видению не только результатов, но и причин совершае-мых поступков.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • рассказ мериме " маттео фальконе"
  • маттео фальконе прав ли был матео убив сына
  • главная мысль в рассказе мериме " маттео фальконе"
  • analīze mateo falkone
  • проспер мериме таманго анализ

«Маттео Фальконе» главные герои и их характеристика помогут понять причины поступков.

«Маттео Фальконе» главные герои

Главные герои :

  • Маттео Фальконе — глава семейств
  • его сын Фортунато,
  • Джузеппа — жена Маттео, женщина, которую не очень-то уважают в корсиканских семействах. Хозяйственна, послушна мужу, набожна. Искренне жалеет сына, но защитить его от мужа никак не может.
  • беглый преступник Джаннетто Санпьеро,
  • солдаты и сержант Теодор Гамба.

«Маттео Фальконе» характеристика героев

— типичный корсиканец, умеющий метко стрелять, решительный, гордый, смелый, сильный, соблюдает законы гостеприимства и готов прийти на помощь любому, кто её попросит. Маттео Фальконе не терпит подлости и предательства. Он владел многочисленными стадами, за которыми присматривали специально нанятые пастухи. На Корсике его считали хорошим другом и опасным врагом.

«он жил честно, то есть ничего не делая, на доходь от своих многочисленны х стад, которы е пастухи-кочевники пасли в горах, перегоняя с места на место».

Кто то считает Маттео Фальконе героем, кто то убийцей. Для кого-то он человек с огромной силой воли, железным характером, сумевший убить даже собственного сына, чтобы наказать предательство… А для кого-то жестокий убийца, который, чтобы сохранить своё доброе имя, убил своего маленького сына.

С точки зрения Христианства, с общечеловеческой точки зрения он убийца,совершивший тяжкий грех. А сточки зрения неписаных законов жителей Корсики, понимания ими долга и чести он – герой, совершивший правосудие. Нужны большая сила воли и твердость характера, чтобы покарать собственного сына. Именно любовь к сыну толкает Фальконе на убийство.Сила характера Маттео Фальконе такова, что он перебарывает естественный человеческий инстинкт сохранения себя в детях, инстинкт продолжения рода. Но в то время он не мог поступить по другому. Смысл жизни героя – честь рода. По мнению Маттео, честь человека, чистота души должны быть безупречными, без изъяна.

Фортунато — десятилетний сын Маттео. Мальчик сообразительный, хитрый, осторожный. Он помог беглому преступнику, извлекая собственную выгоду.

Мальчик ведёт себя с жандармами, которые искали преступника, уверенно, хладнокровно, пытается их запутать, не боится, даже подсмеивается. Фортунато не боится ни бандита, ни полицейского, держится с ними вполне независимо и свободно: он уверен в том, что сына Маттео Фальконе никто не тронет. Проблема мальчика в другом. Он спрятал бандита и пообещал ему: «Не бойся ничего». А сам выдал преступника жандармам за серебряные часы. Этот поступок мальчика безнравственный, подлый, низкий. Теперь он предатель и остался бы им на всю жизнь.

Фортунато погиб от руки собственного отца. Он поплатился жизнью из-за своего эгоизма и корыстолюбия, приведших его к предательству. Причастен к этому и сержант Гамба,подкупивший мальчика, спровоцировавший его поступок.

Почему Маттео Фальконе убил сына?

Маттео Фальконе поступил таким образом, потому что не желал растить в своём доме предателя. Из маленького предателя вырастает большой, считал он.

То, кто однажды уже совершил предательство, не может рассчитывать на уважение людей, как бы мал он ни был.

Для Маттео доброе имя и честь дороже всего, даже дороже сына. Маттео совершил убийство сына, потому что так поступить ему диктовали местные обычаи, но никто не имеет права решать, когда умереть

Написанная в 1829-м году новелла имеет вид ровного, поступательного повествования, открывающегося экспозицией, в которой автор знакомит читателя с местом действия произведения – корсиканскими маки и главным героем – богатым владельцем овечьих стад, Маттео Фальконе. Проспер Мериме вводит в текст образ автора-рассказчика, встретившегося с гордым корсиканцем спустя два года после случившейся истории, для более полного раскрытия характера последнего.

Маттео Фальконе рисуется им не выглядящим на свой возраст мужчиной, до сих пор метко стреляющим и слывущим в округе хорошим другом и опасным врагом. Произошедшая в жизни героя трагедия, если и сказалась на нём, то не видимо для окружающих: на его голове до сих пор нет седых волос, его глаза не потеряли остроту. Маттео Фальконе – отец, убивший своего десятилетнего сына за предательство – истинный корсиканец, ставящий честь превыше всего, смог найти в себе силы жить дальше именно потому, что не поступился своими внутренними принципами и наказал появившегося в его роду предателя.

Завязка сюжета приходится на встречу десятилетнего сына Маттео Фальконе – Фортунато с удирающим от солдат бандитом – Джаннетто Санпьеро, в ходе которой мальчик не без труда соглашается помочь раненому. В нежелании ребёнка безвозмездно оказать помощь гостю обнаруживается и его характер, и его дальнейшая трагическая судьба. Встреча Фортунато с дядей – сержантом Теодоро Гамба на диалоговом уровне повторяет беседу с Джаннетто Санпьеро: в начале Фортунато ни в какую не желает помогать родственнику в поимке беглеца (параллель с тем, как мальчик отказывается помочь бандиту), затем защищается от направленных в его адрес угроз именем отца, после чего поддаётся искушению и продаёт свою помощь за нагрудные серебряные часы, стоящие явно больше одной пятифунтовой монеты, данной ему Джаннетто.

В художественном образе Фортунато видны черты Маттео Фальконе – неустрашимость, осознание своей принадлежности к древнему роду, хитрость и изворотливость (эпизод с тем, как мальчик спрятал бандита, - в копне сена, прикрыв его сверху кошкой с котятами). Склонность к предательству, торгашеству и продажности – его личные черты, обусловленные как малым возрастом, так и новыми веяниями, пришедшими в корсиканское общество. Они пока ещё едва уловимы, но уже прослеживаются в детском соперничестве (у сына дяди Фортунато, который младше его, есть часы, а у мальчика нет) и во взрослых предложениях Джаннетто и Теодоро (интересно, что и бандит, и служитель правосудия действуют одинаково, когда хотят добиться своего). Мать мальчика – Джузеппа – по характеру нечто среднее между своим мужем, и сыном: она с трудом, но всё же принимает решение мужа, избавиться от предателя, пусть даже им является желанный сын, которого так долго ждали после трёх дочерей; как и в Фортунато – в ней есть любовь к материальным вещам: узнав в Джаннетто похитителя дойной козы, она радуется его поимке, в то время как Маттео сочувствует голодному бандиту.

Кульминация новеллы, выраженная в сцене выдачи Джаннетто Санпьеро Фортунато, превращается в развязку постепенно: в начале мы видим, как реагирует на случившееся в его доме Маттео Фальконе, затем получаем оценку происходящего от Джаннетто, плюющего на порог «дома предателя» , после чего видим боящегося отцовского гнева Фортунато, решившего исправить положение миской с молоком, затем повествование фокусируется на образе бандита , который отвергает сытный дар, поворачивается лицом к арестовавшему его солдату, называет его своим товарищем и просит дать воды напиться. Наблюдающий за происходящим Маттео Фальконе остаётся безмолвен. Он не помогает Джаннетто, так как не брал на себя ответственность за его судьбу, но и терпеть в своей семье предателя тоже не намерен. Пока солдаты связывают арестованного и кладут его на носилки, Маттео Фальконе ничего не предпринимает и никак себя не проявляет: возможно, он собирается с мыслями, возможно, ждёт, когда удалятся свидетели будущего убийства. Истинный корсиканец не оправдывается перед Джаннетто, но и не помогает своему родственнику – Теодоро Гамба. Внутреннее волнение героя видно только по тому, что он не прощается с последним, когда тот уходит.

Маттео Фальконе остаётся немногословным до конца трагической развязки. Он не поддаётся на уговоры жены, взывающей к его отцовским чувствам, (уговоры тоже не слишком навязчивые, так как Джузеппа понимает суть происходящего и отчасти согласна с ней), не позволяет своему сердцу размягчиться от слёзных просьб сына помиловать его. Всё, что он может сделать для своего ребёнка, - это дать ему возможность помолиться перед смертью с тем, чтобы уйти из жизни по-христиански. Прочитавший две молитвы Фортунато просит отца не убивать его, говоря, как и все дети, что «он исправится» , и, как взрослый, пытаясь найти разумное решение для улучшения ситуации (попросить дядю капрала помиловать Джаннетто), но Маттео Фальконе остаётся непреклонен. Он даёт сыну время ещё на две молитвы, одна из которых – литания – оказывается длинной и тяжёлой для обоих участников разворачивающейся трагедии, после чего стреляет в Фортунато. Маттео убивает мальчика в овраге с рыхлой землёй, в которой будет легко копать могилу. Подобная предусмотрительность указывает на то, что принятое главным героем решение, окончательно и бесповоротно.

Джузеппа, как настоящая корсиканская женщина, смиряется с решением мужа, имеющего полное право распоряжаться жизнью членов своей семьи. Героиня понимает, что запятнанную честь можно смыть только кровью. Она пытается спасти жизнь сына, но у неё нет аргументов против грозных слов Маттео: «Я его отец!» . Поняв, что трагический исход неизбежен, Джузеппа бросается на колени перед образом Богоматери и начинает молиться. Она прибегает в овраг на звук выстрела в надежде увидеть иную развязку, но сталкивается с «совершённым правосудием». Маттео Фальконе тут же даёт жене указания по тому, как жить дальше: отслужить панихиду по Фортунато и пригласить в дом одного из зятьёв.

Новелла «Маттео Фальконе» - история о корсиканских нравах, гордых и суровых, свято чтущих закон гостеприимства (даже по отношению к беглым преступникам) и требующих его исполнения от всех, без исключения, людей, вне зависимости от возраста. Общество, в котором каждый его член имеет за душой хотя бы одно убийство, должно иметь свой непреложный закон. Фортунато нарушил его. Маттео не осталось другого выхода, кроме как покарать преступника.


Чтение стихотворения Александра Яшина.
Подобный материал:
  • Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» иновелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе». Предмет: литература , 73.21kb.
  • Список литературы для чтения в 9 классе , 39.22kb.
  • Проспер Мериме «Маттео Фальконе» , 41.65kb.
  • , 40.31kb.
  • Жанр новеллы в зарубежной литературе. Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Характер , 38.48kb.
  • 17. Поэтика новел Проспера Мериме , 269.96kb.
  • Тема 3 четверти , 47.92kb.
  • П. Флоренский , 2676.74kb.
  • П. Флоренский имена , 2676.63kb.
  • П. Флоренский имена , 2951.73kb.
Урок литературы в 8 классе

Новелла Проспера Мериме

«Маттео Фальконе» (1829 г.).

Цели урока: развить понятие о герое; дать понятие о героическом характере в литературе; развить понятие о жанре; вызвать учеников на самостоятельные размышления о жизни, учить анализировать текст, воспитание доброты, чести.

Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам; анализ текста.

Оборудование: книги П.Мериме, иллюстрации «Тарас убивает сына Андрия», выставка книг («Помилование», «Чёрные воды» М.Карима, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Я вижу солнце» Н.Думбадзе, «Выстрел» А.С.Пушкина), карта мира, толковый словарь, карточки с новыми словами..

^ Ход урока.

  1. Организация класса.
-- Здравствуйте! Я рада приветствовать вас и гостей урока.

II. Вступление.

У нас сегодня урок внеклассного чтения. Мы сегодня поговорим о новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе».

На уроке нам нужно будет опираться на знания о литeратурных направлениях – романтизм, реализм, местный колорит, характер.

Что литературный характер? Что важно для раскрытия характера человека?

^ III. Слово учителя о творчестве писателя.

Проспер Мериме (1803-1870) – один из замечательных французских писателей XIX века. Ему принадлежат произведения разных жанров – пьесы, исторические романы, но наибольшую известность писателю принесли новеллы 1820-1840-х годов.

Новелла – небольшое эпическое произведение, сопоставимое с рассказом и отличающееся острым, быстро развивающимся сюжетом и отсутствием описательности. В центре внимания новеллы обычно лежит случай, влияющий на жизнь героя, раскрывающий его характер.

Герои Мериме всегда необыкновенные люди, с исключительной судьбой. Достаточно вспомнить Кармен – имя этой героини известно всему миру. Знаменитая опера Бизе написана по мотивам новеллы Мериме.

^ Индивидуальная работа.

Вильнар, напиши пожалуйста коротко о новелле «Кармен».

Рассказ ученика (Вильнар).

Мериме был страстным пропагандистом русской культуры, изучал русскую историю XVII XVIII веков, переводил произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева.

Новелла «Маттео Фальконе» была написана в 1829 году и тогда же переведена на русский язык. Одним из переводчиков был Н.В.Гоголь. интересно будет сопоставить повесть Гоголя «Тарас Бульба» с новеллой «Маттео Фальконе».

Мериме был прекрасный психолог. Он строил свои новеллы на столкновении характеров в особых, необычных ситуациях. Каждый из героев Мериме действует в соответствии с условиями, в которые он поставлен. Писателя волнует поведение человека в обстоятельствах неординарных, проблемы долга, совести, преданности идеалам.

^ IV. Словарная работа.

Определим значения слов, которые понадобятся на уроке.

Что же означает слово «Корсика»? (остров в Средиземном море, принадлежащей Франции, родина Наполеона Бонапарта, к которому Мериме относился с огромным почтением).(показ на карте)

Маки – лесные заросли, чаща.

Вольтижёры – (чтение учащегося по учебнику) отряд стрелков, с некоторых пор набираемый правительством для того, чтобы наряду с жандармами они помогали полиции.

Стилет – небольшой кинжал с тонким трехгранным клинком.

Фортуна –) в древнегреческой мифологии: богиня судьбы, счастья, удачи, изображалась на таре или колесе (символ изменчивости счастья) с повязкой на глазах и рогом. (надо надеяться не на удачу, а иметь твёрдые устои)

Работа с толковым словарем.

Предатель - тот, кто предал изменнически передал в распоряжение кого-либо

Честь –

^ V. Беседа по новелле.

-- Ребята, понравился ли вам рассказ?

-- О чём он? (т.е. тема – наказание сына за предательство).

-- Как наказал? (убил)

Мы сегодня на уроке должны ответить на вопрос: «^ Так кто же он, Маттео Фальконе, герой или убийца?»

-- Где и когда происходят события новеллы? (действие рассказа происходит в начале XIX века на острове Корсика. Непроходимые лесные заросли, полуцивилизованное население, примитивный быт, суровые и простые нравы – вот место развития событий.) (чтение описания дома, - С.386. учебник).

-- Как называется такой выбор места действия в литературе? («местный колорит», он характерен для целого ряда «экзотических» новелл П.Мериме).

-- ^ Для чего он использует «местный колорит»? («местный колорит» играет вполне реалистическую роль, помогает понять характеры героев, их психологию, передать атмосферу времени, в которой сформируется поведение человека, т.е. поведение героя зависит от внешних обстоятельств, от того же «местного колорита»).

-- ^ Какую форму выбирает Мериме, когда описывает место действия? (Мериме выбирает форму прямого разговора с читателем , как будто объясняя ему маршрут «Если пойти на северо-запад от Порто-Веккьо в глубь острова, то местность начнёт довольно круто подниматься, и после трёхчасовой ходьбы по извилистым тропкам, загроможденных большими облаками скал и кое-где пересеченными оврагами, выйдешь к обширным зарослям маки». Эти непроходимые заросли молодого леса Мериме называет «родиной корсиканских пастухов и всех, кто не в ладах с правосудием». Так писатель дает читателю знак: речь пойдет о тех, «кто не в ладах с правосудием». Попутно мы узнаем, что земледельцы не утруждают себя удобрением почвы, а идут по такому пути: выжигают лес, и почва оказывается удобренной золой сожженных деревьев.)

--^ Как писатель говорит о местных нравах? (Лаконично, скупо, как будто просто констатирует факты.)

_ Какие примеры можете привести (Описание дома М.Фальконе
(с.386), «Отец в случае надобности мог рассчитывать на кинжалы икарабины зятьев» с.382, «О чем подумал, увидев солдат « Мало кто из корсиканцев, хорошо порывшись в памяти, не припомнит какого-нибудь грешка вроде ружейного выстрела, удара стилетом или других пустяков в таком же роде…» с.389.)

Мериме использует обращение к читателю: «Если вы убили человека, бегите в маки…»).

-- Что это значит? (он не призывает читателя убивать. Эта ироничная форма нужна Мериме, чтобы читателю было понятно: другого варианта у корсиканца в подобных обстоятельствах нет, дело на Корсике обычное, так заведено в этой местности. Самое интересное, что Мериме, так подробно. Со знанием дела описывая Корсику, не был там. Из примечания мы узнаём, что впервые писатель оказался на Корсике лишь через 10 лет после написания новеллы.).

^ Итак,

Что ценят местные жители в жизни? По каким законам они живут? (с.381, чтение), («если вы убили человека, бегите в маки, с точки зрения жителей маки не убийство грех, а нарушение извечных законов справедливости и долга. Превыше всего корсиканцы ставят долг чести»).

--^ Что вы можете сказать о главном герое – Маттео Фальконе? («Маттео Фальконе был довольно богатый человек», «он жил честно» (правда, Мериме тут же добавляет: «то есть ничего не делая»); «меткость, с которой он стрелял из ружья, была необычайна даже для этого края»; «его считали столь же хорошим другом, как и опасным врагом»; «только человек, обреченный на смерть, мог осмелиться назвать Фальконе предателем».)

-- Какую роль играет портретная характеристика? (Портрет характеризует Маттео Фальконе как человека мужественного, умного. Закаленного жизненными трудностями, близкого к природе, «естественного». Он был «небольшого роста, но крепкий, с вьющимися черными, как смоль, волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета невыделанной кожи». Это описание романтического героя . Маттео Фальконе – во всех отношениях истинный корсиканец. Это прямой, мужественный человек, не привыкший колебаться при исполнении долга.)

-- Какое событие лежит в основе сюжета новеллы? (Убийство отцом сына за предательство).

-- Как вы относитесь к поступку мальчика? (Поступок Фортунатто – подлый и низкий, предатель – сначала согласился за серебряную монету спрятать раненого, но потом, польстившись на серебряные часы сержанта, выдал своего гостя преследователям. Другие считают, что Фортунатто еще слишком мал и не понимал, что совершил.

Обратимся к тексту. Фортунато держался уверенно с сержантом Гамбой, гордился тем, что его отец – уважаемый человек: «Мой отец – Маттео Фальконе!» Но когда Гамба достал серебряные часы, «глаза маленького Фортунатто загорелись». «Лицо Фортунатто явно отражало вспыхнувшую в его душе борьбу между страстным желанием получить часы и долгом гостеприимства». Фортунато не выдержал искушения.)

-- Кем мальчику приходился Джанетто? (гостем).

-- Как относятся к гостю башкиры?

--Какую ошибку совершил Фортунато? (Нарушил обычай радушного приёма гостя, тем более раненого. Ведь во все времена и у всех народов выдача властям раненого, безоружного человека, попросившего у хозяина дома приюта расценивается как предательство. Например, в Сибири раньше специально оставляли на ночь продукты для беглецов).

-- Почему отец убил сына? Имел ли на это право? Как отнеслась к поступку Маттео Фальконе его жена? (Маттео Фальконе поступил таким образом, потому что не желал растить в своей семье предателя . Из маленького предателя вырастает большой. Считал он. Тот, кто однажды уже совершил предательство, не может рассчитывать на уважение людей, как бы мал он ни был. Для Маттео Фальконе доброе имя и честь дороже всего, дороже сына. Маттео совершил это убийство потому, что так диктовали ему местные обычаи . Исключительная по своей природе ситуация сыноубийства в изображении Мериме выступает как закономерное, естественное проявление сильной и цельной натуры Маттео, всего уклада корсиканской жизни . Джузеппа, жена Маттео, не пытается оправдать своего сына-предателя. Она плачет и молится, но ни слова протеста не вырывается у нее. Она лишь попыталась воззвать к отцовским чувствам мужа: «Ведь это твой сын!» Даже в своём материнском горе не посягает она на то, что вместе с мужем считает велением долга.)

--Почему же отец так жестоко наказал сына? (Это закономерное, естественное проявление сильной и цельной натуры корсиканца, всего уклада корсиканской жизни).

^ VI. Сопоставление двух сцен: казнь Андрия (Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба») и финал «Маттео Фальконе».

-- С каким произведением можно сравнить эту сцену? (Иллюстрация – Тарас и Андрей).

--За что убил Тарас сына? (За то, что предал Отчизну, веру, казаков).

- Почему герои этих произведений решаются на такой страшный поступок

--Продиктовано ли оно логикой раскрытия художественного характера? (В обоих произведениях отцы убивают своих сыновей. Тарас Бульба казнил сына, предавшего Отчизну, веру. Казаков. Сын Маттео Фортунатто также живёт не по человеческим, не по христианским законам: он выдал своего гостя представителю власти. Чтобы смыть позор с семьи , Маттео отводит Фортунатто в маки, но не сразу убивает его, а сначала приказывает ему молиться, чтобы Фортунатто умер христианином. У Тараса Бульбы были даже более веские причины для убийства сына . Фортунато выдал одного человека, бандита. К тому же угрожавшего ему. А андрий предал всех казаков, предал веру, предал родину. Но предательство есть предательство , и судят его герои по своим законам.)

^ VII. Итоги урока.

--Кто же виноват в смерти Фортунато? (Фортунатто погиб от руки собственного отца. Он поплатился жизнью из-за своего эгоизма и корстолюбия , приведших его к предательству . Причастен к этому и сержант Гамба, подкупивший мальчика, спровоцировавший его поступок. По мнению критиков, в трагической судьбе основных героев рассказа виновата «мораль предательства, подкупа, обмана, вероломства, сокрушившая по-своему устойчивый нравственный мир «нецивилизованных» народов и героев Мериме».)

--Кто же он, Маттео Фальконе герой или убийца ? (В фигуре Маттео Фальконе обнаруживается конфликт героического и вероломного начал жизни. Получается, что Маттео и герой, и убийца . С точки зрения христианства , с общечеловеческой точки зрения, он убийца , совершивший тяжкий грех. А с точки зрения неписанных законов жителей Корсики , понимания ими долга и чести, он – герой, совершивший правосудие . Нужна большая сила воли и твердость характера, чтобы покарать собственного сына столь ьяжким наказанием. Именно любовь к сыну толкает Фальконе на убийство. Сила характера Маттео Фальконе такова, что он перебарывает естественный человеческий инстинкт сохранения себя в детях, инстинкт продолжения рода.)

VIII.Обобщение.

Итак, мы убедились, что для понимания характера литературных героев надо учитывать время и те обстоятельства , в которые он поставлен.

Так же мы должны учесть, что в дикие маки начинают проникать денежные отношения, меняются нравы.Это уже реализм .(подкупают Фортунато часами. Отец думает о новом наследнике, которым собирается сделать зятя, не успев схоронить сына.)

Но не смотря на смягчение законов, гуманизм, и сегодня важно сохранять чувство долга, чести, и сегодня относятся с презрением к предательству. Какое произведение, которое мы изучали, затрагивает эту же проблему? («Капитанская дочка», которая советует «Береги честь смолоду ».) В нем заключается идея высокой нравственности, чести, верности, долгу, присяге, человеческого достоинства, которые человек должен принести через любые испытания. Эта пословица, дошедшая до нас из глубины веков, была и остается прекрасным напутствием для каждого молодого человека. Потому что есть понятия, которые являются во все века самыми важными, есть запреты, которые «нельзя нарушать».

^ Чтение стихотворения Александра Яшина.

--Вспомните пословицы на эту тему? (Вина ребенка – вина родителей. Лучше смерть, чем бесчестье.)

--В каких еще произведениях затрагивается эта тема? («Әсә хөкөмө», в эпосе «Урал» Шульган, нарушивший запрет родителей, бесславно кончил; есть песня-проклятие, где проклинается Тевкелев, предавший свой народ, «Черные воды» М. Карима, М.Горький «Мать и сын», Курбан-байрам т.е. эта тема наказания отцом сына типично в литературе.)

Вот мы сегодня убедились, как для понимания характера литературного героя важно учесть время и обстоятельства.

Ни то ,и ни другое. Маттео совершает поступок, какой ему диктовали местные обычаи, его собственное понимание человеческого достоинства.

Один великий человек сказал,

что самое главное – не осуждать и не оправдать, а понять,

почему человек так поступил.

Наверное, мы должны понять поступок Маттео, перенестись в те далекие времена.

Год написания — 1829

Жанр — новелла

Новелла -небольшое по объему произведение о необычном событии в жизни с неожиданным финалом, напряженным и ярко изображенным действием.

Главные герои : Маттео Фальконе, его сын Фортуната, жена Джузеппа, беглый преступник Джаннетто Санпьеро, солдаты и сержант Теодор Гамба.

Проблематика — честь и предательство

Время и место действия — события рассказа происходит в начале XIX века на острове Корсика.

Тема : убийство отцом сына-предател. Тема народа как носителя высоких моральных принципов занимает большое место в творчестве Мериме.

Идея : превосходство моральных принципов над личным отношением

Основная мысль новеллы Проспера Мериме «Маттео Фальконе»: необходимо соблюдать нравственные нормы, принятые в данном обществе, отступление от них строго карается.

Сюжет

Мальчик был дома один, когда человек в лохмотьях заставил спрятать его от солдат и дал ему за это серебряную монету. Мальчик спрятал его в стогу сена. Сержант был родственником этого мальчика, он попросил выдать преступника и дал ему за это часы. Мальчик указал пальцем на стог.
Разбойника арестовали, и в это время вернулся отец мальчика. Он узнал о случившемся.

Матео Фальконе, следуя корсиканскому кодексу чести тех лет, убивает своего единственного сына за корыстолюбие, предательство и нарушение закона гостеприимства. Не имело значения, что у них спрятался преступник, которого искала его полиция. Отец даже не выслушал сына, он велел ему молиться, а затем хладнокровно застрелил десятилетнего мальчика, соблазнившегося обещанной родственником-полицейским наградой. И мать могла только плакать о сыне, она — корсиканка — подчинялась мужу и принимала суровые законы общества.