Скоморохов николай михайлович. Биография Скоморохов николай михайлович герой советского союза

С коморохов Николай Михайлович - командир эскадрильи 31-го истребительного авиационного полка (295-я истребительная авиадивизия, 9-й смешанный авиакорпус, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт), капитан.

Родился 19 мая 1920 года в селе Лапоть, ныне село Белогорское Красноармейского (бывшего Золотовского) района Саратовской области в семье крестьянина. Русский. В 1930 году с семьёй переехал в Астрахань. До 1935 года учился в средней школе, затем окончил школу ФЗУ. Работал слесарем и токарем на астраханском судостроительном заводе имени III-го Интернационала, окончил библиотечный техникум. С 1939 года одновременно учился и в Астраханском аэроклубе.

В декабре 1940 года призван в Красную Армию Золотовским районным военкоматом АССР немцев Поволжья. В марте 1942 года окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А.К. Серова (с октября 1941 года действовала в эвакуации в Азербайджанской ССР). Служил в запасном авиационном полку ВВС Закавказского военного округа (Баку).

В действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны старший пилот 164-го истребительного авиационного полка 295-й истребительной авиационной дивизии старший сержант Н.М. Скоморохов - с конца ноября 1942 года, вылетал с аэродрома города Адлер. В январе 1943 года одержал первую победу над врагом. В конце 1943 года переведён в 31-й истребительный авиаполк той же дивизии. С 1943 года - командир звена, с марта 1944 - заместитель командира, а с октября 1944 - командир эскадрильи. Воевал в составе 5-й и 17-й воздушных армий на Закавказском, Северо-Кавказском, с мая 1943 - на Юго-Западном, с октября 1943 - на 3-м Украинском фронтах. Принимал, участие в обороне и освобождении Кавказа, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, разгроме врага на территории Австрии. Член ВКП(б)/КПСС в 1943-1991 годах.

К 28 декабря 1944 года совершил 483 боевых вылета, во время которых он сбил лично 25 и в составе группы 8 самолетов противника, а также штурмовыми действиями уничтожил: 3 самолета противника, 11 автомашин, 13 повозок с боеприпасами, 1 склад с горючим, 9 железнодорожных вагонов.

З а образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года капитану Скоморохову Николаю Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В боях за город Будапешт (Венгрия) капитан Скоморохов Н.М. сбил 2 самолета из "бриллиантовой эскадры" гитлеровских военно-воздушных сил. К марту 1945 года выполнил 520 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 35 самолётов врага.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года майор удостоен второй медали "Золотая Звезда".

Всего во время Великой Отечественной войны Н.М. Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, провёл более 130 воздушных боев, сбил лично 46 фашистских самолетов и 8 самолетов в группе, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Невероятно, но сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет не горел, не был сбит, за всю войну не получил ни одной пробоины.

В послевоенные годы продолжил службу в Советской Армии. В 1949 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. С ноября 1949 года - командир 111-го гвардейского истребительного авиационного полка. С апреля 1952 года - заместитель командира, с января 1954 года - командир истребительной авиационной дивизии в ВВС Забайкальского военного округа.

В 1958 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил СССР. С октября 1958 года - первый заместитель командира, с февраля 1961 года - командир истребительного авиационного корпуса. С апреля 1968 года - командующий 69-й воздушной армией, с апреля 1972 года - командующий 17-й воздушной армией. Генерал-полковник авиации (1972). С августа 1973 года - начальник Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина. С августа 1988 года - военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С мая 1992 года - в отставке. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 6-8 созывов (1962-1974).

Жил в городе-герое Москве. С 1992 года - председатель Российского Комитета ветеранов войны и военной службы. Автор свыше 140 научных трудов, нескольких военных учебников, двух книг мемуаров и двух повестей. Трагически погиб в автомобильной катастрофе 14 октября 1994 года в городе Монино Московской области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 11).

Маршал авиации (2.11.1981). Награждён орденами Ленина (23.02.1945), Октябрьской Революции (1980), пятью орденами Красного Знамени (30.07.1943, 25.01.1944, 30.12.1944, 31.01.1945, ...), орденами Александра Невского (17.12.1944), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (29.04.1944, 11.03.1985), орденом Красной Звезды (1956), орденами "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 2-й (1988) и 3-й (1975) степеней, медалями "За боевые заслуги" (1951), "За оборону Кавказа", "За взятие Будапешта", "За взятие Вены", "За освобождение Белграда", "За безупречную службу" 1-й степени и другими медалями, иностранными наградами: орденом Красного Знамени (Венгрия, 1955), орденом "Партизанская звезда" 1-й степени (Югославия, 1945), медалями Болгарии "Отечественная война" и "20 лет Болгарской Народной армии".

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Н.М. Скоморохова в 1953 году установлен в его родном селе. Именем Героя названа средняя школа в городе Астрахань. В Москве, на доме где жил Герой, установлена мемориальная доска.

В оевать Николай Скоморохов начал в ноябре 1942 года в предгорьях Кавказа, когда наступление немецко-фашистских войск в этом районе полностью выдохлось. На сухопутном фронте наступило временное затишье, но в воздухе бои не прекращались. Над пиками гор почти ежедневно разыгрывались горячие схватки. В одной из них молодой летчик одержал свою первую победу.

Было это в канун Нового года. Немецкий двухмоторный самолет-разведчик "фокке-вульф-189" (прозванный "рамой") барражировал над расположением советских войск. Экипаж "фоккера" корректировал огонь своей артиллерии по одной из наших батарей. Командир полка майор Микитченко приказал лейтенанту Скоморохову уничтожить корректировщика. Разность в скоростях нашего истребителя и "рамы" была огромной, и Скоморохову не без труда удалось сблизиться. Забравшись на высоту, он атаковал фашиста сверху сзади и выпустил длинную пушечную очередь. По расчетам летчика разведчик должен был быть сбит. Но когда Скоморохов сделал боевой разворот, увидел, что "рама" летит ему навстречу как ни в чем не бывало и зло хлещет в направлении нашего "ястребка" из всех пулеметов. Последовала стремительная лобовая атака. На этот раз снаряды Скоморохова достигли цели: "рама" загорелась и, оставляя за собой дымный траурный шлейф, рухнула в горное ущелье...

С каждым боевым вылетом росло летное мастерство Николая Скоморохова, закалялась его воля. Вскоре он был назначен командиром звена, стал летать в качестве ведущего группы. Первое же задание во главе четверки Ла-5 Скоморохов выполнил блестяще. Вот что записано об этом боевом вылете в личном деле героя:

"4.12.1943 г. Выполнял задание на сопровождение группы Ил-2. В районе цели штурмовики были атакованы восемью самолетами Ме-109. Несмотря на численное превосходство противника, Скоморохов смело вступил в бой. Дерзкими атаками, с большим риском для жизни, он расстроил боевые порядки вражеских истребителей, сорвал их замысел и дал возможность "ильюшиным" полностью выполнить боевое задание. В воздушной схватке Скоморохов лично сбил двух "мессеров", принудив остальных покинуть поле боя. Летчики 951-го штурмового авиационного полка, вернувшись на аэродром, устроили старшему лейтенанту Скоморохову торжественную встречу".

О сенью 1944 года война переместилась на территорию Венгрии. Капитан Скоморохов в то время командовал эскадрильей "ла-пятых". Он" провел в венгерском небе десятки воздушных боев, одержал ряд блестящих побед. В боях под Будапештом Скоморохов истребил целую группу фашистских асов, в том числе заместителя командира и командира так называемой Бриллиантовой эскадры - лучшей в германских ВВС. Многие воздушные бои, проведенные Скомороховым в тот период, можно по праву отнести к лучшим образцам советского летного искусства. Классическим примером в этом отношении является воздушный поединок, который произошел 21 декабря 1944 года.

В тот день капитан Скоморохов в паре с младшим лейтенантом Филипповым вылетел на "свободную охоту". В районе озера Веленце, где наши наземные войска прорвали оборонительную линию "Маргарита" с целью окружения будапештской группировки противника, летчики встретили восемь самолетов "фокке-вульф-190". Это был новый немецкий истребитель с мощным мотором, бронированной кабиной, вооруженный двумя пушками и двумя пулеметами. Максимальная скорость его составляла 625 километров в час. "Фоккеры" шли с подвешенными бомбами, намереваясь нанести удар по нашим механизированным соединениям, прорвавшимся глубоко в расположение противника.

Филиппов, прикрой! - скомандовал Скоморохов своему ведомому и, набрав высоту, помчался на фашистских истребителей. Свой удар он направил по ведущему. Гитлеровец заметил опасность, пытался вывернуться из-под удара, но было уже поздно: блеснув огнем, ударили пушки "лавочкина". Длинный язык пламени лизнул фонарь кабины, и "фоккер" штопором пошел к земле.

Боевым разворотом Скоморохов вывел свой самолет из пикирования и заметил, как в район боя подошли еще две группы "фокке-вульфов". Считая свое превосходство подавляющим, фашисты шля самоуверенно. На самом деле, что могли сделать два наших "ястребка" с тридцатью вражескими истребителями?

Атакую левую группу "фоккеров"! Филиппов, прикрой! Я Скоморохов, прием, прием! - передал по радио Скоморохов и устремился на врага снизу.

Сегодняшний бой с превосходящим противником, представлявшийся со стороны довольно рискованным, он вел спокойно, уверенно, считая его обычным.

Через секунду в наушниках Филиппова раздался треск двух пушечных очередей и в следующее мгновенье за его крылом пронесся к земле еще один объятый пламенем "фоккер". И тут же на немецком языке в эфире прозвучала тревожная фраза:

В воздухе Скоморокхофф!..

Это предупреждение было передано трижды.

Двадцать восемь "фоккеров" сразу же рассыпались в разные стороны. Сбросив бомбы на свои войска, гитлеровцы удирали из-под удара наших летчиков. Но бегство удалось не всем. Один стервятник с переворотом пошел к земле и взорвался от пушечной очереди младшего лейтенанта Филиппова. Взмыв свечой, Филиппов догнал еще одного "фоккера" и уничтожил его точным ударом вдоль фюзеляжа. В это время Скоморохов пошел в третью атаку. Теперь один, без Филиппова, так как опасаться было уже нечего - фашисты удирали. Используя преимущество Ла-5ФН в скорости, капитан настиг гитлеровца, отставшего от группы. Немецкий летчик метнулся вверх, но не спасся: через секунду он уже летел вниз, прошитый короткой пушечной очередью Произошло, казалось, невероятное: тридцать вражеских самолетов потерпели поражение от двух советских истребителей, потеряв при этом пять своих машин...

В боевых действиях Скоморохова было много нового, оригинального. Он был рьяным поборником новых боевых порядков истребителей основу которых составляло не звено из трех самолетов, а пара и звено из четырех машин. Его эскадрилья первой в полку перешла к боевым порядкам, эшелонированным по высоте и рассредоточенным по фронту. Знаменитое правило: "истребитель обороняется только нападением" -было законом в боевой работе советского аса и его питомцев.

19. 5. 1920 - 14. 10. 1994

Скоморохов Николай Михайлович - командир эскадрильи 31-го истребительного авиационного полка (295-я истребительная авиадивизия, 9-й смешанный авиакорпус, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт), капитан.

Родился 19 мая 1920 года в селе Белогорское Красноармейского (бывшего Золотовского) района Саратовской области в семье крестьянина. Русский. До 1935 года учился в средней школе, затем окончил школу ФЗУ, работал слесарем и токарем на астраханском заводе имени III-го Интернационала, окончил библиотечный техникум. С 1939 года учился в техникуме и аэроклубе.

В декабре 1940 года добровольно ушёл в Красную Армию. В марте 1942 года окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов. Рядовым лётчиком Н.М. Скоморохов начал воевать в декабре 1942 года, вылетал с аэродрома города Адлер. В январе 1943 года одержал первую победу над врагом. Воевал в составе 5-й и 17-й воздушных армий на Закавказском, Северо-Кавказском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Принимал, участие в обороне и освобождении Кавказа, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, разгроме врага на территории Австрии.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4895) Скоморохову Николаю Михайловичу присвоено 23 февраля 1945 года за 483 боевых вылета, во время которых он сбил лично 25 и в составе группы 8 самолетов противника и штурмовыми действиями уничтожил: 3 самолета противника, 13 повозок с боеприпасами, 1 склад с горючим, 9 железнодорожных вагонов.

В боях за город Будапешт (Венгрия) капитан Скоморохов Н.М. сбил 2 самолета из "бриллиантовой эскадры" гитлеровских военно-воздушных сил.

Второй медали "Золотая Звезда" (№ 6913) майор Скоморохов Николай Михайлович удостоен 18 августа 1945 года за 520 боевых вылетов и 35 лично сбитых самолетов противника.

Всего во время Великой Отечественной войны Н.М. Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, провёл более 130 воздушных боев, сбил лично 46 фашистских самолетов и 8 самолетов в группе, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Невероятно, но сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет не горел, не был сбит, за всю войну не получил ни одной пробоины.

В послевоенные годы окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе и Военную академию Генерального штаба. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Служил командиром истребительной авиационной дивизии, 1-м заместителем командира и командиром истребительного авиационного корпуса,командующим воздушной армией, в 1973-88 годах - начальником Военно-воздушерй академии имени Ю.А.Гагарина, в 1988-92 годах - военным инспектором-советник группы генеральных инспекторов Министерства обороны.

Жил в Москве. Трагически погиб в автомобильной катастрофе 14 октября 1994 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Маршал авиации (1981), заслуженный военный лётчик СССР.

Награждён орденами Ленина (1945), Октябрьской Революции (1980), 5-ю орденами Красного Знамени (1943, январь 1944, декабрь 1944, 1945, ...), орденами Александра Невского (1944), 2-я орденами Отечественной войны 1-й степени (1944, 1985), Красной Звезды (1956), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 2-й (1988) и 3-й (1975) степени, медалями "За боевые заслуги" (1951), "За оборону Кавказа", "За взятие Будапешта", "За взятие Вены", "За освобождение Белграда", "За безупречную службу" 1-й степени и другими медалями, а также венгерским орденом Красного Знамени (1955), югославским орденом "Партизанская звезда" 1-й степени (1945), болгарскими медалями "Отечественная война" и "20 лет Болгарской Народной армии".

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Н.М. Скоморохова в 1953 году установлен в его родном селе.

(19. 5. 1920 - 14. 10. 1994)

Н иколай Михайлович Скоморохов , капитан, командир эскадрильи 31-го истребительного авиационного Нижне-Днестровского ордена Богдана Хмельницкого 2-й степени полка, родился 19 мая 1920 года в с. Белогорское Красноармейского (бывш. Золотовского) района Саратовской области в семье крестьянина. Русский. До 1935 года учился в средней школе, затем окончил школу ФЗУ, работал слесарем и токарем на Одвом из астраханских заводов. С 1939 года учился в техникуме и аэроклубе. В декабре 1940 года добровольно ушел в Красную Армию. В марте 1942 года окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов. С ноября 1942 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне в составе 5 и 17-й воздушных армий на Закавказском, Северо-Кавказском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Принимал, участие в обороне и освобождении Кавказа, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, разгроме врага на территории Австрии. Награжден четырьмя орденами Красного Знамени- (1943, 1944 - 2, 1945), орденами Александра Невского (1944), Отечественной войны 1-й степени (1944), Красной Звезды (1955), медалями "За боевые заслуги" (1950), "За оборону Кавказа", "За взятие Будапешта", "За взятие Вены", "За освобождение Белграда", "За безупречную службу" 1-й степени и четырьмя другими медалями, а также венгерским орденом Красного Знамени (1955), югославским орденом "Партизанская звезда" 1-й степени (1945), болгарскими медалями "Отечественная война" и "20 лет Болгарской Народной армии".

З вание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Николаю Михайловичу Скоморохову присвоено 23 февраля 1945 года за 483 боевых вылета, во время которых он сбил лично 25 и в составе группы 8 самолетов противника.

В торой медали "Золотая Звезда" удостоен 18 августа 1945 года за 520 боевых вылетов и 35 лично сбитых самолетов противника.

Бронзовый бюст Н. М. Скоморохову установлен в родном селе в 1953 году.

В сего во время Великой Отечественной войны Н.М. Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, провел более 130 воздушных боев, сбил лично 46 фашистских самолетов и 8 самолетов в группе, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Невероятно, но сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет не горел, не был сбит, за всю войну не получил ни одной пробоины.

В послевоенные годы Н.М. Скоморохов окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе и Военную академию Генерального штаба. В советские времена был депутат Верховного Совета СССР. В 1981 году Н.М. Скоморохову присвоили звание Маршала Авиации.

В оевать Николай Скоморохов начал в ноябре 1942 года в предгорьях Кавказа, когда наступление немецко-фашистских войск в этом районе полностью выдохлось. На сухопутном фронте наступило временное затишье, но в воздухе бои не прекращались. Над пиками гор почти ежедневно разыгрывались горячие схватки. В одной из них молодой летчик одержал свою первую победу.

Было это в канун Нового года. Немецкий двухмоторный самолет-разведчик "фокке-вульф-189" (прозванный "рамой") барражировал над расположением советских войск. Экипаж "фоккера" корректировал огонь своей артиллерии по одной из наших батарей. Командир полка майор Микитченко приказал лейтенанту Скоморохову уничтожить корректировщика. Разность в скоростях нашего истребителя и "рамы" была огромной, и Скоморохову не без труда удалось сблизиться. Забравшись на высоту, он атаковал фашиста сверху сзади и выпустил длинную пушечную очередь. По расчетам летчика разведчик должен был быть сбит. Но когда Скоморохов сделал боевой разворот, увидел, что "рама" летит ему навстречу как ни в чем не бывало и зло хлещет в направлении нашего "ястребка" из всех пулеметов. Последовала стремительная лобовая атака. На этот раз снаряды Скоморохова достигли цели: "рама" загорелась и, оставляя за собой дымный траурный шлейф, рухнула в горное ущелье...

С каждым боевым вылетом росло летное мастерство Николая Скоморохова , закалялась его воля. Вскоре он был назначен командиром звена, стал летать в качестве ведущего группы. Первое же задание во главе четверки Ла-5 Скоморохов выполнил блестяще. Вот что записано об этом боевом вылете в личном деле героя:

"4.12.1943 г. Выполнял задание на сопровождение группы Ил-2. В районе цели штурмовики были атакованы восемью самолетами Ме-109. Несмотря на численное превосходство противника, Скоморохов смело вступил в бой. Дерзкими атаками, с большим риском для жизни, он расстроил боевые порядки вражеских истребителей, сорвал их замысел и дал возможность "ильюшиным" полностью выполнить боевое задание. В воздушной схватке Скоморохов лично сбил двух "мессеров", принудив остальных покинуть поле боя. Летчики 951-го штурмового авиационного полка, вернувшись на аэродром, устроили старшему лейтенанту Скоморохову торжественную встречу".

О сенью 1944 года война переместилась на территорию Венгрии. Капитан Скоморохов в то время командовал эскадрильей "ла-пятых". Он" провел в венгерском небе десятки воздушных боев, одержал ряд блестящих побед. В боях под Будапештом Скоморохов истребил целую группу фашистских асов, в том числе заместителя командира и командира так называемой Бриллиантовой эскадры - лучшей в германских ВВС. Многие воздушные бои, проведенные Скомороховым в тот период, можно по праву отнести к лучшим образцам советского летного искусства. Классическим примером в этом отношении является воздушный поединок, который произошел 21 декабря 1944 года.

В тот день капитан Скоморохов в паре с младшим лейтенантом Филипповым вылетел на "свободную охоту". В районе озера Веленце, где наши наземные войска прорвали оборонительную линию "Маргарита" с целью окружения будапештской группировки противника, летчики встретили восемь самолетов "фокке-вульф-190". Это был новый немецкий истребитель с мощным мотором, бронированной кабиной, вооруженный двумя пушками и двумя пулеметами. Максимальная скорость его составляла 625 километров в час. "Фоккеры" шли с подвешенными бомбами, намереваясь нанести удар по нашим механизированным соединениям, прорвавшимся глубоко в расположение противника.

Филиппов, прикрой! - скомандовал Скоморохов своему ведомому и, набрав высоту, помчался на фашистских истребителей. Свой удар он направил по ведущему. Гитлеровец заметил опасность, пытался вывернуться из-под удара, но было уже поздно: блеснув огнем, ударили пушки "лавочкина". Длинный язык пламени лизнул фонарь кабины, и "фоккер" штопором пошел к земле.

Боевым разворотом Скоморохов вывел свой самолет из пикирования и заметил, как в район боя подошли еще две группы "фокке-вульфов". Считая свое превосходство подавляющим, фашисты шля самоуверенно. На самом деле, что могли сделать два наших "ястребка" с тридцатью вражескими истребителями?

Атакую левую группу "фоккеров"! Филиппов, прикрой! Я Скоморохов , прием, прием! - передал по радио Скоморохов и устремился на врага снизу.

Сегодняшний бой с превосходящим противником, представлявшийся со стороны довольно рискованным, он вел спокойно, уверенно, считая его обычным.

Через секунду в наушниках Филиппова раздался треск двух пушечных очередей и в следующее мгновенье за его крылом пронесся к земле еще один объятый пламенем "фоккер". И тут же на немецком языке в эфире прозвучала тревожная фраза:

В воздухе Скоморокхофф!..

Это предупреждение было передано трижды.

Двадцать восемь "фоккеров" сразу же рассыпались в разные стороны. Сбросив бомбы на свои войска, гитлеровцы удирали из-под удара наших летчиков. Но бегство удалось не всем. Один стервятник с переворотом пошел к земле и взорвался от пушечной очереди младшего лейтенанта Филиппова. Взмыв свечой, Филиппов догнал еще одного "фоккера" и уничтожил его точным ударом вдоль фюзеляжа. В это время Скоморохов пошел в третью атаку. Теперь один, без Филиппова, так как опасаться было уже нечего - фашисты удирали. Используя преимущество Ла-5ФН в скорости, капитан настиг гитлеровца, отставшего от группы. Немецкий летчик метнулся вверх, но не спасся: через секунду он уже летел вниз, прошитый короткой пушечной очередью Произошло, казалось, невероятное: тридцать вражеских самолетов потерпели поражение от двух советских истребителей, потеряв при этом пять своих машин...

В боевых действиях Скоморохова было много нового, оригинального. Он был рьяным поборником новых боевых порядков истребителей основу которых составляло не звено из трех самолетов, а пара и звено из четырех машин. Его эскадрилья первой в полку перешла к боевым порядкам, эшелонированным по высоте и рассредоточенным по фронту. Знаменитое правило: "истребитель обороняется только нападением" -было законом в боевой работе советского аса и его питомцев.


---
Источники:
1) Люди бессмертного подвига. Москва "ПЛ" т.2 1975 г.
2) Румянцев.Н.М. "Люди легендарного подвига". Саратов. 1968 г.

Пожелтевшее фото –

Эскадрилья моя.

Только что из полета

Возвратились друзья.

Грозовая эпоха

Дышит в лица бедой.

Молодой Скоморохов.

Кожедуб молодой...

Вновь ракета взовьется,

И из огненных трасс.

Может быть, не вернется

Нынче кто-то из нас,

Будет спать этот кто-то

Под фанерной звездой,

А на стареньком фото

Он такой молодой!..

Полчаса передышки

Шлемофоны в траве.

Лейтенанты-мальчишки

Соколиных кровей!..

О погибших - ни вздоха,

Только складки у губ...

Молодой Скоморохов,

Молодой Кожедуб...

Что так грустно молчишь ты,

Седовласый мой друг?

Лейтенанты-мальчишки

В сердце ожили вдруг.

Годы в огненной дымке

Встали горной грядой.

А на стареньком снимке

Ты - такой молодой!..

Скоморохов Николай Михайлович, маршал авиации, дважды Герой Советского Союза. Родился 19 мая 1920 г. в с. Лапоть Саратовской области 2 . Участник Великой Отече­ственной войны с 29 ноября 1942 г. по 9 мая 1945 г.

Был пилотом, командиром звена и командиром эскад­рильи. Участвовал в боях на Закавказском, Северо-Кавказ­ском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах в 295-й истребительной авиационной дивизии, принимал участие в обороне и освобождении Кавказа, Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии.

В 1949 г. окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе, а в 1958 г. - Военную академию Генерального Штаба. Ко­ мандовал полком, дивизией, корпусом и 17-й Воздушной армией. С 1973 по 1988 г. был начальником Военно-воздуш­ ной академии им. Ю.А. Гагарина. С 1988 г. советник Груп­ пы генеральных инспекторов МО СССР. С 1992 по 1994 г. - председатель Российского комитета ветеранов войны. Н.М. Скоморохов стоял у истоков создания Международно­го общественного фонда «Победа-45», являясь его первым президентом. Участник Парада Победы в Москве 24 июня 1945 г. 9 мая 1985 г. на Параде в честь 40-летия Победы ему было доверено пронести Знамя Победы по Красной площади.

Other drugs are used to treat diabetes. You may have heard about Viagra manufacturer coupon It is also known as Sildenafil. Although erectile malfunction is more common in men over sixty, men of any age can develop erectile problems. Sexual dysfunction can influence the quality of existence. Low libido isn"t the same as impotency, but numerous similar aspects that stifle an erection can also dampen your libido. While the medication is credited with improving nausea, it may also kill the mood in bedroom. If you have disappointment getting an erection, it"s considerable to see a certified physician before taking any sort of drugs.

Заслуженный военный летчик СССР, доктор военных наук, профессор. Автор более 140 научных трудов. Им на писаны и изданы документально-автобиографические пове сти «Боем живет истребитель» (М., 1975; М., 1981; Прага, 1985); «Служение Отчизне» (Саратов, 1977); романы «Ре зерв высоты» (М., 1987; М., 1994; Киев, 1987); «Предел риска» (М., 1991; Киев, 1995).

За мужество и героизм, проявленные в годы войны, за образцовое выполнение воинского долга Н.М. Скоморохов дважды удостоен звания «Герой Советского Союза», на­гражден орденом Ленина, пятью орденами Красного Зна мени, орденом Александра Невского, двумя орденами Оте­ чественной войны 1-й степени, орденами Красной Звезды, Октябрьской революции, «За службу Родине в Вооружен­ ных Силах СССР II и III степени, многими медалями и ино странными орденами - Боевого Красного Знамени (Венгрия), «Партизанской Звезды 1-й степени» (СФРЮ, Югославия), Красного Знамени (Народная Республика Болгария), «За бое­ вые заслуги» (Народная Республика Монголия) и медалями.

Трагически погиб в автомобильной катастрофе 14 ок­ тября 1994 года.

Конец 1944 г. В небе над Будапештом ожесточенный бой. В смертельной схватке - два самолета. Старшему лейтенанту Николаю Скоморохову достался серьезный противник. Силы почти равны. Но русский летчик оказался сильнее. Он сбил «Мессершмитта». Если бы не случай, так никогда и не узнал бы Н. Скоморохов, кем был сбитый им немецкий ас.

Через две недели в череде других - еще бой, такой же упорный и тяжелый. Похожий почерк: мгновенная реакция, же­лезная выдержка, ювелирное мастерство. Но и в этом бою Николай Скоморохов вышел победителем. Немецкий летчик выпрыгнул с парашютом из горящего самолета, его взяли в плен. И тут выяснилось: оказывается, сбит заместитель командира «Бриллиантовой эскадры» - гордости фашистских Люфтваффе! 3 . Летчики из ее состава в начале войны считали себя хозяевами воздушного океана. Они летали на современных машинах, в со­вершенстве владели техникой пилотирования и представляли собой серьезную опасность в небе.

Немец оказался опытным асом, на счету которого было 56 сбитых английских, французских, русских самолетов. Произо­шедшее он считал лишь нелепым случаем. Но когда узнал, что сбил его Скоморохов, сник и рассказал, что две недели тому назад тот же Скоморохов сбил командира «Бриллиантовой эс­кадры», и досадовал - как же так?! - их не предупредили! К этому времени слава о русском летчике была такова, что когда он поднимался в воздух, в шлемофонах немецких летчиков звучало грозное предупреждение: «Ахтунг! Ахтунг! В воздухе Скоморох!» И если была возможность, немцы предпочитали не ввязываться в заведомо неравный бой 4 .

В 1975 г. Владимир Высоцкий написал песню «О погиб­шем летчике» 5 и посвятил ее Н.М. Скоморохову и его погибше­му другу. Высоцкий не воевал (в начале войны ему было всего 3 года). Но воевали его отец, Семен Владимирович, и дядя, Алексей Владимирович. Оба они дружили семьями со Скомороховыми и часто собирались вместе, вспоминали боевое военное прошлое. На одной из таких встреч речь шла о том, как летчики «Бриллиантовой эскадры» сбили тезку Н.М. Скоморохова, капи­тана Николая Горбунова. Впечатления от услышанного, боль от потери друга, чувство вины, что не защитил, что остался в живых (сам Скоморохов в этом бою не участвовал), вдохновили Влади­мира Высоцкого на создание запоминающегося образа летчика, который не может смириться с гибелью друга.

... Он кричал напоследок

в самолете сгорая:

«Ты живи! Ты дотянешь!» -

доносилось сквозь гул.

Мы летали под Богом

возле самого рая, -

Он поднялся чуть выше и сел там,

ну а я - до земли дотянул.

Он уснул - не проснулся,

Он запел - не допел.

Так что я вот вернулся,

Глядите - вернулся, -

Ну а он - не успел.

Кто-то скупо и четко

Отсчитал нам часы

Нашей жизни короткой,

Как бетон полосы, -

И на ней - кто разбился,

Кто - взлетел навсегда …

Ну а я приземлился,

А я приземлился, -

Вот какая беда...

23 февраля 1945 г. Н.М. Скоморохов был удостоен высшей правительственной награды, ему присвоили звание «Герой Со­ветского Союза».

Из наградного листа:

«Представляется к правительственной награде - зва­нию «Герой Советского Союза» за 25 лично сбитых самоле­ тов противника. Все сбитые самолеты подтверждены.

На фронтах Отечественной войны находился с 29.11.42 года. За этот период имеет на своем личном счету 483 боевых вылета с налетом 467 часов 29 минут. Около 200 боевых вылетов произведены в сложных метеоуслови­ ях. Произвел 104 воздушных боя, в которых лично сбил 25 са­молетов противника, из них: 3 ФВ-189 6 , 10 ЖЕ-109 7 , 7 ФВ- 190 8 , 3 Ю-87 9 , 2 Ю-88 10 . Кроме этого в групповых боях сбито 8 самолетов противника, штурмовыми действиями уничто­жил: 3 самолета противника, 9 автомашин, 13 повозок с боеприпасами, 1 склад с горючим, 7 ж.д. вагонов, унич­тожил и рассеял до 150 фашистских солдат и офицеров.

В воздушных боях смел и храбр. Отличный стрелок - сбивает самолеты противника с одно-двух очередей [...]

4.12.43 года выполнял задание на сопровождение ИЛ- 2 11 . В районе цели штурмовики были атакованы 8-ю самоле­ тами противника МЕ-109.

Несмотря на численное превосходство противника капитан Скоморохов смело вступил с ними в бой. В этом бою показал исключительные образцы храбрости и своим мастерством не дал возможности истребителям против­ ника атаковать наших штурмовиков. Все штурмовики воз­ вратились благополучно на свой аэродром. В этом воздуш­ ном бою тов. Скоморохов сбил 2 самолета противника. По приходу на свой аэродром летчиками 951 ШАП 12 капитану Скоморохову, за отличное прикрытие штурмовиков и прояв­ ленное мужество в бою, была устроена торжественная встреча» 13 .

Н.М. Скоморохов чувствовал себя в воздухе легко и уве­ренно, боевой самолет «Лавочкин» был послушен в его руках. Уникальная острота зрения, умение мгновенно и точно оцени­вать обстановку боя, удивительная способность пространствен­ной ориентации, необыкновенное хладнокровие: чем опаснее была ситуация, тем спокойнее и собраннее он становился. Он вырабо­тал свойственный только ему стиль управления самолетом в бою, элементом которого было использование приема «скольжения»: когда прямолинейное движение машины сводилось к минимуму. Его самолет постоянно смещался то чуть вправо, то чуть влево, т.е. если он и попадал в прицел противника, то лишь на мгнове­ние, а удержать его в прицеле было практически невозможно. Именно этим можно объяснить тот факт, что Н.М. Скоморохов не имел ни одной пробоины от самолетов противника. Виртуоз­ное владение машиной давало ему преимущество и уверенность в боях с превосходящими силами противника.

А еще боевые друзья помнят его самое ценное, на их взгляд, качество - это заботу о ведомых. Будучи сам необычай­но одаренным летчиком, отважным и смелым, он умел ценить чужой талант, самоотверженность и верность долгу. Летчики знали - с ним надежно, он исповедовал принцип: «Сам погибай, но товарища выручай». Об этом его качестве, о том, как он заботился и оберегал своих ведомых, ходили легенды. В боях, насколько известно, он не потерял ни одного ведомого.

18 августа 1945 г. Н.М. Скоморохову было присвоено зва­ние Героя Советского Союза во второй раз.

Из наградного листа:

«... Представляется к высшей Правительственной на­граде «Дважды Герой Советского Союза» за 35 лично сби­ тых самолетов противника. Все сбитые 35 самолетов про­ тивника подтверждены.

На фронте Отечественной войны участвует с 29.11.1942 года. За этот период на своем личном счету имеет 520 боевых вылетов, с налетом 509 часов 09 минут. Около 250 боевых вылетов произвел в сложных метеоусло­ виях. Провел 119 воздушных боев, в которых лично сбил 35 самолетов противника, из них - 15 МЕ-109, 10 ФВ-190, 3 Ф-189 14 , 2 Ю-52 15 , 3 Ю-87 и 2 Ю-88.

Кроме этого в групповых воздушных боях сбил 8 само­ летов противника. Штурмовыми действиями уничтожил 3 самолета противника, 11 автомашин, 17 повозок с боепри­ пасами, 1 склад с горючим и 7 ж.д. вагонов.

Капитан Скоморохов один из лучших воздушных бой­цов 17 ВА 16 . В воздушных боях смел и храбр. Умело и гра­ мотно руководит воздушным боем, мастерски используя радиосвязь.

16.1.45 года в паре вылетал на охоту в район Тата 17 . В районе Таряй 18 встретил 16 Ю-52 и 38 МЕ-109. Смело и дерзко атаковал группу самолетов противника и лично сбил 2 Ю-52 и 1 МЕ-109.

22.1.45 года, будучи ведущим группы 6 Ла-5 19 сопро­ вождал 12 ИЛ-2 в район Секешфехервар 20 . При возвраще­ нии с задания и подходе к своему аэродрому 4 МЕ-109 стре­мились атаковать группу ИЛ-2. Отбивая атаки МЕ-109 от штурмовиков, капитан Скоморохов лично сбил 1 МЕ-109, который упал 2 км. западнее Шукарр 21 .

Работая командиром авиаэскадрилии, умело и грамот­ но воспитывает подчиненный летный состав, передавая им свой личный опыт, полученный в Отечественной войне. Требовательный к себе и к подчиненным. Пользуется исклю­ чительным авторитетом среди всего личного состава пол­ ка. Дисциплинирован, тактичен. В боевой работе не знает усталости...» 22 .

За годы Великой Отечественной войны Н.М. Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, из них свыше 100 - разведыва­тельных, участвовал в более 130 воздушных боях; сбил 54 вра­жеских самолета, из них - 46 лично и 8 - в группе, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника 23 .

Сам Н.М. Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет ни разу не горел, не был сбит! За всю войну - ни одной пробо­ины от самолетов противника, только зенитки иногда доставали!

Его называли «самым удачливым» летчиком Великой Оте­чественной войны. Но это не просто везение. Это талант лет­чика, подлинное летное мастерство, ювелирное владение про­фессией.

Символично, что фотографию встречи Н.М. Скоморохова с родителями в 1945 г. в родной деревне Лапоть под Саратовом, помещенную во многих газетах и журналах того времени, можно было увидеть на плакатах, украсивших улицы Москвы к празднованию Дня Великой Победы в мае 2003 г. 24

Примечания

1 Текст песни «Старое фото» был написан И. Пуппо, корреспондентом газеты «Днепр вечерний», на музыку И. Калишенко к встрече ветеранов 17-й воздушной армии в 1980-е годы в канун праздника - Дня Воздушного Флота СССР в г. Днепропетровске.

2 Ныне село Белогорское Красноармейского района Саратовской области.

3 Сразу с приходом А.Гитлера к власти развернулось энергичное стро­ительство военной авиации, и в 1935 г. было объявлено о создании ВВС Германии - Люфтваффе. В 1939 г. Люфтваффе представляли собой самостоятельный род войск и состояли из воздушных сил глав­ного командования, войсковой авиации (главным образом разведыва­тельной) и ВВС ВМФ. Оперативным авиационным объединением был воздушный флот. Накануне войны Люфтваффе имели в строевых авиачастях 4333 самолета, из них 1235 бомбардировщиков, 340 пики­рующих бомбардировщиков и 790 истребителей.

4 Впервые подробно этот бой описал А.В. Высоцкий в своей статье, опубликованной в газете «Красная звезда» в 1966 году. См.: Высоцкий А.В. Бриллиантовая двойка//Красная Звезда. 1966. 11 янв.

5 В.В. Высоцкий написал в 1975 г. песню «О погибшем летчике» к спектаклю «Звезды для лейтенанта». Цит. по: Высоцкий В. Сочине­ния. В 2-х т. 1 т. / Предисл. С. Высоцкого; Подгот. текста и коммент. А.Крылова. М, 1991. С. 472.

6 ФВ-189 - Fоске-Wulf Fw189 Uhи (Германия, 1938). Разведчик. Самолет представлял собой цельнометаллический низкоплан. Использовал­ся в качестве тактического разведчика. В боевой обстановке показал себя с лучшей стороны. Активно применялся Люфтваффе, венгер­скими и словацкими военно-воздушными силами на советско-гер­манском фронте в 1942-1945 гг., а также в Финляндии и Северной Африке. Иногда применялся как ночной штурмовик и ночной истребитель. Позднее был дооборудован радаром и стрелковой установкой.

7 Так в документе. Очевидно, опечатка, имеется в виду МЕ-109. МЕ-109 Messerschmitt Bf 109 (Германия, 1935). Истребитель. Представлял со­бой свободно несущий моноплан с низкорасположенным крылом.
Основной и самый массовый истребитель Люфтваффе во время вто­рой мировой войны. На начальном этапе войны был лучшим истре­бителем в мире. Участвовал во всех боевых операциях, на всех фрон­тах как дневной и ночной истребитель, истребитель-бомбардировщик и тактический разведчик. К концу войны в борьбе с истребителями союзников сдал позиции, но в руках опытного летчика оставался
грозным оружием.

8 ФВ-190 Focke-Wulf Fw 190 (Германия, 1939). Многоцелевой истреби­тель. Один из лучших истребителей второй мировой войны. Первое боевое применение - в районе Ла-Манша в сентябре 1941 г. С лета 1942 г. широко использовался в ПВО Германии. На советско-герман­ском фронте впервые в большом количестве появился весной 1943 г. Далее применялся на всех европейских театрах военных действий в разных модификациях.

9 Ю-87 Junkers Ju-87 Stuka (Германия, 1935), пикирующий бомбардировщик. Впервые применен в Испании в 1937 г. Стандартный пикиру­ющий бомбардировщик Люфтваффе. Участвовал во всех европей­ских военных кампаниях второй мировой войны в ВВС стран-союзниц Германии, как дневной пикирующий бомбардировщик, ночной бом­бардировщик, штурмовик и буксировщик планеров.

10 Ю-88 Junkers Ju-88 (Германия, 1936). Бомбардировщик. Один из лучших фронтовых бомбардировщиков второй мировой войны. Со­здавался как скоростной бомбардировщик. Впоследствии использовался в качестве разведчика, торпедоносца, пикирующего бомбарди­ровщика, тяжелого штурмовика - истребителя танков, дневного и ночного тяжелого истребителя и др. В строевые части Люфтваффе стал поступать с августа 1939 г. Первое боевое применение получил в Польше в сентябре 1939 г. Далее активно использовался во всех военных конфликтах. В конце войны широко применялся в качестве ночного истребителя в системе ПВО Германии.

11 Ил-2 (СССР, 1939). Штурмовик. Первый в мировой практике брони­рованный штурмовик с бронекоробкой под двигатель и кабину. Один из основных боевых самолетов советских ВВС в годы второй мировой войны. Одноместный вариант Ил-2 быстро доказал, что он является высокоэффективным оружием. Однако потери в течение 1941-1942 гг. из-за отсутствия истребителей сопровождения оказались очень вели­ки. В феврале 1942 г. было решено вернуться к двухместному вари­анту Ил-2 в соответствии с первоначальной концепцией Ильюшина. Показал высокую боевую эффективность при непосредственной под­держке войск на поле боя. На последнем году войны самолеты Ил-2 использовались польскими и чехословацкими подразделениями, ле­тавшими совместно с советскими.

12 ШАП - Штурмовой авиационный полк.

13 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 793756. Д. 60. Л. 269-270.

14 Так в документе. (Очевидно - опечатка, имеется в виду ФВ-190.)

15 Ю-52 Junkers Ju 52 (Германия, 1930). Транспортный самолет. Широко применялся во многих странах на разных авиалиниях в качестве пас­сажирского и грузового самолета. Первый многомоторный бомбардировщик. Использовался в Люфтваффе и ВВС других стран во мно­жестве модификаций на различных театрах боевых действий, начиная с гражданской войны в Испании. Активно применялся для снабжения окруженной под Сталинградом группировки Паулюса.

16 ВА - Воздушная Армия.

17 Тата - город на северо-западе Венгрии.

18 Таряй - населенный пункт в Венгрии.

19 Ла-5 - (СССР, 1942). Истребитель. Впервые принял участие в боевых действиях во время Сталинградской битвы. По своим летно-техническим данным оказался примерно равным своему основному против­нику - Вf 109 Fu и G. Один из основных советских истребителей второй мировой войны.

20 Секешфехервар - город в Венгрии.

21 Шуккар - населенный пункт в Венгрии.

22 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 793756. Д. 60. Л. 271, 272.

23 Бодрихин Н.Г. Советские асы. Очерки о советских летчиках. М., 1988.
С. 195-197.

24 Использованы фотографии из семейного архива Князевых.


Николай Михайлович Скоморохов родился в семье рабочего. По национальности русский. Член КПСС с 1943 года. В Советской Армии с 1940 года. Начал службу курсантом Батайской авиационной школы пилотов, которую окончил в 1942 году.

После Великой Отечественной войны окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе и Академию Генерального штаба. Ныне генерал-полковник авиации Н. М. Скоморохов продолжает служить в Военно-Воздушных Силах Советской Армии. Он заслуженный военный летчик СССР. Избирался депутатом Верховного Совета СССР шестого, седьмого и восьмого созывов.

После окончания Астраханского аэроклуба Николай Михайлович Скоморохов был направлен в военное училище летчиков. Он окончил его, когда Великая Отечественная война была уже в полном разгаре, и сразу же был отправлен на фронт. Встречи с противником не пришлось ждать: в первые же дни Николая послали на боевое задание.

Немецкая «рама» барражировала над нашими войсками, корректируя огонь своих артиллеристов. Николай первым заметил врага и дал знать об этом ведущему. На глазах у Скоморохова его командир звена лейтенант Владимир Евтодиенко в стремительной атаке сбил ФВ-189. Самолет, действительно напоминавший раму, неуклюже клюнул носом и пошел к земле.

Скоро открыл свой боевой счет и Николай Скоморохов. Точно такая же «рама» показалась над линией фронта. Фашисты, видимо, производили разведку. Вот как сам Николай Скоморохов рассказывает о первой победе:

«Я мечтал о встрече один на один с врагом. Этот момент пришел. И что же? Вокруг ничего не случилось... Сейчас будет первая схватка. Чем она обернется? Чью жизнь оборвет?

Нас, конечно, двое. Но это же проклятущая «рама». Мы знали: если сразу ее не сразишь - потом с ней трудно управиться.

Захожу в атаку сверху. ФВ-189 растет, растет в прицеле - пора открывать огонь. Расходимся метрах в двадцати. Иду на косую полупетлю, не выпускаю «раму» из поля зрения. А она, развернувшись, ухитрилась пристроиться в хвост Евтодиенко. На полной скорости захожу фашисту в лоб, бью из всех трех огневых точек. От «рамы» что-то отлетает, она у меня на глазах вспыхивает. Но еще держится в воздухе. Начинает уходить, отбиваясь теперь от Евтодиенко. Видимо, немец решил, что я уже свое сделал, ушел в сторону.

Лучшие дня

Но я не выпускаю из своего поля зрения оба самолета. Снова завернул полупетлю, вышел прямо на «раму» и дал очередь по ее бензобакам. Клевок. Шлейф дыма. Удар о скалы.

Неописуемая радость охватила меня. Я что-то заорал во все горло, взвился свечой в небо.

А Евтодиенко, мой добрый командир и надежный товарищ, ходил в это время чуть в стороне и стерег меня. Он уже знал, что многие погибали именно в порыве беспечной радости от успеха в бою, и смотрел в оба.

А на земле он сказал Микитченко:

Скоморохов уже сам может учить других воевать...»

Так была одержана первая победа.

Однако после успеха были и неудачи. Несколько дней подряд встречался Скоморохов с вражескими самолетами - и все безрезультатно. Один из воздушных боев был особенно напряженным. Несколько раз Николаю удавалось поймать в прицел «мессершмитт». Он нажимал на гашетки, следовали пушечные очереди, но враг ускользал как ни в чем не бывало.

Раздосадованный вернулся Николай на свой аэродром и отправился докладывать командиру эскадрильи Я. И. Микитченко.

И вот стоят друг перед другом два летчика: умудренный боевым опытом командир и еще совсем молодой пилот. Он упрямо насупился и с жаром доказывает:

- «Мессершмитты» так бронированы, что их не пробьешь.

А ты куда бил?

Николай, все еще взволнованный неудачей, широко развел руки и показал, как он сближался с противником.

Вот она, твоя ошибка, - заметил Микитченко. - Брал малое упреждение, и все снаряды прошли за хвостом «мессершмитта».

Майор Микитченко еще до войны окончил военную академию и напряженно изучал технику боя, всесторонне анализировал каждое сражение. Его анализ был всегда конкретным и в то же время глубоко теоретическим. Это очень помогло Николаю Скоморохову. Он навсегда запомнил, как доходчиво растолковывал ему командир все детали воздушного боя.

Николай Скоморохов оказался способным учеником. Он настойчиво изучал опыт старших товарищей и быстро приобретал необходимые боевые навыки, которые ярко проявились в многочисленных воздушных боях.

Жаркий воздушный бой разгорелся 14 июня 1943 года при отражении налета семи ФВ-190 и восьми МЕ-109 на аэродроме Нижняя Дуванка. В воздух по сигналу тревоги с аэродрома Буденновка и других соседних аэродромов было поднято 24 ЛА-5. Бой происходил на большом пространстве между отдельными группами. О мужестве и мастерстве наших летчиков свидетельствуют семь сбитых вражеских самолетов. В этом бою отличился и Скоморохов со своим ведомым В. М. Шевыриным.

Прошло немного времени, и Скоморохова назначили командиром эскадрильи. Он сам стал водить летчиков в бой. Хмурым ноябрьским днем возглавляемая им четверка истребителей летела на прикрытие наземных войск. Облака сверху, облака снизу. В лохматом белом туннеле две пары истребителей. Скоморохов не видит войск на земле, но он знает, что там сейчас идет сражение. Прорван еще один укрепленный рубеж врага, наши подвижные группы входят в прорыв. И если противник с воздуха попытается нанести по ним удар, нужно вступить в бой.

Пролетев некоторое время по прямой, Скоморохов стал разворачивать группу и тотчас увидел впереди и выше в разрывах облаков двух «фокке-вульфов».

Атакую, прикрой! - скомандовал ведущий своему ведомому - младшему лейтенанту Б. И. Кислякову и боевым разворотом пошел вверх.

Как всегда, немного волнуясь, Скоморохов стал ловить самолет противника в прицел. Блеснув огнем, ударили пушки, и все разом было кончено: вражеский самолет накренился и задымил. Второй гитлеровец с переворотом ушел вниз.

Но опасность не исчезла. Набирая высоту, Николай увидел десять «фокке-вульфов», которые шли бомбить и штурмовать наши войска.

Кисляков, прикрой! - снова приказывает Скоморохов и сверху мчится на фашистских истребителей. В строй вражеских самолетов врезается и вторая пара наших летчиков - Борис Горьков и Василий Гриценюк.

Фашисты рассыпаются и, сбросив бомбы вне цели, спешат уйти, скрыться от ее знающих страха советских летчиков.

Но к месту боя уже подходят две новые большие группы вражеских самолетов. Вверху над ними кружат 16 «фокке-вульфов», четыре «мессершмитта» - две группы.

Горькову и Гриценюку атаковать первую, я атакую вторую, - передал летчикам Николай Скоморохов.

Не все сразу поняли его замысел. Казалось, распылять силы не стоило. Но Скоморохов действовал уверенно. Он решил не допустить прицельного бомбометания. А этого можно было достигнуть лишь дерзкими, одновременными атаками обеих групп самолетов противника.

Короткие, как вспышки огня, атаки сверху чередовались с ударами под разными ракурсами снизу. Расчетливым оставался ум Николая и в эти вихревые минуты. Он видел все, что нужно было видеть воздушному бойцу и командиру. Взмывая вверх, он заметил, что Горьков зашел одному вражескому истребителю в хвост, а переходя в атаку, видел уже падающий в огне и дыму самолет противника, сбитый Горьковым.

Гитлеровец не выдержал атаки Скоморохова, метнулся вверх, но было уже поздно: через секунду он уже мчался к земле, прошитый короткой пушечной очередью. Произошло, казалось, невероятное: 20 самолетов противника отступили перед четырьмя советскими летчиками, бежали, сбросив бомбы на головы своих же солдат.

Это не первая и не последняя победа группы самолетов под командованием Н. М. Скоморохова.

«4.12.1943 года, выполняя задание на сопровождение ИЛ-2, в районе цели штурмовики были атакованы восемью самолетами противника МЕ-109.

Несмотря на численное превосходство противника, капитан Скоморохов смело вступил с ним в бой, В этом бою показал исключительные образцы храбрости и своим мастерством не дал возможности истребителям противника атаковать наших штурмовиков. Все штурмовики возвратились благополучно на свой аэродром. В этом воздушном бою тов. Скоморохов сбил два самолета противника. На аэродроме капитану Скоморохову за отличное прикрытие штурмовиков и проявленное мужество в бою была устроена торжественная встреча».

Это - лаконичные строки из личного дела Н. М. Скоморохова. Но сколько мужества, воинской доблести скрыто за этими скупыми фразами!

К началу Ясско-Кишиневской операции боевое мастерство Николая Скоморохова становится более зрелым, Высоко оценивают его боевые действия не только летчики, друзья Николая, но и пехотинцы, танкисты и артиллеристы - все, кому воздушные бойцы помогали одерживать победу над врагом. А для летчиков благодарность с поля боя была самой большой наградой.

Так, в районе Вишневки нашим танкистам преградила путь вражеская артиллерия. На помощь танкистам устремились летчики. Восьмерка истребителей во главе с Николаем Скомороховым обнаружила тщательно замаскированные орудия противника. Прикрывая друг друга от внезапного воздушного нападения, наши истребители 40 минут штурмовали цель, уничтожая пушечным огнем вражескую технику и живую силу. Они заставили фашистские батареи замолчать и облегчили нашим танкистам продвижение вперед.

Еще более совершенными, тактически дерзкими были действия летчиков во главе с Николаем Скомороховым в освободительном походе советских войск, в небе пяти государств, на территории которых происходили заключительные схватки с немецко-фашистскими захватчиками.

Однажды - это было при освобождении Белграда - наши наземные войска старались захватить мост через реку Сава, но каждый раз гитлеровцы мощным огнем отбрасывали атакующих на исходные позиции. На помощь пришли летчики-штурмовики. Но на этот раз они столкнулись с непредвиденными обстоятельствами. Раскисший от дождей аэродром не давал возможности загружать «ильюшины» бомбами, приходилось штурмовать противника без бомб. Та же непролазная грязь на полевых аэродромах мешала работе наших истребителей, а вражеская авиация взлетала с бетонных полос и по количеству превосходила нашу.

Но советские летчики не спасовали перед трудностями. Отсутствие бомб они возместили увеличением времени нахождения над целью, бурными, стремительными атаками. А нехватку сил прикрытия с воздуха прекрасно восполнило блестящее мастерство группы истребителей, возглавляемой Николаем Скомороховым.

Появившись над целью, «илы» ударили по артиллерийским и минометным батареям противника. Часть из них удалось уничтожить, расчеты других попрятались в укрытия и прекратили огонь. Воспользовавшись этим, колонна наших танков и мотопехоты на полном ходу ворвалась на мост, проскочила его и через несколько минут завязала бой на другой стороне реки.

Штурмовики продолжали поддерживать атаку наземных войск. Они уже делали десятый или одиннадцатый заход на цель, когда в эфире раздался голос командующего воздушной армией, руководившего боем:

- «Орлы»! «Орлы»! Возвращайтесь домой. За отличную работу объявляю благодарность.

Николай Скоморохов предупредил штурмовиков:

Будьте внимательны, появились немецкие истребители.

Штурмовики уходили от цели на бреющем полете. А в это время Николай Скоморохов и его ведомые продолжали вести бой с «месеершмиттами». Противник знал, что наши истребители уже долгое время находятся в воздухе, что у них вот-вот кончится горючее и, если их не удастся сбить, они сами упадут на землю. Чтобы затянуть бой, фашистские летчики устроили настоящую воздушную «карусель».

Скоморохов разгадал коварный замысел противника и с первой же секунды повел бой активно. Уже одна из первых атак увенчалась победой. Сраженный меткой очередью советского летчика, горящий «мессершмитт» врезался в землю. Остальные фашистские вояки пустились наутек.

Наши истребители взяли курс на свой аэродром. Топлива хватило только для посадки, Рулить на стоянку летчики уже не смогли, но они были рады сообщению, что все «илы» остались невредимыми.

По характеру боевой работы Николаю Скоморохову часто приходилось летать вместе со штурмовиками, и этот бой был не единственным, а может быть, даже не самым показательным с точки зрения высокого летного искусства при выполнении такой специфической задачи, как прикрытие штурмовиков над полем боя. Сам Скоморохов любит вспоминать другой воздушный бой. Он произошел позднее, но по результатам его справедливо можно поставить на первое место.

Аэродром, где базировались наши истребители, располагался почти у самой линии фронта. Сопровождение штурмовиков обычно организовывалось так: группа «илов» выходила на аэродром истребителей. Здесь уже стояли готовые к взлету самолеты ЛА-5. По команде они взлетали и занимали свое место, сопровождая штурмовиков до цели и обратно. После этого -садились на своем аэродроме.

Так было и 10 апреля 1945 года. Наши части находились на подступах к Вене. Скоморохов и Горьков уже побывали у линии фронта. Встретиться с врагом им не пришлось - в воздухе уже действовала группа летчика Михаила Савченко из эскадрильи П. Г. Якубовского и другие истребители. Они надежно прикрывали поле боя. Однако через несколько минут группа Савченко должна была уйти из района цели: кончилось горючее. На некоторое время небо над полем боя могло остаться без наших самолетов.

Скоморохов это знал и потому, возвращаясь на свой аэродром, думал о том, как лучше помочь наземным войскам. А в это время к линии фронта летела большая группа «илов» под прикрытием всего трех истребителей во главе со старшим лейтенантом В. И. Калашонком. В то время Скоморохов командовал эскадрильей, и все остальные летчики, сопровождавшие штурмовиков, были его подчиненными. Командир эскадрильи принял решение вернуться к линии фронта, усилив группу сопровождения.

Скоморохов передал свое решение на КП и занял место в боевом порядке. Уже при подходе к цели наши летчики заметили 10 ФВ-190. Надеясь на прикрытие, штурмовики приступили к атаке, а в это время над ними разгорелся жестокий воздушный бой. К 10 фашистским самолетам присоединилась еще десятка «фоккеров», а к ним - еще 10 МЕ-109. Так 5 советских летчиков оказались против 30 фашистских самолетов. И только находчивость, мужество и мастерство советских воздушных бойцов обеспечили им победу. В этом бою было сбито семь вражеских самолетов. Три из них сбил Николай Скоморохов.

Скоморохов и его боевые друзья хорошо знали нехитрую схему совместной боевой работы истребителей со штурмовиками. Они не стали бесцельно кружиться вблизи прикрываемых штурмовиков, где скован маневр, а о наступательном бое не может быть и речи. Скомородов изменил традиционный боевой порядок и расставил свои силы так, что противник, с какой бы стороны он ни атаковал, должен был пройти через двойной заслон наших истребителей. В результате прикрывающие истребители из обороняющихся превратились в атакующих и навязали свою волю врагу. Кроме того, тесное взаимодействие со штурмовиками приносило несомненную пользу.

Скоморохов учил своих подчиненных всегда ставить себя мысленно на место летчика-штурмовика. Его положение очень тяжелое: нужно атаковать цель, прорываясь через зенитный заслон противника, а тут еще сверху угрожают огнем вражеские самолеты. Чтобы успешно справиться с поставленной: задачей, летчик-штурмовик должен быть уверен в надежной защите со стороны истребителей.

Иногда при подготовке истребителей к вылету на сопровождение штурмовиков можно было слышать такой разговор:

Ты с кем сегодня летишь?

С Кисляковым.

В ударной?

Повезло!

А ты чем недоволен?

Опять назначили в группу непосредственного прикрытия. Скоморохов понимал таких летчиков. Им бы свободный маневр, стремительную догоню за противником, пока тот не загорится от их пушечных очередей. А тут штурмовики - иди все время рядом с ними и не смей оторваться ни на минуту. Таким летчикам приходилось внушать чувство войскового товарищества, предупреждать их, чтобы при сопровождении штурмовиков они охлаждали свой горячий пыл, учились точным, расчетливым атакам при ограниченном маневре.

В течение всей войны Николай Скоморохов внимательно изучал каждого летчика и в зависимости от его личных качеств старался определять характер планируемых летчику заданий, его место в общем боевом порядке. Ведь и в его эскадрилье были такие летчики: давай им «свободную охоту», и уж тут-то они себя покажут. Но ведь приходится решать и другие боевые задачи. Где место такого летчика при сопровождении штурмовиков? Конечно, Скоморохов поставит его в группу свободного воздушного боя или в ударную.

А другим он уверенно поручал непосредственно прикрывать штурмовиков. Взять хотя бы такого летчика, как старший лейтенант Калашонок. Был такой случай. Калашонок летел ведомым у майора Н. Ковалева. Группа вела бой с истребителями противника. Ковалев атаковал. Калашонок прикрывал своего ведущего.

Фашистские летчики пошли на хитрость: решили атаковать самолет Ковалева с двух сторон одновременно, или, как говорят, «взять в клещи». Как бороться ведомому сразу с двумя вражескими самолетами? Но и здесь Калашонок остался верен своему воинскому долгу. Он успел отразить атаку одного МЕ-109, а когда увидел,-что со вторым это сделать не удастся, поставил свой самолет под пули врага, загородив ведущего.

Такими, как Василий Калашонок, были и Борис Горьков, и Леонид Маслов, и Борис Кисляков, и другие - все летчики эскадрильи Скоморохова. И не случайно в любом бою каждый из них мог продемонстрировать свои высокие морально-боевые качества.

Скоморохову со своими ведомыми приходилось вылетать и на «свободную охоту». Особенно частыми такие полеты стали к концу войны, когда разрозненные группы воздушного противника то тут, то там появлялись над нашими войсками.

В таких полетах Скоморохов старался передать весь свой богатый опыт подчиненным, воспитывать в них инициативу, находчивость, смелость.

Так было и в очередном полете. Летели Скоморохов и Кисляков. Пересекли Дунай и встретились с шестью МЕ-109.

Приготовиться к бою, - скомандовал ведущий и устремился на первую пару.

Не приняв боя, противник нырнул в облака.

Повторим натиск, - сказал по радио Скоморохов и повел Кислякова на вторую пару «мессершмиттов».

У этих нервы тоже оказались некрепкими, и они предпочли бою трусливое бегство.

Силы стали равны: двое на двое, и тогда Скоморохов захотел посмотреть, как бьет противника его ведомый. Во время третьей атаки пара «мессершмиттов» раскололась. Один самолет пошел вниз, второй вверх. Советские истребители помчались за вражеской машиной, взмывшей в стратосферу. На высоте 5 тысяч метров заработали пушки. Вспыхнув, как метеор, вражеская машина полетела на землю. Мастерство и мужество советских летчиков принесли им очередную победу.

Тяжелые бои пришлось вести советским летчикам в Венгрии. Здесь действовала сильная группа фашистской авиации «Удет», в которую входила и разрекламированная немцами «Бриллиантовая эскадра». С летчиками этой армады уже приходилось встречаться Скоморохову и его боевым друзьям. Один из гитлеровских асов еще над Днестром сбил опытного командира эскадрильи Н. И. Горбунова. На могиле боевого друга советские летчики поклялись нещадно бить врага до полной победы.

И вот снова «Бриллиантовая эскадра»...

В небе Будапешта Скоморохов одержал свою 41-ю победу. Он поверг на землю немецкий самолет новой марки - «Мессершмитт-109-ж». Победа далась нелегко. Опытный фашист выделывал такие замысловатые фигуры, что советскому летчику долго пришлось гоняться за врагом, прежде чем тот оказался в перекрестье его прицела. Короткая очередь на вертикали - и вражеский самолет разлетелся на части.

Ты знаешь, Николай, - сказал Скоморохову после боя Виктор Кирилюк, - мне кажется, что это был кто-то из «бриллиантовых». Я их по почерку знаю.

Возможно, - ответил Скоморохов, и о минувшем бое они больше не говорили.

Однако через несколько дней Николаю пришлось вспомнить начатый разговор и еще раз помериться силами с опытнейшим фашистским асом.

Воздушный бой начался на малой высоте. Скоморохов удачно отбил от хвоста самолета Маслова «мессера», неожиданно свалившегося сверху. Пошел на него в атаку, а тот снова устремился вверх. Немец явно тянул советского летчика на высоту. «Ну что же, - подумал Скоморохов, - хочешь подраться один на один, я принимаю вызов». Маслову Николай приказал оставаться внизу, вместе со всей группой истребителей прикрытия, а сам устремился за наглым противником.

Два самолета - фашистский «мессершмитт» и советский «лавочкин» - упорно шли в стратосферу. Стрелка высотомера отсчитывала уже седьмую тысячу метров. «Что задумал противник?» - мелькало в голове Николая, и он внимательно следил за каждым действием врага. Вспомнил слова Виктора Кирилюка: «Я их по почерку знаю». Да, почерк немецкого летчика, за которым гнался Николай, чем-то напоминал полет недавно сбитого им «мессершмитта»: та же резкость маневра, та же тяга к высоте.

Высота продолжает расти. Даже в кислородной маске становилось трудно дышать. Покалывает в висках. «Ну что за черт передо мной, - думает Николай, - хватит идти у него на поводу, пора действовать». Он дает максимально возможные обороты двигателю и переходит в атаку. Скоморохов ловит в прицел осиное туловище «мессершмитта», нажимает на гашетку пушек и... поединок окончен.

Пленный нехотя рассказывает, как две недели назад Скоморохов сбил его командира.

Лучший ас эскадры, - подчеркнул он. - Погиб. Самолет взорвался...

Ты понял? - кивнул Скоморохову допрашивавший немца полковник. - Тот, который взорвался, оказывается, был командир эскадры, а это его заместитель...

Трудно что-либо добавить, когда сам противник признает победу советского летчика.

После Балатонской операции наши войска приступили к решительному штурму Вены. 12 апреля сотни штурмовиков и истребителей, поддерживая наземные части, барражировали в воздухе и подавляли огневые точки врага. Летчики эскадрильи Николая Скоморохова не знали усталости, совершали по нескольку вылетов в день.

Бои, которые вели в небе Венгрии и Австрии советские летчики, вошли в историю нашей авиации как пример эффективного применения боевых самолетов против крупных группировок противника. В архиве Министерства обороны хранится документ о результатах боевых действий авиации и артиллерии 3-го Украинского фронта по уничтожению танков и самоходных артиллерийских установок врага в период боев в районе озера Балатон. В этом документе записано, что половина вражеских танков была выведена из строя силами нашей авиации. В достижение этого результата большой вклад внесли летчики, водимые в бой бесстрашным советским асом Николаем Скомороховым.

В личном деле Н. М. Скоморохова есть такие слова: «В боевой работе не знает устали. Беззаветной храбростью и мужеством, победными боевыми делами показал свою преданность делу Коммунистической партии и социалистической Родине».

Командир коммунист Скоморохов, со славой пройдя сквозь годы Великой Отечественной войны, стал дважды Героем Советского Союза. На его боевом счету 46 вражеских самолетов, сбитых им лично, и восемь - в группе. Сам он ни разу сбит не был. Более того, за всю войну его самолет не получил ни одной пробоины. Каждая атака Скоморохова - это соколиный удар по врагу, стремительный удар наверняка.