Мантра манджушри о просветлении. Ю.Н. Рерих. Тибетская живопись. А.Л. Баркова. Буддийская живопись в собрании МЦР Белый манджушри значение

Однажды Манджушри стоял перед воротами, когда Будда воззвал к нему: «Манджушри, Манджушри, почему ты не входишь?»

Я не вижу ничего по эту сторону ворот. Зачем мне входить? - отвечал Манджушри.

НЕГЭН: Дзэнские истории являются проблемами жизни, темами для медитации.

Совсем необязательно, чтобы этот диалог происходил между Буддой и Манджушри. Предположим, что один из вас колеблется войти в этот дзэн-до, и я говорю: «Почему ты не входишь?» Если он бодрствует в этот момент, он может...

Основными источниками, в которых описывается жизнь Шантидевы. являются труды тибетских историков Бутёна1 и Джецуна Таранатхи2. Кроме того, его краткое жизнеописание (которое, по всей видимости, представляет собой комбинацию первых двух) можно найти в работах тибетского ученого XVIII века Иеше Пелджора3.

В ходе недавних исследований также обнаружено короткое описание жизни Шантидевы на санскрите в сохранившейся непальской рукописи XIV века4. Жизнеописание Шантидевы, которое мы предлагаем...

Лаконичность скульптурных изображений иногда затрудняет их атрибуцию. И когда при осмотре изображения удается обнаружить либо развернутую надпись, либо хотя бы один графический знак, возникает надежда (иногда оправданная), что «молчащую» скульптуру удастся «разговорить».

Могут наноситься мантры конкретных персонажей пантеона в виде отдельных слогов, могут быть более или менее развернутые надписи, где присутствуют имена собственные персонажей пантеона, исторических деятелей, определив которые...

I. БУДДА И ЕГО УЧЕНИЕ

Царевич Сиддхартха Гаутама (Будда) родился в шестом веке до н.э. в индийском городе Капилавасту. Он был сыном могущественного короля. Всё своё детство и молодость он провёл в роскошных дворцах, окружённый многочисленными слугами, прекрасными наложницами, и всевозможными наслаждениями.

Отец готовил его к грандиозной карьере и старался сделать всё, чтобы скрыть от Сиддхартхи горести мира по ту сторону дворцовых стен. Но однажды царевич вышел из дворца и впервые...

Ямантака (санскр. Yamāntaka, тиб. gshin rje gshed, букв. "Сокрушающий Владыку Смерти", "Уничтожающий Правителя Смерти", "Уничтожающий Яму") – йидам и дхармапала в буддизме Ваджраяны. Другое его известное имя – Ваджрабхайрава (санскр.

Vajrabhairava, тиб. rdo rje "jigs byed, или просто "jigs byed – Бхайрава, букв. "Ужасающий"). Считается, что Ямантака – это гневное проявление Бодхисаттвы Манджушри.

В коренной Бхайрава-тантре Манджушри принимает форму Ямантаки, чтобы победить Яму...

Гаутама Будда (560 - 480 до н. э.), согласно древнейшим текстам, возвестил миру святое учение, призванное вести людей по пути нравственного совершенствования и привести некоторых из них к освобождению из круговорота рождений и смертей, прекращению череды перерождений, смены форм существования, бесконечно повторяющейся с безначальных времен.

Именно силою доброй или злой воли человека определяется то, каким будет после смерти его новое земное существование; поэтому чисто внешние церемонии...

Меч интуиции, рассекающий мрак неведения, или Меч Мудрости, является атрибутом Манджушри (Манджугхоши). Такой же меч (тиб. ral-gri / ральди, санскр. кхадга), с рукояткой в форме ваджры и с языком пламени, поднимающимся к лезвию меча, мы увидим и у других богов: у Ваджрабхайравы, у Гухьясамаджи.

В медитативной практике, связанной с Манджушри, меч представляют как духовное оружие, уничтожающее нашу плохую карму: клеши, препятствия, болезни, страсти. Меч на лотосе – это символ метода...

Калачакра (санскр. Kalacakra, тиб. Дунгкор, букв. "Колесо времени") - божество медитации, йидам Калачакра-тантры. В тексте тантры сказано, что учение Калачакры впервые было проповедано Буддой Шакьямуни. Калачакра-тантру относят к тантрам высшей йоги (ануттара-йога-тантра).

"Поскольку эти учения были переданы тайным проявлением Будды, тем, кто находился в мистическом состоянии очищенной кармы и восприятия, то не имеет большого значения, была ли тантра изложена во время жизни исторического...

В этой статье:

Манджушри называют великого Будду и бодхисатву мудрости. В свою очередь мудростью в буддистском учении называют владычество над самим собой, всем своим существом, аурой, делами, вверенными опеке людьми. Именно мудрость наиболее всего почитают в буддизме, как добродетель и называют «Матерью всех Будд».

Мантра манджушри – это заряд мудрости и положительной энергии. Именно о ней пойдет речь в данной статье, а также о том кто есть Манджушри.

Манджушри

«Вестник освобождения» — именно таким видят буддисты Манджушри, которого также почитают, как покровителя искусств и наук, оратора, покровителя и защитника астрологов. Например, писатели буддисты, прежде, чем приступить к написанию книги или стихотворения, сначала обращаются за помощью к этому Богу или начинают творение молитвой в его честь.

Буддисты просят Манджушри даровать им умственные способности, мудрость, мастерство в учении, способность толкования священных текстов, красноречие и хорошую память. Он является покровителем литературы, сознательно используя Слово, как орудие для освобождения в виде острого меча, побеждающего и рассеивающего невежество. Простой человек может просить Манджушри о просветлении.

Манджушри считают бодхисатвой, достигшим просветления Будды в другой вселенной, много эр назад став полностью просветленным Буддой. Буддистские учения утверждают, что Манджушри посочувствовал китайскому народу, жившему далеко от Индии, где когда-то произошло воплощение Господа Гаутама. Вследствие этого он пообещал себе помочь китайцам и создал свою «Чистую Землю», именуемую Раем Пяти Гор, который находился в северном Китае. «Чистой Землей» называли духовное царство, управляемое Буддами, и созданное ими же для своих учеников. Именно здесь лучше всего проходило обучение.

В некоторых текстах говорится о том, что у Манджушри имелась «Чистая Земля» и в другой вселенной, в которой он может проявляться, как совершенный Будда, которым и есть на самом деле. Его земная «Чистая Земля» стала любимым местом тибетских, монгольских, китайских буддистов; приверженцами Манджушри совершаются постоянные паломничества в эти места, там они надеются хоть на одно мгновение увидеть своего учителя и идола.

Однако узреть его могут только те люди, которые обладают чистыми сердцами и видением. Но даже при этих условиях требует еще определенное мастерство, позволяющее узнать Манджушри, так как часто он предстает перед людьми в обличии сироты или бедного человека. Те, кто не могу из-за собственной кармы воочию увидеть Манджушри, часто видят его во сне, например, вне своего физического тела.

На санскрите имя Манджушри означает «спокойное блаженство». Тибетские художники часто изображают Манджушри с Гаутама Буддой и Майтрейей, где первый представляет мудрость идеала бодхисаттвы, а Майтрейя – сострадание, вместе – две стороны пути бодхисаттвы.

Мантры

Манджушри имеет несколько мантр. Вот они:

ОМ АРА ПА ТЦА НАДИ. Используется с целью развития памяти, мудрости, понимания мантр и молитв.

ОМ ВАГИ ШОРИ МУМ. Повышает эффективность общения, восхваляет речь – «Слава Богу Речи».

ГАТЭ ГАТЭ ПАРА-ГАТЭ ПАРА-САМ-ГАТЭ БОДИ СВАХА. При помощи этой мантры вы можете призвать мудрость, которая сокрыта в священных текстах.

История наставления Белого Манджушри традиции Великого пандита Мати из садханы и ритуала последующего разрешения (paN+Di ta ma ti nas brgyud pa"i "jam dbyangs dkar po"i sgrub thabs rjes gnang las tshogs dang bcas pa), составленных Джамьянгом Кенце Вангпо.

Джитари (тиб. dgra las rnam par rgyal ba, санск. jitāri, около 940-1000) выслушал учение напрямую от Манджушри и обрел сиддхи. Однажды Манджушри прибыл к нему и сделал предсказание: "Тебе сейчас сто десять лет. Это тело не выдержит больше десяти лет. Поэтому найди духовного сына, являющегося подходящим сосудом, объясни и передай это учение лишь ему одному".

Тогда Джитари волшебным способом взлетел в небо и стал искать во всех сторонах света духовного приемника, являющегося подходящим сосудом, но так и не смог его найти.

Он снова отправился на поиски, на этот раз в царстве Магадха. Там он увидел немощного старика пастуха буйволов, не имеющего средств к существованию, который был подходящим сосудом, и отправился к нему.

Он сказал ему: «Ты - подходящий сосуд, поэтому оставь эту работу и войди во врата дхармы».

Старик ответил: «Я стар и немощен и не имею средств к существованию. Я даже не умею читать, поэтому прошу, возьмите меня в ученики в следующей жизни».


Ачарья Джитари ответил: «У меня есть способ». - и дал старику эту садхану Белого Манджушри. Тот стал заниматься практикой этого божества и, за пять дней став великим ученым пандитом, обретшим знание, не опираясь на других, прославился как Пандита Мати. Ачарья Джитари даровал ему посвящение в мандалу гневного и мирного Манджушри, и он стал известен под тайным именем Лалита Ваджра (тиб. sgeg pa’i rdo rje, санс. Lalitavajra). Так как он родился на Ратнадвипе (древнее название Шри Ланки), его называли Ратнадвипи (тиб. nor bu gling pa).

Затем Пандита Мати сделав простирания пред Ачарьей Джитари, сказал: «Наставник, хотя вашей заботой я стал ученым, так как я стар, у меня нет времени заниматься объяснением учения, поэтому я займусь практикой". Наставник Джитари ответил: "Тебе осталось жить десять лет. Мое медитативное божество предсказало, что я проживу еще десять лет, из них два уже прошли. Теперь у меня осталось восемь лет, я отдам их тебе, ты в течение восемнадцати лет радей о благе живых существ. Затем молитвенно обращайся к медитативному божеству. Возможно, ты обретешь продолжительность жизни, равную Солнцу и Луне». Сказав так, ачарья Джитари отправился в чистую землю Кхечари.

Затем Лалита Ваджра объяснил это учение младшему Ратнадвипи (тиб. тиб. nor bu gling pa chung ba). Тот передал его Акарагупте (тиб. "byung gnas sbas pa, санск. Ākaragupta). Тот передал Великому пандите Шакьяшри (санск. Śākya Śrī Вhadra). Тропу-лоцава (тиб. khro phu lotsA ba) пригласил Шакьяшри в Тибет. Когда Шакьяшри совершал затвор сезона доджей в Центральном Тибете на горе Синпо, так как у тибетцев не было индийской мудрости, Тропу-лоцава попросил устных наставлений по увеличению мудрости у учителя Шакьяшри.

Пандита Шакьяшри сказал: «В океане устных наставлений, которые у меня есть, четыре особенные: это наставление по достижению пробуждения посредством Белого Чакрасамвары; наставление по увеличению мудрости с опорой на Белого Манджушри; наставление одного светильника и одного черепа, вследствие практики которого возможно обходиться лишь одной хлопковой одеждой; наставление по обретению богатства с опорой на Черного Джамбхалу. Из них - это наставление по увеличению мудрости с опорой на Белого Манджушри». Сказав так, Шакьяшри дал всем это учение. От Тропу-лоцавы эти наставления испросил Кенпо Вангчуг Сенге, тот Гьятон Ананде, тот мне.

Манджушри называют великого Будду и бодхисатву мудрости. В свою очередь мудростью в буддистском учении называют владычество над самим собой, всем своим существом, аурой, делами, вверенными опеке людьми. Именно мудрость наиболее всего почитают в буддизме, как добродетель и называют «Матерью всех Будд».

Мантра манджушри – это заряд мудрости и положительной энергии. Именно о ней пойдет речь в данной статье, а также о том кто есть Манджушри.

Манджушри

«Вестник освобождения» — именно таким видят буддисты Манджушри, которого также почитают, как покровителя искусств и наук, оратора, покровителя и защитника астрологов. Например, писатели буддисты, прежде, чем приступить к написанию книги или стихотворения, сначала обращаются за помощью к этому Богу или начинают творение молитвой в его честь.

Буддисты просят Манджушри даровать им умственные способности, мудрость, мастерство в учении, способность толкования священных текстов, красноречие и хорошую память. Он является покровителем литературы, сознательно используя Слово, как орудие для освобождения в виде острого меча, побеждающего и рассеивающего невежество. Простой человек может просить Манджушри о просветлении.

Манджушри считают бодхисатвой, достигшим просветления Будды в другой вселенной, много эр назад став полностью просветленным Буддой. Буддистские учения утверждают, что Манджушри посочувствовал китайскому народу, жившему далеко от Индии, где когда-то произошло воплощение Господа Гаутама. Вследствие этого он пообещал себе помочь китайцам и создал свою «Чистую Землю», именуемую Раем Пяти Гор, который находился в северном Китае. «Чистой Землей» называли духовное царство, управляемое Буддами, и созданное ими же для своих учеников. Именно здесь лучше всего проходило обучение.

В некоторых текстах говорится о том, что у Манджушри имелась «Чистая Земля» и в другой вселенной, в которой он может проявляться, как совершенный Будда, которым и есть на самом деле. Его земная «Чистая Земля» стала любимым местом тибетских, монгольских, китайских буддистов; приверженцами Манджушри совершаются постоянные паломничества в эти места, там они надеются хоть на одно мгновение увидеть своего учителя и идола.

Однако узреть его могут только те люди, которые обладают чистыми сердцами и видением. Но даже при этих условиях требует еще определенное мастерство, позволяющее узнать Манджушри, так как часто он предстает перед людьми в обличии сироты или бедного человека. Те, кто не могу из-за собственной кармы воочию увидеть Манджушри, часто видят его во сне, например, вне своего физического тела.

На санскрите имя Манджушри означает «спокойное блаженство». Тибетские художники часто изображают Манджушри с Гаутама Буддой и Майтрейей, где первый представляет мудрость идеала бодхисаттвы, а Майтрейя – сострадание, вместе – две стороны пути бодхисаттвы.

Мантры

Манджушри имеет несколько мантр. Вот они:

ОМ АРА ПА ТЦА НАДИ. Используется с целью развития памяти, мудрости, понимания мантр и молитв.

ОМ ВАГИ ШОРИ МУМ. Повышает эффективность общения, восхваляет речь – «Слава Богу Речи».

ГАТЭ ГАТЭ ПАРА-ГАТЭ ПАРА-САМ-ГАТЭ БОДИ СВАХА. При помощи этой мантры вы можете призвать мудрость, которая сокрыта в священных текстах.

Таинство правильного чтения мантры

Мантра в восточной философии является не простым набором звуков или слогов. Это не песня и не стих. Это вибрационное звуковое послание Вселенной, дающее определённый знак. В зависимости от того с каким смысловым значением вы отправляете свой посыл, будет ожидаемый ответ. Если в жизни что-то не ладится, или наступила полоса неудач, самое время обратиться к мудрости древних. Любая неудача, или проблема заставляет нас концентрироваться на ней. В результате получается, что мы лелеем негативные эмоции, не в состоянии оторваться от них, так как думаем, что ищем выход из ситуации. Но в результате притягиваем к себе ещё больше отрицательной энергетики. Круг замыкается и ситуация только усугубляется. При чём здесь мантры, скажете вы? Они имеют огромную силу, но, главное, нужно понимать, как правильно читать мантры.

Виды мантр

Существует несколько трактовок перевода «мантры» с санскрита. Некоторые из них: орудие ума, освобождение мысли или рассуждение. В любом случае её чтение предполагает освобождение рассудка от мирской суеты и негативной энергетики. Сливаясь с божеством, к которому обращаетесь, вы освобождаете своё подсознание от причин своих проблем и мыслей о них. Таким образом, всё отрицательное влияние ваших мыслей стирается. И только тогда, как на чистом листе бумаги, возникает новое будущее, которое вы сможете воплотить. Всё просто, хочешь построить новое – убери старое.

Правила чтения мантр

Желание, которое вы вкладываете в чтение, может быть направлено на различные сферы жизни. Это и выход из бедности, укрепление здоровья, карьерный рост, изменение семейного статуса. Есть мантры, направленные на улучшение благополучия в целом. Правила чтения во многом будут зависеть от того, что вы хотите достичь. Если мантры планетарного значения, существуют особые способы чтения. Для того чтобы провести ритуал правильно, необходимо чётко определиться в понимании своих желаний. Оно должно быть понятно сформулировано в вашем сознании. Старайтесь визуализировать его. Кстати, способ визуализации, который пользуется большой популярностью в психологии, тоже пришёл к нам с востока. Он является неотъемлемой частью йоги.

Правила чтения мантр

  1. Вы должны понимать, к какому божеству обращаетесь , так как мантра предполагает проникновение в этот образ. Если речь идёт о небесных светилах, следует видеть предмет света, или представлять его свечение, стараясь, чтобы лучи проникали в вас.
  2. Темп звучания должен быть спокойным , размеренным, громкость звучания может быть тихой, на уровне шёпота, во весь голос, и безмолвной. Считается, что мысленно мантры могут читать только посвящённые. Если она читается во время медитации, то обычно в полный голос. Надо понимать, что в наше время глобальной занятости иногда приходится читать мантры даже в общественном транспорте. Если такое чтение просветляет вас и помогает расслабить ум, сознание – практикуйте и такой вариант. Правда, он только позволит снять агрессию, неудовлетворённость, настроиться на позитивное отношение к жизни. Вряд ли вы достигнете большего результата.
  3. Звук может прерваться только на короткую смену вдоха и выдоха. Акцент старайтесь ставить на последний слог.
  4. Создавайте вибрацию на выдохе и вдохе . Смыкайте губы полностью, как бы вытягивая их трубочкой. Каждый слог должен звучать чётко и слитно.
  5. Читайте мантру регулярно. При эпизодическом прочтении вам не удастся добиться желаемого результата.
  6. Не забывайте, что цель вашей работы – изменить состояние сознания , или, правильнее сказать, отпустить на свободу подсознание. В процессе исполнения должно быть достигнуто состояние умиротворения и отрешения. Мантра, это счастье освобождения ума и души. Если, читая, вы позволяете приходящим мыслям овладеть вашим сознанием, вы поступаете неправильно. Следует гнать из головы даже очень серьёзные и существенные мысли. Только расслабление и концентрация.
  7. Если вы читаете мантру в неподходящих условиях, или не имеете возможности считать количество повторений, делайте это на протяжении 15–20 минут . При условии, что она читается больше для успокоения ваших эмоций, возможен вариант прочтения любого количества раз кратного 9. Когда чтение происходит во время медитации, сделайте это не меньше 108 раз. Если у вас под рукой чётки, считайте количество, перебирая косточки. Ни в коем случае не перешагивайте «меру» – самую большую бусину. Считается, что вращение или пересчёт косточек является вращением колеса «Сансары», или перерождения. Так, в буддизме и иудаизме определяют реинкарнацию. Поэтому дойдя до «меры», возвращайтесь обратно.

Это самые общие правила, но есть отдельные нюансы, связанные с чтением особенных мантр.

Особенные мантры

При чтении мантры, направленной к ночному светилу, следует повернуться к нему. Если облачно и вы не видите луны, представьте полнолуние. Протягивая руки к свету, постарайтесь убедить себя, что лучи свечения проникают через кончики ваших пальцев, проникая всё глубже и глубже. Через какое-то время вы полностью заполняетесь светом, который вырывается сквозь физическую оболочку и обволакивает вас аурой. Желательно читать мантру на улице, чтобы ноги соприкасались с землёй. Таким образом, светлая энергия будет оставаться с вами, а тёмная предаваться земле. Есть много лунных мантр. Все они читаются по-разному. Некоторые только в полнолуние, а некоторые каждую ночь. Всё зависит от выбора.

Часто мантры читаются при выполнении асан. Например, такие солнечные послания.

ОМ МИТРАЙЯ НАМАХА

читается в позе пранманасана, отдавая себя полностью приветствию Солнца.

ОМ РАВАЙЕ НАМАХА

вытягиваемся к сияющему светилу в асане хаста уттанасана.

ОМ БХАНАВЭ НАМАХА

поворачивая лицо к сиянию светила, принимаем позу ашва санчаланасана и читаем мантру.

ОМ ХИРАНЬЯ ГАРБХАЙЯ НАМАХА

мантра золотому яйцу читается в позе бхуджангасана.

ОМ МАРИЧАЙЕ НАМАХА

молитва озарение лучам светила, читается в парватасане.

Принимая асану, и зачитывая в ней мантру, вы одновременно совершенствуете физическое и тонкое тело. Как асана является йогой оболочки, так мантра – йогой души.

С чего начать чтение мантры

Если вы только начинаете практику, для того чтобы понять как правильно читать мантры, начните с простых слогов. АО УМ. При этом самым длинным должен быть звук М. Сначала читайте её на выдохе, но затем и на вдохе. Для этого представьте, что втягиваете в себя прозрачный и чистый воздух. Затем чередуйте чтение на выдохе и вдохе. Отработайте правильность исполнения и только потом переходите к более сложным мантрам. С этого же прочтения следует начинать практику беззвучного, мысленного выполнения. Самое сложное в этом случае, добиться мысленной вибрации. Когда вы слышите звук своего голоса, вылиться в вибрационное звучание намного легче. Ориентиром правильности мысленного выполнения будет ощущение шелеста.

В самом начале практики медитации и чтения мантры, лучше не перегружать себя, выполнять чтение с минимального количества раз. Пусть это будет от 9 до 18 раз.

Далее любую медитацию начинайте с того, что 3 раза прочитайте мантру АУМ. Желательно, таким образом, и заканчивать прочтение. В начале своего пути к просветлению, пробуйте читать мантры перед сном. В этот момент проще всего расслабиться. Кроме того, именно засыпая, желательно очистить своё сознание от всей негативной энергии, которая собралась за весь день, и настроиться на позитив будущего дня.

Бодхисаттва Манджушри.


Манджушри или Сарвадхармапрапаньча (санскр . मञ्जुश्री, Mañjuśrĩ; кит . Вэнь-шу ; яп. 文殊 / Мондзю; тиб . Джампэл / Jampal – букв. "Красивое сияние", "Святое великодушие"), – бодхисаттва семейства Падма (см. будда Амитабха).
Манджушри у страняет все разделения обликов, пребывает в самадхи "пустоты, отсутствия обликов и желаний". Пребывает во Вратах Освобождения. Открывает дхармакая таковости, которое всегда радостно и чисто. Бодхисаттва Манджушри олицетворяет высшую мудрость, разум и волю, персонифицирует всеведение и осуществляет полную просветлённость.
В ваджраяне Манджушри почитается как мать, отец и сын всех Татхагат. Он мать всех Татхагат, ибо Он – сущность всех мудростей; Он – отец всех Татхагат, ибо Он является в мир в виде духовных руководителей и зарождает в существах бодхичитту; Он – сын всех Татхагат, ибо Он принимает форму бодхисаттв .
Бодхисаттва Манджушри легендарный сподвижник будды Гаутамы , является "Хранителем Рая на Востоке", покровитель искусств и всех стремящихся к знаниям. Иногда его изображают с книгой – символом просвещения и с мечом, которым он рассекает тьму неведения.
Манджушри был в предыдущем воплощении царём Амба, который поклялся стать бодхисаттвой на благо всех живых существ. Для спасения живых существ бодхисаттва Манджушри проявляется в разных формах. Многие буддийские тексты описывают 41 форму Манджушри, из них изображения пяти мирных и гневных форм встречаются наиболее часто.
Манджушри также считают бодхисаттвой ясного слова, одна из наиболее популярных его форм называется Манджугхоша (Manjughosa, тиб . Джампеянг, Джамъянг / Jampeyang, Jamyang, букв. "Красивый голос"), или Вагишвара – "Господин речи", "Владыка Ясного Слова". Ещё однин из его часто встречающихся титулов – Любящий Людей.

Манджушри – Бодхисаттва Мудрости. Выполнение практик, повторение мантр, связанных с ним, развивает мудрость, укрепляет память, способствует более глубокому постижению Дхармы.

Один из его эпитетов – Кумарабхута, "Бывший принц". Согласно писаниям Махаяны, 70 мириад кальп тому назад Манджушри был королём в одной буддакшетре (мир), которая находилась в восточном направлении вселенной. Между этим миром и нашим миром была дистанция в 7200 миллиардов миров. Король проникся великим состраданием к блуждающим в страданиях существам Сансары. Обретя Просветление, он дал решимость следовать по Пути бодхисаттвы до тех пор, пока в Сансаре не останется ни одного живого существа, нуждающегося в спасении.
Как бодхисаттву , сопровождающего будду Амитабху , его изображают в положении стоя, светло-зелёного цвета; он держит лилию, которая символизирует отказ и отдаление от беспокоящих эмоций.
В древних манускриптах описывается резиденция Манжушри, которая находится на пяти вершинах Утай-Шаня, к северо-западу от Пекина. С древних времён тысячи буддистов совершали паломничества к подножию этих вершин. Считается, что верующий, поклоняющийся Манжушри, обретает глубокий ум, хорошую память и красноречие.
Тибетцы считают, что одним из земных воплощений Манджушри был их царь Трисонг Децен (742-810гг). Благодаря его содействию буддизм широко распространился в Тибете, и лама Цонкапа , основатель школы гелуг тибетского буддизма.