Интересные факты про фаину раневскую. Фаина раневская интересные факты Интересные факты о Фаине Раневской

«Вот артист Жаров. И усы наклеивает, и бороду, а все равно я вижу, что это - Жаров. А Раневская всегда разная», - сказал Сталин в беседе с известным писателем. «Всегда, всегда разная, - стал топить Раневскую писатель. - То она, понимаешь, бедняцкого происхождения, то у нее отец - богатый фабрикант…» - «Так что вы нам посоветуете?» - строго спросил Сталин. - «Расстрелять! Обоих!» (Из неопубликованных записок Глеба Скороходова о Фаине Раневской.)

Знаменитая книга Глеба Скороходова о Фаине Раневской пережила много переизданий, но первый ее выпуск проходил мучительно. «Стараясь угодить Фаине Георгиевне, брат многократно переделывал рукопись, - говорит сестра писателя Инга Сидорова (в девичестве Скороходова - Прим.ред.). - Бывало, убирал целые главы. Так что многое так и осталось неопубликованным. Но сохранилось в архивах. Сейчас, когда со дня рождения Фаины Георгиевны прошло уже 120 лет, ее имя принадлежит истории. Да и людей, о которых в ее беседах с Глебом шла речь, больше нет в живых. Возможно, пришла пора познакомить читателей «7 Дней» и с теми эпизодами, которые по разным причинам не вошли в книгу брата».

Раневская не была бедной

Фаина Георгиевна рассказывала, как режиссер Михаил Ромм позвонил ей и произнес только одно слово: «Сдох!» «Что это значит, я поняла мгновенно!» - сказала Раневская. А значило это, что умер Сталин… При этом она с неожиданным для всех сочувствием отнеслась к дочери вождя Светлане Аллилуевой, с которой ее познакомили на каком-то официальном мероприятии. Через год после смерти отца положение Светланы стало незавидным, она порой боялась появляться на людях. Видимо, сердце Фаины Георгиевны дрогнуло от жалости к этой женщине, внимания которой люди раньше жадно искали, а теперь всячески ее сторонились. Может быть, это был своеобразный вызов. Думаю, при жизни Сталина Раневская вряд ли стала бы поддерживать это знакомство. Теперь же она считала недостойным отвернуться от «прокаженной». Фаина Георгиевна водила новую подругу по гостям. Перед собравшимися представала совершенно обычная, неприметная женщина, очень скромная, на первый взгляд неуверенная в себе, особенно если рядом оказывался кто-то из пострадавших в эпоху правления ее отца. У людей в присутствии Светланы, как вспоминала Фаина Георгиевна, возникало порой тягостное, удрученное состояние... Какие уж тут застольные разговоры! Но Раневская не сдавалась. Не привела ее разве что к Ахматовой , у которой все еще сидел сын. В конце концов Аллилуева сама прекратила их общение, не желая ставить Фаину в неловкое положение.

С самим Сталиным Фаина Георгиевна не была знакома. Вспоминала лишь одну историю, пересказанную ей в разное время несколькими коллегами. Якобы после выхода на экраны фильма «Весна» Иосиф Виссарионович завел речь о Раневской с одним писателем, изо всех сил старавшимся угодить вож­дю. «А что, вот эта… э-э-э… Раневская хорошая артистка?» - «Да что вы, какая она артистка, так, актрисулька…» - «Ну не скажите! Вот артист Жаров. И усы наклеивает, и бороду, а все равно я вижу, что это - Жаров. А Раневская всегда разная». - «Всегда, всегда разная, - стал топить Фаину писатель. - То она, понимаешь, бедняцкого происхождения, то у нее отец - богатый фабрикант…» - «Так что вы нам посоветуете?» - строго спросил Сталин. «Расстрелять! Обоих!» - не моргнув глазом «пошутил» писатель.

Раневскую, конечно, никто не тронул. Мало того, ей трижды присуждали Сталинскую премию: два раза второй степени, один раз - третьей. Были у нее и другие награды, например, два ордена Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», несколько медалей. Ничего из этого Фаина Геор­гиевна никогда не надевала и хранила награды в коробочке с надписью «Похоронные принадлежности». Однажды я попросил ее показать мне «Сталину»: так в народе называли медаль из золота, которой награждали лауреата вместе с денежной премией. Раневская вынес­ла кусок ткани, на который были наколоты все награды. «Сталин» там было только две. «Но должно быть три», - сказал я. - «Одна пропала…» - «Украли?» - «Нет, что вы», - ответила Раневская. И рассказала, как вместе со своей соседкой, Галиной Улановой, была приглашена на странное мероприятие, спровоцированное, видимо, ХХ съездом КПСС, на котором был осужден культ личности Сталина.

Хрущев тогда высмеивал многочисленные Сталинские премии, отмечая, что «даже цари не раздавали наград, названных в свою честь». В итоге деятелям культуры разослали приглашения на «торжественную сдачу лауреатских знаков». Предлагалось собраться всем награжденным и в торжественной обстановке бросить свои медали в огромный ящик, изображавший гроб, и больше о них не вспоминать. Вот и Раневская отнесла туда один сталинский значок. Об этом мероприятии она вспоминала: «Странно было все это видеть. Ведь когда-то те же самые люди с гордостью все это получали! Посмотрите на досуге этот идиотский фильм, «Светлый путь», где Любочку Орлову заставили работать сразу на 150 станках: как она волнуется, когда ее героине вручают орден…»

Согласно записи в метрической книге, Фаина (Фанни Фельдман) родилась 27 августа 1895 года. В паспорте же датой рождения значилось 27 августа 1896 года. Согласитесь, отмечать юбилей два года подряд - в духе Раневской.

По поводу происхождения ее псевдонима существует несколько версий. «Раневской я стала прежде всего потому, что все роняла. У меня все валилось из рук. Так было всегда», - признавалась Фаина Георгиевна. Согласно второй версии ее спутник сравнил Фаину с героиней чеховской пьесы, увидев, как Фаина смеется над тем, что ветер вырвал у нее из рук деньги, и повторяет: «Как красиво они летят!» А может быть, причина кроется в том потрясении, которое испытала Фаина в 1913 году, увидев постановку «Вишневого сада» на сцене Московского Художественного театра... Этот псевдоним Фаина взяла предположительно в 1916 году, когда начала играть на сценах провинциальных театров Крыма, позднее, в 1917 или 1918-м она изменила свои фамилию и отчество в документах. Фаина Гиршевна Фельдман навсегда стала Фаиной Григорьевной Раневской.

Но несмотря на то, что в ее паспорте значилось: «Фаина Григорьевна Раневская», в жизни ее чаще всего называли Фаиной Георгиевной Раневской. И устно, и письменно. На вопрос, почему так случилось, Раневская отвечала: «Вот уж никогда не задумывалась над этим! Называют и называют - какая разница как! Может, мне хотят польстить? Ведь Гришка - Отрепьев, а Георгий - Победоносец!»

Родители Фаины Фельдман, ее брат и сестра Белла покинули Россию в 1917 году. После долгих лет разлуки Фаина Раневская повидалась с матерью и братом в 1956 году в Румынии. Отец к тому времени уже умер, а сестра жила в Париже и приехать не смогла. Правда, и с Беллой ей доведется увидеться и даже несколько лет прожить вместе. Спустя несколько лет Белла, оставшись одна на чужбине (после смерти мужа она из Парижа переехала в Турцию), пожелает воссоединиться с сестрой, и Фаина Георгиевна добьется для нее разрешения на въезд и проживание в Советском Союзе. Белла переехала в Москву и поселилась у сестры. Она была уверена в том, что ее сестра баснословно богата. Во всем, что касалось социалистической действительности, Белла была наивна, словно ребенок. Вместе им было трудно. Два совершенно разных человека. Разные судьбы, разные взгляды на жизнь, разные характеры. Судьба отвела сестрам Фельдман совсем мало времени на совместную жизнь - вскоре после переезда в Москву у Беллы обнаружили рак. Неоперабельный. Фаина Георгиевна самоотверженно заботилась о сестре, до последних дней старательно скрывая от нее правду о страшном диагнозе. В 1964 году Белла умерла и была похоронена на Донском кладбище. «Изабелла Георгиевна Аллен. Моей дорогой сестре» - было написано на ее надгробии.

Прозвище Фуфа, сокращение от имени Фаина, закрепилось за Раневской с 1930-х годов, но так ее называли только близкие друзья. Называя себя в переписке с кем-то Фуфой, она как бы подчеркивала переход на новый уровень отношений.

В середине 1930-х годов Раневская, Михоэлс и Вениамин Зускин оказались в Киеве. Там снимался фильм «Последний извозчик». Консультировал его Григорий Львович Рошаль, режиссером был Хонэ Шмаин. В главных ролях снимались Зускин и Фаина Раневская. Из слов дочери актера Аллы Зускиной я узнал кое-что об этом несостоявшемся фильме: «Я, разумеется, не видела даже фрагменты фильма, но знаю и помню, что Фаина Георгиевна бывала у нас в доме и до войны и после. А уж почему закрыли этот фильм - не знаю. Незабываема для меня теплота отношений Раневской и Зускина, но это я уже могла наблюдать в послевоенные годы».

В фильме «Последний извозчик» снимался Марк Бернес, игравший «мужа дочери» Зускина. Жену его сыграла Ксения Тарасова, замечательная, но сегодня забытая актриса. По неведомым причинам фильм этот так и не появился на экранах. В книге Глеба Скороходова можно прочесть воспоминания Раневской: «Мне довелось играть с таким гением, как Зускин, мы снимались в фильме "Последний извозчик"... У меня где-то сохранилась фотография - я ее сама придумала, - мы с Зускиным "молодые" новобрачные голубки с тупыми лицами, замершие перед объективом местного фотографа.

Раневская была очень дружна с Анной Ахматовой. Как-то ей довелось ухаживать за поэтессой, когда та была больна тифом, бережно хранила тетрадь со стихотворениями. Они обе любили прогуливаться по старому Ташкенту в котором жили во время эвакуации, поддерживали друг друга и, конечно, шутили.

Среди людей, к которым Раневская питала искреннюю дружбу, была Елена Булгакова, вдова Михаила Булгакова. Познакомились они в Москве, но сдружились уже в Ташкенте, где Елена Сергеевна тоже была в эвакуации. Раневская познакомила Булгакову и с Ахматовой, с которой та тоже подружилась, и потом, по возвращении в Ленинград, именно в квартире Булгаковой устраивались литературные вечера, где Ахматова читала свои стихи. В той же квартире они с Раневской прочли рукопись «Мастера и Маргариты», тайком полученную от Елены Сергеевны. Фаина Георгиевна очень возмущалась, слушая о препятствиях, которые власти чинили изданию произведений Булгакова. Еще когда она только вернулась в Москву из Ташкента, она сразу обратилась к нескольким известным писателям и артистам с просьбой помочь вдове Булгакова издать его произведения. И ей даже удалось привлечь к этому делу Святослава Рихтера, Арама Хачатуряна, Галину Уланову и Романа Кармена. А вот Ахматова в ходатайстве не участвовала - после постановления 1946 года она сама попала в «черный список» и уже никому не могла помочь.

Раневская любила природу средней полосы России, покорившую Чехова и Левитана, и все пыталась писать акварелью сама стволы деревьев, пруд и дождливое пасмурное небо. Пушкинское «наше северное лето - карикатура южных зим» было ей дороже солнечных полотен мастеров «победившего соцреализма». Поэтому, наверное, она так часто возила нас в Серебряный бор, в Комарово, любила дубовые рощи и овраг во Внуково. Там она гуляла с Павлой Леонтьевной по дорожкам, и они вместе смотрели на зелено-красную церковь у деревни Изварино.

Известная советская актриса Любовь Петровна Орлова называла Фаину Раневскую «мой дорогой Фей» или «Любимый Фей». Это Раневская уговорила сниматься Орлову в ее первом фильме: «Я стала сниматься в кино благодаря Раневской. Меня не отпускал театр в мой первый фильм, и я собиралась уже отказаться от съемок, но Фаина запретила мне делать это, доказывая, что кинематограф станет моей судьбой», - говорила Орлова.

Мало кто знает, но молодому Владимиру Высоцкому в театре не очень везло, ему почти не давали ролей (по крайней мере в театре им. Пушкина). Раневская как могла опекала юное дарование. Однажды Высоцкий сильно запил и не появлялся в театре несколько недель. Только благодаря заступничеству Фаины Георгиевны суровых последствий удалось избежать.

Турфирма «Золотые купола» (Ростов-на-Дону) предлагает всем желающим совершить экскурсию «Таганрог - моя первая любовь», посвященную великой русской актрисе Фаине Георгиевне Раневской, уроженке Таганрога. Экскурсия рассчитана на сутки. Экскурсантам предлагается посетить места, связанные с жизнью Фаины Раневской (Фельдман) в Таганроге и музейную выставку, в экспозиции которой представлены уникальные мемориальные предметы, иллюстрирующие жизненный и творческий путь актрисы. По окончании информационной части маршрута возможно посещение кафе «Фрекен Бок» (за дополнительную плату). Атмосфера этого небольшого уютного заведения возвращает посетителей в то время, «когда деревья были большими».

Василиса Иванова


Время на чтение: 10 минут

А А

О советской актрисе, именуемой одной из величайших актрис 20-го века, известно немало даже тем, кто не смотрел ни одного фильма с ее участием. Яркие изречения Фаины Георгиевны Раневской до сих живут в народе, и о «королеве второго плана» нередко вспоминают не только, как об умной женщине, умевшей зажечь сердца колкой фразой, но и как о сильной личности.

Фаина Раневская прошла сложный путь к известности — и, несмотря на второстепенные роли, стала знаменитой, благодаря своему характеру и потрясающему чувству юмора.

Детство, отрочество, юность

Рожденная в Таганроге в 1896-м году Фанни Гиршевна Фельдман, сегодня известная всем, как Фаина Раневская, не знала тяжелого детства. Она стала четвертым ребенком у своих родителей, Мильки и Гирша, считавшегося весьма зажиточным человеком.

Во владении отца Фанни были доходные дома, пароход и фабрика: он уверенно приумножал богатство, пока супруга следила за хозяйством, поддерживая идеальный порядок в доме.

Фаина Раневская в детстве; на фото справа — с братом

С ранних лет Фаина Раневская проявляла свой упрямый и необузданный нрав, ссорясь с братьями, игнорируя сестру, не испытывая особого интереса к учебе. Но все-таки она всегда добиваясь желаемого, вопреки своим комплексам (девочке с детства внушали мысль, что она – дурнушка).

Уже в возрасте 5 лет Фанни проявляла актерские способности (по воспоминаниям актрисы), когда любовалась в зеркале своими страданиями по умершему младшему брату.

Желание стать актрисой вросло в девочку корнями после спектакля «Вишневый сад» и кинокартины «Ромео и Джульетта».

Считается, что именно Чеховский Вишневый сад подарил Фаине Раневской ее псевдоним.

Видео: Фаина Раневская — Великая и Ужасная


Как все начиналось: первые шаги к мечте

Раневской было всего 17, когда грезившая о сцене МХАТа девочка заявила отцу о своих намерениях. Папа был непреклонен и потребовал забыть о глупостях, пообещав выгнать дочь из дома.

Раневская не сдавалась: вопреки воле отца, она убыла в Москву. Увы, взять студию МХАТа «нахрапом» не удалось, но Раневская не собиралась сдаваться.

Неизвестно, как бы сложилась судьба Фанни, если б не судьбоносная встреча: тоскующую у колонны девушку заметила балерина Екатерина Гельцер, которая решила приложить свою руку к судьбе несчастной нескладной девушки. Именно она познакомила Фаину с нужными людьми и договорилась о театре в Малаховке.

Как закалялась сталь…

Именно провинциальный театр стал первой ступенькой Раневской к славе и началом ее длинного пути служения искусству. Новой актрисе в труппе давали лишь крохотные роли, но и они дарили надежду на будущее. В выходные дни на выступления дачной труппы стекалась московская искушенная публика, и постепенно Фаина обрастала связями и знакомыми.

Отыграв сезон в провинциальном театре, Раневская отправилась в Крым: здесь, в Керчи, сезон был практически потерян – пустые залы вынудили актрису перебраться в Феодосию. Но и там Фаину ждали сплошные разочарования – ей даже не заплатили денег, попросту обманув.

Расстроенная и уставшая девушка бросила Крым и отправилась в Ростов. Она уже была готова вернуться домой и представляла, как будут насмехаться над «краткой биографией бездарности». Правда, и возвращаться-то уже было некуда! Семья девушки на тот момент уже покинула Россию, и начинающая актриса осталась в полном одиночестве.

Здесь-то и поджидало ее второе в жизни чудо: встреча с Павлой Вульф, которая взяла над Фаиной шефство и даже поселила ее у себя дома. Актриса до последних дней вспоминала Павлу с неизменной нежностью и благодарностью за строгость и жесткую науку.

Именно у Вульф Фаина постепенно училась превращать в истинные шедевры даже крохотные и ничего не значащие роли, за которые и сегодня боготворят Раневскую поклонники.

Голодающий Крым

Раздираемая на части страна стонала от Гражданской войны. Раневская и Вульф перебираются в Феодосию, которая уже совсем не похожа на курорт: в старинной Кафе царят хаос, тиф и лютый голод. Девушки берутся за любую работу, чтобы выжить.

Именно в те времена состоялось знакомство Фаины с Волошиным, который подкармливал их коктебельской рыбкой, чтобы актрисы не протянули ноги от голода.

Раневская на всю жизнь запомнила ужас тех лет, царивший на российском полуострове. Но она не оставляла свою месту и верила, что однажды еще сыграет свою главную роль.

Воля к жизни, чувство юмора, адекватная оценка реальности и упорство помогали Раневской на протяжении всей ее жизни.


Камера, мотор, начали: первый фильм и начало карьеры киноактрисы

Впервые Фаина Георгиевна снялась в кино лишь в 38 лет. И популярность ее росла, как снежный ком, что тревожило — и даже пугало актрису, которая боялась лишний раз выйти на улицу.

Более всего раздражало ее фраза «Муля, не нервируй меня», которую ей бросали вслед. Не менее обаятельной и запоминающейся стала Раневская в сказке «Золушка» (), а популярность немого кино «Пышка», ставшего ее кинодебютом, даже вышла за пределы страны. Всего актриса сыграла около 30-ти ролей в кино, из которых лишь одна стала главной – это была картина «Мечта».

Фаина Раневская в кинофильме «Весна»

В главных ролях Раневской нередко отказывали и из-за «семитской» внешности, но актриса относилась даже к этому факту с юмором. Чем тяжелее ситуации подкидывала жизнь, тем более искрометно и неподражаемо играла Раневская: сложности лишь закаляли и раззадоривали ее, немало способствуя раскрытию ее таланта.

Раневская запоминалась в любой роли, вне зависимости – была ли она врачом в Небесном тихоходе, или Лялей в Подкидыше.

1961-й год был ознаменован получением Раневской звания Народной артистки страны.




Немного о личной жизни…

Несмотря на достижения в кинокарьере и интеллектуальный блеск, Раневская сильно мучилась жгучей самокритикой: неуверенность в себе поедала ее изнутри. Вместе с одиночеством, от которого актриса страдала не менее сильно.

Ни мужа, ни детишек: обаятельнейшая актриса оставалась одинокой, продолжая считать себя «гадким утенком». Редкие увлечения Раневской не приводили к серьезным романам или замужеству, что сама актриса объясняла тошнотой даже от вида «этих мерзавцев»: все любовные истории превращались в анекдоты, и уже никто не скажет точно – были ли они на самом деле, или рождены сарафанным радио как обычные байки.

Впрочем, случались в ее жизни и серьезные увлечения, среди которых оказались (согласно свидетельствам очевидцев) Федор Толбухин в 1947-м году и Георгий Отс.

В целом, семейная жизнь не сложилась, и единственной любовью Раневской в старости стал бездомный пес Мальчик – именно ему она подарила всю свою заботу и любовь.

Факты, о которых не все знают…

  • Раневская ненавидела фразу про Мулю, и даже Брежнева пожурила, когда тот попытался пошутить на эту тему, как дразнящиеся пионеры.
  • Актриса была талантлива не только в игре на сцене, но и в рисовании пейзажей и натюрмортов, которые она ласково называла, рисуя очередной этюд или портрет — «натур и морды».
  • Раневская дружила с вдовой Булгакова и Анной Ахматовой, опекала молодого Высоцкого и обожала творчество Александра Сергеевича, даже врачам на вопрос «чем вы дышите?» отвечая – «Пушкиным!».
  • Раневская никогда не стыдилась своего возраста и была убежденной вегетарианкой (есть мясо, «которое любило и смотрело» актриса была не в силах).
  • В роли мачехи, которую Раневская сыграла в «Золушке», Шварц предоставил ей полную свободу – актриса могла по собственному желанию менять реплики и даже свое поведение в кадре.
  • Близкие друзья обращались к актрисе не иначе, как Фуфа Великолепная.
  • Именно благодаря Раневской, засияла на кинематографическом небосклоне звезда Любови Орловой, которая согласилась на свою первую роль с легкой руки Раневской.

Отдавшая всю свою жизнь театру и кино, актриса играла на сцене до 86-ти лет, когда она сыграла свой последний спектакль — и объявила всем, что больше не в силах «симулировать здоровье» по причине сильных болей.

Почитатели ее таланта и сильного характера по-прежнему оставляют цветы на могиле Фанни на Новом Донском кладбище.

Видео: Фаина Георгиевна Раневская. Последнее и единственное интервью

Фаина Георгиевна Раневская (урождённая Фанни Гиршевна Фельдман ; 1896-1984) – русская и советская актриса театра и кино. Лауреат трёх Сталинских премий (1949, 1951, 1951). Народная артистка СССР (1961). Кавалер Ордена Ленина (1976). Оценивается как одна из величайших русских и советских актрис, «королева второго плана».

Зрителю Раневская запомнилась не только, как гениальная артистка, но и как человек, обладающий острым умом и прекрасным чувством юмора. Ей принадлежат множество , которые нередко становились . Раневская обладала большой харизмой и необыкновенным артистизмом.

Однако на самом деле, с каждым днем Раневская все больше и больше влюблялась в .

Однажды придя домой, она сообщила родителям, что собирается стать актрисой. Эта новость повергла отца в ярость. Начался серьезный скандал, но Фаина продолжала стоять на своем.

В конечном счете, это привело к разрыву отношений с родителями, а особенно с отцом, с которым она потом не общалась на протяжении долгих лет.

В 19 лет, будущая актриса уехала в .


Особые приметы Фаины Раневской

Творческая биография

По приезду в столицу Раневская испытывала материальные трудности, поскольку отец наотрез отказался давать дочери какие-либо .

И хотя мать также была против ее отъезда, она все-таки передала ей небольшую сумму тайком от мужа.

В Москве Фаина начала снимать маленькую комнату на Большой Никитской. Это жилье было далеко не таким роскошным, как в Таганроге, но она была счастлива от того, что теперь ей наконец-то никто не помешает стать актрисой.

С этого момента в биографии Раневской произошло много знаковых событий. Ей удалось познакомиться с такими известными поэтами, как , и (см. ).

Когда же она увидела актера Василия Качалова, его игра на сцене поразила ее до глубины души. Судя по воспоминаниям Раневской, она была в него по-настоящему влюблена.

Наконец настало время поступления в театральное училище. Девушка днями и ночами готовилась к экзаменам, не думая ни о чем другом.

Однако когда начали объявлять списки поступивших в училище, ее фамилии там не оказалось. И хотя Раневская очень этому огорчилась, она не опустила рук.

В скором времени она устроилась в частную школу, но денег на оплату ее труда не было. В этот момент, Фаине протянула руку помощи известная артистка Гельцер, которая позаботилась о том, чтобы Раневскую взяли в один из театров.

Начав работать в Малаховском летнем театре, ей удалось изучить игру многих известных актеров. В то время Раневской не доверяли никаких ролей, поэтому ей приходилось довольствоваться массовками.

В 1917 г., после прихода к власти большевиков во главе , в биографии Раневской произошло 2 важных перемены.

Печальной новостью стало то, что ее родители эмигрировали, так и не захотев встретиться с дочерью.

Но была и хорошая новость: девушку приняли в московский Театр актера. Наконец-то ее талант был по достоинству оценен.

Первым спектаклем в биографии Раневской был «Роман», в котором она сыграла роль Маргариты. С каждым годом ее игра становилась все лучше и ярче, благодаря чему ей начали доверять более значимые роли.

В 1931 г. Раневскую пригласили работать в Камерный театр, в котором она выступала в течение 4 лет. После этого она начинает работать в театре Красной Армии.

Фаина по-прежнему продолжает демонстрировать великолепную актерскую игру, и получает симпатии зрителей.

В то время ей удалось мастерски сыграть главную роль в спектакле «Вассы Железновой», передав нелегкую судьбу своей героини.

В начале 50-х, когда Раневская была уже популярной актрисой, она перешла в Театр им. Моссовета. Там она часто конфликтовала с режиссерами, поскольку имела свое видение на обыгрывание тех или иных сцен.

Известен случай, когда Фаина Георгиевна полностью переписала свою роль в постановке «Шторм», и сыграла ее так, как ей казалось более правильным.

Кроме этого, Раневская позволяла себе спорить и с авторитетными артистами, говоря им правду в лицо.

Из-за стычек с коллегами и режиссерами, из ее уст часто рождались крылатые фразы и афоризмы. Несмотря на это, именно в театре Моссовета Раневская проработала более 30 лет, сыграв там свои самые известные роли.

На закате творческой деятельности она недолго поработала в Камерном, с которого когда-то начиналась ее театральная биография.

Фильмы Раневской

Первой кинолентой, в которой снялась Фаина Раневская, была «Пышка» (1934 г.). Справедливо заметить, что за свою жизнь она сыграла не так уж много ролей в кинематографе, отдавая предпочтение театральной деятельности.

Однако каждое ее появление в фильмах, не могло оставаться незамеченным.

В 30-х годах она снялась в 3-х картинах: «Человеке в футляре», «Ошибке инженера Кочина» и в «Подкидыше». Последний фильм принес ей ошеломительную популярность во всем Советском Союзе.

Раневской удалось великолепно передать характер главной героини. Именно в этой ленте она произнесла знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня».

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Одной из самых талантливых советских актрис прошлого века была эксцентричная и незабываемая Фаина Раневская. Любую самую невзрачную роль она превращала в яркую и запоминающуюся. Бывали времена, когда публика приходила посмотреть на эпизод с её участием, а потом покидала театр, не досмотрев постановку.

Творческая биография Фаины Раневской складывалась очень трудно, «из ста процентов, отведённых на жизнь, я использовала только один». Но мы-то знаем, что в этот процент она вложила всю свою душу и большой талант.

Какая она была, королева эпизодов?

Раневская Фаина Георгиевна – это не настоящее имя актрисы. Фанни Гиршевна Фельдман родилась в Таганроге в 1896 году. Её родителями были богатые евреи, уроженцы Белоруссии. Они владели фабрикой по изготовлению красок, несколькими домами, магазином стройматериалов и даже пароходом. Помимо девочки, в семье подрастали трое братьев и сестрёнка.

Фаина получила хорошее домашнее воспитание, которое принято было в ту пору для девочек из богатых семей. Некоторое время проучилась в гимназии, но учёба давалась нелегко, и она упросила родителей забрать её из школы.

В детстве Фая сложно сходилась со сверстниками, была очень застенчивой и ранимой. К тому же она сильно заикалась и была некрасива. Правда, это не мешало ей в кругу семьи устраивать кукольные представления, озвучивая персонажей в характерной для каждого манере.

В четырнадцатилетнем возрасте юная девушка познакомилась на отдыхе с известной актрисой, после чего, вернувшись домой, зачастила в местный драматический театр. Именно тогда она и решила посвятить себя сцене. Отец пришёл в ужас. В то время артистическая карьера для девушки из приличной богатой семьи считалась позором. Перед дочерью выдвинули ультиматум – или театр, или семья. Фаина была упрямой и выбрала сцену.

В 1915 году она уехала в Москву, где попыталась поступить в несколько театральных школ, но её не взяли из-за дефекта речи. Фаина пошла учиться в частную школу – преподавателям было всё равно, лишь бы деньги платили. А зарабатывать их пришлось в массовке летних театров.

Но денег всё равно не хватало, и мама тайком от отцапомогала дочери. Однажды, выйдя из банка, Фаина решила пересчитать полученные купюры, но порыв ветра вырвал их из рук. Вздохнув, актриса сказала: «Ах, как красиво они летят!», после чего её спутник сравнил девушку с чеховской героиней из «Вишнёвого сада» помещицей Раневской – та тоже ничего не могла удержать в руках. Вот так и появился у юной Фаи псевдоним.

Во время революции вся семья Фельдман на собственном пароходе укатила в эмиграцию, Фая осталась одна. Только в середине пятидесятых она смогла встретиться с мамой и старшей сестрой.

Так и не закончив театральную школу, Фаина начала работать на театральных подмостках. Начинала она с провинциальных небольших театров, в каждом из которых проработала не более одного-двух лет. Сначала Подмосковье, потом Ростов-на-Дону, Феодосия, Керчь, Баку, Архангельск, Смоленск, Сталинград и только к 1931 году Раневская снова возвращается в Москву.

Но и здесь неугомонная актриса не задерживалась на одном месте. Четыре года в Камерном театре, потом столько же в Центральном театре Красной Армии, шесть лет в Театре драмы (сейчас им. Маяковского), восемь в Театре им. Пушкина, и наконец осела в Театре им. Моссовета, где и проработала до самой своей смерти.

Первым настоящим учителем для Фаины стала Павла Вульф. Она заметила талант и занималась с девушкой просто так. Фая буквально влюбилась в преподавательницу и практически стала членом её семьи.

Карьера начиналась сложно. Громоздкая и нескладная Раневская с непривлекательной внешностью и фигурой поначалу играла только в эпизодических ролях, но на сцене преображалась и запомнилась публике как одна из самых интересных и харизматичных актрис.

Самые популярные роли

Фаина Раневская в молодости была очень ранимой и стеснительной, но и в зрелом возрасте, несмотря на острый язык и меткое чувство юмора, плохо переносила критику. Зато сама подтрунивала над своей внешностью и вредными .

Ей многое прощали, потому что зрители любили её и с удовольствием ходили на театральные постановки с участием Фаины.

В кино

Первым фильмом в карьере Раневской была немая картина «Пышка», которая вышла в 1934 году. Фаине было 38 лет, и она сыграла мадам Луазо. В 1937 году ей досталась роль попадьи в детском фильме «Дума про казака Голоту».А потом триумфальный «Подкидыш», где Фаина играет властную и самоуверенную жену, помыкающую своим мужем.

Всего Фаина Георгиевна сыграла в двадцати пяти картинах. Сама она считала самой удачной ролью персонаж злой мачехи из фильма «Золушка».

А вообще Раневская невысоко ценила работу в кино: «Деньги съедены, а позор остался», ей больше были по душе театральные роли. Но именно по кинофильмам она прославилась на всю страну и стала любима многими.

Ещё в конце тридцатых годов она сыграла три звёздные роли, трёх жён в разных лентах: в фильме «Человек в футляре» она была супругой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» женой портного Гуревича, ну и конечно же самая знаменитая роль жены из «Подкидыша», после которой её долго называли Мулей.

В 1947 году на экраны вышел комедийный фильм «Весна», где Раневская сыграла Маргариту Львовну. Её великолепная игра, а также Любовь Орлова в главной роли, сделали фильм кассовым и очень популярным.

В театре

Наиболее значимой своей ролью Раневская считала гувернантку Шарлотту из «Вишнёвого сада», именно с этого спектакля и началась её театральная карьера. Всего ею было сыграно более пятидесяти ролей в различных постановках.

Талантливая актриса часто имела своё видение игры, импровизировала прямо на ходу, а иногда даже самовольно переписывала свою роль. Из-за этого случались конфликты с режиссёрами, поэтому Фаина так долго кочевала из одного театра в другой.

В телеспектаклях

В 1963 году Раневская принимала участие в телеспектакле «Так и будет», а в 1978 в фильме-спектакле «Дальше – тишина…», где сыграла одну из главных ролей. Её партнёрами по сцене были Ростислав Плятт, Ирина Муравьёва. По мнению критиков и зрителей постановка имела ошеломительный успех именно благодаря Плятту и Раневской.

В мультфильмах

Кто из детворы не смотрел «Сказку о царе Салтане»? Но мало кто знает, что сватью бабу Бабариху озвучивала Фаина Раневская.

Самой известной озвучкой стала конечно же Фрекен Бок из любимого всеми мультика про Карлсона. Раневская ужасно не хотела озвучивать, поскольку считала, что персонаж нарисован уродливо. С трудом удалось её уговорить.

Поклонники Фаины считали её великой актрисой, однако она известна ещё и неиссякаемым чувством юмора. Острые и меткие афоризмы плотно вошли в нашу жизнь, многие даже не подозревают, что их автором является Раневская.

Стоит только прочесть её немного грубоватые и циничные, но меткие выражения, как тут же улучшается настроение.

ТОП-12 известных фраз таков.

  1. Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.
  2. Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.
  3. Здоровье - это когда у вас каждый день болит в другом месте.
  4. Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная ж*па. Так что меньше пафоса, господа.
  5. Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.
  6. Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.
  7. Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника…» у меня ничего не получается.
  8. Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
  9. Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.
  10. Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведёт к ожирению.
  11. Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.
  12. Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью.

Признание и награды

Фаина Раневская получила множество наград. Перечислим лишь самые популярные.

  1. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», Орденом «Знак Почёта», медалью «В память 800-летия Москвы», двумя Орденами Трудового Красного Знамени и Орденом Ленина.
  2. Две Сталинские премии второй степени и одну – третьей.
  3. Являлась Заслуженной и Народной артисткой РСФСР, а в 1961 году получила звание Народная артистка СССР.

К сожалению, Фаина не нашла счастья в любви. Те, кто нравился ей, не обращали на неё внимания из-за непривлекательной внешности. И наоборот, искавшие благосклонности великой актрисы, не нравились ей категорически.

В молодости юная Раневская была влюблена в одного из актёров, с которым играла на одной сцене, однако он причинил её немалую психологическую травму. Пообещав прийти к ней домой, незадачливый герой-любовник явился сильно подшофе, да ещё и с дамой. Ничуть не смущаясь, он попросил Фаину погулять пару часиков, пока он развлечётся.

Обида Раневской была так сильна, что она зареклась выходить замуж.

Только на сцене Фаина Георгиевна раскрепощалась, а в жизни она была замкнутой и очень одинокой. Она считала, что внешность испортила её личную жизнь, хотя была очень обаятельной женщиной.

Мужчины в её жизни всё-таки были, но это всё было не то. Уже в зрелом возрасте в 1947 году она познакомилась с Фёдором Толбухиным, который возглавлял Закавказский военный округ, и просто светилась от счастья. Но через два года он неожиданно умер…

Последние годы жизни

Раневская практически до последнего играла в театре.Последний спектакль сыграла в возрасте 86 лет, но часто болела, поэтому объявила, что больше не в состоянии «симулировать здоровье».Как-то она сказала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения».

Скончалась Фаина Георгиевна в московской больнице от инфаркта, отягощённого пневмонией в возрасте 87 лет.

Интересные факты о Фаине Раневской

  1. Близкие друзья называли Фаину – Фуфа Великолепная.
  2. Когда Фая объявила семье, что будет актрисой, это вызвало большой шок, а также отлучение от родного дома.
  3. Раневской не суждено было стать ни женой, ни матерью.
  4. Крылатая фраза из фильма «Подкидыш» настолько надоела Раневской, что она приходила в бешенство, когда слышала её. Однажды мальчишки, увидев Фаину Георгиевну, начали скандировать: «Муля, не нервируй меня!». Тогда актриса велела выстроиться им в пары и громко послала их «в ж*опу!».
  5. Все свои награды и ордена Раневская хранила в коробке, на которой была надпись: «Похоронные принадлежности».
  6. Раневская была вегетарианкой. Она говорила: «Я не могу есть мясо. Оно ходило, любило, смотрело…Может быть, я психопатка? Нет, я себя считаю нормальной психопаткой. Но не могу есть мяса. Мясо я держу для людей».
  7. Фаина Георгиевна не умела считать «эти дурацкие деньги», поэтому для ведения хозяйства всегда нанимала домохозяйку.
  8. Обыкновенная дворняга по кличке Мальчик стала для пожилой женщины настоящей семьёй. Она души не чаяла в своём псе и даже отказывалась ложиться в больницу на лечение. Пёс пережил хозяйку на шесть лет. На надгробии актрисы установили фигурку собаки.
  9. Раневская опекала Анну Ахматову, когда та болела тифом, хранила у себя её тетради со стихами. Была знакома с Цветаевой, Маяковским, Мандельштамом.
  10. Актрису постоянно видели с сигаретой во рту, а её любимыми словами были «г*вно» и «ж*па» — она постоянно употребляла их не только в обиходе, но и в эфире радио, и во время интервью. Как-то она попросила объяснить, почему железные корабли не тонут. Ей попытались напомнить про закон Архимеда, но Раневская заявила, что к точным наукам у неё никогда не было призвания. Тогда её спросили, почему, когда вы садитесь в ванную, вода выливается на пол. Актриса грустно ответила: «Потому что у меня большая ж*па».
  11. Раневская сильно заикалась, но когда играла, то заикание куда-то исчезало.
  12. Однажды на улице уже пожилая актриса поскользнулась и упала. Лежит и кричит: «Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!».
  13. В честь Раневской назван астероид, открытый в 1986 году.

Заключение

Такие люди, как Фаина Раневская, не уходят бесследно. Она осталась в памяти тысяч поклонников, а также на старых киноплёнках. В Таганроге ей был установлен памятник, и одна из улиц носит её имя. Большой талант, искромётный сарказм, умение служить искусству навсегда оставили след великой актрисы в истории.