Покорение сибирского ханства ермаком тимофеевичем. Поход ермака в сибирь. Восстание мурзы Карача

Исследователи не могут утвердительно ответить на вопрос, «кому принадлежала идея выступить походом в Сибирь» (промышленникам Строгановым, атаману Ермаку Тимофеевичу или же самому царю Ивану Грозному). Историки сходятся во мнении, что поход был выгоден всем сторонам. Грозному – новые вассалы и земли, Ермаку и казакам – возможность наживы, прикрывая её государственной необходимостью, а Строгановым – безопасность.

Итак, в сентябре 1581 года (по другим сведениям, летом 1582 года) атаман Ермак отправляется в военный поход. В состав его войска входили триста ополченцев от Строгановых, а также пятьсот сорок собственных казаков. Рать выдвинулась на стругах по реке Чусовой. От городков расположенных по руслу реки отряд дошёл до речки Серебряная, поднялся по ней в реку Баранча (по другой версии – войско Ермака дошло до речки Межевая Утка, затем перевалили струги в рек Журавлик и добрались в реку Вью).

По реке Тагил казаки спустились до Туры, сразившись там впервые с татарскими отрядами. Победа была за Ермаком. Как гласит предание, атаман посадил на струги чучела, а сам напал с берега и одолел татар с тыла. Однако первый серьёзный бой произошёл в октябре 1582 года около реки Тавды, когда флотилия вошла в Тобол.

После изгнания Ермаком Кучума из города Кашлык, он начинает покорять один за другим вогульские и татарские города, расположенные по Оби и Иртышу, где его не раз приветствовало местное население, желая самим перейти под власть Москвы. После взятия войском Ермака Кучума он отправляет к царю посла (атамана Ивана Кольцо), а также гонцов к Строгановым. Царь был доволен итогом военных действий и послал Ермаку не только дорогие подарки (в числе которых была и кольчуга князя Шуйского), но и воевод Глухова и Болховского, а с ними триста ратников.

Прибывшее в Сибирь осенью 1583 года царское подкрепление не смогло исправить сложившуюся ситуацию. Превосходящие своей численностью отряды Кучума по отдельности разбивали казацкие сотни, перебив всех атаманов. В марте 1584 года умер Иван Грозный, и московское правительство вовсе забросило Сибирь.

Ермак погиб 6 августа 1585 года, остановившись с пятидесяти воинами в устье речки Вагай, которая впадает в Иртыш. Отряды Кучума напали на спящих казаков, а сам Ермак утонул в Иртыше, пытаясь добраться до стругов (по словам очевидцев, атаман был одет в две кольчуги, что и не позволило ему добраться до цели).

Исторический фильм: Освоение Сибири казаком Ермаком

Удобная навигация по статье:

Покорение Сибири Ермаком

Современные историки не могут достоверно определить кому именно принадлежала идея похода в сибирские земли: атаману Ермаку Тимофеевичу, промышленникам Строгановым или же первому русскому царю Ивану Грозному Четвёртому. Скорее всего, истина находится где-то посередине, ведь все перечисленные стороны имели собственные интересы. Так, монарх Руси желал новых территорий и вассалов, Ермак и его казаки – поживиться местными богатствами, прикрывшись государственным предлогом, а Строгановы хотели безопасности для собственного дела.

В качестве основных целей, которые преследовали сибирские походы Ермака, исследователи выделяют:

  • формирование плацдарма для последующего покорения Сибири;
  • установление полного контроля над рекой Обью, являющейся основной сибирской водной артерией;
  • обложение данью сибирских народностей и приведение их в вассальную зависимость;
  • защита владений и производства Строгановых.

Кроме этого, рассматривается ещё одна возможная версия, согласно которой, Ермак на самом деле являлся не простым безродным казацким атаманом, а выходцем из князей Сибири, которые ранее были истреблены бухарским ставленником Кучумом при захвате им власти в сибирских землях. Таким образом, атаман имел законные права на занятый захватчиками престол, что кардинально меняет сам смысл похода.

Сторонники вышеописанной версии в качестве доводов приводят тот факт, что русские отряды в Сибири практически не встречали серьёзного сопротивления местного населения, которое могло понимать, что ему будет лучше жить по законам «своего» Ермака, чем по приказам Кучума.

При этом, в случае успешного установления над Сибирью власти Ермака, его автоматически перевелись из разряда разбойников в воинов «регулярной» армии, став государевыми людьми с массой привилегий. Может быть по этой причине казаки терпели суровые трудности похода.

Начало военного похода Ермака

В начале осени 1581 года (по другим источникам – летом 52 года) атаман Ермак выходит в военный поход. В составе его войска на тот момент находилось пятьсот сорок казачьих сил, а также триста человек от Строгановых. Отряды направились вверх на стругах по речке Чусовой. Согласно некоторым документам, всего насчитывалось восемь десятков стругов с десятью людьми на каждом.

Карта: Покорение Сибири Ермаком


Историки считают, что войска Ермака передвигались после по реке Тагил до Туры, где они одержали свою первую победу над татарскими отрядами. Из воспоминаний участников похода дошли полу легенды о стратегическом уме атамана и о его тактике. Так, Ермак посадил на струги специально приготовленные чучела, одев на них казацкие одежды, спрятав своё войско на берегу и обрушившись на татар с тыла. Однако, первым крупным сражением с войском хана Кучума, согласно документам, происходит в октябре 1582 года.

Все последующие военные операции казачьего атамана Ермака Тимофеевича также проходили не с позиции силы, а по строго разработанному детальному плану. Именно поэтому, считает большинство исследователей, ему удалось успешно сражаться с превосходящим по численности противником на чужой территории.

В результате походов Ермака Кучум был изгнан из своей столицы Кашлык, который по некоторым источникам, также назывался Сибирь или Искер и от которого сегодня не осталось и следа. При этом, археологи отмечают, что, скорее всего, он располагался в семнадцати вёрстах от современного Тобольска.

Дальнейшее продолжение сибирских походов Ермака

Убрав с дороги своего основного противника к 1583 году, атаман Ермак решил довести дело до конца и покорить все вогульские и татарские городки, которые располагались по берегам Оби и Иртыша. Где то казачье войско встречало добродушно настроенных местных жителей, а где то – жёсткий боевой отпор.

Изгнав Кучума, атаман послал к царю и Строгановым гонцов с докладом. Иван Васильевич был очень доволен исходом военного похода и щедро одарил пришедших к нему казаков, направив им в подкрепление триста ратников с воеводами Иваном Глуховым и Семёном Болховским.

Хотя подкрепление, отправленное монархом, прибыло в сибирские земли осенью 1583 года, что сравнительно быстро – воеводы уже не могли исправить сложившуюся ситуацию. Многочисленные татарские отряды по отдельности разбили к их приходу казачьи отряды, перебив всех основных атаманов.

После кончины Ивана Четвёртого Грозного весной 1584 года правительство Москвы оставило идеи развития сибирского направления, что дало возможность Кучуму снова восстановить силы и добить остаток русского войска в Сибири.

Спустя год умер и сам атаман. С пятидесяти воинами он вынужден был остановиться на привал на берегу речки Вагай, которая впадает в Иртыш, где на отряд внезапно напали ночью татарские войска и убили большинство казаков.

Выжившие воины позже рассказали, что Ермак прыгнул в реку чтобы добраться до стругов, но надетые на него две кольчуги, утянули его на дно.

В то время как неудачи на западе сильно огорчали Ивана Грозного, нежданно его порадовало завоевание на востоке огромной Сибири.

Еще в 1558 году царь подарил богатому промышленнику Григорию Строганову большие незаселенные земли по обе стороны реки Камы до Чусовой на протяжении 146 верст. Григорий Строганов с братом Яковом, по примеру отца, нажившего громадное состояние в Сольвычегодске соляным промыслом, задумал завести соляные варницы в большом размере в новом краю, заселить его, завести хлебопашество и торговлю. Заселение пустопорожних мест, заведение новых промыслов было, конечно, очень выгодно для всего государства, и потому царь не только охотно уступал земли предприимчивым промышленникам, но давал им и большие льготы.

Строгановым дано было право призывать в свои земли свободных людей, творить суд над поселенцами, которые на двадцать лет избавлялись от всяких податей и повинностей; потом дано право строить укрепления и держать вооруженные отряды для обороны от нападений соседних народцев (остяков, черемисы, ногаев и др.). Наконец, позволено было Строгановым набирать себе охочих людей, казаков, и ходить войной против враждебных инородцев. Скоро Строгановым пришлось столкнуться и с племенами, жившими по соседству, за Уральскими горами. Здесь, на берегах рек Тобола, Иртыша и Туры, находилось татарское царство; главный город назывался Искер, или Сибирь, на реке Тоболе; по имени этого города и все царство называлось Сибирским. Раньше сибирские ханы искали покровительства московского царя, одно время платили ему даже ясак (дань) мехами, но последний хан Кучум выказал вражду к Москве, бил и брал в плен остяков, плативших ей дань; а царевич сибирский Махмет-Кул ходил с войском на реку Чусовую проведывать пути к строгановским городкам, причем побил здесь много московских данников, жен и детей их забрал в плен. Строгановы уведомили об этом Ивана Грозного и челом ему били позволить им укрепиться за Уралом, держать для обороны и там огненный наряд (артиллерию) и на свой счет набирать добровольцев для борьбы с ханами Сибири. Царь позволил. Это было в 1574 году. Григория и Якова Строгановых уже не было в живых. Дело продолжали их младший брат Семен и дети: Максим, сын Якова, и Никита, сын Григория.

Навербовать дружину удальцов в то время было нетрудно.

По южным и восточным степным окраинам Московского государства, как было сказано, являются еще с XV века вольные, гулящие люди, охочие до войны, – казаки. Одни из них жили по станицам, несли государеву службу, обороняли границы от нападений разбойничьих татарских шаек, а другие, в полном смысле вольные «степные птицы», уходили из-под всякого надзора, «гуляли» в степном раздолье, нападали, на свой страх, на татар, грабили их, охотились в степи, рыбачили по рекам, разбивали купеческие караваны татарские, да и русским купцам порою спуску не давали... Шайки таких казаков гуляли и по Дону, и по Волге. На жалобы ногайского хана, что казаки, несмотря на то что он в мире с Москвой, грабят татарских купцов на Дону, Иван Грозный отвечал:

«Эти разбойники живут на Дону без нашего ведома, от нас бегают. Мы и прежде посылали не один раз, чтобы их переловить, но люди наши добыть их не могут».

Изловить в широких степях шайки этих «воровских» казаков, как их звали, действительно было очень мудрено.

Ватагу такой казацкой вольницы, более 500 человек, привел на службу Строгановым атаман Василий Тимофеев, по прозвищу Ермак. Это был удалец богатырской силы, притом очень ловкий, сметливый... Главными помощниками Ермака были Иван Кольцо, за свои разбои осужденный на смерть, но не пойманный, Никита Пан и Василий Мещеряк, – все это были молодцы, прошедшие, как говорится, огонь и воду, не знавшие страха. Походили на них и остальные товарищи Ермака. Таких-то людей, готовых на все, и надо было Строгановым. Они хотели не только оборонить свои владения от набегов сибирского царя, но дать ему острастку, чтобы надолго отвадить от нападений. Для этого решено было напасть на Кучума в его собственной Сибири. Это предприятие, сулившее и добычу хорошую, и славу воинскую, пришлось очень по душе Ермаку и его молодцам. Строгановы снабдили их всем нужным: съестными припасами, ружьями, даже небольшими пушками.

К отряду Ермака присоединилось еще несколько десятков удальцов-охотников, так что всего в отряде насчитывали 840 человек. Забрав с собою вожатых, знавших хорошо речные пути, и толмачей, Ермак 1 сентября 1582 года отправился с удалой дружиной в Сибирь искать счастья.

По наветам одного воеводы, недоброхота Строгановых, царь приказал им вернуть Ермака и не задирать сибирского «Салтана»; но царская грамота пришла поздно: казаки были уже далеко.

Сначала плыли они на стругах и челнах вверх по реке Чусовой; затем повернули в реку Серебрянку. Труден был этот путь, в иных местах по мелководью приходилось плыть на плотах. Из Серебрянки люди Ермака перевезлись волоком чрез проходы в Уральском хребте в реку Жаровлю, впадающую в Тагил, отсюда спустились в реку Туру. До сих пор казаки никакой помехи не встречали; редко даже и людей по берегам видели: земля здесь была дикая, почти совсем безлюдная. По реке Туре пошло люднее. Здесь впервые встретили городок (теперь город Туринск), где властвовал сибирский князек Епанча. Тут пришлось уже в дело пустить оружие, потому что с берега стали по казакам Ермака стрелять из луков. Они дали залп из ружей. Несколько татар упало; остальные в ужасе ударились в бегство: никогда еще они не видали огнестрельного оружия. Городок Епанчи был разорен казаками. Скоро пришлось им и другую толпу татар разогнать пальбой. Захваченных в плен настращали выстрелами, показывали им, как пули пробивают их доспехи, и добыли от них сведения о Кучуме и силах его. Некоторых из пленников Ермак нарочно отпускал на волю, чтобы они разносили всюду страх своими рассказами о чудесном свойстве русского оружия.

– Сильны русские воины, – говорили они, по свидетельству летописи, – когда стрельнут из своих луков, тогда огонь из них пышет, дым великий исходит и как будто гром грянет. Стрел не видно, а ранят и насмерть бьют. Ущититься от них никакими доспехами нельзя; куяки, панцири и кольчуги наши – все пробивают насквозь!

На ружье, конечно, более всего и надеялась горсть храбрецов во главе с Ермаком, задумавшая не более, не менее, как завоевать целое царство и покорить десятки тысяч людей.

Карта Сибирского ханства и похода Ермака

Казаки плыли вниз по Тоболу, и не раз приходилось им разгонять выстрелами толпы туземцев. Владетель Сибири Кучум хотя и был напуган и рассказами беглецов о больших силах врага и разными зловещими предсказаниями, но сдаваться без боя не намерен был. Собрал он все свое войско. Сам расположился станом на берегу Иртыша, близ устья Тобола (неподалеку от нынешнего города Тобольска), на горе Чувашево, устроил здесь новую засеку на всякий случай, а царевича Махмет-Кула отрядил с большим войском вперед, навстречу казакам Ермака. Он встретил их на берегу Тобола, при урочище Бабасан, завязал битву, но не мог осилить их. Они плыли вперед; на пути взяли еще один сибирский городок; нашли тут богатую добычу, забрали с собою и отправились дальше. При впадении Тобола в Иртыш татары снова настигли казаков и осыпали их стрелами. Люди Ермака отбили и это нападение, но у них было уже несколько убитых, и почти все были переранены стрелами. Дело становилось горячим. Татары, верно, разглядели, что врагов не слишком-то много, и всеми силами налегли на них. Но Ермак был уже недалеко от столицы; скоро должна была решиться участь его сибирского похода. Надо было выбить Кучума из его засеки и овладеть столицей. Призадумались было казаки: силы у Кучума было гораздо больше – на каждого русского, пожалуй, по двадцати татар приходилось. Собрались казаки в круг и стали толковать, как быть: вперед ли идти или назад вернуться. Одни стали говорить, что надо вернуться; другие и сам Ермак иначе рассуждали.

– Братцы, – говорили они, – куда нам бежать? Осень уже: в реках лед смерзается... Не примем худой славы, укоризны на себя не положим, будем надеяться на Бога: Он и беспомощным помощник! Вспомним, братцы, обещание, какое мы дали честным людям (Строгановым). Назад со стыдом возвратиться из Сибири нам нельзя. Коли Бог нам поможет, то и по смерти память наша не оскудеет в этих странах, и слава наша вечна будет!

Согласились с этим все, порешили – оставаться и до смерти биться.

На рассвете, 23 октября, казаки Ермака двинулись на засеку. Пушки и ружья сослужили теперь им свою службу. Татары из-за своей ограды пускали тучи стрел, но мало вреда причиняли русским удальцам; наконец сами проломали свою засеку в трех местах и ударили на казаков. Начался страшный рукопашный бой. Тут уж ружья не помогали: приходилось рубиться мечами или схватываться прямо руками. Оказалось, что люди Ермака и здесь себя показали богатырями: несмотря на то что враги были в двадцать раз многочисленнее, казаки сломили их. Махмет-Кул был ранен, татары смешались, многие упали духом; иные подвластные Кучуму сибирские князьки, видя, что враги одолевают, оставили бой. Кучум бежал сначала в свою столицу Сибирь, захватил здесь свои пожитки и бежал дальше.

Покорение Сибири Ермаком. Картина В. Сурикова, 1895

26 октября казаки Ермака заняли покинутую жителями Сибирь. Приуныли было победители в пустом городе. Их сильно уж поубавилось: в последнем только сражении пало их 107 человек; было немало раненых и больных. Идти дальше им стало уже невмочь, а между тем запасы у них кончились и наступала лютая зима. Голод и смерть грозили им...

Но чрез несколько дней остяки, вогуличи, татары со своими князьками стали приходить к Ермаку, бить ему челом, – приносили ему дары и разные припасы; он же приводил их к присяге государю, обнадеживал их его милостью, обходился ласково и отпускал без всякой обиды в их юрты. Казакам строго было запрещено обижать покорившихся туземцев.

Зиму провели казаки спокойно; только Махмет-Кул напал было на них, Ермак разбил его, и он несколько времени не беспокоил казаков; но с наступлением весны думал было врасплох напасть на них, да сам попал впросак: казаки подстерегли врагов, напали на них сонных ночью и захватили в плен Махмет-Кула. Ермак обошелся с ним очень приветливо. Плен этого храброго и ретивого татарского витязя был ударом для Кучума. В это время на него шел войной его личный враг, один татарский князь; наконец, свой воевода изменил ему. Дела Кучума были совсем плохи.

Лето 1582 года казаки провели в походах, покоряя татарские городки и улусы по сибирским рекам Иртышу и Оби. Между тем Ермак дал знать Строгановым, что он «салтана Кучума одолел, стольный город его взял и царевича Махмета-Кула полонил». Строгановы спешили обрадовать этою вестью царя. Скоро явилось в Москву и особое посольство от Ермака – Иван Кольцо с несколькими товарищами – бить челом государю царством Сибирским и поднести ему в дар драгоценные произведения завоеванной Сибири: меха собольи, бобровые и лисьи.

Давно уже, говорят современники, не бывало такой радости в Москве. Молва, что не оскудела милость Божия к России, что Бог послал ей новое обширное Сибирское царство, быстро разносилась в народе и радовала всех, привыкших слышать за последние годы только о неудачах и бедствиях.

Грозный царь принял Ивана Кольцо милостиво, не только простил его с товарищами за прежние их преступления, но щедро наградил, а Ермаку, говорят, послал в подарок шубу с плеча своего, серебряный ковш и два панциря; но что важнее всего – отправил в Сибирь воеводу, князя Волховского, со значительным отрядом войска. Очень уж немного удальцов оставалось под рукою Ермака, и трудно ему было бы удержать свое завоевание без помоги. Махмет-Кул был отправлен в Москву, где поступил на службу царю; но Кучум все-таки успел оправиться и войти в силу. Русским воинам плохо пришлось в Сибири: они терпели часто недостатки в жизненных припасах; распространились между ними болезни; случалось, что татарские князьки, притворившись сначала верными данниками и союзниками, губили потом отряды Ермака, доверившиеся им. Так погиб Иван Кольцо с несколькими товарищами. Воевода, присланный царем, умер от болезни.

Покорение Сибири Ермаком. Картина В. Сурикова, 1895. Фрагмент

Скоро затем погиб и сам Ермак. Проведал он, что Кучум собирается перехватить на пути бухарский караван, шедший в Сибирь. Захватив с собою 50 своих удальцов, Ермак поспешил навстречу бухарским купцам, чтобы охранять их от хищников на пути по Иртышу. Целый день казаки поджидали караван, при впадении реки Вагая в Иртыш; но ни купцы, ни хищники не показывались... Ночь была бурная. Дождь лил ливмя. Ветер бушевал на реке. Истомленные казаки расположились отдохнуть на берегу и скоро заснули как убитые. Оплошал на этот раз Ермак – не поставил сторожей, не думал, видно, чтобы враги напали в такую ночь. А неприятель был очень близок: с другой стороны реки подстерегал казаков!.. Кучумовы лазутчики нашли в реке брод, пробрались к русским и затем принесли своим радостную весть, что казаки Ермака спят мертвецким сном, в доказательство чего представили три похищенные у них пищали и пороховницы. По указанию лазутчиков татары перебрели тайком чрез реку, напали на спящих казаков и перерезали их всех, кроме двух. Один спасся и принес в Сибирь ужасную весть об избиении отряда, а другой – сам Ермак, услышав стоны, вскочил, успел своей саблей отбить убийц, кинувшихся на него, бросился с берега в Иртыш, думая спастись вплавь, но утонул от тяжести своих железных доспехов (5 августа 1584 г.). Чрез несколько дней тело Ермака течением реки прибило к берегу, где и нашли его татары и по богатым доспехам с медной оправой, с золотым орлом на груди, узнали в утопленнике покорителя Сибири. Понятно, как обрадовался этому Кучум, как торжествовали гибель Ермака все враги его! А в Сибири весть о смерти вождя привела русских в такое отчаяние, что они уже не пытались и бороться с Кучумом, покинули Сибирь, чтобы вернуться к себе на родину. Это случилось уже по смерти Грозного.

Но дело Ермака не погибло. Путь в Сибирь был указан, и начало русскому владычеству здесь положено. После смерти Грозного и гибели Ермака русские отряды один за другим шли по пути, который он указал, за Каменный Пояс (Урал) в Сибирь; туземные полудикие народцы одни за другими подпадали под власть русского царя, несли ему свой ясак (подать); заводились в новом краю русские поселки, строились города, и мало-помалу весь север Азии с его неисчерпаемыми богатствами достался России.

Не ошибся Ермак, когда говорил своим сподвижникам: «Не оскудеет память наша в этих странах». Память об удальцах, положивших начало русскому владычеству в Сибири, живет доныне и здесь, и на их родине. В своих песнях наш народ и до сих пор вспоминает об удалом казацком атамане, который искупил свои вины перед царем покорением Сибири. В одной песне говорится о Ермаке, как он, одолев Кучума, послал сказать царю:

«Ой ты гой еси, надежа православный царь!
Не вели меня казнить, да вели речь говорить:
Как и я-то, Ермак, сын Тимофеевич,
Как и я-то гулял по синю морю,
Что по синю морю по Хвалынскому (Каспийскому),
Как и я-то разбивал ведь бусы-корабли...
А теперича, надежа православный царь,
Приношу тебе буйную головушку
И с буйной головушкой царство Сибирское!»

Сохранились в Сибири и местные предания о Ермаке; а в 1839 году в городе Тобольске, неподалеку от места, где находился древний Искер, или Сибирь, поставлен памятник, чтобы увековечить память удалого покорителя этого края.

Выше, я уже не раз высказывал мнение о том, что одним из самых надёжных индикаторов, указывающих на то, что тот или иной отрезок истории сфальсифицирован , является сложность его преподавания для в учебной аудитории. Если история скучна и запутанна, и не усваивается учениками или студентами в предполагаемом объёме, то это верный признак того, что изучаемые события, - вымышлены. Простой пример: - Раннюю историю Руси школьники изучают с удовольствием, и легко усваивают учебный материал. Нет, там тоже, конечно же много перевёрнуто с ног на голову, но сделано это, хотя бы, понятно.

Но как только доходит дело до изучения истории «Дома Романных» , школьники начинают зевать, внимание их рассеиваются, а преподаваемый материал категорически становится не усвояемым. Почему? Да потому, что «писатели» истории слишком перемудрили, пытаясь объяснить явные нестыковки и противоречия. Многослойные нагромождения из бесчисленного количества царей, цариц и царевичей и самозванцев порождает такую «кашу» в головах обучающихся, что расставить все точки над «i», бывает сложно даже опытному преподавателю.

И заподозрить исторический подлог не так уж сложно, на самом деле. Достаточно изучить портретную галерею всех представителей романовской династии, чтобы сделать вывод, который напрашивается сам собой. Первые из Романовых, по внешним признакам никак не могут относиться к представителям славянского народа . Значит, власть была захвачена чужими. Когда? Скорее всего, ещё их предками, которых относят к рюриковичам , но которые таковыми по факту уже не являлись.

С тех пор, как женой Ивана III стала крещёная в ортодоксальное христианство иудейка Зоя , которая вошла в историю под именем Софья Палеолог , с генетикой русских монархов, явно что-то произошло. Русскими они не могли быть ни по одному из признаков. «Монгольские» ханы имели ярко выраженную славянскую внешность, а «русские» цари, почему то обладают внешними чертами, характерными для народов Кавказа, или Ближнего востока.

Дальше становится совсем уж непонятно . Начиная с Петра I, все «Романовы» имеют во внешнем облике явные черты вырождения , генетической деградации. Последним таким царём был Павел I. А вот его дети и дальнейшие потомки, известны нам уже, как рослые статные красавцы, которые непостижимым образом «выздоровели». Это может свидетельствовать только об одном: - Власть снова перешла к новой династии, и об этой странице нашей истории, в учебниках ничего не говорится.

Другой проблемой для преподавателей истории, является так называемое «покорение Сибири » . Даже самые успешные ученики в этом вопросе часто «плавают», и проявляют чудеса слабого усвоения учебного материала. Почему? Ответ всё тот же. Правда, скорее всего, заключается не только в том, что покорением, в общепринятом смысле, это не являлось. Кроме того, безбожно перевраны даты вымышленных, или сфальсифицированных событий, и их география. Но самое главное, - историками были извращены мотивы, причины, и сама суть событий.

Примечательно, что для того, чтобы переписать историю, её вовсе необязательно переписывать. Чтобы понять, как же такое возможно осуществить, достаточно вспомнить старый анекдот:

Мужчина возвращается в поезде из командировки. Занимает место на нижней полке купейного вагона, и вдруг, с верхней полки свешивается стройная женская ножка. Попутчики знакомятся, у них завязывается роман, и они выходят вместе на станции, которая находится далеко от места назначения командировочного.

Наутро, мужчина, освободившись из объятий любовницы спешит на почту, и отправляет законной супруге телеграмму: - «Ехал поезде тчк подвернулась нога тчк лежу постели зпт целую зпт обнимаю тчк».

Мужчина сказал хоть одно слово неправды? Очевидно, - нет. Обманул ли он жену? Конечно, - да . Подобный парадокс активно используется и для исторических фальсификаций. Но ростки правды можно отыскать в самых неожиданных местах, поэтому, я не брезгую рыться в самых неприятных завалах информации, в которых неожиданно может отыскаться ответ на вопрос, который годами не давал покоя, и который невозможно было получить ни из одного из источников. Не важно, официальных или альтернативных.

Так, изучая лекцию профессора Принстонского университета Стивена Коткина , я с великим удовлетворением обнаружил подлинные бриллианты среди гигантского массива русофобской лжи о России . Среди оголтелой клеветы, замешанной на классической Норманнской теории, разбавленной досужими измышлениями известного учёного, в которых он автоматически экстраполирует деяния своих предков при зачистке США от коренных жителей, на действия наших предков, при «завоевании Сибири».

Оказывается, что для профессора не является загадкой тот факт, что часть авторов, писавших о Тартарии, определяют границу между Европой и Азией по реке Дон, а другие считают такой границей Урал:

«Петр Великий изменил имя Московии и провозгласил Россию империей в 1720-х годах (после победы над Швецией). В 1730-х годах Василий Татищев переместил границу между Европой и Азией реки Дон до реки Яик (Урал)».

Это утверждение очень многое объясняет , конечно, но мало что меняет, в отличии от следующей оговорки Коткина:

«В отличие от первооткрывателей Новой Испании, Новой Англии и Новой Франции русские казаки семнадцатого века не стремились растворить свой новый свет в старом, переименовать, уничтожить или преобразовать его».

Почему я назвал это «оговоркой»? Да потому, что словосочетание «свой новый свет», напрямую указывает на то, что Европа называла Америку Новым светом, а Россия по аналогии с Европой, оказывается, имела собственный «Новый свет» в качестве прибавленных территорий Сибири. А это, согласитесь, заставляет смотреть на этот период истории совершенно под иным углом зрения. Выходит, что мы имеем не совпадение во времени двух, независимых друг от друга событиях, но это есть единый процесс передела мира, где Северная Америка и Сибирь, это два театра военных действий одной глобальной войны . Войны, разделённой не только географически, но и искусственно разнесённой во времени. Версия о том, что подлинное покорение Америки происходило одновременно с покорением Сибири, неожиданно находит своё подтверждение. Неожиданно и утверждение Коткина о том, что Омск ранее назывался Спартой, потому, что он при этом ссылается лишь на некие воспоминания неких сибиряков. Любопытна и оценка, данная профессором промышленности Российской империи восемнадцатого века:

«В 1747 году Акинфий Демидов получил разрешение царя на открытие шахт и плавку металлов на заводах в южно-сибирском регионе под названием Колывань-Воскресенск. К 1800 году промышленность Колывани выросла больше, чем в Англии, Голландии и нескольких европейских стран вместе».

Многие исследователи предполагают, что Колывань-Воскресенск, это Нижний Тагил . Однако ряд фактов указывает на то, что Колывань находится на тысячи километров восточнее Урала, на Алтае .Сегодня называется Змеиногорск, и именно там жили отец и сын Черепановы, создавшие первый паровоз. Но, вот что совершенно повергает в недоумение, так это признание Коткиным версии о принадлежности отдельных североамериканских земель Великой Тартарии. Подобные утверждения мне приходилось встречать в работах наших отечественных историков – альтернативщиков, но это их старание выдать желаемое за действительное, точнее – прошлое, не вызывает удивления, разве, что лёгкую иронию. Но русофоба Коткина в псевдославянофильстве заподозрить очень не просто. Неведомо, откуда в 1996 году у американца появились такие сведения, но, как говорится, «из песни слов не выкинешь»:

«Даже для русских, в начале восемнадцатого века до сих пор было неясно , как далеко находились их восточные земли. Возможно, они простирались вглубь Американского континента, где их восточные туземцы считались «тартарами». Разумеется, голословное утверждение нельзя принимать как достоверный факт, однако если систематизировать все имеющиеся сведения, которые имеют хотя бы косвенные подтверждения, то невозможно не согласиться с некоторыми выводами, сделанными непрофессиональными учёными.

Но давайте разбираться по порядку. Начнём с общепризнанной версии, которая вне всяких сомнений содержит некоторые моменты, помогающие пролить свет на подлинные события, которые замаскированы «покорением» Сибири . Из каких же источников нам известно об этом грандиозном событии? Разумеется, как это часто бывает, у целой эпохи оказывается всего один автор . Разбираясь в завалах монографий историков, нетрудно заметить, что каждый из авторов ссылается друг на друга, а все вместе они считают единственным и неповторимым, труды С.М. Соловьёва, который сам считал самой достоверной, информацию оставленную мэтром Н.М.Карамзиным.

Выходит, что всё, что нам известно о «кровопролитной войне России с мощной Сибирской ордой», нам известно от одного писателя, который появился на свет через сто лет после описываемых им событий. А он-то на что опирался? А Многоуважаемый Иван Михайлович, оказывается, ссылался на так называемую «Кунгурскую летопись». Но пусть вас название документа не вводит в заблуждение. Это просто заголовок художественного сочинения, которое, якобы, оставил после себя один из участников «покорения» Сибири. И как вы догадались уже, наверное, оригинал его был утрачен , а издание 1880г. всего лишь реконструкция.


По сути, это своеобразные комиксы, где картинкам даются пояснения. В основном это описание географии, рек и городов, населяющих Сибирь народов, и их обычаев. И вот, из этих-то комиксов и родилась версия, по которой теперь снимают грандиозные «исторические» фильмы с батальными сценами, в которых участвуют тысячи ряженых «татар» и «русских витязей». Одна из сотен коммерческих экспедиций, подобных экспедициям отрядов атаманов Маркова, Хабарова и Дежнева, которые не имели ничего общего с государственной политикой, вылилась один из грандиознейших исторических мифов, призванных объяснить необъяснимое. А именно: - каким образом на месте Великой Тартарии появилась Русь , и каким образом Туран оказался в её составе :

«Сибирский поход Ермака - вторжение казачьего отряда Ермака на территорию Сибирского ханства в 1581-1585 годах, которое положило начало русскому освоению Сибири.
Отряд численностью в 840 человек был сформирован во владениях Строгановых, в Орле-городке. Деятельное участие в оснащении отряда всем необходимым приняли купцы Строгановы. Казаки Ермака прибыли на Каму по приглашению Строгановых в 1579 году для защиты их владений от нападений вогулов и остяков. Поход осуществлялся без ведома царских властей, и Карамзин назвал его участников «малочисленной шайкой бродяг». Костяк завоевателей Сибири составили волжские казаки в числе пяти сотен во главе с такими атаманами, как Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Матвей Мещеряк, Никита Пан, Яков Михайлов. Помимо них, в походе принимали участие татары, немцы и литва. Войско было погружено в 80 стругов». (Википедия)

Но ведь даже это краткое пояснение, которое не расходится с официальным, уже ставит ряд вопросов, здравые ответы на которые, не оставляют камня на камне от, существующей в головах наших современников, картины «покорения . А сформировалось это предубеждение в нашем сознании, в том числе и благодаря «Сибирскому вестнику» Г.И. Спасского.

Ермак здесь очень сильно отличается от того образа, который нам внушили историки, благодаря стараниям масс-медиа. И сходство с испанскими конкистадорами , здесь явно не случайно. Это одно из косвенных подтверждений версии альтернативных историков о том, что на самом деле эпоха географических открытий и колонизации не была так разнесена по шкале времени, как нам говорят. На самом деле, «завоевание Америки» и «покорение Сибири», это череда одних и тех же событий, происходивших в одно время на разных континентах. И автор не случайно приводит исторические параллели:

«… когда страсть к путешествиям и завоеваниям – страсть к открытиям и новости, соделались всеобщим духом западных народов Европы . – Когда Колумбы, или прежде оных Америки, потом Кортецы, Пизары и Альбукерки, с благославления Папы покоряли Свет Новый…»

Однако, хотя вся книга является сплошной одой отважным патриотам, которые, по мнению автора, думали только о славе России, а не о вознаграждении, обещанном им их работодателями Строгановыми, есть в ней и любопытные детали. Например, совершенно иначе показана смерть самого Ермака. Убит он был не в бою, а застрелен при невыясненных обстоятельствах, после чего его тело было найдено на берегу Иртыша в 15 вёрстах ниже устья Вагая одним из рыбаков. Рыбак сообщил о находке Кучум-Хану, и тот с почестями похоронил Ермака на кладбище Бегичевских татар.

Этот эпизод позволяет сделать предположение о том, что вероятно, нам не всё известно о взаимоотношениях как внутри дружины Ермака , так и между казаками и Татарами. Встречаются и другие любопытные сведения. Например, описание руин неизвестной крепости, которые встретились отряду Ермака на речке Козловке, в 25 вёрстах от Тобольска . Здесь для нас главное то, что никто из местных татар не смог рассказать Ермаку о том, чья это была крепость, когда построена, и когда и кем разрушена. Т.е.ситуация сходна с той, когда конкистадоры пытали индейцев Мезоамерики об истории руин, обнаруженных ими в джунглях. Инки, как и татары говорили, что они этого не строили, и всё это существовало ещё до них.

Далее казаки встретили ещё более древние остатки укреплений в 29 верстах от Тобольска , между реками Асланой и Белкиной. Там на тот момент сохранились валы по 3 сажени высотой, и рвы в 3 сажени глубиной (1 сажень = 1,78см). Впечатляющие размеры, надо сказать. Если только остатки вала были высотой 5 метров, то какими же они были изначально, с учётом крепостных стен! И их строили татары, которых «покорили» 840 бродяг? А как вообще недоукомплектованный полк, состоящий из, пусть и обученных и бесстрашных мужчин, смог покорить территорию площадью более 13 миллионов квадратных километров? Историкам самим не смешно?

В общем, даже авторам девятнадцатого века было вполне очевидно, что поход Ермака в Сибирь , это было никакое не покорение , несмотря на то, что повинуясь цензуре, они писали именно о военном покорении. Но при этом девяносто процентов текста содержит описание быта и нравов народов Сибири, географии, растительности, и что особенно примечательно, описанию множества древних курганов, городов и крепостей, о происхождении которых сами татары уже ничего не помнили.

Между тем, поражает тот факт, что казаки Ермака, по сути занимались археологическими изысканиями, а не завоеваниями . В «Вестнике» говорится об огромном количестве находок, сделанных на сибирских курганах казаками. В основном, это были изделия из… чугуна! Пластины с изображениями и письменами, фигурки, изображающие людей, зверей птиц, и т.п. Напомню, что в Европе чугун научились производить только в девятнадцатом веке. А вот ступицы скифских повозок уже были чугунными. Историки утверждают, что изобрели чугун китайцы в одиннадцатом веке. Однако экспедиция Ермака даёт основание для утверждения о том, что не в Китае начали плавить чугун, а в Катае. А Катай, это и есть Сибирь, которую «покорял» Ермак.

Кроме изделий из чугуна, казаки обнаружили множество изделий и из стали. Об оружии упоминаний я не встречал, в основном это был рабочий инструмент. Много серпов для жатвы, что свидетельствует о развитом сельском хозяйстве, ножи, топоры и заступы. О происхождении этих артефактов, местные татары говорили, что наверное, это делали те чуди, которые жили в этих местах до них. Здесь автор делает резонное предположение о том, что найденные артефакты принадлежат не одному периоду древности, а накапливались тысячелетиями.

Вот вам и «неисторическая земля» . Интересно, куда же все эти находки подевались? Ведь ничего подобного описанным предметам ни в одном из сибирских музеев при помощи доступных средств, крайне сложно.

Туран есть Гардарика

Многие ли задумывались о том, почему шахматная фигура, которая изображается в виде крепостной башни, и по какому-то недоразумению носит название «ладья», имеет второе непонятное наименование - «тура»?


А ведь вопрос не столь прост, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в некоторых диалектах туркской языковой группы, слово тура́ обозначает «башня, город». Теперь внимание! Многие сибиряки знают о «холме», который называется Кысым Тура, и что в переводе на русский это значит «Девичья башня» (почти как главная достопримечательность города Баку). Но благодаря «Вестнику Сибири», мы выясняем, что Кысым Тура, это руины древнего города, который назывался Девичий город.

Но и это не всё. Оказывается, что очень много сибирских городов, о которых теперь и воспоминаний не сохранилось, имели единую систему названий , в которой первым было имя собственное, а второе, - Тура, общее для всех. В точности как Ивангород, Новгород, Старгород, и т.д. И по сей день в Красноярском крае существует населённый пункт с названием Тура. Тура, это значит город. А Туран – страна городов, или иначе гардарика. И это название вполне уместно, судя по карте монаха Фра Мауро, на которой Сибирь изображена в виде фактически одного гигантского мегаполиса размером во всю Сибирь. Крайне занимательная картина открывается на странице «Тура» в «Викисловаре»:

Тура́ или Турус - осадная башня.

Тура - древнерусское название артиллерийских войск.

Тура (Туры) - древнерусское название корзины без дна, наполненной сыпучим материалом для защиты от супостата.

Тура́ - другое название шахматной фигуры «ладья»

Тура - вышка для строительных работ.

Козимо Тура - итальянский живописец.

Тура - мифический предок туранцев, упоминается в Авесте.

Ту́ра - бог в чувашской традиционной религии.

Тура - по-татарски - город, например: Кызым-тура - девичий город.

Реки:

Тура́ - река в Западной Сибири, приток Тобола.

Тура (приток Ингоды) - река в Забайкальском крае.

Тура (приток Чурбиги) - река в Томской области.

Тура (река, впадает в Кожозеро) - река в Архангельской области, впадает в Кожозеро.

Населённые пункты:

Тура - посёлок в Эвенкийском районе Красноярского края.

Тура - деревня в Красногорском районе Удмуртии.

Тура - деревня в Словакии, в районе Левице.

Тура - город во Франции, недалеко от которого река Шер впадает в Луару.

Верхняя Тура - город в Свердловской области.

Нижняя Тура - город в Свердловской области.

Скорее всего, в этот список следует ещё добавить, итальянский Турин, германскую Тюрингию, и другие европейские топонимы имеющим в названии корень «тур ».

Но есть и другое странное совпадение. Не забываем о том, что туром на Руси звали быка, и человеко-быка Велеса, который в Европейской традиции называется Юпитером, или Япетом, т.е. библейским Иафетом, который считается отцом всей белой расы человечества. А теперь посмотрим на герб города Турина:

По всему выходит, что правильнее говорить Ту́рин, а не Тури́н. Несомненно и древнее название Крыма ,- «Tavrus», имеет прямое отношение к Туру:

Сейчас это созвездие переименовали «случайно» в тельца, но ведь на самом деле, это бык, или тур. Так что же искала в Туране географическая экспедиция Ермака? А вот и ещё одна подсказка. «Вестник Сибири» о Колыванском озере:

«В мѣстъ, тѣхъ дѣлъ самомъ гдѣбъ не много были явственнѣе достопамятыхъ перемѣнъ, міръ нами ные какъ горъ з какіе бы оставы разсѣянные на - слѣды физическихъ претерпѣвалъ обитаемый. Такихъ нѣкогда Сіи гранит - преждебывшихъ великомъ пространствѣ, неясноли изображавши ужасное дѣйствіѣ стихій воды? Не представляетъ ли сіе - озеро водъ малой остаток древняго скопленія? Но мрамор добываемый въ здешней окрестности, наполненный раковинами, свойственными единственно только глубине моря».


Вот это уже очень серьёзно. В этом отрывке автор прямо задаётся вопросом, на который сам же и отвечает: - перед нами не что иное, как последствия глобальной катастрофы.


Так она выглядела в девятнадцатом веке, и очевидец, похоже, не сомневался в том, что она рукотворна. Для примера взгляните, как она выглядит сегодня:

Полагаю, нет нужды пояснять, насколько в действительности скоротечны геологические процессы. Совсем недавно это было руинами, а сегодня уже никто не сомневается в том, что перед нами скалы останцы, «причуды природы». В этой книге есть и ещё немало сюрпризов. Например, иллюстрация, на которой изображён отряд Ермака в Самоедии, т.е. на Новой Земле.

Скорее всего, Ермак там никогда не был, однако, вполне возможно, что нам в который раз уже, историки «забыли» рассказать нечто важное: Например, о том, что экспедиций Ермака, могло было две, или более. А как относиться к внешнему виду тунгусов?

Ошибка исключена, потому, что представители прочих северных народов, в книге изображены в полном соответствии с их подлинной внешностью . Кроме того, детализация элементов костюма, не оставляет шансов для предположения о том, что художник не знал, как тунгусы выглядят на самом деле. «С потолка» такие подробности взять невозможно, а значит тунгусы, как и юкагиры, и другие народы Сибири были представителями европеоидной расы.

Взглянув на Иркутск, так же невозможно не заподозрить наличие глубоких пробелов в наших представлениях о «неисторической» Сибири в недалёком прошлом:

Если бы не подпись к иллюстрации, можно было бы решить, что на ней изображён какой-нибудь европейский город. А вот и ещё одно материальное свидетельство неизвестной цивилизации, которая существовала прежде на территории Великой Тартарии:

Сегодня это очень популярное у туристов место, но не сохранилось ни одного свидетельства о менгирах, указанных на гравюре . Видно, что в девятнадцатом веке они уже были очень старые, и имели серьёзные повреждения. Сейчас от них не сохранилось ничего. Ну, если только мелкие камешки, на которые никто не обращает внимания. Там же, в Алатау, в ущелье реки Баскан, существовало ещё более внушительное сооружение:

Это даже руинами не назовёшь , и сегодня уже никто не помнит об их существовании в совсем недавнем прошлом. Куда всё подевалось? Почему во Франции сохранились сведения об этих руинах, а у нас нет? Но вернёмся к трудам Спасского. К его «Вестнику Сибири» был ещё издан «Альбом видов, чертежей зданий и древних надписей Сибири» (1818г.):

Аблайкет (Аблаинкит, монг. Аблайн хийд) - джунгарский укреплённый буддийский монастырь XVII века. Основан в 1654 году тайши Аблаем. В 1671 году в ходе междоусобной борьбы взят Галданом и обречён на запустение. Развалины монастыря находятся на территории Уланского района Восточно-Казахстанской области. Комплекс располагался в горах и в плане имел форму пятиугольника. По периметру был окружён стеной высотой до 2 м. Стены защищали два культовых сооружения, в которых в XVIII веке были обнаружены рукописи на монгольской языке, статуи будд и изображения бодхисаттв и дхармапал с нимбами.

Слава богу, хот эти руины дошли до наших дней , и не считаются природным образованием.

Мавзолей Ботагай (Бытыгай, Татагай), каз. Ботағай кесенесі - архитектурный памятник ХІ-ХІІ веков. Расположен на левом берегу реки Нура, Коргалжынский район, в 2 км к востоку, от села Коргалжын Акмолинской области, на территории одноименного городища. Средневековый портально-купольный мавзолей. В середине ХIХ в. мавзолей был в относительно хорошем состоянии, ныне он руинирован . Судя по чертежам и описаниям путешественников, мавзолей Ботагай является одним из выдающихся шедевров архитектурно-строительного искусства.

«Инвентаризация» сибирской Тартарии

Теперь самое время, для подведения промежуточных итогов . Анализируя все вышеперечисленные факты, а так же имея в виду множество сведений изложенных в предыдущих главах, можно констатировать наличие достаточного массива данных для озвучивания следующих выводов:

  • Ни о каком «покорении» Турана относительно небольшой провинцией, - Московией, не может и быть речи . Для этого не существовало ни политических, ни экономических возможностей. То, что в последствии было названо «завоеванием» Сибири , было обычным коммерческим предприятием. Таким же как «Ост-Индская компания», «Компания Гудзонова залива», или «Русско-Американская компания». Т.е. ещё в недалёком прошлом, границами и территориями ведали не государства, а корпорации. И корпорация, главными акционерами которой были Строгановы, послала в Сибирскую Тартарию собственную делегацию во главе с Ермаком.
  • Целью предприятия было не завоевание, а рекогносцировка и инвентаризация того, что уцелело на территории, названной впоследствии Сибирью.
  • Тот факт, что Великая Тартария существовала на картах, в том числе и русских, вплоть до 1828г. свидетельствует о том, что захват части северо-восточных земель Священной Римской империей, со столицей в Санкт-Петербурге , не стал концом для всей Тартарии. Московская Тартария была единственной легитимной организацией, законно претендующей на разорённые катастрофой земли, простирающиеся восточнее Урала.

А Петербург, хоть и стал сепаратной провинцией, но вынужден был считаться не только со своим сюзереном в Германии, но и с Московией . Напомню, что вплоть до самого конца существования потешной Российской Империи, все императоры «получали ярлык» в Успенском соборе Московского Кремля. Даже несмотря на то, что в истории Великой Тартарии, казалось бы была поставлена точка, которая вошла в историю под наименованием «Отечественной войны 1812г.».

Что же произошло на самом деле?

Что делали Петербургские генералы и русский флот в Америке, в то время, когда одновременно шли войны «С Наполеоном» в Европе и «За независимость» в Америке? Почему форма американских, русских и французских солдат была одинаковая? Почему в 1801 году с Лондонского Тауэра были сняты традиционные кресты, и водружены протестантские? Почему Флот Российской империи сменил «Юнон Джек» на знамя Андрея Первозванного? Почему британский флаг Кромвеля, напротив, заменили на «Юнион Джек»?

Почему в русском флоте сплошь служили англичане и голландцы, в кавалерии, артиллерии и инфантерии – пруссаки, а русское дворянство говорило на французском языке? Почему памятник русский адмирал Нельсон стал национальным героем Британии, а памятник ему поставлен за счёт российской казны? Ну и главный вопрос: - Почему земли Русской Америки, Гавайских островов, Малайзии, и Кикладский архипелаг в Эгейском море были отторгнуты у Российской империи? Вот какой запутанный клубок, нам предстоит размотать.

Война миров 1812. Часть 1

Война миров 1812. Часть 2

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…

Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем ” (1891-1895) – Василий Суриков

История покорения Сибири Ермаком начинается в 1552 г., когда русское войско завоевало Казанское ханство. После этого непосредственным соседом России на востоке стало ханство Сибирское. В 1555 г. его правитель хан Едигер (Эдигар) получил согласие на подданство Ивану IV Грозному. В царскую казну стал поступать умеренный пушной налог – ясак. Он составлял одну соболиную и одну беличью шкурку в год с человека.

Именно этот ясак и стал тем самым магнитом, который тянул к себе людей. Сибирь издавна славилась пушными богатствами, а меха в те времена очень ценились не только за красоту. Потому неудивительно, что этот край был излюбленным местом русских купцов, которые совершали чрезвычайно выгодную торговлю с местным населением, нередко обманывая его.

Однако Сибирское ханство подчинялось требованиям Ивана Грозного недолго: вскоре в Сибири произошел переворот, и ханом стал потомок Чингисхана Кучум. Поначалу он продолжал считать себя вассалом царя, но затем перестал присылать ясак, сам обложил данью племена, ранее подчинявшиеся Ивану Грозному, и даже осмелился нападать на уральские поселения русских купцов.

Снаряжение похода Ермака: купцы Строгановы

Среди тех выделялись богачи Строгановы, которым правительство разрешило строить крепости и содержать на Урале стрелецкие войска, вооруженные пищалями. Несмотря на то, что войска эти представляли значительную силу, они не могли препятствовать постоянным набегам отрядов сибирских князей. Тогда Строгановы решили нанять людей действительно искусных в ратном деле, которые могли бы не только оборонять границу, но и предпринять поход в Сибирь для захвата новых территорий. Причем второй пункт был едва ли не важнее первого. Хитрые купцы, всюду искавшие выгоду, помышляли одним ударом убить двух зайцев: и отвести опасность от своих стен, и заполучить новые земли, способные принести немалый доход.

Казаки подходили на роль таких людей идеально. Будучи прекрасными воинами, они были готовы ради денег на все. Поход «за Камень», как в те времена называли Урал, сулил огромную прибыль, и отказываться не имело смысла. Кроме того, в это время один большой казачий отряд находился в царской опале за набег на ногайцев, что царь строжайше запретил.

Иван Грозный вызвал отряд из волжских степей, чтобы направить его в самое пекло бушующей Ливонской войны.

Когда главный атаман отряда Ермак Тимофеевич узнал о плане царя, то сразу откликнулся на предложение Строгановых – во многом из-за заботы о своих казаках. Иван Грозный собирался не просто отправить их на войну, а выставить в авангарде, что означало неминуемую смерть. Несогласные с решением царя, казаки решили бежать на волжские степи. Но на Волге они были в досягаемости царской власти, тогда как за Камнем никто не смог бы достать их, кроме хана Кучума.

Начало покорения Сибири Ермаком

Ермак Тимофеевич

Покорение Сибири Ермаком началось 1 сентября 1581 г., когда экспедиция, снаряженная Строгановыми, отправилась в путь. Осенью 1582 г. после упорного штурма, во время которого блестяще проявилась вся военная хитрость казаков, небольшому войску Ермака удалось взять главное укрепление хана Кучума – Кашлык на реке Тобол. Войско Кучума было смято и отброшено. Подвластные хану племена хантов и манси присягнули на верность русскому царю, и Ермак снарядил посольство, во главе с атаманом Иваном Кольцо , которое доставило присягу царю.

Учитывая чрезвычайно сложную обстановку, сложившуюся на фронтах Ливонской войны, Иван Грозный был рад, что отряд казаков, которых он собирался казнить, преподнес ему в подарок целое ханство. Правда, покорение Сибири как таковое еще не состоялось, и с Кучумом не удалось разделаться окончательно, однако, учитывая, что он был стал и сильно «болел глазами», а также то, что малочисленный казачий отряд не шел ни в какое сравнение со стрелецким войком, которое могло быть отправлено ему в подмогу, Иван Грозный располагал поводами для оптимизма.

После этого стрелецкий отряд под командованием князя Болховского численностью 300 воинов был направлен царем в помощь казакам, которых неприятель осадил в бывшей ставке Кучума крепости Кашлык . Увы, ничего хорошего это не принесло. Стрельцы, заехавшие к Строгановым по пути в Кашлык, не получили нужного количества провизии, так как купцы полагали, что у казаков в занятом городе еды достаточно. Но имеющейся у Ермака провизии едва хватило бы на то, чтобы прокормить казаков, а прибытие трехсот лишних ртов привело к тому, что в Кашлыке начался голод, чем умело воспользовались его осаждающие.

Только наступление весны и ледохода положило конец осаде. Теперь казаки могли покинуть крепость на своих стругах. Так они и поступили, разбив отряд осаждавшего их князя Карачи. Карача знаменит тем, что ему удалось обманом заманить к себе атамана Ивана Кольцо и расправиться с ним и его казаками.

Смерть Ермака

Покорение Сибири Ермаком – Ермак в последнем бою

После разгрома отряда Карачи, покорение Сибири Ермаком вошло в завершающую стадию. Кучум стал действовать хитро. Он послал к крепости двух всадников, представившихся бухарскими купцами. Они сообщили Ермаку, что хотят торговать с Россией, и что Кучум этому препятствует и держит купеческий караван в плену.

Атаман решил освободить «пленников» и отправился им на выручку на одной из струг. Хан снарядил отряд, который неотступно следил за продвижением казаков по реке. В ночь, когда Ермак был вынужден пристать к берегу на ночлег, на его отряд напало войско Кучума. Практически все казаки были перебиты, погиб и сам Ермак. Любопытно то, что атаман до конца прикрывал отступление своих солдат и умер из-за того, что, бросаясь в уходящий струг, промахнулся и утонул – два драгоценных и тяжелых панциря, царский подарок, не оставили Ермаку ни малейшего шанса. Это случилось 5 августа 1585 г.

Но, несмотря на это, покорение Сибири Ермаком фактически состоялось. Дни ханства были сочтены: в Сибирь по приказу царя двинулись военные подкрепления. Кучум потерпел окончательное поражение , после чего бежал, сначала в Барабинские степи, затем к Иртышу, и, наконец, к ногайцам, которые его и казнили. В историю вошел знаменитый факт: во время своих скитаний по степям Кучум как-то раз попросил царя Федора Ивановича вернуть ему один из вьюков бухарских купцов, на котором те везли специальное зелье для больных ханских глаз.

После этого на Сибирской земле стали возникать русские города, первым из которых была Тюмень. Покорение Сибири Ермаком открыло новую страницу в истории России.

Данил Рудой – 2003 г.