История даргинцев с древнейших времен. Расул Магомедов. О происхождении самоназвания даргинцев - История и география - Мой Дагестан - Путь дарго. Происхождение и история даргинцев

Я живу в старом русском городе Вологда. В нашем классе учатся русские ребята. У нас в классе есть: Светлана, Марина, Кристина, Александр, Василий, Алексей. Это красивые русские имена. А моё полное имя звучит так: Магамед-Мустафа. Мои одноклассники заинтересовались, а почему у меня такое необычное имя. И я с гордостью ответил им: «Я – даргинец!»

«Кто такие даргинцы?»- этот вопрос задали мне мои одноклассники.

Даргинцы – это народность в Дагестане. Даргинцы живут в горах Кавказа. Горные селения даргинцев в основном скученные, террасообразные, в предгорье расселение более свободное, дома имеют большие дворы. Мужская традиционная одежда - рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы-накидки, кожаная и войлочная обувь; женская одежда - платье-рубаха, широкие или узкие штаны, в ряде селений платье типа архалука, различные шубы и кожаная обувь; головной убор - чухта (имел локальные варианты) и покрывало, богато отделанные серебряными украшениями и вышивками.

Конечно, сейчас такую одежду надевают только по специальным случаям, на праздники. Традиционная пища - мучная и мясо-молочная, а также овощи, фрукты, зелень, ягоды.

Даргинцы хранят традиции и обычаи своих предков. Вот некоторые из них:

1. Традиционно детям давались и даются имена умерших родственников: родителей, братьев, сестер.

2. Традиция нарекать именем пророков, святых, наиболее чтимых предков, особенно родителей, сестер, братьев, уважаемых людей, друзей семьи выражается в пожеланиях: «Расти джигит! Будь похожим на того, чьим именем тебя нарекли!», «Пусть твое имя будет свято!», «Пусть это имя прославится на века!».

3. Если человек совершает какой-то поступок, заслуживающий с точки зрения дагестанской этики поощрения или наказания, то это ставят в заслугу или в вину не только ему, но и относят также и на счет всех его ближайших родственников. Поэтому человек старается не ударить лицом в грязь, не осрамить своих родственников, не совершить ничего такого, что заставило бы последних по его вине, как выражаются даргинцы, «опустить голову», «почернеть лицом».

4. Ценностное отношение к дому, семье зафиксировано в пожеланиях «Дом твой да будет полон пшеницей и тобой», «Чтоб всегда в доме было изобилие», «Пусть дом будет полон, поля расцветут, будет достаток!», «Благословение да достанется твоему дому!», «Чтобы дом твой здравствовал!».

5. В доме, где останавливается гость, должен царить покой и порядок. Лучшая постель, лучшая пища, лучшее место за столом - для гостя.

6. Любовь, уважение, внимание к старости слышится в благопожеланиях: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии!», «Да исполнятся желания вашей души!», «Счастливой тебе старости!», «Дай аллах тебе для нас жить даст!».

7. Мальчики воспитываются как будущие хозяева, главы семьи. Большое значение придают физическому развитию ребят, которые с детства занимаются спортом, упражняясь в силе и мужестве.

Традиции даргинцев живут и в нашей семье.

2. Моя малая Родина

Моя Родина, там, где я родился, где родились мои родители и родители моих родителей. Это село Верхние Убеки в далёком Дагестане. Летом мы всей семьёй уезжаем на Родину. Я очень люблю своё село. Вот, что мне рассказала мама об истории селения Убеки: «Когда - то земли нашего селения были совсем пусты. И вот приехал туда один мужчина, звали его Убек. Так ему понравилась красота гор и реки, что он решил остаться там жить. В честь него и носит имя наше село».

Я тоже люблю наши горы, чистый воздух, ласковое Каспийское море.

Летом мы с братом купаемся в море, загораем на тёплом песке, собираем ракушки, бегаем в горы, знаем там каждый камушек. А в августе лакомимся первым виноградом, его гроздья свисают прямо над головой.

3. Даргинская семья.

«Моя семья – моя гордость» - это может сказать каждый даргинец. Моя семья дружная и крепкая. Моего отца зовут Хайдарбек Чанкаевич Магамедов, а маму - Амурилова Амилат Абдулаевна. У меня есть брат Чанка. По традиции нашего народа он носит имя нашего деда Чанки Магамедова. Дед был чабаном, у него было своё стадо из овец и коз. Дед каждый день выводил их на луга. К сожалению, я не успел познакомиться с дедом, он не дожил до моего рождения.

Другого деда звали Абдулла Амурилов. Он был учителем в нашем селе. Дома у дедушки было много овец, коз и лошадей. Дед Абдулла был хорошим наездником. Он часто принимал участие в скачках и занимал первые места. Деда уважали и любили не только в нашем селе, но и в других сёлах. Абдулла Амурилов слыл человеком щедрым. Мог подарить овцу совсем чужим людям. А ещё дед Абдулла любил петь. На свадьбах он брал гармошку и пел песни на разных языках. Легко танцевал традиционный «цудахарский» танец и, конечно, лезгинку.

Бабушки Умаган Гаджиевна и Патимат Кунниевна живы и здоровы. Я их очень люблю. Летом я, как настоящий мужчина, всегда помогаю им по хозяйству: воду набираю, огород поливаю, собираю урожай.

Наши родители стараются растить нас с братом в традициях нашего народа. Нам с братом дали имена наших родственников. Я занимаюсь дзю-до, ведь настоящий даргинец должен уметь постоять за себя и за свою семью.

И я, и Чанка стараемся учиться хорошо и получать только 4 и 5, чтобы родителям было не стыдно за нас, чтобы они не «опустили голову» и не «почернели лицом». У нас с братом есть свои обязанности по дому, и мы никогда не отлыниваем от них, выполняем любое поручение родителей. Слово отца для нас закон, мы слушаемся не потому что боимся папу, а пото- му что уважаем его, так принято в нашем роду. Конечно, мы с братом ещё дети, но многие традиции и обычаи мы уже переняли от наших родителей.

Весной на празднике «Масленница» в нашем классе мы с братом танцевали зажигательную лезгинку. Наши одноклассники и родители аплодировали нам. Мы с братом научились танцевать в родном селе. Когда в селе проходят свадьбы, то на них танцуют все от старцев до совсем маленьких ребят.

На свадьбах в даргинских сёлах соблюдаются почти все старые обычаи и традиции. Я видел и запомнил такой обычай: на второй день свадьбы все мужчины заходят в комнату, где сидит невеста и бросают деньги у кого, сколько есть, а невеста угощает их орехами и конфетами. В третий день свадьбы невеста угощает всех друзей жениха блюдом «Хинкал», которое приготовила сама.

Старинный обычай, который соблюдается и в наши дни: когда в семье рождается мальчик, то отец режет барана и собирает всех родственников и друзей.

Даргинцы - верующий народ, мы – мусульмане. В даргинской семье строго соблюдаются мусульманские правила. Наш папа помогает нам с братом изучать Коран. Мы стараемся соблюдать все мусульманские праздники. В эти дни читают Коран и молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.

Многие традиции даргинцев живут в нашей семье. Ведь пока мы помним обычаи наших предков, они живут рядом с нами. Даже сейчас, когда наша семья далеко от родных мест, мы соблюдаем традиции нашего народа.

В своей работе я рассказал о том, что такое даргинская семья. В заключении я хочу сказать, что, даже находясь далеко от своей Родины мы, Чанкаевы, храним и соблюдаем обычаи и традиции своих предков.

Э.Дейнекин
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ДАГЕСТАНА
Раздел 1. (согласно набора иллюстраций)
Классическая историческая наука России публикует о Дагестане столь же тенденциозные труды, как и для других окраин Империи – неглубоко, округлённо в части естественного национального исследования, «забывая» о мощных пластах древнейшей истории,…Но интернет, как многогранный научный портал, уже стал добавлять значительные поправки, опирающиеся на более правдивую этнологию, подающие некоторые факты из ДНК-генеалогии Кавказского региона, сообщающие о длинном ряде политических образований на Восточном Кавказе, каковые ранее не освещались.
Данная работа собирает все новации по истории региона, какие автору удалось получить в интернет-пространстве, при самом мощном освоении генеалогических данных.
Ниже будет сразу подана таблица распределения гаплогрупп по основным этносам Дагестана, которую удалось заполнить по материалам немногочисленных исследователей ДНК-генеалогии народов Дагестана: Wells 2001, Nasidze2004, Yunusbaev 2006, Caciagli 2009,Balanovsky 2011. Данные этих исследователей во многих местах значительно отличаются друг от друга в виду причин, о которых можно только догадываться: неравномерные выборки тестируемых людей, разный уровень самой ДНК-генеалогии (между 2003г и 2011г), разная глубина проникновения исследователя в генетическую архитектуру,…
Последний фактор для данной статьи имеет первостепенное значение, ибо Кавказский регион оказался самым богатым в мире по сохранённым древнейшим гаплогруппам и их субкладам; он стал уникальной композицией таких исчезающих генофондов, в которой даже миниатюрные (по численности людей-носителей) имеют важное значение для этнологии, культурологии региона.

Таблица 1-Д РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГАПЛОГРУПП и субкладов.

КРАТКИЙ РАЗБОР ТАБЛИЦЫ
1. Данные по численности взяты из официальных результатом переписи населения РФ в 2010г
1.1. Собственно аборигенных народов оказалось 10. Из низ только 7 имеют значительную численность, они представлены каждый сомостоятельно. Три этноса:агулы, ратульцы,цахуры мене, чем с 1% численности представлены в сумме как «прочие аборигены».
1.2. Мигрантов в Дагестане представляют 15 этносов, имеющих свои метрополии за пределами Республики Дагестан. Географию расселения представляет Wikipedia.
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
1.3. СОБСТВЕННО ДАГЕСТАН как сугубо горная страна представлен на 2/3 современной территории республики, то есть северная часть с номерами 1,11,13 в историко-генетическом плане отходит в иной субрегион Восточного Кавказа.

2. О данных по генеалогии сказано выше. Заметно, что суммы процентов ни по строкам, ни по столбцам не равны 100%. Это получается при попытке а.д.р отобразить данные разных авторов.
(Даже у каждого из них нет арифметического баланса). Это говорит не о забвении математической точности, а о значительных сложностях достижения итогов по ДНК-генеалогии. Из этого абзаца следует сделать вывод о статистических погрешностях данных и выводов, из них следующих. Однако эти погрешности не могут быть столь значительными, чтобы перевести все рассуждения в недоказанные. Просто, как обычно в науке бывает, следующие исследователи (как специфические по генетике, так и обобщённые по этнологии и культурологи) выйдут на уровень большей достоверности (большей вероятности) утверждений.

ПЕРВЫЕ ЗАСЕЛЕНИЯ ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА
НЕАНДЕРТАЛОИДЫ.
Изучая историю человечества не следует забывать, что она по генетическим следам отсчитывается от -160 килолетия, когда в (мужской) гаплоидной Y-хромосоме неандертальца произошли мутации под знаком;, и от этого первого мутанта нынешнее человечество. Такому природному «Адаму» большинство специалистов ДНК-генеалогии местом рождения отводят «тёплую жаркую Африку». С этим не согласился Лев Гумилёв, когда написал «человечество создали ледники», которые стимулируют мутогенез.
Неадерталоиды (то есть предчеловеки, сходные с неандертальцем в принципе) жили на Земле с -900 килолетий, и ко времени появления генетического « Адама» распространились по всему Свету равномерно, том числе – и мутант;. В разных ледниковых регионах (если в Африке, то на самом юге, куда добирался Антарктический ледник) происходили от него мутации в сторону «человечества», но к -60 килолетию остались только 6 базовых гаплогрупп: А,B-негроидные; C-австралидная,D-дзёмоидная,E-хамитическая; F-европоидная.
Немутирующий неандертал проживал рядом с человеческими племенами до -15…-10 килолетий. В последние времена Человек оттеснил неандертала в горы всей планеты. Доказано, что происходило смешение их в браках, и предчеловек становился Человеком не только путём мутаций, но и культурологическим путём.
АРХАНТРОПЫ F НА КАВКАЗЕ (после -40 килолетия)
Впрочем, логика и сила НОВОЙ ЖИЗНИ посредством генетической конкуренции заставила генотип неандерталоида исчезнуть с лица Земли, как исчезли и первые человеческие гаплогруппы;, А,B,C,D,F. В настоящее время тестами на ДНК-конструкции выявлены только люди F* -самой ныне старой гаплогруппы(дочерней для F), ей 50 тыс.лет. Люди этой и других древнейших гапло К*, P*, R* ; живут среди нас, ничем не отличаются, но таких людей единицы. (Знак * означает пара-группу, собранную из малочисленных мутационных конструкций Y-хромосомы(мужчин); конструкции более массовые (от тысяч до миллионов особей) составляют «настоящие» гаплогруппы, напр. K,P,R,…
Неандерталоид смешивал свою наследственность не в части мужской гаплоидной хромосомы, а в части женской и внеполовой наследственности. Такое происходило на Кавказе во времена, отдалённые от нас не столь уж далеко: 20…15 тыс.лет. В этом смысле на Кавказе сильно закрепилась базовая гапло F, урождённая в Гиперборее примерно 55 тысяч лет назад (-55 Кл). Люди F, F1,F2,F3,F4 разбрелись по всему Северному полушарию планеты, они – бореалы, значит выбирали нежаркие страны, либо горные области. На Кавказе ныне генетики представляют нам непосредственные «дочерние» гаплогруппы от F (в обоих случаях авторы-генетики Wells (2001г.,Nasidze 2003г.) (смотреть табл..№1, а также …………….):
F*- парагруппа, стостоящая из малочисленных(по мужчинам-носителям) мутаций от гапло F;
F- все «дочерние» от F, за исключением G,I,I2,K).

Граф 1.Главный генетический «ствол» г.группы F.

КАВКАЗОИДЫ G КАК АВТОХТОНЫ КАВКАЗА
Помимо мутаций F* мужчины F произвели в виду Кавказского ледника в -18 килолетии также путём мутации М201 одного из них произвели немелкую, а очень даже плодовитую гаплогруппу G – это главные автохтоны Кавказа, и их антропологи именуют «кавказоидами». (Имются и другие автохтоны Кавказа: J1,J2,R1b1a, но они столь отображают данный регион человечества, как уникальные люди G. Их уникальность в том, что «папа» F,урождённый в -55 килолетии, зародил «сына» G в -18 килолетии, то есть в возрасте 37 тысяч лет! Это запоздалое «рождение» отражает то, что «папа», как очень древняя гаплогруппа, чрезвычайно близок по антропологии к неандерталу. Кроме этого и «мама», то есть генотип кавказских женщин был 20 тысяч лет назад был непосредственно связан с местным неандерталоидом. «Ребёнок» кавказоид G получился по антропологии чрезвычайно схож с предчеловеком: высокая волнистая обволосенность, мощность фигуры, больший, чем у кроманьона, объём мозга, в чертах лица – глубокие и крупные глазницы, невысокий приплюснутый нос, массивная нижняя челюсть.
Люди G ныне составляют большинство на Западном Кавказе: часть грузин, адыги, абхазы, дигорцы, ардонцы.
… судьба людей G* - первородных кавказоидов. Современные носители:
Табл.1.5.
Дигорцы - 74%
Ардонцы - 21%
Абхазы - 24%
Авары - 5%
Адыги - 1,4%
Даргинцы - 1% Большая родина гапло G – Северный кавказ. Там, где сохранилась более всегопарагруппа G*(то есть сборная всех малочисленных субкладов), - там должна быть малая родина. Таб.1.5 показывает, что это территория дигорско-ардонского района нынешней Осетии.
Ранее это – территория карачаевцев.

3. Исследуется судьба людей G1+G2. Эта кавказоидная гаплогруппа выявлена:
Таб.1.6.
Абазины - 30%
Абхазы - 46%
Адыги - 50%
Балкарцы 29%
Карачаи - 30%
Даргинцы 3%
Сев.осетины - 65%
Казаки терские 51%
Авары - 9%
Ингуши 3%
Лезгины - 8%
Чечены 5% Ясно видно, что кавказоиды сохранились на Западном Кавказе. На во-стоке от Сев.Осетии аборигены Кавказа выселены на 90%.
Карачае-балкарская семья имеет в себе умеренное количество кавказоидов; основной массив этой семьи – асы-аланы гаплогрупп R1a и R1b.
Терские казаки – на удивление всему научному миру – оказались кавказоидами со стажем не менее 15 тысяч лет

Общая судьба кавказоидов - быть связанными с великими горными системами: кроме собственно Кавказа, они заселили Альпы, Балкано-Карпатские горы, Памир и Копетдаг, Иранское и Армянское нагорья.
Таблицы 1.5 и 1.6 из [Дейн.Этногенетика Кавказа], а также табл.№1 показывает, что для Восточного Кавказа собственно кавказоиды нехарактерны. Расовый тип этносов Дагестана антропологи именуют «кавкасионы», а это значит: не совсем кавказские. Действительно, почти все дагестанцы крупнее своих западных соседей, они имеют большое число светловолосых(рыжих), носят большие носы. Здесь мы отмечаем устоявшийся миф о крупных кавказских носах: истинные кавказоиды крупных носов не должны иметь! А те супер-носы, какие мы видим у армян и др.нынешних жителей Кавказа, принесены сюда с Урало-Сибирского региона.

АВСТРАЛОИДЫ С НА КАВКАЗЕ!?
Археологи полагают, что наиболее ранними поселенцами этого региона были автралоиды барадостской археологической культуры (барадосцы), и произошло это в оттепель (интерстадиал) Великого оледенения 30 килолетий до.н.э.. Классика считает австралоидов абсолютно южной расой, исходившей в северные страны, в том числе на Кавказ, из экваториальной Азии. В этих представлениях много наивности, и когда к 21-му веку был обработан генотипический материал, то истинное передвижение австралоидов гапло С(С1-С6) определили, наоборот, с северных областей (Аляски, Чукотки) в сторону южную. До Кавказа 40…30 килолет назад люди гаплогруппы С3 мимо горных хребтов от Саян до Главного Кавказского. В табл.№1 генетический след австралоидов мы видим у табасаранов и ногаев, причём довольно внушительный:7% и 20%. Разница у этих этносов в том, что у первых – это след барадосцев, а вот ногаи сами принесли гапло С3 из Саяно-Алтая уже в историческое время.
И у тех и у других ничего от архаической барадосской культуры, естественно, не осталось, но обязательно должна просматриваться антропология этой расы: тёмная пигментация кожи, коренастая фигура, характерный нос «картошкой», лёгкая раскосость глаз. Современному россиянину легко понять эту антропологию, вспоминая облик Сергея Шойгу – знаменитого шефа МЧС России.
В этой связи представляется логичным рассмотреть спектр народов Дагестана не от самых крупных, а от того, в котором каждый 14-й мужчина есть носитель генотипа С/С3 с возрастом более 60 тысяч лет.
ТАБАСАРАНЫ:
48%:J1 +2,3%:J2 + 2,3%:R1a + 39,5%:R1b + 7,0%:С (Yunusbaev2006)

Кроме столь древнейших 7% австралоидов у табасаранцев другие гапло относительно молоды – от 20 до 16 тысяч лет.
J1 – почти половина табасаранцев кроманьоно-кавказоиды местного «разлива».
R1b – высокий процент тормэнов, правда автор Yunusbaev не показывает – то ли это гапло R1b1a фриго/хаев, то ли R1b1b тюрков. Думается, что последнее. В таком случае без наследственности от готов=хутов=гутиев у табасаранцев не обошлось.
В -3…-1 килолетиях юго-западная ветвь супер-этноса саков именовалась гутии (массагеты – по грческим историкам).Дружное мнение этногенетиков, что они – тормены, то есть носители гапло R1b1b, порождённой при Памирских ледниках в -16 килолетии. Здесь, в Западном Туране и протекала жизнь массагетов, которые тесно соединились с саками R1a; их культурологический симбиоз базировался на взаимодополнительности национальных характеров
Из [Дейн.Урал-Анатолия-1]: Гутии безвариантно превращаются через килолетие в МАСГУТОВ, затем частично - в ГОТОВ. Они разрушили монархическую власть в Аккадо-Шумере; возможно это было задание правящей элиты уральского Иделя, как о том повествует Джагфар Тарихы:
<Царь Иделя>Биш (3 тысячелетие до н.э.). При нем из Иделя ушло много булгар из племени бильсага или бишатар. Одна часть ушедших поселилась в Кара-Саклане, другая - в Мекене, где построила город Бильсага, третья - на Кавказе, где соседи стали называть ее "хуты" или "утиги"...Хуты образовали большое царство, которое на время подчинило почти весь Самар - кроме Мамиля.» [Гази Барадж Тарихы,т.3]. Нет сомнений, что «хуты» есть «гутии». Их власть в Шумере была не более столетия, она пыталась возвратить «казачью вольницу», местное самоуправление общин, но ЗАРАЗА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ЗАХВАТИЛА СУВАР прочно и надолго. Зато в хурритской (имэнской) стороне гутии-хуты осуществляли свою культурную антицивилизаторскую миссию намного дольше.
Гутии 90 лет удерживали сакскую демократическую власть, но были всё-таки потеснены дравидо-хамитическими силами, сдвинулись к западу и к северу, На Кавказ. Здесь их знают как кутиев либо готов (попозже); большую роль кутиев в формировании государств Восточного Кавказа (Албании и др.) отмечают все исследователи этого региона. При этом, однако, не отмечают разнородность гутиев R1b1b от других основателей Албании и Дагистана – от алародиев, нахов и хурритов (J+J1+J2).
Среди нынешних этносов Дагестана табасаранцы значительно превышают всех по проценту торменского гапло R1b (40%) (у лезгин и кумыков вдвое меньше), что позволяет их отнести к главным наследникам хутов=кутиев(готов) в Дагистане.
ЛИНГВИСТИКА. Табасаран(ц)ы – этноним внешний для народа. Не есть самоназвание. Более того, по П.К. Услару, «Табасаран» название не Кавказское. Сложность для лингвистов в том, что у этой популяции дагестанцев, при небольшой численности в 135 тыс.чел. много самоназваний для суб-популяций (народностей, племён), но нет ни одного общего. Мы остановимся на однои наиболее распространённом гъумгъум. Лингвист П.К.Услар считает необъяснимым.«Внимание невольно обращается на формы гъуннар игъуннуан, - пишет П.К. Услар, - гъум и гъун так близки друг к другу, что нельзя не предположить, что название гъумгъум есть гъунгъун, удвоение названия гъун,что прямо напоминает исторических гуннов.» О наличии гуннов в Восточном Кавказе ещё в 5 веке сообщают армянские летописцы. Конечно, Великая Гунния захватывала и Кавказ, но значительно позже. В табасаранах мы видим, быть может, не гуннов, а хунну – сакское крупное племя, ушедшее из Индии (Синдии) в нынешний Китай. Гунны появились там, на Востоке, во «взрывоопасной» смели саков-хунну и хонов-угров, а угры(онгры) Забайкалья имели симбиотическую гаплогруппу Q & C (обе – американские). Выше мы отмечали наличие гапло С у табасаранцев; нынешние 7% 3-4 тысячелетия назад реально могли быть 20% и более.
Соседние народы ещё именуют табасаранцев ухалар, шилан, кабган,…
Табасаранский язык занесён в Книгу рекордов Гиннесса как один из самых сложных языков мира.
Самый малочисленный этнос Дагестана дал истории и современности огромное количество научных и культурных деятелей. Россиянам достаточно узнать, что к этому народу по отцу относится Елена Исимбаева, мэр олимпийской столицы Сочи; все, кто помнит лицо этой девушки, может составить правильное мнение о грациальности табасаранцев в целом. Недаром в генофонде этого народа гапло G кавказоидов занимает ноль процентов.

КРОМАНОИДЫ ДАГЕСТАНА
Генетическая платформа европоидов F кроме малочисленных F*,F1,F2,F3, F4, создала три крупные «сыновние» гаплогруппы:
-Кавказоиды G(-18 Кл), (выше уже представленные;
-Дравидоиды H (-45 Кл): проживали с хамитами в Антильской цивилизации; после гибели Атлантиды перекочевали из Африки(Египет) в Аравию(Элам) и в Индию(Хараппа).
- Кроманоиды IJK (-40 Кл).
Мужчины с этой конструкцией гаплоидной хромосомы ныне не живут; эта группа дала мощный триумвират белого человека:
K (от -36 килолетия) – УРАЛОИДЫ; зарождены в центре Урала при ледниковом языке.
I (от -30 килолетия) – КРОМАНЬОНЦЫ; зарождены на севере Руси при Скандинавских ледниках.
J (от -26 килолетия) – ИМЭНЦЫ; зарождены на севере Волго-Урала.
Табл.№1 показывает, что Дагестан (горная страна) последовательно приютила все эти ветви кроманоидов, причём поныне здесь живут прямые «дети» этих древнейших гаплогрупп: I*, J* , K*. Таков наш Кавказ, обитель долгожительства (в данном случае – долгожительство генотипов).

КАВКАЗСКИЕ КРОМАНЬОНЦЫ
В классической археологии (далее: классика) считается, что «10000 г.днэ – состав населения Кавказа мало изменился, там в основном проживали австралоидные племена зарзийской археологической культуры, которые не сильно отличались от проживавших там барадосцев,… Впрочем, классика несправедлива относительно неандертала, постоянно о нём забывая. Следующая цитата для а.д.р является существенной антитезой для классики:
«Тщательно изучивший вопрос периодизации археологи¬ческих культур, доктор географических наук П.М. Долуханов утверждает, что «для Леванта почти не имеется датировок верхнепалеолитических культур» (то есть культур неоантро¬пов)… это были неандертальцы, которые достигли такой техники изготовления орудий, которой достигли аналогичные неан¬дертальцы пещеры Ориньяк (Франция)…
Появление на Среднем Востоке микролитической индустрии Зарзи датировано:
слой В пещеры Шанидар (нижний Зарзи) - 10000±400 л. до н.э. (W-179);
верхний Зарзи - 8600±300 л. до н.э. (W-667) .
Культура зарзи предшествовала раннеземледельческим культурам в этом районе».

Следующая версия тоже является невероятной: «… но по видимому эти племена немного изменились от воздействия проникающих туда племен ориньякской и гагаринской археологической культуры.»

СПРАВКА. В Южной России неоантропы сформировали гагаринскую культуру – стоянка Гагарино, расположенная на левом берегу реки Дон, ниже города Липецк (найдено овальное жилище размером 5,5;4,5 м) [Замятнин С.Н., 1935]. Гагаринская культура неоантропов существовала одновременно с культурой граветт западноевропейских неандертальцев.
Можно с этим согласиться, если понимать под Кавказом Главный хребет и его северные отроги, включая совр. Дагестан. В килолетиях -25…-15 здесь была слабообитаемая тундра.
Из [Дейн.Этногенетика Кавказа]Карта 2-Д. Максимальные площади оледенений

Карта 3-Д. Затопления (трансгрессии) в периоды интерстадиалов

Проникновение людей Севера, из современной Руси, которые сами проживали на островах Великого русского океана, было очень проблематичным – и для них самих и для нашего понимания. Однако наличие на Главном Кавказе северных гаплогрупп I*, I2a*, возрасты которых 35…20 килолет, показывает на очень ранний прорыв восточных кроманьонцев в горные и предгорные районы Кавказа.
Гаплогруппа среднего кроманьонца I создала две крупные ветви I1, I2 и обе – в Центральной Европе вблизи Альпийского ледника. Их «сестра-золушка» парагруппа I* локазизована преимущественно на Кавказе, то есть равновероятно происхождение отдельных малочисленных (по людям) субкладов как вблизи Восточно-европейского, так и Кавказского ледников, то есть люди I* могут быть «кавказоидами», но уже не с неандертальскими, а грациальными кроманьонскими антропологическими признаками. Недаром часть расологов заявляет о происхождении Белого человека именно с Кавказа. Это очень спорно, но понимаемо из-за нынешних генетических раритетов в этой горной стране.

Классика: «9000 г.днэ – начинается проникновение на Северный Кавказ племен сероглазовской культуры (это южная ветвь гагаринской культуры), они несли в себе все более заметные европеоидные черты. Но преобладающим населением, особенно в Центре и Южном Кавказе, оставались племена зарзийской культуры.» Отнесение «зарзийцев» к австралоидам может быть ложным, поскольку данный регион двуречья Тигра и Евфрата (его верховья) в пик ледникового пришествия на Урал активно осваивали уралоиды гапло К и К*. Наличие К* в табл.№1 доказывает это. Проникновение урало-синдийцев в Закавказье было более лёгким, чем со стороны Руси (Под Русью мы должны понимать всего лишь территорию Восточной Европы, но не национальность «русь», ибо таковой тогда ещё не было).
Поток кроманьонцев шёл также через Балканы и Анатолию в сторону Двуречья и Леванта(Палестины) – до Египта. Здесь -10 килолетия появляются колонии европоидов (I+I2+I2a) Натуф, Ярихо, Библ,… Однако это поток не кавказо-кроманоидов I*, которые останавливались севернее Главного Кавказского хребта.

НАРОДЫ ДАГЕСТАНА, БОГАТЫЕ НА ГАПЛО I*
ДАРГИНЦЫ
Один из пяти генетиков-исследователей Дагестана «дал» даргинцам 58% кроманьонской гапло. Другие такую же высокую частоту «отдают» кавказо-имэнской гапло J1*. Как поступить нам, пользователям научной информации: отдать предпочтение 80% вероятности, или 20%? История науки показывает, что «один в поле воин» может дать больше правды, чем несколько…
Попытаемся проверить разноречивые данные, используя источники иных гуманитарных наук.
АНТРОПОЛОГИЯ. [W]: Антропологический тип ДИГОРЦЕВ, ближе всего стоящий к «классическому» кроманьонцу обычно увязывают с распространением культуры шнуровой керамики. Последняя часто рассматривается как исходная индоевропейская.
…В. П. Алексеев. Признавая, что „сходство кавкасионского типа с антропологическим типом населения Восточной Европы и Скандинавии… несомненно“, он объяснил его неравномерностью эволюции одного и того же палеолитического предка, то есть отодвинул общий источник вглубь. В то же время он допускает непосредственное родство кавкасионского и динарского типов.» [В. П. Алексеев. Происхождение народов Кавказа. М., 1974].
ЛИНГВИСТИКА. [W]: Язык их, известный под т.н. нахско-дагестанской группы, недоизучен бароном Усларом и принадлежит к Индоевропейской - Германской ветви языков., к наиболее распространенным в Дагестанской области. Бургъун-Дарго(Бургунды), Хамур-Дарго(Киммерийцы), Хъава-Дарго(Хавки), Сирхьа-Шандан-Дарго(Даны), Хайдакь-Дарго(Даки) итд. Хайдакцев - 75000.
Даргинцы живут в вост. половине Дагестанской области, соседней с Темирханшуринским и Кайтоготабасаранским округами, и вместе с аварами в прежние времена составляли одно политическое целое.

ЭТНОГЕНЕТИКА.[W]: По имеющимся у генетиков сведениям, касающимся Y-хромосомы, наиболее как гомогенной (возможно из за генного дрейфа), так и редкой для южноевропейских популяций мужской линией происхождения в Дагестане обладают даргинцы. Эти данные демонстрируют относительно высокую степень родства даргинцев (по-мужской, отцовской линии) с потомками евразийских аваров, выявленных в Хорватии: «Y chromosomal haplogroup I1b* (xM26) as a signature of the Avar population … The Darginians had a high frequency of haplogroup I* (0.58)… У даргинцев наблюдается значительный (второй в мире и самый высокий на Кавказе) процент галлогруппы I(58%).

НАШИ ВЫВОДЫ. Приведённые утверждения заставляют нас принять к сведению данные «упрямого» меньшинства – генетика Насидзе.

[W](продолжение цитаты): «Следом идут абхазы (0.33), осетины-ардонцы (0.32), осетины-дигорцы (0.13) и кабардинцы (0.10). 16,7 % из числа обследованных в 2004 году русских Адыгеи имели подгруппу I1b* (P37).» Данный субклад относится к атлантическим кроманьнцам, и наличие его на Северном Кавказе означает чрезвычайно древнее проникновение норманнов сюда, ибо последние 4-5 килолетий всё движение народов было с востока на запад. Знак * обозначает для субклада гаплогруппы I1 многочисленность по вариантам мутаций при малочисленности лудей-носителей, значит это- мостик к следующей большой гаплогруппе I2, в которой расположены все славяне.
[W](продолж.цитаты): « Если у русских казаков эта же подгруппа представлена в немного сниженной пропорции - 15,5 %, ещё более понижаясь у белогородцев - 12,5 %, зато у русских, например, Костромы, Смоленска и Пинеги показатели совсем иные: 9,4 %, 9,1 %, 3,9 %. Далее, по направлению в сторону территории бывшего Аварского каганата, картина опять начинает меняться: украинцы (16.1 %), белорусы (15 %), венгры (11.1 %), боснийские хорваты (71.1)…»
Отмечаем, что в табл.№1 отмечена гапло I2a(9%) у аварцев.

Ссылка на близкородственность даргинцев и авар коррелирует с 18% кроманьонского генотипа (I*+I2a) , кроме того лакцы имеют 14.3% I* и лезгины 3.3% I*.
Таким образом проявляется КРОМАНЬОНСКАЯ СУБПЛАТФОРМА дагестанцев:
Даргинцы(58%)+авары(18%)+лакцы(14.3%)+лезгины(3.3%). Взвешенный по численности живущих в каждом названном этносе процент: 0.58х850+0.18х490+0.143х161+0.033х385/ (850+490+161+385)= 0.327, то есть
32.7% современных дагестанцев можно отнести к кроманьонской генетической основе, это – каждый третий!
Конечно, иакой высокий % достигается за счёт даргинцев, при этом законное смущение вызвает то, что только лишь генетик Насидзе выставляет на первый план гаплогруппу I*.
Другие исследователи ставят на это место гапло J1*.
(Копия интернет-данных по гаплогруппам дагестанских народов будет размещена в последне разделе данной повести).
Мы, потребители этих научных данных, - даже при том, что уже увидели приоритет работы Насидзе у европейских ДНК-генеалогов – попробуем уразуметь разногласие наших ДНК-генеалогов. Думается, что индекс* даёт право генеалогам «сваливать» в такую (пара)гаплогруппу много маломощных(по людям) и необычных мутаций. А генетические платформы I и J есть «родные братья» со слабо отличающимися конструкциями (мужской) Y-хромосомы. Если генетики встречают необычные аберрации в этих конструкторах, то могут по своему личному усмотрению относить их кто- к платформе I, кто - к J, либо к J1.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. Следуя задачам данной статьи, попытаемся охарактеризовать кромоньонскую (про-европейскую) генетическую платформу, образовавшуюся в глубине Кавказских гор.

ПО ЯЗЫКУ выше была отмечена принадлежность «к индоевропейской – германской ветви языков». Здесь следует помнить, что в германской нации есть две ветви, каковые могли бы здесь подразумеваться:
А) ветвь расено-германцев с гапло (I+I1+I2)- автохтонная для Европы,собственно кроманоидная; древнейшая.
Б) ветвь гото-германцев R1b1b – мигрантская для Европы, уралоидная, молодая.
Именно ветвь А) должна быть принята для общности (дарган+авар+лек+лезги).
Готы же отмечены в общности (табасаран+кумык+лезги+авар).

ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ХАРАКТЕРУ можно выделить кроманьонскую НЕвоинственность, толерантность, а в политической области – монархические пристрастия.

До сих пор речь шла о месте предков даргинского народа среди других этносов древнего Дагестана. Теперь следует обратить внимание на их самоназвание. Исследователи пытались как-то объяснить его еще в XIX в., однако сами же признавали неубедительность этих попыток. Итог им подвел выдающийся языковед того времени П.К.Услар в своей работе "Хюркилинский язык". Указав, что этноним "даргва" относится к народным этническим и географическим названиям, он замечает: "...настоящее значение (этого слова. - Р.М.) остается непонятным: в известных пределах оно употребляется как нарицательное..." Далее он отмечает, что слово "даргва" входило в состав названий пяти крупных традиционных политических объединений даргинцев, занимавших лочти всю даргинскую этнотерриторию: Акуша-Дарго, Каба-Дарго, Гамур-Дарго, Уцми (или Кайтаг)-Дарго, Буркун-Дарго. Большинство из этих крупных объединений складывалось из более мелких, так называемых "хуреба" - например, Акуша-Дарго состояло из "Акушала хуреба", "Цудкурила хуреба", "Усила хуреба", "Му-гела хуреба", "Микхила хуреба". "Хуреба" буквально означает "народ, войско" . По происхождению "хуреба" - арабское слово, буквально означающее "пришлые". Объясняется это тем, что из "газиев" - добровольцев ("борцов за веру"), стекавшихся во время владычества халифата в Дербент со всех концов исламского мира в Х-Х1 вв., здесь формировались отряды, ополчения, которые затем распространяли мечом ислам в прилегающих дагестанских землях.

Впоследствии это слово стало уже осознаваться как всякое ополчение людей, исповедующих ислам, как "народ-войско". Выходит, таким образом, что каждое объединение сел было способно сформировать общий военный отряд для защиты своих интересов и рассматривалось соседями именно как военно-политическая единица. Подобный принцип организации был присущ и другим народностям Дагестана. Достаточно здесь обратить внимание на соседей даргинцев - аварские общинные союзы, именовавшиеся "бо" (букв, "войско" , "ополчение").

"Дарго" - это территориальное объединение группы соседних "хуреба", но на более высокой ступени. Если обратиться к названиям даргинцев у их соседей, то наряду с производными от "Дарго" (напр., дарган и т.п.), особенно распространившимися в последний исторический период, мы получим целый ряд этнонимов, восходящих к названию ближайшего "дарго" или "хуреба": в аварском - "ахъуши", "цI едех", в кумыкском - "акьушали", в лакском - "ахъуша", "цI ахъар", "хайдакул" (даже 6артхи - от Бартху, древнее название с.Усиша). У табасаранцев, наряду с общим современным названием даргинцев, сохранилось и особое название кайтагцев -"жвюгъяр", а Кайтаг - "Жвюгъя", что, по мнению исследователей, восходит к названию древнего города в Каракайтаге (ныне развалины). Выведение названия народа из названия заселяемой им территории вообще широко распространено во всех языках земли.

Попробуем теперь применить к этнониму даргинцев ("даргала") тот же подход, так как к народному этногеографическому названию и как к характеристике заселяемой ими территории. По этому поводу П. К. Услар замечает, что слово "Дарго" ("Даргва") не есть лингвистическое понятие (т.е. не относится к языку) - это "общее название для нескольких бывших округов", которое, "быть может, происходит от "дарг" - внутренность, в противоположность внешнему: "либилла Даргва" - "все Дарго". Действительно, в народном представлении самоназвание даргинцев связано с корнем "дарг" - внутренность, нутро. В массовом сознании народа Дарго понимается как "родина даргинцев", как "сердцевина даргинской земли", а "дарган" -как самоназвание даргинского народа. Это дает некоторое основание для реконструкции взгляда народа на самого себя в тот отдаленный период, когда он начинал осознавать себя не просто как группу племен-соседей, а как некую общность.

Итак, предки даргинцев считали своей отличительной черты то, что они населяют какую-то "внутреннюю" часть Дагестана, и это должно было отличать их, по-видимому, от жителей каких-то "внешних, наружных" земель. К этому "внутреннему" населению относили себя, по меньшей мере, жители всех "хуреба" Акуша-Дарго, Каба-Дарго, Буркун-Дарго, бассейна р.Гамри (по крайней мере, его горной части) и Кайтага.

Таким образом, очерчивается "внутреннее территориальное ядро", заселенное предками нынешних даргинцев, пространство, ограниченное водоразделами рек Уллучая и Рубаса на юге, долиной р.Шура-озень - на севере и бассейном р.Дарго-х1ерк - на западе. Дарго-хI ерк - его народное название правого притока р.Казикумухское Койсу, берущего начало на склоне горы Шунудаг, выше с.Тенты и впадающего в нее ниже с.Цудахар, на картах он отмечен иногда как р.Акуша или Акушинка. На севере в состав Дарго входит Левашинское плато. К внешнему пространству, по-видимому, следует отнести прилегающие земли, которые органично связаны с "внутренней" территорией. Здесь свидетельством могут выступать и топонимика и исторические сведения и т.д.

В этом смысле интересно замечание лингвиста С.Абдуллаева о том, что в прошлом жители Акуша-Дарго не включали в понятие "Даркала" ни Кадар, ни Губден, ни Сиргу (ни даже Муйра, Мюрего и Кайтаг) - таким образом, их не относили к "внутренним" землям. В те времена вообще принадлежность к своему "хуреба" значило, по-видимому, даже больше, чем принадлежность к "дарго" (напр., цудахарецйюг заявить, что он не даргинец, а цудахарец).

Теперь обратим внимание и на вторую версию возникновения названия "Дарго". Выше отмечалось, что название даргинцев у соседних народов обычно образуется от названия ближайшей к ним даргинской "земли" или крупного пункта (как Акуша, Жолаги, Цудахар и т.п.). В этой связи можно обратить внимание на древний город Таргу в долине Гамри-озеня, бывший когда-то крупным центром для всех прилегающих земель - по крайней мере для тех, которые были связаны в политическом отношении с государствами древнетюркских кочевников на предкавказской и приморской равнине. Некоторые ученые предполагают, что глухой согласный "т" в начале этого названия появился лишь впоследствии, а в начале он произносился более звонко "даргу", что, возможно, происходит от иранского "дар-и-гун" - "ворота гуннов", подобно тому, как нынешний Дарьял (ущелье верхнего Терека, соединяющее Грузию и Осетию) происходит от "дар-и-алан" - "ворота аланов". Это древнее название "столицы" вполне могло превратиться в название земли и народа, в истории немало подобных случаев: вспомним хотя бы римлян (названных от их столицы Рима), византийцев (от древнего названия их столицы Константинополя - Визинтин), название русских в средневековой Европе "москвиты" (от их столицы Москвы), этот список можно было бы и продолжить. Но здесь, конечно, следует признать, что возможность подобного же происхождения названия "даргинцы" нуждается в дополнительных, более строгих подтверждениях, оставаясь пока лишь возможным предположением.

Одно несомненно, что город Таргу был первым к северу от Дербента крупным городом, расположенным в среднем течении р.Гамри-озень. Жителям окрестных кумыкских селений Алхажакент и Мамма-аул город этот известен под именем Таргу или Даргу. А даргинцы по названию этого города называли феодальное княжество под именем Хамри-Дарго.

От вопроса о самоназвании, этнониме даргинцев логично перейти к проблемам языка и территории. С внутренним делением даргинских земель связан и вопрос о языке. В самом деле: можно считать деление "внутреннего ядра" даргинской этнотерритории на 5 земель (объединений "хуреба") явлением древним или его следует отнести ко времени упоминания всех этих земель в письменных источниках? Видимо, следует исходить из того очевидного факта, что языковая близость гораздо древнее, чем близость политическая. Даргинский язык, как и большинство языков Дагестана, до последнего времени существовал как группа более или менее близких диалектов и говоров. Более того: лингвисты считают, что обособленность даргинских диалектов заметно выше и устойчивее, чем диалектные расхождения в других дагестанских языках. Иногда эти расхождения достигают такой степени, что люди разных диалектов вообще не понимают друг друга - тогда лингвисты ставят вопрос о выделении особых языков - кайтагского, кубачинского, составляющих с даргинским родственную языковую группу. И, напротив, внутри диалекта могут существовать отдельные говоры, которые не мешают их носителям понимать друг друга, но при этом легко отличить, из какой местности происходит говорящий.

Сейчас большинством лингвистов принято выделять следующие диалекты: акушинский (лег в основу литературного даргинского языка), урахинский (Услар назвал его хюркилинским), мекегинский, цудахарский (многие считают его "диалектной группой" из нескольких обособленных говоров), муйранский (некоторые его говоры - дейбукский, харбукский - сильно обособлены), сиргинский. Деление это принимается с оговорками - так, кайтагский и кубачинский иные считают особыми языками, а иные – диалектами. С другой стороны, некоторые склонны рассматривать обособленные говоры - мугинский, мулебкинский, гамринский, гапшиминский и другие как диалекты.

Но все же можно сказать, что общая картина языковых связей даргинских земель, степень их сближения или обособления в общем ясна. При этом заметно, что степень языкового и политического обособления часто не совпадает; так, лингвисты отмечают, что Каба-Дарго и Хамур-Дарго, будучи отдельными политическими союзами, относятся к одному диалекту (хюркилинскому), который, в свою очередь, ближе к акушинскому, чем диалект цудахарского "хуреба", входившего в Акуша-Дарго. Сирга лингвистически стоит ближе к Хайдаку, чем остальные даргинские общества, но тем не менее она никогда не входила в Уцми-Дарго. Буркун-Дарго, видимо, относится к "внутренним" землям, но это особый диалект. При всем этом Акуша-Дарго осталась колыбелью свободы и твердынею для всех даргинцев.

Чем объяснить эти расхождения? Можно лишь предположить, что традиционное деление даргинских земель на общинные союзы и феодальные владения не являются исконными - сквозь него проступает гораздо более древнее деление, "отпечатавшееся" в языке жителей "внутренних" даргинских земель. Древность эту, возможно, следует отнести, к периоду распада общедагестанской языковой общности и их племенному расселению по разным территориям.

Для последующего периода истории Дагестана характерен процесс национальной консолидации по языку, а также по проживанию на компактной территории. Историческая необходимость в общем названии как раз и привела к тому, что термин "даркала", относимый в древности только к внутренним, горным частям даргинской этнотерритории, лег в основу общепринятого названия всего даргинского народа. Те же процессы консолидации и оформление в современные народности с единым литературным языком, с единым самосознанием проходили и у других народностей Дагестана, и точно так же нынешнее название их имело в прошлом несколько иное значение.

В "Энциклопедии мировых культур" написано» что этноним даргинцев - "дарги", самоназвание "дарганти" (единственное число "дарган") общее название "даргва".

Название "дарго" как общее для всех, кто говорит на даргинском языке, было известно еще в средневековье. Как экзоэтноним оно упоминается в латинском сочинении архиепископа Иоганна де Галонифонтибуса, написанного им в 1404 г. под названием "Libellus de notia orbis ". Там говорится, что здесь (севернее Дербента. - А.М.) живут также грузины, сарацины, даргинцы и лезгины. Между этой местностью и горами встречаются лакцы и даргинцы. Правда, в дагестанских исторических хрониках "Тарих Дагестан", "Дербент-наме" и других, как и в многочисленной русской литературе о народах Дагестана, этот термин не употреблен, хотя часто упоминаются кайтаги, акушинцы, цудахарцы. И только после присоединения Дагестана к России этноним "дарго" (даргинцы - рус.) снова занимает место общенационального этнонима.

Исходной основой для общеэтнического названия "даргинцы" вне сомнения послужило название акушинского союза вольных обществ "Акуша-Дарго. Исчезновение термина "дарго" как общеэтнического названия после XV века не является исключительным в связи с усилением процесса политического раздробления в Дагестане. Так случилось и с ранним этнонимом аварцев, который, как полагает ряд таких выдающихся исследователей, как Н.Трубецкой, Я.Марр, И.Бехерт и др., звучал как "алби" и остался в названиях аварцев их соседями.

Наибольший интерес вызывает значение этнонима "дарго". П.К.Услар считал, что "дарго" происходит от слова "дарг", что на даргинском языке означает "внутренность", в противоположность внешнему, иноязычному, что подтверждает и Е.И.Козубский.

В этой заметке я предлагаю новую этимологическую версию. Смысл ее заключается в том, что "дарго" является формой "дугри" - термин тюркского происхождения и означает "справедливый", "прямой", "ровный". (Тогру - прямой, правильный, справедливый. См.: Древнетюркский словарь. 1969. С.571). Соответственно упомянутый союз "Акуша-Дарго" значит "Акуша-справедливый", как скажем. "Новгород Великий". Это тем более вероятно, потому что практически все "должностные названия старой политической культуры в Дагестане арабо-персидского или тюркского происхождения. (Нужно добавить, что приставкой "дарго" обозначались и другие даргинские общества, такие как Каба-Дарго и др., что, видимо, является тиражированием от основного суперсоюза "Акуша-Дарго"). Мы располагаем серией примеров присовокупления "дугри" в прямом или искаженном виде к ряду позиций в соционормативной и политической культуре народов Дагестана. Так тюркское "дорга" (метатеза от "дугри") как титул присваивался наиболее авторитетным правителям Аварии, например, Уммахан Аварский (конец XVIII в.) имел титул "дугри-нуцал", т.е. Справедливый, а в родословной аварских ханов как титул или собственное ими "дугри" встречается четыре раза. Этим же титулом отличали социальный слой высоких степеней, таких как "догрек-узден". В старой политической культуре андийцев лица с полицейскими функциями также именовались как "доргъа-хъол" (характерно, что в андийском "дорга" принимает идентичную этнониму даргинцев "дарга" форму). Случилось, что это слово в прямом его значении, т.е. "благородный, высоконравственный, справедливый" вошло и в лакский язык. Мы имеем здесь определенную системность: "дугри" или "дорга" как приставка к персонам, наделенным правовыми полномочиями. А право, как известно, в традиционных цивилизациях часто выражалось понятием "справедливость", что отразилось и в русском слове "право".

Однако вернемся к "Акуша-Дарго", очевидной основе общенационального этнонима даргинцев. Что же послужило причиной того, что союз Акуша стал титуловаться как "правовой" или "справедливый"? Ответ однозначен, и он, что называется, лежит на поверхности. Политическую систему акушинского суперсоюза "вольных обществ", можно привести как эталон с точки зрения устроенности, законченности в правовом отношении старинных кавказских республик. Акушинская федерация (или суперсоюз) располагала четкой структурой, где наибольшее значение имела хорошо организованная судебная власть с двумя ветвями: суд по адату и суд по шариату. Параллельно существовала судебная власть по делам шариата у кадия Акушинского. К Акушинскому кадию поступали жалобы и кассации из окрестных, входивших в суперсоюз мини-республик (Цудахарская, Уси-шинская, Мекегинская, Мугинская). Акушинская федерация выработала также четкий кодекс для всей федерации на основе пяти (включая собственно Акуша) перечисленных его субъектов, о чем один из выдающихся знатоков права и этнографии Кавказа М.О.Косвен писал: "...право даргинцев разделено на общее право и частное право каждого из обществ, входивших в Даргинский округ". (Обращаю внимание на то, как М.О.Косвен называет адаты даргинцев "правом", а не "обычным правом", как их квалифицируют другие авторы. Между этими категориями исключительная квалификационная разница, чем и ценно определение М.О. Косвена). Итак, высшим правовым авторитетом среди даргинцев был кадий по шариату и судебная власть, составленная на основе съезда представителей обществ на Дюзи-Майдане. Таким образом, авторитет кадия И Акушинского союза "вольных обществ", правовая устроенность этого старинного политического образования и послужили мотивом того, что акушинская федерация получила титул "дарго", отсюда "Куша-Дарго", т.е. "Акуша-c праведливый", что и послужило основой современного общенационального этнонима у даргинцев "дарганти", "даргва".

Идентичность "дарга" с общетюркским "тугри" легко устанавливается, если обратить внимание на очевидную метатезу "гр" - "рг" и на особенности даргинского языка, где "о непременно произносится как "а" или "у".

Расул Магомедов, известный дагестанский ученый, доктор исторических наук, профессор ДГУ, журнал "Возрождение", №4, 1999 г.

***
Впрочем, у себя на родине даргинцы, как любой другой народ, открываются прежде всего с лучшей стороны. Обычаев у даргинцев много, но самыми важными являются два: обычай гостеприимства и почитания старших. Конечно, гостеприимство в той или иной степени присуще всем народам. Но даргинцы относят его к числу величайших добродетелей. Гость в горах всегда появляется неожиданно. Но он никого не застает врасплох, потому что его ждут всегда. Лучшая постель, лучшая пища, лучшее место за столом - все для гостя.
Даже если маленький ребенок нечаянно обнаруживает в доме запас конфет, то он непременно спрашивает у взрослых для кого эти конфеты: для гостей или для домашних?

Даргинец из Цудахара.

У многих народов старость считается не лучшим периодом жизни. Совсем другое дело у даргинцев. Старость здесь во всех случаях жизни имеет преимущество. Старший первым говорит, в его присутствии молодые стоят, не курят, не пьют. Старику первому подают еду, его советам внимают.

Неуважение к старшим осуждается даргинским обществом. Поэтому наиболее суровым считается проклятие: «Чтоб твоя старость была никому ненужной!».

Что касается многоженства, которое дозволяет шариат, то в прошлом оно было привилегией богатых, состоятельных людей. И сегодня так называемые «новые даргинцы» тоже чаще всего многоженцы. Полигамия принимается некоторой частью молодых девушек, которые не против того, чтобы быть вторыми и третьими женами.
К природе, к животным и птицам даргинцы относятся трепетно, с любовью. Свой рассказ об этом народе я закончу одной даргинской притчей:

В одном из горных аулов случился пожар: загорелся дом. Всем аулом, кто в чем, кто чем, таскали воду из единственного родника и тушили пожар. Вдруг заметили, как ласточка летит к роднику, набирает в клюв капли воды, прилетает к дому, который горит, и, капнув свои капли, летит за следующей порцией воды. Люди спросили ее:
— Весь аул таскает воду и не может потушить огонь. Что сделают твои капельки?
— В этом доме мое гнездо. Кроме того, каждое утро хозяин слушал мои песни, - ответила ласточка и полетела за новыми каплями.

More you might like


Ворота Кийамат-капы (Ворота Судного дня) Кийамат-капы - «Ворота Судного дня» или «Ворота Воскресения» (араб. Баб ал-Кийсша, тюрк. Кийамат-капы, перс. Дар-и Кийамат) - ранее существовавшее мусульманское культовое место в Дербенте, располагавшееся около одной из башен северной городской стены (VI век) с наружной стороны, за пределами средневекового шахристана. Возникло в IХ-Х веках на месте функционировавшего здесь в позднесасанидский и раннеарабский периоды хорошо охранявшегося узкого прохода с арочным сводом в оборонительной стене. Как установлено археологическими раскопками, в указанное время проход был заложен со стороны города и превращен, таким образом, в помещение (4,5 квадратных метра), а прилегающая к нему территория (около сорока квадратных метров) у стыка башни и стены была ограждена каменными столбиками с поперечными деревянными балками заграждения и с входом, оформленным двумя резными столбами Еще в конце 1920 - начале 1930-х годов здесь располагалось почитаемое, святое место, носившее на¬именование азерб. Бурундж пир («Угловой пир»). В последующее время этот культовый памятник и его наименование были забыты. В 2002-2004 годах на этом месте проводились археологические рас¬копки.


25 февраля в гимназии поселка Белиджи состоялся первый этап школьной лиги КВН, организаторами которого выступили РУО Дербентского района и отдел по делам молодежи и туризма. На мероприятии присутствовали начальник отдела по делам молодежи и туризма Рафиль Гаджиахмедов, специалист отдела по делам молодежи и туризма Кемран Исаев, главный специалист отдела культуры, национальной политики и религии Максим Кичибеков, директор ООШ поселка Белиджи Кахриман Ибрагимов и т.д. В первом этапе состязались 4 районные команды: «Корпорация смеха» (гимназия пос. Белиджи), «Утомленные школой» (СОШ №1 села Белиджи), «Солнышко» (СОШ №2 села Белиджи) и «Другая жизнь»(СОШ села Нюгди). «Участники КВН выполняют важную социальную задачу, показывают, насколько яркая, интересная, умная, энергичная молодежь в нашем районе. Одним из важнейших приоритетов любого государства должно быть обеспечение условий для развития молодежи. Необходимо дать подрастающему поколению возможность реализовать себя, найти свое призвание, обрести достойное место в обществе. Администрация Дербентского района всегда поддерживало, и будет поддерживать талантливых, целеустремленных и энергичных учащихся, тех, кто стремится к образованию, проявляет инициативу в учебе, творчестве, спорте и других сферах жизни. Успехи молодых - залог завтрашнего процветания нашего района и республики»- отметил Рафиль Гаджиахмедов. В полуфинал вышла команда «Корпорация смеха» (гимназия поселка Белиджи). Следующий этап состоится в ближайшее время.


Ворота Кала-капы Кала-капы (XVI - XVIII века) в переводе с тюркского языка означает «ворота в крепость». В отличие от других ворот, эти ворота ведут не в город, а непосредственно к входу в цитадель. Это первые ворота от цитадели на южной городской стене. На северном фасаде к востоку от ворот в стене устроена каменная лестница, которая ведет в боевое помещение, размещенное в башне на высоте 3 метра от земли. Стена над воротами и башней имеет парапет с бойницами. С восточной стороны ворот расположена полукруглая сторожевая башня. Несмотря на некоторую схожесть ворот Кала-капы с более древними воротами, они более позднего происхождения. Сооружение ворот специалисты относят к XVIII веку - к периоду вхождения Дербента в состав Кубинского ханства и приписывают Фет-Али-Хану.

Три дагестанских проекта стали победителями второго ежегодного Всероссийского градостроительного конкурса, сообщил корреспонденту РИА «Дагестан» первый заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РД Магомед Османов.

По его словам, в номинации «Лучший генеральный план города» победителем стал проект города Избербаша.

«В конкурсе на применение правил землепользования и планировки лучшим признано МО “сельсовет Бурдекинский” Сергокалинского района. А в номинации “Лучший реализованный проект сохранения объектов культурного наследия” единогласно был признан проект реставрационно-восстановительных работ Цитадели “Нарын-Кала” в городе Дербенте», - сообщил собеседник агентства.

Награды победителям конкурса вручил министр строительства РФ Михаил Мень. Как отметил глава Минстроя России, конкурс набирает популярность - в текущем году участников заявлено значительно больше.

Всего на конкурс было подано 194 заявки, из них 57 оказались в финале. В 2016 году оргкомитет конкурса учредил новую номинацию «Лучший реализованный проект развития застроенной территории», на которую претендовало сразу 18 проектов. Среди участников конкурса - органы власти, представители бизнес-структур - застройщики, технические заказчики.

Конкурсные заявки оценивало экспертное жюри, в состав которого вошли специалисты-практики, представители ведущих научных организаций нашей страны, руководители национальных объединений и объединений работодателей в строительной сфере.

Напомним, ежегодный градостроительный конкурс объявлен Минстроем России 10 декабря 2014 года. Его основная цель - определение лучших практик реализации проектов в сфере градостроительства и их внедрение в других регионах страны.


ГКОУ «Общеобразовательная школа - интернат №6» г. Дербента была официально открыта 2 октября 1959 года. Она располагалась в двухэтажном здании нынешней школы №16 по адресу: ул. Ленина №103 . На втором этаже был спальный корпус, на 1-ом классы. В первый год было принято 150 детей из дальних районов в 1а,1б,2,3,4 классы - всего 5 классов.

2 апреля 1962 года интернат перевели в специально построенный комплекс, состоящий из нескольких корпусов: трехэтажного здания школы на 300 учащихся, трехэтажного общежития, столовой, хозяйственных построек(прачечной, котельной), жилого дома для учителей. Школа получила статус общеобразовательной восьмилетней школы- интерната №6. В том же году в интернат прибыли дети из Табасаранского, Акушинского, Буйнакского и других районов Республики Дагестан. Учителям и воспитателям пришлось глубоко изучить нравы, культуру, обряды и традиции народов Дагестана, чтобы найти подход к каждому ребенку, находящемуся далеко от родного дома. Первым директором, взявшим на себя ответственность за этих детей, был Ильягуев Пинхас Ильич. В 1962 году ему на смену приходит

Герейханов Абдулла Герейханович, которого затем сменяет на посту Фаталиев Уружбек Фаталиевич.

В1964году эстафету принимает и до 1986 года бессменно несет эту вахту Сеидов Миркерим Султанович,человек большой души, до последних дней своих жизни отдавший себя детям и делу просвещения, ветеран войны, награжденный орденом Красной Звезды и Отечественной войны первой степени, многими орденами и медалями. Учитель, воин, гражданин.

Трагическая случайность оборвала жизнь этого прекрасного человека. В дань памяти 24 ноября 1999 года коллектив школы выступил с ходатайством перед Государственным Советом Республики Дагестан о присвоении школе-интернату №6 имени Сеидова Миркерима Султановича. Указом Государственного Совета РД от 19 сентября 2000 года за №286- «Общеобразовательной средней школе-интернату №6» г. Дербента присвоено имя Сеидова Миркерима Султановича.

Ты нас учил быть стойкими в борьбе,

Учил трудиться, не жалея сил.

Учитель наш, земной поклон тебе

За все,чему нас научил.

С особой любовью и теплотой вспоминают коллеги и выпускники школы-интерната №6 своих русских учителей, работавших с самого его основания. Это Золотарева Вера Александровна, Сеидова Мария Яковлевна, Воротилина Вера Степановна, Сулейманова Мария Григорьевна, Чепраковы Марина Федоровна и Юрий Михайлович, Рамазанова Валентина Павловна, Воронцова Нина Михайловна, Арситова Валентина Николаевна, Козлова Клавдия Степановна Камышанская Нелля Федоровна, Толпегина Ольга Петровна. Молодыми людьми по окончании учебных заведений они прибыли в нашу республику по распределению и остались здесь на долгие годы,а.многие создали свои семьи и навсегда связали свою жизнь с Дагестаном.

Бок о бок с ними трудились Аппажева Мина Рустамовна, Мамедова Шаргия Кадыровна и ныне работающая Бабаева Роза Мардахаевна.

За 55лет сменилось много учителей и воспитателей. Если в 1959-60 учебном году их было 11 человек, то в 1966-67 учебных годах 30 учителей и воспитателей. Сейчас нас более 70 человек.

В 1963 году был первый выпуск, всего за этот период было 45 выпусков, это 1250 выпускников.

В 1986 году на смену Сеидову М.С. пришёл Зотов Виталий Павлович,ныне заместитель начальника ГУО.

1986 году школа - интернат №6 получает статус « Общеобразовательной средней школы -интернат №6 » г.Дербента.С этого момента началась новая эпоха и новая волна воспитания и обучения детей.

С 1992 года школа работает под руководством Н.С. Казимова.

В июне 2012 года руководство школой-интернатом №6 принимает кандидат исторических наук, Заслуженный учитель РД, Кулиев Вадим Джафарович.

В 2011 году школа- интернат получает новый статус: Государственное образовательное учреждение«Общеобразовательная средняя школа - интернат №6 » г. Дербента Республики Дагестан. В 2013 в соответствии с постановлением правительства РФ ГОУ «Общеобразовательная средняя школа- интернат №6» г. Дербента получила статус Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Средняя школа-интернат №6» г. Дербента,Республики Дагестан, имеющего свой Устав, и руководствующегоя в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации, Федеральным законом №273Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативно- правовыми актами Правительства Республики Дагестан, решениями (приказами) Министерства Образования и науки Республики Дагестан.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Даргинцы. «Огонь, вода и...», 2006


Общие сведения

ДАРГ‘ИНЦЫ, дарган, дарганти (самоназвание), народ в России, один из крупнейших народов Дагестана (Россия), коренное население Дагестана. Численность в России (вместе с вошедшими в их состав кайтагцами и кубачинцами) 353,3 тыс. человек, в том числе в Дагестане 280,4 тыс. человек. Живут также в Ставропольском крае (32,7 тыс. человек) и Калмыкии (12,9 тыс. человек). Общая численность 365 тыс. человек.

Численность в России (вместе с вошедшими в их состав кайтагцами и кубачинцами) составляет по переписи 2010 г. - 589 тыс. 386 человек. Непосредственно в Дагестане - 425526. По данным Переписи населения 2002 года численность даргинцев, проживающих на территории России, составляет 510 тысяч человек.

Язык даргинский нахско-дагестанской группы северокавказской семьи; важнейшие диалекты - акушинский (на его основе литературный язык), цудахарский, урахинский (хюркилинский), сирхинский, мекегинский, хайдакский, муэринский, губденский, кадарский, кубачинский, чирагский, мегебский.

Распространен также и русский язык. Письменность на основе русского алфавита с 1938 года. До этого была латиница и персидское письмо. Первые сборники даргинских стихов были изданы в начале XX века, однако по содержанию они были религиозными, а в грамматическом и в языковом отношениях - полударгинскими, полуарабскими. Развитие даргинская литература получает лишь после Октябрьской революции. В первые годы революции удается только собрать и записать памятники устного творчества даргинцев, а с мая 1925 года начинает выходить первая газета на даргинском языке.

11 сентября 1961 года в Избербаше на базе первой национальной даргинской студии при Ереванском художественно-театральном институте открылся первый профессиональный драматический театр даргинцев - Даргинский государственный музыкально-драматический театр имени О. Батырая.


Далеко за пределами Дагестана известен даргинский писатель Ахмедхан Абу-Бакар, автор популярных стихов, пьес и повестей. Его повесть из жизни современного Дагестана «Даргинские девушки» (1962) переведена на русский, французский, английский, немецкий, испанский, польский языки.

Верующие даргинцы - мусульмане-сунниты. В быту и культуре даргинцев сохранилось множество языческих мифологических персонажей былого пантеона. Например, Абдал (Авдал) - бог охоты, покровитель туров, диких коз, оленей заботится о диких животных, ограничивает отстрел зверей. Бадз - божество луны. Имеет облик прекрасноликой девушки. Берхи (Бархи) - божество солнца, имеет облик прекрасного юноши, излучающего ослепительный свет. Куне — добрый дух, покровитель рода, семейного очага; приносит изобилие в дом. Куне невидим, является в дом в пятницу. Чтобы задобрить Куне, хозяйки смазывают в пятницу горячие печки жирным куском мяса или маслом.

Земля почиталась даргинцами как богиня-мать, возрождающая, дающая жизнь и плодородие. У даргинцев, как и у их соседей аварцев, существовал древний ритуал - бездетные женщины и больные дети пролезали через отверстия в земле, вырытые на кладбище, чтобы приобщиться к плодотворящей силе земли и предков.


К 9 веку (в связи с событиями 6-7 веков) относятся первые свидетельства арабских авторов о Кайтаге и Зирихгеране (Кубачи). Первое упоминание этнонима Даргинцы - 15 век. В 14 веке утвердился ислам. К началу 19 века на территории Даргинцев находились Кайтагское уцмийство, ряд союзов сельских общин (в горных селениях), частично - Тарковское шамхальство. После вхождения Дагестана в состав России (1813) Даргинцы приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля (1834-59), активно участвовали в антиколониальном восстании 1877. С 1921 Даргинцы в составе Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан. В советское время часть Даргинцев переселилась на равнину.

С 16 века складываются три хозяйственно-культурных ареала: 1) нижнепредгорный (с частью равнины) - пашенное земледелие (ячмень, пшеница, просо, кукуруза, бобовые) и стационарное скотоводство (крупный рогатый скот); 2) среднегорный - пашенное земледелие и отгонное (осенью) овцеводство; 3) высокогорный - отгонное (весной) овцеводство и пашенное земледелие.


Развиты, в основном в горных районах, домашние промыслы, особенно обработка шерсти (сукно, ковры, паласы, вязаные изделия), металла, дерева, камня, кожи. Наиболее известны оружие, ювелирные изделия из Кубачи, сельскохозяйственные орудия, оружие - из Харбука, клинки из Амузги, гончарные изделия (в том числе поливные) из Сулевкента, сукна из Хаджалмахи, резной камень из Сутбука и Холаая, деревянные орудия, утварь из Кайтага, кожи цудахарцев, сафьян и женская обувь Губдена и др. Широко практиковалось отходничество. Со 2-й половины 19 века усиливается проникновение товарно-денежных отношений. Современное хозяйство Даргинцев базируется на традиционных занятиях. В земледелии и скотоводстве внедрены новые высокопродуктивные культуры и породы. Сформировалась национальная интеллигенция.

Основу социальной организации Даргинцев составляла сельская община - джамаат. Общины образовывали союзы сельских обществ. Б‘ольшая часть Даргинцев входила в Акушинскую конфедерацию, объединявшую союзы общин Акуша, Цудахар, Мекеги, Усиша, Урахи, Муги, временами Сирха. Преобладающая форма семьи - малая, однако ещё в начале 20 века встречались неразделённые семьи. Сохранялись тухумы - патрилинейные группы семей, ведущих происхождение от одного предка.


Горные селения Даргинцев в основном скученные, террасообразные, в предгорье расселение более свободное, дома имеют дворы. Древнейшее жилище однокамерное, с очагом посередине. Основной тип жилища в горах - двух- и многоэтажные дома с плоской крышей, в предгорье - двухэтажные и одноэтажные дома. За годы советской власти появились новые общественные здания и более широкие улицы, дома (чаще двухэтажные, с верандой) с железными и черепичными двускатными крышами.

Мужская традиционная одежда общедагестанского типа - рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы-накидки, кожаная и войлочная обувь; женская - платье-рубаха, широкие или узкие штаны, в ряде селений платье типа архалука, различные шубы и кожаная обувь; головной убор - чухта (имел локальные варианты) и покрывало, богато отделанные серебряными украшениями и вышивками.

Традиционная пища - мучная и мясо-молочная, а также овощи, фрукты, зелень, ягоды.

Развиты народное искусство, фольклор (предания, легенды, сказки, пословицы и поговорки, героические песни, баллады и др.). Сохраняется традиционная календарная и семейная обрядность, отражающая пережитки доисламских представлений.

М.О. Османов



Очерки

Земля глубока, а небеса высоки

Первое упоминание этнонима даргинцы встречается уже в XV веке — в комментариях к арабским рукописям. Но история даргинцев начинается гораздо раньше. На землях нынешнего Дагестана даргинцы появились еще в первом тысячелетии до нашей эры. В XIV веке у них утвердился ислам. С XVI столетия развиваются русско-дагестанские связи. В 1813 году по Гюлистанскому договору между Россией и Ираном даргинцы вместе с Дагестаном вошли в состав России.Даргинцы живут в средней части Дагестана (предгорье, среднегорье, отчасти равнина и высокогорье). Говорят они на даргинском языке, который принадлежит к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи. В нем много диалектов, в том числе — акушинский (на его основе образован литературный язык), цудахарский, урахинский (хюркилинский), сирхинский, мекегинский, хайдакский, муэринский, губденский, кадарский, кубачинский, чирагский, мегебский. Распространен среди даргинцев и русский язык. Письменность на основе кириллицы создана в 1938, до этого была латиница, а еще раньше — персидское письмо. Верующие — мусульмане-сунниты. По данным переписи населения 2002 года. численность даргинцев, проживающих на территории России, составляет 510 тысяч человек. В самом Дагестане — 425,5 тысячи. Это 16,5% всего населения многонациональной республики. Основные занятия даргинцев — земледелие, скотоводство, домашние промыслы.


В путь-дороге человек распознается

Конечно, это всего лишь перечень голых фактов. Если мы хотим узнать о даргинцах что-то по-настоящему важное, надо обязательно познакомиться с книгами известного дагестанского писателя Ахмедхана Абу-Бакара (1931—1991), создававшего свои произведения на даргинском языке. Это: «Ожерелье для моей Серминаз», «Горцы на отдыхе», «Даргинские девушки», «Солнце в «Гнезде орла», «Любви бирюзовый цвет», «Тайна рукописного Корана». Все они переведены на русский язык.Особенной популярностью пользуется повесть «Ожерелье для моей Серминаз». По ее мотивам известный грузинский режиссер Тенгиз Абуладзе поставил комедийный фильм «Ожерелье для моей любимой» (1971). Абу-Бакар сумел превратить простую любовную историю о поисках подарка в философскую притчу, в которой рассказывается обо всем народе, его нравах, обычаях и силе духа. В ней много юмора, а также комичных и гротескных ситуаций, но по сути своей повесть серьезна. Она убеждает читателя в том, что именно любовь преодолевает вековую вражду между родами. В пословицах даргинского народа, создававшихся веками, тоже много комических ситуаций. Это не случайность и не прихоть поэтического воображения. Ведь что такое пословица? Своеобразный итог жизненного опыта, пойманный в сети слов. У верблюда спросили: «Почему у тебя шея кривая?» Он ответил: «А что у меня прямое?»Овца в той же шкуре и жиреет и тощает.После дождя бурку не надевают.Был бы мир пловом, а я — ложкой!Вода останавливается в луже. (Интересно, что эту пословицу даргинцы употребляют в том смысле, что деньги к деньгам.)Если есть ячмень, коню не нужна нагайка.Дрова в лес не возят.Даже море дождь любит.


У кого земли много, у того быки тощие

Какие качества делают даргинца даргинцем? Если человек совершает поступок, заслуживающий с точки зрения даргинской (и дагестанской) этики поощрения или наказания, это ставят в заслугу или в вину не только ему, но и относят на счет всех его родственников. Поэтому человек старается не совершать ничего такого, что заставило бы близких по его вине, как выражаются даргинцы, «опустить голову», «почернеть лицом». Соотнося свои поступки с общественным мнением, даргинец, как и многие дагестанцы, получает признание не только для себя, но и для семьи, рода, аула.


Кто не оказал почета гостю, у того поле не заколосится

Особым статусом у даргинцев обладают два обычая — гостеприимство и почитание старших. Конечно, гостеприимство в разной степени присуще всем народам. Но даргинцы относят его к одной из самых величайших добродетелей. Лучшая постель, лучшая пища, лучшее место за столом — все для гостя. Обычай глубокого почитания родителей и уважения старших — характерен для семейно-бытовых отношений даргинцев. Старость во всех случаях жизни имеет преимущество — молодые уступают место. Первым говорит старший, в его присутствии молодые стоят, не курят, не пьют. Старику первому подают еду, его советам внимают. Неуважительность, непочтительность к старшим осуждается даргинским обществом. Поэтому такое проклятие «Чтоб твоя старость была никому не нужной!» считается наиболее суровым. Старые люди, если молодежь относится к ним невнимательно, тоже бранятся: «Чтоб ты до старости не дожил!», «Чтоб твой глаз выпал!», «Чтоб твою голову сорвали!».Есть еще целый ряд религиозных традиций, которые соблюдаются повсеместно. Даргинцы — люди верующие. Все жизненные события сопровождаются у них религиозными обрядами. Религия, хотя и не является этнической особенностью, служит усилению эмоциональных связей. Она регулирует жизнь не только верующих, но и неверующих. Религиозные обряды переплелись с традиционными нормами поведения, которые прививаются с детства. На уровне обыденного сознания мораль и религия воспринимаются как вещи неразделимые.


Какой мост построишь, по такому и перейдешь

Что касается полигамии, то у даргинцев она не имела в прошлом широкого распространения, хотя шариат позволял иметь четырех жен. В основном это было привилегией богатых, состоятельных людей. Сегодня так называемые новые даргинцы чаще всего многоженцы, что подчеркивает их возросший социальный престиж. Отношения в даргинских семьях строятся на традиционной основе: мужчины занимают главенствующее положение, женщины — зависимое. Нужно отметить, что полигамия принимается некоторой частью молодых девушек, которые не против того, чтобы быть вторыми и третьими женами.Самым престижным общественным праздником даргинцев был обряд первой борозды, предназначенный обеспечить хороший урожай посредством системы обрядов охранительной, инициативной, посвятительной, умилостивительной, карпогонической (обеспечивающей плодородие) и других видов магии. Из мусульманских праздников особо ценятся день жертвоприношения (Курбан-байрам) и разговения (Ураза-байрам). Есть и другие обряды: Нового года (весной), вызывания и прекращения дождя, вызывания солнца, завершения уборки урожая, «делания» воды (очистка источников и канав), начала весенних работ в виноградниках, благодарения пашни. К природе, к животным и птицам даргинцы относятся трепетно, с любовью. На эту тему есть даже такая притча: «В одном из горных аулов случился пожар: загорелся дом. Всем аулом, кто в чем, кто чем, таскали воду из единственного родника и тушили пожар. Вдруг заметили, как ласточка летит к роднику, набирает в клюв капли воды, прилетает к дому, который горит и, капнув свои капли, летит за следующей порцией воды. Люди спросили ее: «Весь аул таскает воду и не может потушить огонь. Что сделают твои капельки?»— «В этом доме мое гнездо. Кроме того, каждое утро хозяин слушал мои песни» — ответила ласточка и полетела за новыми каплями».