Что не является методом дистанционного обучения. Методы и средства дистанционного обучения. Проблемы выпускника дистанционной формы обучения и пути преодоления

Методы дистанционного обучения

Метод (от греч. metodos - букв. путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Метод обучения - это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения содержания учебного материала.

Методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, их классифицируют по нескольким основаниям:

§ методы взаимодействия обучающихся и обучающих с информационно-образовательной средой и между собой (активные и интерактивные);

§ методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы трансляции учебных материалов (кейс-технология, ТВ-технология, сетевая технология);

§ методы стимулирования учебной деятельности (методы развития

интереса и методы развития ответственности);

§ методы контроля и самоконтроля (индивидуальные и групповые,репродуктивные и творческие, синхронные и асинхронные).

Из известной совокупности приемов обучения, используемых в традиционной дидактике и включающих в себя 24 наименования, для ДО могут быть рекомендованы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение.

Средства дистанционного обучения

Средства дистанционного обучения разделяются на обучающие, средства доставки учебных материалов, средства организации общения, средства организации совместной работы.

К обучающим средствам относят:

· учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);

· сетевые учебно-методические пособия;

· компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

· аудио и видео учебно-информационные материалы;

· лабораторные дистанционные практикумы;

· тренажеры с удаленным доступом;

· базы данных и знаний с удаленным доступом; электронные библиотеки с удаленным доступом;

· средства обучения на основе экспертных обучающих систем (ЭОС) и геоинформационных систем (ГИС).

В дистанционном обучении используются традиционные формы обучения: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др. Однако, все эти формы адаптированы для обучения на расстоянии, использующего инфокоммуникационные технологии.

При дистанционном обучении традиционные лекции невозможны из-за удаленности преподавателей и студентов, распределенного характера учебных групп и т.д. Между тем главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом - остается актуальным и для дистанционного учебного процесса. Отсюда возникает необходимость в обеспечении лекционных занятий для дистанционного обучения. При этом необходимо специально позаботиться о том, чтобы максимально сохранить основные черты традиционной лекции: эмоциональное воздействие лектора на слушателей; систематический контакт сознания, чувства, воли, интуиции, убежденности педагога с внутренним миром слушателя (передача личностного неявного знания). В дистанционном обучении практикуют видеолекции, мультимедиалекции.

Видеолекция в записи (off-line-видеолекция) - это лекция преподавателя, записанная на видеопленку, дополненная мультимедиа приложениями.

Видеолекция в реальном режиме времени (on-line-видеолекция) - это видеодиалог преподавателя и слушателя, происходящий в реальном времени и позволяющий осуществлять «живое» общение в процессе обучения. On-line-видеолекции проводятся с помощью систем видеоконференцсвязи, посредством которых также практикуется web-трансляция лекций, т.е. демонстрация публичных (аудиторных).

Интерактивные компьютерные видеолекции с синхронной демонстрацией слайдов (интерактивные видеолекции с синхронными слайдами) представляют собой программу, позволяющую демонстрировать на экране компьютера (мультимедиа проектора) окно с видеоизображением лектора и окно слайдов, которые автоматически меняются в соответствии с воспроизводимым фрагментом видеоряда. На экране отображаются также средства навигации по содержанию видеолекции с помощью гиперссылок. Дополнительно имеются кнопки включения режимов воспроизведения и паузы, перехода к началу слайда (для повторного воспроизведения связанного с ним фрагмента видеоряда), к предыдущему слайду, к следующему слайду, к началу и концу видеолекции.



Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт и перспективы использования

Дистанционных форм обучения при изучении иностранного языка.

Введение……………………………………………………………………2

Основная часть:

I.Дистанционное обучение и его возможности.……………………. …...3

II.Практическое использование и формы дистанционного обучения…..4

III.Перспективы дистанционного обучения….…………………………...7

Заключение……………………………………………………………….…9

Список литературы и Интернет - ресурсов……..……………….………10

ВВЕДЕНИЕ

В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

  1. потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
  2. работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
  3. при заочной (экстернатной) форме обучения;
  4. выполнение проектов и исследовательских работ;
  5. работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
  6. увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

  1. создания образовательного пространства;
  2. формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
  3. развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

I.ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ

Дистанционное обучение как новая форма обучения и, соответственно как новая форма образования активно формируется и развивается в нашей стране. Цель его дать учащимся элементы универсального образования, позволяющее им адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в системе мировой и национальной культур. Это обучение строится на основе современных информационных технологий, которые позволяют быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого.

Под дистанционным обучением в средней школе следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий. Дистанционное обучение – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет. Дистанционное обучение можно использовать также для повышения квалификации и переподготовки учителей.

В качестве основы дистанционного обучения целесообразнее всего использовать компьютерные телекоммуникации, которые предоставляют:

Возможности дистанционного обучения английскому языку позволяют шире и глубже, чем традиционные методы и методики использовать образовательный потенциал учебного предмета. Целью дистанционного обучения является не столько обучение готовым фактам и действиям, сколько принципам ориентации в материале, в первую очередь, с помощью источников. Анализ материалов сети Интернет показывает, что дистанционным обучением для школьников сегодня занимается целый ряд государственных и коммерческих центров, сетевых образовательных сообществ.

“Пионером" среди центров дистанционного обучения выступил "Эйдос", который работает под эгидой Российской академии образования. Наиболее важную часть дистанционного обучения у нас составляет участие во Всероссийских дистанционных олимпиадах, конкурсах и конференциях, как для учащихся, так и для педагогов, а также, вебинары и дистанционное тестирование, проводимые на различных сайтах для обучающихся иностранным языкам, а в частности английскому языку. Среди них стоит отметить такие как: Педагогическая планета-центр новых образовательных технологий, Академия успеха,Vsekonkursy.ru, Мир конкурсов, сетевое образовательное сообщество Открытый класс, российские центры City & Guilds,Портал для учителей английского языка Englishteachers, Nsportal- социальная сеть работников образования, Prosv.ru –из-во «Просвещение». Так же проводят конкурсы на английском языке сайты Star travel и Amber Star.

II.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ФОРМЫ ДИСТАНИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Использование дистанционной формы обучения педагогом в своей деятельности современно, так как это диктуется временем, необходимо, так как является фактором взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и личностного развития учащихся, и, наконец, рационально, так как создает максимально благоприятные условия для овладения обучающимися социально накопленным опытом, заключенным в содержании обучения. Но как наработать навыки использования сети Интернет в организации сетевой деятельности учащихся, подготовить их (и себя тоже) к «специально организованной совместной работе учащихся в сети»? В этом, я думаю, учителю поможет опыт проведения дистанционных учебных проектов по предмету.
Дистанционный учебный проект в школе «рассматривается, как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата этой деятельности, организованной на основе компьютерной коммуникации». Такие проекты в отличие от проектов, проводимых в классе на уроке по какому-либо предмету, всегда межпредметны, так как требуют привлечения знаний из разных предметных областей.
Такие проекты могут быть:

Исследовательскими (в виде одновременно проводимого анализа данных);
творческими, игровыми (в виде телекоммуникационных экскурсий, конкурсов, игр-викторин);
информационными (в виде обмена различной информацией);
практико-ориентированными (в виде электронных публикаций: газет, журналов, альманахов) и др.

При проведении тех или иных видов дистанционных проектов могут обсуждаться вопросы из совершенно различных областей знаний. Приступая к работе над дистанционным проектом, учитель должен быть готов к работе с новым содержанием, новыми методами и организационными формами обучения, к интересному использованию компьютера в учебном процессе, к организации совместной работы учителей различных предметов. В процессе работы с учащимися над дистанционным учебным проектом учитель
управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора познавательной деятельности учащихся;
мотивирует познавательную деятельность ученика за счёт коммуникации, взаимопонимания, положительного отношения к предмету;
организует самостоятельную работу, включая работу с источником знаний;
использует групповые способы обучения, включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;
организует помощь в процессе деятельности ученику, группе, проявляет внимание к результатам самостоятельной деятельности;
создаёт ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику;
создаёт положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений.
организует самоанализ собственной деятельности учеников и формирует их адекватную самооценку.

Работа над дистанционным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. В процессе такой работы происходит самостоятельное освоение участниками проекта комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций. Её результатом является создание собственного интеллектуального продукта в современной электронной форме, предназначенного для активного применения в школе, в образовательной деятельности всех участников учебного процесса. В 2011-2012 учебном году в школе я и мои ученики работали над дистанционными творческими проектами для участия в таких конкурсах:

1. Всероссийский дистанционный конкурс «Школьный кроссворд». Команда учеников 8-х классов получила Диплом -3 место. 2. 3-й Международный конкурс сочинений на английском языке. Ученики 7-х классов получили сертификаты, а школа получила Диплом за активное участие в конкурсе сочинений. 3. Всероссийский дистанционный конкурс «Мозаика презентаций» для педагогов. Я и моя коллега (мы работали в соавторстве) получили Диплом-2 место.

  1. Каждый из них предполагал активную коммуникативную и информационную деятельность учащихся и педагогов в сети.

Как результат, мы готовы участвовать в более сложных конкурсах, конференциях и олимпиадах “он лайн”, так как все участники проектной деятельности:
стали активными пользователями сети Интернет,
научились искать информацию в различных источниках и оценивать ее с позиций полезности и реалистичности для проекта,
использовать для поиска информации и общения социальные сервисы Интернет,
размещать свои материалы в сети,
оценивать продукт своей деятельности и себя в процессе работы. Если подвести итог, то в процессе работы над проектом:
1. Все ученики, выполнившие проектную работу, начинают лучше учиться, у них формируется умение более правильно оценивать свои возможности, то есть повышается самооценка; вырабатывается способность самостоятельно добывать знания, инициативность, целеустремленность, умение анализировать и «отсеивать» информацию.
2. В реализации предлагаемых проектов заинтересованы все:
ученик занят работой и развитием своего творческого потенциала (применением знаний в новых ситуациях) с перспективой получить несколько оценок по предмету;
учитель заинтересован в повышении знаний и интеллекта учащихся, их занятости творчеством;
родители - в благополучной успеваемости их ребёнка, в перспективе вырастить ребёнка с умной головой, а ещё и с «золотыми» руками.
3. Методическая база школы пополняется большим количеством мультимедийных приложений, которые широко используются на различных уроках.

III.ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Несомненно, основной целью дистанционного обучения является качественная подготовка учащихся к поступлению и успешному обучению в вузе или другом профессиональном учебном заведении, либо освоению профессии в более короткие сроки и непосредственно по завершению среднего образования. Безусловно, что те же задачи стоят и перед традиционным (очным) образованием. Но всегда ли они решаются, и насколько успешно? В школах для углубления, расширения и специализации знаний организуются профильные, предпрофильные и элективные курсы различной направленности, вузы с той же целью предлагают подготовительные курсы. Замечательно, если выбранное учебное заведение находится в пределах проживания школьника, а выбранная профессия соответствует направленности школьных профильных (предпрофильных и элективных) курсов, если же нет? В состоянии ли тематика вышеназванных курсов охватить весь спектр (или хотя бы большинство) профессий, которые может предпочесть будущий выпускник? Обладают ли школьные учителя необходимой подготовкой, чтобы вести столь многообразные и разнопрофильные курсы? Достаточно ли ресурсов у школы для преодоления всех этих трудностей? Очевидно, что вряд ли можно ответить на эти вопросы положительно.

Конечно, можно достичь определенных успехов, привлекая для работы на профильных и т.п. курсах преподавателей вузов, но целесообразно ли это? Не слишком ли дорого обойдется Министерству Образования такое решение проблемы, если, допустим, наполняемость групп на курсах будет в пределах 1-3 человека (что неминуемо произойдет в случае большого разброса интересов учащихся)? Помочь школе в преодолении этих трудностей может, на мой взгляд, внедрение дистанционных курсов в качестве замены традиционных профильных и элективных курсов. К неоспоримым преимуществам, возникающим при данной замене, можно отнести:

  1. возможность расширенного выбора курсов по сравнению с предлагаемыми школой, либо другими учебными заведениями по месту жительства,
  2. полное решение кадровой проблемы вследствие территориально неограниченного выбора преподавателей,
  3. возможность экономии средств, предназначенных на обучение школьных учителей для подготовки их к преподаванию на профильных и т.п. курсах,
  4. возможность повышения квалификации учителей без посещения ими специализированных подготовительных курсов, так как, курируя учеников, занимающихся на дистанционном курсе, они волей-неволей пройдут его вместе с учениками,
  5. снижение затрат на профильную или предпрофильную подготовку учащихся вследствие возможности оптимизировать наполняемость групп при неограниченном регионально наборе на курсы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение с помощью сетевых технологий становится популярным способом приобретения новых знаний и навыков, так необходимых на современном рынке труда. Распространение виртуальных форм обучения, охватив некоторую группу студентов и взрослого населения, набирает обороты теперь и в школах.

Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное обучение школьников дает им дополнительный стимул для одновременного расширения и углубления знаний при обучении иностранным языкам, как минимум, по двум важным предметам: английскому языку и информатике. Анализ деятельности дистанционных форм обучения показал, что кроме основной цели – умения разрабатывать проекты, учеба и выполнение заданий в дистанционном режиме помогает:

  1. научиться работать с сетевыми технологиями,
  2. научиться осуществлять поиск информации в Интернете,
  3. закрепить правила работы с электронным текстом и увеличить скорость его набора,
  4. устранить пробелы в знаниях MS Windows,
  5. изучить технологию работы в тестовых программах,
  6. изучить отдельные приемы работы в программе Adobe Photoshop,
  7. развить навыки письменной речи, научиться более четко и лаконично формулировать свои мысли,
  8. получить некоторые навыки рефлексии своей деятельности,
  9. научиться планировать свою деятельность,
  10. понять, что в творческих работах (а работа по созданию проекта, несомненно, творческая) нет мелочей, и таким образом усилить чувство ответственности за свою работу,
  11. научиться доводить начатое дело до конца, устранять недочеты и ошибки, критически оценивать свою работу,
  12. достичь определенного прогресса в воспитании художественного вкуса, чему очень способствовали как уроки по дизайну кроссворда, так и советы преподавателей в выборе элементов оформления презентаций,
  13. расширить межкультурные связи,
  14. пробудить любознательность, вкус к учебе и желание дальнейшего приобретения новых знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:

  1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. М.:МГОУ, 2006. – 167 с.
  2. Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного. http://e-college.ru/elearning/analytics/a0004/

МИНОБРНАУКИ

РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»

Контрольная работа

По дисциплине: Студент в среде e-learning

На тему: 1. Методы и средства дистанционного обучения

Роль МЭСИ в развитии дистанционного образования в России

Выполнил

Студент 1 курса заочной формы обучения

Группы ЗЭЭ-101

Тимощенко В.А.

Проверил

Соколина Е.Н.

Рязань 2011

Введение

Глава 1. Методы и средства дистанционного обучения

1Понятие и назначение дистанционного обучения

2Методы дистанционного обучения

3Средства дистанционного обучения

Глава 2. Роль МЭСИ в развитии дистанционного образования в России

1 Создание Дистанционного образования в России

2 Роль МЭСИ в развитии ДО

Заключение

Библиографический список

Введение

В современную эпоху существования человеческой цивилизации, тогда, когда вследствие бурно развивающейся информатизации общественной и профессиональной жизни, актуальным стал вопрос о создании и развитии Дистанционного образовании.

Возможность создания и распространения дистанционного образования в мире появилась совсем недавно, а именно, с произошедшей информационной революцией и широким внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в массовую общественную жизнь.

Актуальность данной темы я вижу в том, что в современном меняющемся мире человеку довольно трудно угнаться инновационными тенденциями. Вот тут я вижу роль и место дистанционного образования и обучения. Это возможность без отрыва от трудовой профессиональной деятельность повышать свой уровень образования.

Цели данного исследования состоят:

üв рассмотрении понятия дистанционного образования и обучения;

üв изучении методов дистанционного обучения;

üрассмотрения существующих средств обучения;

üисследовании специфики развития ДО в России и роль МЭСИ в этом развитии.

Вопрос дистанционного обучения достаточно новый в условиях человеческой истории и теоритическая база по этому вопросу немного отстает от практическо-эмпирического опыта учебных и корпоративных учреждений. Но все же я постарался лаконично систематизировать существующий материал по этому вопросу и представить в данной работе основные значимые моменты.

Глава 1. Методы и средства дистанционного обучения

1Понятие и назначение дистанционного обучения

Чтобы было понятнее о чем будет идти речь в данной работе, я хотел бы сначала дать определения дистанционного образования и дистанционного обучения, так как они являются специфичными представителями существующих форм образовательной деятельности в России.

Дистанционное обучение можно определить, как целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе.

С развитием дистанционного обучения связывается надежда на решение ряда социально-экономических проблем:

üповышение общеобразовательного уровня населения;

üрасширение доступа к высшим уровням образования;

üудовлетворение потребностей в высшем образовании;

üорганизация регулярного повышения квалификации специалистов различных направлений.

Анализ известных форм получения образования показывает, что дистанционное обучение (ДО) также является формой получения образования, наряду с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом.

Дистанционное образование - это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза.

2Методы дистанционного обучения

Метод (от греч. metodos - букв. путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Метод обучения - это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения содержания учебного материала.

Методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, их классифицируют по нескольким основаниям:

§методы взаимодействия обучающихся и обучающих с информационно-образовательной средой и между собой (активные и интерактивные);

§методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы трансляции учебных материалов (кейс-технология, ТВ-технология, сетевая технология);

§методы стимулирования учебной деятельности (методы развития

интереса и методы развития ответственности);

§методы контроля и самоконтроля (индивидуальные и групповые,репродуктивные и творческие, синхронные и асинхронные).

Из известной совокупности приемов обучения, используемых в традиционной дидактике и включающих в себя 24 наименования, для ДО могут быть рекомендованы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение.

1.3 Средства дистанционного обучения

Средства дистанционного обучения разделяются на обучающие, средства доставки учебных материалов, средства организации общения, средства организации совместной работы.

К обучающим средствам относят:

·учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);

·сетевые учебно-методические пособия;

·компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

·аудио и видео учебно-информационные материалы;

·лабораторные дистанционные практикумы;

·тренажеры с удаленным доступом;

·базы данных и знаний с удаленным доступом; электронные библиотеки с удаленным доступом;

·средства обучения на основе экспертных обучающих систем (ЭОС) и геоинформационных систем (ГИС).

При дистанционном обучении традиционные лекции невозможны из-за удаленности преподавателей и студентов, распределенного характера учебных групп и т.д. Между тем главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом - остается актуальным и для дистанционного учебного процесса. Отсюда возникает необходимость в обеспечении лекционных занятий для дистанционного обучения. При этом необходимо специально позаботиться о том, чтобы максимально сохранить основные черты традиционной лекции: эмоциональное воздействие лектора на слушателей; систематический контакт сознания, чувства, воли, интуиции, убежденности педагога с внутренним миром слушателя (передача личностного неявного знания). В дистанционном обучении практикуют видеолекции, мультимедиалекции.

Видеолекция в записи (off-line-видеолекция) - это лекция преподавателя, записанная на видеопленку, дополненная мультимедиа приложениями.

Видеолекция в реальном режиме времени (on-line-видеолекция) - это видеодиалог преподавателя и слушателя, происходящий в реальном времени и позволяющий осуществлять «живое» общение в процессе обучения. On-line-видеолекции проводятся с помощью систем видеоконференцсвязи, посредством которых также практикуется web-трансляция лекций, т.е. демонстрация публичных (аудиторных).

Интерактивные компьютерные видеолекции с синхронной демонстрацией слайдов (интерактивные видеолекции с синхронными слайдами) представляют собой программу, позволяющую демонстрировать на экране компьютера (мультимедиа проектора) окно с видеоизображением лектора и окно слайдов, которые автоматически меняются в соответствии с воспроизводимым фрагментом видеоряда. На экране отображаются также средства навигации по содержанию видеолекции с помощью гиперссылок. Дополнительно имеются кнопки включения режимов воспроизведения и паузы, перехода к началу слайда (для повторного воспроизведения связанного с ним фрагмента видеоряда), к предыдущему слайду, к следующему слайду, к началу и концу видеолекции.

Глава 2. Роль МЭСИ в развитии дистанционного образования в России

1 Создание Дистанционного образования в России

В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. так понимается понятие образования:

целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Современная социально-экономическая ситуация в стране и в системе образования такова, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах.

Существуют разнообразные категории лиц, которые остро нуждаются в образовательных услугах, но не имеют возможности получить их традиционным способом в рамках сложившейся образовательной системы.

После принятия в 1994г. Концепции создания и развития единой системы ДО в России количество вовлеченных в нее образовательных учреждений стремительно растет. Если год назад их было несколько десятков, то сейчас более сотни. Для развития и координации усилий в области ДО созданы соответствующие органы в Министерстве Общего и профессионального образования РФ, Евразийская Ассоциация ДО, Ассоциация Международного образования, принята Концепция создания и развития Системы ДО РФ и проведен ряд других мероприятий.

Создание единой системы дистанционного образования приобретает особую актуальность для России в силу:

·необходимости кадрового обеспечения социально-экономических реформ в стране;

·требования логики развития системы развития образования и общества в целом, где определяющими становятся потребности каждого отдельного человека;

·важности достижения нового уровня доступности образования при условии сохранения его качества;

·развития международной интеграции в образовании при усилении конкуренции на мировых рынках образовательных услуг.

2.2 Роль МЭСИ в развитии ДО

Значительный вклад в популяризацию и обеспечение организационной и научной поддержки ДО внесли всероссийские, а затем и международные конференции по дистанционному образованию, организуемые Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и Евразийской ассоциацией дистанционного образования (ЕАДО).

Однако процесс развития ДО в России сдерживался и сдерживается традиционными для России причинами - отсутствием приемлемого для этой технологии материально-технического обеспечения, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями связи и низким материальным и моральным стимулами для преподавателей.

Дистанционные образовательные технологии используются и в военном образовании, а также в профессиональной переподготовке военнослужащих уволенных или увольняемых в запас.

С 1995 года единственным образовательным учреждением в Российской Федерации, планомерно внедряющим дистанционные образовательные технологии в системе профессиональной переподготовки военнослужащих, увольняемых и уволенных в запас, является Центральный институт конверсии военных кадров Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ЦИКВОК МЭСИ). Особенностью его деятельности является то, что, все его учебные программы разработаны МЭСИ как гражданским образовательным учреждением на основе государственных образовательных стандартов - от программ профессиональной переподготовки до программ второго (гражданского) высшего профессионального образования. Методологическую поддержку деятельности ЦИКВОК оказывает Институт дистанционного образования МЭСИ (http:\\ www.ido.ru).

Для координации усилий в области ДО созданы соответствующие структуры: Межвузовский центр ДО РФ на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ).

Роль на российской платформе ДО заключается также и в курировании ряда сети региональных центров. Региональные центры не входят в состав ИДО МЭСИ, а лишь являются официальными партнерами. На основе отношений франчайзинга ИДО МЭСИ координирует деятельность более 260 образовательных учреждений, где с их помощью обучается более 50 тыс. студентов. Партнеры находятся в России и за рубежом (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Украина, страны Балтии, Германия, Кипр, США и др.).

Ряд российских вузов ведет разработку собственных программ ДО. Так Московский автомобильно-строительный институт (МАСИ) начал заочное обучение русскоязычного населения в Прибалтике с использованием технологий дистанционного обучения. Интересный опыт по организации дистанционного повышения квалификации преподавателей Марийского государственного технического университета накоплен в Московском энергетическом институте (техническом университете). Однако первую попытку создать широкомасштабную систему ДО в рамках бывшего СССР предпринял МЭСИ.

Центр (институт) ДО МЭСИ был создан в начале 1994 г. Начав с ряда проектов по предоставлению зарубежного образования, в частности, увольняемым в запас офицерам, МЭСИ приступил вскоре к созданию собственных дистанционных курсов. В настоящее время система ДО распространилась на многие российские регионы. В планах - создание филиалов во всех регионах и странах СНГ.

Роль МЭСИ с развитии ДО в России также заключается в подготовке тьюторов. Тьютор - это преподаватель-консультант, который курирует и в итоге оценивает уровень знания обучающихся в ДО. Обучение тьюторов проводится на 3-5 дневных семинарах по конкретным курсам. Успешно прошедшие тестирование тьюторы получают именные сертификаты, дающие право заключить контракт с МЭСИ.

дистанционный образование военный

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя вопрос дистанционного образования в России, я увидел их интересными и насущными для мировой человеческой цивилизации на данном этапе развития, для Российской Федерации, со своей спецификой, и непосредственно для себя - как для члена социума.

Рассматривая поставленные цели и задачи в данной работе, я хотел бы подвести краткие выводы.

Дистанционное образование - это особая достаточно новая форма получения образования, имеющая своеобразную специфику, которая получила возможность создания и развития с формированием и широкой доступностью коммуникаций.

Методы дистанционного обучения включают разнообразные формы и отношения, подробно рассматриваемые выше.

Также существуют специфические средства обучения: сетевые учебно-методические пособия, аудио и видео учебно-информационные материалы, тренажеры с удаленным доступом, электронные библиотеки с удаленным доступом и др.

Роль Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) в развитии дистанционного образования в России значительна. Одним из первых стал МЭСИ в обозначении необходимости внедрения в российскую систему образования и распространении ДО в регионах.

МЭСИ создал свой Институт Дистанционного Образования, который внес большой вклад с создание теоритической основы ДО России.

Начав с ряда проектов по предоставлению зарубежного образования, в частности, увольняемым в запас офицерам, МЭСИ приступил вскоре к созданию собственных дистанционных курсов.

Значительный вклад МЭСИ выявлен также создание курсов по подготовки тьюторов - преподавателей ДО.

Личное отношение к исследуемой теме у меня сложилось положительное. В первую очередь потому, что я увидел актуальность и непосредственную практичность рассматриваемых вопросов для современного человека, особенно для молодого человека, которым я являюсь. Для меня дистанционное образование актуально, потому что обладает рядом преимуществ перед другими формами образования, главное из которых является неотрывность от профессиональной и трудовой деятельности. Вопрос дистанционного образования я рассматриваю для себя как возможное развитие моей образовательной деятельности и, в частности, это может быть связано с МЭСИ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: Издательство МЭСИ, 1999. - 196 с.

2.www.mon.gov.ru - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - 12.11.2011

Www.consultant.ru - Официальное документ Федеральное постановление - Библиотека «Консультант Плюс». - 12.11.2011

Www.ugatu.ac.ru - Официальный сайт Уфимский государственный авиационный технический университет. - 14.11.2011

Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования соответственно в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования .

Содержание обучения можно определить как педагогическую модель социального заказа, процесс обучения, методы и организационные формы его реализации определяются его содержанием. При отборе содержания при ДО целесообразно пользоваться общими принципами и рекомендациями. При этом необходимо учитывать дополнительные ограничения на объект (субъект) обучения, который может находится на большом расстоянии, и (или) иметь особый временной график жизнедеятельности, и (или) физиологическую невозможность обучатся традиционно и др. причины. Кроме того, должны быть учтены те обстоятельства, что при дистанционном обучении не по всем специальностям можно проводить подготовку специалистов. В содержании дистанционного обучения можно ориентироваться перечнем направлений подготовки специалистов и специальностей по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается " .

Законодательно название обучающимся в системе дистанционного обучения (как это принято в традиционной системе образования - воспитанники, ученики, студенты) не определено. Часто их называют слушателями. Основу образовательного процесса при ДО составляет самостоятельная работа в удобном месте, темпе и времени. При этом слушателям предоставляется возможность в зависимости от модели обучения (при разных вариантах обучения) общаться как с преподавателем, так и между собой. Это может происходить, как очно, так и посредством средств НИТ (электронной почты, видеоконференцсвязи, телефона).

Очевидно, что к слушателю ДО предъявляются высокие требования к личностным качествам: настойчивости, целеустремленности, честности и др. Они должны владеть основами методики и техники самостоятельной работы, самостоятельного приобретения и пополнения знаний при наивысшей мотивированности. Кроме того, для эффективного обучения они должны обладать навыками работы со средствами НИТ.

Обучение в системе ДО требует определенной готовности к обучению, т.е. стартового уровня образования (определенного начального набора знаний, умений, навыков) и, кроме того, технического обеспечения рабочего места. Очевидно, что должно быть и соответствующее материально-техническое обеспечение рабочего места обучающегося.

Как и в традиционном учебном процессе главным звеном обеспечения высокой эффективности образовательного процесса является преподаватель. Значительная специфика дидактического процесса ДО вызвала необходимость ввести в российской практике для обозначения обучающего термин "тьютор". Поскольку важнейшим элементом системы ДО является институт тьюторов, то вопросам их подготовки посвящен раздел в Концепции ДО . В идеале тьютор должен демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические возможности получения максимального педагогического результата. Функции тьютора зависят от принятой в системе дистанционного обучения модели обучения. Тьюторами могут быть как штатные преподаватели вузов, так и лица, имеющие другие профессии и привлекаемые на условиях совместительства или почасовой оплаты труда. В условиях ДО основной задачей тьютеров является управление самостоятельной работой слушателей, что предполагает выполнение ими следующих функций: формирование побуждающих мотивов; постановка целей и задач; передача знаний, опыта; организационная деятельность; организация взаимодействия между слушателями; контроль процесса обучения.

Исследования показали, что для дистанционного обучения, также как и для традиционного обучения применимы пять общедидактических методов обучения, разработанных И.Я. Лернером, а именно: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.

В образовательном процессе дистанционного используются следующие средства обучения : книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах, аудио учебно-информационные материалы, видео учебно-информационные материалы, лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры, базы данных и знаний с удаленным доступом, электронные библиотеки с удаленным доступом, дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем, дидактические материалы на основе геоинформационных систем.

Учебно-материальная подсистема - это важная составная часть ДСДО, неразрывно связанная с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса. Она находится в подчиненном положении по отношению к целям обучения. Полувековой опыт всех развитых стран мира наглядно продемонстрировал, что систематическое расширение и усложнение учебно-материальной подсистемы образовательного учреждения - непременное условие нормального функционирования образования, повышения его экономической и социальной роли.

Традиционная учебно-материальная подсистема включает в себя материальные условия, средства обучения и объекты изучения, т.е. комплекс материальных и технических средств, необходимых для обучения по установленным направлениям подготовки в соответствии с учебными программами. Она включает в себя учебные и учебно-вспомогательные помещения; лабораторное оборудование, технические средства обучения, учебники, учебные пособия и другие учебно-методические материалы. Значимость учебно-материальная подсистемы подчеркивается в выделении принципа "соответствия ее содержанию обучения и дидактической системе" и включение ее в перечень элементов дидактической системы. Т.к. ДО в значительной степени базируется на средствах НИТ, значение этой подсистемы особенно возрастает.

Анализ и проектирование больших человеко-машинных систем, в числе которых находится система дистанционного обучения, на современном этапе немыслимо без финансово-экономической оценки, поскольку современная теория экономики образования рассматривает образование как товар. Как отмечал директор НИИ ВО А.Я. Савельев, "Сегодня появились новые технические и педагогические возможности и средства, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержание обучения. Главный вопрос, который при этом надо решать - сколько это будет стоить и какое время потребуется для реализации этих идей" .

Значимость этой подсистемы определяется тем, что в условиях рынка образовательных услуг и отсутствия финансирования практическая деятельность образовательного учреждения дистанционного обучения, как аналога промышленного предприятия, строится на продаже образовательных услуг и "зарабатывании" тем самым денег на проведение и совершенствование образовательного процесса. Кроме того, каждый педагог и администратор в условиях рынка должен быть знаком с экономикой образования в части организации и оплаты труда, финансирования затрат на образование, методами оценки социально-экономической эффективности образования.

Отечественный и зарубежный опыт показал экономическую эффективность ДО. Тем не менее, экономическая оценка ДО, так же, как и педагогическая, должна быть проделана при проектировании системы дистанционного обучения, при мониторинге образовательного процесса.

В образовании, как важнейшем институте общества, все большее значение приобретает правовая форма. Совершенствование и развитие системы образования невозможно без совершенствования законодательства об образовании. Очевидно, что все новации будут обречены на неудачу, если в процессе развития системы образования не уделить необходимого внимания законодательству.

Педагогические и трудовые отношения в образовательных учреждениях (ОУ) в настоящее время урегулированы действующим законодательством, правилами и инструкциями. Основные документы регламентирующие педагогический процесс и деятельность преподавателей в вузах : Закон "Об образовании" , Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования , Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по направлению, Государственный образовательный стандарт, Устав военно-учебного заведения, Директива МО РФ №Д-43 "О введении в действие норм учебной нагрузки, планирования и учета труда преподавательского состава в вузах МО" и др.

Как обстоят дела с системой диагностического обучения? Приходится констатировать, что для ДО этот блок совершенно не разработан. Эта форма получения образования не прописана в Законе "Об образовании", хотя преподавание с использование дистанционных технологий в нем упоминается. Нет никаких законодательных актов о нормировании труда тьюторов и охране их интеллектуальной собственности и т.д. Аналогично обстоит дело с нормативно-правовой поддержкой слушателей, которое должно предоставлять им такой неполный перечень юридической поддержки: поступление в систему, получение итоговых квалификационных документов государственного образца, использование всех правил и льгот студентов-заочников и лиц, повышающих квалификацию в соответствии с нормативными актами и документами Правительства РФ и Минобразования РФ, выбор сроков обучения, осуществления перерывов в обучении, параллельного обучения, формирование индивидуального учебного плана на основе программ курсов, предлагаемых различными учебными заведениями, различных форм обучения, признания результатов освоения курсов, изучаемых в рамках лицензированных программ различных учебных заведений. Из сказанного следует, что срочно должно быть разработано нормативно-правовое обеспечение дистанционного обучения.

Контроль усвоения студентами, слушателями и курсантами учебного материала и оценка их знаний и умений является составной частью ДСДО. Дистанционное обучение обусловливает как повышение требований к системе контроля, так и придает ей определенную специфику. Контроль, также как и в традиционном учебном процессе, несет проверочную, обучающую, воспитательную, организующую функции и может быть входным, текущим, периодическим, итоговым (выходным).

Особенностью ДО является входной контроль, цели и задачи которого - оценка у поступающего знаний, ориентаций и мотивов; анализ и оценка уровня развитости его профессиональных качеств и способностей, построение соответствующего социально-психологического портрета с тем, чтобы выбрать эффективные средства и методы обучения с выходом на максимальную индивидуализацию работы с каждым обучающимся. Все это в противоположность цели вступительных экзаменов в традиционном процессе, где он служит в основном, для отбора кандидатов на учебу.

В условиях ДО повышается вероятность фальсификации обучения, а также проблемы контроля образовательного процесса на расстоянии. Поэтому требуются специальные технические средства, приемы и методики, позволяющие решить эти проблемы. В настоящее время вопрос решается бессистемно, на эмпирическом уровне.

Применительно к системе образования маркетинг следует трактовать в широком смысле, понимая под ним систему знаний об организации образовательного процесса и управления им в условиях острой конкуренции и необходимости первоочередного учета требований потребителей .

Подсистема маркетинга при ДО выполняет традиционные функции, присущие маркетингу промышленного предприятия, для которых она традиционно является системой управления производством и сбытом продукции, ориентированной на рынок, покупателя. Товар в данном случае - это образовательные услуги, под которыми понимается, как это следует из нормативных документов, - "обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами" .

К числу основных принципов маркетинга образовательных услуг, которыми необходимо пользоваться при организации деятельности ОУДО относят: тщательный учет состояния и динамики потребностей рынка образовательных услуг в номенклатуре потребных направлений подготовки, количестве и качестве требуемых для страны специалистов, максимальное приспособление производства образовательных услуг, включающие в себя, формирование направлений подготовки специалистов, разработку учебных планов и программ, разработку учебно-методического обеспечения, подготовку преподавателей и т.д. к требованиям рынка, активное воздействие на спрос, рынок и другие условия реализации с помощью всех доступных законных средств.

Результативность маркетинговых мероприятий во многом определяется своевременной выработкой концепции. Анализ известных концепций маркетинга показал, что для системы дистанционного обучения лучше всего подходит концепция социально-этического маркетинга. Она исходит из необходимости гармонизации интересов потребителей, общества в целом и предприятия. ОУДО в своей деятельности должно руководствоваться не только интересами и запросами отдельного потребителя или их групп, но и интересами и потребностями общества в целом.

Маркетингу образовательных услуг присуща следующая совокупность видов маркетинговой деятельности: маркетинговые исследования, включающие в себя сбор, обработку, учет и анализ всей информации, необходимой для принятия управленческих решений, планирования деятельности ОУДО, планирование специальностей и количество подготавливаемых специалистов, продвижение образовательных услуг, именуемое в традиционном промышленном маркетинге как сбыт и распределение в национальном и международном масштабе, реклама и стимулирование продвижения образовательных услуг.

В педагогической практике вузов выработались хорошо известные формы (виды) обучения. Наиболее распространенные из них: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, экзамены и др.

Аналитический обзор методик дистанционного обучения

Сущность методики дистанционного обучения

ИКТ-технологии активно внедряются в педагогическую практику. Отработаны модели организации сетевого взаимодействия разных образовательных учреждений, дистанционного обучения в рамках одного образовательного учреждения, сформированы индивидуальные учебные планы, индивидуальные расписания и учебные программы, но методы взаимодействия учителя и ученика в дистанционном режиме обучения остаются недостаточно разработанными. В научных источниках до сих пор отсутствует единая классификация методов, методик и технологий ДО. Здесь скрыты резервы и возможности перестройки учебного процесса, моделирования в нем творческих ситуаций, поиск новых индивидуальных и коллективных форм обучения, мобилизующих возможности и стимулируя сотворчество педагогов и обучающихся.

По определению доктора педагогически наук, профессора, заведующей лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО Е.С. Полат: понятие дистанционности применимо к той форме обучения, в которой учитель и учащиеся разделены между собой расстоянием, что и привносит в учебный процесс специфические формы взаимодействия. Дистанционное обучение - это новая форма обучения, которая уже существует наряду с очной формой, заочной, экстернатом. В дистанционной форме обучения отражены общие закономерности педагогики, педагогической психологии, дидактики и частных методик, что обуславливает наличие всех компонентов (цели, задачи, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), но реализуются они специфичными средствами интернет-технологий, принципиально отличающимися от традиционных средств обучения. Дистанционная форма обучения предусматривает постоянный, систематический контакт с учителем. Опора на общепедагогические закономерности обучения предусматривает использование специфических методов и форм дистанционного обучения в сочетании с традиционными образовательным технологиями.

Рассмотрим специфику дистанционного обучения. Специфика дистанционного обучения такова:

1) Осуществляется средствами компьютерных телекоммуникаций;

2) Применяются специфические методики обучения – синхронная и асинхронная;

3) Имеет специфические формы занятий.

Такими формами являются:

1) Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

2) Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимые с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы комбинированием синхронного и и асинхронного характера взаимодействия учеников и педагогов. Телеконференции проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner).

При дистанционном обучении общение между учащимся и преподавателем происходит отстранённо, посредством телекоммуникаций. В практике применения дистанционного обучения используются специфические методики синхронного и асинхронного обучения. Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени – on-line общение. Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени – так называемое off-line общение.

Эти методики отличаются характером взаимодействия учителя и ученика. Так, синхронная методика дистанционного обучения предполагает активное взаимодействие преподавателя и учащегося и, таким образом, большую нагрузку и на учащегося, и на преподавателя (тьютора). На первый план выступает учитель, вовлекающий и «тянущий» за собой своих учащихся. При асинхронной методике дистанционного обучения больше ответственности за прохождение обучения возлагается на учащегося, на его самостоятельность. Здесь на первый план выдвигается самообучение, индивидуальный темп обучения, регулирование этого темпа обучения. Преподаватель (тьютор) при асинхронной методике дистанционного обучения выступает консультантом, но в меньшей степени, чем при синхронной методике дистанционного обучения.

В последнее время большинство специалистов пришли к выводу, что наибольшей эффективности при дистанционном обучении можно достичь при использовании смешанных методик дистанционного обучения. Термин «смешанное дистанционное обучение» подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронной, так и из элементов асинхронной методики обучения.

Методы дистанционного обучения должны «сглаживать» возможные проблемные зоны «отстранённого обучения». Поэтому, чтобы быть эффективными для конкретного учащегося, должны отвечать ряду характеристик:

1) Быть более личностно-ориентированы на учащегося и его состояние здоровья с учётом заболевания, предполагать более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организацию, постановку цели и задач обучения, доставку необходимых учебных материалов;

2) Выделять в качестве ключевого понятия дистанционного обучения – интерактивность, обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, предоставлять возможность группового обучения;

4) Осуществлять обратную связь как оперативную, пооперационной, так и отсроченную в виде внешней оценки;

4) Формировать и поддерживать мотивацию;

5) Обеспечивать выбор содержательного модуля программы, что позволяет обучаемому иметь возможность осознавать свое продвижение от модуля к модулю, даёт возможность бы выбора любого модуля по своему усмотрению или по усмотрениюучителя, в зависимости от уровня обученности.

Отличие дистанционных методов обучения от традиционных, заключается в следующем:

1)изменение знаниевой парадигмы на практико-ориентированную и деятельностную: «знать, чтобы уметь, чтобы знать»;

2) повышение роли самостоятельной работы школьника;

3) приобретение учеником умений, необходимых для дальнейшей жизни;

4) усиление личностной значимости образования.

Таким образом, методы дистанционного обучения, на наш взгляд, базируется на основе деятельностного обучения, используя индивидуальный, дифференцированый и личностно-ориентированный подходы.

Учитель моделирует для ученика ситуации, в которых формируется его компьютерная, функциональная, предметная грамотность на основе личных потребностей в процессе приобретения опыта.

На первый план в методике дистанционного обучения, как совокупности специфических и общепедагогических методов, выходит практическая задача, конкретная личная проблема, которую необходимо решить силами конкретного ребёнка. Приобретаемые знания являются не самоцелью, а способом решения задачи и средством выработки практических навыков. В этом заключается смысл деятельностного подхода. Учитель «накладывает» методы традиционного обучения (метод проблемного вопроса, критического мышления, проектов, игровые, здоровьесберегающие технологии и др.) на специфические методы дистанционного обучения. Основной целью дистанционного обучения становится декларация «знать, чтобы уметь, чтобы знать», продолжая мысли древних философов: «Учимся для жизни, а не для школы». Самостоятельность обучающихся приобретает особое значение в силу удаленности педагога и ученика друг от друга. Активизируются взаимодействия ученика и членов его семьи, помогающих при необходимости выполнять определенные операции на оборудовании (этап перехода от актуального уровня владения техникой при выполнении операций к ближайшему уровню). Одним из главных целевых ориентиров образовательного стандарта является такая перестройка процесса обучения на приоритет самостоятельной деятельности обучающегося, в том числе мыслительной.

В процессе обучения с помощью дистанционных методов происходит формирование компетентности учащегося как «пожизненного умения» или универсального учебного действия, которое остаётся со школьником на всю жизнь. Именно этого добиваются стандарты. Учителем строится функциональная, семантическая, процедурная и операционная модель обучаемого, учитывающая все индивидуальные особенности и запросы конкретного учащегося.

Традиционный подход подразумевает донесение до всех обучаемых одного и того же объёма информации. Гораздо больший потенциал у тех методик, которые дают разным детям разные рекомендации в зависимости от их индивидуальности. Индивидуальные рекомендации направлены на жизненный опыт конкретного ученика, его потребности и интересы, учитывают конкретные трудности, которые могут возникнуть у него на пути, - поэтому они и вызывают у него ответную реакцию. Человек воспринимает эти сообщения как адресованные лично к нему, и поэтому относится к ним с большим вниманием, лучше их запоминает и более ревностно им следует. В коре головного мозга включаются те зоны, которые активируются, когда он думает о себе самом, и благодаря этому значительно усиливаются процессы обучения, памяти и внимания.

Известно, что использование ИКТ обеспечивает повышение эффективности и качества процесса обучения; - обеспечение побудительных мотивов (стимула), обуславливающих активизацию познавательной деятельности; углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации при решении задач из различных предметных областей.


Похожая информация.