Анализ наиболее распространенных ошибок при сдаче ЕГЭ по обществознанию. Белянкова Е.И., Твирова Ю.А. Типичные ошибки ЕГЭ по обществознанию и пути их преодоления: опыт Тульского региона

За 2014-15 уч. год

Итоговое повторение по материалу курса Обществознание в 9 классе

«5» - нет

«4» - 2 чел.

«3» - 6 чел.

«2» - чел.

Качество знаний – 75 %

Процент успеваемости – 100%

Анализ контрольных работ по обществознанию и истории

За 2014-15 уч. год

Обществознание в 11 классе

«5» -2 чел.

«4» -

«3» -

«2» -

Качество знаний – 100%

Процент успеваемости – 100%

Итоговое повторение по материалу курса истории России в 11 классе

«5» - 2 чел.

«4»

«3»

«2»

Качество знаний –100%

Процент успеваемости – 100%

Типичные ошибки:


На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В

Анализ входного мониторинга по обществознанию в 10 классе

За 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу – 2 чел.

«5» - нет

«4» -1нет.

«3» - 1 чел.

«2» - нет

Качество знаний – 50 %

Процент успеваемости – 100%

Типичные ошибки: знание теоритического материала по политической сфере, большинство учащихся слабо владеют обществоведческой терминологией и имеют недостаточные знания в области экономики. Трудности возникают и с распознаванием признаков понятий и их характерных черт.

работа по обществознанию была представлена в 1 варианте.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ входного мониторинга по истории в 10 классе

За 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу –2 чел.

«5» - нет

«4» - 1 учащ.

«3» -1 чел.

«2» -нет.

Качество знаний – %

Процент успеваемости – 100 %


На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ входного мониторинга по обществознанию в 8 классе

За 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу – 10 чел.

«5» - чел.

«4» - чел.

«3» - чел.

«2» - чел.

Качество знаний – %

Процент успеваемости – %

Типичные ошибки: знание теоритического материала по политической сфере, недостаточные знания понятийного аппарата по теме « Политика», трудности с анализом правовых ситуаций.


На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ входного мониторинга по истории в 8 классе

За 2014 – 2015 учебный год

«5» - нет

«4» - 4 чел.

«3» - 5 чел.

«2» -1 чел.

Качество знаний –40 %

Процент успеваемости – 90 %

Типичные ошибки: хронология, сопоставление фактов, недостаточные знания теоретического материала по истории России 17 – 18 веков, учащиеся не умеют давать полную характеристику деятельности историческим деятелям, делают акцент только на один из аспектов деятельности.

работа по истории была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ входного мониторинга по обществознанию в 7 классе

За 2014 – 2015 учебный год

«5» -3 чел.

«4» -3 чел.

«3» - 5 чел.

«2» - 1чел.

Качество знаний – 50 %

Процент успеваемости – 92 %

Типичные ошибки: трудности с дачей точного определения понятиям, а также с формулировкой собственного суждения по темам « Человек» , « Труд».

Работа по обществознанию была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ входного мониторинга по истории в 7 классе

За 2014 – 2015 учебный год

«5» -

«4» - 5 чел.

«3» - 6 чел.

«2» -1 чел

Качество знаний – 42 %

Процент успеваемости – 92 %

Типичные ошибки: сложности с дачей ответов в развернутой письменной форме, трудности в аргументации собственной позиции, выявлении причинно-следственных связей и закономерностей исторического развития Руси 10 16 веков.

работа по истории была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ входного мониторинга по истории в 6 классе

За 2014 – 2015 учебный год

«5» - 3чел

«4» - 4 чел

«3» - 1 чел.

«2» -1 чел.

Качество знаний – 78 %

Процент успеваемости – 89 %

Типичные ошибки: сложности с дачей ответов в развернутой письменной форме, трудности в аргументации собственной позиции, выявлении причинно-следственных связей и закономерностей исторического развития стран Древнего мира.

работа по истории была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ контрольных работ по обществознанию в 9 классе

Количество учащихся, написавших работу – 12 чел.

«5» - нет

«4» - 4 чел.

«3» - 8 чел.

«2» - 0 чел.

Качество знаний – 33,3 %

Процент успеваемости – 100%

Типичные ошибки – наибольшие трудности связаны с

освоением темы « Политика» и « Экономика». Учащиеся не всегда умеют

иллюстрировать теоретические суждения.

Анализ контрольных работ по истории в 9 классе

За первое полугодие 2014-15 уч. год

Количество учащихся, написавших работу –7 чел.

«5» - 0 чел.

«4» - 2 чел.

«3» - 5 чел.

«2» - 0 чел.

Качество знаний –75%

Процент успеваемости – 100%

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ контрольных работ по обществознанию в 11 классе

За первое полугодие 2014-15 уч. год

Количество учащихся, написавших работу – чел.

«5» - нет

«4» -2 чел.

«3» - нет

«2» - нет

Качество знаний – 100%

Процент успеваемости – 100%

работа по обществознанию была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ контрольных работ по истории в 11 классе

За первое полугодие 2014-15 уч. год

Количество учащихся, написавших работу –2 чел.

«5» - нет

«4» - 2 чел.

«3» -нет.

«2» -нет.

Качество знаний –100 %

Процент успеваемости – 100%

Типичные ошибки: Высокая концентрация теоретического материала и дат неизбежно привели к трудностям их запоминания.

работа по истории была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ контрольной работы по обществознанию в 10 классе

Количество учащихся, написавших работу – 2 чел.

«5» - нет

«4» -1нет.

«3» - 1 чел.

«2» - нет

Качество знаний – 50 %

Процент успеваемости – 100%

Типичные ошибки: знание теоритического материала по политической сфере, большинство учащихся слабо владеют обществоведческой терминологией и имеют недостаточные знания в области экономики. Трудности возникают и с распознаванием признаков понятий и их характерных черт.

работа по обществознанию была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ контрольной работы по истории в 10 классе

За первое полугодие 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу –2 чел.

«5» - нет

«4» - нет.

«3» -2 чел..

«2» -нет.

Качество знаний –0 %

Процент успеваемости – 100 %

Типичные ошибки: хронология, сопоставление фактов, недостаточные знания теоретического материала по истории России 20 века.

работа по истории была представлена в 1 варианте.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ контрольной работы по истории в 6 классе

За первое полугодие 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу –9 чел.

«5» - 3чел

«4» - 4 чел

«3» - 1 чел.

«2» -1 чел.

Качество знаний – 78 %

Процент успеваемости – 89 %

Типичные ошибки: сложности с дачей ответов в развернутой письменной форме, трудности в аргументации собственной позиции, выявлении причинно-следственных связей и закономерностей исторического развития зарубежных стран в средние века и средневековой Руси.

работа по истории была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ контрольной работы по обществознанию в 7 классе

За первое полугодие 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу – 12 чел.

«5» -3 чел.

«4» -3 чел.

«3» - 5 чел.

«2» - 1чел.

Качество знаний – 50 %

Процент успеваемости – 92 %

Типичные ошибки: трудности с дачей точного определения понятиям, а также с формулировкой собственного суждения по темам « Человек и закон » ,

Работа по обществознанию была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ контрольной работы по истории в 7 классе

За первое полугодие 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу –12 чел.

«5» -

«4» - 5 чел.

«3» - 6 чел.

«2» -1 чел

Качество знаний – 42 %

Процент успеваемости – 92 %

Типичные ошибки: сложности с дачей ответов в развернутой письменной форме, трудности в аргументации собственной позиции, выявлении причинно-следственных связей и закономерностей исторического развития.

работа по истории была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Анализ контрольной работы по обществознанию в 8 классе

За первое полугодие 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу – 10 чел.

«5» -1 чел.

«4» -5 чел.

«3» - 3 чел.

«2» - 1чел.

Качество знаний – 60 %

Процент успеваемости – 90 %

Типичные ошибки: знание теоритического материала по политической сфере, сфере экономики,недостаточные знания понятийного аппарата по теме « Политика», трудности с анализом правовых ситуаций.

Работа по обществознанию была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Анализ контрольной работы по истории в 8 классе

За первое полугодие 2014 – 2015 учебный год

Количество учащихся, написавших работу –10 чел.

«5» - нет

«4» - 4 чел.

«3» - 6 чел.

«2» -нет.

Качество знаний –40 %

Процент успеваемости – 100 %

Типичные ошибки: хронология, сопоставление фактов, недостаточные знания теоретического материала по зарубежной истории и истории России, учащиеся не умеют давать полную характеристику деятельности историческим деятелям, делают акцент только на один из аспектов деятельности.

работа по истории была представлена в 2 вариантах.
На выполнение всей работы отводилось 45 минут.

Учитель: Фоменко Ю.В.

Сложности возникают с выявлением причинно – следственных связей. Учащиеся не умеют давать полную характеристику деятельности историческим деятелям, делают акцент только на один из аспектов деятельности

Школьникам сложно давать ответы в развернутой письменной форме, сформулировать и аргументировать собственную позицию, выявлять причинно-следственные связи и закономерности;

Основные затруднения у учащихся возникли при работе с текстом. Они недостаточно владеют различными способами чтения (просмотровым, поисковым, прицельным); не умеют удерживать в памяти информационные фрагменты и соединять их в общую информационную картину; невнимательны к деталям, порой весьма значимым;

Ученики не умеют давать полную характеристику деятельности историческим личностям, делают акцент только на один из аспектов деятельности.

Однако результаты работ позволили сделать следующие позитивные выводы:

Учащиеся в целом умеют работать с историческими понятиями, понимают их смысл и значение;

Достаточно хорошо понимают общее содержание текста;

Ученики умеют составлять хронологические таблицы, сопоставляя при этом исторический материал;

В целом дают ответы на вопросы, привлекая дополнительные знания и личный опыт.


Одним из самых популярных предметов, которые современные школьники выбирают в качестве выпускного экзамена, является обществознание. Это связано с тем, что оно требуется для поступления в профессиональные образовательные организации по многим направлениям: юридическому, экономическому, политологическому, педагогическому и многим другим. Кроме того, этот предмет необходим любому современному человеку, так как включает основы знаний по философии, экономике, социологии, политологии и праву.

В 2016 году в едином государственном экзамене по обществознанию на этапе государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных организаций Тульской области приняли участие 3682 обучающихся (включая досрочный и основной этапы). Средний балл по региону составил 53,5 (в 2015 средний балл в РФ составил 53,3).

Анализ результатов показал, что при выполнении заданий части 1 как базового, так и повышенного уровней сложности, школьники показали достаточно высокие знания и умения по всем тематическим разделам за исключением некоторых заданий, структура которых представила большую сложность, нежели тематическое поле.

Таковыми оказались задания 14 и 17, направленные на анализ актуальной информации о социальных объектах, выявление их общих черт и различий; установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений с обществоведческими терминами и понятиями; задание 15, ориентированное на применение социально-экономических и гуманитарных знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; задание 19 – на поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, дифференциация фактов и мнений, аргументов и выводов (дифференциация в социальной информации фактов и мнений); задание 20, направленное на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.

Самые слабые умения традиционно школьники показали при выполнении задания 3 на соотнесение видовых понятий с родовыми.

Наибольшие затруднения при выполнении развернутой части контрольно-измерительных материалов различного содержания на анализ источников (работа с текстом) вызвало задание 23, с которым не справились более 2/3 выпускников. Оно предполагает привлечение знаний обществоведческого курса и направлено на конкретизацию отдельных положений текста в связи с изученным курсом, на интерпретацию ключевых идей, проблем с опорой на собственные знания. Последнее очевидно и вызвало сложности у экзаменуемых. При этом задания, предполагающие поиск элементов ответов в тексте, были выполнены успешно. Так, с заданиями 21 и 22 частично или полностью справились более 80 % и более 70 % участников соответственно. С заданием, направленным на использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста и т.п. (задание 24), справились чуть более 50% обучающихся.

Задание 25 на протяжении нескольких лет представляется сложным для участников экзамена. В 2016 году с ним справились лишь 45%, из которых только 9,7% выпускников получили максимальный балл. От учеников в данном случае требуется раскрыть смысл обществоведческого понятия, а также составить два предложения, содержащих информацию о различных аспектах общественного явления, обобщенного в данном понятии. Большинству участников так и не удается раскрыть смысл понятия, в связи с чем, они получают 0 баллов за все задание в соответствии с критериями оценивания.

Задание 26 относится к заданиям высокого уровня сложности. Оно содержит указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону (или их взаимосвязь) с помощью примеров из социальной жизни. Половина выпускников успешно справились с этой позицией.

Следующее задание (27) представляет собой задание-задачу, содержащую условие в виде проблемной ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к нему. Это задание также относятся к категории высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. Процент выполнения составил 57,63. Основную сложность у учеников в этом задании вызвало необходимость выделить большое количество элементов ответа согласно критериям. Это выразилось в том, что ответы зачастую свидетельствуют об общем понимании задания, однако отсутствие обязательных элементов ответа не позволяет получить максимальный балл.

С помощью задания 28 проверяется целый комплекс знаний и умений (компетенций) выпускников: обзорное знание определенной темы курса в единстве ее различных аспектов (компонентов); умение представить эти компоненты в структурно-логическом виде, выстроить последовательность рассмотрения отдельных вопросов в целостном сюжете; осуществлять иерархическое структурирование материала, выделяя не только пункты, но и подпункты плана. Всего 12,5 % экзаменуемых смогли выполнить данное задание максимально верно.

Задание по написанию мини-сочинения также явилось нелегким для участников ЕГЭ. Если раскрыть смысл высказывания (критерий К1) удалось большинству учащихся (71,5 %), то привести соответствующую проблеме теоретическую аргументацию (критерий К2) смогли менее 40 %. В то же время критерием К3 (выдвижение фактических аргументов) справилась чуть более половины выпускников.

Основными причинами типичных ошибочных ответов, на наш взгляд, являются следующие:

  1. Многие учителя при подготовке выпускников на первое место ставят когнитивный компонент обучения, однако большинство заданий единого государственного экзамена проверяют степень овладения большим количеством умений. В результате выпускники могут использовать знания, необходимые для простого воспроизведения информации, но анализ, представленных в задании данных, их обобщение и оценка вызывают затруднения.
  2. Преобладание репродуктивных образовательных технологий в подготовке выпускников. Несмотря на то, что на данный момент осуществляется переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты, основанные на системно-деятельностном подходе, ориентированных на формирование универсальных учебных действий, обучение в средней школе зачастую пока осуществляется на использовании традиционных методов обучения, а подготовка к ЕГЭ сводится к «натаскиванию» на решение заданий первой части.
  3. Существуют случаи, когда учителя в процессе изучения обществоведческого курса организуют учебный процесс не на основе УМК, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, а на основе доступных пособий для подготовки к ЕГЭ, которые не имеют грифа УМО, не рекомендованы ФИПИ, но широко распространены в учительском сообществе, мотивируя это тем, что учебный материал в них более структурирован и представлен в удобной форме. Учитывая особенности предмета, его социальную направленность и интегративность различных областей знаний, – это не является допустимым, так как в подобных изданиях зачастую представлено авторское видение некоторых социально-гуманитарных проблем, которое может не соответствовать основной образовательной программе по предмету.
  4. Недостаточный уровень теоретической и методической подготовки учителей. В частности, содержательный аспект правового модуля ежегодно претерпевает определенные изменения, что связано с активной нормотворческой деятельностью федеральных и региональных органов государственной власти. Однако далеко не все учителя следят за этими изменениями, поэтому могут доносить до учеников неактуальную, устаревшую информацию, что сказывается на качестве выполнения заданий соответствующего блока. К тому же, авторы рекомендованных учебников не успевают обновлять их содержание, что требуется учитывать в процессе преподавания. Кроме того, определенные изменения происходят и в содержании политического модуля, так как современный мир быстро меняется, а, следовательно, происходят трансформации в оценках определенных событий, явлений, деятельности политических институтов, что также необходимо учитывать при подготовке выпускников.
  5. Учебные планы большинства общеобразовательных организаций в 10-11 классе предусматривают на освоение обществознания 2 часа в неделю (70 часов в год). Однако данный предмет является самым популярным из дисциплин по выбору среди выпускников с разным уровнем обученности. Такого количества учебного времени недостаточно для качественной подготовки. Поэтому дефицит учебного времени также приводит к тому, что некоторые сложные теоретические блоки изучаются поверхностно и не позволят ученикам овладеть необходимыми знаниями системно, а развитию некоторых умений вообще не уделяется внимания.
  6. Необъективная оценка знаний учеников в процессе обучения обществознанию, формальный подход к проверке знаний, отсутствие входного, промежуточного и итогового контроля уровня подготовки школьников к единому государственному экзамену в учебном процессе. В результате обучающиеся могут демонстрировать неплохие результаты освоения текущих тем, выполнять задания в течение урока, однако при отсутствии должной системы контроля, они останутся неглубокими, несистемными, что затруднит выполнение контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.

В качестве основных предложений по возможным направлениям совершенствования методики обучения школьников можно назвать следующие:

  1. Анализ результатов единого государственного экзамена показал, что у учеников недостаточно развиты метапредметные умения: определение терминов и понятий в заданном контексте; классификация путем установления соответствия; соотнесение видовых понятий с родовыми дифференциация в социальной информации фактов, мнений, теоретических утверждений и др. Поэтому рекомендуется расширить в учебном процессе использование заданий подобного рода, предлагать ученикам выполнение контрольных материалов в такой форме после изучения обществоведческих блоков, а также на этапе закрепления учебного материала.
  2. Так как социальный опыт многих учеников недостаточен, зачастую они приводят фантазийные примеры при выполнении ряда заданий, которые не могут быть оценены экспертами. Поэтому необходимо расширить использование интерактивных технологий в процессе преподавания обществоведческого курса. Определенную помощь может оказать использование заданий для выполнения в малых группах, игровые формы организации учебных занятий, учебные экскурсии, «круглые столы» с приглашением специалистов-практиков, представителей органов государственной власти и др. Особый акцент делать на анализ событий, происходящих в современном мире, обсуждение социально-экономических и политических новостей. В учебном процессе расширить использование проблемных технологий обучения, использование метода кейсов.
  3. Обратить особое внимание на формирование умения составлять сложный план по проблемам обществоведческого курса. Для этого предлагать ученикам соответствующие задания, которые необходимо выполнить на основе конкретного параграфа учебника, раздела. Организовать работу с дополнительными источниками информации: научными статьями, материалами научной литературы по философским, социальным, экономическим, политическим и правовым проблемам, затрагивающим содержание ЕГЭ по обществознанию; предлагать по ним задания по составлению плана, конспекта, подготовки аннотации. Такая работа будет способствовать повышению уровня теоретической подготовки выпускников, что облегчит выполнение и других заданий, например, позволит приводить теоретическую аргументацию в мини-сочинении на более высоком уровне, научит извлекать из неадаптированных источников необходимую информацию.
  4. Использовать в педагогической деятельности наглядные средства обучения и электронные образовательные ресурсы. Например, при изучении темы «Социальные роли» можно использовать картины известных художников, которые иллюстрируют выполнение различных социальных ролей (семьянина, работника, гражданина), что не только позволит сформировать наглядный образ, но и будет способствовать развитию умений осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Для совершенствования системы диагностики учебных достижений по обществознанию продолжить практику проведения пробных ЕГЭ на базе ведущих вузов региона Тульского государственного университета и Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого.

Кроме того, учителям необходимо предлагать больше контрольных заданий формата единого государственного экзамена, как на этапе закрепления, так и на этапах текущего, промежуточного и итогового контроля усвоения отдельных тематических блоков по предмету. Целесообразно перед началом изучения разделов обществоведческого курса проводить входной контроль, так как на сегодняшний день изучение этой дисциплины осуществляется на основе концентрической модели (5-9 классы, 10-11 классы), поэтому ученики в старшей школе уже имеют определенные представления об отдельных темах курса.

Контроль уровня усвоения необходимых компетенций должен быть систематическим, что позволит своевременно выявлять «пробелы», корректировать формы и методы обучения с целью повышения эффективности подготовки выпускников.

Преодолению указанных выше трудностей, на наш взгляд, может способствовать:

Разработка программ и реализация курсов повышения квалификации (в том числе дистанционных) по проблемам: «Политико-правовое содержание школьного обществоведческого курса», «Внеурочные формы работы по обществознанию, как способ повышения уровня подготовки выпускника», «Актуальные вопросы современного обществознания»;

Повышение теоретической и методической грамотности учителей через обучающие семинары, мастер-классы ведущих педагогов; вебинары, конференции;

Повышение роли самообразования, которое может быть реализовано путем самостоятельного изучения аналитических и методических материалов, разработанных сотрудниками ФИПИ и размещенных на соответствующем сайте, что будет способствовать формированию представления о наиболее сложных разделах обществознания и методике преодоления возникающих затруднений; участие в вебинарах ФИПИ и издательств; своевременное знакомство с демонстрационными материалами, спецификацией и кодификатором; изучение публикаций ведущих специалистов в научно-методических журналах «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе», входящих в перечень ВАК;

Внесение изменений в учебные планы общеобразовательных организаций в части увеличения количество часов, выделяемых на изучение обществоведческого курса, за счет изучения самостоятельных учебных дисциплин «Право», «Экономика», элективных курсов, предоставления дополнительных образовательных услуг (кружков, факультативов);

Ориентация педагогов на работу с учебниками и учебными пособиями, рекомендованными Министерством образования и науки РФ и ФИПИ;

Организация обсуждения результатов единого государственного экзамена по обществознанию 2016 года на методических объединениях учителей-предметников, проведение «круглых столов» по темам: «Совершенствование развития универсальных учебных действий на уроках обществознания», «Методы и технологии обучения, способствующие эффективной подготовке к ЕГЭ по обществознанию»;

Организация системного контроля знаний учащихся, учета их текущего уровня обученности, своевременное выявление «пробелов» и их ликвидация, своевременная корректировка методов и приемов обучения с целью повышения их эффективности;


Наиболее успешные результаты выпускники получили по следующим элементам содержания: Общество и природа; Взаимосвязь сфер жизни общества; Человек – как продукт биологической, социальной и культурной эволюции; Деятельность; Религия; Собственность и ее содержание; Многообразие социальных групп; Социальный статус и социальные роли; Семья и ее тенденции ее развития; Власть. Политические партии и движения: Политические режимы; Право в системе социальных норм; Правоотношения; Правонарушения, их признаки, виды, ответственность.


Содержательные элементы, по которым получены низкие результаты: Общество как система, общество как динамическая система; Проблема противоречивости общественного прогресса; Познание: его виды, формы, сферы знаний. Истина и ее критерии; Формы и разновидности культуры; Измерители экономической деятельности; Многообразие рынков; Государственный бюджет: Кредитно-денежная политика; Экономика производителя Неравенство и социальная стратификация; Этнические общности и межнациональные отношения; Политическая система; Признаки, формы, функции государства; Система органов власти РФ и их полномочия.


Причины пробелов в знаниях выпускников: 1. Субъективного характера: способности выпускников; особенности усвоения материала, степень мотивации детей; особенности преподавания предмета в конкретном классе, школе); 2. Объективного характера: Высокий уровень теоретизации материала; Различная степень представленности проверяемого на ЕГЭ содержания в используемых учебниках


Хорошо сформированы умения выпускников: Распознавать признаки понятий; Указывать характерные черты социального объекта; Сравнивать признаки социальных объектов; Устанавливать соответствие терминов, определений, понятий и признаков; Осуществлять выбор позиций из предложенного списка; Адекватно воспринимать содержание прочитанного фрагмента текста; Находить ответы на поставленные вопросы.


Слабо сформированы умения выпускников: Называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту; Давать целостные характеристики социальных явлений, объектов определенного класса; Оценивать истинность суждений о социальных явлениях с точки зрения научных знаний; Привлекать для анализа дополнительную информацию; Формулировать оценочные суждения; Аргументировать собственную позицию; Раскрывать теоретические положения курса с помощью примеров; Решать обществоведческие задачи; Составлять сложный план развернутого ответа по определенной проблеме, теме.


Методические комментарии к группам заданий: Часть А – задания с выбором ответа: Определить признак указанного понятия Например: В процессе своего развития общество 1) осталось частью природы 2) обособилось от природы и стало от нее полностью независимым 3) обособилось от природы, но осталось тесно с ней связанным 4) перестало претерпевать на себе воздействия природы


Методические комментарии к группам заданий: Часть А – задания с выбором ответа: Устанавливать понятие по приведенному признаку Например: Преобладание общины, натуральный характер хозяйства, приоритет коллективных интересов над индивидуальными – характерные черты общества 1) традиционного 2) индустриального 3) постиндустриального 4) Вступающего в эпоху промышленной революции


Методические комментарии к группам заданий: Часть А – задания с выбором ответа: Сравнивать близкие понятия и социальные объекты, выделять их общие и особенные признаки Например: Что свойственно человеку в отличие от животного? 1) потребности 2) целеполагание 3) эмоции 4) инстинкты


Методические комментарии к группам заданий: Часть А – задания с выбором ответа: Различать смыслы (значения) одного понятия Например: Обществом в широком смысле слова называют 1) группу людей, созданную по интересам 2) весь окружающий человека мир 3) группу людей, основанную на личном взаимодействии друг с другом 4) исторически сложившуюся систему социальных отношений


Методические комментарии к группам заданий: Часть А – задания с выбором ответа: Устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями Например: К социальным нормам относятся 1) обычаи народа 2) научные идеи, ставшие основой правоведения 3) экономические законы 4) Философские взгляды


Методические комментарии к группам заданий: Часть А – задания с выбором ответа: Находить недостающую для ответа информацию Например: Высшие органы государственной власти в стране Н. формируются выборным путем. Ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) независимы друг от друга. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что страна Н. является президентской республикой? 1) глава государства одновременно является главой парламента 2) глава государства одновременно является главой правительства 3) президент является символом нации 4) глава государства назначается парламентом


Методические комментарии к группам заданий: Часть А – задания с выбором ответа: Анализировать социальные факты и реальные или смоделированные жизненные ситуации Например: Популярный композитор работает над новой песне, посвященной дружбе народов всего мира. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером? 1) политическая 2) духовная 3) экономическая 4) социальная


Методические комментарии к группам заданий: Идентифицировать примеры социальных явлений и фактов реальной жизни Например: Примером норм государственного права является следующая норма: 1) получение взятки должностным лицом влечет за собой ответственность в виде лишения свободы от трех до пяти лет 2) член кооператива имеет один голос при принятии решения в общем собрании пайщиков 3) разбирательство дела в заседании суда первой инстанции происходит с участием подсудимого, явка которого в суд обязательна 4) Каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания


Часть А – задания с выбором ответа: Преобразовывать условно-графическую или статистическую информацию в словесно-описательную Например: В при­ведённой ниже диа­грам­ме пред­став­ле­ны дан­ные о раз­ных ка­те­го­ри­ях на­ се­ле­ния стран Z и Y, же­ла­ю­щих вновь на­чать учить­ся. Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ва­нии дан­ных диа­грам­мы? 1) В стра­не Z рав­ные доли спе­ци­а­ли­стов с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем и до­мо­хо­зя­ ек же­ла­ют вновь на­чать учить­ся. 2) Спе­ци­а­ли­сты со сред­ним об­ра­зо­ва­ни­ем обеих стран за­ни­ма­ют ли­ди­ру­ю­щее место среди же­ла­ю­щих вновь на­чать учить­ся. 3) В стра­не Y среди тех, кто хочет вновь учить­ся, доля спе­ци­а­ли­стов с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем выше доли до­мо­хо­зя­ек. 4) В стра­не Z среди же­ла­ю­щих вновь на­чать учить­ся пре­об­ла­да­ют пен­си­о­не­ры.


Часть А – задания с выбором ответа: Анализировать различные суждения об определенном социальном объекте или процессе Например: Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и общественного в человеке? А. Индивидуальное и общественное в человеке – результат биологической эволюции. Б. Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связано друг с другом 1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны


Часть А – задания с выбором ответа: Умение оперировать понятиями при анализе типичных ситуаций жизни человека и общества Например: Что является правонарушением? 1) Отключение подачи электроэнергии в некоторые населенные пункты из-за урагана 2) Невыполнение строительной фирмой сроков строительства дома, указанных в договоре 3) Отсутствие внимания к пожилым людям в среде молодежи 4) Обращение гражданина с жалобой на действия представителей городской администрации


Умение оперировать понятиями при анализе типичных ситуаций жизни человека и общества Например: Что является правонарушением? 1) Отключение подачи электроэнергии в некоторые населенные пункты из-за урагана 2) Невыполнение строительной фирмой сроков строительства дома, указанных в договоре 3) Отсутствие внимания к пожилым людям в среде молодежи 4) Обращение гражданина с жалобой на действия представителей городской администрации


Умение различать суждения фактического и оценочного характера Например: Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой. (A) Возникновение семейных правоотношений связано с официальной регистрацией брака в установленном законом порядке. (Б) В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Иван и Наталья, чтобы подать заявление о государственной регистрации брака. (В) Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Иван признан судом недееспособным. (Г) Наталья, знавшая об этом и руководствовавшаяся желанием зарегистрироваться в квартире Ивана поступила безнравственно. (Д) Опекунам Ивана следует лучше следить за ним. Определите, какие положения текста носят: 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. АБВГД


В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (А) Правительство утвердило программу поддержки молодой семьи. (Б) Ее частью стало ипотечное кредитование на льготных условиях. (В) Ипотечное кредитование долгосрочная ссуда, предоставляемая юридическому или физическому лицу банками под залог недвижимости: земли, производственных и жилых зданий, помещений, сооружений (Г) Представляется, что подобная программа будет способствовать выходу страны из демографического кризиса. (Д) Реализация программы льготной ипотеки, скорее всего, приведет к росту цен на квартиры в ближайшей перспективе. Определите, какие положения текста носят: 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. АБВГД


Задание С9 – написание эссе Усовершенствование критериев оценивания обществоведческого эссе в КИМах Критерий 1 Раскрытие смысла высказывания (1 балл) Критерий 2 - Характер и уровень теоретической аргументации (2 балла). Причем наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведет к снижению оценки по этому критерию на 1 балл. Обратите внимание учащихся, что с этого года оценивание эссе не идет по «накопительной» системе, а баллы можно потерять, допустив ошибку, например, в определении понятия, в характеристике социальных объектов, в объяснении причинно- следственных и функциональных связей и др. Критерий 3 Качество фактической аргументации (2 балла).


Структура эссе Цитата проблема поднятая автором, ее актуальность; смысл высказывания; собственная точка зрения; аргументация на теоретическом уровне; два примера из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений; вывод.




Рекомендации по работе с графиками, диаграммами, гистограммами. Определите тип диаграммы: линейчатая, круговая, графическая. Установите, соотношения, каких величин графически изображает данная диаграмма. Внимательно изучите легенду: названия осей, масштаб обозначений на осях X и Y; цветовые обозначения различных величин, подписи к ним. Выявите количественные показатели каждой из величин и сравните их. Обобщите результаты и сделайте выводы.


Работа с понятиями и терминами - Ведение специальных словарей терминов; - Анализ понятий в «связках» (природа общество, природа – культура, общество – природа) - Прием использования маркеров Маркер - это сущностный, родовой смысл понятия. понятие - "индивидуальность" - маркер - "своеобразие". - понятие - "индивид" - маркер - "типичное, общее". - понятие - "суверенитет" - маркер - "независимость". Прием использования подчёркивания При работе с термином "право" учащимся предлагается: подчеркнуть главные слова. право- система обязательных правил поведения, принятых государством и обеспечиваемых силой государственного принуждения). представить данное определение в виде четырёх предложений (это и есть признаки права).


Задания на интерпретацию текста (С1 – С4) В заданиях С1 – С4 ответ должен быть четким и понятным. Нужно учить школьников считать, сколько позиций должно быть в ответе, так как на этом строятся критерии оценивания выполненного задания. Например: Задание С2 в одном из вариантов – Какие три внутренних основания легитимности выделил автор? Приведите по одной авторской характеристике каждого основания. Ответ должен включать шесть позиций: 3 внутренних основания легитимности и 3 характеристики каждого основания. Дети, отвечая на вопросы задания, выделяют или основания, или характеристики. А это ноль баллов. 3. Отвечая на вопрос задания-задачи желательно четко выделить примеры или аргументы, буквально: Примеры: 1) 2) 3) Аргументы 1) 2) 3)


Важные особенности пособий издательства «Легион» Разработка диагностических материалов проводится в течение 8 лет; Измерительные материалы составлены на основе требований ФГОС по истории и обществознанию для основной и старшей школы; Отбор содержания измерителей строится на основе кодификаторов и спецификации экзаменационных работ ЕГЭ и ГИА-9; Создан банк педагогических измерителей по истории и обществознанию, апробированный в образовательных учреждениях Ростовской области.


Приказом Министерства образования и науки России 729 от 14 декабря 2009 года «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» ООО «Легион» вошло в список издательств, книги которых допущены к использованию в школах России. Приказ зарег. в Минюст России г








Работа, направленная на повышение качества издаваемых пособий: - проведение пробного тестирования в общеобразовательных учреждениях (репетиционного, в рамках промежуточной аттестации, тематического, апробационного); - работа с одаренными детьми (воскресные предметные школы, летняя математическая школа); - семинары с учителями




Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом научно-популярного текста. Задания 21 и 22 направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде (задание 21), а также применять ее в заданном контексте (задание 22). Задание 23 нацелено на характеристику (или объяснение, или конкретизацию) текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания. Задание 24 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.


1. Внимательно прочитать текст (некоторые ответы могут быть прямо в тексте). 2. Выделить главную идею текста. 3. Выполнять задания последовательно (Они могут быть связаны между собой). 4. Определить элементы содержания ответа (могут быть: мнение автора, опора на обществоведческие знания, факты общественной жизни).




Задание 25 проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Смысл понятия. Предложение с критериями, признаками, характеристиками. Предложение с особенностями, функциями.


Задание 26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс. Условие задания требует проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону или их взаимосвязь с помощью примеров социальной жизни. Особую сложность для выпускников представляет интеллектуальная процедура конкретизации, то есть перенос теоретических положений на социальные реалии.


Прежде всего выясним, что от ученика требуется: конкретные примеры или просто примеры (не конкретные). Если бы здесь предлагалось привести любой пример, можно было бы написать: Купля-продажа. Семья приобрела квартиру. Однако, требуется конкретный пример для каждого вида основания! Сначала необходимо написать основание приобретения права собственности, затем пример.


Следует расставлять номера элементов ответов: 1,2,3. Если надо указать три основания указывать три. Также, при необходимости обратить внимание на пример, использовать вводную фразу, например. Далее, если просят опереться на Гражданский кодекс РФ, то необходимы юридические формулировки


1. Купля-продажа. Например, семья Петровых приобрела квартиру в одном из спальных районов Москвы за 12 миллионов рублей. 2. Дарение. Например, молодожены Катя и Вова получили в подарок от родственников Кати автомобиль «Ниссан». 3. Самостоятельное создание. Например, кузнец В. выковал для своего приусадебного участка красивые резные столбы. 4. Наследование. Например, бабушка оформила завещание и заверила его нотариально. Согласно завещанию, редкая коллекция марок после ее смерти перейдет к старшему внуку.


Задание-задача 27 требует: анализа представленной информации, в том числе статистической и графической; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. При выполнении этого задания проверяется умение применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.


Алгоритм решения задачи (памятка, разработанная авторским коллективом под руководством Л.Н. Боголюбова) 1. Внимательно ознакомиться с условиями задачи и запомнить вопрос 2. Соотнести вопросы с условием задачи. 3. Выявить область знаний в контексте которой задан вопрос. 4. Наметить предполагаемый ответ. 5. Продумать аргументы. 6. Убедиться в правильности ответа


В период брака Олег создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса его супруга Ирина предъявила исковое требование о разделе имущества фирмы, принадлежащей Олегу. Олег возражал, ссылаясь на то, что Ирина во время брака не работала и занималась только ведением домашнего хозяйства. В рамках какого процесса будет рассматриваться данное дело? Нормы какого права должны быть применены для разрешения данного спора? Должен ли суд удовлетворить исковое заявление Ирины? Поясните свой ответ.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) назван процесс: гражданский: 2) названа отрасль права: семейное право: 3) дан ответ на вопрос: суд должен удовлетворить исковое требование Ирины: 4) дано пояснение: согласно Семейному кодексу Российской Федерации «Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Право на общее имущество принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства. «При разделе общего имущества супругов доли супругов признаются равными» (ст. 39 СК РФ).


Задание 28 требует составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. При выполнении заданий данного типа выявляются умения: систематизировать и обобщать социальную информацию; устанавливать и отражать в структуре плана структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов.


«Широкая» тема «Узкая» тема «Двусоставн ый» 1. Государство и его роль в жизни общества 2. Общество как система 1. Уголовное судопроизводство в России 2. Информация и ее роль в современной экономике 1. Деятельность и мышление 2. Экономическая свобода и социальная ответственность


1. Понятие. Сущность… 2. Характерные черты, признаки… 3. Задачи, основные функции… 4. Формы, типы, виды, классификации… 5. Структура… 6. Предпосылки, причины, основные этапы, стадии развития… 7. Значение в развитии личности, общества 8. Взаимосвязь с... Что ЭТО? Какое ЭТО? Что ОНО делает? Каким ОНО бывает? Из чего ОНО состоит? Как ОНО развивается? ВАРИАЦИИ


1. Источники доходов семей: а) заработная плата; б) прибыль; в) рента; г) банковский процент по вкладу; д) дивиденды; е) доход от продажи продукции, произведённой в подсобном хозяйстве и др. 2. Типы семей в зависимости от дохода: а) семьи с фиксированным доходом; б) семьи с переменными доходами. 3. Номинальный и реальный доход семьи. 4. Структура расходов семей: а) квартплата и плата за коммунальные услуги; б) питание; в) транспортные расходы; г) крупные покупки (приобретение бытовой техники, одежды и др.). 5. Различия в богатстве семей и их сглаживание государством. 6. Влияние инфляции на доходы семей.


3


Завершает работу альтернативное задание 29, нацеливающее экзаменующегося на написание мини-сочинения по одной из пяти предлагаемых тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер. Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса (темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок), однако выпускники вправе раскрывать ее в контексте любой общественной науки или нескольких наук. Данное задание проверяет широкий комплекс умений, в частности умения: раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы.


Проблемные темы: глобализация, постоянные и переменные затраты; инфляция, роль государства в экономике, политическая система, законотворческий процесс в России; права и обязанности налогоплательщиков. Школьники недостаточно хорошо владеют обществоведческой терминологией, с трудом сопоставляют видовые и родовые понятия, затрудняются при извлечении информации из первоисточников, не всегда могут раскрыть теоретические положения на примерах, соотнести теоретические установки с существующей социальной реальностью.


Больше внимания необходимо уделять творческим заданиям в подготовке обучающихся, добиваться осознания учебного материала путем использования разнообразных видов учебной деятельности, формировать у учащихся стратегии решения различных типов заданий в зависимости от указанных условий. В процессе преподавания необходимо постоянно прослеживать междисциплинарные связи с другими школьными предметами, что будет способствовать повышению общей эрудированности учащихся и вызывать меньше затруднений при решении заданий с примерами. Важно научить школьников отличать аргументы от примеров, использовать законы логики при построении собственной аргументации, обращать внимание на корректность использования обществоведческих терминов.