Кодекс по перевозке опасных грузов. Международный кодекс морской перевозки опасных грузов. Что такое опасный груз

Кодекс устанавливает основные принципы, подробные рекомендации для отдельных веществ, материалов и изделий, а также ряд рекомендаций для хорошей оперативной практики, включая консультации по вопросам терминологии, упаковке, маркировке, складированием, разделением и обработки и действия в чрезвычайных ситуациях.

Международный морской кодекс по опасным грузам — ММОГ

ММОГ — служит целям обеспечения безопасной транспортировки опасных грузов морем, защиты экипажей судов и предотвращения загрязнения морской среды. Основные положения кодекса базируются на рекомендациях ООН по перевозке опасных грузов. В тоже время в кодексе содержатся такие важные положения в отношении, специфики морской перевозки опасных грузов, как размещение и разделение опасных грузов на борту судов, действия в чрезвычайных ситуациях, перевозка загрязнителей моря и другие вопросы, связанные с обеспечением транспортной безопасности на море в целом.

Перевозка опасных грузов

Последнее действующее на сей момент издание 2010 года включающее поправки 35-10, действительно до 2013 года и состоит из двух томов и дополнения.

1 том

Часть 1. Общие положения, определения и подготовка персонала:

  • Общие положения;
  • Определения, единицы измерения и сокращения;
  • Подготовка персонала;
  • Положение по обеспечению безопасности;
  • Общие положения относительно опасного груза класса 7.

Часть 2. Классификация:

  1. Введение;
  2. Классы 1-9;
  3. Загрязнители моря.
  • Взрывчатые вещества и изделия;
  • Газы;
  • Легковоспламеняющиеся жидкости;
  • Легковоспламеняющиеся твердые вещества, вещества, способные к самовозгоранию;
  • Вещества, выделяющие воспламеняющие газы при взаимодействии с водой;
  • Окисляющие вещества и органические пероксиды;
  • Токсичные и инфекционные вещества;
  • Радиоактивные материалы;
  • Коррозионные вещества;
  • Прочие опасные вещества и изделия.

Часть 3. Перечень опасных веществ, специальные положения и исключения см. том 2.

Часть 4. Положения по упаковке и цистернам:

  • Использование тары, включая контейнеры средней грузоподъемности для массовых грузов (КСГМГ) и крупногабаритную тару;
  • Использование переносных цистерн и многоэлементных газовых контейнеров (МЭГК);
  • Использование контейнеров для навалочных грузов.

Часть 5. Процедуры отправления:

  • Общие положения;
  • Маркировка и знаки опасности грузовых единиц, включая (КСГМГ);
  • Ярлыки опасности и маркировка грузовых транспортных единиц;
  • Документация;
  • Специальные положения.

Часть 6. Конструкция и испытания тары, контейнеров средней грузоподъемности для массовых грузов (КСГМГ), крупногабаритной тары, съемных цистерн, многоэлементных газовых контейнеров (МЭГК) и автоцистерн:

  • Положения о конструкции и испытании тары;
  • Положения о конструкции и испытании сосудов под давлением, аэрозольных распылителей и малых емкостей, содержащих газ (газовых картриджей) и топливных секционных картриджей содержащих сжиженный горючий газ;
  • Положения о конструкции и испытании тары для веществ инфекционных субстанций категории А;
  • Положения о конструкции, испытании и утверждении упаковок и материалов класса 7;
  • Положении о конструкции и испытании контейнеров средней грузоподъемности для навалочных грузов (КСГМГ);
  • Положения о конструкции и испытании крупногабаритной тары;
  • Положения о оформлении, конструкции, проверке и испытании переносных цистерн и многоэлементных газовых контейнеров (МЭГК);
  • Положения об автоцистернах;
  • Положения о оформлении, конструкции, проверке и испытании контейнеров для навалочных грузов.

Часть 7. Положения, касающиеся транспортных операций:

  • Размещение опасных грузов;
  • Сепарация опасных грузов;
  • Специальные положения на случай аварии и пожарная безопасность, связанные с опасными грузами;
  • Перевозка грузовых транспортных единиц на судах;
  • Перевозка опасных грузов в лихтерах на лихтеровозах;
  • Положения по контролю температуры;
  • Перевозка отходов;
  • Исключения, одобрения и свидетельства.

2 том

Часть 3. Перечень опасных грузов, специальные положения и исключения:

  • Общие положения;
  • Перечень опасных грузов;
  • Специальные положения, применяемые к некоторым субстанциям, материалам и изделиям;
  • Ограниченные количества;
  • Упаковка опасных грузов в исключительных количествах.

Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией — МКУБ

Международный кодекс по управлению безопасностью — означает международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения.


Управление безопасностью на судне

Цели международного кодекса по управлению безопасностью состоят в обеспечении безопасности на море, предотвращении несчастных случаев или гибели людей и избежании причинения ущерба окружающей среде, в частности морской среде и имуществу.

Международный кодекс по постройке и оборудованию судов, перевозящих опасные химические грузы наливом — IBC

Кодекс IBC — обеспечивает международный стандарт для безопасной перевозки морем опасных и вредных жидких химических веществ наливом, чтобы свести к минимуму риски для судов, их экипажей и окружающей среды, кодекс предусматривает проектирование и строительство по стандартам судов и оборудования, которое они имеют, с учетом свойств перевозимых грузов.


Безопасная перевозка химических грузов

Целью кодекса является установление международного стандарта по безопасной морской перевозке наливом, опасных химических грузов и вредных жидких веществ, перечисленных в кодексе. Кодекс предписывает нормы проектирования и конструкции судов независимо от тоннажа, используемых для такой перевозки, а также оборудования, которое они должны иметь, чтобы с учетом свойств перевозимых продуктов сократить до минимума опасность для судна, его экипажа и окружающей среды.

Международный кодекс по постройке и оборудованию судов, перевозящих сжиженные газы наливом — IGC

Этот кодекс был разработан с целью обеспечить международный стандарт для безопасной морской перевозки наливом, сжиженных газов и некоторых других веществ. Кодекс определяет дизайн и конструктивные особенности таких судов и оборудования, которое они должны иметь.


Оборудование судов перевозящие сжиженные газы наливом

Целью кода является обеспечение международного стандарта для безопасной транспортировки морем, наливом сжиженных газов и некоторых других веществ, заданием на проектирование и строительство по стандартам судов, участвующих в такой перевозке. Наличие оборудования необходимое, чтобы минимизировать риск для судна, его экипажа и окружающей среды, с учетом свойств перевозимого груза.

Международная конвенция по безопасным контейнерам кодекс — КБК

Конвенция по безопасным контейнерам имеет две цели:

  • Первая — поддержание высокого уровня безопасности человеческой жизни на транспорте и при обработке контейнеров, предоставление обще приемлемых процедур испытаний и соответствующих требований к прочности;
  • Вторая — заключается в облегчении международных перевозок контейнеров, обеспечивая единые международные правила техники безопасности, в равной степени применимы ко всем видам наземного транспорта. Таким образом, распространение различных национальных правил безопасности можно избежать.

Требования конвенции распространяются на большинство грузовых контейнеров, используемых на международном уровне, за исключением тех, которые предназначены специально для перевозки по воздуху.


Безопасные грузовые контейнеры

Конвенция ограничивает минимальный размер контейнеров, требует наличие угловых фитингов — устройства, которые позволяют крепить или укладывать контейнеры.

Технические приложения

Конвенция включает в себя два приложения:

  • Приложение I — включает в себя правила тестирования, проверки, и содержания контейнеров;
  • Приложение II — включает структурные требования безопасности и тестов, в том числе детали процедур испытаний.

Международный кодекс по безопасной перевозке для твёрдых навалочных грузов — IMSB

Содержит рекомендации для владельцев и капитанов балкеров, фрахтователей, операторов терминалов и других заинтересованных сторон для безопасного перемещения, погрузки и выгрузки твердых навалочных грузов. Рекомендации, содержащихся в кодексе могут соответствовать требованиям терминала и порта или национальным стандартам.

В первую очередь она охватывает безопасность судов производящих погрузку, выгрузку твердых навалочных грузов, за исключением зерна и отражает текущие вопросы, передовой практики и законодательных требований. Более широкие требования безопасности и предотвращения загрязнения окружающей среды, проблемы такие как те, которые охвачены СОЛАС, МАРПОЛ и конвенцией о грузовой марке, которые ранее не были специально включены в кодекс.

Международный кодекс по безопасной перевозке отработавшего ядерного топлива, плутония и высокорадиоактивных отходов в таре на судах — кодекс ОЯТ

Кодекс устанавливает спецификацию материалов и соответствия судов для перевозки радиоактивных грузов.

Список материалов, указанных в коде включает в себя:

  • Облученное ядерное топливо — материал, содержащий уран, торий и изотопы плутония, который использовался для поддержания самоподдерживающейся цепной ядерной реакции;
  • Плутоний — полученную смесь изотопов в результате извлечения путём переработки облученного ядерного топлива;
  • Высокого уровня радиоактивных жидких отходов, образующихся в ходе добычи и переработки радиоактивных материалов.

Конкретные положения в кодексе охватывают ряд вопросов, в том числе:

  • Ущерб стабильности;
  • Пожарная охрана;
  • Контроль температуры грузовых помещений;
  • Структурные изменения;
  • Грузовые крепежные приспособления;
  • Электротехническое оборудование;
  • Радиологическая защита оборудования и планов управления;
  • Обучение судового экипажа действиям при чрезвычайной ситуации.

Кодекс устанавливает три категории судов перевозящих ОЯТ в зависимости от суммарной активности груза:

  • Класс INF 1 — суда для перевозки груза с суммарной активностью менее 4000 TBq (измерение радиоактивности) или (4-х 1015Bq);
  • Класс INF 2 — суда для перевозки облученного ядерного топлива или высокоактивных радиоактивных отходов с суммарной активностью менее 2-х l6TBq, (2-х 1018Bq) и суда, которые сертифицированы для перевозки плутония с суммарной активностью менее 2-х 105TBq (2-х 1017Bq);
  • Класс INF 3 — суда для перевозки облученного ядерного топлива или высокоактивных радиоактивных отходов, плутония, без ограничения максимальной совокупной реактивности материалов.

Кодекс ОЯТ — обязывает судовладельца получать международный сертификат соответствия судна для перевозки опасных грузов и в дальнейшем производить освидетельствования в соответствии с СОЛАС.

Статьи 46 и 49 C.F.R. — кодекса Федеральных правил США

Статья 46 C.F.R. — содержит правила о перевозке наливом опасных грузов, совместимость грузов (Compatibility of Cargoes). Представлен список несовместимых грузов и правила обращения с ними. Основной документ по совместимости грузов, «Compatibility chart», представлен в виде таблицы с наименованиями грузов расположенными так, что при сопоставлении получается требуемый ответ по совместимости предполагаемых к погрузке разноимённых опасных и других грузов.

Подраздел С — опасные материалы, положения «Training requirements» (Требования к подготовке) — содержит описание требований по подготовке персонала HAZMAT (Hazardous Materials), то есть всех участников перевозки опасных грузов, методы предупреждения и безопасного сервиса всей логистики перемещения опасных грузов. Периодичность тренировок и теоретического обучения, ведение необходимой отчетности и докладов по состоянию и возможных складываемых обстоятельств.

Статья 49 C.F.R. — имеет заглавие «Транспортировка опасных грузов», относится только к перевозке грузов в упаковке и не распространяются на грузы, перевозимые навалом или наливом.

В ней предусмотрены специальные требования к командному и рядовому составу, ответственному за грузовые операции на судах, перевозящих опасные вещества в упаковке.

Подготовка персонала, ответственного за проведение грузовых операций при перевозке опасных грузов, должна состоять из трех частей:

  1. Общая часть — понятия, определения, основные требования по обработке и хранению опасных грузов на борту судна;
  2. Применение основных принципов по обработке опасных грузов к эксплуатации судна;
  3. Обеспечение безопасности — понимание вредности того или иного вещества, использование средств защиты, действия в аварийных ситуациях, связанных с перевозкой опасных грузов.

Несмотря на то, что согласно всем международным требованиям, соответствующая подготовка персонала по обработке опасных грузов должна производиться каждые 5 лет, береговая охрана США требует, чтобы такая подготовка персонала производилась с интервалом не менее чем один раз в два года. Все требования в отношении оформления отгрузочных документов, необходимых при перевозке опасных грузов, указаны в подразделе «С». При заполнении документов следует соблюдать определенную последовательность и требования.

Во-первых , если опасный материал, предназначенный к перевозке не включен в перечень настоящих правил, то его описание должно быть внесено в грузовые документы цветом, отличимым от текста документа, выделено маркером или же буквы «X» или «RQ» должны быть расположены перед названием материала. Описание материала не должно содержать кодов и сокращений, не предусмотренных настоящими правилами.

Во-вторых , описание материала может содержать дополнительные сведения о грузе, если информация не противоречит требуемым правилам описания.

В-третьих , если грузовые документы содержат более одной страницы, то на первой странице должно быть указано общее количество страниц, а каждая последующая страница должна быть отмаркирована так, чтобы был указан номер страницы из общего числа страниц.

В-четвертых , в документах должны быть указаны телефоны для аварийной связи, в случае инцидента с грузом, так как определено в подразделе «С» настоящих правил.


Маркировка на опасных грузах

Каждое упаковочное место должно содержать маркировку, предписанную настоящими правилами и идентификационный номер. Более того, если упаковка содержит более 1000 галлонов опасного материала, то маркировка должна быть нанесена на каждую сторону и каждую оконечность упаковки. Если же в упаковке содержится менее 1000 галлонов опасного материала, то маркировка должна быть нанесена на две противоположные стороны упаковки. Маркировка должна быть надежной, выполненной на черном или контрастном с упаковкой цвете, надписи должны быть выполнены на английском языке, расположена маркировка должна быть отдельно от всех других видов маркировки.

Основное отличие требований C.F.R. от требований IMDG в части маркировки в том, что C.F.R. предусматривают специальную маркировку опасных грузов на внутренних перевозках. Помимо UN номера, маркировка должна включать и ТЕХНИЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ груза, а также адрес отправителя. Далее даются четкие инструкции относительно размеров надписей, их расположения на таре и транспортных единицах, специальные символы и обозначения, которые используются при маркировке каждого класса опасности. В соответствии с требованиями настоящих правил, все опасные грузы разделены на классы.

Правила первой медицинской помощи в случае инцидентов, связанных с опасными грузами — MFAG

Руководство по оказанию первой медицинской помощи в случаях, связанных с опасными грузами (MFAG), является приложением к международному медицинскому руководству для судов. Указания, данные в этом руководстве, относятся к веществам, материалам и предметам, которые включены в кодекс международных морских опасных грузов и материалам, включенным в приложение В кодекса безопасной перевозки навалочных грузов. Это руководство должно применяться в сочетании с информацией, получаемой из IMDG. Оно предназначено для рекомендаций, необходимых при диагностике и лечении химического отравления в пределах возможностей, доступных на борту судна. Информация по лечению заболеваний общей природы и не связанных с химическим отравлением может быть найдена в IMGS.

Небольшие травмы, включая химические, обычно не вызывают тяжелых последствий, если приняты соответствующие меры первой помощи, описанные в данном руководстве. Хотя число известных серьезных несчастных случаев невелико, случаи, включая и с химическими веществами, которые токсичны или коррозивны, могут быть опасными и должны рассматриваться как потенциальные серьезные до тех пор, пока каждый из потерпевших полностью не выздоровел или пока не получено соответствующее медицинское заключение. Любой человек, пострадавший от химического отравления, должен быть обследован врачом в следующем порту захода.

В Руководстве химические вещества сгруппированы в таблицы по своим химическим свойствам.
Внутри группы может быть разная степень токсичности. Там, где химическое вещество, химический раствор или смесь относятся к разряду Н. У. К., то есть не указаны конкретно в кодексе IMDG, они включаются в таблицу, которая состоит из медицинских проявлений токсичности, ожидаемых от отравления этим веществом. Для таких грузов может быть заявлено число, отличаемое от тех, которые указаны в кодексе IMDG, если такое число более подходящее. Иногда вообще невозможно собрать таблицу из-за большого разнообразия возможных медицинских последствий и для этих ситуаций дается общее руководство по соответствующему лечению.

Сами таблицы дают общую информацию об отдельной группе химических веществ и указывают на возможный токсический эффект. Рекомендуемое в этом руководстве лечение рассматривается либо в соответствующем разделе, либо в соответствующей таблице. Однако, существуют различия между странами по определенным типам лечения, и когда эти различия имеются, они отличаются в соответствующем национальном медицинском руководстве.

При данных обстоятельствах, когда подозревают, но точно не уверены, что больной страдает химическим отравлением, следует ознакомиться с нужной информацией в разделе «Диагнозы отравления» данного руководства.

Предлагается к прочтению:

Морские перевозки занимают достаточно большую нишу среди всех видов грузоперевозок. Судами доставляются различные виды товаров и продуктов. Морские перевозки так же предназначены и для транспортировки опасных грузов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Какие правила разработаны в целях обеспечения максимального уровня безопасности водных перевозок? Какие требования выдвигаются международными соглашениями к транспортной компании, морскому судну и экипажу, читайте далее.

Когда и кем введен

Международная морская организация (сокращенно ИМО) приступила к разработке Кодекса по правилам транспортировки опасных грузов в середине 1960 – х годов.

Данный документ считался приложением к существующей и успешно действующей Конвенции по охране жизни человека на море.

Окончательный вариант Кодекса был принят 27 сентября 1965 года. Документ подписали представители более чем 68 стран. Первое время документ носил чисто рекомендательный характер и не был обязателен для точного исполнения.

В 2002 году была произведена редакция документа. В большей степени поправки коснулись именно транспортировки морем грузов, причисленных к категории опасных.

В это же время было принято решение о введении обязанности пунктуального исполнения всех пунктов Кодекса с 1 января 2004 года.

Основная цель Кодекса – обеспечить максимальную безопасность:

  • водным просторам, чтобы сохранить флору и фауну водоемов, являющихся народным достоянием;
  • экипажам морским судов, непосредственно выполняющих транспортировку;
  • сотрудникам портов, выполняющим погрузку и разгрузку кораблей.

Положения документа распространяются на все суда, перевозящие опасные вещества, не зависимо от их вида и размера.

Виды опасности при транспортировке

При транспортировке грузов морскими транспортными средствами можно столкнуться:

  • с обстоятельствами непреодолимой силы, к которым относятся: цунами, шторм, необозначенные мели и так далее. Такие виды опасности не зависят от членов экипажа и не могут быть предусмотрены заранее. Поэтому любой экипаж должен уметь справляться с критическими ситуациями;
  • при недостаточной подготовке команды, управляющей судном, есть возможность сбиться с намеченного ранее курса. Вследствие допущенной ошибки могут пострадать товары, имеющие определенные условия для транспортировки;
  • с чрезвычайными обстоятельствами, вызванными неправильной упаковкой или маркировкой опасных веществ;

Команда корабля должна не только уметь слаженно и быстро действовать, но и быть достаточно образованной, чтобы в кратчайшее время выяснить какие средства можно использовать для предотвращения загрязнения моря и окружающей среды.

  • при длительном времени перевозки могут возникать проблемы с условиями транспортировки опасных грузов;
  • не исключена возможность в пути следования развертывания военных действий, захвата судна пиратами и так далее. Такие ситуации так же относятся к непредвиденным обстоятельствам.

Требования

Международный Кодекс так же предъявляет определенные требования к:

  • транспортным компаниям, организовывающим транспортировку опасных веществ и материалов;
  • команде корабля;
  • непосредственно к самому транспортному средству;
  • таре и упаковке, а так же маркировке перевозимых веществ.

К компаниям

Транспортная компания, занимающаяся организацией перевозки опасных грузов морем должна иметь разрешение – лицензию для занятия подобной деятельностью.

Чтобы получить разрешение требуется:

  • подготовить пункты загрузки опасных грузов в соответствии со всеми требованиями;
  • оборудовать суда средствами безопасности;
  • подготовить персонал, который будет выполнять работы по погрузке (разгрузке) опасных веществ.

Компания обязана постоянно следить за:

  • исправным состоянием портового оборудования;
  • исправностью судов, совершающих рейсы;
  • квалификацией персонала.

В обязанности ответственных лиц так же входит проведение периодического инструктажа по техники безопасности при работе с вредными веществами.

К персоналу на судах и в порту

Работники компании, являющиеся должностными лицами и отвечающие за подготовку перевозки обязаны знать:

  • существующие правила транспортировки вредных веществ;
  • правила безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ;
  • перечень документов, необходимый для сопровождения грузов;
  • виды опасности и способы их устранения при работе с определенными видами опасных товаров;
  • способы упаковки товаров, обеспечивающие максимальную безопасность в пути следования морского судна;
  • знаки маркировки вредных материалов;
  • методы размещения и крепления тары на борту судна;
  • способы предотвращения критических ситуаций;
  • правила оказания первой медицинской помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Ответственные работники обязаны пройти курс обучения, сдать квалификационные экзамены и получить соответствующие удостоверения.

Экипаж судна, в том числе капитан и лицо, отвечающее за безопасность, должны знать:

  • общие правила транспортировки вредных для окружающей среды и здоровья человека веществ;
  • перечень грузов, находящихся на борту судна и способы устранения существующей опасности;
  • условия перевозки отдельных видов веществ;
  • методы устранения последствий чрезвычайных ситуаций;
  • технику безопасности при возникновении критических ситуаций;
  • способы оказания первой медицинской помощи.

Предусмотрено как для должностных лиц, отвечающих за подготовку доставки и непосредственно перевозку, так и для компаний, сотрудниками которых являются ответственные лица.

К плавающим средствам

Судно, предназначенное для транспортировки вредных веществ, обязано пройти предрейсовый осмотр и получить разрешение на осуществление перевозки. О допуске судна делается запись в свидетельстве Регистра.

Чтобы пройти технический осмотр, транспортное плавающее средство должно быть оборудовано:

  • независимой системой вентиляции в грузовом отсеке, исключающей возможность воспламенения перевозимых грузов;
  • пожароохранной сигнализацией и автоматической водопожарной системой;
  • при необходимости поддерживания определенного температурного режима во время доставки грузов требуется наличие специальных контейнеров, которые крепятся к борту судна;
  • все электрооборудование судна должно быть защищено противопожарной и взрывонепроницаемой оболочкой;
  • помещения для перевозки опасных грузов должны находиться на максимально возможном удалении от кают, принадлежащих обслуживающему персоналу судна;
  • все трубы, выводящие продукты горения от двигателей и иных приборов, должны быть оборудованы искроулавливателями и искрогасителями;
  • грузовые отсеки оборудуются датчиками температуры и влажности воздуха.

Суда дополнительно должны комплектоваться:

  • переносными огнетушителями;
  • дыхательными аппаратами;
  • полными комплектами одежды для химической защиты.

Кроме основных требований существуют и дополнительные. Перед каждым рейсом должна проводиться:

  • очистка и влажная уборка помещений, предназначенных для перевозки грузов;
  • проверка технического состояния всех основных узлов корабля и систем безопасного жизнеобеспечения.

К таре и упаковке

Отдельные требования предъявляются к таре, в которой производится транспортировка опасных веществ, упаковке и маркировке.

Упаковка, применяемая для перевозки опасных грузов должна быть:

  • качественно изготовлена и находится в удовлетворительном состоянии;
  • изготовлена из инертных по отношению к веществам материалов;
  • способна защитить товары при возникновении критической ситуации.

Различают следующие виды упаковок в зависимости от вида перевозимого вещества:

  • герметичная упаковка применяется для транспортировки веществ в газообразном состоянии;
  • эффективно закрытая или влагонепроницаемая упаковка используется для перевозки жидкостей;
  • надежно закрытая упаковка для транспортировки сыпучих веществ.

Если перевозятся вещества в небольших упаковках, то они должны быть загружены в иную, большую по размерам тару.

Следует учесть, что не все вещества можно перевозить совместно в одной упаковке. Размещением товаров на судне занимается ответственное лицо под наблюдением капитана корабля.

Все отдельные упаковки и тара должны быть промаркированы знаками опасности. Знак, соответствующий перевозимому грузу, должен быть наклеен как на малой, так и на большой таре, причем знак всегда дублируется.

отражают:

  • визуальный символ возможной проблемы, например, если вещество подвержено самовоспламенению, то изображен костер;
  • буквенное обозначение изображения;
  • номер класса опасности соответственно перевозимому веществу.

В отдельных случаях на знаках может быть изображена и иная информация, например, при перевозке радиоактивных веществ рекомендуется указывать точное название вещества и уровень заражения.

Если в таре перевозится несколько различных видов опасных веществ, то на поверхность контейнера наклеиваются все знаки опасности.

Информация о знаках так же отражается в аварийных карточках, хранящихся у ответственного лица. Каждая аварийная карточка содержит код, состоящий из цифр и букв, которым следует руководствоваться при наступлении критической ситуации.

Ответственность за нарушения международного кодекса морской перевозки опасных грузов

За несоблюдение требований по перевозке опасных грузов морем ответственность может быть возложена:

  • на транспортную компанию, занимающуюся организацией перевозки;
  • на ответственное за погрузку и маркировку лицо;
  • на командира экипажа судна;
  • на ответственное лицо, сопровождающее груз к пункту назначения.

Компания и ее сотрудники несут ответственность за:

  • неправильную маркировку веществ;
  • неправильную погрузку веществ;
  • загрузку веществ, не отраженных в сопроводительных документах.

Лица, сопровождающие груз, в том числе и командир экипажа судна, несут ответственность за:

  • соблюдение условий транспортировки веществ;
  • правильность принятия мер, требуемых правилами, при наступлении чрезвычайных обстоятельств.

Ответственность может быть:

  • административной , то есть в виде штрафных санкций. Административная ответственность применяется исключительно при несоблюдении незначительных условий, не повлекших наступления экологических последствий;
  • уголовной. В случае нанесения непоправимых последствий мировым ресурсам.

Возможные последствия несоблюдения правил

Основными последствиями некорректной перевозки опасных грузов морскими судами могут быть:

  • загрязнение моря. Нарушение общей экологической обстановки как в отдельном регионе, так и соседних областях;
  • уничтожение флоры и фауны моря.

Последствия могут коснуться не только экологической безопасности, но и самого судна, а так же его экипажа. Неправильная транспортировка опасных веществ может привести к возникновению пожара и полному уничтожению судна и его команды.

Несоблюдение условий, касающихся работы с вредными веществами могут стать причиной серьезных заболеваний, увечий и как следствие инвалидности.

Ухудшение экологической обстановки может повлиять и на окружающих людей, так же вызывая тяжелые формы различных заболеваний и увечий. С особой осторожностью в этом плане требуется подходить к ядовитым и радиоактивным веществам.

В отношении перевозок опасных грузов морским транспортом в Российской Федерации приняты правила национального и международного уровней. Участникам ВЭД, занимающихся внешней торговлей сырьём и товарами данного класса, необходимо знать методические рекомендации по их транспортированию.

Для начала разберёмся, какие вещества и материалы попадают под эту категорию и какова их классификация, а затем ознакомимся с основными правилами морской транспортировки в соответствии с МК МОПОГ. Коснёмся правил упаковки, маркировки и сопроводительных документов, необходимых для перевозки опасного груза.

Что такое опасный груз?

Опасные грузы – это любые объекты, характеристики и свойства могут:

  • угрожать жизни и здоровью человека;
  • нанести непоправимый вред для окружающей среды;
  • привести к порче материальных объектов.

Под это обозначение подпадают вещества:

  • могущие взорваться из-за трения или детонации, оставив масштабные разрушения;
  • могущие легко воспламеняться под действием температуры или других факторов;
  • вызывающие коррозийный процесс в обычной таре под хранение, что может повлечь выброс вещества;
  • относящиеся к категории сильных ядов, опасных для жизни и здоровья человека.

МК МОПОГ — основной документ, регламентирующий перевозки опасного груза морем.

Классификация

Согласно ГОСТ, выделяются классы опасных грузов:

  1. вещества, способные вызвать взрыв;
  2. сжатые, растворенные под давлением газовые вещества;
  3. жидкости, легко и быстро воспламеняющиеся;
  4. твёрдые вещества, отличающиеся лёгкостью воспламенения; самовозгорающиеся вещества; грузы, при воздействии воды выбрасывающие газы, подверженные воспламенению;
  5. окисляющие грузы; органические пероксиды;
  6. ядовитые грузы, а также грузы, способные вызвать инфекцию;
  7. радиоактивные грузы;
  8. едкие вещества, а также вещества, способные вызвать коррозию;
  9. другие грузы, опасные для человека и окружающей среды.

Существует , выделенных на основании их характеристик и степени опасности.

За готовность судна к перевозке опасного груза отвечает капитан.

Правила транспортировки

Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МОПОГ) разработан Международной морской организацией (ИМО). Кодекс часто редактируется, дополняется. Включает в себя 4 части, исходя из них можно выделить ключевые правила транспортировки по МК МОПОГ.

  1. Опасные грузы должны быть размещены и закреплены так, чтобы не нарушались нормы безопасности. Метод закрепления груза зависит от его свойств, класса опасности.
  2. Грузы, относящиеся к взрывчатому классу , укладываются в специальные помещения. Помещения должны быть заперты во время транспортировки. Рядом с таким грузом не должно находиться детонаторов.
  3. Грузы, относящиеся к классу веществ, выделяющих опасные пары , укладываются в специальное помещение, где предусмотрена вентиляция.
  4. К грузам, относящимся к классу жидкостей или газов, подверженных воспламенению , должны применяться специальные меры, позволяющие не допустить пожара.
  5. На судне, посредством которого производятся экспортные или импортные транспортировки , должен иметься комплект МК МОПОГ.
  6. Импортная или экспортная перевозка опасных грузов не может производиться без соблюдения МК МОПОГ , однако в случае форс-мажора возможны действия, не имеющиеся в кодексе, направление на спасение людей и груза.
  7. При транспортировке грузов, для которых необходим специальный температурно-влажностный режим , перевозчику потребуется предоставить Свидетельство о характеристиках груза.
  8. В судне должно быть специальное грузовое помещение, огнетушащее средство, соответствующие данному типу груза.
  9. В том случае, если транспортируются несовместимые грузы , на судне должны иметься соответствующие условия размещения.

Помимо МК МОПОГ, морские перевозки опасного груза регламентируются международной конвенцией МАРПОЛ 73/78 (предотвращение загрязнения судов) и СОЛАС-74 (международная конвенция, направленная на охрану человеческой жизни на море).

При транспортировке грузов иностранных фрахтователей упаковка, маркировка, документация, класс груза должны соответствовать МК МОПОГ.

Требования к упаковке

В соответствии с ГОСТом (26319-84) и правилами перевозки опасных грузов грузоотправитель обязан упаковывать груз таким образом, чтобы упаковка сводила к минимуму возможные риски при транспортировке и погрузке и разгрузке. Упаковка должна соответствовать ряду характеристик.

  • Высокое качество , хорошие эксплуатационные характеристики.
  • Наличие внутренней поверхности , которая не спровоцирует риск создания форс-мажора при соприкосновении с ней груза.
  • Эксплуатационные свойства , которые позволят выдержать риск при погрузке-выгрузке и морской транспортировке.

К прокладочному материалу, необходимому при транспортировке опасных жидкостей, также предъявляется ряд требований. Он должен:

  • предотвращать опасное воздействие, которое может оказывать груз;
  • препятствовать перемещению сосуда с жидкостью, плотно прилегать к нему;
  • по возможности, объём материала должен быть таким, чтобы его хватило на поглощение жидкости при порче тары;
  • в таре для опасных жидкостей, при соответствующем жидкости температурном режиме при наполнении, должно оставаться свободное пространство. Объём свободного пространства зависит от максимальной рабочей температуры при транспортировке;
  • В случае если на судне имеется неочищенная порожняя тара, в которой ранее находилась опасная жидкость, к ней также применяются вышеизложенные правила. Исключение составляют ёмкости, в отношении которых были предприняты действия, делающие их безопасными.

Маркировка

О том, что на борту судна находится опасный груз, сообщают специальные знаки. Требования к маркировке регулируются ГОСТом (19433-88) и правилами МОПОГ.

При перевозке опасного груза морем маркируется упаковка и тара, в которой находится груз. Специальные ярлыки устанавливаются и на сам груз, и на транспортное средство, перевозящее его.

Маркировка опасных грузов должна соответствовать следующим требованиям:

  1. наличие указания верного технического названия груза. Указание только коммерческого названия противоречит правилам;
  2. знаки опасности, соответствующие классу груза, чётко указывающие на его опасные характеристики;
  3. вне зависимости от способа нанесения маркировки, она не должна стираться при нахождении в морской воде на протяжении минимум трёх месяцев. При выборе способа нанесения маркировки должна учитываться надёжность применяемых средств, особенности поверхности упаковки;
  4. на каждую упаковку должны наноситься знаки опасности и маркировка. Исключения составляют только грузы с пониженной степенью опасности и грузы, транспортируемые в малом количестве. Исключения также относятся к особым обстоятельствам, когда допускается укладка товара на грузовые места, имеющие соответствующие знаки опасности.

Сопроводительные документы

К сопроводительной документации при транспортировки опасных грузов, также применяются правила.

  1. На судне, выполняющем перевозку опасного груза, в обязательном порядке должна находится их опись, манифест или грузовой план, в котором указывается техническое наименование, характеристики, класс опасности груза, а также места его расположения. Копии этого документа должны быть представлены официальным лицам порта для отхода транспортного средства.
  2. К документам, относящимся к транспортируемому грузу, прилагается подписанное свидетельство, удостоверяющее в том, что опасный груз имеет надлежащую упаковку, маркировку, снабжён знаками опасности, может транспортироваться. Документ должно представить лицо, ответственное за упаковку.
  3. В том случае, если есть обоснованные сомнения в факте несоответствия грузовой транспортной единицы (CTU) вышеизложенным правилам контейнеров, то она не должна быть принята к отгрузке. Аналогичное правило применимо при отсутствии свидетельства о правильно произведённой укладке в контейнере/автотранспортном средстве.
  4. При наличии любых нарушений упаковки (тара деформирована, повреждена, оставляет следы, пятна) опасный груз не погружается на судно.
  5. Грузовые транспортные места размещаются и закрепляются исходя из Наставления по креплению груза, получившего одобрение Администрации.

Грузоотправители зачастую фрахтуют судна для перевозки опасного груза. Информация о том, как происходит расчёт фрахта