Образование единого государства в долине нила факты. Как образовалось единое государство в Древнем Египте? Додинастическая эпоха. Дети делают вывод

пн, 04/25/2016 - 17:52 | Микова Наталья...

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Чердынская средняя общеобразовательная школа имени А.И.Спирина»

Проект урока по теме:

«Образование государства в долине Нила»

учитель истории, 1 квалификационной категории

.Чердынь, 2016г.

Проект урока «Образование государства в долине Нила» представляет собой многовариантную разработку урока по истории Древнего мира для учащихся 5 класса соответствующую требованиям ФГОС ООО

Учебник: «История Древнего мира» (авторы: Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванина, М.: ИЦ «Вентана-Граф» 2014г.

Средства обучения: мультимедийная аппаратура, интерактивная доска, раздаточный материал, карта Древнего Египта.

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Цели урока: достижение следующих результатов:

Личностных – формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательного интереса к предмету история.

Метапредметных – владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), проявлять готовность к сотрудничеству с другими учениками, групповой и коллективной работе.

Предметных – проводить поиск необходимой информации в различных источниках (текстовых, графических, изобразительных) – на выбор; сравнивать данные разных источников, выявлять сходство и различия; рассказывать устно об исторических событиях; характеризовать природные условия и образ жизни египтян; раскрывать смысл исторических понятий.

Задачи:

1. Личностные:

- с помощью видеофрагмента и обращения к личному опыту развивать познавательные интересы школьников и мотивировать их к учебной деятельности и изучению предмета история.

2. Предметные:

Изучить и охарактеризовать на основе текста письменного источника, карты, иллюстраций природные условия Древнего Египта, образ жизни египтян;

На основе информационного поиска (в учебнике) определить значение новых понятий и названий (порог, дельта, Кемет, папирус, дамба, ирригация, номы)

Работая в группах, умение участвовать в продуктивной групповой коммуникации.

На основе полученной информации в ходе урока, уметь обобщать материал и формулировать выводы.

3.Методы обучения : проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : коллективная, в группах, индивидуальная.

Ход урока

Этап урока, время

Действия учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационно-мотивационный .

(3 минуты)

Приветствие.

1 вариант. - Ребята, сейчас вы очень внимательно просмотрите небольшой видеоролик. Ваша задача понять, почему именно этот видеоматериал я вам предложила? О чем он?

Организует беседу с учащимися по вопросам, при необходимости задает уточняющие вопросы.

Готовность к уроку.

Внимательно просматривают видеоролик о современном Египте (туризме, достопримечательностях, природе).

Возможные ответы: - потому что мы будем изучать Египет;

О (современном) Египте;

Личностные УУД:

Познавательные УУД: (информационные) анализ источников информации

2 вариант.

Коммуникативные УУД: продуктивное взаимодействие в паре

Приветствие.

2 вариант. Раздает каждой паре учащихся источники информации: карту Др.Египта, исторический источник (фрагмент сочинения Деодора Сицилийского о Египте), картинки иллюстрирующие природу Др.Египта и образ жизни египтян.

Ребята, рассмотрите раздаточный материал и сделайте вывод о теме нашего урока.

Опрашивает 2-3 учащихся: просит назвать тему и объяснить выбор. Спрашивает класс о поддержке предложенных тем или не согласии.

Готовность к уроку.

Внимательно рассматривают предложенные материалы, совещаются в паре и делают вывод.

Устно формулируют ответ, объясняют выбор темы. Остальные учащиеся выражают согласие или не согласие.

  1. Актуализации знаний

(4 минуты)

Предлагает заполнить таблицу на актуализацию знаний.

Проводит опрос (2-3 учащихся) по таблице. Просит уточнить учащихся то, что они занесли в таблицу, было в Египте раньше или существует сейчас?

Предположите, природа и климат Египта, образ жизни людей в этой стране изменялся со временем или остался прежним?

Дополните свои таблицы, если это необходимо. С какой проблемой вы столкнулись

Заполняют таблицу: О Египте

Хочу узнать

Вариант 2. Отвечая на вопросы учителя, формулируют тему урока.

ПРОБЛЕМА: Достоверны ли мои знания о Египте? Какими были природа, климат, географическое положение Египта, образ жизни египтян в древности?

Личностные УУД:

Смыслообразование, формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

  1. Целеполагания и планирования

(3 минуты)

Просит учащихся определить цель урока и пути ее достижения

1 вариант. Предложите, как и при помощи чего мы можем достичь цели и решить задачу?

Определяют цель: ответить на проблемные вопросы, узнать больше о Древнем Египте.

Формулируют задачу: составить описание географического положения, природы, климата, образа жизни в Древнем Египте.

Познакомиться с источниками, - рассмотреть изображения, иллюстрации.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимися и то, что не известно.

  1. «Открытие нового знания»

Предлагает учащимся разделиться на группы и поработать с разными источниками информации (при затруднении можно провести жеребьевку – предложить вытянут вариант источника информации), напоминает правила работы в группе.

1 вариант. Группы получают соответствующий раздаточный материал, при его отсутствии пользуются учебником: карта (стр.28), письменный исторический источник (может быть дан фрагмент из хрестоматии или учебника (стр.32), иллюстрации (стр.28,29,30).

2 вариант. Просит перераспределить источники между группами (чтобы каждый учащийся имел необходимый источник внутри группы)

Дает техническое задание группам, предлагает воспользоваться соответствующими памятками на форзаце учебника (Памятка №1 – для всех учащихся по составлению устного ответа, Памятка №2 – для работы с письменными источниками, Памятка №5 – для работы с картой, Памятка №6 – для работы с иллюстрациями.

После озвучивания описаний просит учащихся сделать предварительный вывод, ответив на вопрос:

Как повлияли природные, климатические условия и географическое положение Египта на жизнь и деятельность древних египтян?

Делятся на группы (по 4 человека). Знакомятся с техническим заданием, повторяют памятки. Изучают источники, обсуждают полученную информацию в группе и выполняют задание: 1) Учащиеся (каждый) составляет в тетради: письменное описание Др.Египта (работающие по карте, иллюстрациям и источнику (из учебника), схему расположения Египта – по источнику из хрестоматии, 2) Один-два учащихся от группы устно описывают Др.Египет. Остальные дополняют.

Работа с картой (ответы детей, возможен вариант: 1-2 показывают по карте, 1-2 читают составленное описание): 1) Египет, обозначенный на карте зеленым цветом, располагался в Сев-Вост.Африке, на Синайском п-ве, восточном побережье Средиземного моря; 2) с севера омывался Средиземным морем, с востока Красным морем; 3) был разделен на Нижний, Верхний Египет и Нубию; 4) Главная река- Нил разделялась на пороги; 5) К западу от Нила находилась Ливийская пустыня, а на юге Нубийская; 6) В долине Нила и в оазисах египтяне занимались земледелием; 7) Через Египет проходили важнейшие торговые пути (из Африка в Азию, по Красному и Средиземному морям); 8) на берегу Красного моря и в Нубии находились каменоломни, золотые и медные рудники; 9) в разные периоды 2-го тысяч. до н.э. столица Египта находилась в Фивах и Мемфисе; 10) египетские фараоны, в том числе Тутмос III вели завоевательные походы (в Нубию, Синайский п-ов, Переднюю Азию).

Дети делают вывод:

Территория Египта, особенно в долине Нила была более пригодна для земледелия, благодаря илу, жаркому климату. Египтяне использовали в хозяйстве папирус и древесину акаций. Занимались рыболовством, добывали металл, горные породы (камень, гранит).

Познавательные УУД: самостоятельное выделение информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД: продуктивное взаимодействие в группе. Кооперация- согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности.

Интериоризация- речевые действия, служащие средством коммуникации (передача информации другим людям)

Познавательные УУД:

информационные – выделение новых слов и их определение.

Логические – анализ полученной информации и формулирование вывода.

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Предлагает учащимся обратиться к названию параграфа в учебнике (стр.27) (сформулированная в начале урока тема скорей всего будет отличаться от названия параграфа) и предположить, что еще им нужно узнать на уроке для достижения цели и как это сделать. Что такое государство?

Дает вопросы-ориентиры (на доске или слайде) для оформления письменного ответа:

1)Как образование государства в Др.Египте было связано с особенностями его местоположения, образа жизни и деятельности египтян?

2) Сколько номов образовалось в долине р.Нил (что такое «ном»)?

3) Какие царства возникли в Др.Египте?

4) Кто, когда и как объединил Др.Египет в одно государство? Назовите столицу.

Просит учащихся сделать самопроверку и самооценку по критериям (поставить в тетради).

Ответы детей: - как и когда образовалось государство в долине (на берегах) Нила (Древний Египет)? – почему возникло государство в долине Нила?

Найти информацию в учебнике

Государство это объединение людей на одной территории, подчиняющихся определенной власти и законам.

Индивидуально находят информацию в учебнике на стр. 30-31, выписывают главное в тетрадь.

Проводят самопроверку по эталону.

1)Жителям Др.Египта для получения хорошего урожая приходилось объединяться, чтобы осуществлять ирригацию (строить оросительные системы, осушать болота). 2) 40 номов (ном – общность людей, живущих на определенной территории с административным центром и правителем) 3) Северный (Нижний) Египет, Южный (Верхний) Египет. 4) Царь Мина (Менес) в 3100 году до н.э. (покорил Северный Египет). Мемфис.

Регулятивные УУД: сличение того чего нужно достичь с тем что достигнуто.

Познавательные УУД:

общеучебные – выбор наиболее эффективного способа решения задачи,

самостоятельное выделение информации,

установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД: сличение того чего нужно достичь с тем что достигнуто, оценка результатов работы.

  1. Первичное закрепление

Предлагает учащимся проверить, как они усвоили новый материал.

Организует коллективную работу со всеми учащимися. 1 прием – текст выводится на экран, учащиеся отвечают по цепочке.

2 прием – при помощи интерактивной доски заполняют пропуски. Оба приема позволяют сразу отслеживать правильность ответов и исправлять ошибки.

Вставляют недостающие слова в текст.

Древний Египет – одно из древнейших государств мира располагалось в северо-восточной _____________ на берегу реки ________. Самая широкая часть реки, где она делилась на «рукава» называлась -_______. Основным занятием древних египтян было ____________________, так же они занимались ____________,

Добывали____________, _____________, _________. Для получения хорошего урожая они укрепляли берега - строили ___________, а так же ________________ системы. Постепенно в долине ________ образовалось ____общностей людей - _______, которые в длительной борьбе объединились в _____царства__________и ___________-Египет. Царь _________Египта в _______г.до н.э. объединил всю страну. Мина основал новую столицу - __________.

Коммуникативные УУД: взаимодействие- коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации)

Познавательные УУД: установление соотношения между данными условиями (вопроса, текста) и требованиями задачи.

  1. Повторение. Рефлексия.

Предлагает учащимся сравнить полученные на уроке знания с таблицей, которую они заполняли в начале.

Что бы вы еще хотели узнать?

Что научились делать?

Как вы думаете, Древний Египет и современный отличаются? Назовите чем?

Решили ли мы поставленную проблему?

Отношение к результатом своей работы на уроке изобразите в виде смайлика (раздает шаблоны), покажите друг другу, всему классу и вложите в тетрадь.

Предлагает записать домашнее задание.

Если источник из учебника (стр.32) на уроке не использовался.

Сопоставляют то, что узнали с тем, что хотели узнать. Планируют путь восполнения и дополнения знаний.

Ответы: - работать с картой, - источником, - иллюстрациями, - учебником.

Находить информацию и использовать ее для выполнения заданий.

Строить предположения и делать выводы.

Отличаются территорией и границами государства, столицей, образом жизни и занятиями.

Рисуют смайлик, показывают в паре, всем учащимся. Благодарят друг друга за работу.

Записывают домашнее задание: параграф 5 учебника, вопросы в тексте и конце параграфа (стр.31); еще раз рассмотреть карту, иллюстрации в учебнике;

Устно поработать с источником на стр.32 используя памятку №2.

Регулятивные УУД:

Оценка учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, отображение в знаково-символической форме результата оценивания.

Приложение

Раздаточный материал:

Карта Древнего Египта (без условных обозначений), ссылка http://megabook.ru/media/Древний%20Египет%20(интерактивная%20карта)

Иллюстрации – в отдельном файле.

Техническое задание по работе с иллюстрациями в учебнике

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации (стр.28 (кроме карты), 29, 30).
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с письменным историческим источником

  1. При работе с историческим источником используйте Памятку №2, которая находится на форзаце учебника.
  2. На основе, полученной из источника информации, составьте письменно в тетради описание Египта или составьте схему расположения Древнего Египта с условными обозначениями и устно опишите ее.

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека

Диодор (жил в I. до н.э.) – греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют «Сицилийским»), в течение тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14).

30. Египет простирался в основном (с севера) на юг … С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней…Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.

31. …Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристаней…

…Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой…

32. …Вступив в Египет, Нил … течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы… ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние…Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями…

36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным...Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, только он один … день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.

Вопросы к документу:

  • Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский?
  • Где находится это государство?
  • Чем защищено оно с запада?
  • Чем защищена восточная часть страны?
  • Каким морем омывается северная часть страны?
  • О какой реке идет речь в документе?
  • Где берет свое начало река?
  • Куда она впадает?
  • Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние?

Самопроверка по эталону и критерии оценки.

1)Жителям Др.Египта для получения хорошего урожая приходилось объединяться, чтобы осуществлять ирригацию (строить оросительные системы, осушать болота).

2) 40 номов (ном – общность людей, живущих на определенной территории с административным центром и правителем)

3) Северный (Нижний) Египет, Южный (Верхний) Египет.

4) Царь Мина (Менес) в 3100 году до н.э. (покорил Северный Египет). Мемфис.

Текст для первичного закрепления

Древний Египет – одно из древнейших государств мира располагалось в северо-восточной Африке на берегу реки Нил . Самая широкая часть реки, где она делилась на «рукава» называлась - дельта . Основным занятием древних египтян было земледелие , так же они занимались рыболовством , торговлей (ремеслом) , добывали золото , медь , камни (гранит) . Для получения хорошего урожая они укрепляли берега - строили дамбы , а так же оросительные системы. Постепенно в долине Нила образовалось 40 _общностей людей - номов , которые в длительной борьбе объединились в 2 царства Нижний (Северный) и Верхний (Южный) -Египет. Царь Южного Египта в 3100 г.до н.э. объединил всю страну. Мина основал новую столицу - Мемфис .

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА:
Восток, Греция, Рим/
И.А.Ладынин и др.
М.: Эксмо, 2004

Раздел

ВОСТОК

Глава II.

Древний Египет до середины II тыс. до н. э.

3. Возникновение ранних государств
в долине Нила (вторая половина IV тыс. до н. э.)

Мощный скачок в развитии древнеегипетского общества про­исходит с началом II додинастического периода (ок. XXXVI- XXXI вв. дон. э., время археологических культур Герзе/Нагада II и Семайна/Нагада III). Поселения укрупняются, превращаясь в ранние города, погребения начинают различаться по богатству, что указывает на выделение имущественной элиты. Зарождается письменность.

Многие находки этого периода имеют аналогии в культурах Азии, что наводило ряд ученых на мысль о завоевании Египта вторгшимся с Востока народом, якобы создавшим египетское го­сударство (т.н. «династической расой»). В действительности эти аналогии - результат интенсивных торговых контактов между Египтом и Восточным Средиземноморьем (а через его посред­ство - и с более отдаленными странами; так в Египет попадал среднеазиатский лазурит). По-видимому, уже к началу данного периода египетское общество достигло уровня ранней государ­ственности - этапа выделения государственного аппарата.

Первые государства Египта были невелики по размерам и воз­никали из объединений общин, поддерживавших хозяйственную кооперацию и тяготевших к общему центру культа и власти, ко­торый служил также местом хранения общих запасов, центром ремесла и торговли (это и были наиболее крупные поселения вто­рой половины IV тыс. до н. э.). Появление государственной вла­сти стимулировалось потребностью в развитии и укрупнении ир­ригационных систем, и она возникала прежде всего в ходе со­вместной деятельности общин по их созданию. Впоследствии Верхний Египет делился на 22, а Нижний - на 20 небольших округов-номов (так античные авторы называли области Египта; их правителей, нередко передававших свои полномочия по на­следству, в науке обозначают греческим термином «номарх»), с собственными культами и традициями местной власти. Эти номы восходят к древнейшим государствам II додинастического перио­да (к концу его встречаются первые изображения священных эм­блем номов, известных и позднее).

Долгое время считалось, что в результате войн между номами образовались два крупных государства - Верхнеегипетское, со столицей в Иераконполе (греч.; егип. назв. - Нехен; в науке еги­петские города часто упоминаются под их древнегреческими на­званиями), и Нижнеегипетское, со столицей в г. Буто (егип. Пе-Деп; Буто и Иераконполь сами египтяне позднее считали своими древнейшими культовыми центрами). Затем, уже к концу IV тыс. до н. э. верхнеегипетские цари завоевали дельту Нила и объеди­нили страну. Новые археологические данные показали, что ход событий был сложнее. По-видимому, ко второй половине IV тыс. до н. э. в Верхнем Египте было несколько сравнительно крупных (состоявших из более чем одного нома каждое) государств, к XXXII в. до н. э. стянувшихся в два царства с центрами в Иераконполе (юг Верхнего Египта) и Тинисе (его северо-централь- ная часть). При этом Иераконпольское царство старалось подчи­нить себе граничившие с ним с юга области Нубии, а Тинисское - государства Нижнего Египта (центром одного из них действи­тельно мог быть г. Буто). Ок. XXXI в. до н. э. царь Тиниса Нармер подчинил Иераконпольское царство, после чего завоевал и дельту Нила.

На памятниках Нармера, а также его предшественников уве­ковечивались победы верхнеегипетских царей и важные ритуалы с их участием. Военных сцен явно больше, а имена царей часто сопоставляют их с каким-нибудь свирепым животным; поэтому несомненно, что цари конца II додинастического периода в Египте - это правители-военачальники, уже не испытывающие никаких ограничений своей власти со стороны органов общинно­го самоуправления. Как видно, начальный этап государствообра- зования, когда такие органы еще играли важную роль, в Египте еще в середине IV тыс. до н. э. сменился единоличной властью на­следственных вождей-военачальников (очевидно, межномовые войны в долине Нила, ввиду узости ее границ, носили особо ин­тенсивный и ожесточенный характер, что и усиливало роль та­ких военачальников). К концу IV тыс. до н. э. власть царей приоб­ретает сакральный характер: их сопоставляют с богом Хором (это выражается в особых именах, которые пишутся в сочетании с изображением сокола, воплощающего этого бога) и изображают в особых, также почитавшихся белом и красном венцах (позднее они были соединены, символизируя единую власть над Верхним и Нижним Египтом).

Гимн богу Хапи

Моля о процветании для обоих берегов, Процветай же, процветай же, Хапи, Процветай же, Дарами полей Оживляющий людей и скот. Процветай же, процветай же, Хапи, Процветай, процветай, ты, прекрасный дарами.

Северная Африка с её ничтожным количеством осадков почти непригодна для жизни, но именно здесь возникла - египетская. Основой этой цивилизации был Нил, несущий свои воды от Эфиопского нагорья и Центральной Африки к Средиземному морю. Благодаря великой реке древнего Египта ещё в III тысячелетии до н. э. превратился в процветающее государство Восточного Средиземноморья и оставался таковым вплоть до римского завоевания в 30 г. до н. э.

Более десяти тысячелетий назад климат Северной Африки был менее засушливым. Кочевые племена охотников и собирателей населяли те области, которые сегодня поглотила пустыня. Долина и дельта реки Нила с болотистыми, затопляемыми землями считались коварным местом.

Проходили столетия, климат пустыни Сахары становился всё суше и ко II тысячелетию до н. э. уже почти не отличался от погодных условий XXI в. н. э. С усилением засухи и наступлением пустыни люди селились вокруг источников воды, более интенсивно используя природные ресурсы в оазисах и вблизи Нила. Здесь и состоялся их переход к земледелию в VII- V тысячелетиях до н. э.

Постепенно, с расширением пахотных земель, росло население долины и дельты Нила. К IV тысячелетию до н. э. с разными типами хозяйства и темпами развития. Они сложились в несхожих исторических и климатических зонах: меримдская - в районе дельты и бадарийская - в Верхнем Египте. Меримдская культура развивалась быстрее, контакты с другими странами были теснее, и именно в дельте Нила появились первые города. В последующих веках многочисленные города с округой (номом, как её называли древние греки) и собственными правителями (номархами) возникли по всему течению великой реки. И только примерно к 3000 г. до н. э. в бассейне Нила образовалось единое централизованное государство, включившее в себя всю долину Нила - от дельты на севере до первых порогов на юге.

Политическому единству страны благоприятствовала привязанность Египта к долине Нила. Эта долина, неизменное ядро государства, мало изменялась в своих размерах. Её прирост зависел не столько от военных успехов египетского оружия, сколько от прогресса в покорении самой реки: исконные земли Египта постепенно включили в себя долину Нила до вторых, а затем третьих и четвёртых порогов на юге. Росла страна и за счёт освоения участков пустыни на западе и востоке от русла реки. Но, так или иначе, приращения территорий были незначительны. Узкая полоска земли по берегам великой реки, зажатая пустынями, - вот «хребет» египетской . Рамки, определённые самой природой, стали основой стабильности великой державы на протяжении трёх тысячелетий. Они обусловили все особенности этой величественной цивилизации, которую по праву можно назвать цивилизацией реки.

Долина Нила

Тёплый климат этого государства и плодородная почва долины Нила предопределили . Но Нил - своенравная река. Особенностью водного режима Нила являются регулярные разливы. Паводки вызываются таянием снегов в Абиссинских горах, где находятся истоки Голубого Нила, и тропическими ливнями в районе Великих озёр Центральной Африки, откуда берёт начало Белый Нил.

Вот как древние описывали разлив Нила. В течение четырёх дней вспухает русло «Зелёного Нила», наполняясь грязью и тиной, и затем ещё 15 дней течёт «Красный Нил», полный плодородным илом. К началу августа вся земля затопляется водой, и только города и посёлки, словно острова, поднимаются из огромного, безграничного болота.

Особенности культуры и мировоззрения египтян во многом обязаны Нилу. Их картина мира, в отличие от большинства других народов, была ориентирована не на север, а на юг, к истокам реки. Календарь определяли по Нилу и звёздам. Новый год наступал в середине июля, когда вода поднималась перед паводком. Река диктовала и три времени года. Каждое из них состояло из четырёх месяцев: разлив (июль - октябрь); возрождение (ноябрь - февраль) - с полей сходила вода, и приступали к их обработке; жаркое время (март - июнь) - период сбора урожая и самого низкого уровня воды. Разлив Нила - Хапи стал богом, дарующим изобилие. С Хапи сравнивали себя фараоны и местная знать в своём богатстве и могуществе. Изображался он в виде толстяка, приносящего дары Земли богам. Ему не возводили храмов, и лишь раз в году, в начале разлива, там, где лежала древняя граница государства на юге и где река вплотную подходила к горам, устраивали праздник Хапи, приносили богу дары и воспевали его в гимнах.

Разлив был источником жизни, однако без искусственных сооружений долина Нила оставалась бы топким болотом посреди песков. Осваивать реку, т. е. копать оросительные каналы и протоки, делать насыпи, содержать в исправности ирригационные сооружения, начали с зарождением земледелия при помощи несложных орудий - мотыг и корзин для переноски земли.

Пересечённый оросительными сооружениями, Египета уже в додинастический период, в IV тысячелетии до н. э., стала страной исключительного плодородия. Слову «область» («ном») на письме соответствовал знак, изображавший Землю, поделённую оросительной сетью на четырёх-угольники.

Но усмирить реку могли только крупные коллективы людей - отдельным общинам это было не под силу Покорение Нила стало первопричиной зарождения государства в долине.

Древний Египет является одной из самых первых культур мировой истории. Эта цивилизация зародилась на территории Северо-Восточной Африки. Как полагают исследователи, слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос», что в переводе означало «загадка, тайна». Историки считают, что древнеегипетское государство возникло от города Хет-ка-Птах, которому впоследствии греки дали название «Мемфис». Сами жители древнего Египта называли свою страну по цвету почвы - «Та Кемет». В переводе это словосочетание означало «Черная Земля».

Как появились поселения в долине Нила?

Люди жили здесь задолго до того, как образовалось единое государство в Древнем Египте. Считается, что первые здешние поселения относятся к эпохе палеолита. Исследователи обнаружили здесь остатки стоянок первобытных охотников. Стаи хищников, растущие вдоль берегов Нила акации, насекомые - так встретила первых людей неприветливая древняя саванна. Считается, что они были вынуждены перекочевать в долину Нила из-за ухудшения природных условий.

Какой была долина Нила задолго до того, когда появилось единое государство в Древнем Египте?

Климат Египта в то время был не таким засушливым, как сейчас. Таяние ледников, которые покрывали часть европейской территории, закончилось совсем недавно. Над долиной Нила шли постоянные дожди, дули влажные ветры. На том месте, где сейчас находится обширная пустыня, раньше простирались саванны.

На территории современной Сахары раньше жили первобытные охотники периода мезолита и раннего неолита. Именно после них остались известные теперь первые рисунки буйволов, слонов, антилоп. Эти животные не являются жителями пустыни. Еще одно доказательство того, что долина Нила когда-то являлась саванной - это вади. Вади представляют собой высохшие русла рек, которые когда-то впадали в Нил.

Начало засухи и переселение племен

К началу V тысячелетия до н. э. климат становится более засушливым. Затихают влажные ветра. Медленно саванна начинает превращаться в пустыню. Охотничьи племена в это время превращаются в пастушеские, и все больше их поселения приближаются к берегам Нила.

В V тысячелетии до н. э. представители неолитической эпохи еще не научились выплавлять медь. Они пользовались для охоты каменными орудиями. Несмотря на то что охота и рыбалка еще пока являются первостепенными источниками пропитания, в это время появляется примитивное земледелие и скотоводство. В конце V - начале IV тысячелетия до н. э. берет свое начало медный век - эпоха энеолита. В это время у древних жителей нильской долины появляются изделия из меди, которые они использовали в быту - бусы, проколки. Начинают сооружаться оросительные каналы. Однако охота и рыболовство не теряют своей роли в жизни первобытных людей.

Номы - прообразы государств

Следующей эпохой до того, как образовалось единое государство в Древнем Египте, принято называть первым додинастическим периодом. Он относится к первой половине IV тысячелетия до н. э. В это время главную роль уже начинает играть земледелие. Поселения увеличиваются в размерах, начинают объединяться и огораживаться стенами. Медь теперь используют не только для изготовления бытовых предметов и украшений, но и для орудий труда. В эту эпоху впервые появляются предметы, изготовленные из золота.

К середине IV тысячелетия до н. э. древние египтяне окончательно приходят к оседлому образу жизни. Теперь главную роль в обеспечении жизнедеятельности поселков играет земледелие и скотоводство. заменяется на соседскую, и возникает экономическое неравенство. Появляется пока еще небольшая прослойка рабов - пленных, захваченных в процессе постоянных стычек между поселениями. До того как произошло объединение Древнего Египта в единое государство, поселения объединялись в номы - замкнутые централизованные области.

Для чего происходило объединение сообществ

Эти территориальные образования создавались на основе объединений племен, которые совместными усилиями создавали оросительные системы, вступая в борьбу с немилостивыми силами природы. Каждый ном, по сути, представлял собой окруженный стенами город, в котором находился свой храм, и где уже был свой правительственный аппарат. До того как образовалось единое государство в Древнем Египте, в долине Нила было уже порядка сорока номов.

Так как создание ирригационных систем требовало немалых усилий, все больше обострялась нужда в объединении номов. Так на территории долины Нила появились два государства - Нижний Египет и Верхний Египет. Об этих временах свидетельствуют рисунки на сланцевых табличках. На них изображены сцены войн, связанные пленные, угон стад рогатого скота. Дальнейшая война между двумя объединениями в конечном счете привела к победе Верхнего Египта. Так завершился додинастический период и началось образование единого государства в Древнем Египте. Дата, которая завершает эту эпоху в истории - 33 в. до н. э.

Что известно о вождях Нижнего и Верхнего Египта?

О тех властителях, под началом которых происходило это объединение, практически не осталось никаких сведений. Практически единственной информацией являются несколько десятков древнеегипетских имен. Также известно, что правители Верхнего Египта носили головной убор белого цвета, а отличительным знаком вождей нижнеегипетских номов была красная корона. После того как образовалось единое государство в Древнем Египте, корона красно-белого цвета осталась символом власти до самого конца эпохи древности в долине Нила.

Слияние государств было длительным и кровопролитным процессом. Однако некоторые исследователи убеждены, что некоторые номы объединялись между собой мирным путем. Считается, что центром нового государства стал один из северных номов. Древняя столица единого государства в Египте - это ном с центром в городе Буто. Люди, которые жили в образовавшемся древнеегипетском государстве, говорили на египетском языке, который сейчас мертв.

Поздний язык египтян - копсткий - дошел наряду с арабским до Средних веков. Судя по оставшимся рисункам, египтяне были темноволосым народом среднего роста. Это были стройные, широкоплечие люди с прямыми волосами. Изображения женщин окрашивались в желтый цвет, мужчин - в кирпичный оттенок.

Неизвестно, Шумер или Египет был колыбелью древнейшей цивилизации мира. Возможно, что цивилизация, возникшая на северо-востоке Африки, на берегах великого Нила, была более древней. Во всяком случае, несомненно, что централизованное государство возникло здесь впервые в мировой истории.

Границы собственно древнего Египта резко очерчены самой природой; южным его пределом были труднопроходимые первые нильские пороги, находившиеся близ современного Асуана, в 1300 км от Средиземноморского побережья; с запада к реке теснились песчаные уступы Ливийского плоскогорья, с востока подступали безжизненные каменистые горные отроги. Ниже первых порогов Нил нес свои воды строго на север по узкой длинной долине (Верхний Египет), ширина которой колебалась от 1 до 20 км; лишь в двухстах километрах от устья, там, где река в древности разветвлялась на несколько рукавов, долина расширялась, образуя знаменитую нильскую Дельту (Нижний Египет).

В двух тысячах километров к югу от первых нильских порогов, у нынешней столицы Судана, Хартума, соединяются две реки - Белый и Голубой Нил. Стремительный Голубой берет свое начало из высокогорного эфиопского озера Тана, навстречу через цепь великих озер и заболоченные равнины Центральной Африки, течет спокойный полноводный Белый Нил. Весной, когда в горах Эфиопии интенсивно тает снег, а в Тропической Африке в разгаре дождливый сезон, реки, питающие Нил, одновременно вбирают в себя громадное количество избыточной воды, несущей мельчайшие частицы размытых горных пород и органические остатки буйной тропической растительности. В середине июля паводок достигает южных границ Египта. Поток воды, в десять раз превосходящий обычную норму, пробившись через горловину первых нильских порогов, постепенно затопляет весь Египет. Наводнение достигает своей высшей точки в августе-сентябре, когда уровень воды на юге страны повышается на 14 м, а на севере - на 8-10 м выше ординара. В середине ноября начинается быстрый спад воды, а река снова входит в свои берега. За эти четыре месяца принесенные Нилом органические и минеральные частицы тонким слоем оседают на залитое в период паводка пространство.

Этот осадок постепенно и создавал египетскую почву. Вся почва страны - наносного происхождения, результат многотысячелетней деятельности реки в период ее ежегодных наводнений. И узкое каменное ложе верхнеегипетской долины, и бывший когда-то морским заливом Нижний Египет сплошь покрыты глубоким слоем речных отложений - мягким пористым нильским илом. Именно эта очень плодородная, легкая для обработки почва и есть основное богатство страны, источник ее стабильных высоких урожаев.

Увлажненная, готовая к посеву земля Нильской долины имеет чёрный цвет. Кемет, что значит Черная, называли свою страну ее древние жители.

«Египетская почва - черная, рыхлая, именно потому, что она состоит из ила, перенесенного Нилом из Эфиопии» (Геродот «Музы», Книга вторая «Евтерпа», 12).

В течение тысячелетий Нил создал своими наносами более высокие по сравнению с уровнем самой долины берега, поэтому существовал естественный уклон от берега к краям долины, и вода после паводка не спадала сразу и распространялась по ней самотеком. Чтобы обуздать реку, сделать поток воды в период наводнения управляемым, люди укрепляли берега, возводили береговые дамбы, насыпали поперечные плотины от берегов реки до предгорий, чтобы задержать воду на полях до тех пор, пока достаточно не насытится влагой почва, а находящийся в воде во взвешенном состоянии ил не осядет на поля. Много сил потребовало и прорытие водоотводных каналов, через которые сбрасывалась в Нил перед посевом оставшаяся на полях вода.

Так в первой половине IV тысячелетия до х.э. в древнем Египте создается бассейновая система орошения, ставшая основой ирригационного хозяйства страны на многие тысячелетия, вплоть до первой половины нашего века. Древняя система орошения была тесно связана с водным режимом Нила и обеспечивала выращивание одного урожая в год, который в этих условиях созревал зимой (посев начинался только в ноябре, после паводка) и собирался ранней весной.

Так в условиях создания ирригационных систем возникает своеобразная общность людей в рамках локального ирригационного хозяйства, которой присущи как черты соседской земельной общины, так и черты первичного государственного образования. По традиции мы называем такие общественные организации греческим термином ном.

Каждый самостоятельный ном располагал территорией, которая была ограничена местной ирригационной системой, и представлял собой единое хозяйственное целое, имея свой административный центр - окруженный стенами город, место пребывания правителя нома и его приближенных; там же находился и храм местного божества.

К моменту образования единого египетского государства таких номов было около сорока. В условиях узкой верхнеегипетской долины каждый ном, находившийся на левом или правом берегу Нила, соприкасался со своими южными и северными соседями; номы же Нижнего Египта часто были еще изолированы друг от друга болотами.

Дошедшие до нас источники не дают возможности в достаточной степени проследить историю номов до возникновения объединенного Египта, в состав которого они вошли в качестве местных административно-хозяйственных единиц (сохранив при этом свою самобытность и склонность к обособлению на протяжении веков).

От тех отдаленных времен сохранились плоские сланцевые таблички, покрытые символическими рельефными изображениями междоусобных войн. Мы видим кровавые битвы на суше и реке, процессии связанных веревками пленных, угон многочисленных стад крупного рогатого скота, овец, коз. В этой длительной упорной борьбе сильные номы покоряли своих более слабых соседей. В результате этой борьбы и в Верхнем, и в Нижнем Египте появляются крупные объединения номов, возглавляемые правителем сильнейшего нома-победителя. Конечно, не исключено и мирное присоединение отдельных номов к своим более сильным соседям.

В конце концов где-то во второй половине IV тысячелетия до х.э. номы Юга и Севера страны объединились в Верхнеегипетское и Нижнеегипетское царства. Один из самых южных номов Верхнего (Южного) Египта с центром в г. Иераконполь объединил верхнеегипетские номы. Объединителем Севера становится один из номов запада Дельты с центром в г. Буто. Цари Верхнеегипетского царства носили на голове убор белого цвета, цари Нижнеегипетского царства - корону красного цвета. С созданием единого Египта двойная красно-белая корона этих царств стала символом царской власти до конца древнеегипетской истории.

История этих царств практически неизвестна, до нас дошло лишь несколько десятков имен, в основном верхнеегипетских. Мало мы знаем и о многовековой ожесточенной борьбе этих царств за гегемонию в Египте, победу в которой одержал сплоченный и экономически сильный Верхний Египет. Считается, что это произошло в конце IV тысячелетия до х.э., но древнейшая египетская хронология все еще очень ненадежна.

Силами отдельных номов, да и более крупных объединений было чрезвычайно трудно поддерживать на должном уровне все ирригационное хозяйство страны, состоявшее из небольших, не связанных или слабо связанных друг с другом оросительных систем. Слияние нескольких номов, а затем и всего Египта в единое целое (достигнутое в результате длительных, кровопролитных войн) позволяло совершенствовать оросительные системы, постоянно и организованно их ремонтировать, расширять каналы и укреплять дамбы, совместно бороться за освоение заболоченной Дельты и в целом рационально использовать воды Нила. Совершенно необходимые для дальнейшего развития Египта, эти мероприятия было возможно осуществить только общими усилиями всей страны после создания единого централизованного административного управления.

К концу IV тысячелетия до х.э. завершился продолжительный додинастический период египетской истории, длившийся от времени появления первых земледельческих культур близ Нильской долины вплоть до достижения страной государственного единства. Именно в додинастический период был заложен фундамент государства, экономической основой которого стала ирригационная система земледелия в масштабах всей долины. К концу додинастического периода относится и возникновение египетской письменности. С этого времени начинается история династического Египта.

Манефон считает объединителем Египта (около 3000 г. до н. э.) царя по имени Менес (Мина), основателя I династии. Его, вероятно, можно отождествить с царем, носящим в древнейшей египетской летописи тронное имя Хор-Аха ("Хор Боец"). Однако он не был первым верхнеегипетским правителем, претендовавшим на власть во всем Египте. Так называемая палетка Нармера, одного из додинастических правителей Верхнего Египта, найденная при раскопках Иераконполя, повествует в символической форме о победе этого царя над жителями Нижнего Египта. Нармер, представлен на этой рельефной табличке во время своего триумфа увенчанным объединенной короной Верхнего и Нижнего Египта. По-видимому, некоторые предшественники Нармера также претендовали на господство над всем Египтом, Менее же возглавил список египетских царей, дошедший до нас благодаря сочинению Манефона, вероятно, потому, что именно с него началась в Египте прочная летописная традиция. Но и при Менесе, так же как и при его предшественниках, да и последователях, достигнутое единство страны не было еще окончательным. Покоренный Нижний Египет долго еще не желал призвать свое поражение, и там в течение почти всего Раннего царства происходили кровавые военные столкновения.

Однако Мнение о создании единого централизованного государства в Египте при фараоне Менесе подвергалось критике в современной научной литературе. Объединение государства нельзя считать однократным актом этого фараона. Оно явилось результатом действий ряда властителей на протяжении многих лет, как говорилось выше, это был процесс мучительный, кровавый, насильственный.

Аналогичные процессы происходили в древнейшем Двуречье и других государствах Древнего Востока, а также в Древней Греции и в Риме.

Периодизация истории династического Египта от полулегендарного царя Менеса до Александра Македонского, примерно с XXX в. до х.э. вплоть до конца IV в. до х.э., тесно связана с манефоновской традицией. Манефон, жрец, живший в Египте вскоре после походов Александра Македонского, написал на греческом языке двухтомную "Историю Египта". К сожалению, сохранились только выдержки из его сочинения, самые ранние из которых встречаются в трудах историков I в. х.э. Но и то, что дошло до нас, часто в искаженном виде, чрезвычайно важно, так как это отрывки из книги человека, описавшего великую историю своей страны, основываясь на хорошо доступных ему и уже безвозвратно утраченных подлинных египетских документах.

Манефон делит всю историю династического Египта на три больших периода - Древнее, Среднее и Новое царства; каждое из названных царств делится на династии, по десять на каждое царство, - всего тридцать династий. И если манефоновское деление египетской истории на три больших периода на самом деле отражает определенные качественные этапы в развитии страны, то такая равномерная раскладка династий по царствам представляется условной, да и сами эти династии, как можно убедиться, - образования весьма условные. В основном манефоновская династия охватывает представителей одного царствующего дома, но нередко, по-видимому, может вмещать в себя несколько неродственных правящих домов, а однажды два царственных брата отнесены к двум разным династиям. Несмотря на это, наука до сих пор для удобства придерживается манефоновской династийной традиции. Внесены коррективы в этапную периодизацию истории древнего Египта; первые две манефоновские династии выделены в Раннее царство, а последние, начиная с XXI династии, - в Позднее царство.